Экстремальные ситуации и их влияние. Экстремальные ситуации и их воздействие на человека

дипломная работа

1.3 Влияние экстремальных ситуаций на психику и действия работников правоохранительных органов

Попав в экстремальные условия, каждый работник правоохранительных органовиспытывает большие, а порой и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия . Он много и напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет свое поведение долгу, решению поставленных задач и т.п. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве его профессиональных действий, причем не однозначно.

Доказано экспериментами и на практике, что экстремально-психологические факторы оказывают положительное влияние на психику профессионала правоохранительных органов, если он хорошо подготовлен морально- и профессионально-психологически.Для его психической деятельности в экстремальных ситуациях характерны:

* обостренное чувство долга, ответственности и решимости, соединенное с желанием,безусловно, и качественно решать стоящие задачи;

* полная самомобилизованность, проявление всех сил и возможностей в ходе решения задач;

* боевое возбуждение (в пределах полезности), повышенная энергичность и активность, большая настойчивость и упорство в достижении целей;

* деятельностный максимализм, выраженный в страстном стремлении добиться результата, причем самого высокого и безусловного,

* повышенная бдительность, внимательность, наблюдательность, быстрая и четкая работа мысли;

* собранность и постоянная готовность к любым неожиданностям, к быстрым реакциям на изменение обстановки и возникновение опасности;

* устойчивость к временным неудачам и др.

Их действия, поэтому отличаются высоким качеством, повышенной четкостью, меткостью стрельбы, результативностью. Многие из таких работников в экстремальных условиях испытывают профессиональный азарт и удовольствие.

Положительные изменения имеют не только индивидуальный, но и групповой характер. Так, в боевых группах, отрядах, подразделениях, частях, отличающихся высокой подготовленностью, наблюдаются укрепление морально-психологического климата, здоровое общественное мнение и оптимистическое настроение, взаимоотношения подчиняются боевым и служебным интересам, улучшаются взаимодействие, взаимопонимание, взаимопомощь, проявления товарищества, солидарности, взаимной поддержки, следование профессиональным и боевым традициям и др.

Однако на плохо подготовленныхв профессиональном, морально-волевом и психологическом отношении работников экстремальные ситуации и присущие им факторы оказывают отрицательное воздействие.В их психической деятельности преобладают:

* переход интенсивности психического напряжения за пределы полезности;

* беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций;

* боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой (вместо стремления к максимально возможному успеху);

* ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия («У страха глаза велики», «Пуганая ворона куста боится»);

* снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости и изобретательности в достижении цели, повышение склонности к поиску оправданий («Кто хочет -тот ищет способы, кто не хочет - ищет причины»);

* постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;

* обострение чувства самосохранения, захватывающего порой все сознание и становящегося единственной побудительной силой поведения;

* рост раздражительности, потеря контроля над собой и др.

Эти отрицательные проявления в психической деятельности адекватно отражаются на действиях и поступках. При переходе через предел полезности напряжения и появлении перенапряжения (дистресса) первично утрачиваются творческая способность, адекватное понимание происходящего; действия делаются шаблонными и не полностью отвечающими обстановке . При дальнейшем росте интенсивности психического напряжения под влиянием возникших отрицательных психологических явлений начинают появляться ошибки даже в отработанных умениях и навыках, их число постепенно увеличивается, а сами они делаются более грубыми; результативность быстро уменьшается. При возникновении предельного напряжения появляются грубейшие ошибки (например, водитель автомашины вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом, если остается в живых, никак не может объяснить, почему он это сделал); всякие инструкции и рекомендации «вылетают из головы»; возникают проявления откровенной трусости, отказа от выполнения рискованных поручений, обмана, нечестности, безволия и др.

Если перенапряжение продолжает увеличиваться и дальше переходит критическую точкуК, наступает запредельное напряжениеи происходит срыв психической деятельности - потеря способности понимать окружающее и отдавать отчет в своем поведении. Срыв может выражаться в тормозной форме (ступор, психологический шок, оцепенение, безразличие, полная пассивность и равнодушие, потеря сознания и др.) или истерической (паническое, бессмысленное, хаотическое поведение).

Отрицательные явления возникают и в плохо подготовленных группах: нездоровые и пессимистические настроения, слухи, недовольство, отрицательные мнения, ослабление дисциплины, нарушения уставных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника .

В процессе адаптации к экстремальным условиям принято выделять следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психических феноменов: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, психической переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода и реадаптации. В генез необычных психических состояний четко прослеживаются антиципация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в процессе онтогенеза или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения протекания психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этап острых психических реакций входа и выхода), активная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие психогенных факторов (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации).

Практический опыт позволяет утверждать, что при качественной эмоционально-волевой и профессионально-психологической подготовке, при серьезной личной работе сотрудника над собой все возможные отрицательные влияния экстремальных условий на него и его действия могут быть успешно нейтрализованы.

Введение в учебную дисциплину "Юридическая психология"

Юридическая психология занимает особое место в системе подготовки юриста. Она позволяет ему получить знания и умения, позволяющие более глубоко понять психологические причины законопослушного и отклоняющегося поведения...

Влияние жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов на их личностный адаптационный потенциал

Влияние жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов на их личностный адаптационный потенциал

В ходе нашего исследования было исследовано 30 сотрудников правоохранительных органов в возрасте от 26 до 38 лет, из них 23 мужчины, 7 женщин. Проведение диагностической методики проходило в 2 этапа, в каждом из которых участвовало по 30 человек...

Влияние семьи на отношение к профессиональной деятельности у сотрудников УВД

В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести достаточно сложно. Одни нередко называют профессией ту деятельность, которой человек занимается долгое время, другие -- род занятий...

Влияние экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу сотрудников МВД

Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Исследование личностных качеств профессионалов, чья деятельность протекает в сложных и экстремальных условиях, а также сотрудников МВД посвящено множество исследований 6, 9,16,19,21,23,24,38,41 А.В. Буданов 10 выделяет три группы факторов...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Среднегрупповые данные, полученные по тесту Кэтелла приводятся в таблице 3.1 Таблица 3.1...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Данные каждого из обследованных сотрудников правоохранительных органов по уровню агрессивности приводятся в таблицах 3.2 и 3.3. Таблица 3.2 Оценка показателей агрессивности в начале службы Фамилия...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Данные каждого из обследованных по степени эмоционального выгорания приводятся в таблицах 3.7. и 3.8. Таблица 3.7. Оценка степени эмоционального выгорания в начале службы Фамилия, имя Напряжение Резистентность Истощение Алтуфьев И...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Среднегрупповые данные по рангу основных жизненных ценностей работников правоохранительных органов, а также их сравнению с контрольной группой приводятся в таблицах 3.10. -3.11. Таблица 3.10...

Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел

В статье 4 Закона РФ «О милиции» отмечается, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, конституциями...

Оценка психологической пригодности сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных условиях

Экстремальные ситуации предъявляют собой особые, повышенные требования к адаптационным возможностям человека, находящегося в изменённых, непривычных для него условиях. Поэтому они могут быть опасны для его жизни и здоровья...

Специфика влияния общения начинающих сотрудников правохранительных органов и стажистов

Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД...

Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

ЧС – обстановка на определенной территории, которая сложилась в опасной ситуации, катастрофы, стихийного или другого бедствия, которые могут повлечь за собой ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация - не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

В экстремальной ситуации психологический шок может сопровождаться оцепенением мышц, нарушение процесса нормального мышления, теряется контроль сознанием над чувствами и волей. Психологический шок может проявляться в нарушении дыхания, расширяться зрачки, открывается учащенное сердцебиение, спазм перефер. кровеносных сосудов, нарушается принцип снабжение кислородом головного мозга. Состояние психологического шока может длиться от нескольких минут до нескольких дней.

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

по степени внезапности : внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

по скорости распространения : ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

по масштабу распространения : локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

по продолжительности действия : могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

по характеру : преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

ЧС техногенного характера;

ЧС природного происхождения;

ЧС биолого-социального характера.

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы , аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические , агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки , алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы – суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:

в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;

размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.

Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами

Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Зона заражения – это территория, в предалах которой распространены опасные химические вещества либо биологическ ие (бактериологические) средства, в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.

Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

прямые потери вследствие ЧС;

затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

затраты на ликвидацию ЧС;

косвенные потери.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

безотлагательность;

приближенность к месту событий;

ожидание, что нормальное состояние восстановится;

единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия – необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений.

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению;

3) необходимо оказывать себе самопомощь;

4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;

5) следует максимально экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;

7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;

8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;

9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии.

В динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) можно выявить 6 последовательных стадий:

1. «Витальных реакций» - длительностью от нескольких секунд до 5 - 15 минут, когда поведение практически полностью направлено на сохранение собственной жизни, с нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации» - ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации).

4. «Стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. У абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно- сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. 6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% - 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости. Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций) .

Стили поведения в экстремальных ситуациях

Доказано, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях зависят от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека. Можно выделить следующие стили поведения в экстремальных ситуациях: поведение экстремальный ситуация угроза

1)Поведение при аффекте. Он характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных.

2. Поведение человека при стрессе. Это- эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Стрессовые состояния по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

3. Поведение при фрустрации. Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Она может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения. Таким образом, экстремальные ситуации могут проявиться в различных стилях поведения и необходимо быть готовым к возникновению подобных ситуаций.

Правила поведения в экстремальных ситуациях.

В экстремальных ситуациях человек подвержен стрессу, а некоторые люди испытывают сильный шок. Людям в экстремальных ситуациях рекомендуется задышать ровно и спокойно, так мышцы расслабятся и человек быстро успокоится. Для этого необходимо взглянуть вверх, сделав полный глубокий вздох и, опустить глаза до уровня горизонта, плавно выдохнуть воздух, одновременно расслабляя все мышцы. При возникновении экстремальных ситуаций необходимо посмотреть на что-нибудь голубое. В древней Индии и Китае этот цвет недаром считали цветом покоя и отдыха. Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus -- крайний, критический) -- внезапно возникшая ситуация, угрожающая(благополучию. угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности человека. В экстремальных ситуациях будет полезен самомониторинг. Он представляет собой способность личности понимать и правильно оценивать окружающую обстановку, чтобы выработать линию поведения.

Необходимо мысленно пройтись по всему телу, задавая себе вопросы:

Как мои мышцы? Не напряжены ли? - какова у вас мимика в данный момент? -

При выявлении негативных признаков необходимо заняться их устранением, то есть, расслабить мышцы, нормализовать дыхание и т д.

Затем, мы можем нормализовать свое дыхание.

Техника глубокого дыхания:

1 - делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить «одна тысяча, две тысячи» - это как раз и займет ориентировочно 2 секунды);

2 - задерживаем дыхание на 1-2 секунды, то есть, сделаем паузу;

3 - выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха);

4 - затем, снова глубокий вдох, без паузы, то есть, повтор цикла.

Повторяем 2-3 подобных цикла (предел - до 3-х, максимум до 5-ти за один подход). В течение дня - до 15 - 20раз.

Кроме нормализации дыхания выполнение техники глубокого дыхания приводит к восстановлению нормальных параметров работы сердечно-сосудистой системы: нормализации частоты сердцебиения и, в свою очередь, отчасти давления. Это происходит в результате усиления естественного физиологического эффекта: на вдохе у любого человека сердцебиение ускоряется, а на выдохе - замедляется (такие изменения простым прощупыванием пульса заметить невозможно, это выявляется только чувствительными приборами).

Что дает выполнение этих техник? Давно известно о взаимосвязи и взаимовлиянии физического и психологического, «души и тела». Не напряженное состояние мышц, спокойное дыхание и нормальное сердцебиение обеспечат аналогичные ощущения в психологической сфере: мы будем более спокойны эмоционально. А значит, появится возможность действовать с «ясным рассудком и холодным сердцем», не стрессируя себя дополнительно собственными переживаниями. Основатель всемирно известной школы выживания в экстремальных ситуациях, польский путешественник Яцек Палкевич выделил 6 факторов выживания. Но определяющее значение, по его мнению, играет то, в каком порядке они располагаются человеком. По наблюдениям Палкевича, шансы на выживание и спасение выше у тех, кто, находясь в экстремальной ситуации, а значит стрессовой ситуации, ориентирует свои мысли и действия в таком порядке:человек, не пытающийся в экстремальной ситуации сохранить или восстановить спокойствие, имеет меньшие шансы на безболезненный выход из произошедшего. Причина кроется в том, что избыточное волнение препятствует принятию правильного решения. И если беспокойство не уменьшается, а, наоборот, возрастает то риск истощения, развития депрессивных состояний и физических заболеваний очень высок. Стремление к сохранению спокойствия, установка на преодоление, на выход из экстремальной ситуации способствуют мобилизации внутренних ресурсов и обеспечивают выход из малоприятных обстоятельств с наименьшими потерями.

Экстремальный характер деятельности сотрудников ОВД способствуют возникновению стрессов, увеличению страхов, снижению самооценки и уверенности в себе.

Реакция сотрудника ОВД на экстремальность ситуации может развиваться в двух направлениях: он либо владеет ситуацией и поступает сознательно, либо обстановка овладевает им, и тогда он начинает действовать импульсивно.

Основные психологические реакции человека в экстремальных условиях могут быть положительными и отрицательными.

Положительные Отрицательные
Мобилизация психологических возможностей Проявление беспокойства, неуверенности, тревоги
Активизация деловых мотивов, долга, ответственности Обострение чувств самосохранения
Возникновение делового возбуждения Появление страха, боязнь за дело и за себя
Возникновение азарта, радости или ненависти Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)
Активизация и оптимизация познавательной деятельности Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности
Актуализация творческих возможностей Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе
Повышение готовности к решительным и смелым действиям Недостаточная мобилизованность, проявление несообразности в действиях
Повышение выносливости, неприхотливости Утрата самоконтроля, панические действия
Понижение порогов ощущений, ускорение реакций Появление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности
Понижение утомляемости, исчезновение чувства усталости Острые психозы

Длительное переживание эмоций, чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение сотрудников ОВД, следует отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса.

Состояние тревоги - особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. «Мягкие» формы тревожности служат сотруднику сигналом к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает у сотрудника неадекватно ситуации и объектам, ее вызывающим, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление служебной деятельности.



Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение, усиленное потовыделение, удушье, частые побуждения к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере – чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть настолько интенсивными, что сильная тревога (равно как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом.

В этой связи интересно отметить, что еще 3. Фрейд с позиций психоанализа рассматривал состояние тревожности как «готовность к страху», как «страх ожидания», «боязливое ожидание». Он называл тревожность «невротическим страхом» (в отличие от «реального страха»).

Состояние страха. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие факторы: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Одной из распространенных причин, вызывающих у человека страх, является также физическая боль и прогнозируемые в связи с ней негативные последствия для его жизни, здоровья. Боль может вызывать физические страдания, которые в еще большей степени усугубляются страхом. Боль, страдания, страх создают, таким образом, определенный устойчивый эмоциональный симптомокомплекс. Именно эти факторы сопровождают и экстремальные ситуации.

Внешними, поведенческими проявлениями, своего рода индикаторами сильного страха являются: испуганное выражение лица (широко открытые глаза, приподнятые брови, сдвинутые внутренние углы бровей, горизонтальные морщины на лбу, открытый, эллиптической формы рот, напряженные губы). Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве психических познавательных процессов, воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными; сознание носит суженный характер, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что происходит. У них учащается дыхание, сердцебиение. Некоторые люди в состоянии сильного страха ощущают тошноту, головокружение, частые позывы к мочеиспусканию, теряют сознание.



Фрустрация. Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для сотрудников ОВД, является фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio-обман, тщетное ожидание) - эмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желаний.

Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в интенсификации усилий на пути достижения поставленной цели. Вместе с тем не всегда интенсификация усилий завершается успехом и сотрудник ОВД, находясь в состоянии фрустрации, вынужден менять тактику своего поведения. Если интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже замена самой цели не приводят к успеху и состояние фрустрации остается, субъект должен будет переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации.

Деструктивное воздействие фрустрации проявляется: в нарушениях тонкой координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

Типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов являются: агрессия и депрессия, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.

Известно, что реакции агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у людей, несдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающими, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных по складу своего характера.

Длительное состояние эмоциональной напряженности, фрустрация могут приводить к эмоциональным срывам, одним из которых является аффект.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть)– это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных и неожиданно возникших ситуаций. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту. Поэтому психологическая устойчивость является одной из основных профессионально необходимых характеристик сотрудника ОВД.

К индивидуально-психологическим особенностям личности субъекта, предрасполагающим к аффекту, относятся: значительное преобладание у него процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональная неустойчивость, повышенные чувствительность (сензитивность), ранимость, обидчивость, склонность к застреванию на психотравмирующих фактах, высокая, но неустойчивая самооценка.

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных состояний, является стресс . Этот термин объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, опасной ситуацией и т.д.

Наиболее точным можно признать определение стресса как неспецифиче­ского физиологического и психологического проявления адаптационной актив­ности при сильных, экстремальных для организма воздействиях.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в трудной для человека ситуации. Он вызывается обстановкой опасности, потерей близких людей, непривычными условиями, возрастанием ответственности, большими умственными или волевыми нагрузками, необходимостью преодолеть переутомление, крайнее напряжение сил.

Факторы, которые оказывают на человека сильное психологическое давление, и усложняет функционирование психики, называются стрессорами .

Стресс - это нормальная реакция здорового организма. Фактически стресс можно рассматривать как некий принцип работы нашего организма, позволяющий нам выжить в изменяющихся условиях окружающей среды и быть успешными в своей деятельности.

Возникая, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, за счёт этого, особенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса.

Однако, при длительном воздействии неблагоприятных стресс может оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству её деятельности, вплоть до полного срыва. С этой точки зрения можно говорить о деструктивном воздействии стресса на психику, сознание, общее самочувствие человека.

Серьезное влияние на возникновение и развитие стресса оказывают индивидуальные различия, психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы психики, т.е. в конечном итоге - порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят специалисты, уровень толерантности к стрессу.

Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» - тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также «критический порог истощения», когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс).

Известно, что один и тот же стрессогенный стимул либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от отношения человека к этому психологическому стимулу. Не само по себе воздейст­вие является причиной последующей реакции организма, а отно­шение к этому воздействию, его оценка, причем негативная. Вредоносный стимул, если он не призна­ется таковым личностью, не является стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма.

Специфика состояний психической напряженности человека зависит от личностного смысла, целей его деятельности, доминирующих мотивов, оценки ситуации, эмоционального фона. Весьма интенсивная деятельность, требующая принятия разных решений в условиях необходимости, переработки больших массивов информации при определенном дефиците времени, то есть объектив­но стрессовая ситуация (типичная для психологического стресса) не приведет к развитию последствий, характерных для стресса, если личность находится в зо­не эмоционального комфорта и объективное содержание деятельности совпада­ет с ее субъективным содержанием. Однако любая конфликтная ситуация, не­соответствие целей и мотивов, субъективное рассогласование, порождающее эмоциональный дискомфорт, вносят в психическую напряженность тот эле­мент, который и порождает состояние психологического стресса со всеми его последствиями.

Наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а длительные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил, и в первую очередь его иммунной системы. Ежедневные мелкие конфликты и повседневные неприятности (связанные с разгневанным начальником, непослушными детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упреками супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной.

Психологическими признаками стресса в профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются:

1. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность.

2. Циничный, неуместный юмор или потеря чувства юмора.

3. Уменьшение чувства уверенности в себе, частые ошибки в работе.

4. Работа не доставляет прежней радости, сроки выполнения работы часто нарушаются.

5. Слишком часто возникает чувство усталости.

6. Ухудшается память, мысли часто улетучиваются.

7. Повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться на чем-либо.

8. Раздражительность, приступы гнева, увеличение конфликтных ситуаций.

9. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

10. Пристрастие к алкогольным напиткам.

11. Снижение иммунитета, частые недомогания.

12. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

13. Повышение или понижение артериального давления, учащенный или неритмичный пульс.

14. Постоянное ощущение недоедания, потеря аппетита или переедание.

15. Нарушение процессов пищеварения.

16. Нарушение свободы дыхания, дрожь в руках, судороги.

17. Нарушение сна.

18. Преобладание негативных мыслей, ощущение постоянной тоски, депрессия.

19. Чувство отчужденности, одиночества, потеря интереса к жизни.

Крайней мерой для разрешения стрессовой ситуации может стать попытка суицида. В каждом из трех случаев гибели сотрудников в ОВД два - это самоубийство. Ежегодно из-за самоубийств ОВД теряют от 200 до 400 сотрудников.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается депрессией (чувство неполноценности, бесполезности; хроническая усталость, замедленные движения и речь; бессонница или повышенная сонливость; снижение полового влечения).

Сотрудники ОВД совершают суицид преимущественно в случаях, когда не видят возможности для решения своих проблем, если попытки справиться с проблемами завершились неудачно, а также при резком обострении чувства безнадежности.

Актуальность психологической подготовки военнослужащих подтверждает анализ современных войн и военных конфликтов, указывающий на тенденцию к возрастанию требований к психологической подготовке военнослужащих.

При равном соотношении сил и средств, одинаковой технической оснащенности войск рассчитывать на успех может только та армия, личный состав которой в морально-психологическом отношении превосходит противника, способна сохранять психологическую устойчивость и волю к победе в любой обстановке .

Ни для кого не секрет, что в профессиональную деятельность военнослужащих входят различные психогенные факторы: утомление, психическая напряженность, тревожность, неожиданность предстоящих действий. Успешность выполнения поставленной задачи будет зависеть в первую очередь от того, насколько успешно военнослужащие будут справляться с воздействием перечисленных негативным факторов.

Что же скрывается под понятием психологическая подготовка военнослужащих? По определению Караяни, психологическая подготовка – это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки .

Основными задачами психологической подготовки военнослужащих для действий в экстремальных ситуациях, являются: формирование у воинов научно- обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, навыков поведения в боевой обстановке, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом:

Военные специалисты, анализируя боевые действия вооруженных сил Великобритании на Фолклендских островах, советских войск в Афганистане, США во Вьетнаме, Афганистане и в Персидском заливе, твердо убедились в необходимости целенаправленной закалки психики солдат и офицеров в обстановке, максимально приближенной к боевой, поэтомупсихологическая подготовка личного состава в процессе повседневной боевой учебы осуществляется посредством отработки на каждом занятии определенных элементов психологической закалки воинов.

Военный психолог А.Маклаков отмечает, что эффективность проводимой в войсках психологической работы будет во многом зависеть от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования противоборства с противником; профессионально-тактической обусловленности, содержания психологической подготовки, решаемым задачам в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, очень важно соблюдать психологическое соответствие учебных и боевых задач, создавать учебно-боевые ситуации, моделирующие адекватность психических состояний в бою. .

В процессе повседневной боевой учебы психологическая подготовка личного состава осуществляется посредством отработки на каждом занятии определенных элементов психологической закалки воинов. Передовой опыт показывает, что психологическая модель современного боя создается путем использования различных средств:

1. Средств имитации: учебные ВВ, имитаторы ядерного взрыва, учебные рецептуры ОВ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты огнесмеси, холостые патроны.

2. Трансляции записей шумовых эффектов боя: выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуков низколетящих самолетов.

3. Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий: имитационные минные поля, проволочные и мало заметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов.

4. Организация реального противодействия противника: подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов и др.

Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств, в зависимости от решаемых задач, вида вооружения и рода войск, психолог, совместно с офицерами органов боевой подготовки, командирами и штабами может осознанно вводить в процесс учебно-боевой деятельности различные психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность воина, так и отрицательные психические явления.

Экстремальные ситуации сопровождаются воздействием на военнослужащих рядам факторов: так создание угрозы для жизни сопровождается действием фактора опасности, реальное огневое воздействие – фактором внезапности, дефицит информации – фактором неопределенности, осуществление незапланированных действий – новизной обстановки. Умелое продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать отдельные элементы современного боя, а следовательно и решать задачи психологической подготовки.

При воспитании психологической устойчивости перед факторами, вызванными экстремальной ситуацией, главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для военнослужащего стали привычными. Чтобы неожиданность стала правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом .

Систематическое упражнение приводят к автоматизации определенных способов действий, т.е. к формированию навыков. Навык относится к приемам и способам выполнения действий. Он обеспечивает воину возможность высокоэффективно и качественно проявлять усвоенные знания и реализовывать умения на практике. Навык, по мнению бихевиористов, – это система реакций, приобретенных на основе немногочисленных врожденных простых реакций., основной путь формирования навыков у человека в определенной сфере деятельности – это, по их утверждению воспитание, образование .

Формированию навыков поведения в условиях боя достигается систематическими упражнениями в применении знаний и умений, которые приводят к автоматизации определенных способов действий. Навык относится к приемам и способам выполнения действий. Он обеспечивает возможность высокоэффективно и качественно проявлять усвоенные знания и реализовывать умения на практике. По мнению кандидата психологических наук В.Хозиева – опытного специалиста в области психологического обеспечения боевой подготовки воинов к профессиональной деятельности, навык заключается в том, что сознание воина освобождается от необходимости контролировать технические компоненты деятельности в условиях воздействия на психику воина различных стрессовых факторов, позволяя сосредоточиваться на задачах, целях и условиях задания .

В ходе многократного повторения упражнений в постоянно усложняющихся условиях контроль военнослужащего над своими психическими состояниями и действиями улучшается.

Постепенно формируется психологический механизм устойчивого подавления неуверенности и страха. С улучшением эмоционально-волевого контроля у личного состава возрастает уверенность в своих способностях преодолевать трудности и достигать поставленной цели .

Уверенность в себе, своем оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Если военнослужащий владеет такими навыками – это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи в любой ситуации.

Выработка у военнослужащих определенных навыков является важным инструментов противодействия экстремальной ситуации. Навык позволяет частично автоматизировать выполнение и регуляциию целесообразных движений и действий, освобождает, как уже было сказано выше, сознание человека от контроля за «черновой работой», позволяя сосредоточиться на главном. Так, при стрельбе из орудия сознание наводчика концентрируется на цели, а действия по наведению орудия на цель осуществляются автоматически. Этим обеспечивается устойчивость действий в неблагоприятной обстановке, их экономичность и рациональность, ведь только лишь одно знание того, как поступить в экстремальной ситуации и уверенность в том что действия верны, помогают уменьшить стресогенное воздействие экстремальной ситуации на личность.

Нельзя не согласиться с немецким военным психологом Шоенау, который утверждал, что человек является живущим и реагирующим на раздражения организмом. Раздражения, влияющие на поведение, характер и личность человека, поступают от ландшафта, климата и среды. Человек приспосабливается к среде, руководствуясь инстинктом самосохранения, и задача психологической подготовки заключается в том, чтобы как можно лучше приспособить военнослужащего к всевозможным раздражителям, действующих на психику воина во время боевого задания.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.