Индивидуальное развитие организма кратко конспект. Конспект урока "индивидуальное развитие организма" - конспекты уроков биологии - каталог файлов - биология не для ботанов

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Задачи : сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Элементы содержания: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гаструляция, нейрула, постэмбриональное развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : таблицы «Индивидуальное развитие», «Сходство зародышей позвоночных животных», презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов.

Элемент сравнения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

и) растения и животные

л) две

м) медленно

Ответ :

Размножение

III. Изучение нового материала.

1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.

Онтогенез состоит из двух периодов:

1) Эмбриональный начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.

2) Постэмбриональный начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

2. Эмбриональный период развития.

1) При сиянии половых клеток образуется зигота .

2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой . Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы .

4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой .

5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Задание . Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу.

Зародышевые листки, их производные

Название листка

Запомните!

3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:

1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.

2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.

3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.

Постэмбриональное развитие животных

4. Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных».

Если сравнить эмбрионы различных позвоночных животных, можно отметить, что на ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

То есть биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам :

1. Что такое онтогенез?

2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.

3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде?

4. В чем смысл биогенетического закона?

Домашнее задание: § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).

Сравнение полового и бесполого размножения

Элемент сравнения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

л) две

м) медленно

Сравнение полового и бесполого размножения

Элемент сравнения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

л) две

м) медленно

Сравнение полового и бесполого размножения

Элемент сравнения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

л) две

м) медленно

I.. Форма организации учебной деятельности. План урока: 1.Оргмомент. II. Проверка знаний. Фронтальная работа (ответы на вопросы учителя) III. Изучение нового материала.1.Краткая историческая справка. О вкладе ученых в развитии эмбриологии 2. Периоды онтогенеза: -Эмбриональный (от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек) -Постэмбриональный период(от выхода из яйцевых оболочек, или рождения до смерти). 2.1. Эмбриональный период развития у животных:1-й этап -Дробление, 2-й -гаструла, 3-й -нейрула (использование таблицы "Индивидуальное развитие ланцетника) 2.2. Самостоятельная работа учащихся по учебнику А.А.Каменского (стр. 134) и учебнику В.Б.Захарова рис. 7.3., работа на Интерактивной доске. Подписать рисунок "Зародышевые листки", а также заполнение таблицы "Дифферинцировка клеток". 3. Взаимодействие частей зародыша. Эмбриональная индукция(сообщение ученика). 4. Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона (сообщение ученика). Комментарий учителя по слайдам. 5. Информация о новорожденных по Целинному району РК(комментарий учителя) 6. Работа учащихся с терминами, заполнение словаря терминов.7. Закрепление и выводы. II. Виды учебной деятельности учащихся на уроке: А). сбор информации в различных источниках (учебники, Интернет), работа на Интерактивной доске по составлению таблиц, схем; Б). осмысление научного содержания ведущих понятий (эмбриология, эмбриогенез, онтогенез, бластула, гаструла, органогенез, нейрула, эмбриональная индукция, эктодерма, мезодерма, энтодерма); В).изучение действия неблагоприятных факторов окружающей среды на развивающийся зародыш, заболевания, вызванные теми или иными причинами;Г) определение для себя основных правил по сохранению и улучшению здоровья, среды обитания. III.Описание организации творческой деятельности учащихся. В ходе работы на уроке учащиеся работали на Интерактивной доске: подписывали схему "Типы нтогенеза" , рисунок "Зародышевые листки", заполняли таблицу ""Дифферинцировка клеток", выступление учащихся с сообщениями "Эмбриональная индукция", "О вредном влиянии факторов окружающей среды на развитие зародыша". IV.Материалы по методическому обеспечению данного урока.:Портреты ученых: К.Бэра, И.И.Мечникова, А.О Ковалевского, Э.Геккеля, Ф.Мюллера, А.Н.Северцова; Таблица по Общей биологии "Индивидуальное развитие ланцетника"; Презентация к уроку,; Карточки с заданиями; детский резиновый мячик; учебник Общая биология 10-11 классы, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник; Учебник Общая биология 10 класс профильный уровень, Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И., Захарова Е.Т.; сведения о новорожденных по Целинному районй РК (таблица)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия

МОБУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа им. Г.К.Жукова»

Конкурс «Мой лучший урок»

Направление: Естественно - научное

«Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период»

(урок биологии в 10 «А» классе)

Разработчик: Арсенова Юлия Бембеевна

Должность : учитель биологии

Адрес ОУ : 359180, Республика Калмыкия,

Целинный район, с. Троицкое,

ул. Чавычалова 11А

Телефон ОУ : 8(847-42)9-12-56

Целинный район, с. Троицкое,

ул. П. Акугинова д.14 кв.7

с.Троицкое, 2013

План урока: I . Оргмомент.

II. Актуализация знаний . Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов».

Фронтальный опрос. Вспомните: Что называется размножением?

Овеет: Способность организма воспроизводить себе подобных.

Какие Вы знаете способы размножения? Ответ ученика: Бесполое и половое.

В чём различие между бесполым и половым размножением?

Ответы учащихся : При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом – участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей .

Что такое гамета? Ответ: Половая клетка. Какие Вы знаете гаметы? Ответ: Яйцеклетка и сперматозоид или спермии .

Где они образуются? Ответ: В половых железах.

Что называется оплодотворением? Ответ: Процесс слияния гамет.

В чём биологическое значение оплодотворения? Ответ: Восстановление диплоидного набора хромосом.

Что образуется в результате оплодотворения? Ответ: Зигота

Что такое зигота? Ответ: Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского

Учитель . Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? Ответ: О родстве и единстве происхождения. Каким же образом из зиготы развивается целый организм? (Благодаря делению и росту клеток).

Правильно . Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза.

Вопросы к классу:

*Что такое онтогенез? *Чем отличается онтогенез у одноклеточных от онтогенеза многоклеточных? * Какие типы онтогенеза различают у животных? Перечислить особенности.

* Чем заканчивается эмбриональный период эмбриогенеза у крокодила? * Каковы функции плаценты?

Ребята, давайте вспомним типы онтогенеза . Обратите внимание на ИД (интерактивная доска), где схема «Типы онтогенеза». Вам необходимо заполнить недостающие названия.

Работа на ИД. Учащийся записывает на схеме три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробный и дают краткую характеристику, другие учащиеся работают с таблицей «Типы онтогенеза» (Приложение1.)

Цель урока : изучить процесс онтогенеза, периоды онтогенеза (подробно эмбриогенез), этапы онтогенеза и процессы, протекающие на этих этапах, познакомиться с явлением эмбриональной индукции и влиянием внешней среды на развитие зародыша (эмбриона).

Задачи: Обучающие – сформировать понятия: онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства.

Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.
Воспитывающие – аккуратное оформление схем в тетради; показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.

Оборудование : мультимедийная презентация, интерактивная доска, таблица «Онтогенез у животных», карточки с заданиями и тестами, портреты ученых – К.М.Бэра, И.И.Мечникова, А.О.Ковалевского, А.Н.Северцова, Э.Геккеля и Ф.Мюллера.

. . Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греческого embryon – зародыш). Основателем современной эмбриологии по праву считается академик Российской академии К.М.Бэр. В 1828 г. он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором на основе фундаментальных наблюдений над развитием куриного зародыша и зародышами млекопитающих положил начало учению о зародышевых листках и сформулировал закон зародышевого сходства. К.М.Бэр доказал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. Современным представлениям о зародышевых листках, наука обязана А.О.Ковалевскому, который обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых. Мысли Ч.Дарвина, работы К.Бэра, А.О.Ковалевского, И.И. Мечникова и др. ученых эмбриологов подготовили почву для создания немецкими учеными Ф.Мюллером и Э. Геккелем биогенетического закона , согласно которому онтогенез, т.е. индивидуальное развитие вида, есть краткое повторение филогенеза исторического развития вида которому он относится. Большой вклад в развитие биогенетического закона внес российский ученый -академик А.Н.Северцов. Им было установлено, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.

Периоды онтогенеза: 1. Эмбриональный 2. Постэмбриональный Эмбриональный период развития у животных:

1-й этап – Дробление , через несколько часов с момента образования зиготы, образовавшейся в результате оплодотворения, начинается сразу же в яйцеводе. Первое деление происходит в вертикальной плоскости, и образуются две одинаковые клетки – бластомеры. Они не расходятся, а делятся еще раз, в результате чего образуются уже 4 бластомера. Далее они делятся, но уже в горизонтальной плоскости. Деление бластомеров быстро следуют одно за другим, и они не успевают расти. Поэтому на начальных стадиях дробления комочек бластомеров, который называется морула, не превосходит по своим размерам зиготу. При 32 бластомерах образуется полый шарик со стенками в один ряд клеток – бластула . Полость внутри бластулы бластоцель . Вопрос учителя: Каким способом клетки делятся? Ответ (Митоз) .

Митотическое деление зиготы и бластомеров не сопровождается ростом образовавшихся дочерних клеток до объема материнской, и размеры бластомеров в результате последовательных делений прогрессивно уменьшаются. У всех животных по размерам бластула не отличается от зиготы, то есть клетки одинаковые по размерам.
Учитель: Почему клетки маленькие по размерам? Ответы: (Не происходит роста ).

Для дробления характерны и другие черты, свойственные всем видам животных. Например, все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом, одинаковы по строению и отличаются друг от друга главным образом по количеству содержащегося в них белка. Это не

специализированные клетки. Другой особенностью дробления является чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма. Во время очень короткой интерфазы происходит только удвоение ДНК. Еще очень важная черта дробления – то, что цитоплазма зиготы при делении не перемещается. Завершается процесс дробления имплантацией зародыша в полость матки. (работа по таблице и рисунку 55 стр.132 учебника, авторы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. и учебника, авторов: Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И. и Захаровой Е.Т.- профильный уровень рис.7.1. , стр. 219.)

2-й этап – Гаструляция начинается когда количество клеток бластулы достигает нескольких сотен или тысяч. (образование второго зародышевого листка- энтодермы .)

Грубой моделью процесса гаструляции может быть опыт с проколотым детским мячом. Детские двухцветные резиновые мячи разделены по экватору полосой. Если мяч сложить таким образом, чтобы образовался колпачок или чаша, краем которого будет полоса, то получится упрощенная модель гаструлы ланцетника. В этом случае роль эктодермы будет выполнять поверхность, окрашенная одним, а роль энтодермы – поверхность с другим цветом. Полость внутри бластулы – первичная кишка, отверстие, которое ведет в нее – первичный рот. Из клеток лежащих между экто- и энтодермой образуется мезодерма, кроме кишечнополостных и губок. Вследствие появления мезодермы зародыш становится трехслойным. Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие, которое в нее ведет – первичным ртом.

На месте первичного рта образуется анальное отверстие, а на противоположном полюсе зародыша – вторичный (настоящий) рот. Поэтому млекопитающих (как и всех хордовых животных) относят к вторичноротым. Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. Клетки зародыша практически не делятся и не растут. Однако на этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки.

3-й этап – Нейрула (первичный органогенез: образуются нервная трубка, хорда, кишечная трубка). При образовании нервной трубки часть клеток эктодермы, образует сначала пластинку, затем желобок на спинной стороне зародыша. Края этого желобка замыкаются, и образуется нервная трубка, лежащая под эктодермой. В дальнейшем, на переднем конце нервной трубки, образуется головной мозг, на задней – спинной мозг. Вся остальная эктодерма – зачаток кожного эпителия. Спинная часть энтодермы под нервным зачатком, обособляется от остальной энтодермы и сворачивается в плотный тяж – хорду. Из оставшейся части энтодермы развивается мезодерма и эпителий кишечника. Дальнейшая дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению многочисленных производных зародышевых листков – органов и тканей. Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального развития онтогенеза из внешне одинаковых бластомеров развиваются различные по строению и функциям ткани, органы и системы органов.

Этот процесс получил название дифференцировки клеток . Он обуславливается тем, что в различных клетках зародыша активируются различные строго определенные группы генов. Это приводит к различиям в химических реакциях, которые в них протекают, и в строении структур составляющих бластомеры. С морфологической точки зрения дифференцирование выражается в том, что образуется несколько сотен типов клеток специфического строения, отличающиеся друг от друга. С биохимической точки зрения специализация клеток заключается в синтезе определенных белков, свойственных только данному типу клеток. В коже, в клетках эпителия, синтезируется кератин, в эритроцитах – гемоглобин, в клетках островной ткани поджелудочной железы – инсулин и т.п. При дальнейшей дифференцировке клеток, входящих в состав зародышевых листков, образуются органы. Самостоятельная работа учащихся по учебнику Каменского А.А.(стр. 134), работа на ИД (интерактивной доске). Подписать рисунок «Зародышевые листки», а также заполнение таблицы «Дифференцировка клеток» (см. Приложение2) Взаимодействие частей зародыша Эмбриональная индукция .

Учитель . Каким же образом клетки разных тканей у организмов оказываются разными по строению и функциям, т. е. дифференцируются? Ведь они все образуются из зиготы, путем деления и имеют одинаковый набор хромосом. Специальные свойства тканей определяются белками. Специфичность работы клеток зачатков органов возникает не сразу, а лишь на стадии гаструлы и нейрулы. Сообщение учащегося .(см. Приложение 3 )

  1. Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.

Учитель . На развивающийся зародыш оказывает влияние окружающая среда. В эмбриональном периоде развития любого организма зависит от условий окружающей среды. В большей степени эта зависимость проявляется у беспозвоночных животных. Яйца птиц практически изолированы от окружающей среды, а оптимальная температура для зародыша обеспечивают родители при высиживании. У плацентарных млекопитающих посредником между зародышем и окружающей средой является организм матери, от которого эмбрион получает питание, кислород, тепло. Сообщение учащегося « Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона» (см . Приложение4) Учитель. Информация о новорожденных по Целинному району Республики Калмыкия (см. Приложение 5) Анализ таблицы

5. Работа учащихся, заполнение словаря биологических терминов (см. Приложение 6 )

Закрепление. Давайте обсудим: 1.Что такое эмбриональное развитие организма? 2. Назовите стадии эмбрионального развития многоклеточных животных. 3. Как происходит дробление зиготы? 4. Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных? 5. Как образуется двухслойный зародыш? 6. Какие зародышевые листки образуются в процессе эмбриогенеза? Выводы: 1.Основателем современной эмбриологии по праву считается академик Российской академии К.М.Бэр. 2. Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит замечательным русским ученым А.О.Ковалевскому, И.И.Мечникову. 3. С момента образования зиготы и до выхода из яйцевых оболочек или рождения продолжается эмбриональный, т.е. зародышевый период. 4. В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, а затем их дифференцировка. 5. Специализация клеток зародыша приводит к возникновению первых тканей и органов. 6. В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние друг на друга – эмбриональная индукция. 7.Отрицательное влияние на развитие зародыша оказывают бесконтрольное применение некоторых лекарственных препаратов, алкоголя, наркотических веществ, никотина, диоксида серы и углерода препятствуют проникновению кислорода к тканям. Домашнее задание : § 36,37 (уч. А.А.Каменский), §7.1-7.2.3. (уч. В.Б. Захаров) заполнить таблицу «Словарь биологических терминов», используя «Краткий словарь биологических терминов», автор Ф. Реймерс

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Форма организации учебной деятельности:

План урока :

I. Оргмомент

II. Проверка знаний. Фронтальная работа (ответы на вопросы учителя)

III. Изучение нового материала .

1. Краткая историческая справка . О вкладе ученых в развитии эмбриологии (рассказ учителя)

2.. Периоды онтогенеза:

Эмбриональный (от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек)

Постэмбриональный (от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти)

2.1.Эмбриональный период развития у животных:

1-й этап – Дробление , 2-й этап-гаструла, 3-й этап – нейрула (объяснения учителя с использованием таблицы «Индивидуальное развитие ланцетника»

2.2.Самостоятельная работа учащихся по учебнику Каменского А.А. (стр. 134 )и учебнику Захарова В.Б. рис.7.3, работа на интерактивной доске. Подписать рисунок «Зародышевые листки», а также заполнение таблицы «Дифференцировка клеток»

3. Взаимодействие частей зародыша . Эмбриональная индукция .(сообщение учащегося)

4. Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона, заслушивание сообщения ученика (комментарий учителя по слайдам)

5. Информация о новорожденных по Целинному району Республики Калмыкия

(комментарий учителя по таблице)

6. Работа учащихся с терминами, заполнение словаря биологических терминов .

7. Закрепление и выводы

II. Виды учебной деятельности учащихся на уроке :

А) Сбор информации в литературных источниках, в сети Интернет, работа на интерактивной доске по составлению таблиц, схем;

Б) Осмысление научного содержания ведущих понятий (эмбриология, эмбриогенез, онтогенез, бластула, гаструла, органогенез, нейрула, эмбриональная индукция, эктодерма, мезодерма, энтодерма);

В) Изучение действия неблагоприятных факторов окружающей среды на развивающийся зародыш, заболевания, вызванные теми или иными причинами.

Г) Определение для себя основных правил по сохранению и улучшению здоровья, среды обитания.

III. Описание организации творческой деятельности учащихся

В ходе работы на уроке учащиеся работали на интерактивной доске: подписывали схему «Типы онтогенеза»- личиночный, яйцекладный, внутриутробный, рисунок «Зародышевые листки», заполнение таблицы «Дифференцировка клеток», выступления учащихся с сообщениями «Эмбриональная индукция», «О вредном влиянии факторов окружающей среды на развитие зародыша»

V. Материалы по методическому обеспечению данного урока

* Портреты ученых: К.Бэра, И.И.Мечникова, А.О.Ковалевского, Э.Геккеля, Ф.Мюллера, А.Н.Северцова

* Таблица по общей биологии «Индивидуальное развитие ланцетника»

* Слайды к уроку, для работы на интерактивной доске;

* Карточки с заданиями: «Дифференцировка клеток», «Основные термины по теме урока»;

* Детский резиновый мячик

* Учебник Общая биология 10-11 классы, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

*Учебник Общая биология 10 класс профильный уровень, Захаров.В.Б., Мамонтов С.Г.,

Сонин Н.И., Захарова Е.Т.

* «Сведения о новорожденных по Целинному району» - таблица

Приложение1.

ТАБЛИЦА 1. ТИПЫ ОНТОГЕНЕЗА

Параметры

Личиночный

Яйцекладущий

Внутриутробный

Количество желтка в яйцеклетке

Желтка мало

Желтка много

Желтка очень мало

У кого
встречается

Насекомые, рыбы, земноводные

Пресмыкающиеся,
птицы, яйцекладущие млекопитающие

Большинство
млекопитающих

Наличие стадии
личинки

Есть

Нет

Нет

Где развивается
зародыш

Во внешней среде

Внутри яйца

В материнском
организме

Приложение 2.

Таблица «Дифференцировка клеток»


Подписи к слайдам:

Урок биологии в 10 классе Арсенова Юлия Бембеевна -учитель биологии МОБУ «Троицкая СОШ им.Г.К.Жукова», Республики Калмыкия, 2013г.

Тема урока «Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период»

Цель урока: изучить процесс онтогенеза, периоды онтогенеза (подробно эмбриогенез), этапы онтогенеза и процессы, протекающие на этих этапах, познакомиться с явлением эмбриональной индукции и влиянием внешней среды на развитие зародыша

Задачи: Образовательные: . сформировать понятия: онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства. Развивающие: продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности. Воспитательные: аккуратное оформление схем в тетради; показать на слайдах, какое отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион, содействие формированию потребности ведения здорового образа жизни.

Тип урока – Урок изучения нового материала Форма проведения урока – -лекция с элементами беседы; -самостоятельная работа учащихся на интерактивной доске – заполнение схем, таблиц; -выступление учащихся с сообщениями

Мультимедийный проектор; -интерактивна доска; - компьютер; - презентация; - раздаточный материал; портреты ученых: * К.М.Бэра, И.И.Мечникова, А.О.Ковалевского, А.Н.Северцова, Э.Геккеля, Ф.Мюллера. * Таблица по общей биологии «Индивидуальное развитие ланцетника» * Слайды к уроку, для работы на интерактивной доске; * Карточки с заданиями: «Дифференцировка клеток», «Основные термины по теме урока»; * Детский резиновый мячик * Учебник Общая биология 10-11 классы, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник *Учебник Общая биология 10 класс профильный уровень, Захаров.В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. * «Сведения о новорожденных по Целинному району РК» - таблица ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Этапы проведения урока I . Оргмомент II . Проверка знаний. Фронтальная работа (ответы на вопросы учителя) III . Изучение нового материала. 1. Краткая историческая справка. О вкладе ученых в развитии эмбриологии (рассказ учителя) 2. Периоды онтогенеза: Эмбриональный (от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек) Постэмбриональный (от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти) 2.1.Эмбриональный период развития у животных: 1-й этап – Дробление, 2-й этап-гаструла, 3-й этап – нейрула (объяснения учителя с использованием таблицы «Индивидуальное развитие ланцетника», ответы на вопросы учителя) 2.2 .Самостоятельная работа учащихся по учебнику Каменского А.А. (стр. 134)и учебнику Захарова В.Б. рис.7.3, работа на интерактивной доске. Подписать рисунок «Зародышевые листки», а также заполнение таблицы «Дифференцировка клеток» 3. Взаимодействие частей зародыша. Эмбриональная индукция.(сообщение учащегося) 4. Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона, заслушивание сообщения ученика (комментарий учителя по слайдам) 5. Информация о новорожденных по Целинному району Республики Калмыкия (комментарий учителя по таблице) 6. Работа учащихся с терминами, заполнение словаря биологических терминов. 7. Закрепление и выводы Рефлексия

Методы: сравнение; беседа; обобщение; связь с жизнью; межпредметная связь.

Виды работ Самостоятельная работа Ответы на вопросы Сообщения учащихся беседа работа с таблицей Работа на интерактивной доске рефлексия

Технологии: 1) ИКТ (информационно- коммуникационные); 2) Личностно-ориентированные; 3) Групповые; 4) Здоровьесберегающие.

Элементы здоровьесберегающих технологий - оптимальная плотность урока -уважительный стиль общения; -рациональное чередование видов учебной деятельности -правильная рабочая поза;

Виды учебной деятельности учащихся на уроке: А) Сбор информации в литературных источниках, в сети Интернет, работа на интерактивной доске по составлению таблиц, схем; Б) Осмысление научного содержания ведущих понятий (эмбриология, эмбриогенез, онтогенез, бластула, гаструла, органогенез, нейрула, эмбриональная индукция, эктодерма, мезодерма, энтодерма); В) Изучение действия неблагоприятных факторов окружающей среды на развивающийся зародыш, заболевания, вызванные теми или иными причинами. Г) Определение для себя основных правил по сохранению и улучшению здоровья, среды обитания.

Описание организации творческой деятельности учащихся В ходе работы на уроке учащиеся работали на интерактивной доске: подписывали схему «Типы онтогенеза»- личиночный, яйцекладный, внутриутробный, рисунок «Зародышевые листки», делали схематические рисунки в тетрадях стадий эмбрионального развития, заполняли таблицу «Дифференцировка клеток», выступали с сообщениями: «Эмбриональная индукция», «О вредном влиянии факторов окружающей среды на развитие зародыша»

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны давать определения ключевому понятию- онтогенез, называть предпосылки биогенетического закона, описывать периоды онтогенеза, характеризовать вклад российских ученых в развитие эмбриологии, сравнивать стадии зиготы и бластулы, объяснять биологическое значение дробления, выделять особенности дробления по сравнению с митозом, характеризовать процесс дробления, объяснять механизм гаструляции и органогенеза, объяснять механизм органогенеза, доказывать проявление эмбриональной индукции, проводить доказательства единства происхождения животного мира, бережно относиться к своему здоровью

«Быть хорошо рожденным – право каждого человека» - сказал Л.Н. Толстой. Вы на пороге самостоятельной жизни. И нам бы очень хотелось, чтобы ваш жизненный путь не омрачался неприятностями. Ведь многое зависит от Вас самих. Будьте здоровы и счастливы! Это ваше домашнее задание на всю жизнь! Заключение

Рефлексия У учащихся происходит осмысление и самооценка знаний Читают фрагменты параграфов 36 и 7.1-7.2.3. используя «Чтение с пометками»: + - знаю V – узнал новое? – вызывает затруднение! – хочу узнать

спасибо за внимание!!!


Цель урока:

1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.

2. Отработать навыки решения заданий части В и С2.

Задачи: Формировать навыки работы с заданиями части В иС.

Развивать теоретическое мышление.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Работа по инструктивной карточке. В которой даны задания которые необходимо выполнить, указания к работе, которую необходимо выполнить и оценивание результата части В – 2 баллами, частьС в зависимости от количества правильных ответов от 1 до 3 баллов.

Ход урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».

1. Введение

Жизнь – есть воспроизведение себе подобных через себе неподобных.

Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет рад непохожих друг на друга стадий).

Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.

Заполните схему:

Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.

Задание №1
В6. Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями

2. Эмбриональный период развития.

Итак эмбриональный период развития, давайте выполним задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

Задание №2.
В7. Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

А) нейруляция

Б) зигота

В) бластула

Г) морула

Д) гаструла

Е) нейрула

Ответ: бгвдае

При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части С2, работу с рисунками.

Задание №3
С2. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?

Ответ:

1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА

2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.

3. Из мезодермы формируются органы – опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем

Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.

органы

эктодерма

энтодерма

мезодерма

Головной мозг

Почки

Кости и хрящи

Легкие

Кровь

Кишечник

Эпителий кожи

Органы слуха

Пищеварительные железы

Мышечная ткань

В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).

В чем заключается некорректность данного задания?

Задание В6.
Установите соответствие

Структура организма

Зародышевые листки

А) печень

Б) органы чувств

В) скелет

Г) кожа

Д) головной мозг

Е) кровеносная система

Ж) органы слуха

З) спинной мозг

1)Эктодерма

2)Энтодерма

3)Мезодерма

(Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков. Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).

Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов. Выполните задание №4.

Задание №4
С2.Найди ошибки в приведенном тексте

1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.

2. Гаметы участвуют в оплодотворении.

3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.

4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.

Ответы: 1. 3. 5.

1. Онтогенез начинается с момента образования зиготы.

3. Зигота, подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных после выхода из яйца или рождения.

Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон).

3. Постэмбриональное развитие.

Почему стал необходим постэбриональный период развития в онтогенезе?

(У родившейся (или вылупившейся из яйца) особи не всегда полностью сформированы все органы и ткани. Необходимо чтобы образовалась взрослая особь, способная к воспроизводству себе подобных).

Что такое прямое развитие, непрямое или развитие с метаморфозом? (прямое – родившиеся особи имеют все органы, свойственные взрослым организмам, непрямое – новый организм внешне не похожий на взрослую особь, имеет особые личиночные органы).

На какие группы оно делится? (у насекомых с полным и неполным превращением)

В чем заключается преимущество непрямого развития?

Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).

Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).

Переживание неблагоприятных условий среды (н-р, куколка насекомых).

Выполните задание №5.

В6. Установите соответствие

Организмы

Способы постэмбрионального развития

А) Речной рак

Б) Сизый голубь

В) Уж обыкновенный

Г) Остромордая лягушка

Д) Прыткая ящерица

Е) Медуза

1) Прямое

2) Непрямое

Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?

Для каких насекомых оно характерно?

Работа с информацией на слайде.

Назовите, какие стадии в своем развитии проходит бабочка?

Для каких насекомых характерен такой тип развития?

Выполним задание №6.

В6. Установите соответствие:

Организмы

Типы развития

А) Майский жук

Б) Капустная белянка

В) Клоп водомерка

Г) Зелёная тля

Д) Пчела медоносная Е) Азиатская саранча

Ж) Таракан

1) С полным превращением

2) С неполным превращением

3. Особенности онтогенеза животных.

Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.

Задание №7
В3. Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?

1) Одноклеточная стадия

2) Покровительственная окраска

3) Размеры тела

4) Плавательная перепонка

5) Бластула

6) гаструла

Ответ: 2 3 4.

На слайде представлены изображения этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.

Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание №8.

Задание №8
В7. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца

А) Внедрение личинок в организм моллюска.

Б) Выход из яйца личинок с ресничками.

В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.

Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.

Е) инцистирование личинок.

Ответ: дбагев.

6.Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэбриональный период, имеет свои критические периоды.

Выполните задание №8.

В7.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.

А) развитие двух организмов из нейрулы

Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша

В) образование оплодотворённой яйцеклетки

Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул

Д) дробление зиготы и формирование двух бластул

Ответ: в д б г а

В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.

Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;

Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;

Не употреблять алкогольные напитки;

Не курить;

Не принимать наркотические средства;

Полноценно питаться;

Заниматься спортом.

Рефлексия:

Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:

Критерии оценки:

«2» - 0 – 7

«3» - 8 – 11

«4» - 12 – 14

«5» - 15 - 20

И наш урок хотелось бы закончить словами:

Ребенок-это чудо, Божий величайший дар, которым Бог может наградить человека.

Скачать презентацию урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».

Тема урока: Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Предмет: биология

Класс: 9 класс

Тип урока : урок-зачет

Ключевые слова: биология, урок, нетрадиционный, контроль знаний, размножение, онтогенез, метаморфоз

Цель урока: обобщение и закрепление знаний о формах и способах размножения живых организмов, особенностях оплодотворения у растений и животных, процессе онтогенеза живых организмов.

Задачи урока:

1.Провести контроль знаний по изученному материалу, активизировать развитие логического мышления путем использования активных методов контроля; дифференцированный подход к обучению.

2.Сформировать умения и навыки работы с терминами, карточками, тестовыми заданиями, развивать интерес к предмету.

3.Прививать четкость и организованность в самостоятельной работе, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Оборудование урока: таблицы по ботанике и зоологии с изображением мхов, папоротников, грибов, покрытосеменных растений, простейших животных, кольчатых червей, членистоногих, хордовых животных, тестовые задания, карточки с заданиями, интерактивная доска.

Методы урока: наглядные, информационно-развивающие, поисково-практические.

УМК: М.К.Гильманов, Л.У.Абшенова, А.Р.Соловьева «Биология» 9 класс, Алматы «Атам ұ ра»,2009 год

Ход урока:

    Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, раскрывает цель и задачи урока, знакомит учащихся с заданиями зачетной работы и критериями оценивания работ.

Примечание:

1.Учитель может оценить каждую работу отдельно для большей накопляемости оценок за урок или можно за каждый вид работы поставить оценку и вывести одну общую, или можно поставить за каждую выполненную работу по одному баллу.

2.Выполненные задания учитель может проверить сам после урока или в конце урока, ученики обмениваются работами и проверяют самостоятельно по предложенным ключам учителя.

    Зачетная работа:

1. Соотнести понятия:

(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)

Термин

Определение термина

1. Размножение

2. Споруляция

3.Фрагментация

4.Метаморфоз

5. Партеногенез

6.Гермафродитизм

7.Овогенез

8. Конъюгация

9.Гаметогенез

10. Половое размножение

11.Онтогенез

12. Двойное оплодотворение

13.Эктодерма

14.Бластула

15. Оплодотворение

1.Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри.

2.Форма размножения, при которой образуются споры.

3.Процесс слияния женских и мужских гамет.

4.Процесс образования яйцеклеток.

5.Способ размножения, в котором участвуют гаметы.

6.Непрямое постэмбриональное развитие организмов.

7.Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям.

8.Форма размножения, при которой взрослый организм делится на отдельные фрагменты.

9.Наружный зародышевый листок.

10.Форма размножения, при которой происходит обмен генетическим материалом.

11.Биологический способ поддержания своего вида.

12.Форма полового размножения, когда в одном организме созревают разные половые гаметы.

13.Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

14.Индивидуальное развитие организма.

15.Процесс образования половых клеток.

1-11; 2-2; 3-8; 4-6; 5-13; 6-12; 7-4; 8-10; 9-15; 10-5; 11-14; 12-7; 13-9; 14-1; 15-3.

2.Укажите способ размножения и его форму у данных живых организмов:

Живой организм

Способ размножения

Форма размножения

1. эвглена зеленая

2. собака домашняя

3. мох сфагнум

4. малина обыкновенная

5. туберкулезная палочка

6. шампиньон

7. жаба зеленая

8. полип гидра

9. хвощ полевой

10. морская черепаха

11. малярийный плазмодий

12. папоротник щитовник

13. тигровая акула

14. дрожжи

15. дождевой червь

Бесполое

Половое

Бесполое

Бесполое

Бесполое

Бесполое

Половое

Бесполое

Бесполое

Половое

Бесполое

Бесполое

Половое

Бесполое

Половое

Митотическое деление

Внутреннее слияние гамет

Споруляция

Вегетативное,естественное, отводками

Прямое деление

Споруляция

Наружное слияние гамет

Почкование

Споруляция

Внутреннее слияние гамет

Шизогония

Споруляция

Внутреннее слияние гамет

Почкование

Гермафродитизм

3. Тестовая работа по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1.Какой набор хромосом несут сперматозоиды:

2.Какой набор хромосом имеет зигота:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

3.Какой набор хромосом имеют соматические клетки тела:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

4.Какой набор хромосом имеет эндосперм зародыша семени:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

5.Какой набор хромосом имеет яйцеклетка млекопитающего:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

6.В какой зоне гаметогенеза происходит митотическое деление клеток:

7.В какой зоне гаметогенеза происходит мейотическое деление клеток:

А)Зона размножения; В)Зона формирования; С)Зона роста;

Д)Зона созревания; Е)Зона образования.

8.Какой из процессов размножения возник раньше всех в процессе эволюции:

А)Вегетативный; В)Бинарное деление; С)Почкование; Д)Половой; Е)Черенкование.

9.Что образуется в результате овогенеза:

А)Гаметы; В)Яйцеклетка; С)Сперматозоид; Д)Зигота; Е)Соматические клетки.

10.Какой из процессов размножения возник позже всех в процессе эволюции:

А)Вегетативный; В)Бесполый; С)Почкование; Д)Половой; Е)Бинарное деление.

11.Что образуется в результате гаметогенеза:

А)Яйцеклетка; В)Сперматозоид; С)Зигота;

Д)Соматические клетки; Е)Половые клетки.

12.Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации:

А)Рибосомы; В)Центриоли; С)Митохондрии; Д)Ядро; Е)Лизосомы.

13.Сколько спермиев содержит в себе пыльцевое зерно:

А)1; В)2; С)3; Д)4; Е)5.

14.Что развивается из оплодотворенной центральной клетки, зародышевого мешка завязи:

А)Зародыш; В)Бластула; С)Спермий; Д)Эндосперм; Е)Семенная кожура.

15.Половой способ размножения спирогиры:

А)Гермафродитизм; В)Слияние гамет; С)Самооплодотворение;

Д)Конъюгация; Е)Партеногенез.

Ответы на тестовую работу:

1-а

2-в

3-в

4-с

5-в

6-а

7-д

8-в

9-в

10-д

11-е

12-д

13-в

14-д

15-д

4.Определить, способ постэмбрионального развития организмов

(прямое развитие или развитие с превращением- метаморфоз)

1.Паук-крестовик- Прямое развитие

2.Жаба болотная- Метаморфоз

3.Бабочка-капустница- Метаморфоз

4.Речной рак- Прямое развитие

5.Человек разумный- Прямое развитие

6.Азиатская саранча- Прямое развитие

8.Муха обыкновенная- Метаморфоз

9.Черный ворон- Прямое развитие

10.Пчела медоносная- Метаморфоз

11.Таракан рыжий- Прямое развитие

12.Тритон обыкновенный- Метаморфоз

13.Чесоточный зудень- Прямое развитие

14.Болотная черепаха- Прямое развитие

15.Зеленая лягушка- Метаморфоз

5.Определить, из какого зародышевого листка образуются органы

(эктодерма, энтодерма, мезодерма)

1.кишечник- Энтодерма

2.ногти- Эктодерма

3.легкие- Энтодерма

4.сердце- Мезодерма

5.семенники- Мезодерма

6.поджелудочная железа- Энтодерма

7.кожа- Эктодерма

8.хорда- Мезодерма

9.скелетные мышцы- Мезодерма

10.желудок- Энтодерма

11.нервы- Эктодерма

12.головной мозг- Эктодерма

13.почки- Мезодерма

14.мочевой пузырь- Мезодерма

15.печень- Энтодерма

3.Проверка выполненных работ.

Работа в парах:

Учащиеся обмениваются друг с другом выполненными работами, учитель на интерактивной доске открывает ключи к каждому зачетному заданию. Учащиеся проверяют работы и заносят количество правильных ответов в предложенную таблицу.

Фамилия, имя

1.Соотнести понятия

2.Способ

и форма размножения

3.Тестовая работа

4.Способ постэмбрионального развития

5.Зародышевые листки

После заполнения таблиц, учитель показывает критерии оценивания работ, учащиеся выставляют оценки.

(все 5 заданий несут по 15 вопросов для облегчения оценивания выполненных работ)

15-13 оценка «5»

12-9 оценка «4»

8-6 оценка «3»

менее 6 ответов оценка «2»

4. Рефлексия урока.

Дорогие ребята, закончить наш урок я хотела бы словами А.Дистервега:

«Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»

Ребята, каково ваше мнение…(высказывания учащихся)

5. Домашнее задание:

1.составить презентацию по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

2.ученикам, получившим оценки «4,3,2» подробнее изучить данную тему.

Урок № ……………

План-конспект по теме "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма".

Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма . Задачи. Обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства. Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.
Воспитывающие – аккуратное оформление схем в тетради, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.
Оборудование. Презентация «Онтогенез. Эмбриональное развитие организма»

Ход урока.

I . Оргмомент. II. Актуализация знаний . Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов». Фронтальный опрос. Вспомните: - Что называется размножением? (Способность организма воспроизводить себе подобных). - Какие Вы знаете способы размножения? (Бесполое и половое). - В чём различие между бесполым и половым размножением? (При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей ). - Что такое гамета? (Половая клетка). - Какие Вы знаете гаметы? (Яйцеклетка и сперматозоид или спермии ). - Где они образуются? (В половых железах). - Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет). - Что образуется в результате оплодотворения? (Зигота). - Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского). Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения). - Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм? (Благодаря делению и росту клеток). Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза. Цель сегодняшнего урока: 1. Познакомиться с понятием «онтогенез». 2. Познакомиться с типами и периодами онтогенеза. 3. Узнать, что такое эмбриональное развитие? 4. Выделить основные этапы эмбрионального развития. 5. Установить какие изменения происходят на каждом этапе? 6. Установить влияние внешней среды на развитие зародыша. План урока: 1. Онтогенез. Типы и этапы онтогенеза. 2. Эмбриональный период и его стадии. - дробление
- бластула
- гаструла
- нейрула
- гистогенез и органогенез
3.Влияние частей развивающегося зародыша. 4. Влияние внешней среды на развитие зародыша. III. Изучение нового материала . ОНТОГЕНЕЗ. Онтогенез (греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации. Онтогенезом , или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма. Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. е mbryon – зародыш).Исторические сведения: Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так постепенно и накапливались знания по эмбриологии. Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти. У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами. У тех видов, которые размножаются половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы. Онтогенез – это не просто рост маленькой особи до тех пор, пока она не превратится в большую. Это цепь строго определенных сложнейших процессов, в результате которых формируется присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти. С генами родителей новая особь получает своего рода инструкцию о том, когда и какие, изменения должны происходить в организме, чтобы он смог успешно пройти весь жизненный путь.

ТИПЫ ОНТОГЕНЕЗА.

У животных выделяют три типа онтогенеза
    Личиночный (встречается у насекомых, рыб, земноводных). Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается. Яйцекладный (наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих). Яйцеклетки данных видов живых организмов богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца. Внутриутробный (у большинства млекопитающих и человека). При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и т.д. Внутриутробное развитие заканчивается процессом деторождения.

ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА.

Любой тип онтогенеза у многоклеточных животных принять делить на 2 периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный период начинается с оплодотворения и образования зиготы, заканчивается либо выходом личинки из оболочки, либо выходом особи из яйца, либо рождением особи. Постэмбриональный период начинается с завершения эмбрионального периода. И включает в себя: половое созревание, взрослое состояние, старение и заканчивается смертью. Сегодня мы остановимся поподробнее только на первом периоде онтогенеза – эмбриональном, или эмбриогенезе. И рассмотрим мы развитие эмбриона на примере тех животных, чьи яйцеклетки содержат очень мало питательных веществ. К таким животным относятся плацентарные млекопитающие, в том числе и человек. У вас на столах лежат листы с таблицей, которую вы будете заполнять по ходу моего объяснения.

Основные этапы эмбрионального развития

Основные этапы

Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки. Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма. Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш,meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления. Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы. В итоге образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель. У человека на 6 день после оплодотворения бластула выходит из яйцевода в полость матки, а на седьмой день внедряется в ее стенку. Этот процесс называется имплантацией зародыша. После этого на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом, и впячиваться внутрь бластоцели. Это процесс получил название гаструляция . Вскоре из впячивания образуется второй внутренний слой клеток зародыша. Такой двухслойный шарик называется гаструлой. Наружная стенка гаструлы называется – наружным зародышевым листком или эктодермой , а внутренняя – внутренним зародышевым листком или энтодермой. Из клеток расположенных на границе между экто- и энтодермой, развивается третий зародышевый листок – мезодерма . Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой , а отверстие, которое в нее ведет – первичным ртом. Следующая за гаструлой стадия развития зародыша – нейрула. На этой стадии происходит формирование таких важных частей зародыша, как нервная трубка, и хорда. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы. Заключительным этапом является органогенез. Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального периода онтогенеза из внешне одинаковых бластомеров развиваются различные по строению и функциям ткани, органы и системы. Этот процесс получил название дифференцировки клеток. Из каждого зародышевого листка формируются свои органы и системы, например,

Зародышевый лист

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА.

В эмбриональном периоде развитие любого организма зависит от условий окружающей среды. Причем в большей степени эта зависимость проявляется у плацентарных животных. Яйца птиц, например, практически изолированы от окружающей среды, а оптимальную температуру для зародыша обеспечивают родители при высиживании. Эмбриональное развитие млекопитающих находится в полной зависимости от материнского организма, т. к. от него получает все необходимое для жизни. Интенсивно делящиеся клетки зародыша весьма чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к различным нарушениям в формирующимся организме. Опаснее всего воздействие химических веществ, способных проникать через плаценту в эмбрион. В частности к таким веществам относятся никотин, алкоголь, наркотики, действие радиоактивности, рентгеновых лучей, ядовитых веществ, различных медикаментов могут привести к очень тяжёлым последствиям - рождению ребёнка без рук, ног и даже без головы. При нарушении почти любого звена эмбрионального развития возникают отклонения от нормального хода развития, т.е. аномалии. Аномалии могут касаться органов кровообращения, дыхания, пищеварения, мочеполовой системы; возможно незаращение перегородок между предсердиями, образование добавочных селезёнок, удвоение почек и т.п Наиболее опасными для развития зародыша являются первые три месяца беременности. В этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плаценты еще нет. Она формируется к концу третьего месяца беременности. Например, такое почти безопасное для взрослых и детей заболевание, как краснуха, может привести к рождению ребенка с пороком сердца, глухотой, умственной отсталостью, если мать заболеет этой болезнью в начале беременности.
Вредное влияние на развитие эмбриона оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курение табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. В легких случаях наблюдается расторможенность ребенка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.
Эмбрион очень чувствителен к лекарственным препаратам. Поэтому беременные женщины должны их применять строго по назначению врача.
Не меньшую опасность для развития зародыша представляет загрязнение среды обитания различными химическими веществами или облучение ионизирующей радиацией.

Составление схемы факторов влияющих на плод в тетради.

- А сейчас, я вам прочту отрывок из стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»

О детях, находящихся ещё в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснётся,

Пусть мать питается не как придётся,

А ест еду и влагу с пользой пьёт,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

- Как вы понимаете строки этого стихотворения?

Обсуждение стихотворения.

Учитель : Как называется процесс развития зародыша в матке женщины?

Ученик : Этот процесс называется беременностью.

Учитель :Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно, этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину.

Сейчас вы прослушаете «Дневник нерожденного ребенка».

А я призываю вас только к одному: задумайтесь!

IV. Закрепление. Подведём итоги изученного на уроке.

Фронтальный опрос или кроссворд.

- Что такое онтогенез? - Какие типы онтогенеза вы знаете?
- Какие периоды он включает?
- Эмбриогенез – это……?
- Назовите стадии эмбриогенеза?
- Кратко охарактеризуйте каждую из них? (использование таблицы)
- Перечислите, какие вам известны зародышевые листки и что в последствии из них образуется?

V. Домашнее задание. § 35, 36 «Биология»А.А.Каменский. Сообщение : «Почему же мы стареем…?»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Основные этапы

Кроссворд «Онтогенез. Эмбриональное развитие»


1. Клетки, образующиеся при делении зиготы и отличающиеся от клеток взрослого организма. 2. Основатель современной эмбриологии. 3. Первая клетка нового организма. 4. Этап, в процессе которого происходит закладка и формирование органов. 5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки. 6. Тип онтогенеза, характерный для насекомых, рыб и земноводных. 7. Этап, в результате которого происходит формирование важных частей зародыша. 8. Полость, находящаяся внутри шара образованного бластомерами. 9. Период онтогенеза, который начинается с оплодотворения и заканчивается появлением новой особи. 10. Временный орган в материнском организме, обеспечивающий эмбриону дыхание, питание, выделение и т.д.

Начало формы

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.