Социально экономическое развитие после 1812 года. «Плюсы» и «минусы» военных поселений

7
Урок по истории в 8 классе по теме «Социально- экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г»
Учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверской области

Цели: - на конкретных примерах показать начало нового этапа в социально-экономическом развитии страны, при котором становилась очевидной, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой - растущие возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин.

Развивать умение рассуждать, сравнивать, делать выводы;

Оборудование : компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания;

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Тестирование по теме: « внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.»

1. Какой выбор встал перед Александром I после разгрома Наполеона? А) сохранить существующие порядки; Б) возможность проведения в стране крупных реформ В) срочно отречься от престола 2. Свободомыслящее дворянство мечтало о: А) отмене крепостного права Б) конституции В) о завершении победоносной войны; 3. Что должен был учитывать Александр I при подготовке реформы? А) консервативно настроенное дворянство не видело необходимости в проведении реформ Б) либерально настроенных дворян В) ничего не учитывал 4. Как проходила подготовка нового законопроекта? А) в строжайшей секретности Б) обсуждалось в Государственной Думе В) был проведён референдум 5. В каком году была принята конституция в Польше? А) 1813 г. Б) 1814 г. В) 1815 г. 6. Какого положения не содержала в себе конституция Польши? А) неприкосновенность жилища Б) использование польского языка как государственного В) глава польского государства – русский император 7. Как называлась законодательная власть в Польше? А) Избранная Рада Б) Сейм В) парламент 8. Как часто польский парламент должен был собираться? А) 1 раз в месяц Б) 2 раза в год В) 3 раза в 5 лет 9. Кто занимался разработкой конституцией? А) Н.Н. Новосильцев Б) С.Ю. Витте В) М.М. Сперанский 10.В каком году был готов данный законопроект? А) в 1818 г. Б) в 1820 г. В) в 1826 г.

11. Как назывался законопроект новой конституции?

А) « Уставная грамота Российской империи»

Б) « Жалованная грамота русскому дворянству»

В) Конституция

12. Какой вопрос не был рассмотрен в конституции?

А) Провозглашение суверенитета императорской власти

Б) создание двухпалатного парламента

В) отмена крепостного права

13. С какими проблемами столкнулся Александр I при принятии конституции?

А) массовые восстания

Б) активное сопротивление дворян

В) бездействие основной массы дворянства

14. Какими были взаимоотношения Александра I к церкви?

А) усилилась его религиозность

Б) отошёл от религии

В) враждовал

Ключ:

1

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2) План урока:

1.Экономический кризис 1812-1815 гг. 3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

1. Экономический кризис 1812 – 1815 гг.

(сл. 3) - Как, по – вашему, отразились на экономике Российской империи заграничные походы и Отечественная война?

Они стали серьезным испытанием для экономики России:

(сл. 4) 1) Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн. рублей.

2) Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны.

Но положение России не было столь печальным, как кажется на первый взгляд. От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав , подготовленный еще в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии.

3) Тяжелым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей.

4) «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжелый удар по основе российской экономики - крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь стремились восполнить свои убытки за счет нажима на крестьян. Все это вело к упадку крестьянских хозяйств.

Как вы думаете, что нужно было предпринять Александру, чтобы вывести страну из кризиса?

(сл. 5)

Необходимо было принять срочные меры для выведения экономики страны из кризисного состояния. и другие наиболее дальновидные представители власти понимали, что коренное улучшение возможно лишь при решении крестьянского вопроса, прежде всего ограничении и отмене крепостного права.

2. Отмена крепостного права в Прибалтике.

(сл. 6) Полигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны.

1) В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать.

2) В 1816 г. Александр I утвердил о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками.

3) В 1818-1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

(сл. 7) - Работа с документом: стр. 50 – Профессор К.И. Арсеньев.

3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

Как вы думаете, как помещики отнеслись к отмене крепостного права в Прибалтике?

(сл. 8)

Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель.

Как Александр мог отреагировать на такое предложение?(Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской .)

А кому он мог поручить такое деликатное дело? (Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику - генералу А. А. Аракчееву)

(сл. 9)

Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд.

(сл. 10) Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область).

(сл. 11) - высказывание Зубова А.Б.

(сл. 12) Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам.

(сл. 13) Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.

Давайте о нём узнаем поподробнее (стр. 47 – 48)
- Работа с документом – стр. 50 – Из воспоминаний об Аракчееве

Как вы думаете, были ли у Александра какие-либо указания относительно законопроекта?
(сл. 14) Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов.

Что включает в себя законопроект вы сейчас узнаете, прочитав материал на стр. 48 (1 абзац)

Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн. рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

Чьи интересы защищал проект Аракчеева? (помещиков, продажа крестьян была делом добровольным, необязательным)

Крестьяне наделялись бы землёй?

Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

Был ли принят этот законопроект? Почему? (министр финансов заявил, что денег на покупку крестьян – нет)

Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений .

(сл. 15) 1) В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии.

2) Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью.

3) Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет.

4) Дети поселенцев зачислялись на службу.

Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн. рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

Давайте узнаем, что о поселениях думали современники – стр.50-51

(сл. 16) Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.

2) самостоятельная работа:

4. Развитие промышленности и торговли.

Прочитайте материал на стр. 48 – 49 и докажите примерами, что в Российской империи развивалась промышленность и торговля

После преодоления послевоенного кризиса промышленность и торговля в России развивались достаточно устойчиво. Если в 1804 г. в стране было 2423 фабрики, то в 1825 г. их стало 5261. Общая численность рабочих за это время выросла с 95 тыс. до 210 тыс., а наемных работников среди них - с 45,6 тыс. (они составляли 48% от общего количества рабочих) до 114,5 тыс. (54%).

- Большинство фабрик и заводов были заняты выполнением заказов государства , связанных в основном с производством оружия и сукна для армии, а также изготовляли товары для вывоза за рубеж. Однако еще до войны 1812 г. начала ускоренно развиваться легкая промышленность . Ее изделия шли уже в основном на продажу внутри страны, что свидетельствовало о расширении внутреннего рынка. К концу 20-х гг. Россия перестала ввозить ситцы из-за границы.

Основными промышленными центрами по-прежнему оставались Петербург, Москва, Тула, Владимир, район Урала. В послевоенный период началось применение паровых машин на предприятиях.

Потребности растущего внутреннего рынка требовали совершенствования путей сообщения , главными из которых оставались водные. В 1803-1805 гг. каналами были соединены Кама и Северная Двина, Днепр и Висла, Западная Двина и Неман. В 1810 г. вступила в строй Мариинская система каналов, а в 1811 г. - Тихвинская, в 1815 г. был спущен на воду первый русский пароход «Елизавета». Началось строительство мощеных дорог (в 1825 г. их насчитывалось уже 390 км).

Внутренняя торговля по-прежнему оставалась преимущественно ярмарочной . Крупнейшими ярмарками страны были Макарьевская (переместившаяся из Макарьевского монастыря в Нижний Новгород), Коренная (Курск), Киевская, Харьковская, Ирбитская, ярмарка в Ростове Великом.

Как вы думаете, что вывозили за границу из России? (основном зерно, пеньку, сало, древесину)

А что ввозили? (предметы потребления и промышленные полуфабрикаты) .

Экономическое развитие России в начале XIX в. показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда и необходимость отказа от него, а с другой - возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин. Все это свидетельствовало о том, что в экономическом развитии страны начинается новый этап.
- Работа с документом – стр.51

3) Расширяем словарный запас:
Легкая промышленность - производство изделий, предназначенных для потребления, отличается от тяжелой промышленности - производства средств производства (металла, машин, топлива и т. д.).
Пенька - волокно из конопли для производства канатов.
Полигон - место испытаний чего-либо.

Полуфабрикат - продукт труда, который должен пройти еще одну или несколько ступеней обработки, прежде чем стать готовым изделием.
Ситец - покрашенная хлопчатобумажная ткань.

Сукно - шерстяная ткань.
Тариф - норма взимания налога или платы за пользование чем-то.
Устав - свод правил, определяющий устройство, порядок деятельности организации или государственного органа.
Экономический кризис - тяжелая ситуация в развитии экономики, время ее упадка.


5. Подведение итога урока : Вопросы на стр. 49-50
6. Домашнее задание: Параграф 7. записи, задания в рабочей тетради

Эсманская Алла Георгиевна, ГОУ ЦО№1828 «Сабурово», учитель истории

Слайд 2

План урока

4. Военные поселения.

Слайд 3

О чем говорят факты?

  • Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей.
  • Годовые доходы государства не превышали 100 млн. рублей
  • Восстановление разрушенных городов, в первую очередь Москвы
  • Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия (15 млн. рублей)
  • Континентальная блокада Англии
  • Экономический кризис 1812-1815 гг.
  • Слайд 4

    Экономический кризис 1812-1815 гг.

    Профессор К. Арсеньев

    «Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших».

    Выделите главную мысль профессора К. Арсеньева.

    Слайд 5

    Меры по выведению экономики страны из кризиса.

    • Решение крестьянского вопроса
    • Отмена крепостного права
  • Слайд 6

    Отмена крепостного права в Прибалтике

    Полигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны. В 1811г. помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать.

    Слайд 7

    Отмена крепостного права в Прибалтике

    • В 1816 г. он отменил крепостное право в Эстляндиисохранив земли за помещиками.
    • В 1818-19 гг.крепостничество было отменено в Лифляндии и Курляндии.
  • Слайд 8

    К. Рылеев

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Долго ль русский народБудет рухлядью господ,И людями,Как скотами,Долго ль будут торговать?

    Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики

    белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель.

    Слайд 9

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    А.А. Аракчеев

    Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это дело ближайшему к нему в то время чиновнику- генералу А.А. Аракчееву.

    Слайд 10

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Государственный деятель, граф (с 1799 г.) из семьи небогатого дворянина. С 1796 г. – комендант Петербурга, затем командир Преображенского полка. В 1807 г. назначен состоять при императоре Александре I с правом издавать от его имени указы по артиллерийской части. В 1808–1810 гг. – военный министр.

    С 1815 г. фактически руководил Государственным советом, Комитетом министров, С.Е.И.В. канцелярией, руководил организацией военных поселений. В 1818 г. по поручению Александра I разрабатывал проект освобождения крестьян. В 1826 г. уволен в отпуск по болезни.

    А.А. Аракчеев

    Слайд 11

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Н.А. Саблуков

    «По наружности Аракчеев походил на большую обезьяну в мундире. Он был высок ростом, худощав и жилист, и имел длинную тонкую шею, на которой можно было изучать анатомию жил, мышц и т. д».

    А.С. Пушкин

    «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель... Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести..."

    Слайд 12

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Человек-автомат - жестокий, бездушный, непреклонный в исполнении предначертанного, ревностно насаждавший палочную дисциплину.

    Идеальный бюрократ, регламентировавший всё без исключения, не знавший отдыха и развлечений и требовавший столь же нечеловеческой точности и порядка от всех подчиненных.

    Слайд 13

    Циник - злопамятный, мстительный, язвительный, грубый, не веривший ни людям, ни в людей, неспособный к искренности и бескорыстной симпатии.

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Свирепый бульдог, страшилище, которое кроткий Александр I по какой-то странной прихоти называл своим другом; коварный змей, рабски льстивший царю, обманывавший его и неусыпно охранявший от малейших посягательств свои исключительные права на его доверенность.

    Составьте словесный портрет А.А. Аракчеева

    Слайд 14

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузине. Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян.

    Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов.

    Село Грузино

    Слайд 15

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.

    С.В. Мироненко

    «Ситуация, когда реализация прогрессивного замысла вверяется деятелю, имя которого для современников являлось символом реакции, поистине парадоксальна. Но именно это доказывает, что стремление приступить на практике к ликвидации крепостного права было не «заигрывание с либерализмом», а вполне определенной и целенаправленной политикой»

    Почему разработка проекта отмены крепостного права была доверена А.А. Аракчееву?

    Слайд 16

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов.

    Русская деревня н. XIX века

    Слайд 17

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    На покупку крепостных предполагалось выделять 5 млн. рублей в год. В том фантастическом случае, когда бы все помещики добровольно решили расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы до 2018 г.

    Телесные наказания крепостных крестьян

    Слайд 18

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

    Слайд 19

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Проект Аракчеева вполне мог хотя бы на время устроить и помещиков, и крестьян, несмотря на то, что и не решал полностью крестьянский вопрос. Но этот проект так и не был осуществлен.

    Раззудись, плечо!Размахнись, рука!Ты пахни в лицо,Ветер с полудня!

    Слайд 20

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права

    Ни один из вопросов, на решение которых надеялась часть российского общества, не был решен. У этой части общества наступает разочарование в способности власти что-либо изменить. А.С. Пушкин в своем стихотворении

    « Сказки» выразил разочарование общества в политике властей.

    От радости в постели

    Распрыгалось дитя:

    « Неужто в самом деле?

    Неужто не шутя?»

    И мать ему:

    «Бай-бай!

    Закрой свои ты глазки;

    Пора уснуть уж наконец,

    Послушавши, как царь-отец

    Рассказывает сказки».

    Слайд 21

    Военные поселения

    Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой организации вооруженных сил.

    Военные поселения

    Слайд 22

    Военные поселения

    С.В. Мироненко

    «Кроме хозяйственной кабалы, военный поселянин пожизненно попадал в кабалу армейскую, превращаясь в солдата. Наряду с обычной крестьянской работой он должен был выполнять все требования строевой жизни. В условиях палочной дисциплины, жестоких наказаний и постоянных бессмысленных учений трудно было сказать, какая из двух неволь- солдатская или крестьянская- была тяжелее..

    • Что такое военные поселения?
    • Почему военные поселения оказались столь тяжелы для их обитателей?
  • Слайд 23

    Поселенные в сельской местности войска состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу.

    Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев.

    Военные поселения

    Слайд 24

    Военные поселения

    Ф.Ф. Вигель

    « Два состояния между собою различные выражены были под одним ярмом: хлебопашца поневолили взяться за ружье, воина за соху».

    А.А. Аракчеев

    «Между тем надо знать всю обстановку военных поселений, чтобы прийти в ужас от тамошних жестокостей; целые сотни мужиков прогоняются сквозь строй и засекаются насмерть…»

    А.И. Герцен

    «Величайшее преступление царствования Александра I».

    Какова реакция современников на создание военных поселений?

    Слайд 25

    Военные поселения

    Жизнь в военном поселеньи –

    Настоящее мученье,

    Только не для всех!

    Поселяне голодают,

    Зато власти поживают,

    Очень хорошо!

    Для полков здесь - заточенье,

    Голод, холод, изнуренье –

    Хуже, чем в Крыму.

    Здесь ячмень дают уланам,

    А рожь прячут по карманам –

    Так заведено.

    Слайд 26

    Аракчеевщина- политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественногосвободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.

    Аракчеевщина

    Слайд 27

    Развитие промышленности и торговли

    Какие выводы о развитии промышленности России в первой четверти XIX века можно сделать?

    Слайд 28

    Развитие промышленности и торговли

    Большинство фабрик и заводов были заняты выполнением заказов государства, связанных в основном с производством оружия и сукна для армии, а также изготовляли товары для вывоза за рубеж. Однако еще до войны 1812 г. начала ускоренно развиваться легкая промышленность.

    Легкая промышленность - производство изделий, предназначенных для потребления.

    Слайд 29

    Развитие промышленности и торговли

    Потребности растущего внутреннего рынка требовали совершенствования путей сообщения, главными из которых оставались водные. В 1803-1805 гг. каналами были соединены Кама и Северная Двина, Днепр и Висла, Западная Двина и Неман.

    В 1810 г. вступила в строй Мариинская система каналов, а в 1811 г. - Тихвинская, в 1815 г. был спущен на воду первый русский пароход «Елизавета».

    Первый русский пароход «Елизавета»

    Слайд 30

    Развитие промышленности и торговли

    Внутренняя торговля по-прежнему оставалась преимущественно ярмарочной. Крупнейшими ярмарками страны были Макарьевская, Коренная, Киевская, Харьковская, Ирбитская, ярмарка в Ростове Великом.

    За рубеж продавали в основном зерно, пеньку, сало, древесину. Ввозили главным образом предметы потребления и промышленные полуфабрикаты.

    Стр. 51 Макарьевская ярмарка

    Слайд 31

    Иллюстрации

    Литература

    А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 века. 8 класс.

    Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век. 8 класс

    Хрестоматия. История России 19 век. 8 класс

    Посмотреть все слайды

    Задание № 1.

    Укажите в таблице особенности экономических кризисов в России и в странах Западной Европы в начале XIX в.

    Россия

    Западная Европа

    Разорение страны наполеоновским вторжением и длительными войнами
    - Расходы на восстановление городов
    - Компенсации населению после войны
    - Разорение сельского хозяйства
    - Уменьшение покупательной способности в стра-нах Европы приводило к падению доходов от экс-порта хлеба
    - Усиление эксплуатации крестьян

    Перепроизводство товаров (Англия)
    - Беспошлинный ввоз английских товаров в евро-пейские страны
    - Падение цен на готовую продукцию
    - Разорение ремесленников, крестьян, мелкой про-мышленности
    - Усиление эксплуатации
    - Сокращение зарплат и увеличение налогов
    - Падение покупательной способности
    - Широкое развитие стачечного движения

    *примечание. Кризис в Европе связан с кризисом промышленности и был кризисом перепроизводства, тогда как кризис в России в основном связан с кризисом сельского хозяйства, которое составляло основу экономики, и был кризисом недопроизводства.

    Задание № 2.

    Кто изображен на портрете? Что вы знаете об этом человеке? Почему именно ему царь поручил разработку проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости?

    Российский государственный и военный деятель, граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834). Получил военное образование. Способный артиллерийский офицер начал стремительную карьеру при наследнике Павле Петровиче в Гатчине. До войны 1812 года занимал пост военного министра, занимался реорганизацией, снабжением и обучением русской армии. Прекрасное состояние русской артиллерии - во многом заслуга Аракчеева. Во время войны занимался снабжением армии и организацией резервов. Современники отмечали ум, исполнительность, деятельность, личное бескорыстие Аракчеева, его нетерпимость к взяточничеству. При этом был неразговорчив, угрюм и суров. В своих требованиях исполнительности доходил до жестокости. Поручая ему проект, Александр I, вероятно, учитывал положительный опыт хозяйствования Аракчеева в собственном имении Грузино и его удивительную исполнительность. Хотя, по мнению историков, ежегодного ассигнования 5 млн. рублей хватило бы, чтобы завершить освобождение крестьян по проекту Аракчеева лет через 150.

    Задание № 3.

    Выберите правильный ответ.

    1. За первую четверть XIX в. число фабрик в России:
    а) увеличилось более чем вдвое;
    б) уменьшилось;
    в) увеличилось более чем в три раза;
    г) осталось на прежнем уровне.

    2. После окончания Отечественной войны наиболее быстрыми темпами развивалась:
    а) тяжелая промышленность;
    б) легкая промышленность.

    3. Продукция отечественной легкой промышленности преимущественно продавалась:
    а) внутри страны;
    б) в другие страны.

    4. Новым направлением в развитии путей сообщения в первой четверти XIX в. стало:
    а) сооружение речных каналов;
    б) строительство мощеных дорог;
    в) строительство железных дорог.

    Задание № 4.

    Укажите неверный ответ.

    1. Основными промышленными центрами России после Отечественной войны 1812 г. по-прежнему оставались:
    а) Петербург;
    б) Москва;
    в) Баку;
    г) Тула;
    д) Урал.

    2. Крупнейшими ярмарками страны в первой четверти XIX в. были:
    а) Макарьевская;
    б) Коренная;
    в) Петербургская;
    г) Киевская;
    д) Ирбитская.

    Задание № 5.

    Дайте определения понятий.

    Тяжелая промышленность - отрасли промышленности, производящие главным образом средства производства: орудия труда, сырье, топливо.
    Легкая промышленность - отрасли промышленности, производящие главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья.
    Экономический кризис - серьезные нарушения в обычной экономической деятельности, характеризующиеся упадком экономики, накоплением долгов и невозможностью их погашения в срок.

    Похожие статьи
  • © 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.