Использование возможностей интернета для дистанционного образования. Особенности, возможности и формы дистанционного обучения

Молниеносные темпы промышленной и технологической революции способны не только радовать футурологов доселе недоступными возможностями, но и непосредственно влиять на рынок труда. Помимо того что они породят массу новых, весьма и весьма экзотических профессий, они также будут способствовать уходу в прошлое ряда вполне актуальных сегодня специальностей. Время скоротечно, и наряду с такими, устаревающими профессиями, как лифтеры, вахтеры и стенографисты, в лету канут компетенции, которые появились совсем недавно, еще с приходом 90-х.

Как бы это ни было печально, но время берет свое.

По расчетам специалистов из Сколково, всего к 2030 году отечественный рынок труда избавится от 57 вполне успешно существующих сегодня профессий, взамен которых придут новые 186 специальностей , названия многих из которых могут повергнуть вас в шок. Чего только стоит, например, биоэтик, ментор стартапов или, вообще, трендвотчер/форсайтер?! Чтоб вы были готовы к новой реальности рынка труда, Карьерист.ру решил разобраться, что происходит с профессиями, и кому уже стоит подбирать новую специальность.

15 лет изменений

Атлас новых профессий – это справочник, подготовленный специалистами Сколково еще в 2015 году, в котором они постарались отразить перспективные, и, наоборот, отмирающие отрасли и профессии на ближайшие 15-20 лет. По замыслу авторов, он должен помочь понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться технологии и продукты, какие специалисты потребуются, а какие перестанут быть актуальными. Что касается последних, то среди них ученые выделили 57 профессий . Примечательно, что среди них можно найти как специальности интеллектуального труда, так и рабочие профессии. Среди специальностей, основанных на сложной предподготовке, компьютеры в первую очередь заменят специалистов по расшифровке, переводам, документоведению, ведению смет, архивов, нотариальных баз, аналитических документов и прочих специалистов, чья работа связана с систематизацией данных.

Примечательно, что это – далеко не самые сложные профессии, которым угрожают компьютеры. Среди них также оказались диспетчеры и медицинские специалисты по диагностике болезней. Что же касается агентов по недвижимости и работников турагентств, то тут все закономерно – развитие онлайн-сервисов способствует тому, чтоб люди заказывали туристические услуги и покупали недвижимость самостоятельно – в конце концов, это ведь просто посредники, генерирующие добавленную стоимость.

Кроме них, в число невостребованных профессионалов к 2030 году войдут экономисты, бухгалтера, юристы и менеджеры. Уже сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток управленцев и юристов, особенно среди младшего звена – амбициозная молодежь, желающая получить престижную профессию, массово поступает в профильные гуманитарные ВУЗы, после чего успешно пополняет ряды безработных. Вскоре же юристы и вообще будут неактуальны – уже сегодня . Аналогичная судьба ждет и бухгалтеров – их только на госслужбе больше 1,1 млн человек, а обходятся они в 1 трлн рублей. В связи с этим , заменив новыми программами документооборота. Уже сегодня они являются самыми популярными среди московских безработных.

Кроме этих профессий, ученые из Сколково выделяют логистов, системных администраторов, кредитных менеджеров, банковских работников, монтировщиков декораций и прочих специалистов, чья работа сегодня требует, прежде всего, интеллектуального труда.

«Писаки» под угрозой

Серьезные противоречия, особенно в СМИ, вызвал факт внесения в вымирающие профессии специальностей журналиста и репортера. По мнению составителей Атласа профессий, которое активно обсуждается министерством труда США еще с 2007 года, сотрудников СМИ должны заменить обычные социальные сети . Дело в том, что сегодня новости распространяют обычные юзеры, а работающая ранее модель, настроенная на охоту за сенсациями, будет постепенно уходить в прошлое. А с ней будет отпадать и потребность и в репортерах и журналистах, которые будут вести репортажи с места событий. В будущем, чтоб не оказаться «у разбитого корыта», «акула пера» должен быть универсальным солдатом журналистики – он должен не только уметь писать, но вести радиопередачи, уметь снимать авторские фильмы, писать хорошие книги, и создавать прочие медиапродукты – в противном случае он будет попросту не востребован.

Аналогичная участь ждет редакторов-корректоров – по мере развития программного обеспечения и искусственного интеллекта, их заменят текстовыми редакторами, которые будут качественно редактировать текст . Отдельно стоит обратить внимание на коммерческих рекламных писателей – копирайтеров. Некогда востребованные специалисты все чаще жалуются на переполнение рынка малообразованными писаками-самоучками, в результате чего качество текстов, а следовательно и гонорары, падают. В Сколково, например, уверены, что сегодня, проще всего обучить этому ремеслу секретарей, нежели держать в штате дорогостоящего специалиста по написанию статей.

Среди других «умирающих» профессий оказались референты – развитие интернета позволяет отказаться от консультантов по конкретным вопросам, заменив их сетевыми помощниками. Развитие навигационных систем позволит отказаться от штурманов, хотя сейчас они задействуются исключительно в автомобильном спорте. Новое программное обеспечение также позволит заменить испытателей, а графические веб-технологии заменят дублеров и каскадеров в фильмах. Под угрозой окажется и музейный персонал – сколковские специалисты отнесли к исчезающим профессиям смотрителей экспонатов, билетёров, экскурсоводов. Их, как и представителей многих других представителей рабочих профессий, должны будут заменить роботы . Кстати, о рабочих профессиях.

«Вымирающие» рабочие профессии

Несмотря на то что рабочие профессии традиционно востребованы на рынке труда, 25 из них были внесены сколковскими учеными в список тех, которые в ближайшие 15 лет исчезнут. И если вахтер, лифтер и почтальон особых вопросов не вызывают, то есть позиции, которым, казалось бы, доселе ничего не грозило. Например, операторы колл-центров. Судя по всему, ученые предрекают автоматизацию процесса общения с клиентами, которую будут выполнять роботизированные чат-боты . Не меньше сомнений вызывает исчезновение швей. Конечно, уже сегодня существуют автоматизированные швейные цеха, где работу выполняют машины, однако поверить в то, что люди полностью откажутся от индивидуальных дизайнерских вещей, достаточно трудно.

Наоборот, что давно надиктовано практикой, так это отказ от инспекторов ДПС.

Да, запрограммированные на отлов нарушителей камеры часто допускают немало ошибок, но они не берут взяток и не пытаются приписать сомнительное нарушение ПДД. А если и пытаются, то из благих намерений, а не для того, чтоб получить взятку! Кроме них, Атлас новых профессий пророчит «старение» дворникам, работникам бетономешалок, прорабам, работникам химчисток и даже машинистам . Есть и те профессии, где использование роботехники обезопасит жизни людей. Например, исчезнут шахтеры, бурильщики и горняки, что, однако, не только избавит работодателей от сотен жертв на производстве, но и удешевит процесс добычи полезных ископаемых.

Среди прочих – охранники, носильщики, тренера, официанты, парковщики, курьеры, варщики и представители прочих профессий, чей труд, или, по крайней мере, его часть, может быть автоматизирована машинами. Боятся этого, конечно, не стоит. Полноценно заменить человека техника пока не сможет. Гибкость ума, творчество, смекалка, оригинальность идей, художественность и прочие человеческие прерогативы сохранят приоритет люде на рынке труда ближайшие 15-20 лет – машины пока способны выполнять лишь автоматические функции, вроде махания лопатой или ковки-штамповки.

В конце концов, даже если машины смогут заменить и творчество, индивидуальный человеческий подход всегда будет оставаться в цене. Яркий тому пример – сделанные с человеческим теплом сувениры или одежда с надписью Hand made. Нет сомнений, что, чем больше функций мы передадим машинам, тем больше мы сможем ценить человеческий труд , будь то производство пищи, определение диагноза, составление искового заявления или написание авторской статьи. Другой вопрос, что массового спроса на такие услуги ждать не стоит.

Через 10-15 лет искусственный интеллект оставит без работы миллионы людей, предупреждают эксперты

С точки зрения работодателя компьютеры выгоднее людей: они обходятся дешевле и работают эффективнее, фото: Robohunter
Компьютеры уже сегодня справляются с некоторыми задачами гораздо лучше людей. Эксперты утверждают: всего через 10-15 лет искусственный интеллект вытеснит человека из многих профессий и оставит без работы миллионы людей.

Какие профессии находятся под угрозой вымирания, неизбежна ли власть компьютеров и чем это грозит человечеству, разбиралась "Страна".

Робот vs Человек

Монополизация искусственным интеллектом (ИИ) (научно корректное название – "глубокие нейронные сети") всех сфер человеческой жизни – уже давно не футурологические идеи, а экономические расчеты. Результаты ведущих научных исследований предупреждают: в ближайшие десятилетия мир столкнется с безработицей ужасающих масштабов. Это может спровоцировать бунты, усугубить социальное неравенство, бедность и другие социальные проблемы.

Так, согласно данным Оксфордского университета, в течение следующих 20 лет в США каждое второе рабочее место будет автоматизировано – 47% работников заменят машины. В Китае – 77%.

В Австралийской группе по защите прав молодежи (FYA) предупреждают, что около 70% молодых людей в Австралии сейчас задействованы именно в тех профессиях, влияние автоматизации на которые будет "радикальным". То есть, по сути, через двадцать лет их знания и профессиональные навыки станут уже никому не нужны – те же функции за них будут выполнять компьютеры. С единственной разницей – работодателю не надо будет платить машинам зарплату, а с нее – налоги государству.

Робот с точки зрения работодателя выгоднее человека: он все делает быстрее и дешевле. Тем более, что современный ИИ еще и умеет обучаться. Причем если у человека на освоение нового навыка могут уходить годы, компьютер тратит на это секунды. Человек не выдерживает конкуренции.

"Мы приближаемся к тому времени, когда машины превзойдут людей почти в любом деле, – сказал в своем докладе профессор вычислительной инженерии, директор Института информационных технологий Моше Варди. – Я считаю, что обществу нужно посмотреть в лицо этой проблеме до того, как она встанет во весь рост. Если машины будут способны делать почти все, что умеют люди, что тем останется делать?"

По прогнозам Варди, через 30 лет роботы смогут делать практически все, что умеют делать люди. И это приведет к тому, что более 50% жителей планеты станут безработными, и общество погрузится в тотальную прокрастинацию.

По данным Международной федерации робототехники, лидирует по автоматизации в Южной Корее, где на 10 тысяч рабочих приходится 531 робот. Китай пока отстает: там на 10 тысяч – лишь 49 роботов, зато страна занимает первое место по темпам увеличения единиц робототехники.

Украину, впрочем, тренд автоматизации захватит не так быстро, как Запад, говорят эксперты – из-за относительно дешевого рабочего труда. В целом, по отношению к Европе, Украина начнет ощущать нашествие компьютеров с задержкой примерно в 10 лет. По прогнозам экспертов, чем выше будет становиться средняя зарплата в Украине, тем чаще работодатели будут отдавать предпочтение роботам, а не людям.

Специалисты успокаивают: автоматизация – процесс исторически закономерный, и нечто подобное человечество уже переживало раньше. В 18-19 веках, с началом промышленной революции, например, машины сначала вытеснили из сферы транспорта лошадей, ну а теперь могут заменить и людей. Банкоматы, центры самообслуживания, а с недавнего времени и онлайн-банкинг уже заменили целую армию банковских служащих. И относиться к этому нужно спокойно.

"Была когда-то такая профессия – люди-калькуляторы, которые считали на арифмометрах. Некоторые ученые полагают, что искусственный интеллект появился, когда люди изобрели калькулятор, который те же математические задачи смог решать гораздо быстрее и лучше, чем человек", – рассказывает Артем Чернодуб, кандидат технических наук, исследователь ИИ в Clikque Technology.

Сила нейронных сетей в том, что их учитель – безграничное интернет-пространство. Роботы уже могут делать не только то, на что изначально были запрограммированы.

"Недавно нейронная система разработала собственную систему шифрования и научила этой системе другую нейронную сеть. ИИ сегодня уже работает так, что уже даже архитектор этой сети не понимает, как она это делает. Она сама меняет себя изнутри. Работает по принципу человеческого мозга – потому она нейронной и называется", – отмечает эксперт по управлению репутацией Борис Тизенгаузен.

Именно Deep Learning ("Глубокое обучение" – алгоритмы, позволяющие ИИ самообучаться и самосовершенствоваться без участия человека – Прим.Ред.) удешевило стоимость вычислений, а следовательно – и стоимость самих компьютеров. Это и приводит сейчас к массовой автоматизации профессий.

"Один гигафлопс (мера производительности компьютеров – количество математических операций, которые вычислительная система производит в секунду, Прим.Ред.) – сейчас стоит около 6 центов, в 2008 году стоил около 50 долларов, а в 1997 – около 40 тысяч долларов, – приводит пример Артем Чернодуб. – Компьютеры стали более мощными и, соответственно, более дешевыми. Современный мобильный телефон – мощнее, чем был самый передовой компьютер 10 лет назад, и он сейчас доступен большинству людей, тогда как компьютер 30 лет назад был роскошью. Сегодня можно автоматически обучать глубокие нейронные сети на больших объемах данных, даже всего на 1 терабайте изображений, и получать от них поведение, похожее на поведение человека, а порой и превосходящее его возможности. Еще 10 лет назад это казалось фантастическим".

Возможности нейронных сетей действительно впечатляют. Особенно заметно их влияние в направлении чат-ботов. Взять хотя бы стартап Luka, который генерирует диалоги с героями разных произведений: после смерти певца Принса они создали чат с музыкантом, проанализировав интервью с ним в общедоступных источниках.

Два варианта дизайна одного и того же изделия. Левый – человеческий. Правый – предложен компьютером (программой Within Enhance). Самое невероятное, что дизайн компьютера – более естественный и приятный для глаза. Хотя ИИ не опирался на личный опыт – он лишь стремился к максимальной эффективности.

Еще один впечатляющий пример – когда искусственный интеллект AlphaGo, созданный подразделением Google, обыграл чемпиона Европы по игре в шашки Го. Го по сложности превосходит даже шахматы, с миллионами непредсказуемых вариантов ходов.

"В Google обучали нейронную сеть так: загрузили в нее данные всех игр, которые только было возможно найти, а система присваивала приоритет тем ходам, благодаря которым компьютер выигрывал, и в итоге научилась играть на уровне среднего игрока, – рассказывает Борис Тизенгаузен. – Потом в Google заставили этот ИИ играть с другим ИИ. Они проводили миллионы ходов в секунду, и в итоге так никто и не победил. Но играя друг с другом, они совершенствовались. В итоге AlphaGo обыграла чемпиона Европы по шашкам Го со счетом 5:0. Чемпион расстроился".

Мартин Форд, автор книги "Восстание роботов", уверен: автоматизацию уже не остановить. "Это часть капитализма – постоянное стремление к повышению производительности", – говорит он. Роботизация производства выгодна почти всем, кроме рабочих без ученых степеней, и именно их сильнее всего затронет массовая роботизация.

Умирающие профессии

По мнению экспертов, под угрозой вымирания сегодня находится почти любая профессия, которая связана с повторяемым алгоритмом действий. Грубо говоря, если вы с утра и до вечера каждый день выполняете одну и ту же рутинную работу, связанную с постоянным сбором, обработкой и анализом данных – есть смысл задуматься о смене профессии.

Некоторые должности исчезнут вовсе, другие же будут вынуждены модернизироваться, чтобы соответствовать новым реалиям технологичного мира. "Страна" совместно с экспертами составила список из 25 профессий, которые находятся в зоне риска.

1. Водители

Развитие ИИ неизбежно повлияет на таксистов, да и вообще на всех перевозчиков. В США прогнозируют, что через 15 лет весь транспорт станет автоматизированным. Самоходные транспортные средства заменят водителей такси и общественного транспорта, операторов экскаватора, дальнобойщиков, шоферов.

Теsla и Google уже год тестируют беспилотные автомобили в США. В Питтсбурге (штат Пенсильвания), а также в Сингапуре беспилотные авто уже начали использовать в качестве такси. А РФ и Финляндия даже ведут переговоры о создании инфраструктуры для беспилотного сообщения между странами.

К 2025 году американские автопроизводители планируют наладить массовый выпуск беспилотных автомобилей для широкого круга покупателей. В них не будет руля и педалей. Зачем?

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) позволят избегать аварий: машины будут считывать информацию друг с друга, знать о встречном движении, и менять траекторию и скорость движения в зависимости от этих данных. Не нужен будет даже светофор – машины сами будут, видеть, что дорогу им пересекает другой автомобиль и уклоняться от столкновений.

Проект дизайна летающего автомобиля. Фото: 3DNews

Единственное, что пока тормозит повсеместное распространение машин на автопилоте – плохое состояние дорог. Но и это препятствие временное. Не исключено, что вскоре и дороги для машин будут не нужны – они будут летать по воздуху. Компания Terrafugia работает над таким летающим автомобилем с 2013 года, сейчас он проходит тестирование. Полётом в нем также будет управлять компьютерная система – пользователю достаточно лишь указать пункт назначения.

2. Кондукторы и контролеры

Вслед за водителями исчезнут и кондукторы. В некоторых городах поезда уже ездят сами по себе, а плату за проезд в них с банковских карточек считывают автоматически с помощью телефонов.

3. Рабочие конвейеров

Роботы вытесняют ручной труд в производстве. Так, Adidas строит полностью автоматизированный завод в Германии, где всё – начиная от моделирования одежды до ее пошивки – делают роботы. Процесс производства пары кроссовок от начала и до конца занимает около пяти часов. Для сравнения: на нынешней цепочке поставок Adidas в Азии аналогичный процесс может занять несколько недель. Роботы также смогут быстро создавать обувь под заказ конкретного клиента – весомое конкурентное преимущество.

4. Охранники

Сфера охранных услуг тоже компьютеризируется. Консьержей, охранников, вахтеров заменят системы идентификации лиц, которые в связи с участившимися террористическими угрозами уже вводятся повсеместно в точках больших скоплений людей. Это удобно и эффективно: компьютер распознает лицо человека и сразу определяет, есть ли у него судимость, потенциально опасен или нет, был ли замечен в контакте с преступниками. Кстати, в этом плане ИИ существенно осложнит работу домушников: компьютер мгновенно определит, вошел в подъезд сосед или посторонний.

"Сейчас в Британии система распознавания лиц в метро еще и коннектится к аккаунтам человека в соцсетях, определяет, состоит ли он в террористических группировках – и если одновременно несколько подозрительных людей заходят в метро, система тут же подает сигнал в полицию", – приводит пример Борис Тизенгаузен.

5. Продавцы и кассиры

В Сиэтле Amazon открыл первый в мире магазин без касс, продавцов и очередей. Сканирующие устройства автоматически пробивают товар на выходе и снимают деньги со счета. Это настоящая революция в шопинге.

В основе лежит технология Just Walk Out. Она автоматически засекает, когда продукты снимаются с полок и возвращаются на место, и формирует виртуальную корзину. На ее основании сразу после того, как покупатель покинул магазин, ему приходит счет.

"Все массовые профессии – такие как кассиры, продавцы, торговые посредники, мерчендайзеры, складские работники, даже официанты – можно автоматизировать, а значит, их автоматизируют. Зайдите в "Макдональдс" возле Лувра в Париже – там работает очень мало людей. Потому что социальные стандарты слишком высокие, и дорого нанимать человека на работу даже в "Макдональдсе", потому что ему надо платить минимум 1600 евро. Поэтому все роботизируется", – говорит Чернодуб.

6. Консультанты

Сегодня в виртуальном мире их успешно заменяют чат-боты. Они в режиме онлайн дают советы по покупке и помогают покупателям решать проблемы с товарами. Эксперты не исключают, что вскоре в магазинах появятся специальные роботы, которые будут презентовать продукцию компаний, приветствовать посетителей, рассказывать им о характеристиках товара, демонстрируя его изображения на экране. По мимике и языку тела роботы будут распознавать эмоции человека и соответствующим образом реагировать на них.

7. Бухгалтеры

С введением электронного документооборота исчезает необходимость в огромном пласте людей, которые занимались бумажной работой, переносили документы с места на место и вносили данные в базы. Фактически любой человек сам сможет подавать декларации, составлять базовые документы для открытия своего предприятия, например. Еще несколько лет назад фирмы специально для этого нанимали бухгалтера.

8. Финансовые сотрудники

Здесь речь идет не только о банальном перекладывании бумажек. Программное обеспечение эффективно заменяет брокеров и трейдеров.

Так, с 2000 года число финансовых сотрудников на Уолл-стрит снизилось примерно на одну треть. Компьютер вместо них проводит сотни тысяч сделок, в течение доли секунды принимает решение о купле-продаже на основе данных, которые автоматически собираются на рынке и биржевых сервисах. За это время человек успеет лишь отхлебнуть кофе.

"Уже сейчас на американской фондовой бирже 40% операций по принятию решений о покупке или продаже акций принимает ИИ. У трейдеров много специальных программ, которые определяют тренды, анализируют котировки сразу на нескольких биржах и выстраивают математическую модель, как они будут двигаться дальше. Человек на это не способен", – говорит Борис Тизенгаузен.

9. Переводчики

На самом деле, вымиранию этой профессии невольно способствует каждый из нас: каждый раз, когда вы вводите текст в онлайн-переводчик, вы его обучаете. Если вы указываете, что слово в предложении переведено неправильно, компьютер это запоминает. С каждым таким исправлением он учится, а машинный перевод становится все более совершенным. Google начал применять нейросети для перевода в конце 2016 года – количество ошибок в переводах текстов сократилось на 60%.

Сейчас поисковые гиганты "Яндекс" и Google тестирют нейросистемы с углубленным морфологическим анализом, которые кардинально по-новому подходят к переводу текстов. Вот пример: "переводчика" учили переводить с японского на английский и с корейского на английский. Внезапно выяснилось, что ИИ способен переводить напрямую с японского на корейский, хотя его этому не учили. Нейросеть сама создала собственный алгоритм перевода, в котором язык-посредник (английский) был не нужен.

Эксперты уверяют: со временем лексический запас смартфона сравняется с человеческим. ИИ даже сможет создавать собственный язык. Человечество забудет, что такое языковые барьеры: больше не нужно будет тратить годы на изучение иностранного – ваш смартфон легко и грамотно обеспечит синхронный перевод на любой язык планеты.

10. Операторы колл-центров

Многие компании уже заменили операторов колл-центров на автоматические программы, которые реагируют на жалобы клиентов и предлагают им соответствующие решения. В случае, если робот не может справиться с проблемой сам, он автоматически переключает абонента на "живого" сотрудника.

11. Программисты и веб-дизайнеры

В ближайшее время "рабочими" будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными: программирование, веб-дизайн, 3D-проектирование. Все это за человека уже сегодня без труда может делать машина.

Например, чтобы смоделировать и изготовить зубной протез, сейчас специалист-стоматолог должен учиться много лет и получить соответствующую квалификацию, а само изготовление такого протеза обходится очень дорого. Но уже сегодня 3D-принтеры могут печатать зубные протезы – быстро и дешево. И вскоре такие специалисты будут не нужны.

Что касается разработки сайтов, по словам экспертов, вскоре нейронные сети научатся самостоятельно разрабатывать как верстку, так и дизайн сайтов, приложений и программ. Человек будет просто задавать нужные ему параметры.

"Уже сейчас программисты пишут код не так, как делали программисты еще двадцать лет назад, когда наизусть нужно было помнить все команды. Сейчас программа уже сама предлагает программисту коды, и он выбирает нужные. Это будет и дальше автоматизироваться. Думаю, дойдет до того, что человек будет говорить: "Siri, а напиши-ка мне такую-то программу". И Siri напишет", - рассказывает Артем Чернодуб.

12. Экскурсоводы

ИИ и сегодня с легкостью определяет, где мы находимся, дает историческую справку, показывает фотографии и виртуальные обзоры местности.

"Нейронная сеть может дать гораздо больше информации и подстроиться под ваши интересы. Таргетированный контент сейчас выходит на первое место – по этому алгоритму работает Facebook, показывая то, что вам интересно, Google и т.д. Система понимает, чем вы интересуетесь, и преподносит это именно в том ключе, в котором вам будет это интересно видеть. Понятно, что "живые" экскурсоводы останутся, но они станут скорее экзотикой", – предсказывает Борис Тизенгаузен.

13. Солдаты

Беспилотные летательные аппараты, дроны, роботы-охранники, системы мониторинга уже справляются со многими задачами гораздо лучше человека и даже принимают решения – открывать огонь или нет, по форме и оружию определяя врага. В ближайшем будущем, по словам экспертов, они начнут заменять живых солдат и в наземных миссиях. Вскоре человек удаленно будет управлять танками и самолетами, сам не участвуя в боях.

Здесь нельзя не вспомнить автономную гусеничную машину MAARS (Modular Advanced Armed Robotic System) – это робот. В его арсенале – пулемет, а также слезоточивые, осколочные, фугасные и дымовые гранаты. При этом MAARS способен не только убивать, но и спасать – обезвреживать мины и вытаскивать раненых людей с поля боя.

14. Строители

Строительство уже частично автоматизированно. Дом уже необязательно строить – его можно напечатать на специальном строительном 3D-принтере. Человек выбирает понравившийся дизайн дома, нажимает одну кнопку и гигантский 3D-принтер печатает необходимые блоки из бетона или другого материала.

Компания WinSun в Китает рзрабатывает такие дома с 2014 года. А шанхайский 3D-принтер для печати домов может создать десять зданий из строительных и промышленных отходов. Стоимость производства одного такого дома – не выше 5 тысяч долларов.

15. Производители еды

За массовое производство еды для человека тоже вскоре могут взяться 3D-принтеры. По большому счету, в них можно загрузить любые материалы, и почему бы не сделать это и со съедобными продуктами. Компания Natural Machines уже представила подобную разработку. 3D-принтер Foodini позволяет загружать в него до пяти различных ингредиентов - можно задать необходимую программу, и блюдо будет быстро "напечатано". Результат все же больше похож на фастфуд, так что шеф-поварам элитных ресторанов пока можно не беспокоиться.

16. Турагенты

"Еще лет пять назад на каждом углу были офисы турфирм, но уже сейчас турагенты фактически исчезли: их вытеснили автоматические платформы для бронирования и заказа билетов и мест для отдыха. Те, кто остался на рыке сейчас, ориентирован в основном на пожилых людей, которые не доверяют электронным системам оплаты, но как и их клиенты, они уже доживают свой век", – отмечает Борис Тизенгаузен.

17. Космонавты

Место робототехнике найдется и в космосе. Роботы уже выполняют черную работу на станции. А робот Robonaut2 (R2) от NASA и General Motors уже бороздит просторы земной орбиты. R2 способен работать как внутри МКС, так и в открытом космосе. И ему не нужен для этого громоздкий скафандр. Впоследствии планируется, что R2 высадится на Луну – это безопасно и не дорого.

18. Почтальоны и курьеры

Услуги доставки уже постепенно берут на себя дроны и прочие аналогичные устройства. Со склада – прямо в дом, удобно и быстро.

Медицина наряду с обороной – лидеры по инвестициям в разработку ИИ.

Так, в нью-йоркском Онкологическом центре Memorial Sloan-Kettering внедрили систему автоматической медицинской диагностики с помощью суперкомпьютера Watson. Он определяет диагноз более точно, чем врачи, и подбирает для каждого индивидуального случая оптимальный способ лечения. Точность диагнозов Watson объясняется тем, что он изучил 600 000 медицинских исследований (около 2 млн страниц текста).

Менее сложные заболевания вскоре можно будет диагностировать с помощью мобильного телефона. Лондонский стартап Your.MD совершенствует приложение для устройств iOS и Android, способное выслушивать жалобы человека в текстовом или голосовом режиме и определять его болезнь.

Хирурги-роботы уже проводят операции, на микроуровне сшивают ткани. Вместо накладывания швов врачи сейчас используют роботизированные степлеры. Существуют и роботы-анестезиологи, с 2013 года эти системы разрешены в США. Их использование вместо услуг профессионального анестезиолога на американском рынке позволяет сэкономить от $450 до $1850 в пересчете на одного пациента.

20. Фармацевты

Лекарства пациентам уже начали раздавать роботы. В Сан-Франциско медицинский центр UCSF установил в двух госпиталях экспериментальные автоматы, которые, получив от врача электронный рецепт, отвешивают нужные дозы медикаментов, упаковывают их в пилюли и выдают пациенту.

Роботы могут заменить нянь и сиделок. Японская компания NEC разработала робота PaPeRo, который способен развлекать людей и ухаживать за детьми и слабоумными, помогая им развивать навыки общения. Робот умеет вести диалог естественным и приятным голосом, рассказывать шутки, гадать, загадывать загадки, напоминать о приеме лекарств и передавать голосовые сообщения от человека другим людям, которых PaPeRo распознает по лицам.

22. Фитнесс-тренеры

Эту профессию, по словам экспертов, ждет серьезная трансформация. Тренировки уже сейчас во многих мобильных приложениях ведет робот – это дешевле, и онлайн-трансляция может охватывать неограниченное количество пользователей.

23. Учителя

Сейчас можно получить диплом любого вуза дистанционно. Один преподаватель может учить не десять человек, сколько поместится в классе, а тысячи людей одновременно. Эксперты считают, что в отрасли начнется некий естественный отбор, и преподавать останутся действительно высококвалифицированные умы, которые действительно ценятся в профессиональной среде и обладают исключительными знаниями.

24. Журналисты

Да, человек, который пишет эту статью, тоже может через десяток-другой лет остаться без работы.

Сотрудники электронных медиа в зоне риска. Los Angeles Times, Associated Press, Forbes и прочие широко известные СМИ уже сегодня активно используют роботов – они создают оперативные финансовые сводки, результаты спортивных матчей и дают информацию о погоде. Роботы намного быстрее журналистов соберут информацию, выяснят "кто, что, когда, где, как и почему", даже опросят экспертов и оформят итоговый информационный материал. Специалисты Narrative Science прогнозируют, что через 15 лет 90% новостных репортажей будут генерироваться автоматически.

Конечно, речь не идет о колумнистике и жанре художественного репортажа, граничащего с литературой – тут в тонкости наблюдений, мастерстве передачи живых эмоций и красоте стиля компьютер превзойти человека не сможет. По крайней мере, пока.

25. Священники

Не спешите возмущаться. Конечно, роботы не смогут полноценно заменить священнослужителей, но частично ИИ уже внедряются в церковь. За примерами далеко ходить не надо: в прошлом году во Львове создали сервис для заказа молитв через интернет. К тому же, уже несколько лет для того, чтобы положить записку в Стену Плача, совсем необязательно ехать в Иерусалим – достаточно лишь оставить свое сообщение в интернет- представительстве святыни.

Вся надежда на креатив

Эксперты настаивают: исчезнут лишь профессии, связанные с монотонным ручным трудом, в которых нет творческой, интеллектуальной, креативной составляющей, а главное – необходимости чисто человеческого сопереживания.

"Действительно, некоторые профессии исчезнут, но только те, которые можно полностью автоматизировать. Человеческие кадры будут все так же востребованы, например, в индустрии "Любви и Заботы" – тех сферах, где машина просто не сможет заменить компонент человеческого тепла и участия. Это и та робота, которую сегодня делают волонтеры – забота о престарелых и больных, поддержка пострадавших, помощь людям с ограниченными возможностями", – считает HR-специалист Лариса Брувер.

Брувер не верит в то, что через 15 лет все мы массово будет искать себе новую работу. "Рабочий ландшафт, безусловно, изменится, но он сместится в сторону интеллектуального и творческого труда – в сферы, где даже самообучающиеся алгоритмы либо не смогут показать ту же производительность, либо роботизация будет ограничена искусственно из-за риска потери контроля за процессом", – говорит эксперт.

Чем более сложной и творческой является профессия, тем меньше ей грозит автоматизация. Артисты, ведущие, дизайнеры, актеры, шоумены, художники – на них сохранится спрос.

Впрочем, сегодня роботы уже научились создавать произведения искусства. Андрей Карпаты из Стэндфордского университета создал программу, в которую можно загрузить определённые тексты, скажем сонеты Шекспира, и она сама начнёт генерировать тексты в той же стилистике. По тому же принципу нейронные сети уже могут рисовать картины в стиле Ван Гога и Пикассо, гененировать музыку а-ля Бах. Есть даже музыкальный альбом "Нейронная оборона", тексты к которому написал робот.

Насколько ценно и качественно такое "творчество" – другой вопрос. Для тех, кто настроен на примитивное потребление, особой разницы между произведением Моцарта и робота не будет. Но можно ли считать это искусством?

"Тут вопрос скорее к искусствоведам. Но от себя скажу: придешь иной раз в "PinchukArtCentre", посмотришь на выставленный там кусок асфальта и думаешь – что за ерунда? А тут подойдет к тебе современный искусствовед, и объяснит, что на самом деле это искусство, – говорит Артем Чернодуб. – А если серьезно, считаю, что если картины авторства искусственного интеллекта начнут покупать, то это можно будет считать если не искусством, то как минимум продуктом".

Успокаивает тот факт, что робот может повторить, просчитать, скопировать – но не может создать ничего кардинально нового. Пока что компьютерное творчество – это всего лишь подражание.

Вот почему запрос на человеческую странность и гениальность останется. Ученые, изобретатели, исследователи, творцы искусства – люди не созидающие, а создающие – без них развитие общества, даже при тотальной автоматизации труда, невозможно. К тому же, у повсеместного распространения роботов есть существенный плюс: на их фоне все больше будет цениться уникальность и исключительность, присущая лишь человеку.

"Ни один высокоразвитый искусственный интеллект не в состоянии полностью заменить человека, – считает Митио Каку, американский физик японского происхождения. – У нас на самом деле гораздо больше преимуществ перед машинами, чем мы себе можем представить. У роботов отсутствует образное мышление, у них нет сознания, интуиции".

Поэтому ученый советует: чтобы добиться успеха, нужно развивать те способности, которые не доступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Гораздо больше шансов на успех у тех стран, которые смогут сбалансировать товарные рынки и когнитивно-креативный потенциал.

Но даже если вы не умеете рисовать, петь, писать музыку и не получили докторскую степень Гарварде, паниковать не стоит. Технологический прогресс как убивает одни профессии, так и порождает новые.

По прогнозам ученых Утрехтского университета, автоматизация труда хоть и сократит число рабочих мест, но зато позволит компаниям сократить затраты на производство, а вместе с этим и цены на товар – чем повысит покупательскую способность граждан и сформирует новые рабочие места в других отраслях.

К тому же, за роботами все равно еще долгое время будет необходим надзор со стороны человека. Появится необходимость в профессии робоэтика – профессионала, который будет обучать роботов и следить, чтобы те не навредили человеку.

В любом случае, нам учиться взаимодействовать с ИИ. Современным детям в этом плане проще – они учатся обращаться с планшетом раньше, чем говорить. Людям в возрасте, конечно, переучиться будет сложнее. Но уже сейчас пора задуматься, хотите ли вы всю жизнь заниматься тем, чем занимаетесь сейчас. Главное – вовремя сориентироваться и приспособиться к новой технологической реальности. Прогресс уже не остановить.

В современном мире все происходит стремительно. Часто людям приходится одновременно заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей, работать. Сложно в таком бешеном ритме выделить свободное время для получения качественного образования, без которого невозможно продвинуться по карьерной лестнице. Отличным выходом из этой ситуации является дистанционное образование. С помощью подобной формы обучения можно получать необходимые знания без отрыва от домашних дел и рабочего места.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Данный вариант получения диплома имеет свои плюсы и минусы. Термин «дистанционное образование» предполагает организацию учебного процесса, при котором разрабатывается преподавателем специальная программа, основывающаяся на самостоятельном освоении материала. Подобная среда обучения предполагает отделение ученика от преподавателя во времени и пространстве. При этом современные формы дистанционного обучения оставляют шанс на полноценный диалог путем применения современных технических средств. Благодаря данному формату появляется возможность обучения у жителей тех регионов, в которых нет квалифицированных преподавателей, качественного высшего образования, требуемого уровня квалификации.

Страницы истории

В европейских странах во второй половине прошлого века начали появляться так называемые дистанционные университеты, виртуальные колледжи. Используемые формы дистанционного обучения отличались разнообразными педагогическими приемами, экономическими механизмами.

Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Данный термин применяется не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. В узком смысле понятие «интерактивный» рассматривается как диалог программы и пользователя, обмен запросами (текстовыми командами) и приглашениями (ответами). Появление возможности в произвольном виде задавать вопросы, давать на них развернутые ответы, стало толчком к тому, что в большом количестве появились вузы с дистанционной формой обучения. От технических возможностей программы напрямую зависит активность пользователя, шансы на интерактивность. В более широком смысле идет речь о диалоге между субъектами посредством всех доступных методов и средств.

Априори интерактивного общения является телекоммуникационная среда. Очно-дистанционная форма обучения в качестве субъектов рассматривает ученика и преподавателя, общающихся посредством диалога в режиме реального времени по электронной почте, в ходе телеконференций.

Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Такие формы как экстернат, ориентированы на тех студентов, которые по различным причинам не могут заниматься по традиционной (аудиторной) форме. В 1836 году появился основной задачей которого была организация экзаменов, выдача степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях. И в настоящее время не утрачена актуальность подобного варианта образования.

Есть и такие формы дистанционного обучения, которые предполагают учебу на основе определенного университета. Речь идет о целой системе образования для студентов, предпочитающих дистанционное обучение, организуемой с помощью современных информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций (off-campus). Многие ведущие университеты мира разработали программы для выдачи аттестатов по разным направлениям обучения. В австралийском университете (Южный Уэльс) заочно-дистанционная форма обучения выбрана 5 тыс. студентами. Если учесть, что на очном отделении занимается всего 3 тыс. студентов, масштаб дистанционной работы впечатляет.

Некоторые учебные заведения заключают договор о сотрудничестве. В этом случае использование дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования.

Организация дистанционного обучения

В современной России существуют специальные образовательные которые созданы для талантливых и одаренных детей. Из крупных центров выделим Открытый Лондонский университет, на базе которого в последнее время организуются разнообразные курсы для школьников. В технологическом университете с использованием формы дистанционного обучения готовят инженеров.

Обучающие автономные системы подразумевают получение знаний с помощью радио- либо телевизионных программ, специальных печатных пособий и методических рекомендаций. В основном такая форма используется для взрослой аудитории, не сумевшей своевременно завершить школьное образование. Разрабатываются специальные программы, ориентированные на повышение компьютерной грамотности, тренинги здоровья.

Модели дистанционного обучения

Единичная модель предполагает применение одного информационного канала либо единственного К примеру, образовательный процесс осуществляется с помощью телевизионной передачи, путем переписки. Данная модель в качестве основного средства получения знаний рассматривает печатные материалы. Здесь нет двухсторонней коммуникации - предполагается традиционное заочное обучение.

Мультимедиа связано с применением разных средств образования: печатных пособий, компьютерных программ на съемных носителях, видео-, аудиозаписи. Лидирующие позиции принадлежат односторонней передаче информации. В случае необходимости дополнительно проводят консультации, очные встречи, экзамены, обучающие семинары.

Гипермедиа считается дистанционным обучением нового поколения. Модель предполагает применение новейших информационных технологий, где ведущая роль отводится компьютерным телекоммуникациям. Самым простым вариантом считается применение электронной почты и конференций.

Основные моменты удаленного обучения в ОУ

Организация полноценного дистанционного обучения невозможна без применения информационных технологий. Нужно выделить два основных момента:

  • Дистанционное образование не предполагает отказа от классического (традиционного) варианта образования. Независимо от того, какими бы совершенными ни были технические возможности, обучение посредством ИКТ является необходимостью, но не панацеей. Безусловно, нельзя пренебрегать подобными возможностями ведь с помощью технических средств можно улучшить качество образования.
  • Основные технологии, которые применяются при дистанционном обучении: видеоконференции, компьютерные тестирования, электронные учебники.

Работа с детьми в рамках реализации приоритетных национальных проектов

В современной России не только высшая школа стремительно развивается в направлении дистанционного обучения. По инициативе министерства образования РФ был разработан специальный проект по инклюзивному обучению для школьников. У ребят, имеющих проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, слухом, появилась возможность учиться, не покидая стен своего дома. Государство позаботилось об оснащении таких школьников полным комплектом компьютерного оборудования. Первые результаты реализации программы подтверждают ее своевременность и актуальность.

Заключение

Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет получать желаемый результат - воспитывать гармонично развитую личность. Во многих ситуациях дистанционный способ обучения становится единственным вариантом получения высшего образования. Наука не отстает от тех веяний, которые происходят в современном обществе. В каждой школе, среднем и высшем учебном заведении есть собственные Выбор формы дистанционного образования остается за студентом либо родителями (законными представителями) школьника. За данным видом обучения будущее, с его помощью у всех появляются равные возможности получить желаемое образование.

Все больше школ сегодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах.

Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей . Это прежде всего более гибкие условия образования для детей , которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений, физических недостатков, индивидуальных особенностей и потребностей.

Дистантное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности учеников . Талантливый ученик сельской школы может, например, одновременно учиться дистантно у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке страны и мира, не покидая своего места жительства. С помощью электронных сетей ученик из любого города, поселка или деревни имеет доступ к мировым культурным и научным сокровищам, может учиться в престижных университетах мира.

Предполагается, что по мере развития информационных технологий человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени на дистанционные формы образования, сочетая их с очными занятиями (40%) и самообразованием (20%).

Дистанционное обучение имеет следующие преимущества перед очным:

Оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь);

Информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки и других средствах сети Интернет);

Коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения – школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад);



Педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);

Психологические (создание более комфортных по сравнению с традиционными эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения);

Экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращение «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий);

Эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование).

Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям увеличить количество учащихся . Если у школы не слишком много учеников, но есть высококвалифицированные педагоги и у них остается свободное время, они могут обучать тех, кто физически не посещает учебное заведение по тем или иным причинам. В условиях существенного сокращения в будущем числа школьников для талантливых учителей это еще и дополнительный доход (по прогнозам специалистов, из-за демографического спада к 2010 году вместо 21 млн. школьников, имеющихся на сегодняшний день, в России будет только 13 млн. учеников).

Школа может приглашать для работы педагогов из других регионов . Например, школа в Перми может доверить обучение детей французскому языку учителю, который живет во Франции, а французских детей русскому языку мог бы обучать учитель из России.

Всем учителям необходимы курсы повышения квалификации. Но на их посещение обычно тратится очень много времени и средств. С помощью Интернета можно повышать квалификацию регулярно без отрыва от основной работы, используя для этого преимущества дистанционных телекоммуникаций.

Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Отличительные признаки дистанционного обучения:

1. Отдаленность в пространстве преподавателя от учащихся, по крайней мере, на большую часть учебного процесса.

2. Использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов как удаленных, так и находящихся в непосредственном окружении учащихся.

3. Обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также между самими учениками.

4. Продуктивный характер образовательного процесса, то есть получение в качестве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая используется в качестве содержания электронной образовательной среды.

Глобализация дистанционного образования предоставляет широкие возможности развивающимся странам для реализации систематических задач, из которых решающими являются следующие:

А. Расширенный доступ Программы МВА, предлагаемые институтами в Америке, Канаде, Австралии, Великобритании, теперь доступны в большинстве развивающихся стран. Действует множество других программ, предложенных развитыми странами, которые доступны в развивающихся странах. Учащиеся в развивающихся странах имеют доступ к образовательным и учебным программам, предложенным многими развитыми странами. Теперь можно получить диплом об образовании за рубежом, не выезжая за пределы своей страны. Многие развивающиеся страны с ограниченными образовательными ресурсами получают широкий допуск к мировым образовательным и учебным средствам, чтобы дополнить и усовершенствовать свои усилия по предоставлению образования большому количеству людей. Спутниковые технологии широко используются развитыми странами для передачи своих образовательных программ в отдаленные части стран, таких как Индия. Большая потребность существует в получении образования в технической и профессиональных сферах, таких как менеджмент, пользование компьютером, образование, мультимедиа и др. Список иностранных учреждений в Индии, предлагающих дистанционные программы образования, -очень впечатляющий и большой. Это повлияло на то, что у людей в Индии появилось больше возможностей для получения образования за рубежом.

В. Обучение с использованием чужого опыта и знаний. Благодаря современным технологиям коммуникации происходит легкий доступ к источникам информации, материалам и осуществляется быстрая связь между людьми, что способствует получению образования, используя чужой опыт и накопленные знания. Различные методы, используемые учреждениями дистанционного образования в развитии, создании и подачи материалов, становятся легко доступными посредством баз данных. Информационные технологии позволили разработать учебные материалы для дистанционного образования, опираясь на существующие знания и практику, и сделали процесс обучения более доступным. Глобализация, в этом смысле, способствует процессу получения знаний, используя существующий опыт и практику.

С. Взаимовыгодное партнерство.

Пословица «Два лучше, чем один» оправдывает себя как в дистанционном образовании, так и во многих других областях. Партнерские договоренности между участниками, находящимися в разных странах, что опять-таки возможно благодаря технологиям, могут внести вклад в предоставление услуг, которые выходят за рамки какого-то одного учреждения/института. Партнерство в развитии равноправного дистанционного образования определенным образом дополнит опыт и ресурсы, и будет способствовать созданию улучшенных учебных материалов. Одним из таких примеров международного сотрудничества, возможного благодаря глобализации, является партнерство между Commonwealth of Learning (COL), Канада, и национальным Открытым Университетом Индиры Ганди. Они предложили Masters Programme в дистанционном образовании (MADE) под партнерской программой Раджива Ганди. Сотрудничество между Commonwealth of Learning(COL), Канада и Национальным Открытым Университетом Индиры Ганди, Индия, является одним из таких примеров международной деятельности, возможной благодаря процессу глобализации. Они предлагают Masters Programme в дистанционном образовании (MADE) при поддержке Научного Общества Раджива Ганди. Широкие процессы глобализации повлияли также на деятельность Европейского Сообщества в развитии дистанционного образования (John Field,1995). Партнерские соглашения могут эффективно удовлетворять потребности в образовании небольших развивающихся стран, в особенности способствовать развитию учебных материалов, которые являются основополагающей составляющей в дистанционном образовании.

D. Конкурентная Среда

Расширенный доступ может повлиять на усиление конкурентно-способности. Например, как упоминалось ранее, некоторые из лучших мировых административных и компьютерных программ, развитых в определенных передовых странах доступны многим другим странам, включая развивающиеся. Это, предполагается, должно инициировать дух конкурентной борьбы среди местных учреждений/институтов. Технологическое преодоление границ может поставить под угрозу существование посредственных учреждений/программ. Стремление к лучшему мотивирует других к самосовершенствованию. Свободный рынок может отвергнуть несовершенных исполнителей. Мировые программы дистанционного образования вносят конкурентоспособность в работу местных учреждений/институтов дистанционного образования. Этот процесс может повлечь за собой улучшение организации дистанционного образования.

Развитие дистанционного образования в мире

Анализ любой системы обучения показывает, что основными элементами обучения на протяжении сотен лет являлись:

  • * преподаватель (учитель);
  • * аудитория (лаборатория) в том или ином виде;
  • * учебные материалы по изучаемому курсу;
  • * библиотека как накопитель и хранитель знаний.

Сетевое дистанционное обучение, через Интернет, в отличие от других,

обеспечивает возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем базового учебного заведения, студентами и администрацией. Подобные системы становятся неотъемлемой частью образования различного уровня во всем мире. Это объясняется низкой стоимостью обучения (в 3-5 раз ниже, чем при очной форме обучения), возможностью получить образование в удобное для обучающегося время и в удобном для него месте.

В мире разработаны и успешно используются системы дистанционного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов. Системы сетевого дистанционного обучения состоят из следующих базовых элементов:

  • * учебное заведение, как организационная структура дистанционной формы обучения;
  • * информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов;
  • * технические и программные средства обеспечения технологии ДО;
  • * преподаватели дистанционной формы обучения (тьюторы);
  • * обучающиеся (студенты);

Важным аспектом в дистанционном образовании является совокупность применяемых технологий. В учебном процессе используются две группы технологий неинтерактивные (например, предоставление учебно-методических материалов в печатном виде, на аудио- и визуальные носителях или CD-ROM), и интерактивные - компьютерные (например, видеоконференции, электронная почта и т.д.) .

Эффективность обучения при применении средств ДО зависит от того, насколько оперативна связь обучаемого с преподавателем. Без контакта обучаемого с преподавателем невозможно построить эффективную систему обучения.

В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения: традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции с использованием одной из форм телевещания, аудиоконференции и видеоконференции на основе телефонных технологий, интранет систем и глобальной сети Интернет.

Наиболее универсальной и перспективной технологией, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающегося, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов - внутривузовском, национальном и мировом, является сетевая Интернет-технология. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся, преподавателей и администрации учебной организации.

Во многих западных странах, прежде всего в США, индустрия дистанционного обучения активно развивается уже более 10 лет, о чем свидетельствуют приведенные ниже цифры о состоянии мирового ДО (в том числе, ДО США):

  • * 50% корпораций США используют технологии дистанционного обучения
  • * Более 80% университетов США предлагают услуги по дистанционному обучению.
  • * Объем мирового рынка е-learning в 2004 году составил 40 млрд. долларов (объемы рынка традиционного высшего образования - несколько триллионов долларов). За последние 10 лет объемы рынка е-образования выросли более чем в 2000 раз
  • * Обучается в Интернете около 100 млн. человек; численность очных студентов по всему миру - 97 млн.

К 2010 году две трети мирового образования будет получаться через Интернет (по прогнозам American Educational Research Association)

Исследователи дистанционного рынка США дают различные оценки его величины и перспектив его развития. Сами цифры могут отличаться, но в одном авторы сходятся: темпы роста этого рынка очень высоки. По данным сайта www.Brainware.com, в 2002 г. рынок ДО в США оценивался в 10,3 млрд., к 2006 г. ожидается его увеличение до 83,1, а к 2011 г. - до 212 млрд. долл. Значительную часть мирового рынка ДО составляет корпоративное электронное обучение. Специалисты компании International Data (США) так оценивают его перспективы: от 6,6 млрд. долл. в 2002 г. до 23,7 млрд. долл. в 2006 г. В США, по оценке этой компании, на корпоративное обучение в 2001 г. было потрачено 4,2 млрд. долл., к концу 2005 г. эта сумма увеличится до 18 млрд. долл. По другим оценкам объем рынка электронного обучения в США составит к 2010 г. 46 млрд. долл. По данным Американского общества обучения и развития, доля времени, которое американские организации будет тратить на электронные тренинги, возрастет с 10,5% в 2001 г. до 25% в 2004 г. По данным аналитиков сайта eMarketer, объем доходов, полученных в сфере корпоративного электронного обучения в США, составил в 2002 г. от 6 до 7 млрд. долл. В Японии, по данным Министерства государственного управления, внутренних дел, почты и средств связи, ожидается что в 2003 г. доходы от электронного обучения составят около 716 млн. долл., а к 2006 г. ожидается увеличение доходов в этой сфере до 1,73 млрд. долл.

Специалисты компании считают, что такое обучение станет более удобным и приятным, станет дешевле. Оно получит широкое распространение в глобальных компаниях, которым необходимо обучать персонал в различных точках по всему миру.

Одной из важных тенденций последних лет является сокращение доли учебных программ на CD-ROM и рост количества программ обучения, доступных через Интернет или корпоративные учебные порталы (E-learning).

Одним из наиболее грандиозных решений в области “онлайнового” образования, подтверждающий лидирующее положение США на рынке ДО, является проект бесплатного образования в Сети (OpenCourseWare или OCW), разработанный Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology или MIT) и представляющий собой массу материалов по множеству дисциплин, выложенных на специально для того созданных сайтах. Всего таких сайтов будет около сотни и на них будет размещено всё, к чему получают доступ настоящие ("оффлайновые") студенты и аспиранты MIT (материал будет представлен как в виде привычных текстовых документов, так и в виде потоковых аудио/видеозаписей семинаров, лекций, экспериментов). Важно, что OCW не станет альтернативой обучению в MIT. Получить диплом или защитить таким образом степень не удастся. Работы над проектом ведутся с апреля 2001-го года, обходятся весьма недёшево (на первые 27 месяцев спонсорами выделены 11 млн. долл., каждый последующий год обойдётся примерно в 10 млн. долл.) и планируется, что они продлятся ещё как минимум 10 лет. К настоящему моменту OCW существует лишь в виде пилотного проекта, включающего примерно двадцатую часть той информации, что будет доступна по завершении работ. Но даже в таком виде это поистине бесценный ресурс, аналогов которому попросту нет.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.