Игра занятие на автоматизацию звука. Дидактические игры с движениями на занятиях по автоматизации звука "л"

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В ней происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления ребенка, формируется личность. В игре ребенок воспринимает речевую задачу как игровую, что способствует повышению интереса. Использование дидактических игр в работе логопеда позволяет эффективно, качественно, а, главное, быстро автоматизировать поставленный звук.

Автоматизировать звук можно только тогда, когда ребенок правильно и четко произносит его изолировано. Автоматизация звуков в слогах - важный, но малоинтересный вид работы, который заключается в многократном повторении слогов за логопедом. В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности: автоматизация в открытых слогах (ла, лэ, лы), далее в закрытых слогах (ал, эл, ыл), затем в интервокальной позиции (ала, оло, улу), и в заключение - в слогах со стечением согласных (сла, пла, лга).



Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал. Вашему вниманию предлагается подборка игр для отработки звуков в слогах, которые я использую в своей работе. Также эти игры можно использовать при обучении чтению.

Цель игр: сделать процесс автоматизации звуков в слогах уникальным и интересным.

Варианты заданий:

  1. "Шагать пальчиками" по слоговой дорожке, четко проговаривая изучаемый звук;
  2. Читать слоги, попутно закрывая их фишками, затем вспомнить местоположение слогов. Например, вспомнить имена цыплят;
  3. Посчитать, сколько раз повторяется слог;
  4. Запомнить и повторить ряд слогов;
  5. Придумать слова с данными слогами;
  6. Слоги можно произносить с разной интонацией, менять темп прочтения;
  7. Придумать историю о герое картинки.

Данные игры помогут превратить автоматизацию звука в увлекательную и эмоциональную игру



НА АВТОМАТИЗАЦИЮ «ТРУДНЫХ» ЗВУКОВ

учитель-логопед

Шуть О.С.

Дидактическая игра на автоматизацию звука [С]

«Снеговик»

Цель: закрепление звука [С] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снеговика; снежинки, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Снеговик – это снежный внук Деда Мороза. Как ты думаешь, что он ест? А еще он любит «вкусные» снежинки. Давай накормим его. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Произноси слова, четко выделяя звук [С].

Дидактическая игра на автоматизацию звука [З]

«Угости Зою конфеткой»

Цель: закрепление звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки Зои; шаблоны конфет, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь, что на ней нарисовано. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

Дидактическая игра на автоматизацию звука [Ш]

«Ромашки для Мишутки»

Цель: закрепление звука [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Мишутки с ромашкой; шаблоны цветов, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У Мишутки сегодня День Рождение. Он очень любит цветы, а особенно ромашки. Давай соберем букет из ромашек и подарим его Мишутке. Называй картинку на обороте цветка, четко проговаривая звук [Ш].

Дидактическая игра на автоматизацию звука [Ч]

«Бабочка»

Цель: закрепление звука [Ч] в словах.

Оборудование: картинка с изображением поляны с цветами; шаблоны бабочек, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: На поляне расцвело много красивых цветов. На их аромат слетелись бабочки. Надо, чтобы каждой бабочке достался цветочек. Называй картинку на обороте бабочки. Если ты правильно произнесешь звук [Ч] в слове – бабочка сядет на цветок, если нет – бабочка улетит на другую поляну.

Дидактическая игра на автоматизацию звука [Л]

«Малышу снятся сны»

Цель: закрепление звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка спящего малыша; шаблоны облаков, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Малыш сладко спит и ему снятся волшебные сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облако и назови слово, четко проговаривая звук [Л].

Дидактическая игра на автоматизацию звука [Р]

«День рождение Карлсона»

Цель: закрепление звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; шаблоны подарков, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Сегодня у Карлсона День рождение. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? Гости принесли много подарков. Давай посмотрим, какие подарки получил Карлсон. Называй картинки, четко проговаривая звук [Р].

Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ №1 г. Курганинска Краснодарского края

Говорящие руки.

Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.

Ромашка.

В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

Раз – шажок, два – шажок.

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – сы, но – сы.

Кнопочки.

Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.

Зима и весна.

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…ла,

Снег и вьюгу принес…ла.

Все, что Ал…ла разбросал…ла,

Вьюга снегом занес…ла!

Весна приш…ла,

Ал…ла сразу все наш…ла.

На лужайку вышла Ал…ла,

Видит там лежит ю…ла.

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап автоматизации звуков в словах.

Построй домик.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом., За не правильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.

Солнышко.

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.

Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем». Игры очень эффективно проводить во время прогулки.

Слова вокруг нас.

Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.

Четвертый лишний.

Ребенку предлагаются слова: рысь, ворона, жираф, ракета. Ребенок, убирает одно из слов, объясняя почему. Ракета – не живая, ворона – птица, корова – домашнее животное. Остается жираф и рысь, найти общие признаки и различие.

Куча мала.

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони.Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

Лото.

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

Рыбаки.

Перед ребенком раскладываются картинки с определенным звуком, и дополнительные картинки с другими звуками. Ребенок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

Продолжение в следующей публикации…

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Играть всегда весело и интересно. В данной статье хочу вас познакомить с развивающими настольными играми , которые помогут вашему чаду автоматизировать поставленные звуки в речи, а также развить память и воображение ребенка.

Автоматизация шипящих звуков

Автоматизация звуков Ш

ИГРА «Ёжик»

Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изобразите большого ежа без иголок. После произношения слога, слова ребенок подрисовывает ёжику иголочки.

Правила игры. Однажды ежик заболел: у него осыпались все иголочки. Сидит ёжик и плачет. Давай вылечим ёжика и вернем ему его иголочки. А для этого нужно вспомнить и произнести слова со звуком Ш, тогда у нашего ёжика вырастут новые иголки. Если вам нужно дифференцировать звуки, например, звук С и Ш, то можно произносить слова с этими звуками, а ребенок пусть только повторяет слова со звуком Ш, а потом наоборот. После того, как малыш произнес четко и правильно слово, попросите его дорисовать иголочку ёжику.

Примеры слов для автоматизации звука Ш: шапка, рубашка, мишка, ромашка, ландыш, малыш, крошка, бабушка и другие.

Примеры слов для дифференциации звуков С и Ш: киска, мишка, каска, кашка, башня, басня, крыса, крыша, сила, шило.

Автоматизация звука Ш, Щ

ИГРА «Шарики»

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле вразброс изобразите воздушные шарики разных цветов без ниточек, под ними нарисуйте девочку. После того, как ребенок произнес слово с отрабатываемым звуком Ш или Щ, попросите его дорисовать ниточку к шарику.

Инструкция к игре. У Маши было день рождение и ей подарили много шариков. Но играя с ними, девочка оборвала все ниточки у шаров. Ей очень грустно, так как шарики улетают. Давай «привяжем» ниточки к шарикам. Чтобы ниточки на шариках держались крепко, нужно четко и правильно произнести слова со звуком Ш. Далее вы говорите слова, ребенок повторяет и дорисовывает ниточки шарикам.

При дифференциации звуков Ш, Щ на игровом поле нарисуйте шарики синего и зеленого цвета. При произнесении слова со звуком Ш, ребенок дорисовывает ниточку синему шарику (синий цвет символизирует твердость согласного звука), а при произнесении слова со звуком Щ – зеленому шарику (зеленый цвет символизирует мягкость согласного звука).

Автоматизация звука Ж

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле изобразите большого жука с красными крылышками. Во время произношения слов на отрабатываемый звук ребенок рисует черным фломастером кружочки на крылышках жука, «украшая» их. В конце игры спросите у ребенка, что за жук у вас получился (божья коровка).

Инструкция к игре. Жил-был жук, он любил летать и петь песенки: ж-ж-ж. однажды прошел сильный дождик и случилась беда: смыла водичка у жука «нарядный костюм». Грустно стало жучку, перестал он петь и летать. Давай украсим жука. Вспомни и произнеси слова на звук Ж. А после каждого произнесенного слова дорисуй на крылышки жучка черные кружочки.

Такие занимательные настольные игры, несомненно, понравятся вашим детям , тем более их можно запросто сделать своими руками без затрат.

Наталья Глотова

Дидактические игры для автоматизации звуков.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой).

С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в изолированной позиции.

Для того, чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков.

«Лесенка» Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук.

«Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.

Использование звукоподражаний.

Спеть «песенку водички» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с.

Позвенеть, как «комар» з-з-з. комарик зь-зь-зь.

Пошипеть, как змея ш-ш-ш.

Пожужжать, как жук ж-ж-ж.

Порычать, как тигр р-р-р. Тигрёнок рь-рь-рь.

Погудеть, как самолёт л-л-л.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в слогах.

«Часы» ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.


«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.

«Звенящие баночки»

Каждый слог обозначается своим цветом. Ребёнок берёт кружочек и называет слог соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все слоги будут названы, баночки превращаются в "звенящие".



«Жучок летит к лепесткам»

Жучок подлетает к каждому лепестку, ребёнок называет слог.


«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки (иппликатор Кузнецова). Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог.


«Повтори столько раз, сколько…» Логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.

“Игра на пианино” , когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: ра-ра-ра-ра-ра.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в словах.

Игра «Собери картинку».

Ребёнок составляет разрезную картинку и называет словом тот предмет, который изображён на собранной картинке.


Игра «Дорожки».

До картинки добегаем и слово называем.

Игра «Найди дорожку для звука»

Пройти по дорожке (картинкам) на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук.


Игра «Вертушка».

Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.


Игра «Ромашка».

Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке.


Игра «Поезд».

К паровозу прикрепить вагоны с картинками- предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.


Игра «Рыболов».

Удочка с магнитом. Рыбки с металлической скрепкой, которыми прикрепляются картинки с автоматизируемым звуком. Ребёнок вылавливает «рыбку» - называет предмет, изображённый на картинке.


«Сухой бассейн».

Коробка с перловой крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.


«Отгадай загадку - назови отгадку».

Отгадывание загадок в словах-ответах, которых есть автоматизируемый звук.

Игра «Звуковые часы».

Назвать картинки-слова, которые показывает стрелка.


Игра «День-ночь»

Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время «ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен назвать, что изменилось?

Игра «Назвать слова по сюжетной картинке».

Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.

Игра «Придумай слова со звуком.»

Придумать как можно больше слов с автоматизируемым звуком.

Игра «Спаси звук».

Приходит звукоед, который “похищает” звук из слова, а ребёнок должен спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука во фразах и предложениях.

«Договаривание предложения по картинкам».


«Предложения Незнайки».

Незнайка всё время ошибается – в его предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка., или слова стоят не на своём месте: Кошка съела мышку. У шубки красивая Маша. Ребёнок помогает Незнайке исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку.

Игра «Придумай предложение».

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.