Портфолио профессиональных достижений педагогического работника. Портфолио профессиональных достижений Педагогический очерк профессиональных достижений студента бакалавра

1

В статье речь идёт об организации и проведении практик бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», на основе проекта «Практика в системе профессионального образования и личностного роста будущего специалиста». Рассматривается научно-методический контент практики бакалавров в условиях модернизации педагогического образования, позволяющий студенту реализовывать программу практики, результаты которой отражаются в технологической карте его личностного роста. Описаны цель и задачи «Портфолио профессиональных достижений», который позволяет накопить и сохранить документальное подтверждение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе освоения программы практики на весь период обучения. Представлен конкурс «Наша новая школа», способствующий формированию у студентов положительного отношения к педагогической профессии, использованию их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных педагогических проблем.

практика бакалавров

компетентностный подход

научно-методический конвент

портфолио профессиональных достижений

технологическая карта

индивидуальный образовательный маршрут

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/3071 (дата обращения: 11.07.2016 г.).

2. Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (дата обращения: 11.07.2016).

3. Концепция поддержки развития педагогического образования. – URL: http://Минобрнауки.рф/пресс-центр/3875 (дата обращения: 11.07.2016).

4. Лёвкина Е.В., Миронычева В.Ф., Кузина И.В. Практико-ориентированное обучение будущих педагогов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-3. – С. 457-459.

5. Лёвкина Е.В. Наша новая школа. Идеи молодых. – URL: http://poisknn.ru/articles/nasha_novaya_shkola.

6. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра. Выпуск 4: учебно-методическое пособие / Е.В. Лёвкина, Е.С. Иванцова, И.В. Кузина, В.Ф. Миронычева, Н.В. Федосеева; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: АФ ННГУ, 2015. – 106 с.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – URL: http:// council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 11.07.2016).

Вопросы повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций в настоящее время находятся в русле острейшей дискуссии. Это связано, прежде всего, с обсуждением Концепции поддержки развития педагогического образования . Ведущие вузы РФ обсуждают собственные пути решения одной из важнейших проблем, понимая, что модернизация педагогического образования заключается, прежде всего, в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Цель исследования. В Арзамасском филиале ННГУ на основе принятых федеральных программно-целевых документов (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.) одним из приоритетных направлений подготовки будущего педагога является создание условий для повышения профессиональных компетенций, необходимых для осуществления деятельности в качестве педагога . Речь идёт об организации и проведении практик бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Материал и методы исследования. Нами разработан проект «Практика в системе профессионального образования и личностного роста будущего специалиста», цель которого - создание условий для эффективной подготовки педагогических кадров, соответствующих запросам регионального рынка труда . Следует отметить, что выпускники филиала работают в образовательном пространстве Нижегородской области и удовлетворяют потребности её экономической сферы в квалифицированных кадрах. Постоянно осуществляющийся мониторинг работодателей позволяет утверждать, что они в целом удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов (наличие обсуждаемых в социуме проблем, связанных с необходимостью качественных изменений в самой системе подготовки педагога, не отрицается). В настоящее время филиалом заключено более 1000 договоров на проведение практик студентов, работает система целевых договоров, на основе компетентностного подхода разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для студентов-практикантов, подкреплённые нормативно-правовым обеспечением практик. Мониторинг состояния педагогического образования Нижегородской области позволил построить вектор развития системы практической подготовки педагогических кадров на основе традиционных и инновационных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. К руководству практиками студентов привлечены опытные педагоги баз практик, преподаватели вуза.

Нами создан научно-методический контент практики, позволяющий студенту реализовывать программу практики, результаты которой отражаются в технологической карте личностного роста бакалавра. В рабочих программах практик прописаны требования к входным знаниям, умениям и готовностям бакалавров, приобретённым в результате освоения предшествующих частей ОПОП. Внимание сконцентрировано на знаниях, умениях и навыках, которые указаны в «Профессиональном стандарте педагога». В процессе прохождения практик авторы программ выбирают современные образовательные технологии, позволяющие сформировать компетенции. Продуманы результаты обучения по практике, характеризующие конкретные этапы формирования компетенций во взаимодействии с преподавателями и руководителями баз практик. Важное значение имеет выбор форм и методов реализации образовательных технологий при освоении содержательных блоков. К каждой теме предложены планируемые результаты обучения по практике. Учитывая, что самостоятельная работа является важнейшей составной частью деятельности студента в период прохождения практики, преподавателями определяется вектор самостоятельной практической работы в образовательной организации, которая может осуществляться в следующих формах: ведение «Портфолио профессиональных достижений студента-практиканта», изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, интернет-ресурсов педагогов, сайтов педагогов и ведущих учителей, разработка технологических карт уроков и воспитательных мероприятий, подготовка презентаций, анализ работы учителя-наставника, самоанализ сформированности профессиональной позиции студента, внедрение в собственный образовательный процесс новых технологий и форм обучения. Учитывая то, что образовательная организация реализует ФГОС, бакалавры создают алгоритм формирования на собственных уроках и во внеклассной работе универсальных учебных действий и предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Фонды оценочных средств включают перечень компетенций практики с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования. В качестве форм оценочного средства выступают современные продукты профессиональной педагогической деятельности (интеллект-карта, буктрейлер, инфограмма и др.). После окончания практик студент должен сдать на кафедру «Портфолио профессиональных достижений бакалавра».

Портфолио профессиональных достижений - систематизация опыта и знаний, накапливаемых практикантом путём обработки профессиональной информации и методических материалов, отражающих его педагогическую деятельность в качестве учителя, классного руководителя, позволяющая структурировать направления личностного развития и профессионального роста и продумать взаимодействие с квалифицированными специалистами и администрацией образовательной организации, дать объективную оценку сформированности компетенций. Основная цель формирования «Портфолио профессиональных достижений» - накопить и сохранить документальное подтверждение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе освоения программы практики на весь период обучения. Задачи портфолио студента: развитие мотивации к образовательным и профессиональным достижениям; развитие умений объективно оценивать уровень развития компетенций; развитие конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. «Портфолио профессиональных достижений» студента служит информативным дополнением на экзамене и на собеседовании у работодателя, иллюстрируя его образовательную активность и личностный потенциал.

Содержание «Портфолио студентов-практикантов» (учебная педагогическая практика, 3 курс, 6 семестр, 3 з.е., 108 часов) включает в себя: предписание на практику (хранится в личном деле), титульный лист, информацию о классе (расписание уроков, список класса с указанием общественных поручений), дневник практики, , технологическую карту воспитательного мероприятия, презентацию воспитательного мероприятия, буклет для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения школьников, педагогический очерк, технологическую карту личностного роста бакалавра, благодарности, полученные в ходе практики, фото- и видеоматериалы. Для проведения контроля сформированности компетенции используется дифференцированный зачет с оценкой, который осуществляется по итогам проверки «Портфолио бакалавра» на основании технологической карты личностного роста бакалавра. Оценивание осуществляется на основе технологической карты личностного роста бакалавра, в которой представлен уровень сформированности компетенций. Это инструмент независимой профессиональной сертификации деятельности студента-практиканта специалистами баз практики, методистами вуза, включающий обязательную самооценку. Критерии и процедуры оценивания результатов практики, характеризующие этапы формирования компетенций, помогают студенту скорректировать результаты педагогической деятельности, повысить оценку. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов практики, характеризующие этапы формирования компетенций и для контроля сформированности компетенции, представляют собой методические рекомендации по работе с конкретным продуктом педагогической деятельности. Предложенное ресурсное обеспечение практики ориентирует студента в выборе научно-методического материала, необходимого для моделирования педагогической деятельности.

Проанализируем специфику формирования компетенций бакалавров на учебной педагогической практике (3 курс, 6 семестр), цель которой - формирование практических умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности в качестве классного руководителя в условиях реализации компетентностного подхода. Практикант, осваивающий программу бакалавриата на учебной педагогической практике, должен обладать способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3), готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6), способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7). В ходе учебной педагогической практики реализуются следующие виды профессиональной педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Поскольку практикант выполняет функции классного руководителя, виды профессиональной деятельности ориентированы на воспитательный аспект.

При определении показателей результативности работы студента-практиканта мы придерживаемся понятия, определяющего качественную характеристику того или иного направления деятельности. Индикатор - это то, что позволяет отображать ход какого-либо процесса, его результаты, состояние объекта наблюдения в простой и доступной человеку форме. Для нас при определении индикаторов, характеризующих результативность деятельности студента-практиканта, важно то, что это характеристика, которая доступна не только наблюдению, но и измерению. Под показателем мы понимаем критерий или признак, на основании которого производится измерение и оценка того или иного процесса. Под индикатором мы будем понимать характеристику, которая измеряется и которая количественно характеризует какое-либо качественное состояние, выражаемое через показатель. Под дескриптором будем понимать описание результатов деятельности студентов-практикантов на определенном уровне, выраженных в конкретных действиях (таблица 1).

Таблица 1

Технологическая карта оценивания сформированности компетенций студентов в ходе учебной практики

Индикаторы

(обобщённые результаты обучения)

Дескрипторы

(динамика результатов обучения, выраженных в конкретных действиях)

Формируемые компетенции

Дневник практики

Требования к оформлению деловых документов.

Отражение всех видов деятельности в качестве классного руководителя.

Фиксация всех видов деятельности в качестве классного руководителя.

Кластер «Педагогическое взаимодействие»

Опора на базовые культурные ценности, современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества в рассмотрении вопроса педагогического взаимодействия.

Информативность, аргументированность, наличие причинно-следственных связей между компонентами кластера.

Разработка кластера.

Технологическая карта

воспитательного мероприятия

Актуальность темы воспитательного мероприятия, ее направленность на решение ключевых задач в области воспитания, обозначенных в государственных документах.

Соответствие темы ВМ возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Соответствие цели и задач ВМ выбранным методам.

Рефлексия.

Соответствие плана беседы ее цели (направленность беседы на формирование у учащихся толерантного отношения к социальным и культурным различиям, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям).

Актуальность проблемы диспута, ее соответствие возрастным особенностям учащихся.

Полнота и правильность оформления списка литературы (наличие печатных и электронных ресурсов).

Разработка и проведение воспитательного мероприятия.

Презентация воспитательного мероприятия

Требования к оформлению и содержанию презентации.

Разработка презентации для проведения ВМ.

Буклет для родителей

Требования к оформлению буклета.

Актуальность и информативность буклета.

Разработка буклета для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения детей.

Педагогический очерк

Требования к написанию педагогического очерка.

Составление письменного речевого высказывания в жанре педагогический очерк.

Оценивание сформированности компетенций осуществляется на основе технологической карты (таблица 2).

Таблица 2

Технологическая карта личностного роста бакалавра

ФИО студента

Вид практики

Учебная (педагогическая)

Факультет, курс

Сроки практики

Направление,

профиль подготовки

База практики

Формируемые компетенции

Классный руководитель

Методист

Дневник практики

Кластер «Педагогическое взаимодействие»

Технологическая карта ВМ

Презентация ВМ

Буклет для родителей

Педагогический очерк

Итого баллов

Каждая компетенция оценивается в баллах от 3 до 5.

Оценка «удовлетворительно» бакалавру ставится при количестве баллов от 189 и менее.

Оценка «хорошо» бакалавру ставится при количестве баллов от 180 до 204.

Оценка «отлично» бакалавру ставится при количестве баллов от 205 до 225.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут студентов-практикантов демонстрирует степень готовности к работе в качестве классного руководителя.

Результаты исследования и их обсуждение. Сопровождение будущих педагогов в процессе вхождения в профессию осуществляется разными способами. Например, у студентов пользуется популярностью Региональный конкурс научно-исследовательских проектов «Наша новая школа» для молодых учёных, организуемый в рамках деятельности Научно-методического центра имени В.П. Вахтерова, функционирующего при кафедре педагогики и психологии педагогического образования .

Организация конкурса «Наша новая школа», в первую очередь, позволяет вовлечь студентов в научно-практическую и исследовательскую деятельность, подготовить квалифицированные педагогические кадры, выявить наиболее одаренных и талантливых студентов. При этом участие в конкурсе не только развивает у студентов интерес к профессиональному творчеству, креативное мышление и самостоятельность при решении научно-педагогических задач, но и способствует формированию положительного отношения к педагогической профессии, использованию их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных педагогических проблем.

Научно-исследовательский педагогический проект конкурсантов, как правило, опирается на собственные знания, представляет собой самостоятельно проведенное исследование, апробированное на практике в условиях реального педагогического пространства и имеющее подтверждение в публикациях и выступлениях на конференциях и семинарах различного уровня. Жюри - ведущие педагоги образовательных организаций города, учёные и преподаватели филиала, работодатели. При оценке проекта особое внимание уделяется практической значимости работы. Ежегодно конкурс проводится по нескольким направлениям, связанным с актуальными педагогическими проблемами. Например: «Образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы в условиях реализации ФГОС»; «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи»; «Технологические приёмы медиаобразования как средства формирования медиаграмотности обучающихся»; «Инклюзивное образование»; «Система поддержки одаренных детей»; «Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи»; «Педагогика чтения» и др. Студенты предлагают инновационные педагогические идеи, разрабатывают авторские модели и научно-методическое сопровождение обучения и воспитания школьников, описывают эффективные практики обучения и воспитания, апробируют новые программы, инновационные методические подходы и технологии воспитания. Важно отметить, что большинство проектов, представляемых на конкурс, имеют интерес в профессиональном сообществе, востребованы студентами-практикантами и молодыми учителями.

Участие в конкурсе «Наша новая школа» позволяет решать вопрос о подготовке нового поколения педагогических работников, способных квалифицированно, компетентно решать профессиональные задачи, готовых к инновационной деятельности, к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, к реализации социального заказа общества.

Выводы. Таким образом, новые подходы к организации и подготовке практик студентов дают возможность будущим педагогам свободного входа в индивидуальный образовательный маршрут, где усилены связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога при поддержке специалистов баз практик.

Библиографическая ссылка

Лёвкина Е.В., Миронычева В.Ф., Кузина И.В. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24959 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Портфолио

Бакалавра

Курса

Храмова Наталья Петровна

Ф.И.О.

Направление подготовки

Педагогическое образование

Профиль Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Арзамас, 2017



Титульный лист

Дневник практики

Дата Виды деятельности Подпись руководителя
1 неделя
1 декабря 2017 1 Установочная конференция: 2.Знакомство с программой и содержанием практики инструктаж по технике безопасности. 3 .Индивидуальная консультация по организационным и содержательным вопросам практики. 4.Сфера образования как совокупность взаимодействующих субъектов. 5.Нормативно правовые документы федерального уровня, используемые при работе образовательных учреждений РФ
2 декабря 2017 1.Закон РФ «Об образовании», 2.Гражданский кодекс РФ. 3.Стандарты основных образовательных программ.
4декабря 2017 1.Требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП). 2.Требования к структуре ООП. 3.Разнообразные виды учреждений образования и особенности их функционирования
5декабря 2017 1.Локальные акты, регламентирующие деятельность Учреждения (Организации). 2.Устав образовательного учреждения (Организации
6 декабря 2017 1.Типовое положение об образовательном учреждении 2.Программа деятельности образовательного учреждения 3.Концепция развития школы. 4.Организационные документы ОУ (ОО).
7 декабря 2017 1.Распорядительные документы. 2. Должностные инструкции учителя начальных классов.
2 неделя
11декабря 2017. 1.Учебно-педагогическая документация. 2.Подходы к профессиональной нормативно-правовой подготовке учителей начальных классов
12декабря 2017. 1.Образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государств. 2.Схема соподчинения в ОУ
13декабря 2017. 1.Кластер «Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации». 2.Самоанализ профессиональной деятельности.
14 декабря 2017. 1.Портфолио профессиональных достижений студента-бакалавра. 2.Презентация результатов профессиональной деятельности на итоговой конференции по учебной практике.

Анализ-справка

«Должностные обязанности учителя начальных классов»


Технологическая карта урока

  1. Класс.3

2. Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

3. Форма проведения.

5. Задачи:

– воспитательная (личностные результаты);

– развивающая (метапредметные результаты);

– образовательная (предметные результаты).

6. Оборудование.

7. Литература и источники.

Эссе

«Социальная значимость учителя начальных классов»

Творческий очерк профессиональных достижений студента-бакалавра


Презентация к Творческому очерку профессиональных достижений студента-бакалавра


Технологическая карта личностного роста бакалавра

Задания Формируемые компетенции Оценка
Студент Методист
1. Дневник практики З2(ОПК-1) отлично
У2(ОПК-1) отлично
В1 (ОК-7) отлично
2. Анализ-справка «Должностные обязанности учителя начальных классов» У2(ПК-6) отлично
У2(ОК-7) отлично
В1 (ОК-7) отлично
3. Технологическая карта урока (УМК по выбору студента) З1 (ПК-1) отлично
З2 (ПК-1) отлично
У2 (ПК-1) отлично
В1 (ПК-1) отлично
4. Кластер «Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации» З2(ОПК-4) отлично
У1(ОПК-4) отлично
У2(ОПК-4) В1 ( отлично
5. Эссе З2(ОПК-4) отлично
У2(ОПК-4) отлично
В1 (ОПК-4) отлично
6. Творческий очерк З2 (ПК-6) отлично
У2(ПК-6) отлично
В1(ПК-6) отлично
Презентация ктворческому очерку У2(ОК-7) отлично
З2(ОК-7) отлично
В1 (ОПК-4) отлично
Итого баллов
Итоговая оценка за учебную практику

Примечание. Каждая компетенция оценивается в баллах от 3-х до 5.

Оценка «удовлетворительно» бакалавру ставится: при количестве баллов до 132 («удовл» более 50%) и менее 90 (все «удовл»).

Оценка «хорошо» бакалавру ставится: при количестве баллов от 134 до 194(более половины «хор.»).

Оценка «отлично» бакалавру ставится: при количестве баллов от 196 до 220 (все «отл.»).

Люди реализуются в разных сферах жизни: семья, друзья, образование, а также работа. Профессиональная сфера деятельности не менее важна, чем другие. Реализуясь как специалист своего дела, получая признание своих навыков, опыта, знаний, человек растет и самосовершенствуется. Еще одним бесспорным плюсом в наличии профессиональных достижений является повышение заработной платы, урегулирование трудового распорядка, улучшение качества жизни. В этой статье рассматривается, как ставить цели в профессиональных областях и достигать их, зачем это необходимо, как описать свои результаты в резюме. Также отдельно будет рассмотрен вопрос о профессиональных достижениях педагога, представлены их виды и описание.

Определение понятия

Что значит "достижения в профессиональной сфере"? В каждой работе есть моменты, которые можно назвать достижениями. Для каждого специалиста этот список индивидуален, каждый работодатель обращает внимание на моменты, которые важны именно в его компании. Профессиональное достижение - это успешно разрешенная ситуация, выполнение определенных задач, полезный опыт в разрешении сложных конфликтов и обстоятельств. В некоторых областях это получение определенного звания, степени, уровня образования, категории специалиста. В других - объединение людей, лидерство среди определенных групп лиц, исчерпание социальных конфликтов. В третьих - высокие уровни продаж, осуществленные сделки, выигранные тендеры. Профессиональные достижения - очень широкое понятие, которое зависит от области деятельности, специфики работы, отношения работодателей и актуальности навыка в современном рабочем процессе.

Смысл трудовой деятельности для человека

Работа должна приносить доход. Это ее основной смысл, которым многие работники довольствуются. Но помимо денежного результата, труд должен приносить удовольствие, моральное удовлетворение, реализацию качеств человека. Так что профессиональные достижения - также один из смыслов трудовой деятельности. Они позволяют человеку не только более благополучно устроить свою жизнь и карьеру, но и реализовать себя в психологическом и эмоциональном плане, вызвать ряд положительных эмоций, стабилизировать нервное напряжение, увеличить уверенность в себе.

Постановка цели и ее достижение

Высокие профессиональные достижения и результаты редко являются продуктом удачи и стечения обстоятельств. Такие ситуации бывают, но на практике эти пункты характеристики работник получает, если прикладывает определенные усилия. Для того чтобы чего-то достичь, необходимо действовать. На первоначальном этапе необходимо определить, какое достижение действительно важно в конкретной области и профессии, чем оно может улучшить положение работника в обществе и в карьерном росте. На втором этапе необходимо поставить себе цель, разбить ее по шагам и планомерно двигаться в заданном направлении. Немаловажно определить временные интервалы, доступные ресурсы и способы ускорения достижения цели. Правильно разработанный план поможет добиться намеченных целей гораздо быстрее и с большей вероятностью.

Нужно ли указывать все свои заслуги

Профессиональные достижения в резюме - одна из ключевых характеристик кандидата. Если человек стремится занять лучшую вакансию с достойной оплатой труда и хорошими условиями, свои достижения указать просто необходимо. Соответствующие профилю компании достижения позволят отсеять большую часть конкурентов на рабочее место, согласовать желаемый размер оплаты труда и заручиться уважением коллег и начальства.

Естественно, не все вакансии требуют от кандидатов определенных корпоративных успехов. Так, сложно представить резюме грузчика, уборщицы, сантехника и других рабочих специальностей с перечнем профессиональных достижений. Этот пункт в резюме необходим трудящимся в социальных или интеллектуальных сферах.

Как проходит отбор кандидатов

Перед тем как выбрать сотрудника на определенную вакансию, организации рассматривают несколько вариантов. В зависимости от характеристик вакансии и самого работодателя количество откликнувшихся соискателей может составлять от нескольких человек до сотен. В больших компаниях рассмотрение резюме является обязанностью целого отдела профессионалов, суть работы которых заключается в выявлении наилучших кадров среди огромного потока поступающих кандидатов. Эти люди очень хорошо разбираются в профессиях, требованиях к претендентам, могут прекрасно отличать ложь от правды, выявлять психологический портрет, проводить различного рода тестирования и на основании полученных результатов составлять целостный образ претендента. От опытного HR-менеджера сложно скрыть негативные истории из профессионального прошлого, абсолютное незнание предмета вакансии и другие критерии несоответствия должности. Ко всему прочему в распоряжении кадровой службы имеются различные сервисы, в которых предыдущие работодатели оставляют по своим сотрудникам комментарии и отзывы. Зачастую если профессиональные достижения человека в резюме заинтересовали кадрового работника, то к моменту живой встречи на собеседовании он уже собрал достаточно много информации о нем.

Как правильно себя описать

Исходя из информации в предыдущем блоке статьи, можно сделать вывод, что следует придерживаться определенных правил составления резюме, описания примеров профессиональных достижений, перечисления своих качеств, навыков, знаний и умений. Выполнение этих инструкций значительно увеличивает шансы понравиться работодателю и получить желаемое рабочее место.

Итак, у резюме должна прослеживаться структура. Это необходимо для удобства чтения, выделения важнейших аспектов для работодателя, увеличения возможности, что менеджер по подбору персонала заметит что-то значительное именно в вашем отклике. При огромном количестве поступающей корреспонденции очень сложно фокусироваться на монолитном тексте, вчитываться и искать определенную информацию в массиве совершенно бесполезного текста.

Резюме должно отвечать на конкретно поставленные вопросы. Работодатель должен увидеть из него, что именно этот человек обладает достаточным пониманием профессиональной сферы, на должность в которой претендует.

Для некоторых компаний необходимо составлять отдельное резюме. Так, для многих крупных холдингов важно, чтобы человек изучил историю развития, специфику работы, особенности корпоративной этики их организации. В резюме необходимо показать свою осведомленность о фирме. Неотъемлемой частью качественно составленного резюме является сопроводительное письмо. Некоторые работодатели и вовсе не рассматривают кандидатов, которые не написали хоть пару слов в довесок к резюме.

Преувеличение и откровенная ложь

Не стоит приписывать себе наивысшие профессиональные достижения, если на самом деле вы к ним не имеете отношения. Во-первых, не все люди могут профессионально лгать и приукрашивать действительность так, чтобы это не было заметно окружающим. Опытный кадровый служащий обязательно почувствует, что что-то не так в изложенной вами информации. Во-вторых, если в вашей профессиональной истории были действительно негативные моменты, скорее всего, HR-специалист о них уже в курсе из черных списков работодателей. В-третьих, обман, касающийся умений и профессиональных достижений, раскроется в первую же неделю работы. Начинать "новую жизненную страницу", а именно такой зачастую и является новая работа, не стоит с порочащих репутацию действий.

Преуменьшение своих достижений

Многие люди закомплексованы, испытывают неуверенность в себе и своих силах, сами не представляют своих возможностей и талантов. Да даже обычное стеснение присуще каждому второму человеку. А если человека преследует череда неудач, долгий и мучительный поиск работы, он может и вовсе отчаяться и разувериться в своих способностях. На деле такая позиция не приносит ничего хорошего. Даже в самых сложных ситуациях будьте уверены в себе, подробно рассказывайте о существенных достижениях в профессиональной деятельности, не скрывайте своих достоинств. Если вы не расскажете о них, вашу должность получит кто-то другой, кто сможет перебороть страх и стеснение. Ведь как работодатель узнает о ваших преимуществах как кандидата, если вы сами предпочли их скрыть от общественности?

Размытость и конкретика

Резюме - это документ. Пусть у него нет установленной формы, он не предъявляется в государственных инстанциях и не проверяется на фальсификацию. Резюме - это документ, который является пропуском на новую работу. А значит, и заполнен он должен быть качественно, точно и по правилам, пусть и негласным. Многие специалисты, которые еще не обзавелись богатым портфолио и опытом, стараются втиснуть в резюме как можно больше слов, используя размытые формулировки, сложные предложения и длинные списки ничего не значащих перечислений и объяснений. Как в дипломной работе, так и в резюме: чем меньше "воды", тем лучше. Пишите конкретные фразы, формулируйте предложения, в которых согласуются краткость и информативность.

Достижения в педагогике

Преподаватель, учитель, воспитатель, профессор, лектор - все эти профессии объединены общим понятием "педагог". Это сама по себе очень важная работа, требующая полной отдачи, долгих лет обучения, определенного набора личных качеств и даже ведения особенного образа жизни. При этом чем выше статус учебного заведения, в котором объявлена вакансия, тем выше требования к кандидатам. При отборе профессиональные достижения учителя могут играть ключевую роль. К тому же сама по себе низкая заработная плата педагогов в сфере государственного образования может значительно увеличиться при получении определенных степеней, рангов, званий, побед в конкурсах и прохождении аттестаций.

Примеры достижений педагогов

Что же написать в резюме, какие достижения профессиональных целей могут быть у педагога? С учетом всех вышеперечисленных правил описания можно привести следующие примеры:

  • Получение звания "Учитель года", победы в конкурсах, связанных с профессионализмом, получение аттестации, повышение квалификации.
  • Успешно написанная и защищенная докторская диссертация или любая другая научная работа в области преподавания.
  • Организация мероприятий для учащихся с высоким процентом явки.
  • Привлечение сторонних лиц к процессу обучения, оказавших важное влияние на подопечных (научные работники, знаменитости, широко известные лица).
  • Успешное привлечение и мотивация учащихся на волонтерскую деятельность, помощь нуждающимся слоям населения, улучшение общественной жизни и окружающей среды.
  • Плодотворное участие в жизни детей с плохими жизненными и социальными условиями, помощь в адаптации.
  • Создание и ведение кружков, секций, групп по интересам.

Педагог - это человек, который участвует в формировании не только уровня образования у своих учащихся, знаний о конкретном предмете, но и в прорисовке картины мира, установлении психического здоровья и уравновешенности. Все эти пункты могут повысить ценность кадра для учебного заведения.

УДК 378+37.0

Кравченко Елена Владимировна

Руководитель учебно-производственной практики Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Куйбышев.

ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ*

Аннотация. В статье рассматривается активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио. Автор предлагает модель портфолио студента в вузе как один из альтернативных методов оценочных технологий, основанных на использовании ком-петентностного подхода.

Ключевые слова: профильное обучение; портфолио студента; педагогическая практика; профессиональная компетентность; оценка компетентности.

Kravchenko Elena Vladimirovna

Chief internship supervisor of Kuibyshev branch of the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Kuibyshev.

PORTFOLIO IN THE SYSTEM OF STUDENT"S PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS

Abstract. The article deals with the problem of portfolio technology that has been actively put into practice of educational establishments. The author presents the model of student’s portfolio at the university as one of the alternative methods of rating technologies based on the usage of competence approach.

Keywords: profile education; student’s portfolio; school internship; professional competence;

competence rate.

В условиях перехода к профильному обучению предъявляются новые требования к учителю профильной школы, а соответственно и к подготовке студентов педагогических вузов, наполняя содержание обучения дополнительными характеристиками. Л.В. Королева, М.Ю. Королев, Н.И. Одинцова, Н.С. Пурышева и И.М.

Смирнова выделяют два условных блока в подготовке студентов: предпрофильный и профильный [см., напр., 2] В соответствии с тем, что первый этап профильного обучения на старшей ступени общего образования предваряется предпрофильной подготовкой.

В первом, предпрофильном, блоке заключены следующие направления подготовки студентов:

1) проведение курсов по выбору: а) предметных (направлены на расширение знаний учащихся по определенному предмету);

б) ориентационных (должны способствовать

самоопределению учащихся по отношению профиля обучения в старших классах);

2) построение коллекций индивидуальных достижений учащихся («портфолио»):

а) «портфолио документов» (олимпиады, различные конкурсы, тестирования и т.п.);

б) «портфолио работ» (творческие, проектные, исследовательские работы учащихся);

в) «портфолио отзывов» (различные характеристики отношения учащихся к соответствующим видам деятельности).

Во втором, профильном, блоке направление подготовки студентов определяется дифференциацией содержания учебных предметов: 1) базовых (носят общеобразовательный характер, отражают для всех школьников обязательную, инвариантную часть обучения); 2) профильных (обеспечивают углубленное изучение определенного предмета, ориентированы на подготовку выпускника школы к последующему про-

* Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг., проект 2.3.1.

фессиональному обучению в выбранном направлении, вариационная часть обучения);

3) элективных (курсы по выбору). В отличие от факультативных курсов элективные курсы обязательны для всех старшеклассников. Они должны обеспечить удовлетворение индивидуальных запросов, склонностей, интересов учащихся.

Подготовка будущего учителя профильной школы заключается не только в формировании новых профессиональных умений, но и в постоянном накоплении опыта творческого решения педагогических задач, в постоянном повышении уровня познавательной и организационной самостоятельности в учебной деятельности, а также в процессе самообразования. Учитывая особенности организации профильного обучения, самостоятельная работа обеспечивает рефлексивный характер учебной деятельности, управляемый характер познавательной деятельности и креативный характер педагогической деятельности.

На наш взгляд, вторым шагом в подготовке студентов следует считать работу над собственным портфолио, где более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора, содержания, самооценки и самопрезентации.

Портфолио - это коллекция работ за определенный период времени (семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе. «Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии» . Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего

специалиста, обеспечение мониторинга

культурно-образовательного роста студента. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.

К. Э. Безукладников и М. М. Шалашова предлагают ввести в педагогическом вузе работу студентов над личным портфолио с самого начала обучения . Это дает возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования, необходимых для будущего учителя компетенций и настроит на серьезную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. По мнению К. Э. Безукладникова использование портфолио способствует динамичности (готовность включатся активные формы работы, перестраиваться на ходу и действовать самостоятельно), саморазвитию, целостности (результат учебной деятельности в вузе становится формирование профессиональных компетенций учителя иностранного языка) и критериальности оценивания результатов . М. М. Шалашова считает анализ портфолио студента эффективным средством оценки компетентности, в структуру которого входят: результаты защиты курсовых и выпускной квалификационной работы с указанием темы и краткого описания исследования; результаты защиты научно-исследовательских работ; результаты других видов деятельности: участие в выставках, конкурсах, техническое творчество и др.; результаты и продолжительность обучения на элективных курсах; результаты педагогической практики; сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах и достигнутый результат; спортивные и иные достижения .

Ведение портфолио осуществляется самим студентом в печатном (папка-накопитель с файлами) или электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в образовательном учреждении, датируется. Фиксация образовательных результатов осуществляется систематически. По окончании учебного семестра (учебного года) изменения содержания вносятся в электронном

Сибирский педагогический журнал ♦ № 7 / 2012

виде в дублирующий экземпляр портфолио на обучающей кафедре.

Портфолио студентов в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др. Портфолио формируется студентом на добровольных началах. Тем не менее, рекомендательный характер составления портфолио не исключает значимости данной процедуры. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В современных условиях возрастает потребность в профессиональной инициативе, ценится творческий, а не репродуктивный характер отношения будущего педагога к своей профессиональной деятельности. По мнению Г. В. Сороковых, И. В. Шумовой «основной проблемой педагогической практики является как недостаточно ясное осознание студентами своих целей и задач, так и неспособность адекватно рефлексировать свою деятельность» . Педагогическая практика в вузах служит связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой в школе, а также призвана осуществлять подготовку студентов к педагогической деятельности, вооружать их комплексом умений и навыков, творчески осуществлять все виды учебно-воспитательной работы.

Системное применение портфолио, как аналитико-оценочной технологии, обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога. Ведение портфолио является творческой работой, позволяющей студенту реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования. Кроме того, данная технология, может использоваться как инструмент стимулирования студента (возможность выбора базового учреждения для прохождения педагогической практики, участия в студенческих научно-практических конференциях, публикация результатов науч-

ных исследований, трудоустройство и т.д.). Следовательно, организованная системная диагностика профессионально-личностного развития будущего специалиста позволяет на практике реализовать индивидуальноориентированный подход к качественной оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.

Библиографический список

1. Безукладников К. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 8. - С.66-70.

2. Королева Л. В. О подготовке учителя к преподаванию в условиях профильного обучения // Наука и школа. - 2006. - №6. - С.32-35.

3. Лизунова Л. Р. Учебно-методические материалы. Портфолио студента (примерное положение). [Электронный ресурс]. URL: http:// www.logopunkt.ru/umm1.htm. (дата обращения: 04.04.2012).

4. Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей: рекомендовано М-вом образования и науки РФ / под общ. ред. Н. В. Бор-довской. - Москва: КноРус, 2011. - 432 с.

5. Сороковых Г. В. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 1. - С.54-58.

6. Шалашова М. М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. -2008. - №7. - С.54-59.

Сибирский педагогический журнал ♦ № 7 / 2012

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.