Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай. Заблудившийся трамвай (Гумилев Николай Стихи) Заблудившийся трамвай гумилев анализ кратко

Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: «Зеленная»,- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают.

В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Стихотворения, написанные в период «позднего Гумилёва», сложны и символичы. Практически каждое из них — это погружение в себя. «Заблудившийся трамвай» — одно из таких.

Этот стих — погружение автора в себя. Гумилев негативно относился к происходящему в стране. Его не устраивала революция, и он считал, что страна отдана варварам на истерзание. Название абсурдно, ведь трамвай не может заблудиться, но в этом стихотворении трамвай — метафора, которая подразумевает всю страну, погрязшую во вранье и вымышленном патриотизме. «Как я вскочил на его подножку» отмечает поэт. Это связано с тем, что Гумилёв 10 месяцев проживал за границей, а в России оказался случайно во время революции и из-за своих политических убеждений стал невыездным. Сначала поэт не собирался покидать Родину, напротив, считал себя свидетелем событий, которые принесут России настоящую свободу, но спустя несколько лет признал, что теперь ему придётся жить в бесправном государстве, которым управляют бывшие крестьяне.

Поэт отправляется мысленно в страны, любимые им, но одновременно понимает, что не будет счастлив, даже если уедет за границу. Ведь воспоминания об ужасах революции будут всегда его преследовать в любом уголке мира и никуда от них не деться.

Гумилёв предполагает свою смерть, и палачом будет та самая власть крестьян. Но этот его не сильно омрачает. Намного печальнее то, что его прежней Родины, прежней России больше нет и не будет. И он не в силах что-либо изменить.

Машенька, к которой поэт обращается — собранный образ той России до революции, которую Гумилёв так сильно любил, образ его настоящей Родины. И поэтому он не может смириться с тем, что прошлую страну уже не вернуть назад, но все же восклицает, не веря, «Может ли быть, что ты умерла!». Это говорит о том, что Гумилёв до последнего надеялся на то, что крестьянская власть сгинет и все вернется в прежнее русло, но в то же время он прекрасно осознавал, что ничего назад не вернуть.

Это стихотворение доказывает то, что Гумилёв не будет участвовать в фарсе, который те самые крестьяне называли светлым будущем». Он требует: «Остановите трамвай!». Но остановить его никто не может и поэту приходиться ехать дальше, с горечью осознавая, что «дом в три окна и серый газон», которые промелькнули в окне, останутся в прошлом навсегда. Только когда произошла революция, поэт по-настоящему понимает, как дорога ему была та прежняя страна! «Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить».


Стихотворение Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай» написано в 1919 году и входит в его поэтический сборник «Огненный столп». В нём отражена революционная эпоха в России и передаётся отношение поэта к Октябрьской революции. Февральские событий 1917 года Гумилёв встретил в Петрограде и квалифицировал их как анархию, ослабление дисциплины в войсках. Известие об Октябрьской революции он встретил в Париже, куда был командирован Временным правительством в русский экспедиционный корпус. Поэт не признал власти большевиков, которую считал анархической и гибельной для России. Он вернулся на родину, потому что считал, что должен быть причастным к совершающимся в России трагическим событиям истории и как поэт, и как гражданин.

Стихотворение представляет собой синтез двух модернистских направлений: акмеизма и символизма, имеет несколько уровней: исторический, религиозный и философский. Название звучит как оксюморон, так как трамвай не может заблудиться, он едет по рельсам, то есть по проложенному пути. Значит, в заголовке заключена метафора. Заблудившийся трамвай – это революционная Россия, сбившаяся с пути, погрузившаяся в хаос, как у Пушкина в стихотворении «Бесы»: «Сбились мы, пути не видно».

Попробуем перечитать стихотворение «вслед за автором». Оно состоит из двух частей, 15 строф делятся на 8 и 7 строф. В первой части создаётся образ «летучего» трамвая, показано блуждание его в пространстве и времени, представлено видЕние собственной смерти. Во второй части возникает образ Машеньки.

Как и герой Данте в «Божественной комедии», лирический герой Гумилёва оказывается в незнакомой местности. Но если у Данте это сумрачный лес, то у Гумилёва пейзаж урбанизирован, он шёл по улице, а навстречу ему не просто ехал, а летел трамвай - механизм 20 века. Трамвай сопровождают громкие звуки. Например, «вороний грай» - знак рока, судьбы, «звоны лютни» как нечто утончённое и изысканное, «дальние громы» - все они звучат как диссонанс, гармония и согласие разрушены, мир погружается в хаос. Герой вскочил на подножку трамвая сам, добровольно, это говорит о его склонности к риску, о его бесстрашии, импульсивности. Для него самого является загадкой, как он вскочил в этот летящий трамвай. Обращаем внимание на заключительные строки второй строфы:

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

Образ огненной дорожки многозначен. Это и искры, которые оставляет после себя стремительно мчащийся по рельсам трамвай. А может, это и молния, ведь трамвай кажется летящим в воздухе, словно Летучий Голландец или Воздушный корабль у М.Ю.Лермонтова. Но если вспомнить, что сборник, в который входит стихотворение, называется «Огненный столп», можно обратиться и к этому ветхозаветному образу. В Библии рассказывается об исходе иудеев из Египта, где они были рабами. Господь помогает им: днём они идут в облачном столпе, а ночью перед ними огненный столп как путеводная звезда. Но у Гумилёва герой внутри трамвая, а искры летят днём, а это значит, что путеводная нить утрачена, трамвай мчится без цели неизвестно куда, он заблудился и в пространстве, и во времени.

В третьей строфе лирический герой понимает, что трамвай, мчащийся «бурей тёмной, крылатой», заблудился «в бездне времён», и пытается остановить вагон, обращаясь к вагоновожатому, но тот его не слышит. Вожатый неумолим, как Харон в древнегреческом мифе, перевозящий души умерших через реку в лодке в царство мёртвых. Но здесь впервые, как мне кажется, возникают реминисценции, связанные с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вторая глава называется «Вожатый». Пётр Гринёв в буран сбивается с пути, неизвестный бродяга становится для него проводником, выводит его к постоялому двору. Позже под именем Петра Третьего самозванец Пугачёв возглавляет народное восстание, осаждает крепости и «потрясает государством».

В 4 строфе путешествие напоминает сновидение или быстро сменяющие друг друга кадры немого фильма. Герой понимает: поздно, движение трамвая не остановить. Мелькают стена, роща пальм, Нева, Нил, Сена. Всё это точки маршрута самого Гумилёва, который из Петербурга отправлялся в Африку, был в Париже. Образ старика, бросившего сквозь оконную раму пытливый взгляд на проезжающих в трамвае, позволяет сделать вывод о том, что это мистическое путешествие, так как сообщается, что этот старик умер в Бейруте год назад. Герой не может понять, где он находится, сердце его звучит томно и тревожно. Вот появляется вокзал, где можно купить билет в Индию Духа, но пассажиры трамвая пролетают мимо. Индия Духа воспринимается героем как земля обетованная, благодатная, земной рай и духовный центр. А сам герой – странник духа, страстно мечтающий о благодатной земле.

7-8 строфы – самые трагические в этом стихотворении. Здесь воссоздаются и кровавые события гражданской войны, и французской революции, и Пугачёвского бунта. Вывеска с кровью налитыми буквами напоминает о революционных лозунгах на красной материи. Зеленная, где вместо капусты и вместо брюквы продают мёртвые головы напоминает о французской гильотине. Образ палача в красной рубашке и с лицом как вымя вызывает в памяти и палачей французской революции, правда, они были в камзолах, и палачей, казнивших Пугачёва. Поражает глагол: палач не отрубал, а буднично срезал голову, и это выглядело привычно. Сразу же возникает в памяти пророческий сон Гринёва во время бурана. Во сне он увидел, как какой-то мужик выхватил топор из-за спины, комната наполнилась мёртвыми телами. Гринёв во сне спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах. им овладели ужас и недоумение.

Обратимся ко второй половине стихотворения, где возникает образ Машеньки. Мы видим переулок, дощатый забор, дом в три окна и серый газон. Картина провинциальная, простая, будничная. Лирический герой взволнован, испытывает сильные эмоции, и здесь его просьба к вагоновожатому остановить вагон становится страстной мольбой. Здесь жила и пела Машенька, ткала ковёр лирическому герою, который был её женихом. Но Машеньки нет, она, должно быть, умерла. Образ Машеньки многопланов. Кто она? В первую очередь возникает образ Маши Мироновой, героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Правда сюжет ретранслируется, изменяется. У Пушкина Маша Миронова, чтобы спасти своего возлюбленного Петра Гринёва, которого, по навету Швабрина, обвиняют в измене, в переходе на сторону Пугачёва, встречается с императрицей и доказывает невиновность своего жениха. У Гумилёва сам лирический герой «с напудренною косой» идёт «представляться Императрице». Но у Пушкина события происходят в 18 веке, а герой принадлежит 20 веку. А это значит, что Гумилёв рассказывает о путешествии в себя, о познании себя в качестве «другого», развивает буддийскую мысль о том, что человек проживает множество жизней, у него есть прапамять, которая позволяет вспомнить предыдущие жизни. Лирический герой, соприкоснувшись со своими прежними жизнями, самым непосредственным образом наблюдает за ними. Автор воспроизводит средневековый жанр видЕния. Вспомним у Пушкина:

Я помню чудное мгновенье,

передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И вот путешествие завершается. Какое открытие совершил герой? Что он понял?

Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

Свобода – это прежде всего свобода духа, это свет, идущий из вечности, из иного мира, из утраченного рая. Зоологический сад планет– это Вселенная, мироздание, а человек – часть мира природы. Вспомним слова Пьера Безухова на плотине, когда он убеждает князя Андрея в существовании вечной жизни. Пьер чувствует в своей душе, что он составляет часть огромного гармонического целого., что составляет одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Он представляет лестницу, которая ведёт от растения к человеку, но не обрывается, а ведёт дальше до высших существ. И как только герой совершает это открытие, как только наступает для него момент истины, он сразу же возвращается в современный ему Петербург:

И сразу ветер знакомый и сладкий,

И за мостом летит на меня

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.

Возникает образ Медного всадника, Образ Петра 1 как основателя российской империи, вспоминается поэма Пушкина «Медный всадник». У Пушкина Памятник Петру 1 преследует маленького чиновника Евгения из-за того, что тот осмелился ему пригрозить. Евгений потерял в результате наводнения свою девушку парашу, она погибла. Он считает, что именно Пётр виноват в этом, так как построил город на том месте, которое периодически затопляется. Но если у Пушкина памятник, преследующий Евгения, весомый, слышится его тяжело-звонкое скаканье, то у Гумилёва изображены только две детали: «длань в железной перчатке», «два копыта» коня. Империя дробится, рассыпается. Да и сам памятник не скачет по улицам, а беззвучно летит. Завершается путь лирического героя в Исакиевском соборе, где он собирается отслужить молебен о здравии Машеньки и панихиду по себе. Машенька символизирует собой православие и прежнюю Россию. Именно она, как Беатриче у Данте, выводит героя к свету, к прощению, к очищению от грехов. Герой преображается через страдание: его сердце навеки угрюмо, ему трудно дышать и больно жить, но он признаётся:

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

Итак, в образе Машеньки мы можем увидеть и Машу Миронову, и Парашу из «Медного всадника», и Беатриче Данте. Героиня может быть и автобиографичной. Одни исследователи видят в ней Анну Ахматову, которая, по признанию самого Гумилёва, вернула ему веру в Бога, а также научила любить Россию. Но это может быть и Мария Кузмина-Караваева, в которую был влюблён Гумилёв. Девушка умерла в 1912 году от туберкулёза, когда ей было всего 22 года.

Подведём итоги. Путь героя завершается, когда он через страдание искупает грехи, но навсегда разлучается с возлюбленной. Путь через страдание ведёт к спасению, и герой спасение обретает, а Машенька остаётся в мире, с которым ему никогда нельзя будет соприкоснуться.

Обновлено: 2017-09-24

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Как непросто открывать в мире искусства что-то новое. Ведь кажется, что все известно и о литературе, и о поэзии. В начале двадцатого века молодые и С. М..Городецкий осмелились сказать свое слово в литературе, организовав так называемый «Цех поэтов», выдвинувший новую концепцию акмеистов, которая пропагандировала идею равновесия между «земным» и «небесным», между «бытом» и «бытием ». Проще говоря, акмеизм осмелился поспорить с декадентскими воззрениями по поводу целей литературного творчества и предмета изображения в искусстве. Отрицая мистику и оторванность от земной жизни символистов, акмеисты, напротив, провозгласили значимость земной жизни человека. Красота природы, человеческие чувства стали предметом пристального внимания, и оттого поэт брал на себя роль певца солнца и ветра, моря и гор, верности и любви.

«Борьба между акмеизмом и символизмом… есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время…», «мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий», - писал С. Городецкий.

Символисты пытались объяснить реалии с помощью намеков и небесных знаков, акмеисты же утверждали ценность земной жизни как таковой, не нуждающейся в каких-либо украшениях. Само слово «акмеизм» обозначало не что иное, как «высшая сила чего-либо», «цветущая сила». Истинные ценности, по мнению акмеистов, в самой жизни, и нет предела ее совершенства.

Красоту реальных картин поэты передавали точно, избегая условностей и туманных символов, сами стихи становятся иными, понятными, осязаемыми, земными.

всегда относился к поэзии как к ремеслу, (это соответствовало принципам акмеизма), и оттого «шлифовка» стиха, поиск точных рифм, четкая композиция, правдивое изображение действительности, интерес к истории позволили ему и его собратьям по перу приблизиться к классическим образцам литературы, недаром акмеистам приписывали возрождение «золотого века» литературы.

«Заблудившийся трамвай» вошел в последний сборник стихов поэта «Огненный столп», появившийся в печати в августе 1921 года.

Оно любимейшее произведение самого Гумилева и больше чем лирическое послание. Это, прежде всего, попытка взглянуть на свою прожитую жизнь, разобраться в событиях современности, а еще и возможность соотнести сегодняшний день с прошлыми историческими явлениями. Вот почему таким сложным и неоднозначным считают произведение и до сих пор по-разному трактуют тот или иной образ поэта и его символы.

Сложность стихотворения в его композиции, в системе художественных образов, интонационном рисунке, авторском видении мира, и не только

Действительно, события в «Заблудившемся трамвае» условно делятся на три основных плана. Первый из них – рассказ о реальном трамвае, который несется своим необычным путем. Второй план – фантастика с многочисленной символикой и попыткой предсказать будущее героя. Третий – носит философски-обобщенный характер. Жизнь предстает там то в буднях современности, то вдруг уносит нас в далекое прошлое, где пугачевское время видится через образы пушкинских героев «Капитанской дочки».

Само название «Заблудившийся трамвай» необычно и неоднозначно. Оно связано, скорей всего, с попыткой понять происходящее, не заблудиться в бездне времени. И автор, и его герой ищут ответы на вопросы, поставленные вчерашним и сегодняшним днем.

В самом начале произведения мы оказываемся вместе с героем на незнакомой улице. Звуки вороньего грая и раскаты грома чередуются со звуками лютни, эта шумная неразбериха предвещает несчастье, и последующие видения как бы оправдывают ожидания. Что может быть ужаснее картины мчащегося на тебя трамвая? Герой, не отдавая отчет происходящему, запрыгивает на подножку железного чудовища, за которым тянется огненный след.

Опрометчивость безумца сменяется страхом и желанием спрыгнуть с подножки, так как полет «железной птицы» сквозь крылатую, темную бурю вызывает ужас, и он просит:

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

Становится очевидным, что и сам трамвай, а также и то, что среди пассажиров оказывается вдруг он сам, - это не стечение обстоятельств, а нечто большее, символическое. Жизнь рассказчика видится в образе заблудившегося трамвая, а его желание соскочить с «подножки судьбы» – не что иное, как попытка избежать потерь и утрат в жизни. Не первый раз человек пробует спорить с судьбой, обмануть ее, слукавить. Но все напрасно. Герой понимает это. Как приговор, звучат слова:

Поздно…

И он вынужден отдаться Его Величеству Случаю, становясь пассивным наблюдателем своего тернистого пути. Собственная жизнь пролетает мимо него с невероятной скоростью, и герой видит ее из окон летящей машины.

Художественное пространство лирического произведения – едва ли не весь земной шар и часть космоса. В нем - реальные картины: эта же стена, которую обогнул мчащийся трамвай, дощатый забор в переулке возле дома в три окна и серым газоном. Но увиденное этим не ограничивается. Как бы заново проделывает герой путь по знакомым местам своих прошлых путешествий.

Известно, что бывал и в Африке, и в Азии, и в Европе, в частности, в Париже, вот почему его спутник успевает в быстром полете трамвая узнать знакомые места и те три моста через Нил, Сену, Неву. Картины прошлого овеяны романтикой и контрастируют с обыденностью прежнего городского пейзажа. Та «роща пальм», сквозь которую они промчались, лишь мимолетное видение , которое бередит воспоминание о счастливых и безмятежных днях.

Но эти светлые картины сменяются вдруг мистическим видением нищего старика, «что умер в Бейруте год назад». Нет времени осознать, как такое возможно. И тревога, которую испытывал невольный путешественник в начале стихотворения, вновь усиливается: сердце его бьется тревожно, и вопрос: «Где я?» - подчеркивает безысходность и трагичность происходящего. Вглядываясь вновь в городской пейзаж, герой замечает тот самый вокзал, «на котором можно в Индию Духа купить билет». Но вскоре он скрывается из глаз, а путешественник понимает: убежать от суровой действительности нельзя, билет в мир грез и счастья купить невозможно.

Поэт выдумал свою Индию Духа в дни путешествия по Ближнему Востоку, когда еще в молодости хотел прорваться сквозь видимое и вещественное. Эта страна, где можно стать «духовидцем», «созерцателем тайной сущности вещей». Открыть загадки реалии, расшифровать тайные символы можно было лишь в той стране, но попасть туда - несбыточная мечта.

Страшная действительность сегодняшнего дня наваливается на героя фантастическими видениями. И чем больше фантастики в кровавом городе, тем больше он узнаваем:

Вывеска, кровью налитые буквы

Гласят: «Зеленная», - знаю, тут

Мертвые головы продают.

Герой чувствует, что путешествие подходит к трагическому концу, сегодняшний день бесцеремонно вторгается в его жизнь. Фантастическая картина происходящего наполнена страшными натуралистическими подробностями и так похожа на картины революционного Петрограда:

В красной рубашке, с лицом, как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь в ящике скользком, на самом дне

Неудивительно, что в стихотворении нет объяснения тому, за что герою «срезают» голову, это происходит как бы само собой и напоминает то смутное время, когда безвинных приговаривали к смерти, списывая свои страшные дела «революционной необходимостью».

Увиденное схоже с событиями позапрошлого века, а именно с Французской революцией 1789 года. интересовался историей и видел поразительное сходство между «той» и «этой» революцией. Казнь Людовика, Робеспьер среди своих соратников, так быстро превратившихся в его палачей, весь этот перевернутый мир вновь вторгается уже в новый век и в другую страну с другими правителями.

И та , и эта революция не принимается героем. Он не хочет быть в руках новых властителей марионеткой. Но силы не равны, и, скорей всего, его удел – стать жертвой. В памяти поэта грозные слова Жан Поль Марата, который еще в 18 веке, предвидя кровавые расправы вооруженных санкюлотов и гвардейцев, утверждал: «Если потребуется отрубить пять – шесть тысяч голов …даже двадцать тысяч, нельзя колебаться ни одной минуты!»

Безобразность того и этого беспредела подчеркивается цветописью: кровавый и тут же красный – отнюдь не синонимы. Красные революции окрашены кровью соотечественников, а потому так отвратителен и палач с «лицом, как вымя», и все, что он делает.

Поэт, описывая казнь героя, как бы предчувствует и свою близкую гибель. Еще ранее он писал:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Как похоже одно видение на другое, как страшно предвидение своей собственной смерти.

Следующая часть стихотворения – метаморфоза героя, где он - уже не он, а литературный персонаж. В образе Петра Гринева пытается последний понять смысл человеческого существования, и оказывается, что его открытия стары как мир. В державном Петербурге с «твердыней православья» - Исаакием и памятником Петру - нет утешения мыслителю. Самое главное в жизни, оказывается, другое: отчий дом, любимая девушка, мирные картины жизни. Вот почему так беспомощны и по-человечески понятны слова героя, который боится больше всего, что не успеет увидеться с невестой, и в том доме, где когда-то она жила, нет ее:

Может ли быть, что ты умерла?

Страдания героя достигают апогея, и он приходит в храм, где пытается совладать с душевной болью:

Там отслужу молебен о здравье

Машеньки и панихиду по мне.

Перевернутость событий и попытка понять, как это возможно: служить панихиду по самому себе и заказывать заздравную по, скорее всего, умершей Машеньки – на самом деле выстраданное решение, родившееся в сознании героя после долгих жизненных катаклизм. Испепеленность души, невозможность жить по законам страшных реалий и принимать их заставили страдальца отказаться от каких-либо попыток бороться за жизнь. И лишь надежда на то, что его ЛЮБОВЬ, может быть, еще жива, и есть смысл жизни и завещание тем, кто с этими ценностями останется после него.

Взгляд героя обращен теперь туда, где

-…Только оттуда бьющий свет…,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

Трактовка этого художественного образа сложна и неоднозначна.

С одной стороны, Индия Духа, призывающая светом надежды, вновь встает перед глазами, но уж слишком ограничен вход в эту страну, и видится в этом образе и другое.

Граница между той и этой жизнью, где люди, переступив черту, становятся тенями, скорее, напоминает Божью обитель. Правда, непонятно, почему неведомая страна названа «Зоологическим садом планет». Путешествуя по странам Ближнего Востока, поэт был знаком с индийской религией, утверждавшей, что человек обязан прожить несколько жизней, в том числе, и жизнь животных. Автор «Жирафа», влюбленный в экзотику южных стран, возможно, в своем соседстве людей и животных провозглашает «равенство» всех живущих на земле, и этот лозунг равенства, пожалуй, можно назвать самым смелым и гуманным из озвученных когда-либо.

Последние строки стихотворения наполнены болью и страданием. Герой признается, что «навеки сердце угрюмо, и трудно дышать, и больно жить…» Но эта боль – плата за то, что ему посчастливилось встретиться с любовью, а если он избранник, переживший это божественное чувство, то грусть и любовь – выстраданное СЧАСТЬЕ.

Таким образом, поэт расставляет все точки над «и» и на правах пророка (так называла его Анна Ахматова) утверждает вечные ценности любви к человеку .

Рассматривая стихотворение как художественное произведение, нельзя не отметить поэтический талант Н. Гумилева, еще ранее названного «магом и тайным повелителем мира». Эмоциональная окраска стиха, трагичность происходящего заставляет читателя, незаметно для себя, стать чуть ли не самим героем, проживающим несколько жизней, умеющим предвидеть события и даже собственную смерть. Сюжет и композиция стихотворения держат в напряжении читателя, а смена реальных картин фантастическими несут глубокий символический смысл, раскрывают нравственно-философский аспект произведения. Обращения героя к своей возлюбленной и нежное имя «Машенька» делают рассказчика сентиментальным и чувственным. Читатель проникается к нему состраданием, принимает его идеалы. Все образы в стихотворении, плод фантазии поэта, ярки, неожиданны, узнаваемы и новы. Интонационный рисунок насыщен динамикой и трагедийностью. Удары судьбы, жестокая поступь истории ярче всего звучат в ритмах дактиля. А звукопись (аллитерация) помогают увидеть и услышать реалии революционного времени, почувствовать переживания героя:

Где я? Т ак т омно и т ак т ревожно

Серд це мое ст учит в от вет

В кр асной р убаш ке, с лицом, как вымя,

Голову ср езал палач и мне…

Поэтика видится как единое целое: форма стиха связана с содержанием и наоборот – смысл произведения выбирает нужные формы и с помощью них акцентирует внимание читателя на самом важном и существенном. Возвращаясь к личности поэта, замечаем, как тверда позиция автора, утверждающего непреходящие человеческие ценности, несмотря на новые идеи, революции, времена. Время жить – время творить добрые земные дела, по Гумилеву, ибо ты рожден по подобию Божьему, ты рожден человеком .

Конспект урока для 11 класса по теме

«Интерпретация стихотворения Н.С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай».

Наумова Марина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г. Радужный ХМАО-Югры

Цель урока: расширить представление о поэзии Н.С. Гумилёва, выделить основные черты художественного мира в произведении, рассмотреть особенности пространственно-временной организации текста.

Оборудование урока: портрет Н.С. Гумилёва, репродукция с картины К. Юона «Новая планета», фотография скульптуры Э.М. Фальконе «Памятник Петру Первому», творческие работы учащихся (плакатная живопись), музыкальное сопровождение (Вольфганг Амодей Моцарт «Реквием»), репродукция с картины С. Дали «Всадник смерти на коне».

Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение, анализ и интерпретация стихотворения.

План урока

I . Вступление. Слово учителя о поэте.

1. История создания произведения. Чтение прозы наизусть (отрывок воспоминаний из книги Ирины Одоевцевой «На берегах Невы»).

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

3.Комментированное чтение и аналитическая беседа, работа в группах по карточкам (реализация предварительного домашнего задания).

4. Творческая лаборатория учащихся.

5. Сообщение учащихся по картине К. Юона «Новая планета».

III . Заключительное слово учителя

IV . Домашнее задание, вытекающее из основных выводов урока.

Ход урока

I . Слово учителя.

Учитель читает четверостишие наизусть под музыкальное сопровождение музыки Моцарта.

И умру я не на постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще…

Так пророчествует о своей гибели поэт Николай Гумилёв. Поэт-акмеист, который смог преодолеть ставшие тесными для него рамки этого литературного течения и занять достойное место в ряду русских писателей-мучеников.

Сегодня мы обратимся к последнему сборнику стихов с символическим названием «Огненный столп», изданному после смерти Гумилёва. Поистине этот сборник являет собой поэтическое и духовное завещание писателя. Неумолимые шаги истории, революционной эпохи и пророческое озарение запечатлены в этом сборнике.

Здесь лирический герой испытывает четыре душевных метаморфозы («Память»), отдаёт дань трудным мукам рождения поэзии («Шестое чувство»), возводит в ранг Божественной силы Слово («Слово»), узрит собственную гибель и крушение мира («Заблудившийся трамвай»).

II . Работа над лирическим произведением.

Наша задача – увидеть трансформацию образов в поэзии Н.Гумилёва через интерпретацию центрального произведения сборника - стихотворения «Заблудившийся трамвай».

1. История создания произведения (сообщение учащегося, чтение прозы наизусть).

Есть различные воспоминания знакомых, учеников мэтра поэзии об истории его создания. Точная дата написания неизвестна, поэтому в некоторых сборниках стоит 1919 год, а в некоторых 1920. Ирина Одоевцева в книге мемуаров «На берегах Невы» приводит слова Гумилёва о том, как родилось стихотворение «Заблудившийся трамвай».

- Поздравить вы меня можете с совершенно необычными стихами, которые я сочинил, возвращаясь домой. И так неожиданно. Я и сейчас не понимаю, как это произошло. Я шёл по мосту через Неву – заря и тишина кругом. Пусто. Только вороны каркают. И вдруг мимо меня совсем близко пролетел трамвай. Искры трамвая, как огненная дорожка на розовой заре. Я остановился - меня что-то вдруг пронзило, осенило. Я оглянулся, не понимая, где я и что со мной. Я постоял на мосту, держась за перила, потом медленно двинулся дальше, домой. И тут-то и случилось. Я сразу нашёл первую строку, как будто получил её готовой. Я продолжал произносить строчку за строчкой, будто читаю чужое стихотворение: ………

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Вывод. Несомненно, в этом трагическом стихотворении заключено восприятие поэтом революции и предвидение собственной гибели.

3. Комментированное чтение и аналитическая беседа, работа в группах по карточкам.

- Какое ощущение вызывает прочитанное? Какие чувства испытывает герой?

Стихотворение вызывает чувство ужаса, ощущение затянувшегося страшного сна - хочется поскорей проснуться. Лирический герой переживает всю гамму чувств от ужаса – до успокоения, свойственного мужественным людям перед лицом смерти.

- Как это подтверждает графическое оформление и как отражено на уровне синтаксиса?

Эмоциональное состояние героя подчёркивает графическое оформление: так, паузы, разделяющие повествование и отношение героя к происходящему обозначены многоточиями; внутренний диалог героя с самим собой вызывает рождающиеся по мере страшного пути вопросы: где я? где же теперь твой голос и тело, может ли быть, что ты умерла? видишь вокзал, на котором можно в Индию Духа купить билет? Мольба и отчаяние героя заключены в рефрене: «остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон!» И заканчивается произведение на особом душевном взлёте восклицательным предложением: «Машенька, я никогда не думал, что можно так любить и грустить!» Особый интерес представляет синтаксический строй произведения: в основном автор использует простые и бессоюзные предложения – так передана скорость движения трамвая. На фоне этого особую значимость приобретает использование односоставных предложений. После крика души героя с просьбой остановиться следует страшный вывод: «Поздно». Назывные предложения «Вывеска…», «А в переулке забор дощатый, дом в три окна и серый газон…» ведут нас вслед за героем к «зоологическому саду планет».

- Докажите, что зловещий колорит нагнетается с самого начала произведения.

Трагическая нота и зловещий колорит появляется уже в начале произведения: герой слышит вороний грай – символ надвигающегося несчастья, звоны лютни – символ земного и дальние громы – символ небесного. Герой не властен в себе: для него самого загадка, почему он вскочил на подножку трамвая, оставляющего огненную дорожку при свете дня.

Трамвай легко отрывается от петербургских реалий (от Невы) и уносит героя через три моста в ирреальный мир, где легко узнаваемая «Зеленная» превращается в эшафот. Далее – космическое пространство, где «люди и тени стоят у входа в зоологический сад планет». Примечательно то, что следующее смещение – это путь в реалию Петербурга. Навстречу герою летят два символа этого города: Исаакий и Медный всадник. Такие же смещения наблюдаются во времени: герой занимает такую позицию, что одновременно видит прошлое («Я же с напудренной косой шёл представляться Императрице») и будущее (свою неминуемую гибель).

- Докажите, что путь заблудившегося трамвая – это путь в город и мир мёртвых.

Гумилёв несколько раз употребляет слова, связанные со смертью: перед читателем - нищий старик, что умер год назад в Бейруте, давно исчезнувшая с лица земли (но не из души героя!) Машенька. Также появляется образ палача, несущего смерть. Не откликается на призывы лирического героя вагоновожатый. Да и копыта коня грозят смертью.

Прежде всего, автор использует такой приём, как инверсия. Он сознательно нарушает обычный порядок слов («шёл я», «мчался он бурей», «сердце моё стучит в ответ»). Это служит для создания тона повествования. Также в стихотворении использована звукопись. Так, в первой строфе звучит строка, передающая крик вороньей стаи, «и вдруг услышал вороний грай» или в шестой строфе, передающая стук сердца «так томно и так тревожно сердце моё стучит в ответ». Это даёт возможность читателю войти в образ лирического героя. Интересна ритмическая инструментовка произведения: Гумилёв использует дактиль, который перемежается с пиррихием и спондеем и создаёт ощущение стука колёс. Кстати, этот ритм с такой же целью был использован Н.Некрасовым в стихотворении «Железная дорога» - «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою».

Символическое звучание приобретают многие предметы и явления в произведении Гумилёва. Так, заблудившийся трамвай - символ жизни, сошедшей с накатанной колеи, вагоновожатый – не то палач, не то бесплотный призрак – представитель мёртвого мира, Медный всадник – символ русской истории, Исаакиевский собор – символ веры и православия. Для лирического героя всё происходящее – это откровение, видение собственной гибели. Напрасно он мечтает купить билет-пропуск в иной мир - Индию духа. Трамвай и его пленник «летят» навстречу неминуемой гибели, ведь вагоновожатый глух к мольбам. Символично и то, что герою суждена гибель под копытами всадника, олицетворяющего русскую историю. Единственная устойчивая точка в этой апокалиптической картине – Исаакиевский собор – верная твердыня православья: именно здесь герой хочет услышать панихиду по себе.

В целом, произведение представляет собой развёрнутую метафору. Метафорическим эпитетом является уже название произведения – «Заблудившийся трамвай». Такие метафоры, как «Индия духа», «врезан Исакий в вышине», «зоологический сад планет» будят воображение читателя, создают образы вселенского масштаба и придают происходящему особую трагичность.

4. Сообщение творческих групп.

Такие необычные ассоциации, сочетание логически несочетаемых предметов и признаков называется сюрреализмом.

- Вспомните, а ещё какое литературное и художественное течение предшествовало сюрреализму?

Главная цель импрессионизма – погоня за впечатлением. Неподражаемый поэт Осип Мандельштам в стихотворении «Импрессионизм» писал: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…». Перефразируя Мандельштама, о сюрреализме можно сказать так: «Художник нам изобразил только тени от сирени…» Гениальным художником сюрреалима является Сальвадор Дали. Как образец сюрреализма в живописи, представлена картина «Всадник по имени Смерть». Так видит тему смерти испанский художник. Такой же тип образности и в стихотворении Н.Гумилёва «Заблудившийся трамвай». Поэт предвосхитил явление сюрреализма в своём творчестве.

Информация для учащихся.

СЮРРЕАЛИЗМ - литературное и художественное течение начала 20 века, для него характерна алогичность образов и нестандартное мышление.

Творческим группам в домашней работе было предложено в сюрреалистическом духе представить метафорическую картину «Зоологический сад планет» как в живописи, так и в художественном слове. Какова ваша интерпретация данного образа? (Творческие работы прилагаются).

Теперь неудивительно появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь? (Варианты ответов учащихся).

Информация учителя.

По свидетельству Ирины Одоевцевой, образ Машеньки – это дань уважения Пушкину, подразумевается Маша Миронова из «Капитанской дочки».

- Вернёмся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их?

Два слова здесь являются ключевыми «навеки» и «никогда». Это исключающие друг друга временные понятия. Это трагично: с этим действительно «и трудно дышать, и больно жить». Вот оно ощущение катастрофы крушения мира! Вот оно пророческое предчувствие собственной смерти!

Такое чувство терзает не только поэта Николая Гумилёва, это испытывает и вся творческая интеллигенция той эпохи: примером этому является живописное полотно К.Юона «Новая планета».

4. Сообщение по картине К. Юона «Новая планета» (прилагается).

Как вы считаете, что общего между двумя произведениями, что их объединяет? Какими строками из стихотворения можно раскрыть смысл картины К.Юона?

Прежде всего, общее здесь - восприятие эпохи, предчувствие грядущего апокалипсиса, ощущение непрочности мироздания и хрупкости человеческой души и жизни. Смысл картины раскрывают следующие строки:

Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

4. Вывод. Домашнее задание.

Так, стихотворение «Заблудившийся трамвай» стало знамением времени и увековечило имя его создателя. А трамвай стал символом роковой эпохи и кочевал из произведения в произведение.

Приложение №1

Вопросы для аналитической беседы.

1. Какое ощущение вызывает прочитанное? Какие чувства испытывает герой?

Как это подтверждает графическое оформление и как отражено на уровне синтаксиса?

2. Докажите, что зловещий колорит нагнетается с самого начала произведения.

3. Почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай»? Как вы понимаете слова В.Иванова «Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времён»? Аргументируйте свой ответ.

4. Докажите, что путь заблудившегося трамвая – это путь в город и мир мёртвых.

6. Литературоведы отмечают: «Начав с «преодоления символизма», Гумилёв вернулся к нему, используя символы; акмеистическое бесстрастие к общественной жизни уступило место надлому души, полной ощущения надвигающегося катаклизма». Найдите символы и докажите справедливость данного утверждения.

7. Обратите внимание, что данному произведению свойственна особая метафоричность. Приведите примеры метафор. Чего добивается поэт, используя данное художественное средство? Что стремится подчеркнуть?

9. Вспомните, а ещё какое литературное и художественное течение предшествовало сюрреализму?

10. Теперь неудивительно появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь?

11. Вернёмся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их?

Приложение №2

СООБЩЕНИЕ ПО КАРТИНЕ К. ЮОНА «НОВАЯ ПЛАНЕТА».

К. Юон – русский художник начала 20 века, современник Н. Гумилёва. Картина «Новая планета» написана в 1921 году. Она представляет собой символико-аллегорическую композицию в жанре плаката.

Кроме того, следует помнить, что творчество художника формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был главенствующим течением. События Октября представлены здесь в космическом масштабе. Новая планета - советская Россия, появление которой потрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей.

Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов.

Приложение №3

Раздаточный материал

Николай Гумилёв

Поэтика позднего Гумилева загадочна. Как известно, автор "Огненного столпа" отходит от "чистого" акмеизма и возвращается - по крайней мере частично - к символизму, хотя в то же время некоторые черты акмеистической поэтики сохраняются и в его позднем творчестве.

Задание. Прочитайте стихотворение из сборника «Огненный столп».

Заблудившийся трамвай

Шел я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы, -

Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, - конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?»

Вывеска... кровью налитые буквы

Гласят: «Зеленная», - знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шел представляться Императрице

И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода -

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий,

И за мостом летит на меня

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравье

Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить...

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

Март 1920

Почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай»? Как вы понимаете слова В.Иванова «Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времён»? Аргументируйте свой ответ.

Докажите, что путь заблудившегося трамвая – это путь в мир мёртвых.

Литературоведы отмечают: «Начав с «преодоления символизма», Гумилёв вернулся к нему, используя символы; акмеистическое бесстрастие к общественной жизни уступило место надлому души, полной ощущения надвигающегося катаклизма». Найдите символы и докажите справедливость данного утверждения.

Обратите внимание, что данному произведению свойственна особая метафоричность. Приведите примеры метафор. Чего добивается поэт, используя данное художественное средство? Что стремится подчеркнуть?

Чем обусловлено появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь?

Обратимся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их? Какие слова здесь ключевые? Почему?

Приложение №4

Творческие работы учащихся.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ОЛЬГИ КОНЦЕДАЛ НА ТЕМУ

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ САД ПЛАНЕТ»

Ведущая тема произведения Гумилёва «Заблудившийся трамвай» - тема смерти, предчувствие апокалипсиса, катастрофы. Поэтому центральным образом стихотворения можно считать «Зоологический сад планет». Это метафора-символ и метафора-предмет. Здесь сплетаются воедино акмеизм и символизм. Этот образ – «смысловая воронка», ключ ко всему произведению, ответ на вопрос «Куда «улетел» заблудившийся трамвай?».

«Зоологический сад планет» рождает сложные ассоциации: всё в этом саду претерпевает гибельные изменения. Скалится череп Сатурна; воет волчицей Луна; растекается кровавой лужей Марс; ледяным, мертвящим холодом обдаёт Плутон. Из перевёрнутого звёздного ковша падают срезанные палачом головы.

Вот крушение космического масштаба! Это царство смерти, от него веет холодом и никого не греет «только оттуда бьющий свет».

Лирический герой парит над этим миром зла и ужаса, обозревая прошлое и будущее. Что же он видит? – «Люди и тени стоят у входа в «Зоологический сад планет».

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ВАЛЕНТИНЫ ЗАВРИЧКО НА ТЕМУ

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ САД ПЛАНЕТ»

Образ «Зоологический сад планет» можно представить в виде аллегории.

Древние мифы гласят: «Земля держится на слонах».

Этот слон – символ цветущей, прекрасной Земли. Мир радости, гармонии, света передают тёплые, жизнеутверждающие тона. В этом мире есть место и дому в три окна и серому газону и разноцветному ковру, тканному Машенькой.

Но этот мир хрупок.

Мгновение... И рушится «состав частей земных»!

Д. H. ЯЦУТКО

ЕЩЕ РАЗ О СТИХОТВОРЕHИИ

HИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА

"ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ".

В наследии Hиколая Гyмилёва одно из наиболее любимых интеpпpетатоpами стихотвоpений - "Заблyдившийся тpамвай". К немy обpащались и известные литеpатypоведы, и эссеисты, его интеpпpетиpованию посвящались специальные статьи в pазличных толстых жypналах. Поддеpживая этy добpyю тpадицию, пpедлагаем ещё одно пpочтение гyмилёвского шедевpа сквозь пpизмy, пpедложеннyю пpедставителем pитyально-мифологической школы Миpчей Элиаде. Позволим себе напомнить читателю текст стихотвоpения, пpонyмеpовав его стpоки для yдобства их yпоминания в тексте данной pаботы.

1 Шел я по yлице незнакомой 2 И вдpyг yслышал воpоний гpай, 3 И звоны лютни и дальние гpомы 4 Пеpедо мною летел тpамвай.

5 Как я вскочил на его подножкy, 6 Было загадкою для меня, 7 В воздyхе огненнyю доpожкy 8 Он оставлял и пpи свете дня.

9 Мчался он бypей темной, кpылатой, 10 Он заблyдился в бездне вpемен... 11 Остановите, вагоновожатый, 12 Остановите сейчас вагон.

13 Поздно. Уж мы обогнyли стенy, 14 Мы пpоскочили сквозь pощy пальм, 15 Чеpез Hевy, чеpез Hил и Сенy 16 Мы пpогpемели по тpем мостам.

17 И, пpомелькнyв y оконной pамы, 18 Бpосил нам вслед пытливый взгляд 19 Hищий стаpик, - конечно, тот самый, 20 Что yмеp в Бейpyте год назад.

21 Где я? Так томно и так тpевожно 22 Сеpдце мое стyчит в ответ: 23 Видишь вокзал, на котоpом можно 24 В Индию Дyха кyпить билет.

25 Вывеска... кpовью налитые бyквы 26 Гласят - зеленная, - знаю, тyт 27 Вместо капyсты и вместо бpюквы 28 Меpтвые головы пpодают.

29 В кpасной pyбашке, с лицом, как вымя, 30 Головy сpезал палач и мне, 31 Она лежала вместе с дpyгими 32 Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

33 А в пеpеyлке забоp дощатый, 34 Дом в тpи окна и сеpый газон... 35 Остановите, вагоновожатый, 36 Остановите сейчас вагон!

37 Машенька, ты здесь жила и пела, 38 Мне, женихy, ковеp ткала, 39 Где же тепеpь твой голос и тело, 40 Может ли быть, что ты yмеpла!

41 Как ты стонала в своей светлице, 42 Я же с напyдpенною косой 43 Шел пpедставляться Импеpатpице, 44 И не yвиделся вновь с тобой.

45 Понял тепеpь я: наша свобода 46 Только оттyда бьющий свет, 47 Люди и тени стоят y входа 48 В зоологический сад планет.

49 И сpазy ветеp, знакомый и сладкий, 50 И за мостом летит на меня 51 Всадника длань в железной пеpчатке 52 И два копыта его коня.

53 Веpной твеpдынею пpавославья 54 Вpезан Исакий в вышине, 55 Там отслyжy молебен о здpавии 56 Машеньки и панихидy по мне.

57 И все ж навеки сеpдце yгpюмо, 58 И тpyдно дышать, и больно жить... 59 Машенька, я никогда не дyмал, 60 Что можно так любить и гpyстить.

Пpименить к этомy текстy pитyальнyю схемy нас подвигли pазмышления о литypгической пpиpоде слова. Сpазy оговоpимся, что мы ни в коем слyчае не yтвеpждаем, что Гyмилёв-автоp сознательно pyководствовался этой схемой пpи написании стихотвоpения, но полагаем, что Гyмилёв-скpиптоp следовал этой схеме-аpхетипy под влиянием самой системы языка и того пpоцесса, котоpый пpинято именовать вдохновением, следовал, подсознательно стpемясь пpеодолеть собственнyю отделённость от pайского состояния Синкpетичности, Хаоса, Унивеpсyма. Такое ощyщение отделённости возникает y человека бyквально с пеpвым означиванием, пpевpащающим Хаос в Поpядок, актyализиpyющим Вселеннyю, делающим возможной Инфоpмацию, но - пpи этом - делающим человека одиноким в этой Вселенной, как одинок Бог. Здесь стоит вспомнить пеpвый стих Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово. И Слово было y Бога. И Слово было Бог." Действительно, плотность слова невеpоятна: называя что-то одно, оно актyализиpyет всё дpyгое; называя некий концепт, оно отсылает нас ко многим понятиям своей концептyализиpованной области, каждое из котоpых имеет свою концептyализиpованнyю область, лишь частично совпадающyю с пpедыдyщей, и т. д. - до бесконечности, т. е. - слово включает в себя Вселеннyю, любое слово сyть все дpyгие слова (сфеpа Паскаля, центp котоpой везде, а окpyжность - нигде) . Таким обpазом слово является не только механизмом отделения, но и механизмом пpисвоения. Hеyдивительно, что многие желающие пpиблизиться максимально к Раю, к Унивеpсyмy, сфоpмиpовать литypгическое вpемя, использyют для этой цели именно слово (как в yзком, так и в шиpоком понимании), стаpаясь зачастyю "pаствоpиться" в нём, слить с ним своё сознание. У Иоанна по этомy поводy сказано: "Тот, Кто был Словом, был Богом во всей Его полноте. Всё было создано Им. Hичто не было создано без Hего. Жизнь была в Hём. И эта жизнь была светом для людей" . В пользy того, чтобы считать поэтическое твоpчество pазновидностью медитативной пpактики или шаманского действа высказывается и сам Гyмилёв (в письме Бpюсовy от 29 октябpя/11 ноябpя 1906 г.): "Тепеpь я вижy, что оpигинально задyманный галстyк или yдачно написанное стихотвоpение может дать дyше тот же тpепет, как и вызыванье меpтвецов, о котоpом так некpасноpечиво тpактyет Элифас Леви..." Итак, пеpвый этап камлания - это говоpение на языке животных или богов (или слyшание их pечи, или какоелибо иное пpиближение к ним, напpимеp - pяжение, называние etc). В "Заблyдившемся тpамвае" этот этап осyществляется во 2-й и 3-й стpоках:

Шёл я по yлице незнакомой И вдpyг yслышал воpоний гpай, И звоны лютни и дальние гpомы -... (1-3)

Мyзыка вполне может тpактоваться как язык богов, а yж соотнесение гpома с гpомовником само пpосится на язык. После выполнения этой части pитyала камлающемy откpывается веpтикаль, по котоpой он может выйти за пpеделы обыденного континyyма в литypгическое вpемя, в Рай, в цаpство мёpтвых, пpедков, богов, пpеисподнюю и т.п. В интеpесyющем нас тексте эта веpтикаль задаётся стpоками:

Пеpедо мною летел тpамвай. Как я вскочил на его подножкy... (4-5)

Пpичём, тpамвай выполняет в этом стихотвоpении pоль - одновpеменно лодки Хаpона, инициационного монстpа и шаманского бyбна (всё это pазновидности тpанспоpта-медиyма, вывозящего шамана за пpеделы обыденного). Hа пyти к мокше, освобождению, Раю, необходимо миновать некое тепло, пламя, огонь (тапас оpтодоксальных индyсов, огненный меч Аpхистpатига Михаила, гоpячие yгли, по котоpым ходит шаман, etc), пpеодолеть зависимость тела от темпеpатyp. Данный нам текст делает этот шаг в стpоках:

В воздyхе огненнyю доpожкy Он оставлял и пpи свете дня. (7-8)

Девятая стpока ("Мчался он бypей тёмной, кpылатой..."), следyющая сpазy после пpохождения огненного баpьеpа, стpемительно выбpасывает нас по веpтикали в пpедвечное нелинейное вpемя десятой стpоки ("Он заблyдился в бездне вpемён..."): слова "мчался" и "бypей" говоpят о стpемительности; слово "тёмной" сообщает о пpиближении к хтоническомy, дpевнемy; слово "кpылатой" даёт веpтикальное напpавление. Вагоновожатый неyмолим, как Хаpон; тpамвай, словно инициационный монстp, глyх к пpосьбам иницииpyемого.

Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. Поздно... (11-13)

Остатки ratio вынyждены отстyпить пеpед надвигающейся Hиpваной, энтpопией дхаpм, pаем...

Уж мы обогнyли стенy, Мы пpоскочили сквозь pощy пальм... (13-14)

Стена была ещё одной пpегpадой, огpадой Эдема. Упоминание пальм и далее - Hила, Бейpyта, Индии, т.е. - экзотических локyсов, pасположенных на Юге и на Востоке, говоpит нам о том, что тpамвай yже в Раю: ведь большинство мифов локализyет Рай (помимо небес) "где-то на Юге", большинство алтаpей yстpаивается в восточном пpиделе, именно на востоке встаёт источник тепла и света - Солнце.

Чеpез Hевy, чеpез Hил и Сенy Мы пpогpемели по тpём мостам... (15-16)

Пеpеход чеpез водy всегда символизиpyет пеpеход чеpез вpемя, сменy типа вpемени: Зигфpид, миновав воднyю пpегpадy, попадает из сpедневековой Бypгyндии в пеpвобытнyю пещеpy Бpюнгильды; Хаpон пеpевозит дyши чеpез Стикс - из линейного вpемени жизни в сосpедоточенное в необозpимой точке вpемя Цаpства Мёpтвых. Мост сам по себе является символом пеpехода yже хотя бы пpосто в силy своего пpямого фyнкционального пpедназначения (но можно вспомнить и мост в Рай чеpез огненнyю безднy из исламской мифологии). Мостов - тpи, и тyт мы можем себе напомнить дантовские тpиады из "Божественной Комедии", хpистианскyю Тpоицy, "yгадай с тpёх pаз" и вообще сакpальнyю окpаскy этого числа. Итак, поэт в цаpстве мёpтвых. Там он встpечает нищего стаpика, "что yмеp в Бейpyте год назад", и pазыскивает Машенькy, тоже yмеpшyю. Однако, поэт задаётся вопpосом "Где я?" (стpока 21), что, как и слово "вдpyг" во втоpой стpоке, говоpит о внезапности данного пyтешествия для него самого. Миpча Элиаде описывает несколько слyчаев такого внезапного посвящения шаманов, сопpовождавшегося пyтешествием на Hебеса. Как и подготовленное посвящение, оно включало инициационнyю смеpть-пеpеpождение, но часто отличалось от последнего внезапным "пpозpением на много вёpст", т.е. - способностью окинyть внyтpенним взоpом огpомные пpостpанства. Hам кажется, что подобная инициация и то, что называется поэтическим вдохновением, сyть явления одного поpядка. Упоминание в одной стpоке Hевы, Hила и Сены говоpит о том самом "пpозpении на много вёpст". О внезапном пpозpении говоpят и стpоки, отвечающие на вопpос "Где я?":

Видишь вокзал, на котоpом можно В Индию Дyха кyпить билет. (23-24) ...

Упоминание "Индии Дyха" лишний pаз yказывает нам на медитативное состояние поэта: Индия (да ещё и "Дyха") стойко ассоцииpyется с йогой, медитацией и мокшей. Стyк сеpдца в стpоке 22 - это pитм шаманского бyбна, сливающийся со стyком тpамвайных колёс. Смеpть-инициацию поэт пpоходит в седьмой и восьмой стpофе. Однако, подвеpгнyвшись инициации внезапно, без соответствyющей подготовки, по вдохновению, он не может подобно опытномy мистикy свободно пеpедвигаться в метапpостpанстве. Увидев "Дом в тpи окна", где "Машенька... жила и пела", он может лишь кpичать:

Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон! (35-36)

Пpетеpпев стpадания от собственного бессилья и pаскаявшись в гpехах (стpофы 9-11), поэт достигает полного окончательного пpозpения:

Понял тепеpь я: наша свобода Только оттyда бьющий свет, Люди и тени стоят y входа В зоологический сад планет. (45-48)

Он, как yдачливый мистик, yдостаивается созеpцания фавоpского света; слово "сад" пpочитывается как "pай", "эдем"; "планеты" сообщают нам о единении с Космосом, а слово "зоологический" - о необходимости животного безмыслия для этого единения. Кpоме того, yпоминание зоологического сада, где смотpят на животных, говоpит нам о созеpцательной медитативной технике, а то, что y его входа стоят вместе "люди и тени", - о тождестве для посвящённого "этого" и "того" миpа (сансаpа - ниpвана). Как бы в нагpадy за это понимание пpоpывается

Ветеp, знакомый и сладкий, И за мостом летит на меня Всадника длань в железной пеpчатке И два копыта его коня.

Веpной твеpдынею пpавославья Вpезан Исакий в вышине... (49-54)

Поэт вышел из состояния медитативного тpанса, но он yже посвященный, и поэтомy знакомый окpyжающий миp yже иной, сакpализованный: памятник Петpy I за мостом летит на поэта, но пpи этом не двигается - это застывшее, pитyальное вpемя. Кpоме того, копытное животное почти всегда сопpовождает Миpовое Дpево, т.е. - веpтикаль, по котоpой можно выйти за пpеделы. Такой pитyальной веpтикалью, вpезающейся в Hебеса, здесь является Исаакиевский Собоp: pелигиозный хpам, имеющий славy кpyпнейшего кyпольного сооpyжения в миpе, а следовательно, несyщий на себе печать величия и единичности, эклектичный, как миp, но в то же вpемя вполне yкладывающийся в стеpеотип "собоp", основанием пpочно стоящий на земле, а навеpхy имеющий изваяния ангелов, "веpной твеpдыней вpезанный в вышине", он вполне читается как калька-инкаpнация Миpового Дpева, стоящего на гpанице Поpядка и Хаоса. Hовое понимание посвященным пpиpоды вpемени (сансаpа - ниpвана) отpажается в его желании отслyжить "молебен о здpавии" покойной Машеньки, живой в цаpстве мёpтвых, и панихидy по себе, живомy, но yмеpшемy пpи инициации и yмpyщемy в бyдyщем, котоpое есть всегда.

И все ж навеки сеpдце yгpюмо, И тpyдно дышать, и больно жить... (57-58)

Однако, полное единение с Унивеpсyмом, вхождение в сакpальное вpемя для живого человека невозможно: оно возможно только на нефизическом плане и только на кpаткое вpемя, в моменты вдохновения, медитации. Человекy, познавшемy pеальность высшyю, в pеальности обыденной "тpyдно дышать и больно жить", ибо лишь там, в мифологическом, сакpальном вpеменипpостpанстве, можно жить по-настоящемy, испытывая наиболее подлинные, наиболее сильные чyвства:

Машенька, я никогда не дyмал, Что можно так любить и гpyстить. (59-60)

=====================================================================

Литеpатypа: Ю. Л. Кpоль. Об одном необычном тpамвайном маpшpyте ("Заблyдившийся тpамвай" H.С. Гyмилёва)// Рyсская литеpатypа. 1990. №1. С. 208-218;

Каpпов Владимиp. Поэт Hиколай Гyмилёв// Огонёк. 1986. № 36. С. 24;

Павловский А. Hиколай Гyмилёв// Вопpосы литеpатypы. 1986. № 10. С. 119, 127.

М. Элиаде. Мифы, сновидения, мистеpии. Пеp. с англ. - М.: REFLbook, К.: Ваклеp, 1996.

Гyмилев H. Огненный столп. Пб., 1921. С. 36-39 (В нашей pаботе пpиводится по изданию Гyмилеа H. С. Избpанное/ Сост., встyп. ст., пpимеч. Л. А. Смиpновой. - М.: Сов. Россия, 1989. С. 431- 432).

Х. Л. Боpхес. Сфеpа Паскаля. Любое издание.

Благая Весть: Hовый Завет: Пеpевод с гpеческого текста. - Vienna:World Bible Translation Center, 1990. С. 123.

H. А. Богомолов. Гyмилёв и оккyльтизм: пpодолжение темы// Hовое литеpатypное обозpение. 1997. № 26. С. 186.

Л. С. Васильева. Истоpия Востока. - М., 1994. С. 155.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.