Урок внеклассного чтения по литературе по творчеству М.Твена "Марк Твен фантазирует". Принц и Нищий: Современная история Московской театральной премии «Гвоздь сезона»

Спектакль-обладатель Московской театральной премии «Гвоздь сезона», участник рейтинга ТОП-20 сайта OSD.ru.

Московской театральной премии «Гвоздь сезона»

Серый и туманный Лондон непредсказуем, и случиться в нем может всякое. Нищий мальчишка, случайно попавший в королевский дворец, может оказаться на троне. Конечно, если он очень похож на наследного принца. Казалось бы простая забава – поменяться местами с принцем – на деле оборачивается непредсказуемыми последствиями.

Спектакль, поставленный по мотивам самого известного исторического романа Марка Твена, открыл новую страницу в творчестве Терезы Дуровой и её команды – обращение к традициям национальных музыкальных культур. В «Принце и нищем» звучит средневековая английская и немецкая музыка, исполняемая оркестром на старинных инструментах (арфа-доппиа, смычковая псалтирь, колесная лира, крумхорн, раушпфайф, бузуки, бойран, ландскнехтский барабан и др.), некоторые из которых являются музейными экспонатами.

Сценарий

The Prince and the Pauper” (after Mark Twain)

Ведущий 1: I am going to tell you a story that took place many, many years ago. The story says that it happened in the second quarter of the sixteenth century. In the old city of London, on a cold autumn day two boys were born. (падают листья, выходят две матери из-за ширм, с младенцами на руках)

Ведущий 2: One boy was born to a poor family. He lay in his poor rags and did not know that the Canty family, the family of paupers, did not want him. They did not want him at all. Nobody wanted Tom Canty, the son of John Canty. ( крик младенца )

Ведущий 1: The other English child was born to a rich family. He lay in silks and didn’t know that he made the people of England so happy . The Tudor family wanted the boy very much . (король обнимает королеву и смотрят на младенца, играет колыбельная мелодия)

Ведущий 2: Several years passed . (уходят все, появляется нищий)

Tom spent his early years in a very old and dirty house. Tom"s father, John Canty, was a thief and Tom"s mother was a beggar. They made beggars of the children. If Tom came home without any money his father gave him a hard beating. At night Tom thought about kings and princes . Tom wanted to see a real prince with his own eyes.

Scene 1 ( у ворот дворца )

Guard 1: Get out of here,

Guard 2 : You young beggar!

Prince: How can you do that to the poor lad? Open the gates and let him in. Servant, bring something to eat!

Tom: I see and eat such food for the first time in my life!

Prince: Really?

Tom: Yes, it’s right!

Prince: And what do you have than?

Tom: Freedom is my richness. I can do everything I want!

Prince: Oh, to be a prince, it’s so boring!

Tom: If I were you....!

Prince: It"s wonderful. I"m ready to give my crown for a day like that. Look, lad! Shall you give me your clothes..... and put on mine for some time? (переодеваются )

Ведущий 1: A few minutes later the little prince had Tom’s rags on

Ведущий 2: and Tom put on the prince’s royal clothes.

Scene 2 (Заходит снова в зал)

Tom: Rise, lad! Who are you? What do you want?

The boy: You must remember me, my lord. I am your whipping-boy.

Tom: My whipping-boy?

The boy: Yes, my lord. I am Humphrey Marlow.

Tom: It seems to me that I remember you. But I can"t remember well, I am ill. Tell me what you want!

The boy: Two days ago when your majesty made three mistakes in your Greek in the morning lessons-do you remember it?

Tom: Yes, I think I do.

The boy: Your teacher promised to whip me for it and-

Tom: Whip you? Why did he want to whip you for my mistakes?

The boy: Ah, my lord, you have forgotten again. He always whips me when you don’t know your lessons.

Tom: True, true-I have forgotten.

The boy: Oh, my lord! What are you saying? I, your servant, teach you? Never! But this is how it is: nobody may strike the Prince of Wales, so when he makes mistakes, I get the blows. And that is right-it is my work and I get money for it.

Tom: And have they beaten you for my mistakes in Greek, my poor friend?

The boy: No, your majesty, they were going to beat me today, but they didn’t do it because of the death of the King. Now you are no more Prince of Wales, you are the King of England, and I’m afraid that you won’t continue your studies. You’ll burn your books and turn the teachers away. Then I’m lost and my poor sisters with me.

Tom: Lost? Why?

The boy: My back is my bread. Oh, my lord! If you stop studying, you won’t need any whipping-boy and I’ll have no work. Don"t turn me away.

Tom: Rise, my boy, you will always have the post of whipping-boy.

The boy: Oh, thank you, my dear master! (уходят оба )

Ведущий 2: As soon as the prince left the palace, his troubles began. Every time when he said, “I am the Prince of Wales”, people laughed.

Ведущий 1: They mocked at him, pulled and pushed him. But he repeated again and again: “I am the Prince of Wales.”

Scene 3 ( танец с палками )

A man: I was a farmer. I had a wife and nice children. Now I have neither a wife nor children. They are dead! I begged again, and at last I was sold as a slave. A slave! Do you understand that word? An English slave! I have run away from my master, and when I am found, the English law will hang me."

Prince: No, it won’t hang you, I shan’t allow it.

Voices: Who is it? What is it? Who are you?

Prince: I am Edward, King of England. (толпа смеется )

Prince: You, thieves and beggars, this is how you thank your king.

John Canty: Friends, this is my mad son, don"t pay any attention to him, he thinks he is the king.

Prince: I am the king.

Voices: "Long live Edward, King of England!"

Prince: I thank you, my good people.

(толпа смеется, бросает ему на плечи тряпку и провожает " Oh , sweet king

Ведущий 1:

In old England royal processions usually took place before the coronation of a new king.

Ведущий 2: On the morning of the 20 th of February London streets were beautifully decorated with flags and banners for the coronation of Edward VI.

Ведущий 1: When the coronation procession was over, people filled the Westminster Abbey to watch the coronation ceremony.

Scene 4

(дамы танцуют, появляется принц со свитой и из ширмы доносится голос)

Prince: Don’t put the crown of England on his head! I am the king!"

Tom: Let him go and don"t touch him, he is the king!

The Lord Protector: Pay no attention to the words of his majesty. He is ill again. Take the beggar...!

Tom: Don’t touch him, he is the king!

Protector: ) If you please, sir, I wish to ask you a few questions.

Prince: I’ll answer them, my lord.

The Lord Protector: I wish to ask you a question. If you answer it correctly, then you are the king. If you can"t answer it, you will be arrested. Your answer will decide everything. The question is this: where does the Great Seal lie? Only the Prince of Wales can answer it. Only he can know it.

Prince: It is not difficult to answer this question. Go to my cabinet, and in the left-hand wall you will find a nail-head. Press upon it, and the wall will open. Bring it here.

Tom: Why don’t you go? Go!

The Lord Protector: Did you look well for it? It is so strange! How could such a big thing as the Seal of England disappear? A big heavy thing, a massive golden disk...

Tom: Wait! That is enough! Was it round and thick? Had it letters and emblems cut upon it? Oh, now I know what this Great Seal is!

The Lord Protector: Who was it then, your majesty?

Tom: He is the true king of England. Think, my king, try to think well! It was the last thing which you did that day before you ran out of the palace, dressed in my rags.

Prince: I don’t remember where I put it.

Tom: "Oh, my king. Try to remember! You gave me food and drink, and sent away. Then, my prince, you put on my clothes and I put on yours. You passed a table-the thing you call the Seal lay on that table-you took it from the table and looked around as if you wanted to find a place to hide it, then..."

Prince: "That is enough. I remember it now. G о ,-in an arm-piece of the armour that hangs on the wall you will find the Seal."

Tom: "That"s right, my king, that"s right. Now the throne of England is yours. Hurry!

Tom: "Now, my king, take this royal clothing back and give poor Tom, his rags again!"

The Lord Protector: The beggar must be thrown into prison!

Prince: No, I don"t allow you to do that! He won’t go to prison. It is only because of him that I got my crown back. My poor boy, where the Great Seal is?

Tom: Ah, my king, that was easy, because I used it many times.

Prince: Used it? But you could not explain where it was.

Tom: When they asked about it I did not understand what they wanted.

Prince: Then how did you use it?

Prince: Don’t be afraid.

Tom: I cracked nuts with it.

Ведущий 1:

Edward was a kind king.

As long as he lived he liked to tell the story of his adventures.

Ведущий 2:

Tom Canty lived happily a very long life. Edward gave him the title of the King"s Ward for it. Everybody paid attention to him when he appeared in the streets of London. People whispered to each other: "Take your hat off, it is the King"s Ward!"

Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Принц и нищий» 6-й класс

Цели:

  1. Обсудить с учениками всеобщую значимость нравственных ценностей, необходимость их сохранения.
  2. Продолжить работу по формированию умения анализировать художественное произведение.
  3. Прививать интерес к литературе.

Оборудование:

  • Книга Марка Твена “Принц и нищий”.
  • Фотографии писателя, изображения литературных героев.
  • Выставка книг писателя, репродукции иллюстраций к произведениям.
  • Рисунки учащихся.
  • Карточки с заданиями
  • Презентация

Ход урока

1.Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, запечатлевший его в пожилом возрасте - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.

Учащиеся дают варианты ответов.

2.Презентация ученика по биографии писателя.

3.Беседа с учениками по материалам презентации:

Какое настоящее имя Твена?

Как появился его псевдоним?

Назовите профессии, которыми владел писатель?

Каковы были увлечения Марка Твена?

Назовите самые известные произведения автора.

4.Роман «Принц и нищий» был написан в 1881 году.

Задание : найти среди определений те, которые соответствуют роману. У доски два ученика выбирают и размещают на доске определения (верные- большое прозаическое произведение, много персонажей, несколько сюжетных линий, постановка важных проблем, значительная протяженность по времени; неверные- малое прозаическое произведение, события укладываются в один день, форма повествования- диалог)

Вывод : роман- большое прозаическое произведение, где разворачивается несколько сюжетных линий, много действующих лиц, затрагиваются важные проблемы, значительное время действия.

Задание: сгруппировать реальных и вымышленных персонажей. У доски два ученика выбирают и размещают на доске героев (реальные- принц Уэльский, леди Джейн Грей, леди Елизавета, Генрих IIIV, Мария; вымышленные- Том Кенти, Майлс Гендон, Гемфри Марло)

Вывод : в романе реальные герои действуют вместе с вымышленными персонажами

5.Работа в группах по 4-5 человек.

Задание: в группе назначается старший, который оценивает степень участия каждого в работе, 1 группа выбрать из предложенных те качества, которые проявил Том Кенти (верные- милосердие, благородство, доброта, справедливость, смекалка, ; неверные- трудолюбие, трусость, скромность, образованность). Доказать на конкретных примерах их наличие у героя. 2 группа выбирает из предложенных те качества, которые проявил принц (верные- милосердие, благородство, доброта, справедливость; неверные- скромность, честность, трудолюбие, уважение к старшим)Доказать на конкретном материале их наличие у героя. 3 группа располагает в правильной хронологии эпизоды романа (рождение принца и нищего, встреча героев, обмен одеждой, принца выгоняют из дворца, встреча принца с отцом тома, встреча с Гендоном, принца крадут бродяги, принца приютила крестьянка, принц у отшельника. Принц в тюрьме, несостоявшаяся коронация, Эдуард-король). 4 группа анализирует сцену кульминации гл 32 «День коронации». Сцену кратко пересказать. Как ведет себя Том? Как ведут себя придворные? Что объединяет Тома и принца? 5 группа придумывает вопросы-ловушки на знание содержания романа.

Через 10-15 минут группы отчитываются по итогам работы.

6. Читаем эпиграф к роману. «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»

Вопрос:

Как вы понимаете эти слова Марка Твена?

Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру на тему: « Почему необходимо милосердие в современном мире»


Игра предназначена для старшеклассников, хотя впервые проводилась для молодых сотрудников ПМС-центра. Игра дает подросткам возможность исследовать такие понятия, как свобода и ответственность, изучить свое поведение в ситуации группового отвержения или обретения власти. Кроме того, разнообразие событий обязательно подготовит почву для обсуждения других важных тем. Игра носит развивающий и обучающий характер, может быть использована самостоятельно или в контексте тренинга. Сценарий хорош для небольшой группы в 8–10 человек. Материалы : атрибуты абсолютной власти (корона, скипетр), чашка и надпись «Помогите, чем можете» для Нищего, карточки с названиями ролей, пачка бумаги, ножницы, скотч. Участникам перед игрой рекомендуется запастись несколькими малоценными предметами - вроде заколок, бумажек, спичек (потом потребуются для налогов и милостыни).Время проведения : около 2 часов.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Ведущий объявляет тему игры и дает вводную. Ведущий .Хочу напомнить вам сюжет повести Марка Твена «Принц и нищий» . Два очень похожих мальчика , находящиеся по разные стороны дворцовой стены , случайно меняются местами . И познают ранее не известные стороны жизни , своего нового , а следовательно , и старого положения . Сегодня , казалось бы , все мы равны , но жизнь зачастую располагает нас на разных уровнях : начальник и подчиненный , любимый и отвергнутый - кто - то оказывается выше , кто - то ниже . Плохо быть нищим - ты голодный , грязный , люди отворачиваются от тебя , презирают , пинают , негде получить помощь , да что там - негде поесть и погреться . Хорошо быть нищим - ты ни за что не отвечаешь , никому не обязан , свободен с утра до вечера . А принцем ? Хорошо или плохо ? Конечно , хорошо - вкушаешь деликатесы , командуешь направо и налево , люди кланяются тебе и не смеют прекословить . И все же плохо быть принцем . Хочешь - не хочешь , а надо заниматься государственными делами , от которых зависит жизнь и благосостояние подчиненных . Хочешь - не хочешь , а надо заниматься вопросами неинтересными и неприятными . Каждый норовит склонить тебя на свою сторону и сделать марионеткой . Практически все врут тебе в глаза и не краснеют . В конце концов , нельзя даже жениться по любви ! Так что же лучше ? Что бы вы выбрали для себя ? Чего бы вы боялись больше всего на противоположном полюсе ? Описывая положение «принцев» и «нищих», важно акцентировать внимание на всем понятных переживаниях, а не на отсутствии или наличии денег, и потом поправлять ребят, склонных видеть одну сторону этих статусов. Здесь ведущий просит участников рассказать, какая роль - Принца или Нищего - была бы для них тяжелее и почему. Высказывания стоит записать. После завершения круга ведущий объявляет, что для участия в дальнейшем развитии игры необходимо приобрести иммунитет. Он пригодится для встречи с негативными событиями. То есть участникам предлагается столкнуться именно с теми переживаниями, которые они назвали в качестве тяжелых для себя. Проводятся упражнения и игры. Для тех, кто не хотел бы оказаться в роли Нищего, воспроизводятся ситуации на противопоставление личности группе, групповое отвержение. Для тех, кого пугает амплуа Принца, - ситуации во власти. Исходить следует из тех формулировок, какие были даны участниками. (Варианты испытаний набирались из известных психологических игр. Их подробное описание можно найти в книгах В. Петрусинского, А. Прутченкова, И. Вачкова, Г. Марасанова.) Если в группе возникают замешательство или протестные реакции, то ведущий: а) опережая события, говорит, что предстоит жеребьевка и нежелательная роль может достаться любому; б) исключает протестующих из проведения упражнений, если группа соглашается на присутствие наблюдателей. Это один из трудных моментов игры, так как он требует от ведущего быстрой ориентировки и разнопланового опыта проведения тренингов, запаса досконально знакомых упражнений. В таблице слева приводятся высказывания участников и варианты упражнений, которые можно провести для выработки иммунитета.

Трудная роль

Возможные высказывания

Варианты игр

Пугает тяжесть ответственности

Организовать обращение к этому участнику за советом и помощью. Игра «Я за тебя отвечаю» (Г. Марасанов)

Нет искренности, невозможно доверять людям

Игра «Слепой и поводырь»

Боюсь зазнаться, власть портит характер

Упражнение «Хвасталки»: участник становится на возвышение и начинает хвастаться: «Я самый...» По сигналу ведущего остальные участники 20 сек слушают молча, 20 сек улюлюкают, свистят и смеются, 20 сек аплодируют

Боюсь власти, так как могут же и свергнуть...

Страшно унижение, за человека не считают

Упражнение «Эй, ты». Тот, кому принадлежит это высказывание, выходит за дверь, остальным участникам дается задание - встать на стулья и не использовать в разговоре имени вышедшего, обращаясь к нему только «Эй, ты». Подростку же предлагается войти и пообщаться. Упражнение «Войди в круг»

Нет уверенности в завтрашнем дне, нестабильное положение варианты игр

Упражнение «Доверительное падение»

Каждое упражнение должно быть коротко обсуждено. Сначала высказывается непосредственный участник о своих впечатлениях. Потом кратко те, кто помогал. Психологу важно каждому задать вопрос: «Что тебе помогло справиться с этой ситуацией?» или, если ситуация разрешилась неудачно, помочь участнику найти ресурсы, чтобы это пережить.

ВТОРОЙ ШАГ

Заранее готовятся карточки: Принц (1), Нищий (1), Торговец, Крестьянин, Горожанин (по количеству участников минус 2). Участники, не глядя, вытягивают карточки. Предъявляется всем только карточка Принца. Остальные не открывают свои карточки и получают задание - попасть «на теплое местечко», то есть в придворные. Принцу вручаются знаки власти - корона, скипетр и т.п. Участники выстраиваются перед ним и просят принять их в придворные, приводя различные доводы в свою пользу. Но если среди тех, кого выберет Принц, окажется участник с карточкой Нищего, то объявляется государственный переворот. Жеребьевка проводится заново и вся процедура полностью повторяется, но не более трех раз. Количество придворных (1–3 человека) зависит от размера группы. После выбора придворных предъявляются остальные карточки. Определяются все роли и вводятся следующие правила. Принц -не может работать ; обязан подавать милостыню Нищему ; обязан руководить действиями придворных и населения . Придворные -не могут отойти от Принца далее , чем на один шаг ; не могут отказать Принцу в просьбе ; обязаны улыбаться . Торговцы иГорожане -обязаны работать ; обязаны платить налоги , кланяться Принцу . Все -не могут прикасаться к Нищему ; пользоваться ножницами ; поднимать упавшее на пол ; называть друг друга по имени . Нищий может делать все , что ему заблагорассудится . Каждый , нарушивший правила , автоматически меняется с Нищим местами . После введения правил объявляется игровая задача.Ведущий .Стало известно , что из соседнего государства выдвинулась армия , чтобы захватить город . Жители города должны построить замок для защиты от врагов . Выдается пачка бумаги, скотч, ножницы. На постройку замка отводится 15 минут. Ведущий следит за выполнением правил, своевременно меняя роли. Игра завершается, когда построен замок или если время подходит к концу, а конструктивных путей решения задачи не найдено (массовое нарушение правил, концентрация игры вокруг одного персонажа и т.п.).

ТРЕТИЙ ШАГ

Завершающий круг обсуждения Важные вопросы для обсуждения:Построен ли замок ? Кто внес наибольший вклад в создание замка ? (Или:Кто виноват в том , что замок так и не был построен ? )Кто и почему соблюдал / не соблюдал правила ? Кто и как пользовался своими правами ? Какие выигрышные моменты были в распоряжении Принца ? Нищего ? Других участников ? Как они были использованы ? Часто Нищий, пользуясь официальной вседозволенностью, всячески препятствует общей работе. Здесь важно обсудить:1) возможность каждого участника , нарушив изначальные правила , стать на место Нищего и помочь в строительстве ; 2) почему слова «можно все» были интерпретированы как «можно все плохое» (часто встречающийся в жизни феномен ). При частой смене ролей и неразберихе во время постройки необходимо в завершающем кругу обсудить предназначение игровых правил. Это даст выход на важную дискуссию о смысле и сути общественных законов, гласных и не гласных. Если все участники безукоризненно соблюдали правила и роли не менялись, игра может дать несколько меньше материала для обсуждения. Зато в этом случае можно будет поговорить об опыте участников, исполнявших главные роли, и организовать интервью с ними, углубиться в сравнение их первоначального представления о роли и последующих впечатлений. Для многих участников важным открытием, сделанным после проведения игры, оказалась разница между тем, какие возможности они имели (большие), и как они их использовали (плохо), и перенос этой аналогии на реальную жизнь. Завершилась наша игра разговором о свободе, которой мы не пользуемся.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.