Общая медицинская психология изучает. Предмет и методы социальной психологии

(билеты)

Медицинская психология как наука. Ее содержание и основные разделы.

Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную клиническую психологию , раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики; Нейропсихологию – служащую для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга; Нейрофармакологию – исследующую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; Психотерапию – изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного. Патопсихологию – также можно отнести к клинической психологии. И наконец, специальная психология – изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое связано с врождеными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология – слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно отсталых)

Место медицинской психологии в структуре психологии.

Раскройте структуру методов психодиагностики

Психодиагностика как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует исследователя не на исследование, а на обследование, т.е. постановку психологического диагноза, который может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический диагноз (ограничевается констатацией особенностей или симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их возникновения); типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека). Основные методы: наблюдения – систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное, выборочное, включенное); эксперимент – активное вмешательство исследователя в ситуацию.(естественный, лабораторный). Дополнительные методы: Тесты – наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития; моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена; анализ продуктов деятельности – созданные вещи, книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ); беседа (анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты)

Принципы построения и проведения психологического обследования

Психологическое

Назовите показатели постановки психологического диагноза

Диагноз может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический (эмпирический) диагноз (ограничевается констатацией особенностей или симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их возникновения); типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).

Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий наличие симптомов, а также их причины возникновения. .

Факторы, определяющие надежность диагноза.

Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент – психолог.

Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она имеет не только диагностическое значение, но и важна как психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета, вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта.Не забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача» (сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный, эмоционально-нейтральный и директивный).

Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо руководство, либо сотрудничество

Назовите базовые этические ценности клинического психолога

Деятельность клинического психолога относится к трудным прфессиям. Человек, посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии. Психолог прежде всего должен быть гуманен . Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание, совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога. Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Кроме того необходимой чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность. Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .

Профессиограма практического психолога

Профессиография – описание профессии с точки зрения требований, предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др. Психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.

Особенности оказания психологической помощи клиенту

Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации. В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Основными способами являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в отдельности, так и в сочетании. П. Консультирование – главная цель – научно организованное информирование клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции и пр. П.Коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в обществе. Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление, формирование.

Что такое ятрогения? Какие пути предупреждения их возникновения?

Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам (эгогения). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают термином эгротогения. Предупреждение – повышение общей и профессиональной культуры медицинских работников и пр…

Характеристика основных категорий врачебной этики

Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность) Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи.

Задания в тестовой форме.

Методом медико-психологического исследования является

а) осмотр;

б) беседа;

в) пальпация;

г) перкуссия.

Родоначальником медицинской психологии является

а) З.Фрейд;

б) Э.Кречмер;

в) С.С.Корсаков;

г) Р.А.Лурия.

Первая экспериментально - психологическая лаборатория была создана

а) И.П.Павловым;

б) В.Вундтом;

в) И.М.Сеченовым;

г) Д.Локком.

Предмет медицинской психологии изучает

а) психологические воздействия, оказывающие травмирующее и

исцеляющее влияние на человека;

б) психологический аспект различных форм общественной жизни;

в) правосознание руководителей и рядовых граждан;

г) психологические основы деятельности человека.

Медицинская психология изучает

а) личность больного, медработника, их взаимоотношения;

б) психологию онкологического больного;

в) познавательную и практическую деятельность;

г) психологическую саморегуляцию.

Разделы медицинской психологии включают

а) психопрофилактику и психогигиену;

б) возрастную психологию;

в) сравнительную психологию;

г) психологию аномального развития (специальную психологию).

7. Медицинская психология изучает

а) психологические аспекты целебных воздействий;

б) психические факторы происхождения и течения болезней;

в) психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики,

лечения, экспертизы и реабилитации больных;

г) закономерности психических процессов, раскрытие

психических свойств личности, психических состояний человека

8. Социопсихосоматика изучает

а) ухудшение демографического показателя здоровья населения;

б) возникновение соматических заболеваний в обществе;

в) влияние психологических факторов на возникновение ряда

соматических заболеваний в обществе;

г) патологические процессы в организме.

9. Составляющая здоровья:

а) телесная;

б) саногенная;

в) патогенная;

г) физическая.

10. К психосоматическим болезням относится:

а) перитонит

б) плеврит

в) бронхиальная астма

г) глаукома

11. Психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями, – это:

а) психогении;

б) инсульт;

в) нарушение сердечного ритма;

г) соматогении.

12. При хронических соматических заболеваниях изменение характера

а) происходит;

б) возможно;

в) невозможно;

г) не претерпевает резких изменений.

13. Больной отличается от здорового человека тем, что:

а) у него плохое настроение;

б) у него неадекватная реакция на происходящее;

в) у него наряду с изменениями функционирования

внутренних органов качественно меняется психическое

состояние;

г) изменяется внешний вид.

14. Заболевание, которое ассоциируется у пожилых людей со смертельным исходом, - это:

а) инфаркт;

в) аллергия;

г) невроз.

15. Психологические заболевания формируются, как правило, вследствие:

а) острых психических травм;

б) хронических психических травм;

в) внутриличностного конфликта;

г) межличностного конфликта.

16. Соматонозогнозия – это:

а) невротическая реакция на болезнь;

б) осознание собственной болезни;

в) неосознание наличие болезни;

г) невроз у соматического больного.

17. Профессиональная деформация медицинской сестры проявляется в виде:

а) равнодушия;

б) любезности;

в) доброты;

г) аккуратности.

18. Сестра – рутинер - это:

а) автоматическое, скрупулезное выполнение своих обязанностей;

б) забота о пациенте – жизненное ее призвание;

в) ипохондричное, эмоциональное, неустойчивое, вспыльчивое

проявление характера;

г) фанатичность и преданность своей узкой деятельности.

19. Функциональные обязанности медсестры проявляются в виде:

а) обучения пациентов и сестринского персонала;

б) осуществления сестринского ухода;

в) деятельности, направленной на практически полезный

результат;

г) развития исследовательской деятельности.

20. Черты личности медицинской сестры - это

а) смелость;

б) отвага;

в) героизм;

г) сострадательность

21. Действия, противоречащие этике медицинских работников:

а) вежливость;

б) характер;

в) интриги;

г) общение.

22. На качество работы медицинского работника благоприятно влияет:

а) психологический климат;

б) социальный климат;

в) политический климат;

г) моральный климат.

23. Общение сестра – больной - это:

а) бригада;

в) давление;

г) монолог.

24. Бригадный метод общения:

а) сестра – больной;

б) сестра – больной – родственники больного;

в) врач - сестра – больной;

г) врач – сестра.

25. Этап взаимоотношений сестра – больной называется:

а) начальным;

б) премедицинским;

в) стационарным;

г) диспансерным.

26. Тип среднего медицинского персонала по Харди:

а) сестра – хозяйка;

б) старшая сестра;

в) сестра – рутинер;

г) главная сестра.

27. Действие медицинской сестры, если больные в палате курят, употребляют спиртные напитки:

а) пресечь нарушение дисциплины;

б) сделать инъекцию;

в) взять кровь на биологическое исследование;

г) не обращать внимание.

28. Может ли медицинская сестра вносить изменения в назначения врача?

в) только с разрешения врача;

г) по желанию больного.

29. Медицинская сестра с плохо слышащим больным должна воспользоваться:

а) письменной речью;

б) специальными терминами;

в) устной речью;

г) мимикой;

30. Действие медицинской сестры при пассивном отношении

больных к лечению:

а) поговорить с больным;

б) сделать ему инъекцию;

в) вызвать врача;

г) не обращать внимания.

31. Качества медицинской сестры, способствующие созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении:

а) строгость;

б) грубость;

в) приветливость, выдержанность;

г) доверчивость.

32. Внутренняя картина болезни - это:

а) совокупность клинических данных, полученных при

обследовании пациента;

б) показатели осмотра, лабораторных исследований;

в) определенная динамика развития болезни;

г) осознание, целостное представление пациента о своем

заболевании.

33. Сенситивный уровень ВКБ включает:

а) комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных

болезнью;

б) переживания пациентом своего заболевания;

в) представления пациента о своей болезни;

г) неадекватное отношение пациента к своей болезни;

34. При утилитарном отношении к болезни пациент

а) проявляет чрезмерное внимание к своему заболеванию;

б) фиксирован на болезненных ощущениях;

в) стремится извлечь какие-то материальные или моральные

г) не верит в благоприятный исход заболевания

35. Пациент прислушивается к любому отклонению от привычного состояния при:

а) пренебрежительном отношении к своей болезни;

б) отрицательном отношении к своей болезни;

в) ипохондрическом отношении к своей болезни;

г) утилитарном отношении к своей болезни.

36. Истерическая реакция на болезнь – это:

а) резкая смена настроения, демонстративность, утрированность

б) при малейшем недомогании, больные думают об опасности для

здоровья;

в) отрицание болезни;

г) тоска, грусть, суицидальные настроения.

37. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в болезнь» относится к:

а) ипохондрическому типу;

б) эргопатическому типу;

в) эгоцентрическому типу;

г) истерическому типу.

38. При каком типе психического реагирования на заболевание особое значение придается реакции на социальную значимость диагнозу?

а) тревожном;

б) апатическом;

в) эгоцентрическом;

г) сенситивном.

39. Какой тип психического реагирования, как правило, возникает у пациента в ответ на диагностику злокачественного новообразования:

а) ипохондрический;

б) анозогнозический;

в) неврастенический;

г) апатический.

40. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в работу» относится к:

а) эргопатическому типу;

б) истерическому типу.

в) истероидному типу;

г) ипохондрическому типу.

41. Психологически немотивированная злоба, раздражительность, гневливость входят в структуру:

а) предменструальной психопатии;

б) предменструальной дисфории;

в) предменструальной астении;

г) предменструальной депрессии.

42. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:

а) предоперационная тревога;

б) предоперационный стресс;

в) предоперационная истерия;

г) предоперационная депрессия.

43. Отношение больного к болезни:

а) диссимуляция;

б) неприязнь;

в) неврастении;

г) рефлекс.

44. Преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб называется:

а) диссимуляцией;

б) аггравацией;

в) гипохондрией;

д) гиперстезией.

45. Притворство в болезни - это:

а) аггравация;

б) симуляция;

в) диссимуляция;

г) стимуляция.

46. Скрывание болезни и ее признаков:

а) аггравация;

б) симуляция;

в) диссимуляция;

г) рефлексия.

47. Типы реакция на болезнь:

а) астенический;

б) генетический;

в) наблюдательный;

г) инструментальный.

48. Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов:

а) соматогении;

б) психогении;

в) неврастении;

г) неврозы.

49. Эмпатия – это:

а) обязательная активная помощь;

б) идентификация себя с другими;

в) переживание по поводу чувств другого человека;

г) способность чувствовать эмоциональное состояние другого

человека.

50. Патопсихология изучает:

а) распад психической деятельности и свойств личности при

болезнях;

б) соотношение психических явлений с физиологическими

мозговыми структурами;

в) средства психического воздействия на лечение больных;

г) систему мероприятий для обеспечения психического здоровья

51. Реакция меланхолика на болезнь проявляется:

а) несогласием с той или иной процедурой;

б) бессонницей, подавленностью и отрешенностью;

в) нежеланием обсуждать вопросы своей болезни;

г) медлительностью во всем.

52. Неврозы - это:

а) собственно психические заболевания;

б) «пограничные» состояния;

в) болезненные изменения характера;

г) глубокое расстройство психики.

53. Причиной заболевания нервной системы, непсихогенной природы является:

а) срыв внешней нервной системы;

б) интоксикация;

в) травма;

г) нарушение обмена веществ.

54. Для неврастении (астенического невроза) характерно:

а) игра в переживания;

б) повышенная внушаемость;

в) сомнения и фобии;

г) утомляемость и слабость.

55. Психастения – это:

а) невроз навязчивых состояний;

б) истерия;

в) ипохондрия;

г) диссоциация.

56. Нарушение контакта с действительностью - это:

а) деперсонализация;

б) диссоциация;

в) аутизм;

г) шизотимия.

57. Расстройство настроения - это:

а) дисфория;

б) депрессия;

в) деменция.

г) делирий.

58. Синдром, возникающий после отмены сильнодействующих препаратов, называется:

а) делирием;

б) абстиненцией;

в) дисфорией;

г) деменцией.

59. Однообразные, повторяющиеся действия и слова, наблюдаемые у больных, – это:

а) апраксия;

б) эколапсия;

в) стереотипизация;

г) типизация.

60. Приспособление функций организма, органов и клеток к условиям среды называется:

а) адаптацией;

б) устойчивостью;

в) лабильностью;

г) инертностью.

61. Стресс, вызывающий горе и страдание, - это:

а) стрессор;

б) дистресс;

в) дисфория;

г) аффект.

62. Психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, иногда и страхом, - это:

а) безусловное торможение;

б) состояние аффекта;

в) психическая напряженность;

г) сублимация.

63. Наиболее распространенные проявления всех психических болезней, - это:

а) депрессивные состояния;

б) делирий;

в) алкогольное опьянение;

г) шизофрения.

64. Кататоническое и гебефреническое возбуждение бывает у людей больных:

а) идиотией;

б) шизофренией;

в) эпилепсией;

г) инфарктом.

65. Психопатическое возбуждение развивается после:

а) конфликтных ситуаций;

в) депрессии;

г) нарушение сна.

66. Эгогения – это:

а) взаимное влияние пациентов друг на друга;

б) самовнушение пациента;

в) влияние медперсонала на пациента;

г) непонимание в семье.

67. Соррогении являются следствием:

а) дефектов общения пациентов друг с другом;

б) неосторожных слов и действий медицинской сестры;

в) неправильного поведения родственников;

г) чтения специальной медицинской литературы.

68. Ятропатия – это:

а) ошибочный диагноз;

б) лечение, основанное на неправильном диагнозе;

в) формы отрицательного воспитательного влияния;

г) страх перед предстоящим лечением.

69. Паралингвистика изучает:

б) расположение собеседника в пространстве;

в) телесный контакт;

г) мимику, моторику тела.

70. Психопрофилактика – это:

а) система специальных мероприятий, направленных на

сохранение и укрепление психического здоровья человека;

б) психическое воздействие на расстройства организма;

в) комплексное лечебное воздействие на организм;

г) мероприятия, направленные на предупреждение психических

заболеваний.

71. профилактика – это:

а) генетическая профилактика;

б) ранняя диагностика;

в) применение методов коррекции;

г) предупреждение возникновения инвалидности.

72. Психическая декомпенсация – это:

а) чувство обманутых надежд;

б) определенное представление о заболевании;

в) адаптация;

г) капитуляция

73. Состояние, имевшее место до начала болезни называется:

а) преморбидным состоянием;

б) анозогнозией;

в) эгоцентризмом;

г) эргопатией.

74. Наука, направленная на предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний называется:

а) психотерапией;

б) психопрофилактикой;

в) психогигиеной;

г) психологией.

75. Приспособление больного к условиям среды - это:

а) реабилитация;

б) реадаптация;

в) собственно ресоциализация;

г) компенсация.

76. Обмен действиями во время общения – это:

а) коммуникация;

б) перцепция;

в) интеракция;

г) деградация.

77. Диагностические и лечебные методы, основанные на использовании медицинских инструментов – это:

а) суггестивные методы;

б) психоаналитические методы;

в) поведенческие методы;

г) инвазивные методы.

78. Процесс лечебного воздействия врача на психику больного - это:

а) психогигиена;

б) психотерапия;

в) психопрофилактика;

г) депрессия.

79. Методы психотерапии - это:

а) внушение;

б) аутогенная тренировка;

в) все выше перечисленное;

г) самовнушение.

80. Психологическое воздействие одного человека на другого - это:

а) самовнушение;

б) внушение;

в) аутогенная тренировка;

г) беседа.

81. Состояние покоя и расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снижения напряжения, называется:

а) релаксацией;

б) гипнозом;

в) ремиссией;

г) стимуляцией.

82. Метод психотерапии, при котором пациенты выступают попеременно в качестве партнеров или актеров, называется:

а) Т-группой;

б) психодрамой;

в) психосинтезем;

г) трансактным анализом.

83. Техника психотерапии, при которой формируется приемлемое для личности объяснение его поведения, называется:

а) рациональной терапией;

б) логотерапией;

в) психоанализом;

г) гипнозом.

84. Степень восприимчивости и готовности подчиниться воздействию – это:

а) внушаемость;

б) сознание;

в) безволие;

г) аутентичность.

85. Способность некритически воспринимать получаемую информацию является

а) гипнабельностью;

б) внушаемостью;

в) отрешенностью;

г) катарсисом.

86. При летаргической стадии гипноза возникает

а) восковая гибкость;

б) ступор;

в) сонливость;

г) снохождения.

87. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны

существования человека и приводящие к глубоким

психологическим переживаниям, называется:

а) стрессом;

б) психотравмой;

в) дистрессом;

г) эустрессом.

88. Во время стадий «депрессий» человек испытывает:

а) слабость;

б) утомление;

в) беспомощность;

89. Кто сообщает диагноз пациенту?

а) медицинская сестра;

б) родственник;

г) зав. отделением.

90. При сообщении больному его диагноза, у него может возникнуть такое эмоциональное состояние, как:

б) отчаяние;

г) все выше перечисленное.

91. Эмоциональные стадии, через которые проходит умирающий больной - это:

а) отрицание;

б) депрессия;

г) все выше перечисленное.

92. На восприятие диагноза и прогноза влияет:

а) возраст;

б) религиозность человека;

в) воспитание;

г) все выше перечисленное.

93. Для того, чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо:

а) молчать;

б) уметь общаться;

в) не отвечать на его вопросы;

г) внушать надежды.

94. Страх смерти является проблемой?

а) психологической;

б) социальной;

в) духовной;

г) физической.

95. Путь осуществления медицинского ухода называется:

а) профессиональным;

б) медицинским;

в) государственным;

г) индивидуально-страховым.

96. Для клинической смерти характерно:

а) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

редкое, аритмичное;

б) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

отсутствует, зрачок широкий;

в) сознание ясное, пульс нитевидный, АД снижается, пульс

нитевидный;

г) сознание отсутствует, пульс нитевидный, АД снижается,

дыхание четкое.

97. После подтверждения врачом биологической смерти пациента, медицинская сестра должна заполнить:

а) лист врачебных назначений;

б) титульный лист истории болезни;

в) температурный лист;

г) сопроводительный лист.

98. Необратимым этапом умирания организма является:

а) биологическая смерть;

б) клиническая смерть;

в) агония;

г) преагония.

99. Как называется учреждение, обеспечивающее уход за умирающим?

а) больница;

б) профилакторий;

в) хоспис;

г) санаторий.

100. Добровольное безболезненное лишение жизни пациента,

страдающего неизлечимым недугом, называется:

а) эвтаназией;

б) эмпатией;

в) эйдетизмом;

г) евгеникой.

101. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства:

а) высшей нервной деятельности;

б) темперамента;

в) характера;

г) личности.

102. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения, за исключением:

а) криминального;

б) делинквидного;

в) аддиктивного;

г) психопатологического.

103. Психологическая совместимость супругов - это:

а) соответствие характеров, личностных особенностей;

б) согласованность ролевых представлений о функциях супругов в

в) понимание различий мужской и женской сексуальности;

г) совпадение средств и способов достижения жизненной цели.

104. Принципы семейной психотерапии включают:

а) семейную динамику;

б) самовнушение;

в) развод;

г) перспективы роста.

105. Конфликты в семье – это результат:

б) ревности;

в) головной боли;

г) зависти.

106. Важная составляющая «семейной тревоги» – это:

а) чувство беспомощности;

б) кроткий нрав;

в) эгоизм;

г) перспектива роста.

107. Семейно-обусловленные психотравмирующие переживания способствуют:

а) крепкой семье;

б) нарушению жизнедеятельности семьи;

в) пониманию различий мужской и женской сексуальности;


Похожая информация.


Роль медицинской психологии заключается

1. в улучшении необходимых контактов медперсонала с больными,

2. в быстрейшем и наиболее полном выздоровлении,

3. в предупреждении болезней, охране здоровья, воспитании гармоничной личности.

Она широко изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на личность человека, воздействие характера межличностных отношений на его здоровье и возникновение болезней.

Основная цель преподавания медицинской психологии сводится

1. к воспитанию у студентов гуманизма,

2. высокой медицинской культуры,

3. этических норм

4. широкого психогигиенического (психопрофилактического) подхода в коррекции состояния больного человека.

Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях.

Медицинская психология должна разрабатываться в связи с актуальными задачами, которые ставятся различными медицинскими дисциплинами.

ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Особенностями медицинской психологии сегодня являются всё большая дифференциация на различные направления и расширяющиеся связи с другими областями знаний. По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.

Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (например, пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

особенности психических процессов у психических больных;

психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

психику больных алкоголизмом и наркоманией;

частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии:

в психиатрической клинике - патопсихология ;

в неврологической - нейропсихология ; в соматической - психосоматика .

Патопсихология изучает, по определению Б.В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология , объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии - клинико-описательный.

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук - экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: соотношение социального и биологического в развитии психики; анализ компонентов, входящих в состав психических процессов; развитие и распад психики; роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д.

Лекция № 5.1.

Тема: Введение в медицинскую психологию.

План:

§ 1. Медицинская психология: предмет и задачи.

§ 2. Методы медицинской психологии.

§ 3. Понятие и критерии здоровья.

§ 4. Здоровый образ жизни и психическое здоровье.

§ 1. Медицинская психология: предмет и задачи.

Медицинская психология является специальной отраслью психологической науки, направленной на решение теоретических и практических задач, к. связаны с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также с решением вопросов о формах психокоррекционного влияния на процесс выздоровления, решение экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных.

Как правило, она включает в себя следующие разделы:

психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, возрастная мед психология, семейная мед психология, психология девиантного поведения , психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология имеет тесную связь с родственными дисциплинами, в первую очередь с психиатрией и патопсихологий.

Кроме того, мед психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами - общей психологией, социологией, этикой и др.

Современная мед психология имеет две основные области применения:

1 - связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, к. связана прижизненно приобретенной патологией и связана с врожденными аномалиями.

2 - связана с применением в клинике соматических заболеваний, ее основная проблема – влияние психических состояний и факторов на соматические процессы.

Больше развита первая область, что связано с возникновением научных дисциплин нейропсихология и экспериментальная патопсихология.

Медицинскую психологию принято делить на общую и частную .

Общая медицинская психология изучает:

Основные характеристики психологии больного человека и разграничения нормальной, временно измененной и болезненной психики;

Внутреннюю картину болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебно-диагностического процесса;

Психологию врачебной деятельности;

Психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);

Клиническую психологию в педиатрии ;

Проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями.

Предмет изучения мед психологии: многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности в системе взаимоотношений врач-медработник-пациент. (по определению и).

§ 2. Методы медицинской психологии.

Методы общей и мед психологии во многом пересекаются, и это естественно, поскольку методы, например, исследование памяти, внимания, мышления, темперамента применимы как в «здоровой» группе, так и для больных; более того, «здоровая группа» используется как эталон сравнения.

В тоже время некоторые предложенные методы учитывали потребности именно мед психологии. Они разрабатывались преимущественно в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. . Это ЛОБИ – «личностный опросник бехтеревского института», с помощью которого исследуются самочувствие пациентов, их отношение к болезни, лечению, медперсоналу, семье, будущему и многое другое. Это ПДО – «патохарактерологический диагностический опросник», с помощью которого определяются: тип личности подростка, акцентуации и аномалии.

Большое практическое значение имеет разделение методик на пригодные к использованию в сестринском процессе, т. е. медработниками среднего звена, и пригодные лишь для использования специалистами-психологами либо лицами, прошедшими соответствующую специализацию.

Для медработников среднего звена вполне доступны большинство методов исследования состояний отдельных психических функций, некоторых свойств личности (например, темперамента, самооценки, степени тревожности). Это методы с несложной, нетрудоемкой процедурой проведения, а главное с однозначной интерпретацией результатов и простой их обработкой. В то же время методы исследования свойств личности, типов акцентуаций и аномалий, интеллекта доступны лишь для специалиста-психолога. Их процедура трудоемка, неприменима в рутинной работе медсестры; обработка и интерпретация результатов сложна и неоднозначна.

Классификация методов психологических исследований.

подразделяет методы, применимые в мед психологии, на три группы.

1. клиническое интервьюирование.

2. эксперементально-психологические методы исследования.

3. методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.

Клиническое интервьюирование. В некоторых учебниках в монографиях «клиническое интервьюирование» раньше именовалось методом «беседы». Кроме того, иногда отдельно выделялся метод «наблюдения», который, впрочем, неотделим от беседы.

Существенно, что интервьюированием обозначается и первая стадия сестринского процесса. И при проведении сестринского процесса интервьюирование включает определение отношения пациента к болезни, медицинскому и семейному окружению и многое другое совпадающее с целями клинико-психологического интервьюирования.

Целями клинического интервьюирования в мед психологии является выявление жалоб пациента, отношение пациента к болезни, «внутренней картины болезни», помощь пациенту в формулировании собственных проблем и осознании скрытых мотивов его поведения, психотерапевтическая помощь пациенту.

Условиями успешного клинического интервьюирования являются достижения максимальной доверительности и применение адекватных невербальных методов общения : правильная социальная дистанция между собой и пациентом – около 1,5 м; мягкий тембр голоса и жесты, избегание вопросов «в лоб», правильная последовательность вопросов, частые одобрения пациента при детальных ответах на вопросы и успешности проведения беседы.

Если клиническое интервьюирование и экспериментальное исследование проводятся в один день, желательно разделить беседу на два этапа: до и после эксперимента.

При предварительной беседе следует составить впечатление о самооценке пациента, его отношении к интервью, эксперименту и лицу, их производящему. После эксперимента пациента следует еще раз одобрить и выяснить у него, получил ли он и в какой степени помощь в результате беседы. Естественно, во время интервью необходимо наблюдать за мимикой, интонациями голоса пациента, его реакциями при удачных и неудачных ответах. Следует максимально возможно воздержаться от замечаний.

Классификация экспериментально-психологических методов. Представляется возможность привести два рода классификаций.

По форме:

1. тестовые задания

2. вопросники

3. проективные методики.

По назначению:

1. простые методы исследования состояния отдельных психических функций.

2. психометрические шкалы исследования интеллекта

3. методы исследования индивидуальных различий

4. методы исследования основных личностных свойств.

Тесты представляют специальные наборы и материалы, с которыми работает испытуемый. Процедура теста должна быть максимально огорожена от случайных влияний. Результаты их применения должны быть четко обозначены: норма, пограничные результаты, патология.

Вопросники : в них может содержаться от полутора десятков до двух сотен вопросов, в зависимости от их назначения. Вопросники делятся на открытые и закрытые. В вопросниках открытого типа ответы могут даваться в свободной форме; в вопросниках закрытого типа предусмотрены ответы типа «да-нет» либо выбор одной из градаций ответа: обычно в цифрах от 1 до 4.

Проективные методики: при их проведении испытуемому предлагается неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить, развить или интерпретировать.

Классификация экспериментально-психологических методов по их назначению.

1. методы исследования состояния отдельных психических функций – внимания, памяти, мышления, эмоций и др. В этих случаях используются тестовые задания; большинство из них пригодно для использования в сестринском процессе.

2. психометрические методы исследования интеллекта. Все предлагаемые для этого метода сложны и трудоемки в рутинной работе медработников среднего звена не пригодны. Предлагается выполнение ряда субтестов; некоторые представлены вопросниками, обычно открытого типа; некоторые представляют стандартизированные тестовые задания. Достаточно сложна и процедура обработки результатов. Таким образом, эти методы предназначены для использования только специалистом-психологом.

3. методы для исследования индивидуальных различий. Имеются в виду методы исследования темперамента, уровня самооценки, уровня притязаний, степени тревожности, наконец – типов личности, в том числе акцентуаций и аномалий. Как правило, для этого используются вопросники, более или менее объемные. Некоторые из них доступны к использованию в сестринском процессе. Некоторые трудоемкие методы предназначаются только для работы со специальной психологической подготовкой.

4. проективные методы исследования личности. При их использовании дается обобщенная оценка ряда личностных свойств, внутриличностных конфликтов, идентификация испытуемого с его «героем», степень давления среды и способы защиты. Определяется и степень фрустрации , и направленности реакции на фрустрационную ситуацию («экстрапунктивная» - направленная на окружение, «интрапунктивная» - на самого себя, «импунктивная» - признание ситуации малозначащей). Проективные методы сложны, и скорее не трудоемкостью, а сложностью и неоднозначностью интерпретации результатов. Их проведение доступно лишь психологу с определенным опытом и высокой квалификацией.

Методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия. Для этого предлагается использовать специальные шкалы, разработанные (1985).

Исследуются следующие показатели:

1. степень симптоматического улучшения;

2. степень осознания психологических механизмов болезни;

3. степень изменения нарушенных отношений личности;

4. степень улучшения социального функционирования.

Работа должна проводиться опытным специалистом-психологом.

Как правило, для контроля эффективности проводимой терапии может использоваться большая группа тестов, например методы исследования памяти либо шкалы для исследования тревожности.

§ 3. Понятие и критерии здоровья.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. В частности, 2 из них.

Здоровье – это динамика гомеостатических (постоянство состава и устойчивость основных функций организма) и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам.

Профессионалы-специалисты ВОЗ считают, что здоровье не является абсолютным понятием. В 1947 году определила здоровье” как состояние полного физического, психологического и социального благополучия”, а не просто отсутствия заболевания или неполноценности.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Однако мера и степень такого благополучия у каждого человека своя.

Исходя из различных подходов к определению здоровья оно может быть рассмотрено как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального.

Медиками, прежде всего, к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т. д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы , как результат действия биологических и социальных факторов.

В качестве факторов риска здоровья рассматриваются: вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, дистрессы) и генетические факторы).

Так, например, выявлено, что длительный дистресс подавляет иммунитет, делая их более уязвимыми к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на

стенках коронарных артерий.

Исследователи выделяют несколько групп факторов здоровья , определяющих соответственно его воспроизводство , формирование , функционирование, потребление и восстановление , а также характеризующих здоровье как процесс и как состояние.

Так, к факторам (показателям) воспроизводства здоровья относятся: состояние генофонда, состояние репродуктивной функции родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов , охраняющих генофонд и беременных и т. д.

К факторам формирования здоровья причисляется образ жизни, к которому относит уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений; вредные привычки и т. д., а также состояние окружающей среды.

В качестве факторов потребления здоровья рассматривается культуру и характер производства, социальную активность индивида, состояние нравственной среды и т. д.

Восстановлению здоровья служат рекреация, лечение, реабилитация.

В условиях современной научно-технической революции большое количество причин приводят к определенной дезорганизации природных основ эффективной жизни личности, кризису эмоциональности, основными проявлениями чего являются эмоциональная дисгармония, отчужденность и незрелость чувств, ведущие к ухудшению здоровья и заболеваниям. Большое значения для здоровья имеет установка человека на долгую здоровую жизнь.

За рубежом и в нашей стране в последние годы формируется новое направление-психология здоровья, которое представляет собой синтез психологии и валеологии.

Психология здоровья – это новое научное направление, переживающее период развития и становления, раскрывающее новые способы самосовершенствования и самопознания. Целью психологии здоровья человека являются: поддержание и укрепление естественного здоровья, открытие новых возможностей организма с опорой на духовные основы и психологический фактор.

Актуальность развития психологии здоровья обуславливается всё возрастающими нагрузками на нервную систему человека связанные с информационным прессингом и понижающей поддержки общества. Так же сказывается негатив в межчеловеческих взаимоотношениях (разобщённость общества, религиозная и национальная рознь) - всё это вызывает эмоциональное напряжение, которое и приводит к возникновению ряда болезней.

§ 4. Здоровый образ жизни и психическое здоровье.

Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % – от окружающей среды и лишь на 8 % – от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % – экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % – деятельностью системы здравоохранения.

Охрана своего здоровья обязанность каждого человека, которая не по силам другим. Вредные привычки, избыточное или недостаточное питание, проживание во вредных экологических условиях приводят организм в плачевное состояние уже к тридцати годам.

Первостепенная потребность человека, определяющая его способность к труду и созиданию это гармоническое развитие психики и личности в целом. Это является предпосылкой к самопознанию, самоутверждению и счастью.

Здоровый образ жизни – это сложившаяся у человека рациональная организация бытовой, производственной и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющая реализовать свой скрытый потенциал.

В современной науке принято выделить ряд составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье.

На биологическом (физиологическом) уровне здоровье предполагает равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма. К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.

На психическом уровне предполагает гармонию и равновесие личности, её устойчивости, уравновешенности, способности противостоять влияниям, которые нарушают её целостность. На психическое здоровье воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга, способности к мышлению и волевых качеств человека.

На социальном уровне на первый план выступает влияние социума на здоровье человека. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека.

Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива , неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

Говоря о здоровье можно выделить три различных его вида, которые непосредственно связаны между собой: психическое, физическое и социальное.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга способности к мышлению и волевых качеств человека.

Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма.

Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива, неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

Рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи.

Психическое здоровье это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условием окружающей действительности регуляцию поведении, деятельности.

Вопросы, касающиеся границ между психологической нормой и патологией, здоровьем и болезнью, до настоящего времени изучены далеко не полностью. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием четких признаков, позволяющих различить отдельные психические проявления индивидуальной нормы и болезни, а с другой – динамикой психических нарушений.

были предположены следующие критерии психического здоровья:

1) причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;

2) соответствующая возрасту человека зрелость чувств

3) максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношение человека к ней

4) соответствие реакций силы и частоты внешних раздражителей

5) критический подход к обстоятельствам жизни

6) способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах

8) чувство ответственности за потомство и близких членов семьи

9) постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах

10) способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств

11) самоутверждение в обществе (коллективе) без ущерба для остальных его членов

12) способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

Необходимо отметить, что содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями. В нем также всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

Условия, необходимые для поддержания психического здоровья:

Наличие чувства защищенности

Наличие смысла жизни

Уважение и самоуважение

Соответствие психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости

Необходимость и возможность устранения эмоциональной напряженности.

Для поддержания психического здоровья необходимо стремиться к здоровому образу жизни , пропаганда его основ является обязанностью медицинского работника в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ.

Здоровый образ жизни – это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах , направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

Сознательную организацию условий труда

Чередование труда и отдыха

Рациональное сбалансированное питание, здоровый сон

Достаточную двигательную активность

Регулярную сексуальную жизнь

Наличие увлечений

Отказ от вредных привычек

Соблюдение правил личной гигиены

Бережное отношение к окружающей среде

Создание гармоничных условий в семье

Нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением

Активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой

Избегание чрезмерного напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий

Создание комфортных условий труда и отдыха

Исходя из этого, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни это - соответствие моральным нормам, активная жизнедеятельность и труд, защита своего психического и физического здоровья.

Обоснованием психологии здоровья является, понимание психического здоровья не негативным образом, а позитивным – как возможность к постоянному развитию и развитию личности. Психология здоровья рассматривается не как медицинское отношение, то есть отсутствие недостатков, а наличие некоторых преимуществ и возможностей.

Позитивные концепции к росту и развитию, предусматривают развитие человека и контроля своих действий, адекватной реакцией на любую ситуацию. Основа адекватного поведения это способность отличать реальные цели от желаемых и идеальных.

Основой зрелости личности выступает духовная ориентация, очищенная и самонаблюдением и самоконтролем своего душевного «я». Зрелость личности исходит из дисциплины ума, поступков и эмоций. Такая личность способна приводить в полное равновесие свои чувства, мысли и действия. Рассматривая личность как идеал человека, выделяются такие его характеристики, как ответственность и свобода, гармоничность и целостность, актуализация и реализация всех возможностей, согласованность личности с внутренним миром человека. Очень важным является стремление человека к естественности выражения самого себя.

Болезнь появляется при соотношении себя, с какой либо ролью и не пытаться ей быть, а создавать лишь видимость. Принимая во внимания все теории по личности человека, психология здоровья выходит за рамки любой из них. Психология здоровья в качестве научно-практического направления призвана расширять возможности восприятия и адаптацию поведения человека в жизненной среде. Расширение сознания приводит к пониманию человеком его особых способностей, которые могут возбудить желание жить полно, насколько позволяет ему не до конца осознанный и скрытый потенциал. Совершенствование человека процесс, не имеющий аналога или портрета идеальной личности. Потребность в развитие личности и её особой индивидуальности не знает границ и не имеет пределов. Психология здоровья ориентируется на идеальную жизнь в настоящем. Методы психологического воздействия делятся в зависимости от уровня развития сознания и общих потребностей того или иного человека. Уровни сознания можно рассматривать от практического идеала до нижайшей ступени, Эго. Эго возникает при искажении собственной личности, вследствие чего свой собственный образ истолковывается неверно.

Многие невольно путают состояние здоровьё и плохое самочувствие в определённый момент времени. Это не одно и то же плохое самочувствие может быть вызвано не только последствиями болезней, но и неудовлетворённостью состоянием души и психики. Очень многие расстройства связаны не с болезнью, а с душевным расстройством и различного типа беспокойствами. Чувства и переживания, которые ослабляют или усиливают ваше здоровье, связаны в основном с тем, во что верит человек и как относится к жизни, в общем. Чаще всего на чувства и настроения влияют субъективные факторы и отдельные вещи, окружающие в повседневной жизни. Как правило, колебание настроения связаны с очень низким уровнем психического осознания жизни и, в общем, здоровья. Причины того или иного настроение часто осознаются, и всё же воспринимается как беспричинное, хотя у каждого настроения есть своя причина пусть и незаметная с первого взгляда.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Медицинская психология как наука и области ее применения в клинической практике.

2. Проблемы общей и частной медицинской психологии.

3. Методы, используемые в медицинской психологии.

4. Значение знаний медицинской психологии для деятельности медицинского работника.

5. Понятие здоровья, его составляющие.

6. Здоровый образ жизни и его связь со здоровьем.

7. Пути поддержания здорового образа жизни.

Основные источники:

1. Петрова для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / . – М.: Издательский центр «Академия», 20с.

Дополнительные источники:

Жарова ответственность в профессиональной деятельности медицинских работников.// ГлавВрач. – 2011, №1.- URL: http://glavvrach. panor. ru. Дата обращения: 30.05.2012. Жарова, ответственность и правовые нормы в профессиональной деятельности медицинских работников.// RELGA – научно-культурологический журнал широкого профиля. – 2010, №7 (205). - URL: http://www. relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main? textid=2621&level1=main&level2=articles. Дата обращения: 30.05.2012. Лавриненко и этика делового общения. – URL: http://www. syntone. ru/library/books/content/2367.html. Дата обращения: 16.02.2011.

4. Полянцева для средних медицинских учреждений . Учебное пособие - 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование ». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

5. Профессиональные проблемы медицинского работника.– URL: http://chereshneva. ucoz. ru/publ/professionalnye_problemy_medicinskogo_rabotnika/1-1-0-3. Дата обращения: 30.02.2012.

6. Пси-фактор. Библиотека по практической психологии: портал. – URL: http://psyfactor. org/lybr. htm. Дата обращения: 16.02.2011

7. Психология ОНЛАЙН. Библиотека психолога: портал. – URL: http://www. psychological. ru/default. aspx? p=26. Дата обращения: 16.02.2011

8. Руденко. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

9. , Самыгин для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

10. Элитариум: Центр дистанционного образования: портал. – URL: http://www. elitarium. ru.

11. Этика и деонтология среднего медицинского работника.- URL: http://www. meddr. ru/etika_i_deontologiya_srednego_medicinskogo_r//9000.html. Дата обращения: 16.02.2011

Известно, что в России основатель отечественной медицинской психологии В. М. Бехтерев вслед за Вундтом, открывшим в 1879 г. первую психологическую лабораторию в Лейпциге, организовал в 1885 г. в Казани вторую в Европе экспериментально - психологическую лабораторию. Позже создаются аналогичные лаборатории в Санкт-Петербурге. Вслед за В. М. Бехтеревым в конце XIX – начале XX века В. Ф. Чиж, С. С. Корсаков и А. А. Токарский, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, А. И. Сикорский создают в других городах России психологические лаборатории, в которых разрабатывались и апробировались экспериментальные подходы для решения задач клинико-психологической диагностики, в частности в психиатрии.

Нельзя не сказать и о роли, и о значении созданной В.Н.Мясищевым проблемной комиссии "Медицинская психология" при АМН СССР в 1962 г. Это был период "оттепели", и ситуация требовала, среди прочего, и "легализации" психологии, особенно в медицине. Проблемная комиссия под руководством В.Н.Мясищева и М.С.Лебединского собрала единомышленников. Во многом благодаря рекомендациям комиссии стали возможными новые направления в официальных планах исследований, диссертационных работах, в совершенствовании организационных форм и содержании преподавательской работы, в частности в Ленинградском университете, где преподавал в те годы В. Н. Мясищев. Несколько позже он впервые добился введения аспирантуры по этой, тогда казавшейся экзотичной, дисциплине.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая личность, индивидуальность больного человека; особенности психической деятельности, изменения ее при заболеваниях; влияние личности больного на процессы возникновения заболевания и выздоровления, а также взаимоотношения между пациентом и медицинским персоналом в ходе лечебно – реабилитационного процеса.

Предмет изучения медицинской психологии

По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию .

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1.Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии общения медицинского работника и больного, психологический климат отделения.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения, то есть психологические факторы, влияющие на болезнь, изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни.

3. Индивидуальные особенности человека и их изменения в процессе жизни.

4. Медицинскую деонтологию и биоэтику.

5. Психогигиену и психопрофилактику, то есть роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.

6. Психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни.

7. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

8. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает:

1. Особенности психологии конкретных пациентов при определенных формах болезней, в частности при пограничных нервно-психических расстройствах, различных соматических заболеваниях, наличии дефектов органов и систем;

2. Психологию пациентов при подготовке и проведении хирургических операции и в послеоперационный период;

3. Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы;

4. Психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5. Психику больных алкоголизмом и наркоманией;

6. Частную психотерапию.

Задачи медицинской психологии:

1. психокоррекционная работа (психотерапия)

2. психогигиена

3. психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных

· лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.

Лечебно-диагностический блок включает в себя патопсихологическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую диагностику.

Лечебно-реабилитационный блок включает психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические и социотерапевтические мероприятия.

Основные методы исследования в медицинской психологии:

· наблюдение за поведением пациента,

· эксперимент: лабораторный и в естественных условиях,

· анкетирование - анкетный опрос

· беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения),

· интервью,

· исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.)

· клинические диагностические тесты.

Наблюдение:

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

Стандартизированное наблюдение заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдается, ведётся по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

Включенное наблюдение характеризуется непосредственным участием наблюдателя в исследуемом процессе.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос – это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространённая его форма – это анкета. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос – при нём вопросы и характер ответов на них обычно ограничены узкими рамками, он более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективный тест – в его основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Наиболее распространенные тесты для исследования личности

Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.