Гештальт терапии техника пустой стул. Использование педагогических технологий для повышения качества образования

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

11.01.2015 10091 932

Макухина Юлия Васильевна

учитель начальных классов

КГУ «Корнеевская средняя школа»

Есильский район, СКО

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Элисон Кинг

Цели:

Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

Показать приемы использования приемов в своей практической работе

Оборудование: интерактивная доска, презентация

Критерии успеха:

Знать приемы критического мышления;

Уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: педагоги школы

Ход мастер-класса

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды).

Видеоролик «Позитивный настрой»
Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!

Кстати о сладеньком, предлагаю вам взять со стола один понравившийся десерт. Смелее, смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер. Открываем, изучаем.

Деление на группы «Конфета»

Определение правил работы в группах

Уважительное отношение ко всем членам группы; - умение слушать и слышать всех членов группы; - оказание помощи друг другу; - активное участие всех членов группы в работе;

2. Ознакомление педагогов с модулями Программы.

Краткая характеристика модуля «Обучение критическому мышлению»

3. Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах. Просмотр видеоролика о критическом мышлении.

Стадия « ВЫЗОВ»

Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

Пробудить интерес, активизировать обучаемого;

Структурировать последующий процесс изучения материала

Функции стадии вызова

Ø Мотивационная;

Ø Информационная;

Ø Коммуникационная;

Прием «Корзина идей

Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

Прием «Верите ли вы, что…»

Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал»)

Практическая часть. Работа в группах.

Прием «Верите ли вы, что…»

Верите ли вы, что по окончанию семинара, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

Верите ли вы, что устанете сегодня на семинаре?

Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

Приём «Корзина идей»

Что такое критическое мышление в вашем понимании? (педагоги на стикерах пишут свое мнение по данному вопросу и прикрепляют их в «корзину идей»

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Получение новой информации;

Ее осмысление

Соотнесение новой информации с собственными знаниями;

Поддержание активности, интереса.

Функции стадии осмысления

Ø Систематизационная;

Ø Информационная;

- Прием «Инсерт»

Этапы работы:

1. Каждому ученику выдается текст и таблица

2. Прочитывание и осмысление текста с последующими пометками на полях текста

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

« v » - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.)

4. Систематизация текста

5. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)

6. Обсуждение в группах по заданной теме.

7. Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца

- Прием «Чтение с пометками»

Практическая часть. Работа в группах

- Приём «Таблица аргументов»

Аргумент

Почему «да»

Почему «нет»

Емеля в сказке «По щучьему велению» был лентяем

Прием «Взаимопрос». Работа в группах

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы:

Толстые вопросы

Кто….

Что…

Когда..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Выражение новых идей и информации собственными словами;

Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

Функции стадии рефлексии

Ø Коммуникационная;

Ø Информационная;

Ø Мотивационная;

Ø Оценочная;

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Написание синквейна

- Приём «Написание ЭССЕ

Приём «Кластер»

Прием «Горячий стул»

Практическая часть. Работа в группах

Приём «Кластер»

Используется как средство для подведения итогов,

как стимул для возникновения новых ассоциаций

и графических изображений новых знаний.

Этапы работы:

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

Составление кластера со словом учитель. Защита кластеров по группам.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Этапы работы:

1. На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;

2. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

Приём «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Работа в группах. Составление синквейна к словам мышление, обучение. Защита синквейнов.

Прием «Горячий стул»

Для демонстрации этого приема можно пригласить сертифицированного педагога. Каждая из групп продумывает вопросы и задают их педагогу, сидящему в данный момент на «горячем стуле»

Как изменилось качество обучения по вашему предмету после того, как вы прошли трехуровневые курсы?

Какие изменения вы увидели в своих учениках. Опишите их.

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы достичь максимально хороший результат качества обучения в школе?

Использование на уроках приемов критического мышления дает ученику:

Повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Использование на уроках приемов критического мышления дает учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Видеоролик «У тебя есть выбор»

Рефлексия мастер-класса. Оценивание на стикерах.

Рефлексия «Пожелание»

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу по кругу:

Избавляйся от…

Будь всегда…

Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

С.Маршак

Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Обучающий семинар по теме:
«Каким должен быть современный урок? Активные методы преподавания и обучения»

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра.» Джон Дьюи

Цель занятия:
 Учителя понимают, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов
 Учителя могут ответить на вопрос: «Современный урок - какой он?» (создадут постер)
 Учителя продолжают знакомиться и отрабатывать на практике активные методы преподавания и обучения

1. Позитивный настрой на занятие:
 Просмотр Ералаш «Чертенок № 13» (подумать какая идея видеоролика)
 Прием разделения на группы «Термины»
Всем раздаются карточки с терминами, участники должны понять по какому принципу эти ключевые понятия можно объединения в группы.
 Итак, почему вы объединились т.о., какая тема вас объединяет? (учителя рассаживается по группам по 6 человек)
 Названия групп:

1 группа
Урок (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука.
2 группа
Учитель всегда будет капитаном в образовательном плавании.

3 группа
Урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов
4 группа
Урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.

5 группа

«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».

6 группа

Группам раздаются бумажные макеты ШКОЛЫ, фундаментом, которых будут являться собранные карточки с терминами.
Ведущий : итак, вы получили кирпичи для фундамента вашей школы – знаний по данной теме.
Мы предлагаем вам достроить дом: дополнить информацию ключевыми понятиями по теме. Таким образом вы получите карту – подсказку из основных, ключевых понятий по каждой заданной теме. Время 5 мин.
Дополнительную информацию на поставленные вопросы, можно найти по-разному. Можно обратиться к учебнику, энциклопедии, толковым словарям, к какой-либо поисковой системе Интернета.
Либо учителя, изучают материал по предложенным заготовкам – текстам по теме.

2. Защита постеров : «Каким должен быть современный урок?»:
1 группа
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Откуда пошло слово – урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле?
Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука.
Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
2 группа
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Дети как «губка» впитывают всю информацию, но этого недостаточно в нашем стремительно развивающемся мире. Основной задачей учителя - научить детей саморегуляции и навыкам самостоятельного обучения. Поэтому новые подходы в обучении необходимы. Они ставят деятельность учащихся на первое место и учат их как обучаться – «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться».
3 группа
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе - обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
2. Переход на предпрофильное и профильное обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.
3. Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
4. Организация Единого национального тестирования предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.
4 группа
Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.
Что значит современный? По - моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе. Человек в современном мире должен не столько обладать набором теоретических знаний, сколько уметь применять их на практике, быть готовым принять решение, проявить инициативу, работать самостоятельно, ставя перед собой новые цели.

5 группа
«Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых. Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем. В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

3. Активные методы преподавания и обучения:
 Прием «Шесть шляп» " Шесть Шляп мышления" или «Шесть умных шляп» разработан Эдвардом де Боно, отражает процесс параллельного мышления, который ускоряет сфокусированное мышление из числа различных решений. Сущность метода: Метод используется в целях активизации различных аспектов мышления для осуществления более детального обсуждения и совершенствования общей мыслительной деятельности.
Задание: Вам надо ответить на вопрос:
«Нужны ли «Активные методы преподавания и обучения?»

Алгоритм реализации метода: Шесть шляп символизируют различные аспекты мышления. Учащимся выдается шляпа (настоящая или вымышленная), цвет которой соответствует определенной смысловой нагрузке. Ученикам необходимо осуществлять все мыслительные операции (размышлять, анализировать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы.

Белая шляпа: нейтральная позиция, основанная на фактах и объективной
Информации. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию, которая нам уже известна или необходима.
Красная шляпа: эмоциональная позиция, основанная на догадках,
интуиции, чувствах. Красная шляпа означает чувства, догадки и интуицию.
Черная шляпа: критическая, аналитическая позиция, основанная на «негативном» аргументировании. Черная шляпа это оценка – «адвокат дьявола», или почему что-то может не работать.
Желтая шляпа: оптимистическая позиция, основанная на «позитивном»
аргументировании. Желтая шляпа символизирует яркость и оптимизм. Под этой шляпой вы изучаете позитивные стороны идеи, и переключаете свое внимание на поиск достоинств и пользы.
Зеленая шляпа: креативная позиция, выявляющая перспективы, возможности, новые идеи. Зеленая шляпа фокусируется на креативности; возможностях, альтернативах и новых идеях.
Синяя шляпа: хладнокровная позиция, признающая приоритетность плановых действий, четкую организацию, контроль и обязательность принятия решений Синяя шляпа управляет мыслительным процессом. Это контролирующий механизм, который гарантирует наблюдение направлений всех Шести шляп.

Вот, что пишут учителя:
«Современный урок - какой он? Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно».
«На мой взгляд, современный урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать».
«Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!»
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь.
Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.
Другая важная тенденция – становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
Одну из моделей современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:
- триединая цель урока;
- план-конспект;
- формы обучения;
- методы и приемы обучения;
- типы уроков и другие.

Пример использования этого приема на уроке литературы:

Изучение нового
5
мин Задание 2. Мини-бой «Кто больше?» Представить доказательства того, что эти герои являются романтическими образами.

Изучение нового материала
15 мин
Задание 3. С помощью метода «6 шляп» представить свой взгляд на судьбу романтических героев Лермонтова и Марлинского.
Белая шляпа - чистый разум, трезвое мышление.Она оперирует только имеющимися фактами и цифрами. Смотрим только на то, что имеем и пытаемся извлечь только то, что можно извлечь.
Красная шляпа – это эмоции, внезапные прозрения и интуиция.Красная шляпа – это пылкий оратор и политик, всегда берущий в расчёт сиюминутный настрой толпы.
Чёрная шляпа – это пессимист. Однако, он должен быть аргументированным пессимистом.
Жёлтая шляпа – это «позитивное» Солнышко. Жёлтая шляпа – выразитель самого оптимистичного взгляда на будущее, Тот, Кто Подмечает Всё Самое Лучшее, самое удачное.Самое главное: жёлтая шляпа должна уметь найти «позитив» в «негативе».
Зелёная шляпа – это шутовской колпак с бубенчиками. Зелёная шляпа – это полёт фантазии и фонтан самых смелых и безумных творческих идей.
Синяя шляпа – это просто организатор всего процесса. Роль синей шляпы – быть координатором, спикером – дающим (или не дающим) слово всем предыдущим шляпам, суммировать и итожить.

15 мин Задание 4. Презентация «Шляп»

Метод «Вращающиеся станции»
 Сущность метода: Метод направлен на формирование навыка целостного восприятия проблемы, на основе множества идей.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников: Класс поделен на несколько «станции». Ученики класса респределены в малые группы. Необходимые ресурсы: цветная бумага, пишущие ручки (рекомендуется выдать каждой группе ручки разных цветов, что поможет проследить вклад, внесенный каждой группой).
Алгоритм реализации метода: Каждая группа находится около своей «станции». Участникам отведено время (не более 10-ти минут) для обсуждения спорной проблемы и для фиксирования своих идей на бумаге или доске. По истечении времени группы переходят к другим станциям в классе, где продолжают обсуждение, основываясь на идеях предыдущей группы, которая ранее располагалась около этой станции. Чередование продолжается каждые 10 минут, пока все группы не побывают на всех позициях и не рассмотрят комментарии других групп.

Задание: Выписать «Критерии эффективности современного урока»

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели реализации современного урока – компетентностном подходе, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования.

Критерии эффективности современного урока:
Обучение через открытие
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Метод «Каждый учит каждого» (также известен по названию «Берешь одно – даешь другое»).
 Формируемые навыки: Совместной работы; управления информацией.
Сущность метода: Метод эффективен для передачи большого объема фактической информации среди учеников. Взамен необходимости передачи учителем большого потока информации, ученики отбирают необходимый материал, непосредственно касающейся темы, и передают его своим ровесникам. Согласован с методом «Кластеры», предназначенным, также, для передачи информации.
Алгоритм реализации метода:
1. Каждому ученику выдан лист бумаги, на котором записана информация о каком-либо факте или о статистических данных. Желательно, чтобы для каждого ученика была определена разная информация.
2. Ученики знакомятся с предназначенной для них информацией (необходимо убедиться, что ученики понимают ее значение).
3. Ученики свободно передвигаются и делятся своими утверждениями с другими учениками. Цель их передвижения - разъяснение полученной информации наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно.
4. Ученики могут детализировать свои объяснения, предоставляя, в случае целесообразности, примеры, или объединяя свои утверждения с утверждениями других учеников.
5. По истечении достаточного времени для обмена информацией, ученики работают в небольших группах для систематизации всей информации, полученной в процессе выполнения задания.
6. При последующем опросе ученики объясняют и обосновывают свою систему классификации.
7. Ученики могут обсудить свою реакцию на различные факты/данные:
Что их удивило? Что их шокировало? Что из утверждений опечалило или
осчастливило их, и что заинтересовало?
8. Ученики могут размышлять о своем собственном обучении:
Что они легче запоминают? Что для них является самым сложным?
9. Главные выводы по всем опросам могут быть записаны на доске или на учебном плакате.


Бодрячки: Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
Если уверены в своих силах, топните ногой.
Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Метод «Пять вопросов»
Формируемые навык и: мышления, принятия решений; управления информацией.
Сущность метода: Метод представляет собой сбор информации, позволяющей ученикам глубоко изучить вопрос или дифференцировать его на небольшие суб-темы или задачи, что предоставляет возможность ученикам овладеть сложными темами. Метод предусматривает изучение разного рода возможностей, которые могут привести к планированию действий и установлению целей. Сбор информации возможен в сочетании с использованием методов «Лавина идей» и «Коллекция стикеров».
Алгоритм реализации метода:
1. Подготовить большой, широкий лист бумаги и маркер.
2. Ученикам задан вопрос с использованием вопросительных слов: «Как» или «Почему».
3. Предложения записываются на учебном плакате.
4. Учителя используют одинаковое слово для развития идей и изучения
дальнейших идей.
5. Учителя продолжают использовать одинаковые формы вопросов до тех пор, пока идея /предложение не изучено полностью.
Изучаемый концепт: местное гражданство
Как мы можем вовлечь молодежь в сообщество?
- Рассматривать вопросы, интересующие молодых людей.
Как мы можем решать эти вопросы?
- Повышать осведомленность о проблемах молодежи.
Как мы можем повысить осведомленность по данному вопросу?

.Метод «Горячий стул»
Формируемые навыки : совместной работы; креативного подхода к решению задач; мышления, принятия решений.
Сущность метод а: Представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников: Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более
непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре круга.
Алгоритм реализации метода :
1. Ученикам назначается роль определенного персонажа, либо они сами придумывают
роль, имеющую отношение к поставленному вопросу.
2. Ученики анализируют свои роли в группах или самостоятельно.
3. Другие участники групп продумывают сложные вопросы для человека, располагающегося на «горячем» стуле.
4. Обсуждаемый герой садится на «горячий» стул, и одноклассники его опрашивают.
Это поможет ученикам почувствовать сопереживание определенному человеку или свою сопричастность с той точкой зрения, мнением, которое они не разделяют.
5. Темой «горячего» стула может стать такая проблема, как война в Ираке, клонирование людей, использование ветровых электростанций и мн. др. Характер данного метода позволяет принять участие и высказать свое мнение каждому члену класса, в том числе и учителю.
6. Принцип метода позволяет организовать в классе игру по разгадыванию тайн, в ходе которой учащиеся класса должны установить личность человека, располагающегося на «горячем» стуле.
7. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, рекомендуется постановка вопросов для учеников следующего характера: что они узнали, что для них было интересного, и оспорили ли бы они что-либо из сказанного человеком на «горячем» стуле.
Примерные события, персонажи/роли:
Вторая мировая война
Владелец завода в Индии, эксплуатирующий детей
Абылай Хан

Метод «Своя игра»
Формируемые навыки: управления информацией; мышление.
Сущность метода : Метод заключается в формировании у учеников навыков формулирования вопросов к предоставленным ответам на них. Использование метода способствует выявлению способных к креативному мышлению учеников.
Алгоритм реализации метода:
1. Ученикам предоставлен ответ на вопрос, имеющий непосредственное отношении к исследуемой теме. Ответы могут варьироваться от простых фактических (дата, имя или место события) - до предоставления абстрактных понятий или описания эмоций.
2. Ученикам необходимо сформулировать вопросы для каждого предложенного ответа.
3. Если ответ не имеет однозначного вопроса, ученики сравнивают и
противопоставляют вопросы, которые они придумали, аргументируя свою формулировку вопроса.
Примерные вопросы и ответы:
1066 (Когда произошла битва при Гастингсе?)
Ангела Меркель (Кто является первой женщиной-канцлером
Германии?)
Униженные (Как чувствовали себя африканцы в Южной Африке во
время расовой сегрегации, когда им было запрещено пользоваться в
автобусах?)

Примеры рефлексии
 - Телеграмма учителю
1.Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрёл…
9. Я научился…
10. У меня получилось…

Примеры рефлексии
Составляем синквейн
Назовите тему урока одним словом
Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют тему.
Назовите 3 действия, которые можно выполнять с темой.
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока
Как иначе можно назвать тему?

рефлексия “ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
Средний палец – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения

Рефлексия

- «Я»: как я работал: допускал ли ошибки?
- «Мы»: насколько мне помогали одноклассники, учитель? А я - им?
- «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
- Я ставлю себе за урок оценку…
- Мне понравилось на уроке…

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

4. Подведение итогов занятия:
 Так, что же такое современный урок? - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
 Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
 Новизна современного казахстанского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для воспитания ученика XXI века. Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

5. Рефлексия:
 Что произвело на вас наибольшее впечатление?
 Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
 Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

Основателем данного метода психотерапии является Фредерик Перзл – один из ведущих врачей-психиатров начала прошлого столетия. Взяв за основу элементы гештальт-психологии и психодрамы, биоэнергетику и практику психоанализа, восточные учения и такие направления философии как экзистенциализм и феноменализм, Перзл разработал абсолютно самостоятельное направление, оказавшее значительное влияние на практическую психологию, которое получило название гештальт-терапия.

Что такое гештальттерапия?

Слово гештальт в переводе с немецкого языка буквально означает «целостность», «фигура», «образ». Гештальт-терапия направлена на достижение человеком гармонии с собой, своим организмом и окружающем миром, и заключается в сотворении целостного образа его личности. Основной целью гештальт-терапии является восстановление личностью естественного контакта с другими людьми, обретение им жизненной энергии.

Теория гештальттерапии

Базовая идея гештальттерапии заключается в способности нашей психики к саморегуляции, возможности человека приспосабливаться к окружающей среде, нести ответственность за свои действия, ожидания и намерения. Из этого вытекает главный принцип данного метода – стремление к расширению осознавания себя и мира. Только осознанный человек может эффективно развиваться и нести ответственность за свою жизнь. Фредерик Перзл назвал такое стремление «сознательное осознавание», подразумевая под этим термином проживание ситуации в настоящем моменте, здесь и сейчас. Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам. Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное.

Гештальттераппия – основные положения

Основными аспектами традиционной гештальт-терапии являются:

1. Осознанность. Концентрируясь на настоящем, человек полностью погружается в волнующую его ситуацию, она проживается им здесь и сейчас (или, по терминологии Перзла, «здесь и как»). При этом терапевт старается максимально задействовать сознание своего пациента, погрузить его в «сознательное осознавание» ситуации, меняя степень включенности сознания в зависимости от интенсивности переживаний.

2. Актуальность. Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент. И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем.

3. Ответственность. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания.

4. Контакт. Одна из основных задач гештальт-терапии – научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему.

5. Интеграция. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной (сфере мышления и творчества), социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы (психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы – стулья, игрушки и т.д.).

Техника «Горячий стул»

В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их.

В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы. Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным? А что во мне вам не нравится?». Каждый из участников практики по очереди отвечает на этот вопрос.

Особенности гештальтерапии

Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем. Она больше подходит для чувствительных женщин, любящих углубляться в собственное сознание для поиска проблем и причин их породивших, чем для энергичных, ориентированных на действие мужчин. Гештальт-терапия подразумевает – справиться с внутренними проблемами достаточно сложно и не использует позитивных образов в работе. На гештальт-сеансах вас не научат правильно жить, не дадут основы эффективного общения и не раскроют силу вашего разума. Здесь вам помогут в поиске существующих проблем, укажут на ваши ошибки и слабые стороны. Найдя внутреннюю (обязательно актуальную) проблему, терапевт поможет устранить её, чтобы она не мешала вашему развитию или нормальной жизни. Гештальт-терапия поможет вам найти баланс между разумом и чувствами, при этом чувства будут занимать главенствующее место. Вам порекомендуют обращать больше внимания на сигналы, исходящие изнутри, приспосабливаться к миру творчески.

Гештальт-терапия может длиться не больше двух лет. Предполагается, что за такой длительный период человек станет более осознанным, что поможет ему избегать множества проблем или решать их по мере возникновения.

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» - это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по пр

осьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».

Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.

Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений.

Следующая техника - техника челнока - направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента.

Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот.

Использование группы в качестве безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.

Наконец, к основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» - долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» - желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.

Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами.

Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела.

Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант - сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени.

Как уже говорилось, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических направлений, но это делается для достижения специфической цели - обретения так называемой мудрости тела.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.