Психологическая задача "конкретная ситуация". Должностные обязанности учителя Табл.7 Невербальные средства

выступление на педагогическом совете в рамках проведения методической недели по теме "Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и воспитателей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное социальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Известковское специальное профессиональное училище № 1 открытого типа»

Доклад

По теме «Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и воспитателей»

Подготовила: преподаватель

математики Колодкина Н.В.

п. Известковый, 2012

Каждый педагог сталкивается с проблемой: учащиеся, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение учащимися одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому предмету. Например, решение задач по физике или по химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, преподаватель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, учащиеся начинают активно применять свои знания на практике. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, осознавая его соотношение с другими науками. Все дисциплины общеобразовательного и профессионального цикла обладают своеобразным интегрированным потенциалом.

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые учебные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Интегрированные уроки являются эффективной формой для систематизации знаний, так как на данных уроках осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой непрерывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Основные цели таких уроков – воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей. В интегрированных уроках учебные цели становятся, как правило, сопутствующими.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов. Деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Интеграция (с латинского)– это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы общеобразовательного и профессионального циклов, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интегрированный урок предполагает интеграцию материала двух и более школьных предметов. Иными словами, на уроке изучается несколько предметов. Каждый предмет имеет свои цели и задачи, но на таком уроке должны быть обязательно и такие цели, которые связывают воедино эти предметы, являются общими. Чаще всего такими целями могут служить развивающие или воспитательные цели.

Интегрированный урок может быть бинарным в том смысле, что его ведут два учителя-предметника. Однако это не является обязательным условием. А вот две и более цепочки целей, материал из областей двух и более предметов – обязательны.

Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках.

В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и так далее.

Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:

  • конструирование и проведение урока двумя и более педагогами разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного урока одним педагогом, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Процесс интеграции разных наук в обучении реализуется через межпредметные связи . Межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся.

Опыт показывает, что перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Используя специфику каждого предмета, взаимодействие преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения можно осуществлять по следующим направлениям: изучение внутрипредметных связей между основными законами и определение связи их с другими смежными предметами и производственным обучением.

Характер взаимодействия субъектов образовательного процесса зависит и от метода взаимодействия педагогов, под которым можно понимать систему приемов и способов организации совместной деятельности.

К методам взаимодействия преподавателя общеобразовательного цикла, мастера производственного обучения, преподавателя специальных дисциплин и воспитателей в основном относятся бинарный, интегративный и диалогический.

Эффективность бинарного метода взаимодействия заключается: - в соединении педагогических усилий педагогов, что позволяет на высоком уровне организовать учебный процесс в целом (достоинства одного дополняются достоинствами другого; имеющиеся недостатки в деятельности одного компенсируются достоинствами другого); - объединение педагогических усилий педагогов способствует эффективности управления процессом учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности учащихся;
- проявления единого подхода педагогов в решении совместных учебных, профессиональных, производственных и воспитательных проблем и задач.

При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.

Бинарное обучение становится источником мощного воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной мобильности – готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При бинарном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогами благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.

Метод интегративности взаимодействия подразумевает интеграцию функций педагогов, которая выражается во взаимозаменяемости в процессе обучения и воспитания.

Диалоговое взаимодействие педагогов обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, обмен мнениями, открытость, искренность.

Таким образом, интеграция обучения должна дать обучающемуся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.

Интеграция снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.


Взаимодействие в системе «учитель – класс» в ходе интегрированного урока.

(Педагогические чтения)

Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки называют ещё метапредметными.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире целом. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, понимают), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая.

Эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовывать педагогическое общение с учениками. Важной функцией такого общения на интегрированном уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача усвоения новых знаний. Таким образом, процесс обучения предполагает взаимодействие (учитель – ученики и ученики друг с другом), под котором понимается, прежде всего, их совместная деятельность.

В условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, между ними должны складываться отношения партнёрства, которое проявляется во взаимосвязи обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков.

Именно такое сотрудничество имел в виду профессор психологии С.Л. Рубинштейн, когда писал: «… учение мыслится как совместное исследование … совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к нему приводит».

Целью взаимодействия является создание системы возможностей для эффективного личностного саморазвития ученика.

Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве, следует иметь в виду наличие трёх основных факторов взаимодействия.

Взаимодействия учителя и ученика

Взаимодействие учеников друг с другом в совместной учебной деятельности

Взаимодействие учителей в системе интегрированных уроков.

При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников.

Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха, чувствует себя раскованно и свободно.

Взаимодействие учителя с обучающимися на уроке – процесс двусторонний. Он протекает гармонично, когда поставлены реальные цели, чётко сформулированы задания, выбрана оптимальная форма организации деятельности для достижения поставленных задач. Учитель всегда помнит, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Поскольку взаимодействие невозможно без общения личностей, то коллектив, а не только личность, рассматривается в качестве субъекта совместной деятельности. Вот почему учителю необходимо владеть следующими умениями: объединять школьников и управлять их взаимодействием; организовывать коллективную, парную и групповые формы работы, коллективные мероприятия.

Групповая форма учебной деятельности очень эффективна. Она воспитывает чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Групповая форма работы учит самостоятельности, способствует решению главных учебных задач, развивает творческие начала личности.

Интегрированные уроки обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями предметниками.

Обучение иностранному языку в интегрированном составе ориентировано на разностороннее развитие обучающихся, их общее образование и воспитание (что достигается за счёт объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных предметов); помогает формировать у обучающихся более целостную картину мира, а которой сам иностранный язык является средством познания и общения.

Высокая эффективность обучения иноязычной деятельности в начальной школе, достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими вилами деятельности, такими как рисование, аппликации, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника.

В среднем звене в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Например, это уроки иностранный язык + география, иностранный язык + информатика, иностранный язык + литература, где обучающиеся получат достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, существовании мира художественной культуры.

Подводя итоги вышесказанного можно сказать, что взаимодействие на интегрированных уроках – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребёнка. Его дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке, Создавая на интегрированном уроке среду взаимодействия, мы можем добиться высокого уровня развития класса и каждого ученика в отдельности.

Чевризова Анастасия Алексеевна,
учитель школы № 56

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В этом возрасте происходит психическое развитие и формирование личности ребёнка. А также формируется познавательная деятельность и коммуникативные навыки. Каждому учителю важен и ценен прогресс в развитии учеников. Поэтому педагог стремится повысить эффективность процесса обучения.











Прошли годы.












В дружеской атмосфере



Ну-ка глазки поднимите
И на доску посмотрите…

Вот и прозвенел звонок!
Все готовы на урок?
Всё на месте?
Всё в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все здесь правильно сидят?
И внимательно глядят?



Игра











- задавать вопросы;




Проблемные ситуации








Создание проектов


Информационные технологии




. обеспечивает наглядность




Рефлексия


Таким образом, мы рассмотрели, что процесс взаимодействия на уроке учителя и учеников - это взаимный процесс между учителем и учениками. И здесь важными, влияющими на эффективность обучения становятся все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, используемые в работе. Если процесс обучения выстраивать в таком ключе, то ученики смело будут переходить в среднее звено и радовать своих учителей.

Тема: «Взаимодействие учителя и учащихся, как основа эффективного обучения»
Составила статью учитель школы № 561 Чевризова А.А.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В этом возрасте происходит психическое развитие и формирование личности ребёнка. А также формируется познавательная деятельность и коммуникативные навыки. Каждому учителю важен и ценен прогресс в развитии учеников. Поэтому педагог стремится повысить эффективность процесса обучения.
У Амонашвили Ш.А. есть притча "Крылья":
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать е старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? - спросил прохожий.
- Жду тебя! - ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! - удивился человек.
- Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.
- Тогда не бери мальчика на воспитание! - сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним - его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! - сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
- Меня больше радуют твои перышки...

В этой притче заложен глубокий смысл… Каждый может подумать о чём-то своём. Но мне нравится такая мысль. Мы - учителя, всю свою жизнь идём рядом с нашими воспитанниками. Постоянно находимся в поиске способов и путей достижения целей воспитания и обучения. Порой, даже сами чего-то не зная, не умея, учимся вместе с детьми, добываем знания и учим этому наших учеников.
________________________________________
Как же сделать нам учеников крылатыми? Обратимся к прописным истинам!
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.
Педагогическое взаимодействие - взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.

Таким образом, обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания преподаватель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если преподаватель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает - дидактическое взаимодействие реально не функционирует.
Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовывать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими, самостоятельными, а роль учителя сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Очень важно научить детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
Каждый педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:

  • а) постоянно поддерживать у воспитанника желание учиться;
    • б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
    • в) создавать коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;
    • г) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в процессе учебной деятельности;
    • д) стимулировать правильные взаимоотношения на уроках;
    • е) способствовать становлению личности воспитанника.

Остановлюсь на некоторых компонентах активного взаимодействия учителя и учеников на уроке.
В дружеской атмосфере , используя все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, мы сможем добиться эффективности процесса обучения.

Уроки в школе - это значительная часть жизни детей, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения.
С момента первой встречи с первоклассником начинается процесс взаимодействия учителя и ученика. Очень важно учителю создать дружескую атмосферу, атмосферу психологической поддержки на уроках, сделать процесс познания для малышей желанным и расположить ребёнка к себе так, чтобы он с удовольствием шёл в школу, ждал встречи с товарищами и учителем.

Каждый день, приходя в класс, стараюсь создать на уроке атмосферу доброжелательности и зарядить всех хорошим настроением. Лишь находясь на волне радости и эмоционального подъёма дети быстрее включаются в работу и активны на уроке. В данном случае хорошую службу служит, удачно подобранный «Организационный момент» на уроке, а также стиль общения, не авторитарный, а дружеский.
Например, работа с 1 классом накладывает на учителя огромную ответственность, когда стараешься не только научить, но и удивить, и влюбить ребёнка в предмет, школу. Часто использую на уроках стихи, игровые моменты, элемент сказки, когда нужно привлечь внимание детей.

Ну-ка глазки поднимите
И на доску посмотрите…

Вот и прозвенел звонок!
Все готовы на урок?
Всё на месте?
Всё в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все здесь правильно сидят?
И внимательно глядят?
Работая над поверкой домашнего задания, задумываешься, как сделать его кратким и в то же время задействовать большинство детей. Здесь на помощь приходят и средства обратной связи - светофоры, и тестовые задания, и живой фронтальный опрос.
Кстати светофорчики очень помогают во время устного счёта на уроках математики, на устных диктантах. А в 1 классе в добукварный период при составлении звуковых схем.
Для младших школьников игра является ведущим типом деятельности, главным инструментом познания мира.
Игра - это то, что делает детство золотым веком человеческой жизни, сказочной порой удивительных открытий. Игра - один из главнейших способов становления личности ребенка, овладения им основными навыками общения, формирования творческой индивидуальности, где человек раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности. Именно игра позволяет почувствовать истинную свободу творчества.
Стараюсь на уроках использовать игровые моменты. Это активизирует деятельность на уроке. На этапе закрепления изученного, дети с удовольствием включаются в работу, если звучит команда: «Поиграем?» Иногда 5-10 мин веселой игры решают сразу несколько проблем. А скучные цифры и правила оживают, воплощаются в реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку.
В 1-м классе возникает еще одна проблема: дети не хотят учить стихи наизусть или испытывают трудности при этом. Такое случается, если ребенок с дошкольного возраста не приучен слушать и рассказывать стихи. Для того чтобы развить способность запоминать слова на слух в определенном порядке, мы играем в игры «Королевский бутерброд», «Венок», «Птичий рынок», «Собачья площадка», «Магазин». Их суть заключается в том, что на выбранную тему дети называют предметы. Каждый последующий игрок повторяет все предыдущие слова в том же порядке, в каком они были сказаны.
Например, запоминая правописание словарного слова, можно выстроить опасные гласные из «живых» букв либо букву, которую нужно запомнить, выделить нарядом или действием, вызывающим ассоциации. (воробей, карандаш, вокруг - говорим: вот круг и рисуем круг руками вместе с детьми)
А если предложить детям поиграть в волшебников, то, выполняя задачи урока, дети с удовольствием входят в роль и на уроках математики в 1 классе ненавязчиво изучаем и запоминаем состав чисел.
Элементы театрализации в процессе обучения.
Малыши на уроках быстро устают не только от сидения за партой, но и от невозможности общаться друг с другом, потому что нельзя нарушать тишину. Нужна коллективная игра, в которой каждый имеет возможность принять участие на равных с другими, привыкая к очередности без необоснованной обиды. Такой игрой может стать коллективное сочинение рассказа, сказки, невероятной истории. Чтобы дети не перебивали друг друга и не старались раньше времени вступить в игру, необходим предмет, который дает право говорить и передается в определенном порядке, заранее объявленным и принятым детьми как условие игры. Это может быть игрушка - герои сказки, мультфильма или символ «власти» - корона, скипетр, флажок им и т. д. В зависимости от выбранного предмета выстраивается содержание игры.
На уроках чтения ставим небольшие сценки, играем в радиотеатр. Исполняя роли, дети лучше понимают характер героя, запоминают сюжет рассказа.
Сотрудничество в парах и группах.
Очень часто на уроках используется работа в паре. Умение сотрудничать играет большую роль в жизни ребенка. Успешное сотрудничество в паре способствует повышению эффективности работы и дает ощущение эмоционального комфорта, удовлетворение и радость от взаимодействия с другим человеком. Для этого можно предложить ребятам игру «Раскрашивание варежек». Раздаются шаблоны варежек. Одному на левую руку, другому - на правую. Нужно раскрасить свою пару варежек. У ребят только один набор фломастеров, время ограничено - 4 минуты. Дети должны договориться между собой, учесть желания свои и партнера. Он сам анализирует свой опыт в паре и узнает о практике других. Таким образом, его личные знания обогащаются, он начинает понимать, как нужно работать в паре, чтобы добиться большей эффективности. Ребенок осознает и принимает идею договора.
Работа в группах создаёт работу в мини коллективе, где ребята, пытаясь использовать опыт взаимодействия в классе, стараются договориться между собой, распределив роли, чтобы достичь результата. Обсуждение в группе имеет развивающее значение для каждого ребенка. Такая работа играет большую роль во взаимообучении, для развития коммуникативных умений. (Выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь).
Проблемные ситуации
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы - важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. …..
На каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы - привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.
Например, на уроке русского языка (УМК «Гармония») в 3 классе встречаются с неизменяемыми существительными. Ученикам даётся задание разобрать по составу слова среднего рода. Дети смело выделяют ОиЕ. Когда начинают проверять правильность выполнения задания, сталкиваются с проблемой, что у двух слов нет окончания, т.к. это изменяемая часть слова и самостоятельно приходят к выводу, что у неизменяемых слов окончаний нет.
На уроке математики, ориентируясь на ранее полученные знания, создаю проблемную ситуацию, результатом которой явится поиск нового способа действия.
Для этой цели заранее подготовила две демонстрационные фигуры (квадрат и прямоугольник) разного цвета, разделенные на квадраты с обратной стороны.
Предлагаю детям сравнить площади этих фигур. Использование способа наложения одной фигуры на другую не позволяет выполнить задание, так как никакая фигура не помещается полностью в другой. Нужно искать новый способ сравнения площадей. Если попытки и предложения детей безуспешны, поворачиваю фигуры другой стороной, на которой обозначены квадраты.
Вывод о том, что площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника, не вызывает сомнений у детей после того, как они посчитали число квадратов в каждой фигуре. (Одна фигура составлена из 8 квадратов, другая из 9).
Вывод: для сравнения площадей использована мерка (квадрат).
Создание проектов
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы школьников и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Каждый ученик вкладывает в свой проект знания, творчество и большой труд. Это могут быть и индивидуальные работы, и групповые, и коллективные.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь».
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам обучения. В практике использую предметные и межпредметные проекты, которые нашли широкое распространение на уроках окружающего мира и литературного чтения, технологии. К примеру, «Подводный мир», «Растения зимой», «Народные сказки».
Информационные технологии
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
. обеспечивает наглядность
. привлекает большое количество дидактического материала
. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза
. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

Здоровьесберегающие педагогические технологии
Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Использую физминутки, различные упражнения для осанки и глаз.

Как и каждый учитель на уроках стараюсь использовать разноуровневые задания, учитывая способности ребят. Сильные ученики получают на уроках дополнительные задания. Так мы подпитываем интерес к учёбе и в то же время можем уделить внимание слабоуспевающим.

Рефлексия
Взаимодействие учителя и учеников происходит на каждом этапе урока. Урок пришёл к завершению, а учителю важно, с каким настроением ребёнок уйдёт на перемену, затронули его проблемы, решаемые на уроке, понял ли он новый материал или ему нужна помощь.
Очень важно подвести итог урока. Ведь в этот момент дети озвучивают самое главное, к чему шли весь урок, чему научились, что понравилось, что вызвало затруднение.
Так, ребята раскрашивают смайлик, который им подходит. В одно мгновение учитель видит, как прошёл урок. А дети учатся быть самокритичными, учатся самоанализу.

Таким образом, мы рассмотрели, что процесс взаимодействия на уроке учителя и учеников - это взаимный процесс между учителем и учениками. И здесь важными, влияющими на эффективность обучения становятся все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, используемые в работе. Если процесс обучения выстраивать в таком ключе, то ученики смело будут переходить в среднее звено и радовать

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Скоро начнется апробация модели уровневой оценки компетенций учителей

  • 41158
  • 14.08.2017

Осенью 2017 года более 4000 учителей русского языка и математики из 13 регионов России примут участие в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей.

На Межрегиональной конференции по оценке качества образования «Развитие единой системы оценки качества образования - опыт и перспективы» была представлена модель уровневой оценки компетенций учителей и планы ее апробации с участием учителей русского языка и математики в 2017 году.

Модель представляли сотрудники РГПУ им. Герцена Светлана Анатольевна Писарева, директор института педагогики, и Виктория Игоревна Снегурова, заведующая кафедрой методики обучения математики и информатики.

Согласно этой модели оценка компетенций учителя должна происходить в три этапа:

Диагностическая работа
- тестирование (min 10 заданий - 2 часа для выполнения, время фиксировано);
- решение методических задач с развернутым ответом (3 задачи - 2 часа для выполнения, время фиксировано);
- решение профессиональной задачи (1 задача на выбор учителя - по содержанию может быть связана с уроком - 1 - 5 дней).

Опросник для учителей - участников апробации, включающий не менее 15 вопросов, направленных на выявление опыта работы и квалификации учителя и особенностей выполнения им профессиональных обязанностей использование методических материалов, использование ИКТ, оценивание учебных достижений и т.п.;

Видеотрансляция или видеозапись урока, позволяющая более точно оценить реальный опыт учителя в контексте предложенного им решения профессиональной задачи диагностической работы.

Авторы модели считают, что умение решать задачи диагностической работы позволяет сделать вывод об умении учителя решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, личностных и профессиональных ценностей.

По результатам диагностической работы тестируемый учитель может получить один из трех уровней диагностируемых компетенций:

Уровень I. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта.

Уровень II. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.

Уровень III. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.

Диагностическая работа: профессиональная задача

Шаги, которые приведут к решению:
1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вам необходимо решить в данной ситуации.
2. Какую информацию и из каких источников вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами вы при этом будете пользоваться?
3. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения.
4. Предложите решение задачи в виде плана урока с указанием элементов предметной среды, используемых на каждом этапе урока для каждого класса.
5. Аргументируйте предложенное решение.
6. В каких еще ситуациях применимо предложенное решение?
7. Укажите, какие этико-правовые нормы профессиональной деятельности педагога могут быть нарушены в процессе реализации вашего решения.

Примеры ситуаций

В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10)? Чем будут отличаться данные уроки?

Вы учитель — ответственный за подготовку и проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Результаты выполнения первой части диагностической работы являются основанием для вывода о достижении учителем базового (порогового) уровня профессиональной компетенции.

Минимально необходимое количество баллов равно 13.

При выполнении первой части диагностической работы с результатом ниже 13 баллов делает возможным вывод о недостаточном уровне для преподавания соответствующего предмета в образовательном учреждении и необходимости повышения квалификации в направлении предметной подготовки и базовой методической подготовки.

Процедура апробации. Прохождение процедуры исследования участником

В личном кабинете на портале ABBYY Мониторинг участник приступает к прохождению каждого этапа исследования:
. Заполнение опросника - внесение контекстной информации о себе
. Тестирование - выполнение заданий, подразумевающих краткий ответ в виде онлайн тестирования
. Решение методических задач
. Решение профессиональной задачи
. Загрузка видеозаписи урока
. Просмотр результатов

Оценивание

Первая часть ДР оценивается автоматически.
. Вторая часть ДР оценивается экспертами на основе предложенных критериев.
. Профессиональная задача оценивается экспертами на основе предложенных критериев.
. Видеозапись урока оценивается экспертами на основе предложенных критериев.

Осенью 2017 года апробация пройдет в 13 регионах: Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области. В апробации примут участие 2281 учитель русского языка и 2263 учителя математики.

Комментарии (56)

    Некоторые предложения надо отредактировать. Например, "В кабинете, где вы работаете, ИМЕЕТСЯ необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования?????"

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 2 года

    Род деятельности : Учитель средней школы в

    Регион проживания : Ростовская область, Россия

    А почему бы не сосредоточить титанические усилия методистов на подготовке БУДУЩИХ учителей, а не устраивать экзамены для тех, кто пашет на 2 ставки, да ещё и при "отсутствии необходимого по ФГОС оборудования"?

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 2 года

    Род деятельности : Заместитель руководителя в общеобразовательной организации

    Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

    • а уже действующих учителей проще построить. Студенты постройке пока еще не поддаются, а мы с Вами - безропотно пойдем на эти тестилки и будем валидолы и корвалолы пить, но чиновники получат ОГРОМНОЕ удовольствие от того, что в очередной раз унизили педагогов

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 10 лет

      Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания : Амурская область, Россия

      то есть еще одна аттестация..возникает только один вопрос "А судьи КТО?"

      Всем известно, как далеки от народа сотрудники институтов повышения квалификации и отделов и министерств образования....

      Составители тестов - тоже далеки...Это ж надо выдумать - СИТУАЦИИ... психологней увлеклись? Да не бывает ОДНОГО правильного решения. Каждый, прости Господи, психолог будет гнуть свою линию...

      И наконец, когда уже наши чиновники поймут, что для начала следовало НАУЧИТЬ учителей? Провели бы курсы по этим направлениям и заданиям - а уж потом проверяли. Но - нет, они же должны ОБЯЗАТЕЛЬНО доказать - КАКИЕ ПЛОХИЕ у нас учителя. Ведь на таком фоне им легче будет показать себя прекрасными руководителями

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 10 лет

      Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания : Амурская область, Россия

      • Посмотрите, кто мониторить-то будет... Обратите внимание на строчку браузера: многие наши образовательные сайты (в т.ч. и П/с) с флажком от кукловодов.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

        Регион проживания : —

        Жизненные и педагогические ситуации всегда неоднозначны и абсолютно "правильных ответов" не бывает. Почему-то вспомнился пример, когда нынешние врачи педиатры с удивлением читают "методички" педиатров 60-х, где мамочкам категорически запрещалось брать младенца на руки, если он плачет в кроватке,- мол, не надо баловать! Сейчас доказывают, что, наоборот, надо брать на руки ребенка, носить на руках, и чем теснее контакт с матерью, тем лучше для ребёнка.
        Ещё интересно, сколько времени "отведут" на тестирование? По нынешним тестам для педагогов, просто невозможно получить отличную оценку, потому, что на ответ даётся меньше минуты компьютерной программой. Но вопрос ещё нужно прочитать и обдумать. Не успел прочитать - автоматически ответ не засчитывается! Пытались ведь уже такое проводить - кучу двоек педагоги получили просто потому, что "не успели" ответить.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

        Регион проживания

        • А кто оплатит ВРЕМЯ, затраченное педагогом на эту диагностику?! 2 часа и еще раз 2 часа, и день, и от 1 до 5 дней и далее видеозапись урока. Эта аттестация будет в каникулы или в отпуске? В остальное время мы должны учить детей, а не решать сомнительного свойства и некорректно / по край ней мере из тех, что опубликованы/ составленные задачи.

          Статус в сообществе : Пользователь

          На сайте : 2 года

          Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

          Регион проживания : Московская область, Россия

          Сколько можно это терпеть? Дайте спокойно работать! Коллеги! Педагоги! Пора подниматься и отстаивать свои права! Где там наш профсоюз?! Так и хочется возглавить профессиональную стачку. Вот не давали в 90-е зарплату и поднималось учительство по регионам... На недельку бы закрыть все школы по России - может и нас бы услышали. Считается, что учителя и врачи не могут бастовать. А, собственно, почему? Гуманные профессии! А с нами поступают гуманно??? Писать самоанализ при аттестации - одно, в этом даже польза есть - переосмысливаешь свой опыт. Но почему я должна подтверждать свой диплом, выданный мне государственной комиссией? А вот не пойдем мы на "экзамен"! Уволите? Всех?! У нас же у порога школы толпы жаждущих работать в ней стоят...

          Статус в сообществе : Пользователь

          На сайте : 10 лет

          Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

          Регион проживания : Новосибирская область, Россия

          • 11 лет назад 11000 первоклашек сели за парты. 2 года назад 5500 "благополучно" спихнули в ПТУ. (Автору известно, что сейчас у них другое название.)

            В этом году 3000 приняли решение не сдавать профильный ЕГЭ по математике.

            2500 приняли участие. Вот полные результаты по баллам:

            Балл Число верных Количество человек
            0 0 12
            5 1 10
            9 2 32
            14 3 61
            18 4 112
            23 5 161
            27 6 282
            33 7 278
            39 8 260
            45 9 222
            50 10 225
            55 11 185
            59 12 160
            64 13 131
            68 14 111
            70 15 84
            72 16 67
            74 17 53
            76 18 37
            78 19 13
            80 20 10
            82 21 6
            84 22 6
            86 23 5
            88 24 4
            90 25 2
            94 27 2

            Всего человек: 2531. Как видим из 11000 бывших первоклассников 19 человек более или менее освоили математику на сталинскую тройку.

            Это гуманно?

            Статус в сообществе : Пользователь

            На сайте : 8 лет

            Род деятельности : Иное

            Регион проживания

            И какова причина столь низкого результата, по вашему мнению?

            Статус в сообществе : Пользователь

            На сайте : 4 года

            Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

            Регион проживания : Карелия, Россия

            ////.....И какова причина столь низкого результата, по вашему мнению?...../////

            Как только в школах перестанут ставить липовые оценки, так сразу и уровень образования подскочит. Переводить в следующий класс (по математике) без БАЗЫ -- изощрённое издевательство над учеником. Нарушается принцип Коменского "соответствия обучения уровню знаний учащихся". Программа и требования к оценкам построены так, что абсолютно закономерно 90% (и более) учеников из учебного процесса выпадают уже к 6-7 классу. Делать вид, что вы обучаете ученика, когда тот не имеет соответствующей БАЗЫ -- издевательство над учеником; не больше и не меньше. Ученик это быстро понимает и закономерно начинает испытывать отвращение к учебному процессу.

            Https://cont.ws/@mikluho/508836

            Статус в сообществе : Пользователь

            На сайте : 8 лет

            Род деятельности : Иное

            Регион проживания : Владимирская область, Россия

            Казалось бы- ставь то, что должно, но тогда обнаружится огромная пропасть между декларируемым и истинным положением в школе. Страшно! Выяснится, что нужно больше часов на базовые предметы, что надо "жертвовать" говорильней (всеми напридуманными курсами типа нравственного развития, семьеведения,...), что нужно освободить физическое время для учителей для дополнительных консультаций и факультативов, убрать бумажное словоблудие, т.е.признать ошибочность многих изменений, признать, что основная работа учителя заключается в непосредственном обучении, в прямом контакте с учениками, что бумажного дела должно быть немного - журнал, план учебной и воспитательной работы, отчёт по окончанию четверти, семестра, года и всё. Мне, как родителю, не нужно портфолио, например,на которое учитель тратит время, высасывая иногда из пальца достижения, мне нужно, чтобы мой ребёнок мог спросить и получить ответ по любому непонятному моменту, мог получить дополнительную консультацию, время на которую должно быть заложено учителю изначально, как это делается в вузе. Родители в первую очередь именно это хотят от школы- чтобы учили, приучили трудиться, что есть лучшее воспитание. При теперешнем минобре это недостижимо.

            Статус в сообществе : Конфиденциально

            На сайте : 2 года

            Род деятельности : Конфиденциально

            Регион проживания : Конфиденциально

            И это моя вина?! Моих коллег?! У нас сельская школа. Родители большинства учеников сами едва закончили школу. на 150 учеников 4 родителя с высшим образованием, меньше десятка - со средним и средним специальным. Часть детей уходит из 9 класса в систему НПО добровольно. Другие, при низких результатах на ОГЭ, идут в 10-11 класс только потому, что родители не имеют возможности отправить их в колледжи. Дети учиться не хотят, родители это знают и принимают. На все наши замечания по поводу учебы ответ один:"А куда я его/ее дену? У меня денег нет. Пусть в школе СИДИТ". Это же так удобно - сидеть в школе. Дети с 8.00 до 15.30 под присмотром учителей! Вот и "выпариваем" мы этих горе-учеников. Какой результат они могут дать на ЕГЭ? И выбирают они профильную и базовую математику! А чего? Ведь ничем не рискуют!

            Статус в сообществе : Пользователь

            На сайте : 10 лет

            Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

            Регион проживания : Новосибирская область, Россия


            Статус в сообществе : Пользователь

            На сайте : 1 год

            Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

            Регион проживания : Московская область, Россия

            К сожалению, "спокойно работать" каждый учитель понимает по-своему. Для многих - это значит имитировать деятельность и ставить оценки как заблагорассудится. Если бы большинство педагогов добросовестно относились к своей работе и действительно были бы учителями, а не урокодателями, то ничего бы этого не придумывали. Я не защищаю Минпросвет, но желание педагогов, особенно старой гвардии, мечтающей вернуть времена, когда показатели школы и их собственные заслуги зависели от цифр, нарисованных самими же педагогами, не поддержу ни при каких обстоятельствах, так как это путь в никуда. Во всём мире учителя регулярно проходят аттестацию, сдают квалификационный экзамен. В США, например, это происходит каждый год, и именно от результатов прохождения аттестации будет зависеть оплата труда. Да, нашим учителям
            в большинстве своём можно только мечтать о зарплате западных коллег, но, как показывает практика, одно лишь её повышение не приводит к более ответственному отношению к работе. Примером тому может служить Москва, где учительские зарплаты составляют 80-150 тысяч рублей, но очковтирательства и формализма от этого в столичных школах не стало намного меньше. Поэтому выпускников 9-го класса стараются не научить, чтобы они сдали ОГЭ, а говорят им, когда следует выйти во время экзамена в туалет, где уже будут лежать решённые учителями задания. Мне вообще непонятно, как учитель может спокойно работать. При должном отношении педагог всегда находится в творческом поиске, а уж ученики чуть не ежедневно подкидывают задачки посложнее того, что предлагается в диагностической работе. Учитель обязан поднимать свой профессиональный уровень и свои примером показывать, что учиться нужно всю жизнь, а не играть роль всеведущего мудреца, которому известно всё только потому, что он имеет диплом и... дцать лет отработал в школе.

            Чудный прием! А давайте для начала мы сделаем всё, как США. Снизим нагрузку в день на учителя, снимем с него обязанность писать-переписывать каждый год программы и за свой счет их распечатывать, уберем подавляющее большинство отчетов и надзорных органов над школами, создадим действительно профессиональную, а не чиновничью оценку качества обучения, оборудуем школы, как полагается и одинаково качественно, а не абы как (с туалетом на улице и печным отоплением). И учебники приведем к современным требованиям и содержанию. Вот после этого можно и аттестоваться ежегодно.

            Статус в сообществе : Пользователь

            На сайте : 1 год

            Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

            Регион проживания : —

            Допустим, всё скопировали, как у них: снизили нагрузку, стали платить бешеные деньги, убрали отчётность - каким образом это изменит то, что многие педагоги не могут хорошо научить своему предмету, так как сами им не владеют? Очень сомневаюсь, что даже при огромной зарплате и малом объёме отчётности станут работать на совесть те, кто этого никогда не делал.

            Статус в сообществе : Пользователь

            На сайте : 1 год

            Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

            Регион проживания : Московская область, Россия

            Кто-нибудь уже видел презентацию? На втором слайде две фотографии с математикой и русским языком. Так вот на левой фотографии на доске допущена куча ошибок: отсутствуют знаки интегралов, вместо натурального логарифма написано cn, в последнем выражении вообще потеряны скобки. Да и вообще в школе не изучают интегрирование иррациональных функций. Чувствую от всего этого мероприятия ничего хорошего ждать не стоит, дай бог, чтобы задания были без ошибок и по теме.
            А в целом подобные инициативы не вызывают особого энтузиазма, особенно когда используются словосочетания с прилагательным "реальный" (реальный опыт, реальная практика. А какие еще бывают опыты и практики?). Сразу видно всю эту ересь сочиняли "реальные пацаны". Посему апробируемым желаю быть очень внимательными при выполнении заданий, найти каждую ошибку и предъявить результаты своей проверки общественности. Пусть организаторы и составители краснеют.

            Статус в сообществе : Пользователь

            На сайте : 4 года

            Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

            Регион проживания : Карелия, Россия

            • Не удивлюсь, если увижу Лизу Пескову.

              Статус в сообществе : Пользователь

              На сайте : 2 года

              Род деятельности : Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

              Регион проживания : —

              Не устаю повторять: то, что сейчас происходит в образовании, на языке русофобов и либералов называется подрывом, то есть информационной войной... Кажется, никого так в стране не прессуют, как работников образования. В том-то и заключается информационная война: "замордовать" учительство, чтобы оно стало просто марионеточным, вовсе не творческим... Все это делается специально перед выборами, чтобы учительство возмущалось. Кто-то же за организацию этой игры такие деньги получит в евро и долларах! Все это далеко не просто так...

              Статус в сообществе : Пользователь

              На сайте : 7 лет

              Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

              Регион проживания : Ростовская область, Россия

              • Действительно, Людмила, это очень логично. Унижает учителей нищенской зарплатой, переводом образования в статус услуги, увеличением количества контрольно-надзорных органов, натравливанием родителей на учителей наша посконная, самая патриотичная, самая русофильская власть, а виноваты во всех бедах учителя либералы.

                Статус в сообществе : Пользователь

                На сайте : 9 лет

                Род деятельности : Журналист

                Регион проживания : Москва, Россия

                Если бы, когда я преподавала в лицее, нас ожидала подобная "оценка компетенции", я бы немедленно уволилась.
                Кстати, а судьи кто?
                Имеет смысл делать только одно: если у учителя дети МАССОВО не знают предмет (надо признать, такое бывает, правда, редко), направить его и только его на настоящие курсы повышения квалификации, где его по-настоящему научат. А не так, как сейчас: заставлять каждого, даже вполне успешного педагога, отсиживать часы, которые этому успешному ничего не дают. Потому что он способен учиться сам и тому, что ему действительно нужно.

                Статус в сообществе : Пользователь

                На сайте : 11 лет

                Род деятельности : Сотрудник в организации высшего образования

                Регион проживания : Ростовская область, Россия

                Да, идейкой ТАКОЙ АТТЕСТАЦИИ учителей заигрались контролирующие образование органы!
                Получается, что наши дипломы, выданные ВУЗами, не являются свидетельствами нашей профпригодности!
                Кто же останется после такого чистилища в профессии? Кто "в клетку войдет"?!

                Статус в сообществе : Пользователь

                На сайте : 2 года

                Род деятельности : Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

                Регион проживания : Россия

                • Если наши дипломы ничего не стоять, то их и подавно. И если по хорошему, то их в первую очередь и нужно аттестовать, хотя бы для того, что бы проверить соответствуют ли они своей должности.

                  Статус в сообществе : Пользователь

                  На сайте : 4 года

                  Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

                  Регион проживания : Карелия, Россия

                  Да не нужно их аттестовать. Их надо отправить в школу. В нашу обычную школу. К нашим обычным детям. 90% вылетит с позором через полгода под свист родителей и улюлюканье детей. Наблюдали мы такое неоднократно на местных примерах..

                  Статус в сообществе : Конфиденциально

                  На сайте : 13 лет

                  Род деятельности : —

                  Регион проживания : —

                  "...вылетит с позором через полгода..."? Через полчаса!

                  Статус в сообществе : Пользователь

                  На сайте : 6 лет

                  Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

                  Регион проживания : Воронежская область, Россия

                  А пусть такие работы напишут те, кто их придумал. И результаты опубликуют здесь! А мы посмотрим... Авось вслед за ними и согласимся "этот экзамен" сдавать))))

                  Статус в сообществе : Пользователь

Как было показано в п.п. 1.1., 1.2., общение играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Используя общение, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение ученика, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.

Успех использования в обучении и воспитании этого инструмента зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А.А. Бодалевым:

1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;

2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности;

3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

А.В. Мудрик обращает внимание учителей на необходимость подготовки школьников к общению. По мнению ученого, в содержание подготовки следует включить доступные знания теоретического характера и выработку умений общения. Для этого следует проводить беседы на такие темы, как, например: «Я, мы, они», «Как вести себя в...», «Определение себя в мире», «Человек среди людей» и др. Каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает в школе, должен заботиться о развитии свободного владения речью учащимися. С этой целью нужно проводить дискуссии, обсуждения, ролевые игры, а для усвоения стандартных приемов общения - собрания с их организационными правилами-ритуалами. Важно также вырабатывать умения различать виды общения (ролевое, партнерское, в группе и др.), чувствовать меру доверительности, определять характер отношения собеседника, его состояние и т.д. От всего этого зависит успешность общения, сила его воспитательного воздействия.

Исследователи отмечают следующие общие черты успешного общения с учащимися, характерные для мастеров педагогического труда:

Личностная открытость детям, способность дать понять ученикам, что учитель не столько учитель, сколько человек;

Умение организовать общение «от ученика»: от его мыслей, чаяний, настроения;

Умение поставить себя на место ребенка, познать его вообще и в данной ситуации;

Принятие воспитанника как полноправного партнера по общению, как человека, равного по социально-психологическим параметрам;

Терпение, чуткость, способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в судьбе воспитанника;

Широта познаний, разнообразие интересов и умение их использовать в общении с воспитанниками;

Умение внушить воспитаннику сознание его значительности.

А.В. Кан-Калик выделил до десятка различных отрицательных моделей общения педагогов с учащимися, в частности такие, как общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Понимание их сути поможет воспитателю избежать весьма распространенных ошибок.

Интересна в этом плане характеристика людей, ориентирующихся на неравные отношения в общении, данная в Э. Шострома «Анти-Корнеги, или Человек-манипулятор». Не будем ее рассматривать, обратим лишь внимание на то, каковы некоторые причины сознательного или чаще неосознанного установления таких отношений: знание причин помогает в преодолении их следствий.

Во-первых, это то, что человек никогда не уверен в себе полностью, учитель - в том числе. Он знает, что успех его деятельности зависит и от деятельности учеников. Поэтому он старается добиться, чтобы ученики делали то и так, как он считает правильным. Заинтересовать всех и всегда невозможно. Отсюда - устрашение.

Во-вторых, человек хочет, чтобы все его любили, чтобы не было людей, которые плохо к нему относятся (из тех, во всяком случае, с кем ему постоянно приходится общаться). Для учителя это прямо связано с его профессиональными качествами. Добиться признания, одобрения своих учеников - важная задача для любого учителя, даже если он это и скрывает. Гипертрофирование этого требования к себе или желания быть таким порождает заигрывание с учениками.

В-третьих, человек не доверят другим людям, особенно в условиях так называемых рыночных общественных отношений. Он боится полной откровенности и даже просто откровенности в отношениях с людьми и учениками в том числе. Это заставляет его выдерживать дистанцию в общении.

В-четвертых, человек не может изменить все в своих интересах, Учитель, тем более, не может создать себе и детям желаемые условия для жизни, общения. Понимание этого может вызывать неуверенность и даже отчаяние, а следствием могут быть самые разнообразные способы ухода от гуманистического решения проблем - и официальность в общении, и установление дистанции, и демонстрирование безразличия, и заигрывание, и устрашение.

Н.Е. Щуркова формулирует следующие общие правила плодотворного общения:

Формирование чувства Мы с воспитанниками;

Установление личностного контакта с детьми;

Демонстрация им собственной расположенности;

Показ ярких целей совместной деятельности;

Подчеркивание положительного в поведении и характер воспитанника;

Постоянное проявление интереса к своим ученикам;

Оказание и просьба помощи.

Обратимся, наконец, к правилам общения, сформулированным еще в 30-е гг. XX в. американским психотерапевтом и бизнесменом Дейлом Карнеги. Они и сейчас представляют исторический интерес и не только для бизнесменов, но и для воспитателей. Вот некоторые из этих правил (в сокращенном виде), сформулированные на основе учета того, что ждет собеседник от партнера:

1) искренне интересуйтесь собеседником;

2) улыбайтесь, будьте рады общению и не скрывайте этого;

3) обращайтесь к собеседнику по имени;

4) умейте слушать, поощряйте собеседника говорить о себе;

5) говорите о том, что интересует собеседника;

6) искренне внушайте собеседнику сознание его значимости;

7) хвалите за малейший успех;

8) уважайте мнение собеседника; соглашайтесь, становитесь на его точку зрения; пусть собеседник думает, что ваша (эта) мысль принадлежит ему.

Таким образом, в этих рекомендациях, как и в других, выше описанных, хорошо заметно главное условие успеха педагогического общения: общение должно быть деятельностью учителя и ученика (собеседник должен говорить о себе, разговор должен быть об интересующем собеседника, в общении утверждается значимость собеседника и т.д.).

Стили и модели педагогического общения

Известно, что каждому человеку присущ свой, целостный стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Этот стиль, отмечают исследователи, не может быть выведен только из каких-либо индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми, определяет его поведение.

Проблема стилей общения получила значительное отражение в педагогической литературе (В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). Анализ данных источников дает возможность определить стиль общения, являющийся обязательным компонентом структуры общения, следующим образом - стиль общение есть индивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающегося .

Л.М. Митина говорит о том, что искусство общения учителя проявляется прежде всего в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни.

Исследования показывают, что стиль общения учителя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают и разрешаются конфликты в среде ребят, а также между учителем и учениками. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат коллектива.

В стиле общения находят выражение:

Особенности коммуникативных возможностей педагога;

Сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

Творческая индивидуальность педагога;

Особенности ученического коллектива.

В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения:

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

Общение на основе дружеского расположения;

Общение дистанция;

Общение устрашение;

Общение-заигрывание.

Самым плодотворным, по мнению В.А. Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру. В связи с этим В.А. Кан-Калик обращает внимание на такую ситуацию: зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной.

Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и учащегося. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. «Хотя дистанция и должна существовать, она даже необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений», - отмечает В.А. Кан-Калик.(13, с.98)

Общение-дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения исследователи связывают в основном с неумением организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. К нему иногда обращаются начинающие учителя. Продуктивное общение сформировать достаточно трудно, а молодые преподаватели нередко идут по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения.

Обратимся к еще одному подходу к различению стиля в педагогической деятельности. Этот подход изложен в работах Л.М. Митиной и А.К. Марковой. В основу различения стиля в труде учителя ими были положены следующие основания:

Динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

Результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учащихся к предмету).

Отметим, что данные основания выделены в работах А.К. Марковой, чья разработка описываемой классификации была осуществлена в сотрудничестве с А.Я. Никоновой. В соответствии с данной классификации выделяются нижеследующие стили педагогического общения.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с данным стилем руководства отличает преимущественная ориентация на процесс обучения, недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса (отбор наиболее интересного учебного материала, в то время как менее интересный, хотя иногда и достаточно важный материал оставлен для самостоятельной работы учащихся). Деятельность учителя ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала методов обучения.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с этим стилем руководства характерны ориентация на процесс и результат обучения, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. По сравнению с учителями эмоциональных стилей такой учитель проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения.

Рассуждающе-методический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

На уровне динамических характеристик, отмечает Л.М.Митина, учителей эмоциональных стилей отличает повышенная чувствительность, гибкость, импульсивность. Учителя рассуждающих стилей отличаются от эмоциональных учителей сниженной чувствительностью, для них характерны осторожность, традиционность. Касаясь вопроса о результативности педагогической деятельности, ученые указывают на то, что ни импровизационность, ни методичность не являются предпочтительными сами по себе.

На наш взгляд наиболее эффективными являются индивидуальные стили, объединяющие методичность с эмоциональностью, а импровизационность с рассудительностью, то есть своего рода, промежуточные стили.

К понятию «стиль педагогического общения» близко понятие «стиль руководства», которое определяется как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

Я.А. Коломинский и Е.И. Панько отмечают, что в психолого-педагогической литературе обычно выделяют демократический и авторитарный стили руководства, которым можно дать следующую характеристику применительно к педагогическому процессу.

Для демократического стиля характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично стремление дать исчерпывающие ответы на детские вопросы, учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтений одних детей над другими, стереотипность в оценках детей и их поведения.

Педагоги с авторитарным стилем руководства, напротив, проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, им присуща стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Основные формы взаимодействия - приказ, указания, инструкции, выговор. Они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей. В работе преобладает деловой подход, водимые требования и правила вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Некоторыми исследователями выделяется также и либеральный стиль. Он характеризуется как анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Близкой к описанному варианту классификации стилей педагогического руководства является точка зрения Л.М. Митиной и Н.Н. Обозова, согласно которым можно говорить о следующих стилях руководства (педагогического общения):

Директивный стиль (авторитарный согласно традиционной классификации, или императивный, как его определяет С.А. Беличева: жесткое единоначалие в принятии руководителем (педагогом) всевозможных решений, касающихся группы (класса), а также слабый интерес к ребенку как к личности;

Коллегиальный (демократический): учитель стремится к выработке коллективных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному аспекту отношений;

Либеральный стиль.

В общении с детьми авторитарный, императивный стиль не просто «нежелателен», а недопустим - таково мнение психологов. При этом А.А. Бодалев отмечает, что стиль руководства учителя в значительной степени влияет на эмоциональное состояние детей. Согласно данным его работы, состояние спокойного удовлетворения и радости относительно чаще возникает у учащихся из тех классных коллективов, во главе которых стоит воспитатель, придерживающийся демократических принципов в своем общении со школьниками. И, напротив, состояние подавленности чаще наблюдается в тех случаях, когда учитель - личность авторитарного склада, а переживания гнева и злости у учащихся чаще отмечаются при условии непоследовательности учителя в отношениях с ними.

Отметим при этом также, что положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека; в состоянии комфортного общения две личности - учитель и ученик - начинают образовывать некое общее эмоционально-психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, процесс разностороннего познания окружающей его социальной действительности и самого себя, то есть разворачивается процесс социализации личности.

Устойчиво-положительный тип, характеризующийся стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении с детьми;

Пассивно-положительный тип, характеризующийся нечетко выраженной эмоционально-положительной установкой в отношении к детям; сухость обращения и официальный тон являются в основном результатом педагогической установки; многие учителя этой группы считают, что только они могут обеспечить успех в обучении и воспитании учащихся.

Кроме обозначенных типов отношения педагогов к детям отдельными учеными выделяется и такая крайняя форма взаимодействия с детьми, как негативное, отрицательное отношение к ним.

Для осуществления общения, на наш взгляд, существенно важны роли, позиции учителя в общении. В этом отношении интересно сопоставление разных позиций учителя во взаимодействии с учащимися. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. выделяют «закрытую» и «открытую» позицию учителя. Для «закрытой» позиции характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, утрата эмоционально-ценностного контекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрытия. «Открытая» же позиция характеризуется тем, что учитель, находясь в ней, открывает свой личный опыт учащимся, в ходе чего осуществляется диалог с ними.

Иной вариант раскрытия проблемы позиций учителя в общении видим у М.М. Рыбаковой, которая утверждает, что позиции, которые занимает учитель при взаимодействии с детьми, во многом определяют стиль общения с ними. В целом она выделяет следующие ведущие позиции общения, взаимодействия учителя с учащимися:

Позиция «жесткой дисциплины», которая приводит к закреплению авторитарно-ролевого стиля общения; учителя при этом практически не интересуют психические особенности и состояние учеников. Педагогическое взаимодействие организуется при жесткой дисциплине на уроках и требовательности к знаниям по предмету, личностное общение при подобном взаимодействии исключается;

Позиция «терпеливого ожидания порядка», для которой характерен личностно-избирательный стиль отношений. Организацию порядка в классе в этом случае берет на себя один или группа учеников, заинтересованных содержанием материала или личностью учителя. В этом случае учитель как бы «открыт» для учеников, предлагая свое сотрудничество через интерес к знаниям;

Позиция «обиженного неблагодарными учениками», характеризующаяся постоянными жалобами учителя на усталость, недовольство учениками. Такая позиция порождает эмоционально-ситуативный стиль взаимоотношений учителя с учениками: учителя часто раздражает поведение учеников, замечания его ироничны, нередко в раздражительном тоне. Такое состояние приводит к грубому нарушению отношений с учениками;

Позиция «сотрудничества» во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. Учитель проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, видит в ребенке развивающуюся личность.

На наш взгляд, данную классификацию взаимоотношений педагога с детьми вполне можно соотнести с традиционной классификацией стилей общения, изложенной выше.

Некоторые исследователи (Сенько Ю.В., Тамарин В.Э.) вводят в систему позиций учителя такие позиции, как «пристройка сверху» (давление на партнера), «пристройка снизу» (приспособление к собеседнику), «пристройка рядом» (равноправные отношения в общении). Близки к ним по содержанию роли, выделяемые в контексте трансактного анализа Э.Берном:

- «родитель» - доминирующий, берущий ответственность на себя;

- «дитя» - более слабый и зависимый, нуждающийся в помощи.

Безусловно, учителю важно владеть всеми этими ролями и по мере необходимости гибко их перестраивать.

Отметим, что при этом, что в ходе осуществления педагогической деятельности каждый педагог должен находить свой индивидуальный стиль общения, подходить к овладению основами профессионально-педагогических позиций вполне осознанно.

Сопоставление различных позиций, вытекающих их типологии стилей руководства показывает, что в педагогике нет готового рецепта на все случаи жизни, Каждая ситуация имеет свои плюсы и минусы.

Учитывая это, педагог-профессионал должен прогнозировать развитие ситуации и отношений. Замечено, что из «непринимающих» школьников часто вырастают яркие индивидуальности, люди с неповторимым отношением к окружающему миру. И, как показывает жизнь, у таких детей с течением времени формируется инициативность, лидерские качества, часто они оказываются в большей степени подготовлены к социальной адаптации, нежели «послушные» дети, которые всегда и во всем следовали указаниям «старших товарищей».

Основываясь на вышеизложенные положения, можно заключить, что теоретическая и практическая значимость исследования проблем педагогического общения в системе «учитель-ученик» обусловливается, прежде всего, тем, что общение учителя с учащимися является важным звеном процесса управления формированием личности, развитием познавательной и социальной активности школьников, становлением ученического коллектива.

Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.