Основы выразительного чтения. Методика работы над выразительным чтением

Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.

Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

Чтение характеризуется четырьмя критериями:

  • Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
  • Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
  • Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
  • Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.

Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

Характеристика принципов обучения выразительному чтению

Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

  • Интонация.
  • Логическое ударение.
  • Пауза.
  • Темп.
  • Высота и сила голоса.

Интонация

Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

Компоненты интонации:

  • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
  • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
  • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
  • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Принципы выразительного прочтения

Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

  • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
  • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
  • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
  • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
  • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
  • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
  • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

Памятка родителям

  • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
  • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
  • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
  • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
  • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.

Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.

Руководство по чтению для ученика

Памятка №1: Правила прочтения

  • Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
  • Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
  • Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
  • Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
  • Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
  • Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
  • Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.

Памятка №2: Выразительное чтение

Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

  • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
  • Дикция - произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
  • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
  • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
  • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
  • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

Памятка №3: Правильная работа с книгой

Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

  • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
  • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
  • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
  • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.

Выразительная декламация стихотворения

Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.


Введение………………….……………...…………..............3

1. Задачи уроков чтения по формированию выразительности речи детей………..............…………….4

2. Этапы работы над выразительным чтением.....…......6

3. Средства выразительности устной речи…………...…8

4. Работа над выразительностью чтения……………....11

5. Интонации, повышение и понижения голоса…………………………………………………….....13

6. Работа со стихотворными текстами на уроках литературного чтения……………………………………20

Заключение………………………………………………...27

Список используемой литературы………………………………………………...29

Введение

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой);

б) понимание текста (извлечение его смысла содержания).

Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста.

Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах, является важным этапом становления речи детей.

1. Задачи выразительного чтения.

Огромно и познавательное значение литературы в школе. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. «Выразительного чтения» базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучение родного языка и литературы. Изучение этих предметов - основа для формирования качеств речи.

М.А. Рыбникова считала, что «выразительное чтение - это первая и основная форма конкретного наглядного обучения литературе».

Выразительное чтение - это воплощение литературно-художественного произведения звучащей речи.

Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Говорить выразительно - значит выбирать слова образные, то есть слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица. Правильно выражать свои мысли и чувства - значит строго придерживаться норм литературной речи.

Ясная и правильная передача мысли автора - первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста, и их взаимосвязь. Но фактами не исчерпывается содержание произведения. Оно всегда включает в себя отношения автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, идейно-эмоциональное их осмысление. Воссоздание в звучащем слове художественных образов в единстве их индивидуально-конкретной формы и идейно-эмоционального содержания называется эмоционально-образной выразительностью речи. Эмоционально-образную выразительность нельзя рассматривать как некоторое, хотя и необходимое добавление к логической выразительности. Обе эти стороны искусство чтения неразрывно между собой связаны, что обусловлено самой природой речи. Психология рассматривает чтение вслух как монологическую речь, следовательно, чтению должно быть свойственно все, что свойственно устной речи. Слова текста воссоздают в воображение читающего образы, вызывающие у него эмоциональное отношение, которое естественно и непроизвольно проявляется в чтении вместе с передачей мыслей автора. Эти же эмоции передаются слушателям. В своей повседневной жизни человек говорит о том, что он знает, видел и о чем хочет рассказать ради определенной цели.

Произносимые слова являются выражением собственных мыслей говорящего, за этими словами всегда стоят факторы действительности, вызывающие определенное отношение, определенную волевую устремленность.

Задачи выразительного чтения являются важным компонентом в становление речи. Зная задачи, учитель целесообразно проводит работу с учениками, ставя перед ними определенные цели по их реализации.

Задачи:

    совершенствование навыка чтения: целесообразная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

    формирование читательских умений по рабате с текстом. Учитель формирует у учеников умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения, что и способствует быстрому освоению текста.

    формирование первоначальных литературных знаний.

    чтение обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание детей,

    развитие речи, мышления, воображения детей.

Перечисленные задачи должны реализовываться на уроках чтения. И тогда работа с текстом будет активизировать умственную деятельность детей, формировать мировоззрения и мироощущение. Задачи и этапы выразительного чтения тесно связаны между собой.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.

2. Этапы работы над выразительным чтением

Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов:

Первый этап - подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. Содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения. Чем ближе произведение слушателям, тем понятнее, тем меньше будет эта вводная часть, а чем труднее для них понимание, тем длиннее бывает подготовка к слушанию, когда учитель сам готовится к чтению, вводный этап не исчезает. Готовясь к выразительному чтению, учитель стремится глубоко и ясно представить изображаемую жизнь. Он читает вступительную статью, предваряющую текст произведения, комментарии, которые даются в сносках или в конце книги. Если остаются не выясненные вопросы, ответ на них ищет в справочнике. Раньше, чем приступить к чтению, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте. Именно на этапе и происходит заинтересованность читателя в тексте.

Вторым этапом является - первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляется путем выразительного чтения произведения учителем. «Первое впечатление девственно свежи,- говорит К.С. Станиславский.- Они являются лучшими возбудителями артистического увлечения и восторга, которые имеют большое значение в творческом процессе». Станиславский называет первые впечатления «семенами».

Неизгладимость первых впечатлений налагает на читающего большую ответственность, требует тщательной подготовки к первому чтению, продуманности текста, чтобы у слушателей не получилось неправильных впечатлений, которые «с такой же силой вредят творчеству, с какой правильные впечатления ему помогают. Нельзя исправить испорченного впечатления.

Третий этап - разбор, анализ произведения. Анализ имеет свою цель. Мы вдумываемся в произведение, чтобы лучше его исполнить, так как выразительное чтение, есть, прежде всего чтение сознательное. Ход творческого анализа должен быть естественным, как ряд ответов на вопросы, которые у нас возникают по мере того, как мы вдумываемся в произведение. Разбор самого произведения можно вести в разной последовательности: путем дедукции или путем индукции. Первый путь, когда идут от определения темы, идеи к композиции и к системе образов, напоминает путь автора. Индукционный же путь соответствует последовательности, в которой читатель знакомится с произведением. Он прослеживает развитие сюжета и композицию и одновременно знакомится с образами и лишь в конце решает вопрос о теме и идее произведения.

В выразительном чтении приобретает особое значение задачи запомнить текст. После того как мы разобрали текст, когда нам понятно каждое слово, ясны образы героев, их психология, сверхзадача и частные исполнительские задачи, можно приступить к заучиванию текста. Вызубрить текст трудно, и запомнить такое непрочно. Он лучше запоминается постепенно, в процессе подготовки исполнения. При такой работе над текстом происходит непроизвольное запоминание. М.Н. Шардаков экспериментально установил, что лучший метод запоминания - комбинированный. На этом этапе важно правильно подвести итог прочитанного произведения, чтобы слушатели уходя с урока имели полное представление текста.

Последовательность этапов очень важна на уроках внеклассного чтения. Она позволяют доступно, быстро и правильно освоить произведение. Детям предоставляется возможность проникнуть вглубь произведения, прочувствовать его. Каждое сказанное слово учителем имеет свою специфику. И поэтому очень важно руководствоваться средствами выразительного чтения.

3. Средства выразительности устной речи

Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение.

Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия:

Дыхание: должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.

Голос: большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука - это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.

Приступая к занятиям по развитию дыхания, необходимо ознакомиться с анатомией, физиологией и гигиеной дыхательно-голосового аппарата, с существующими типами дыхания.

Следует помнить, что смешаннодиафрагматический тип дыхания наиболее целесообразен и практически полезен.

На индивидуальных занятиях с педагогом учащимся желательно выполнять комплекс упражнений по дыхательной гимнастике.

Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос - очень важное качество устной речи, особенно учителя.


Воспитать, поставить голос - это означает развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой - объем, силу и звучность голоса.

Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов.

Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся: нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха. При низком звучании голоса можно ощутить его вибрацию и в полости грудной клетки.

В случае неправильного пользования голосом получается искусственное звучание его. Например: «горловой» оттенок голоса является результатом неверного посыла звука. Причина такого явления - зажатость глотки.

Может быть, что человек говорит «ниже» чем это соответствует природе его голосовых данных. Тогда голос получается сдавленным, лишенным звучности.

Привычка говорить не «своим» голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно установить нормальное положение голосового аппарата.

Для того чтобы научиться проверять работу резонаторов, необходимо проделывать различные упражнения.

Например:

Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:

МММИ - МММЭ - МММ А - МММО - МММУ - МММЫ.

Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких к высоким (в пределах возможностей) и, наоборот, от высоких нот к низким.

Выбрать стихотворение со строкой среднего размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая». Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д.

Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование. Занимаясь голосом, необходимо

    В обычной речи не кричать.

    Не откашливаться, если «першит» в горле.

    Не употреблять очень горячих и очень холодных напитков.

    При малейшем недомогании обращаться к врачу.

Дикция: одно из важнейших качеств речи преподавателя. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.

4. Работа над выразительностью чтения

Для того чтобы правильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:

Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером. Демонстрация образца выразительного чтения имеет цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателем понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнение в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обусловливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работой над идеей произведения.

Работа над языком произведения - тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения, поэтому наблюдения над изобразительно-выразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знаком» создать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающими воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке чтения.

Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

5. Интонации, повышение и понижения голоса

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Примеры: Упражнения на повышение и понижение тона голоса

а) Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

б) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

в) Упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше

Поэтому функции интонации очень разнообразны:

    Членит речевой поток;

    Оформляет высказывание в единое целое;

    Различает коммуникативные типы высказывания;

    Выделяет важное;

    Выражает эмоциональное состояние;

    Различает стили речи;

    Характеризует личность говорящего.

Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности, длительности, частоты основного тона и спектра. Интонация должна быть живой, яркой.

Интонация - явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию:

2. Логическое ударение - это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал К.С. Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!».

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.

Примеры: На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

    Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Примеры:

Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

Как удивили | его слова | брата!

Как удивили его | слова брата!

    Темп и ритм - обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпоритм.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения - прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.

Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной

Поэтому работа над скороговоркой - средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.

Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.

Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова. При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и смазанности.

Старайтесь, произнося скороговорки, ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки). Например:

При речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

Примеры:

1. Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой».

    «Протокол про протокол протоколом запротоколировали».

    «Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои».

Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.

5. Мелодика речи - движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.

7. Тембр - это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу... Тембр в определенной степени можно менять.

8. Невербальные средства (мимика, тело- движения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен

непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них:

На уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;

Не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;

Учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;

Следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;

Удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.

Интонация - это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.

6. Работа со стихотворными текстами на уроках литературного чтения.

На примере рассмотрим знакомство детей со стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, определить ритм стихотворения, рассмотреть рифму и узнать закон «конца строки». Закон «конца строки» помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы - их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских «секретов» знают профессиональные чтецы, актёры. Дети тоже их открывают один за другим. При работе детям предлагается открыть для себя новые «секреты», которые помогут выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина.

I этап: Подготовка к первичному восприятию стихотворения. Детям предлагается совершить небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету, где указаны даты жизни А.С. Пушкина). Задумчивым и сосредоточенным изобразил его современник поэта художник Тропинин. Этот портрет знают все. Как хорошо, что Тропинин запечатлел для нас облик дорогого для всех человека. Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее. Сегодня, в осенний день, мы сможем узнать как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: «Осень... любимое моё время... пора моих литературных трудов».

Предлагается послушать такие стихотворные строчки:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной.

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной,

В ней много доброго...

Или ещё строчки:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод...

Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.

Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь ~ холера. На многие города был наложен карантин, в том числе на Москву, Московскую, Владимирскую области, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три месяца.

Пушкин это время работал с невиданной творческой энергией, мною и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение «Евгений Онегин».

Детям предлагается пофантазировать немного, представить осень, которая так вдохновила поэта на творчество.

(На доске открываются иллюстрации с осенними пейзажами. Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно стихи).

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружный гор...

Уж осени холодною рукою

Главы берёз и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится жёлтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист...

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл...

Поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание - тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.

Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте ещё одно из них. Это отрывок из романа А.С. Пушкина Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало...»

2этап: Первичное восприятие стихотворения Чтение стихотворения учителем наизусть.

3этап: Проверка качества первичного восприятия

Понравилось ли?

Какие картины осени представили при слушании?

Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?

4этап: Вторичное восприятие стихотворения Перечитывание стихотворения ещё раз и размышление о том, как поэту далось передать картину поздней осени.

5 этап: Анализ произведения

О каком периоде осени идёт речь в стихотворении? Найдите слова, подтверждаюшие ваше мнение.

Какие признаки осени упоминает поэт?

Представьте, что вы в осеннем лесу. Какие звуки вы слышите?

Раньше, да и теперь, поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны.

Как вы понимаете слова «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась?»

Что значит слово «караван»? (движущаяся вереница - друг за другом).

Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?

Как они летят? Почему Пушкин употребляет слово «тянулся»?

Как вы думаете, почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»? Работа с иллюстрацией к стихотворению.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Она подходит ко всему стихотворению или к какой-то его части?

Какие краски использовал художник?

Какое настроение вызывает эта картина?

6 этап: Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

1) Настроение стихотворения.

Какое но настроению это стихотворение?

Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющее его настроение? Такие слова мы называем ключевыми. (Скучная пора)

Почему ноябрь - пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)

Обратите внимание на то, что всё это стихотворение представляет собой одно большое предложение.

Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?

Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

2) При чтении очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза - после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:

Там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

Точка, тире, двоеточие - на счёт РАЗ, ДВА;

Вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

1. ПАУЗЫ

п/п Знаки препинания, счёт, обозначение

1 , - раз I

2 . - : - раз, два II

3 ? ! - раз, два, три III

4 Красная строка - раз, два, три, четыре IIII

5 После прочтения заглавия - раз, два, три, четыре, пять III1I

2. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Обозначение

Слова, на которые падает логическое ударение

Соединение строчек, интонационный перенос

Повышение тона

Понижение тона

3) Графическая работа. На текст стихотворения в учебнике накладывается калька и проставляются условные знаки (см. выше).

4) Наблюдение над аллитерацией

Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом - это аллитерация (слово напечатано на доске) или звукозапись (на доске напечатаны строки из стихотворения).

ЛеСов таинСтвенная Сень

С пеЧальным Шумом обнаЖалась

Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.

Какие звуки создают такое ощущение? (С-Ч-Ш-Ж.)

5)Прослушивание аудиозаписи стихотворения

Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» исполнении профессионального артиста.

6) Выразительное чтение стихотворения

Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.

(Прослушивание нескольких учеников).

Смог(ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

Также предлагается детям заучивать стихи и рассказывать их перед зеркалом, используя мимику, движения, различные жесты, ведь все это - средства выразительности устной речи.

Заключение.

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.

Выразительно читать, говорить - это значит "действовать словами", т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики. Начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание.

Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем,

чтобы они способствовали правдивому выражению мысли,

Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям по усвоению чтению. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя выше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.

Список используемой литературы

1.Аргинская И.И. Обучение по системе Занкова JI.B. - М.: Просвещение. - 1994.

2.Артоболевский В.Г. Художественное чтение. - М.: Просвещение.- 1978.

3.Введенская М.А. Культура и искусство речи. - М.: Феникс.- 1995.

4.Горбушина Л.A. Выразительное чтение и рассказывание. - М.: Просвящение.-1975.

5.Горбушина JI.A. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М.: Просвещение.- 1983.

6.Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М.: Просвещение. - 1981.

7.Кубасова О.В. Выразительное чтение. - М.: Академия. - 2001.

8.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия. - 2000.

9.Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. - М.: Просвещение. - 1969.

10.Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение. - 1984.

11.Романовская И.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Просвещение. - 1984.

12.Филигшова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учебное пособие. - М.: Наука. - 2001.

13.Учебно-методический комплекс для четырехлетней начальной школы. - А.: Смоленск. - 2003.

14.Перспективная начальная школа. - М.: Академия. - 2006.

15. Образовательная система «Школа 2100».-М.: Баллас.-2004.

· Выразительное чтение - возможность проникнуть в самую суть текста, учиться понимать его «внутренний мир». Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и - если присутствует - художественный смысл читаемого.

  • Выразительное чтение - одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

1) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

  • Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста читающим. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого проникновения в смысл текста

Средства речевой выразительности

  • В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Интонация и ее компоненты

  • Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего - так оценивают роль интонации филологи.
  • Поэтому в данном разделе рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по формированию у учащихся интонационной выразительности.
  • Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.
  • Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Ударение

· Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение.

· Практически это достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.

· От фразового надо отличать логическое ударение (правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение).

· Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.

· Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительной речи, К.С. Станиславский говорил: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.

  • Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логическое ударение. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова». За немногими исключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Некоторые из них.

1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.

6. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ударения.

· Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.

  • Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.
  • Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка это является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к распространению ударения на о, что ударения не требует: это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше не важного, потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем - понять нельзя, ибо когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее». (8)
  • Надо научиться не только ставить ударения, но и снимать или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы. Суетливость тяжелит речь. Оберегает ее спокойствие и выдержка. Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.

Пауза, темп, ритм речи

· Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения.

· При выразительном чтении группировка слов по синтагмам облегчает чтецу анализ текста, а слушателям - правильное восприятие его на слух. объединение слов по группам придает предложению звуковую цельность, законченность. Восприятие читаемого текста, расчлененного на синтагмы, с обозначением синтагматического (фразового) ударения, гораздо легче уже потому, что при таком чтении устанавливается смысл всех логических связей в предложении и далее в тексте, а тем самым дается истолкование текста, обеспечивающее убедительную и правильную его передачу.

· Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.

· При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.

· Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определяемое, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».

· Психологическая пауза - остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, жизни воображения. Значение ее характеризуется В.Аксеновым так: «Психологическая пауза может возникнуть в начале фразы - перед словами, внутри фразы - между словами, в конце фразы - после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношений к ним в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения. воздействие психологической паузы в последнем случае огромно». (6)

· Психологическая пауза - выразительное средство при чтении произведения. Во выражению Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным оружием общения. Все паузы умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный. «Пауза - важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей», - утверждал Василий Аксенов

· Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысления читаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами, следующими одна за другой выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

· С паузировкой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги и слова, то есть в ритмические части или группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие - плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее. Между потоками этих звуков имеются паузы - тоже раной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере».

· Так определяет К.С.Станиславский понятие темпа и ритма, необходимые для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а сами явления почти неразделимы в речи. К.С.Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие «темпо-ритм».

· «Буквы, слоги и слова, - писал он, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной».

· Речь должна быть в одних случаях плавной, слитной, в других - быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего.

· На протяжении предложения или всего высказывания темпо-ритм меняется в зависимости от смысла. Если вы хотите привлечь внимание слушателя, вы произнесете фразу или ее часть замедленно, подчеркнуто вводные же слова или предложения мысли, второстепенные, высказываемые между прочим, произнесете в среднем или даже быстром темпе.

  1. Работа над дикцией.
Использую чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, характерные малышам. Работаю над культурой живой интонации. Ежедневно «отколачиваем» произношение, чёткость произношения слов, громкость, что является первым шагом к работе над выразительным чтением.
  1. Работа над выделением логического ударения. Сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно.
  2. Составление партитуры стихотворения, в котором проставляются все паузы.
  3. Выразительное чтение учителем или артистом в записи.
  4. Анализ чтения других учеников и самоанализ. Дети привыкают анализировать своё и чужое чтение, что помогает им читать лучше предыдущего и даёт уверенность в своих силах.
  5. Связываю изучаемое произведение с предметами: музыка, русский язык, изобразительное искусство, т.п.
Вся эта работа должна быть включена в систему уроков в начальной школе и предварять чтение стихотворений или прозы. Дети должны получить и определенные теоретические сведения: -по технике чтения(дыхание, дикция, орфоэпия) -по логике чтения(логические паузы, сочетание силы голоса и высоты темпа, ритма, ударения) -по эмоционально-образной выразительности с сопереживанием и чувствами.

Интонация – это сложный комплекс просодических элементов, включающий мелодику речи, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения синтаксических категорий и экспрессивно-эмоциональных коннотаций Интонация – это звуковая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых: 1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части; 2) ритм речи, или чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, состоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов; 3) интенсивность речи, то есть степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания; 4) темп речи, то есть скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произносятся в замедленном темпе); 5) тембр речи, то есть звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.), 6) фразовое или логическое ударение, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе для усиления их смысловой нагрузки. Функции интонации очень разнообразны:
  1. Членит речевой поток;
  2. Оформляет высказывание в единое целое;
  3. Различает коммуникативные типы высказывания;
  4. Выделяет важное;
  5. Выражает эмоциональное состояние;
  6. Различает стили речи;
  7. Характеризует личность говорящего.
Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности. Длительности, частоты основного тона и спектра. Она должна быть живой и яркой. Компоненты, составляющие интонацию: 1. Сила голоса –это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов. Например. Работаем со скороговоркой « Проворонила ворона воронёнка» . показываю три смайлика: 2 3
Задание: -Прочитайте с таким настроением, какое вы видите у первого смайлика. (Таким же образом читают, смотря на второй смайлик и третий). Так я работаю над интонированием скороговорок. 2. Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал К.С. Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических требует предварительного анализа текста. Мой приём работы. Например, вернёмся к той же скороговорке: « Проворонила ворона воронёнка» Задание: - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона проворонила именно воронёнка. - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона именно проворонила воронёнка. - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно ворона проворонила своё дитя. 3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза. Здесь рекомендую работу связать со знаками препинания и смыслом, который вложил автор в произведение. 4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса. Предлагаю такую работу на уроке: Выбираем одно из предложений в тексте. Например, «Завьюжила, закружила зима город.» Задание: -Набрав воздух в рот, постепенно выпуская его изо рта, повторим это предложение. - А теперь проделывая то же самое, кружимся вокруг себя. 5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения. 6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь. 7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять. 8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них: - на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей; - не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их; - учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно; - следует избегать механических жестов, не оправданных психологически; - удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние. Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица. Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения. Интонация – это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она – проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувст ва. Ещё несколько игровых упражнений, которые я использую на уроках чтения:
  1. Задуй свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. (Можно учащимся раздать полоски из цветной бумаги)
2. Медвежата. Представьте, что вы медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, чётко произнося звук «м». МАМ, МЁДУ Б НАМ. Устанавливаю тесную связь с русским языком, работая над предложениями и знаками в конце и в середине текста. Подбираю картины, пейзажи, натюрморты, портреты, разбирая цвета и художественные образы. Вхождение в образы героев произведений, исценировка. И это далеко не все приёмы работы над выраз ительным чтением. Их я предоставлю в своих разрабо
тках уроков. Вам желаю удачи. Вашим деткам приобрести побольше знаний и умений.

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание к прочитанному.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы мы де уделяем внимания этой стороне чтения.

Наоборот, в процессе повторного громкого чтения мы используем всякую возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагаем правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращаем их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскивая в них логически и эмоционально важно слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока помогаем учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной:

1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Материалы по педагогике:

Принципы целевого отбора текстов
Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистических и психологических исследований последних лет, представляется особенно плодотворным и перспективным для методики. И это не удивительно, поскольку основной задачей...

Личностные особенности педагога
Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвеча...

Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити...

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.