Сочинить сказку по биологии про вегетативную почку. Дидактические сказки по биологии

Сказка по биологии

"Приключения хлорофилла"

Учитель биологии и химии Лямова Н.Г .

Автор . Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на Земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.

Появляется Хлорофилл.

Хлорофилл .Здравствуйте. ЯХлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый.

Я,Хлорофилл, всегда зеленый

Пускайпрохлада или зной

Но я тружусь, как заведенный,

И каждый раз иду как в бой.

Лишьтолькосолнышко проглянет,(2 раза)

Я первый луч его ловлю.

И сразу воздух чистым станет

Хлорофилл .О, это очень сложный и таинственныйпроцесс.

Появляются Судья, Прокурор и Адвокат.

Судья. Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без нас?

Прокурор (разгневанно). Какой-то фотосинтез. Слово непонятное, да и процесс вредный.

Судья. Кто его главный виновник?

Прок урор . Его главный виновник он, Хлорофилл.

Судья . Странное имя.

Адвокат . Его имя в переводе означает « зеленый».
Судья . А отчество у него есть?

Прокурор . Да, его отчество еще более странное - Хлоропластович.

Судья .Хлорофилл Хлоропластович? интересно. А место жительства?

Адвокат . В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.

Судья . Родзанятий?

Прокурор .Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?

Судья .Нет,надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?

Хлорофилл .О, господин Судья!Мне для работы всего-то и нужно, что углекислый газ и.

Судья . Откуда ты его берешь?

Хлорофилл .Из воздуха, господин Судья.

Прокурор . А по какому праву ты расхищаешь природное добро?

Адвокат .Но, господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.

Судья .Какимобразом?

Адвокат . А вот каким. Я накрою вас и прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с вами поставлю зеленое растение, и вы сможете нормально дышать. А Прокурор останется под колпаком один.

Накрывает судью и прокурора колпаками.

Сидят под колпаками

Судья и прокурор,

Амы, ребята, с вами

Продолжим этот спор.

Прокурор .А-а-а-а,не хочу я быть под колпаком.Это Штирлиц был под колпаком. А я не Штирлиц,я прокурор. Мне дышать нужно.

Судья . Всем дышать нужно.

Хлорофилл .Господин судья, теперь вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ. Химики о нем говорят проще - СО 2

Судья . Конечно, ведь ясмог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить. суд принимаетваши доводы относительно углекислого газа. А что еще вам нужно для работы?

Хлорофилл . Еще мне нужна вода. чистая.

Прокурор . Вот, вот я же говорил! Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство, в тюрьму его!

Ворует нашу воду

Иуглекислый газ

Ну как же быть народу

Хочу спросить у вас.

Нет я не понимаю

И я толк я невозьму.

Сейчас тебя поймаю

И посажу в тюрьму.

Хлорофилл . Но я беру совсем немного воды.

Адвокат . Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию Солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит. жизнь.

Прокурор . Как это, как это, не понимаю!

Хлорофилл . Но это же так просто.

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идет к зеленому листу

И с СО 2 соединяясь

Дает нам сахар на свету.

Вот так творение природы -

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Судья . Как это? Ты, такой маленький, из углекислого газа и воды, на солнышке?Ты что - Маг?

Хлорофилл . Маг не Маг, но могу.

Адвокат . Это еще не все. Он и кислород из воды добывает. Вот почему вы под колпаком остались живы, а Прокурор орал, как резаный.

Судья . Ну и как же все это называется?

Адвокат . Да фотосинтезом это называется, фотосинтезом. Ведь что происходит-то? Новые вещества образуются: сахар, крахмал, кислород. Образуются, значит синтезируются.

Все. Фотосинтез идетна свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольет, луч на лист упадет,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймет наш упрямый народ,

Что он дышит, ест и живет,

Потому что с утра, лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.

Прокурор . Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.

Хлорофилл . Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.

Судья . Какой еще процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нем не участвую?

Ад вокат. Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники.

Хлорофилл . Этот процесс - дыхание. Вы все дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.

Судья . Что-то я снова ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно. Почему же дыхание - разрушитель?

Хлорофилл . Вам двигаться нужно?

Судья . Необходимо.

Хлорофилл . Разговаривать вы должны?

Судья . Конечно, я разговорами на хлеб зарабатываю.

Хлорофилл . А энергию на движение, размышления и разговоры где берете?

Судья . Не знаю. Сама как - то берется.

Хлорофилл . Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которымвы дышите, разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите, я ее из Солнца беру.

Все . И в зной и в непогоду, и вечером и днем

Нельзя без кислорода - иначе мы помрем.

Мы дышим, дышим, дышим и он, и ты, и я

Энергию из пищи берем себе, друзья.

Чтоб бегать, прыгать, плавать, смеяться и гулять,

И очень важно, право, учитьсяразмышлять.

Адвокат . Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для нормальной жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.

Судья . Следовательно, при дыхании выделяются углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза.

Прокурор . Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание - противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.

Хлорофилл . Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдется. Мы вместе делаем одно общее дело.

Судья . Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зеленых частях растений. Дышим мы каждой клеточкой нашего организма. Фотосинтез обеспечивает нас и все живое пищей, а дыхание - энергией. И все это благодаря Солнцу и тебе, Хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Все . Фотосинтез - дружочек, вот твой домик - листочек

Там творишь ты свои чудеса. Очень нужен ты людям, мы тебя не забудем,

И запомним тебя навсегда.

Пусть нам солнышко светит,

Чтобы взрослым и детям

Было радостно, ясно, светло,

Чтобы каждый цветочек, даже малыйлисточек

Нам давал и еду и тепло.

К сожаленью, мы играем только раз в году.

Мыиграли понарошку, у народа на виду

Ксожаленью, мы играем только раз в году.

Сказки на уроках биологии

Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, - заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого используются различные методы и формы обучения.

Чтобы уроки были более занимательны и интересны, необходимо вплетать в «канву» урока элементы интерактивных форм деятельности, то есть использовать на определенном этапе урока стихи, загадки, кроссворды, головоломки, чайнворды, дидактические сказки и др. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает интерес.

Предлагаю добавить в эту «методическую копилку» дидактические сказки. Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Сказки «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления.

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои, решать задачи за которых могут только учащиеся .

Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс)

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой. Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

    Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?

    Опишите способ передвижения гидры

    На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.

    Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Сказка о царице Кукурузе .

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

    Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.

    Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.

    Чем прославились растения этого семейства?

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

    Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?

    Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике (стр.85) и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)

    Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Лесной карлик.

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. «Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет»,- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

Задания:

    Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?

    Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Один день из жизни амёбы обыкновенной .

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

    О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?

    Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.

    Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

    Какое биологическое явление описывается в этой сказке?

    Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

Кто ты?” - спросил майский жук.

Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям .

Сказка о спящей царевне и двух богатырях.

(Сказка читается на уроке «Размножение цветковых растений». Слова, помещенные в скобках, не зачитываются, учащимся предлагается самим догадаться, о том, кто является Царевной, Царевичами и т.д.)

В некотором царстве, в некотором государстве Гинецее (Пестике) в глубокой темнице (Завязи ) жила была девица, красавица писаная царевна (Яйцеклетка ). Служили ей службой верною пять служанок. Две служанки Синергиды (Клетки-спутницы ) день и ночь царевну охраняли, а еще три служанки Антиподы в дальнем конце темницы ночевали. Посредине темницы мамка-нянька (Центральная клетка ) дремала, всех покой и сон охраняла.

И все спали сном глубоким, беспробудным. Ничто их покой не тревожило: темница была темная ни окон в ней, ни дверей. Лишь маленькая дверца (Пыльцевход ), да и та до поры до времени крепко-накрепко закрыта была, да для надежности клейкой смолой замазана.

За высокими горами, темными долами в соседнем царстве-государстве Андроцее (Тычинке ) жили-были два царевича-близнеца (Спермии ). Дворец их (Пыльник ) высоко над землей парил (на Тычиночной нити ), а светлица царевичей (Пыльцевое зерно ) всем ветрам была открыта. Жил с царевичами их верный наставник дядька-служка (Вегетативное ядро .)

Прослышали царевичи о том, что в соседнем царстве Гинецее в глубокой темнице спит беспробудным сном красавица девица (Яйцеклетка ). И решили они в то царство добраться, счастье попытаться - царевну разбудить, руку и сердце ей предложить. А кому царевна не откажет – тому и мужем быть.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Как же в то царство попасть? Далеко Гинецей, дорога туда трудная. Решили было на волю ветра положиться, да ветер, как на зло, в ту пору в обратную сторону дул. Обратились они за советом к дядьке (Вегетативному ядру ). Тот подумал, подумал, да и говорит: «А вы, царевичи, дождитесь случая – авось кто к Гинецею полетит в скорости, так может и вас по случаю доставит. Случая долго ждать не пришлось –тут как раз Шмель мимо пролетал. Царевичи и спрашивать не стали, мигом, Шмелю на спину мохнатую запрыгнули, крепко за него ухватились, а следом и дядька прыгнул. Как же он добрых молодцев да в такой путь опасный одних отпустит? Шмель и не заметил. Полетели.

Долго ли коротко летели, а вот уже и Гинецей показался. Спрыгнули царевичи с дядькой на крышу дворца (Пестика ), а дворец какой странный, больше на башню непреступную похож, да и крыша (Рыльце ) какой то липкой смолой намазана. Догадались царевичи, что ждали их, видно, во дворце. Куда же дальше податься? Ни щелочки в крыше, ни отверстия. Да дядька углядел маленькую дверцу, да и туда полезли. Царевичи впереди, дядька следом. Долго царевичи с дядькой по башне (Столбику) пробирались. Лаз узкий, только одному и пролезть. Добрались до темницы и давай дверцу (Пыльцевход ) ломать.

Тем временем в темнице от шума суматоха поднялась. Служанки Синергиды проснулись, давай прихорашиваться. Побежала одна Синергида дверь помочь открыть, тут дверь возми и упади, служанку та и при хлопнула. Вошли царевичи в темницу. Видят- спит царевна (Яйцеклетка ), да так хороша во сне - щечки разрумянились. Не выдержал один царевич, да в щечку царевну и поцеловал. Царевна (Яйцеклетка ) ото сна очнулась, царевича (Спермия) увидала и сразу его полюбила. А второй царевич – не растерялся – подошел к мамке-няньке (Центральной клетке ) и тоже ее поцеловал и она его сразу полюбила. Да второй царевич выгодно женился – приданого за мамкой (Центральной клеткой ) в двое больше взял, богатой она оказалась.

Хватились было дядьки, на свадьбу пригласить, да тот от радости на пороге у темницы и помер.

Родилась у царевны (Яйцеклетки ) и первого царевича (Спермия 1) дочка. Назвали ее Зиготой. А у мамки-няньки (Центральной клетки ) и второго царевича (Спермия2 ) сын. Назвали Эндоспермом. Эндосперм с зиготой дружно жили в доме (Семени) пока не выросла из него новое растение.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Сказка – один из наиболее древних видов народного творчества. Их знают и любят все.

Использование сказок позволяет сделать урок интересным. Учащиеся с большим удовольствием слушают их, легче запоминают изучаемый материал.

Современные дети тоже могут сочинять удивительные сказки. Толчком к творчеству служат примеры, которые учитель зачитывает на уроках. По желанию дети сочиняют сказки дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКАЗКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Сказка – один из наиболее древних видов народного творчества. Их знают и любят все. Поэтому сказки можно и нужно использовать на уроках в курсе биологии. Язык сказки простой, понятный, образный, т.е. помогающий зрительно представить тот или иной предмет или человека. В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники. В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком.

Использование сказок позволяет сделать урок интересным. Учащиеся с большим удовольствием слушают их, легче запоминают изучаемый материал.

У нашего народа было немало талантливых сказочников и сказительниц, которые покоряли слушателей своими сказками, воспитывали любовь к красоте, добру, благородным поступкам. Современные дети тоже могут сочинять удивительные сказки. Толчком к творчеству служат примеры, которые учитель зачитывает на уроках. По желанию дети сочиняют сказки дома.

В курсе « Природоведение» 5 класса в теме «Созвездия» учитель использует сказки из книги Любови Талимоновой «Сказки о созвездиях» (Москва, «Машиностроение»,1993 г.):

Большой Пес и Малый Пес

«В деревне жила одна большая хорошая семья, только два брата были сварливыми и злыми. Они всегда спорили и вздорили. За завтраком из-за ложки, за обедом из-за куска хлеба, за ужином из-за яблока. Спорили всегда и везде. Даже по одной дороге вместе не могли пройти.

Захотели братья жениться, выбрали себе одну и ту же девушку и опять повздорили. А девушка знала, какие недружные братья. Вот и предложила: «Кто из вас первым добежит от этого камня до следующего, тот и станет моим женихом». Знала, что к одному и тому же камню братья ни за что на свете не побегут. Так и вышло: вместо того, чтобы бежать от одного камня до другого, стали братья разбегаться в разные стороны, лишь бы подальше друг от друга. Бежали они, бежали, добежали до самого неба и там остались.

До сих пор, превратившись в созвездия Большого и Малого Пса, братья продолжают бегать по небосводу».

(Любовь Талимонова «Сказки о созвездиях)

Большая и Малая Медведицы

«Среди холмов стояла деревня. Обычная деревня, в которой жили обычные люди. Среди них семья, очень добрая. В семье была дочь Айна, добрее всех. Деревня жила обычной жизнью, но однажды на деревенской дороге появилась черная повозка. Черными лошадьми управлял человек, одетый во все черное. Чему-то он сильно радовался, широко улыбался, иногда смеялся.

На повозке стояла черная клетка, а в ней на цепи сидел маленький пушистый белый медвежонок. Он сосал лапу, а слезы так и текли из его глаз.

Все люди деревни выглядывали в окна, выходили на улицу и возмущались: Как не стыдно черному человеку держать на цепи, мучить белого медвежонка. Люди только возмущались и говорили слова, но сами ничего не делали. Лишь добрая семья остановила человека, А Айна стала просить, чтобы тот выпустил несчастного медвежонка. Незнакомец улыбнулся и сказал, что выпустит медвежонка, если кто-нибудь взамен отдаст свои глаза. Все молчали. Тогда Айна выступила вперед и сказала, что готова на это. Черный человек громко рассмеялся и открыл клетку. Белый пушистый медвежонок вышел из клетки, а добрая Айна потеряла зрение.

Пока жители деревни рассматривали медвежонка и говорили сочувственные слова Айне, черный человек на черной повозке исчез неизвестно куда.

Медвежонок больше не плакал, а плакала Айна. Тогда белый медвежонок взял в зубы веревочку и стал водить Айну везде: по деревне, по холмам и лугам. Так продолжалось не очень долго, и вот, как-то вечером, люди взглянули вверх и увидели, что белый пушистый медвежонок ведет Айну в небо. С тех пор маленький медвежонок и водит Айну по небосводу. Они всегда видны на небе, чтобы люди помнили о добре и зле»

(Любовь Талимонова. « Сказки о созвездиях»)

Эта книга прекрасно иллюстрирована. А рисунки создавал сам автор сказок. Отправляясь в космический полет, космонавты Анатолий Соловьев и Сергей Авдеев взяли с собой на космическую станцию «Мир» эти рисунки. Сказки из книги Любови Талимоновой заставляют петь тонкие струны души, напоминают, что мир загадочен и интересен.

Дети с большим интересом слушают эти сказки, они легко запоминают названия созвездий, и, конечно, пишут свои придуманные истории. Вот примеры некоторых сказок, написанных учащимися 5-х классов:

Созвездие Пегаса.

«Жила прекрасная принцесса. Звали ее Мирандина. У принцессы был любимый конь, они очень любили друг друга. Каждый день отпускала Мирандина коня в лес. И вот однажды, когда конь резвился в лесу, его заметила царица звезд. Ей так понравился конь, что она решила его похитить. Царица схватила коня и превратила его в созвездие Пегаса. До поздней ночи ждала своего любимца Мирандина. Наконец она отправилась искать его. Долгими и тщетными были ее поиски. Однажды принцессе приснилось, что ее любимец живет на небе. Мирандина отправилась искать своего коня среди звезд. Но не нашла она своего любимца среди созвездий. До сих пор ищет принцесса Пегаса, превратившись в комету».

Данини Наташа

Скорпион

«Жил-был старик. Он был очень, очень добрый. Однажды дедушка пошел гулять и увидел, что маленький скорпион попал в яму. Старик пошел домой, взял сачок и вытащил беднягу. Когда старик заболел, скорпион приполз к нему в дом и отдал все силы, которые у него были своему спасителю, а сам поднялся в небо. Вечерами выходит старик на улицу и видит на звездном небе яркое созвездие скорпиона».

Зарубина Олеся.

Большая Медведица, Пегас и Персей.

«Жил-был добрый человек. Звали его Персей. Жила у него Медведица. Она имела красивую густую шерсть. Персей гордился ею. Часто к нему приезжали охотники и просили, чтобы он продал ее.

Донеслась весть о Медведице и до Великой царицы Кассиопеи. Захотела и она приобрести Медведицу. Когда же Персей не согласился отдать своего друга, Кассиопея сказала ему: « Если ты не отдашь мне свою Медведицу, я велю казнить тебя». Не отдал Персей Кассиопее Медведицу, не пожалел себя.

Попрощался он с Медведицей и сказал: «Лети на небо, и ты будешь спасена». Стала она подниматься все выше и выше. А когда поднялась, то превратилась в созвездие. Смело пошел Персей на казнь. И как только дала знак палачам начать казнь, прилетел крылатый конь Пегас и взмыл вместе с Персеем ввысь.

Стали Медведица, Персей и Пегас созвездиями, а грозная царица Касссиопея пустилась в погоню и до сих пор догоняет этих беглецов. Мы смотрим в небо и любуемся их бегом».

Галева Маргарита. 2000

Геркулес и Кассиопея.

« Однажды Кассиопея пришла к богине Гере и стала хвастаться, что она самая красивая в мире. Гере это не понравилось и как-то раз, когда Кассиопея опять хвасталась, Гера превратила ее в созвездие. Брат Кассиопеи Геркулес ждал дома ее возвращения. Когда наступила ночь, Геркулес встревожился и пошел искать сестру, но не нашел. Тогда заплакал Геркулес и поднялся на небо. До сих пор Геркулес ищет Кассиопею и плачет. Падают с неба его слезы, а люди называют их метеорами».

Дементьев Дмитрий.

Кассиопея и Цефей.

«Давным-давно жили девушка Кассиопея и юноша Цефей. Очень любили они друг друга и хотели пожениться, но не могли, а беда была в том, что были они из царских семей, а отцы враждовали между собой. Когда отцы узнали о том, что хотят сделать их дети, то наотрез отказались дать им благословение. Крайне возмущен был отец Кассиопеи, и он пригрозил дочери смертью, если та его ослушается. Но Кассиопея не могла жить без Цефея, и они решили тайно пожениться. К сожалению, отец Кассиопеи обо всем узнал. Он не мог смириться с тем, что какая-то девчонка смеет перечить королю, и лишил Кассиопею зрения, но в тот же миг она поднялась ввысь. Весь день прождал Цефей Кассиопею, а ночью увидел ее на небе. Все боги Олимпа видели, как страдают они друг без друга и вознесли Цефея на небо. Теперь Кассиопея и Цефей всегда вместе».

Кассиопея, Ящерица, Цефей, Жираф.

« Однажды поздней ночью вышла прогуляться красавица принцесса, которую звали Кассиопея. Как обычно, она позвала на прогулку любимую свою подругу Ящерицу. Они были верными подругами. Когда они гуляли, к ним подошел принц Цефей. Он рассказал им о своем горе. У принца был отец Жираф, который тяжело заболел, и спасти его могло только волшебное лекарство. Его никто не мог найти. Ящерица знала, где найти лекарство, но принести было его непросто. Принцесса попросила указать ей путь в страну, где можно было достать снадобье.

Ящерица рассказала, что надо идти в ту страну два месяца, и, кто бы ни встретился, нужно хранить молчание. Потом нужно найти растение, выкопать его, завернуть в шелковый платок и идти назад.

Прошла полпути Кассиопея и увидела свою дальнюю родственницу, Малую Медведицу, но не сказала ей ни слова. Долго смотрела вслед ей Малая Медведица, удивлялась, ничего не понимая.

Нашла принцесса ту страну, где росло чудесное растение, и отправилась в обратный путь. Быстро шла она, боясь опоздать.

Растение оказалось действительно чудодейственным. Через два дня выздоровел Жираф и был благодарен за оказанную помощь. До сих пор на небе они все вместе: Кассиопея, Цефей, Ящерица и Жираф. Они дружат и любят друг друга по сей день».

Уткина Анна. 2000

При изучении темы «Галактика» читаю «Легенду о Млечном Пути»:

«Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селурты. Это красивые, добрые люди и очень добрые. Селурты занимались изучением звездного неба, умели вычислять затмение Солнца и Луны, следили за фазами Луны, составляли календарь и строили мегалиты. (Мегалиты – сооружения из больших камней, встречающиеся по всему побережью Европы, от Португалии до Фарерских островов. Часто на камнях выбиты различные рисунки и символы. Датируются мегалиты Y-II тысячелетиями до н.э. Существует мнение, что мегалиты-древнейшие обсерватории на Земле).

Селурты никогда не воевали, они не знали, что такое война. Их жизнь текла мирно и спокойно.

Но вот однажды гордый орел принес дурную весть о том, что на селуртов движется воинственное племя. Селуртам ничего не оставалось делать, как собрать вещи и уйти в горы или переселиться на острова. Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты и огромные знания, зашифрованные в символах и рисунках.

Селурты ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Численность племени быстро росла, и вскоре этим людям стало тесно на земле селуртов. Тогда собрались воины и решили выгнать добрый и мирный народ даже с гор и островов.

Воины окружили гору и поднялись к последнему селению селуртов. Каково же было удивление воинов, когда они увидели пустое селение,- там не было ни одного человека. Куда могли уйти эти высокие и добрые люди? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть, селурты поднялись еще вверх? Воины забрались на самую вершину горы, но там никого не было. Куда делись селурты? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо… Воины посмотрели вверх и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слез.

Селурты были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, они взяли с собой песок и жемчуг. Теперь, уходя в бесконечность, роняли песок, жемчуг и слезы.

Никто не знает, куда ушли селурты, но на Земле в память о себе они оставили мегалиты, а в небе от края до края – Млечный Путь, дорогу из песка жемчуга и слез».

(Талимонова Л.А. Сказки о созвездиях. Москва.,

«Машиностроение»,1993 г.)

А вот «Сказка о Млечном Пути», сочиненная Ефимовой Н.

«Однажды у Малой и Большой Медведиц родились медвежата: около 100 миллиардов. Медведицам было трудно их кормить. Один раз любопытные и непослушные детки решили убежать из дома и пуститься в путешествие по Вселенной. Сказано-сделано. Они встали друг за другоми и пошли куда глаза глядят. Ночь застала их врасплох, и медвежата решили лечь спать. Их лагерь раскинулся через все небо. А утром Медведицы увидели своих голодных медвежат на небосклоне. Тогда выплеснули мамаши молоко в небо. С тех пор на небе появился Млечный Путь».

Главное в сказке - это мораль. Сказки учат добру, справедливости, они помогают жить, находить правильный путь в жизни. Трогают за душу сказки, в которых герой жертвует собой, чтобы спасти другого. С замиранием сердца слушали дети сказку о черном и белом всаднике, написанную Камыниной Д.

«Когда-то давно жила прекрасная девушка. Звали ее Кассиопеей. Была она добра ко всем: к нищим, больным, калекам, но ненавидела жестоких людей. Однажды увидела Кассиопея юношу во всем белом. Сказал он: «Милая девушка, напои меня и коня моего любимого». Кассиопея подала ему ковш. Напившись воды, юноша сказал: «За твою доброту я отплачу тебе добром. Если увидишь всадника во всем черном, ни в коем случае не доверяй ему. Жди, я скоро вернусь. Кассиопея обещала, если даже придется ждать всю жизнь.

Прошел год, два, и увидели люди всадника во всем черном. Де ржал он в клетке маленького ребенка. Увидев Черного всадника с ребенком, Кассиопея упала на колени и умоляла отпустить дитя. «Я выполню твою просьбу, если кто-нибудь подарит мне свою жизнь», рассмеялся всадник. Толпа притихла. Никто не хотел умирать. Лишь Кассиопея сказала: «Бери мою жизнь». Ребенка освободили, а девушку бросили в темницу.

Наутро ее повели на казнь. Люди, собравшиеся на площади, рыдали: они любили эту добрую девушку. И только Черный всадник взмахнул кинжалом, чтобы поразить сердце Кассиопеи, как неожиданно появился юноша на белом коне, схватил девушку и взвился с ней ввысь. Люди долго смотрели в небо, и только ночью они увидели группу мерцающих звезд, которую и назвали созвездием Кассиопеи».

О добре, зле, верности и дружбе сказка «Овен»

«Была деревня на берегу небольшой реки. Деревня как деревня. И жить в ней было хорошо. Но вот однажды случилась засуха, солнце сожгло все, высушило реку. На другое лето засуха опять повторилась. Наступило голодное время. Люди стали убивать домашних животных, чтобы выжить самим.

Жил в деревне Ир, и был у него большой пушистый баран. Ир очень любил его. Пушистый баран жил в дому вместе с хозяином. Он смотрел на людское горе умными глазами. Иру казалось: белый пушистый друг понимает его, поэтому человек всегда разговаривал с бараном, делился радостями и бедами. После такого разговора Иру становилось легче на душе.

И во однажды жители деревни пришли к Иру и сказали, что пришла очередь убить его белого барана.

Ир попросил подождать до утра. Люди согласились. А ночью Ир незаметно вывел барана и увел его далеко за холмы. Он не хоте, чтобы люди убили его молчаливого, но самого верного друга.

Ир построил небольшой дом вдали от деревни и некоторое время жил вместе с бараном. Но как-то ночью Ир услышал шум. Это жители деревни нашли его домик. Они стали требовать барана, но Ир не соглашался.

Тут из дома вышел пушистый баран. Его шерсть необычно блестела. Баран подошел к людям. Народ расступился. Тогда баран затряс головой и стал сбрасывать с себя шерсть, хотя сам оставался большим и пушистым.

Вдруг баран начал подниматься вверх, все выше и выше, пока не поднялся так высоко на небо, что стал созвездием.

Когда люди опомнились и снова посмотрели вниз, где лежала шерсть, то вместо нее увидели много-много золотых монет. Этих денег хватило, чтобы отправиться в другие поселения, где нет засухи, и закупить всякой еды на долгое время. А Ир смотрел и смотрел на мерцающий силуэт, похожий на его дорогого друга. Вдруг откуда-то с высоты в руки Иру упал золотой колокольчик на голубой ленточке. Такой колокольчик носил пушистый баран. И до сих пор светится в небе созвездие Овна.»

(Любовь Талимонова «Сказки о созвездиях».)

Можно использовать и неоконченные сказки. Детям предлагается лишь начало, а им необходимо сочинить конец сказки. Написание сказки позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учащихся.

С большим интересом учащиеся сочиняют и экологические сказки, где указываются пути сохранения нашей планеты. К примеру, сказка «Нефтяная рыбка», написанная Зайцевой Викой.

«Однажды решил старик наловить рыбы да накормить свою старуху досыта. Пошел он на берег синего озера, забросил невод и стал тянуть. Насилу вытянул. Пока тянул, радовался большому улову, а когда вытянул да заглянул, так и охнул. Полон невод рыбы, да рыба вся мертвая, несколько раз бросал старик невод. Весь берег завалил, а есть нечего - даже звери такую рыбу не едят. «Что же это такое? - думает старик. - Был я молодой, и синее - голубее не было озера во всей округе. И рыба в нем водилась всякая, и утки, и журавли на берегу перед отлетом на юг останавливались. А теперь в нем, кроме синих водорослей, ничего нет. Видно была в нем вода «живая», а стала «мертвая»,- так подумал старик и забросил последний раз свой невод. Вытянул он невод с одной тиной, а среди этой тины трепыхалась одна единственная рыбка. На свету чешуя этой рыбки всеми цветами радуги переливалась. Обрадовался старик, взял ее в руки. «Вот повезло, золотую рыбку поймал,»- думает старик. А рыбка ему тихо-тихо человеческим голосом говорит: «Не радуйся, старче, не золотая я рыбка, а нефтяная. Пока до вашего озера добралась, много морей и рек я проплыла, и везде в воде много нефти, мазута, бензина разлито. От своей бабушки я слыхала, что есть озеро синее- синее с живой водой, которая не только рыбам, но и всему живому жизнь продлевает. Старшие мои братья киты, дельфины из-за отравленной воды на берег выбрасывались. А я решила до живой воды добраться, да видно ошиблась». « Нет, не ошиблась ты, рыбка, это озеро было живым. Мы, люди, его водой и лечились, и кормились. Но потом построили на берегах этого озера большой бумажный комбинат. Приехало много людей, которые его строили, работали на нем. Люди стали вырубать лес, строить здания, дороги. Но они думали только о том, чтобы сделать свою работу быстрее, и не думали, где и как будут жить те, кто придет после них. Чем будут дышать их дети, какую воду будут пить, где будут собирать грибы и ягоды. И, наконец, как будут жить звери, птицы, рыбы. Так все началось. Комбинат делал все больше и больше бумаги. Вот вокруг не осталось леса, он весь ушел на бумагу, а все отходы сбрасывались прямо в озеро. Так живая вода превратилась в мертвую», закончил свой рассказ старик. «Много я знаю таких историй, - ответила рыбка. « Значит, живых мест на земле становиться все меньше. Люди, подумайте о нашей жизни, а значит и о вашей,» – из последних сил прошептала рыбка и умерла. Погоревал старик, а потом пойти к ребятам в школу и рассказать им эту историю, показать «золотую-нефтяную» рыбку, чтобы ребята постарались не повторять ошибок их родителей.»

Сказка-это и средство познания природы. При изучении темы «Листопад» читаю сказку

«Почему осенью листья на деревьях желтеют, а потом опадают?»:

«Очень любила Маринка зеленый лес, и стало ей грустно, когда пришла осень. Исчезли цветы, птицы потянулись на юг, листья стали желтеть и падать.

Только на дубе листья все еще держались, но и на нем их оставалось с каждым днем все меньше.

Однажды Маринка - добрая душа - не выдержала: взяла клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу. Тала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может листьев 20 привязала и приклеила девочка, а может все 30. И еще бы уберегла, только руки совсем замерзли. Села Маринка, прижала руки, дышит в кулачки: то в один, то в другой. Тут опять прилетел ветер, и вдруг показалось Маринке, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

  1. Ты ш-што тут делаешь, несмышленыш? Что мне спать мешаешь?
  2. Я не хотела Вас будить. Я Вам листочки приклеиваю, а то последние проспите.
  3. Эх, малыш! Я свои дела-заботы кончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось, новые дубки вырастут. Но это потом. А сейчас дни все короче, света все меньше, значит, пора спать. В листьях крохотные зеленые хлорофилловые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и стали листья желтыми.
  4. Но почему желтыми, а не белыми или прозрачными?
  5. Потому что кроме зеленых зернышек в листьях есть и другие - желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки, желтых видно не было, но растворились зеленые, и остались только желтые. Вот листья и пожелтели.
  6. Но как же так? Что Вы будете делать без этих заводиков, без листьев? Кто Вас будет кормить всю зиму?
  7. А я ни есть, ни пить не хочу. Меня в сон клонит. Зимой так спится - благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем.
  8. Эй! Маринка тихонечко постучала по морщинистой коре.
  9. А- а ….
  10. Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть сухие, желтые, но сними дерево гораздо красивее.
  11. Не-е, зевнул дуб. Зимой нам не до красоты. Мы сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
  12. А я - то думала, что листья ветер обрывает
  1. Можно и без ветра. Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни воду, ни сахар. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют.

Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.

Асланова Полина.

Вот еще одна сказка по этой теме.

Хоровод листьев

« На деревьях пожелтели, покраснели листья. Поплыли по воздуху кораблики. Тихо качали головами деревья, сбрасывая листья, а те водили хороводы в воздухе.

Однако эти игры нравились не всем. Два молодых листочка, появившиеся уже в августе, были недовольны. «Только появились, давай слетай!» Поэтому они старались удержаться на ветке и презрительно смотрели на тех, кто веселился внизу.

  1. Ш-што Вы тут делаете, молодые листья? - деловито осведомился жук, потирая лапки. Пора бы Вам слетать вниз.
  2. Куда? На землю? Нет уж нам и на дереве хорошо! Мы рассчитываем продержаться здесь целую зиму.
  3. Вы ш-ш-шутите, молодые листья! Незачем меня разыгрывать. В жизни не слыхивал такой чепухи. Каждый лист с самого рождения хочет хороводы поводить.
  4. А мы не хотим!
  5. Хорошо, что таких ш-шалунов мало на дереве. Если бы вас много было, то дерево сильно бы пострадало.
  6. Почему?
  7. Да потому, что на листьях собиралось бы много снега, и дереву было бы тяжело.
  8. А отчего листья на землю падают?
  9. Оттого, что между веткой и листом образуется перегородка. Она то и не допускает органические вещества к таким шалопаям как вы.
  10. А откуда у нас новые наряды взялись?
  11. Ниоткуда они не брались. Просто…. Да чего Вы ко мне пристали? Сами думайте, не маленькие. И жук улетел.

Савельева Лена.

У этой сказки нет конца. Можно предложить ребятам дописать конец сказки, где нужно объяснить, почему у листьев разные наряды.

На уроках через сказки мы учим сострадать, переживать, прививаем интерес к предмету, развиваем творческие способности учащихся.


Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.