Речевой материал на дифференциацию звуков "С"-"Ц. Дифференциация звуков С-Ц

Аннотация: Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях» во 2 классе школы V вида. Лексическая тема: «Птицы».

Логопедическая тема : Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Лексическая тема : Птицы.

Грамматическая тема: Составление деформированного предложения.

Цель :

  • Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Задачи :

Образовательные :

  • Учить различать звуки [с] — [ц] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные :

  • Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
  • Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
  • Научить дифференцировать понятия «правый» — «левый».
  • Развитие конструктивной деятельности.
  • Становление графо-моторных навыков.
  • Развитие языкового анализа и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Птицы».
  • Развивать диафрагмальное дыхание.
  • Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:

  • Развитие навыка самоконтроля.
  • Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.
  • Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование :

  • Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением птиц, магнитные фишки синего цвета, буквы С — Ц (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы, презентация.

Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу и огорчения. Вдох – выдох, вдох – выдох.

Начнём занятие!

2. Развитие временных представлений. Слайды о весне.

А сейчас внимание на экран компьютера. После просмотра скажите, о каком времени года идёт речь.

О каком времени года шла речь? (О весне) Картинка

Назовите весенние месяцы по порядку? (Март, апрель, май)

Назовите самый короткий месяц весны по названию? (Май)

Назовите второй месяц весны? (Апрель)

Введение и сообщение темылогопедического занятия

Весна. Время возвращения птиц из тёплых стран, после продолжительной зимы, в свои родные места.

Каких перелётных птиц вы знаете?

О какой перелётной птице идёт речь в загадке?

На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как? (Скворец) Картинка.

Верно. Скворцы — одни из первых птиц, которые возвращаются с юга.

С какого звука начинается слово -СКВОРЕЦ? (Со звука[С])

На какой звук заканчивается слово? (На звук [Ц])

Проблемный вопрос:

Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О различении звуков [С-Ц] и буквы, которые они обозначают)

Вывод: — Верно. Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [с] — [ц] и буквы, которые они обозначают.

Для чего нам это нужно? (чтобы правильно читать и писать)

3. Артикуляционная гимнастика.

Скворец поет красивые весенние песни, поднимая людям настроение. Предлагаю и вам спеть как скворец?

Но сперва выполним артикуляционную гимнастику.

Разбор артикуляции:

Возьмите в руки зеркала, понаблюдаем за работой органов артикуляции.

Улыбка – Заборчик
Птенчик — Лопаточка
Чистим зубки – Часики
Качели – Прокати карандаш

4. Характеристика звуков[С] — [Ц].

Гимнастику мы выполнили. А теперь произнесите правильно звук [С]. Для этого:

Губы вытяни в улыбочку.
Зубы сближены, но не сомкнуты
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Воздушная струя плавная, холодная.

Произнесите звук [С].

Слышите свист? Поэтому звук называется «свистящим».

Звук простой.

– Уточним произношение звука [Ц].

Артикуляция губ, зубов, кончика языка такая же, как и у звука [С], но передняя спинка языка поднята к верхним деснам,
при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не включается).

Звук «сложный», состоит из двух звуков т+с.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

Произнесите звук [Ц].

Характеристика звука. Работа у доски (по схеме).

По схеме дайте характеристику звуку [С].

Звук [С]- согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

По схеме дай характеристику звуку [Ц].

Звук [Ц] – согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

Какой фишкой мы обозначим звук [Ц]? (Синей).

Выбери и прикрепи. Прикрепляем фишку.

5. «Графический диктант». Работа на листочках.

Скворцы оставляют на земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий, зарисуем этот узор.

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

Звук [С] мы отметим длинной чертой, т.к произносится долго, протяжно.

Звук [Ц] – короткой чертой, т.к произносится быстро, отрывисто.

Слова: птица, цапля,аист, ласточка, яйцо, сова

Проверка выполнения.

6. Дифференциация С -Ц в слогах, словах. Развитие фонематических процессов.

Скворца называют пересмешником. Это значит, он может повторить услышанные звуки. Услышит какой — нибудь звук и точно его копирует.

Попробуем и мы скопировать звуки.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ацАс-ас-ац
Ос-оц Ос-ос-оц
Ус-уц Ус-уц-ац
Ис-ицЦок-сок

Са-ца
Со-цо
Су-цу
Сы-цы

7. Буквы С — Ц.

Какой буквой на письме обозначается звук [С]?(Буквой эС).Прикрепляю написание буквы

Какой буквой на письме обозначается звук [Ц]?(Буквой Це).Прикрепляю написание буквы

8. «Буквенная мозаика».

(Детям раздаются индивидуальные таблицы для мозаики)

Сейчас мы с вами будем фотоохотниками.

Кто такие фотоохотники? (это люди, которые фотографируют животных)

А мы с вами настроим глазки, сфотографируем ими буквы эС и Це и «Зачеркнём карандашом синего цвета все буквы эС, (Це), которые встретятся в задании». (по вариантам)

Посмотрите, на какую цифру похож ваш рисунок? (на цифру 5).

Я уверена, что все задания сегодня вы выполните на 5.

9. Дифференциация С – Ц на уровне слова.

(1) Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.

У скворца много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С и Ц.

Хотите узнать, кто это?

Посмотрите на силуэты птиц, наложенных друг на друга.

Задание:Называем по очереди тех птиц, которых вы узнали. У того, у кого на парте изображение птицы, выходит к доске и прикрепляет справа или слева от нужной буквы, называя звук в этом слове.

Задание: Запишем слова на листочек в 2-а столбика. Слова с буквой эС и слова и бувой Це.

Проверяем.

Прочитайте слова первого столбика, прочитайте слова второго столбика.

сова, аист, ласточка, сорока, цапля

(2) Птицы, которых вы записали — проголодались.

Подумайте, что мы им можем предложить? (мошек, лягушек, овес, крошки хлеба, пшеницу)

Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зёрна: на них написаны слова.

Задание: Превратите каждое слово в другое, заменив букву эС на Це или наоборот.

Сок – … ок
Свет – цвет
Лиса – лица
Рассвет – расцвет

Объясните значение слов.

10.Формирование лексико-грамматического строя речи. Работа по грамматическому оформлению предложений.

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы … (Скворечник) Прикрепляю скворечник

Что такое скворечник? (Домик для птиц)

Апрель — лучшее время, чтобы начать вешать скворечники. Вешать у жилья домики-скворечники - является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам, и радуют нас своим видом и пением.
Делая удобные скворечники, мы помогаем птицам обрести комфортное жильё, чтобы свить там уютное гнездо, и вырастить здоровых птенцов.

(1) Работа с деформированным предложением.

На доске слова, прочитайте их:

скворец, из, вылетел, скворечника

Как вы думаете, какое я хочу вам предложить задание?

Составьте предложение из данных слов.

Запишите предложение.

Подчеркните грамматическую основу.

Найдите родственные слова, выделите корень.

11. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня сравнивали? (С – Ц)

Какие буквы они обозначают?

Припомните названия птиц со звуками [с], [ц]?

Какое задание вам понравилось выполнять?

12. Рефлексия.

В заключении, я предлагаю вам заселить скворечник жильцами, который соответствовал бы вашему настроению на уроке.

Если вам на занятии все понравилось, и вы не испытывали затруднений при выполнении заданий, то отсчитайте5 птиц из конверта и прикрепите к скворечнику.

Если вам на занятии все понравилось, но возникали трудности при выполнении заданий, то прикрепите 4 птицы.

Если ничего не понравилось, конверт не понадобится.

Спасибо за работу!

Физкультминутка для глаз по слайду презентации.

Физкультминутка (стихотворение).

Стая птиц летит на юг
Небо синее вокруг
Чтоб скорее прилетать
Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться
На поляне все садятся
Предстоит им долгий путь
Птичкам надо отдохнуть.

И опять пора в дорогу
Пролететь им надо много
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Брисюк Е.А.,
учитель начальных классов, логопед

Задание 1 . Рассмотри картинки, назови их. Выдели на­чальные звуки. Сравни звуки с и ц по артикуляции

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . а) Выдели начальный звук из слогов. Логопед называет слоги, выделяя голосом начальные зву­ки. Дети поочередно называют первые звуки в слогах.

Образец, са (с)

СА -ЦА СУ - ЦУ ЦЫ -СЫ СО -ЦО

б) Выдели последний звук из слога.

АЦ -АС УС -УЦ ИЦ -ИС ЕС - ЕЦ ЫЦ -ЫС ОС -ОЦ

в) Выдели звуки с или ц из звукосочетаний.

АСА -АЦА УСУ -УЦУ ИЦЫ - ИСЫ ЫЦЫ -ЫСЫ

Задание 3 . Выдели начальные звуки из слов.

Сад, цап, сок, цок, сук, цукат, цапля, сабля.

Игра «Наоборот».

Методические указания: логопед называет слог со звуком с. Дети произносят слог со звуком ц, и наоборот. Лого­пед следит за тем, чтобы звуки с и ц произносились коротко, отрывисто.

Образец, ца - ц(са)

СА СУ ЦУ ЦА ЦУ СУ

Задание 4 . Произнеси слоги за логопедом, Логопед произносит сразу два слога.

Образец. Логопед: СА - ЦА. Дети: СА - ЦА

СА -ЦА ЦО -СО СА -ЦА АСА -АЦА

СУ -ЦУ ЦА -СА ЦА -СА ОСО -ОЦО

СО -ЦО ЦУ -СУ СО -ЦО УСУ -УЦУ

СЫ-ЦЫ ЦЫ-СЫ СО-ЦО ЫСЫ-ЫЦЫ

СЕ -ЦЕ ЦЕ -СЕ

АС -АЦ ЫС -ЫЦ

ОЦ -ОС ЕС - ЕЦ

УЦ -УС ЯЦ - ЯС

Задание 5 . Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА -ЦА -СА СУ -ЦУ -СУ

СО -ЦО -СО ЦА -СА -ЦА

ЦУ -СУ -ЦУ ЦО -СО -ЦО

СА -ЦА -ЦА -СА ЦА-СА -ЦА -СА

Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальные слоги. Логопед голосом подчеркивает начальный слог.

Образец. Саня (са), цапля (ца).

Саня, цоколь, сытый, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать.

б) Выдели последний слог.

Яйцо, коса, овца, овцы, весы, несу, носы, косы, лицо, кольца, концы.

Задание 7 . а) Закончи слово, добавив слог са или ца с опорой на картинки.

Логопед называет часть слова и показывает предметную картинку. Дети должны добавить слог и произнести слово целиком.

Образец. Ли - са (лиса).

Ли -... , ов -... , пти -... , лиси -... , кол­ба -... , куни -....

б) Закончи слово, добавив слог со или цо.

Ли... , коле... , яй... , про... , коль... „

69в) Закончи слово, добавив слог сы или цы.

Be... , паль... , огур... , но... , ножни... , бу... .



г) Закончи слово без опоры на картинку, используй те же слова.

Задание 8 . Произнеси слова отраженно. Логопед произносит сразу два слова.

Цап – сам цепь – семь цирк – сыр цапля – санки цепи – сети овца - оса

Задание 9 . Произнеси слова отраженно: а) по слогам; б) целиком.

Лисица, сестрица, мастерица, настурция, супни­ца, станция, солнце, гусеница, сахарница, письмо­носец, броненосец.

Задание 10 . Рассмотри картинки, назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . а) Подними левую руку, если в слове услы­шишь звук с; б) подними правую руку, если в слове услы­шишь звук ц; в) подними обе руки, если в слове услышишь звуки с и ц.

Сад, цветок, сладкий, семицветик, цветик, свето­фор, цукат, царапать, сапог, солнце, свекла, цепь, цистерна, сладкий, скворец.

Слова для объяснения: цистерна.

Задание 12 . Рассмотри картинки. Вначале отбери те, в названиях которых слышишь звук с, затем те, в которых слы­шишь звук ц.

Приблизительный перечень картинок: цве­ток, свисток, сахар, цапля, огурец, сумка, салфетка, цапля, птенец, сухарь, курица, цыпленок, стрекоза.

Звуки с и ц в предложениях и связных текстах

Задание 13 . Закончи предложения по картинкам и без них. Произнеси предложения целиком.

Зиме конец, летит Курица созывает .

Синица съела . Сахар хранится в .

Лист в книге называется... (страница).

Лису можно назвать... (лисица). Сестру можно назвать... (сестрица).

Задание 14 . Произнеси предложения отраженно.

Курица созывает цыплят. На кусты напали гусе­ницы. Синица съела гусеницу. Лисица гонится за зайцем. Лисица греется на солнце. У брата есть сестрица. Соня весело улыбается. Сахар хранится в сахарнице. Зиме конец, летит скворец. Красавица-девица сидит в темнице, а коса на улице.

Задание 15 . Закончи предложения по образцу. Произнеси предложения целиком.

Образец. Мама моет Соню. А Саня сам моется.

Мама умывает Соню. А Саня сам.... Мама одевает Соню. А Саня сам.... Мама раздевает Соню. А Саня сам....

Саня - молодец. Почему Саня молодец? Что ты умеешь делать?

Задание 16 , Рассмотри картинки. Придумай предложения к каждой картинке про Саню.

Задание 17 . Повтори рассказ про Саню целиком. Придумай название рассказа.

Задание 18 , Придумай аналогич­ный рассказ про Симу.

Задание 19 . Прослушай рассказы.

Светин сад

Это сад. В саду много цветов. Есть астры и на­стурции, цикламены, ноготки и ромашки. Света це­лый день в саду. Она сама поливает цветы. Краси­вый у Светы сад.

Какие цветы у Светы в саду? Перескажи рассказ, как запомнил.

Цветик-семицветик

Света нарисовала цветок. У цветка семь лепест­ков. Каждый лепесток она раскрасила разноцветны­ми карандашами. Один лепесток синий, другой.... Назвала Света свой цветок «цветик-семицветик».

Назови остальные цвета. Как назвала Света свой цветок? Почему она назвала свой цветок «цветик-семи­цветик» ?

Нарисуй и ты такой цветок. Перескажи рассказ, как запомнил.

Гусеницы

В огороде гусеницы напали на капусту. Виталик принес цыплят и пустил их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали всех вредителей.

Кто напал на капусту? Кто спас огород? Кого называют вредителями? Перескажи, как запомнил.

Городок для птиц

Это городок. Он для птиц. В нем поселились утки, гуси, куры и цыплята. У всех свои домики. С восхо­дом солнца приходят работницы. Они убирают в до­миках, кормят всех птиц, а потом собирают в гнез­дах яйца. Хорошо живется птицам в своем городке.

Для кого городок?

Кто поселился в городке?

Кто заботится о птицах?

Когда приходят работницы?

Что работницы делают в городке?

Как живется птицам?

Перескажи, как запомнил.

Зимой

Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревь­ях вместо листьев хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.

Перескажи, как запомнил.


Зимой

Наступила зима. Везде снег. На солнце снег ис­крится всеми цветами радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм. Де­ти позаботились о синицах.

Перескажи, как запомнил.

Задание 19 , Вспомни оба рассказа про зиму. Перескажи тот, который больше понравился. Почему тебе понравился именно этот рассказ?

Задание 20 . Прослушай рассказы. Перескажи, как запом­нил.

Заяц и лиса

Сидит заяц у сосны. Видит - бежит лисица. Заяц - в кусты, А лисица тут как тут. Цап - и унес­ла лисица зайца.

Лиса и заяц

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу - и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лиси­ца. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец заяц!

Почему заяц молодец?

Задание 21 . Вспомни рассказы «Заяц и лиса», «Лиса и заяц». Какой рассказ тебе больше понравился? Почему?

Задание 22 . Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.

Молодец, Саня!

Саня всегда помогает маме. Сегодня утром он взял ведро и пошел за водой. Он опустил ведро в колодец и набрал водицы. Принес Саня водицу домой. Мама обрадовалась и сказала: «Молодец, Саня!»

Как Саня помог маме? Почему Саня-молодец?

Симина сестрица

У Симы есть маленькая сестра. Сима называет ее ласково сестрица. Сестрица не умеет сама умы­ваться. Сима ее умывает. Сестрица не умеет сама одеваться. Сима ее одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает сестрицу. А сестрица ра­дуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней иг­рает, сестрица громко смеется.

Как называет Сима свою сестру?

Что не умеет делать сестрица?

Любит ли сестрица Симу?

Как ты догадался, что сестрица любит Симу?

Скворец

Наступила зима. На улице стужа. Вышел отец на крыльцо и увидел птицу. Птица сидела на снегу и не улетала. Это был скворец. Скворец совсем замерз. Отец принес скворца в дом и дал ему зерна и води­цы. Отец сделал скворцу клетку, а в клетке смасте­рил лестницу. Теперь скворец живет в клетке, пры­гает по лестнице и весело напевает.

Кого увидел отец на снегу?

Почему скворец остался на зиму?

Как помог отец скворцу?

Вспомни, какие птицы прилетают в среднюю по­лосу на зиму (синицы, снегири).

Огурец и капуста (шутка)

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу - раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.

Почему кочан капусты долго раздевался?

Почему огурец покрылся пупырышками?

Цапля и лиса

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за ля­гушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. А цапля успокоила своих птенцов.

Кто жил на болоте? Кто был у цапли? Кто был у лисицы? Что делала цапля? Что делала лисица? Как закончился рассказ?

Расскажи: а) только про лисицу; б) только про цаплю; в) перескажи рассказ целиком.

Задание 23 . Прослушай пословицы, поговорки. Запомни (по выбору логопеда).

Логопед разбирает смысл пословиц и поговорок. В даль­нейшем, при пересказе текстов, необходимо напомнить детям, чтобы они не забывали пользоваться соответствующими пос­ловицами и поговорками.

Заяц уже сед, натерпелся бед. Собака за зайцем, а заяц за волей бегут. Заяц-трус-и тот охотиться любит. Без собаки зайца не поймаешь. Родной куст и зайцу дорог. Примостился, как кот. на солнце. (Поговорка.)

Косится, как среда на пятницу. (Поговорка.) Не бойся трудиться, пусть работа тебя боится. На вся­кий цветок пчела садится, да не со всякого цветка поноску берет.

Слова для объяснения: примостился, натерпел­ся, поноска.

Задание 24 . Прослушай загадки. Заучи их. Умей загады­вать товарищам. На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его... (скворец).

Чем больше колец, Тем старше жилец.

Сидит красавица в темнице, А коса на улице.

(Морковка.)

Что за девица? Ни швея, ни мастерица, Ничего себе не шьет, А в иголках целый год.

(Елка.) (А. Рождественская.)

Два конца, два кольца, А посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Задание 25 . Прослушай стихи. Выучи любое наизусть.

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну.

Две синицы засвистели про весну.

Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

(В. Суслов.)

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему же так в траве

Кузнечики волнуются?

Несется звонкий крик:

А ну! Внимание! Внимание!

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование. (И. Беляков


Сережа и гвозди

Сотрясается весь дом: Бьет Сережа молотком. Покраснев от злости, Забивает гвозди. Гвозди гнутся. Гвозди мнутся, Гвозди извиваются, В стенку не вбиваются... (В. Берестов.)

Все ли спят?

Круглолицый, молодой Ходит месяц над водой, Над лесами, над садами, Над мостами с поездами. Смотрит в окна на ребят, Проверяет: Все ли спят? (Л. Клюев.)

Произнеси по слогам слова: красуются, волнуются, соревнуются, соревнование, кругло­лицый.

Испугались зайца

Мы ходили по грибы, Растеряли все грибы.

Зайца испугались. А потом смеялись -

Схоронились за дубы, Зайца испугались!

(П. Воронько.)

Как понимаешь слово схоронились?

Каким другим словом можно заменить его?

Дуб дождя и ветра Весь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,

Страшно простудиться? Значит, закаленный.

(И. Токмакова.)

Заяц закаляется!

Заяц не боится - Зорьке улыбается.

Возле озера резвится. Заяц закаляется!

(В. Суслов.)

Игра «Путаница»

Цель. Закрепление звуков с, з, ц. Методические указания к игре.

Первый вариант. В игре могут участвовать три ребен­ка. Каждый получает свое Задание, например: найди кар­тинку, в названии которой слышишь звук с, и закрой картин­ку синим кружочком; найди картинку, в названии которой слышишь звук ц, и закрой ее белым кружочком.

У каждого ребенка в зависимости от задания набор цвет­ных кружков, которые готовит заранее логопед.

Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех и правиль­но выполнит Задание .

Второй вариант. Может и один ребенок получить два-три задания, например: найди картинки, в названии ко­торых слышишь звук с, и закрой синими кружочками; найди картинки, в названии которых слышишь звук з, закрой их зелеными кружочками, со звуком ц - белыми кружочками; скажи, что неправильно нарисовал художник.

Звуки Ш и Ж.

Артикуляция звуков ш и ж. Язык широкий, находится в верху ротовой полости. Передняя часть языка слегка заги­бается вверх, в виде «ковша», находится в свободном положе­нии, кончик языка образует щель с твердым нёбом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Губы слегка вытягиваются вперед, зубы сближены, но не сомкнуты. Воз­душная струя теплая. Голосовые связки на звук ш не работа­ют, на звук ж работают.

Упражнения для подготовки звуков ш или ж к вызыванию или постановке. 1. Для развития силы и направления воз­душной струи упражнения те же, что и для звуков с, з. 2. Для языка.

Язык широкий, «лопатой», поднят вверх, к верхней губе. Края языка обхватывают почти всю верхнюю губу. Если у ребенка не получается, можно предложить ему дополнительные упражнения. (Например, «Вкусное варенье»: кончик широкого языка поднимается вверх, к верхней губе, как бы слизывая варенье с верхней губы. По сигналу логопеда язык останавливается в положении «ковша».)

Язык в положении «ковша» поднят вверх, но не прикасается к верхней губе. Удержать язык в заданном положении на счет «три, четыре».

Язык в положении «ковша» заводится в ротовую полость. Кончик языка свободен, не прикасается к твердому нёбу. Края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Рот открыт.

Логопед поочередно фиксирует внимание ребенка то на кончике языка, то на краях языка.

Удержать язык в заданном положении на счет «три, четы­ре». Повторить упражнение несколько раз.

То же упражнение, но дать сильный короткий выдох.

Постановка звуков ш, ж. Язык в положении «ковша» под­нят вверх, к коренным зубам. Края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Передняя часть языка свободна.

Губы слегка выдвинуты вперед. На сильном активном вы­дохе ребенку предлагается произнести звук с или з. (Слышим «песенку» ш или ж.) Воздушная струя при этом должна быть теплая.

80Закрепить звук ш или ж в звукоподражаниях. Игры «Уж», «Жук». Длительное произнесение звука шшшшшш (жжжжжж). Короткое произнесение звуков ш-ш-ш-ш {ж-ж-ж-ж).

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов.

Сад, цапля, сок, сук, сабля, цепи, сало, сани, целый, цып­ки, сыпать, цифра, цирк, сила, циркуль, сухо.

Задание 2. Прослушайте слова. Запишите слоги с буквой с или ц.

Яйцо, коса, овца, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, коль­цо, водица, роса, пуговица, красавица.

Задание 3. Закончите слово, вставив слоги:

а) са. или ца:

Ли..., ов..., пти..., колба..., лиси..., кури..., голо..., пугови..., мельни..., поло.., ле…,ули...;

б) со или цо;

Ли,.., коле..., яй..., про..., коль...;

в) Сы или цы:

ве..., паль..., огур..., но..., ножни..., бу..., пугови..., глобу..., бой..., молод..., какту..., мельни..., колод....

Задание 4. Сравните пары слов По звучанию и смыслу. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары слов. Устно с каждым словом со­ставьте предложение.

Цвет - свет, цел - сел, светик - цветик, селиться - це­литься.

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с и ц. Составьте схемы слов. Надпишите буквыс, ц над соответствующим слогом, под схемой напишите нужное слово.

Спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, стан­ция, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец, скворец, птица, демонстрация.

Задание 6. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы с или ц.

ку…ок, ...апля, по...адка, ...епь, реди...ка, ...веток, ку­ри...а, фоку..., мельни...а, ...такан, огуре..., ...тук, ле...,

ЯЙ...О, голо..., куни...а, ...ундук, ...веты, капу...та, ...игейка, крыль...о, ака...ия, опера...ия, ...тан...ия, ме...я..., ...вине..., летопи...е..., ли...твенни...а, занимает...я, кусает...я, спускает...я, целит...я.

Задание 7. Составьте слова из слогов. Запишите слова. Разделите их на слоги. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц - черным.

Ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ни, ку, ца, три, сес, ца; мо, пись, сец, но; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; тер, цис, на; кон, ту, ция.

Задание 8. Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните бук­вы с, ц разными карандашами.

На шесте - дворец. Пять братцев, Во дворце - певец. Всем одно имя. А зовут его.... Годами равные,

Ростом разные.

На пальце одном Доброе, хорошее Ведерко вверх дном. На людей глядит, Рогатый, а не бодается. А людям на себя

Глядеть не велит.

Отгадки: скворец, пальцы, наперсток, солнце.

Задание 9.

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы;

б) с делением на слоги.

(Используются ранее отработанные слова.)

Дифференциация с - ц-в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквыс, ц разными ка­рандашами:



а)акация, расцвели, солнце, цветет, цветы, светит, водица, клюется, курица льется. дворец, кусается, куница, строится, боец, открывает­ся, пуговица, целитея,

Задание 2. Спишите словосочетания, проговаривая слоги. Подчерк­ните буквыс, ц.

курица с цыплятами, у крыльца акация, клумба с цветами, солнце за лесом, пестрая курица свежая водица, старая медведица, сладкий леденец, собака на цепи, знакомая улица, старая мельница, свежее лицо.

Задание 3. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями, представленными в предыдущем задании.

Задание 4. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. За­пишите предложения.

Зиме конец, летит.... Курица зовет.... Сахар хранится в.... Лист в книге называется.... Москва - ... нашего государства. Детеныш птицы называется.... Опасный вредитель для садов и огородов -.... Поезд подходит к.... В году двенадцать.... Сегод­ня целый день светит....

Задание 8. Спишите текст и пословицы, проговаривая слоги. Подчер­кните буквыс, ц.

На кусты напали гусеницы. Синица съела гусеницу. Лиси­ца гонится за зайцем. У брата есть сестрица. Красавица девица сидит в темнице, а коса на улице. Перелетные птицы - вест­ники весны. На улице цветет акация.

Весна красна цветами, а осень -снопами.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Орел - царь-птица, а сокола боится.

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Это...ад. В...аду много...ветов. Е...ть и а...тры, и на...тур…ии, и цикламены, ...вета...елый день в...аду. Она...ама поливает...веты. Кра...ивый у...веты...ад.

Лиса и заяц

Увидела ли... и... а зай... а. Подкрала...ькнему. Зая... заме­тил ли...у и в ку...ты. Ли...и...а за ним. Зая... за ку...т, и ли...и...а за ку...т. Куда зая..., туда и ли...и…а. ...елый день гоняла...ь ли...и...а за зай.. .ем, но так и не поймала. Молоде... зая...!

Подумайте и скажите, почему заяц молодец. Ответ запишите.



Над лесом солнце. Птицы покинули сады. В садах появи­лись гусеницы. Расцвела сирень. В кустах свистит синица. Любит лисица сцапать в деревне курицу. Сова перекликалась со своими птенцами. На сквере целая клумба нарциссов.

Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга сквор­цы и цапли. Скворцы поселились в скворечниках, а цапли стали вить гнезда. Скворцы и цапли стали выводить птен­цов.

Дифференциация ч - ш Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чайник, шапка. Охаракте­ризуйте звуки ч, ш. Сравнитеих по артикуляции.

Задание 2. Скажите, какие из этих звуков схожи по артикуляции. ч,ц,ы,ш,п.

Задание 3. Прочитайте слоги и звуковые сочетания:


"

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч - Ш

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары.

ча - ша ша - ча аша - ача оше - оче чо - шо шо-чо, ошо - очо уше - уче чу - шу шу - чу ушу - учу оши - очи чи-ши,ши-чи.уши-учи ешу-ечу.

Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Ча, ша, чу, шу, ше, че, чо, шо, ши, чи; чта. шта, што. что, чле, шле, чка, шка. чре, шту, чту.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Оша, оши, очи,ачу, ечу, ешу, еши, ашо, ачо,аче, оче.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же. последовательности.

ча - ша - ча шу - чу - шу ча - ша - ча - ша

ша - ча - ша чу - шу - чу шо - чо - чо - шо чо - шо - чо ши - чи -ши чу - шу - шу - чу шо - чо- шо чи - ши - чи ша -чи- ши - чи.

Описание работы. Конспект занятия могут использовать в своей работе логопеды, дефектологи и студенты педагогических ВУЗов. Материал рассчитан для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может быть полезно при профилактике и коррекции акустической и артикуляторно-акустического видов дисграфии.
Цель : Научить детей различать звуки [С]- [Ц] изолированно, в слогах и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
закреплять знания о согласных звуках С, Ц.
учить различать звуки ц- с изолированно, в слогах.
коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух и восприятие,
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать зрительную и слуховую память;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру поведения;
формировать гуманистические ценности
развивать умение слышать и слушать педагога;
воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

Мы сегодня отправляемся в путешествие. Только без билетов путешествовать нельзя. У тебя на столе лежат билеты, они пока пустые и не действительны. Чтобы узнать к кому мы сегодня отправимся, заполним их. Для этого нужно очень внимательно слушать слова, которые я назову, находить указанные буквы.
Итак, приступим:
Последняя буква слова палец .
Первая буква слова адрес .
Дальше запиши вторую букву слова апрель ,
третью букву слова пила

И первую букву слова яблоко .
Теперь заполним второй билет.
Напиши 1 букву слова сок ,
вторую букву слова море ,
1 букву слова вор ,
И последнюю букву слова карта .


Логопед: «Камиля ты догадалась, к кому мы пойдем в гости?»
Ребенок: « К аисту и сове».
Логопед: «Чтобы к ним попасть, нам нужно назвать первый звук в названии каждой птицы. Какой первый звук в слове цапля?»
Ребёнок: «В слове цапля первый звук [Ц]».
Логопед: « Какой первый звук в слове сова?»
Ребёнок: «В слове сова первый звук [С]».

Вспомни артикуляцию звуков [С] - [Ц]. Одень Звуковичков.


Вспомни характеристику этих звуков.

Звук [C]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, длинная. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [С] твёрдый, но у него есть мягкий брат [С’].

Звук [Ц]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, короткая. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [Ц] всегда твёрдый.

По характеристикам звуков заполним таблицу.


Итак, мы с тобой дошли до нашей совы и цапли. Оказалось, что они на своем языке могут петь очень красивые песни.

Вот запела сова свою песню, споём вместе с ней: СА- СО-СУ-СЫ-СЭ (пропеваем слоговую таблицу).

А потом запела цапля, и мы вместе с ней: ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЕ

Наши птицы еще те хитрецы, они зашифровали письмо, вот оно.


Логопед произносит: "[С],[Ц] ,[Ц], [С],[Ц], [Ц]". Письмо не закончено, помоги продолжить цепочку.
Ребёнок продолжает цепочку: "[С] ,[Ц], [Ц],[С],[Ц],[Ц]".

Сова и цапля приготовили нам ещё одно интересное задание. Раздели слова на слоги и запиши первый слог. А вот и слова, которые они нам дали:

Цапля, цена, сани, соты, цокот, целый, салют, сажа, сабо, цыган.
Итог занятия . Какие звуки мы различали? Чем отличается звук [С] и [Ц]? Какое задание тебе понравилось больше всего? Какое задание вызвало трудности?















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дата проведения:

Возрастная группа: старшая, 5-6 лет.

Форма проведения, количество обучающихся : подгрупповое занятие, 8 чел.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III ур.

Оборудование:

  • для детей: предметные картинки, в названии которых звуки [С], [Ц] (серия “Говорим правильно” Каше); подносы с частями звуковых домиков; кольца цепочки, листы бумаги, карандаши.
  • для учителя-логопеда: мультмедийная доска, презентация, ноутбук, кубики Н.Зайцева с буквами С, Ц.

Приоритетная область: познавательно-речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное, физическое, художественно-эстетическое.

Цель: Дифференциация звуков [С], [Ц] в слогах, словах и фразе. Развитие грамматически правильной речи.

Коррекционно-образовательные:

  1. Добиться усвоения слухо - произносительной дифференциации звуков [С] - [Ц];
  2. Обеспечить применение на практике умения давать характеристику звуков;
  3. Вызвать желание осуществлять самоконтроль за поставленными звуками.

Коррекционно-развивающие:

  1. Обеспечить развитие фонематического восприятия.
  2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза), внимания, памяти.

Воспитательные:

  1. Подвести к выводу, что дружба помогает преодолеть трудности.
  2. Порадоваться вместе с детьми результатами выполненной работы.
  3. Способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Планируемые результаты: позитивно-эммоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активизация аналитико-синтетической деятельности: выполнение задания “портрет цыпленка”.

Методы: перцептивный (словесной передачи слухового и зрительного восприятия материала, наглядно-практический); логический (дедуктивный).

Приемы: создание игровой ситуации, объяснение, вопросы, показ способов действий.

1) Приветствие друг друга.

Собрались все дети в круг. (Говорит учитель-логопед)
Вы - друзья и я ваш друг! (Показывает на детей и себя)
Дружно за руки возьмёмся (Берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (Улыбаются друг другу)
С добрым утром, глазки! (Выполняют гимнастику для глаз: глаза вверх, вниз, вправо, влево)
С добрым утром, ушки! (Массаж мочек ушей)
С добрым утром, ручки! (Хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! (Топаем)

2). Создание проблемной ситуации.

Отгадайте загадку: “Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки”. Кто это? (Цыпленок). Почему вы так решили? (обращаю внимание, чтобы дети отвечали полным предложением)

Психогимнастика

Изобразите цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки. Сначала высунул головку. Потом - правое крылышко, затем – левое и громко запищал (дыхательная гимнастика: на выдохе произносят пи-пи-пи с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной).

2. Актуализация знаний

1). “Мыслительная гимнастика” Слайд 2.

Кто появился из яйца? (на слайде цыпленок). Как назовем цыпленка? (Ц ып) Какой первый звук в этом слове? Как называются части домика цыпленка? (С корлупки) Какой первый звук в этом слове?

2). Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия

Что мы с вами будем делать на занятии? (ответы детей)

Мы будем сравнивать звуки [С], [Ц], значит о чем мы будем говорить? (Чем они похожи и чем отличаются).

3. Открытие детьми нового знания. Слайд 3.

Цыпленок “Цып” жил в скорлупке. Давайте мы построим домики для звука [С], [Ц] (У детей подносы с частями звуковых домиков). Если дети затрудняются, то оказываю помощь вопросами: какой фундамент построим для домика звука [С]? Почему? Звук [С] согласный. Почему? Потому что воздушная струя выходит толкаясь. Какого цвета стены у домика звука [С]? Почему? (он твердый). Какая крыша: с колокольчиком или без? Аналогично строим домики для звука [Ц].

Чем похожи звуки? Чем отличаются? (произношением)

Проверьте, правильно ли вы построили домики?

(Дети проверяют по слайду)

1). Автоматизация и дифференциация звуков [С, Ц] в слогах. Слайды 4,5,6,7.

Цып только родился, ему все было незнакомо, интересно и он всему удивляется. Увидел (слайд 4) курицу и говорит: са-са-ца! Яйцо: оц-оц-цо?; (слайд 5) собаку со-цо-со?; цветок – цы-цы-сы!; (слайд 6) овцу – ца-цо-су; гусеницу: са-су- ца? (слайд 7) осу: су-цу-су?; солнце: ос-ос-це!

2). Дидактическая игра: “Закончи слово нужным слогом. Слайд 8.

Помогите Цыпу запомнить новые слова, добавляя слог СА или ЦА.

Ли...(са), кури...(ца), колба...(са), рукави...(ца), о...(са), гусени...(ца), ко...(са), мельни...(ца).

3). Физминутка “Цыпленок”

Озорной цыпленок жил, (имитируем озорного цыпленка)
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом пошел гулять,
Червячка себе искать. (Имитируем поиск)

4. Самостоятельное применение знаний на практике.

1). Упражнение “Составь предложение” Слайды 9,10,11,12.

(Слайд 9) курица – яйцо, яйцо – цыпленок, (слайд 10) цыпленок – гусеница, гусеница – цветок, (слайд 11) бабочка – цветок, бабочка – цыпленок, (слайд 12) цыпленок – курица, курица – зернышки.

2). “Составим рассказ” Слайд 13.

Рассмотрите внимательно картину. Какое время года нарисовано на картине? Почему вы так считаете? Кто нарисован? Что делают дети? Сколько цыплят у курицы? (считаем цепочкой, четко проговаривая окончания). Как вы думаете, цыплята только вылупились или уже подросли? Почему вы так думаете? Как можно назвать наш рассказ?

У вас есть кольца от нашей цепочки. Что надо сделать, чтобы цепочка стала целой и длинной? (составить рассказ, собрать цепочку). А для того чтобы рассказ был красивым надо слушать своих товарищей и не забывать про предложения, которые мы уже составляли.

(Дети составляют рассказ цепочкой - друг за другом, присоединяя кольца).

3). “Фотографы” Слайд 14.

Цыпленок Цыпа хочет, чтобы у вас на память о нем осталась фотография и предлагает устроить фотосессию: возьмите карандаши, бумагу, внимательно смотрите на слайд и приступайте к фотосессии.

5. Рефлексия.

Что для вас на занятии было нового? Какое задание вам было интересно выполнять? Какую игру хотелось бы повторить?

Литература:

  1. Т.А.Ткаченко Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. ГНОМиД, М., 2004
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.