Выступление к семинару «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности." учебно-методический материал на тему. Профессиональное саморазвитие педагога дополнительного образования Рефлексивно-инновационная мо

Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. На сегодняшний день одним из ключевых направлений государственной социальной политики является развитие педагогического кадрового потенциала.

Кисляков А.В., Щербаков А.В. отмечают, что современные условия изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, совершенствование Российского законодательства в сфере дополнительного образования, предъявляют высокие требования к компетентности педагогов. Одной из ведущих задач, обозначенной в Концепции развития дополнительного образования детей, является апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Усиление внимания государства к уровню профессионализма педагогов необходимо рассматривать в контексте повышения качества дополнительного образования, а не только с позиции совершенствования нормативно-правовой системы дополнительного образования, как иногда относятся к данному процессу руководители и педагоги учреждений.

Если обратится к содержанию трудовых функций педагога дополнительного образования в профессиональном стандарте дополнительного образования, то отмечается тенденция расширения трудовых действий, умений и знаний, которыми должен владеть современный педагог.

Трудовые функции педагога дополнительного образования выступают: организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации программы; педагогический контроль и оценка освоения программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучаюшихся.

Происходящие изменения в современной системе образования, делают необходимостью повышение профессионализма педагога, его профессиональной компетентности.

Как справедливо отмечают исследователи, воспитать саморазвивающуюся современную личность может только педагог, который сам обладает такими качествами, профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством и стремится к постоянному профессиональному росту.

«Профессиональный рост» — это: с усвоением профессиональных ролей, мотивации, профессиональных знаний и умений и т. д.; го (интуитивного) самосовершенствования, прямого/косвенного воздействия на личность профессионала с целью совершенствования его деятельности.

Реализация управления профессиональным ростом педагога предполагает оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Основной целью образовательной деятельности МБУ ДО «Центр технического творчества» г.Якутска, является создание условий для развития и популяризации технического и научно-технического творчества детей.

В 2015-2016 учебном году функционировало 17 видов кружков с охватом 1683 учащихся, занимающихся в 148 учебных группах. Например судомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование, стендовый моделизм, технический кружок «Perpetuum mobile», начальное техническое моделирование, техническое конструирование, архитектурное проектирование и дизайн, дизайн проектирование и макетирование, художественное конструирование и дизайн, художественное конструирование с элементами технического моделирования, логическое моделирование, 3D-моделирование, робототехника, компьютерная графика, техническое моделирование и конструирование физических приборов, столяр-конструктор. Итого в центре в 2015-2016 учебном году обучалось 1656 учащихся в 148 учебных группах.

Кружковые занятия проводят 29 педагогов дополнительного образования детей, в том числе 4 педагога-совместителя. Из них высшее образование имеют 25 педагогов, среднее профессиональное - 4 педагога.

Нами проведено изучение индивидуальных мотивационных побуждений к профессиональному росту работников Центра. Было предложено написать мини-эссе состоящее из десяти предложений на тему «Мотивы профессионального роста». При обработке были выделены основные группы мотивов профессионального роста, названные педагогами. Только 18 % педагогов определили десять мотивов своего профессионального роста, большинство 71% смогли назвать пять мотивов, и 7 % педагогов остановились на перечислении только трех основных мотивов. Необходимо отметить, что 4 % опрошенных не смогли написать на одного мотива профессионального роста.

Анализ полученных данных показал, что в количественном соотношении педагоги выдели больше стимулирующих факторов, чем препятствующих факторов, с преобладанием внешних стимулов профессионального роста - курсы повышения квалификации; пример и влияние коллег, организация методической работы.

В препятствующих факторах наблюдается сочетаемость внутренних мотив и внешних стимулов - собственная инерция, нехватка времени, отсутствие поддержки и помощи со стороны администрации.

На основе полученных результатов по мотивации профессионального роста ответы мы распределили на две группы: 1.Мотивация, основанная на внутренних мотивах. 2.Мотивация, включающая внешние стимулы.

При всем этом лидирующую позицию занимает внешняя мотивация, основанная на должностном продвижении, материальных и профессиональных стимулах развития. Среди мотивационных побуждений моделирования собственной компетентности наиболее частными ответами были интерес к творчеству и самообразованию, желание соответствовать требованиям времени, педагогическое призвание.

Таким образом, мотивация профессионального роста представляет собой сложный комплекс мотивов личности субъекта, где в качестве можно выделить ценностные и смыслообразующие ориентации, профессиональную направленность, содержание и иерархию мотивов, мотивы достижения успеха и избегания неудачи.

В состав мотивации профессионального роста входят внутренние мотивы, отражающие личностные ценности педагогов, и внешние стимулы, создаваемые в системе непрерывного образования условия для развития самосовершенствования педагога как профессионала.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»

Исследование на тему:

« Профессионально-личностное развитие

педагогов дополнительного образования

в контексте современных требований »

Реферат подготовил(а):

Новохатская Нина Викторовна

Должность:

методист высшей квалификационной категории,

педагог дополнительного образовани

высшей квалификационной категории

Место работы:

МБУ ДО ЦВР «Досуг»

2017 г.

_________________________________________________________

г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Российская Федерация

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

1. Краткая характеристика современных тенденций

в дополнительном образовании………………………………………………3

2. Профессионально-личностное развитие

педагогов дополнительного образования в современном контексте………6

2.1. Характеристика аспектов деятельности

педагога дополнительного образования……………………………………...6

2.2. Профессиональная литература……………………………………………7

2.3. Профессиональное общение………………………………………………8

2.4. Курсы повышения квалификации, семинары, вебинары,

презентации, педагогические сообщества в системе «Интернет»………….9

2.5. Дополнительная квалификация в области менеджмента

в образовании…………………………………………………………………...9

2.6. Рефлексия – основной механизм

личностного развития………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………11

Литература…………………………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

В совокупности актуальных социально-культурных проблем, связанных с реформой образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей.

Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу социально-культурной деятельности.

В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы – педагога дополнительного образования детей.

1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Общество предъявляет к педагогам дополнительного образования детей высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает.

Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели возможности получать базовое высшее образование. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне. Мы повсеместно встречаемся на практике с ситуацией расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей и теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение дополнительного образования детей.

В связи с острым дефицитом педагогических кадров большинство учреждений дополнительного образования детей вынуждено принимать на работу работников с различным качеством теоретической и практической подготовки: зачастую педагоги дополнительного образования не имеют базового педагогического образования. Бывшие военные, инженерно-технические и клубные работники, начиная заниматься педагогической деятельностью, испытывают определённые затруднения в работе с детьми.

Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Детская увлеченность ярко высвечивает одаренность ребенка на пути постижения главного дела его жизни.

В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей – тип образовательных учреждений, основное предназначение которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.

Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технологические и информационные изменения в мире и в развитии различных сфер человеческой деятельности происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития.

Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в законодательстве и нормативных документах результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными.

Педагог дополнительного образования - фигура, которая определяет разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении.

Обязательное условие этого - высокая информированность, знание результатов новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития. Все это требует от педагога постоянного совершенствования профессионализма, повышения уровня общей культуры.

Готовность увидеть, как изменились потребности и приоритеты общества, означает умение определить проблему и соответственно начать поиск ключей к реализации новых задач. Инициатором процесса обновления может выступать администрация учебных заведений. Нередко сами преподаватели оказывают давление на администрацию, убеждая ее в необходимости перемен.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с ее субъекта. Преображение сознания подрастающего поколения во многом зависит от педагога. Новейшие открытия ученых в области физики, биологии, медицины, техники значительно изменяют наши представления о мире. Меняется роль коммуникативных навыков в эпоху глобальной информатизации. Меняются общественные потребности и принципы обучения. Меняются роли во взаимоотношениях с обучаемыми. Все это требует от педагога постоянного профессионального развития на протяжении всей карьеры. Быть в постоянном саморазвитии, отслеживать новую информацию, учиться самому, не останавливаясь, - эти особенности и делают профессию педагога сверхсложной и увлекательной одновременно. В ней сочетаются элементы творчества и делового расчета, научных исследований и практической реализации. Парадокс этой профессии заключается в необходимости быть вечным студентом. Традиционная система переподготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования не в состоянии обеспечить непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан сам поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие.

Как на начальных этапах вступления в профессию, так и в период профессиональной зрелости перед специалистом постоянно встает проблема

улучшения качества своей деятельности, однако не всегда он знает, что необходимо предпринять для ее эффективного решения.

2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в методике преподавания. Чтение литературы в смежных областях позволяет получать информацию, так необходимую для пополнения знаний, например в сфере новых информационных технологий, культурологии и истории, экономики и политологии.

Кроме получения знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенной задачи.

Очень часто в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию учащихся.

2.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. Не всем выпадает удача работать в команде единомышленников, все члены которой с удовольствием обмениваются друг с другом опытом, новой информацией, идеями и мнениями и готовы всегда поддержать своих коллег. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей стране проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя - за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.

2.4. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, СЕМИНАРЫ, ВЕБИНАРЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ «ИНТЕРНЕТ»

В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие университеты имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.

В наше время многие университеты и Академии проводят вебинары. Они стали очень распространены по всей стране. Немало важную роль по обмену опытом играют педагогические сообщества в системе «Интернет».

2.5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ

Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

2.6. РЕФЛЕКСИЯ – ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Профессия педагога, являясь одной из самых необходимых обществу, имеет массу неразрешенных проблем, которые снижают эффективность данного вида деятельности. Среди таких проблем можно назвать стереотипизацию труда учителя, профессиональное выгорание, недостаточно высокий уровень креативности во всех аспектах работы, объективный подход к процессу обучения и воспитания, преобладание авторитарных позиций, педагогическое истощение, невротическое развитие личности педагога, неосознанность личных качеств и стиля работы, педагогической направленности. Данные проблемы являются личностными проблемами педагогов, а рефлексия - одним из основных механизмов личностного развития. Как показывают исследования О. С. Анисимова, И. И. Казимирской, Ю. Н. Кулюткина и др., рефлексия у педагогов является необходимым компонентом успешной реализации профессиональной деятельности. Например, Ю. Н. Кулюткин одним из основных критериев профессионального мастерства считает рефлексивность мышления педагога. Такой же точки зрения придерживается О. С. Анисимов. Несомненно, рефлексия в педагогическом мышлении имеет огромное значение и является одним из основных механизмов, позволяющих адекватно решать педагогические задачи с учетом реализации предельных и частных целей педагогической деятельности. Первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, - личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт - опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Учитель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Решающий элемент - возможность делать осознанный выбор, а значит, ощущать в единстве свою свободу и свою ответственность за происходящее. Основное направление личностно-профессионального развития педагога - расширение сферы педагогического влияния. Эта сфера может ограничиваться лишь пределами собственной личности. Но особенности человеческой природы таковы, что каждый из нас может выбрать не только развитие, но и стагнацию и деградацию, не только преодолевать собственные недостатки, но и остаться при них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, мы рассмотрели возможности профессионально-личностного развития педагогов.

Осознание педагогом своей деятельности, средств и методов ее осуществления составляет основу профессионального педагогического развития. Способность педагога находить наиболее оптимальные пути разрешения педагогических ситуаций будет свидетельствовать об уровне его педагогического мастерства. Главное - это способность педагога осознавать, рефлексировать особенности своего индивидуального стиля деятельности и в соответствии с этим осуществлять выбор средств решения педагогических проблемных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНИСИМОВ О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления /ИНИОН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991.

2. КУЛЮТКИН Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, является острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития.

Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается внутренним источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процесса саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания не высоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своём сознании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом её должен быть самоанализ . Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности педагога называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и др.

Составной частью профессионального саморазвития педагога является его самообразовательная работа. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий, и др.

Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала лекции.

1. В чем заключаются социальные функции педагога?

2. Какие из профессиональных функций педагога Вы считаете наиболее сложными и почему?

3. Назовите особенности педагогической профессии.

4. Какой законодательно-нормативный акт определяет структуру системы образования в Донецкой Народной Республике?

5. Назовите уровни профессионального образования в ДНР.

6. На что направлена деятельность педагогов дополнительного образования?

7. Определите профессионально значимые качества педагога дополнительного образования.

8. Что лежит в основе профессионального саморазвития педагога дополнительного образования?

3.2. Задание для самостоятельной работы:

Составить опорный конспект по теме;

Ознакомиться с квалификационной характеристикой педагога

дополнительного образования;

Выполнить творческую работу на тему «Почему я выбрал (а) профессию педагога дополнительного образования»;

Заполнить таблицу «Профессиональные обязанности педагога дополнительного образования».

АОС (адрес обратной связи): [email protected]

Сегодня педагог дополнительного образования – ведущая фигура в повышении качества образования в системе дополнительного образования. Специфика дополнительного образования – отсутствие стандартов в реализации программ, добровольность и вариативность – увеличивают роль и значение педагога как субъекта образовательного процесса, а, следовательно, и уровень его квалификации становится более важным показателем качества образования. Поэтому, сегодня вопрос личностно-профессионального роста – ключевой для учреждения дополнительного образования.

Усиливает акценты в этом вопросе и государственная политика. Принят Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей является одним из ключевых направлений Концепции развития дополнительного образования.

Наше учреждение, Дом детского творчества им. В. Дубинина, всегда уделяло вопросу профессионального развития работающих у нас педагогов самое пристальное внимание. С начала 90-х годов, с принятия первой концепции развития учреждения, повышение квалификации было приоритетной задачей. Мы считаем, что личностно-профессиональное развитие – это естественное состояние любого творческого работающего педагога, и настаиваем, что только развивающийся, постоянно стремящийся к самосовершенствованию педагог может пробудить индивидуальное творческое начало у детей.

За многие годы сотрудничества с кафедрой педагогики и психологии НИПКиПРО в учреждении сложилась система непрерывного профессионального развития педагогов, способствующая раскрытию личностного творческого потенциала педагогических кадров, сформировался профессионально зрелый педагогический коллектив. Разрабатывая Концепцию учреждения сегодняшнего дня, мы выдвинули предположение о том, что дальнейшее совершенствование системы развития профессионализма педагогических кадров не следует ограничивать только лишь традиционными формами профессионального педагогического образования: посещением разнообразных курсов повышения квалификации, приглашением лекторов, проведением проблемно-тематических семинаров и др. Реально достигнутый уровень профессионального мастерства педагогического коллектива требует внедрения новых технологий.

Уже много лет в учреждении существует «Кафедра педагогического мастерства», которая является организационной формой методического сопровождения непрерывного профессионального развития наших педагогов. С 2011 года Кафедра работает в инновационном режиме, Приказом Главного управления образования мэрии города Новосибирска на базе ДДТ им. В. Дубинина утверждена городская инновационная площадка «Кафедра педагогического мастерства – эффективная форма организации процесса повышения квалификации педагогических кадров». Цель данного проекта – создание системы организационно-управленческих, психолого-педагогических и методико-практических условий, активизирующих профессионально-личностное развитие педагогических кадров. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

– обеспечить организационно-управленческие условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода к формированию комплексной программы повышения квалификации педагогических работников внутри образовательного учреждения;

– разработать целевые индивидуальные программы профессиональной самообразовательной деятельности и тематические программы для групповых и коллективных занятий;

– разработать вариативно-модульную систему повышения квалификации на Кафедре педагогического мастерства, способствующую созданию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;

– апробировать практико-ориентированную схему учета различных форм и способов повышения квалификации педагогических работников, способствующую персонифицированной оценке индивидуальных достижений.

Конечно, для того, чтобы приступить к реализации данного проекта, учреждению необходимо иметь серьезные предпосылки, главная из которых, по нашему мнению, наличие профессионально зрелого педагогического коллектива. На наш взгляд, профессиональная зрелость есть высшая стадия эволюционно-динамического развития относительно автономного педагогического сообщества как уникального группового субъекта. На этой стадии подавляющее большинство практических педагогических работников, обладая максимально высоким уровнем профессионализма, способны к чётко технологически выверенному достижению педагогически прогнозируемых результатов, обеспечивающих высокие обучающие, воспитательные и развивающие эффекты. При этом свои индивидуальные профессиональные успехи они могут передавать своим коллегам – как начинающим, так и опытным. Профессионально зрелый коллектив обладает собственной групповой субъектностью по отношению к его членам, и решающую роль в решении общих задач начинает играть средовой фактор.

Проанализировав опыт последних лет в организации системного повышения профессионального мастерства педагогов, мы пришли к выводу, что в учреждении созданы необходимые предпосылки для активного приобщения педагогов-практиков к системно выстроенной опытно-поисковой деятельности и приступили к реализации инновационного проекта. Это и налаженная система индивидуально-дифференцированного методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогических кадров в образовательном учреждении; и благоприятный социально-психологический климат в учреждении, положительное отношение к творческим педагогическим инициативам, создание ситуации, когда процесс методического сопровождения образовательной деятельности рассматривается как личностно-центрированная модель самореализации методического поиска каждого педагога; и организация «постквалификационого совершенствования» педагогов, суть которого заключается в том, что педагог, защитившийся на высшую или первую квалификационные категории, в течение четырех лет своей практической деятельностью подтверждает присвоенную ему категорию. В рамках проекта ожидается создание в учреждении инновационной коммуникативно-образовательной среды, обеспечивающей активное развитие профессионализма педагогических кадров.

Предварительные результаты проекта уже представлены и на педагогических конференциях, и в печатных методических материалах. Издано пособие «Развитие профессионализма педагога дополнительного образования на рабочем месте» (Новосибирск: ДДТ им. В. Дубинина, 2013. – 148 с.), исследовательско-методический проект «Создание внутрикорпоративной системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров» получил Большую золотую медаль Образовательной выставки «УчСиб» в 2015 году.

Сегодня, подходя к завершающему этапу реализации проекта хочется остановиться на некоторых значимых для нас факторах.

В нашем учреждении стремление к профессиональному росту приветствуется, стимулируется морально и материально, в рамках сложившейся корпоративной культуры – это одно из самых общественно поощряемых явлений. Существует сложившаяся организационная структура, привлекаются лучшие специалисты как из педагогической науки, так и педагоги-практики, коллеги из других учреждений. Кроме того, каждый из слушателя Кафедры педагогического мастерства может стать ее преподавателям, ибо у каждого педагога есть уникальный опыт, которым он владеет, который может быть интересен для других. А умение представить свой опыт – это тоже элемент личностно-профессионального развития.

Обучение в коллективе всегда затрагивает разные направления. Это и психолого-педагогическое просвещение, и анализ нормативной базы, и повышение компетенции в специально-предметных областях. Внутрикорпоративное образование в нашем учреждении всегда включает и общекультурное направление: публичные лекции по актуальным вопросам науки и культуры, круглые столы, познавательные экскурсии по образовательным площадкам (музеи, планетарий, ботанический сад и другие). Большое образовательное значение имеет знакомство с опытом коллег других учреждений дополнительного образования города и области.

Не менее важным элементом эффективно работающей системы непрерывного профессионального развития педагогов является информационно-методическая поддержка. С 2006 года одним из инструментов методического сопровождения в учреждении является Тетрадь педагогического работника, которая содержит выдержки из нормативных документов, информацию обо всех ключевых мероприятиях учреждения, планнинг работы, методические рекомендации и памятки. Методическая служба оперативно информирует коллектив о любых, в том числе альтернативны формах повышения квалификации: вебинары, дистанционные курсы, профессиональные конкурсы, конференции и семинары, возможности для публикаций, мастер-классы и многое другое.

Большое значение имеет также гибкость и вариативность системы повышения квалификации: возможность построения индивидуальной программы самообразования, реализация образовательных модулей по выбору, разработка модели тьюторского сопровождения процесса профессионального развития, разработка адекватной системы учета различных форм и способов повышения квалификации: накопительная модульная система, учет разработки методических пособий, участия в специально-предметных сообществах, реализации социально-педагогических проектов, участие в профессиональных конкурсах.

Сегодня перед педагогическими коллективами образовательных учреждений встала проблема адаптации существующей профессиональной структуры к требованиям Профессионального стандарта. Мы, в нашем коллективе, уже провели первый педагогический совет на эту тему, познакомили педагогов с требованиями нового стандарта, провели анкетирование по оценке готовности педагогов и методистов к выполнению необходимых трудовых функций, спланировали обучение и профессиональную переподготовку специалистов. Для нашего профессионально зрелого коллектива, всегда работающего на опережение, эта работа не вызывает серьезных трудностей. Все это и говорит в пользу создания в учреждении развивающей коммуникативной образовательной среды, не только для детей, но и, что не менее важно, для педагогов. И тогда личностно-профессиональное развитие педагога станет залогом успеха в организации образовательной деятельности в учреждении, и тогда к нам пойдут дети, ориентируясь на высокий уровень качества образования, обусловленного высоким профессионализмом педагогических кадров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

МИНИ-РЕФЕРАТ

по программе профессиональной переподготовки "Педагогика общего и дополнительного образования детей"

Тема:

«Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований»

Реферат подготовила:

Рослякова Ольга Валентиновна

г. Гатчина, Ленинградская область

1. Введение

2. Педагог как субъект образовательного процесса

3. Теоретические основы изучения влияния личности педагога на развитие личности ребёнка

4. Основные функции педагога дополнительного образования

5. Профессионально значимые качества личности педагога дополнительного образования

6. Заключение

7. Литература

1. ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей. В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы - педагога дополнительного образования детей.

Современная педагогика характеризует термином "дополнительное образование" всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. педагог ребенок дополнительный образование

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Методологической базой дополнительного образования детей является парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства.

Дополнительное образование детей можно рассматривать как основное условие, своеобразную «стартовую площадку», пролог в становлении творческого, интеллектуального потенциала страны.

В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей - тип образовательных учреждений, основное предназначение которых - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения (в том числе допрофессионального) и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.

Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.

2. ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В новых изменившихся социальных, экономических условиях, в условиях модернизации образования общество и государство предъявляют к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые требования. Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач предлагается «обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая развитие системы дополнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми».

Повышение компетентности, профессионализма педагога - одно из условий повышения качества образования. Современная образовательная парадигма основывается на принципах государственной политики в области образования в части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.

Специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования детей, являются носителями содержания предлагаемых детям разных видов внешкольной деятельности. Это содержание воплощается в самых разнообразных формах.

Сложность заключается в том, что педагоги УДОД, являясь специалистами в каком-либо виде деятельности, порой не имеют педагогической подготовки, поэтому для решения целей обучения и воспитания необходимо повышение их психолого-педагогической компетентности. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования связано с процессом повышения его квалификации.

Решающая роль в формировании психолого-педагогической компетентности педагога УДОД принадлежит его личности: сущностную характеристику профессиональной компетентности педагога составляет потребность в самопознании и самоизменении себя, гибкое применение способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на учеников с учетом закономерностей развития личности, направленность на ученика как главную ценность своего труда. Постоянно развивая и совершенствуя свою педагогическую деятельность, он формируется как личность. А это, в свою очередь, одно из необходимых условий формирования личности учеников.

Социальная ситуация в обществе в настоящее время сложна и противоречива, и это накладывает отпечаток на формирование нравственной позиции педагога.

Большую трудность в деятельности педагога составляет умение правильно, адекватно возрасту и индивидуальным особенностям детей оценивать их поступки, разрешать конфликтные ситуации, не теряя выдержки и самообладания.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА

В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. В детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В этом заключается важность и большое значение Учреждения дополнительного образования как организационной и общественной формы воспитания и развития ребенка.

Проблему педагогического общения изучали: Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и другие выдающиеся отечественные психологи.

Основы личности закладываются в детстве, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога предъявляются повышенные требования. Богатство личности руководителя творческого объедиенния - непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений. Изучению субъект-субъектного аспекта данного взаимодействия посвящено значительное число работ (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).

В содержании вышеуказанных, а также других исследований подробно проанализирована роль педагога в интеллектуальном, нравственном развитии младшего школьника, в развитии у него гуманистической направленности общения, формировании предпосылок высокой обучаемости, развитии речи и других качеств, умений и навыков. Однако не меньшего внимания заслуживает проблема влияния личностных характеристик педагога на развитие личности обучающегося.

В педагогических инновациях конца 20 века, в деятельности талантливых представителей «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенко, М.П. Щетинин, Е.Я. Ямбург и др.) уже были выражены личностные черты гуманистической позиции учителя, заложена теоретическая и практическая основа гуманистической парадигмы российского образования, выявлены основные характеристики гуманистической личности. К ним относятся:

· творческое мышление,

· диалоговое общение,

· «преобразовательные способности»,

· педагогическая рефлексия,

· положительные этические качества (добродетели),

· высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).

Формирование этих качеств связано, в первую очередь, с изменением мотивационно-ценностных ориентаций, отходом от авторитаризма. Преодоление старого стиля отношений, обусловленного, по мнению Ю.П. Азарова, такими факторами, как низкий уровень культуры, установкой на достижение результата любыми способами, незнание психологии ребенка и др. связано, прежде всего, с развитием аффективно-эмоциональной сферы учителя. К сказанному можно добавить, что тенденция к вербализации и рационализации образования затронула не только содержание образования, но и личность педагога.

В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Поэтому особо важна форма общения.

Для демократичной формы характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения. Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Каждая форма общения и воздействия оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Воспитанники педагога-«демократа» значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности, коммуникабельности, нежели дети, воспитывающиеся у “автократа”. Пагубное воздействие авторитарности может выразиться и в депривации (подавлении через отсутствие стимуляции) потребности детей в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима ребенку. В общении с детьми авторитарный стиль не просто нежелателен, а недопустим

4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов.

Профессиональные функции -- это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования детей:

5. образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

6. воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

7. креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

8. компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

9. рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

10. профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

11. интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

12. функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

13. функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решающую роль в формировании психолого-педагогической компетентности играют черты характера и личность педагога. При этом черты характера отражают действия человека, а черты личности - то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: так, применяя одни и те же способы, добиваешься личных целей и, наоборот, добиваться одной и той же цели различными способами. Важно, чтобы в работе педагога способы были адекватны целям и основывались на высших ценностях личности.

Ценностные ориентации являются внутренним регулятором деятельности педагога, который определяет его отношение к окружающему миру, к себе, к другим людям. Необходимо подчеркнуть, что «у человека между фактором рождения и обретением своей родовой сущности - пропасть. В отличие от животного человек не снабжён набором инстинктов и врождённых навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу».

Человек не становится тем, кем является по сути вне культурной среды, вне воспитания. Исходя их этого, огромную роль и ответственность в формировании личности своих воспитанников играет педагог. Ведь одна Личность может быть воспитана лишь только другой Личностью. К условиям и критериям развития личности относятся: «отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; способность к самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий, характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни».

Необходимо, чтобы педагоги руководствовались, в первую очередь, этическими, эстетическими и экзистенциальными ценностями, к которым относятся: любовь, смысл жизни, ответственность, справедливость, отзывчивость, благородство, бескорыстие, гражданственность, патриотизм и др.

Одна из сторон направленности личности педагога - это педагогическая направленность - комплекс профессиональных интересов, профессионально ориентированных мотивов и психологическая установка на работу со школьниками. Основой профессиональной направленности является интерес к профессии педагога, находящий своё выражение в положительно-эмоциональном отношении к воспитанникам, родителям, педагогической деятельности в целом и к определённым её видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями. Базой педагогического признания является любовь к другим людям. Это базовое качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития основных профессионально-значимых качеств, которые характеризуют профессионально-педагогическую направленность.

Таким образом, можно обозначит следующие составляющие для самооценки направленности личности педагога дополнительного образования:

· открытость к принятию мнения другого (ребёнка и взрослого), любовь к детям, вера в силы и возможности обучающихся;

· интерес к внутреннему миру воспитанника;

· свои действия, намерения, поступки и интересы всегда соотносить с интересами школьников;

· эстетическая направленность (ценность гармонии и красоты);

· чувство нравственной ответственности, мораль, долг, гражданственность;

· положительная направленность на воспитательную деятельность - единство воспитания и обучения;

· любовь к профессии педагога;

· творчество в педагогическом процессе;

· стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, выявлению и развитию собственных способностей и возможностей;

· потребность в передаче знаний.

Особую роль П.П. Блонский отводит самосовершенствованию и самовоспитанию педагога: «Для меня образование учителя менее важно, нежели воспитание его, и в этом я сильно расхожусь с теми, кто ещё не перестал думать, что главная роль учителя - сообщать «суммы знаний».

Личная направленность является «вертикалью» человека. «Высота» идеалов и ценностей определяет «величину» личности педагога. В истории часто великие личности имеют сложный, плохой характер и они могут себе это позволить, но педагог должен иметь равные друг перед другом главные составляющие характера и личности. Если педагог обладает «золотым» характером, но «мелкой» личностью - его интересы не выше «привычного» уровня и такому педагогу не дано воспитать другую Личность. Способы поведения, обусловленные во многом характером человека, должны соответствовать профессии. Черты характера отражают отношение человека к другим людям, вещам, себе, к труду. Характер педагога должен являться фундаментом, базой, инструментом личности.

Профессионально-значимые качества, которые способствуют успешной педагогической деятельности:

· педагогическое целеполагание - это умение определить важность педагогических задач в зависимости от определённых условий;

· педагогическая направленность - это важнейшее качество, представляющее доминирующую систему мотивов, которая определяет поведение педагога и его отношение к профессии;

· педагогическая рефлексия - это способность педагога к самоанализу;

· педагогическое мышление - это овладение системой средств решения педагогических задач;

· педагогический такт - это отношение педагога к воспитаннику как главной ценности.

Отличие педагогического призвания от педагогического интереса (что может быть созерцательным) заключается в склонности, которая вырастает из конкретных способностей к педагогическому делу.

Выделяются следующие профессионально-значимые способности педагога:

· развитое воображение;

· ясность и критичность ума;

· гибкость мышления;

· эмпатия (способность сопереживать);

· умение сделать доступным учебный материал;

· хорошая дикция;

· способность просто и ясно излагать материал;

· внимание;

· наблюдательность;

· артистические способности.

Таким образом, все эти специальные способности и качества относятся к трём взаимосвязанным сторонам деятельности по получению знаний, умений и навыков таких, как: обучение, учение, научение.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие личности каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально- экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогической пауки.

Таким образом, педагогические способности и личностные качества учителя играют важнейшую роль в успешности осуществления профессиональной деятельности, являются залогом его профессионального становления и развития.

Сущность деятельности педагога дополнительного образования состоит в управлении возможностями детско-подросткового объединения учреждения дополнительного образования и окружающей среды для реализации программы дополнительного образования по отношению к каждому обучающемуся.

УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Для развития личности педагога дополнительного образования необходимо наличие конкретной сферы его интересов, направления деятельности. Для благоприятного развития личности ребенка также совершенно необходимы особые условия, на базе которых будет происходить усвоение знаний и способов деятельности в предлагаемых областях образования, развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; развитие общих свойств личности. В ценностных приоритетах учреждение дополнительного образования отдает предпочтение личностно- ориентированному подходу в воспитании и образовании, концепции гуманизма по отношению к личности. При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития личности обучаемого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Асафова Т.Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в Российской провинции второй половины XX века: Автореф. дис.. … канд. пед. наук. Кострома, 2002.

3. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2006.

4. Большая современная энциклопедия “Педагогика”. / Под ред. Е.С. Гапацевич. Минск, 2005

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гумат. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 2: Процесс воспитания.

6. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред.

7. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стер. М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. - М.: Педагогическое общество России,2004.

9. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. // Внешкольник. Дополнительное образование. - 2006. -№ 9. - С. 14-18.

10. Степанов П.В. Качественные характеристики личности. // научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005. - № 4. - С. 141-142.

11. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

12. Гурьянова М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен. // Педагогика. -2006. - №10. - С. 43-50.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Педагог как субъект образовательного процесса. Функции, профессионально-значимые личностные качества, инновационная деятельность и профессиограмма педагога дополнительного образования, порядок реализации и особенности системного подхода в его работе.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2010

    Творческий потенциал личности как определяющий фактор успешности педагога дополнительного образования. Развитие субъектности и развитие интеллекта педагога как актуальные проблемы психологии образования. Характеристика модели профессионального развития.

    реферат , добавлен 16.03.2016

    Значение воспитания в системе дополнительного образования на формировании личности ребёнка. Определение роли педагога дополнительного образования в воспитательном процессе. Обоснование методов и форм воспитательной работы с детьми в объединении.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2015

    Общая характеристика и особенности деятельности педагога дополнительного образования. Сущность основных понятий дополнительного образования, оценка его значимости для детей. Анализ взаимодействия педагога и ребенка в детском творческом объединении.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2010

    Профессионально-значимые качества педагога. Соотношение личного творчества учителя и ученика на занятиях. Выразительные средства керамики. Задачи обучения керамике в системе дополнительного образования. Формы коллективной изобразительной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 08.03.2011

    Оценка роли современной системы образования в процессе формирования личности. Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика. Взаимодействие дополнительного и общего образований. Основные направления деятельности.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2012

    Изучение роли системы образования в процессе формирования личности. Анализ материалов интервью с работниками системы дополнительного образования р.п. Северо-Енисейского. Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Анализ системы дополнительного образования детей и подростков в рамках их работы в направлении развития творческой личности воспитанников. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, их роль в становлении личности.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2013

    Изучение функций учреждений дополнительного образования, а также различий школьного и дополнительного образования. Формы организации досуга детей и развития их творческих способностей на примере клубной деятельности внешкольного учреждения г. Мозыря.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Основные функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования. Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 на основе интеграции основного и дополнительного образования.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.