В большинстве современных осветительных устройств егэ. Диагностическая работа по русскому языку

А 27. Коммуникативные умения. Сжатие текста Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный экзамен Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011


А 27. Сжатие текста. 1 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим. 2)Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения. 3)Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля. 4)Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения. В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля. Она позволяет сберегать до 30% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.


А 27. Сжатие текста. 2 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2)Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых. 3)В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства. 4)В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства. Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание


А 27. Сжатие текста. 3 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Логика устанавливает правила определения понятия в учебной и справочной литературе. 2)Изложение информации в учебной и справочной литературе отличается от изложения информации и определения понятия в научно-популярной литературе. Это касается формы подачи информации, при которой меняется характер текста. 3)Текст учебной и справочной литературы отличается от научно-популярного текста. В учебной и справочной литературе используются правила логики, а в научно-популярной литературе – художественные приемы. 4)В учебной и справочной литературе информация, в частности объяснение понятий, излагается строго по правилам логики. В научно-популярной литературе форма подачи информации иная, с использованием художественных приемов. Логика устанавливает ряд важных правил определения понятия. Именно по этим причинам, законам строится изложение в учебной и справочной литературе. В научно-популярной литературе все излагается по-иному. Это изменение касается только формы подачи информации, в данном случае формы объяснения понятий. Популяризатор включает в изложение средства выразительности, конструктивные художественные приемы, и характер текста сразу меняется.

1. отсутствие эмоционально-экспрессивных языковых средств

2. спонтанность

3. острота и яркость изложения

4. стремление к абстрактности, обобщению

187. Тексты, включенные в настоящее пособие, предназначены для подготовки к ЕГЭ по русскому языку .

В Книгу включены 10 типовых вариантов, состоящих из заданий типа А, В, и С, ответы к заданиям, бланки для записи ответов, а также инструкции по выполнению заданий.

Текст является фрагментом…

1. выписки

2. рецензии

3. аннотации

4. контекста

188. Укажите речевую ситуацию, которой соответствует речевое клише:

Позвольте выразить благодарность Николаю Петровичу Быстрову за прекрасно организованную выставку.

1. просьба

2. выражение благодарности

3. совет, предложение

4. комплимент

190. Прочитайте текст и выполните задания

(1) Красота живет в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потреб­ность человека в красоте.

(2) Забор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада, однако у него другая функция. (3)Но согла­симся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, ког­да его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребно­стью красоты.

(4)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (5)Наблюдая, сопостав­ляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и гран­диозные сооружения красивы и даже изящ­ны. (б)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.


(7)Величавое необязательно огромно. (8)Величавому лебедю не нужно быть вели­чиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (Э)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиоз­ное и огромное обязательно уродливо. (Ю)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооруже­ния. (11)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешне­го вида нашей планеты.

(12)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выгля­деть сегодня и тем более завтра.

(По В. Солоухину)

1. Номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.

2. Тип речи.

3. Стиль текста.

4. Средство связи 5-го и 6-го предло­жений.

5. Номера предложений, в которых использовано сравнение.

6. Слово с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо».

191.

(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.

(2) Когда вся семья вместе несколько вече­ров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)А если это книга большая и ее читают долго, она пре­вращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4)Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мыслен­но разделить на несколько отделов: справоч­ники, словари, учебники, сочинения класси­ков, современные книги и так далее. (5)Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Часто спрашивают: «Как выбрать вре­мя, чтобы несколько членов семьи могли сра­зу собраться за столом?» (8)Разве трудно вы­брать время? (9)Находится же оно для сов­местного просмотра телевизора! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги - такой огромный эк­ран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю - попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают лю­ди разных поколений. (15)Когда книгу чита­ет вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16)Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приоб­щая других слушателей к тому, что ему доро­го, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.

(С. Львов)

1. Номер предложения, в котором выраже­на мысль, доказательству которой посвящен текст.

2. Тип речи.

3. Определите стиль этого текста.

4. Предложение второго абза­ца соединено с предыдущим с помощью лексиче­ского повтора и местоимения .

5. Из второго абзаца выпишите фразеологизм со значением «вызывать, иметь следствием».


6. Определите, в каком предложении второго абзаца использован прием олицетворения.

192. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Во времена Эдисона к лампочке предъ­являлось только одно требование: она долж­на преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики ос­ветительных приборов, помимо эффектив­ности использования электричества, вынуж­дены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности , безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетической при­емлемости. (3) Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)На - пример, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использо­вать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэф­фективен. (6)Если в ртутной лампе есть воз­можность получать 60 люмен (люмен - еди­ница измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой - только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тра­тится больше, а следовательно, больше сжи­гается ископаемого топлива.

(8)В большинстве современных осветитель­ных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, выпуск которой в промышленном масштабе начался в 1980 го­ду. (9)С тех пор она пользуется неизменным спросом, поскольку позволяет сберегать до 30 процентов электроэнергии, на 50 процентов продлевать срок службы ламп и делать свет ровным и немерцающим. (10)Это достижение наиболее приемлемо с точки зрения сохране­ния здоровья людей, поскольку исследования показали, что мерцающий свет существенно травмирует органы зрения, что особенно ска­зывается при работе на компьютере.

(11)Небезынтересный факт: наиболее перс­пективными в настоящее время представля­ются все же не лампы накаливания и даже не флюоресцентные, а светоизлучающие диоды, или светодиоды. (12)Видимо, какое-то время светодиоды все еще будут оставаться некой новацией в деле дизайнерского оформления общественных зданий , а когда мы к ним по­привыкнем, они займут свое место и в наших домах. (13)Повсеместная светодиодная экспан­сия задерживается тем, что до сих пор еще не удалось в необходимой степени повысить яр­кость света, генерируемого диодами. (14)Однако в результате инженерных изысканий этот показатель ежегодно удваивается.

(И. Аникеев)

1. Современные ос­ветительные приборы, производство которых представляется наиболее перспективным называются.

2. Предложение, в котором объясня­ется, какой вред здоровью людей приносит мер­цающий свет.

3. Тип речи.

4. Стиль этого текста.

5. Предложение первого абза­ца связано с предыдущим с помощью указатель­ного и определительного местоимений.

6. Во втором абзаце слово, имеющее значение «наносить вред в результате внешнего воздействия».

193. Прочит айте текст и выполните задания.

(1) Если бы природа чувствовала благодар­ность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо­дарность выпала бы на долю Михаила При­швина.

(2) Прежде всего жизнь Пришвина - при­мер того, как человек отрешился от всего на­носного, навязанного ему средой, и начать жить только по велению сердца. (3) В таком образе жизни заключается величайший здра­вый смысл. (4) Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, - всегда сози­датель, обогатитель и художник.

(5) Неизвестно, что сделал бы в своей жиз­ни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во вся­ком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии (на это у него просто не хва­тило бы времени). (7) Природа требует при­стального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающе­го нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой и неожидан­ными открытиями. (8) Книги Пришвина, гово­ря его же словами, - это «бесконечная ра­дость постоянных открытий». (9) И все у При­швина блистает поэзией, как трава от росы.

(10) Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11) В чем тайна это­го писателя? (12) В чем секрет его книг?

(13) Как известно, слова «колдовство», «вол­шебство» относят обыкновенно к сказкам.

(14) Но ведь Пришвин не сказочник. (15) Он человек земли, свидетель всего, что соверша­ется вокруг него в мире.

(16) Видимо, секрет пришвинского обая­ния, очарования и поэтической пленитель­ности как раз в этой его зоркости. (17) Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под приску­чившим покровом окружающих явлений ви­дит глубокое содержание.

(18) И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.

(По К. Паустовскому)

1. Предложение, в котором сформу­лирована мысль, аргументации которой посвя­щен данный текст.

2. Тип речи.

3. Стиль этого текста.

4. В четвертом и пятом абзацах пред­ложение, которое связано с предыдущим с по­мощью лексического повтора и местоимений.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3)<…> недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

1. Укажите два предложения, в которых передана главная информация, содержащаяся в тексте.

1) В современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 50% электроэнергии.
2) Мерцающий свет вреден для глаз, поэтому современные осветительные устройства снабжены устраняющий мерцание системой электронного контроля, который к тому же сберегает электроэнергию.
3) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.
4) Система электронного контроля современных осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.
5) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 50% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако
. Несмотря на это,
. Вопреки этому,
. Ведь
. Зато

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а (-у), м.
1) Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым: электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С правды (перен.) Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворенным).
2) Освещенность, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с.
3) В некоторых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До свету и со свету (перед рассветом). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).
4) Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный!

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

КрАны
. повторИт
. углУбить
. обогналА
. цепОчка

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.
. Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозеленые вершины в чистое небо.
. Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.
. Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.
. Важный момент, который необходимо учитывать при ВЫБОРЕ материала для покрытия террасы, — это легкость ухода за ним.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЛИНЬШЕ
. ЗАМОРОЗКОВ
. ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ростками
. ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее
. на ОБОИХ берегах

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) ошибка в построении сложноподчиненного предложения
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Орден Святого Андрея Первозванного был учрежден Петром I в 1698 году, выдаваемый только в редких, исключительных случаях.
2) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.
3) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.
4) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
5) Менеджер согласился подтвердить о том, что вещь находится на гарантии.
6) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объем перевозок на уровне прошлого года.
7) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.
8) У ученых, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
9) Все творчество писателя Евгения Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Водор_сли
. конс_рвировать
. в_теран
. пол_гаться
. гор_зонтальный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр_влек, пр_мудрый
. пр_берег, пр_градил
. з_ночевать, из_гнул
. бе_дарный, ра_бег
. по_сказал, о_жал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Удоста_вать
. заносч_вый
. преодол_вать
. отпрыг_вать
. податл_вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Колебл_мый
. невид_мый
. преследу_мый
. переинач_нный
. танцу_шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я чувствую, что совершенно (НЕ) ОБХОДИМО переменить тему разговора.
. Ребята удивлялись, почему им (НЕ) РАЗРЕШИЛИ идти в поход.
. К сожалению, задача (НЕ) РЕШЕНА.
. Монголия — самое большое по территории государство мира, (НЕ) ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.
. Скептик — это человек, который (НЕ) ВЕРИТ в энтузиазм.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

. (ПО) ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО (БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.
. Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО) ЭТОМУ (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.
. (В) СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое — (ПО) ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.
. Лесная малина (ПО) СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО) ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.
. Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С) НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В) СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые ее приемы были им применены в работе над историческими картинами.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от теплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша. Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определенную потребность (5) называется банковским кредитом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате пошел дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить в землянке техника-интенданта Тарасникова. (2)Он работал в оперативной части штаба гвардейской бригады. (3)Тут же, в землянке, помещалась его канцелярия.

(4)Целые дни он надписывал и заклеивал пакеты, припечатывал их сургучом, согретым над лампой, рассылал какие-то донесения, принимал бумаги, перечерчивал карты, стучал одним пальцем на заржавленной машинке, тщательно выбивая каждую букву.

(5)Однажды вечером, когда я вернулся в наши халупку, основательно промокнув под дождем, и сел на корточки перед печкой, чтобы растопить ее, Тарасников встал из-за стола и подошел ко мне.

—(6)Я, видите ли, — сказал он несколько виновато, — решил временно не топить печки. (7)А то, знаете, печка угар дает, и это, видимо, отражается на ее росте. (8)Она совсем расти перестала.

— (9)Да кто расти перестал?

— (10)А вы что же, до сих пор не обратили внимания? — уставившись на меня с негодованием, закричал Тарасников. — (11)А это что? (12) Не видите?
(13)И он с внезапной нежностью поглядел на низкий бревенчатый потолок нашей землянки.

(14)Я привстал, поднял лампу и увидел, что толстый кругляш вяза в потолке пустил зеленый росток. (15)Бледненький и нежный, с зыбкими листочками, он протянулся под потолок. (16)В двух местах его поддерживали белые тесемочки, приколотые кнопками к потолочине.

— (17)Понимаете? — заговорил Тарасников. — (18)Все время росла. (19)Такая славная веточка вымахнула. (20)А тут стали мы с вами топить часто, а ей, видно, не нравится. (21)Я вот тут зарубочки делал на бревне, и даты у меня проставлены. (22)Видите, как сперва быстро росла. (23)Иной день по два сантиметра вытягивала. (24)Даю вам честное благородное слово! (25)А как стали мы с вами чадить тут, вот уже три дня не наблюдаю роста. (26)Так ей и захиреть недолго. (27)Давайте уж воздержимся. (28)А меня, знаете, интересует: доберется он до выхода? (29)Ведь так и тянется поближе к воздуху, где солнце, чует из-под земли.

(30)И мы легли спать в нетопленой, сырой землянке. (31)На другой день я сам уже заговорил с ним о его веточке.

— (32)Представьте себе, почти на полтора сантиметра вытянулась. (33)Я же говорил, топить не надо. (34)Просто удивительное это явление природы!..
(35)Ночью немцы обрушили на наше расположение массированный артиллерийский огонь. (36)Я проснулся от грохота близких разрывов, выплевывая землю, которая от сотрясения обильно посыпалась на нас сквозь бревенчатый потолок. (37)Тарасников тоже проснулся и зажег лампочку. (38)Всё ухало, дрожало и тряслось вокруг нас. (39)Тарасников поставил лампочку на середину стола, откинулся на койке, заложив руки за голову:

— (40)Я так думаю, что большой опасности нет. (41)Не повредит ее? (42)Конечно, сотрясение, но тут над нами три наката. (43)Разве уж только прямое попадание. (44)А я ее, видите, подвязал. (45)Словно предчувствовал…

(46)Я с интересом поглядел на него.

(47)Он лежал, запрокинув голову на подложенные за затылок руки, и с нежной заботой смотрел на зеленый слабенький росточек, вившийся под потолком. (48)Он просто забыл, видимо, о том, что снаряд может обрушиться на нас самих, разорваться в землянке, похоронить нас заживо под землей. (49)Нет, он думал только о бледной зеленой веточке, протянувшейся под потолком нашей халупы. (50)Только за нее беспокоился он.

(51)И часто теперь, когда я встречаю на фронте и в тылу взыскательных, очень занятых, сухих и черствых на первый взгляд, малоприветливых как будто людей, я вспоминаю техника-интенданта Тарасникова и его зеленую веточку. (52)Пусть грохочет, все равно — лишь бы уцелел, лишь бы дотянулся до солнца, до желанного выхода робкий, застенчивый зеленый росток.

(53)И кажется мне, что есть у каждого из нас своя заветная зеленая веточка. (54)Ради нее готовы мы перенести все мытарства и невзгоды военной поры, потому что твердо знаем: там, за выходом, завешанным сегодня отсыревшей плащ-палаткой, солнце непременно встретит, согреет и даст новые силы дотянувшейся, нами выращенной и сбереженной ветке нашей.

(По Л. А. Кассилю*)
*Лев Абрамович Кассиль (1905—1970 гг.) — видный русских прозаик, один из основоположников отечественной детской и юношеской литературы.

20. Какие из высказываний СООТВЕТСТВУЮТ содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Техник-интендант Тарасников руководил канцелярией гвардейской бригады, располагавшейся в тылу.
2) Канцелярия оперативной части штаба находилась в землянке.
3) У Тарасникова в течение дня не было свободного времени.
4) Молодая зеленая веточка росла, радуя людей в тяжелые военные будни.
5) На фронте невозможно было думать ни о чем, кроме войны.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 содержится пояснение того, о чем говорится в предложении 2.
2) В предложении 15 содержится описание.
3) Предложение 33-34 содержат повествование.
4) В предложениях 35-37 представлено повествование.
5) В предложениях 40-45 представлено описание.

22. Из предложения 51 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 1—5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и наречия. Напишите номер этого предложения.

24. Во фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Вспоминая о фронтовых годах, Лев Кассиль рассказывает о необычном увлечении техника-интенданта Тарасникова образно, эмоционально. Достигается это с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых тропы: А («солнце непременно встретит… и даст новые силы… ветке нашей» в предложении 54), Б («робкий, застенчивый зеленый росток» в предложении 52), а также лексическое средство выразительности — В («зарубочки» в предложении 21, «захиреть» в предложении 26). Усиливает эффект от прочитанного прием — Г («пусть» в предложении 52). Этот прием подчеркивает настрой автора.

Список терминов:
1) лексический повтор
2) метафора
3) книжные слова
4) профессиональная лексика
5) разговорная лексика
6) парцелляция
7) противопоставление
8) эпитет
9) вопросно-ответная форма изложения

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!


Вариант 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
-334741385210
(1)В большинстве современных осветительных устройств преду-смотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее … важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3)Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.
2) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.
3) Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для здоровья.
4) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.
5) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому в современных осветительных устройствах сегодня используется особая система электронного контроля, позволяющая не только экономить электроэнергию, но и делать свет ровным.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
именно
поэтому
особенно
хотя
потому что
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СИСТЕМА, -ы, ж.
1) Определенный порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.
2) Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.
3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д. И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.
4) Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.
5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое. Работать в системе Академии наук.
6) Техническое устройство, конструкция. Самолет новой системы.
7) То, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.). Зарядка по утрам превратилась в систему (вошла в систему, стала системой).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
упрОчениепломбировАтьсОритобогналА5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.
Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозеленые вершины в чистое небо.
Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.
Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
на ОБОИХ берегах
ПЯТЬЮСТАМИ ТРИДЦАТЬЮ ТРЕМЯ метрами
почетные ТИТУЛЫ
ЕХАЙТЕ быстрее
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
2504694304801) неправильное употребление
падежной формы
существительного с предлогом

3) нарушение в построении
предложения снесогласованным
приложением
4) ошибка в построении

5) неправильное построение

6) нарушение в построении

7) неправильное построение
предложения с косвеннойречью
001) неправильное употребление
падежной формы
существительного с предлогом
2) нарушение связи междуподлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения снесогласованным
приложением
4) ошибка в построении
предложения с однороднымичленами
5) неправильное построение
предложения с деепричастнымоборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастнымоборотом
7) неправильное построение
предложения с косвеннойречью
А) Готовясь к экзамену,
выпускникам пришлось нелегко.
Б) Те, кто настойчиво стремится кдостижению своей цели, достоин
уважения.
В) В.М. Васнецов вырос в
северном селе, отгороженнымвековыми лесами от больших
городов и сохранившим старин-
ные обычаи и обряды, поверья и
сказания.
Г) Никто из тех, кто слушал удиви-
тельную музыку П.И. Чайковского
к балету «Щелкунчику», не мог
остаться равнодушным.
Д) Вопреки прогноза установилась
ясная погода.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
водор…слизерк…лок…рьеристосм…третьсяк…нсервы9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…беречь, пр…градитьоб…ем, в…етсяз…ночевать, не…бозримыйра…ширить, не…держанностьпо…солнечник, о…бросить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
движ…мыйколебл…мыйзадерж…шьсяневид…мыйподатл…вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
рубаш…чныйчерешн…вый
удоста…ватьпреодол…ватьпереинач…нный12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
К сожалению, наша задача (не)решена.
Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.
Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.
У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.
(Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО веселой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнем, и давно не глаже(4)ые штаны.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озер или прудов.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды теплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) все-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) стихами (3) которого (4) он восхищается.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся закатом, птичками или кошками, - это больше так, замыленные восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри нее.
(5)Однажды на листочке бумаги мой сын Сережа нарисовал двух котов, собирающих в лесу грибы. (6)Большой кот и котенок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а за руки. (8)Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с Сережей.(11)Острота и незамыленность в детском взгляде – это еще не все. (12)Он обладает также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы комара, крылья ухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучков-паучков, травинки, цветочки я показывал сыну, когда он был еще младенцем. (14)Вместо ярких и безвкусных пластмассовых погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние листья клена, цветы по сезону, шишки еловые да сосновые. (15)И видел его явное удовольствие от них.(16)Лет с пяти-шести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог, а потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине с нашей общей работой.
(19)Кошки и котята у нас дома не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики. (23)Громадные березы и ветлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во всем стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закаты-рассветы росные, град. (27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал высоченную березу. (28)А какие туманы в полнолуние мы с ним видели!
(29)Помнится, показал я Сереже в сильную лупу снежинки на улице. (30)Нашел фотографии в книгах. (31)И сказал, что среди миллионов снежинок одинаковых никогда не будет. (32)Сережа это понял и стал уже по-другому смотреть на это белое чудо. (33)И рисовать. (34)Вот отсюда и сюжеты его картинок появлялись. (35)Могут спросить, мол, почему он так много кошек рисует и… сорок? (36)Просто у нас их много, и он вместе с нами их любит. (37)А черепашек-ниндзя или динозавров, не говоря уж о телепузиках, он никогда не рисовал.
(38)Флоренский писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет творчества – в сохранении юности. (40)Секрет гениальности – в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь… (41)Эта-то конституция и дает гению объективное восприятие мира… и потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как бы блестяще оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть гениального мировосприятия – проникновение в сущность вещей, а суть иллюзорного – в закрытии от себя реальности».
(По Д. Утенкову)*
* Дмитрий Максимович Утенков (род. в 1948 г.) – современный график, член Союза художников России.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дети видят в окружающем мире такие мелочи, которые недоступны взрослым.
2) Все выдающиеся художественные открытия были основаны на первых детских впечатлениях.
3) Нельзя заставлять ребенка заниматься делом, которое ему не нравится.
4) Сережа любил рисовать телепузиков и черепашек-ниндзя.
5) Взрослый наставник может воспитать в ребенке творческую личность.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 29-33 содержат ответ на вопрос, сформулированный в предложении 35.
2) В предложениях 22-24 содержится описание места.
3) В предложениях 39-43 представлено повествование.
4) Предложения 2-4 поясняют содержание того, о чем говорится в предложении 1.
5) Предложения 5-8 содержат рассуждение.
22. Из предложений 2–10 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 5–13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого
предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
24. Журналист Д. Утенков делает выводы, наблюдая за своим сыном Сергеем. Убедительность, глубину и художественность авторских размышлений помогают усилить разнообразные приемы, ведущими среди которых стали (А)____(предложения 2-3), (Б)_____ (предложения 39-43). А (В)_____ (предложения 14-15; предложения 32-33) – прием, ярко выражающий особую авторскую интонацию в тексте. Поэтичность речи придают тропы, среди которых (Г) _____ (предложения 3-4).
Список терминов:
1) эпитет 2) вопросно-ответная форма изложения
3) метафора 4) градация
5) парцелляция 6) ирония
7) противопоставление 8) цитирование 9) анафора
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь начитательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данномутексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанныйили полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.