Без грамматики нельзя выучить английский. Правда или ложь? Один словарный запас без грамматики еще не составляет языка Язык без грамматики

Этот модальный глагол имеет две формы: may - для настоящего времени, might - для прошедшего. Глагол may употребляется для выражения:

    Разрешения в утвердительных и вопросительных предложениях.

    You may go . Ты можешь идти.
    May I help you? Разрешите вам помочь.

    Запрещения в отрицательных предложениях.

    Предположения, неуверенности в утвердительных и отрицательных предложениях.

    It may rain today. Возможно сегодня будет дождь.

Глагол might употребляется:

    В придаточных дополнительных предложениях в соответствии с правилом согласования времён.

    She said that he might take her book. Она сказала, что он может взять её книгу.

    Для обозначения вероятности совершения действия.

    He might come. Он, может быть , придёт.

to be allowed to
to be permitted to

Словосочетания to be allowed и to be permitted + инфинитив с частицей to являются синонимами модального глагола may (см. пункт 1).

I am allowed to use this device. Мне разрешено (я могу ) использовать этот прибор.
He will be allowed to use this device. Ему разрешат .

must

Глагол must употребляется:

    Для выражения долженствования, необходимости произвести действие в настоящем или будущем.

    I must go . Мне надо идти.

    Для выражения запрещения в отрицательном предложении.

    You mustn"t do it . Нельзя этого делать.

    Для выражения вероятности какого-либо действия, предположения.

    He must have read this book. Он, вероятно , читал эту книгу.

    You must come and see my new flat. Ты должен придти посмотреть нашу новую квартиру.

to have (to)

Глагол to have (to) употребляется в сочетании с инфинитивом с частицей to для выражения необходимости совершить действие в силу определённых обстоятельств. Соответствует русскому "придётся, пришлось".

to be + Infinitive

Сочетание глагола to be с инфинитивом употребляется для выражения необходимости совершения действия в соответствии с предыдущей договорённостью или заранее намеченным планом. Переводится как "должен, должен был" и т.п.

I was to meet her at 3 o"clock. Я должен был встретить её в 3 часа.
They are to begin this work at once. Они должны начать работу немедленно.

Модальный глагол may (might) употребляется, в основном, для выражения разрешения или возможности. Как и у глагола , у него есть форма настоящего времени may и форма прошедшего времени might . Рассмотрим основные значения и особенности этого употребительного глагола.

Таблица: модальный глагол May / Might в утвердительной, отрицательной, вопросительной форме

Глагол may (might) , как и другие ,употребляется по особым правилам:

  • В утвердительной и отрицательной форме между may (might) и глаголом в не ставится частица to.
    • Правильно: You may go. – Ты можешь идти.
    • Неправильно: You may to go.
  • Глагол may не образует форму будущего времени с помощью . В будущем времени глагол may можно заменить на оборот to be allowed to (быть разрешенным, дозволенным).
    • Правильно: You will be allowed to leave. – Тебе можно будет уйти.
    • Неправильно: You will may leave.
  • В форме третьего лица единственного числа глагол may (might) не изменяется.
    • Правильно: He\She\It may.
    • Неправильно: He\She\It mays.
  • По особой схеме строятся и утверждение (см. таблицу).

May not и might not можно сокращать до mayn’t, mightn’t .

Значения модального глагола May / Might

Общая сводка значений may/might представлена на изображении. Подробнее читайте ниже.

Модальный глагол may (might) используется:

1. Для выражения разрешения или запрета

В утверждении, отрицании и вопросе смысл будет отличаться.

1. 1. В утверждении

В утвердительной форме глагол may выражает разрешение.

  • You may take what you want. – Ты можешь взять все, что хочешь.
  • We may spend our money. – Мы можем тратить наши деньги.

Строго говоря, глагол may , в отличие от глагола can , обозначает именно разрешение на выполнение какого-то действия, а не физическую возможность. На русский язык оба слова обычно переводятся как “могу”, “можешь” и т. д.

  • I can eat four slices of pizza ot once. – Я могу съесть 4 куска пиццы за раз (физически могу).
  • You may eat whatever you want. – Можешь

Однако в современной разговорной речи глагол can также часто используется для разрешения:

  • You can eat whatever you want. – Можешь есть все, что хочешь (тебе это разрешено).

1. 2. В вопросе

В вопросительной форме глагол may используется для того, чтобы спросить разрешение.

  • May I ask you a question? – Можно задать вам вопрос?
  • May Можно

Такой же вопрос можно задать с might , но это будет очень формальный вопрос:

  • Might I call you by your first name? – Могу ли я называть вас по имени?

В разговорной речи вы его, скорее всего, никогда не услышите.

Как и в случае с утверждением, в вопросах типа “Можно я…?” в современной разговорной речи часто используют глагол can .

  • Can I ask you a question? – Можно задать вам вопрос?
  • Can I take your phone for a second? – Можно взять твой телефон на секунду?

Вариант с may считается более формальным, подходящим для официального случая, а вопрос с can – менее строгим. Зачастую эта разница почти неразличима и едва уловима даже носителями языка. А вот вариант c might – это однозначно формальный вопрос.

Три способа спросить разрешение.

1. 3. В отрицании

В отрицательной форме глагол may выражает запрет.

  • You may not park in a fire lane. – Вам нельзя парковаться на пожарном проезде.

Но в разговорной речи чаще говорят can’t , подразумевая не физическую возможность, а запрет.

  • You can’t sleep on a bench. – Нельзя спать на скамейке.
  • You must not smoke in this building. – Запрещается курить в этом здании.

Примечание 1: May или Can?

В утверждении, вопросе и отрицании can в разговорной речи может заменить may в значении разрешения или запрета, но may не может заменить can в значении физической возможности или ее отсутствия. К примеру, вы хотите сказать, что атлет может, физически способен поднять 100 кг.

  • Правильно: The athlete can lift 100 kg. – Атлет может поднять 100 кг (физически способен).
  • Неправильно: The athlete may lift 100 kg. – Атлет может поднять 100 кг (ему кто-то разрешил).

Вы хотите сказать другу, что он не может выпить 10 бутылок пива, физически не может:

  • Правильно: You can’t drink 10 bottles of beer. It’s not possible. – Ты не можешь выпить 10 бутылок пива, это невозможно (физически невозможно).
  • Неправильно: You may not drink 10 bottles of beer. You may take only two. – Ты не можешь выпить 10 бутылок пива, тебе можно взять только две (нет разрешения взять больше).

Примечание 2: Разрешение и запрет в прошедшем времени

Might хоть и называется формой прошедшего времени глагола may , не используется для выражения запрета или разрешения в . С этой целью используется оборот to be allowed to (быть разрешенным, позволенным).

  • I was allowed to attend the Small Council meeting. – Мне разрешили посетить совещание Малого Совета.
  • Were you allowed to participate in the game? – Вам можно было участвовать в игре?

Глагол might обычно используется для выражения предположения (см. ниже).

Примечание 3: Модальный глагол May в будущем времени

Как и , модальный глагол may может относиться к , например:

  • You may continue playing later. – Ты можешь продолжить играть позже.
  • May I come to see you tomorrow? – Можно мне навестить вас завтра?

Как вариант, можно использовать оборот to be allowed to в будущем времени. Однако он не очень хорошо подходит для неформальной речи.

  • I will be allowed to continue playing later. – Тебе будет разрешено продолжить играть позже.

2. Для выражения неуверенного предположения

Под неуверенным предположением я подразумеваю предположение, правдоподобие или достоверности которого говорящий сомневается. В русском языке для этого используются слова вроде “может”, “может быть”, “возможно” и т. д. В английском используются глаголы may, might, . Как и в русском языке, понятие “неуверенное предположение” имеет размытые границы и может подразумевать довольно разные ситуации. Рассмотрим основные случаи.

1. Предположение, относящееся к настоящему или будущему: You may / might know her

Используется глагол may или might + глагол в неопределенной форме. Например:

  • You may know her. – Ты, возможно , ее знаешь.
  • Daisy may visit us next weel. – Дейзи, может быть

Можно использовать в отрицательной форме:

  • You may not know her. – Ты, возможно , ее не знаешь.

Если в этих же предложениях вместо may поставить might , то изменится степень уверенности в предположении.

  • Daisy might visit us next weel. – Дейзи, может быть , навестит нас на следующей неделе.

Обычно говорят, что may выражает более твердую уверенность. Это значит, что в варианте с may говорящий больше уверен в том, что Дейзи приедет, а в варианте с might очень в этом сомневается. Однако на практике разницу по степени уверенности между may и might уловить бывает трудно, многое зависит от контекста.

Слова – далеко не всегда сами по себе определяют смысл высказывания. В жизни можно сказать: “Я уверен, что у нас все получится”, но при этом с такой интонацией, что уверенности не наблюдается совсем. С другой стороны, можно с загадочной улыбкой заявить: “Возможно, мы что-нибудь придумаем”, и станет ясно, что мы точно что-нибудь придумаем, в этом не приходится сомневаться!

Поэтому можно взять за ориентир, что предположение с may – более уверенное, чем с might , но следует помнить о том, что на практике бывает всякое.

2. Предположение, относящееся к прошлому: You may / might have known her

Для предположения, относящегося к прошедшему времени, используется чуть более сложная схема: may/might + have + (причастие прошедшего времени или, по-другому, третья форма глагола).

  • You may have seen that horse in the farm. – Ты, возможно, видел эту лошадь на ферме.
  • We might have misunderstood the professor. – Мы, вероятно, неправильно поняли профессора.

Здесь тоже есть разница между may и might в степени уверенности. По умолчанию, предположение с may более уверенное, чем с might .

Примечание: предположение с Can/Could или May/Might?

Предположение можно строить не только с may или might , но и с can или could . Разница будет в том, что в предложениях с can/could подвергаться сомнению будет не вероятность, а именно физическая, реальная возможность чего-то.

  • Simon could have stolen a wallet from my locker. He has a key. – Саймон мог украсть бумажник из моего шкафчика. У него есть ключ (Саймон имел возможность залезть в шкафчик).
  • Simon may have stolen a wallet from my locker. It wasn’t locked. – Саймон мог украсть бумажник из моего шкафчика. Он не был заперт (Любой, включая Саймона мог украсть бумажник, потому что шкафчик не был заперт).

Модальными называются глаголы характеризующие обязанности, возможности, желания и необходимость действия. Они напрямую передают отношение говорящего к происходящему.
Не смотря на то, что модальные глаголы являются сильными и не нуждаются в использовании вспомогательного глагола, при построении вопросительных и отрицательных предложений, они не могут использоваться самостоятельно без смыслового глагола:

I cannot fly. - Я не умею летать.
You may go. - Можешь идти.

В английском языке модальные глаголы используются самостоятельно лишь в том случае, когда они составляют краткий ответ, либо смысл высказывания понятен из предыдущего контекста, в котором употребляются смысловые (слабые) глаголы:

- Can you read this?
- I can .

Most people cannot run as fast as animals, but some can .

В английском языке для выражения возможности/ невозможности или способности/ неспособности что-либо сделать чаще всего используются два модальных глагола - can и may .

Они не изменяются по лицам и числам, о чем свидетельствует отсутствие окончания -s- в настоящем простом времени, не имеют всех обычных для слабых глаголов форм (например, окончание -ing ) и не требуют помощи вспомогательного глагола do/ does/ did .

Can vs. May

Сan и may имеют в русском языке значение мочь/ уметь/ разрешать . Сразу стоит отметить, что они в большинстве случаев не взаимозаменяемы. На изображении к иллюстрации статьи написано высказывание:

Do as you may if you can’t do as you could.

В этом афоризме использовано сразу три модальных глагола и все три будут иметь разные оттенки значения. Само предложение переводится следующим образом:

Делай так, как тебе позволено, если тебе запрещено сделать так, как ты мог бы.

Существуют определенные критерии при выборе того или иного глагола.

Can имеет две формы в английском языке - форму настоящего времени и форму прошедшего could , которая также будет использоваться в сослагательном наклонении.
Тем не менее в английском языке существует возможность использовать модальный глагол can в будущем времени. В этом случае он будет заменен на равнозначный по смыслу глагол to be able to do smth .

I can read English. - Present Simple
He thought he could do it alone. - Past Simple
I wish I could see it.
He told me he could have seen it earlier. - Perfect

She will be able to finish the painting in Summer. - Future

May используется в английском языке в форме настоящего времени и прошедшего might , которую также можно встретить в предложениях в сослагательном наклонении.

May I come in? - Present Simple
They might come yesterday. - Past Simple
He might be at home. - Subjunctive mood (сослагательное наклонение)

Употребление Сan и May

Модальный глагол can имеет более широкий спектр применения по сравнению с глаголом may .

1. Для выражения способности или умения что-либо делать используйте can:

I can swim. Can you?

2. Сan так же используется для обозначения возможности (теоретической или согласно каким-либо правилам):

You can find it in any dictionary.
Russian Railways can chage the fares seasonally. - РЖД может менять тарифы в зависимости от сезона.

3. При запрете на что-либо используется cannot (can’t) . Можно встретить и запреты с may , но они будут звучать слишком “мягко”:

You cannot talk too loud in the library. - В библиотеке нельзя говорить громко.
You may not talk loudly in the library. - В библиотеке не разрешается говорить громко.

4. Просьба может выражаться посредством can или could . Последний в этом случае будет иметь подчеркнуто вежливое обращение :

Can you pass me some butter?
Could you pass me some butter?

5. При выражении удивления в вопросительных предложениях или упрека в повествовании часто используется модальный глагол can . Его форма could будет отражать крайнюю степень состояния:

How can you be so rude? - Как ты можешь быть таким грубым?
You could tell me in the end. - В конце-концов ты мог сказать мне!

6. Cannot (can’t) используется для обозначения сильного недоверия :

She can’t work there. - Да она не может там работать.
They couldn’t have done it. - Они просто не могли этого сделать.

Обратите внимание, что практически во всех случаях употребления could , глагол подчеркивает преувеличенное отношение говорящего к происходящим событиям.

В ситуациях, когда вы просите разрешить сделать что-либо можно использовать оба модальных глагола . Предложения с may при этом будут звучать более формально :

You can come in. - Можешь зайти.
You may came in. - Заходите./ Вы можете зайти.

Модальные глаголы may/ might заключают в себе характер неуверенности говорящего в отношении описываемых событий. Как и в случае с could прошедшая форма might передает большую степень неуверенности :

Somebody’s calling. It may be Mary. - Кто-то звонит. Возможно это как раз Мэри.
It may rain. Take an umbrella. - Может пойти дождь. Возьми зонтик.

Модальный глагол may чаще всего используется при особенно вежливом обращении :

May I sit down? - Могу ли я присесть?/ Позволите мне присесть?
Can I sit down? будет скорее переводиться “Можно я сяду?”

Часто might используют при выражении упрека . Предложение звучит особенно колко:

You might have told me beforehand. - Мог бы и заранее предупредить.

В этой статье мы начали большую важную тему по модальным глаголам и рассказали о двух из них. В дальнейших публикациях мы обязательно постараемся осветить оставшихся представителей данной категории.

Желаем вам оказаться способными осилить этот грамматический материал! May success be with you!

Виктория Теткина


Вдовина Л.А., учитель математики КГУ СШ №7г Аксу,

Павлодарская область

Показать связь математики, русского языка и литературы на уроках математики. Закрепить знания учащихся по темам "Применение свойств сложения и вычитания с натуральными числами", "Числовые и буквенные выражения", "Уравнения".

Тип урока: Урок закрепления знаний

Краткое описание:

Урок математики совместно с уроком русского языка и литературы. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности "Без грамматики не выучить математики". На протяжении всего урока прослеживается связь между этими предметами.

Тема: «Без грамматики не выучить математики».

Цели урока :

1. Показать связь математики, русского языка на уроке математики.

2. Закрепить знания учащихся по темам: «Применение свойств сложения и вычитания с натуральными числами», «Числовые и буквенные выражения», «Уравнения». Уметь решать задачи по данным темам.

3. Развивать логическое мышление учащихся, прививать интерес к предмету.

4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, воспитанность.

Оборудование: интерактивное оборудование; презентация, плакаты «Любую информацию на уроке математики несет слово», «Вдохновение нужно в математики, как и в поэзии», «Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая делать его немного занимательным»; таблицы; карточки.

Презентация: «Без грамматики не выучить математики».

Ход урока.

(Спор учителя математики и русского языка)

М: Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи, ну разве это труд?

Р: Нет ничего ужасней чисел скучных

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

М: Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум.

И истину лишь математики познают,

Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Р: Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

Числом не скажешь все, что выразишь словами –

И боль, и страх, любовь и счастье.

М: Но математику учил ракет создатель

И в космос полетели мы без вас.

Р: Нет! Первым в космос полетел писатель,

Писатель тот, который был фантаст.

М: Друг мой! Не надо ссор,

Решим сейчас мы этот спор.

М: Сегодня у нас необычный урок, урок математики совместно с уроком русского языка. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики». Это тема сегодняшнего нашего урока. На протяжении всего урока мы проследим связь между этими предметами и сделаем этот урок занимательным и интересным.

(Слайд 1,2)

Р: Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Мы остановимся на том, как учили грамоте в древности. Давайте посмотрим вот на эту гравюру 1634г, на которой изображена школа в древности. (Рассказ по картине).

Так же проходили занятия и в старорусской школе. Один зубрил азбуку, другой перешел уже к складам, третий читал «Часослов» и все следовало выучить назубок. Учили каждую букву по ее названию.

(Слайд 3)

Г – глаголь

Д – добро

(Поговорить об «Азбуке»).

Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька».Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

«Как церковной грамоте в старину учили».

В старину учились дети

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете и твердили буквы так:

А да Б, как аз да буки,

В – как веди, Г – глаголь,

И учитель для наук

По субботам их порол.

Вот такой чудной наукой

Наша грамота была

Вот таким пером писали

Из гусиного пера!

Этот ножик без причины

Называли перочинным.

Очиняли им перо

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

М: После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «~» назывался «титло».

(Слайд 4)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

A B Г D E S З И О

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

A - 10000, - 20000

Сотни тысяч обозначались так.

А - 100000, Б - 200000

Миллион обозначали из запятых или лучей.

М: Ребята, в чем же вы видите связь математики и русского языка?

Доклад:

«Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами».

Вот что писал о наших цифрах С.Я.Маршак.

« От одного до десяти».

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой посмотри

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, -

Цифровая акробатка.

Если на голову встанет

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хороший,

Но не значит ничегошеньки.

М: Ребята, а как называются числа, которые записываются с помощью этих цифр?

М: С начала года мы с вами изучали натуральные числа и действия с натуральными числами. А сейчас давайте вспомним буквенную запись свойств сложения и вычитания.

Продолжите следующую запись:

а + (в + с) =

(а + в) – с =

(а + в) – с =

а – (в + с) =

М: Ребята, при выполнении данного задания прослеживаться связь русского языка и математики. Кто же из вас мне скажет, где эта связь?

М: Вычислите, применив свойства сложения и вычитания.

125 + (381 + 375) =

(654 + 289) – 254 =

854 + (249 – 154) =

(747 + 125) – 147 =

937 – (137 + 793) =

(227 + 358) + (127 + 258) =

М: Следующее задание выполняем по карточке. Упростите буквенное выражение, сопоставив ответы стрелочками.

(а + 179) – 69 = 600 + а

(256 – а) – 156 = 130 + а

238 – (38 + а) = а + 110

(839 + а) – 239 = 100 - а

(251 + а) – 121 = 200 – а

Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас-

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А под нами весело шелестит листва-

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзины ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть.

Р: Ребята, на уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл,

назвав их одним математическим термином.

1. Хоть пруд пруди.(с избытком, хватит всем) (Много)

2. С гулькин нос.(гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)

3. От горшка два вершка.(вершок – старинная мера длины, равная 4,4см) (Маленький)

М: Вот видите, ребята, оказывается и в пословицах и поговорках есть математический смысл. А с помощью каких математических знаков мы записываем слова «мало», «много».

М: А теперь давайте выполним еще одно задание. Сравним числа, поставив знак «больше» или «меньше».

70007 * 7007 3 547 547 * 3 547 574

456 * 1 803 524 * 80 352

0 * 124 247 * 395 * 1006

М: Придумать задачу по выражению: 180 – у – 95 = и решить ее при у = 40; 52.

2–й урок.

М: Ребята, любую информацию на уроке математики несет слово.

С помощью слов вы отвечаем на вопрос задачи, говорим правило. И оттого, как вы говорите, ваш ответ выглядит полным или односложным, а также развивается ваша математическая речь.

А сейчас ответьте на следующие вопросы. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

М: Какое равенство называют уравнением?

Какое число называется корнем уравнения?

Что значит решить уравнение?

Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?

(Слайд 5)

Решить уравнение: х + 605 = 70; к – 169 = 321; 603 – р = 83

Р : Откройте учебник математики на странице 85, найдите правило. « При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв х, у, z – мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято». Например:

Х + 605 = 70 - сумма икс и шестисот пяти равна семидесяти;

К – 169 = 321 - разность ка и ста шестидесяти девяти равна трёмстам двадцати одному;

М: Еще жителям древнего Вавилона и египтянам было известно много задач, решение которых сводилось к решению уравнений. Но уравнения эти записывались только словесно. (Слайд 6). Французский ученый Франсуа Виет (16в.) впервые ввел символическую запись уравнения: стал обозначать неизвестные величины буквами. Его начинания в своих трудах продолжили такие ученые, как Ньютон, Декарт, Эйлер. О них вы узнаете более подробно в старших классах.

А сейчас решите с помощью уравнения задачу.

(Слайд 7).

Задача: В поисках Жар-птицыИван-царевич шёл по полю, затем 15 километров бежал по лесу и 2 километра плыл на лодке по реке, затратив на весь путь 38километров. Сколько километров Иван-царевич шёл по полю?

М: Прежде чем вы будете решать данную задачу, Надежда Вячеславовна придумала вам свое задание.

Р : Ребята, мы с вами изучаем тему «Имя существительное».Дайте определение имени существительного.

Как изменяется имя существительное?

Найдите в тексте задачи имена существительные и назовите их грамматические признаки. Сделайте записи в тетрадях по русскому языку.

В первом предложении текста задачи найдите грамматическую основу. Вспомните, что это такое.

Запишите грамматическую основу предложения в тетради, графически оформите.

М: А теперь, после того как вы разобрали данную задачу с точки зрения русского языка, решим ее математически. Выделим ключевые слова. Где двигался Иван-царевич?

Х км.– по полю

15 км. – по лесу

2 км. - по реке

х=21 Ответ: 21 километр.

Физкультминутка.

«Раз» – поднялись, потянулись,

«Два» – согнулись, разогнулись,

«Три» - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На «четыре» - руки шире,

«Пять» – руками помахать,

«Шесть» – за парту тихо сесть.

Р: Ребята, давайте проведем с вами словарный диктант и поработаем над словами.

Математика, русский язык, грамматика, уравнение, алфавит, выражение, миллион, единица, цифра, сложение, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, корень.

Проверим написание слов, вспомним правила, подберём проверочные слова.

А что вы можете сказать о слове «математика» с точки зрения русского языка? Какие грамматические признаки имеются у этого слова?

Составьте и запишите предложение со словом «математика».

Кстати, это слово пришло из древнегреческого языка.«Мантенейн» - так оно произносилось и означало «учиться», «приобретать знания».

Ребята, на какие две группы можно разделить слова нашего диктанта?

А какие слова относятся к обеим группам?

Слова «выражение», «сложение», «корень» мы используем как на уроках математики, так и на уроках русского языка.

М: А теперь решим в тетрадях вот такие уравнения и посмотрим, какому русскому писателю принадлежат следующие слова: «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии».

138 + х + 57 = 218

(24 – х) + 37 = 49

248 – (х + 123) = 24

х=218 х=12 х=36 х=101 х=23 х=52

Ш И П Н К У

Тест.

Итог урока: « Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».

(С. Ковалевская)

М: Ребята, а теперь скажите, можно ли без грамматики выучить математику? Почему?

Нужно ли учить грамматику английского языка или важнее просто бегло говорить на нем? На сегодняшний день есть два противоборствующих лагеря: одни считают, что надо говорить грамотно, а для этого сначала необходимо изучить грамматику, другие настаивают на том, что овладевать такими тонкостями несовременно и не нужно, главное - смело говорить по-английски. Кто из них прав? Как найти «золотую середину» при изучении разговорного английского языка? Мы приведем вам свои аргументы и подтвердим их полезным видео от преподавателя-носителя английского.

Быть или не быть - вот в чем вопрос. Учить ли английскую грамматику? Все чаще люди, желающие изучать английский язык, обращаются к преподавателям с просьбами в стиле: «Мне грамматика не нужна, я хочу говорить по-английски, а не тратить время на изучение скучных правил. Я же вполне могу обойтись тремя простыми временами. Меня поймут, правда? Вы возьметесь обучать меня разговорному английскому языку?» Нежелание тратить время на скучные правила вполне понятно и приемлемо, однако можно ли обойтись без знания грамматики при разговоре с иностранцами? Мы предлагаем рассмотреть два диаметрально противоположных мнения, оценить достоинства и недостатки каждого принципа изучения английского языка и прийти к правильному мнению.

Принцип №1: Нужно учить грамматику английского языка и только потом начинать говорить на нем

Этот принцип классический, именно он был положен в основу изучения английского в школах: сначала дети учили правила и только потом (если повезет) практиковали использование их в речи. Причем разговорной практикой занимались очень и очень мало. Возможно, именно поэтому мы сейчас имеем поколение молчунов: человек может понимать, что ему говорят по-английски, но сам не осмеливается сказать что-либо, так как его просто никто не учил ГОВОРИТЬ.

Однако такой метод обучения имеет свои плюсы: как правило «молчуны» грамотно и ловко оперируют временами и конструкциями в письменной речи. При написании предложения у них есть время на то, чтобы вспомнить соответствующее правило, написать текст и проверить возможные ошибки. При разговоре эта длительная процедура значительно затягивает речь, делает ее неуверенной, хотя и грамотной.

Зачем нужна грамматика английского языка? В ее изучении есть важный плюс: вы учитесь «чувствовать» английский язык, понимаете, какую роль в предложении выполняет то или иное слово, даже если оно вам незнакомо. У Людмилы Петрушевской есть занимательный сборник «Лингвистические сказочки». В нем все слова, кроме предлогов, выдуманные. Однако благодаря пониманию грамматических правил и выработавшегося «чувства» языка мы интуитивно понимаем, о чем идет речь. Вы можете почитать эти сказки в Рунете и убедиться в этом самостоятельно.

Принцип №2: Зачем учить грамматику английского языка? Главное - говорить на нем

Принцип современный и очень модный. В его просто-таки вирусном распространении виноваты не полиглоты, как это принято считать, а те, кто неверно истолковывает их слова. Полиглоты - талантливые люди (притом усердно работающие над собой!), они часто заявляют: «Я не учил грамматику, я просто запоминал целые фразы, а теперь грамотно ими оперирую». Здорово, правда? После парочки таких заявлений чуть ли не каждый сайт посчитал нужным написать «скандальную» статью, открывающую «главную тайну» изучения любого иностранного языка. Раскроем эту тайну мы немного позже. Сначала ознакомимся с недостатками этого принципа.

Минус изучения грамматики в том, что непонимание грамматических конструкций влечет за собой непонимание собеседника в целом. Да и собственная речь становится довольно бедной, ведь из многих аспектов времен английского языка (группы Simple, Perfect, Continuous, Perfect Continuous, а также пассивный залог) вы пользуетесь всего тремя временами группы Simple. Не слишком ли вы «урезаете», обедняете свой английский?

Нужно ли учить грамматику английского языка или важнее говорить? Ищем золотую середину

Мы не поддерживаем ни одно из вышеописанных мнений по двум причинам:

  1. Методика «Сначала грамматика, потом говорение» безнадежно устарела. Современные языковые курсы и онлайн-школы английского языка работают по коммуникативной методике. То есть вы начинаете говорить с первого занятия. Грамматика в таком случае изучается в контексте рассматриваемой темы. Преподаватель не заостряет внимание на четких правилах, а уделяет больше времени на отработку грамматики в процессе разговорной практики. Это оптимальная методика обучения, принятая во всем мире.
  2. Методика «Главное говорение, грамматика неважна» тоже не полезна для изучающих английский язык, а если говорить прямо, то она провальная. Мы подхватили мысль полиглотов о том, что грамматику учить не нужно, и теперь просим своих педагогов упрощать речь до уровня ребенка. Однако мы можем сказать совершенно однозначно: абсолютно ВСЕ полиглоты изучали грамматику, только подходы у них были разные. Предлагаем их рассмотреть:
  • Классический. Если полиглот хотел не просто научиться перебрасываться простыми фразами с иностранцами, а претендовал на должность переводчика, он не пренебрегал обычными грамматическими пособиями. Яркий пример - венгерский полиглот Като Ломб. Эта дама овладела 16-тью языками и не гнушалась штудированием грамматических упражнений. Хотите учить языки как она? Тогда ознакомьтесь с нашей статьей « ».
  • Современный. Время не стоит на месте, и теперь полиглоты несколько изменили свой подход. Много полезной информации о таких людях вы можете почитать в статье « ». А сейчас мы рекомендуем вам посмотреть интересное видео. Его автор раскрывает небольшой секрет изучения языка, которыми обычно пользуются и полиглоты. Особенных «тайн» в записи вы не найдете, зато спикер очень четко и понятно объясняет, как не учить грамматику и в то же время... изучать ее.

Как видите, «секрет» сводится к одному из принципов коммуникативной методики. При изучении английского языка не нужно зацикливаться на самом правиле, на его четкой формулировке. Слушайте больше, пытайтесь воспринимать формы построения предложений на слух. Автор видео считает, что грамматику надо учить так, как дети учатся говорить - все воспринимают на слух. Такая методика подходит для родного языка, когда ребенок постоянно находится в среде изучаемого языка. Но насколько такой подход к изучению грамматики является действенным для второго иностранного языка, остается загадкой. Поэтому по коммуникативной методике студенты не просто слушают правильную грамматику, но и сами ее употребляют, придумывая свои примеры, используя изученные слова.

Do not be surprised when those who ignore the rules of grammar also ignore the law. After all, the law is just so much grammar.

Не удивляйтесь, когда тот, кто игнорировал грамматические правила, также проигнорирует закон. В конце концов, закон - это в какой-то степени тоже грамматика.

Теперь давайте выведем несколько принципов изучения грамматики английского «по-современному»:

1. Изучайте грамматику английского языка на практике

Вызубренные формулировки правил без практического применения будут только тормозить вашу речь. Гораздо полезнее один раз прочитать формулировку и составить 10-15-20 предложений с использованием этого правила - это практическое, а не теоретическое применение грамматики.

2. Слушайте, как говорят носители, и учитесь у них

3. Читайте книги

Читая, вы задействуете свою зрительную память: вы видите, как строится предложение, какое время используется в том или ином случае, и постепенно запоминаете, когда и какое время или грамматическую конструкцию употреблять.

4. Обязательно выбирайте интересные вам материалы

Увлекательная книга, видео или подкаст полностью завладеют вашим вниманием, и вы будете осознанно слушать запись или читать текст. При автоматическом чтении или аудировании «потому что так нужно» внимание быстро рассеивается, поэтому ни о каком изучении грамматики и речи быть не может.

5. Используйте каждую возможность поговорить на английском языке и не упрощайте свою речь

Попробуйте взять на вооружение 1000 полезных английских фраз и используйте их в разговоре с англоязычным другом, сокурсниками в группе изучения английского, преподавателем и т. п.

6. Выполняйте письменные грамматические упражнения

Помимо устной речи вам нужно еще и научиться писать грамотно, а это умение развивается только при выполнении упражнений на грамматику. Кроме того, вспомните, ведь некоторые люди не говорят на английском языке потому, что боятся допустить ошибку. А выполненное письменно упражнение станет вашей «репетицией», поэтому заговорить будет уже не так страшно.

Грамотная письменная речь - must-have современного человека. В итоге мы хотели бы привести вас к мнению, что на вопрос «Нужно ли учить грамматику английского языка?» ответ может быть только утвердительный. И учить ее надо правильно: по современной методике, используя различные увлекательные и развлекательные материалы. Слова «грамматика» и «грамотный» родственные, поэтому стать грамотным человеком можно только зная грамматику. А помочь осилить ее помогут интересные статьи: « », « ».

Если же вы уверенно чувствуете себя во всех временах и конструкциях, но возникают сложности с разговорной речью, мы рады будем помочь вам «разговориться» и научиться использовать все свои знания на практике. Попробуйте записаться на , через несколько уроков вы убедитесь, что говорить по-английски легко.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.