Опыт логопеда. Опыт работы логопеда

Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ поступают дети, имеющие отклонения в развитии устной и письменной речи, что препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.
В последние годы школьному логопеду приходится сталкиваться с проблемами, которые выходят за рамки его профессиональной компетенции. Как показывает опыт логопедической работы, трудности усвоения материала общеобразовательной школы чаще всего обуславливаются не только и не столько речевым недоразвитием, сколько несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психо-физического развития детей и т.д.

Проанализировав работу учителей-логопедов в сельских школах видно, какие трудности встают на их пути:
увеличение численности обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи;
увеличение численности обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями – дизартрией, заиканием, ринолалией, которым нужна помощь медицинского логопеда;
увеличение количества детей с СПЗ и ЗПР, с «гиподинамическим синдромом» и детей с гиперактивностью;
появление в сельских школах детей с двуязычием, для которых русский язык является иностранным;
увеличение количества детей с ОВЗ;
усложнение школьных программ, вследствие этого возрастает количество детей с трудностями в обучении. Современные программы общеобразовательной школы построены из учета взаимодействия с абсолютно здоровыми детьми (не имеющими серьезных речевых нарушений, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психического развития) Очень сложно таким детям учить в начальной школе несколько языков одновременно.
неоднородный состав речевых патологий у школьников (это создаёт проблему комплектации групп, занятия в основном индивидуальные);
неумение и нежелание некоторых родителей помочь своим детям.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения. Каждый год в сентябре я провожу обследование первоклассников по методике раннего выявления дислексии, разработанной А,Н.Корневым.

Вот результаты логопедического обследования первоклассников по МРВД за последние семь лет. (Количество детей от общего числа первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексии).

Предельная наполняемость логопункта сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек, а в нашей школе от 26 до 35. Кроме этого логопедические занятия проводятся с 2 детьми, обучающимися по индивидуальным программам школы 8 вида. В июне работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи из малокомплектных школ - структурных подразделений нашей школы. Занятия с обучающимися проводятся в основном индивидуально, т. к. зачислены в логопункт дети с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание), ЗПР и СПЗ. Большая часть детей посещают логопедические занятия все четыре года. Занятия проводятся систематически 1-2 раза в неделю во второй половине дня. Дети приходят уже уставшие, но пропусков логопедических занятий без уважительной причины практически нет.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
В своей работе использую обучающие и развивающие компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Русский язык 1кл», «Баба Яга учится читать», «Фраза», «Тренировка быстрого чтения», «Веселый диктант», «Семейный наставник», « Размышлялки» и т.д. Кроме этого мною приобретено очень много развивающих игр, помогающих учащимся быстрее усвоить проблемные темы русского языка: «Орфография с секретом», «Товарищ мягкий знак», «Чудеса во множественном числе», «Каждому слову – свое место», «Словесный калейдоскоп», «Мысль бежит, слово догоняет» и т.д. Очень нравятся детям развивающие раскраски « Самые проблемные темы по русскому языку» Анны Вайнруб. В работе над словарными словами использую методику О.Б. Иншаковой, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов и технологию «Учение без мучения» Г.М.Загебард; в работе над безударными гласными также успешно применяю технологию « Учение без мучения», упражнения по развитию антиципации (чтению по догадке) помогают не только увеличить скорость чтения, но лучше и быстрее понять прочитанное.

Для занятий с детьми, обучающимся по индивидуальным программам школы 8 вида, для совершенствования произносительной стороны речи, коррекции моторики, развития пространственных представлений, чувства ритма использую веселую логоритмику, пальчиковые игры, песенки-игры для общего развития ребенка Екатерины Железновой; «Веселые игры для развития речи и слуха» - эффективную компьютерную программу для работы над «трудными звуками», стихи с движениями, чистоговорки с картинками, артикуляционную гимнастику в картинках, упражнения с массажным мячом, массаж карандашами, цветные счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и т.д.

Одним из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемого при коррекции тяжелых речевых нарушений является логопедический массаж. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Для работы с детьми я использую логопедический массаж Е.А.Дьяковой, (точечный массаж, зондовый массаж). Такой массаж используется в центрах патологии речи в Москве, широко распространен в нашей стране и за рубежом.

Имею сертификаты. Для массажа приобретено все необходимое: специальный массажный стол, массажные зонды, логостимулоны для массажа артикуляторных мышц и коррекции эластичности губных и подъязычной связок, стерилизатор для обработки логопедических зондов. С октября 2008 года логопедический массаж сделан 45 детям с дизартрией, заиканием и ринолалией. Это 85 курсов (1 курс – 10 сеансов). Из них: Работа логопедом проводится очень большая, сил и энергии такие дети забирают очень много. Результаты моей работы замечают учителя начальных классов, родители и сами дети. Учащиеся с удовольствием ходят на логопедические занятия. Они становятся намного увереннее в своих силах, у них улучшается успеваемость.

Учитель-логопед, МБОУ «Лешуконская СОШ» с. Лешуконское Архангельской области: Михеева Ирина Ивановна

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Однако, умения ребенка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитаяустная речь.

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) - это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонетическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

Преимущества игры и игровых приемов, по моему мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны - более активно воздействовать на ребенка. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Какие же качества игры являются дидактическими ценностями?

Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно;

Игра помогает не только проявлять способности, но и совершенствовать их. Игра является орудием обучения и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в тоже время большое удовольствие.

Целью использования игровых приемов в своей логопедической практике я считаю:

Повышение мотивации детей к занятиям;

Увеличение результативности коррекционно-развивающей работы;

Развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели меня к постановке и решению следующих задач:

Изучить особенности использования игровых приемов в логопедической работе;

Подобрать методические пособия по теме «Игровая деятельность в логопедической работе»;

Постоянно обновлять и пополнять кабинет дидактическими играми;

Самостоятельно изготавливать игровые пособия для логопедических занятий;

Подобрать игрушки для логопедических занятий;

Разработать конспекты занятий в игровой форме;

Оказывать помощь воспитателям по использованию игровых приемов;

Консультировать родителей по выполнению домашнего задания логопеда в игровой форме.

Для реализации поставленных задач в детском саду есть определенные условия:

Логопедический кабинет;

Методическая литература данной тематики;

- «мастерская» по изготовлению игровых пособий;

Стенд для родителей «Логопедический уголок»;

Музыкальный зал.

На своих занятиях я реализую игровые приемы и ситуации по основным направлениям:

Дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

Учебный материал используется в качестве игрового средства;

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть львенок Рыу, лошадка Лола, осьминожка Ося и другие. Даже неодушевленные предметы оживают на наших занятиях - важный Мухоморчик, Ёлочка-иголочка. Почти всегда эти игрушки погружают детей в игровую ситуацию, где дети учат их тому, чему учатся сами.

Для работы с детьми с ЗРР, с ОНР используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка, разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово, многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек - это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. В этом случае я продуманно отношусь к распределению детей в команды или подбору детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

В старшей группе проводятся занятия по обучению детей грамоте. Для облегчения усвоения учебного материала я изготовила несколько дидактических пособий - карточки букв с занимательными стихами, замки звуков (синий и красный, где поселяются гласные и согласные звуки).

Особо следует упомянуть дидактические игры. Эти игры я использую как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. В качестве дидактического материала используются:

Игрушки,

Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей,

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

Совершенствовать речь,

Развивать все психические процессы.

По каждому направлению логопедической работы я подобрала игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введению его в речь, работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Для автоматизации звука я изготовила пособия - «музыкальные клавиши» (ребенок пальчиками нажимает на клавиши, изготовленные из поролона разной жесткости и поет слог, который напечатан над каждой отдельной клавишей; это пособие также служит массажером для детских пальчиков), «волны», «тропинки» (ребенок двигает пальчиком по подготовленной поверхности и произносит встречающиеся звуки.

С помощью дидактических игр, например таких, как «Сложи словечко», «Кто быстрее, кто больше?», «Подскажи словечко», «Скажи ласково» проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

Самые любимые детьми игры - на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

В логопедическом кабинете есть настольно-печатные игры, которые использую с детьми по разным направлениям в своей работе, такие как «Во саду ли в огороде», «Чья мама?» и другие.

В работе я также использую информационно компьютерные технологии. В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедические программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Работая по этому направлению, я провела исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотелось также выяснить, чем отличается усвоение новых знаний в процессе игры от усвоения тех же знаний в процессе занятий, проводимых в форме беседы.

Экспериментальное обучение провела с детьми старшей группы, в которой было 12 человек.

Для исследования выбрала игру «Швейная мастерская».

Игру провели с подгруппой из 6 человек.

В данном случае мы с детьми обыгрывали действия, которые выполняются швеями при изготовлении одежды, каждое действие ребенка комментировалось мною. Игра проводилась в течение 30 минут. За это время никто из детей не отвлекался. Все с интересом слушали словесные пояснении и наблюдали за рабой друг друга.

Со второй группой из 6 человек провели занятие в форме беседы. На занятии были переданы те же знания, которые сообщались детям в первом случае. Через 15 минут после начала беседы дети начали отвлекаться, они устали от напряженной умственной работы. Присутствуя на занятии, они не принимали в нем активного участия.

Ответы детей на вопросы по теме «Швейная мастерская» до проведения занятия и в контрольной беседе я представила в таблицах.

I группа детей

Ответы на вопросы до проведения игры

Ответы на вопросы после проведения игры

Кто изготавливает одежду?

Кто изготавливает одежду?

Из чего изготавливают одежду?

Из чего изготавливают одежду?

Из ткани. Ткань бывает различная

Чтобы надевать

Для чего изготавливают одежду?

Чтобы ее носили, красиво выглядели, согревались в ней в холодную погоду и т.д.

Как изготавливают одежду?

Как изготавливают одежду?

Воспроизведены все трудовые операции

II группа детей

Проанализировав ответы детей, я пришла к выводу, что игра является ценным средством не только закрепления приобретенных ранее представлений и понятий, но и ознакомления детей с новыми для них явлениями жизни. То, что усваивается детьми в игре, усваивается достаточно четко, правильно, связно.

Работа с педагогами

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Воспитатели периодически посещают фронтальные и индивидуальные логопедические занятия с цельюознакомления коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя себя продолжать эту работу в группе. В свою очередь сама периодически посещаю занятия воспитателей по развитию речи, также воспитатели делятся со мной своими наблюдениями за речью ребёнка в группе.

Работа с родителями

Одним из обязательных условий успешности коррекционного процесса в своей работе считаю сотрудничество логопеда и семьи. В условиях логопункта ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, и от степени заинтересованности и участия мам и пап в исправлении речи своего малыша. Домашние упражнения с ребенком советую проводить в игровой форме. И, как я уже убедилась на личном примере, у родителей такая форма работы с детьми вызывает большую заинтересованность.

Для родителей мною были:

Проведены родительские собрания на темы: «Для чего ребенок посещает логопедические занятия», «Роль семьи в преодолении дефектов речи»,

Изготовлены и распространены памятки для родителей «Рекомендации по выполнению логопедических упражнений»,

Проведены мастер-классы для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

Также с родителями ведется постоянная консультативная работа на темы, которые требуют разъяснения для родителей, например, «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка». Советы и рекомендации логопеда размещаются в информационном уголке логопедического пункта.

Мои достижения в работе по данному направлению.

В результате использования игровых приемов на логопедических занятиях мы с детьми сумели достичь следующих результатов:

Дети с удовольствием посещают логопедические занятия,

Материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения,

Коррекционная работа имеет положительную динамику (об этом свидетельствует мониторинг речевого развития детей, проведенный с детьми в сентябре и марте 2013-2014 учебного года).

Результаты диагностического исследования речи старших дошкольников в марте показали, что высокий уровень речевых навыков наблюдается у 40 % обследуемых, средний - у 45, низкий - у 15%. Я считаю, что такая динамика, по сравнению с периодом начала учебного года, благоприятна, и к концу года уровень речевого развития дошкольников возрастет.

Я накопила опыт в использовании игр, направленных на развитие речи, опытом работы делилась с коллегами детского сада на педагогических советах, проводила семинар-практикум на тему «Развитие связной речи посредством логопедических игр», самостоятельно разработала и разместила на сайте детского сада презентации логопедических занятий: «Звук [Й], буква Й», « Звуки[Л],[Л"]; буква Л», «Сказка о Веселом Язычке».

Я планирую продолжать работу по данной теме, буду стремиться повысить уровень развития речи у детей, используя, как традиционную, основную систему методов и приемов, так и инновационные, нетрадиционные методы проведения коррекционно-логопедических занятий. Особое внимание хочу уделить разработке логопедических игр и использованию их в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Продолжу заниматься самообразованием, и повышать квалификацию учителя-логопеда.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №18 «Гнёздышко» комбинированного вида г. Орска»

Год рождения:1972

Образование: 1. Педагогический колледж

2. г.Москва Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Столичная финансово-гуманитарная академия. Квалификация учитель-логопед по специальности «Логопедия».

Общий стаж работы: 24 года, в том числе педагогический стаж: 24 года

Стаж работы в должности Учитель-логопед в МДОАУ д/с 18 – 3,6 года

2. Условия формирования опыта.

По данной теме мною была подобрана и изучена литература:

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии.- Санкт - Петербург. 2010.

5. Закон РФ «Об образовании». – М., 2007.

6. Конвенция о правах ребенка.

7. Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В.М. 1987.

8. МакунинаЕ. Придумываем истории и сказки.Ж. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.

9. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.

10. НовиковскаяО.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.

11. СаковичН.А.Практикасказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.

12. СтишенокИ.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.

Шорохова О.А.Играем в сказку. - М.2006.

13. Шорохова Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г

14.

3.Теоретическая база опыта.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии нормативно – правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об образовании», «Основная общеобразовательная программа детского сада», на основе личностно – ориентированной модели обучения и воспитания. Создаются условия (общеобразовательные программы, развивающая среда, личный профессионализм), обеспечивающие готовность детей с ОНР к следующей ступени образования, полноценное развитие личности: эмоциональной сферы, творчества, интересов, мотивов, самооценки и самосознания ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

4.Актуальность и перспективность.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности), принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).

5.Новизна опыта

Сказкотерапия - метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь - наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

6.Адресность опыта.

Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями, студентами педколледжей и педвузов.

7.Технологии опыта

Методы: целенаправленное наблюдение текста; описание по прочтению текста; “интерьер” сказки; создание иллюстраций к отдельным эпизодам; лепка сказочных персонажей; изготовление карнавальных масок; волшебных атрибутов; отбор иллюстраций к ранее прочитанным книгам; разыгрывание сценок из сказок; литературные театры: драматизация, литературное чтение, демонстрация рисунков и поделок; прослушивание музыкальных произведений; выставка книг писателей; сочинение рассказов от лица одного из герое произведения;домысливание судьбы героев; рассказывание о любимой сказке; тематические беседы о прочитанном, об авторе, о жанре; беседа о литературных героях, задача которых – развивать художественные ассоциации; беседа о жанре; эксперимент с художественным образом; игры “Герои среди нас”.

В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику (к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации).

В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии. Циклы – это разделы программы: Фонетика. Звукопроизношение. Обучение грамоте. Грамматика. Лексика. Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

Приёмы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии:

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)

Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

Сказку можно сложить из ткани.

Сравнение. Игра в сравнения: «Кто на кого похож?» «Что на что похоже?»

Сказки имеют запахи. Проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов.

Сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят”

8.Результативность опыта.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели: - создание коммуникативной направленности речевых высказываний; - совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; - развитие просодической стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии.

Сказку можно сложить из ткани . Я вместе с детьми стала на столе изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на столе расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.

Игры – беседы с персонажами сказок . После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, иногда продолжаю обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами (театральные куклы, мягкие игрушки). Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.


Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу провожу о самой страшной, самой печальной книжке - в любом случае у ребенка развивается мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий


Игра – драматизация Кто на кого похож

Следующий этап в работе во втором полугодии старшей группы - это игра - драматизация, игра - инсценировка. Именно эту особенность подлинного художественного произведения использую в дальнейшей работе над ним.


Кукольный театр


Сказка и музыка.

Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам). Музыка способна лечить - это уже многократно доказано учеными медиками всего мира. Музыка- основа гармоничного развития личности.


В героев можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы подбираем музыку.



Эксперимент с художественным образом игры«Герои среди нас»




Показ иллюстраций


Разыгрывание сценок из сказок


Рисование и аппликация сказочных персонажей

Я стремлюсь прожить сказку вместе с детьми, задействовав все органы его чувств. Когда начала заниматься с детьми сказкотерапией, то поняла, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка Так, например, они “не видят” ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге. Поэтому вместе с детьми после чтения сказки стали рисовать, делать аппликации, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Увидела, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование и аппликация помогает понять нравственные стороны, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.


Различные виды театров




Викторина – эстафета

по русским народным сказкам

Детский сад № 18 «Гнездышко» г. Орска

старшая логопедическая группа

учитель – логопед Гончарова О.П.

Цели:

Расширить знания дошкольников о сказках;

Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;

Развивать речь дошкольников, читательский интерес, память;

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками, листы ватмана и фломастеры, два ведра, два веника, медали.

Ход викторины

Звучит грамзапись.

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

А почему они волшебные?

Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои

(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами. Поприветствуем команда …, команда.. .

Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде.

Итак, начнем!

Конкурс 1. “Назови сказку по картинке”

(По иллюстрациям участники называют сказки:Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)

Молодцы!

Конкурс 2. “Ушки на макушке”

(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода. В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка.(Снегурочка).

В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая?(Баба Яга).

Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна лягушка).

Посадил ее дед в поле Лето целое росла. Всей семьей ее тянули очень крупная была. (Репка).

На сметане был мешен. В русской печке испечен. Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей(Колобок)

Отворили дверь козлята. И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

На окошке он студился Взял потом и укатился На съедение лисе. (Колобок)

Что за чудо, что за диво едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

Заигралась сестрица. Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”

Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён

Круглый бок, румяный бок

Покатился …….. (колобок)

Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

Конкурс 4. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?


Конкурс 5. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.


Конкурс 6. “Найди ошибки художника”

(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и находят ошибки художника.)

Конкурс 7. К нам в д/с пришли телеграммы. Помогите догадаться от кого они?

Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Конкурс 8. «Угадай сказку»

    «Иван Царевич и зеленый волк»

    «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

    «Дарьюшкина избушка»

    «Плавучий корабль»

    «Лапша из топора».

Молодцы ребята

Вот закончилась игра,

Расходиться нам пора. А за интересную игру вручаю вам медальки.

Конспект занятия с использованием сказкотерапии и

логоритмики «Путешествие с колобком по лесу»

Учитель-логопед

Гончарова О.П.

Цель: Развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики.

Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство детей с устным народным творчеством, русским бытом, расширение и активизация словаря по сказке «Колобок», «Овощи – Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Активизация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, развитие связной речи, фонематических представлений. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, общих речевых навыков, творческого воображения, фантазии.

Коррекционно-воспитательные задач: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, преодоление нерешительности перед публичным выступлением и умения оценивать поступки. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, логоритмические упражнения, физкультминутка, подвижные игры использование музыкальных композиций, показ демонстрационного материала, использование раздаточного материала, использование физического инвентаря, сюрпризный момент, поощрение.

Материал: Шапочки персонажей сказки, две корзины, муляжи овощей и фруктов, три обруча, картинки с песенками Волка, картинки на звуки (А), (У), (И), части целой картинки «Колобок».

Аудиозаписи: Музыкальные композиции «В гостях у сказки», «Песенка о колобке», «Танец с музыкальными инструментами», «Звуки природы».

Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Колобок» раздача ролей, разучивание стихов и песен.

Дидактический материал «Овощи», «Фрукты».

Ход занятия

1 часть. Вводная.

Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки»

Логопед: Здравствуйте дети. А вы любите сказки? Сегодня мы сыграем с вами свою сказку о Колобке. А пока я превращу вас в сказочных героев (на детей надевают шапочки персонажей сказки Колобок)

Логопед:

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое,

Мы отправимся сейчас.

Но отправимся мы не одни, а со сказочным персонажем, а с каким вы должны отгадать.

(логопед загадывает загадку)

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол,

И от бабушки ушел.

У него румяный бок...

Вы, узнали? (Колобок).

(Появляется колобок под музыку из мультфильма «Колобок»)

Колобок: Здравствуйте, дети, я Колобок (дети приветствуют колобка).

Логопед: Ребята, на какую геометрическую фигуру походит наш колобок? Какого цвета? Сколько у него глаз? (Ответы детей)

Колобок: Какие вы ребята молодцы, умные, сообразительные, я хочу пригласить вас в весенний лес, для того чтобы попасть туда, нужно выполнить все мои задания.

Ребята, давайте, образуем круг «Доброты»

(Логоритмика «Круг Доброты)

Мы построим с вами круг

Слева - друг и справа - друг

Никуда не выходи

Ты из круга «Доброты!»

Мы пойдем сегодня в лес,

Там полным-полно чудес

Ушки, глазки навостри

Ничего не пропусти.

Чтоб не сбиться нам с пути,

С другом мы должны пойти!

(Движения выполняются под музыку)

Зашагали ножки

По весенней дорожке,

Будем по лесу шагать

И природу созерцать. (дети шагают)

Выше голову, друзья, небо наблюдаем. (поднимают голову)

Солнце, тучки и тепло, погоду угадаем?

Какая погода? (хмурая, холодная, ненастная, солнечная, жаркая)

Тучи быстро бегут по небу, кто их гонит? (ветер)

Я ветер. Вы - мои тучи.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч. (дети бегут по кругу)

Солнышко взошло, разогнало тучи.

(И. п.)

Солнышко протянуло к нам свои лучики

(восстановления дыхания вдох-выдох)

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво!

2 часть. Основная.

Колобок: Ой, а кто это? (из-за куста выходит ребенок в костюме Зайца)

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: А вот и не съешь! Зайцы колобков не едят, а любят фрукты и овощи.

Логопед: Дети, соберите для зайчишки корзину с фруктами и корзину с овощами.

(Игра «Помоги зайчишке»)

Колобок: Чтобы зубы были крепки, жуйте овощи все детки!

Логопед: И покатился Колобок дальше. (ребята идут змейкой за Колобком)

Побежал он по дороге, волку серому под ноги.

(на полянке, на пне сидит ребенок в костюме Волка)

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Логопед: Постой, Волк, не ешь Колобка, хочешь, дети твои песенки пропоют? Мы можем пропеть их громко и тихо.

(По беззвучной артикуляции дети поют звуки А, У, И тихо и громко).

Колобок: а еще мы с ребятами можем разложить картинки со словами под этими буквами. (Игра "Разложи картинки по домикам". (картинки с гласными А, У, И в начале слова: аист, иглы, абрикос, удочка, апельсин, игрушка, укроп, автобус, утка, ананас, утюг, улитка, индюк, арбуз.)

Ну, что не съешь меня? Отпустишь?

Волк: Не трону я тебя, уж больно мне понравилось с вами играть.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не спеши, успеешь скушать.

Хочешь считалочку послушать?

Медведь: Ну, давай, от чего ж не послушать.

Колобок: (Логоритмика «Мишка»)

За стеклянными дверями (ритмично хлопают)

Стоит мишка с пирогами. (протягивают вперёд обе руки)

Здравствуй, Мишенька, дружок, (кланяются)

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, (движения тремя пальцами - показывают три пальца)

А водить-то будешь ты (указательный жест)

(Медведь рычит и бежит за детьми.Дети убегают)

Логопед:

Укатился Колобок, замелькал румяный бок.

А медведь вслед побежал, но куда там, не догнал.

А навстречу, ой, ой, ой, шла лиса тропой лесной.

(появляется ребенок в костюме Лисы)

Лиса:

Как пригож ты, Колобок, как румян и весел!

Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.

Я хочу с тобой дружить, тебя в подарок получить.

Логопед: Нам всем колобок тоже очень понравился. Давайте, все вместе сделаем портрет Колобка.

(Дети из частей целой картинки составляют портрет Колобка)

Логопед: Каким получился наш Колобок?

Дети: Красивым, весёлым, румяным.

Логопед: А теперь я предлагаю потанцевать с нашим колобком, под аккомпанемент шумовых музыкальных инструментов.

(под песенку о Колобке ребята выполняют движения с музыкальными инструментами)

3 часть. Заключительная.

Логопед: МОЛОДЦЫ! У вас все получилось. Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться, а колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться (дети прощаются с Колобком).

Ответьте мне, друзья, понравилось ли вам наше путешествие?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Было ли трудно?

Мы обязательно еще не раз отправимся путешествовать.

А сейчас попрощаемся с нашими гостями и скажем всем «До новых встреч!».

Используемая литература:

Журнал «Логопед», №12013г.

Книга «Логоритмика в детском саду», автор Картушина М. Ю. , М-2007г.

Книга «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», автор Нищева Н. В. , СПб - 2003г.


Могрицкая В.М.,
учитель-логопед МБДОУ № 49 г. Амурска

На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО главной особенностью организации образовательной деятельности является уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.

Учитывая выше перечисленное, возникает вопрос — за счет чего можно повысить эффективность процесса обучения в коррекционной группе? Чтобы действительно канули «в лета» жестко регламентированные занятия. Как правильно организовать специфическую детскую деятельность, подразумевающую их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации? Но при этом процесс обучения должен остаться!

Требования ФГОС основаны на трудах отечественных ученых, педагогов, которые в разное время обращались к детской игре, как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.И. Сорокина, Н.Я. Михайленко, Р.И. Жуковской, P.C. Буре и других.

Изучение данных источников позволило мне сделать вывод, что, игра имеет большое значение в развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, большой опыт в этом получают в песочнице, игры с песком являются свободными: дети как хотят, что хотят строят, перестраивают, фантазируют. Педагогическая же практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего можно сделать традиционную методику по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) более интересной, увлекательной, продуктивной.

Цель работы :
Формирование фонематических процессов у детей с ОНР на основе активного использования игр с песком.

Задачи :
1.Создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования фонематических процессов;
2.Разработать и внедрить разнообразные задания, игры с песком для последовательной работы по формированию фонематических процессов у воспитанников;
3.Повысить результативность процесса обучения посредством использования игр с песком, которые способствуют не только формированию фонематических процессов у воспитанников, но и развитию познавательно-исследовательской деятельности, игровой и творческой активности;
4.Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества воспитанников во время индивидуальной и подгрупповой работы, тем самым совершенствуя навыки позитивной коммуникации.

Для более эффективной работы с детьми на первоначальном этапе важно было организовать образовательное пространство, с разнообразным оборудованием для песка, которое будет соответствовать принципам ФГОС ДО: информативности, доступности, вариативности, полифункциональности – и обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, поможет им в самовыражении. С этой целью было изготовлено по собственному проекту оборудование:

«Веселые человечки»




Данное оборудование имеет ряд преимуществ перед фабричным: оно переносное, легкое, ребенок может в любое время индивидуально работать с ним в любой части групповой комнаты.
Фонематические процессы включают в себя развитие фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений. Работу по совершенствованию этих процессов включаю в каждое занятие.

Для того, чтобы показать как игры с песком и созданное оборудование
усиливают мотивацию к выполнению задания, за счет чего вызывается интерес к овладению детьми фонематическими процессами, приведу пример: занятие по теме «Звук Ф» в коррекционной группе».

На организационном этапе заинтересовываю детей с помощью игровой мотивации – «Верни ежику его звук». Отправляемся в путь, предлагаю «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (пальчиковая гимнастика). Это способствует развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений.

Начинаем работу по совершенствованию фонематического анализа. В первую очередь нужно определить, какой мы ищем звук. Предлагаю детям подойти к «Световым коробам» — это контейнер большого размера матовый, где роль экрана играет крышка с бортиками, в качестве света использую фонари, крышка покрыта песком. Они придают таинственность, тем самым вызывают у детей желание разгадать эту тайну. Задаю вопрос: «Как узнать, что спрятано под песком, не дотрагиваясь до него?». При этом в виде подсказки предлагаю детям разнообразные предметы: палочку, трубочку, камень, веревочку и т.д.

Воспитанники путем рассуждения приходят к выводу, что сухой песок легкий, его можно сдуть через трубочку. Сдувают, тем самым вырабатывают правильный выдох. На дне находят силуэт предметов: фонарь, фартук, флаг. Проговаривая вслух эти слова, дети находят повторяющийся в них звук «Ф». Спрашиваю: «Как вы думаете, почему ежик потерял именно этот звук?» Отвечают, что ежики фыркают. Произносят звук, подражая ежам, даем характеристику звука — он согласный, твердый, глухой.
Далее детям предлагается превратить эти предметы в объемные, то есть сделать налеп на силуэте. Пробуют из сухого песка, он рассыпается, и контур становится размытый. Приходят к мысли, что нужно намочить песок, тогда он склеится и можно вылепить предмет. Каждый ребенок делает практическое действие. На данном этапе воспитанники усваивают систему научных понятий, приобретают экспериментальные способы познания окружающей действительности, что позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, развивают его интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Переходим к определению наличия или отсутствия звука из ряда других звуков при помощи «Веселых человечков», которые представляют собой латексный шар наполненный песком, благодаря чему, он может принимать разную форму. Даю детям задание: когда они услышат звук «Ф», слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ). Так с помощью мимики передают эмоции «человечков» и одновременно развивают слуховую память.

Обучаю воспитанников навыку синтеза слога. Выставляю «человечков» парами, (первый синий рядом красный с условным обозначением звука «А», в виде рта — большого круга). Ребенок соединяет звуки и получает слог «ФА». Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками.

В следующей части занятия, учимся выделять позицию звука в слове. Детям предлагаю игру «Цветовые параллели», которая представляет собой 16 ячеек основных цветов, каждая ячейка заполнена наполовину песком. Воспитанники делятся на пары, им выдается план-схема, в которой с помощью условных обозначений указано, где находятся предметы. Ребята договариваются, кто читает схему (например, первый предмет находится в желтом ряду, во второй сверху ячейке и т.д.), а кто с помощью кисточки находит предметы. Далее пары определяют и проговаривают, где спрятался звук. Предметы расселяют в разные секции песочного стола: в правой располагают предметы со звуком в начале слова, в левой – в конце слова. Тем самым воспитываю умение чувствовать своего партнёра, развиваю навыки сотрудничества, обеспечиваю способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. На данном отрезке параллельно идет развитие пространственных представлений, чем повышаю результативность и качество деятельности (продуктивно-творческой, познавательной).

Заключительный этап направлен на развитие фонематических представлений: придумайте слова с любимым звуком ежика, нарисуйте эти предметы на «Световом коробе», чтобы еж обрадовался. С помощью рисования на песке развиваю у дошкольников сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал.

В целом, игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает их прекрасным средством для развития ребенка.
Развитие фонематических процессов у детей с ОНР.

Из диаграммы видно, что данный метод работы дают высокие результаты.

Таким образом, применение игр с песком, становятся важным условием саморазвития и самоутверждения воспитанников, так как воспринимаются ими как игровая деятельность. Ценно то, что и в самостоятельных играх дети включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального мышления и интеллекта. Данный метод даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Логопеду
Название: Опыт работы учителя-логопеда «Использование игр с песком для формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи»


Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ № 49
Месторасположение: г. Амурск, Амурский район, Хабаровский край

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.