Панов виктор иванович психодидактика образовательных систем. Медведев виктор иванович

(р. 1945 г.) - российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования. Создатель в системе экологической психологии направления экопсихоло-гии развития человека. Д-р психологических наук (1996), чл.-кор. РАО (2001), зам. директора Психологического института РАО (с 1992). Организатор и руководитель секции Экологическая психология при РПО (2000). Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1998 г., награжден медалью К.Д. Ушин-ского (1999). После окончания школы (1963) и службы в армии (1964-1967) поступил в 1968 г. на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО) и одновременно на вечернее отделение фак-та математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. Профессиональную исследовательскую деятельность начинал под руководством Д. А. Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980). В 1983 г. защитил канд. дис: Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии. В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия (Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов, М., 1993), защитив на эту тему докт. дис: Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов. В 1996 г. создал и возглавил лабораторию Экопсихологии развития. Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики порождения процессов восприятия, экология детства, одаренности школьников привело П. к созданию нового направления исследований - изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д. В 1996 г. в Москве П. была организована и проведена первая (а в 2000 г. - вторая) Российская конференция по экологической психологии. По инициативе П. была организована секция Экологическая психология при РПО (2000), он был избран в Совет по экологическому образованию при Президиуме РАО. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил П. предложить новый подход к исследованию проблемы Одаренные дети, в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания как системно развивающихся свойств психики ребенка. С 1997 г. П. - научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы Одаренные дети Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках этой программы при участии П. была разработана Рабочая концепция одаренности (ред. В.Д. Шадриков), издано семь учебных пособий для учителей (Библиотека Одаренные дети, 1997- 1998 гг.). В настоящее время эта проблематика разрабатывается как Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования. Применив основные положения экопсихологическо-го и онтологического подходов к проблеме психических состояний, П. разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации. Апробация и внедрение экопсихологичес-кого подхода к развитию человека, в том числе одаренных детей, реализуется в лекционных курсах для студентов различных вузов и в системе повышения квалификации педагогов и психологов. П. также автор монографий: Основные направления экологической психологии, Смоленск, 2001; Введение в экологическую психологию, вып. 1, М., 2001. Л.А. Карпенко

(р. 13.03.1945 г.) - российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования. Создатель в системе экологической психологии направления «экопсихологии развития человека». Доктор психологических наук (1996 г.), член-корреспондент Российской академии образования (2001 г.), заместитель директора Психологического института Российской академии образования (с 1992 г.). Организатор и руководитель секции «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе (2000 г.). Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1998 г., награжден медалью К.Д. Ушинского (1999 г.).

После окончания школы (1963 г.) и службы в армии (1964 - 1967 гг.) поступил в 1968 г. на работу в Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования) и одновременно на вечернее отделение факультета математики Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. Профессиональную исследовательскую деятельность начинал под руководством Д. А. Ошанина (1974 г.), а затем А. И. Миракяна (1980 г.). В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии». В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия («Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов», М., 1993 г.), защитив на эту тему докторскую диссертацию: «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов». В 1996 г. создал и возглавил лабораторию «Экопсихологии развития».

Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики «порождения процессов восприятия», «экология детства», «одаренности школьников» привело Панова к созданию нового направления исследований - изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д. В 1996 г. в Москве Пановым была организована и проведена первая (а в 2000 г. - вторая) «Российская конференция по экологической психологии». По инициативе Панова была организована секция «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе (2000 г.), он был избран в Совет по экологическому образованию при Президиуме Российской академии образования. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил Панову предложить новый подход к исследованию проблемы «Одаренные дети», в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания как системно развивающихся свойств психики ребенка.

С 1997 г. Панов - научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы «Одаренные дети» Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках этой программы при участии Панова была разработана «Рабочая концепция одаренности» (ред. В.Д. Шадриков), издано семь учебных пособий для учителей («Библиотека «Одаренные дети», 1997- 1998 гг.). В настоящее время эта проблематика разрабатывается как «Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования». Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, Панов разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации. Апробация и внедрение экопсихологического подхода к развитию человека, в том числе одаренных детей, реализуется в лекционных курсах для студентов различных вузов и в системе повышения квалификации педагогов и психологов. Панов также автор монографий: «Основные направления экологической психологии», Смоленск, 2001 г.; «Введение в экологическую психологию», вып. 1, М., 2001 г.

Л. А. Карпенко

Д-р психологических наук (1996), член-корреспондент РАО (2001; Отделение психологии и возрастной физиологии), зам. директора Психологического института РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

  • - российский революционер, в 1870 член-учредитель и секретарь Русской секции 1-го Интернационала. В 1872 вернулся в Россию, с 1874 служил на железных дорогах...
  • - Писатель, прозаик, поэт, публицист. Родился 7 февраля 1922 г. в г. Ростове-на-Дону. В 1937 г. поступает в Ростовскую артиллерийскую школу. В 1940 - курсант Ленинградского артучилища. Воевал на многих фронтах...
  • - Профессор кафедры леса Московского государственного университета леса; родился 5 ноября 1921 г. в слободе Казачьей Рязанской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Главный редактор газеты "Рабочая трибуна"; родился в 1936 г. в г. Донецке; окончил Сталинский горно-обогатительный техникум и факультет журналистики МГУ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший заместитель председателя Государственного комитета РФ по вопросам развития Севера; родился 15 июня 1937 г. в с. Гребенка Червенского района Минской области Белорусской ССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель исполкома движения "Трудовая Россия"; родился 2 октября 1945 г. в с. Белая Глина Краснодарского края; окончил международное отделение факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова в 1973 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - имеет высшее техническое и высшее физкультурное образование. Кандидат в мастера спорта. Чемпион ЦС "Динамо" , обладатель Кубка России, чемпион России, Тренер высшей категории по футболу в залах...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярного моделирования и спектроскопии Института геохимии и аналитической химии РАН с 1995 г.; родился 18 сентября 1950 г. в г. Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Родился 19 сентября 1950 г. в с. Тагаево, Починковский район...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий кафедрой Нижегородского коммерческого института, директор акционерного страхового общества "Волга"; родился 5 сентября 1935 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Один из ведущих разработчиков и руководителей программы социальной адаптации офицеров запаса "ДемОС" ; подполковник запаса; кандидат исторических наук, магистр управления...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - издатель и философ, спец. в обл. теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в дер.Алабуга Челябинской обл. В 1951 окончил юрид. ф-т МГУ. До 1962 работал в Минвузе СССР и Минвузе РСФСР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор Центра информационно-аналитического обеспечения международных программ РАЕН, администратор Интернет-узла РАЕН; родился 2 ноября 1953 г. в г. Дмитрове Московской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. в обл. филос. и методол. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Канске Красноярского края. Окончил матем. ф-т Кубанского гос. ун-та, асп. по кафедре филос. того же ун-та...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - из дворян Воронежской губернии, родился в 1817 году. Получив домашнее воспитание, он в 1836 г. окончил свое образование в Московском университете по физико-математическому факультету и затем, в 1838 году был удостоен...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Анпи́лов Виктор Иванович, секретарь ЦК Коммунистической рабочей партии, председатель исполкома Координационного совета движения «Трудовая Россия» . Радиожурналист-международник...

    Большой энциклопедический словарь

"Панов, Виктор Иванович" в книгах

МАЛЬЦЕВ Виктор Иванович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

МАЛЬЦЕВ Виктор Иванович Полковник ВВС РККАГенерал-майор ВВС КОНРРодился 25 апреля 1895 г. в Гусь-Хрустальном под Иваново. Русский. Из семьи крестьянина. Участник Гражданской войны. Член КП с 1919 по 1921, с 1925 по март 1938 и с июля 1940 по ноябрь 1941 г. В РККА с 1918 г. В 1919 г. окончил

БАЛАШОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

БАЛАШОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ (род. в 1924 г.) Талантливые люди часто обладают способностями, о которых известно далеко не всем их поклонникам. Просто та сторона их личности, которая раскрылась наиболее полно, как бы затеняет все остальное. Виктора Ивановича Балашова во времена

Мальцев Виктор Иванович

автора Коняев Николай Михайлович

Виктор Иванович Мальцев

Из книги Генерал Мальцев.История Военно-Воздушных Сил Русского Освободительного Движения в годы Второй Мировой Войны (1942–1945) автора Плющов Борис Петрович

Виктор Иванович Мальцев Формирование русской авиационной группы в составе Люфтваффе произошло снова только в начале октября 1943 года в городе Лётцене (Восточная Пруссия) и это формирование тесно связано с именем бывшего советского полковника авиации В. И.

Мальцев Виктор Иванович

Из книги Генерал из трясины. Судьба и история Андрея Власова. Анатомия предательства автора Коняев Николай Михайлович

Мальцев Виктор Иванович Полковник ВВС РККА.Генерал-майор ВС КОНР.Родился 25 апреля 1895 года в крестьянской семье в поселке (ныне город) Гусь-Хрустальный Владимирской губернии.Русский.Во время Гражданской войны вступил в Красную армию.В 1919 году окончил Егорьевскую военную

МЕДВЕДЕВ Виктор Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

МЕДВЕДЕВ Виктор Иванович Виктор Иванович Медведев родился в 1922 году в Троицке Челябинской области в рабочей семье. Русский. В Советской Армии с августа 1941 года. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвует с сентября 1942 года на Сталинградском и Юго-Западном

ВОРОБЬЕВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

ВОРОБЬЕВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ Ноябрь 1943 года. Перед подразделением поставлена задача - переправиться на противоположный берег реки, закрепиться и своим огнем способствовать переброске наших войск через водный рубеж. Тридцать автоматчиков и четыре пулеметных расчета, в

Протчев Виктор Иванович

автора Аполлонова А. М.

Протчев Виктор Иванович Родился в 1922 году в деревне Большая Связьма Веневского района Тульской области. Вскоре семья переехала в Каширу, а затем в Москву. В 1941 году окончил 89-ю среднюю школу г.Москвы и поступил в Тушинскую школу летчиков. Участвовал в Великой

Тихонов Виктор Иванович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Тихонов Виктор Иванович Родился в 1911 году в Москве. Отец, уроженец Тульского района, переехал с семьей в Тулу, когда Виктору было три года. После окончания начальной школы учился в школе ФЗУ, затем работал на оружейном заводе, одновременно занимаясь в вечернем

СТРАЖЕВ Виктор Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

СТРАЖЕВ Виктор Иванович 1879–1950Поэт, прозаик, критик; редактор-издатель московской еженедельной газеты «Литературно-художественная неделя» (1907; осуществлено всего четыре выпуска). Стихотворные сборники «Opuscula» (М., 1904), «О печали светлой» (М., 1907), «Путь голубиный. Лирическая

Анпилов Виктор Иванович

автора Стригин Евгений Михайлович

Анпилов Виктор Иванович Биографическая справка: Виктор Иванович Анпилов родился в 1945 году. Образование высшее, окончил факультет журналистики Московского государственного университета.По словам Ельцина: «Виктор Анпилов - бывший журналист, собкор Гостелерадио в

Илюхин Виктор Иванович

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Анпилов Виктор Иванович

автора Стригин Евгений Михайлович

Анпилов Виктор Иванович Биографическая справка: Виктор Иванович Анпилов родился в 1945 году в Краснодарском крае. Образование высшее, окончил факультет журналистики Московского государственного университета.По словам Ельцина: «Виктор Анпилов - бывший журналист, собкор

Илюхин Виктор Иванович

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Илюхин Виктор Иванович Биографическая справка: Виктор Иванович Илюхин родился в 1949 году. Образование высшее, в 1971 году окончил Саратовский юридический институт.Работал в органах прокуратуры Пензенской области. В 1986–1989 годы - первый заместитель начальника Главного

ИЛЬИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ

Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья Яковлевич

ИЛЬИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ (род. в 1948 г.)В конце 1980-х годов, в разгар горбачевской перестройки, было модно развенчивать и ругать предшествующие эпохи. В газетах и по телевидению рассказывали о сталинском терроре, хрущевской оттепели и брежневском застое. В 1989 году в

Панов Виктор Иванович, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО. Профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета медицинской психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Профессор кафедры философии и психологии Московского государственного технического университета «МАМИ». Профессор кафедры психологических инноваций в образовании Московского института открытого образования.

Член редакционных советов научных журналов: «Российский научный журнал», «Ярославский психологический вестник», «Акмеология образования», «Вестник Костромского госуниверситета им. Н.А. Некрасова», «Теоретическая и экспериментальная психология», «Экспериментальная психология».

Зам. председателя диссертационного совета ФГНУ «Психологический институт» РАО, член диссертационного совета ФГНУ «Институт психологии» РАН, член диссертационного совета Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова.

Научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы «Одаренные дети» Министерства общего и профессионального образования РФ. Председатель Экспертного совета по комплексному изучению человека (экология человека, психология, педагогика) Российского научного гуманитарного фонда, член Экспертного совета при Президиуме РАО, член Научного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО, член Экспертно-аналитического совета Международной ассоциации русского рукопашного боя.

Создатель и руководитель секции «Экологическая психология» Российского психологического общества. Член-корреспондент МАПСН.

В 1968 г. поступил на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО) и одновременно на вечернее отделение факультетата математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии». В 1996 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов».

Область научных интересов: экологическая психология, дифференциальная психология и психофизиология, методология психологии, психология одаренности и развивающего образования.

В докторской диссертации в развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу теоретически разработал и эмпирически верифицировал модель восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия.

Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики «порождения процессов восприятия», «экология детства», «одаренности школьников» привело В.И. Панова к созданию нового направления исследований – изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д. Для разработки этого направления в1995 г. в Психологическом институте РАО по его инициативе была создана Лаборатория экопсихологии развития, руководителем которой он является по настоящее время. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил предложить новый подход к исследованию детской одаренности, в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания, как системно развивающихся свойств психики ребенка.

Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, В.И. Панов разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации.

Осуществил теоретико-методологический анализ и систематизацию теории и практики психодидактического подхода на материале общего и дополнительного образования.

В.И. Пановым (с соавторами) разработан и читается в различных вузах оригинальный учебный курс «Экологическая психология», специализация по которому в 2004 г. получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им.Ломоносова на специальности 020400 «Психология». Также читает курсы «Психодидактика образовательных систем», «Психология экологического сознания», «Одаренность и одаренные дети», «Человек и его потребности».

  • Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов (1993),
  • Рабочая концепция одаренности (в соавт., ред. В.Д. Шадриков) (1997),
  • семь учебных пособий для учителей («Библиотека «Одаренные дети») (1997-1998),
  • Основные направления экологической психологии (2001),
  • Введение в экологическую психологию (2001),
  • Экологическая психология: опыт построения методологии (2004),
  • Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический подход (2005),
  • Психодидактика образовательных систем: теория и практика (2007).

Награды:

  • Почетная грамота Президиума Международной Академии Психологических наук «За выдающийся вклад в развитие теории и практики психологии» (2008),
  • Медаль К.Д. Ушинского (1999),
  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (1998).

Панов Виктор Иванович

Российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования. Создатель в системе экологической психологии направления "экопсихологии развития человека". Доктор психологических наук (1996), член-корреспондент РАО (2001), заместитель директора Психологического института РАО (с 1992). Организатор и руководитель секции "Экологическая психология" при РПО (2000). Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1998 г., награжден медалью К.Д. Ушинского (1999).

Родился 13 марта 1945 года в Ташкенте. Окончил в 1974 году вечернее отделение математического факультета Московского государственного педагогического института им.Ленина. В 1983 году в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологический институт РАО) защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии». В 1996 году на факультете психологии МГУ им.М.В.Ломоносова защитил докторскую диссертацию по теме: «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов».

Научная деятельность

Изучение психологических и образовательных аспектов проблемы «Экологии детства» привели В.И.Панова к созданию собственного направления в экологической психологии - экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания) в социально-средовых условиях разного вида (семейных, образовательных, информационных и т.д.). В 1995 году, в Психологическом институте РАО по инициативе Виктора Ивановича Панова была создана Лаборатория экопсихологии развития. Он предложил экопсихологический подход к одаренности, в рамках которого одаренность рассматривается как системное свойство психики человека, проявляющееся и развивающееся во взаимодействии человека с окружающей, прежде всего образовательной, средой.

Виктором Ивановичем Пановым разработаны и внедрены:

  • Методологические, теоретические и практические аспекты психологии одаренности и экопсихологии развития одаренных детей в условиях общего, профессионального и дополнительного образования. В частности, выявлена специфика: а) дидактической, дидактико-психологической и психодидактической парадигм; б) субъект-объектного, субъект-субъектного и субъект-порождающего типов педагогического взаимодействия;
  • Система психологической экспертизы образовательных технологий и систем с целью формирования у педагога рефлексивной позиции;
  • Учебный курс повышения психологической квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми (представлен в пособиях «Библиотеки «Одаренные дети»);
  • Психодидактические и экопсихологические основы развивающего образования (совместно с В.П.Лебедевой и В.А.Орловым).

Специализация по оригинальному учебному курсу В.И. Панова «Экологическая психология» (в соавторстве) получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им.Ломоносова на специальности 020400 «Психология» (№33-8-51 от 05.02.2004 г.) и преподается во многих российских ВУЗах.

Научные труды: автор около 200 научных публикаций, в том числе 2 монографий, редактор и соредактор 15 научных сборников и пособий для учителей и психологов. Автор монографий: "Основные направления экологической психологии", Смоленск, 2001; "Введение в экологическую психологию", вып. 1, М., 2001.

Общественная деятельность: в 1998 г. организовал секцию "Экологическая психология" при Российском психологическом обществе. С 1997 по 2002 г. был научным руководителем координационного совета федеральной целевой программы "Одаренные дети" Министерства образования РФ, в рамках которой разрабатывал "Рабочую концепцию одаренности МО РФ". В рамках этой программы при участии Панова была разработана "Рабочая концепция одаренности" (ред. В.Д. Шадриков), издано семь учебных пособий для учителей ("Библиотека "Одаренные дети", 1997-1998 гг.). В настоящее время эта проблематика разрабатывается как "Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования". Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, Виктор Иванович разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации. Апробация и внедрение экопсихологического подхода к развитию человека, в том числе одаренных детей, реализуется в лекционных курсах для студентов различных вузов и в системе повышения квалификации педагогов и психологов.

Трудовая деятельность: с 1968 по 1992 г. работал в НИИ психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО) лаборантом, младшим, старшим и ведущим научным сотрудником, в 1992-2002 гг. заместителем директора данного института по научной работе. В 2003-2004 гг. возглавлял Центр экспериментальной психодидактики РАО.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.