Отчет по самообразованию для 1 мл группы. Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы Гряколовой Ирины Александровны материал (младшая группа) на тему
Отчёт Резвицкой Елены Ивановны по самообразованию в 1 младшей группе.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения, способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую цель:
Развивать коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества
Основными задачами выделила
4 привитие детям доброты, отзывчивости, трудолюбия.
Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась со следующей методической литературой:
1 «Знакомим малыша с окружающим миром».
2 Программа и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
3 М. Козырева «Говорю красиво и правильно».
4 В. Гербова «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.
Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.
Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Анечка хорошая,
Анечка пригожая.
Красные кафтанчики
Синие карманчики
На дубу они сидят
Меж собою говорят - про Никиточку, про хорошего.
Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек.
Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.
Совушка сова, большая голова
На дереве сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит. Уф, уф, уф.
Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты
Чики, чики, чикалочки.
Едет Максим на палочке,
Танечка в тележке
Щёлкает орешки.
Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.
Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.
Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Кисонька - мурысенька,
Где была?- На мельнице..
Курочка - рябушка,
Куда пошла?
На речку.
Курочка - рябушка
Зачем на речку пошла?
За водицей.
Курочка - рябушка, зачем тебе водица?
Цыпляток поить.
Как твои цыплята водичку будут пить?
Пи, пи, пи.
Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.
Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», « Этот пальчик дедушка..» ,
«Сорока ворона», « Мы капусту рубим», « Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.
Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.
Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. когда им приходилось оставаться на сончас. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось ложиться рядышком, покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.
Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать.
Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота, про собачку белолапу.
Заклички я начала применять только сейчас, как стали выходить на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются,
и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.
Солнышко - колоколнышко
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По лавочкам скачут.
Дождик, дождик
Дождик лей,
Будет травка зеленей.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый вечер я читаю детям сказки.
Слушая русские сказки « Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Бобовое зёрнышко» и др., дети овладевают языком своего народа.
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку,
используя сюжетные иллюстрации,
договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему…).
Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок, проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества
Они были артистами сказок «Колобок»,
«Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси».
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций
Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку»,
«У медведя во бору», «Колпачок», «Каравай», «Во поле берёза стояла», «Гуси - гуси» .
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-
петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать загадки, сопереживать персонажам, высказывать своё мнение).
За учебный год по народному творчеству я провела с детьми непосредственную образовательную деятельность по темам:
1 «Жили у бабуси 2 весёлых гуся»
2 «Сочиняем сказку»
3 «Курочка Пеструшка»
4 «В гости к лошадке».
Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.
В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги - раскладушки,
атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки,
народные музыкальные инструменты.
Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.
Для родителей было проведено собрание «Как помочь неговорящим детям».
В папке-передвижке помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор».
С родителями организован и проведён праздник Пасхи, куда были включены п/игра «Карусели» и заклички.
Перспективы на следующий год.
1 продолжить работу по развитию речи детей, раскрывая тему по самообразованию на 2015- 2016 год «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста»
2 пополнить копилку дидактических и театрализованных игр
3 изучить новинки методической литературы.
МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
Утверждаю
Заведующий МКДОУ детский сад №1
И.С.Глотова
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Воротневой Елены Васильевны
Воспитатель
Общий стаж | Пед. стаж | Пед. стаж в данном МДОУ | Дата последней аттестации | Дата предполагаемой аттестации |
|
5 года 10 мес | 5 года 10 мес |
Тема: «Активация словаря детей младшей возрастной группы»
2015-2016 учебный год
Дата начала работы над темой: октябрь 2015 год
Дата окончания работы: апрель 2016 год.
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Актуальность темы:
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Практические выходы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004. 2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999. 3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005. 4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т. 5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. 6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | Сентябрь | Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март-апрель | Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с семьёй | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. | Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Папка-передвижка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультация «Учим ребёнка общаться». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». | Театрализованный показ «Наши любимые сказки». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Памятки для родителей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самореализация | НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки». | Открытый просмотр НОД во второй младшей группе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет по самообразованию: "Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет", за 2013-2014 учебный год Автор: ДРУЖКИНА СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА, воспитатель МДОУ детский сад "КОСМОС",г.Балашова. Перспективы на 2014-2015 учебный год: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Космос» Города Балашова Саратовской области» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Воспитатель: Дружкина С.П. Балашов 2012-2013 учебный год В 2012-2013 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет» . Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 2-3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Задачи: Изучить литературу по данной теме; Написать статью « Особенности сенсорного воспитания в семье»; Изготовить дидактические игры по сенсорике; Провести досуг совместно с родителями: «Игра на развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет». Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста», М.:2007., Мухина В.С. «Сенсорное развитие дошкольника», М.:2005., Репина Т.А. «Сенсорное воспитание в ДОУ», М.:2009., Усова А.П., Запорожец А.В. «Педагогика и психология сенсорного развития и восприятия дошкольника», М.:1995. Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду», в течение сентября я подробно изучила статью Репиной Т.А. «Сенсорное воспитание в ДОУ», в результате была изготовлена папка-передвижка для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду». В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в процессе предметно-игровой деятельности в ДОУ», я изучила книгу Пелюгиной Э.Г. «Занятия по сенсорному восприятию с детьми раннего возраста». Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды: сенсомоторный уголок. Мною были изготовлены следующие игры для детей: «Спрячь мышку», «Найди пару», «Подбери фигуру», «Овощи и фрукты»…Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике. В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в изодеятельности», изучила статью в книге Мухиной В.С. «Сенсорика посредством изодеятельности». В декабре – январе изучение темы продолжила: «Сенсорика как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей 2-3 лет». На протяжение двух месяцев изучала книгу Усовой А.П., Запорожец А.В. «Педагогика и психология сенсорного развития и восприятия дошкольника», мною велась работа по созданию и изготовлению картотеки игр. В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Особенности сенсорного воспитания в семье детей 2-3 лет». Мною была проведена консультация с родителями: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в семье». В марте продолжила изучение темы с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет посредством экологического воспитания». Мною были изготовлены следующие игры для детей: «Одень куклу Ирочку», « Во саду ли в огороде», « Времена года». В апреле продолжила изучение темы с раздела: «Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет». Для изучения данного раздела пользовалась литературой: Мухина В.С. «Сенсорное развитие дошкольника», Репина Т.А. «Сенсорное воспитание в ДОУ». Итогом данной работы был проведен досуг совместно с родителями: «Игры на развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет». В мае закончила изучение темы разделом: «Использование сенсорных игр в развитии речи ребенка 2-3 лет». Изучила книгу Печора К.М., Пантюхина Г.В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат». В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет », сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей 2-3 лет должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т.п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей. Перспективы на следующий год:
Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы. Понятие самообразования: цели и формыСама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность. Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.
Цели и направления работыНеобходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться. Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности. Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности: информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену; знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями; осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии; изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений; качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня. Формы самообразованияК формам самообразования относятся следующие виды деятельности: работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки; плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов; обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений; сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик. Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям: периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам; каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором. Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь: определить тему, конкретизировать цели и задачи; распланировать работу по самообразованию; грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах); подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы. Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса. Ключевые аспекты самообразованияДеятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа. Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада
Советы по организации самообразования: целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские; желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы; самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос; чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам. Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы Особенности планирования работы по самообразованиюСпециалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации. Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение
Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОСДля начинающих воспитателей (стаж до 5 лет): освоение практических навыков проведения конструктивной работы; формирование базисного уровня профессионального мастерства; осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания. Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет: освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования; раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний. Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих: развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества; практика наставничества и помощи молодым специалистам; исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте; полное раскрытие творческих сил и возможностей. Для педагогов, не имеющих профильного образования: изучение азов методической работы с малышами; адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении. Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида: краткосрочные - проект реализуется в течение года; долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет. Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОССоциально-коммуникативная область: Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности. Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания. Художественно-эстетическая сфера: Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования. Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Область речевого развития: Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире. Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок. Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования. Познавательная область: Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности. Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности. Область физического развития: Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста. Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников. Для старших воспитателей и методистов: Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей. Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов. Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания. Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)
Отчёт о проделанной работе и выход темыВ конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы. Также в отчёте он должен осветить такие вопросы: совершенствование профессиональных умений и навыков; изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме; практика внедрения инновационных методов педагогической работы; подготовка конспектов и тезисов; проведение мастер-класса или тематического семинара; анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов. Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности. Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада. Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психологаЗапас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами. Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки
Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами. Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитииОтмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:
Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию. Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.
Похожие статьи
© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии. |