Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Блеск и нищета непрерывного экологического образования в россии Некоторые формы проведения внеурочных занятий

Разделы: Внеклассная работа

В мире, где мы живем и трудимся, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все науки о природе и человеке. Однако, знания, получаемые учащимися в школе на протяжении всех лет обучения, представляются в разобщенном виде, не связанные между собой общими законами. Отсюда неумение школьников соединять получаемые знания в сознании и сделать так, чтобы каждый момент получения знаний был одновременно формированием целостной картины представлений о природе. Вопрос обеспечения непрерывного экологического образования учащихся способствует реализации идей интегрированного подхода к преподаванию предметов естественно-математического цикла.

Вопросы, связанные с воспитанием экологически грамотной личности могут успешно решаться не усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на межпредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим с 1997 года в школе создана творческая группа учителей естественно-математического цикла. Цели и задачи работы нашей творческой группы по развитию экологической культуры у школьников исходят из задач работы школы, в которой приоритетным является эколого-краеведческое направление в воспитании и обучении.

В условиях сельской школы актуальность данного опыта очевидна. Малокомплектность классов, более высокий коэффициент сплоченности коллектива сельских школьников по сравнению с городскими, большие возможности практических полевых исследований, удобство ведений фенологических наблюдений создают благоприятные условия для организации целенаправленного воспитательного воздействие на личность ученика с целью повышения уровня его экологической культуры.

Цель педагогической деятельности: формирование экологической грамотности и культуры личности, воспитание чувства ответственности у учащихся для решения экологических проблем через единство воспитательной и образовательной деятельности.

В организации работы по развитию экологической культуры, мы придерживаемся следующих определений этого понятия в методической литературе.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

  • интерес к природе;
  • знания о природе и ее охране;
  • эстетические и нравственные чувства к природе;
  • позитивная деятельность в природе;
  • мотивы, определяющие поступки детей в природе.

В своей работе творческая группа придерживается идеи того, что экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:

  • семья;
  • детские дошкольные учреждения;
  • школа;
  • внешкольные воспитательные учреждения;
  • средства массовой информации;
  • самовоспитание.

Основные направления и виды деятельности.

Наши дети посещают детский сад «Солнышко», одним из направлений воспитательной работы – является экологическое.

  • Экологизация предметов естественно – математического цикла, на всех ступенях образования
  • Значимая часть в организации непрерывного экологического образования учащихся творческая группа отводит внеурочной и внеклассной работе по природоохранным мероприятиям. Работа строится на основе авторской программы «Экологического воспитания учащихся по внеклассной работе».

Основные этапы реализации данной программы:

Занятия в кружках:

1. Знатоки родного края – Гайтанова Н.Н.
На занятиях объединения «Знатоки родного края» реализуется программа География Гусь-Хрустального района, целью которой является развитие интереса учащихся к истории и географии и экологии своего района, города, деревни, формирование у них знаний об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.

2. Юный эколог – Крылова Т.В.
На занятиях объединения «Юный эколог» реализуется программа юные экологи родного края с целью воспитания у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.

3. Мой друг, компьютер – Русакова С.Л.
На занятиях объединения «Мой друг, компьютер» внедряется применение ИКТ в системе непрерывного экологического образования, что способствует быстрой адаптации учащихся к трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.

4. БИГ (биология + информатика + география).
На занятиях объединения интегрируются знания учащихся, полученные на уроках географии, информатики и физики.
Руководители: Гайтанова Н.Н., Русакова С.Л., Крылова Т.В.

Некоторые формы проведения внеурочных занятий

1. Организация экскурсий для учащихся начальной школы.

Например. Экскурсия с целью знакомства с природой и жизнью леса, луга, пойма реки, населяющими их насекомыми, животными и птицами; пропаганды охраны природы;

Первая остановка. Руку дружбы – природе.
Вторая остановка. Дети – дозорные природы.
Третья остановка. Защитим пернатое племя.
Четвертая остановка. В лесу родилась елочка.
Пятая остановка. Золотой луг.

2. Организация экскурсий и занятий в школьной комнате боевой славы и краеведческого уголка.

3. Проводятся мероприятия под общим названием «Час открытых дверей в кабинете физики и химии». Это мероприятия, проводимые учителями или учащимися старших классов для учащихся среднего звена. Их содержание составляют занимательные истории, опыты, викторины, фокусы, стихи, сценки, связанный с физикой, химией, биологией, экологией (Зимняя сказка, В защиту природы, Путешествие по временам года).

4. Традиционное ежегодное проведение экологического марафона. Данный проект представляет собой комплексную программу – цикл творческой экологически-ориентированной деятельности учащихся. Проект решает такие задачи, как:

  • пробуждение в юных интереса к окружающему миру;
  • информирование школьников об экологической ситуации в районе;
  • распространение экологических связей;
  • объединение школьников для решения экологических проблем.

Заключительным этапом марафона является заседание КОАППа. (Приложение 1 )

5. Организация школьной экологической тропы. Цель создания – организация учебной и просветительской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Остановки:
«Речка Гром-Платина», болотце, березовая роща, родники и источники чистой питьевой воды, лесопосадка, спас-Преображенский храм.

6. Работа по созданию школьного лесничества.
Немаловажным шагом в развитии экологической культуры являются наблюдения в природе. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
При организации наблюдений в природе мы пользуемся обобщенной схемой обследования предмета.

Примерная схема наблюдения животного

1) Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделить отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2) Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравнить с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия.
3) Особенности и роль данного животного в жизни человека.
4) Интерпретировать воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

7. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Темы исследовательских работ, выполненные учащимися.

  • Исследование погоды по народным приметам.
  • Флора и фауна НП «Мещера»
  • Презентация проекта «Птицы – краснокнижники НП «Мещера»
  • Зимородок – птица года.
  • Флаг, герб и гимн – гордость Российского народа.
  • Славься край своими сынами.
  • Есть женщины в русских селеньях.
  • История храма Преображенье.
  • НП «Мещера».
  • Исследование видов лекарственных растений в окрестности деревни Аксеново.
  • Устойчивость растений на биогумусе и гумистаре к химическим препаратам.
  • Исследование муравейников в окрестности деревень Маслиха, Красный Октябрь, Цикуль.
  • Антропогенное влияние на численность муравейников.

8. Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края сочетается с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников, охраной муравейников, подкормкой птиц.

Участие в трудовых акциях:

  • Мусору – вторая жизнь.
  • Зеленая стрела.
  • Помоги птицам.
  • Сохраним нашу землю голубой и зеленой.

По-видимому, теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И тем не менее люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей… Так что задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Противоречия между обществом и природой сейчас достигли не просто большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу: дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человека как биологического вида. Только раннее формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Приложение 2 . Отчет о проведении «Марша парков-2008»

Система непрерывного экологического образования включает семь уровней: домашнее (семейное) экологическое воспитание, общее экологическое образование (период детства, школа), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее), послевузовское, дополнительное экологическое образование на всех уровнях, профессионально-экологическая переподготовка, повышение квалификации руководителей всех типов учреждений, предприятий и организаций, специалистов и служащих, чья профессиональная деятельность связана с использованием природных ресурсов, прямым или косвенным влиянием на состояние городской природной среды и воспитанием личности. Уровневую структуру экологического образования дополняет организационноуправленческая структура, направленная на экологическое просвещение населения. Она охватывает все слои населения и позволяет реализовать информационные и практические интересы жителей в области экологии, экологической безопасности и качества окружающей природной среды мегаполиса.[ ...]

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.[ ...]

Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1994.[ ...]

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования Должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.[ ...]

Таким образом, преподавание экологического права осуществляется на стабильной основе и даже имеет тенденцию к расширению. Этого нельзя сказать о преподавании общего курса, экологии. В резолюции парламентских слушаний «Об экологической культуре» (ноябрь 2000 г.) подчеркивалось, что система непрерывного экологического образования в стране деформируется и фактически срывается. Из базисного учебного плана общеобразовательной школы исключен курс «Экология», не вошел данный курс в программу 12-летнего образования, а педагогические вузы прекращают подготовку преподавателей-экологов. Наконец, в Федеральном экспертном совете Министерства образования РФ упразднена секция по экологии1.[ ...]

Принятые подходы к развитию системы непрерывного экологического образования в условиях мегаполиса позволили более отчетливо структурировать содержание и уровни образования, формировать преемственность, горизонтальное и вертикальное взаимодействие учреждений образования, культуры, науки, общественных организаций и их некоммерческое сотрудничество с администрацией в области развития экологической культуры городского сообщества.[ ...]

Система обеспечивает всем студентам получение непрерывного экологического образования: на первом этапе - общего, формирующего мировоззрение; на втором этапе - общеинженерного, развивающего понимание экологических проблем различных отраслей промышленности; на третьем этапе - специального, формирующего у студентов способности и умения принимать рациональные, инженерные решения и анализировать последствия этих решений для состояния окружающей среды. При выполнении квалификационных работ студенты решают задачи по обоснованию и обеспечению экологической безопасности и эффективности проводимых исследований и разрабатываемых проектов.[ ...]

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.[ ...]

Наиболее ответственная роль в этом процессе принадлежит науке и образованию, на основе которых в рамках Стратегического плана строится муниципальная система непрерывного экологического образования и просвещения. Для создания такой системы были проанализированы научно-образовательные ресурсы города, нор-мативно-правовая база, материально-технические возможности, информационные потоки, международный и местный опыт; проведены конкретные социологические исследования. Вопросы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования решались на нескольких научно-практических конференциях.[ ...]

В Уральском государственном техническом университете (УГТУ) система непрерывного экологического образования и воспитания включает обучение студентов и аспирантов, подготовку и повышение квалификации специалистов промышленности, государственных служащих и преподавателей по проблемам экологии и природопользования.[ ...]

Действующим законодательством провоза, „на всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания. Принцип комплексности экологического образования и воспитания означает, что эти два процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться совместно. Принцип непрерывности экологического образования обусловлен необходимостью постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого развития человеческой цивилизации.[ ...]

Анализ итогов реализации первой программы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения показывает, что научно-педагогический потенциал мегаполиса позволил на принятых концептуальных основаниях приступить к формированию многоуровневой муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения. Об этом свидетельствуют показатели успешности: призовые места екатеринбургских школьников и студентов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах в области экологии; престижные национальные премии; рост числа специальностей экологического профиля в вузах; появление на телевидении экологической передачи; более 500 (за последние три года) изданий учебной и методической литературы.[ ...]

Значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.[ ...]

Исходя из вышесказанного, в Нижегородской государственной медицинской академии разработана система непрерывного экологического образования, которая действует на трех этапах подготовки специалистов медицинского профиля: на уровне медицинского лицея и медицинского колледжа, в процессе обучения в вузе и на этапе последипломного образовательного процесса.[ ...]

В 1995 г. завершился период формирования научно обоснованных понятий и положений, определяющих место и роль экологического образования в системе мер по обеспечению национальной безопасности России. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в стране устанавливается система всеобщего непрерывного экологического образования населения. Так, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1997 г. Госкомэкология и Минобразования России завершили доработку федеральной целевой программы «Экологическое образование населения России». Программа рассчитана на период до 2010 г.[ ...]

Чтобы быть настоящими реалистами, необходимо думать уже теперь о школе будущего. Интересные мысли о школе и образовании в XXI в. высказывает профессор Г.А. Ягодин в статье «Школа будущего - школа развития личности. Рекомендации по созданию непрерывного экологического образования»2.[ ...]

Немаловажное значение в формировании кадрового потенциала, реализующего все вышеуказанные функции и методы, составляет всеобщее непрерывное экологическое образование.[ ...]

Мы благодарим всех авторов за участие в подготовке материалов пособия и надеемся на дальнейшее сотрудничество по внедрению системы непрерывного экологического образования в вузе.[ ...]

Даже аргументированное изложение статьи Г.А. Ягодина дает представление о школе будущего как школе развития личности. Речь идет о создании системы непрерывного экологического образования и экологическом воспитании от младенчества до взрослого человека. Существо авторского кредо сводится к следующему.[ ...]

НЕОФИТЫ [от гр. neos новый и phyton растение] - растения-новички в местной флоре. Появление Н. в ряде случаев требует принятия мер по предупреждению их распространения (напр., новых видов сорняков в агроценозах). Неофитом [гр. neophyíos] называют также нового сторонника к.-л. учения, религии. НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Образование экологическое непрерывное. НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ - экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей среды.[ ...]

Для осуществления координационных функций Г. РФ: согласовывает нормы, нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты и квоты на их изъятие; разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения; аннулирует лицензии (разрешения) или дает представления об их аннулировании; организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере экологии; разрабатывает, согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению сертификации экологической и паспортизации производств, хоз. и иных объектов и территорий; участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания; публикует либо передает для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения.

Введение

Обратиться к данной теме заставила с каждым днем обостряющаяся ситуация с положением ботанических садов России. Причем тут непрерывное экологическое образование (НЭО) могут спросить многие. Вот в этом-то вся проблема и самого образования и собственно ботанических садов. И вместе с ними полевых баз учебной практики вузов, полевых биостанций, полигонов, лесоопытных и т.д. и т.п. Проблема в том, что из системы НЭО выпала краеугольная его часть, неотрывный элемент всей методологии преподавания естественных знаний - практика, эксперимент, исследование. И эта тема в настоящее время может иметь весьма существенные отрицательные последствия ввиду общегосударственного призыва ко всем муниципальным, региональным органам местной власти по срочной разработке Концепций НЭО, имеющих уровень местных законодательных актов. С соответствующим финансированием и соответствующими организационно-административными действиями.

Блеск и нищета непрерывного экологического образования в России

Всеми, без исключения авторами, подчеркивается наличие устаревших технологий и изношенного оборудования многих производств, низкий уровень экологической культуры и грамотности работников, профессиональная неподготовленность специалистов и рабочих для обслуживания процессов экологического контроля, мониторинга, очистки и переработки (утилизации) отходов производств, которые также являются фактором ухудшения экологической ситуации. Основная масса людей вспоминает об экологии между другими делами, обращая внимание на какой-то вопиющий факт (загрязнение водоема и почвы нефтью и нефтепродуктами из-за аварии на нефтепроводе, сброс неочищенных сточных вод в водоем и др.), что является выражением поверхностного отношения к проблеме не только отдельных людей, но и всего общества. Причина этого - низкий уровень жизни большинства населения, повышение которого на первоочередной план выдвигает интенсивную эксплуатацию природных ресурсов без учета наносимого ущерба и практическое несоблюдение экологических нормативов промышленными предприятиями. Выявляется основное противоречие: с одной стороны, интенсивная эксплуатация природных ресурсов приводит к росту национального дохода страны, с другой стороны, ухудшение качества окружающей среды приводит к снижению качества жизни населения, росту профессиональных заболеваний и ослаблению здоровья населения. Даже на первый профессиональный взгляд просматривается основное заблуждение: на первом плане сугубо материальная проблема. Полностью исключается столь важный в социологии больших систем аспект, которым являются и нематериальные ресурсы окружающей среды, нематериальные аспекты экологии и соответственно, экологического образования и просвещения. Но при таком однобоком подходе невозможно достичь основных целей НЭО: рационального природопользования и гармоничного развития человеческого общества и окружающей среды. Налицо вопиющее игнорирование основных принципов устойчивого развития, предусматривающих взаимодействие всех элементов триады "человек-общество-природа".

В области экологического образования за последние 10-15 лет появилось немало работ. В связи с исследуемой проблемой представляют определенный интерес работы, выполненные по следующим направлениям: региональные системы экологического образования (Л.В. Моисеева, М.А. Якунчев, Р.А. Махабадарова, Р.В. Опарин, Н.Г. Троицкая, Н.В. Русакова, О.В. Попова, И.Ю. Киселева и др.); теоретико-методологические проблемы экологического образования (Е.А. Когай, Л.П. Викторова, Н.З. Смирнова, И.Т. Гайсин и др.); экологизация дисциплин и интегрированное обучение (В.А. Игнатова, В.И. Николина, Ю.В. Железнякова, И.Ф. Токарева, Е.Г. Майш, Н.Ф. Винокурова и др.); экологическое воспитание (И.Ф. Виноградова, Т.П. Южакова, Л.И. Бурова, И.В. Цветкова, И.А. Рыжова, Г.Г. Парфилова и др.); экологическое образование и воспитание в школе (Т.А. Бабакова, B. C. Шилова, Г.С. Камерилова, О.Н. Пономарева, Н.В. Скалон, О.Ю. Тимофеева и др.); формирование экологической культуры (Е.В. Никонорова, С.Н. Глазачев, В.В. Бахарев, Е.И. Ефимова, О.Г. Товстуха и др.); экологическая подготовка учителей и преподавателей (А.В. Миронов, М.А. Лигай, А.Г. Бусыгин, С.В. Алексеев, Т.М. Носова, В.Ю. Осипова, И.П. Рябинина, Л.В. Панфилова и др.); экологическое просвещение (Л.А. Коханова); экологическая профессиональная подготовка (Н.М. Александрова). В области непрерывного экологического образования регионального и федерального уровней имеются публикации авторов: С.В. Алексеева, И.Д. Зверева, Ы.М. Черновой, Е.Л. Криксунова, И.Т. Гайсина, Л.Б. Стрельцова, Л. Буркова, Н.Г. Калегиной, И.Т. Суравегиной, Л.Л. Плешакова, Л.В. Миронова, О.Г. Козьмина, Н.С. Павловой, Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, В.М. Назаренко, С.Н. Глазачева, М.Л. Якунчева, Я.Д. Вишнякова, В.С. Белова, Н.М. Александровой и др. Основами их концепций являются биологические аспекты экологии (взаимодействие растительного и животного мира с окружающей средой и их взаимовлияние, влияние вредных веществ на растительный и животный мир), преемственность экологического образования. Несмотря на столь обширный интеллектуальный запас, всеми авторами признается недоступность для учащихся общеобразовательных учреждений и вузов в системе экологического просвещения, промышленных и региональных аспектов экологии, включающих изучение причин, условий и источников возникновения вредных выбросов, их физико-химических и токсических свойств, последствий влияния на окружающую среду, возможных способов их улавливания с последующей утилизацией, обезвреживанием или ликвидацией.

При всем видимом многообразии форм школьного экологического образования их эффективность, к сожалению, низка. Причины такого положения дел - в незначительной заинтересованности, профессиональной неподготовленности руководящих и педагогических кадров системы образования к развитию экологической культуры учащихся.

В системе дополнительного образования, например, Самарской области, занято более 80% учащихся, но лишь 5 % от этого числа обучаются по программам эколого-биологической направленности. Положительные результаты развития экологического дополнительного образования детей области подтверждаются итогами межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, фестивалей, конференций, где учащиеся демонстрируют высокий уровень достижений, защищают честь области и страны, получают дипломы и грамоты самого высокого ранга.

Но, к сожалению, как отмечают сами непосредственные участники данного процесса, в дополнительном экологическом образовании больше проблем, чем успехов.

Совершенно ясно, что разработка концепции и реализация непрерывного экологического образования с учетом промышленных и региональных аспектов экологии, могут быть осуществлены исключительно на основе системного анализа, позволяющего рассматривать структуру и содержание непрерывного экологического образования как целостный объект, от активного познания окружающей природной среды в дошкольных учреждениях и преемственности полученных знаний, умений и навыков в средней школе, в вузе, в сферах просвещения до открытого экологического образования с обязательным изучением отдельно или в интегрированной форме промышленных и региональных аспектов экологии в структуре системы, с активным подключением всех слоев и социальных групп общества. В данном случае под структурой понимается совокупность устойчивых связей системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Только в рамках системного анализа и подхода возможна логическая организация непрерывного экологического образования с учетом биологических, промышленных и региональных аспектов экологии. Объединение этих направлений в единую непрерывную экологическую образовательную технологию - основа формирования и развития экологической культуры населения региона. Что собственно и декларируется Концепцией устойчивого развития в "Повестке XXI век". Но мы сталкиваемся с абсолютно российским подходом, ведомственным. Проблематикой, системным анализом указанных проблем занимаются в основной массе два отдельных, зачастую разобщенных сообщества: педагогическая общественность и исследователи проблем и вопросов устойчивого развития. Хорошо известно, что Концепция устойчивого развития носит рекомендательный характер и в отношении каждой конкретной страны, местного сообщества она должна и имеет свои особенности, свои местные приоритеты. Механистический перенос того успешного опыта, который уже имеется, к примеру, в Бразилии или Коста-Рике совершенно невозможно перенести в Россию без глубокого анализа и обдуманной, обоснованной адаптации. Всякие попытки такого переноса обречены не только на неуспех и дискредитацию самих основ Концепции устойчивого развития, но влекут за собой весьма серьезные социально-политические проблемы. Что также уже можно продемонстрировать на конкретных примерах российских "экологических общественных движений", когда их действия вступают в конкретные противоречия с местными потребностями развития, в том числе и развития гражданского общества. Нельзя исключать, что такой, привнесенный извне, исключающий запросы местного сообщества, опыт провоцирует и создает негативное отношение большой общественности страны к участию в различных "экологических инициативах". Что в первую очередь отражается на воспитании у населения страны и без того испытывающего определенные трудности, чувств либо открытой пассивности, либо выраженного протеста в отношении к властям, пытающимся, какими бы то ни было методами отрезвить адептов механистического переноса "западного типа устойчивого развития". Формальное, однобокое восприятие экологического знания, без учета его участия в геополитических вопросах по большому счету свойственно современному российскому образованию, которое на протяжении ряда лет испытывает проблему разрыва естественно-научных и гуманитарных знаний. И результаты этого разрыва самым непосредственным образом влияют на формирование не только НЭО, но и на формирование экологической политики страны в целом.

Немаловажный аспект проблемы НЭО отражен в работах Г.В. Мухаметзянова, A. M. Новикова, Н.Н. Нечаева, Н.М. Таланчук, Н.Ш. Валеевой и др., в которых концепция непрерывного профессионального образования личности определяется как условие ее социализации и профессионализации. Однако и этот весьма существенный для современного российского образования и современного российского общества вопрос также преподносится весьма односторонне. Без учета перехода мира и, соответственно, страны активно включающейся в процессы глобализации, к постиндустриальному обществу. Что само по себе требует перехода к концептуально иному уровню подготовки специалистов. Сегодняшний и завтрашний уровень это система подготовки пара - и транспрофессионалов, имеющих навыки и методологии решения соответственно как стандартных так и уникальных задач. И в процессе такого обучения вопросы формирования экологического мышления занимают едва не самое главное место. Однако и тут мнения, исследования, методологические разработки разобщены и используются не по мере необходимости их внедрения, а по факту близости к системе. Поэтому ситуация, при которой в одном регионе или даже городе, могут проходить научно-практические конференции по темам НЭО, образованию для устойчивого развития и реформе образования в стране/регионе принимает характер не анекдотичности, а вполне реального события. При этом соответственно, решения и резолюции могут быть диаметрально противоположными. Если же к этому фону добавить многочисленные аналогичные мероприятия сугубо гуманитарного направления по вопросам строительства гражданского общества (в которых вопросы экологии занимают одно из определяющих мест), молодежной политики, территориального развития страны, конференции и съезды общественных организаций и движений, то становится понятным та разноплановая среда, в которой становится практически невозможным создать что либо реальное и конструктивное. В итоге, подготавливаются и реализуются правовые акты, федеральные законы, которые не только зачастую противоречат друг другу, но и противоречат основным целям и задачам, ради которых собственно и разрабатывались. В сфере НЭО это касается, например, Законов "Об окружающей среде", "Об ООПТ", "Об образовании", Бюджетного Кодекса РФ, не считая подзаконных, ведомственных актов, и законов местных органов самоуправления. На сегодняшний день основными, уже состоявшимися проблемными объектами целостной некогда системы экологического образования и просвещения, стали ботанические сады, биостанции и другие структуры, предназначенные для изучения основ экологических знаний в непосредственно природной среде. Предназначенные изначально на проведение просветительской работы среди самых широких масс населения. Предназначенные для осуществления той самой всесторонней аналитической работы по изучению взаимосвязей и взаимодействия человека-общества-природы. Можно ли говорить об эффективности какой либо учебной работы, если в ее процессе исключен эксперимент? Исследование? Ведь достоверно доказано, что эффективность советской системы образования в отдельных блоках знания, в полной мере зависела от наличия и возможностей того или иного учебного заведения обеспечить полноценную практическую работу. Это касалось знаний физического блока, химического блока, где реализация практической работы можно было и достигалось путем внедрения специализированных кабинетов, обеспеченных в той или иной степени оборудованием, реактивами, необходимой инфраструктурой (подвод газа, воды к партам). Современное западное образование немыслимо без чрезвычайно разветвленных сетей биостанций и ботанических садов. Достаточно сказать, что сеть биостанций университетов США превышает 400 территорий. В Европе насчитывается около 400 ботанических садов. И это, не считая национальных парков и других аналогичных, сугубо заповедных территорий. В России также найти подобные примеры. Одни из признанных на сегодня вузов Московский государственный университет, Казанский государственный университет имеют аналогичную, мощную некогда, инфраструктуру. Не этим ли объясняется, помимо всего прочего, и признанный уровень подготовки выпускников этих вузов?

Исходя из вышесказанного, уже не становится таким "невинным" обоснование теоретических предпосылок по формированию "педагогической вертикали НЭО в виде: детские дошкольные учреждения - школа - колледж (техникум) - вуз - послевузовское образование. Представляется, что центральным звеном в этой цепочке является вуз, особенно, классический университет". При этом основными ресурсами, которые, якобы, должны обеспечить эффективную реализацию НЭО, обозначены исключительно "учебно-научные лаборатории, музеи, компьютерные классы университетов". Но где место полевой практики школьников, студентов? Где в этой "вертикали" место для ознакомления с природными явлениями и объектами для дошкольников или старшего поколения, вплоть до пенсионеров и людей с физическими проблемами здоровья? Где просветительская работа с большими массами населения? В музеях, с замкнутыми в ограниченном пространстве чучелами и экспонатами под стеклом? А может мы говорим о нарастающей в последнее время "виртуализации естественно-научного образования", заменяя поход в ботанический сад или зоологический парк, на особо охраняемую территорию регионального значения, знакомства с реальными учеными-биологами, работающими в реальной сфере сохранения биоразнообразия данного конкретного региона виртуальным туром за экраном монитора в душном классе/аудитории? Так и всплывает слегка видоизмененная классическая фраза: "Это ж как надо ненавидеть своих учеников, чтобы, обучая и прививая основы экологических знаний, лишить их непосредственного знакомства с природой?"

Важным представляется и такой аспект данной проблемы, что в последние годы в решение экологических вопросов "ринулось" много дилетантов (Г.Л. Рытов, 2007), которые даже провозгласили лозунг "дебиологизации" экологии! Это совершенно не допустимо, ибо нельзя только одну экологическую науку ("социальная экология") приравнивать к более общему понятию "экология", что, к сожалению, пытаются сделать, в том числе и в пределах одного региона, многие общественные организации экологической направленности в силу или финансовых, или политических, или амбициозных, или иных причин. Что самым непосредственным образом отразилось на нивелировании роли и функций и восприятии населением ботанических садов и зоологических парков исключительно как места для проведения пикников? И более того, стали широко обсуждаться вопросы "эффективности использования" этих территорий. Похоже, что и в отношении природоохранных, просветительских учреждений стал применяться тот же технократический принцип, который в настоящее время возобладал на промышленных предприятиях страны, при котором требования охраны окружающей среды вступают в противоречие с необходимостью экономии средств.

Огромная вина в этом лежит и на региональных СМИ, где вопросы экологического состояния окружающей среды находят весьма определенное освещение, но следует отметить, что зачастую они характеризуются низким профессиональным уровнем освещения экологических и природоохранных проблем. В силу малого привлечения специалистов-экологов публикации в газетах и репортажи по телевидению приобретают скорее сенсационный, сиюминутный характер, чем научно обоснованный. Нередко это порождает нездоровый ажиотаж среди местного населения, которое традиционно привыкло "верить" журналистам. Что собственно и наблюдается в отношении СМИ к проблемам тех же ботанических садов. Даже в тех случаях, когда ситуация с тем или иным ботаническим садом или дендрологическим парком, уже выходит за рамки правового поля, когда встает ребром вопрос о существовании самой уникальной территории, СМИ отнюдь не торопятся со своим анализом ситуации и донесения истинной, правдивой информации до населения. Зачастую они выполняют функции информирования с позиций той стороны "заинтересованных лиц или групп", которые и создали исходную острую проблему, исходя из своих вполне утилитарных мотивов. В качестве примера можно привести последние события вокруг Утришского дельфинария или ботанического сада Южного федерального университета.

Наверняка у читателя возникнет извечный русский вопрос "Что делать?" Делать то, что делают наши соседи. Опять таки с оговоркой насчет адаптации применительно к местным условиям. Как соединить благочестивые порывы разных министерств: образования и науки, природных ресурсов, социального развития и др.? Возможно реализовать в той форме, которая принята и работает, например, в Киргизии, где при Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций, в Департаменте экологии и мониторинга окружающей среды функционирует Отдел информационно-аналитического обеспечения и экологического образования. Одной из функций которого, является участие в организации системы экологического образования. Учитывая важность экологического образования для населения в целом, Отдел координирует работу и поддерживает тесную связь с общественными и научными организациями, общеобразовательными учреждениями, при осуществлении, в части экологического образования, ряда государственных и правительственных Программ, таких как Комплексные основы развития, Развитие экологического туризма в Кыргызстане, посвященная Году туризма и Международному Году гор и др. Одним из важных компонентов экологической политики Отдела является подготовка специалистов, способных решать экологические задачи самого разного масштаба.

Слово "экология" в настоящее время стало наиболее распространенным не только среди специалистов различных профилей, а главным образом - среди преподавателей школ и высших учебных заведений и обширной разговорной речи. Экологическое воспитание формирует личностные социально-психологические, установки активной гражданской позиций по отношению к окружающей среде и ко всему обществу. И как следствие, экологическое образование в самых различных формах является важным условием демократического развития нашего государства. Ботанические сады, биостанции, зоологические парки в структуре экологического образования, экологического воспитания, формирования экологического сознания являют собой не что иное как основные, базовые, определяющие компоненты всего процесса, определяющие в конце концов его эффективность. А, следовательно, и эффективность развития общества в целом.

3.1. Непрерывное экологическое образование

Сущность понятия «экологическое образование». В последние годы в России и во всем мире образование рассматривается как фундаментальная категория, выполняющая функцию воспроизводства общественного интеллекта - науки и культуры в целом.

Образование может быть рассмотрено и как процесс, и как результат, и как система. Оно отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений.

Концепция модернизации российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяют направленность образования на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Кроме этого, в этих документах четко обозначена ориентация образования на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В России, как и в других государствах, в соответствии с решением Конференции ООН по устойчивому развитию (1992 г.) началась разработка стратегии устойчивого развития страны. Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию наряду с созданием его правовой основы, разработкой системы стимулирования хозяйственной деятельности и установлением пределов ответственности за ее экологические результаты указано на формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 73) указано: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации».

В постановлении Министерства образования Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994 г.) четко обозначены его приоритеты:

Создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;


Преобразование всех учебных курсов с точки зрения экологически безопасного устойчивого развития;

Наполнение реальным содержанием понятия «гражданин планеты»;

Обращение к экологическим глобально значимым проблемам;

Создание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды;

Координация школьной и внешкольной систем образования; начального, среднего и высшего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;

Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества.

В настоящее время экологическая культура становится не чем- то желательным, а строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре сугубо обязательно не только для граждан каждой страны, но и для человечества в целом. Экологическая культура - это часть культуры, которая обусловливает соответствие социальной деятельности требованиям жизненной пригодности природной среды.

Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации. Она проявляется как совокупность идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование.

В экологическом образовании по-новому происходит отбор учебного содержания, так как ему присущ принцип «нового синтеза», имеющий особое методологическое значение (т.е. синтез всех знаний человечества о природе, знаний по сохранению и оптимизации окружающей среды).

Экологическое образование должно быть прогностически направленным, связанным с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому оценивает эффективность образовательных систем. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение учащихся к природе.

Экологическое образование как система представляет собой совокупность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и реализующих их образовательных учреждений.

Структура процесса экологического образования. Внастоящее время в структуре процесса экологического образования условно вычленяют:

Экологическое обучение - целенаправленный процесс, включающий формирование системы общих экологических, социально-экологических и прикладных знаний, а также развитие способов и видов экологической деятельности и умений применять эти знания на практике;

Экологическое воспитание - формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе;

Экологическое просвещение - непрерывный процесс формирования общественного сознания экологического типа на основе активизации, расширения и поддержания в обществе интереса к проблемам окружающей среды. Это процесс распространения экологических знаний и экологической информации, повышение экологической грамотности населения в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Непрерывное экологическое образование. Следует отметить, что в современном понимании образование должно сопровождать бытие каждого человека в течение всей его жизни. Поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе «непрерывное экологическое образование», направленное на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры.

В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Все большее значение приобретает деятельность экологических клубов, учебных центров и кружков в системе дополнительного образования школьников.

Непрерывное экологическое образование предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов.

Ирина Коваленко
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка

Консультация.

Тема : «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения , воспитания и развития ребенка ».

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать : стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения , включая и подрастающие поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту и всему живому, только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. Поэтому тема экологического воспитания в детском дошкольном возрасте так актуально.

Основная цель : воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи педагогов сводятся к следующему :

1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным.

2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы.

3. Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе , крае, мире и о влиянии её на здоровье людей.

Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием . Изучение материала, составляется с учетом возрастных особенностей детей. По принципу «от простого к сложному» ; С развивающим компонентом ; основывается на принципе повторяемости.

Занятия проводятся простые и комплексные. Концепция, дошкольного воспитания , нацеливает на использование, нетрадиционных форм занятий, с детьми («КВН» , «Что? Где, Когда» , «Поле чудес» , «Секреты лесовик» , «Айболит» ). Интересны комбинированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной ) .

Формы и методы работы используются самые разнообразные . Это экскурсии; наблюдения; рассматривание картин; занятия-беседы, познавательно - эвристического характера. Разнообразные сюжетно – ролевые ; дидактические и развивающие игры ; игровые упражнения; эксперименты и опыты; экологические тесты и задачи ; видео, аудиозаписи и т. д. Детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) . Например, связь живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле) .

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение видеть, делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки) . Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему» и зачем».

Очень нравятся детям народные приметы. Надо объяснять им, народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. А сколько будет радости, когда приметы эти подтвердятся собственными наблюдениями.

В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака., наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки.

Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей , дает возможность формировать любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. Чуковского, С. Маршака, Л. Барто, С. Михалкова и других. Очень любят малыши сказки о животных, их привлекают легкие шуточные, стихи стихи-потешки.

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребят и проводиться в увлекательной форме. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности, в игровой форме, в «лаборатории природы» . На таких занятиях дети, узнают : «какой песок - сухой или мокрый» , «что тонет в воде – камень, песок или дерево» «что происходит с зажженной свечёй, если её закрыть банкой» , «как можно обнаружить воздух «и так далее.

Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания , совместно с музыкальным руководителем проводят музыкально – экологические развлечения и праздники , вечера досуга(«люблю березку русскую» , «на Кубани родились мы» , кукольные театры, на экологические темы , очень нравятся дошкольникам.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей природной среды : 1. Познавательному развитию ребенка . 2. Эколого – эстетическому развитию . 3. Оздоровлению ребенка . 4. Формированию нравственных качеств ребенка . 5. Формированию экологически грамотного поведения. 6. Развитию сенсорных , творческих, умственных способностей. 7. Экологизация различных видов деятельности ребенка .

В каждой группе должен находиться : * Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать) * Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними (например, посажен лук) . Здесь же находятся книги, иллюстрации содержащие информацию о растениях, животных, природных явлениях. Календари природы и так далее. *Выставочный уголок. На занятиях по программе дошкольники рисуют, делают поделки, работы выставляются в уголок. Здесь же можно проводить выставки, вывешивать фотографии детей и родителей во время общения с природой.

Нетрадиционный элемент развивающей предметной среды – Альпийская горка. Это композиция из множества разнообразных растений и другого природного материала. Её можно сделать на территории детского сада или в группе «Мини – альпинарий» , например в аквариуме.

Большое значение имеет правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщение детей к регулярному труду. Выращивание цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Еще более ценное значение имеет наличие на территории детского сада огорода, где дети могут самостоятельно выращивать овощи. Дети, занимавшиеся посадкой, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами и овощами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков, обучая ребят , простейшим приемам труда нужно объяснить необходимость и целесообразность этого труда . Научить испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края. Уголок «Я родился на Кубани» поможет детям больше узнать о природе родного края. Здесь можно поместить иллюстрации, фотографии с изображением природы Кубани , достопримечательностями города-курорта Анапа. Создать отдельные папки «Анапа осенью» , «Весна в Анапе» .

Чтобы расширить представления детей, усилить их впечатления, надо проводить целевые прогулки и экскурсии. Можно организовать, в выходной день, экскурсию, вместе с родителями, в дельфинарий или встречу на набережной, у моря. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизируются. Параллельно можно проводить работу с народным календарем.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд . Здесь и слова знаменитых людей; статьи, воспитывающие добрые чувства , милосердие, бережное отношение к природе, дающие конкретные экологические знания .

На специальном родительском собрании «Природа – любовь – красота» : родителей знакомят с предметом экологии , обговаривают принципы экологического воспитания ребенка в семье .

На протяжении всего учебного года в уголке для родителей или специальных папках даются рекомендации, консультации, родителей знакомят с результатами обучения детей .

Воспитатель , проводит индивидуальные беседы с родителями, предлагает сходить с детьми рассмотреть те или иные объекты (например «Цветочные часы» , «Фонтаны» и т. д., советует какие книги прочитать, какие стихи разучить.

Организует различные мероприятия с участием родителей. Осенью «Праздник урожая» . «Птицы улетели» . Вначале апреля «День птиц» . Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дается домашнее задание : сделать дома поделку из природного материала, смастерить скворечник или осенью смастерить кормушки для птиц. Провести соревнования : «Папа, мама и я – здоровая семья» .

Таким образом , воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту – одна из важнейших задач, решая которую необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать всех детей, пробудить у них желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.