Библиотерапия лечение чтением психологическая коррекция. Библиотерапия как метод психокоррекции у детей дошкольного возраста

Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциаци.

В переводе с латинского и греческого библиотерапия означает лечение книгой. Психологи и психотерапевты предлагают клиенту специально подобранную литературу для чтения с терапевтической целью.

Впервые упоминание о лечение книгой можно встретить еще до нашей эры. Например, у одного из фараонов библиотека называлась "Аптекой для души" и имела соответствующую надпись. Позже книги, в первую очередь религиозные, такие как Библия и Коран, а позже художественные, стали применяться в психиатрических и других клиниках для облегчения страданий пациентов.

На сегодняшний день есть множество литературы, посвященной библиотерапии как методу психотерапевтической работы. Существуют также специальные подборки книг, рекомендованные к прочтению и оказывающие различный терапевтический эффект.

Например:

  • Книга "Полианна" Э. Портера направлена на формирование позитивного отношения к жизни;
  • "Зал редких книг" М. Бурно рекомендуется для прочтения одиноким людям;
  • "Смерть Ивана Ильича" Л. Толстого ориентирована на принятие болезни и смерти;
Существует также множество детской литературы направленной на помощь в преодолении возрастных кризисов, на укрепление уверенности в себе, повышение самооценки. Есть известные произведения, такие как рассказы Г. Х. Андерсона "Гадкий утенок", рассказ Г. Успенского "Выпрямила", "Рыжая" И. Хургиной и другие.

Также сейчас есть современные детские книги, где рассказ целенаправленно написан для проживания той или иной эмоции, состояния, обретения внутренних ресурсов.

Например, книги с названием "Когда я верю в себя", "Когда я тревожусь". Вышло несколько книг посвященных эмоциям.

В качестве материалов для библиотерапии существуют книги на любой возраст и разные периоды жизни. Поэтому прекрасно применять библиотерапию для детей, начиная уже с 2-х лет, для взрослых и для пожилых людей.

Когда человек читает книгу, он идентифицирует себя с одним из персонажей, часто с главным героем. Когда история в книге схожа с той ситуацией, в которой читатель находится на данный момент, то он как бы проживает ее совместно с персонажем. Вместе с героем он учится справляться со сложностями, находит ресурсы, варианты решения проблем. После прочтения книги состояние читающего выравнивается, появляется надежда и силы справится с ситуацией или принять ее.

После прочтения книги клиент с психологом могут обсуждать ее, дополнять другими арт-терапевтическими методами работы. Можно использовать изо-терапию, песок, игротерапию и драматерапию.

Чаще всего библиотерапию используют как дополнительный метод к основным классическим или творческим направлениям в психотерапии. Хотя существуют целые ассоциации библиотерапии в Европе и США. В России таких ассоциаций пока нет.


Федеральное агентство по образованию РФ
Тульский Государственный Университет
Кафедра «Психологии»

Дисциплина « Консультативная психология»
Контрольно-курсовая работа

Тема: «Библиотерапия в консультативной практике»

Выполнил: ст. гр. 820571 Бугримов А.Н.

Проверила: профессор Сапогова Е.Е.
Тула 2009 г.

На обложке изображена картина Ф. Хеилбута «Читатель» (http://www.kniga-kartina. okis.ru/Ctenie.html). Молодой человек заканчивает читать книгу. Его лицо умиротворенно. Книги оказывают на нас такое же воздействие. Они нас расслабляют. Позволяют отвлечься от дневной суеты. Мы можем прожить разные жизни и попробовать разные роли в своем воображении посредством книги. Если бы молодой человек. Изображенный на картине жил в наше время, мы вполне могли бы предположить, что он участвует в процессе библиотерапии и за произведением, которое он заканчивает читать лежит следующая книга из его библиорецептурного списка.

    Содержание
    Введение
    Понятие библиотерапии
    История развития библиотерапии
    Психотерапевтическое воздействие литературы
    Методика библиотерапии
    Формы терапевтического воздействия библиотерапии
    Основные участники библиотерапевтического процесса
    Неспецифическая и специфическая библитерапия
    Заключение
    Глоссарий
    Список литературы

Введение

В наши дни, в связи с развитием средств массовых коммуникаций, книгам уделяется незаслуженно мало внимания. Вместе с тем чтение не только расширяет кругозор, но и стимулирует развитие воображения. Хорошая книга способна не только донести до читателя свое непосредственное содержание, но и снять напряжение, почувствовать новые эмоции, возможно даже затронуть мотивационно-волевую сферу человеческой психики. Чтение литературы обогащает внутренний мир человека. Именно это благотворное влияние книги послужило причиной создания библиотерапии – одного из эффективных методов воздействия на человека в консультационном и психотерапевтическом процессе.
В данной работе мы рассмотрим структуру и методику библиотерапевтического метода. Являясь одной из форм арт-терапии, в тоже время он имеет свои специфические черты, знание которых необходимо профессионалу для осуществления коррекционной работы в ходе консультации. Часто библиотерапию рассматривают через призму психиатрии. Использование этого метода требует от специалиста не только глубокой профессиональной компетенции, но и широчайшего кругозора в сфере литературы.
На данном этапе акутальность библиотерапии обусловлена ее эффективностью. Психолог-консультант на ряду с владением «классическими» техниками коррекции должен иметь в своем арсенале также техники арт-терапии для проведения возможно более мягкой психологической работы.

      Понятие библиотерапии
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение).
Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает "использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения".
Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния клиента. Психотерапевт (психолог, специально обученный библиотекарь) подбирает для клиента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.
Основной целью библиотерапии является переосмысление клиентом собственных проблем. Расширение возможностей по их вербализации.
В процессе библиотерапии клиент переосмысливает свою ситуацию, приобщается к общественному опыту может приобрести новые, рациональные модели поведения.
Проблематику библотерапии можно условно разделить на три направления:
1. Библиоведческое направление. С точки зрения его сторонников, библиотека для больных должна быть только фактором, отвлекающим от мыслей о болезни, помогающим переносить физические страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп. Около 80% работ зарубежных ученых относятся к этому направлению.
2. Сторонники второй точки зрения - главным образом в Германии - считают, что библиотерапия является компонентом психотерапии больных неврозами и некоторой части психически больных. Она производится только врачом-психотерапевтом или психиатром без участия библиотекаря.
3. Представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что Б. является вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. Она требует участия врача- психотерапевта и специально обученного библиотекаря. Этого направления придерживаются врачи и библиотечные работники в нашей стране.
Библиотерапия относится к методам эстетотерапии. При подборе библиорецептуры специалист опирается на соотвествие данного произведения конкретной ситуации, его терапевтический эффект.

*(Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия)
*(http://biblioterapia. psi911.com/)

      История развития библиотерапии
Несмотря на то, что как научный метод библиотерапия была сформирована не так давно, еще с древних врмен люди осознавали благотворное влияние литературы.
При входе в библиотеку фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Значение книги понимали уже в то время.
Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый- математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.
В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса.
Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году, с тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов. На многих медицинских конференциях библиотерапия освящается как важная часть традиционной медицины.
В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге - знание, понимание, настроение«.
Первые шаги к практическому применению библиотерапии были сделаны в 1927 году И.З. Вельвовским, работавшим в психоневрологическом институте г. Харькова. Советские медики, используя метод библиотерапии, опираются на идеи замечательных русских врачей прошлого. Известный терапевт начала XIX века В.Я. Мудров писал: «Главнейшее же … состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни».
В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. В статьях журнала «Курортное дело» за 1928 год отмечалось положительное воздействие юмористических книг, мемуарной литературы на отдыхающих. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу "лечения книгой« в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной »ситуации«, и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой- на характер клиента, тем сильнее терапевтический эффект от книги.
Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.
Таким образом, следует отметить, что и в России, и за рубежом широкое развитие получила клиническая библиотерапия.
В настоящее время библиотерапия переживает период осмысления своего предмета, метода, целей. Существующие на сегодняшний день методологические подходы, парадигмы библиотерапии еще не вполне осознаны практиками и теоретиками, нередко сосуществуя и причудливо переплетаясь в работах одного и того же автора. В изучаемый нами период наметилась тенденция роста числа публикаций, содержащих научные обобщения и теоретические разработки в области библиотерапии.
*(«Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке» Методические рекомендации Тамбов 2004)
      Методика библиотерапии
Как нами было отмечено. Практика библиотерапии открывает перед специалситом новые терапевтические возможности. При этом как и любой другой вид психологического воздействия, библиотерапия должна быть осознана как на уровне теории, так и на уровне методики.
Методика библиотерапии в целом сводится к следующему ряду этапов:
1. Самоподготовка психокорректора.
Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов.
В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.
2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.
Во время очередной беседы с клиентом ему задается ряд вопросов. Например, "Назовите пять ваших любимых книг"; "Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?"; "Какие оказали на вас наибольшее влияние?"; "Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?"; "Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?".
3. Составление списка.
Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.
4. Выработка системы чтения.
Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А.М. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов:
· степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);
· герой книги должен быть клиенту "по плечу";
· максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.
Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера.
В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.
В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.
Библиотерапия может применяться и как вспомо гательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях и т.д.
Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.
Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
При групповой форме библиотерапии кроме требований, которые учитываются при создании любой психокоррекционной группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам.
Составляется группа из 5-8 клиентов, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая свое отношение к персонажам, проецируют свое отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме. Одной из функций библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики. Специфические формы терапевтического воздействия библиотерапии
Библиотерапия повзоляет клиенту находясь непосредственно наедине с собой анализировать собственные переживания, поступки, реакции. Соизмерять их с прочитанным. Терапевтичское воздействие библиотерапии имеет свои специфические формы:
    Эмоциональная проработка. Основное значение - помогает человеку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога. Это позволяет клиенту научиться более оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или измененных эмоциональных реакций.
    Тренировка. Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности (недостаточно опыт, застенчивость и т.д.), клиент получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.
    Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта. Этот вид библиотерапии отличается большей интенсивностью, более активным руководством со стороны психолога. Практически это выглядит следующим образом: психолог составляет список литературы, наиболее актуальной для клиента, в соответствии с его проблемами, трудностями, целями, личностными особенностями; литературы, стимулирующей осознание характера затруднений, причин трудностей, вызвавших дисгармонию, и т.д. Клиент перед чтением получает инструкцию: что из предложенного списка требует его особого внимания, что может быть опущено, что из прочитанного необходимо будет сравнить со своим опытом, что следует немедленно проверить на практике. После того как клиент прочтет книгу, проводится беседа: "Что особенно интересно было узнать?"; "Какую пользу он из этого извлек?"; "Что вызвало сомнение, опасение?"; "Что осталось неясным?"; "Как он относится к отдельным персонажам?"
    Контроль над психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменять воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях.
      Контроль можно разделить на несколько степеней:
      · понимание своего положения, воздействие на него гетеро- и аутопсихогенных факторов;
      · понимание роли собственной личности в развитии своего состояния;
      · осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам.
      Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, клиент может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература дает клиенту возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.
    *Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002 г. 510 С .
      Психотерапевтическое воздействие литературы
Восприятия, чувства, интересы, возможности здорового и больного человека весьма различны. Практика показывает, что для терапевтической литературы особенно важны: взаимосвязь произведения с актуальным состоянием и проблемами больного, наличие специфических знаний, фактов, позволяющих находить суть, причину явлений, быть независимым от авторитетов. Необходимо наличие кратких точных формулировок для разнообразных жизненных ситуаций, создающих реальное представление о том, каким должен быть мир, с выявлением противоречий между идеалами и реальностью. Литература должна учить читателя ставить перед собой цель и находить пути к ее достижению.
Мы считаем возможным предложить приблизительный список жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии и дать им краткие характеристики.
Специальная медицинская литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать больному знания, которые ему особенно важны для стимуляции психотерапевтических процессов успокоения, контроля и др. Кроме того, авторитет, внушаемый этой литературой, чаще всего ставит ее во главе других жанров. Поэтому желательно, чтобы в библиотерапевтическом рецептариуме эта литература была представлена достаточно многочисленными произведениями.
Специальная научная литература имеет подобные медицинской литературе особенности и задачи. Отличие состоит лишь в том, что, общаясь с ней, клиенты склонны относить себя к категории людей, нуждающихся более в психологической, научной помощи, чем в медицинской. Это помогает больным лучше понять свою нормальную психологию, стимулировать нормальные психологические процессы.
Научно-популярная литература может выполнять те же функции, что и первые два жанра, но для менее подготовленных читателей, давая наиболее общие представления об очень сложных областях знаний.
Философская литература помогает клиенту получить более цельное, разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом, понять неизбежность разницы и определенного конфликта между внешним, реальным миром и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение, направляет деятельность больных. Кроме части философской литературы к такой именно литературе должна быть отнесена и часть литературной критики, публицистики, истории литературы, истории философии.
Биографическая и автобиографическая литература, описывая яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает пациенту быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти немало общего с мыслями и судьбами выдающихся людей. Нередко она действует сильнее, чем беллетристика уже потому, что описываются реальные факты и события. Опыт доказывает, что эффективнее действуют краткие, яркие биографии (50–70 стр.) за исключением биографии наиболее выдающихся людей, со сложными жизненными позициями таких, например, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Ганди. Документальная литература благодаря своему фактографическому характеру и уменьшенному смягчающему фактору художественного творчества на многих читателей воздействует очень сильно.
Классическая русская литература обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения. Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными произведениями, избегая наиболее популярных, учитывая, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные ассоциации, которые приходится преодолевать.
В отличие от традиционного, школьного подхода к автору и его темам в произведениях И. Гончарова, например, пациентов больше привлекает прелесть тихой, ленивой созерцательности жизни, так контрастирующей с суетливой, напряженной жизнью самого пациента. Пациентам нравится простота жизненных форм, их законченность, устойчивость, уравновешенность. Именно такие склонности пациента можно использовать в библиотерапии. Современная зарубежная беллетристика необходима тем пациентам, которым чужда классическая литература. Особенно полезна литература проблемная, критическая, указывающая пациенту на его ошибки, заблуждения и способствующая их преодолению.
Критическая литература и публицистика дают общие представления о писателях, произведениях, помогают лучше в них разобраться, открыть для себя новое содержание, связать литературу с актуальными событиями личной и общественной жизни. Публицистика, например, часто сопоставляет идеалы с реальностью. Для критической литературы характерны четкость, наглядность отношений к явлениям, благодаря чему она помогает выбирать не только соответствующую, но и лучшую литературу; помогает правильнее воспринимать явления, избавляя от зависимости чужих авторитетов.
Уместно использовать и современную литературную критику таких авторов, как Ч. Айтматов, Ю. Нагибин, Л. Озеров, В. Розов, В. Солоухин и др.
Юмористическая и сатирическая литература особенно успешно учит пациентов более широкому, объективному взгляду на себя и других людей, а также своеобразной психологической защите. Суть юмора - обнаружение смешных сторон в любых явлениях, даже неприятных, и преображение их. Юмор позволяет пациентам более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера. Может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе и др.
Афористическая литература содержит в себе наиболее ясные образы, отточенные идеи, нередко парадоксальные, противоречивые, диалектические, но всегда совершенные в своей законченности, категоричности. Такая литература нередко легко усваивается и применяется больными даже с заметными психическими нарушениями, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику, если ощущается ее недостаток. Читая эту литературу, пациент привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, различным жизненным катаклизмам.
Фольклор, сказочная литература знакомит людей с мировоззрением народа. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Новому поколению передавались лишь те, которые принимало большинство и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Утверждением идеалов, добра, правды, справедливости, простоты фольклор может стимулировать неспецифические психотерапевтические процессы больных. В более специфической терапии его можно использовать, работая с детьми для осознания ими основных трудностей, проблем, для улучшения контакта с родителями и др.
Научно-фантастическая литература отличается от любой другой выходом за границы привычного, характерные и для болезни, что страшит и в то же время является необходимым для многих пациентов. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений; стимулирует продуктивную активность пациента.
и т.д.................

Стало модным обсуждать отсутствие интереса у людей к процессу чтения, о нежелании «открыть книгу» у детей, и тем более у подростков. «Мы совсем перестали читать, и это катастрофа!», — слышим мы повсюду. Позвольте не согласиться.

О том, что сегодняшнему подростку действительно намного интереснее просидеть все 24 часа с приставкой или выложить новые фотографии с вечеринки в соцсети — бесспорный факт. Но не стоит говорить, что читать разучились все поголовно.

На самом деле мы читаем в некоторых случаях намного больше, нежели читали наши родители. Просто чтение наше переформатировалось из художественной литературы в Ее Величество Информацию.

Мы «перелопачиваем» горы нужной и ненужной информации, мы вынуждены читать сопутствующие тексты к найденному документу. Информационное поле столь стремительно разрастается, что успеть «обработать» его в состоянии далеко не каждый мозговой аппарат. И стоит сказать, что в условиях стремительного технологического развития, непрерывного повсеместного стресса и постоянно натянутых нервов всего человечества профессиональная помощь каждому из нас действительно необходима.

Речь идет о Библиотерапии. Относительно новый термин, нашедший свое почетное место самостоятельного лекаря на стыке психиатрии, психологии и библиотековедении. Что касается действенности его приведем элементарный пример из повседневной жизни.

Помните классические стрессовые ситуации, когда было совсем невмоготу, когда не хотел никого видеть, и тем более, выходить из собственного дома-укрытия? А теперь восстановите в памяти, как совершенно интуитивно Вы протягивали руку к любимой книге на полке. Разве не так?

Еще примеры? Пожалуйста:

  • Спуститесь в метро и окиньте взглядом людей, занятых столь «забытым» процессом чтения! Другой вопрос, что за книги, но человечество читает! И делает оно это подсознательно, понимая, что в чтении его спасение и немедикаментозное лечение.
  • А наши дети - это самый справедливый показатель действенности библиотерапии. С самого малого возраста малышам интересно слушать сказку, прочитанную мамой или рассказанную бабулей. Эти маленькие человечки просто обожают сказки, ведь они их успокаивают, переносят в мир фантазий и грез… Одним словом, библиотерапия для детей - это неиссякаемый родник беззаботной жизни.

Так что же таит в себе библиотерапия?

Цели библиотерапии:

  • обрисовывание проблемы как таковой;
  • проникновение в саму суть вопроса;
  • диспут на тему новизны ценностей и отношения к ним;
  • отождествление личной проблемы с понятием того, что пациент не одинок и подобного рода вопросы возникают ежедневно у множества людей;
  • подбор возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Немного об истории

В лечебных целях книгу стали применять мудрецы и правители, имеющие ключ к «Аптеке для души» очень давно! Именно таким «лозунгом» украшено книгохранилище Рамзеса II. Впервые термин «Библиотерапия» был употреблен в 1300 г. до н.э. И с тех самых далеких времен книга для человека является лучшим другом, советником и лекарем.

Множество исследований доказывает не только необходимость чтения определенной литературы для корректировки собственного настроения и психоэмоционального состояния. Самые «свежие» исследования японских ученых подтверждают также процесс структурирования жидкости внутри организма человека, читающего духовную литературу, а вода в стакане, «слышащая» чтение молитвы или псалмов (не важно какой конфессии или веры) наделяется силой «живой, целительной воды».

Библиотерапия в библиотеке

В этом разделе речь пойдет о библиотерапевтической практике, имеющей две наиболее распространённые формы (см. схему 1)

Схема 1 Библиотерапевтическая практика
Индивидуальная библиотерапия Групповая библиотерапия
Задача индивидуальной библиотерапии: в процессе чтения провести корректировку и развитие личности читающего. Индивидуально подобрать материал для чтения, дающий пациенту возможность переформатировать собственную личность или беспокоящие ее проблемы, вопросы, переживания и т.д.

Формы индивидуальной библиотерапии:

  • план чтения (разработка),
  • литературное меню (подбор),
  • беседы (исключительно личные, позволяющие вникнуть в глубину вопроса и учесть все нюансы проблемы пациента, определить его культурный уровень и область интересов, хобби и т.д.)
Задача групповой библиотерапии: не только прочитать предложенную литературу и сделать выводы, скорректировать свое отношение к вопросам, беспокоящим пациента, но и подготовиться к обсуждению, диспуту, высказыванию собственного мнения в том или ином вопросе в кругу друзей или единомышленников. Это общение в группе, а значит и групповая терапия.

Формы групповой библиотерапии:

  • встречи литературного характера (литературный салон, заседания клуба по литературным интересам, возможно использование элементов игровой технологии, организация брифингов и круглых столов с привлечением экспертов-профессионалов и т.д.),
  • классический библиотечные уроки,
  • викторины, соревнования,
  • конкурсы выразительного чтения,
  • тематические мероприятия,
  • литературные посиделки за чашкой чая,
  • литературный театр и т.д.

Обе формы библиотерапии предусматривают серьезнейший подход специалистов к этапу планирования. Ведущим критерием качественного результата лечения является четкий план работы (сотрудничества пациента, лечащих специалистов и, собственно, самого лекарства — книги), состоящий из четырех частей, важнейшим из которых является составление «Меню чтения». Речь идет об объеме по меньшей мере в семь книг и о временном промежутке, состоящем из минимум четырех недель.

Следующий этап на пути к выздоровлению — определение психологического состояния пациента. Здесь важно соблюдать определенные правила. Запрещено предлагать возбужденным людям книги о ведении боевых действий или фантастическо-приключенческую литературу, а пациент, страдающий депрессией не должен читать о путешествующих героях. В вопросе мотивирования к работе помогут книги, не описывающие конфликт, а наоборот имеющие расслабляющий сюжет и т.д.

Правильным также считается подбор трех книг. Цель этого этапа — показать пациенту возможность преодоления любой ситуации. И итоговый этап — вдохновение и поддержка человека, нуждающегося в помощи, тренировка и упражнения, закрепляющие терапевтический эффект.

Очень действенными считаются занятия с приведением конкретных примеров, выполнением заданий, помогающих разрешить определенную проблему пациента.

В отдельных случаях терапия предполагает и ведение «Литературного дневника», описание так называемого библиотекста, внесение своих ощущений в момент прочтения книги, отношения к автору или герою, его поведению…

Использование в библиотерапии именно художественной литературы

В условиях стремительного техногенного развития нам гораздо легче найти материал или книгу делового стиля или профессиональную литературу. С художественными текстами вопрос стоит гораздо острее. Здесь немаловажную роль играет также неумение современного общества полноценно расслабляться и отдыхать (мнение Е.Исаевой).

Ю.Н.Дрешер является одной из самых ярких представительниц сторонников чтения художественной литературы как в терапевтических, так и в профилактических целях. Она же, как практикующий специалист по библиотерапии, использует свое определение:
«Библиотерапия — наука, спроецированная на формирование личностных навыков и возможностей к противостоянию сложным ситуациям (стрессовым или болезненным, депрессивным и т.д. состояниям), усиливать защитные функции и силу воли, повышать уровень образованности и интеллекта на основе синтезирования ситуации чтения. Библиотерапия – специфический метод руководства чтением для библиотекаря и психотерапевтическая методика для врача. Каков терапевтический эффект различных жанров и видов литературы (в особенности художественной) вмещает главное содержание действительно специфической дисциплины — библиотерапии. В книговедческом словаре эта наука названа методом книголечения. Ее воздействие через специально подобранную, в основном художественную, литературу и психологическое, а также профилактическое воздействие на личность с повышенной мерой конфликтогенности. Библиотерапия при работе с любым возрастом, со здоровыми или больными людьми,..»

Закономерными считаются три важнейшие основные задачи библиотерапии

  • психотерапевтическая — задача, стоящая перед библиотерапевтом и/или врачами-психоневрологами, психиатрами (в зависимости от тяжести заболевания) в вопросе разрешения проблем у пациентов, имеющих неврозы. Возможна помощь и определенной категории психических больных (без участия библиотекаря);
  • библиоведческая — задача, отвлекающая больного от мыслей о неизлечимости заболевания или безнадежности положения больного;
  • вспомогательная — задача спутника терапии, усиливающего эффект лечения (специально обученный библиотекарь в тандеме с врачом-специалистом).

Психотерапевтические процессы для библиотерапии играют главнейшую роль в процессе выздоровления пациента. Специалисты, работающие в этой области демонстрируют впечатляющие результаты.

Книга как лекарство предлагает свое воздействие на пациента через такие психотерапевтические процессы как:

— успокоительное или наоборот побуждающее к действию, мотивирующее;

— дарящее позитивные эмоции (веру, радость, счастье, удовольствие, удовлетворение собой как личностью и т.д.);

— стимулирующее к постоянному росту и желанию реализации своего потенциала, духовного развития, стремления к идеалу;

— усиливающие защитные функции и вырабатывающие навыки противостояния неприятностям;

— повышающие качество и уровень образования пациента, силу воли и многое другое.

Библиотерапия представлена двумя видами.

  • Целенаправленная библиотерапия (работает над мотивированием, поднятием самооценки, воспитывает оптимизм и силу воли и т.д.);
  • Нецеленаправленная (помогает в вопросах создания настроения, желания жить и развиваться как личности, отвлекает от насущных ежедневных сложностей и т.д.)

К наиболее захватывающим и эффективным разделам библиотерапии можно отнести работу с детьми. Речь идет о так называемой «Сказкотерапии».

Очень сложно встретить ребенка, не любящего сказки, или не засыпающего в волшебном лесу в компании с Жар-птицей или доброй феей.

Этот раздел науки в последнее время активно изучается учеными-практиками такими как: Л.И. Беленькая, И.И. Тихомирова, А.В. Тумурук, А.И.Трофимова, А.Е.Алексейчик.

Результаты их исследований дают потрясающие результаты.

Они же разделяет также литературу с точки зрения библиотерапии на такие категории как:

— специальная медицинская;

— философская;

— духовная;

— биографическая (автобиографическая);

— классическая русская;

— критическая и публицистика;

— юмористическая и стилистическая;

— фольклор, сказочная;

— научно-фантастическая;

— детектив, приключенческая;

— драматургия;

— педагогическая литература;

— юридическая;

— узкопрофессиональная литература.

Каждый из вышеперечисленных жанров воздействует на читателя по-своему. Можно по-разному относиться к понятию библиотерапии и исследованиям в рамках ее. Но крайне важным является то, что человечество еще со времен доисторических и до сегодняшнего дня знает, что книги - это лучшее «Лекарство для души», не имеющее побочных эффектов и рекомендуемое мудростью поколений! И принимать его разрешено без режима или строгого рецепта врачей!

Щепина Ю. С. группа № 08/02 «Практическая психология в образовании»

Библиотерапия. Сущность, методики, особенности воздействия.

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное чтение направлено на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности: измененные – для их нормализации, нормальные – для их уравновешивания.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Методика библиотерапии состоит из нескольких этапов:

1.Самоподготовка психотерапевта/психолога.

Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры (списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения). Для начала нужно взять несколько жанров по 2-3 названия. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты.

2.Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.

Во время очередной беседы с клиентом ему задается ряд вопросов. Например, «Назовите пять ваших любимых книг»; «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?»; «Какие оказали на вас наибольшее влияние?»; «Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?»; «Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?».

3.Составление списка.

Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.

4.Выработка системы чтения.

Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. При этом учитываются следующие принципы: степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги); герой книги должен быть клиенту «по плечу»; максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.

Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера.

В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.

В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.

При групповой форме библиотерапии группы подбираются по степени начитанности и читательским интересам.

Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические процессы характеризуются широтой. универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность.

1.Успокоение. Клиента может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит клиента в состояние покоя, умиротворения.

2.Удовольствие. Люди с проблемами чувствуют себя отделенными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, дает клиенту необходимое дополнительное удовольствие.

3.Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у клиента возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой тем не менее с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.

4.Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

Этот вид библиотерапии используется в качестве дополнения к другим методам, применяемым в работе с данным клиентом. Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определенный, хорошо известный список малых книг, достаточно простых, гарантирующих ясное и легкое понимание проблемы.

Из произведений художественной литературы и публицистики подбираются книги, пронизанные чувствами гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности.

Для большей эффективности воздействия клиентам рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме «к улучшенным» вариантам книг или глав. В зависимости от проблемы клиента психолог либо рекомендует клиенту строго определенный набор книг, либо только ограничивает и обращает внимание клиента на определенную область литературы.

Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта.

Контроль над психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменять воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях.

Контроль можно разделить на несколько степеней:

    понимание своего положения, воздействие на него гетеро и аутопсихогенных факторов;

    понимание роли собственной личности в развитии своего состояния;

    осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам.

Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, клиент может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература дает клиенту возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.

Эмоциональная проработка. Основное значение - помогает человеку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога. Это позволяет клиенту научиться более оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или измененных эмоциональных реакций.

Тренировка. Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности (недостаточно опыт, застенчивость и т.д.), клиент получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта.

Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности в библиотерапии:

Специальная литература по медицине, психологии, психотерапии, педагогике и т.д. имеет первостепенное значение, так как способна дать клиенту знания, которые ему особенно важны для стимуляции процессов успокоения, контроля и т.д. Авторитет этой литературы чаще всего ставит ее во главе других жанров. Поэтому желательно, чтобы в библио-терапевтическом рецептариуме эта литература была представлена достаточно многочисленными произведениями.

Основные задачи этой литературы - давать достаточные для правильной оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о себе, ориентировать в процессе преодоления имеющихся нарушений, стимулировать общую активность клиента и т.д.

Научно-популярная литература. Выполняет те же функции, что и специальная, но предназначена для менее подготовленных читателей, для людей с не очень высоким культурно-образовательным уровнем. Ее задача - дать наиболее общее представление о сложных областях знания по тем проблемам, которые испытывает клиент.

Философская литература. Ее предназначение - помочь клиенту получить более цельное, разностороннее представление о себе, о других, о мире в целом. Понять неизбежность разницы определенного конфликта между внешним реальным миром и внутренним субъективным; между тем. что может быть, должно быть, и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение многим клиентам. К части философской литературы может быть отнесена литературная критика, публицистика, история литературы, история философии и т.д.

Биографическая и автобиографическая литература. Описанные в ней яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности помогают клиенту быстрее и лучше понять себя, используя метод идентификации. Нередко они действуют сильнее, чем беллетристика, потому что описываются реальные факты и реальные события. Наиболее эффективны краткие яркие биографии, объемом 50-70 страниц.

Документальная литература благодаря своему фактографическому характеру и уменьшенному смягчающему фактору художественного творчества очень сильно воздействует на многих людей.

Классическая литература. Обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения. Рекомендуется пользоваться небольшими произведениями, избегая наиболее популярных, поскольку с ними связаны определенные ассоциации, трудности (типа: изучались в школе), которые приходится преодолевать.

Юмористическая и сатирическая литература. Учит клиента более широкому и объективному взгляду на жизнь. Суть юмора - обнаружение смешных сторон в любых явлениях и преображение их. Юмор позволяет клиентам более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера, учит техникам общения, дает возможность укреплять уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции, дефицит которых является очень актуальным, и т.д.

Афористическая литература. Находящиеся в ней наиболее ясные образы, отточенные идеи, парадоксальные, противоречивые, но всегда совершенные в своей законченности категорические образы раздвигают границы кругозора клиента. Такая литература легко усваивается, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику. Клиент, читая такую литературу, привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, знакомится с жемчужинами человеческой мысли.

Фольклор, сказочная литература. В фольклоре аккумулирован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколений. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Передавались лишь те сказки и мифы, которые принимало большинство людей и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Используется в специфической работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями, в женской терапии и т.д.

Научно-фантастическая литература. Эта литература отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение клиента.

Детективы и приключенческая литература. Детективы и приключенческая литература занимает особое место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особенностей, таких как популярность, легкость, доходчивость; обобщение многих обыденных жизненных явлений. Клиент - та же жертва, для него также конденсируются многие обыденные явления.

В детективе большое внимание уделяется негативным чувствам, тренировке интуиции. Большое значение имеет таинственность как способ поддержания интереса. Детектив побуждает читателя к риску, аналитическому мышлению, находчивости, позволяет выключить его из реальной ситуации и включить в фантастическую, где клиент испытывает особое чувство защищенности.

Драматургия. При чтении пьесы клиенту нередко приходится в большей степени отождествлять себя с действующим лицом, чем при чтении книги. Пьеса может научить клиента диалогу, правилам общения, особенно тех, кто испытывает проблему в личностном общении. Пьеса оставляет клиенту больше свободы для творчества, самостоятельности, развития воображения.

Педагогическая литература. Широко применяется наряду со специальной научной литературой для коррекции формирования различных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношении с людьми младше их в поколении.

Юридическая литература. Дает возможность клиенту разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как собственного, так и окружающих, оценить степень девиантности поведения.

Узкопрофессиональная литература. Такая литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации.

Случайная литература. В процессе диагностики выявляются книги, которые произвели на клиента особое впечатление по тем или иным причинам. Такие книги являются особо диагностичными. Клиент, анализируя с психологом причины их высокого воздействия, может прийти к осознанию собственных проблем.

Библиотерапия – это экспрессивная терапия, включающая рассказ или чтение конкретных текстов в целях исцеления.

Она использует отношение человека к содержанию книги.

Библиотерапия часто сочетается с письменным лечением (скриботерапия), доказана эффективность при лечении .

Библиотерапия, как метод психологической коррекции

Библиотерапия – это метод психотерапии, который использует лечебный и поддерживающий эффекты чтения. Он также служит развитию человеческой личности. Терапевтический метод часто путают с обычным чтением, развивающим информационную грамотность, а не обеспечивающим исцеление.

Цель терапии с помощью прочтения книги отразить , с которой сталкивается человек. Чтение может помочь снять накопившееся . Библиотерапия способна привести к восстановлению удовольствия от жизни, повышению личной удовлетворенности.

Процесс ориентирован, прежде всего, на эмоциональное восприятие выбранного произведения. Важна также рациональная составляющая. Направление метода – оказание положительного влияния на психосоматическое состояние человека, укрепление психической устойчивости, равновесия. Чтение само по себе также помогает развить фантазию, креативность, критическое мышление, навыки общения, создавая новый эндоцепт в мозгу человека.

Методология, авторы, история развития в цифрах

Свои корни библиотерапия берет в древнем Египте и Греции. Уже в эти времена люди верили в целительную силу написанного текста. Например, Сократ утверждал, что терапия словом возвращает душевную гармонию. Аристотель обнаружил, что рифмованная речь способна благотворно влиять на психическое состояние человека (он считается основоположником поэтической терапии). Его преемником был Фридрих Ницше.

Другие известные имена, связанные с развитием библиотерапии: Герхард Данцер, Носсрат Пезешкиан, Бенджамин Раш, Джон Минсон Галт и др.

Хронология развития библиотерапии в Росии:

  • 1836 г – чтение, как один из методов психотерапии, упомянуто в издании «Общая терапия» (И. Е. Дьяковский).
  • 1916 г – основание кафедры библиопсихологии в педагогическом институте Женевы (Н. А. Рубакин).
  • 1927 г – введение термина «библиотерапия» в широкую общественность (М. П. Кутанин), применение этого метода в терапевтических целях (И.З. Вельвовский).
  • 1967 г – открытие 1-го кабинета библиотерапии (И.З. Вельвовский), методика стает самостоятельной дисциплиной.

Как и с кем это работает

Библиотерапевтический процесс ориентирован на рациональное и эмоциональное восприятие произведения.

Практическое значение библиопсихологии – управление стрессом, облегчение психического напряжения, катарсис, понимание ситуации, примирение с ней. Первично оказывается влияние на психосоматическое состояние человека, усиливается психологическое сопротивление. Вторично чтение помогает развить коммуникативные навыки, что положительно влияет на развитие личности как таковой.

Эффект библиотерапии подпадает под категорию экспрессивной терапии, к которой относится также (лечение изобразительным искусством), драматерапия (лечение театром) и т.д. Для усиления эффекта, поддержки творческого потенциала, самосознания эти терапевтические подходы могут быть объединены.

Библиотерапия используется для лечения различных зависимостей, травм, . Рекомендуется для людей, покинувших свое естественное окружение и вынужденных приспосабливаться к измененным условиям жизни (санатории, тюрьмы), тяжелобольных, инвалидов и т. д.

Ситуации, в которых помогает лечение книжным словом:

  • сложные ситуации , у детей это, например, переезд, новая школа, новые одноклассники, у взрослых – семейные проблемы;
  • кризисные периоды — развод, смерть в семье, тяжелая болезнь;
  • психические проблемы — , депрессия, зависимость, ;
  • в профилактических целях библиотерапия проводится в детских домах, домах престарелых, группах поддержки и т.д;
  • физические дефекты у пациента.

Предполагаемые результаты

Важный показатель оценки эффективности библиотерапии – интерес пациента к чтению. В случае его снижения можно судить об ухудшении состояния здоровья.

Существуют разные типологии эффектов и функций терапевтического метода:

  1. Информационные функции . Чтение дает информацию, повышает уровень знаний при одновременном снижении страха перед неизвестным. Эта функция присуща научной литературе.
  2. Образовательная функция . Чтение приносит взгляды и мнения, повышающие образование.
  3. «Зеркальная» функция . Читатель сравнивает взгляды автора со своими взглядами, на основании этого сравнения изменяя свое собственное мнение.
  4. Идентификационные функции . Читатель находит пример или идентифицирует себя с персонажем.
  5. Очищающая функция . При чтении книги может произойти психологическое очищение (катарсис). Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы произведение могло выполнять такое очищение, а читатель был готов испытать катарсис во время чтения.
  6. Эстетическая функция . Книга действует на читателя эстетически.
  7. Релаксационная функция . Обеспечение расслабления, релаксации.

Как выбрать книгу

Инструмент библиотерапии – книга, но не каждая. Речь идет не о чтении случайной книги, необходимо учитывать уникальность каждого читателя (пол, возраст, образование, жизненный опыт…), его нынешнюю ситуацию.

Перед применением библиотерапии необходимо установить цели, на которые она будет направлена. Плохой выбор книги может оказать негативное влияние. Лечение должно помочь человеку адекватно справиться с трудной жизненной ситуацией, компенсировать негативные изменения в психике, преодолеть кризис, следовательно, достичь полной реабилитации.

Список книг для детей дошкольного возраста

Библиотерапевтическая литература для читателей-детей:


Примеры книг для подростков

Библиотерапевтическая литература для читателей-подростков:

  • «Мне было 12 лет…» (Натали Швайгеффер) . Реальная история о девушке, подвергшейся сексуальному насилию. С 12 лет ее собственный отец издевался над ней, запугивал ее. Целых 5 лет Натали переживала ад, прежде чем набраться смелости и сбежать с остальными членами семьи. Тема: сексуальное насилие над детьми.
  • «Исповедь модели» (Мартина Копрживова) . Открытое признание молодой успешной женщины-модели, описывающей свой карьерный путь от почти детства, через сложный пубертатный период до наших дней. Тема: зависимость, расстройства пищевого поведения, психосоматические проблемы.
  • «Дневник классного аутсайдера или Как я победил издевательства» (Эрик Кан Гейл) . Эрик был нормальным мальчиком до 6-го класса, но по какой-то необъяснимой причине группа одноклассников сделала его аутсайдером. Даже его лучший друг выступил против него. Тема: издевательства, дружба, школа.

Примеры книг для взрослых

Библиотерапевтическая литература для взрослых и пожилых читателей:

  • «Человек, который сажал деревья » (Жан Жионо) . История рассказана с точки зрения молодого человека, отправившегося в путешествие по пустынным французским альпийским уголкам. Тема: внутренняя решимость, смысл жизни, ясное, непоколебимое счастье.
  • «365 коротких историй для души» (Бруно Ферреро) . Ряд добрых историй популярного автора Бруно Ферреро. Тема: отношения, дружба, жертва ради других.
  • «Танцую так быстро, как могу » (Барбара Гордон) . Автобиографическое признание успешной эмансипированной женщины, сценариста и режиссера нью-йоркского телевидения, которая мобилизовала все силы своей личности, чтобы жить без наркомании. Тема: , депрессия, злоупотребление успокоительными препаратами, отношения.

Подводя итоги

Библиотерапия – это поддерживающий психотерапевтический метод, в ходе которого применяются лечебные эффекты от чтения. Цель состоит в определении внутренней проблемы человека.

Механизм библиотерапии – использование соответствующих произведений, упрощающих рассмотрение ситуации пациента с разных сторон, для оказания помощи в нахождении правильного решения, пути. Произведение должно соответствовать жизненной ситуации человека, персонаж в рассказе должен решать те же проблемы, что и он.

Особенно детям важно, чтобы герой книги соответствовал им по возрасту. Само собой разумеется, что истории должны заканчиваться позитивно, давать пациенту надежду, шанс, мотивацию.

Посредством текста пациент должен обрести самопонимание, осознать, что он не одинок, что та же участь постигла многих других. Например, подходят автобиографические истории, авторы которых сами перенесли опасное для жизни испытание, снова вернувшись к жизни. Правильно подобранный текст может повысить уверенность пациента в себе, повлиять на эмоциональное состояние, развить личность.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.