Научные труды психологический комфорт в процессе обучения. Выступление на педагогическом совете "Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания"

Педагогический совет

Тема: «Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания»

Дата проведения:

Цель: Организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в школе.

Задачи:

1.Изучение морально-психологического климата в коллективе школы

2.Изучение методов и приемов по созданию психологического комфорта в школе на разных этапах обучения и воспитания.

3.Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

4. Стабилизация эмоционального фона участников через комплекс тренинговых упражнений.

Ход педсовета:

1.Основные составляющие понятия «Психологический комфорт» - педагог-психолог Чернышёва Т.В.

2. Психологический комфорт на занятии как условие развития личности дошкольника – Акбузова Б.С.

3. Приёмы создания психологического комфорта на уроках в начальной школе. Калиева А.К., Терешкова В.В.

4.Деятельность учителя по созданию благоприятного психологического климата на уроках. Куанова Г.С.

5. Тренинговое занятие для педагогов по стабилизации психоэмоционального состояния в рамках профилактики СЭВ. Чернышёва Т.В.

6. Решение.

Ход педсовета. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.

Поэтому эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
- Поговорим.
Вдруг будет интересно.

Показ ролика «Школа моей мечты»

Тема нашего сегодняшнего педсовета «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания». Цель и задачи озвучить.

1. Упражнение «Разогревки - самооценки»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

    если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

    если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

    если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

    если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

    если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, стукните кулаком по столу

    если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

    если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

    если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

    если вы верите в то, что эмоции ваших учеников зависят от того эмоциональны ли вы, потопайте ногами.

Вопросы к педагогам:

Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?

2) Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

3.Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова: У каждого на столе лежат листочки. После того как педагоги выполнили задание, предложить озвучить.

К – красота

О – органичность

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. А как это можно осуществить, нам расскажут и поделятся опытом наши же педагоги.

Создание психологического комфорта в КПП

Выступление Б.С.Акбузовой

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания. Комфорт для ребенка в определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников. Сегодня я попытаюсь рассказать о некоторых из них.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в КПП

Минутки вхождения в день .. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!

Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.

1.Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в КПП. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; что былопроведено на начало учебного года а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня

1. Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат.

Для ребенка еда – важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть то, чего они не хотят есть.

Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. Единственное условие – это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд.

Прогулка – главное условие здоровья детей.

Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и посещения туалета.

Применение физминуток во время занятий;

Позволение приносить в группу любимую игрушку.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;

4.Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей -традиционно петь хороводную игру "Каравай". ДЕТИ ГОВОРЯТ ДОБРЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ

У нас есть один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Я предлагает всем детям сесть вокруг меня чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Максим справился с заданиями правильно. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.

У детей этого большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня.

Созданию психологического комфорта способствуют:

Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;

Музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы.

Предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети начинают испытывать серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу детей. Поэтому так важно научить маленького ребенка понимать чувства других, адекватно реагировать на них, уметь сочувствовать и сопереживать.

Терпение + любовь + понимание = психологический комфорт на уроке Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика А.А. Ухтомский

Тема: "Приемы создания психологического комфорта на уроке"

Выступление Тершковой В.В., Калиевой А.К.

Уважаемые коллеги! Посмотрите на рядом сидящего коллегу. Улыбнитесь ему, возьмите его руки в свои. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. И мне очень приятно с вами работать.

«Приемы создания психологического комфорта на уроке».

Чтобы зайти в класс энергично, с хорошим бодрым настроем рекомендуем:

1. Утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица.

Активизируем и включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица в области виска, между бровями, верхней части щёк)

1. Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру-тренинг « Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.

2. Прием "Улыбка" показ видео фрагмента с моего урока.

Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком можно сделать утреннюю зарядку под музыку.

«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

«Дерево достижений»

Психолог или педагог: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

«Волшебная поляна»

Вырезать цветы разного цвета.

Психолог или педагог: На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите – в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так и будет всегда!

Приём « Разрешённая подсказка»

Суть: дети подсказывают друг другу мысленно (спросить правило, остальные подсказывают мысленно)

Приём « Домашнее задание на выбор»

Суть: Обучающимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание по любому предмету или группе предметов.

Домашнее задание сегодня я вам не задам. Если кто хочет, пусть сам задаст себе задание, а завтра мне покажет и скажет, почему выбрал именно это задание.

Метод «Познавательное чтение»

Суть: ребёнку не нравится стихотворение заданное учителем учить наизусть. Учитель предлагает этому ребёнку выучить стихотворение какое он хочет, но согласно тематике, оформить его: написать, проиллюстрировать, придумать вопросы к содержанию. (А.Плещеев «Весна»)

Метод «День рождения детей»

Суть: зашифровать имя именинника в кроссворде или в ребусе, предложить детям разгадать. Подарить ребёнку урок: « Я подарю тебе урок». Если День рождения на каникулах, спросить ребёнка, когда подарить ему урок?

3."Дерево ожиданий"

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте ее внимательно.

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот и мы сегодня создадим "Дерево ожиданий" Перед вами три листочка. Вам надо выбрать только 1.

Если вы выбираете желтый цвет- вы хотите общаться, быть активными,

если красный - вы будете настойчивыми в достижении цели,

а если зеленый - вы будете успешными.

Помните, что красота вашего дерева зависит от ваших желаний.

Дети украшают дерево.

Вот с желанием быть общительными, активными, настойчивыми в достижении цели, успешными мы приступаем к работе.

«Рассмотрим основную часть урока»

1. Используя программу наблюдений на уроке, я предлагаю Вам просмотреть фрагменты уроков и определить каким образом была организована психолого- педагогическая поддержка учащихся на уроке?

(Видеоролик) с комментированием.

2.Выполнение специальных упражнений на уроках.

«Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. (каждому участнику)

Перечень упражнений

Цель

Ассоциация (название отражает суть в ысказываний учащихся – это вербальное выр ажение положительных эмоций по отношению партн еру)

Помогает установл ению и поддержанию ко нтакта, как результат - до стижение состояния гото вности к общению; спосо бствует установлению бл агоприятного психологич еского климата для дал ьнейшей коммуникации; влияет на изменение с остояния, самочувствия, поведенческих уст ановок.

Печатная машинка . У каждого учащего слово от общего определения, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение.

Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.

Ассоциации . Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь.

Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость.

Поменяйтесь местами те, кто... Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозу»

Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.

Окно. Учитель каждой группе дает, какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято.

Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.

Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый термин и т.д.)

Формирует чувство принадлежности к группе.

Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов «разговаривают» друг с другом на заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли разговор, поняли ли партнёры друг друга.

Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия.

«Переходим к рассмотрению заключительной части урока»

Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.

2 Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: (на экране примеры)

    « Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.

    Использовать цветограмму настроения(таблица Блюма?)

    Можно строить график настроения на разных этапах урока.(на осях графика указать настроение и этапы урока).

    Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока. (0-равнодушие,стрелочка вверх-понравилось, вниз- чувствовал себя неуютно).

    « Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .

    Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).

    Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.

** Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

    уважайте детей;

    не навредите, ищите в детях хорошее;

    замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;

    не приписывайте успех себе, а вину -ученику;

    ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;

    на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

    не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

    хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

    только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

    не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;

    оценивайте поступок, а не личность;

    дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Вот и подошло к завершению наше занятие. Сейчас мы превратим наше "Дерево ожиданий" в "Дерево достижений".

Если ты узнал новое, тебе было интересно - ты выбираешь яблоко.

Если было хорошо, но можно и лучше- цветок.

Ну, а если ты ничего не узнал - сухой желтый листок.

«Деятельность учителя по созданию благоприятного климата на уроке английского языка»

Учитель: Куанова Г.С.

Целью обучения школьников иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции. Важнейшим условием достижения этой цели является создание благоприятного психологического климата на уроке.

C ледуя гуманистической концепции Карла Роджерса, концепция «Я», рассматривал обучаемых не как класс, а как группу людей, нуждающихся в терапии и консультировании со стороны учителя. Главная цель - установить такие межличностные отношения, которые способствовали бы понижению уровня тревожности, повышению самооценки, раскованности, повышению уровня социально-психологического климата в коллективе и т.д. Это возможно, работая в группе и путем создания коллаборативной среды.

Сейчас мы понимаем, что необходимо демонстрировать детям свое полное к ним доверие, помогать в формировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация Т.Е в условиях конструктивистского подхода к обучению и преподаванию, когда меняется суть самого учебного процесса, появляются активные и интерактивные формы взаимодействия учеников, ориентированные на раскрытие и развитие индивидуальности каждого. Созданию ситуации успеха на уроке способствует не только дифференциация заданий по уровням сложности, но и учет возрастных особенностей детей. касающиеся возрастных различий детей, особенности когнитивных процессов (памяти, восприятия и т.д.), метасознания. Систематически проводим физминутки, позитивные ролики, задания творческого характера: письмо по кругу, синквейн. Таким образом., создавая благоприятные психологические условия, атмосферу сотрудничества мы создаем ситуацию успеха.

С точки зрения педагогики, успех - это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

    повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;

    стимулировать работоспособность;

    корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;

    развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;

    поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.

И каждый учитель ищет свои приемы и средства, чтобы уроки были интересными, увлекательными, на которых каждый ученик имеет возможность развивать свою познавательную творческую и мыслительную активность.

На этапе побуждения важно применить приемы, мобилизирующие начало урока, придающие эмоциональность уроку. В одних случаях это выстраивание ассоциативного ряда, в других фонетические зарядки, речевые разминки, различного рода задания: «разбросанные буквы», «лишнее слово» «найди пару»…, и также проведение тренингов: «Ладошки», «Круг пожеланий», «Светофор»…

Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках

    Похвала

    Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

    Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

    Игры и игровые ситуации

Ситуация успеха, связанная с позитивным формированием эмоциональной сферы ребенка, приобретает сегодня особую актуальность. Эмоции радости, уверенность в себе так необходимы сегодня. Очень важно донести до учащихся мысль о том, что ценность образования –непреходящая. А осознать это можно только через заинтересованное отношение к своему учебному труду.

Существует много способов создания психологического комфорта, о них нам рассказали учителя. Я же хочу предложить вам использовать на своих уроках следующий сборник. (показать, рассказать)

Итак, эмоциональное благополучие педагога-условие положительного эмоционального состояния детей.

Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие.

Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Презентация «Синяя птица»

Самомотивация

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас разминка. Я приглашаю сюда тех кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния.

Упражнение – энергизатор

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее без слов, используя только жесты, взгляд и т.д.

- «Постройтесь по росту»

-«Построиться по высоте каблука, начиная с наименьшего»

-«Построиться по дате (числу) рождения, начиная с наименьшего»

-«Построиться по месяцу рождения, но в порядке зима, весна, лето, осень»

Вопросы для обсуждения упражнения:

    Что помогло быстрее построиться?

    Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)

Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

    Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

    В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

    Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

    Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

    Можно сэкономить на чем-то.

    Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

    Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

    Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

    Хороший повод отдохнуть.

    Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

    Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

    Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

    Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

    Новый коллектив, новые перспективы.

Упражнение «Завтрак с героем»

Цель : отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Время проведения : 30 мин.

Материалы : ручки, листы бумаги.

Ход упражнения

Вопросы для обсуждения:

    Почему остался именно этот герой?

    Легко было уступать и почему вы уступали?

    Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?

    Что вы испытывали, когда с вами соглашались?

    Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

И закончить наш педсовет позитивным роликом «Бараш и кролень»

Решение:

1.Оформить электронный сборник методов и приёмов по созданию психологического комфорта на уроках к 7.12.15. Ответственная Чернышёва Т.В.

2.Использовать в работе «Сборник универсальных приемов создания благоприятного климата на предметных уроках» . Ответственные руководители МЦ.

3. Проводить психологические тренинги на стабилизацию эмоционального фона педагогов в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания в течении года в соответствии с планом. Ответственная Чернышёва Т.В.

Педагогический совет: «Педагогический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника».

ЦЕЛЬ: проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды и препятствующие этому:

ЗАДАЧИ:

Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках;

Разработать план деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроке;

Разработать «Золотые правила учителя школы» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

Подготовка:

Анкетирование учащихся 7-11х классов;

Составление программы наблюдений, посещение уроков;

Анализ материалов, выявление тенденций.

Форма проведения: продуктивная игра.

В ходе педсовета будут работать шесть групп.

1.Психологический настрой: «Все в твоих руках».

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец ненастолько мудр. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую «среду», чтобы каждый ученик чувствовал бы себя максимально комфортно.

2. Теоретический ввод

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ « Об Образовании».

В Ст.56.3 говорится « о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося».

Ст. 32.3 « образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников». Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге - на его успеваемость.

В Конвенции ООн о правах ребенка, статья 28.2 гласит: « Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка в соответствии с настоящей Конвенцией».

В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года, п.2.1 указывает:

« доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность». Кроме того, в п.2.2 отмечается: « Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» т.е. компетенции. … «инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Такая личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «Я»; делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка, с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека. как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда,

атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно:

развивающей;

психотерапевтической;

психокоррекционной.

А в условиях адаптивной школы тем более , так как в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

3.Понятие «психологический комфорт»

С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений:

организация внутришкольной среды;

особенности организации образовательной деятельности школьника.

Комфортная внутришкольная среда - внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности. Поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. Структурными составляющими общего комфорта в школе являются:

физический;

интеллектуальный;

психологический (социально-коммуникативный).

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Прежде всего, это потребности в особом тепловом и световом режиме, «микроклиматические» особенности помещений - влажность, вентилируемость и т.п. Особенности нашего социума для некоторой категории школьников определяют потребности в пище, в воде, как важном факторе физического комфорта. К этой категории относится и режим работы школы: продолжительность учебных занятий, длительность перемен, «физкультурные минутки», оптимальность составления расписания уроков и т. д. Это все условия, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. в учебном процессе - это удовлетворение

потребности в получении информации. На уроках интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, индивидуальной поддержкой отдельных ребят. Поддержка интереса к учебному предмету, является исключительно важным видом развития мотивации, необходимого для интеллектуального развития личности. Ситуация интеллектуального успеха - это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком - либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, спорте, художественном творчестве.) Это способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки школьника.

Источником социально-коммуникативного комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - родитель. учитель - родитель, учитель - учитель и т.д.) Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую среду. Уклад школьной жизни, традиции при котором взаимодействие построено на основе достижения доверия, понимания, комфортного состояния и детей и взрослых.

Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю любовь, которая снижает тревожность и дает ребенку ощущение безопасности. При этом, отношения учителя и учеников характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты.

В целом состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному развитию личности каждого ученика.

Комфорт - (от англ. comfort)

«поддержка, укрепление»

Этимологический словарь Н.М.Шанский

Комфорт - это условия жизни, пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Психологический комфорт-

условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Задание: I.Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

4.Анализ состояния психологического климата на уроках (по результатам анкетирования)

Задание III.Определите негативный и позитивный смысл ассоциаций «психологического климата» на уроке:

Задание: IV.Моделирование личности «Идеального» педагога:

Задание: V.Решение педагогических ситуаций

Обсудить в группе педагогическую ситуацию.

Определить решения: а) способствующие созданию «психологического комфорта»;

б) не способствующие этому.

Инсценировать

Педагогические ситуации:

2.Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания. Которые вы задаете. Ваши действия?

3.Войдя в класс. Вы обнаружили на доске следующую надпись: « Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?

4.К Вам пришли возбужденные родители ученика, который дома заявил, что больше не желает у Вас учиться. Ваша реакция?

5.В порыве злости один из учеников на уроке заявил: « Моя

Мама сказала, что вы не знаете предмета и у Вас невысокий умственный уровень» Ваши действия?

6.Ученик на уроке в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой. Ваша реакция?

Задание: VI.Выработка «Золотых правил психологического комфорта на уроке»

Приемы создания психологического комфорта (по Д.Карнеги)

УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает и не обедняет тех, кто ее дает!

Помните, что для человека звук его имени, является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.

Будьте сердечны в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей своей жизни.

Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Искренне интересуйтесь людьми.

Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости

Золотые правила психологического комфорта на уроке (итог)

Учеба - горная вершина,

Дорога трудная в лесу,

Легко тому, кто очень сильный,

А «слабый» прячется в нору.

А наша цель - убрать усталость.

И страх, который их гнетет.

Чтобы учеба была в радость,

Успех пусть к каждому придет!

Мы эту тему обсудили,

А вывод в правило вошел,

Чтобы учитель был всесильным,

Подход свой к каждому нашел!

Спокойствие, только спокойствие!

Доброжелательная требовательность!

Нужно быть готовым к уроку всегда!

Только юмор. Улыбка нам может помочь!

Лени, злости, раздражительности - нет!!!

ЭТО НАШ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ!!!

PS : «Нашим учителям посвящается…»

Наталья Михайловна: Замечательный учитель и классный руководитель. Наша вторая мама! Мы вас любим!!!

Людмила Константиновна: Огромное вам спасибо! Вы сделали из нас людей , наш класс самый дружный только благодаря вам. Очень много теплых слов хочется вам сказать. За 7 лет вы стали нам настоящей второй мамой.

Елена Сергеевна: Вы наша самая первая и самая лучшая учительница! Мы вас никогда не забудем!

Валентина Геннадьевна: без вас бы история была скучна и неинтересна. Самая прикольная учительница, на каждую оценку найдет свою шутку!

Ольга Николаевна: мне будет не хватать ваших фильмов и аквариума у моей парты. Спасибо!

Тамара Валентиновна : Огромное спасибо! Человек она строгий, критичный, но когда она порой скажет так скажет, что уж просто перестанешь себя уважать или думать не начнешь

Людмила Николаевна : Этот человек просто необычайно удивительный! Требовательная женщина , но с великолепным чувством юмора… RESPEKT:

Елена Петровна : Любимая моя тема по биологии -внутреннее строение организма человека! Спасибо вам1 С вами мы расширили свой кругозор !

Альбина Александровна : Спасибо, что из тех кто не умел держать иголку сделали мастериц !

Сергей Игнатьевич : Об этом учителе без эмоций сказать невозможно, вы просто SUPER ! Спасибо, что гоняли меня на стадионы и простите меня за споры с вами…

Галина Юрьевна : Как было трудно осваивать компьютер, но с вами все по плечу ! Спасибо!

Ирина Юрьевна : Обожаю моего учителя по английскому! Спасибо ей огромное, что помимо уроков она помогает нам с участием в дистанционных конкурсах и зарабатывать там очень неплохие места!

Андрей Борисович : Огромное спасибо, моему учителю!

Он научил меня многому , рассказал много об армии и военной технике, а самое главное, он помог мне определиться с выбором моей профессии…

Марина Валерьевна : Спасибо! Благодаря вам я чувствую себя увереннее, благодаря вашим занятиям я лучше знаю себя, и вообще - лучше стала жить с самой собой…

Людмила Петровна: Спасибо вам за подсказки! Ведь каждая ваша шутка была намеком, чтобы мы обращали на это больше внимания! Вы через большое терпение научили нас любить школу или по крайней мере относится к ней с уважением . Спасибо!

VI.Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец-

это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой- для меня было важным и интересным…

Указательный- по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний- мне было трудно …

Безымянный- моя оценка психологической атмосферы

Мизинец- для меня было недостаточно…

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложения:

Ассоциации

Негативный смысл

Позитивный смысл

Пустыня

Горная вершина

Болото

Туман

По волнам под парусом

Лесная дорога

Определите 10 личностных качеств «идеального» педагога:

1.Ученик срывает урок. На ваше требование покинуть класс он ответил: «Иди сама отсюда!» Как предотвратить это?

Если же такая ситуация произошла - Ваша реакция?

Принципы психологического комфорта

(психолог-гуманист Карл Роджерс)

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2. Он должен помогать учащимся в формулировании целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5. Важно, чтобы он в такой роли выступал для каждого ученика;

6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8. Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10.Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Игорь ЦЕЦОРИН, директор лицея №9, Белгород: Стрессы под запретом

Проблема эмоциональной комфортности в школе тесно связана с проблемой педагогического взаимодействия (учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - группа учеников, учитель - ученическое самоуправление). При участии психологов и социального педагога мы разработали систему здоровьесбережения и психолого-педагогического сопровождения школьников. В лицее постоянно действует психолого-педагогический семинар, в задачи которого входят сопровождение учебно-воспитательного процесса, организация самодиагностики учителей, анализ состояния и действий учителя в критических ситуациях. Психологи лицея проводят психологический анализ уроков (стиль взаимодействия учителя с учениками, анализ достижений целей урока, психологический климат урока, типы взаимодействий учеников на уроке). Психологи также осуществляют индивидуальные консультации школьников и родителей, проводят диагностику индивидуальных особенностей детей.

Под руководством методической службы лицея работает постоянный семинар по проблеме «Оценка урока с позиций здоровьесбережения». Систематически проводятся заседания научно-методического совета, на котором анализируются результаты диагностики микроклимата в ученическом коллективе.

В лицее работает ученическая социологическая группа, которая проводит опросы, анкетирования учеников с целью выявления проблем, конфликтных ситуаций, жалоб.

Говоря об интеллектуальной комфортности лицеистов, мы имеем в виду, во-первых, то, что образовательный процесс не должен создавать ситуации «превышения возможностей»: уровень требований, нагрузка, темп работы должны соответствовать возможностям учеников и не вызывать у них перегрузки, которая неизбежно влечет за собой повышение утомляемости, стрессы и ухудшение здоровья. Во-вторых, при организации образовательного процесса необходимо наиболее полно задействовать индивидуальные познавательные особенности каждого ученика. Эти цели достигаются с помощью различных образовательных технологий и активных форм обучения.

Не стоит забывать и об организации досуга учеников. В лицее работают различные кружки, театральная студия, шахматный клуб, спортивные секции. Ученическая редколлегия выпускает школьную газету «Мы».

Ирина ПУТИНЦЕВА, директор гимназии № 6 «Горностай», Новосибирск: У нас интересно

В школе дети проводят большую часть своего дня. Это второй дом, где им должно быть уютно, светло, тепло. Войдя к нам, вы сразу почувствуете особую атмосферу. В холлах, в коридорах развешаны не только дипломы и грамоты, но и новости, рисунки ребят, фотографии.

Дети живут в обществе, где существует много проблем. Мы ведем совместные проекты с детским домом, есть программа помощи детям с ограниченными возможностями, устраиваем и благотворительные концерты, вечера для пожилых жителей района. Школьники учатся не только в рамках уроков, они становятся настоящими гражданами, осознают свою ответственность за происходящее вокруг. Несколько лет назад мы создали Программу деятельности общественно активной школы и честно ее выполняем.

Очень важна не просто поддержка родителей, а их согласие, участие в наших делах. Мы отчитываемся перед советом школы, размещаем новости на сайте, о нас пишут в газетах.

Николай СЕРЕБРЯКОВ, директор Куркинской школы, Вологодская область: Учеба на колесах - это катастрофа

Что значит понятие «комфорт в школе» для ученика? Ребенку комфортно, когда вокруг красиво и тепло. Когда спокойно: нет тревоги и боязни перед учителями, потому что они заботливы, хотя и требовательны.

У нас в школе уроки по 40 минут, а во время обеденного перерыва, который длится час, все дети идут домой, проводят это время с родителями, снимают таким образом психологическое напряжение. Этой же цели психологической разгрузки служат динамические паузы между уроками и на уроках.

Если говорить о комфорте учителя, то я считаю, бесконфликтность руководства - это один из главных показателей, обеспечивающих спокойные условия работы подчиненным. Учитель чувствует себя комфортно в удобно оснащенном учебном кабинете: с хорошей мебелью, компьютерной техникой, энциклопедиями на полках, цветами на окнах. Все эти условия может обеспечить школьная администрация. Но есть условия, от нас не зависящие. Дискомфорт возникает, если человек получает за свой труд недостаточно высокую зарплату. Учителю нужно платить достойные деньги за его НОРМАЛЬНУЮ работу. А у нас сейчас наблюдается тенденция платить больше тому педагогу, который работает ненормально, ненормированно - пытается успеть и здесь, и там, чтобы опередить в результатах деятельности своих коллег. Это ведет к перегрузке учителей - психологической, физической. При этом комфортно отдохнуть, допустим, в летнее время там, где ему хочется, учитель не может опять-таки по причине низкой заработной платы.

Дискомфорт наши педагоги испытывают из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Новая система оплаты труда и подушевое финансирование, которые будут вводиться в Вологодской области, тревожат нас. За достижения учителя в педагогической деятельности - дополнительная оплата? Но соперничество в маленькой сельской школе нереально - в одном классе 19 учеников, а в другом - трое: какой класс потенциально «предъявит» более высокие результаты в учебной деятельности? Маленькие сельские школы в условиях нормативно-подушевого финансирования неизбежно будут иметь наименьшее финансирование. А ведь в классах с малой наполняемостью работать труднее: дети по уровню своему бывают диаметрально противоположными. Чтобы обучать их качественно, надо быть настоящим мастером своего дела. Сейчас выход нашли такой - закрывать малокомплектные школы и возить детей в более крупные на автобусах. «Учеба на колесах» - это катастрофа при наших дорогах, водителях и родителях.

Учителя не будут иметь возможности работать вечерами с детьми, как сейчас. А что станет с двумя десятками кружков и секций, которые ведутся сейчас в нашей школе?! Закроют школу - не будет в селе культурных и спортивных мероприятий. Все 100 процентов сельских детей никогда не станут стабильно ездить в отдаленные школы на автобусе. Надо поднимать сельское хозяйство, его развивать и его инфраструктуру, а мы, наоборот, идем по пути уничтожения существующего. Дошло уже до разговоров об укрупнении самих сельских поселений... Вот и неспокойны учителя деревенских школ.

Владимир ЕРЕМИН, директор Парижскокоммунской школы Верхнехавского района Воронежской области: Не повышайте голос

Как создать комфортные условия в школе? Это непростой вопрос, и лучше разделить его на две составляющие: комфортные условия для отдыха и для учебного процесса. Если говорить об учебе, то здесь надо вести речь о педагогическом коллективе и материальной базе. Наша школа педагогическими кадрами укомплектована на 100 процентов, и все - профессионалы. То есть никто совмещенных профессий не ведет, каждый работает по своей специальности и с соответствующим дипломом. Знаю, что это соблюдается не в каждой сельской школе, тем более в небольшой. У нас 76 учеников и 16 учителей, 11 классов, средняя наполняемость - 6,9 человека, но есть и совсем маленькие классы. Например, в десятый в этом году пришел один ученик, в одиннадцатом учатся трое, а в восьмом и девятом - по 14 человек.

Если говорить о материальной базе, то тут тоже и свои достижения, и проблемы. Школьное здание хорошее, двухэтажное, построено 35 лет назад, классы просторные, рассчитаны в среднем на 20-28 учеников. Отопление, канализация, вода - все условия соблюдены. И, конечно, ребята чувствуют себя в такой школе комфортно. Оборудования за последнее время приобрели на 100 тысяч рублей - в кабинет физики, еще в школе есть три компьютера, работает Интернет.

Учителя стараются организовать учебный процесс на уровне. По желанию учеников открываем дополнительно факультативы и элективные курсы. Мы в 2007 году поставили своеобразный рекорд по медалистам: было у нас три выпускника, и все трое - медалисты. На ЕГЭ все они получили пятерки и поступили в вузы на бюджет: в строительный и аграрный университеты и в лесотехническую академию. В этом году школу окончили шесть человек, и двое поступили в высшие учебные заведения. В общем, это уже традиция, что наши ребята каждый год поступают в вузы. И это, думаю, тоже показатель комфортности в учебе, несмотря на все сложности.

Вообще комфортность в школе, тем более в маленькой, во многом зависит от самих школьников. Если приходят ребята, желающие учиться, то и микроклимат улучшается. Потому что учителя не повышают голос, не бегают за учениками и не уговаривают их идти на уроки. Конечно, надо стараться делать свою школу, даже небольшую, интереснее и привлекательнее для учеников. И во многом это зависит от того, как организован их досуг.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.