Презентация на тему «Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития образовательного учреждения. Организация командной работы учителей в условиях развития школы Пед команда инновационный ресурс развития оу

Тема:Формирование команды. Роли в команде

Цели:Цели:
1.Согласование и уточнение представлений о закономерностях формирование команды на основе полученных знаний.
2. Отработка умений применения полученных знаний в условиях тренингов.
3. Развитие коммуникативных способностей для работы в команде.
4. Проектирование заказа на совместную деятельность командного типа.
Форма обучения: Деловая игра
Модель обучения:
Оценка - Обучение - Анализ - Упражнение - Применение

Малые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собойМалые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собой

Характеристика малой группыПсихологическая и поведенческая общность ее членов
Динамичность развития и жизнедеятельность группы (от фазы становления до фазы распада)
Морально-нравственные нормы группы
Непосредственный контакт между членами группы
Размер группы
Композиция группы (индивидуальный состав)
Морально-нравстственный тон
Направленность деятельности

Классификация малых группреферентные – нереферентые
естественные – условные
слаборазвитие – высокоразвитие

КОМАНДА – это такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения принято называть коллективистскими (коллектив единомышленников).

Требования к командеУспешно справляться с возложенными на нее задачами
Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения
Создавать для каждого своего члена возможность развития личности
Быть способной к творчеству., т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сума того же количества индивидов, работающих в отдельности

Признаки командыНаличие:
Руководителя и лидера
Определенной системы отношений в группе
Конформность
Нравственные ценности и нормы
Каналы коммуникации
Позиция и статус
Внутренние установки
Ролевые позиции
Композиция

Этапы формирования команды
(А.Г. Кирпичник)Взаимная ориентация. Это этап невысокой работоспособности группы (самопрезентация, наблюдение других членов группы, понимание и отбор важных для себя свойств партнера).
Эмоциональный подъем. Определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации.
Спад психологического контакта. Возникает в следствии начала совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и проблемы, отсюда ситуация взаимной неудовлетворенности.
Подъем психологического контакта. Связан с получением результатов совместной деятельности, согласовании в ролевых функциях, выявляющих сильные стороны каждого члена команды.

Слайд №10

Структуры внутригрупповых каналов коммуникацииЦентрализованные (вертикаль):
Фронтальная
Радиальная
Иерархическая
Децентрализованная
(горизонталь, «коммуникативное равенство»):
4. Цепная
5. Круговая
6. Полная или неограниченная структура коммуникации (нет препятствий для свободного общения)

Ограниченная в
разной мере
структуры

Слайд №11

Фронтальная структураУчастники непосредственно находятся рядом и, вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга, что позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности

Слайд №12

Радиальная структураУчастники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваться информацией только через «центральное лицо». Это затрудняет возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет работать самостоятельно независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.

Слайд №13

Иерархическая структураИмеется несколько (не менее 2) уровней соподчинения, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение ограниченно, коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности.

Слайд №14

Цепной вариант структурыМежличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке, где каждый из участников за исключением двух крайних взаимодействуют с двумя соседними. Крайние позиции взаимодействуют только с одним членом группы.

Слайд №15

Круговая структураОдинаковыми возможностями располагают все члены группы.
Имеющаяся информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться.
Участники коммуникации могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Слайд №16

Полная или неограниченная структураВ ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения. Каждый из членов группы может совершено свободно взаимодействовать с другими.

Слайд №17

Позиционные роли в коммуникацииЗаконы коммуникации предполагают последовательное прохождение следующих позиций:
«Автор»
«Понимающий»
«Критик»
«Организатор коммуникации»
«Арбитр»

Простая
коммуникация

Сложная
коммуникация

Слайд №18

Роли в командеI вариант. Классификация Белбина:
«Председатель» – спокойный, уверенный в себе, контролирующий себя.
«Поставщик» - активный, динамичный, напрягшийся, возбужденный.
«Человек команды» - социально-ориентированный, ласковый, чуткий.
«Уточняющий» - экстраверт, любопытный, общительный, энтузиаст.
«Оценивающий» - серьезный, осторожный.
«Исполнитель» - предсказуемый, управляемый.
«Растущий» - творчески-настроенный индивидуалист, не всем приемлем. Потенциальный «председатель» новой команды.

Слайд №19

Роли в командеII вариант. Классификация Крейган, Райт.
«Лидер выполнения задания» – несущий ответственность за выполнение работ.
«Социально-эмоциональный лидер» - создает благоприятную атмосферу и поощряет анализ в группе.
«Нейтрализатор» - поддерживает хорошее настроение команды.
«Доставляющий» - общается с нужными источниками.
«Главный отрицающий» - оценивает идеи, составляет порядок работ, приветствует конфликт.
«Активный слушатель» - спрашивающий, ищущий идеи, не выражающий поддержки какой-либо определенной позиции.

Экспериментирующая команда пытается избежать притворной вежливости. «Нам не нужна наша дурацкая вежливость», - говорят они; а это означает большую открытость команды и готовность столкнуться с трудностями.
Объединяющаяся команда от общей работы получает больше пользы. На этом этапе выявляются больше усилий для создания структуры работы команды: объясняются цели команды; определяются задания, которые нужно выполнить; более точно и аккуратно проводится планирование и анализ результатов.
Зрелом команде свойственна методологическая работа очень высокого уровня и развивающаяся деятельность (в широком смысле). Лояльность команды является естественной и само собой разумеющейся и не подлежит дискуссиям. Развитие команды становится образом жизни.

Проектная команда. Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Для того чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы. Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, опе­ративными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или кри­тических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения. Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса. Команда управления. В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда

Разделы: Администрирование школы

Каждый директор школы стремится создать эффективную команду, члены которой обладали бы инициативой, чувством ответственности, высокой работоспособностью. И это понятно: не может даже самый талантливый руководитель в одиночку управлять школой, решать все проблемы, находить ответы на все вопросы, возникающие в процессе работы педагогического коллектива. Инициатором создания управленческой команды должен быть директор школы.

В каких случаях у директора школы возникает необходимость создать управленческую команду? Разумеется, это совершенно неизбежно при реализации инновационного проекта. В этих целях формируется специальная группа для решения стратегических задач. Так, в нашей школе, приступая к разработке, а затем к реализации инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации», встал вопрос о создании управленческой команды. Мы понимали, что самый серьезный, с точки зрения повышения эффективности деятельности образовательного учреждения, является командный ресурс. Команда – это временная инициативная группа учителей, которая в тесном сотрудничестве добивается максимального успеха в достижении целей. Создавать управленческую команду мы начали с повышения профессиональной квалификации. В состав группы вошли управленцы, учителя, школьные психологи, социальный педагог, воспитатели, вожатые, библиотекари. Опыт показал, что если весь педагогический коллектив включен в процесс поиска путей решения проблем, то цель будет достигнута. Учебный план формирования единой команды был направлен на воспитание и достижение общности в понимании целей деятельности команды, на определение проблем и путей их разрешения, на оценку прошлого опыта, разработку планов и способов их реализации. Занятия носили практико-ориентированную направленность. Основными формами изучения этих тем были – рефлексия, деловые игры, элементы социально-психологического тренинга, разработка проектов, анкетирование, тестирование, мозговой штурм.

Процесс формирования команд предполагает хорошее знание руководителем возглавляемого коллектива, лидеров первичных контактных групп, педагогических склонностей, организаторских способностей каждой личности, а также умения объединить их в психологически совместимые группы, способные обеспечить успех будущего дела, положительную реакцию каждого члена команды. Любая команда объединяется для общего дела.

Мы понимали, что эффективность работы команды во многом обуславливается ясностью перед ней целей, знанием форм и методов организации работы. Смысл формирования команды состоял в том, чтобы свести вместе учителей и наладить их личные взаимоотношения, чтобы они могли согласованно двигаться к единой цели. С одной стороны, это относится к группам, членам которых поручается выполнение определенных поручений, заданий, с другой – в более широком смысле слова – ко всем педагогам, совместно преследующим общие цели образовательного учреждения. В целях эффективной работы команды мы ввели в ее состав учителей разных характеров и способностей так, чтобы слабые стороны одних в конкретном деле компенсировались превосходством других.

Таким образом, процесс создания команды и организация командной работы предполагают баланс целей, индивидуальных интересов членов группы и коллективных интересов всей школы. По мере нашего продвижения вперед стали формироваться уровни управленческой команды. Рассмотрим подробнее обозначенные в таблице формирование уровней управленческой команды в условиях развития нашего образовательного учреждения.

Формирование уровней управленческой команды в условиях развития образовательного учреждения

Содержание деятельности образовательного учреждения в инновационном режиме Управленческие команды Результат
1 Изучение сущности элементов педагогической технологии Ситуативные группы из мотивированных на развитие учителей под руководством зам. директора по УВР 1.Члены ситуативных групп, глубоко изучив элементы педагогической технологии, включились в подготовку и проведение семинаров для учителей.

2.Учителя получили представление о педагогической технологии, её элементах, ощутили противоречие между современными требованиями к владению педагогической технологии и отсутствием этого в своей практике

2 Разработка программы развития (инновационный проект «Школа самоопределения и самореализации»)

Ведущий инновационный компонент – технология метода проектов

1.Проектная группа

2.Инициативные группы (временно существующие для разработки путей решения какой либо проблемы)

Разработка проблемно-ориентированного анализа, концепции, стратегического плана развития, плана реализации этапов проекта.

Разработка:

  • моделей выпускника (I-III ступеней обучения);
  • критериев оценки трудовой деятельности педагогических кадров;
  • системы стимулирования трудовой активности учителей
3 Реализация программы развития («Школа самоопределения и самореализации»)

Ведущий инновационный компонент – технология метода проектов

1.Совет по стратегии и планированию развития школы

2. ШМО учителей: технология метода проектов и обучение в сотрудничестве

3.Годичные команды (команды учителей, обучающих детей одного возраста – одна параллель классов)

4.Инициативная группа №1

5.Инициативная группа №2

Координирование инновационной деятельности на всех уровнях (учитель > МО > годичная команда > инициативные группы)

Анализ результатов введения новшеств в методику преподавания предметов, принятие решения об устранении недостатков

Анализ результатов освоения новшеств в учебно-воспитательном процессе в одной параллели. Разработка и осуществление плана реализации решений по устранению недостатка при внедрении технологии метода проектов и обучения в сотрудничестве.

Разработка путей решения проблемы гуманизации межличностных отношений в системах «учитель – ученик», «ученик-ученик»

Разработка алгоритмов самостоятельной деятельности учащихся

4 Разработка программы развития (Инновационный проект «Школа личностного и профессионального самоопределения»)

Ведущий инновационный компонент – компетентностный подход, метод аутентичного оценивания.

Усиление акцента на воспитании в учебно-воспитательном процессе.

Проектная группа

МО учителей

Инициативная группа №1

Инициативная группа №2

Разработка проблемно-ориентированного анализа, концепции развития, программы ОЭР «Формирование у учащихся ответственности за выбор форм и видов деятельности и её результаты»

Проведение семинаров по изучению теоретических основ новшеств

Управление повышением уровня квалификации учителей, самообразовательной работой по освоению концептуальных основ развития школы

Разработка методики применения компетентностного подхода в обучении

Разработка путей повышения корпоративной культуры общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Сформированные ситуативные группы глубоко и основательно изучили элементы педагогической технологии и включились в подготовку и проведение семинаров для учителей школы. В результате работы группы учителя получили представление о педагогической технологии, её элементах, ощутили противоречие между современными требованиями к владению педагогической технологии и отсутствием этого в своей практике. Таким образом, был сформирован еще один уровень управленческой команды.

Создание программы развития школы началось с анализа результатов обучения. В этой работе приняли участие все учителя, что позволило каждому критически отнестись к личному вкладу в общее дело, а также расширить знания о требованиях к результатам обучения. Рассогласование между требуемыми результатами обучения и действительными позволило приступить к разработке проблемно- ориентированного анализа. Всей работой на этапе перехода школы в режим развития руководила проектная группа, возглавляемая директором школы. К созданию проблемно-ориентированного анализа были привлечены все члены педагогического коллектива. Выявив главный недостаток в работе школы – отсутствие условий для формирования личности, способной к самоопределению и самореализации, группой проведен анализ результатов, процесса и ресурсов работы школы, чтобы установить причины недостаточности результатов и определить пути решения проблемы. В этой связи наиболее эффективной оказалась следующая последовательность в работе: проектная группа > методический совет > ШМО > методический совет > проектная группа.

Создание проблемно-ориентированного анализа послужило мощным толчком к пересмотру образовательной парадигмы, заставило каждого учителя задуматься о том, кого должна выпускать школа, какими средствами этого можно добиться, каков уровень владения педагогическими средствами у самого учителя. Работа над созданием программы развития школы явилась двигателем глубокого самоанализа педагогической деятельности каждого учителя, а значит, служила определенной точкой отсчета в развитии профессионального стиля деятельности.

Над созданием концепции развития, в которой была основана смена традиционной парадигмы обучения учитель-ученик-учебник на новую парадигму ученик-учебник-учитель, трудилась проектная группа, но при этом информация о содержании документа поступала к каждому учителю по схеме: проектная группа > методический совет > заседание ШМО. Это делалось для того, чтобы ориентировать учителя на самообразование в нужном для школы направлении. Так, на заседаниях ШМО обсуждались вопросы о сущности технологии метода проектов, обучения в сотрудничестве, концептуальные основы личностно-ориентированного обучения.

Методическая работа в школе на данном этапе велась более активно с использованием разнообразных форм: групповая (проектная группа, методический совет, ШМО), индивидуальная (самообразование), коллективная (педагогический совет), что положительно сказывалось на развитии профессионального стиля деятельности педагогических работников. Кроме того, большую роль в решении данной проблемы (развития профессионального стиля деятельности педагогов) сыграло обучение учителей на курсах повышения квалификации (37% учителей повысили квалификацию на курсах).

Таким образом, данный уровень управленческой команды позволил разработать проблемно-ориентированный анализ, концепцию, стратегический план развития, план реализации этапов инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации», моделей выпускника (I-III ступеней обучения), критериев оценки трудовой деятельности педагогических кадров, системы стимулирования трудовой активности учителей.

Следующий уровень управленческой команды был сформирован и ориентирован на реализацию инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации». Сознавая необходимость смены парадигмы, педагогический коллектив отдавал себе отчет, насколько трудным является переход к новой парадигме образования, провозглашающий ученика субъектом учебной деятельности. Управленческой команде предстояло создать целый ряд ресурсов (нормативно-правовых, научно-методических, организационных, кадровых и др.) которые позволили бы реализовать стратегический план инновационного проекта. Благодаря слаженной работы управленческой команды успешно и в срок были созданы нормативно-правовые ресурсы: изданы регулирующие инновационную деятельность приказы, разработана программа опытно-экспериментальной работы по проблеме инновации, положение о научно-исследовательской работе, опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы, созданы годичные команды учителей, внутри которых затем образовались целевые группы, успешно справившиеся с решением проблемы создания алгоритмов учебной деятельности. Данные алгоритмы должны были в соответствии с возрастными особенностями учащихся обеспечить организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Следует отметить, что проектной группой были приложены все усилия для обеспечения каждого учителя, участвовавшего в реализации инновационного проекта, методическими материалами, содержащими подробное описание сути технологии метода обучения в сотрудничестве и технологии метода проектов, а также рекомендации по их применению на практике.

Приступая к разработке инновационного проекта «Школа личностного и профессионального самоопределения» был сформирован еще один уровень управленческой команды – проектная и инициативные группы. В результате работы управленческой команды на данном этапе развития школы был разработан проблемно-ориентированный анализ, концепция развития школы, программа опытно-экспериментальной работы «Формирование у учащихся ответственности за выбор форм и видов деятельности и её результаты». Инициативные группы разработали методики применения компетентстного подхода в обучении и путей повышения корпоративной культуры общения в системах учитель-ученик и ученик-учитель.

Таким образом, преимущества коллективного управления нам уже очевидны. Управленческая команда является основой успеха организации в целом. Выросло взаимное доверие в коллективе. Участие в разработке и принятии решений – сильнейшее средство трудовой мотивации учителей. Коллективно рождается значительно больше идей, идет наращивание индивидуального потенциала каждого из числа коллектива, решения становятся более обоснованными, повышается ответственность каждого за их принятие и реализацию. Все это формирует чувство причастности достижению общей цели. При этом уточняются и ценности индивидуальные, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, растет сплоченность коллектива.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА - ГЛАВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Понятия "команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач. Постоянные изменения во внешней и внутренней среде школы требуют поиска новых ресурсов, корректировки целей и задач, разработки новых проектов, установления новых партнерских связей, а это означает, что востребована работа разнообразных педагогических команд. Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности школы . Еще более актуальным становится превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией и ценностями. И в этом случае стратегическое планирование, проектная деятельность, работа в команде становятся личностно значимым, не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, сплоченных в единую команду.


Применительно к практике предметного обучения понятие "работа в команде" стало использоваться в зарубежной методике с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. Теоретические и практические аспекты это направления в методике обучения языку были обобщены в сборнике статей, выпущенном в 1992 году издательством Кембриджского университета "Collaborative Language Learning and Teaching". Термин team / collaborative teaching (буквально: "преподавание в команде"/"сотрудничество в преподавании") - в широком смысле обозначает взаимодействие группы преподавателей с целью сделать обучение более эффективным. В более узком смысле термин описывает совместную работу двух или более преподавателей на аудиторном занятии, и именно это понимание является наиболее распространенным в зарубежной методике преподавания языка. Командообразование (тимбилдинг, teambuilding) – мощный инструмент менеджмента, залог успешного развития бизнеса необходимо шире внедрять в школьную систему и РФ /или расширить применение, совершенствовать. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


В отечественной методике термин "работа в команде" ни в своем широком, ни в узком понимании не используется. Его аналогом в отечественной традиции может служить понятие "сотрудничество" - "учебное сотрудничество", "педагогическое сотрудничество", "педагогика сотрудничества". Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, хотя также может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей" (Тюков, 1988). Таким образом, рабочее определение работы в команде применительно к деятельности преподавателей может быть следующим: объединение двух и более преподавателей для обеспечения эффективности учебного процесса с помощью координации содержания и методов обучения во внеаудиторное время или при совместном проведении занятий, а также при сочетании этих двух способов организации работы (наиболее эффективные примеры в сферах обучения языку: билингвальное обучение, бимодальное обучение, использование различных каналов восприятия: сотрудничество логопеда и преподавателя иностранного языка, использующих разные приемы работы, междисциплинарное обучение. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


Преподаватели, работающие в команде, могут иметь разные специальности, квалификацию, опыт работы. Распределение функций преподавателей будет во многом определяться сферой обучения. Чем лучше члены команды понимают цели совместной работы, чем определеннее и логичнее разделение сфер их деятельности, тем эффективнее будет работа команды. В проекте рассматриваются различия между рабочей группой и командой, типы педагогических команд, плюсы и минусы командной работы, признаки эффективной команды, признаки, характе­ризующие командный способ работы, процесс создания команды, стадии развития команды, стили поведения членов команды, руководства командой, способы воздействия на людей в ходе формирования команды. Рассмотрены также причины возникновения возможных трудностей в команде, и тренинги, используемые для обучения и сплочения команды. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


ЦЕЛИ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ Познакомить: с принципами построения эффективной педагогической команды; с различными приемами и техниками командообразования; с техниками распределения ролей между членами коллектива. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ создать эффективную команду, члены которой обладали бы инициативой, чувством ответственности, высокой работоспособностью и технологиями командной работы для разработки, а затем для реализации инновационных проектов «Школа самоопределения и самореализации» и другие. Цели управляют людьми.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Сформировать представление о принципах, правилах и преимуществах командного взаимодействия при решении производственных и профессиональных задач Развить навыки командного взаимодействия (совмещение собственных целей и целей группы; работа по разработке и реализации идей в составе группы; взаимодействие в группе/в паре, ориентированное на результат; превращение проблем в ресурс) Научить членов команды успешно противостоять стрессовым воздействиям управленческой деятельности без ущерба психическому и физическому здоровью Быстро и эффективно восстанавливать ресурс работоспособности


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА руководители,учителя различных уровней; специалисты по работе с кадрами; другие сотрудники; представители родитель ских комитетов.


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью. Командообразование - процесс создания команды.


Под словосочетанием «педаго-гическая команда» подразумевается группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты. ПОНЯТИЕ КОМАНДЫ


РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАБОЧИМИ ГРУППАМИ И КОМАНДАМИ Таким образом, команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.


Проектная команда. Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Для того чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы. Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, опе­ративными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или кри­тических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения. Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса. Команда управления. В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД


В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить три типа проектных команд: 1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников (включая стейкхолдеров) проекта.


ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД 2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.


ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.


Интерпретация места и роли команды проекта


Время: процесс командообразования «времяемкий». Для того чтобы рабочая группа стала командой, требуется немало времени. Эмоционально-волевой ресурс: чтобы члены группы стали командой, требуются значительные усилия, направленные на формирование «командного духа»; возможно, потребуется дополнительное обучение членов команды. «Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, директора школы , и каждому члену команды нужно быть к этому психологически готовым. Демократичность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит». «Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью. Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Эти категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения. МИНУСЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ


ПЛЮСЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ


высокие результаты в работе; высокая удовлетворенность членов команды принадлежностью к ней и работой в ней; большое количество предлагаемых идей и решений; большое количество решенных проблем и высокое качество решений; положительный эмоциональный опыт. ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ


ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОМАНДНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ Первые буквы каждой из характеристик образуют слово «ПРОДУКТ», которое является ключевым при характеристике командного способа работы: Предназначение и ценности Результативность Оценка и признание Дееспособность Удовлетворение Коллективизм Творческий подход


размер ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ Эффективность рабочей группы ресурсы сплоченность пространственные ограничения нормы


ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ Естественный путь последовательного прохождения группой неск-их стадий:


ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ Целенаправленный путь командообразования


ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ КОМАНДЫ По Т.В. Светенко, Г.В. Галковской: «Обязательные лидерские качества и умения: координировать команду; быть модератором, т.е. уметь создать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами; вести переговоры в интересах команды»


Важной составляющей умения работать в команде является толерантность человека По мнению Валерии Дворцевой, генерального директора КА «ВИЗАВИ Консалт», понятие «работа в команде» подразумевает следующие умения: быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме; налаживать конструктивный диалог практически с любым человеком; аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения; признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения; делегировать полномочия; как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи; сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам; управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.


ВАРИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создание установки на достижение общей цели Развитие командной и персональной ответственности за результат Повышение эффективности делового взаимодействия внутри команды Формирование сплочённости, чувства принадлежности к команде Формирование позитивных ожиданий у участников от работы в команде Раскрытие творческого потенциала участников Помимо сугубо учебных достижений, профессиональный рост начинающего управленца (преподавателя), так как именно эта задача является одной из главных при создании команд подобного типа Создание и укрепление благоприятного психологического климата в команде Разработка и реализация инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации»


ИНСТРУМЕНТАРИЙ Мини-лекция Мозговой штурм Психогимнастические упражнения Показательные эксперименты Ролевые игры Анализ конкретных ситуаций с использованием технологий КР Анализ видеопроб Групповые и индивидуальные упражнения и задания Анализ текущего опыта в формате "здесь-и-сейчас"


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. Инновационный менеджмент в управлении школой М., 2009. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов - СПб., 2006. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2008. Грейсон Д., Оэделл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. - М., 1999. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2001. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Бериловский В.Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). - М., 2001. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 2007.


СОВЕТЫ от Steve Pavlina Чтобы сформировать сильную команду, нужно стать профессионалом в создании команд Сначала команда, потом - проект Выбор правильных членов команды - единственно важный фактор успеха или провала проекта Выбирайте командных игроков, не индивидуалов-суперзвезд В команде должен быть единственный руководитель Программа = команда Поддерживайте связь Разделяйте вознаграждение Запишите это Выгоняйте отстающих членов команды


ИТАК, Собраться вместе есть начало, cохраниться вместе есть прогресс, pаботать вместе есть успех. Генри Форд


РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА Тухватуллина Г.И., директор лицея №80,г.Наб.Челны Республики Татарстан



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА - ГЛАВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  • Понятия "команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач.

  • Постоянные изменения во внешней и внутренней среде школы требуют поиска новых ресурсов, корректировки целей и задач, разработки новых проектов, установления новых партнерских связей, а это означает, что востребована работа разнообразных педагогических команд. Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности школы. Еще более актуальным становится превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией и ценностями. И в этом случае стратегическое планирование, проектная деятельность, работа в команде становятся личностно значимым, не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, сплоченных в единую команду.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    Применительно к практике предметного обучения понятие "работа в команде" стало использоваться в зарубежной методике с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. Теоретические и практические аспекты это направления в методике обучения языку были обобщены в сборнике статей, выпущенном в 1992 году издательством Кембриджского университета "Collaborative Language Learning and Teaching" .

    Термин team / collaborative teaching (буквально: "преподавание в команде"/"сотрудничество в преподавании") - в широком смысле обозначает взаимодействие группы преподавателей с целью сделать обучение более эффективным. В более узком смысле термин описывает совместную работу двух или более преподавателей на аудиторном занятии, и именно это понимание является наиболее распространенным в зарубежной методике преподавания языка.

  • Командообразование (тимбилдинг, teambuilding) – мощный инструмент менеджмента, залог успешного развития бизнеса необходимо шире внедрять в школьную систему и РФ /или расширить применение, совершенствовать.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    В отечественной методике термин "работа в команде" ни в своем широком, ни в узком понимании не используется. Его аналогом в отечественной традиции может служить понятие "сотрудничество" - "учебное сотрудничество", "педагогическое сотрудничество", "педагогика сотрудничества". Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, хотя также может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей" (Тюков, 1988).

    Таким образом, рабочее определение работы в команде применительно к деятельности преподавателей может быть следующим: объединение двух и более преподавателей для обеспечения эффективности учебного процесса с помощью координации содержания и методов обучения во внеаудиторное время или при совместном проведении занятий, а также при сочетании этих двух способов организации работы (наиболее эффективные примеры в сферах обучения языку: билингвальное обучение, бимодальное обучение, использование различных каналов восприятия: сотрудничество логопеда и преподавателя иностранного языка, использующих разные приемы работы, междисциплинарное обучение.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  • Преподаватели, работающие в команде, могут иметь разные специальности, квалификацию, опыт работы. Распределение функций преподавателей будет во многом определяться сферой обучения. Чем лучше члены команды понимают цели совместной работы, чем определеннее и логичнее разделение сфер их деятельности, тем эффективнее будет работа команды.

  • В проекте рассматриваются различия между рабочей группой и командой, типы педагогических команд, плюсы и минусы командной работы, признаки эффективной команды, признаки, характе­ризующие командный способ работы, процесс создания команды, стадии развития команды, стили поведения членов команды, руководства командой, способы воздействия на людей в ходе формирования команды.

  • Рассмотрены также причины возникновения возможных трудностей в команде, и тренинги, используемые для обучения и сплочения команды.


ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • Познакомить:

  • с принципами построения эффективной педагогической команды;

  • с различными приемами и техниками командообразования;

  • с техниками распределения ролей между членами коллектива.

  • УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

  • создать эффективную команду, члены которой обладали бы инициативой, чувством ответственности, высокой работоспособностью и технологиями командной работы для разработки, а затем для реализации инновационных проектов «Школа самоопределения и самореализации» и другие.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Сформировать представление о принципах, правилах и преимуществах командного взаимодействия при решении производственных и профессиональных задач

  • Развить навыки командного взаимодействия (совмещение собственных целей и целей группы; работа по разработке и реализации идей в составе группы; взаимодействие в группе/в паре, ориентированное на результат; превращение проблем в ресурс)

  • Научить членов команды успешно противостоять стрессовым воздействиям управленческой деятельности без ущерба психическому и физическому здоровью

  • Быстро и эффективно восстанавливать ресурс работоспособности


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  • руководители,учителя различных уровней;

  • специалисты по работе с кадрами;

  • другие сотрудники;

  • представители родительских комитетов.


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.

  • Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

  • Командообразование - процесс создания команды.


ПОНЯТИЕ КОМАНДЫ

  • Под словосочетанием «педаго-гическая команда» подразумевается группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.


РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАБОЧИМИ ГРУППАМИ И КОМАНДАМИ


ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД

    Проектная команда. Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Для того чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы.

  • Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, опе­ративными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или кри­тических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения.

  • Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса.

  • Команда управления. В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда


В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить три типа проектных команд:

    1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников (включая стейкхолдеров) проекта.


ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД

    2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.


ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД

    Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.


Интерпретация места и роли команды проекта


МИНУСЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ

  • Время: процесс командообразования «времяемкий». Для того чтобы рабочая группа стала командой, требуется немало времени.

  • Эмоционально-волевой ресурс: чтобы члены группы стали командой, требуются значительные усилия, направленные на формирование «командного духа»; возможно, потребуется дополнительное обучение членов команды.

  • «Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, директора школы, и каждому члену команды нужно быть к этому психологически готовым.

  • Демократичность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит».

  • «Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью.

  • Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития.

  • Эти категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения .


ПЛЮСЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ


ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ

  • высокие результаты в работе;

  • высокая удовлетворенность членов команды принадлежностью к ней и работой в ней;

  • большое количество предлагаемых идей и решений;

  • большое количество решенных проблем и высокое качество решений;

  • положительный эмоциональный опыт.


ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОМАНДНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ

  • Первые буквы каждой из характеристик образуют слово «ПРОДУКТ», которое является ключевым при характеристике командного способа работы:

  • П редназначение и ценности

  • Р езультативность

  • О ценка и признание

  • Д ееспособность

  • У довлетворение

  • К оллективизм

  • Т ворческий подход


ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ

  • размер


ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ


ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ


ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ КОМАНДЫ

  • По Т.В. Светенко, Г.В. Галковской: «Обязательные лидерские качества и умения:

  • координировать команду;

  • быть модератором, т.е. уметь создать благоприятный климат в команде;

  • докладывать о результатах;

  • представлять команду за ее пределами;

  • вести переговоры в интересах команды»


Важной составляющей умения работать в команде является толерантность человека

  • По мнению Валерии Дворцевой , генерального директора КА «ВИЗАВИ Консалт» , понятие «работа в команде» подразумевает следующие умения:

  • быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме;

  • налаживать конструктивный диалог практически с любым человеком;

  • аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения;

  • признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;

  • делегировать полномочия;

  • как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;

  • сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам;

  • управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.


ВАРИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Создание установки на достижение общей цели

  • Развитие командной и персональной ответственности за результат

  • Повышение эффективности делового взаимодействия внутри команды

  • Формирование сплочённости, чувства принадлежности к команде

  • Формирование позитивных ожиданий у участников от работы в команде

  • Раскрытие творческого потенциала участников

  • Помимо сугубо учебных достижений, профессиональный рост начинающего управленца (преподавателя), так как именно эта задача является одной из главных при создании команд подобного типа

  • Создание и укрепление благоприятного психологического климата в команде

  • Разработка и реализация инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации»


ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  • Мини-лекция

  • Мозговой штурм

  • Психогимнастические упражнения

  • Показательные эксперименты

  • Ролевые игры

  • Анализ конкретных ситуаций с использованием технологий КР

  • Анализ видеопроб

  • Групповые и индивидуальные упражнения и задания

  • Анализ текущего опыта в формате "здесь-и-сейчас"


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. Инновационный менеджмент в управлении школой М., 2009.

  • Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов - СПб., 2006.

  • Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2008.

  • Грейсон Д., Оэделл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. - М., 1999.

  • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2001.

  • Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Бериловский В.Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). - М., 2001.

  • Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 2007.


  • Чтобы сформировать сильную команду, нужно стать профессионалом в создании команд

  • Сначала команда, потом - проект

  • Выбор правильных членов команды - единственно важный фактор успеха или провала проекта

  • Выбирайте командных игроков, не индивидуалов-суперзвезд

  • В команде должен быть единственный руководитель

  • Программа = команда

  • Поддерживайте связь

  • Разделяйте вознаграждение

  • Запишите это

  • Выгоняйте отстающих членов команды


ИТАК,

  • Собраться вместе есть начало, cохраниться вместе есть прогресс, pаботать вместе есть успех.

  • Генри Форд


Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.