Традиция убивать братьев в османской империи. Жестокие обычаи Османской империи — как жили братья султанов

Османская империя, официально именуемая Великим Османским государством, просуществовала 623 года.

Она являлась многонациональным государством, правители которого соблюдали свои традиции, но не отрицали и других. Именно по этой выгодной причине многие соседствующие страны союзничали с ними.

В русскоязычных источниках государство именовали Турецким или Турским, а в Европе его называли Портой.

История возникновения Османской империи

Великое Османское государство возникло в 1299 году и просуществовало до 1922 года. Первым султаном государства был Осман, в честь которого и была названа империя.

Войско османов регулярно пополнялось курдами, арабами, туркменами и иными нациями. Каждый мог прийти и стать участником османского войска, лишь произнеся исламскую формулу.

Земли, полученные в результате захвата, выделялись для сельского хозяйства. На таких участках располагался небольшой дом и сад. Хозяин этого участка, который носил название «тимар», обязан был являться к султану по первому же зову и выполнять его требования. Он должен был являться к нему на собственном коне и полностью вооруженным.

Всадники не платили никаких налогов, поскольку они расплачивались «своей кровью».

В связи с активным расширением границ, им необходимо было не только конное войско, но и пехота, потому они и создали таковую. Сын Османа Орхан также продолжил расширение территории. Благодаря ему османы оказались в Европе.

Там они брали на обучение у христианских народов маленьких мальчиков в возрасте около 7 лет, которых обучали, и те принимали ислам. Такие граждане, выросшие с детских лет в подобных условиях, были отличными воинами и их дух был непобедим.

Постепенно они сформировали собственный флот, куда входили воины разных национальностей, брали туда даже пиратов, которые охотно принимали ислам и вели активные сражения.

Как называлась столица Османской империи?

Император Мехмед II, захватив Константинополь, сделал его своей столицей и назвал Стамбулом.

Однако, не все сражения проходили гладко. В конце XVII века была череда неудач. Так, например, Российская Империя отобрала у османов Крым, а также побережье Черного моря, после чего государство стало терпеть все больше поражений.

В XIX веке страна начала быстро слабнуть, казна стала опустошаться, сельское хозяйство велось плохо и неактивно. При поражении во время Первой Мировой Войны было подписано перемирие, султан Мехмед V был упразднен и уехал на Мальту, а в последующем в Италию, где прожил до 1926 года. Империя распалась.

Территория империи и её столица

Территория очень активно расширялась, особенно в годы правления Османа и Орхана, его сына. Осман стал расширять границы после того, как пришел в Византию.

Территория Османской империи (для увеличения нажмите)

Изначально она располагалась на территории современной Турции. Далее османы добрались и до Европы, где расширили свои границы и захватили Константинополь, названный в последующем Стамбулом и ставший столицей их государства.

К территориям также присоединена была Сербия, а также многие другие страны. Присоединили османы и Грецию, некоторые острова, а также Албанию и Герцеговину. Данное государство было одним из могущественных долгие годы.

Расцвет Османской империи

Расцветом считается эпоха правления султана Сулеймана I. В этот период было совершено множество походов на Западные страны, благодаря которым границы Империи были существенно расширены.

В связи с активным положительным периодом правления, султан был прозван Сулейманом Великолепным. Он активно расширял границы не только в мусульманских странах, но и присоединяя страны Европы. У него были свои визири, которые обязаны были информировать султана о происходящем.

Сулейман I правил длительное время. Его идеей все годы правления была идея объединения земель, так же как и у его отца Селима. Также он планировал объединить народы Востока и Запада. Именно поэтому свою позицию он вел достаточно прямо и не сворачивал с поставленной цели.

Хотя активное расширение границ происходило и в 18 веке, когда были выиграны большинство сражений, однако, самым положительным периодом все таки считается эра правления Сулеймана I - 1520-1566 гг.

Правители Османской империи в хронологическом порядке

Правители Османской империи (для увеличения нажмите)

Династия османов правила длительное время. Среди списка правителей самыми выдающимися были Осман, который образовал Империю, его сын Орхан, а также Сулейман Великолепный, хотя каждый султан оставил свой след в истории Османского Государства.

Изначально турки-османы, спасаясь от монголов, частично перекочевали в сторону Запада, где были на службе у Джалал уд-Дина.

Далее часть оставшихся турков была направлена во владение падишаха султана Кей-Кубада I. Султан Баязид I, во время сражения под Анкарой, попал в плен, после чего умер. Тимур разделил Империю на части. После этого восстановлением ее занялся Мурад II.

В период правления Мехмеда Фатиха был принят закон Фатиха, который подразумевал убийство всех тех, кто мешает правлению, даже родных братьев. Закон просуществовал не слишком длительное время и поддерживался не всеми.

Султан Абдух Хабиб II был свергнут в 1909 году, после чего Османская Империя перестала быть монархическим государством. Когда Абдулла Хабиб II Мехмед V стал править, при его правлении Империя стала активно разваливаться.

Мехмед VI, правивший кратко до 1922 года, до момента конца Империи, покинул государство, которое окончательно распалось в XX веке, но предпосылки к этому были еще в 19 веке.

Последний султан Османской империи

Последним султаном был Мехмед VI, который был на престоле 36-м по счету . До его правления государство переживало существенный кризис, поэтому восстановить Империю было крайне трудно.

Османский султан Мехмед VI Вахидеддин (1861-1926)

Он стал правителем уже в возрасте 57 лет. После начала своего правления Мехмед VI распустил парламент, однако Первая Мировая Война сильно подорвала деятельность Империи и султану пришлось покинуть страну.

Султанши Османской империи — их роль в управлении государством

Женщины в Османской Империи не имели права править государством. Такое правило существовало во всех исламских государствах. Однако, существует период в истории государства, когда женщины активно участвовали в правлении.

Считается, что женский султанат появился в результате окончания периода походов. Также во многом образование женского султаната связано и с отменой закона «О престолонаследении».

Первой представительницей была Хюррем Султан. Она была женой Сулеймана I. Ее титулом был Хасеки Султан, что означает «Самая любимая жена». Она была очень образована, умела вести деловые переговоры и отвечать на различные послания.

Она была советником своего супруга. А поскольку он большую часть времени проводил в сражениях, то она брала на себя основные обязанности правления.

Падение Османской империи

В результате многочисленных провальных сражений в период правления Абдулла хабиб II Мехмед V, Османское государство стало активно разрушаться. Почему распалось государство — сложный вопрос.

Однако, можно сказать, что основным моментом в ее развале была именно Первая Мировая Война , которая и положила конец Великому Османскому государству.

Потомки османской империи в наше время

В новое время государство представлено лишь ее потомками, определенными на генеалогическом древе. Одним из них является Эртогрул Осман, который родился в 1912 году. Он мог бы стать следующим султаном своей империи, если бы она не распалась.

Эртогрул Осман стал последним внуком Абдул Хамида II. Он свободно говорит на нескольких языках, имеет хорошее образование.

Его семья переехала жить в Вену, когда ему было около 12 лет. Там он и получил образование. Эртогул женат второй раз. Первая жена скончалась, так и не подарив ему детей. Второй женой его стала Зайнеп Тарзи, которая является племянницей Амманулла, бывшего короля Афганистана.

Османское государство было одним из великих. Среди его правителей можно выделить несколько самых выдающихся, благодаря которым его границы существенно расширялись за достаточно короткий промежуток времени.

Однако, Первая Мировая Война, а также многие проигранные поражения нанесли серьезный урон данному империи, в результате чего она распалась.

В настоящее время историю государства можно посмотреть в фильме «Тайная организация Османской Империи», где в кратком содержании, но достаточно подробно описаны многие моменты из истории.

Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии. Империя не может долго существовать и эффективно развиваться без стабильной системы наследования верховной власти. К чему может привести анархия в империи, можно проследить на примере Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии. В Османской империи вопрос о порядке прихода к власти регулировал в первую очередь закон Фатиха, приводимый многими в пример как образец жестокости и политического цинизма.

Закон Фатиха о престолонаследии появился благодаря одному из самых известных и успешных султанов Османской империи , Мехмеду II (годы правления 1444-1446, 1451-1481). Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе. Но главным его военным деянием является захват Константинополя в 1453 году. Византийская империя к тому моменту уже фактически перестала существовать, её территория контролировалась османами. Но падение великого города, столицы монументальной империи, было знаковым событием, ознаменовавшим конец одной эпохи и начало следующей. Эпохи, в которой у Османской империи появилась новая столица, переименованная в Стамбул, а сама она стала одной из ведущих сил на международной арене.

Однако завоевателей в истории человечества немало, гораздо меньше великих завоевателей. Величие завоевателя измеряется не только масштабом покорённых им земель или количеством убитых врагов. В первую очередь это забота о том, чтобы сохранить завоёванное и превратить его в могущественное и процветающее государство. Мехмед II Фатих был великим завоевателем – после множества побед он задумался о том, как обеспечить империи стабильность в будущем. В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти. К тому моменту уже был выработан один из механизмов. Заключался он в принципе, на котором строилась жизнь султанского гарема – «одна наложница – один сын». Султаны очень редко вступали в официальный брак, обычно детей им рожали наложницы. Чтобы одна наложница не получала слишком много влияния и не начинала интриг против сыновей от других наложниц, она могла иметь от султана лишь одного сына. После его рождения её больше не допускали к интимной близости с повелителем. Более того, когда сын достигал более или менее вменяемого возраста, его назначали наместником в одну из провинций – и мать должна была его сопровождать.

В политике братья опаснее всего

Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало. С учётом того, что каждый совершеннолетний сын мог рассматриваться полноправным наследником, борьба за будущую власть нередко начиналась ещё до смерти предыдущего султана. Кроме того, даже получив власть, новый султан не мог быть полностью спокоен, зная, что его братья способны в любой момент поднять мятеж. Сам Мехмед II, придя к власти окончательно, решил этот вопрос просто и радикально – он убил сводного брата, потенциального соперника в борьбе за власть. А затем издал закон, в соответствии с которым султан после восшествия на престол имеет право казнить своих братьев ради сохранения стабильности государства и во избежание будущих мятежей.

Закон Фатиха в Османской империи формально действовал на протяжении более чем четырёх веков, до конца существования султаната, упразднённого в 1922 году. При этом не стоит делать из Мехмеда II изувера, который якобы в обязательном порядке завещал своим потомкам нещадно уничтожать всех братьев. Закон Фатиха не говорил о том, что каждый новый султан обязан умерщвлять своих ближайших родственников. И многие султаны не прибегали к подобным радикальным мерам. Однако этот закон давал главе империи право посредством такого внутрисемейного «кровопускания» обеспечить политическую устойчивость всего государства. Кстати, данный закон не являлся жестокой прихотью султана-маньяка: его одобрили юридические и религиозные авторитеты Османской империи, посчитавшие, что такая мера оправдана и целесообразна. Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи. Так, при своём восшествии на трон в 1595 году султан Мехмед III приказал умертвить 19 братьев. Впрочем, последний случай применения этой чрезвычайной юридической нормы был отмечен задолго до падения империи: в 1808 году пришедший к власти Мурад II приказал убить брата, предыдущего султана Мустафу IV.

Закон Фатиха: законы и сериалы

Вряд ли бы о законе Фатиха в наше время вспомнило бы столь большое количество нетурецкого, то есть не изучавшего деяния Мехмеда II в школьном курсе истории, населения, если бы не пресловутый сериал «Великолепный век». Дело в том, что сценаристы сделали закон Фатиха одной из главных сюжетных пружин всего повествования. Согласно сценарному замыслу, Хюррем, знаменитая наложница и любимая жена султана Сулеймана Великолепного, начала плести свои интриги против других наложниц и старшего сына султана Сулеймана. При этом главная её деятельность была направлена как раз против закона Фатиха о престолонаследии. Логика была такова: у султана Сулеймана был старший сын, рождённый другой наложницей. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

Поэтому Хюррем-султан якобы стремилась добиться от Сулеймана отмены данного закона. Когда же султан не захотел отменять закон даже ради любимой жены, она перенаправила свою деятельность. Не будучи в состоянии упразднить закон как угрозу своим сыновьям, она решила упразднить первопричину – и начала интриговать против старшего сына Сулеймана, чтобы дискредитировать его в глазах отца, а по возможности и уничтожить. Эта деятельность привела к усилению влияния Хюррем, ставшей, таким образом, родоначальницей той традиции, которая в истории Османской империи известна как «Женский султанат».

Версия в целом интересная и не лишённая логики, однако, всего лишь художественная версия. Хюррем-султан не является деятельницей «Женского султаната», это явление, характеризуемое большим влиянием женщин гарема на политическую ситуацию в стране и даже на верховную власть, возникло спустя полвека после её смерти.

К тому же опять стоит вспомнить, что закон Фатиха не предусматривал неизбежной расправы султана над братьями. Характерно, что в некоторых случаях закон обходили: например, в 1640 году, перед своей смертью, Султан Мурад IV приказал убить своего брата. Однако приказ не был выполнен, так как в случае его выполнения не оставалось прямых наследников по мужской линии. Правда, следующий султан вошёл в историю как Ибрагим I Сумасшедший, так что большой вопрос, правильно ли не выполнили приказ – но это уже другая история…

Александр Бабицкий


Почти 400 лет под Османской империей находилась большая часть территорий Юго-Восточной Европы, Турции и Ближнего Востока. Ее основали отважные тюркские наездники, но империя вскоре потеряла большую часть своей первоначальной мощи и жизнеспособности, находясь в состоянии функциональной дисфункции, которая хранила множество секретов.

✰ ✰ ✰
10

Братоубийство

В ранние периоды у османских султанов не практиковался принцип первородства, когда старший сын является единственным наследником. Поэтому на трон претендовали сразу все имеющиеся братья, а проигравшие потом переходили на сторону вражеских государств и долгое время доставляли множество проблем победившему султану.

Когда Мехмед Завоеватель пытался завоевать Константинополь, со стен города против него воевал его родной дядя. Мехмед решил проблему со свойственной ему беспощадностью. После вступления на престол, он просто приказал убить родственников мужского пола, в том числе не пощадил своего брата-младенца. Позже он издал закон, который лишил жизни не одно поколение: «А тот из моих сыновей кто возглавит Султанат, должен убить своих братьев. Большинство улемов и так это себе позволяют. Так пусть они действуют так и дальше».

С этого момента каждый новый султан занимал трон, убивая всех своих родственников-мужчин. Мехмед III от горя вырвал себе бороду, когда его младший брат просил не убивать его. Но он «не ответил ни на одно слово,» и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. Вид их 19 завернутых тел, провезенных по улицам, как говорили, заставил плакать весь Стамбул.

Даже после первого круга убийств, остальные родственники султана тоже были опасны. Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы, когда его собственного сына душили тетивой; мальчик стал слишком популярен в армии, так что султан не мог чувствовать себя в безопасности.

✰ ✰ ✰
9
На фото: Kafes, Kuruçeşme, İstanbul

Принцип братоубийства никогда не был популярен у народа и у духовенства, так что его тихо упразднили после внезапной смерти султана Ахмеда в 1617 году. Вместо этого потенциальных наследников престола держали в дворце Топкапы в Стамбуле в специальных помещениях, известных как «Kafes» («клетки»).

Можно было провести всю свою жизнь заключенным в тюрьму в Kafes под постоянным контролем охранников. Тюремное заключение, как правило, было роскошным с точки зрения условий, но с очень строгими ограничениями. Многие принцы сходили с ума от скуки, либо уходили в разврат и пьянство. Когда нового султана привозили к Воротам Повелителя, чтобы визири могли засвидетельствовать ему свою верность, это мог быть первый раз, когда он выходил на улицу за несколько десятилетий, что не очень хорошо влияло на способности нового правителя.

Кроме того, угроза ликвидации со стороны правящего родственника была постоянной. В 1621 году великий муфтий отказал Осману II в прошении задушить его брата. Тогда он обратился к главному судье, тот вынес противоположное решение, и принц был задушен. Сам Осман позже был свергнут военными, которые должны были вывести его выжившего брата из Kafes, разобрав крышу и вытянув его на веревке. Бедный человек провел два дня без еды и воды, и, вероятно, слишком обезумел, чтобы заметить, что он стал султаном.

✰ ✰ ✰
8

Молчаливый ад во дворце

Даже для султана жизнь в Топкапы могла быть до крайности скучной и невыносимой. Тогда считалось, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому был введен особый язык жестов, и правитель проводил большую часть времени в полной тишине. Султан Мустафа посчитал это совершенно не выносимым, и пытался отменить такой запрет, но его визири отказались. Мустафа вскоре сошел с ума и бросал с берега монетки рыбам, чтобы те их тратили.

Интриги во дворце плелись постоянно и в больших количествах, так как за власть боролись и визири, и придворные, и евнухи. В течение 130 лет большое влияние имели женщины из гарема, этот период стал известен как «женский султанат». Драгоман (главный переводчик) всегда был влиятельной персоной, и всегда это был грек. Евнухи делились по расовому признаку, главный черный евнух и главный белый евнух часто были непримиримыми соперниками.

Находясь в центре этого безумия, султан был под присмотром куда бы он ни пошел. Ахмет III писал великому визирю: «Если я иду из одной комнаты в другую, выстраиваются 40 человек, когда мне нужно надеть штаны, я не чувствую ни малейшего комфорта в этом окружении, поэтому оруженосец должен всех уволить, оставив только три-четыре человека, чтобы я мог быть спокоен». Проводя свои дни в полной тишине под постоянным наблюдением и в такой ядовитой атмосфере, несколько османских султанов последнего периода потеряли рассудок.

✰ ✰ ✰
7

Власть в Османской империи полностью контролировало и жизнь, и смерть своих подданных. Причем смерть была делом вполне обыденным. Первый двор дворца Топкапы, где собирались просители и гости, был ужасным местом. Там стояли две колонны, на которых висели отрубленные головы и специальный фонтан, в котором могли мыть руки только палачи. Во время периодических тотальных «чисток» во дворце, в этом дворе складывали целые курганы отрезанных языков провинившихся, а специальная пушка стреляла каждый раз, когда очередное тело сбрасывалось в море.

Интересно, что турки не создавали специально корпус палачей. Эту работу выполняли дворцовые садовники, которые делили свое время между казнями и выращиванием восхитительных цветов. Большинство своих жертв они обезглавливали. Но проливать кровь членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников было запрещено, их ждало удушение. В результате, главный садовник всегда был огромным, мускулистым мужчиной, который был способен задушить любого визиря в любой момент.

В ранние периоды визири гордились своим послушанием, и любое решение султана принимали безропотно. Знаменитый визирь Кара Мустафа очень уважительно приветствовал своего палача со смиренными словами «Пусть так и будет», стоя на коленях с петлей на шее.

В последующие годы отношение к такому ведению дел изменилось. В XIX веке губернатор Али-паша так боролся с людьми султана, что его пришлось застрелить через половицы в его доме.

✰ ✰ ✰
6

Был один путь для верного визиря избежать гнева султана и остаться в живых. Начиная с конца XVIII века появился обычай, что осужденный великий визирь мог избежать казни, победив главного садовника в гонке по дворцовым садам.

Осужденного приводили на встречу с главным садовником, и после обмена приветствиями визирю вручался кубок замороженного шербета. Если щербет был белый, это означало, что султан предоставил отсрочку. Если красный – то должна состояться казнь. Как только визирь видел красный шербет, он должен был сразу же убегать.

Визири бежали сквозь дворцовые сады между тенистыми кипарисами и рядами тюльпанов, а за ними наблюдали сотни глаз из-за окон гарема. Цель осужденного состояла в том, чтобы добраться до ворот рыбного рынка на другой стороне дворца. Если визирь достигал ворот раньше, чем главный садовник, его просто ссылали. Но садовник всегда был моложе и сильнее, и, как правило, уже ждал свою жертву у ворот с шелковым шнуром.

Тем не менее, нескольким визирям удалось избежать казни таким образом, в том числе Хачи Салих-паше, последнему, кто участвовал в этой смертельной гонке. После бега с садовником он стал губернатором одной из провинций.

✰ ✰ ✰
5

Растерзание визирей

В теории великий визирь был вторым человеком после султана, но именно его казнили или бросали на растерзание в толпу всякий раз, когда дела шли как-то не так. При султане Селиме Грозном было столько великих визирей, что они всегда с собой начали носить свои завещания. Как-то один из них попросил Селима дать ему знать заранее, если он его собираются казнить, на что султан бодро ответил, что уже выстроилась очередь на его замену.

Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который имел привычку приходить ко дворцу и требовать казни при любых неудачах. Надо сказать, что люди не боялись штурмовать дворец, если их требования не удовлетворялись. В 1730 году одетый в лохмотья солдат по имени Патрона Али привел толпу во дворец, и им удалось на несколько месяцев взять империю под свой контроль. Он был зарезан после того, как пытался заставить мясника одолжить ему деньги для правителя Валахии.

✰ ✰ ✰
4

Пожалуй, самым ужасным местом дворца Топкапы был императорский гарем. Он насчитывал до 2000 женщин – жен и наложниц султана, большинство из них были куплены или похищены в качестве рабынь. В гареме их держали взаперти, а для постороннего мужчины один взгляд на них означал немедленную смерть. Сам гарем охранялся и управлялся главным Черным евнухом, чье место было одним из самых влиятельных в империи.

Об условиях жизни в гареме и о событиях, происходящих в его стенах, до нас дошло очень мало информации. Считалось, что там было так много наложниц, что некоторых из них султан даже никогда не видел. А другие были настолько влиятельны, что участвовали в управлении империей. Сулейман Великолепный безумно влюбился в наложницу из Украины, которую звали Роксолана, женился на ней, и сделал ее своим главным советником.

Влияние Роксоланы было настолько велико, что великий визирь приказал похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзагу в надежде, что она сможет завладеть вниманием султана. План был сорван храбрым итальянцем, который ворвался в спальню Джулии и увез ее на лошади как раз перед тем, как прибыли похитители.

Кесем Султан обладала еще большим влиянием, чем Роксолана, она эффективно управляла империей как регент сына и внука. Но невестка Турхан не стала сдавать свои позиции без боя, и Кёсем Султан была задушена занавеской сторонниками Турхан.

✰ ✰ ✰
3

Налог кровью

В раннем османском периоде существовал девширме («налог кровью») – вид налога, при котором мальчиков из христианских подданных империи забирали на службу империи. Большинство мальчиков становились янычарами и рабами-солдатами, которые всегда находились на передовой во всех османских завоеваниях. Налог собирался нерегулярно, только когда в империи не хватало имеющегося количества солдат. Как правило, забирали мальчиков в возрасте 12-14 из Греции и Балкан.

Османские чиновники собирали всех мальчиков в деревне и сверяли имена по крестильным записям из местной церкви. Затем выбирались самые сильные, из расчета один мальчик на каждые 40 домохозяйств. Отобранных детей пешком отправляли в Стамбул, самые слабые оставались умирать на обочинах дорог. Готовилось подробное описание каждого ребенка, чтобы его можно было отследить при побеге.

В Стамбуле им делали обрезание и насильственно обращали в ислам. Самые красивые или умные отправлялись во дворец, где их обучали, чтобы они могли присоединиться к элитной части подданных султана. Эти ребята могли со временем достичь очень высоких чинов, и многие из них стали пашами или визирями, как знаменитый великий визирь из Хорватии Соколлу Мехмед.

Остальные мальчики присоединялись к янычарам. Сначала они направлялись на работы на фермах на восемь лет, где они учили турецкий и росли. В 20 лет они официально становились янычарами — элитными солдатами империи и железной дисциплиной и идеологией.

Из этого налога были исключения. Запрещено было забирать из семьи единственного ребенка или детей от мужчин, служивших в армии. По каким-то причинам не брали сирот и венгров. Жители Стамбула также попадали в исключения на том основании, что они «не имеют чувство стыда.» Система такой дани перестала существовать в начале XVIII века, когда детям янычар было позволено становиться янычарами

✰ ✰ ✰
2

Рабство оставалось главной особенностью Османской империи вплоть до конца 19 века. Большинство рабов были выходцами Африки или с Кавказа (особенно ценились адыги), а крымские татары обеспечивали постоянный поток русских, украинцев и даже поляков. Считалось, что мусульмане юридически не могут быть порабощены, но это правило было тихо забыто, когда прекратилось пополнение немусульман.

Известный ученый Бернард Льюис утверждал, что исламское рабство появилось независимо от западного рабства, а, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам было легче получить свободу или занять высокие должности. Но нет никаких сомнений в том, что Османское рабство было невероятно жестоким. Миллионы людей погибли от набегов или от

изнурительной работы в полях. Это даже не говоря о процессе кастрации, используемом для получения евнухов. Как указывал Льюис, османы привозили миллионы рабов из Африки, но сейчас в современной Турции очень мало людей африканского происхождения. Это говорит само за себя.

✰ ✰ ✰
1

В целом, Османская империя была довольно толерантной. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в ислам своих немусульманских подданных и радушно приняли евреев, когда тех изгнали из Испании. Подданные никогда не подвергались дискриминации, и империя была практически в управлении албанцев и греков. Но когда сами турки чувствовали угрозу, они могли поступать очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень озабочен тем, что шииты, отрицавшие его авторитет в качестве защитника ислама, могли быть двойными агентами Персии. В результате, он прошел по востоку своей империи, уничтожив скот и убив, по меньшей мере, 40000 шиитов.

По мере того как империя слабела, она теряла свою прежнюю терпимость, и меньшинствам приходилось несладко. К XIX веку массовые убийства стали все более и более распространенным явлением. В ужасном 1915 году, всего за два года до распада империи, было организовано массовое убийство 75 процентов армянского населения. Тогда погибли около 1,5 миллиона человек, но эти зверства полностью признать геноцидом армян Турция до сих пор отказывается.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья Секреты Османской империи. ТОП-10 интересных фактов . Спасибо за внимание!

Важное место в отправлении правосудия в Османской империи играли казни. Множество государственных деятелей поплатились жизнью за свои ошибки. Однако особого внимания заслуживает деятельность тех, .

Требования к вакансии палача

Одним из главных требований к палачам были немота и глухота . Именно этим объясняется их легендарная безжалостность. Они попросту не слышали криков свих жертв и оставались, в буквальном смысле глухи, к их страданиям.

Правители Османского государства стали прибегать к услугам палачей с 15 века. Обычно их выбирали из числа хорватов или греков. Кроме этого из янычарского отряда бостанджи выделялось пять человек для совершения казней во время военных походов. У палачей был свой начальник, который отвечал за их деятельность. Начальник «гражданских» палачей, в свою очередь, подчинялся командиру бостанджи. В его обязанности кроме всего прочего входили казни государственных деятелей.

Потенциальный кандидат в палачи , начинал свою практику «заплечных дел мастера» в качестве ассистента у кого-нибудь из своих более опытных коллег, пока не постигал всех тонкостей своего ремесла. Палачи знали анатомию человеческого тела не хуже врачей и могли доставить своей жертве как максимум страданий, так и быстро отправить на тот свет без всяких мучений.

Интересно и то, что палачи никогда не женились и после смерти как бы полностью исчезали из общества, которое бы испытывало определенный моральный дискомфорт в случае присутствия в своих рядах потомков людей такой профессии.

Способы, которыми казнили палачи

Приказ умертвить того или иного провинившегося представителя знати поступал от главы бостанджи, который для этого вызывал к себе главного палача. Османское государство придавало большое внимание тому, какое положение в обществе занимал осужденный на казнь человек. Например, если казнили великого визиря, то его обычно душили, а простым янычарам отрубали голову топором . Один из экземпляров такого топора, кстати, демонстрируется в музее Топкапы.

Если к смерти приговаривался член правящей династии, то для его умерщвления использовалась тетива от лука, которой его душили . Это была очень «чистая» смерть без малейшего следа крови, которая и полагалась членам «касты избранных».

Государственных служащих обычно обезглавливали мечом . Однако не все осужденные на смерть могли отделаться так легко: признанные виновными в воровстве, убийстве, пиратстве и грабежах подвергались болезненной казни путем подвешивания на крюк за ребро, сажания на кол или даже распятия.

Где проводились казни?

Главными тюрьмами во времена Османской империи были Эдикюль , Терсане и Румели Хисар . В Терсане содержались осужденные на галеры, военнопленные и приговоренные к каторжным работам. Тех, кто был приговорен к сравнительно небольшим срокам помещали Эдикюль или Румели Хисар. Сюда же сажали послов тех государств, с которыми османы находились в состоянии войны.

Во дворце Топкапы между башнями Бабус-Салям располагался секретный проход к помещениям, где находились палачи и куда уводили осужденных османских вельмож Последнее, что они видели в своей жизни – двор султанского дворца.

Именно здесь задушили знаменитого великого визиря Ибрагим-пашу. Перед Бабус-Салям палачи водружали на колонны головы казненных ими людей в назидание публике. Ещё одним местом казни была площадка у фонтана перед дворцом. Именно в нем палачи омывали свои окровавленные мечи и топоры.

Обвиняемых, чьи дела находились на рассмотрении, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили охранники. Если цвет был белым, то это означало оправдание, а если красным, то – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный насмерть выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли для подтверждения факта казни великому визирю.

Из истории известно, что подозреваемых и обвиняемых в средневековой Европе подвергали разного рода жестоким пыткам; в Амстердаме даже есть музей пыток.

В Османском государстве такой практики не было, так как ислам запрещает пытки. Но, в отдельных случаях, по политическим мотивам или для того чтобы продемонстрировать определенный урок обществу тех, кто совершил тяжкие преступления подвергали пыткам. Одним из самых распространенных видов пыток были удары палками по пяткам – «фалака».

Тех, кто вымогал у людей деньги и имущество, совершал грабежи, убивал государственных чиновников, подрывал основы государственной власти, так же подвергали пыткам перед приведением смертного приговора в исполнение.

Сила османских султанов заключалась в том, что когда они выпускали свои указы – «фирманы», все без исключения, должны были повиноваться им и никто не смел ослушаться, так как каждому было известно, что ослушника ожидает серьезное наказание.

Ильдар Мухамеджанов

Понравился материал? Сделайте пожалуйста репост?

1. Как шехзаде восходили на престол?

Задокументированная история турецкого государства начинается с Мете-кагана (Огуз-хана. 234-174 до н.э.), правившего великой Империей гуннов. Поэтому многие традиции более позднего периода назывались «Огузский обычай». Согласно этому правовому обычаю всё в государстве принадлежит Династии, а управление государством согласно турецкой традиции происходит путём совместного участия членов Династии.
Выписанной законодательно официальной системы отбора Правителя не существовало. Каждый из наследников имел право взойти на трон. Поэтому следующим правителем обычно становился самый честолюбивый и самый способный . Несмотря на то, что такой метод наследования обеспечивал передачу власти самому достойному наследнику, он также был причиной многих смут.

Западная гравюра, изображающая Валиде Султан и Шехзаде

2. Как шехзаде воспитывались?

Теоретические знания они начинали изучать во дворце. Известные учёные приглашались в качестве наставников шехзаде. В качестве иностранного они непременно изучали арабский и персидский.

В третьем дворе Топкапы под присмотром ич огланов шехзаде учились езде на лошади и владению оружием. Для практического применения изученой теории шехзаде направляли в санджаки.

Сцена из ежедневной жизни шехзаде в третьем дворе Топкапы, миниатюра из Сурнаме-и Вехби

3. Когда шезхаде прекратили направлять в санджаки?

После восстания Шехзаде Баезида во времена Кануни Султана Сулеймана в санджаки стали отправлять только престолонаследных шехзаде. Сын Селима II Мурад III и сын Мурада III Мехмед III были направлены наместниками в Манису.

Пока престолонаследники находились в санджаках в должности наместников, остальные шехзаде находились во дворце под контролем. Для стабильности в государстве стоило престолонаследнику, взошедшему на трон, обзавестись потомством, как остальных шехзаде казнили.

Со времён Султан Мехмеда III, взошедшего на Османский престол в 1595 году, уже и престолонаследники не отправлялись в санджаки, они тоже оставались жить в Топкапы.

Султан Ахмед I не казнил своего младшего брата Мустафу, когда стал Султаном в 1603 году, потому что не имел собственных наследников. Когда же они у него появились, казнить Мустафу не позволили государственные чиновники. Таким образом длившемуся боле двух веков братоубийству на благо государства был положен конец, а все наследники жили под надзором в Топкапы.

Миниатюра Манисы

4. «Наместничество на бумаге» – как это?

В период правления Мехмеда III традиция отправлять всех шехзаде наместниками в санджаки прервалась, но престолонаследники – Велиахт Шехзаде – продолжали направляться в санджаки.
В последующий период самый старший наследник трона хотя би даже на бумаге, но непременно назначался наместником. Только вместо них наместниками уезжали так называемые мютесселимы (представители). Сын Султана Ибрагима Шехзаде Мехмед был назначен наместником в Манису, когда ему было 4 гожа. С Султана Мехмеда IV традиция назначать шехзаде наместниками прекратилась даже не бумаге.

Кануни Султан Сулейман проверяет вещи Шехзаде Баезида (рисунок Мюнифа Фехми)

5. Какие санджаки были выделены для шехзаде?

В Османской Империи шехзаде во время правления своего отца направлялись наместниками в регионы, рядом с ними находился опытный государственный деятель – лала.
Благодаря наместничеству шехзаде учились искусству государственного управления. Главные санджаки для шехзаде – это Амасья, Кютахья и Маниса. Обычно шехзаде отправлялись в эти три региона, но, конечно же, ими возможные санджаки не ограничивались. Согласно исследованию, проведённом Хальдуном Эроглу, на протяжение всей Османской истории шехзаде были наместниками в следующий санджаках:
Бурса, Инёню, Султанхисар, Кютахья, Амасья, Маниса, Трабзон, Шебинкарахисар, Болу, Кефе (современная Феодосия, Крым), Конья, Акшехир, Измит, Балыкэсир, Акъязы, Мудурну, Хамидили, Кастамону, Ментеше (Мугла), Теке (Анталья), Чорум, Нигде, Османджик, Синоп и Чанкыры.

Султан Мустафа III и его шехзаде

6. Каковы были обязанности лала при шехзаде?

До периода Империи к шехзаде приставляли наставника, который назывался «атабей». Во времена Империи эта же традиция продолжилась, но наставника стали называть лала.
Когда шехзаде направлялся в санджак, к нему приставляли наставника, лала был ответственен за управление санджаком и обучение шехзаде. Письма, отправляемые из дворца в санджак, были обращены к лала, а не к шехзаде. Лала был также ответственен за воспитание шехзаде и именно он был обязан пресечь любые попытки наследника выступить против своего отца.
Должность лала сохранилась даже тогда, когда шехзаде перестали отправлять в саджаки. В тот период лала выбирался из дворцового персонала.

7. Где жили шехзаде во дворце?

В период правления Мехмеда IV в 1653 году члены Династии мужского пола, помимо Падишаха, жили в 12-комнатном здании под названием «Шимширлик», другое его название – . В строение было всё для комфорта шехзаде, вот только окружали его высокие стены и самшиты (шимшир на турецком). Двери в Шимширлике закрывались на цепь с двух сторон, чёрные гаремные аги дежурили круглосуточно как перед, так и за дверью. В 1756 году французский купец Жан-Клод Флэша сравнил здание с надёжной клеткой.
Шехзаде, которых держали в Шимширлике, не имели права выходить наружу и с кем-либо общаться. В случае болезни врачей вызывали в Шимширилик, и они проводили лечение там.
В 18 веке жизнь шехзаде в Шимширлике стала легче. Во времена правления Османа III с 1753 по 1757 год Шимширлик немного перестроили, высоту внешней стены уменьшили, а в здании сделали больше окон. Когда Падишах следовал во дворец в Бешикташе или какой-то другой дворец, он стал брать с собой и шехзаде.

Султан Ахмед III и его шехзаде

8. К чему привела вынужденная жизнь шехзаде взаперти во дворце?

Шимширлик – результат того, что Падишахи больше не хотели убивать своих братьев и племянников. Но иногда эти шехзаде использовались злонамеренными врагами Султана для шантажа.
Падишахи обычно помимо официальных церемоний не виделись с шехзаде, проживавшими в Клетке. Наследникам образование особо не давалось. Как результат – неприметные Падишахи у власти. Особенно во второй половине 17 века некоторые шехздаде взошли на престол прямиком из Шимширлика, из-за отсутствия какого-либо образования и минимальных знаний о мире они испытывали большие трудности, получив власть, их действия всецело направляли государственные мужи.
Длившееся 2 века братоубийство (в особенности совсем маленьких шехзаде) с точки зрения сегодняшнего дня повергает нас в ужас. Но все события стоит оценивать в их исторической канве. Для того, чтобы можно было избежать братоубийства, должна была иметься чёткая система наследования трона. Появилась она только в 17 веке, когда прямым наследником был старший шехзаде. Благодаря узакониванию братоубийства в ранний период истории Османская Империя занимает особое место в турецкой истории. Именно благодаря этому закону Империи удалось выстоять 6 столетий.

Султан Ахмед III с наследниками во дворце в Айвалыке (деталь из миниатюры Левни)

9. Когда произошла последняя казнь шехзаде?

Впервые в истории Османской Династии Ахмед I не казнил своего брата Мустафу, но братоубийство не было сразу же упразднено. После этого случая было ещё несколько исключений.
Сын Ахмеда I Осман II во время своего правления приказал казнить своего младшего брата Шехзаде Мехмеда, который был младше его всего на пару месяцев. Далее взошедший на трон Мурад IV тоже был вынужден пойти тем же путём, потому что больше не мог справляться с гаремными заговорами. Мехмед IV хоть и попытался казнить своих братьев, Валиде Султан и другие государственные чиновники этому помешали. После неудачной попытки братоубийства Мехмедом IV, если не считать одного исключения, эпоха «Закона Фатиха» пришла к концу.

10. Что происходило с детьми шехзаде?

Шехзаде, жившим в Шимширлике, прислуживали наложницы и гаремные аги. Агам нельзя было видеться в шехзаде наедине. Они обитали в здании Шимширлика на первом этаже. Все свои потребности наследники удовлетворяли в стенах Клетки. Они могли вступить в интимные отношения с любой понравившейся наложницей, но вот детей иметь не могли. Если же какая-то наложница случайно беременела, ей делали аборт. Некоторые всё же умудрялись сохранить ребёнка и вырастить его за пределами дворца.
Шехзаде также нельзя было отращивать бороду. Борода была символом власти, поэтому взошедший на трон Шехзаде начинал отращивать бороду на специальной церемонии, называвшейся «ирсаль-и лихие» (дословно: отпускание бороды)

© Эрхан Афйонджу, 2005

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.