Дом у дороги твардовский анализ по главам. Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи
Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.
Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:
“Коси коса
Пока роса” …
Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.
Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.
Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.
В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.
Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.
- < Назад
- Вперёд >
Сочинения по русской литературе
"Герой нашего времени" - главные герои (221)
Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...
"Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (231)
Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...
"Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (228)
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...
"Маленький человек" в произведениях Гоголя (222)
Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в...
"Судьба человека" главные герои (273)
Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой...
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (195)
Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие...
Silentium Тютчев анализ стихотворения (213)
Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено...
«Дом у дороги» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Глубокий демократизм Твардовского, столь ярко проявившийся в «Василии Теркине », отличает и замысел его поэмы «Дом у дороги» (1942—1946). Она посвящена судьбе простой крестьянской семьи, испытавшей все тяготы войны. Подзаголовок поэмы — «лирическая хроника» — точно соответствует ее содержанию и характеру. Жанр хроники в традиционном ее понимании — это изложение исторических событий в их временной последовательности. Для поэта судьба семьи Сивцовых с ее трагизмом и типичностью для тех лет не только отвечает этим жанровым требованиям, но и вызывает соучастие, глубокое сопереживание, достигающее огромного эмоционального накала и побуждающее автора постоянно вмешиваться в повествование.
Судьба, подобная выпавшей Андрею Сивцову, была намечена уже в «Василии Теркине», в главах «Перед боем» и «Про солдата-сироту». Теперь же она изображена подробнее и еще более драматизирована.
Открывающая поэму картина последнего мирного воскресенья исполнена той «традиционной красоты» сельского труда (косьбы «по праздничному делу»), которая поэтизировалась Твардовским еще со времен «Страны Муравии». Это дорогое и горькое воспоминание о привычном и любимом крестьянском обиходе, о «жилье, уюте, порядке», прерванном (а для многих — навсегда оборванном) войною, будет впоследствии постоянно воскресать в поэме вместе с вековым присловьем:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой —
И мы домой.
В тяжкую пору отступления Сивцов ненадолго тайком заходит домой — «худой, заросший, словно весь посыпанный золою» (мельком упомянута и «бахромка рукава» обтрепавшейся шинели), но упорно прокладывающий «никем не писанный маршрут» вдогонку за фронтом.
История его жены еще драматичнее. Всегда преклонявшийся перед образом женщины-матери, запечатлевший его во многих стихотворениях разных лет («Песня», «Матери», «Мать и сын» и др.) Твардовский на этот раз создал особенно многогранный характер. Анна Сивцова не просто обаятельна («В речах остра, в делах быстра, Как змейка, вся ходила»), но полна величайшей самоотверженности, душевной силы, позволяющей ей вынести самые страшные испытания, например отправку на чужбину, в Германию:
И хоть самой — на снег босой,
Троих одеть успей.
Рукой дрожащею лови
Крючки, завязки, мать.
Нехитрой ложью норови
Ребячий страх унять.
И всю свою в дорогу кладь,
Как из огня, схвати.
Материнская трагедия и вместе с тем героизм Анны достигают вершины, когда у нее в каторжном бараке рождается сын, казалось бы заведомо обреченный на гибель. Замечательно используя поэтику народных причитаний, плачей («Зачем в такой недобрый срок зазеленела веточка? Зачем случился ты, сынок, моя родная деточка?»), Твардовский передает воображаемый, фантастический разговор матери с ребенком, переход от отчаяния к надежде:
Я мал, я слаб, я свежесть дня
Твоею кожей чую.
Дай ветру дунуть на меня —
И руки развяжу я,
Ho ты не дашь ему подуть,
He дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.
Герои «Дома у дороги» так же оказываются лицом к лицу с гибелью, безнадежностью, отчаянием, как это было с Теркиным в главе «Смерть и Воин», и так же выходят победителями из этого противостояния. В очерке «В родных местах», рассказывая о своем односельчанине, который, как и Андрей Сивцов, строил дом на пепелище, Твардовский выразил свое отношение к этому с публицистической прямотой: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...» В поэме же автор предоставлял возможность сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись самым лаконичным описанием этого негромогласного подвига Андрея Сивцова:
...Потянул с больной ногой
На старую селибу.
Перекурил, шинель долой,
Разметил план лопатой.
Коль ждать жену с детьми домой,
Так надо строить хату.
Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной —
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.
Читателю хочется видеть в ней именно Анну, но такт художника предостерег Твардовского от благополучного финала. В одной из статей поэт замечал, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, „доисследования“ затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов». И в своей собственной поэме Твардовский позволял читателям живо представить себе и трагический конец, который имели подобные истории в жизни множества людей.
«Дом у дороги» А. Твардовского – лиро-эпическое произведение. Цель работы – рассмотреть композицию поэмы в связи с ее жанровым своеобразием.
Раскройте идейно-эмоциональное значение первой главы – лирического вступления к поэме о судьбе Родины, отметьте в нем лирическое и эпическое начала, осмыслите ключевые образы «Дома у дороги» и образа поэта (лирического героя), судьба которого неотделима от судьбы Родины.
Объясните принцип отбора материала в поэме; подумайте, какие основные вехи жизни «дома у дороги» намечены автором и почему; чем объясняется обобщенность художественных образов (отсутствие индивидуализации) и каковы пути их создания.
Выявите художественную логику расположения материала, закономерность «смещения времени» и «совмещения времен» в «лирической хронике», значение повторяющегося рефрена «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой».
Проследите развитие лирической темы, связанной с образом самого поэта, который в постижении и эмоциональном восприятии событий сливается с героями поэмы, а также уловите изменение лирической интонации, обусловленное характером размышлений и переживаний автора.
Литература
1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008.
2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985.
3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.
4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989.
5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.
РАЗДЕЛ VI
ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА)
Общие методические указания к темам VI раздела
В работе над темами данного раздела важно раскрыть обусловленность стилистики (лексики, синтаксиса, тропов и фигур) идейно-художественными задачами, которые решает писатель в произведении. При этом необходимо учесть, что слово в художественном контексте получает новые смысловые и эмоциональные оттенки, как бы обнаруживает скрытые в нем силы. В поэтической речи эстетическое значение приобретают любые используемые писателем слова, а также отобранные им синонимы, архаизмы, прозаизмы, диалектизмы, варваризмы. В каждом конкретном случае следует выявить их функцию. Это относится к поэтическому синтаксису, который наряду с лексикой придает художественной речи особую экспрессивность (выразительность).
В стилистике художественного произведения значительную роль играют также тропы. Они рождаются творческим воображением писателя, и поэтому в них сказывается миропонимание, мироощущение автора и характер его дарования. Анализ стилистики требует уяснения эстетического значения любого тропа – эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, метонимии, перифраза, иронии, символа, аллегории и др., постижения его связи со всем идейно-эмоциональным строением произведения. В характере выбора тропов, их использовании в художественном контексте всегда проявляется творческая индивидуальность писателя. Ее и нужно раскрыть, работая над темами данного раздела. Привлечение творческой истории произведения поможет понять, какую большую работу проделывает писатель в поисках необходимого слова, образа.
Необходимо учитывать также и историко-литературный контекст, определенную власть литературной традиции. Это позволит обнаружить, что те или иные метафоры, эпитеты на разных этапах развития литературы могут быть истолкованы как новые или традиционные; увидеть, как художник обновляет традиционные тропы, наполняет их новым смыслом.
При выполнении контрольных работ по темам этого раздела следует показать, что стилистика литературного произведения, выражая его идейно-художественное содержание, определяется спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.
ТЕМА 42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА
«ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ» И «БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ...»
Размышления о жизни и смерти являются тематической основой указанных в названии темы стихотворений Пушкина. Путем сравнительного анализа докажите, что тематическая близость отнюдь не ведет к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений. В работе следует выяснить стилистическое и ритмико-интонационное своеобразие стихотворений, показать целенаправленность в отборе лексики и синтаксических форм, а также раскрыть обусловленность созданных художником тропов поэтической мыслью, лежащей в основе каждого стихотворения.
В заключение необходимо проследить, как в стилистике стихотворений «Дорожные жалобы» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» выражается разнообразие переживаний поэта, связанных с одними и теми же явлениями жизни.
Литература
1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977.
2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.
3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.
4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.
5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.
ТЕМА 43. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА В СТИХОТВОРЕНИЯХ
Ф.И. ТЮТЧЕВА
На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художественные функции и возможности.
Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело построенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворения, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным приемом Тютчева было параллельное изображение природы и нравственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопоставлений и их художественные цели.
Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В такого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, намеком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи других метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явлениями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах материального мира открывается содержание психологическое, эстетическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта.
Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю богослуженье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отличаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живописной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понимание тютчевской символики, рассмотрите вопрос о художественной выразительности развернутых метафор поэта.
Работая над темой, обратите внимание на тонкий анализ метафоричности Тютчева, данный первым биографом поэта и одним из лучших его критиков – И. С. Аксаковым (см. список рекомендуемой литературы) при рассмотрении таких стихотворений, как «Слезы людские, о слезы людские...», «Полдень», «Радуга», и в особенности стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...».
Литература
1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.
2. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.
3. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009.
4. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.
5. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
6. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-74. Литературно-теоретические исследования. – М., 1975.
МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края
Урок по Великой Отечественной войне
В 11 классе
«Дом у дороги»
Разработан учителем русского языка
и литературы МБОУ «Побединская СОШ»
Целинного района Алтайского края
Бойко Еленой Валерьевной
Тема: «Осмысление темы войны в поэме А.Т. Твардовского
«Дом у дороги»
Цели урока:
Предметные: рассмотреть представление военной тематики через концепт ключевых слов «дорога» и «дом»;
Личностные: нравственно-этическая ориентация личности, развитие моральной готовности к сопереживанию, стойкого неприятия разрушающей силы войны, прививание чувства гордости за свой народ, уважение к человеку труда;
Метапредметные:
познавательные - поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
регулятивные : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные : планированиекоммуникации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачам и условиями.
Средства обучения: учебник Литература 11 класс в 2 частях под ред. Журавлева В.П., Толковые словари, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал: карточки-стикеры, карточки-слова, лист самоанализа.
Этапы урока
Мотивация
Учитель: «Ребята, сегодня мы пройдем дорогами, которыми прошла наша страна 70 лет назад. Ни один автор не обошел эту тему стороной: он оставил нам память о том страшном испытании, и мы будем знакомиться с ней через страницы книг и бережно хранить её».
Учитель показывает плейкаст с изображением фрагмента повести М.А. Шолохова «Судьба человека». На него наложена песня «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского в исполнении Марка Бернеса. (СЛАЙД № 2)
Учитель: «Скажите, что отражает данный плейкаст?»
Ученик: «Сюжет поэмы «Дом у дороги». (Ученики не точны, но учитель пока не акцентирует внимание на этом, так как вернется к этому слайду в конце урока).
Актуализация знаний
Учитель: «Что вы готовили дома?»
Ученик: «Читали поэму А.Т. Твардовского «Дом у дороги», рассматривали образы главных героев и давали им полную характеристику».
Учитель: «Исходя из этого, давайте сформулируем тему урока».
Ученик: «Герои войны в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги».
Учитель корректирует формулировку темы.
Учитель: «Чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, давайте составим план наших действий: 1) прослушать сообщения на тему «Судьба Андрея Сивцова», «Судьба Анны Сивцовой»; 2) рассмотреть концепты слов, заданных в названии; 3) выяснить значение подзаголовка «лирическая хроника»; 4) определить основной мотив поэмы; 5) сделать самоанализ (СЛАЙД № 3).
Два ученика рассказывают сообщение о судьбе Андрея Сивцова и Анны Сивцовой.
Сообщение 1 ученика: «Андрей – деревенский житель, хозяин дома, муж Анны Сивцовой. В их семье двое детей. Война вторгается в жизнь простых тружеников, разрушая их спокойный быт, размеренный уклад, привычный ритм красивой жизни. Андрей уходит на войну и попадает в окружение. Он вынужден встречаться с женой не в собственном доме, а в пуне. Так как в их дом вошли чужаки – немцы. Потом он в одиночку ищет дорогу к своим. Пройдя дорогами войны, возвращается солдат домой, а дома нет, и семьи нет. Он строит дом и ждет семью». (СЛАЙД № 4)
Сообщение 2 ученика: «Анна Сивцова – молодая, красивая, работящая женщина, жена Андрея. Она очень хорошая хозяйка и заботливая мать. После ухода мужа на войну на ее плечи легли все заботы по дому, хозяйству, заботы о детях. Вместе с детьми она угнана в плен в Германию. Там у нее родился третий сын». (СЛАЙД № 5)
Формирование новых знаний
Учитель: «Мы рассмотрели 2 главных образа. А есть ли в поэме третий образ, переживающий за них, сочувствующий им, сострадающий?»
Учитель: «Каких о каких героях повествует нам автор?»
Ученик: «Об обычных простых людях»
Учитель: «Более того, в то время это были вовсе не герои. Люди, попавшие в окружение или плен, считались изменниками Родины. Но в чем их измена? Разве они не достойны называться героями? Разве они не достойны, чтобы их помнили?»
Ученик: «Достойны, и мы должны знать все о той войне»
Учитель: «Много домов было разрушено, сожжено, не всем удалось их восстановить. Почему же именно «дом у дороги» явился предметом размышлений и раздумий А.Т. Твардовского? Давайте обозначим этот вопрос, как проблемный и подготовим на него развернутый, осмысленный ответ, проанализировав концепты слов, заключенных в названии». (СЛАЙД № 6)
Работа с текстом
Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание: выписать все лексические эквиваленты к слову ДОМ.
1-я группа анализирует главы с 1 по 3; 2-я – с 4 по 6; 3-я – с 7 по 9 главы.
Эти слова ученики записывают на стикерах, которые по окончании работы приклеивают на доску в виде кластера, в центре которого учитель поместил слово ДОМ.
Синонимы к слову «дом»: хата, пуна, жилье, кибитка-дом, сад, хозяйство, келья, квартира, светлица, сруб.
В ходе исследования учитель раздает группам Толковые словари, к которым учащиеся обращаются для выяснения слов «келья», «хата», «светлица». После этого включает слайд (СЛАЙД № 7).
Слова «пуна» в словаре нет, поэтому учитель выносит его на слайд.
Пуна – (ударение на первом слоге) – диалектное слово смоленских говоров, сарай для хранения сена. (СЛАЙД № 8)
Учитель: «Обратите внимание на слова «пуна», «сад» и «хозяйство». Будут ли они синонимами?»
Ученик: «Они будут контекстными синонимами»
Учитель: «А давайте попробуем теперь из этих слов составим лексико-семантические группы»
Учитель раздает группам листочки-карточки со словами, представленными на кластере, а они дают название лексико-семантической группе.
1 группа получает набор слов: хата, пуна, хозяйство, сад, жилье;
2 группа – слово келья;
3 группа – сруб, квартира, светлица.
Группы называют лексико-семантические поля: 1-я – Родина; 2-я – одиночество; 3-я – новая жизнь.
Учитель: «Посмотрите на кластер, составленный вами на доске и сверьте с кластером на слайде, каких слов не хватает?» (СЛАЙД № 9)
Ученик: «Пепелище» и «кибитка-дом»
Учитель: «Почему «пепелище» стоит особняком?»
Ученик: «Потому что оно обозначает разрушение, смерть»
Учитель: «Давайте выстроим в хронологическом порядке эти группы слов. Что получается? Куда мы вставим смерть дома?
Дом-Родина - смерть дома – одиночество - новая жизнь. (СЛАЙД № 10)
Учитель: «Какой смысл кроется за этой хронологией?»
Ученик: «Философское осмысление жизни».
Из ответов учеников выстраивается примерно следующий вывод: в родной теплый, чистый, уютный и красивый дом пришла смерть. Она разрушила все до основания, после чего у выживших наступило полное одиночество. Но человек нашел в себе силы не только не сломаться, но и начать новую жизнь.
Учитель: «А почему я не взяла кибитку-дом?»
Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что кибитка – это кочевая жизнь, жизнь, связанная с дорогой.
Учитель: «В каких отношениях находятся дом и дорога?»
Из ответов учеников: дорога – это символ движения, она развела всех по разным сторонам, но она и вернула солдата домой, к новой жизни.
Закрепление
Первичное закрепление
Учитель: «Давайте вернемся к нашему плану урока. О чем мы еще не сказали? Почему автор определяет жанр своей поэмы, как лирическая хроника?»
Ученики находят в Толковых словарях значение слова «хроника».
Учитель: «Дайте определение лирической хроники».
Из словаря С.И. Ожегова: «Хроника – это литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий».(СЛАЙД № 11)
Ученики делают вывод от том, что А.Т. Твардовский хронологически выстраивая события, показывает трагическую судьбу крестьянской семьи Сивцовых, вызывая глубокое соучастие, сопереживание, достигая огромного эмоционального накала.
Подведение к самостоятельному выводу
Учитель: «Ребята, в ходе чтения вы обратили внимание на сроки, повторяющиеся рефреном. Назовите их»
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.
Учитель: «Какую смысловую нагрузку они несут?»
Ученики: «Прославляют крестьянский труд, или символизируют человека- труженика».
Учитель: «Так какой основной мотив поэмы?»
Ученики: «Мотив труда».
Учитель: «К какому общему выводу мы можем прийти?»
Обобщенный вывод из ответов учеников: только труд может поднять человека на ноги, поможет забыть тяжелое горе и сроить жизнь заново. (СЛАЙД № 12)
Учитель: «А можем ли мы сказать, что главные герои совершили подвиг?»
Ученики рассуждают о том, что подвиг – это не всегда громкая слава, бывают подвиги тихие, как, например, Андрей Сивцов уже совершил подвиг тем, что нашел в себе силы не сломаться и опуститься с горя, а начать новую жизнь. Анна Сивцова совершила нравственный подвиг, сохранив семью, родив в неволе сына, ради которого стойко переносила все лишения.
Учитель предлагает детям вернуться к первому слайду: «Если хорошо присмотреться, вспомнив детали портрета, то, может быть, герой этого плейкаста все же не Андрей Сивцов, а другой Андрей?»
Ученик: «Это Андрей Соколов из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
Учитель: «В жизни ничего не бывает случайного. В данных произведениях не только похожие судьбы, но и имена одинаковые. А знаете, что значит имя Андрей? Посмотрите на слайд. (СЛАЙД № 13)
Давайте как-то попытаемся связать эти вещи одной нитью».
Ответы учеников свелись к следующему итогу: на примере семьи Сивцовых автор показывает боль за судьбы тысяч таких семей, о которых предпочитали молчать. (СЛАЙД № 14)
Рефлексия
Учащиеся заполняют лист самоанализа: (СЛАЙД № 15)
Я узнал…
Я почувствовал…
Я научился…
Лист самоанализа ученика: «Я узнал, что у войны есть другое лицо и другие герои. Я почувствовал боль и горечь тех страшных лет. Я научился уважать свою историю, любить свой народ и гордиться русским человеком-тружеником!» (СЛАЙД № 16)
Домашнее задание
Учитель: «Задание дифференцированного характера:
1.Вы видели плейкаст, который создала я по фрагменту рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Предлагаю создать вам по любому фрагменту поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги»;
2. Напишите эссе «Хочется закончить поэму…» (СЛАЙД № 17)
В конце урока учитель открывает последний слайд…
Дом у дороги. Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году. Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны. Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вражеском тылу, возле собственного дома, испытывая усталость от перенесенных лишений. Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...». «Я начал песню в трудный год, Когда зимой студёной Война стояла у ворот Столицы осаждённой. Но я с тобою был, солдат, С тобою неизменно - До той и с той зимы подряд В одной страде военной. Твоей судьбой я только жил И пел её доныне, А эту песню отложил, Прервав на половине. И как вернуться ты не мог С войны к жене–солдатке, Так я не мог Весь этот срок Вернуться к той тетрадке. «.
Слайд 15 из презентации «Александр трифонович твардовский»Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Александр трифонович твардовский.pptx» можно в zip-архиве размером 2416 КБ.
Твардовский
«Твардовский По праву памяти» - Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. При жизни автора произведение не будет издано. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Главный редактор журнала «Новый мир».
«Стихи и поэмы Твардовского» - В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте. (1910 - 1971). Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель.
«Годы жизни Твардовского» - 2. Сын за отца не отвечает. 3. О памяти. 1. Перед отлетом. Твардовский Александр Трифонович. Советский писатель и поэт. Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Главный редактор журнала «Новый мир». Член ВКП с 1940 года. Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.
«Поэт Твардовский» - Первая проба пера. Твардовский - народный поэт. Страницы жизни и творчества. А.Т.Твардовский Страницы жизни и творчества. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Самая знаменитая поэма - созданная во время войны поэма "Василий Теркин. Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата.
«Литература Твардовский» - Годы начавшейся вскоре коллективизации А. Твардовский называл в «Автобиографии» самыми значительными в своей жизни. Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на одном из хуторов небогатой Смоленщины в многодетной семье сельского кузнеца. Со второй половины 40-х годов А. Т. Твардовский входит в число высших руководителей Союза советских писателей, в 1950-м получает назначение на пост главного редактора журнала «Новый мир».