Дом у дороги твардовский анализ по главам. Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи

Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.

Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:

“Коси коса

Пока роса” …

Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.

Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.

Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.

В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.

Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (221)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (231)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (228)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (222)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в...

    • "Судьба человека" главные герои (273)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (195)

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (213)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено...

«Дом у дороги» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Глубокий демократизм Твардовского, столь ярко проявившийся в «Василии Теркине », отличает и замысел его поэмы «Дом у дороги» (1942—1946). Она посвящена судьбе простой крестьянской семьи, испытавшей все тяготы войны. Подзаголовок поэмы — «лирическая хроника» — точно соответствует ее содержанию и характеру. Жанр хроники в традиционном ее понимании — это изложение исторических событий в их временной последовательности. Для поэта судьба семьи Сивцовых с ее трагизмом и типичностью для тех лет не только отвечает этим жанровым требованиям, но и вызывает соучастие, глубокое сопереживание, достигающее огромного эмоционального накала и побуждающее автора постоянно вмешиваться в повествование.

Судьба, подобная выпавшей Андрею Сивцову, была намечена уже в «Василии Теркине», в главах «Перед боем» и «Про солдата-сироту». Теперь же она изображена подробнее и еще более драматизирована.

Открывающая поэму картина последнего мирного воскресенья исполнена той «традиционной красоты» сельского труда (косьбы «по праздничному делу»), которая поэтизировалась Твардовским еще со времен «Страны Муравии». Это дорогое и горькое воспоминание о привычном и любимом крестьянском обиходе, о «жилье, уюте, порядке», прерванном (а для многих — навсегда оборванном) войною, будет впоследствии постоянно воскресать в поэме вместе с вековым присловьем:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой —
И мы домой.

В тяжкую пору отступления Сивцов ненадолго тайком заходит домой — «худой, заросший, словно весь посыпанный золою» (мельком упомянута и «бахромка рукава» обтрепавшейся шинели), но упорно прокладывающий «никем не писанный маршрут» вдогонку за фронтом.

История его жены еще драматичнее. Всегда преклонявшийся перед образом женщины-матери, запечатлевший его во многих стихотворениях разных лет («Песня», «Матери», «Мать и сын» и др.) Твардовский на этот раз создал особенно многогранный характер. Анна Сивцова не просто обаятельна («В речах остра, в делах быстра, Как змейка, вся ходила»), но полна величайшей самоотверженности, душевной силы, позволяющей ей вынести самые страшные испытания, например отправку на чужбину, в Германию:

И хоть самой — на снег босой,
Троих одеть успей.

Рукой дрожащею лови
Крючки, завязки, мать.

Нехитрой ложью норови
Ребячий страх унять.

И всю свою в дорогу кладь,
Как из огня, схвати.

Материнская трагедия и вместе с тем героизм Анны достигают вершины, когда у нее в каторжном бараке рождается сын, казалось бы заведомо обреченный на гибель. Замечательно используя поэтику народных причитаний, плачей («Зачем в такой недобрый срок зазеленела веточка? Зачем случился ты, сынок, моя родная деточка?»), Твардовский передает воображаемый, фантастический разговор матери с ребенком, переход от отчаяния к надежде:

Я мал, я слаб, я свежесть дня

Твоею кожей чую.
Дай ветру дунуть на меня —
И руки развяжу я,

Ho ты не дашь ему подуть,
He дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.

Герои «Дома у дороги» так же оказываются лицом к лицу с гибелью, безнадежностью, отчаянием, как это было с Теркиным в главе «Смерть и Воин», и так же выходят победителями из этого противостояния. В очерке «В родных местах», рассказывая о своем односельчанине, который, как и Андрей Сивцов, строил дом на пепелище, Твардовский выразил свое отношение к этому с публицистической прямотой: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...» В поэме же автор предоставлял возможность сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись самым лаконичным описанием этого негромогласного подвига Андрея Сивцова:

...Потянул с больной ногой
На старую селибу.

Перекурил, шинель долой,
Разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой,
Так надо строить хату.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной —
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Читателю хочется видеть в ней именно Анну, но такт художника предостерег Твардовского от благополучного финала. В одной из статей поэт замечал, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, „доисследования“ затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов». И в своей собственной поэме Твардовский позволял читателям живо представить себе и трагический конец, который имели подобные истории в жизни множества людей.


«Дом у дороги» А. Твардовского – лиро-эпическое произведе­ние. Цель работы – рассмотреть композицию поэмы в связи с ее жанровым своеобразием.

Раскройте идейно-эмоциональное значение первой главы – лирического вступления к поэме о судьбе Родины, отметьте в нем ли­рическое и эпическое начала, осмыслите ключевые образы «Дома у дороги» и образа поэта (лирического героя), судьба которого неотделима от судьбы Родины.

Объясните принцип отбора материала в поэме; подумайте, какие основные вехи жизни «дома у дороги» намечены автором и поче­му; чем объясняется обобщенность художественных образов (от­сутствие индивидуализации) и каковы пути их создания.

Выявите художественную логику расположения материала, за­кономерность «смещения времени» и «совмещения времен» в «ли­рической хронике», значение повторяющегося рефрена «Коси, ко­са, пока роса, роса долой, и мы домой».

Проследите развитие лирической темы, связанной с образом са­мого поэта, который в постижении и эмоциональном восприятии событий сливается с героями поэмы, а также уловите изменение ли­рической интонации, обусловленное характером размышлений и переживаний автора.

Литература

1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008.

2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985.

3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.

4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989.

5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.

РАЗДЕЛ VI

ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА)

Общие методические указания к темам VI раздела



В работе над темами данного раздела важно раскрыть обуслов­ленность стилистики (лексики, синтаксиса, тропов и фигур) идейно-худо­жественными задачами, которые решает писатель в произведении. При этом необходимо учесть, что слово в художественном контек­сте получает новые смысловые и эмоциональные оттенки, как бы обнаруживает скрытые в нем силы. В поэтической речи эстетическое значение приобретают любые используемые писателем слова, а также отобранные им синонимы, архаизмы, прозаизмы, диалек­тизмы, варваризмы. В каждом конкретном случае следует выявить их функцию. Это относится к поэтическому синтаксису, который наряду с лексикой придает художественной речи особую экспрес­сивность (выразительность).

В стилистике художественного произведения значительную роль играют также тропы. Они рождаются творческим воображением писателя, и поэтому в них сказывается миропонимание, мироощу­щение автора и характер его дарования. Анализ стилистики требу­ет уяснения эстетического значения любого тропа – эпитета, срав­нения, метафоры, олицетворения, метонимии, перифраза, иронии, символа, аллегории и др., постижения его связи со всем идейно-эмоциональным строением произведения. В характере выбора тропов, их ис­пользовании в художественном контексте всегда проявляется творческая индивидуальность писателя. Ее и нужно раскрыть, работая над темами данного раздела. Привлечение творческой исто­рии произведения поможет понять, какую большую работу проде­лывает писатель в поисках необходимого слова, образа.

Необходимо учитывать также и историко-литературный кон­текст, определенную власть литературной традиции. Это позволит обнаружить, что те или иные метафоры, эпитеты на разных этапах развития литературы могут быть истолкованы как новые или тра­диционные; увидеть, как художник обновляет традиционные тропы, наполняет их новым смыслом.

При выполнении контрольных работ по темам этого раздела следует показать, что стилистика литературного произведения, вы­ражая его идейно-художественное содержание, определяется спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.

ТЕМА 42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА

«ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ» И «БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ...»

Размышления о жизни и смерти являются тематической ос­новой указанных в названии темы стихотворений Пушкина. Путем сравнительного анализа докажите, что тематическая близость от­нюдь не ведет к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений. В работе следует выяснить стилистическое и ритмико-интонационное своеобразие стихотворений, показать целенап­равленность в отборе лексики и синтаксических форм, а также рас­крыть обусловленность созданных художником тропов поэтиче­ской мыслью, лежащей в основе каждого стихотворения.

В заключение необходимо проследить, как в стилистике стихотво­рений «Дорожные жалобы» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» выражается разнообразие переживаний поэта, связанных с одни­ми и теми же явлениями жизни.

Литература

1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977.

2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.

5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.

ТЕМА 43. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Ф.И. ТЮТЧЕВА

На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художест­венные функции и возможности.

Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело по­строенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворе­ния, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным при­емом Тютчева было параллельное изображение природы и нрав­ственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопо­ставлений и их художественные цели.

Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В та­кого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, наме­ком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи дру­гих метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явле­ниями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах ма­териального мира открывается содержание психологическое, эсте­тическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта.

Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю бого­служенье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отли­чаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живопис­ной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понима­ние тютчевской символики, рассмотрите вопрос о художественной выразительности развернутых метафор поэта.

Работая над темой, обратите внимание на тонкий анализ мета­форичности Тютчева, данный первым биографом поэта и одним из лучших его критиков – И. С. Аксаковым (см. список рекомендуе­мой литературы) при рассмотрении таких стихотворений, как «Слезы людские, о слезы людские...», «Полдень», «Радуга», и в особенности стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...».

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.

3. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009.

4. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

5. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

6. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-74. Лите­ратурно-теоретические исследования. – М., 1975.

МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края

Урок по Великой Отечественной войне

В 11 классе

«Дом у дороги»

Разработан учителем русского языка

и литературы МБОУ «Побединская СОШ»

Целинного района Алтайского края

Бойко Еленой Валерьевной

Тема: «Осмысление темы войны в поэме А.Т. Твардовского

«Дом у дороги»

Цели урока:

Предметные: рассмотреть представление военной тематики через концепт ключевых слов «дорога» и «дом»;

Личностные: нравственно-этическая ориентация личности, развитие моральной готовности к сопереживанию, стойкого неприятия разрушающей силы войны, прививание чувства гордости за свой народ, уважение к человеку труда;

Метапредметные:

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

регулятивные : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные : планированиекоммуникации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачам и условиями.

Средства обучения: учебник Литература 11 класс в 2 частях под ред. Журавлева В.П., Толковые словари, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал: карточки-стикеры, карточки-слова, лист самоанализа.

Этапы урока

    Мотивация

Учитель: «Ребята, сегодня мы пройдем дорогами, которыми прошла наша страна 70 лет назад. Ни один автор не обошел эту тему стороной: он оставил нам память о том страшном испытании, и мы будем знакомиться с ней через страницы книг и бережно хранить её».

Учитель показывает плейкаст с изображением фрагмента повести М.А. Шолохова «Судьба человека». На него наложена песня «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского в исполнении Марка Бернеса. (СЛАЙД № 2)

Учитель: «Скажите, что отражает данный плейкаст?»

Ученик: «Сюжет поэмы «Дом у дороги». (Ученики не точны, но учитель пока не акцентирует внимание на этом, так как вернется к этому слайду в конце урока).

    Актуализация знаний

Учитель: «Что вы готовили дома?»

Ученик: «Читали поэму А.Т. Твардовского «Дом у дороги», рассматривали образы главных героев и давали им полную характеристику».

Учитель: «Исходя из этого, давайте сформулируем тему урока».

Ученик: «Герои войны в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги».

Учитель корректирует формулировку темы.

Учитель: «Чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, давайте составим план наших действий: 1) прослушать сообщения на тему «Судьба Андрея Сивцова», «Судьба Анны Сивцовой»; 2) рассмотреть концепты слов, заданных в названии; 3) выяснить значение подзаголовка «лирическая хроника»; 4) определить основной мотив поэмы; 5) сделать самоанализ (СЛАЙД № 3).

Два ученика рассказывают сообщение о судьбе Андрея Сивцова и Анны Сивцовой.

Сообщение 1 ученика: «Андрей – деревенский житель, хозяин дома, муж Анны Сивцовой. В их семье двое детей. Война вторгается в жизнь простых тружеников, разрушая их спокойный быт, размеренный уклад, привычный ритм красивой жизни. Андрей уходит на войну и попадает в окружение. Он вынужден встречаться с женой не в собственном доме, а в пуне. Так как в их дом вошли чужаки – немцы. Потом он в одиночку ищет дорогу к своим. Пройдя дорогами войны, возвращается солдат домой, а дома нет, и семьи нет. Он строит дом и ждет семью». (СЛАЙД № 4)

Сообщение 2 ученика: «Анна Сивцова – молодая, красивая, работящая женщина, жена Андрея. Она очень хорошая хозяйка и заботливая мать. После ухода мужа на войну на ее плечи легли все заботы по дому, хозяйству, заботы о детях. Вместе с детьми она угнана в плен в Германию. Там у нее родился третий сын». (СЛАЙД № 5)

    Формирование новых знаний

Учитель: «Мы рассмотрели 2 главных образа. А есть ли в поэме третий образ, переживающий за них, сочувствующий им, сострадающий?»

Учитель: «Каких о каких героях повествует нам автор?»

Ученик: «Об обычных простых людях»

Учитель: «Более того, в то время это были вовсе не герои. Люди, попавшие в окружение или плен, считались изменниками Родины. Но в чем их измена? Разве они не достойны называться героями? Разве они не достойны, чтобы их помнили?»

Ученик: «Достойны, и мы должны знать все о той войне»

Учитель: «Много домов было разрушено, сожжено, не всем удалось их восстановить. Почему же именно «дом у дороги» явился предметом размышлений и раздумий А.Т. Твардовского? Давайте обозначим этот вопрос, как проблемный и подготовим на него развернутый, осмысленный ответ, проанализировав концепты слов, заключенных в названии». (СЛАЙД № 6)

Работа с текстом

Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание: выписать все лексические эквиваленты к слову ДОМ.

1-я группа анализирует главы с 1 по 3; 2-я – с 4 по 6; 3-я – с 7 по 9 главы.

Эти слова ученики записывают на стикерах, которые по окончании работы приклеивают на доску в виде кластера, в центре которого учитель поместил слово ДОМ.

Синонимы к слову «дом»: хата, пуна, жилье, кибитка-дом, сад, хозяйство, келья, квартира, светлица, сруб.

В ходе исследования учитель раздает группам Толковые словари, к которым учащиеся обращаются для выяснения слов «келья», «хата», «светлица». После этого включает слайд (СЛАЙД № 7).

Слова «пуна» в словаре нет, поэтому учитель выносит его на слайд.

Пуна – (ударение на первом слоге) – диалектное слово смоленских говоров, сарай для хранения сена. (СЛАЙД № 8)

Учитель: «Обратите внимание на слова «пуна», «сад» и «хозяйство». Будут ли они синонимами?»

Ученик: «Они будут контекстными синонимами»

Учитель: «А давайте попробуем теперь из этих слов составим лексико-семантические группы»

Учитель раздает группам листочки-карточки со словами, представленными на кластере, а они дают название лексико-семантической группе.

1 группа получает набор слов: хата, пуна, хозяйство, сад, жилье;

2 группа – слово келья;

3 группа – сруб, квартира, светлица.

Группы называют лексико-семантические поля: 1-я – Родина; 2-я – одиночество; 3-я – новая жизнь.

Учитель: «Посмотрите на кластер, составленный вами на доске и сверьте с кластером на слайде, каких слов не хватает?» (СЛАЙД № 9)

Ученик: «Пепелище» и «кибитка-дом»

Учитель: «Почему «пепелище» стоит особняком?»

Ученик: «Потому что оно обозначает разрушение, смерть»

Учитель: «Давайте выстроим в хронологическом порядке эти группы слов. Что получается? Куда мы вставим смерть дома?

Дом-Родина - смерть дома – одиночество - новая жизнь. (СЛАЙД № 10)

Учитель: «Какой смысл кроется за этой хронологией?»

Ученик: «Философское осмысление жизни».

Из ответов учеников выстраивается примерно следующий вывод: в родной теплый, чистый, уютный и красивый дом пришла смерть. Она разрушила все до основания, после чего у выживших наступило полное одиночество. Но человек нашел в себе силы не только не сломаться, но и начать новую жизнь.

Учитель: «А почему я не взяла кибитку-дом?»

Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что кибитка – это кочевая жизнь, жизнь, связанная с дорогой.

Учитель: «В каких отношениях находятся дом и дорога?»

Из ответов учеников: дорога – это символ движения, она развела всех по разным сторонам, но она и вернула солдата домой, к новой жизни.

    Закрепление

Первичное закрепление

Учитель: «Давайте вернемся к нашему плану урока. О чем мы еще не сказали? Почему автор определяет жанр своей поэмы, как лирическая хроника?»

Ученики находят в Толковых словарях значение слова «хроника».

Учитель: «Дайте определение лирической хроники».

Из словаря С.И. Ожегова: «Хроника – это литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий».(СЛАЙД № 11)

Ученики делают вывод от том, что А.Т. Твардовский хронологически выстраивая события, показывает трагическую судьбу крестьянской семьи Сивцовых, вызывая глубокое соучастие, сопереживание, достигая огромного эмоционального накала.

Подведение к самостоятельному выводу

Учитель: «Ребята, в ходе чтения вы обратили внимание на сроки, повторяющиеся рефреном. Назовите их»

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

Учитель: «Какую смысловую нагрузку они несут?»

Ученики: «Прославляют крестьянский труд, или символизируют человека- труженика».

Учитель: «Так какой основной мотив поэмы?»

Ученики: «Мотив труда».

Учитель: «К какому общему выводу мы можем прийти?»

Обобщенный вывод из ответов учеников: только труд может поднять человека на ноги, поможет забыть тяжелое горе и сроить жизнь заново. (СЛАЙД № 12)

Учитель: «А можем ли мы сказать, что главные герои совершили подвиг?»

Ученики рассуждают о том, что подвиг – это не всегда громкая слава, бывают подвиги тихие, как, например, Андрей Сивцов уже совершил подвиг тем, что нашел в себе силы не сломаться и опуститься с горя, а начать новую жизнь. Анна Сивцова совершила нравственный подвиг, сохранив семью, родив в неволе сына, ради которого стойко переносила все лишения.

Учитель предлагает детям вернуться к первому слайду: «Если хорошо присмотреться, вспомнив детали портрета, то, может быть, герой этого плейкаста все же не Андрей Сивцов, а другой Андрей?»

Ученик: «Это Андрей Соколов из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Учитель: «В жизни ничего не бывает случайного. В данных произведениях не только похожие судьбы, но и имена одинаковые. А знаете, что значит имя Андрей? Посмотрите на слайд. (СЛАЙД № 13)

Давайте как-то попытаемся связать эти вещи одной нитью».

Ответы учеников свелись к следующему итогу: на примере семьи Сивцовых автор показывает боль за судьбы тысяч таких семей, о которых предпочитали молчать. (СЛАЙД № 14)

    Рефлексия

Учащиеся заполняют лист самоанализа: (СЛАЙД № 15)

Я узнал…

Я почувствовал…

Я научился…

Лист самоанализа ученика: «Я узнал, что у войны есть другое лицо и другие герои. Я почувствовал боль и горечь тех страшных лет. Я научился уважать свою историю, любить свой народ и гордиться русским человеком-тружеником!» (СЛАЙД № 16)

    Домашнее задание

Учитель: «Задание дифференцированного характера:

1.Вы видели плейкаст, который создала я по фрагменту рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Предлагаю создать вам по любому фрагменту поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги»;

2. Напишите эссе «Хочется закончить поэму…» (СЛАЙД № 17)

В конце урока учитель открывает последний слайд…

Дом у дороги. Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году. Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны. Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вра­жеском тылу, возле собственного дома, испытывая уста­лость от перенесенных лишений. Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естест­венным казалось определить возведение этого незатейли­вого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...». «Я начал песню в трудный год, Когда зимой студёной Война стояла у ворот Столицы осаждённой. Но я с тобою был, солдат, С тобою неизменно - До той и с той зимы подряд В одной страде военной. Твоей судьбой я только жил И пел её доныне, А эту песню отложил, Прервав на половине. И как вернуться ты не мог С войны к жене–солдатке, Так я не мог Весь этот срок Вернуться к той тетрадке. «.

Слайд 15 из презентации «Александр трифонович твардовский»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Александр трифонович твардовский.pptx» можно в zip-архиве размером 2416 КБ.

Скачать презентацию

Твардовский

«Твардовский По праву памяти» - Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. При жизни автора произведение не будет издано. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Главный редактор журнала «Новый мир».

«Стихи и поэмы Твардовского» - В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте. (1910 - 1971). Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель.

«Годы жизни Твардовского» - 2. Сын за отца не отвечает. 3. О памяти. 1. Перед отлетом. Твардовский Александр Трифонович. Советский писатель и поэт. Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Главный редактор журнала «Новый мир». Член ВКП с 1940 года. Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.

«Поэт Твардовский» - Первая проба пера. Твардовский - народный поэт. Страницы жизни и творчества. А.Т.Твардовский Страницы жизни и творчества. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Самая знаменитая поэма - созданная во время войны поэма "Василий Теркин. Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата.

«Литература Твардовский» - Годы начавшейся вскоре коллективизации А. Твардовский называл в «Автобиографии» самыми значительными в своей жизни. Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на одном из хуторов небогатой Смоленщины в многодетной семье сельского кузнеца. Со второй половины 40-х годов А. Т. Твардовский входит в число высших руководителей Союза советских писателей, в 1950-м получает назначение на пост главного редактора журнала «Новый мир».

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.