Маклаков общая психология упрощенная. Это необходимо знать

Маклаков А. Общая психология

Часть I Введение в общую психологию 11

Глава 1 Предмет психологии, ее задачи и методы 12
11 Методологические основы изучения человека 12
12 Науки о человеке и человечестве 16
13 Психология как наука 22
14 Основные методы психологических исследований 26
Контрольные вопросы 36
Рекомендуемая литература 37

Глава 3 Понятие о психике и ее эволюции 70
31 Понятие о психике 70
32 Развитие психики животных 76
Контрольные вопросы 86
Рекомендуемая литература 86

Глава 4 Происхождение и развитие сознания человека 88
41 Понятие о сознании 88
42 Культурно-историческая концепция развития психики человека 95
43 Развитие психики человека 98
44 Физиологические основы психики человека 105
Контрольные вопросы 120
Рекомендуемая литература 120

Глава 6 Неосознаваемые психические процессы 149
61 Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов 149
62 Неосознаваемые побудители сознательных действий 156
63 «Надсознательные» процессы 159
Контрольные вопросы 161
Рекомендуемая литература 162

Часть 2 Психические процессы 163

Глава 7 Ощущение 164
71 Общее понятие об ощущении 164
72 Виды ощущений 169
73 Основные свойства и характеристики ощущений 173
74 Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 180
75 Развитие ощущений 183
76 Характеристика основных видов ощущений 184
Контрольные вопросы 198
Рекомендуемая литература 199

Глава 9 Представление 234
91 Определение представления и его основные характеристики 234
92 Виды представлений 238
93 Индивидуальные особенности представления и его развитие 242
94 Первичные образы памяти и персеверирующие образы 245
Контрольные вопросы 246
Рекомендуемая литература 246

Глава 10 Память 247
101 Определение и общая характеристика памяти 247
102 Основные виды памяти 255
103 Основные процессы и механизмы памяти 261
104 Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 275
Контрольные вопросы 281
Рекомендуемая литература 282

Глава 11 Воображение 283
111 Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности 283
112 Виды воображения 286
113 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы 290
114 Индивидуальные особенности воображения и его развитие 292
115 Воображение и творчество 294
Контрольные вопросы 296
Рекомендуемая литература 296

Глава 13 Речь 333
131 Общая характеристика речи 333
132 Физиологические основы речи 336
133 Теоретические проблемы возникновения речи 340
134 Основные виды речи 344
135 Развитие речи у ребенка 348
Контрольные вопросы 353
Рекомендуемая литература 353

Глава 14 Внимание 354
141 Понятие внимания 354
142 Основные виды внимания 363
143 Основные характеристики свойств внимания 366
144 Развитие внимания 370
Контрольные вопросы 372
Рекомендуемая литература 372

Глава 15 Воля 373
151 Общая характеристика волевых действий 373
152 Основные психологические теории воли 376
153 Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий 379
154 Структура волевого действия 383
155 Волевые качества человека и их развитие 387
Контрольные вопросы 391
Рекомендуемая литература 391

Глава 16 Эмоции 392
161 Виды эмоций и их общая характеристика 392
162 Физиологические основы и психологические теории эмоций 400
163 Развитие эмоций и их значение в жизни человека 408
Контрольные вопросы 414
Рекомендуемая литература 415

Глава 17 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью 416
171 Психические процессы с точки зрения кибернетической науки 416
172 Теория сигналов и психические процессы 423
173 Информационная структура нервных процессов и психические образы 428
Контрольные вопросы 435
Рекомендуемая литература 435

Часть 3 Психические состояния и их регуляция 437

Глава 18 Адаптация человека и функциональное состояние организма 438
181 Общее понятие об адаптации человека 438
182 Общее представление о функциональном состоянии организма 442
183 Общая характеристика состояний организма и психики 448
Контрольные вопросы 455
Рекомендуемая литература 455

Глава 19 Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний 456
191 Понятие об эмоциональном стрессе 456
192 Регуляция эмоциональных состояний 462
Контрольные вопросы 468
Рекомендуемая литература 468

Часть 4 Психические свойства личности 469

Глава 20 Личность 470
201 Общее понятие о личности 470
202 Взаимосвязь социального и биологического в личности 472
203 Формирование и развитие личности 481
Контрольные вопросы 489
Рекомендуемая литература ………………………… 489

Глава 21 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 490
211 Теории личности 490
212 Методология экспериментальных исследований личности 503
Контрольные вопросы 510
Рекомендуемая литература 510

Глава 22 Направленность и мотивы деятельности личности 511
221 Понятие о направленности личности и мотивации деятельности 511
222 Психологические теории мотивации 517
223 Основные закономерности развития мотивационной сферы 524
224 Мотивированное поведение как характеристика личности 528
Контрольные вопросы 534
Рекомендуемая литература 534

Глава 23 Способности 535
231 Общая характеристика способностей человека 535
232 Уровни развития способностей и индивидуальные различия 539
233 Природа человеческих способностей 545
234 Развитие способностей 548
Контрольные вопросы 551
Рекомендуемая литература 551

Глава 24 Темперамент 553
241 Понятие о темпераменте 553
242 Краткий обзор учений о темпераменте 555
243 Физиологические основы темперамента 560
244 Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности 562
Контрольные вопросы 565
Рекомендуемая литература 565

Глава 25 Характер 567
251 Понятие о характере 567
252 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера 570
253 Формирование характера 579
Контрольные вопросы 581
Рекомендуемая литература 582

ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ
Имена
Ананьев Борис Герасимович 13
Бехтерев Владимир Михайлович 32
Аристотель 42
Уотсон Джон Бродус 51
Челпанов Георгии Иванович 54
Рубинштейн Сергей Леонидович 55
Павлов Иван Петрович 81
Выготский Лев Семенович 94
Анохин Петр Кузьмич 114
Леонтьев Алексей Николаевич 126
Бернштейн Николай Александрович 138
Фрейд Зигмунд 158
Шеррингтон Чарльз Скотт 170
Фехнер Густав Теодор 174
Лурия Александр Романович 182
Гельмгольц Герман 190
Вундт Вильгельм 230
Теплов Борис Михайлович 240
Эббингауз Герман 251
Смирнов Анатолий Александрович 262
Зинченко Петр Иванович 264
Бине Альфред 312
Пиаже Жан 327
Гальперин Петр Яковлевич 328
Ухтомский Алексей Алексеевич 358
Узнадзе Дмитрий Николаевич 360
Корнилов Константин Николаевич 378
Джемс Уильям 387
Ланге Николай Николаевич 431
Селье Ганс 451
Юнг Карл Густав 494

Адлер Альфред 495
Хорни Карен Клементина 497
Роджерс Карл Рэнсом 498
Маслоу Абрахам Харольд 500
Жане Пьер Мари Фели 503
Олпорт Гордон Уиллард 507
Макдугалл Уильям 521
Бандура Альберт 533
Гальтон Фрэнсис 544
Фромм Эрих 577

Это необходимо знать
Валидность и надежность психодиагностического теста 27
Моральные принципы деятельности психолога 30
Перспективы выпускников психологических факультетов 66
Что такое «мозговой штурм»? 323
Гомеостатические механизмы организма 440
Антисоциальная личность 515
Из истории психологии
Классический эксперимент И П Павлова 82
Исследования функциональной асимметрии мозга 112
Теория научения 128
Теории слуха 192
Теории цветового зрения 196
Феноменальная намять 280
Патология воли 381
Это интересно
Что является механизмами сознания? 96
Существует ли явление «ней»? 154
Как происходит передача информации от рецептора в мозг? 166
Как человек распознает объекты? 204
Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? 226
Можно ли изучать представления? 237
Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти 256
Амнезия детства 278
Что такое творческая личность?287
Что является физиологической основой мышления? 302
Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? 342
Что является материальной основой внимания? 356
Из чего состоит эмоция человека? 406
Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека?418
Что формирует личность: наследственность или среда? 474
Агрессивное поведение 530


ОТ АВТОРА

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.

Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:

С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А.А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ - московской и петербургской

Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.

А. Г. МАКЛАКОВ

ПИТЕР
Санкт-Петербург
Москва Харьков Минск
2001

Маклаков Анатолий Геннадьевич
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Серия «Учебник нового века»

ББК 883я7 УДК 1599(075)

Маклаков А. Г.
М15 Общая психология - СПб: Питер, 2001 - 592 с: ил - (Серия «Учебник нового века»)
ISВN 5-272-00062-5
Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

© А Г Маклаков, 2000
© Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

15ВМ 5-272-00062-5

ЗАО «Питер Бук» 196105, Санкт-Петербург, ул Благодатная, 67 Лицензия ИД № 01940 от 050600 Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;
953000 - книги и брошюры
Подписано в печать 250601 Формат 70х 100"/^ Усл п л 47,73 Доп тираж 7000 экз Заказ № 976 Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им А М Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр, 15

Если вы, уважаемый читатель, держите в руках эту книгу, то скорее всего вам предстоит экзамен по психологии. Сможет ли эта книга вам помочь?

Если вы стремитесь стать профессиональным психологом, то вряд ли эта книга будет способствовать тому, чтобы вы успешно сдали экзамены. Она не содержит столь объемного материала, чтобы студент-психолог, прочитав ее, мог претендовать на высокую оценку. В процессе обучения будущим психологам приходится изучать значительное количество учебных дисциплин, и данное издание не является панацеей при подготовке к экзамену. Оно может быть использовано лишь в том случае, когда студенту-психологу необходимо систематизировать свои фундаментальные знания.

Если вы обучаетесь в вузе по непсихологической психологической специальности (вы будущий педагог, инженер, экономист, юрист и т. п.), то эта книга предназначена именно для вас. В настоящее время психология получила весьма широкое распространение. Практически по любой специальности Государственный образовательный стандарт высшего профессионального обучения предполагает ознакомление будущего специалиста с основами психологических знаний. При обучении по конкретным специальностям эта учебная дисциплина может называться по разному: «Основы психологии», «Психология человека», «Психология», «Психология профессиональной деятельности» и т. д. Однако как бы ни называлась учебная дисциплина, ее основную часть составляют те знания, которые относятся к категории фундаментальных психологических знаний.

Данная книга написана на основе учебника автора «Общая психология», который был издан впервые в 2000 г. и за прошедшее с тех пор время стал весьма популярен среди студентов-психологов. Материал, вошедший в эту книгу, содержит основную часть информации, которой должен обладать студент, обучающийся в вузе по непсихологической специальности, для того, чтобы успешно сдать экзамен по психологии.

Автор надеется, что данная книга не только поможет сдать успешно экзамен, но и пробудит интерес к психологии. Жить среди людей и не знать психологии – нельзя. Возможно, что эта книга для некоторых послужит толчком к более глубокому познанию тех, кто вас окружает.

В работе над книгой автору помогали многие талантливые люди. Прежде всего это сотрудники издательства «Питер», не только принимавшие непосредственное участие в ее подготовке к печати, но и инициировавшие ее создание. Особую признательность автор выражает своей дочери Евгении, которая совсем недавно окончила вуз и принимала самое живое участие в отборе материала для данной книги, предназначенной помочь вам, уважаемый читатель, сдать успешно экзамен по весьма сложной для изучения, но чрезвычайно актуальной для практики учебной дисциплине.

1. Психология. Предмет, объект и методы психологии

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений .

В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явления. Остановимся более подробно на том, что включают данные понятия.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет специфические органы, обусловливающие возможность существования психики (т. е. нервную систему, нервные узлы и т. д.).

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Закономерности психики проявляются в реально существующих разнообразных психических явлениях.

Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Однако наиболее часто встречается деление психических явлений на три основных класса: психические процессы , психические состояния и психические свойства личности (рис. 1).

Рис. 1. Структура психических явлений

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. И главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеют начало , течение и конец , т. е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы .

В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы . В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Однако, вероятно, более целесообразным является отнесение данной группы к самостоятельным психическим явлениям, а не процессам, поскольку они включают не только динамические, но и статические явления.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В свою очередь, психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать деятельности или тормозить ее. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Следующий класс психических явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

Методологические основы изучения человека.
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая психология, Маклаков А.Г., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности. Побуди­тельные причины деятельности. Цель деятельности. Воля и внимание в деятельности. Специфи­ка человеческой деятельности и ее атрибуты. Виды человеческой деятельности. Деятельность и развитие человека.

Основные понятия психологической теории деятельности. Операциоино-технические ас­пекты. Разработка и развитие теории деятельности в трудах российских ученых. Структура дея­тельности. Действие как центральный компонент деятельности. Основные характеристики дей­ствия. Основные принципы психологической теории деятельности. Условия деятельности. По­нятие об операциях. Автоматические действия И навыки. Психофизиологические функции деятельности.

Теория деятельности и предмет психологии. Потребность как исходная форма активности живых организмов. Основные этапы формирования и развития потребности. Мотив деятельно­сти. Ведущий мотив и мотивы-стимулы. Неосознаваемые мотивы: змоции и личностный смысл. Механизмы образования мотивов. Понятие о внутренней деятельности.

Физиология движений и физиология активности. Общее понятие о психомоторике. И. М. Се­ченов о физиологии движений. Рефлекторная концепция движения. Типы сенсомоторных про­цессов. Сенсоречевые реакции и идеомоторные процессы. Механизмы организации движений. Н. А. Бернштейн и его теория физиологии движений. Принцип сенсорных коррекций. Факторы, влияющие на ход выполнения движений. Сигналы обратной связи. Рефлекторное кольцо. Уров­ни построения движений по Бернштейну. Процесс формирования двигательного навыка и прин­цип активности. Основные периоды и фазы построения движений. Автоматизация движений. Принцип активности и принцип реактивности. Произвольные акты.

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность - это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. Впроцессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача - это заданная в определенных усло­виях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельно­сти чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо спе­циальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. ре­шить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятель­ности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возмож­ным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуаль­ными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам со­циальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый че­ловек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Игра - это особый вид деятельности, результатом которого не становится про­изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ро­левые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятель­ности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индиви­дов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сце­нарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведе­ния их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжет-но-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются осно­ванием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры име­ют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является веду­щим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Еще один вид деятельности - это учение. Учение выступает как вид деятель­ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы­ков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных обра­зовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить по­путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особен­ности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит сред­ством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фак­тором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Деятельность человека - это весьма сложное и многообразное явление (рис. 5.1). В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерар­хической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом со-временных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, се индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I 8
ВВЕДЕНИЕ В 8
ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ 8
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 10
1.1. Методологические основы изучения человека 10
1.2. Науки о человеке и человечестве 14
1.3. Психология как наука 20
1.4. Основные методы психологических исследований 24
Глава 2. Психология в структуре современных наук 35
2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании 35
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения 42
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении 46
2.4. Становление отечественной психологии 50
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук 53
2.6. Основные отрасли психологии 59
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции 67
3.1. Понятие о психике 67
3.2. Развитие психики животных 73
Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека 85
4.1. Понятие о сознании 85
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека 92
4.3. Развитие психики человека 95
4.4. Физиологические основы психики человека 100
Глава 5. Психологическая теория деятельности 117
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности 117
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности 120
5.3. Теория деятельности и предмет психологии 125
5.4. Физиология движений и физиология активности 130
Глава 6. Неосознаваемые психические процессы 144
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов 144
6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий 151
6.3. «Надсознательные» процессы 154
ЧАСТЬ 2 158
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 158
Глава 7. Ощущение 159
7.1. Общее понятие об ощущении 159
7.2. Виды ощущений 164
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений 168
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 175
7.6. Характеристика основных видов ощущений 179
Глава 8. Восприятие 195
8.1. Общая характеристика восприятия 195
8.2. Физиологические основы восприятия 197
8.3. Основные свойства и виды восприятия 202
8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей 208
8.5. Предмет и фон в восприятии 211
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии 213
8.7. Восприятие пространства 217
8.8. Восприятие движения и времени 224
Глава 9. Представление 229
9.1. Определение представления и его основные характеристики 229
9.2. Виды представлений 233
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие 237
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы 240
Глава 10. Память 242
10.1. Определение и общая характеристика памяти 242
10.2.Основные виды памяти 250
10.3. Основные процессы и механизмы памяти 257
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 271
Глава 11. Воображение 279
11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности 279
11.2. Виды воображения 282
11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы 287
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие 289
11.5. Воображение и творчество 291
Глава 12. Мышление 294
12.1. Природа и основные виды мышления 294
12.2. Основные формы мышления 302
12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления 307
12.4. Основные виды умственных операций 314
12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление 319
12.6. Развитие мышления 323
Глава 13. Речь 331
13.1. Общая характеристика речи 331
13.2. Физиологические основы речи 334
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи 339
13.4. Основные виды речи 343
13.5. Развитие речи у ребенка 347
Глава 14. Внимание 353
14.1. Понятие внимания 353
14.2. Основные виды внимания 362
14.3. Основные характеристики свойств внимания 365
14.4. Развитие внимания 369
Глава 15. Воля 372
15.1. Общая характеристика волевых действий 372
15.2. Основные психологические теории воли 375
15.4. Структура волевого действия 382
15.5. Волевые качества человека и их развитие 386
Глава 16. Эмоции 391
16.1. Виды эмоций и их общая характеристика 391
16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций 399
16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека 408
Часть 3 436
Психические состояния и их регуляция 436
18.1. Общее понятие об адаптации человека 437
18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма 441
18.3. Общая характеристика состояний организма и психики 447
Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний 455
19.1. Понятие об эмоциональном стрессе 455
19.2. Регуляция эмоциональных состояний 461
ЧАСТЬ 4 468
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 468
Глава 20. Личность 469
20.1. Общее понятие о личности 469
20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности 471
20.3. Формирование и развитие личности 480
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 489
21.1. Теории личности 489
21.2. Методология экспериментальных исследований личности 502
Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности 510
22.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности 510
22.2. Психологические теории мотивации 516
22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы 523
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности 527
Глава 23. Способности 534
23.1. Общая характеристика способностей человека 534
23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия 538
23.4. Развитие способностей 547
Глава 24. Темперамент 551
24.1. Понятие о темпераменте 551
24.2. Краткий обзор учений о темпераменте 553
Глава 25. Характер 564
25.1. Понятие о характере 564
25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера 567
25.3. Формирование характера 576

ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ Имена
Ананьев Борис Герасимович 13
Бехтерев Владимир Михайлович 32
Аристотель 42
Уотсон Джон Бродус 51
Челпанов Георгий Иванович 54
Рубинштейн Сергей Леонидович 55
Павлов Иван Петрович 81
Выготский Лев Семенович 94
Анохин Петр Кузьмич 114
Леонтьев Алексей Николаевич 126
Бернштейн Николай Александрович 138
Фрейд Зигмунд 158
Шеррингтон Чарльз Скотт 170
Фехнер Густав Теодор 174
Лурия Александр Романович 182
Гельмгольц Герман 190
Вундт Вильгельм 230
Теплов Борис Михайлович 240
Эббингауз Герман 251
Смирнов Анатолий Александрович 262
Зинченко Петр Иванович 264
Бине Альфред 312
Пиаже Жан 327
Гальперин Петр Яковлевич 328
Ухтомский Алексей Алексеевич 358
Узнадзе Дмитрий Николаевич 360
Корнилов Константин Николаевич 378
Джемс Уильям 387
Ланге Николай Николаевич 431
Селье Ганс 451
Юнг Карл Густав 494

Адлер Альфред 495
Хорни Карен Клементина 497
Роджерс Карл Рэпсом 498
Маслоу Абрахам Харольд 500
Жане Пьер Мари Фели 503
Олпорт Гордон Уиллард 507
Макдугалл Уильям 521
Бандура Альберт 533
Гальтон Фрэнсис 544
Фромм Эрих П 577
Это необходимо знать
Валидность и надежность психодиагностического теста 27
Моральные принципы деятельности психолога 30
Перспективы выпускников психологических факультетов 66
Что такое «мозговой штурм»? 323
Гомеостатические механизмы организма 440
Антисоциальная личность 515
Из истории психологии
Классический эксперимент И. П. Павлова 82
Исследования функциональной асимметрии мозга 112
Теория научения 128
Теории слуха 192
Теории цветового зрения 196
Феноменальная память 280
Патология воли 381
Это интересно
Что является механизмами сознания? 96
Существует ли явление «пси»? 154
Как происходит передача информации от рецептора в мозг? 166
Как человек распознает объект ы? 204
Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? 226
Можно ли изучать представления? 237
Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти 256
Амнезия детства 278
Что такое творческая личность? 287
Что является физиологической основой мышления? 302
Могут ЛИ другие биологические виды овладеть человеческим языком? 342
Что является материальной основой ВНИМАНИЯ? 356
Из чего состоит эмоция человека? 406
Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека? 418
Что формирует личность: наследственность или среда? 474
Агрессивное поведение 530

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.