Самообразования тема познавательно экспериментальная деятельность дошкольников. Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Перспективный план

по самообразованию воспитателя

МБДОУ «Смольковский детский сад»

Шиловой Юлии Михайловны

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность.

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой

задачи :

Создавать условия для исследовательской активности детей;

Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы

Октябрь, ноябрь, декабрь.

Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Октябрь.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности.

Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Октябрь

ноябрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

2. практический

Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

С октября месяца.

Подготовка презентации по экспериментированию.

Работа с родителями.

В течение года.

Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение .

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Посадка лука, укропа, в группе.

декабрь

апрель

апрель

По мере роста лука, укропа, пертушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

3.заключительный.

Вторая половина мая.

Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе

Ноябрь – декабрь.

Экспериментирование с воздухом

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

И опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Можно ли поймать воздух
  • буря в стакане воды
  • Попробуем взвесить воздух
  • Реактивный шарик
  • Сухой из воды
  • Чем пахнет воздух

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Рисование

Тема: «Забавная клякса»

(раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Новогодие Ёлочки»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью заготовленной формы.)

Октябрь – ноябрь.

Экспериментирование с песком

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Песчаный конус
  • Свойства мокрого песка
  • Волшебный материал
  • Где вода?
  • Ветер – ветерок
  • Песчаная буря
  • Своды и тоннели

Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Рисование

  1. Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)
  2. Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).
  3. Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Январь – февраль

Экспериментирование с водой

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  • Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
  • Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Откуда берётся вода?
  • Какая бывает вода?
  • Есть ли у воды форма?
  • Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
  • Спрячем игрушку в воде.
  • Изменение объёма воды.
  • Изготовление цветных льдинок.

Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Рисование:

  1. Тема: «Волшебная вода» (колорит).
  2. Тема: «Чудесный букет» (монотипия).
  3. Тема: «Путешествие капельки» (рисование набрызгом).

Апрель

Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов.Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Мы волшебники.
  • Земля- магнит
  • Быстрые кораблики
  • Притягивает - не притягивает

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Рисование

  1. Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)
  2. Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Машенька»

Программа саморазвития педагога

« Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников »

Кондратьева Ирина Викторовна

Образование - средне-специальное,

1 квалификационная категория.

Работа начата -01.09.2014 г.

Предполагается закончить -30.05.2017 г.

2014 - 2017

Оглавление:

Введение

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

Содействие распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

Содействие творческой исследовательской активности детей;

Стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

Содействие формированию у детей научной картины мира;

Популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются , детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Я поставила перед собой

Цель:

Создавать условия для исследовательской активности детей;

Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Через задачи:

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Изучить методическую литературу по данной теме;

Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Этапы реализации программы самообразования

Формы работы

Практический выход, примечание .

Сроки .

Теоретический этап. Изучение методической лит-ры.

*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.

*Изучение методики Л.А, Венгера

Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

* Интернет ресурсы

Изучение статей в журналах :

*Воспитатель ДОУ,

*Дошкольное воспитание,

*Ребенок в детском саду,

*Обруч.

Составление картотеки книг, статей из журналов.

В теч. 3 лет

Практический этап.

Работа с детьми

*Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

* Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

*Составление серии опытов для дошкольников.

* Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

*Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

*Открытые занятия.

В теч. 3 лет

Работа с родителями

*Консультация для родителей

*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях »

*Консультации, участие в проектах, папки-передвижки,фото-выставки,

р екомендации .

В теч. 3 лет

Работа с воспитателями

* Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

*Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», *«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

*Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

*Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

*Изучение опыта педагогов ДОУ

*Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

* Памятки о общих правилах исследовательского обучения.

*Оформление выставок литературы, дидактического материала.

*Проведение мастер-класса для педагогов.

В теч. 3 лет

Форма отчета

*Публикация статей в сетевых образовательных пространствах ;

*Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей;

*Обобщение из опыта работы;

*Отчет на педсоветах;

*Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

*Представление администрации аналитического отчета.

*Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.

*Презентации.

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

Желание улучшить образовательный процесс;

Разработка презентаций.

Разработка и внедрение дидактических материалов.

Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

Доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования : индивидуальная.

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Евгения Яровенко
Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник . Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает , нюхает, экспериментирует , исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности , и повышается познавательная активность .

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности .

Для достижения поставленной цели определила ряд задач :

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей .

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста »; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : сайт, nsportal.ru.

На РМО ознакомилась с опытом работы д/с №10 «Белочка» на тему : «Детское экспериментирование и моделирование – как основы поисково-исследовательской деятельности».

Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников . В уголке природы оборудована «мини-лаборатория» . Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом :

-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

-медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей . Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами снега : снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Например, мы с детьми проводили опыт со снегом. Занесли снег в группу, через несколько минут снег начал таять. Сделали вывод : состояние снега зависит от температуры воздуха. Затем, провели следующий опыт, обыграли его в форме сказки «Приключение любопытного котенка» , где котенок вышел на прогулку и по пути попадал в различные ситуации. Мы налили в литровую банку кипяток и закрыли ее крышкой с отверстиями, сверху положили кусочек снега. Под воздействием пара снег начал стремительно таять. Так любопытный котенок попал под дождь. Делаем вывод : чем выше температура, тем быстрее тает снег. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность» . Изучая свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. На вопрос : «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что можно рисовать красками, мелом, карандашами, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Я предложила ребенку листы плотной бумаги, кусочки свеклы, зелень, несколько ягод. У ребенка появилась возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски. Из пластилина можно лепить не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек пластилина, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Я предложила детям проделать это с разными породами деревьев. Такие игры-занятия знакомят детей с разнообразием фактур материалов.

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :

Видеть и выделять проблему;

Принимать и ставить цель;

решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;

Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей : наглядные, словесные, практические . С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам : «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование »; «Организация детского экспериментирования дома » ; выпустила папки-передвижки по данному вопросу.

Было запланировано открытое занятие на тему : «Путешествие с капелькой» . Цель занятия : познакомить детей со свойствами воды. Вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их .

В результате работы за год я :

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Создала картотеку опытов и экспериментов .

Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности .

Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

Разработала конспекты НОД по экспериментированию .

Провела консультации для родителей по данной теме.

Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность , утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность ,

познавательный интерес ; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования .


План по самообразованию
воспитателя
Тема: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через экспериментирование».
Тема: «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Цель: повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Проанализировать научно – методическую литературу и практический опыт по данной теме.
Выявить значение детского экспериментирования в системе познавательного развития детей.
Составить картотеку элементарных экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
Подготовить письменную информацию для родителей по данной теме.
Составить отчёт по проделанной работе.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетенции.
Вызвать интерес к экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста.
Совместное выстраивание взаимоотношений с родителями.
Привлечение родителей к образовательному процессу воспитанников.
Этапы самообразования
№ Этапы Задачи Направление деятельности Период
1 Информационно – подготовительный
Повышение общекультурного уровня.
Изучение состояния выбранной темы. Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
Поиск адресов передового опыта воспитателей (через интернет ресурсы). Сентябрь -
Октябрь
2 Практический
Внедрить в педагогическую систему экспериментальную деятельность Подготовить консультацию для педагогов.
Составить картотеку экспериментов.
Организовать открытый просмотр для воспитателей.
Работа с воспитанниками.
Проинформировать родителей на тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование». Ноябрь –Декабрь
Январь – Апрель
3 Итоговый Разработать методическую рекомендацию по данной теме. Составить отчёт по данной теме.
Предоставление опыта по теме. Май
Этап. Информационно – подготовительный.
Задачи:
Ознакомление с новым нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
Изучение учебной и научно – методической литературы.
Изучение новых педагогических технологий.
№ Мероприятия Период
1 Подбор и изучение научно - методической литературы:
Программа МБДОУ «Детский сад № 35».






Интернет ресурсы
http://www.maam.ru/
http://www.nsportal.ru/ Сентябрь
2 Разработка и отбор экспериментов для познавательно активности детей
Подготовка материала.
Составление картотеки экспериментов. Октябрь
Этап. Практический.
№ Мероприятия Период
1 Работа с детьми
Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, цветом, формой.
Эксперименты с водой, песком:
Узнаем, какая вода.
Что в пакете?
Поплывет или утонет?
Снеговичок.
Налил – вылил.
Кораблики.
Цветные льдинки.
Эксперименты с цветом, формой:
Волшебная кисточка.
Высокий – низкий.
Широкий – узкий.
Проведение экспериментов и опытов звуком:
Угадай, чей голосок?
Ноябрь – Декабрь
Январь - Апрель
2 Работа с родителями
Письменная информация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Опыты со снегом»
«Создание условий для экспериментирования детей дома»
«Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)»
Тематические фотовыставки:
«Мы экспериментируем»
Привлечение родителей к подбору материала на тему:
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование».
Презентация проекта:
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» Октябрь – Декабрь
Январь – Апрель
3 Организационно-педагогическая работа
Продолжение изучения методической литературы по теме самообразования.
Организовать открытый просмотр картотеки для коллег с целью ознакомления.
Презентация проекта:
«Свойства воды»
Январь – Апрель
Этап. Итоговый.
№ Мероприятия Период
1 Отчёт по теме самообразования на педсовете № 4 201 – 2014 учебного года. Май
Заключение
Приобретенный опыт работы по этой проблеме помог добиться мне конкретных результатов:
речь детей стала активной, выразительной;
у детей развилась познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность;
у детей появилась определенная уверенность в себе, в своих экспериментальных способностях.
Стоит отметить, что положительной динамики у детей удалось достичь благодаря совместной работе с родителями.
Литература
Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//" Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир. ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Интернет ресурсы:
http://www.maam.ru/
http://www.nsportal.ru/


Приложенные файлы

Галина Ирина
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»

План работы по самообразованию

воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны

2016 – 2017 г. г.

Тема : «Экспериментирование , как

Актуальность темы : Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно -исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно -исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы .

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка , его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно -исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития .

Задачи :

Изучить методики, технологии по познавательно -исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей ;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ;

-развивать наблюдательность , умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание , зрительную и слуховую чувствительность.

Предполагаемый результат :

Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности .

Формирование умений у детей : анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Этапы работы

1 Теоретический план .

1. Изучение методической литературы по данной проблеме :

Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.

Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду . М.: Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю. И. Воздух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 5-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2009.

2. Поиск материала в интернете

В течении года

3 Практическое решение проблем .

1. Изучение литературы об экспериментировании , как средстве развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста.

2. Составление перспективного плана работы .

3. Разработать систему занятий по данной теме.

4. Организация занятий и мероприятий по плану .

Оценочный этап.

Анализ работы по теме самообразования .

Сентябрь

Октябрь – Ноябрь

В течении года

Выводы : данная работа построена так, чтобы экспериментальная деятельность становилась средством развития наблюдательности , умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей об окружающем мире

Перспектива : сформировать у детей познавательную активность , поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру. Чтобы познанное ребёнком дало возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Перспективный план работы

Тема : «Экспериментирование , как средство развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста»

(2016/2017) 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

2. Проведение мероприятий по плану

Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях ».

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно -исследовательской деятельности».

Оформление картотеки экспериментов

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Сентябрь-октябрь 2016г.

Ноябрь-декабрь 2016г.

Январь 2017г.

Февраль 2017г.

Март 2017г.

Апрель 2017г.

План НОД по теме самообразования (старшая группа)

№ НОД Дата

1 НОД «Учимся показывать фокусы» 17.10.2016.

2 Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?» 19.12.2016г.

3 НОД «Этот удивительный воздушный шарик»

4 НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» 24.03.2015г.

5 НОД по экологии «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (творчество воспитанников)

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

«Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры"Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.

Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры - как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.