Признаком общества как системы является. Общество: понятие, признаки, функции

Общество

3) человечество в целом;

4) правильны все определения.

1) культура; 3) общество;

2) биосфера; 4) цивилизация.

1) часть материального мира;

2) система;

3) формы объединения людей;

4) природная среда.

1) природные условия;

2) отсутствие изменений;

3) общественные отношения;

1) армия; 3) политика;

2) нация; 4) школа.

1) природные почвы;

2) климат;

3) производительные силы;

4) окружающая среда.

2) человеком и техникой;

3) природой и обществом;

1) стабильность элементов;

3) обособленность от природы;

3) саморазвитие;

Общество и природа

1) общество – часть природы;

2) природа – часть общества;

1) общества и природы;

2) техники и технологии;

3) цивилизации и культуры;

2) наличие признаков системы;

3) сознательная деятельность;

4) рост городов.

1) природа – часть общества;

3) осталось частью природы;

1) выборы президента;

1) действие стихийных сил;

2) наличие признаков системы;

3) наличие законов;

4) изменение, развитие.

Общество и культура

1) общество; 3) биосферу;

2) цивилизацию; 4) культуру.

1) производство; 3) культура;

2) цивилизация; 4) реформа.

1) здания;

2) знания;

3) символы;

1) знания; 3) транспорт;

2) возделывание почвы;

3) правила поведения в обществе;

4) создание художественных произведений.

1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой;

2) все элементы материальной и духовной культуры существуют независимо друг от друга;

3) культура представляет меру человеческого в человеке;

4) каждое поколение накапливает и сохраняет культурные традиции и ценности.

7. Культурными универсалиями называют:

1) совокупность норм поведения;

2) особенности национальной культуры;

3) совокупность знаний об обществе;

4) некоторые общие черты или формы, присущие всем культурам.

8. Какое из утверждений является верным:

1) общество – часть культуры;

2) общество и культура неразрывно связаны;

3) общество и культура существуют независимо друг от друга;

4) общество может существовать вне культуры.

9. К культурным универсалиям не относятся:

1) наличие языка;

2) институт брака и семьи;

3) религиозные ритуалы;

4) особенности национальной культуры.

10. К материальной культуре относят:

1) транспортные средства;

2) систему ценностей;

3) мировоззрение;

4) научные теории.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

1. Демографические изменения в государстве отражают прежде всего проявление сферы жизни общества:

1) экономической; 3) политико-правовой;

2) социальной; 4) духовной.

2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:

1) независимо развивающиеся сферы общества;

2) взаимосвязанные сферы общества;

3) этапы общественной жизни;

4) элементы общественной жизни.

3. К социальной сфере жизни общества относят :

1) власть, государство;

2) производство материальных благ;

3) классы, нации;

4) наука, религия.

4. Отношения в процессе материального производства можно отнести к:

1) экономической сфере;

2) политической сфере;

3) социальной сфере;

4) духовной сфере.

5. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества:

2) социальную; 4) духовную.

6. Избирательная система, порядок принятия законов характеризуют сферу общества:

1) экономическую; 3) политическую;

2) социальную; 4) духовную.

7. К политической сфере общественной жизни можно отнести:

1) отношения между классами;

2) отношения в процессе материального производства;

3) отношения, возникающие по поводу государственной власти;

4) отношения морали и нравственности.

8. Отношения между представителями различных конфессий характеризуют:

1) экономическую сферу;

2) политическую сферу;

3) социальную сферу;

4) духовную сферу.

9. К какой сфере общественной жизни относятся научные открытия, написание романов:

1) экономической сфере;

2) политической сфере;

3) социальной сфере;

4) духовной сфере.

10. Выберите верное суждение:

1) все сферы общественной жизни взаимосвязаны;

2) все сферы общественной жизни развиваются независимо друг от друга;

3) политическая сфера общественной жизни не может оказывать влияния на экономику;

4) между явлениями экономической и социальной жизни не существует взаимосвязи.

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1. Верны ли суждения о родовых чертах человека? Человека от животных отличает способность:

А. Создавать социокультурную среду.

Б. Трудиться сообща.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

2. Человека от любого животного отличает способность к:

1) обмену информацией с себе подобным;

2) подражанию (усвоению форм и поведения других);

3) сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда);

4) передаче и взаимному усвоению различных эмоциональных состояний.

3. Важным отличием человека от животных является:

1) самосознание; 3) рефлексы;

2) инстинкты; 4) потребности.

4. И человеку и животному свойственна:

1) трудовая активность;

2) забота о потомстве;

3) познавательная деятельность;

4) самореализация.

5. К основным факторам антропосоциогенеза (происхождения человека) относится:

1) естественный отбор и 1) 2,3,4,5;

борьба за существование; 2) 2,3;

2) труд; 3) 2,4,5;

3) религия; 4) 1,2,4,5;

5) мышление;

6) обычай хоронить умерших.

Бытие человека

1) сознание; 3) абстракция;

2) бытие; 4) движение.

2. Понятие «человек» включает:

1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биопсихосоциального существа;

3. Понятие «индивид» обозначает:

1) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

2) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.

4. Понятие «личность» обозначает:

1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

4) человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, определенных гражданством.

5. Индивидуальность – это:

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

2) темперамент человека, его характер;

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

4) совокупность человеческих потребностей и способностей.

6. Единичного представителя человеческого рода называют:

1) индивидом; 3) личностью;

2) индивидуальностью; 4) творцом.

7. По какому критерию выделяют сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков:

1) характеру; 3) типу личности;

2) темпераменту; 4) индивидуальности.

Деятельность и творчество

1. Творчество, в широком смысле – это:

1) деятельность, порождающая нечто новое;

2) изобретательская деятельность;

3) рационализаторская деятельность;

4) деятельность, порождающее нечто новое, социально значимое.

2. Знание, условия получения которого не осознаются:

1) творчество; 3)деятельность;

2) интуиция; 4) воображение.

3. Необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов, в тех случаях когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточны :

1) интуиция;

2) фантазия;

3) дедукция;

4) индукция.

Цель и смысл жизни человека

Самореализация

1. Самореализация – это:

1) самоактуализация;

2) реализация своих возможностей и способностей;

3) Я – концепция;

4) итоги жизни.

Внутренний мир человека

1. Правила поведения, выступающие в качестве требований высшей, безусловной мудрости, не нуждающиеся в объяснении и доказательствах, – это нормы:

1) религиозные;

2) традиций и обычаев;

3) морали;

4) политические.

2. Понятие, определяющее духовные установки и ценности, присущие отдельному человеку или общественной группе в определенную историческую эпоху:

1) идеология;

2) социальная психология;

3) менталитет;

4) интуиция.

3. Средство приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, то есть к его культуре, – это:

1) мировоззрение;

3) идеология;

4) образование.

4. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке теоретически и фактически обоснованной картины мира:

1) обыденный;

2) научный;

3) религиозный;

4) гуманистический.

5. Тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является то, что оно в решающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт и здравый смысл:

1) обыденный;

2) научный;

3) религиозный;

4) гуманистический.

Сознание и бессознательное

1. Укажите правильное сочетание о психических проявлениях человека. Психические проявления человека, относящиеся к сфере сознательного:

A. Благородное намерение.

B. Панические действия.

Г. Точное понимание.

1) АБВ; 3) АБГ;

2) БВГ; 4) все перечисленное.

2. К сфере сознательного относится:

1) инстинкт самосохранения; 3) благородное намерение;

2) творческое озарение; 4) паническое настроение.

3. К сфере сознательного не относится:

1) твердое убеждение;

2) целенаправленное припоминание;

3) творческое озарение;

4) точное понимание.

4. Укажите правильное сочетание о психических проявлениях человека. Психическое проявление человека, относящееся к сфере бессознательного:

A. Инстинкт самосохранения.

B. Панические действия.

Г. Творческое озарение.

4) все перечисленное.

Самопознание

1. Осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов, поступков:

1) рефлексия;

2) самоактуализация;

3) самореализация;

4) познание.

2. Осознание и оценка своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в мире лежит в основе:

1) самосохранения;

2) самореализации;

3) самообразования;

4) самосознания.

3. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:

1) самовоспитание;

2) самопознание;

3) самореализация;

4) самообладание.

Поведение

1. Укажите правильное сочетание характеристик поведения человека. Черты, объединяющие поведение человека и других живых существ:

A. Сотрудничество (совместное изготовление орудий труда).

Познание

Познание мира

1. Английский философ Ф. Бэкон считал, что:

2) знание – сила;

3) знание – результат познания;

4) знание дается Богом;

5) истина конкретна.

2. Знания предметны, и могут содержать как знания о предметах, их свойствах и функциях, так и:

А. Непроизвольным.

А. Рациональное познание.

Б. Чувственное познание.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) оба суждения верны;

4) неверны оба суждения.

6. Рациональное познание в отличие от чувственного:

1) присуще только образованным людям;

2) формирует понятие о предмете;

3) является критерием истины;

4) приводит к полезным результатам.

7. Назовите первые три позиции, представляющие формы чувственного познания, последующие три формы – рационального познания:

1) суждение; 4) понятие;

2) восприятие; 5) представление;

3) ощущение; 6) умозаключение.

Цифры располагать в порядке возрастания. Ответ:

8. Из перечисленных форм выберите формы рационального познания:

1) понятие;

2) суждение;

3) наблюдение;

4) анализ;

5) восприятие.

9. «Некоторые металлы – жидкости» – это:

1) понятие; 3) умозаключение;

2) суждение; 4) наблюдение.

10. Философы Ф. Бэкон и Д. Локк – это:

1) эмпирики; 3) дуалисты;

2) рационалисты; 4) агностики.

11. Истинное знание в отличие от ложного:

1) добывается в ходе познавательной деятельности;

2) соответствует самому предмету познания;

3) требует усилий для своего понимания;

4) излагается с использованием научных терминов.

Истина и ее критерии

1. Истина с точки зрения современной науки – это:

1) соответствие одной мысли другой;

2) «вещь в себе»;

3) соответствие мысли предмету;

4) результат познания.

2. Выберите верные суждения о воззрениях эмпириков и рационалистов:

А. Научному знанию.

Б. Паранаучному знанию.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) оба суждения верны;

4) неверны оба суждения.

12. Назовите социальную форму познания мира: Социальные формы познания мира

Научное познание

1. Особенностью научного познания является:

1) стремление к объективности;

2) прогрессивность;

3) использование эксперимента;

4) нет верного ответа.

2. Назовите уровни научного познания:

3. Законы, принципы , понятия, теоретические схемы, логические следствия образуют:

1) научные факты;

2) научную теорию;

3) научную школу;

4) научную догму.

А. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся ученых коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи.

Духовная жизнь общества

Культура и духовная жизнь

1. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты – это:

1) культура; 3) духовная культура;

2) цивилизация; 4) материальная культура.

2. Что из перечисленного относится к традициям:

1) празднование Масленицы;

2) изобретение телефона;

3) проведение гражданского форума;

4) произведения поэтов древности.

3. Что из перечисленного характеризует новаторство в культуре:

1) празднование Нового года;

2) религиозные нормы;

3) изобретение радио;

4) правило этикета пропускать женщин вперед.

4. Элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений, – это:

1) культурные традиции;

2) культурные универсалии;

3) новаторство;

4) цивилизационный цикл.

5. Какое положение характеризует явление новаторства в культуре:

1) создание нового, приращение культурного богатства в процессе изобретений;

2) передача культурных ценностей от поколения к поколению;

3) накопление и передача художественных произведений, научных открытий;

4) элементы культурного наследия, складывающиеся на протяжении многих поколений.

6. Какое из утверждений является неверным:

1) культура представляет меру человеческого в человеке;

2) традиции и новаторство – пути развития культуры;

3) каждое поколение накапливает и сохраняет культурные традиции и ценности;

4) каждое поколение создает свои образцы культуры, не опираясь на опыт предшествующих поколений.

7. Под культурой в широком смысле понимается:

1) уровень развития науки и техники;

2) совокупность всех достижений человека;

3) уровень образованности населения;

4) все жанры искусства.

8. Элементом духовной жизни является:

1) проведение кинофестиваля;

3) строительство нового здания театра;

4) повышение политической активности населения.

9. Произведения творцов-новаторов являются, как правило, элементами:

1) массовой культуры;

2) элитарной культуры;

3) народной культуры;

4) экранной культуры.

Наука

1. Сфера деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных, – это:

2) общественное сознание;

3) образование;

4) искусство.

2. Особенностью научных знаний является:

1) теоретический характер;

2) формирование эстетического отношения;

3) субъективный характер;

4) эмоционально-художественное отражение действительности.

3. Для науки как формы культуры не характерно:

1) создание материальных ценностей;

2) связь с умственным трудом;

3) наличие цели;

4) создание духовных ценностей.

4. Какое из суждений о сущности науки неверно:

1) наука является результатом деятельности ученых, направленным на познание окружающего мира;

2) наука – это мышление в понятиях, а искусство – в художественных образах;

3) непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности;

4) научная картина мира является его эмоционально-образной моделью.

5. С какой функцией науки связано решение вопросов, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни:

1) культурно-мировоззренческой;

2) прогностической;

3) производственной;

4) социальной.

6. В создании научно-технической базы для развития производительных сил общества проявляется функция науки:

1) культурно-мировоззренческая;

2) социальная;

3) производственная;

4) прогностическая.

7. В решении глобальных проблем современности более всего важная такая функция науки, как:

1) социальная;

2) производственная;

3) культурно-мировоззренческая;

4) прогностическая.

8. Что из перечисленного не относится к этическим нормам науки:

1) социальная ответственность ученых;

2) получение коммерческой прибыли от исследований;

3) бескорыстный поиск и отстаивание истины;

9. Развитие генной инженерии, биотехнологии делают наиболее актуальной такую этическую норму как:

1) социальная ответственность ученых за последствия своих открытий;

2) бескорыстный поиск;

3) получение коммерческой прибыли;

4) стремление к познанию истины.

10. Какой из признаков не характеризует науку как форму культуры:

1) логическая доказательность;

2) образность;

3) системность;

4) комплексные описания объекта.

4.6. Образование и самообразование

1. В чем проявляется процесс гуманитаризации образования:

1) в усилении внимания к гуманитарным и общественным дисциплинам;

2) в максимальном сближении национальных образовательных систем;

3) в отказе от идеологизации обучения;

4) в усилении внимания к личности, ее интересам, запросам.

2. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой:

1) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека;

2) целенаправленный процесс воспитания и развития в интересах общества;

3) целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства;

4) целенаправленный процесс обучения в интересах государства, общества, человека.

3. В соответствии с Конституцией в РФ обязательным является:

1) высшее образование;

2) начальное профессиональное образование;

3) полное среднее образование;

4) основное общее образование.

4. Одним из принципов образования, при котором особое внимание уделяется личности, ее интересам и запросам, является:

1) гуманизация;

2) гуманитаризация;

3) интернационализм;

4) стандартизация.

5. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

1) наукой; 3) образованием;

2) искусством; 4) творчеством.

6. Что из перечисленного не относится к основным гарантиям права на образование?

1) обязательным является основное общее образование;

2) общедоступность и бесплатность основного общего образования;

3) бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе;

4) обязательным является полное среднее образование.

7. Образование в современном мире отличает:

1) исключительно светский характер;

2) общедоступность;

3) многообразие путей получения;

4) исключительно государственный характер.

8. Что из перечисленного не характеризует принцип гуманизации в образовании:

1) особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека;

2) введение дистанционных форм обучения;

3) внимание к личности, ее интересам;

4) введение новых гуманитарных дисциплин в обучении.

9. Какое из утверждений о характере самообразования является неверным:

1) формой самообразования является заочное обучение;

2) самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры;

3) самообразование – не самоцель, оно диктуется объективными потребностями общества;

4) самообразование характерно для человека в период начальной социализации.

10. Среднее профессиональное образование можно получить в:

1) колледже; 3) гимназии;

2) средней школе; 4) вузе.

1. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, – это:

1) мораль; 3) право;

2) этика; 4) культ.

2. Наука, предметом которой являются нормы морали, правила достойного поведения, – это:

1) этика; 3) культурология;

2) эстетика; 4) философия.

3. Идеи политического морализма, то есть неразрывной связи политики и морали, впервые были сформулированы:

1) Аристотелем; 3) Макиавелли;

2) Марксом; 4) Лениным.

4. Особая форма общественного сознания, регулирующая действие людей в обществе с помощью норм, называется:

1) культурой; 3) моралью;

2) правом; 4) религией.

5. Отличие моральных норм от правовых состоит в том, что они:

1) являются общеобязательными;

2) основаны на общественном мнении;

3) поддерживаются силой государства;

4) формально определены.

6. Какое из утверждений о моральных и правовых нормах является неверным:

1) мораль и право способствуют общественному согласию, гармонизации отношений между людьми;

2) мораль и право регулируют деятельность людей с помощью норм;

3) в основе большинства правовых норм находятся нормы морали;

4) моральные и правовые нормы всегда формально определены.

7. Форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей – это:

2) мораль;

3) культура;

1) правовых; 3) моральных;

2) профессиональных; 4) религиозных.

1) И.Кант; 3) К.Маркс;

2) О. Шпенглер; 4) Платон.

10. Безусловное, принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называют:

2) правовой нормой;

4) корпоративной нормой.

Общество

1.1. 1.3; 2.4; 3.3; 4.4; 5.3; 6.3; 7.3; 8.4; 9.4; 10.3

1.2. 1.3; 2.1; 3.2; 4.2; 5.1; 6.4; 7.3; 8.1; 9.3; 10.1

1.3. 1.4; 2.3; 3.1; 4.1; 5.2; 6.2; 7.4; 8.2; 9.4; 10.1

1.4. 1.2; 2.2; 3.3; 4.1; 5.1; 6.3; 7.3; 8.4; 9.4; 10.1

1.5. 1.1; 2.3; 3.4; 4.1; 5.4; 6.4; 7.1; 8.3; 9.3; 10.3

1.6. 1.1; 2.2; 3.2; 4.2; 5.2; 6.3; 7.1; 8.3; 9.4; 10.4

1.7. 1.2; 2.4; 3.4; 4.1; 5.2; 6.4; 7.1; 8.2; 9.1; 10.2

1.8. 1.1; 2.3; 3.1; 4.3; 5.4; 6.3; 7.3; 8.2; 9.3; 10.3

1.9. 1.3; 2.1; 3.4; 4.1; 5.1; 6.2; 7.4; 8.2; 9.1; 10.2

Человек

2.1. 1.3; 2.3; 3.1; 4.2; 5.4

2.2. 1.2; 2.1; 3.1; 4.3; 5.3; 6.1; 7.2

2.3. 1.3; 2.3; 3.4; 4.2; 5.2; 6.1

2.4. 1.1; 2.2; 3.2; 4.3; 5.2; 6.4; 7.2; 8.4; 9.1; 10.4; 11.2; 12.2; 13.2

2.5. 1.1; 2.2; 3.2; 4.3

2.6. 1.1; 2.3; 3.1; 4.1

2.7. 1.2; 2.3

2.8. 1.4; 2.4; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.1

2.9. 1.3; 2.3; 3.4; 4.2; 5.1

2.10. 1.3; 2.3; 3.3; 4.3

2.11. 1.1; 2.4; 3.2; 4.2; 5.3

2.12. 1.3; 2.2; 3.3; 4.3; 5.2; 6. гуманистическое

2.13. 1.4; 2.1; 3.1; 4.4

Познание

3.1. 1.1; 2.3; 3.3; 4. субъекта; 5.3; 6.2; 7.2; 8.3; 9.3; 10.3

3.2. 1.1; 2.2; 3.2; 4. представление; 5.1, 6.2, 7. 235146; 8.1,2; 9.2; 10.1; 11.2

3.3. 1.3; 2.3; 3.4; 4.1; 5.1-Б; 2-А; 3-В

3.4. 1.4; 2.4; 3. научные революции; 4.4; 5.2; 6.3; 7.1; 8.1; 9.3; 10.2; 11.2; 12. искусство

3.5. 1.1, 2. теоретический; 3.2, 4.1, 5. наблюдение; 6. гипотеза; 7.1, 8.1

3.6. 1.4; 2.2; 3.2; 4.2; 5.2; 6.3; 7.3; 8.4; 9.3; 10.2; 11. самооценка; 12.3

3.7. 1.1; 2.3; 3.1; 4. мнения, суждения; 5.3; 6.2; 7.2

Духовная жизнь общества

4.1. 1.1; 2.1; 3.3; 4.1; 5.1; 6.4; 7.2; 8.1; 9.2

4.2. 1.2; 2.1; 3.4; 4.1; 5.1; 6.1; 7.3; 8.2; 9.3; 10.4

4.3. 1.3; 2.2; 3.2; 4.2; 5.4; 6.3; 7.3; 8.2; 9.3; 10.1

4.4. 1.3; 2.2; 3.1; 4.3; 5.4; 6.2; 7.1; 8.2; 9.3; 10.4

4.5. 1.1; 2.1; 3.1; 4.4; 5.1; 6.3; 7.1; 8.2; 9.1; 10.2

4.6. 1.1; 2.3; 3.4; 4.1; 5.3; 6.4; 7.3; 8.4; 9.4; 10.1

4.7. 1.3; 2.2; 3.4; 4.1; 5.2; 6.3; 7.2; 8.4; 9.2; 10.3

4.8. 1.1; 2.1; 3.1; 4.3; 5.2; 6.4; 7.2; 8.3; 9.1; 10.1

4.9. 1.3; 2.3; 3.4; 4.1; 5.4; 6.3

Общество

Общество как динамичная система

1. Понятие «динамичная система» относится:

1) только к обществу; 3) и к природе, и к обществу;

2) только к природе; 4) ни к природе, ни к обществу.

2. Закончите определение «Общество – это…»:

1) определенный этап исторического развития человечества;

2) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности;

3) человечество в целом;

4) правильны все определения.

3. К какому понятию относится определение: «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей»:

1) культура; 3) общество;

2) биосфера; 4) цивилизация.

4. Понятие «общество» не включает в себя положение:

1) часть материального мира;

2) система;

3) формы объединения людей;

4) природная среда.

5. К основным признакам общества как системы относятся:

1) природные условия;

2) отсутствие изменений;

3) общественные отношения;

4) этап исторического развития.

6. К числу основных подсистем общества относится:

1) армия; 3) политика;

2) нация; 4) школа.

7. К элементам общества относятся:

1) природные почвы;

2) климат;

3) производительные силы;

4) окружающая среда.

8. К общественным отношениям относятся связи между:

1) климатическими условиями и сельским хозяйством;

2) человеком и техникой;

3) природой и обществом;

4) различными социальными группами.

9. Что характеризует общество как динамичную систему:

1) стабильность элементов;

2) неизменность социальных групп;

3) обособленность от природы;

4) обновление социальных форм.

10. Что характеризует общество как динамичную систему:

1) наличие общественных отношений;

2) связи между подсистемами общества;

3) саморазвитие;

4) способы взаимодействия людей.

Общество и природа

1. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества:

1) общество – часть природы;

2) природа – часть общества;

3) общество и природа во взаимосвязи образуют реальный мир;

4) общество потеряло связь с природой.

2. Экологические проблемы служат примером взаимосвязи:

1) общества и природы;

2) техники и технологии;

3) цивилизации и культуры;

4) отношений собственности и социальной структуры.

3. Общей чертой общества и природы является:

1) действие в роли творца культуры;

2) наличие признаков системы;

3) сознательная деятельность;

4) возможность существовать независимо друг от друга.

4. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества:

1) принятие нового Трудового кодекса;

2) влияние рек на хозяйственную жизнь славян;

3) установление прожиточного минимума;

4) предоставление льгот ветеранам войны.

5. Примером взаимодействия природы и общества является:

1) глобальное потепление климата;

2) изменение демографической ситуации;

3) развитие сферы производства;

4) рост городов.

6. Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы, называют:

1) научно-техническими; 3) культурными;

2) социальными; 4) экологическими.

7. Взаимосвязь природы и общества проявляется в том, что:

1) природа – часть общества;

2) природа определяет развитие общества;

3) природа оказывает влияние на общество;

4) природа не зависит от общества.

8. В процессе развития общество:

1) обособилось от природы, но тесно связано с ней;

2) обособилось от природы и не зависит от нее;

3) осталось частью природы;

4) перестало оказывать влияние на природу.

9. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества:

1) выборы президента;

2) усиление маргинализации общества;

3) принятие экологического законодательства;

4) концерт симфонической музыки.

10. Что отличает природу от общества:

1) действие стихийных сил;

2) наличие признаков системы;

3) наличие законов;

4) изменение, развитие.

Общество и культура

1. Понятие «вторая природа» характеризует:

1) общество; 3) биосферу;

2) цивилизацию; 4) культуру.

2. Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого – это:

1) производство; 3) культура;

2) цивилизация; 4) реформа.

3. К материальной культуре относят:

1) здания;

2) знания;

3) символы;

4. К духовной культуре относят:

1) знания; 3) транспорт;

2) предметы быта; 4) оборудование.

5. Первоначальное значение слова «культура» – это:

1) создание искусственных материалов;

2) возделывание почвы;

Понятие «общество» рассматривается в двух основных аспектах. Первый предполагает его философское объяснение. В этом аспекте общество называют обособившейся от природы частью материального мира, которая представляет форму исторического развития и жизнедеятельности людей.

В истории, культурологии и социологии обычно рассматривается общество как система, конкретный социальный организм (американское, английское, итальянское и т.д.) или определённый этап истории человечества (родовое, капиталистическое и т.д.).

Возникновение общества разными философами и учеными исторически трактовалось по-разному. Сегодня признается, что социум детерминируется и на уровне социальных общностей, и на уровне индивидов. Именно это и делает возможным говорить о как система", со своими подсистемами и составными, структурными элементами.

Основной элемент любого общества - личность (социально развитый человек). Подсистемы его жизни - это общественная, экономическая, политическая, социальная и духовная сферы, которые тесно переплетены между собой и находятся во взаимодействии. Общество как система может существовать как раз благодаря этому взаимодействию.

Помимо крупных подсистем в социуме выделяются и более мелкие звенья, например, различные общности. К ним можно отнести классы, этнические общности, семьи, социальные группы, различные коллективы и т.д., взаимодействие которых принято называть

Группы с устойчивыми отношениями между ними складываются в общественную структуру. У их членов есть общие признаки. Это могут быть родственные отношения, общее происхождение, этнические признаки, общие мировоззренческие (религиозные) установки, и другие. диктует человеку нормы поведения, прививает ценностные ориентации, воспитывает уровень соответствующих притязаний.

Система общества поддерживается с помощью - устойчивых способов удовлетворения социальных потребностей людей. Главный из них - государство, являющееся для человека гарантом законности, безопасности, порядка и защиты. В свою очередь человек для государства - один из участников и налогоплательщик.

В ходе исторического развития общества происходят изменения в его структуре, принципах, на которых оно основано. Одни типы групп теряют значение, другие появляются. В результате поддерживается постоянная социальная целостность.

Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума - его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения.

Общество - это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям.

Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования.

Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.

Общество – социальный организм, включающий в себя все виды сообществ, характеризуется целостностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием. Общество целостно, так все элементы находятся во взаимодействии. Эта взаимосвязь образует единство более высокого порядка: группы, социальные общности, индивиды, входя в систему, приобретают новые силы и овладевают более эффективным способом действия.

Социология использует в своем предмете фундаментальное положение общей теории систем: порядок, организация у целого, системы, всегда выше, чем у отдельных частей.

Социальная система есть целостность, выступающая в форме социальных общностей, институтов и организаций, основными элементами которых являются люди, их нормы и взаимодействия.

Целостность – системообразующее качество общества, проявляется в производстве материальных благ, идей, производстве самого человека. Но главное заключается в том, что основными элементами социальной системы являются люди, их нормы, санкции, связи, отношения. В основании социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы.

Стабильность – это такое состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне. Система способна адаптироваться к изменениям, реагировать на них позитивно.

Нестабильность, неустойчивость – это такое состояние, когда воздействие как внешнее, так и внутреннее превышает некоторые критические значения, при этом требуются экстренные меры для сохранения системы. Если этого не происходит, тогда система переходит в другое качественное состояние. Например, низкие доходы населения, низкий прожиточный уровень, забастовки и т.п. могут быть в пределах «нормы». Но когда норма нарушается, система деградирует, растет преступность, падает качество потребления, ухудшается здоровье людей, снижается продолжительность жизни и т.д.

Обществу необходимо сохранять стабильность. Механизм сохранения стабильности состоит в том, что надо достигнуть и поддержать баланс интересов социальных групп и социальных субъектов. Следует отметить значение «социальных программ», которые обеспечивают прожиточный минимум, поддерживают человеческий потенциал (детей, пенсионеров, инвалидов в первую очередь). Удельный вес социальных программ в бюджете государства – показатель стабильности общества.

Дестабилизация социальной системы способствует созданию принудительных мер, добровольных и тоталитарных) запреты на забастовки, на выборы, введение разных мораториев и т.п.

Социологическая концепция системности общества включает в себя учение о социальном времени и социальном пространстве. Социальное время является формой реального движения любой общественной системы независимо от того, как оно осмысливается и переживает нами. В центре внимания социолога – носители социального времени: индивид, социальные общности, общество как целое. Сам термин социальное время появился в середине XX века. В социологии существует отличие времени общества от природного времени. Время в обществе выступает в форме деятельности. Это длительность события, объем часов для создания предмета, время жизни. Значит, время выражает и качественную сторону бытия, т.е. содержание общественного процесса (замедление, ускорение, возвышение, падение, регресс, прогресс). Социальная наука открыла нефизическую форму времени – рабочее время, которые выступает: 1) количественной мерой труда; 2) основным содержанием времени человеческой цивилизации. Это значит, что в обществе всегда существует не какое-то единое, монолитное время, а спектр социальных ритмов, обусловленных природой отдельных социальных общностей.

Таким образом, социальное время – это живая форма деятельности, которая выступает и как календарное время, и как совокупное время индивида, социальной общности, общества в целом, и как функция, условия и мера социальных действий.

Существует проблема социального пространства. Пространство (социально организованное пространство) – форма бытия вещественно-предметной и личностной среды общества. Оно характеризуется объективностью, территориальностью распределения населения, социальной дистанцией между индивидом и общностями. Социальное пространство – это пространство природной среды общества и пространство «очеловеченной» природы. Это «жизненное пространство», т.е. пространство социального взаимодействия общностей, ассоциаций, коллективов, их «расположения» в системе общественных отношений. А также это пространство индивидуального бытия (места жительства и работы, зоны отдыха, область межличностного общения).

Таким образом, наиболее существенными для социологического анализа являются следующие системные признаки общества: целостность (как внутреннее качество, совпадающее с общественным производством), устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий; динамизм – (смена поколений, преемственность, замедление, ускорение; открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружающей средой и получением достаточного количества энергии и вещества из внешней среды); саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление на основе интересов и стимулов социальных общностей); пространственно-временные формы бытия, а также способы его организации (люди объединены деятельностью, целями и потребностью).

Понятие общества и социальной системы. Социология рассматривает общество в следующих аспектах. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер считал, что общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. К. Маркс характеризует общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе совместной деятельности людей.

Данные определения отражают такой подход к обществу как к целостной системе элементов.

В обиходном языке термин «общество» употребляется в очень ранних значениях. На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос «Что такое общество?» несложно. Действительно, понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество.

Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово. К примеру: общество книголюбов, дворянское общество, и т.д. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но вот другой ряд связанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь уже, употребляя понятие «общество» мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страду. Если дальше будем двигаться в этом направлении (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Можно сказать, что это обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В социологии понятие «общество» имеет более широкое универсальное значение. Общество – это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

Общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных индивидов коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество (Шилз Э. Общество и общества: Макросоциологический подход// Американская социология. – М., 1972).

Несводимость общества к простой сумме индивидов и составляет главную проблему его изучения . Важно за своеобразием и оригинальностью каждого человека выявить, уловить, проанализировать устойчиво повторяющееся, типическое в жизни общества. В этом состоит главная задача науки об обществе. Системный анализ может быть наиболее продуктивным методом в исследовании данных проблем.

Многие видные социологи предпринимали попытку рассматривать общество как систему. Но из-за неоднозначности методологических позиций авторов исследования представляются слишком разноречивыми и разноплановыми.

Система – это нечто целое, несводимое к сумме своих элементов. Своеобразие целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Любая система характеризуется определенной целостностью своих весьма противоречивых элементов. Общество, рассматриваемое как система, представляет собой сложное, движущееся множество самых различных противоречивых и даже исключающих друг друга процессов и структур. Но для каждого из них есть свое место, все они –оказываются необходимыми для функционирования системы и обеспечения ее равновесия и устойчивости.

Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов функционирования и взаимодействия. Наличие разных подходов к структурированию общества объясняет сложность самого феномена. Давайте вспомним только основные виды организации социальной жизни, которые и составляют общество: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли.

Далее, при рассмотрении общества как системы следует определить способ организации его элементов. На первый взгляд достаточно сложно определить, что же объединяет, связывает религию и органы государственного управления, особенно в стране, где церковь отделена от государства? Что объединяет производственные и семейные отношения в современном обществе, где семья не включена в производственную структуру. Что общего у завода, производящего автомобили, и у театра?

Многие ответы на все вопросы лежат в области функционального анализа. Каждый из вышеперечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию; служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость – это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства. Которыми в отдельности не обладает ни один из них. Заслуга Т. Парсонса в том, что он предпринял попытку анализа социальной системы с определения основных функциональных требований, без которых система существовать не сможет. Система, по Парсонсу, - это взаимозависимые части, стремящиеся к самоподдержанию порядка взаимосвязей, т.е. равновесия. Но равновесие не идентично порядку взаимосвязи. Скорее равновесие – это стабильный порядок, точнее самоподдерживающийся.

Реальная же система часто находится в неравновесном состоянии и, как открытая система, обменивается со средой веществом, энергией и информацией.

Согласно общей теории систем, в некоторых случаях рассматриваемая система характеризуется разными скоростями процессов, испытывает влияние соседних систем, одни из которых могут как бы обогнать, а другие отстать от нее. В результате в ней усиливаются процессы, присущие прошлому, настоящему и будущему. Под влиянием всех этих обстоятельств складывается положение, при котором в центре системы начинают преобладать процессы, свойственные прошлому и настоящему, а не периферии – процессы, свойственные настоящему и будущему. Отметим при этом, что применительно к обществу понятие «периферия» не обязательно носит географический смысл, оно может быть социальным, политическим, культурным, экономическим и т.д. Речь может идти об удаленности от того центра системы, который определяет в данный момент ее сущность. Поэтому в данном случае большое значение имеет сущность систем и подсистем, характер реальных, хотя и противоречащих связей между ними.

По Парсонсу, общество как система, может функционировать только при выполнении следующих требований (функций):

1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения;

3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе;

4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений. Выделив основные функции системы, Т. Парсонс определяет реальных исполнителей этих функций в обществе. Он останавливается на четырех подсистемах (экономика, политика, культура и родство), которые ответственны за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и т.д.).

Затем дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных ценностей и в итоге соответствующих основным функциональным императивам.

Стабильность социальной системы зависит от последовательного осуществления функционального разделения деятельности на уровне институтов и социальных ролей. Хаос же порождает выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций и, усиливая внутреннюю напряженность системы, ведет к росту социальной энтропии. В социологии под энтропией подразумеваются явления, противоположные понятию социального порядка. Социальный порядок характеризуется определенным уровнем упорядоченности в организации социальных связей и взаимодействий, позволяющий говорить о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей.

Любая социальная система, прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности , которая достигается главным образом, за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.

Еще задолго до Т. Парсонса социологи выделяли функциональные подсистемы. Были разногласия в определении количества и функционального предназначения.

В нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему, которая обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребностей и способствующие нормативному регулированию общества в целом.

Социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ; политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.

В чем значимость давних функциональных подсистем? Выделение таковых ставит вопрос о том, какая же из них определяет облик общества в целом. В социологии поиск данного основания, который придает новому знанию неповторимый облик, длится уже не одно десятилетие и единого решения пока нет.

К. Маркс отдавал предпочтение экономической системе. Способ производства материальных благ, материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.

События далекого 1917 года положили начало извращений всех постулатов неэкономического детерминизма: политический переворот стал не итогом, а началом изменения экономического базиса. Воздействие политики на социальную жизнь было очень сильно, все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Проблема экономического и политического детерминизма волновала постмарксистов, т.к. затрагивала и основы социальной теории Маркса, и реальную практику «строительства социализма». В западных странах политика и экономика функционировали не мешая друг другу, дискуссии шли между сторонниками технологического и культурного детерминизма.

Сторонники технологического детерминизма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. По их мнению, характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных благ, уровень потребления, но и культурные запросы людей.

Приверженцы культурного детерминизма считают, что стержень общества составляют общепринятые нормы и ценности, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия и в поступках, и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.

Видимо, очевидным пока считается то, что общество может нормально функционировать каждой при последовательном выполненииподсистемой своего функционального предназначения.

Функциональный подход позволял систематизировать знания об обществе, но данный подход имеет и определенные ограничения. В рамках такого подхода, требующего признания за каждым институтом, каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причины «кризисов» конфликтов распада систем. Западные социологи (Р. Мертон) предлагали говорить не только о явных, позитивных функциях, но и о латентных функциях, которые создают угрозу стабильности, порождают различные отклонения от общепринятых норм, правил, являющихся своеобразным источником напряженности.

Делая выводы, следует отметить, что когда мы ставим вопрос о функционировании общества, надо точно представлять проблему, на которую мы хотим получить ответ. К элементам структурно-функционального анализа следует обратиться в том случае, если для нас главное – выяснение устойчивости, стабильности общества как системы.

Через понимание общества как целостности мы можем выйти на выявление конкретных функций, которые выполняют его структурные компоненты, обеспечивающие единство всего социального организма. Если нас интересуют причины изменений в обществе, следует обращаться к теориям социального конфликта.

Типология обществ

Современные общества в настоящее время представляют достаточно пеструю картину с явными и неявными отличиями (язык, культура, географическое положение, уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможность для самореализации личности).

Общество является крайне сложным, многоуровневым образованием, здесь вряд ли возможна какая-нибудь универсальная классификация. Из многообразия признаков, характерных для общества, надо делать их типообразующими, и на этой основе создавать свою типологию.

Наиболее устойчивыми в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Сегодня мы воспринимаем такое общество как отсталое, примитивное. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, удовлетворяющие потребности на минимальном уровне. Поведение индивида строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Мысли о возможных преобразованиях выглядят кощунственными и крамольными.

Термин «индустриальное общество» принадлежит Сен-Симону, где подчеркивается иная производственная основа общества. Индустриальное общество характеризуется гибкостью социальных структур, которые изменяются в зависимости от потребностей и интересов людей, социальной мобильностью, развитой системой коммуникаций.

Это такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификациями, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. «Индустриальное общество – это координация машин и людей для производства товаров», - отмечал Д. Белл.

Период 60-х годов характерен тем, что возникают новые концепции постиндустриального общества, разрабатываемые в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии.

Эти концепции возникли естественно и закономерно – в экономике и культуре наиболее развитых стран произошли структурные изменения, предполагающие совершенно иной взгляд на само общество в целом.

Принято считать, что постиндустриальное общество предполагает широкую автоматизацию производства, применение роботов и ЭВМ, наукоемких технологий и т.д. На самом деле главное содержание перехода к постиндустриальному обществу заключается не только в автоматизации производственных процессов, не в массовой компьютеризации или внедрении биотехнологий. Это лишь внешние, хотя и важные формы проявления постиндустриализации.

Первый этап НТР (1950-1960-е гг.) в развитых странах был связан с ростом потребления трудящихся, с превращением их в общественно развитых индивидов. Нынешний, второй этап, получивший название «микроэлектронной революции», с индивидуализацией процесса труда, превращением его для заметной части большинства, в разновидность творческой деятельности, средство самореализации.

Становление постиндустриального общества представляет собой глубокую революцию: социальную, экономическую, технологическую, духовную, которую можно сравнить с неолитической революцией в начале человеческой истории. Она означает «конец утопии», казавшаяся ранее утопическая идея освобождения человека от власти экономической целесообразности, от отчуждающего труда, от необходимости зарабатывать свой хлеб в поте лица своего – эта идея ныне начинает осуществляться на практике в наиболее развитых странах мира.

Как всякая глубокая революция в прошлом на Западе, современная постиндустриализация началась прежде всего как революция сознания. С изменения ценностных ориентаций активного меньшинства от «иметь» к «быть» (Э. Фромм) – от стремления к приобретению материальных благ к самовыражению, от господства над природой к гармонии с природой, от взгляда на труд как на средство зарабатывать деньги к пониманию труда как средства реализовать свои способности и самоутвердиться – в этого и началось становление постиндустриального общества. В процессе этого становления изменяется ведущий социальный тип личности западного человека и характер общественных отношений. Его можно определить как «богатую индивидуальность», «многомерного человека» (Фромм). У него есть возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом.

Новая трудовая мотивация неотделима от экономической демократии, в том числе сознательного участия работников в принятии решений и управлении производством, а также от мер по гуманизации труда, которые становятся не только средством достижения согласия между работодателями и персоналом, но и технологической и производственной необходимостью.

Характерной чертой форсирующегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, где доминируют рыночные отношения и сектора «производства человека», где осуществляется накопление человеческого капитала и не остается места рыночным отношениям (О. Тоффлер, США). При этом «производство человека» все меньше является прерогативой «социального государства» и все больше – самого гражданского общества.

Новый миропорядок по постиндустриальной основе вовсе не предполагает, что мир должен быть унифицирован по единому, западному или восточноазиатскому образцу. Наоборот, этот миропорядок может сложиться только как органическое единство многообразия цивилизаций. Роль социокультурных особенностей каждой страны, каждого крупного региона планеты в процессе становления постиндустриального общества не ослабевает, а напротив, возрастает, поскольку в постиндустриальном обществе как никогда в истории велико значение духовного производства… «Постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами – здравоохранением, образованием, развлечениями, искусством, которые теперь являются желаемыми и возможными для каждого» (Д. Белл).

«На пороге» нашей истории стоит информационное общество. Многое в нем придется еще понять, объяснить, но уже совершенно ясно: информационное общество не сможет утвердиться само по себе, без целенаправленного действия людей.

Достаточно распространено мнение, что человечество уже вступило в ту стадию своего развития, которую называют информационным обществом, что оно неизбежно приходит на смену обществу постиндустриальному. Об этом свидетельствует невиданное развитие компьютерной техники, космической связи, информационных технологий и т.д.

Но существуют и качественно иные мнения, которые относят информационное общество к понятиям далекого будущего, полагая преждевременным обсуждение его особенностей. Все то, что мы наблюдаем в развитии информационной сферы является простым совершенствованием постиндустриального общества.

Н.Н. Моисеев, разрабатывая данную тему, считает, что вступление в информационное общество следует связывать с утверждением Коллективного Общепланетарного Разума, с качественно новым этапом развития цивилизации, а не только с электроникой и компьютерной инженерией. Проблема становления информационного общества накладывает на человека бремя новых обязанностей. В условиях кризиса глобального масштаба человечеству необходима новая парадигма, иные принципы развития и существования на Земле человека как биологического вида. Очевидно, что традиционная цивилизация, которую мы называем постиндустриальной, в значительной степени исчерпала свои потенциальные возможности. Дав человечеству невиданное могущество, не научила как следует ими пользоваться. Несоответствие потребностей возможностям их удовлетворить – одно из основных противоречий современности.

А. Турен в 1969 г. написал книгу «Постиндустриальное общество», где основная мысль прослеживается: индустриальное общество преобразуется в информационное. На базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам массовой информации, государство, правящая элита становятся обладателем колоссальной возможности влиять на массы. Именно эту опасность – возрастание роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского, отмечает Турен в своей работе.

В основу типологизации марксизм кладет различия в производственных отношениях. Соответственно выделяются общества: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, общества буржуазные и общества коммунистические или социалистические.

Существующие разные точки зрения показывают: типология сложного образования, каким является общество, не может быть единой и универсальной. Она находится в зависимости от методологического подхода конкретного исследователя. Необходимо понять научную и познавательную задачу того или иного подхода и решить для себя, что полезного и ценного представляет концепция конкретного исследователя.

Рассматривая основные принципы системного подхода к обществу, определим основное его понятие.

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Согласно литературе можно выделить несколько основных параметров, признаков, характеристик общества, как социальной системы.

1. Саморегуляция . Способность системы корректировать свою деятельность с учетом обратного влияния окружающей среды. Это значит, каждая новая ступень человеческой деятельности, желающая изменить социальные отношения, учитывает предыдущие усилия по преобразованию структуры общества. Саморегуляция осуществляется стихийным механизмом воспроизводства и развития структуры общества. А так же может осуществляться за счет сознательного и планомерного управления.

С точки зрения саморегуляции общество для успешного функционирования должно отвечать основным функциональным требованиям: адаптации, целедостижения, интеграции, удержания образца (контроль над своей средой – в первую очередь экономической); иметь цель на которую направляется социальная активность, через право упорядочивать отношения между элементами системы: индивидами, институтами, стараться сохранять и поддерживать ценности общества.

2. Открытость . Это способность системы существовать за счет обмена с окружающей средой, природой, с другими системами общества, информацией, энергией, веществом. Осуществляется она в форме открытой деятельности людей по созданию и сохранению условий жизнедеятельности, развитию обмена деятельности, созданию материальных и духовных ценностей.

3. Информационность . Это способность общества использовать социальную информацию, которую дает опыт поколений. Она позволяет делать диагноз обществу, а так же прогнозировать будущее развитие, используя в управлении комплексные и целевые программы.

4. Детерминированность . Это предопределенность, обусловленность, зависимость. Она означает, что общество в своем развитии испытывает зависимость от предыдущих состояний. Производительные силы и способы деятельности людей сегодня обязательно скажутся на жизни будущих поколений на общем направлении их развития. А конкретные формы, методы, темпы развития, определяются при этом конкретными условиями.


5. Иерархичность означает, что общество - многоплановая система, характеризуется сочетанием различных уровней и звеньев организации и субординации, подчиненности, зависимости между ними.

6. Центрированность . Означает, что в развитии общества объявляется какой - то элемент и деятельность, которые составляют здание, его основу, фундамент общества. Многие ученые объявляют в качестве центра общества - способ производства материальных благ, труд, религию, частную собственность, знания, мир.

7. Целостность - это объективное отношение к человеку, группам, общностям людей, благодаря которому создаются условия и организуется их жизнедеятельность. Признаки целостности:

а) у социальной целостности нет частей и элементов;

б) у социального пространства нет мелочи, а социальное время необратимо;

в) способности каждого из субъектов человеческой деятельности неповторимы и уникальны.

8. Антиэнтропийность . Означает, что качественным показателем прогресса общества выступает сокращение затрат труда на душу населения. А это означает, что в общественной жизни в целом сокращается доля экономической деятельности за счет повышения производительности труда, эффективности управления и роста уровня культуры. Это ведет к возрастанию роли и значения духовного начала, свободного времени в жизни людей. При этом трудом называется всякая деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных потребностей. Ему противостоит антитруд. Он угрожает существованию общества. Он воплощает в себе процессы социальной дезорганизации, деградации, социального разложения. Он проявляется в одномерности мышления, узости интересов, недальновидности действий, однопорядковости чувств.

Какая-либо универсальная классификация общества, как утверждают учёные, затруднительна, поскольку оно является крайне сложным, многоуровневым образованием.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

· наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в её пределах социальных связей;

· универсальность (всеобщий характер);

· автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

· интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать всё новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Некоторые социологи оптимальными признаками общества считают системное определение Р. Кёнига, согласно которому под обществом понимается:

1. Конкретный тип образа жизни.

2. Образованные народами конкретные социальные единства.

3. Основанные на договорах экономические и идейные объединения.

4. Целостное общество, то есть совокупность индивидов и групп.

5. Исторически конкретный тип общества.

6. Социальная реальность – взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Исторические процессы развития общества многими аналитиками определяются по различным критериям.

Так, выдающийся немецкий учёный, философ Г. Гегель всемирную возникновения и развития общества представляет в четырёх периодах: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.

Французский учёный Ш. Фурье считал, что человечество в своём развитии прошло периоды: «рабской» первобытности, дикости, варварства, вступило в период цивилизации. В последующем человечество пройдёт «гарантизм», «социализм», «гармонизм».

Американский учёный У. Ростоу ступени развития общества назвал «стадии роста».

Первая стадия – традиционное общество, которое представляло собой аграрное общество с примитивной техникой, с сословно-классовой структурой и властью крупных собственников.

Вторая стадия – это «переходное общество», период перехода к капитализму.

Третья стадия – это эра «взлета», подъёма, то есть период промышленных революций в странах Запада.

Четвёртая стадия – это период «зрелости», то есть индустриальное общество.

Пятая стадия – это период «высокого массового потребления».

Французский мыслитель Ж. Кондорсе процесс становления общества разделил на десять эпох: первая эпоха – эпоха первобытного состояния; вторая – эпоха перехода от пастушеского состояния к земледелию; третья – это эпоха специализации и разделения труда между людьми; четвёртая–пятая – это эпохи Древней Греции и Древнего Рима; шестая и седьмая – это эпохи Средневековья; восьмая – это эпоха книгопечатания и расцвета науки; девятая – это эпоха, которая предшествовала образованию Французской Республики; десятая – это эпоха буржуазного общества.

Американский социолог Н. Смелзер выделил четыре типа общества: общества, живущие охотой и собирательством, садоводческие общества, аграрные общества и промышленные общества.

Французский социолог Р. Арон всю историю человеческого общества подразделил на две эпохи: доиндустриальную и индустриальную.

А. Тойнби, известный английский учёный, взяв в качестве критерия оценки исторических этапов развития человеческого общества религию, выделили пять крупных живых цивилизаций:

1) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены;

3) индуистское общество в тропической и субконтинентальной Индии к Юго-Востоку от аридной зоны;

4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном;

5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм).

В последние десятилетия социологи говорят о возникновении совершенно нового типа общества. Основная тенденция передовых индустриальных обществ ныне состоит в смещении акцента из сферы производства в сферу обслуживания. США были первой страной, где более 50% рабочей силы использовались в отраслях сервиса. Примеру Америки вскоре последовали Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа, Япония. Теперь постиндустриальное общество относится к обществу, основанному на информации, услугах и высоких технологиях, а не на сырье и производстве.

Информационный чип – это изобретение, который трансформирует общество, а вместе с ним и социальные отношения.

Список этих перемен практически бесконечен.

Среди современных теорий видное место занимает концепция постэкономического общества, предложенная В.Л. Иноцемцевым.

Постэкономическое общество, по его мнению, следует за постиндустриальным. Основная его черта – выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости, колоссальное усложнение социальной действительности, умножения многообразия моделей общественной жизни и даже вариантов её развития во времени.

В.Л. Иноземцев, в связи с этим, выделяет три масштабные эпохи: доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия: тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личностей и общества.на ранних этапах истории мотив деятельности объяснялся инстинктивными побуждениями как у всех биологических существ. Далее сознательный характер деятельности имел цель – создание и потребление материального продукта труда. Новый виток развития привёл к ориентации личности на совершенствование себя, своих способностей, качеств.

В таком случае налицо типология форм деятельности: предтрудовая инстинктивная активность; труд; творчество.

Что касается второго критерия – характера соподчинения интересов личностей и общества, то В.Л. Иноземцев отмечает:

1) в ранние периоды коллективный интерес группы или сообщества жёстко доминирует над индивидуальными

2) в экономическом обществе, в основе которого лежит труд, личная нажива, личный материальный интерес доминируют над интересами сообщества, развивается конкуренция.

3) постэкономическое общество характеризуется отсутствием борьбы личных интересов, стремление к материальному успеху – не главное. Мир становится поливариантным и многомерным, личные интересы людей переплетаются и вступают в неповторимые сочетания, больше не противоборствуя, а дополняя дуг друга.

Значит постэкономическое общество имеет интенсивную и комплексную хозяйственную деятельность, однако не определяется более материальными интересами, экономической целесообразностью. Частная собственность в нём деструктивна, общество возвращается к личной собственности, к состоянию неотчуждённости работника от орудий производства. Постэкономическому обществу присущ новый тип противостояния: противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в неё людей, занятых в сфере массового производства и вытесненных в силу этого на периферию общества.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.