Составление план организационного предприятий учебно тренировочного сбора. «Методические рекомендации по организации деятельности учреждений дополнительного образования детей физкультурно- спортивной направленности

Наиболее эффективным средством воспитания членов секционного коллектива, сохранения контингента учащихся спортивной секции тхэквондо, воспитания индивидуальных психологических качеств через коллектив является летний спортивно-оздоровительный лагерь.

Задачи лагеря:

Сплочение коллектива;

Социальное воспитание личности коллективом;

Социальная адаптация;

Общее оздоровление;

Расширение диапазона двигательных и умственных умений.

Летние лагеря могут организовываться под различными наименованиями в зависимости от того, какая организация берет на себя основную финансовую нагрузку. К ним могут относиться:

а) оздоровительные лагеря;

б) спортивные лагеря;

в) спортивно-оздоровительные лагеря;

г) оздоровительно-трудовые лагеря;

д) оборонно-спортивные лагеря.

Для организации таких лагерей необходимо проведение ряда мероприятий.

1. Планирование лагеря на уровне какой-либо официальной организации путем введения его в ее годовой план, включая составление сметы расходов.

2. Обеспечение места проведения лагеря:

Земельный участок;

Подъездные пути;

Водоснабжение;

Санитарно-гигиенические площадки;

Место врача;

Фекальные отводы;

Отхожие места;

Размещение учащихся (спальные корпуса, домики, палатки);

Размещение спортплощадок;

Оборудование для специализированных занятий.

3. Обеспечение комфортности и безопасности купания (требования к месту купания по берегу и дну).

4. Обеспечение безопасности купания (спасательные плавсредства, плаврук).

5. Обеспечение питанием.

6. В период подготовки к лагерю также необходимо обеспечить его наполнение:

Спортивным оборудованием;

Бытовым инвентарем.

7. Проведение родительского собрания.

Поскольку в настоящее время государственные и общественные организации берут на себя только часть расходов, необходимо проведение родительского собрания не только для инструктажа родителей, но и для их согласия на дополнительную оплату расходов.

За два – три дня до отъезда необходимо провести общее собрание детей и родителей.

8. Для руководства лагерем необходимо предусмотреть:

Состав руководства лагерем и тренерского состава;

Обеспечение дневальной службы;

Обеспечение выполнения распорядка дня;

Обеспечение охраны лагеря;

Обеспечение внутреннего надзора;

Обеспечение безопасности на воде;

Обеспечение экологической дисциплины;

Обеспечение противопожарной дисциплины;

Обеспечение безопасного функционирования на природе.

Планирование и проведение оздоровительной работы (закаливание, общее двигательное развитие, общая физическая подготовка, спортивные мероприятия);

Планирование и проведение развлекательных программ;

Планирование и проведение туристических походов и поездок.

10. ? Воспитательная работа:

Коллективное участие в оборудовании и культурном оформлении лагеря;

Проведение бесед;

Проведение диспутов;

Проведение праздников;

Проведение турпоходов и экскурсий;

Просмотр фильмов с последующим обсуждением;

Разбор конфликтных ситуаций и лагерных нарушений.

11. Обеспечение врачебного контроля и самоконтроля:

Организация общего врачебного контроля;

Обучение самоконтролю и организация проверки усвоения привычки к самоконтролю.

12. Организация пляжного режима загара и купания.

13. Организация приезда, отъезда и встречи детей родителями.

14. Проведение социологического опроса по результатам проведения отдыха.

15. Составление общего и финансового отчетов (формы отчетов не приводятся в связи с различными требованиями в различных организациях).

16. Основой смысловой деятельности в лагере является распорядок дня.

Его неукоснительное соблюдение является залогом выполнения поставленных задач и обеспечения порядка во всех аспектах лагерной жизни (табл. 17.1.1).

Таблица 17.1.1

Распорядок дня лагерных (учебно-тренировочных) сборов

17.2. Организация учебно-тренировочных сборов

Аналогичной по составу административно-хозяйственной и воспитательной деятельности является организация учебно-тренировочных сборов.

Сборы для тхэквондистов высокого класса по своему назначению делятся на:

Профилактические (общеоздоровительные), которые проводятся в подготовительный период;

Учебно-тренировочные, которые проводятся на этапе предварительной подготовки основного периода;

Предсоревновательные, которые проводятся на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

Учебно-тренировочный сбор

Цель проведения учебно-тренировочных сборов – завершить подготовку тхэквондистов к соревнованиям, и, по сути, они являются последним мезоциклом этапа непосредственной подготовки.

На сборах решаются задачи заключительной части этапа непосредственной подготовки к соревнованиям. Длительность сборов примерно 20 дней. Количество участников в каждой весовой категории и сбора в целом определяется перспективными задачами организации, проводящей сбор, и характером предстоящих соревнований.

Возможности и задачи сборов предопределяют более конкретизированный характер и содержание тренировочной работы. Обычно сборы проводят на спортивных базах, расположенных в загородной местности.

В условиях круглосуточного контакта со спортсменами тренеры имеют возможность лучше узнать каждого из них, полнее определить их способности к восприятию высоких тренировочных нагрузок. На сборах легче сплотить коллектив для решения спортивной задачи. Перемена обстановки способствует хорошему настроению спортсменов, повышает желание тренироваться, помогает быстрому восстановлению.

Для успешной работы на сборах создаются тренерские советы, в состав которых входят все тренеры и врач, а также привлекаемые к работе на сборе сотрудники медико-биологического центра (физиологи, психологи, массажисты и др.). В работе тренерского совета участвует капитан команды.

Учебно-методическую документацию сбора (общий план работы, учебный план, рабочий (поурочный) план, индивидуальные планы и распорядок дня) составляют на основе анализа предшествующей сбору подготовки спортсменов и с учетом задач на предстоящих соревнованиях.

План воспитательной и культурно-массовой работы составляют с учетом исторических особенностей местности, где проводится сбор, и контингента спортсменов.

Выполнение планов учебной и воспитательной работы организует и контролирует дежурный тренер. График дежурств составляют на весь период сбора с учетом занятости каждого из тренеров в конкретных мероприятиях общего плана работы.

На основе анализа выполнения индивидуальных планов тренировки и докладов тренеров, ответственных за подготовку спортсменов на местах, тренерский совет составляет всю методическую документацию сбора: учебный план, в котором определена задача сбора и указан приблизительный объем тренировочной работы; рабочий план, который состоит из недельных циклов тренировки и предусматривает выполнение задач учебного плана в конкретных условиях с контингентом спортсменов, прибывших на сбор. Каждый недельный цикл направлен на выполнение определенной задачи этапа непосредственной подготовки.

В начале каждого сбора проводится организационное собрание всех участников, на котором старший тренер сообщает о состоянии подготовленности участников сбора, знакомит их с общим планом работы и другой методической документацией.

Особенности работы тренера на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. Взаимодействие тренера и спортсменов. В подготовке к соревнованиям по тхэквондо немалую роль играет правильный подбор партнеров. Очень важно, чтобы каждый из бойцов умел выполнять роль атакуемого бойца. Механизм эффективности первого (при разучивании) выполнения приема, а тем более контрприема или комбинации, в значительной степени зависит от умело помогающего партнера. Значение его правильных действий заметно возрастает при совершенствовании комбинаций, так как они выполняются в таких режимах, которые наиболее приближены к соревновательной обстановке. Поэтому каждый из бойцов на высшем уровне мастерства должен не только хорошо понимать сущность отрабатываемого фрагмента боя, но и уметь участвовать в нем в качестве достойного партнера, создавая условия боя, необходимые для совершенствования боевого мастерства.

Большое значение в подготовке к соревнованиям имеет умение тренера и самих спортсменов проводить анализ мастерства предполагаемых противников. Необходимо представить общую подготовленность противника на основе данных об отдельных сторонах его мастерства (физической, технической, тактической и морально-волевой). Детальный разбор и поиски слабых мест в подготовленности противников оказывают влияние на совершенствование мастерства самих спортсменов. У большинства из них имеются недостатки, устранение которых остается важнейшей задачей в тренировке.

Наиболее сложна подготовка к встрече с неизвестным противником. В таких случаях спортсмен должен быть нацелен на то, чтобы в первую минуту боя, не раскрывая своих намерений, произвести разведку противника. Дальнейший успех зависит от умения спортсмена вести бой по различным тактическим схемам, что также является одной из задач предсоревновательной подготовки. С этой целью тренер (наравне с подготовкой к боям с конкретными противниками) постоянно заботится о постановке перед занимающимися разнообразных задач.

Учебно-тренировочные и тренировочные бои проводятся с партнерами, обладающими разноплановым спортивным мастерством.

За 1,5–2 недели до начала соревнований, когда бойцы начинают проводить контрольные бои, тренер по необходимости организует бои два дня подряд или дважды в день, а иногда и два боя в течение одного занятия, создавая тем самым условия, близкие к соревновательным.

В результате у спортсменов отрабатываются соответствующие психические процессы и состояния, и психика спортсмена адаптируется к соревновательным условиям и возможным трудностям.

Для моделирования соревновательной обстановки применяются интенсивные специально-подготовительные упражнения и упражнения со снарядами в «рваном» темпе, с неожиданными ускорениями и рывками; боевые тренировки устраиваются под открытым небом при неблагоприятных метеорологических условиях (ветре, жаре, холоде), при плохом освещении, на плохом даянге; тренировочные бои проводятся в начале занятий, сразу после боевой разминки; применяются тренировки типа «боевой практики» в часы, соответствующие времени предстоящих соревнований (такие тренировки могут проводиться несколько дней подряд в соответствии с днями боев на турнире).

Однако необходимо помнить, что таких близких к соревновательной обстановке репетиций не должно быть более двух-трех, так как при состоянии высокой тренированности это является сильным средством повышения готовности и может привести к явлениям перетренированности.

Исправление ошибок в тактике и технике, которые могут привести к неудачам в соревнованиях, в основном должно быть закончено в предсоревновательном периоде. На этапе соревновательной подготовки необходимо заниматься закреплением безошибочных действий. Тренер должен следить за тем, чтобы не появлялись условия для возрождения старых ошибок. Его внимание сосредоточивается на закреплении правильных действий.

Последние тренировки необходимо проводить в той спортивной экипировке, в которой боец будет выступать на соревнованиях. Одни и те же накладки и бандаж должны использоваться бойцом на протяжении всего этапа непосредственной подготовки к соревнованиям и на соревнованиях.

На всех этапах подготовки контроль за состоянием здоровья спортсменов является первейшей заботой тренера, поскольку состояние здоровья спортсменов и достижение ими высоких спортивных результатов тесно связаны между собой. Стабильный спортивный результат возможен только в том случае, если спортсмен имеет отличное здоровье. Однако когда мы говорим о гуманных позициях тренерской деятельности, в первую очередь имеем в виду его отношение к использованию средств и методов тренировки. Нельзя не учитывать возрастные, половые и другие особенности занимающихся. Необходимо исключить и форсирование этапов подготовки ради сегодняшнего достижения спортивного результата.

В бою, где тренировочную нагрузку трудно точно измерить и где интерес спортивного поединка захватывает спортсменов, тем самым снижая возможности самоконтроля, тренер должен быть особенно внимательным к малейшим отклонениям в состоянии здоровья занимающихся.

Для этого, прежде всего, очень важен контакт тренера с врачом. Врач и тренер должны иметь показатели реакций организма, проявляемых на стандартную нагрузку, знать индивидуальные особенности спортсменов в проявлении таких реакций.

Для принятия решения об изменении нагрузки, особенно в сторону увеличения, необходимы данные заблаговременных педагогических наблюдений, врачебного контроля и самоконтроля.

Взаимный контакт спортсменов, тренера и врача позволяет определять нагрузку, наиболее соответствующую возможностям спортсменов и решению спортивно-педагогической задачи.

Трудно составить такой план подготовки, который не был бы изменен в ходе его реализации. Тренер располагает средствами изменять нагрузку, регулируя объем и интенсивность применяемых упражнений, изменять длительность периодов отдыха и работы. Но изменения не должны вноситься из-за случайно возникших мероприятий. Они осуществляются в целях достижения поставленной спортивно-педагогической задачи на значительно больший период, чем подготовка к одному соревнованию.

Качество учебного процесса нельзя считать удовлетворительным, если в ходе подготовки тренер вынужден резко изменять нагрузку как в сторону ее увеличения, так и в сторону снижения. Нагрузка каждого этапа подготовки должна быть заблаговременно спланирована и обеспечивать постепенное обретение высокой работоспособности к началу каждого соревнования. Одной из важнейших задач тренера в обеспечении такого планомерного подхода к соревнованиям является организация режима работы, учебы и быта самих спортсменов.

Тренер постоянно должен помнить, что результаты тренировочной работы в условиях применения высоких нагрузок в значительной степени зависят от мероприятий по восстановлению работоспособности спортсменов. Следует применять иные по характеру тренировочные нагрузки, прогулки, парные бани, массаж и самомассаж и др.

К числу специальных средств восстановления следует отнести применение фармакологических препаратов и витаминов, что не только способствует восстановлению, но и повышает сопротивляемость организма к резким изменениям погодных условий и другим воздействиям внешней среды, предохраняя спортсменов от заболеваний.

Прекрасной формой восстановления спортсменов являются культурно-массовые мероприятия: посещение театров, кино, концертов, встречи с учеными и т. д.

Ниже приводится план мероприятий по организации и проведению сборов.

1. Организационная работа:

а) планирование организации (место проведения, спортивная база и т.д.);

б) обеспечение финансирования:

Утверждение календарного плана;

Составление и утверждение сметы расходов.

2. Обеспечение размещения и питания:

Связь и документирование места сборов;

Связь и документирование обеспечения питания.

3. Обеспечение учебного процесса:

Планирование и проведение учебной работы;

Планирование и проведение тренировочной работы;

Обеспечение педагогического контроля.

4. Проведение воспитательной работы:

Проведение собраний и бесед;

Проведение досуга;

Обеспечение гигиенического режима дня;

Обеспечение бытового контроля;

Рычаги административно-дисциплинарного воздействия;

Рычаги косвенного дисциплинарного воздействия.

5. Обеспечение врачебного контроля:

а) экспресс-контроль;

б) плановый контроль;

в) прогнозирующий контроль;

г) диетология.

6. Завершение сборов:

а) подготовка к участию в соревнованиях:

Оценка технико-тактической готовности;

Оценка функциональных возможностей;

Принципы комплектования команды;

Обеспечение заявки;

б) обеспечение отъезда:

Финансовое обеспечение;

Обеспечение транспорта;

Проведение собрания участников команды;

в) отчет о сборах:

Финансовый отчет;

Отчет о сборах.

Контрольные вопросы

1. Составить ходатайственное письмо на включение летнего лагеря в план мероприятий календарного плана организации.

2. Составить план проведения спортивно-оздоровительного лагеря.

3. Составить план мероприятий для организации спортивно-оздоровительного лагеря.

4. Составить распорядок дня спортивно-оздоровительного лагеря.

5. Составить план спортивных мероприятий для спортивно-оздоровительного лагеря.

6. Составить план воспитательной работы для спортивно-оздоровительного лагеря.

7. Составить план учебно-тренировочной работы для спортивно-оздоровительного лагеря.

8. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (хозяйственная часть).

9. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (воспитательная часть).

10. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (учебная часть).

11. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (медицинская часть).


7. Организация учебно-тренировочного процесса
Спортивная школа организует работу с учащимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных мероприятий, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы отдельно для каждого вида спорта или по индивидуальным планам занимающихся.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, инструкторская и судейская практика. Работа по индивидуальным планам обязательна на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению предложений тренеров-преподавателей школы в целях установления более благоприятного режима тренировок и отдыха учащихся, обучения их в общеобразовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность спортивной школы, осуществляющей учебно-тренировочный процесс и основываются на результатах соответствующих научных исследований в области физической культуры и спорта и практики проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация учебно-тренировочного процесса в спортивной школе без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов по различным видам спорта не допускается.

По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, при необходимости привлекаются дополнительно тренеры-преподаватели и другие специалисты (в пределах количества часов программы по виду спорта).
8. Документация спортивной школы
Спортивная школа должна иметь следующую документацию:

Расписание учебных занятий;

Приложение № 4
Приказ

(типовой проект)
О номенклатуре дел ___________________________

(наименование спортивной школы)
В соответствии с требованиями Регламента о деятельности учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности

ПРИКАЗЫВАЮ:


  1. Утвердить перечень документации ______________________на 2007 – 2008 год. (наименование спортивной школы)

  1. Старшим тренерам представить до ______________ 2009г. заместителю директора школы документы, перечисленные в приложении №1, в части их касающейся.

  1. Заместителю директора школы обеспечить контроль за выполнением настоящего приказа.

_________________(_________) Директор школы

Приложение к приказу от ____________200 г. № _____
Перечень

документации спортивной школы

(типовой проект).


  1. Приказ директора об организации работы спортивной школы на учебный год.

  2. Список групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

  3. Тарификационные списки тренерско – преподавательского состава.

  4. Расчет- обоснование штатного расписания спортивной школы на 200.. год.

  5. Табель учета использования рабочего времени тренеров – преподавателей спортивной школы по установленной форме.

  6. Список руководящего и тренерского состава спортивной школы по установленной форме.

  7. Годовой план работы спортивной школы.

  8. Личные карты тренеров – преподавателей по установленной форме.

  9. Личные карты спортсменов по установленной форме.

  10. Календарь соревнований и учебно – тренировочных сборов на учебный год.

  11. Контрольные задания спортсменам и тренерам спортивной школы на учебный год.

  12. Приказы по школе о присвоении спортивных разрядов (списки).

  13. Индивидуальные планы подготовки спортсменов, занимающихся в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (на кандидатов в сборные команды Р.Ф. и города).

  14. Расписание занятий.

  15. Журнал учета работы тренера – преподавателя

  16. Планы учебно –тренировочных занятий

  17. Статистический отчет по форме 5ФК и описательный отчет о работе спортивной школы за последние пять лет.

  18. Журнал контроля учебно – тренировочного процесса в спортивной школе.

  19. Журнал тренерских и педагогических Советов.

  20. Анализ работы тренеров за год (ст.тренеры).

  21. План работы родительского комитета (список родителей).

  22. Ведомость сдачи контрольных нормативов (или протоколы).
23.Анкеты - заявления учащихся (заверенные родителями)

Приложение № 5

« Утверждаю»

директор спортивной школы №

____________(___________)

«___»__________200 года.
Примерный план

(примерный)

работы спортивной школы № (вид спорта) на 2008- 2009 учебный год. .

(структура и основные примерные вопросы плана работы на год).

1. Организационные мероприятия.

Разработка проекта приказа директора школы об организации работы школы на 200_-200_ учебный год.

1.2. Разработка планирующих документов:

а) план работы школы на учебный год;

б) Расписание занятий:

Зимний период обучения,

Летний период обучения.

в) план – график УТС и соревнований на учебный год;

г) план – график приема контрольных, переводных и выпускных нормативов;

д) контрольные задания тренерам преподавателям школы на учебный год;

1.3. Проведение конкурсного набора в спортивную школу.

1.4. Отбор и утверждение кандидатов для комплектования спецклассов на 2007-2008 учебный год.

1.5. Подготовка проекта приказа директора школы об утверждении групп начальной подготовки.

1.6. Подготовка и оформление материалов для присвоения спортивных званий и разрядов.

1.7. Контроль за проведением учебных занятий тренерами – преподавателями.

1.8. Проведение собраний руководящего тренерского состава школы и родительского комитета.

1.9. Организация и проведение выпускного вечера школы.

1.10. Подготовка приказов директора школы о командировании на УТС и соревнования.

1.11. Подготовка отчетов о работе школы за прошедший год, в том числе по форме 5ФК.

2. Методическая работа и мероприятия по повышению

квалификации тренеров – преподавателей.

2.1. Проведение тренерских и педагогических советов школы.

2.2. Проведение открытых и показательных уроков.

2.3. Организационные мероприятия по повышению квалификации тренеров –преподавателей спортивной школы.

2.4. Просмотр по договоренности учебно-тренировочных занятий сборных команд города или команд мастеров по игровым видам спорта.

2.5. Участие в научно-методических конференциях, семинарах.
3. Учебно – спортивная работа.

3.1. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий.

3.2. Участие в городских, всероссийских и международных соревнованиях и турнирах.

3.3. Организация и проведение УТС.

3.4. Организация и проведение внутришкольных соревнований.

3.5.Прием контрольных, переводных и выпускных нормативов.
4. Воспитательная и пропагандистская работа.

4.1. Проведение общешкольных собраний и в учебных группах.

4.2. Организация работы родительского комитета спортивной школы.

4.3. Проведение встреч с ветеранами спорта.

4.4. Участие в показательных выступлениях на спортивных праздниках, зрелищных мероприятиях и т.п.

4.5.Оказание методической помощи общеобразовательным школам Административного округа в проведении массовых спортивных мероприятий.

4.6. Участие руководящего и тренерского состава спортивной школы в работе совместных педагогических советов образовательных школ.
5. Медицинское обеспечение.

5.1. Углубленное медицинское обследование учащихся спортивной школы.

5.2. Этапное комплексное обследование учащихся спортивной школы.

5.3.Текущий медицинский контроль в ходе УТЗ.

5.4. Проведение профилактических, лечебных и восстановительных мероприятий.

5.5. Контроль за санитарным состоянием мест занятий и исправностью спортивного имущества и оборудования.
6. Материально-техническое и финансовое обеспечение

спортивной школы.

6.1. Составление заявки на обеспечение спортивной школы необходимой спортивной формой и инвентарем на учебный год и представление ее в соответствующую организацию, занимающуюся вопросами снабжения школы.

6.2. Экипировка учащихся школы.

6.3.Подготовка расчета- обоснования по оплате тренерско- преподавательского состава школы.

6.4. Согласование с вышестоящей организацией мест и сроков проведения спортивно-оздоровительных лагерей.

6.5.Подготовка предварительной сметы на проведение спортивно-оздоровительных лагерей.

6.6. Подготовка и направление в соответствующие организации гарантийных писем на проведение СОЛ.

6.7. Представление отчетов о расходовании денежных средств на проведение УТС и соревнований.
Спортивная школа должна иметь следующую документацию:

Анализ работы за прошедший год,

Годовой план работы школы, утвержденный вышестоящей организацией, план на месяц, включающий разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной, методической, финансово - хозяйственной работы, повышения квалификации, медицинского обеспечения, работы с родителями, общеобразовательными школами и другими организациями, внутришкольного контроля;

Протоколы соревнований, приемных, контрольных и выпускных нормативов и анализ их выполнения по общей физической, специальной и технической подготовке, график проведения испытаний;

Личные карты спортсменов, тренеров-преподавателей школы по установленной форме;

Расписание учебных занятий;

Журналы учета учебно-тренировочных занятий тренеров - преподавателей по спорту (типовые):

Списки учащихся школы по отделениям и учебным группам, с указанием возраста, года обучения и спортивной подготовленности на начало учебного года, утвержденные приказом директора;

Тарификационные списки тренерско-преподавательского состава;

Протоколы педагогических и тренерских советов;

Личные дела работников школы, книги приказов, выдачи трудовых книжек, доверенностей и другие документы;

Копии отчетов по форме 5-ФК (хранятся в школе не менее 5 лет).

Тренеры – преподаватели по спорту должны иметь утвержденные администрацией школы поурочные программы (конспекты), индивидуальные планы подготовки спортсменов, разработанные в соответствии с современными научно-методическими требованиями, журналы учета учебной работы тренеров- преподавателей по спорту.

Документы, регламентирующие деятельность учреждения по оказанию услуги "Организация обучения по программам дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности":

1) приказ Государственного комитета спорта Российской Федерации от 26.05.2003 № 345 "Об утверждении "Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем";

4) ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей;

5) Правила пожарной безопасности в Российской (далее по тексту - ППБ) 01-93 Федерации;

6) СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества;

8) СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование;

9) Правила пожарной безопасности (ППБ 104-03). Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;

Положение (устав) учреждения, предоставляющего Услугу,
должно включать в себя следующие сведения:

1) предназначение учреждения;

2) порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации;

3) источники финансирования;

4) юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);

5) ведомственная принадлежность и подчиненность;

6) штатное расписание, правила внутреннего распорядка;

7) порядок принятия (зачисления) населения на обслуживание и снятия с него;

8) основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц;

9) структурные подразделения, основные направления их деятельности, объем и порядок предоставления ими Услуги в соответствии с настоящим Стандартом.

Устав учреждения должен быть согласован с Департаментом физической культуры и спорта города.

Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления Услуги, определять методы (способы) ее предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
7. Деятельность учреждения регламентируется

1) инструкции по правилам техники безопасности;

2) инструкции по эксплуатации оборудования (паспорта техники);

3) инструкции по персоналу (должностные инструкции);

4) инструкции по охране труда;

5) инструкции противопожарной защиты и охраны труда;

6) иные инструкции.

7) правила внутреннего трудового распорядка;

8) учебные планы, расписание занятий;

9) правила поведения учащихся (воспитанников);

10) методики и программы проведения физкультурных и спортивных занятий дополнительного образования;

11) правила поведения учащихся в учреждении и на спортивных сооружениях;

12) санитарные правила и нормы.
8. Спортивный паспорт

Спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена.

В спортивном паспорте указываются:

1) фамилия, имя, отчество спортсмена;

3) дата рождения;

4) принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации;

5) выбранные виды спорта и спортивные дисциплины;

6) сведения о присвоении спортивных разрядов и спортивных званий;

7) сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов;

8) отметка о прохождении спортсменом медицинских осмотров;

9) результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях;

10) сведения о спортивной дисквалификации;

11) сведения о государственных наградах и об иных формах поощрения;

12) фамилия, имя, отчество тренера;

13) иные связанные со спецификой выбранных видов спорта сведения.

Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией.

В случае, если спортсмен зачислен в образовательное учреждение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и с ним не заключен договор, указанный в части 3 настоящей статьи, принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании приказа о зачислении в образовательное учреждение.

Порядок ведения, порядок выдачи, порядок замены спортивных паспортов, порядок функционирования единой системы учета спортивных паспортов устанавливаются Положением о спортивном паспорте. Положение о спортивном паспорте и образец спортивного паспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Спортивный паспорт - документ единого образца, удостоверяющий спортивную принадлежность и квалификацию спортсмена.

Спортивный паспорт выдается гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, которые систематически занимаются избранным видом спорта.


  1. Укомплектованность школы кадрами и их квалификация
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов (тренеров-преподавателей и инструкторов по спорту) в соответствии со штатным расписанием.

Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.

Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к потребителям Услуги максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие профессиональную квалификацию, подтвержденную документами об образовании. В отдельных случаях, вызванных производственной необходимостью, педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующим квалификационным характеристикам способности.
Штатное расписание спортивной школы

Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда.


Наименование

Примечание

Директор

Заместитель директора по учебно-спортивной работе

Заместитель директора по методической (научно-методической работе)

Заместитель директора по спортивно-массовой работе

Заместитель директора по безопасности

Заместитель директора по хозяйственной части

Заведующий отделением (начальник отдела)

На каждое структурное подразделение

Инструктор-методист (включая старшего)

Спортсмен-инструктор

Педагог-психолог

Педагог-организатор

Юрист-консультант

Врач

Медсестра

Массажист

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Кассир

Секретарь-референт

Заведующий хозяйством

Заведующий складом

Уборщик

1 ставка на 500 кв.м убираемой площади

Рабочий по комплексному обслуживанию помещений

1 ставка на 400 кв.м обслуживаемой площади

Дворник

В соответствии с местными нормативами убираемой площади

Сторож-вахтер

При наличии отдельно стоящего здания: 4 ставки при круглосуточной охране, 2,3 ставки при охране в ночное время и выходные дни.

Количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с учебной программой специалистов определяется количеством групп и годовым объемом учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов путем деления суммарного процента на 100.

Дополнительные ставки при наличии в оперативном управлении спортивной школы сооружений вводятся на основе расчета потребности в штатных единицах, согласованного с местным (региональным) органом управления по труду.

При расчете количества рабочих (специалистов) по тренингу спортивных животных (лошади, собаки) за основу рекомендуется брать единицу времени, необходимого для тренинга животного в соответствии с утвержденной учебной программой.

Критерии оценки профессиональных компетенций:

Стратегия и цели развития спортивной организации;

Основные показатели работы организации в целом и ее отдельных подразделений и сотрудников;

Возможности смешанной модели финансирования с привлечением внебюджетных средств;

Кадровая политика и развитие системы мотивации персонала;

Вопросы повышения квалификации персонала и др.

Целевые программы переподготовки и повышения квалификации:

Стратегический менеджмент и система оценки показателей деятельности;

Финансовая политика и механизм внебюджетного финансирования;

PR-деятельность и корпоративная культура;

Кадровая политика и мотивация персонала;

Информационные технологии и электронный документооборот;

Коммуникационный менеджмент и управление конфликтами (особенно для тренеров);

Системная работа с родительскими комитетами и т.д.

Спортивная школа при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы руководствуется нормами, предусмотренными "Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем" (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г. № 345) и "Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования" (приказ Госкомспорта России от 03марта 2004 г. № 190/л).

В случае отсутствия собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов спортивной школы должны быть предусмотрены расходы на арендную плату в размере согласно заключенным договорам.

В оперативном управлении спортивной школы может находиться оздоровительный лагерь для обеспечения учебно-тренировочного процесса и оздоровления юных спортсменов в каникулярное время.

При отсутствии у спортивной школы собственного оздоровительного лагеря необходимо предусмотреть финансирование расходов на оплату путевок в детские спортивно-оздоровительные лагери, проводящие профильные (спортивные) смены или на организацию и проведение учебно-тренировочных сборов (в т.ч. в виде полевого лагеря).

С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивные школы должны иметь собственный специализированный автотранспорт.

Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.

Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.

Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.


  1. Система многолетней спортивной подготовки

Спортивная школа организует учебно-тренировочный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.

Таблица №1
Организационная структура многолетней спортивной подготовки


Этапы

подготовки


Основная задача этапа

Период подготовки

Физкультурно
-спортивный клуб
по месту жительства и учебы


ДЮСШ

СДЮШОР

УОР

Спортивно- оздоровитель-ный

Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности

весь период

+

+

*

-

Начальной подготовки

Базовая подготовка и определение вида спорта для дальнейшей специализации

до 3 лет

+

+

+

-

Учебно-тренировочный

Специализация и приобретение устойчивого навыка в избран-ном виде спорта

до 5 лет

*

+

+

*

Спортивного совершенство-вания

Углубленная тренировка и совершенствова-ние спортивного мастерства

до 3 лет

-

*

+

+

Высшего спортивного мастерства

Реализация индивидуальных возможностей

3 года и более (с учетом возрастного ценза)

-

*

*

+

Условные обозначения: "+" - основные этапы подготовки
"*" - рекомендуются при наличии условий и возможностей
"-" - не рекомендуется

Приложение № 19
Модель-схема построения системы многолетней подготовки спортсменов в образовательных учреждениях спортивной направленности

(преимущественная направленность тренировки).
Предварительная подготовка

(группы начальной подготовки)

решаются образовательные, воспитательные, оздоровительные и развивающие задачи:


  • укрепление здоровья, улучшение физического развития;

  • овладение основами техники выполнения физических упражнений;

  • приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;

  • определение вида спорта для последующих занятий;

  • привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

  • воспитание волевых качеств.
Начальная спортивная специализация

(учебно-тренировочные группы 1-2 года обучения):


  • достижение всесторонней физической подготовленности;

  • овладение основами техники избранного вида спорта;

  • воспитание основных физических и волевых качеств;

  • приобретение соревновательного опыта в различных видах спорта;

  • определение спортивных задатков и способностей;

  • уточнение спортивной специализации.
Углубленная специализация в избранном виде спорта

(учебно-тренировочные группы 3-5 года обучения):



  • повышение уровня подготовленности;

  • накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;

  • совершенствование волевых качеств.
Спорт высших достижений

(группы спортивного совершенствования и высшего мастерства):


  • совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств;

  • повышение тактической подготовленности;

  • освоение тренировочных нагрузок;

  • достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (выполнение норматива мастера спорта);

  • совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности.
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:

а) анализ показателей развития физической подготовленности и освоения спортивных навыков занимающимися;

б) сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП, ТТМ с целью комплектования отделений;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

Критерии оценки деятельности тренера-преподавателя на этапах многолетней подготовки:

а) спортивно-оздоровительный :

Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности занимающихся;

б) начальной подготовки:

Сохранение стабильности состава занимающихся;

Динамика роста индивидуальных показателей физического развития и подготовленности занимающихся;

Уровень освоения основ техники занимающимися в избранном виде спорта.

в) учебно-тренировочный :

Динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности занимающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок занимающимися, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;

Выполнение нормативов спортивной классификации занимающимися для зачисления на этап спортивного совершенствования;

г) спортивного совершенствования:

Уровень общей и специальной физической подготовленности, технико-тактического мастерства и функционального состояния организма занимающихся;

Динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

Выполнение нормативов спортивной классификации для зачисления на этап высшего спортивного мастерства;

Зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и включение в состав сборной команды Москвы;

д) высшего спортивного мастерства :

Включение в состав сборной команды Москвы;

Положительная динамика результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;

Достижение результатов уровня сборных команд России.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях спортивно-оздоровительного лагеря.

Подготовка сборной команды к соревнованиям

В областных центрах, столицах союзных республик, Москве, Ленинграде имеются сборные команды по боксу - первый, второй и третий составы. Кроме того, сборные команды есть в обществах и ведомствах (начиная от областных советов).

Для каждой сборной команды проводят учебно-тренировочные сборы за 20 дней до соревнований. Кроме того, бывают сборы учебные (для совершенствования спортивного мастерства), по общей физической подготовке и лечебно-оздоровительные.

Во время учебно-тренировочных сборов ставятся задачи повышения спортивного мастерства, главным образом развития специальной выносливости, совершенствования излюбленных приемов ведения боя, устранения недостатков в технике и тактике; психологическая подготовка к турниру.

На сборе создаются наиболее благоприятные условия тренировки. Здесь собираются лучшие боксеры и, следовательно, каждый из них имеет хороших партнеров для проведения учебных боев. Качественной подготовке способствуют хорошо оборудованные места занятий, тренеры высокой квалификации, тщательные медицинские наблюдения, режим сна, питания, отдыха и т. д.

На сбор боксер приезжаем подготовленным, с планом тренировки, составленным совместно с тренером. Тренерский совет сбора знакомится с планом предварительной подготовки боксера и составляет индивидуальный план подготовки на время сбора. Тренер, который работает с боксером, подбирает упражнения для устранения явных ошибок в технических действиях, развития отдельных качеств, расширяет практику ведения боя с боксерами разного стиля и т. п.

В индивидуальных планах подготовки боксеров на сборах должны быть подробно изложены рекомендации и требования по совершенствованию технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовок.

Старший тренер составляет план проведения сбора, в начале которого кратко характеризует состояние как команды в целом, так и каждого из боксеров в отдельности, определяя уровень его подготовки.

В плане указываются задачи сбора и общие требования к специализированной тренировке сборной.

По технической подготовке особое внимание следует уделить совершенствованию и рационализации излюбленных боевых действий каждого боксера, более экономному выполнению приемов, умению расслабляться после боевого эпизода. Тренеры должны фиксировать удары, которые наиболее часто пропускают их подопечные, установить причины ошибок в защитных действиях и совершенствовать защиты от всех ударов. Чрезвычайно важно акцентировать внимание на активных защитах, на использовании защит как исходного положения для контратакующих действий.

Следует поработать над ликвидацией ошибок, могущих повлечь за собой замечания и предупреждения судьи (удары в запрещенные места, захваты, держания в ближнем бою, опасное движение головой и т. п.).

По тактической подготовке кроме общих заданий, связанных с действиями на различных дистанциях, против боксеров разного стиля, левшей и т. п., нужно предусмотреть индивидуальные задания с учетом сильных и слабых сторон предполагаемых противников и вариантов противодействия им. Боксеры должны совершенствовать умение менять по ходу поединка темп, ритм, характер действий в пределах своей манеры боя. Особое внимание нужно обратить на отработку подготовительных действий перед собственными атаками и контратаками, улучшение передвижений и маневров по рингу, умение уходить из угла и ограничивать передвижения соперника, выгодно использовать его промахи, искусно утомлять и раскрывать.

По специальной физической подготовке планируют довести до высшего уровня специальные физические качества каждого боксера - координацию движений, быстроту реакции, силу и точность ударов, способность вести бой в высоком темпе в течение всех трех раундов.

Психологическая подготовка на сборах включает овладение навыками психологической подготовки к бою, самовнушения с настройкой на победу, умения объективно оценивать способности и подготовленность соперника. План предусматривает совершенствование психологической устойчивости в преодолении соревновательных трудностей (сбивающих факторов, изменения характера боя по его ходу), концентрацию внимания и т. д.

По теоретической подготовке следует ознакомить участников с планом подготовки сбора, его целями и средствами их достижения; манерой боя, сильными и слабыми сторонами вероятных противников; систематически анализировать учебные бои с различными партнерами (чтобы учитывать и устранять свои недостатки); повысить знания по самоконтролю за состоянием спортивной формы.

В конце плана даются рекомендации тренерскому составу по составлению индивидуального плана для каждого из боксеров, в которых тренерский совет, наблюдая за его выступлениями, указывает на положительные и отрицательные стороны в мастерстве, характеризует будущих его противников, их стиль, манеру боя, уровень физических и волевых качеств, отмечает технические и тактические недостатки и положительные качества и дает советы по ведению боя с каждым из противников.

Во время установочных учебных сборов боксеры изучают и совершенствуют новые технические приемы, которые, по мнению тренеров, могут улучшить технику, разнообразить тактику, увеличить шансы в предстоящих поединках, овладевают упражнениями, способствующими развитию необходимых физических качеств, технических и тактических навыков.

Сбор по общей физической подготовке планируют в переходном периоде, примерно за один-два месяца до предсоревновательного учебно-тренировочного периода, как правило, для всех по общему плану. Широко практикуются кроссы, смешанные передвижения, бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с отягощениями, гимнастика на снарядах (упорах, висах, прыжки) и со снарядами (палками, булавами, набивными мячами), спортивные игры, борьба, ходьба на лыжах, плавание, гребля, метания и др.

Такие сборы целесообразно проводить в среднегорье; в этом случае они будут иметь также оздоровительный характер.

Лечебно-оздоровительный сбор обычно организуют для боксеров, нуждающихся в лечении травм или остаточных явлений после перенесенной болезни. На сборе боксеры поддерживают спортивную форму с помощью специально подобранных упражнений, которые не могут усугубить заболевание. Например, ходьба и бег не препятствуют лечению периоститов кисти; при лечении растяжения мышц поясничной области можно заниматься ходьбой и плаванием без резких движений и напряжений и т. д.

Следует уделять большое внимание политико-воспитательной работе. Каждый боксер должен осознать высокую ответственность за свои действия перед коллективом, добросовестно тренироваться согласно установленному плану, быть дисциплинированным, придерживаться режима, непримиримо относиться к тем, кто своим поведением ц поступками порочит имя советского спортсмена.

Поставленные перед сбором задачи могут быть решены только сплоченным коллективом боксеров и тренеров, имеющим хорошие традиции, дружной, активной и коллегиальной работой тренерского состава.

Систематически проводится политическая учеба членов сборной команды (политинформации, доклады, беседы, диспуты, просмотр кинофильмов и др.).

Тренировочные сборы относятся к кратковременным формам по­вышения спортивного мастерства. На сборах для участников создаются наилучшие условия подготовки к соревнованиям: строгий режим дня;

регулярное питание; хорошее материально-техническое оснащение мест занятий; постоянный врачебный контроль и др.

Классификация сборов

Сборы по своему назначению подразделяются на:

Тренировочные;

Предсоревновательные.

Тренировочные сборы отличаются от предсоревновательных тем, что они не связаны с непосредственной подготовкой команды к выступле­ниям на соревнованиях, в связи с этим они могут быть посвящены различным сторонам подготовки (физической, технической, тактичес­кой), где предоставляются большие возможности для эксперименталь­ной, перспективной и индивидуализированной подготовки.

Предсоревновательные сборы проводятся с целью подготовки команды к участию в соревнованиях и ставят перед собой следующие задачи:

Окончательное определение состава команды и ее сыгранность;

Доведение технико-тактических показателей каждого игрока и команды в целом до планируемого уровня;

Приобретение игроками состояния высшей спортивной формы.

Длительность сбора - от 7 до 20 дней. Более длительный отрыв иг­роков от семьи и привычного режима отрицательно сказывается на ка­честве подготовки и состоянии спортсменов.

Краткосрочные сборы (7-10 дней), как правило, организуются в перерывах между турами в соревновательном периоде.

Численный состав сбора - 14-16 человек. При большем составе возни­кают трудности в качественном проведении сбора (распыление внимания тренеров, снижение интенсивности тренировочного процесса и др.).

Учебно-тренировочный процесс;

Воспитательная работа;



Восстановительные мероприятия. Учебно-тренировочный процесс:

а) определить основную задачу сбора (с учетом подготовленности занимающихся, имеющегося количества тренировочного времени, мас-

штабов предстоящих соревнований и намечаемого результата, матери­альной базы и др. условий);

б) определить содержание учебно-тренировочного процесса по раз­делам подготовки (физической, технико-тактической, психологичес­кой, теоретической и др.);

в) определить средства, методы и формы тренировочных занятий;

г) установить цикличность сбора (составить план на микроциклы тренировок);

Вариативность и содержание микроциклов зависит от периода под­готовки, его продолжительности и основной направленности подго­товки по этапам. Например: в подготовительном периоде выделяются этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки. В каж­дом этапе на сборе и вне его могут чередоваться микроциклы следую­щей структуры: 5-1, 4-1, 3-1, 2-1, 3-1,2-1.

Как пример - микроцикл тренировочного сбора 5-1 на специаль­но-подготовительном этапе:

1-й день - одноразовая тренировка - 3 ч (совершенствование тех­нических приемов в звеньях) и развитие специальной выносливости.

2-й день - двухразовая тренировка - 5 ч (утро - СФП и индивиду­альное совершенствование технико-тактических действий; вечер - со­вершенствование групповых тактических действий в защите).

3-й день - то же, что и в первый день.

4-й день - двухразовая тренировка - 5 ч (утро - что и во 2-й день;

вечер - совершенствование групповых тактических действий в нападе­нии).

5-й день - одноразовая тренировка - 2,5 ч (игровая подготовка, прыжковая подготовка).

6-й день - отдых.

Основными документами по планированию и педагогическому кон­тролю на сборе являются:

1. Учебный план-график (месячный, недельный).

2. Поурочный план.

3. Индивидуальные планы.

4. Журнал тренера.

5. Дневник спортсмена.

6. Распорядок дня.

7. График дежурств.

8. Таблицы выполнения контрольных заданий.

В распорядке дня предусматривается время подъема, зарядки, завт­рака, проверки индивидуальных дневников спортсменов, проведения теоретических занятий, тренировок, обеда, отдыха, свободного време­ни, вечерней прогулки, отбоя.

Таблицы выполнения контрольных заданий составляются по видам подготовки, где против фамилии каждого волейболиста проставляются его показатели на тренировочных занятиях и в контрольных соревнованиях.

Воспитательная работа

Основной опорой тренера в проведении воспитательной работы яв­ляется тренерский совет, в который входят тренеры, капитан, ведущий игрок, врач. Тренерский совет ведет всю работу на сборе, связанную с организацией и проведением тренировочного процесса, формировани­ем состава, проведением культурных и воспитательных мероприятий и др. Составляется план воспитательной работы.

В плане предусматривается проведение собраний, выпуск информа­ционных материалов, проведение лекций, культурно-массовых мероп­риятий (например: турниров по шахматам, посещение театров, обсуж­дение политических событий, встречи с интересными людьми, посе­щение подшефных коллективов и др).

Задача тренера - создать все необходимые условия для тренерского совета, чтобы работа была полноценной, активной, с определенной самостоятельностью и проявлением инициативы.

Недельный план-график работы, распорядок дня, график дежурств, таблицы выполнения контрольных нормативов, план воспитательной работы вывешиваются на видном месте в расположении сбора.

Восстановительные мероприятия

Основным условием повышения тренированности и роста спортив­ных результатов является повышение объема и интенсивности трени­ровочных нагрузок и выполнение игр, способствующих восстановле­нию организма.

Педагогические (полноценная разминка, правильное чередова­ние нагрузок и отдыха, смена нагрузок и видов деятельности и др.);

Психологические (организация интересного отдыха, аутогенная тренировка, учет психологической совместимости и др.);

Медицинские (вибро- и гидромассаж, свето- и теплопроцедуры, правильное питание, фармакологические средства и др.).

Кроме того, наиболее простыми и доступными средствами восста­новления являются пассивный и активный отдых, массаж и паровая баня.

Финансирование сбора

На основании календаря соревнований на каждый финансовый год тренером команды составляется общая смета расходов по обеспечению команды. В смете отражаются следующие основные статьи расходов:

1. Количество сборов и их стоимость.

2. Стоимость командировок.

3. Стоимость аренды спортсооружений.

4. Организация соревнований (стоимость размещений, питания, оп­лата судей, аренда автобусов и др.).

5. Приобретение оборудования, инвентаря и спортивной формы, ме­дикаментов.

6. Почтово-телеграфные расходы, автотранспорт, награждение и др.

Подсчитывается общая сумма расходов, и данный документ утвер­ждается руководством клуба. Эта смета является руководящим доку­ментом по обеспечению команды.

Для проведения УТС (учебно-тренировочного сбора) на основании плана подготовки к соревнованиям и статей расхода общей сметы со­ставляется смета на сбор, где указываются место и время проведения УТС и количество участников.

Раскрываются следующие статьи расходов:

1. Питание участников и тренеров.

2. Размещение участников и тренеров.

3. Проезд (если в другом городе) участников и тренеров.

4. Суточные участникам и тренерам.

5. Аренда спортивного зала, базы.

6. Прочие расходы.

Если выезда нет, оплачиваются только питание, размещение, арен­да, средства восстановления. Смета утверждается руководством клуба. Вместе со сметой утверждаются план работы на сборе и списочный со­став команды. План состоит из следующих пунктов:

1. Цели и задачи сбора.

2. Комплектование команды.

3. Краткое содержание видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, воспитательной работы и контроля.

План подписывается тренером.

Одновременно со сметой и планом УТС готовятся распоряжение, приказ о проведении сбора.

Техника расчета с пунктом питания, гостиницей: на бланке обще­ства, клуба и пр. на имя директора ресторана, гостиницы пишется письмо следующего содержания:

Директору ресторана

Директору гостиницы

Спортивный клуб просит принять на питание и разместить в гостинице участников УТС по волейболу, мужскую команду в количестве __человек с __ по _______ 1998г. Питание из расчета _____ руб. в день на человека на

общую сумму _______ руб.

Оплату гарантируем по предъявлении Вами счета. Наш расчетный счет № _______ в Первомайском отделении госбанка г.Москвы.

Руководитель

Гл.бухгалтер

Данное письмо визируется руководителем ресторана, гостиницы и в бухгалтерии выписывается счет на перечисление суммы за прожива­ние, питание на счет ресторана, гостиницы (возможен расчет налич­ными деньгами). Это счет сдается в свою бухгалтерию для перечисления денег за услуги. После окончания сбора ответственный за питание от команды вместе с бухгалтером ресторана закрывают документы по пи­танию спортсменов.

По окончании проживания в гостинице выписывается квитанция о количестве проживавших в гостинице и указывается стоимость прожи­вания. Эта квитанция сдается в бухгалтерию клуба.

Набор учащихся в специализированные ДЮСШ, отделения фехтования комплексных ДЮСШ и другие подразделения обычно производится в сентябре-октябре на основе приемных испытаний, предусматривающих выявление уровня развития определенных двигательных качеств и способностей. Одним из непременных условий приема является также успешная учеба в школе. Поступающие распределяются по группам начальной спортивной специализации. В дальнейшем для перехода в следующие группы занимающиеся ежегодно сдают соответствующие нормативы по физической и технической подготовке.

В детско-юношеских спортивных подразделениях по фехтованию создаются следующие учебные группы: начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения; учебно-тренировочные 1-4-го годов обучения и группы спортивного совершенствования 1-3-го годов обучения. При наличии соответствующих условий в отдельных ДЮСШ с разрешения вышестоящих спортивных организаций могут создаваться также группы высшего спортивного мастерства.

В группы начальной подготовки принимаются мальчики и девочки 10-12 лет, имеющие хорошее физическое развитие и выполнившие установленные требования приемных испытаний.

Учебная работа в этих группах строится из расчета 3 занятий в неделю продолжительностью по 2 академических часа. Основные задачи учебно-тренировочного процесса: укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся; всестороннее физическое развитие, овладение разнообразными двигательными навыками, сдача норм I ступени комплекса ГТО; изучение основных положений, передвижений и приемов фехтования.

В учебно-тренировочные группы 1-го года обучения зачисляются подростки 12-13 лет, прошедшие обучение в группах начальной подготовки и успешно выполнившие соответствующие вступительные нормативные требования. По окончании 1-го года обучения занимающиеся, проявившие успехи в овладении фехтованием и выполнившие установленные требования, переводятся на 2-й год обучения. Далее, при соблюдении аналогичных требований юные фехтовальщики 2-го года обучения переводятся на 3-й год, а затем и на 4-й год обучения.

Основные задачи учебно-тренировочного процесса на этом этапе: дальнейшее всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья занимающихся; воспитание основных двигательных качеств на основе возрастающего объема физических упражнений все более специализированного характера; освоение широкого комплекса фехтовальных приемов и действий, определенного круга тактических умений; приобретение опыта ведения фехтовальных боев. В учебно-тренировочном процессе на этом этапе наряду с групповыми формами проведения занятий все большее значение и место начинают занимать индивидуальные уроки различной направленности, упражнения с партнером с тактическими задачами, бои по заданиям, тренировочные бои и участие в соревнованиях. На основе систематического использования этих средств и форм учебно-тренировочного процесса у юных фехтовальщиков начинает складываться индивидуальная манера боя в соответствии с уровнем физической и технической подготовленности, а также индивидуальными особенностями, психическими качествами и чертами характера. Тренер должен чутко улавливать этот процесс формирования стиля ведения боя и находить средства и методы для совершенствования боевого оснащения юных фехтовальщиков в соответствии с их индивидуальными особенностями.

В группы спортивного совершенствования зачисляются перспективные фехтовальщики старшего юношеского возраста (16- 18 лет), прошедшие подготовку в учебно-тренировочных группах и успешно выполнившие соответствующие переводные требования по физической и специальной подготовке.

На этом этапе подготовки юного фехтовальщика осуществляется комплексное совершенствование всех компонентов спортивного мастерства: физической, технической, тактической и психологической подготовки. Тренировочный процесс строится на основе большого объема нагрузок (5 занятий в неделю по 4 часа) с определенным волнообразным нарастанием психической напряженности тренировок к моменту основных соревнований года (в соответствии с индивидуальными годовыми планами).

На основе большого объема и разумного сочетания разнообразных средств, форм и методов тренировки юные фехтовальщики на этом этапе должны достигать высокого уровня спортивного мастерства в избранном виде фехтования и закладывать технико-тактическую и психологическую базу для дальнейшего роста своих результатов.

Для проведения всей спортивно-массовой и организационно-воспитательной работы с юными фехтовальщиками составляются необходимые планы и методические материалы:

план комплектования отделений и учебных групп;

годовой план работы школы по следующим разделам: организационной работе, учебно-спортивной, политико-воспитательной, хозяйственной, врачебного контроля, проведения тренерских и педагогических советов, учета и отчетности;

календарный план спортивно-массовых мероприятий, тренировочных сборов и соревнований;

личные карточки учащихся или книга учета учащихся;

документы по оформлению спортивных разрядов и сдаче нормативов комплекса ГТО;

книга приказов по спортивной школе, отделению;

расписание занятий в группах.

Учебно-тренировочный процесс в группах проводится на основании программ Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и учебных планов. Для проведения занятий в каждой учебной группе тренер разрабатывает и ведет поурочные рабочие планы, индивидуальные планы тренировки (для высококвалифицированных спортсменов), конспекты учебно-тренировочных занятий, журнал учета групповых и индивидуальных занятий. Каждый спортсмен ведет дневник тренировок.

Программы по фехтованию разрабатываются отдельно для ДЮСШ (комплексных и специализированных), СШМ и ШВСМ и утверждаются Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в качестве основных руководящих документов по организации и содержанию учебно-тренировочного процесса с юными фехтовальщиками. В необходимых случаях по согласованию с руководящими спортивными организациями в программы могут вноситься отдельные дополнения и изменения.

Программа является основным документом, по которому строится учебно-тренировочный процесс в группах. В ней определяются цели и задачи подготовки; организация и планирование учебно-тренировочного процесса; содержание теоретического и практического разделов и количество отводимых на них часов; зачетные требования и нормативы, а также даются основные методические рекомендации по проведению занятий.

Учебный план содержит перечень разделов и основных тем теоретической и практической подготовки и количество отводимых на них учебных часов в год для каждой группы. Учебный план обычно является составной частью программы. В случае необходимости внесения определенных изменений в установленные расчеты часов на отдельные разделы и темы учебный план может разрабатываться отдельно.

График учебного процесса. На основании учебных планов для каждой группы разрабатываются годовые графики учебного процесса. В них общее количество часов, отводимых в году на разделы учебного плана, распределяется по месяцам. При этом общий объем часов по всем разделам в каждом месяце должен соответствовать тем нормам, которые определены программой.

При разработке графиков необходимо соблюдать определенное соотношение часов, отводимых в каждом месяце на отдельные разделы и темы, и в частности на физическую и техническую подготовку. Известно, что физическая подготовка должна проводиться на протяжении всего года. Однако часы на нее не следует распределять по месяцам равномерно. Так, в первые месяцы учебного года (сентябрь, октябрь) необходимо уделять большее внимание физической подготовке по сравнению с другими месяцами. По климатическим условиям в большинстве районов нашей страны в эти месяцы имеются наиболее благоприятные условия для проведения спортивных игр, кроссов и других легкоатлетических упражнений на воздухе. Эти средства необходимо полноценно использовать для развития основных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма занимающихся. Значительный объем работы планируется в эти месяцы и для развития специальных двигательных качеств фехтовальщика при совершенствовании передвижений.

В последующие месяцы количество часов на физическую подготовку несколько снижается, но нарастает объем работы по технической подготовке. Однако в январе-феврале в районах средней и северной полосы снова может возрастать объем часов на физическую подготовку для проведения специальных занятий и сдачи норм ГТО по лыжам. Тренер по фехтованию должен наиболее полно использовать средства лыжной подготовки для повышения физической подготовленности ребят, развития выносливости и укрепления здоровья.

В марте-июне объем часов на физическую подготовку снова снижается. В эти месяцы основное внимание уделяется совершенствованию технического и тактического мастерства. Обычно в это время проводятся и основные соревнования юных фехтовальщиков.

Июль-август - время проведения летних спортивно-оздоровительных сборов на загородных спортивных базах. В эти месяцы сужается специальная работа по фехтованию, но широко проводятся туристские походы, спортивные игры, занятия легкой атлетикой, плаванием, греблей. В период проведения спортивно-оздоровительных сборов юные фехтовальщики сдают летние нормы ГТО, при этом спортсмены старших учебных групп широко привлекаются к инструкторской практике в качестве помощников тренеров при проведении занятий и соревнований.

Рабочий план представляет собой поурочное распределение программного материала на определенный этап обучения. Распределять весь годовой программный материал по его отдельным занятиям трудно и нецелесообразно, так как невозможно заранее безошибочно определить содержание каждого занятия. Поэтому основной программный материал вначале распределяют по периодам и этапам подготовки, после чего уже внутри периодов и этапов разрабатывают конкретные поурочные планы занятий на каждый месяц.

При разработке поурочных планов необходимо предусматривать определенную последовательность освоения технических и тактических навыков и развития физических качеств. Следует также тщательно распределять время, отводимое на изучение и совершенствование отдельных приемов в соответствии с их сложностью и важностью. В рабочих планах необходимо предусматривать систематическое закрепление приобретаемых знаний и навыков, а также практику применения изучаемых средств в разнообразных взаимодействиях с партнером. В этих целях на каждом занятии, как правило, вначале повторяется материал, изученный на предыдущих занятиях, далее разучиваются новые приемы и действия, затем даются задания на их применение в упражнениях с партнером (упражнения с тактическими задачами, учебные бои по заданию и др.). Рабочий план должен отражать весь ход обучения и тренировки как единого процесса физического, технического, тактического и психологического совершенствования юного фехтовальщика за определенный этап (месяц) подготовки.

При разработке поурочного рабочего плана указывают номера занятий, вид (характер) занятий и основные задачи, краткое содержание занятия (основные упражнения) и ориентировочное время в минутах, отводимое на выполнение упражнений (табл.5).

План-конспект занятия. Основным методическим документом для проведения каждого занятия является его план-конспект, составляемый тренером на основании поурочного рабочего плана.

При разработке плана-конспекта занятия необходимо уяснить основные задачи занятия, наметить общий план его проведения, главное содержание отдельных частей, затем подобрать упражнения в соответствии с задачами каждой части, установить их последовательность и дозировку. Далее следует определить время на упражнения в соответствии с их значимостью и сложностью. При этом необходимо учесть результаты предшествующих занятий, особенности которых тренер должен записывать в журнале.

Важно наметить интересные формы и методические приемы проведения отдельных упражнений для лучшего усвоения материала" развития двигательных качеств, совершенствования технических и тактических навыков. В этих целях почти в каждом занятии с юными фехтовальщиками нужно предусматривать игровые и соревновательные формы и методы проведения упражнений.

В плане-конспекте указываются номер занятия, дата его проведения, основные задачи, содержание или название упражнений, их дозировка и краткие организационно-методические замечания по проведению.

Журнал занятий является документом учета учебно-тренировочного процесса. Он составляется на каждую учебную группу отдельно. В журнале записываются фамилия, имя, отчество занимающегося, его адрес, номер школы и краткие сведения о нем (учеба в школе, отношение к тренировкам, уровень физического развития, отдельные способности и наклонности). На каждом занятии отмечается посещаемость.

Тренер записывает в журнале краткое содержание занятия, замечания по его проведению, рекомендации (если необходимо) для следующего занятия, продолжительность (в часах) и расписывается в его проведении.

Дневник спортсмена - документ учета и контроля за ходом тренировки и состоянием занимающегося. Ведение дневника обязательно для юных фехтовальщиков с начала специализации. Фехтовальщики групп начальной подготовки ведут упрощенный дневник, записывая вид или характер занятий, его продолжительность. Измерение по утрам пульса, один раз в месяц веса и динамометрии вызывает у подростков интерес и приучает их следить за своим самочувствием, физическим развитием и совершенствованием двигательных качеств.

Фехтовальщики старших групп записывают в дневнике краткое содержание каждого занятия, его продолжительность, характер и объем нагрузок, отдельные замечания по своим действиям в индивидуальных уроках, тренировочных и соревновательных боях. Целесообразно ежедневно по утрам записывать пульс, один раз в неделю вес и динамометрию кисти.

Ведение дневника имеет большое организующее и воспитательное значение. Оно приучает занимающихся более осознанно и пытливо относиться к тренировке, вырабатывает способность анализировать ход тренировки и рост своего спортивного мастерства.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.