Средства социально-культурной анимации в образовательном процессе. Социально-культурная анимация как средство реабилитации Формы социально культурной анимации

Социально-культурная анимация является одной из относи­тельно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельно­сти, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечают рост бюджета сво­бодного времени и изменение в связи с этим интересов и по­требностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности.

Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педаго­гических проектах.

Термин «анимация» (от лат. animation - оживлять, вооду­шевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ас­социаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга в настоящее время является весьма актуальной. Поэтому важно обращение к мировому опыту организации целесообразной, доступной и ненавязчивой социально-культурной деятельности. Изучение теоретических идей и тех­нологий французской социально-культурной анимации актуализируется целым рядом типично российских причин, среди кото­рых необходимо выделить следующие:

    изменение духовно-мировоззренческих оснований в орга­низации педагогической работы в социуме;

    изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;

    потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

    переориентация социально-культурной деятельности на мно­гообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

К концу XX столетия социально-культурная анимация уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдель­ных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е. Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Со­циокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации (учреждения, предприятия ) социокультурной деятельности: как совокупность элемен­тов (учреждений, государственных органов, организаций, ауди­торий), находящихся в постоянных отношениях, которые харак­теризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессио­нальные или добровольные, обладающие специальной подготов­кой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Далее Мамбеков ссылается на исследования Р. Лабури, кото­рый отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии, и идеологией освобождения через участие: «Большин­ство определений, данных анимации, выражает педагогический проект роста самосознания, участия и социального творчества: за этими намерениями, выражающими большие планы социаль­ного и культурного оздоровления, стоит определенная идеоло­гия на двух уровнях.

Первый - уровень воспитательной социологии: для одних - возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслужи­вания посетителей, укрепления положения профессиональных работников, т. е. важность воспитательной технологии; для дру­гих анимация - в меньшей степени создание аппарата и в боль­шей - появление группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный со­циальный проект.

Второй - уровень, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии.

Для одних функция анимации заключается в разблокирова­нии общественных связей, установлении теплых, доверитель­ных отношений. Другие видят ее, функцию (в соответствии с традициями французской культуры), в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики. В марксистском понимании анимация видится в перспективе расширения человеческого сознания, рассматриваемого как полное освобождение; она открывает возможности для критики существующих институтов и преобразования экономических и политических структур».

Анимация в туризме представляет собой целостный про­цесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформаль­ного лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культур­но-творческие потребности и интересы участников данного про­цесса, создаются условия для формирования социально актив­ной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Такое развернутое определение в целом справедливо отража­ет специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анима­ции - ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, дос­таточно точно характеризовать цели социокультурной деятель­ности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий харак­тер, а с другой - обозначать собственно духовный (anime - ду­ ша) аспект взаимоотношений субъектов педагогического про­цесса (особые способы общения, диалога, наполненного под­линным сочувствием, сопереживанием, содействием), основан­ных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Таким образом, основные направления анимационной рабо­ты - преодоление личностных тенденций к социальной дезинте­грации (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состоя­ний личности; помощь в творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людь­ми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладны­ми технологиями, определяющими процесс оптимизации меж­личностных и межгрупповых взаимоотношений.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технологии социально-культурной анимации и рекреации»

Тема: «Особенности анимационных программ для молодежи »

Выполнила обучающаяся 22-07
группы

Пуховская М. А. Проверил доцент: Курапина Е.В.

Орел – 2016

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной анимации. 4

1.1. Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности. 4

1.2. Принципы анимационно - рекреативных технологий. 12

Глава 2. Реализация анимационных программ для молодёжи. 17

2.1. Технология создания анимационной программы для молодёжи. 17

2.2. Сценарий анимационной программы «Давайте аплодировать любви» для молодёжи. 24

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 35

Введение

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечёт к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нём доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности.

Сектор развлечений и досуга играет важную роль в общей инфраструктуре социально-культурной деятельности и решает разнообразные задачи (прежде всего, воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, отдых, развитие культуры людей). Заполняя развлечениями и спортом свой досуг, человек отдыхает и восстанавливает силы.

Анимация – сравнительно новое направление деятельности, предполагающее личное участие в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. разнообразить отдых своих клиентов. В современной социокультурной ситуации важное место занимают вопросы организации анимационной деятельности. Культурно-досуговая деятельность является важнейшей составляющей и разновидностью анимации. На сегодняшний день методология анимационно-рекреативных технологий социально-культурной деятельности представляет интерес и необходимость изучения и исследования проблем.

Целью курсовой работы является выявление особенностей анимационных программ для молодёжи.

Объект курсовой работы: молодёжная аудитория;

Предмет курсовой работы: анимационные программы для молодёжи.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть анимацию как вид досуговой деятельности;

2. Выявить принципы анимационно - рекреативных технологий в социально-культурной деятельности;

3. Рассмотреть технологию создания анимационной программы;

4. Разработать анимационную программу.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной анимации

Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности

Анимацией в общепринятом смысле сова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обширное использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.

В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке. Основными целями индустрии развлечений является создание определенных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия которых будет зависеть весь процесс развлечения.

Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отдыха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.

Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обособленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом. Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные приемы и методики.

Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой понимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.

Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.

В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных практик. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жанры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позволил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным направлением в целях развития социально-культурной деятельности.

Организация тематического мероприятия в рамках социально-культурной анимации – дело творческое и сложное. Организуя тематические мероприятия, аниматорам следует проявить максимум изобретательности и выдумки, позаботиться, чтобы он был обличен в яркую эмоциональную форму, чтобы никто не уходил с вечера равнодушным.

Наряду с устными выступлениями обычно широко используются наглядные и художественные иллюстрации, дополняющие и обогащающие каждое отдельное выступление и всю тему. Хорошо, когда демонстрируются новые методы работы, образцы продукции, действующие модели машин, схемы, диаграммы, показываются сцены из спектаклей, фрагменты из кинофильмов, произведения изобразительного искусства, исполняются различные музыкальные произведения.

По социально-психологической ситуации, лежащей в его основе, театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые клубами в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека. Наличие особого психологического состояния народной массы, выливающегося в праздничную, ситуацию, создает потребность в такой форме массовой работы клуба, которая заставила бы людей испытать эмоциональное потрясение и побудило бы к активному массовому действию. Очевидно, не всякий тематический вечер в клубе должен быть таким, хотя все они в той или иной степени театрализованы, т. е. построены по законам театра, что диктуется их обязательной сценарной основой.

Так, тематическое мероприятие отличается от других мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Все, что происходит в тематической анимационной программе нацелено на нечто конкретное, например, посвящено знаменитой личности, празднику, важной исторической дате и т.д.

Тематическая анимационная программа представляет собой событие, историю, действие, нацеленное на определенную тему, вопрос. Все, происходящее по этой программе должно соответствовать выбранной тематике.

В основе тематической анимационной программы обязательно должен лежать сценарий, т.е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений клуба. Отсутствие тщательно разработанного сценария мероприятия, замена его лишь сценарным или режиссерским планом будущего мероприятия приводит к несоразмерности и несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, обеднению выразительных возможностей и недостаточному раскрытию идеи тематического вечера. Профессиональный подход к работе, в частности к проведению тематических мероприятий, требует от сегодняшних аниматоров умения составлять сценарий и воплощать его.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием тематического мероприятия. В начале работы необходимо придумать идейно-тематическая основа будущего мероприятия, четко определяются тема и идея. В аниматорской практике эти понятия часто недооцениваются, смешиваются, подменяются одно другим, что неминуемо сказывается на качестве сценария.

Тема – круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в сценарии. Другими словами, тема – это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.

Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих. Нечеткость идеи, как правило, оборачивается нечеткостью сценария, его основных смысловых акцентов.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценарист и режиссер должны подвести участников и зрителей театрализованного действия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко стараются подать идею в готовом виде с самого начала тематического мероприятия. Между тем задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе зритель становится соучастником массового мероприятия.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания клубного сценария, как и всякого литературного произведения, определить его тему еще не достаточно. В сценариях зачастую отсутствует конкретный сюжет, т.е. основные, развивающиеся по ходу действия события, цепь событий, построенных на конфликте.

Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование клубной драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии.

Тематическое мероприятие - это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссерским замыслом. Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей. Если выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

В начале сценария необходима экспозиция, т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Следующая часть сценарной композиции - основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария. Это антуражные события с ролями и атрибутикой, тематической подборкой музыки и места проведения. В данном мероприятии гости становятся непосредственными участниками программы, её персонажами в тщательно разработанных образах.

Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность, как это часто понимается авторами клубных сценариев.

Постепенное нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить все элементы сценария, законченную композицию.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея клубного театрализованного представления. После кульминации должна следовать развязка – финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или незавершенность оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространенной формой финала в массовом мероприятии являются объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.

Чтобы подобранный материал не представлял собой «рваного монтажа», не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление.

Таким образом, социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

© Роман Геннадьевич БЕЛЯНСКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются понятия «рекреация» и «анимация», особое внимание уделяется видам рекреационной деятельности и особенностям их организации в структуре досуга. Автором выделяются основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности.

Ключевые слова: анимация; рекреация; социокультурная анимация; социально-культурная деятельность; досуг; рекреационная деятельность.

Социокультурная анимация (animation -anim: душа - одушевление, оживление) - это особый вид социально-культурной деятельности как общественных групп, так и отдельных людей, основанный на современных педагогических и социально-культурных технологиях активизации людей с учетом различной окружающей социальной среды.

Социокультурная анимация возникла во Франции в 1901 г., в связи с введением закона о создании различных неполитических ассоциаций. К концу ХХ столетия начали проводиться исследования, посвященные педагогике анимации, роли аниматоров в организации социокультурных процессов. Именно с этого периода социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педаго-гической деятельности в сфере досуга.

Применительно же к нашей стране, а именно к периоду Советской власти, можно сказать, что был накоплен достаточно богатый опыт построения деятельности по заполнению досуга. И хотя она не называлась социально-культурной анимацией, именно эта сфера общественного бытия была весьма насыщенной. Впервые термин «социальнокультурная анимация» на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков в начале 90-х гг. XX в. По его мнению, новая социокультурная ситуация предопределяет требования расширения просветительских и воспитательных функций государства и общества, включая в них:

Развитие у каждого человека осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга;

Формирование досуговой квалификации, культуры досуга как качества личности,

отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил;

Непосредственную организацию досуга .

В этой связи необходимо уточнить, что в России и за рубежом в понятие «культурный досуг» вкладывается несколько разный смысл, и работа аниматора в нашей стране имеет свою специфику. Это связано в первую очередь с тем, что в России традиционно досуг понимается не только как «чистый отдых», а носит воспитательный и познавательный характер.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т. д. Это, в первую очередь, связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности.

Примером активного развития социальнокультурной анимации, как в теоретическом, так и в практическом аспекте, является международный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению», который на протяжении пяти лет организуется Акаде-

мией культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и собирает специалистов из различных уголков России, дальнего и ближнего зарубежья.

Форум проводится как открытое педагогическое мероприятие, которое включает проведение пленарных заседаний, панельные дискуссии и консультации специалистов по заявленной проблеме. Среди вопросов, которые обсуждаются на форуме - история становления анимации и ее теоретические основы, особенности развития социально-культурной анимации в России и за рубежом, перспективы научных исследований в области социально-культурной анимации, роль анимационных программ в организации рекреативно-оздоровительной деятельности с различными возрастными категориями населения, специфика организации туристической анимации и многие другие.

Участники форума имеют возможность познакомиться с практической деятельностью аниматоров, участвовать в лучших экскурсионных программах ведущих туроператоров мира.

Как отмечает доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств Н.Н. Ярошенко, «ежегодный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» стал заметным событием в научной жизни вузов культуры и искусств. Это своеобразная научно-практическая площадка, позволяющая «обкатать» новые идеи в области подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурной деятельности» .

Обмен опытом, новыми теоретическими идеями позволяет выработать рекомендации форума по дальнейшему развитию социально-культурной анимации как одного из важнейших направлений социально-культурной деятельности. К тому же в новом Государственном образовательном стандарте третьего поколения предусмотрен специальный профиль подготовки «Социально-культурная анимация и рекреация», призванный обеспечить подготовку кадров высшей квалификации, способных к проектированию и реализации анимационных программ, организации активного отдыха и развлечений.

Пожалуй, впервые в практике социокультурного образования отчетливо сформулирована задача подготовки аниматоров, имеющих развитые компетенции в области творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Социально-культурная анимация является неотъемлемой частью сервиса отелей, клубных учреждений, баз отдыха, молодежных развлекательных заведений и торговых центров. Ни одно праздничное мероприятие сегодня не обходится без анимационной программы.

Рекреация - (от лат. гесгеайо - восстановление) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Данный термин введен в научный оборот в США с начала XX в., в советской литературе по различным проблемам организации отдыха населения употребляется с 60-х гг. XX в.

Рекреация осуществляется во внерабочее время и предполагает творческую деятельность человека, которая обусловлена его внутренними потребностями и побуждениями. Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д.

Под рекреационным потенциалом мы понимаем организацию рекреационной деятельности на определенной территории с учетом социально-экономических, культурно-исторических и природных факторов.

Рекреация обладает большим диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами человека. Результат рекреационной деятельности не имеет для человека существенного значения, самоценностью обладает процесс удовлетворения от осуществления рекреационной деятельности.

Анализ научной литературы по проблеме рекреации позволил нам прийти к выводу, что рекреационная деятельность производит восстановительный, оздоравливающий эффект и включает социально оправданные ви-

ды занятий. Рекреационная деятельность обогащает личность, приносит пользу как человеку, так и обществу в целом. Однако общество должно организовывать и поддерживать рекреационную деятельность, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития. К тому же участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств.

Виды рекреационной деятельности достаточно разнообразны. В целом все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный.

В зависимости от предпочтений человека выделяют несколько уровней рекреационной деятельности.

Первый уровень - «пассивная рекреация» - предполагает расслабление. Второй уровень рекреации - это развлечения: прогулки, игры, танцы, праздники, обряды. Третий уровень связан с активизацией духовных интересов и потребностей личности, побуждающих человека к овладению комплексом культурных ценностей, к социальной, интеллектуальной и общественно-политической активности. Четвертый уровень - творчество, которое приносит человеку высшее удовлетворение и одновременно является самым эффективным средством физического и духовного совершенствования личности человека. Последние три уровня рекреации относятся к активной рекреации, т. к. для осуществления данных видов досуговых занятий необходимо затратить определенные физические и интеллектуальные силы, проявить творческую активность.

Современная педагогика социальнокультурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой -обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приоб-

ретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).

Однако наблюдения специалистов в области анимации и рекреации отмечают при этом такие тенденции, как спонтанный подбор аниматоров, зачастую не имеющих специального образования, но обладающих творческими способностями в той или иной сфере искусства или имеющих организационные способности .

Практика показывает, что в большинстве учреждений культуры, имеющих анимационную составляющую, используются в основном устаревшие, неадаптированные, потерявшие свою актуальность формы развлекательного характера.

Говоря о кадровом обеспечении рекреативно-оздоровительной и анимационной деятельности как об актуальной проблеме для нашей страны, нельзя не согласиться с мнением Е.И. Григорьевой по поводу того, что современная досуговая индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица. Однако многие учреждения культуры и досуга, имея прекрасную материальную базу, не используют ее и наполовину из-за отсутствия специалистов .

В условиях российской действительности социально-культурная анимация и рекреация выступает как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения. И было бы неверно видеть в анимации и рекреации только развлекательный, увеселительный компонент.

Современные технологии социальнокультурной анимации и рекреации предполагают комплексное решение различных проблем формирования личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие и другие виды социально-культурной деятельности.

Наиболее полно технологии социальнокультурной анимации рассмотрены Н.Н. Ярошенко. По его мнению, в социально-культурной анимации переплетаются философско-мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, что позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социальнокультурной деятельности. Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности .

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности:

Имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

Основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

Формирует и развивает личность;

Способствует самовыражению, самоутверждению, саморазвитию и самовоспитанию личности через свободно выбранные действия;

Удовлетворяет потребности личности и стимулирует творческую инициативу.

Среди перспективных направлений анимационной работы с различными категориями граждан приоритетными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состояний личности при помощи психотерапевтических тренингов, реабили-

тации творчеством и др. Применяя технологии социально-культурной анимации и рекреации на практике, мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.

На наш взгляд, для получения качественного и конкурентоспособного анимационного продукта в действующих культурнодосуговых учреждениях должна быть создана целостная система анимационной и рекреативной деятельности, а анимационные и рекреативно-оздоровительные программы

должны носить комплексный характер, предполагающий использование всего многообразия средств, форм и методов воздействия на личность.

1. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурнопознавательного туризма // Вестник МГУКИ. 2007. № 1 (17).

2. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация и рекреация - новый профиль подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурная деятельность // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы IV международного форума. Москва; Тамбов, 2006.

3. Великанова Е.В. Сущность социально-культурной анимации // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.

4. Григорьева Е.И. Социальная направленность развития туристской анимации // Социальнокультурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.

5. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М., 2000.

Поступила в редакцию 21.04.2011 г.

POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL ANIMATION AND RECREATION IN ORGANIZATION OF SOCIAL LEISURE Roman Gennadyevich BELYANSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article scrutinizes the notions “recreation” and “animation”, special attention is paid to type of recreational activity and features of their organization in structure of leisure. The author marks the main charachteristics of recreation and animation activity.

Key words: animation; recreatin; socio-cultural animation; socio-cultural activity; recreation activity.


Содержание

Введение………………………………………………………… ………………..….2
1. Понятие социально-культурной анимации………………………………..….6
2.2. Задачи социально-культурной анимации………………………………….…8
2.3. Аниматоры ………………………………………………………………….…10
Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных…………………………………………….… .….12
3.2. Анимация для пожилых………………………………………………… …….15
3.3. Анимация в туризме……………………………………………………… …...16
3.4. Спортивно-оздоровительное направление анимации………………………. 18
3.5. Виды анимационных программ…………………………………………….... 20
3.6. Технология создания анимационных программ……………………………..21
Заключение…………………………………………………… …………………….23
Список литературы………………………………… …………………………..…..25

Введение
По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекательного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг.
Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего свободного времени человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.
К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся предприятия туризма, включая средства размещения туриста. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет большое значение. Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечения должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.
Целью работы является изучение отношений связанных с процессом социально-анимационных услуг. Объектом исследования является сам процесс анимации.
Предметом исследования служат современные технологии в и анимационные методы и приемы обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.
Для достижения целей этой работы необходимо определение следующих задач:
- понятие социально-культурных технологий;
- изучение понятий социально-культурной анимации, определение ее задач;
- изучение направлений анимации.
Структура данной работы состоит из: введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключение и список литературы.

Понятие социально-культурной анимации
Понятие «анимация». Социокультурная анимация(animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.
Социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.
Французский1 теоретик социально-культурной анимации, директор одного из исследовательских центров Национального института Народного воспитания (INEP) Р. Лабури отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие.
Характеризуя известные ему определения социально-культурной анимации, Р. Лабури отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества. Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздоровления. Он выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.
Первый подход – педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, т.е. важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой – анимация – это способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация – это технология тонкого иницирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.
Второй подход – социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. Другие видят ее функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и д.р.
Комментируя эти выводы Р. Лабури, мы можем указать на то, что в определении анимации слиты воедино педагогические и социальные стороны. Такое соединение создает особое качество анимационной деятельности, являющейся одновременно процессом воспитания (личности и группы) и процессом социального творчества (создания, развития и сохранения системы продуктивных социальных связей личности и группы).
Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анимации – это ее духовный, мировоззренческий потенциал.
Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначать собственно духовный (animе– душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.
В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. оно используется в основном для характеристики системы развивающих и развивающихся социальных отношений.
Р. Лабури конкретизирует понятие и расширяет поле действия социокультурной анимации. Социально-культурная анимация для него – это «деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие ее содержание и целенаправленную социальную, культурную, воспитательную деятельность за пределами рабочего времени. Главным образом это область добровольных ассоциаций или полуобщественных учреждений. Именно здесь родилось понятие «социокультурная анимация», семантика которого выражает стремление сделать культуру доступнее, связав ее с явлениями жизни коллектива, раздвинув границы культурной жизни до проблем повседневной жизни».
Анимацией в общепринятом смысле слова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.
Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обширное использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.
В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке.
Основными целями индустрии развлечений является создание определенных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия которых будет зависеть весь процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отдыха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обособленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные приемы и методики.
Социально-культурная анимация - это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.
При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Во всех социальных и возрастных стратах общества имеются люди, поставленные на грань «социального умирания», для которых борьба за полноценный социальный статус приобретает смысл борьбы за жизнь, а извечный вопрос «жизнь или смерть» для многих становится решающим. Все это заставляет аниматоров - социальных работников, социальных педагогов, специалистов социально-культурной деятельности - находить эффективные педагогические технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации.
На это нацелено особое направление западной социально-культурной педагогики - социально-культурная анимация. В ней причудливо переплетаются философско- мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
В социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.
Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный.Стремление к свободному социальному творчеству (освободительный аспект анимации) - необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влия-ний» .
Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.
В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из этого положения он выделяет четыре функциональные характеристики социально-культурной анимации.
Во-первых, исторически возникновение анимации было вызвано необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего "я" личности.
Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, критиковать и направлять рынок потребления культуры, на котором реализуются желания личности.
Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации.
И, наконец, четвертая характеристика - это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование.
Личность в системе анимационной деятельности. В настоящее время в научной трактовке анимационной деятельности подчеркивается её защитная роль по отношению к давлению на личность стандартизированных и коммерциализированных видов деятельности (Д. Рисмен). Анимация создает оптимальные условия для того, чтоы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума.
Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Задачи социокультурной анимации. Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой понимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.
При этом стоит вопрос о всяческом преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и некоторых других категорий населения. Сегодня во многих социальных и возрастных категориях нашего общества присутствуют люди, стоящие на грани «социального вымирания», для них постоянная борьба за полноценный социальный статус приобретает смысл борьбы за жизнь, а риторический вопрос «жизнь или смерть» для многих из этих людей становится решающим. Данное положение подталкивает аниматоров, в лице которых могут выступать и социальные работники и социальные педагоги и другие специалисты социально культурной деятельности – искать и находить все более эффективные педагогические технологии для преодоления проблем социокультурной дезадаптации.
На решение этих задач нацелено особое направление западной социально-культурной педагогики, коим является социально-культурная анимация. В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных практик, начиная психотехническими и заканчивая театральными. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жанры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухо-творения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позволил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным направлением в целях развития социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения», межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами социально-культурной деятельности.

    В одном из широко известных докладов Комиссии по анимации, подготовленных специалистами по заказу Правительства Франции, выделялись три взаимосвязанных процесса в анимации:
      Процесс создания условий для раскрытия личности или группы;
      Процесс установления межличностных отношений;
      Процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение.
    Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач:
      Комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);
      Помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;
      Подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;
      Выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;
      Помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;
      Подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.
Основные направления анимационной деятельности в странах Западной Европы – школьная анимация, театральная анимация, социальная (муниципальная) анимация, арт-терапия, коммуникативная реабилитация.

Анимация как вид профессиональной деятельности. Аниматор (animаtor) – специалист, осуществляющий анимационную работу. Французские социокультурные аниматоры в большинстве своем – волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие, рабочие, крестьяне. Происходит постоянный процесс формирования активистов социокультурного движения из числа посетителей учреждений социально-культурной сферы.
Наряду с добровольными активистами существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами, в которых обучаются около двух с половиной тысяч человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики. Выделяется два типа аниматоров:
1. руководители (аниматоры-координаторы);
2. аниматоры-специалисты, возглавляющие различные кружки (ремесла, техническая и художественная самодеятельность и т.п.), преподают на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популяризация науки и техники, актерские и режиссерские курсы и т.п.), осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, ведут социально-культурную работу по месту жительства и даже оказывают психологическую помощь.
На кантональных (т.е. районных) аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Кантональный аниматор подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями в рамках данного кантона. Такой аниматор нанимается по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен согласно утвержденному уставу, он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.

Теоретические источники социально-культурной анимации . В своем стремлении развиваться как оригинальная культурная практическая деятельность социокультурная анимация до 1960-х гг. имела тенденцию к неприятию научных исследований и анализа, которые могли бы способствовать уточнению ее проблематики, ее структур, ее конкретной практики. С начала 1970-х гг. начали проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования, целеполагания, аудитории анимации, деятельности, осуществляемой в ее рамках, учреждений. Именно в этот период были предприняты наиболее продуктивные исследования, позволившие уточнить социокультурное пространство анимации.
Анимация в изначальном смысле есть «всеобщее социальное явление», которое требует для своего анализа применения столь различных взаимодополняющих друг друга дисциплин, как философия, история, социология, психология, педагогика и др.
Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Естественно, что особым адресом анимационной деятельности являются «острые», критические состояния личности, отчужденной социумом по любой причине (национальная сегрегация, потеря профессионального статуса, ограниченные физические возможности, девиантное поведение и др.)
Действительно, социокультурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влиянием значительного числа философских, психологических, медицинских и педагогических воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наиболее важным теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманистической ориентации социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франкл), арттерапия и др.
В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна ведущим общемировым концепциям гуманистической педагогики, связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штейнера (Германия), С. Фраене (Франция).
С позиций социально- педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающейся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения.
Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:

    Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;
    Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
    и т.д.................

Культурная анимация.

Культурная анимация - это не просто удовлетворение потребности в приобщении к культурным ценностям того или иного народа, страны, региона или вид досуга, это есть способ саморазвития и самореализации, культурной интеграции, образования в купе с рекреационным эффектом от познания экзотики преподносимой как в строго исторических и культурных формах, так и в анимационной живой жизнеутверждающей форме.

Творческая анимация.

Творческая анимация весьма специфический вид анимации, который является наиболее развитой формой культурно-досуговой деятельности, поскольку направлен на самореализацию и саморазвитие человека как творческой личности.

Творческая анимация основана на оживлении творческих способностей человека путем включения его в различные формы деятельности наиболее близкие или наиболее интересные для него на основе увлечений и интересов человека. То есть, через анимацию человек реализует на досуге свои устремления, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление анимации призвано помочь человеку получить новые знания.

Таким образом, анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию. Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. В социальной анимации выделяются следующие группы методов: социальная защита; социально-педагогическая коррекция; творческая реабилитация; выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Определив анимацию как самостоятельную область культурно-досуговой деятельности, а также рассмотрев анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении было выявлено, что выделяют следующие формы организации анимационной деятельности: активная анимация, чувственная анимация (событийная, театрализованная, сказкотерапевтическая, спортивная), анимация общения, анимация спокойствия (музыко-, сказко-, игровая-, танц-, арт-, экологическая терапия), культурная и творческая социальная анимация.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.