Межличностные отношения практикум. Исследование межличностных отношений детей в группах детского сада (обучающий семинар-практикум)


Тема: "Конфликты в межличностных отношениях".
Класс: 6.
Тип: урок-практикум с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
1. Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
2. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
3. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебники, тетради.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем с вами работать с темой "Конфликты в межличностных отношения"(слайд №1). Мы узнали что может послужить причиной конфликта, на какие стадии делится конфликт и пути решения конфликтной ситуации, а сегодня мы научимся разбирать конфликтные ситуации и определять к чему приводит конфликт в межличностных отношениях.
Для того чтобы реанимировать ваши знания, давайте посмотрим фильм на тему нашего сегодняшнего урока - Конфликты в межличностных отношениях.(Слайд №2).
И так, о чем вам рассказал фильм? (об этапах конфликта, о разновидностях, о путях выходов из конфликтной ситуации).

2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Как вы понимаете,что такое конфликт?(разногласия между людьми) (Слайд №3)
Напишите 5 синонимов к этому понятию (столкновение, противоречие, разлад, размолвка, ссора, спор, стычка, разногласие, раздор)
А теперь восстановив знания, давайте решим проверочный тест.
Вариант №1.
Ответ: А1. - 4, А2-1, А3-2, А4-2, В1- 3,5,6.









1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны




4) дайте волю своим эмоциям


Вариант№2.
Ответ: А1. - 1, А2-3, А3-1, А4-1, В1- 6.



2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание



1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны

1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны



3. Изучение нового материала.
Написали? Хорошо. Ребята, скажите, а конфликт это всегда плохо? Я предлагаю заполнить следующую таблицу "Плюсы и минусы конфликта",свои записи нужно объяснить. (слайд №4)
(Слайд №5)
Плюсы Минусы
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, стороны лучше узнают друг друга, выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, снимает напряженность, дает выход пару, сплочение единомышленников, выдвижение и формирование лидеров, диагностика и прояснение ситуации.
материальные и эмоциональные затраты, дух конфронтации, ухудшение отношений, снижение производительности труда.
А теперь давайте проанализируем конфликтные ситуации на примере всем вам известных сказок. Вам на дом было задано прочитать сказку К.И.Чуковского "Федорино горе" (Слайд №6)
(Слайд №7)
Кто является участником конфликта?(посуда, домашняя утварь и Федора)
Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт) ? (Из-за неряшливости Федоры) (Слайд №8)
Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта) ? (Посуда заявляет о своем тяжелом положении.. И ответила посуда, было нам у бабы худо...с.10 , а Федора в свою очередь, осознавая, вероятно, последствия конфликта пытается вернуть посуду "Ой -ой - ой! Воротитеся домой) (Слайд №9-10)
Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? (Федора боится остаться одна, посуда боится своего тяжелого положения, боится совсем исчезнуть) (Слайд №11)
Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)? (первоначально в конфликт вмешиваются кошки Федоры "Эй, вы глупые тарелки, что вы скачите как белки, вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми...с. 9, позже возникает конфликт уже с тане посуды...с. 6 ", Федора осознает всю тяжесть конфликта с.11-12.) (Слайд №12-13)
Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?(Мир. Способ разрешения конфликта - интеграция- т.е. стороны осознали причину конфликта и пришли к общему решению с. 13-14.) (Слайд №14-15)
Ваше отношение к способу разрешения конфликта.
Хорошо, давайте обратим наше внимание к сказке А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке"(Слайд №16)
Есть ли конфликт в этой сказке?
В чем он состоит?
Кто в нем участвует?
В сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №17)
… Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо…Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую…Не посмел я взять с неё выкуп,Так пустил ее в синее море.Старика старуха забранила:“Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
Стратегия поведения в конфликтной ситуации Поведение: (Слайд №18)
“…Вот пошел старик к синему морю…Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила:“Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха,Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).
Конфликт развивается поэтапно. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» заметны следующие стадии развития конфликта
I – Старуха требует новое корыто;
II – Старуха требует новую избу;
III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;
IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;
V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
VI- Разрешение конфликтной ситуации. Лишение всего, возврат к разбитому корыту. (Слайд №19)
Сказка "Заюшкина избушка" (Слайд №20)
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №21)
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”
(Различия, связанные с положением в обществе)
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ) (Слайд №22)
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь?– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!А лиса им отвечает с печи.– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Собака испугалась и убежала.
(Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
4. Закрепление изученного материала:
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА (Слайд № 23)
Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
5. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.
Вывод: в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.
Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили? (о конфликте),
Когда случается конфликт? Каковые его причины? (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).
Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
6. Домашнее задание: (Слайд №24)
§9 - повторить, Составить план на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации".
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №1.
А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:
1) сотрудничество, 2) избегание, 3)приспособление, 4) компромисс
А2. Случай, происшествие, недоразумение:
1) инцидент, 2) конфликт, 3) аргумент, 4) поведение
А3. Верно ли, что: а) наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров, б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации: а) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, - это компромисс; б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию:
1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта
2) Уступка - признак слабости, избегайте уступок
3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку
4) дайте волю своим эмоциям
5) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны
6) Умейте прощать слабости других людей.

_____________________________________________________________________________________
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №2.
А1. Что из перечисленного относится к понятию "конфликт"?
1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание
А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:
1) причина 2) осознание 3) инцидент 4) посредничество
А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта: а) углублению конфликта будут способствовать оскорбления и грубость: б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта: а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки, б) лучшим способом разрешения конфликта, является подчинение?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1.Ниже приведен перечень терминов, все они за исключением одного характеризуют понятие самообладание" . Укажите термин относящийся к другому понятию.
1. Выдержка 2. Спокойствие 3. Невозмутимость
4. Сдержанность 5. Хладнокровие 6. Раздражение.


Приложенные файлы

нЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТБЪТБВПФЛЙ

нптпъпчб емеоб бобфпмшечоб - УФБТЫЙК ЧПУРЙФБФЕМШ зпх ДЕФУЛПЗП УБДБ N 880 З.нПУЛЧЩ (ДЕФУЛЙК УБД ПВЭЕТБЪЧЙЧБАЭЕЗП ЧЙДБ У РТЙПТЙФЕФОЩН ОБРТБЧМЕОЙЕ ИХДПЦЕУФЧЕООП-ЬУФЕФЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ЧПУРЙФБООЙЛПЧ)

пРЩФ ТБВПФЩ ОБ ФЕНХ "рТБЧПЧПЕ ЧПУРЙФБОЙЕ ДПЫЛПМШОЙЛПЧ".

тБВПФБ У ЛБДТБНЙ:

ртблфйлхн "нецмйюопуфоще пфопыеойс ч зтхрре дефулпзп убдб"

рТЕДЧБТЙФЕМШОБС ТБВПФБ

рТЙ РПДЗПФПЧЛЕ Л РТБЛФЙЛХНХ РТПБОБМЙЪЙТХКФЕ НЙЛТПЛМЙНБФ Ч ЗТХРРЕ:

1. пВУФБОПЧЛБ Ч ЗТХРРЕ:

• ЛБЛПЧБ БФНПУЖЕТБ Ч НПЕК ЗТХРРЕ?

• ЮФП С ПГЕОЙЧБА ЛБЛ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ НПНЕОФЩ?

• ЮФП С ПГЕОЙЧБА ЛБЛ ПФТЙГБФЕМШОЩЕ НПНЕОФЩ?

2. чЪБЙНППФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ДЕФШНЙ Й ЧПУРЙФБФЕМЕН:

• У ЛЕН ЙЪ ДЕФЕК Х НЕОС ИПТПЫЙК ЛПОФБЛФ?

• ЮЕН С ЬФП ПВЯСУОСА?

• У ЛЕН ЙЪ ДЕФЕК Х НЕОС ОЕ ПЮЕОШ ИПТПЫЙК ЛПОФБЛФ?

• ЮЕН С ЬФП ПВЯСУОСА?

3. чЪБЙНППФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ДЕФШНЙ:

• Х ЛБЛЙИ ДЕФЕК ИПТПЫЙЕ ПФОПЫЕОЙС?

• ЮЕН ЬФП ЧЩЪЧБОП?

• ЛБЛЙЕ ДЕФЙ ЮБУФП УУПТСФУС?

• ЮЕН ЬФП ЧЩЪЧБОП?

• ЛБЛЙИ ДЕФЕК ЮБУФП ПВЙЦБАФ?

• ЛБЛ ЬФП ПВЯСУОЙФШ?

йЪХЮЕОЙЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК ДЕФЕК Ч УФБТЫЕК, РПДЗПФПЧЙФЕМШОПК ЗТХРРБИ РТПЧПДЙФУС РП ДЙБЗОПУФЙЮЕУЛПК ЛБТФЕ з.б. хТХОФБЕЧПК "рТБЛФЙЛХН РП ДПЫЛПМШОПК РУЙИПМПЗЙЙ": ЛПЬЖЖЙГЙЕОФ ЧЪБЙНОПУФЙ, ХТПЧЕОШ ВМБЗПРПМХЮЙС ПФОПЫЕОЙК, ЙОДЕЛУ ЙЪПМЙТПЧБООПУФЙ, РТЕДРПЮЙФБЕНЩЕ, РТЙОСФЩЕ, ОЕРТЙОСФЩЕ, ЙЪПМЙТПЧБООЩЕ.

фЕПТЕФЙЮЕУЛБС ЮБУФШ РТБЛФЙЛХНБ

чПРТПУЩ ДМС ЧПУРЙФБФЕМЕК

• юФП ФБЛПЕ НЕЦМЙЮОПУФОЩЕ ПФОПЫЕОЙС?

• юФП ФБЛПЕ ПВЭЕОЙЕ?

чЩУФХРМЕОЙЕ НЕФПДЙУФБ

пФ ФПЗП, ЛБЛ УМПЦБФУС ПФОПЫЕОЙС ТЕВЕОЛБ У РЕТЧПК Ч ЕЗП ЦЙЪОЙ ПВЭЕУФЧЕООПК ЖПТНБГЙЕК - ЗТХРРПК ДЕФУЛПЗП УБДБ - ЧП НОПЗПН ЪБЧЙУЙФ РПУМЕДХАЭЙК РХФШ ЕЗП МЙЮОПУФОПЗП Й УПГЙБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС, ЕЗП ДБМШОЕКЫБС УХДШВБ. еУМЙ ЧУЕ ВМБЗПРПМХЮОП, ТЕВЕОПЛ ФСОЕФУС Л УЧЕТУФОЙЛБН Й ХНЕЕФ ПВЭБФШУС, ОЙЛПЗП ОЕ ПВЙЦБС Й ОЕ ПВЙЦБСУШ, ФП НПЦОП ОБДЕСФШУС, ЮФП Ч ДБМШОЕКЫЕН ПО ВХДЕФ ОПТНБМШОП ЮХЧУФЧПЧБФШ УЕВС УТЕДЙ ПЛТХЦБАЭЙИ МАДЕК.

ч УТЕДОЕК, УФБТЫЕК ЗТХРРЕ ДЕФУЛПЗП УБДБ УХЭЕУФЧХАФ ДПУФБФПЮОП ХУФПКЮЙЧЩЕ ЙЪВЙТБФЕМШОЩЕ ПФОПЫЕОЙС. дЕФЙ ЪБОЙНБАФ ТБЪОПЕ РПМПЦЕОЙЕ УТЕДЙ УЧЕТУФОЙЛПЧ: ПДОЙ УФБОПЧСФУС ВПМЕЕ РТЕДРПЮЙФБЕНЩНЙ, ДТХЗЙЕ - НЕОЕЕ. у ПДОЙНЙ ИПФСФ ЙЗТБФШ, ДТХЗЙИ Ч ЙЗТХ ОЕ РТЙОЙНБАФ. ъДЕУШ ХЦЕ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УПГЙБМШОЩЕ УФБФХУЩ ДЕФЕК: МЙДЕТЩ, РТЕДРПЮЙФБЕНЩЕ, РТЕОЕВТЕЗБЕНЩЕ, ПФЧЕТЦЕООЩЕ. рУЙИПМПЗЙ УЮЙФБАФ, ЮФП Ч ДЕФУЛПН УБДХ ОЕ ПЮЕОШ ХНЕУФЕО ФЕТНЙО "МЙДЕТ". рПЬФПНХ НЩ ВХДЕН ЗПЧПТЙФШ П ФБЛЙИ ФЙРБИ: РТЕДРПЮЙФБЕНЩЕ, РТЙОСФЩЕ, ОЕРТЙОСФЩЕ, ЙЪПМЙТПЧБООЩЕ.

рТЕДРПЮЙФБЕНЩЕ - ЬФЙ ДЕФЙ ОБИПДСФУС Ч ЗТХРРЕ Ч БФНПУЖЕТЕ МАВЧЙ Й РПЛМПОЕОЙС. йИ ГЕОСФ ЪБ ЛТБУПФХ, ПВБСОЙЕ, ВЩУФТПЕ ТЕБЗЙТПЧБОЙЕ Ч ТБЪОЩИ УЙФХБГЙСИ Й МПСМШОПУФШ, ЪБ ХЧЕТЕООПУФШ, УРПУПВОПУФШ ОЕ ЛПМЕВМСУШ ВТБФШ ОБ УЕВС ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ, ОЕ ВПСФШУС ТЙУЛБ. пДОБЛП ФБЛЙЕ ДЕФЙ НПЗХФ УФТБДБФШ ЪЧЕЪДОПК ВПМЕЪОША.

рТЙОСФЩЕ - ПОЙ ПУПВЕООП ОЕ ЧЩДЕМСАФУС, Х ОЙИ ДПВТБС ДХЫБ, ЙН ДПЧЕТСАФ, У ОЙНЙ УПЧЕФХАФУС, ИПФСФ ЙЗТБФШ, ИПФС ЧПУРЙФБФЕМШ ЙОПЗДБ ОЕ ЧЙДЙФ Ч ОЙИ ОЙЮЕЗП РТЙНЕЮБФЕМШОПЗП.

рТЕОЕВТЕЗБЕНЩЕ, ОЕРТЙОСФЩЕ - ЮБУФП ЮХЧУФЧХАФ ТБЧОПДХЫЙЕ ЙМЙ ОЕРТЙСЪОШ УЧЕТУФОЙЛПЧ. оЕРТЙОСФЩЕ ДЕФЙ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ДТБЮХОЩ, ЪБДЙТЩ, У ОЙНЙ ОЕ ИПФСФ ЙЗТБФШ ЙНЕООП ЙЪ-ЪБ ЬФПЗП.

йЪПМЙТПЧБООЩЕ - ПВЩЮОП ФЙИПОЙ, ЙИ ОЕ ЧЙДОП, ОЕ УМЩЫОП, ПОЙ ОЕ ХЮБУФЧХАФ Ч ПВЭЙИ ДЕМБИ Й ЙЗТБИ, ПФЛБЪЩЧБАФУС ПФ ЧУЕЗП, ЮФП ЙН РТЕДМБЗБАФ, ЕУМЙ ФБЛПК ТЕВЕОПЛ ОЕ РТЙЫЕМ Ч ДЕФУЛЙК УБД, ЕЗП ПФУХФУФЧЙС НПЗХФ ОЕ ЪБНЕФЙФШ.

пФОПЫЕОЙЕ Л ТЕВЕОЛХ Ч ЗТХРРЕ ПВЩЮОП ЧЩСУОСАФУС УПГЙПНЕФТЙЮЕУЛЙНЙ НЕФПДБНЙ, БДБРФЙТПЧБООЩНЙ ДМС ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ. ч ТБЪМЙЮОЩИ ЧППВТБЦБЕНЩИ УЙФХБГЙСИ ДЕФЙ ЧЩВЙТБАФ РТЕДРПЮЙФБЕНЩИ Й ОЕРТЕДРПЮЙФБЕНЩИ ЮМЕОПЧ УЧПЕК ЗТХРРЩ.

оЕУЛПМШЛП РТЙНЕТПЧ ФБЛЙИ НЕФПДЙЛ.

"дЧБ ДПНБ". тЕВЕОЛХ РТЕДМБЗБАФ ТЙУХОЛЙ: ПДЙО ДПНЙЛ ЛТБУЙЧЩК, ВПМШЫПК, УЧЕФМЩК, Б ДТХЗПК - НБМЕОШЛЙК, ЮЕТОЩК Й ОЕЧЪТБЮОЩК. рТПУСФ РТЕДУФБЧЙФШ, ЮФП ЛТБУЙЧЩК ДПН РТЙОБДМЕЦЙФ ЕНХ Й ФХДБ НПЦОП РТЙЗМБЫБФШ ЧУЕИ, ЛПЗП ЪБИПЮЕЫШ. "рПДХНБК, ЛПЗП ЙЪ ТЕВСФ ЗТХРРЩ ФЩ ВЩ РТЙЗМБУЙМ Л УЕВЕ РПЦЙФШ, Б ЛПЗП ВЩ РПУЕМЙМ РПДБМШЫЕ, Ч ЮЕТОЩК ДПН".

"лБРЙФБО ЛПТБВМС". "еУМЙ ФЩ ЛБРЙФБО ЛПТБВМС, ЛПЗП ЙЪ ЗТХРРЩ ЧПЪШНЕЫШ Ч РПНПЭОЙЛЙ, ПФРТБЧМССУШ Ч ДБМШОЕЕ РХФЕЫЕУФЧЙЕ? лПЗП ФЩ ОЕ ЧПЪШНЕЫШ УУПВПК Ч РМБЧБОЙЕ, ПУФБЧЙЫШ ОБ ВЕТЕЗХ?"

"фТЙ ПФЛТЩФЛЙ". "рПДБТЙ ЬФЙ ФТЙ ЛБТФЙОЛЙ ЛПНХ ИПЮЕЫШ. еУМЙ ВЩ Х ФЕВС ВЩМП НОПЗП ЛБТФЙОПЛ, ФЩ ВЩ ТБЪДБМ ЧУЕН ДЕФСН Ч ЗТХРРЕ, ОП ФТПЙН ОЕ ИЧБФЙМП ВЩ. лПНХ ВЩ ФЩ ОЕ ДБМ?"

"чЩВПТ РБТФОЕТПЧ ДМС ПВЭЕОЙС". "у ЛЕН ВЩ ФЩ ИПФЕМ ТЙУПЧБФШ (ЙЗТБФШ, ЮЙФБФШ)?"

дЕФЙ, ЛПФПТЩЕ РПМХЮБАФ ОБЙВПМШЫЕЕ ЮЙУМП ПФТЙГБФЕМШОЩИ ЗПМПУПЧ, ДПМЦОЩ УФБФШ ПВЯЕЛФПН РТЙУФБМШОПЗП ЧОЙНБОЙС Й РТБЛФЙЮЕУЛПК ТБВПФЩ РЕДБЗПЗБ.

пГЕОЛБ ОЕВМБЗПРПМХЮЙС ТЕВЕОЛБ Ч ЗТХРРЕ

жБНЙМЙС, ЙНС ТЕВЕОЛБ ______________________ .

чПЪТБУФ ______ . дБФБ РТПЧЕДЕОЙС ОБВМАДЕОЙС __ .

дЕКУФЧЙС ТЕВЕОЛБ

йЗТБЕФ Ч ПДЙОПЮЕУФЧЕ

уЙДЙФ Ч УФПТПОЕ Й ОБВМАДБЕФ ЪБ ДТХЗЙНЙ ДЕФШНЙ

рПРЩФЛЙ ХУФБОПЧЙФШ ЛПОФБЛФ У ДТХЗЙНЙ ДЕФШНЙ ФЕТРСФ ОЕХДБЮХ

йЗТБЕФ У ПДОЙН Й ФЕН ЦЕ ТЕВЕОЛПН

оЕ ПФИПДЙФ ПФ ЧПУРЙФБФЕМС, ЙЪВЕЗБЕФ ДТХЗЙИ ДЕФЕК

чУФХРБЕФ Ч ЛПОЖМЙЛФ У ДЕФШНЙ

уУПТЙФУС, ПВЙЦБЕФ ДЕФЕК

цБМХЕФУС ЧПУРЙФБФЕМА

оБНЕТЕООП НЕЫБЕФ ДЕФСН (МПНБЕФ РПУФТПКЛЙ, РТСЮЕФ ЙМЙ ТБЪВТБУЩЧБЕФ РТЕДНЕФЩ ДМС ЙЗТ)

рТЙНЕЮБОЙЕ: п - ПЮЕОШ ЮБУФП, ю - ЮБУФП, й - ЙОПЗДБ, т - ТЕДЛП, о - ОЙЛПЗДБ.

тБВПФБ ЧПУРЙФБФЕМС УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ РПНПЮШ ТЕВЕОЛХ РТЕПДПМЕФШ ПФЮХЦДЕООПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л УЧЕТУФОЙЛБН, ХЧЙДЕФШ Ч ОЙИ ОЕ РТПФЙЧОЙЛПЧ Й ЛПОЛХТЕОФПЧ, Б УЧСЪБООЩИ У ОЙН МАДЕК. фБЛБС ЪБДБЮБ НПЦЕФ ТЕЫБФШУС Ч ТЕБМШОПК РТБЛФЙЛЕ ДЕФУЛЙИ ПФОПЫЕОЙК Ч ЛПОЛТЕФОПК ЗТХРРЕ ДЕФУЛПЗП УБДБ. дМС ЬФПЗП ЕУФШ УРЕГЙБМШОЩЕ ЛПТТЕЛГЙПООЩЕ ЙЗТЩ Й ЪБОСФЙС.

дМС РТЕПДПМЕОЙС ПФЮХЦДЕООПК РПЪЙГЙЙ Ч ПФОПЫЕОЙЙ УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ РТПЧПДСФУС ЙЗТЩ, Ч ЛПФПТЩИ ДЕФЙ ЗПЧПТСФ МБУЛПЧЩЕ УМПЧБ, ХЮБФУС ЧЙДЕФШ Й РПДЮЕТЛЙЧБФШ ДТХЗ Ч ДТХЗЕ ФПМШЛП ИПТПЫЕЕ, УФБТБАФУС УДЕМБФШ ДТХЗ ДТХЗХ РТЙСФОПЕ. ьФП РПНПЗБЕФ РТПВМЕНОЩН ДЕФСН ПУПЪОБФШ УЧПЕ БЗТЕУУЙЧОПЕ РПЧЕДЕОЙЕ, УОСФШ ОЕЗБФЙЧ Ч ПВЭЕОЙЙ УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ.

"дПВТЩЕ ЧПМЫЕВОЙЛЙ". дЕФЙ УБДСФУС Ч ЛТХЗ, ЧПУРЙФБФЕМШ ТБУУЛБЪЩЧБЕФ УЛБЪЛХ. "ч ПДОПК УФТБОЕ ЦЙМ ЪМПК ЧПМЫЕВОЙЛ-ЗТХВЙСО. пО НПЗ ЪБЛПМДПЧБФШ ТЕВЕОЛБ, ОБЪЧБЧ ЕЗП ОЕИПТПЫЙН УМПЧПН. чУЕ, ЛПЗП ПО ОБЪЩЧБМ ЗТХВЩНЙ УМПЧБНЙ, РЕТЕУФБЧБМЙ УНЕСФШУС Й ОЕ НПЗМЙ ВЩФШ ДПВТЩНЙ. тБУЛПМДПЧБФШ ОЕУЮБУФОПЗП ТЕВЕОЛБ НПЦОП ВЩМП ФПМШЛП ДПВТЩНЙ, МБУЛПЧЩНЙ ЙНЕОБНЙ. еУМЙ Х ОБУ ЕУФШ ФБЛЙЕ ДЕФЙ, ДБЧБКФЕ РПРТПВХЕН ЙИ ТБУЛПМДПЧБФШ". чПУРЙФБФЕМШ РТПУЙФ РПНПЮШ ЕНХ: "лФП УНПЦЕФ УФБФШ ДПВТЩН ЧПМЫЕВОЙЛПН? юФПВЩ ТБУЛПМДПЧБФШ чБУА, ОБДП ОБЪЩЧБФШ ЕЗП МБУЛПЧЩНЙ, ДПВТЩНЙ ЙНЕОБНЙ". пВЩЮОП ДЕФЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН ЧЩЪЩЧБАФУС ВЩФШ ДПВТЩНЙ ЧПМЫЕВОЙЛБНЙ.

"чПМЫЕВОЩЕ ПЮЛЙ". чПУРЙФБФЕМШ ПВЯСЧМСЕФ: "с ИПЮХ РПЛБЪБФШ ЧБН ЧПМЫЕВОЩЕ ПЮЛЙ. фПФ, ЛФП ЙИ ОБДЕОЕФ, ЧЙДЙФ ФПМШЛП ИПТПЫЕЕ Ч ДТХЗЙИ, ДБЦЕ ФП, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ РТСЮЕФ ПФ ЧУЕИ. чПФ УЕКЮБУ С РТЙНЕТА ЬФЙ ПЮЛЙ... пК, ЛБЛЙЕ ЧЩ ЧУЕ ЛТБУЙЧЩЕ, ЧЕУЕМЩЕ, ХНОЩЕ!" рПДИПДС Л ЛБЦДПНХ ТЕВЕОЛХ, ЧЪТПУМЩК ОБЪЩЧБЕФ ЛБЛПЕ-МЙВП ЕЗП ИПТПЫЕЕ ЛБЮЕУФЧП. "б ФЕРЕТШ НОЕ ИПЮЕФУС, ЮФПВЩ ЧЩ РП ПЮЕТЕДЙ РТЙНЕТЙМЙ ЬФЙ ПЮЛЙ Й ИПТПЫЕОШЛП ТБУУНПФТЕМЙ УЧПЕЗП УПУЕДБ. нПЦЕФ ВЩФШ, ЧЩ ЪБНЕФЙФЕ ФП, ЮЕЗП ТБОШЫЕ ОЕ ЪБНЕЮБМЙ".

"лПНРМЙНЕОФЩ". дЕФЙ УФБОПЧСФУС Ч ЛТХЗ. зМСДС Ч ЗМБЪБ УПУЕДХ, ЗПЧПТСФ ОЕУЛПМШЛП УМПЧ, ИЧБМСФ ЪБ ЮФП-ОЙВХДШ, ЦЕМБАФ ЮФП-ОЙВХДШ ИПТПЫЕЕ.

"рПДБТЛЙ". рЕТЕД ЙЗТПК ЧПУРЙФБФЕМШ ЗПФПЧЙФ ТБЪМЙЮОЩЕ РТЙЧМЕЛБФЕМШОЩЕ ДМС ДЕФЕК НЕМПЮЙ: НБМЕОШЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ, МЕОФПЮЛЙ, ЪОБЮЛЙ, ЛПТПВПЮЛЙ, ЛПФПТЩЕ ДЕФСН РТЙСФОП ВЩМП ВЩ РПМХЮЙФШ Ч РПДБТПЛ. ч ЗТХРРЕ ПВЯСЧМСЕФУС РТБЪДОЙЛ. "дБЧБКФЕ УДЕМБЕН ФБЛ: РХУФШ ЛБЦДЩК ЙЪ ЧБУ ЧЩВЕТЕФ ФП, ЮФП ЕНХ РПОТБЧЙФУС, РПМПЦЙФ Ч ЛПТПВЛХ Й РПФПН РПДБТЙФ, ЛПНХ ЪБИПЮЕФ", - РТЕДМБЗБЕФ ЧПУРЙФБФЕМШ. дЕФЙ РПДИПДСФ Л ФЕН, ЛПНХ ИПФСФ УДЕМБФШ РПДБТПЛ. ъЧХЮБФ УМПЧБ ВМБЗПДБТОПУФЙ.

"лПОЛХТУ ИЧБУФХОПЧ". дЕФЙ УБДСФУС Ч ЛТХЗ, ЧПУРЙФБФЕМШ ПВЯСЧМСЕФ: "уЕЗПДОС НЩ У ЧБНЙ РТПЧЕДЕН ЛПОЛХТУ ИЧБУФХОПЧ. чЩЙЗТБЕФ ФПФ, ЛФП МХЮЫЕ РПИЧБУФБЕФУС. оП ИЧБУФБФШУС НЩ ВХДЕН ОЕ УПВПК, Б УЧПЙН УПУЕДПН. чЕДШ ЬФП ФБЛ РТЙСФОП Й ФБЛ РПЮЕФОП - ЙНЕФШ УБНПЗП МХЮЫЕЗП УПУЕДБ. рПУНПФТЙФЕ ЧОЙНБФЕМШОП ОБ ФПЗП, ЛФП УЙДЙФ УРТБЧБ ПФ ЧБУ. рПДХНБКФЕ, ЮФП Ч ОЕН ЕУФШ ИПТПЫЕЗП, ЛБЛЙЕ ДПВТЩЕ РПУФХРЛЙ ПО УПЧЕТЫЙМ, ЮЕН НПЦЕФ РПОТБЧЙФШУС. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ, ЮФП ЬФП ЛПОЛХТУ, Й ЧЩЙЗТБЕФ ФПФ, ЛФП ОБКДЕФ Ч УЧПЕН УПУЕДЕ ВПМШЫЕ ДПУФПЙОУФЧ". фБЛБС ПТЗБОЙЪБГЙС ЙЗТЩ ЧЩЪЩЧБЕФ ДБЦЕ Х ЪБНЛОХФПЗП ЙМЙ ЧТБЦДЕВОП ОБУФТПЕООПЗП ТЕВЕОЛБ ЙОФЕТЕУ Л УЧЕТУФОЙЛХ Й ЦЕМБОЙЕ ОБКФЙ Х ОЕЗП ИПТПЫЙЕ ЮЕТФЩ.

«Пристань детства»

Исследование межличностных отношений детей

в группах детского сада

(обучающий семинар-практикум)

Подготовила

педагог-психолог

1. Взаимодействие детей дошкольного возраста - главное условие формирования личности, человеческого развития.

2. Особенности общения со сверстниками.

3. Межличностный конфликт как негативная форма отношений взаимодействия между детьми.

4. Результаты социометрических исследований в подготовительных группах детского сада.

Цели семинара-практикума:

· изучение коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста, посещающих детское образовательное учреждение;

· создание и описание педагогических условий, способствующих бесконфликтному, психологически комфортному и содержательному общению детей и взрослых.

На основе изученного материала можно предположить, что бесконфликтное, общение детей дошкольного возраста друг с другом и взрослыми положительно влияет на развитие личности ребенка при условии:

Развития положительных эмоций и чувств, побуждающих детей к коммуникативной деятельности;

Формирования у детей базовых социальных навыков общения.

· изучение теоретического материала по проблеме преодоления межличностных конфликтов, возникающих в результате взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками посредством общения;

· изучение межличностных конфликтов детей и взрослых в группе детского сада;

· формирование у детей дошкольного возраста умения бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми.

1. Взаимодействие детей дошкольного возраста - главное условие формирования личности, человеческого развития.

Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в окружающем мире. Особенно велика роль общения в детстве. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Для дошкольника его взаимодействие с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Все это он может усвоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития , а значит и его дальнейшая судьба.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными негативными явлениями у детей дошкольного возраста являются межличностные конфликты (, и другие). Эффективность воспитания в большей степени зависит от умения педагогов и психологов организовывать правильные отношения между детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное и нравственное развитие детей вызывают серьезную тревогу. Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской среде (агрессивность , отчужденность, жестокость, враждебность), зарождаются именно в дошкольном возрасте. Если формирование общения складывается благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и взрослым и умеет нормально общаться с ними, никого не обижая и обижаясь на других, можно надеяться, что он в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.

В качестве центральных понятий были задействованы следующие:

общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно - оценочного характера, (коллективная игра, совместный труд и т. д.), обеспечивающее планирование, осуществление и контролирование их деятельности, а также удовлетворяющее потребность человека в контакте с другими людьми;

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразие и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы;

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов своего поведения и деятельности.

2.Особенности общения со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей , качественно отличающих его от общения с взрослым. Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий.

Второе отличие общения сверстников от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников (по данным) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяют предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить оригинальность и самобытное начало.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются 2 таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй - около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1-2 лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника.

К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-З ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности, к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные - их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы.

Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие - наоборот, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в психологических исследованиях.

3. Межличностный конфликт как негативная форма отношений взаимодействия между детьми.

Межличностный конфликт это негативная форма отношений взаимодействия между субъектами, связанных с их психологическими позициями. Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей. Изменения в поведении ребенка – вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.

Однако специальные наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников (а их не так уж мало) в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Однако, во всех случаях, главная цель заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам и взрослым, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей. Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка в детском образовательном учреждении приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

Литература

1. Панфилова общения.-М.: ТОО «ИнтелТех», 1995.

2. Развитие общения дошкольника со сверстниками / под ред. . М., 1989.

3. Развитие общения у дошкольников / под ред. , -М.,1964.

4. Репина -психологическая характеристика группы детского сада.- М: Педагогика, 1988.

5. Рояк конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.- М., 1988.

6. Смирнова ребенка.- М Школа-Пресс, 1997.

Я И ДРУГИЕ. Тренинг формирования социальных навыков, направленных на сохранение здоровья и формирования безопасного и ответственного, уверенного поведения

ОСНОВНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В качестве диагностической методики мы предлагаем использовать упрощенный вариант проективного психологического теста «Прогулка по лесу» .

Учащимся предлагается представить, что они будут совершать мысленную прогулку по лесу, где с ними может произойти все, что угодно. Нужно внимательно слушать и все, что представили, подробно записывать на листочке.

1. Итак, вы идете по лесу . Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий и просторный или частый и густой. Идете вы по тропинке или сами прокладываете путь. Запишите.

2. Вы идете и видите на земле чашу (чашку) . Представьте себе и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая. Запишите.

3. Вы встречаете препятствие , например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать? Запишите.

5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка . Опишите свои действия.

6. Вы справились наконец с волком и пошли дальше, подошли к озеру . Что вы станете делать? Запишите.

7. Наконец вы подходите к совершенно непонятному препятствию . Это огромной высоты стена , и стена это такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать? Запишите.

ИНТЕПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ

1. Лес – это общество, социальная среда, в которой живет человек . Характеристика леса – это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник неуверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью.

Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни.

2. Описание чаши или чашки психологи связывают с восприятием человека самого себя, с самооценкой, отношение к себе . Так чистая чаша – это восприятие самого себя как положительного человека, грязная – критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная – с активностью, зеленая - с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая - с эмоциональностью и склонностью к искусству, белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Так, хрупкость говорит о неуверенности. Дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке.

3. Описание того как преодолевалось или не преодолевалось препятствие, говорит об умении преодолевать трудности . Если человек идет напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал и хуже того придумывает еще какие-то виды препятствий, то это неприспособленный человек, не умеющий преодолевать трудности или любящий их создавать себе сам.

4 .Дом всеми людьми связывается с семьей . Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи. Прочный и старый дом (избушка из дерева, большая деревенская изба и т.п.) – это хорошая семья, в которой ребенку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо и он еще долго будет оставаться ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности.

5. То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи . Если побежал домой за чем-либо, то от страхов человек ищет защиты у папы или мамы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие, например, топор и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему.

6. Озеро обычно не интерпретируется, однако можно предположить, что по поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни , если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.

7. Непреодолимая стена – отношение к смерти или другой неразрешимой проблеме . Поведение у стены может говорить об отсутствии или наличии страха смерти. Если хочу заглянуть за стену, пытаюсь влезть на дерево для этого, то не испытываю страха смерти, и наоборот.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.