Основные положения выборочно дать под запись. Военные реформы в истории российского государства, опыт и уроки

Строительство Вооружённых Сил и военные реформы в истории России

Отечественные Вооруженные Силы имеют славную боевую историю, на всем протяжении которой они постоянно развивались и совершенствовались. На некоторых исторических этапах эти преобразования были настолько глубокими и радикальными, что приобрели форму военных реформ. Изучение опыта их проведения поможет воинским коллективам успешнее решать современные задачи в ходе формирования нового облика армии - армии XXI века.

Сущность строительства Вооруженных Сил

Под строительством Вооруженных Сил понимается система мероприятий, осуществляемых федеральными органами государственной власти, направленных на создание, оснащение, содержание и подготовку Вооруженных Сил к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени.

Строительство Вооруженных Сил осуществляется в неразрывной связи со строительством всей военной организации государства, под которой понимается совокупность органов государственного и военного управления вооруженных сил, других войск и воинских формирований, военно-промышленного комплекса, военно-научных и других учреждений, совместная деятельность которых направлена на обеспечение военной безопасности и осуществление вооруженной защиты страны.

Главной целью строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является создание и развитие войск, способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности граждан и других жизненно важных интересов общества и государства.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации (2010 г.) основной задачей строительства и развития Вооруженных Сил и других войск является приведение их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими, социально- экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.

В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости:

Совершенствования организационно-штатной структуры и состава видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной численности военнослужащих;

Обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;

Повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки;

Совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных Сил, родами войск (сил) и другими войсками;

Обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения;

Интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а также систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;

Подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

Выполнение основной задачи строительства и развития Вооруженных Сил и других войск достигается путем:

а) формирования и последовательной реализации военной политики;

б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск;

в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного комплекса;

г) обеспечения надежного функционирования системы управления Вооруженными Силами и другими войсками в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

д) поддержания способностей экономики страны обеспечить потребности Вооруженных Сил и других войск;

е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных Сил и других войск;

ж) создания сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

з) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил и других войск, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством;

и) создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;

к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;

л) оптимизации количества военных образовательных учреждений профессионального образования в сочетании с федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программе военной подготовки, а также оснащения их современной материально-технической базой;

м) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;

н) реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;

о) совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;

п) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;

р) совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан;

с) обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Принципы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации представлены на схеме.

Конституция Российской Федерации предусматривает широкие полномочия Президента Российской Федерации в сфере строительства Вооруженных Сил и обеспечения военной безопасности России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания, вводит военное положение, утверждает военную доктрину, концепции и планы строительства Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, по вопросам коллективной безопасности и разоружения, осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него законом.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно назвать несколько принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые сегодня определяют новый облик Вооруженных Сил и будут актуальными в будущем:

Способность осуществить стратегическое сдерживание;

Высокая боевая и мобилизационная готовность;

Стратегическая мобильность;

Высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

Высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет определить приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в обозримой перспективе.

История отечественных военных реформ

В различные периоды истории государства, по мере развития материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества Вооруженные Силы меняли свою организационную структуру, состав, способы комплектования, вооружение, приемы вооруженной борьбы. Эти изменения, как правило, проводились в ходе военных реформ, ставших важнейшими вехами в истории строительства армии и флота России.

Военные реформы включают в себя комплекс мероприятий, проводимых по решению высших органов государственного управления, направленных на коренное качественное и количественное изменение военной организации государства. Они осуществлялись в тесной связи с проводимой внешней и внутренней политикой, состоянием экономики, науки, культуры, социальной и духовной сферы государства, тенденциями развития военного дела в сопредельных странах.

Военная энциклопедия трактует понятие военной реформы как совокупность существенных количественно-качественных преобразований военной организации государства, направленных на повышение ее эффективности и приведение в соответствие с изменившимися внешними и внутренними условиями.

Так уж исторически сложилось, что в ходе военных реформ в России всегда решался примерно один и тот же круг вопросов, только каждый раз на качественно новом уровне. В обобщенном виде их можно свести к следующим условным группам:

1. Анализ прошедшей войны, определение целей и задач военной реформы, порядка ее проведения и основных исполнителей.

2. Совершенствование системы военного управления и структуры вооруженных сил.

3. Реорганизация системы комплектования вооруженных сил.

4. Принципиальные изменения в системе военного обучения, воспитания и подготовки к службе.

5. Реорганизация системы материально-технического снабжения армии и перевооружение.

6. Подготовка экономических условий и промышленной базы для проведения военной реформы.

7. Создание нормативно-правовой базы и специальных государственных институтов, закрепляющих результаты реформы.

История военных реформ России показывает, что в большинстве случаев они проводились в условиях острой нехватки финансовых средств и серьезного противодействия со стороны отдельных влиятельных сил в государстве и армии, что значительно удлиняло сроки их проведения и зачастую не позволяло в полном объеме достичь поставленных целей.

В истории России до 1917 года обычно выделяют четыре периода, связанных с проведением крупных военных реформ, и два периода серьезных военных преобразований, когда реорганизации подвергались только отдельные стороны военной структуры государства. Это военные реформы Ивана Грозного и Петра I, а также реформы 1860 - 1870-х и 1905 - 1912 годов. Военные преобразования проводились в период правления первых Романовых и Александра I.

Первую широкомасштабную военную реформу, затронувшую различные сферы государственной жизни, по праву связывают с деятельностью царя Ивана Грозного, начало которой положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиками, занявшими ключевые командные должности в армии. Ее основной целью было создание военной структуры, способной обеспечить утверждение самодержавной царской власти в борьбе с князьями и боярством, возвращение исконно русских земель на западе и надежную защиту от Крымского, Казанского и Астраханского ханств, а при возможности - их нейтрализацию или завоевание.

Все основные цели реформы были достигнуты: создана военная организация, способная решать сложные внутренние и внешнеполитические задачи, а рубежи государства отодвинуты за Урал и к берегам Каспия.

После окончания Смутного времени совершенствование военной системы государства продолжилось в ходе преобразований в XVII веке, проводимых первыми царями династии Романовых. Изменениям подвергались только некоторые стороны военной системы. Основным содержанием преобразований стало дальнейшее развитие системы военного управления и создание воинских частей по западноевропейскому образцу.

В 1-й четверти XVIII века царь Петр I провел в стране кардинальные реформы, в том числе и военную. Результатом ее стало создание качественно новых вооруженных сил, комплектующихся по рекрутской повинности, имеющих единую форму и способных «прорубить окно в Европу». В ходе реформы были упразднены ранее существовавшие разнородные воинские формирования и введены однотипная организация и вооружение в пехоте, коннице и артиллерии. Произошла централизация военного управления, введена единая система воинского обучения, воспитания и подготовки офицерских кадров. Воинская служба стала регламентироваться уставами.

По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули Русскую армию на одно из первых мест в Европе.

До конца XVIII века в России серьезные военные преобразования не проводились, столь большой «запас прочности» заложил в новую армию Петр I и его последователи. К сожалению, в период царствования императора Павла I в армии началась определенная деградация. В XIX век Россия вступила с армией, созданной по прусским образцам, которую готовили не столько к войне и походам, сколько к торжественным разводам и вахтпарадам.

Начавшийся в Европе период наполеоновских войн показал, что военное дело в мире перешло на качественно новую ступень. Военная же структура России того времени устарела и нуждалась в безотлагательной реконструкции, без которой она не смогла бы противостоять современной французской армии. Речь не шла о коренной военной реформе. Период правления Павла I был относительно коротким, поэтому изжить из армии суворовский дух не успели, но боевые возможности армии заметно понизились. Императору Александру I, вступившему на престол в 1801 году, пришлось начать срочные военные преобразования. В короткий срок армия получила новую структуру, было проведено частичное перевооружение, улучшена подготовка офицерских кадров. Война 1812 года показала, что преобразования были проведены своевременно.

Поражение России в Крымской войне 1853 - 1856 годов продемонстрировало военную слабость страны. В начале 60-х годов под руководством военного министра Д.А. Милютина началась широкомасштабная военная реформа. Ее главным итогом стало создание массовой всесословной армии, комплектующейся по призыву и способной в короткие сроки значительно увеличивать свой состав за счет мобилизационного развертывания. Изменилась система подготовки и обучения военнослужащих, а также система подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ). В армии были приняты меры по укреплению дисциплины, введены новые воинские уставы, отменены телесные наказания, создана система военных судов. Кроме того, было проведено перевооружение на нарезные виды оружия и артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части. На флоте на смену парусникам пришли броненосные металлические корабли. Была образована военно-окружная система управления (15 округов).

К сожалению, из-за сильного противодействия, как в военных кругах, так и в руководстве государства, реформа проводилась с большим трудом и изобиловала компромиссными решениями.

К началу XX века в России назрела необходимость проведения очередной реформы, что ярко продемонстрировало ее поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. Основные мероприятия этой реформы были проведены в 1905- 1912 годах. В ходе ее впервые в России серьезно приступили к разработке принципов военной политики и военной доктрины. Было реорганизовано центральное военное управление вооруженных сил: учреждено самостоятельное Главное управление Генштаба (с 1908 г. в составе Военного министерства), созданы Совет Государственной обороны, Высшая аттестационная комиссия, введены должности генерал-инспекторов пехоты, кавалерии, инженерных войск и военно- учебных заведений, независимых от военного министра. Основным содержанием реформы явилось усиление централизации военного управления введением территориальной системы комплектования, сокращение сроков службы, омоложение офицерского корпуса, принятие новых уставов и программ для военных училищ.

В ходе реформы планировалось проведение комплекса из трех взаимосвязанных групп мероприятий. Во-первых, это ликвидация последствий русско-японской войны, восстановление боеспособности армии и повышение ее престижа. Во-вторых, изменение системы военного управления в стране, перевод армии на новую организационную структуру, отвечающую требованиям современной войны, значительное улучшение вооружения. В-третьих, воссоздание флотов в Тихом океане и на Балтике, понесших большие потери в кораблях, обеспечение армии современной военной и боевой техникой, реформирование системы подготовки военнослужащих запаса и офицерских кадров.

Как уже не раз бывало, в полном объеме решить все задачи военной реформы не удалось, но существенные изменения, значительно повысившие боеспособность армии и флота накануне Первой мировой войны, были проведены. Так, например, были приняты на вооружение новые образцы артиллерийских орудий (122-мм и 152-мм гаубицы), усилены инженерные войска, улучшено материальное обеспечение офицеров, осуществлены и другие меры.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г., уже в советской стране была проведена военная реформа (1924 - 1925 гг.), направленная на укрепление Красной армии. Ее формирование началось сразу после революции с реформирования старой императорской армии, значительно демократизированной Временным правительством. В декабре 1917 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декреты, отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры - вплоть до командира полка - избирались на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня - на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация армии.

В январе 1918г. СНК издал декрет, в котором говорилось об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии. Новая армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным органом общего руководства Вооруженными Силами являлся СНК, органом непосредственного управления - Народный комиссариат по военным и морским делам. В мае 1918 перешли от принципа добровольности к принципу всеобщей воинской обязанности, от выборов командиров - к их назначению. Все это позволило молодой РККА одержать победу в кровопролитной Гражданской войне и военной интервенции 18 государств.

Сразу после Гражданской войны начались кардинальное сокращение армии и другие структурные преобразования, которые переросли в военную реформу. Главными направлениями военной реформы стали: переход к смешанной системе устройства Вооруженных Сил, сочетавшей территориально-милиционную и кадровую системы; перестройка и укрепление аппарата военного управления; переход к единоначалию и реорганизация системы подготовки военных кадров; создание национальных воинских формирований; изменение структуры и системы работы органов военного тыла; совершенствование методов боевой и политической подготовки личного состава; разработка и внедрение в войска новых уставов и др.

Некоторые черты военной реформы носили и преобразования военной организации СССР, проведенные в 1935 - 1939 гг. в связи с переходом от смешанной кадровой и территориально-милиционной системы на полностью кадровую систему. В этот период: было увеличено число военных округов и комиссариатов; возросли сроки военной службы; снизился призывной возраст; удлинялся срок пребывания в запасе; весь личный состав Вооруженных Сил индивидуально приводился к военной присяге в связи с новым Положением о порядке ее принятия; были приняты меры по повышению ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.
В конце 50-х - начале 60-х годов появление ракетно-ядерного оружия вызвало коренные изменения в характере и способах вооруженной борьбы, обусловило проведение новых существенных преобразований в советских Вооруженных Силах.

Распад Советского Союза заставил начать в новой России военную реформу, в ходе которой строительство и реформирование Вооруженных Сил России проводилось в течение трех периодов: 1992 - 1997 гг., 1997 - 2000 гг. и с 2000 по 2005 год. В ходе реформы была проведена реорганизация структуры и оптимизация численности Вооруженных Сил, созданы группировки войск (сил) на территории России в соответствии с их предназначением и задачами, оптимизация системы органов военного управления и военно-учебных заведений, совершенствование системы боевой и мобилизационной готовности, повышение эффективности воспитательной работы и другие мероприятия.

Масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, не завершены. Строительство современных «инновационных» Вооруженных Сил, соответствующих самым современным требованиям, в соответствии с заново осмысленными национальными интересами, местом России в мире и степенью реальности угроз национальной безопасности страны продолжается.

Таким образом, практика строительства и реформирования Вооруженных Сил РФ свидетельствует, что эффективность этих преобразований всецело зависит от соответствия их действительным потребностям армии и флота.

Методические рекомендации
Во вступительном слове, подчеркивая актуальность темы, необходимо отметить, что отечественная история содержит богатый опыт строительства Вооруженных Сил и проведения военных реформ, знание которого поможет успешнее решать современные задачи по модернизации армии.

При освещении первого вопроса необходимо прежде всего раскрыть содержание таких понятий, как «строительство Вооруженных Сил», «военное строительство», «военная организация», а затем прокомментировать некоторые важнейшие положения военной доктрины.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно раскрыть место и роль военных реформ в строительстве отечественных Вооруженных Сил, остановившись подробнее на некоторых из них, прежде всего на современных масштабных изменениях в Вооруженных Силах РФ, направленных на придание им нового облика, имеющих цель повышения их мобильности, боеспособности и боеготовности.

В заключительном слове надо сделать выводы, подвести итоги занятия, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию.

Рекомендуемая литература:
1. Военная энциклопедия. В 8 т. Т. 7. - М., 2004.
2. Жилин В. Организационное строительство Вооруженных Сил: История и современность. - М., 2002.
3. Отечественные военные реформы XVI - XX веков / Под общ. ред. В.А. Золотарева. - М., 1995.
4. Самосват Д. Развитие видов Вооруженных Сил и родов войск // Ориентир. - 2009. - №4.

Подполковник Дмитрий Самосват

Арендный блок

Тема №5:« Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки».

Военные реформы в истории Российского государства.

Современные проблемы ВС и пути их решения.

1. Военные реформы в истории Российского государства.

Военная реформа - это проводимые по решению высших органов государственной власти существенные преобразования военной системы государства, с целью ее приведения в качественно новое состояние, соответствующее реалиям внутреннего и международного положения страны.

Военная реформа - это комплекс кардинальных изменений в военно-политической, военно-экономической, военно-правовой, военно-научной, военно-технической и собственно военной сферах.

Военные же преобразования затрагивают, как правило, лишь отдельные стороны военного дела.

Исходя из такого подхода в отечественной военной истории и выделяют ряд военных реформ:

военная реформа Ивана IV (1550-1571 гг.),

военные реформы Петра I (1698-1721 гг.),

военные реформы Д.А.Милютина (1862-1874 гг.),

военные реформы 1905-1912 гг.,

военная реформа в СССР.

Уроки реформы:

в подтверждении исторически закономерной связи преобразований в военной сфере с переменами в обществе в целом;

в диалектическом единстве общего (военной реформы) и частного (реформы Вооруженных Сил), в уязвимости сведения военной реформы только лишь к реформированию ВС;

необходимость соизмеримости реформаторских действий с реальными возможностями страны;

военная реформа, особенно крупномасштабная, комплексное - это не только безотлагательные военно-реформаторские шаги, но и видение перспектив глубинных перемен в ближайшем и отдаленном будущем. Поэтому концепция военной реформы должна предусматривать поэтапность преобразований. Причём реформирование не должно сопровождаться снижением боеспособности войск;

отношение к вопросу о субъекте реформы. Роль субъекта не может быть отдана только военному ведомству. Руководство реформой должно стать прерогативой представительной и исполнительной власти, которой органы военного ведомства подотчётны. Контроль и проверка исполнения с их стороны, максимально возможная гласность призваны благотворно повлиять на ход военных преобразований.

Выполнение этих задач позволит Вооруженным силам Российской Федерации занять достойное место в числе передовых армий ведущих государств мира. При этом они будут способны гибко реагировать на изменения внешне- и внутриполитической обстановки в новых и перспективных формах и способах ведения военных действий с учетом современных и прогнозируемых вызовов и угроз национальным интересам Российской Федерации.

Военные реформы в истории Российского государства. Современные проблемы ВС и пути их решения. Военные реформы в истории Российского государства.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Системы обработки многопользовательских баз данных

Цель занятия: усвоить знания о возможностях работы с базой данных в многопользовательском режиме; о способах распределения базы данных и организации распределенной обработки данных.

Що означає бути просвітником? Головні риси, що відрізняють світогляд людини епохи Просвітництва.

Кант присвятив Просвітництву спеціальну статтю «Що таке Просвітництво?» Просвітницьке трактування моралі. Відношення «Я» - «Інший», «своє-чуже» в координатах просвітницького світогляду.

Фактори маркетингового ціноутворення

Зовнішні фактори, що впливають на ціноутворення. Фактори, що визначають цінову чутливість споживачів

Типы рыночных структур и их основные черты.

Кафедра Экономики. Контрольная работа Что такое рынок? На какие группы делятся субъекты рыночных отношений с позиций выполняемых ими функций? Что подразумевается под функцией рынка? Каковы основные принципы функционирования рыночной экономики? Что собой представляет структура рынка?

Особенности модифицирования образа жизни пациентов с Гипертонической болезнью

Дипломная работа Исследование проблемы гипертонической болезни. Понятия и причины гипертонической болезни. Классификация и причины гипертонической болезни. Факторы развития гипертонической болезни. Лечение, Особенности модифицирования образа жизни пациентов с гипертонической болезнью, методы диагностики.

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

  • Гладкоствольное оружие заменено нарезным. Так, еще в 1865 году армия была вооружена капсульной винтовкой 1856 года выпуска. В 1868 году принимается на вооружение винтовка Бердана (меньший калибр). В результате, уже в войне 1877-1878 года с турками российская армия была полностью вооружена современным, на тот момент, огнестрельным оружием.
  • В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия: приняты более легкие и с лучшей скоро- и дальнострельностью пушки, например пушка Барановского или картечница Гатлинга.
  • 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый». Тем самым, началась замена парусников, которые были символом отсталости российского флота, на паровые судна.

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы


В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить с личным составом процессы, происходящие в сфере государственного строительства и их взаимосвязи с реформированием Вооруженных Сил.

2. Раскрыть сущность и содержание реформы Вооруженных Сил, показать ее назревшую необходимость, помочь военнослужащим правильно определить свое место в системе осуществляемых преобразований.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Подчеркивая важность и актуальность темы необходимо отметить, что изучение военной реформы России является настоятельной необходимостью любого молодого человека, тем более военного, так как он должен осознанно выполнять свой долг по защите Родины, продолжать боевые традиции близких и далеких предков. Воспитывать благородство, прививать любовь к Родине, формировать высокие морально-психологические качества.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Военные реформы в истории России. Уроки российских военных реформ.

На протяжении многих веков в России накоплен огромный опыт военного строительства. Учет этого опыта весьма важен сегодня при выборе основных направлений осуществляемой реформы Вооруженных Сил РФ. Он не только поможет верно определить приоритеты современного военного строительства, избежать наиболее характерных ошибок прошлого, но и станет фундаментом духовно-нравственного возрождения нашей армии и флота.

1. Военные преобразования и реформы всегда занимали значительное место в истории нашего Отечества. Политическое и географическое положение нашей страны требовало постоянного совершенствования вооруженных сил, их реформирования. В отечественной истории выделяют ряд военных реформ: военные реформы Ивана IV (1550-1571гг.), военные реформы Петра I (1698-1721 гг.), военные реформы Д.А. Милютина (1862-1874 гг.), военные реформы 1905-1912 годов, военная реформа в СССР (1924-1925 гг.).

В середине XVI века царем Иваном IV (Грозным) были предприняты военные реформы (1550-1571), вызванные необходимостью создания постоянного войска для решения задач укрепления централизованного Российского государства и усиления его влияния в международных делах. Начало им положило издание в 1550 году указа об ограничении местничества, в соответствии с которым при назначении на командные должности стали учитывать военные заслуги, а не только знатность рода.

Этим же указом впервые определялся и порядок служебной подчиненности в армии. Поместная система комплектования была оформлена в 1555-1556 годах специальным «Уложением о службе». По «Уложению» землевладельцы, имевшие земельные наделы – поместья, были обязаны с каждых 50 десятин «доброй» земли выставить одного служилого человека (воина) «на коне, в доспехе полном, а в дальний поход о двух конях». «Уложение» создавало заинтересованность дворянства в службе царю, улучшало комплектование поместного войска, укрепляло его дисциплину, обеспечивало постоянную его численность до 80-100 тысяч человек.

В отличие от наемной системы комплектования, распространенной в Западной Европе в XVI веке, поместная система являлась базой создания национальной по составу армии. Однако в военном отношении поместная система комплектования имела и целый ряд недостатков, главным из которых являлся непостоянный состав войска. В середине XVI века в России создаются первые постоянные воинские части – стрелецкие полки. Они отличались высокой боеспособностью и сыграли большую роль в войнах XVI-XVII веков. Стрелецкое войско комплектовалось путем вербовки вольных людей из свободных крестьян и посадских, не облагавшихся налогом и другими повинностями.

Служба их была пожизненной, наследственной и постоянной. Стрельцы несли военную службу и в мирное, и в военное время. Они имели огнестрельное и холодное оружие, единообразную одежду. Стрельцы находились на государственном обеспечении, получали от казны денежное и хлебное жалованье, жили в особых слободах, имели свой двор и приусадебный участок, могли заниматься огородничеством, ремеслом и торговлей. В XVI веке складываются центральные органы военного управления – приказы Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский.

Центральным военным учреждением был Разрядный приказ. Он ведал служилыми людьми, их обеспечением земельным и денежным жалованьем, вел книги о назначении дворян и бояр на военные, гражданские и придворные должности. В военное время Разрядный приказ по царскому повелению собирал войско, распределял служилых людей по полкам, назначал воевод и их помощников. В его ведении находились также управление южными («украинными») городами и организация пограничной службы.

В XVI веке существенные изменения произошли и в вооружении русской армии. Наряду с холодным массовое применение получает огнестрельное оружие: ручное (пищали, ружья и пистолеты) и артиллерия («наряд»), которая из вида оружия выделяется в самостоятельный род войск. В ходе реформы предпринимается попытка выработать единый порядок несения военной службы и закрепить его в уставах. Первый в России воинский устав был разработан под руководством воеводы М.И. Воротынского в 1571 году и имел название «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе».

Эти и другие преобразования, осуществленные в ходе военной реформы, значительно повысили боеспособность армии, способствовали успехам русского оружия в войнах XVI-XVII веков. Вместе с тем вооруженные силы России к исходу XVII века имели и серьезные недостатки. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение войск было разнородным, отсутствовало единое управление армией.

Военная система не могла обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических задач государства.

Все это предопределило военные реформы Петра I (1698-1721). Они включали комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению нового подхода к обучению и воспитанию военнослужащих. Указом Петра I в 1705 году вводится единая рекрутская система комплектования, обусловленная необходимостью обеспечения надежного источника для пополнения вооруженных сил. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан определенное количество рекрутов. Рекрутский набор был наиболее целесообразен в тех исторических условиях и имел ряд преимуществ по сравнению с наемно-вербовочной системой. Она давала возможность иметь регулярную профессиональную национальную армию. Успешная реорганизация армии во многом зависела от качества и быстроты подготовки командных кадров. Петр I уделял особое внимание воспитанию национального офицерского корпуса.

Все молодые дворяне с 15-летнего возраста в течение десяти лет были обязаны пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки не могла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учреждает ряд специальных военных школ.

В 1701 году в Москве открывается артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году – артиллерийская школа в Петербурге. Для подготовки инженерных кадров создаются две инженерные школы. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда он лично экзаменовал «недорослей» (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправлял служить на флот рядовыми без права производства в офицеры. При Петре I вводится единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. В основу службы и чинопроизводства в Табели положена не родовитость, а личные способности.

Обеспечивалась возможность производства в офицеры выходцев из нижних сословий. Была проведена реформа военного управления. Вместо приказов Петр I учредил военную коллегию (1718), в ведении которой находились полевая армия, «гарнизонные войска» и все «воинские дела». В рамках военной реформы проводилось перевооружение. Оно завершилось к 1709 году. Пехота получила лучшие в Европе гладкоствольные ружья единого калибра. Они хотя и уступали мушкетам в дальности, зато в два раза превосходили их в скорострельности. Гренадерские же роты снабжались гранатами, а на вооружении пехотного полка были два трехфунтовых орудия и четыре легкие мортиры. Драгуны (конница) вооружались карабинами, длинными пистолетами и палашами.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К концу 1725 года Балтийский флот насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов. Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны разрабатываются соответствующие новым реалиям наставления, инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинской 1716 года». Таким образом, в итоге военных реформ Петра I в России были созданы регулярные армия и военно-морской флот, которые без значительных изменений просуществовали до середины XIX века.

Объективные предпосылки к масштабным преобразованиям армии России были вызваны поражением в Крымской войне (1853-1856), появлением в Европе массовых армий на основе всеобщей воинской повинности. Военная реформа 1862-1874 годов была вызвана также отменой крепостного права, развитием в стране капиталистических отношений, ростом технической оснащенности армии. Осенью 1861 года на должность военного министра был назначен генерал Д.А. Милютин – энергичный сторонник буржуазных реформ в армии . В январе 1862 года он представил царю проект военной реформы, который был им одобрен. Россия вступила в полосу военных реформ, продолжавшихся 12 лет. Прежде всего, изменилась система комплектования войск. В январе 1874 года был утвержден Устав о воинской повинности. Согласно Уставу вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. К службе в армии привлекались все мужчины по достижении ими 20-летнего возраста . Переход к новой системе комплектования армии позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Развитие военной техники, и в первую очередь введение нарезного оружия, влекло за собой изменение характера боя, а в свою очередь требовало иной подготовки командного состава.

В этих условиях система военного образования была нацелена на обеспечение армии офицерами, обладавшими твердыми знаниями военного дела, имевшими хорошую общеобразовательную подготовку. Учебные планы были изменены, военному обучению придавался более практический характер. Значительным мероприятием явилось создание военно-окружной системы. Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлял командующий, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра. Важной составной частью военных преобразований стало перевооружение армии. На вооружение русской пехоты поступило нарезное стрелковое оружие – однозарядная винтовка системы Бердана (1870), а затем трехлинейная винтовка Мосина (1891).

Артиллерия перевооружилась стальными нарезными орудиями обуховского производства. Во второй половине XIX века осуществлялся переход от парусного к паровому броненосному флоту. Военные реформы 60-70-х годов XIX века имели, безусловно, прогрессивное значение. Они повысили боеспособность русской армии, что было подтверждено в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Однако, несмотря на прогрессивность в целом, реформы несли на себе печать незавершенности, непоследовательности. Их проведение в жизнь наталкивалось на сильное сопротивление со стороны противников реформ. Прошел всего лишь крошечный в историческом измерении отрезок времени в 30 лет, и Россия после жестокого поражения в русско-японской войне вновь встала перед необходимостью военных преобразований.

Война выявила серьезные недостатки в организации, боевой подготовке рядового и офицерского состава, особенно высшего звена, в техническом оснащении и снабжении войск. В целях восстановления боеспособности армии и флота царское правительство в 1905-1912 годах осуществило значительные военные реформы. Одним из важнейших мероприятий явилась реорганизация центрального военного управления. С 1905 года Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. В его ведение передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создается Морской Генеральный штаб. В 1912 году вводится новый закон о воинской повинности, по которому сокращались сроки действительной военной службы. Были приняты меры для улучшения подготовки офицерских кадров. Расширилась сеть военных учебных заведений: открылись новые военные училища, школы и кадетские корпуса. Юнкерские училища приравнивались к военным училищам. Улучшалась боевая подготовка войск. Вводятся новые уставы, в которых обобщается опыт русско-японской и других войн конца XIX- начала XX века. Проводилась значительная работа по перевооружению армии. В 1909-1910 годах на вооружение были приняты 122- и 152-мм гаубицы, 107-мм пушка. Улучшалось материальное снабжение и комплектование инженерных, железнодорожных войск и войск связи. В армии внедрялось радио. В корпусах появились авиаотряды. С 1906 года началось восстановление русского военно-морского флота. Таким образом, военные реформы 1905-1912 годов оказали положительное влияние на состояние вооруженных сил России накануне первой мировой войны, но в силу объективных причин не смогли устранить в них многие существенные недостатки.

Первая мировая война углубила социальные противоречия в стране, русская армия все больше и больше становилась ареной политической борьбы, итогом которой явилось ее саморазложение. Изменившаяся политическая система общества, тяжелое социально-политическое положение страны после революционных потрясений и гражданской войны, другие причины вызвали необходимость проведения военной реформы 1924-1925 годов. Целью ее являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями государства. В ходе реформы была введена территориально-милиционная система комплектования вооруженных сил. Она позволяла при минимальных затратах иметь небольшое кадровое ядро, способное обеспечить неприкосновенность границ, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы. Численность кадровой армии по сравнению с 1920 годом была сокращена почти в десять раз и доведена до 562 тысяч человек. Законодательно новая система комплектования была закреплена с принятием 18 сентября 1925 года «Закона об обязательной военной службе». Большое внимание было уделено укреплению органов военного управления. Изменена их организационно-штатная структура. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 года центральный аппарат был сокращен на 22,7%, аппараты военных округов – в среднем на 33,5%, аппараты органов снабжения – на 40%. На три четверти уменьшилась отчетность. Улучшилась техническая оснащенность. Так, например, с 1923 по 1926 год численность советского воздушного флота увеличилась в 12 раз. Реорганизуется система снабжения. Ликвидированы промежуточные звенья – дивизионное и корпусное. Снабжение стало осуществляться по схеме «округ – часть – боец». Качественно обновился командный состав. Произошло значительное омоложение офицерских кадров. Был осуществлен переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с 3-4 годичным сроком обучения. Создано шесть академий. В результате проведения реформы 1924-1925 годов вооруженные силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечивало повышение обороноспособности страны.

2. Даже краткий анализ истории военных реформ показывает, что в нашем Отечестве накоплен богатый опыт их проведения. Рачительный и творческий подход к этому опыту позволяет извлечь немало весьма актуальных и для нашего времени уроков:

1. При всем своеобразии проводимых военных реформ они имеют общие принципы. Важнейшими среди них являются: связь преобразований в армии и на флоте с переменами в обществе в целом; всеобъемлющий характер военных реформ, затрагивающих весь армейский организм; необходимость следования заранее выработанной программе; постепенность и последовательность реформирования; жизненность и практичность реформ и другие.

2. Военная реформа должна носить комплексный, системный характер. Она не может быть сведена лишь к реорганизации и сокращению вооруженных сил и должна включать коренные преобразования в военно-политической, военно-правовой, военно-технической, военно-научной, собственно военной сферах.

3. Большое значение для осуществления военных реформ имеет общее состояние экономики страны. Через все реформы просматривается неуклонно действующая двойственная закономерность: с одной стороны, без достаточных финансовых, материальных средств реформы тормозились либо проводились половинчато; с другой стороны, дорогостоящая военная реформа, превышающая экономические возможности страны, заведомо обречена на провал. Это особенно актуально в наше время – в условиях кризисного состояния экономики. Сегодня каждый рубль военного бюджета должен с максимальной эффективностью работать на оборону.

4. Огромную роль в реализации планов военных реформ играет духовный фактор. Исторический опыт свидетельствует, что без организации и развития духовных сил армии реформа неосуществима. В настоящее время, когда Россия переживает период радикальных социальных преобразований, далеко неоднозначно воспринимаемых обществом, этот исторический урок весьма важен. Он напоминает о том, что успех реформы Вооруженных Сил немыслим без активной информационно-воспитательной работы, направленной на обеспечение ее широкой поддержки в армии и обществе.

5. Использование зарубежного опыта военных реформ должно сочетаться с национальной самобытностью. Исторический опыт России подтверждает, что бездумное подражание чужому опыту приводит к тому, что мы схватываем лишь внешнюю сторону явления, оставляя за гранью нашего внимания его истинную суть. «Россия, - отмечал русский философ И.А. Ильин, - не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма».

6. В реализации планов реформ особая роль отводится офицерскому корпусу. Командному составу армии уделяли самое пристальное внимание все без исключения реформаторы. Успех намеченного во многом будет определяться тем, насколько удастся в столь непростых экономических и социальных условиях сохранить наш офицерский корпус, повысить его престиж, привлекая в его ряды лучших представителей нашего общества. Таким образом, в современной военной реформе может и должен быть отражен и учтен опыт преобразований военной системы нашего общества на протяжении последних веков. Творческий подход к наследию предков будет способствовать более динамичному и стабильному развитию Вооруженных Сил России.

Важнейшим компонентом военных реформ было перевооружение армии и флота. Оно затрагивало сферы разработки новых видов оружия и военной техники, их производство с учетом экономических возможностей страны, освоение и практическое использование. Все осуществленные военные реформы во многом сходны по их структуре, принципам, способам и методам. Вместе с тем, по целому ряду параметров, элементов их содержания конкретные военные реформы имеют некоторые, а порой весьма существенные отличия друг от друга. При определении завершенности военного реформирования исходят как правило из расхождений между задуманным в концепциях, программах и официального провозглашенным запрещенным, государственно - правовых актов.

Военные реформы в истории России

1. Иван Грозный - середина 16 века. Причины: необходимость укрепить централизованное российское государство; Усилить его влияние в межгосударственных делах за счет повышения военной мощи.

2. Петр Великий (первая четверть 18 века) . Причины: необходимость укрепить централизованное российское государственность; Усилить военную мощь государства, ликвидировать экономическую и культурную отсталость России; борьба за выход к Балтийскому морю; отсутствие необходимых стимулов к службе.

Содержание: созданы регулярная армия и флот; Введена единая система обучения и воспитания войск, создание военной коллегии, учреждение должности главкома, открытие военных школ для подготовки офицеров; Введены воинские звания, учреждены ордена и медали; строительство на границах оборонных сооружений, крепостей, баз флота; Проведена военно-судебная реформа; организована санитарная служба.

3. Малютин - (1862-1874 гг). Причины: Совершенствование военной системы государства; рост технической оснащенности армии; Отмена крепостного права; развитие капит. отношений.

Содержание: Рекрутская повинность заменена всесословной воинской повинностью; создана военно-окружная система управления (15 округов); Перевооружение нарезным стрелковым вооружением и артиллерией; Новое положение о полевом управлении войсками в военное время и новые воинские уставы; Создана система подготовки резерва запаса; Учреждены военные и юнкерские училища; Проведена военно-судебная реформа и разработан мобилизационный план страны.

4. Реформы 1905-1912 гг. Причины: Поражение в войне с Японией в 1905 году; Необходимость воссоздания военной мощи государства. Содержание: Усилена централизация военного управления, введена территориальная система комплектования. Приняты новые уставы и новые программы для училищ; Реформировано новое ведомство, обновлен старший командный состав, улучшено материальное положение офицеров; Сокращены сроки службы; Созданы новые образцы артиллерийских систем, усилены инженерные войска; приняты меры по восстановлению ВМФ; Положено начало авиационным частям в армии; Увеличен бюджет военного министерства.

5. Советский период (первая половина 20 века -т 20 годы). Причины: экономические трудности государства; Невозможность содержать крупную армию; Необходимость создания военной организации нового типа.

6. Реформы 1935-1939 гг. Причины: Реальная возможность начала войны с Германией и ее союзниками; Необходимость реформирования армии и народного хозяйства. Содержание: Осуществлен переход к кадровой системе комплектования армии; Поэтапно увеличена численность Вооруженных Сил - 1035 г - 930 тыс., 1939 - 1,5 млн., 1941 - более пяти миллионов; Принят закон о всеобщей воинской обязанности; Упразднен совет труда и обороны, создан комитет обороны при СНК СССР; Накануне войны образованы 16 военных округов, 4 флота и пять флотилий.

7. Реформирование ВС в 60 -годы 20 века. Причины: Всеобщая революция в военном деле ведущих стран мира; Бурное развитие и внедрение ракетно-ядерного оружия в войсках. Содержание: Изменение в вопросах стратегии и тактики ведения войны; Созданы ракетные войска стратегического назначения, Новые рода войск; Новые боевые и общевоинские уставы, наставления; Проведено численное сокращение Вооруженных Сил; Введен институт заместителей по политчасти.

8. Незавершенная реформа 1987-1991 г. Причины: Отказ от четкой конфронтации в отношениях между СССР и США; Необходимость предотвращения ядерной катастрофы, создание системы международной безопасности. Содержание: Ограниченны военные расходы государства, изменена структура Вооруженных Сил; Сокращен и обновлен и омоложен центральный аппарат и высшее командование Вооруженных Сил; Принят закон т пенсиях военнослужащих в сторону увеличения; Упразднены политические структуры в армии и на флоте.

9. Реформирование ВС в современных условиях. Причины: Уровень финансирования ВС не удовлетворяет потребности и повседневного функционирования; Уровень денежного довольствия не соответствует сложности напряженности, значимости и особой ответственности военной службы; Средств на боевую подготовку катастрофически не хватает, научно- исследовательские работы и опытно-конструкторские, закупка вооружения и военной техники финансируются по остаточному принципу.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.