Артиллерия на халхин голе. Бои на Халкин-Голе

Не все помнят о том, что в 1939 году СССР одержал победу в битвах на реке Халхин-Гол, которые шли с 11 мая по 16 сентября. При этом столкновении...

Не все помнят о том, что в 1939 году СССР одержал победу в битвах на реке Халхин-Гол, которые шли с 11 мая по 16 сентября. При этом столкновении сумел показать себя с лучшей стороны Георгий Жуков. Схватки проходили в Монголии, у границы страны Маньчжоу-го, которую создали японские правители, в местности, где протекала река Халхин-Гол.

С чего все началось

С самого начала 1939 года японцы совершали регулярные нападения на пограничников Монголии.

В первых числах мая японцы особенно активизировались, и 11 числа кавалерийский отряд японцев выдвинулся на территорию Монголии на пятнадцать километров. Затем наземные войска поддержала авиация.

У СССР и Монголии был заключен «Протокол о взаимопомощи», поэтому уже 17 мая советские войска прибыли на подмогу «младшему брату». Вскоре началось подтягивание еще больших вооруженных сил, прибывали бронетехника и авиация.

Сначала велась активная воздушная война, которая продвигалась с переменным успехом, потом началась масштабная схватка на земле.

Японская пехота переправляется через р. Халхин-Гол.

Схватка на земле

Сначала Жукова отправили в Монголию только проинспектировать тамошнюю военную ситуацию. Некоторые считают, что за него ратовал Буденный. В конце мая Жуков доложил, что командующий корпусом Н. В. Фекленко не обладает достаточными военными навыками, чтобы возглавлять этот участок фронта. В итоге Фекленко отозвали, а Жукова назначили вместо него. Так всегда действовал Сталин – тому, кто критиковал, давал возможность показать в деле самого себя. Это стало удачным моментом для Жукова.

Вновь сформированный штаб под руководством Жукова решил действовать по такой схеме: крепко обороняться на территории за рекой Халхин-Гол и готовить контратаку по японцам. Этот план смогли выполнить в полной мере, так как в эти дни шла схватка в воздухе, а на земле стояло затишье.

Японцы тем временем строили свои планы. К концу июня 1939 года они решили взять в окружение и перебить войска Красной Армии на восточном берегу Халхин-Гола, переплыть реку и разорвать линию фронта. В первых числах июля войска японцев пошли в наступление, переплыли Халхин-Гол, укрепились на горе Баян-Цаган за сорок километров от границы, советским войскам приходилось несладко. Японские войска все сильнее укрепляли свои завоевания. Георгий Жуков, взяв ответственность на себя, чтобы исправить

ситуацию, отправил на схватку советскую танковую бригаду с дивизией монгольской бронетехники, хотя мотострелки их не защищали. Эта группа войск оправдала надежды Георгия Константиновича. Правда, половина дивизиона бронетехники была утеряна, но положение выровнялось. Прибыла подмога, японцы начали отступать. Чтобы помешать этому, японские военачальники приказали взорвать последний мост через Халхин-Гол, но началось просто повальное бегство японских солдат. Японская сторона утратила тысячи человек убитыми, практически все бронемашины и артиллерию.

Яковлев, Михаил Павлович (18 ноября 1903 года - 12 июля 1939 года), Герой Советского Союза посмертно.


Разбитый советский бронеавтомобиль БА-10.

На восточном побережье Халхин-Гола советские силы откатились, уменьшив занятую территорию, но сломлены не были. Для полной победы над японцами надо было очистить от них восточный берег, вновь определить границу. Жуков планировал атаку. Японцы думали так же, но вот переплывать реку уже боялись. Они хотели просто разбить русских, убрав их с восточного берега.

Советская сторона привлекала дополнительные войска – стрелковую дивизию, танкистов, в Забайкалье мобилизовали боеспособных мужчин, организовав еще две дивизии, оттуда же пригласили пограничный батальон, который смог поймать много разведчиков с японской стороны.

Русские войска насчитывали 57 000 бойцов, они были оснащены более чем 500 орудиями, более 500 танков, более 300 единиц бронетехники и более 500 самолетов. Со стороны японцев им противостояла армия численностью в 75 000 солдат, порядка 500 орудий, почти 200 танков.

Четыре дня в начале июля продолжалась схватка за восточный берег Халхин-Гола, красноармейцы не сдвинулись с места. Десять дней бои не велись, за это время русские укрепили позиции, на подмогу прибыли еще мотострелки и пулеметчики. 23 и 24 июля японцы пошли в наступление, но ничего поделать не смогли.

М. А. Богданов.

Комкор Жуков и маршал Чойбалсан.

Долгожданная победа

Войска Красной Армии готовились к главному удару в тайне, перемещали технику лишь по ночам, радиобеседы вели лишь об обороне, в темное время суток радиоточки передавали записи звуков движущейся техники и самолетов, чтобы у японцев притупилось восприятие.

В результате этого советская атака в конце августа стала большим сюрпризом для японцев, которые сами хотели наступать лишь через 4 дня. Военная операция по канонам классики, где танки и БТР ударили с флангов, чтобы взять противника в окружение и разгромить на территории между рекой и официальной границей Монголии. Так действовала наша Красная Армия, которой руководил Жуков, еще до таких же известных ударов гитлеровцев в Польше и Франции. Атаковали 3 группы: Южная – основной удар, Северная – вспомогательный удар, Центральная группа – главный бой.

В начале седьмого утра выступила артиллерия и авиация, в 9 часов пошла пехота и танки. Самая горячая схватка шла в Центральном отделе фронта, где враг был очень мощно укреплен. В следующие два дня Жуков подключил резервы – мотоброневую группу, затем на Центральном участке – авиадесантников и пограничников. Очень эффективно помогала авиация. Японцы не смогли вовремя скоординировать свои действия и хорошо защититься с флангов. К 26 августа 1939 года Красная Армия поймала японские войска в «котел».

Японские бойцы тоже сражались очень храбро, буквально стояли на смерть, в плен не шли, но все равно выйти из окружения не смогли.



В первых числах сентября японские войска опять попробовали захватить земли за границей Монголии, но были жестоко разгромлены.

В итоге 15 сентября 1939 года СССР, Монголия и Япония заключили договор о прекращении боев у реки Халхин-Гол. Окончательное соглашение было достигнуто в 1942 году, оно содержало много уступок Японии, так как СССР был в невыгодном положении. Но в 1945 году все отданные Японии земли снова перешли к Монголии.

Итоги:


Мемориал «Зайсан», Улан-Батор.

  • То, что СССР показал свою силу при битвах на реке Халхин-Гол, послужило причиной отказа Японии от столкновений с красноармейцами и они стали расширять свою империю на юг. Это перед Великой Отечественной войной было очень полезно для Советского Союза, так как дружественная ему Монголия оказалась в тылу.
  • Схватки при Халхин-Голе способствовали началу головокружительной военной карьере Георгия Жукова.

«С любовью гляжу я на свой „И-16“. Спасибо тебе, дорогой мой “ишачок„! Ты оказался куда лучше японского истребителя „И-97”. И по скорости и по крепости. Ты не раз спасал меня, принимал на себя вражеские пули. Спасибо и твоему творцу Николаю Николаевичу Поликарпову!»

Ворожейкин А. В., лётчик 22-го ИАП

Краткая история событий

1 марта 1932 года на территории Маньчжурии появилось «независимое» государство Маньчжоу-Го, созданное японцами как один из плацдармов для будущего вторжения в Советское Приморье и Восточную Сибирь. После неудачного для Квантунской армии конфликта на озере Хасан именно отсюда было решено нанести очередной удар.

Формальной причиной начала конфликта стали претензии Маньчжоу-Го к Монгольской Народной республике. Руководители первой страны (на самом деле - стоящие за ними японцы) весной 1939 года стали требовать пересмотра государственной границы между государствами вдоль реки Халхин-Гол. Японские военные начали прокладывать железнодорожную магистраль, направленную к границе СССР. В силу характера местности дорога могла проходить только в районе, близком к монгольской границе. Таким образом, в случае войны с Советским Союзом она могла быть легко блокирована артиллерийским огнем с монгольской стороны, что, естественно, было неприемлемо для Квантунской армии. Перенос границы вплотную к реке Халхин-Гол, то есть на несколько десятков километров в глубь монгольской территории, решил бы проблемы японцев.Монголия отказалась удовлетворять требования Маньчжоу-Го. Советский Союз, еще 12 марта 1936 года заключивший с МНР Протокол о взаимопомощи, заявил, что будет «защищать границы Монголии, как свои собственные». Ни одна из сторон не собиралась идти на компромиссы.Первые выстрелы прозвучали 11 мая 1939 года. К 14 мая японо-маньчжурские войска оккупировали всю «спорную» территорию до Халхин-Гола, японское правительство никак не отреагировало на действия Квантунской армии и не ответило на посланную Советским Союзом ноту. Война началась.

Состав сил


На момент начала конфликта в Монголии, согласно Протоколу, дислоцировался советский 57-й особый корпус, состоявший из 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин и 107 боевых самолетов. Истребительные силы были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз. Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек - наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

Со временем советские лётчики стали воевать более уверенно, а соотношения потерь начали выправляться в нашу сторону. «Переходным моментом» можно считать 22 июня 1939 г., когда состоялось самое большое воздушное сражение между японскими и советскими истребителями. 18 боеспособных Ки-27 24-го сентая взлетели на перехват группы советских истребителей. Со стороны ВВС РККА в воздух поднялось 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15бис). Однако атаковали они двумя волнами, причем часть советских самолётов в сражении вообще не участвовала. Свои безвозвратные потери японцы оценивают в семь самолётов, ВВС РККА лишились семнадцати самолетов (14 И-15бис и 3 И-16), из них тринадцать самолётов и одиннадцать лётчиков было потеряно в воздухе. Четыре И-15бис были подожжены на земле во время посадки, их пилоты спаслись. Несмотря на то, что потери ВВС РККА существенно превысили потери японцев, поле сражения осталось за советскими лётчиками: японцы вынуждены были отступить.

Заметно, что подразделения, сражавшиеся на бипланах Поликарпова, пострадали существенно больше, чем имеющие на вооружении И-16: устарелость И-15бис дала о себе знать. Уже в конце июля эти самолёты были выведены из частей первой линии (некоторое их число осталось в ПВО аэродромов), на их место поступили новые бипланы И-153 с убирающимся шасси и более мощным двигателем М-62. Из других новинок советского авиастроения, которые «отметились» на Халхин-Голе, следует упомянуть И-16П (И-16 тип 17) - пушечные варианты широко распостранённого И-16 тип 10, а также варианты «ишака» с двигателями М-62. Первые такие машины были получены путем модернизации И-16 тип 10 в полевых условиях (двигатели были взяты из запасов для И-153); впоследствии начали поступать заводские варианты, имеющие название И-16 тип 18.…А тем временем японские войска под напором советско-монгольских сил начали отступление. 20 августа началась решающая наступательная операция по окружению и уничтожению группировки Квантунской армии восточнее реки Халхин-Гол. К этому дню численность советской авиационной группировки достигла максимума. В августовских боях японская авиация тщетно пыталась перехватить инициативу, но это ей не удалось. Удары по советским аэродромам также не принесли желаемых результатов. Воздушные части императорской авиации теряли технику и пилотов.

В этой сложной ситуации особенно сказалась невозможность быстрого восстановления парка истребителей Ки-27: завод «Накадзима» мог выпускать только одну машину в день. В результате японцам пришлось задействовать в боях 9-й сентай, вооруженный устаревшими бипланами Kawasaki Ki.10. 2 сентября 1939 г. эти истребители впервые появились в небе Халхин-Гола и сразу же стали нести ощутимые потери.Вскоре побеждённые японцы запросили перемирия. 15 сентября между СССР, МНР и Японией было подписано соглашение о прекращении боевых действий с 13.00 16 сентября. Перед этим авиация Квантунской армии попыталась нанести удары крупными силами по советским аэродромам. Их затея провалилась: в результате атакующие понесли большие потери, чем атакуемые. Отражение японского налёта 15 сентября, во время которого было сбито десять японских самолётов против шести советских (одного И-16 и пяти И-153), можно считать последним воздушным боем в небе над Халхин-Голом.

В скобках дано количество исправных истребителей, если оно известно.

Потери советских истребителей во время конфликта
Период И-15бис И-153 И-16 И-16П
20.05-31.05 13 (1) - 5 (1) -
1.06-30.06 31 (2) - 17 (2) -
1.07-31.07 16 (1) 2 (1) 41 (2) -
1.08-31.08 5 (1) 11 (4) 37 (16) 2 (0)
1.09-16.09 - 9 (1) 5 (1) 2 (0)
Всего 65 (5) 22 (6) 105 (22) 4 (0)

В скобках даны небоевые потери.

Вражеские истребители

Как упоминалось выше, основным японским истребителем в районе конфликта стал армейский Ки-27 (он же «тип 97», советское наименование — И-97) фирмы «Накадзима». Первое время советские летчики принимали его за Mitsubishi А5М, дебютировавший в Китае . Ошибка была со временем раскрыта: это случилось после прибытия на ТВД ветеранов войны в Китае. Как вспоминал А. В. Ворожейкин, в конце июня комкор Смушкевич, полковник Лакеев, майор Кравченко и некоторые другие летчики изучали обломки японского истребителя и обнаружили отсутствие подкосов на шасси, характерных для изделия фирмы «Мицубиси».

По своему строению Ки-27 очень напоминает А5М, при этом мощность двигателя у него ниже. Однако за счет лучшей аэродинамики и меньшего веса он превосходит по основным характеристикам (кроме дальности) своего «собрата» из ВВС Императорского флота. Вооружение оставалось таким же: два пулемёта винтовочного калибра. На Халхин-Голе применялись обе существовавшие модификации «типа 97»: Ки-27-Ко (другие варианты названия: Ки-27а, Ки-27-I) и Ки-27-Оцу (Ки-27b, Ки-27-II). Последняя версия отличалась «фонарём» с круговым обзором, переделанным маслорадиатором, а также возможностью установки подкрыльевых топливных баков и подвески мелкокалиберных бомб.«Тип-97» превосходил по своим характеристикам как И-15бис, так и И-153. С И-16 ситуация была несколько сложнее. Горизонтальная

маневренность Ки-27 была лучше чем у любой версии «ишака». Кроме того, И-16 с двигателями М-25 уступали японскому истребителю по скорости скороподъёмности и высотности, зато обладали лучшим вооружением и бронезащитой. «Ишаки» также обладали более прочной конструкцией и могли развивать большую скорость на пикировании. Важным преимуществом Ки-27 была высокая устойчивость, отчасти компенсирующая при стрельбе малый секундный вес залпа. Даже после прибытия истребителей И-16 тип 18, превосходящих Ки-27 по скорости и скороподъемности, японские истребители оставались опасными противниками. Недостатки самолетов компенсировались достоинствами их пилотов: по воспоминаниям советских ветеранов, успевших повоевать в Испании, японцы по опыту превосходили итальянцев, а по агрессивности - немцев.Из допроса пленного японского лётчика Миадзимо:

«С И-15 лучше всего драться на горизонтальных и вертикальных виражах, с И-16 — то же самое. Считает, что более опасен истребитель И-16, объясняя это скоростью и манёвренностью И-16.

При атаке И-16 в лоб И-97 уходит вверх с последующим ранверсманом. При атаке И-16 на И-97 сверху И-97 переходит в вираж.

Лётчик заявляет, что японские лётчики передних атак не любят, боятся повреждения мотора, считают лучшими для себя атаки на И-16 сверху сзади. Как правило, выход из боя штопором не применяется».

Другим японским истребителем, повоевавшим на Халхин-Голе, был биплан Кавасаки Ки-10. В общих чертах он являлся аналогом советского И-15бис и к 1939 году безвозвратно устарел. Вот описание одного из первых боев И-16 с Ки-10:

Трофейный Ki-10-II, проходивший испытания в НИИ ВВС

«В один из первых дней осени старший лейтенант Федор Черемухин, замкомэск 22-го ИАП, вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он заметил, что из-за реки показалась группа японских самолетов. Черемухин, дав знак ведомым, развернул свой И-16 навстречу противнику. Для него это был уже далеко не первый бой, и он хорошо изучил облик основного японского истребителя Ки-27. Но в этот раз советским летчикам встретились совсем другие машины. Изящные остроносые бипланы живо напомнили замкомэску старый поликарповский И-3, на котором он когда-то начинал свою карьеру боевого летчика. Завязавшаяся „воздушная карусель” сразу показала, что японские истребители превосходят „ишаков” на виражах, заметно уступая им в скорости и скороподъемности. Наши летчики быстро разобрались, что бипланы лучше начинать бить с дальних дистанций, и, не ввязываясь в ближний бой, уходить для повторения атаки на вертикаль. Вскоре Черемухину удалось зайти в хвост одному из японцев и дать прицельную очередь. Из фюзеляжа вражеского самолета вырвалась струя белого пара. „Пробит радиатор”, - отметил про себя старший лейтенант и резко сбросил газ, чтобы не проскочить мимо противника. Наудачу японский пилот либо растерялся, либо был ранен, но он даже не пытался сманеврировать, чтобы уйти из-под огня, а продолжал со снижением „тянуть” по прямой, оставляя за собой длинный паровой шлейф. Еще раз тщательно прицелившись, Черемухин выпустил длинную очередь по мотору подбитой машины. Вместо пара из „японца” повалил густой чёрный дым, и он, всё увеличивая угол пикирования, почти отвесно врезался в землю».

Интересно, что по японским данным во время конфликта был потерян всего один Ки-10.

Камуфляжные схемы
Nakajima Ki-27-Ko ст. сержанта Касиды, 2-й чутай 59-го истребительного сентая

Nakajima Ki-27-Otsu командира 2-го чутая 11-го истребительного сентая

Против бомбардировщиков

Японские бомбардировщики, применявшиеся в районе конфликта, дали лишний повод для размышлений советскому авиационному руководству: скорость любого из них (не считая лёгкого разведчика и бомбардировщика Ки-36) превышала аналогичный показатель истребителей-бипланов ВВС РККА. Таким образом, повторилась ситуация, характерная для войны в Испании : основным средством перехвата бомбардировщиков становился И-16.Основным средним бомбардировщиком на ТВД был самолет Mitsubishi Ki.21 (по японской классификации он считался тяжёлым). Изделие фирмы «Мицубиси» обладало весьма неплохой скоростью в 432 км/ч, что, однако, не превышало показателя И-16 тип 10. Учитывая невысокий уровень защищенности, характерный для японских самолетов того времени, Ки-21, по идее, должен был стать легкой мишенью для «ишаков», однако за время конфликта было потеряно всего шесть самолетов. Другим распостраненным японским ударным самолетом на Халхин-Голе был одномоторный Mitsubishi Ki.30 с неубираемым шасси максимальной скоростью 430 км/ч. Именно он и понёс наибольшие потери среди японских бомбардировщиков во время конфликта.Следует отметить ещё один японский самолет, одномоторный разведчик Mitsubishi Ki.15-Ko Karigane . Благодаря хорошей аэродинамике (несмотря на неубираемое шасси) и лёгкости конструкции, этот самолет мог развить максимальную скорость 481 км/ч, что делало его труднодосягаемым даже для И-16 с двигателями М-62. Тем не менее, семь самолетов этого типа все же было сбито. Следующая модификация разведчика, Ки-15-Оцу, достигала 510 км/ч, но к боям на Халхин-Голе она не подоспела.

Применение неуправлямых ракет

С 20 по 31 августа в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 командира 2-й эскадрильи 70-го ИАП ст. л-та М. П. Нога, осень 1938 года. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, очевидно, являлась эмблемой командирской машины. Художник — Сергей Вахрушев.

Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 10 70-го ИАП. Зелёный защитный цвет нанесён в полевых условиях поверх заводской серебристо-серой окраски. Художник — Сергей Вахрушев.

И-16 тип 10 одного из советских авиационных формирований. Цвет кока винта и законцовки руля поворота указаны предположительно. Художник — Сергей Вахрушев.
И-16 тип 10 Витта Скобарихина. 22-й ИАП, аэродром Тамцаг-Булак, лето 1939 года.
Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников на Халхин-Голе СССР СССР Год начала выпуска 9.00 11.31 Длина, м 6.07 7.53 3.25 14.54 23.00 18.56 М-25В М-62 Kawasaki Ha-9-IIb 1426 1110 1716 1810 1830 413 н. д. - на высоте 448 461 470 882 920 10000 417 1100 627
И-16 тип 10 И-16 тип 17 И-16 тип 18 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27
Страна-изготовитель СССР Япония Япония
1938 1938 1939 1935 (1937**) 1937
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.02/н. д.*
6.07 6.07 7.55
Высота, м 3.25 3.25 3.00 3.25
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54
Двигатель М-25В «Армейский тип 97»
Мощность, л.с. 750 750 800 850 710
Вес самолёта, кг.
- пустого 1327 1434 1360
- взлётный 1740 1790
Скорость, км/ч
- у земли 398 385 н. д.
425 400
Скороподъёмность, м/мин 688 1034 н. д.
Практический потолок, м 8470 8240 9300 11150
Дальность,км 525 485
Время виража, с 16-18 17-18 17 н. д. 8
Вооружение 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 20-мм пушки ШВАК, 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемета ШКАС 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89»
* верхнего/нижнего** год начала выпуска данной модификации

Список побед лётчиков, воевавших на И-16 во время конфликта на Халхин-Голе Примечания
Имя летчика Подразделение Число побед на И-16 (личных+групповых)
Рахов В. Г. 22-й ИАП 8+6 -
Ворожейкин А. В. 22-й ИАП 6+13 Летал на И-16П
Кравченко Г. П. 22-й ИАП 5 Командир 22-го ИАП с июля 1939 г.
Трубаченко В. П. 22-й ИАП 5 Командир эскадрильи И-16П
Красноюрченко И. И. н. д. 5 Летал на И-16П
Смирнов Б. А. н. д. 4 -
Скобарихин В. Ф. 22-й ИАП 2+6 -
Звонарев Н. И. 22-й ИАП 2+5 Летал на И-16 с РО-82
Антоненко А. К.* н. д. 0+6 -
Глазыкин Н. Г. 22-й ИАП 1 Командир 22-го ИАП, погиб 22.06.1939
* тип самолёта установлен недостоверно

Источники информации Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе. - М.: «Техники - Молодежи», 2002. Степанов А. Воздушная война на Халхин-Голе. // «Уголок неба» Астахова Е. Истребитель «Кавасаки» Ки-10. // «Самолёты мира» №03 (23), 2000. Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. — М., 2008. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 aces. Osprey Publishing, 2010.

Мититаро Комацубара
Рюхэй Огису
Кэнкити Уэда Силы сторон к началу августа:
57 000 человек
542 орудия и миномёта
2255 пулеметов
498 танков
385 бронемашин
515 самолётов к началу августа:
75 000 человек
500 орудий
182 танка
700 самолётов Военные потери 9284 - 9 703 убитых, умерших и пропавших без вести, 15 952 раненых и заболевших
45000 чел. убитыми и ранеными ,
162 самолёта (по советским источникам - 660 самолётов и 2 аэростата )

Японская пехота переправляется через р. Халхин-Гол

В заграничной историографии, в частности в американской и японской, термин «Халхин-Гол» употребляется только для наименования реки, а сам военный конфликт называется «инцидентом у Номон-Хана». «Номон-Хан» - название одной из гор в этом районе маньчжуро-монгольской границы .

Предыстория конфликта

Начало конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией, хотя граница проходила на 20-25 км восточнее. Основной причиной такого требования являлось желание обеспечить безопасность строящейся японцами в этом районе в обход Большого Хингана железной дороги Халун-Аршан - Ганьчжур к границе СССР в районе Иркутска и озера Байкал , так как местами расстояние от дороги до границы было всего два-три километра. Для обоснования своих претензий японскими картографами были сфабрикованы подложные карты с границей по Халхин-Голу и «издан специальный приказ об уничтожении ряда авторитетных справочных японских изданий, на картах которых приводилась правильная граница в районе реки Халхин-Гол » .

Май 1939 года. Первые сражения

Советское командование приняло радикальные меры. 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Яковом Смушкевичем . 17 из них были героями Советского Союза , многие имели боевой опыт в небе Испании и Китая. Они приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи. После этого силы сторон в воздухе стали примерно равными.

Сбитый советский истребитель

В начале июня Фекленко был отозван в Москву, а на его место по предложению начальника оперативного отделения Генерального штаба М. В. Захарова был назначен Г. К. Жуков . Начальником штаба корпуса стал прибывший вместе с Жуковым комбриг М. А. Богданов . Вскоре после прибытия в июне в район военного конфликта начальником штаба советского командования был предложен новый план боевых действий: ведение активной обороны на плацдарме за Халхин-Голом и подготовка сильного контрудара по противостоящей группировке японской Квантунской армии . Наркомат обороны и Генеральный штаб РККА согласился с выдвинутыми предложениями Богданова. К району боевых действий стали стягиваться необходимые силы: войска подвозились по Транссибирской железнодорожной магистрали к Улан-Удэ , а далее по территории Монголии они следовали походным порядком на 1300-1400 км . Помощником Жукова по командованию монгольской кавалерией стал корпусной комиссар Ж. Лхагвасурэн.

Для координации действий советских войск на Дальнем Востоке и частей Монгольской народно-революционной армии из Читы в район реки Халхин-Гол прибыл командующий 1-й Отдельной Краснознамённой армией командарм 2-го ранга Г. М. Штерн .

Сбитый японский самолёт

Воздушные бои возобновились с новой силой с 20 июня. В сражениях 22, 24 и 26 июня японцы потеряли более 50 самолётов.

Весь июнь советская сторона занималась обустройством обороны на восточном берегу Халхин-Гола и планированием решающего контрнаступления. Для обеспечения господства в воздухе сюда были переброшены новые советские модернизированные истребители И-16 и «Чайка », которыми впервые в мире были применены боевые неуправляемые ракеты «воздух-воздух» , позднее использованные для создания систем залпового огня . Так, в результате боя 22 июня , который получил широкую известность в Японии (в этом бою сбит и взят в плен известный японский лётчик-ас Такэо Фукуда, прославившийся во время войны в Китае) , было обеспечено превосходство советской авиации над японской и удалось захватить господство в воздухе . Всего в воздушных боях с 22 по 28 июня японские авиационные силы потеряли 90 самолётов. Потери советской авиации оказались гораздо меньшими - 38 машин .

Июль. Наступление японской группировки

Комкор Г.К.Жуков и маршал Чойбалсан

Вокруг горы Баян-Цаган развернулись ожесточённые бои. С обеих сторон в них участвовало до 400 танков и бронемашин, более 800 артиллерийских орудий и сотни самолётов. Советские артиллеристы вели огонь по противнику прямой наводкой, а в небе над горой в отдельные моменты находилось до 300 самолётов с обеих сторон. Особенно отличились в этих боях 149-й стрелковый полк майора И. М. Ремизова и 24-й мотострелковый полк И. И. Федюнинского .

На восточном берегу Халхин-Гола к ночи 3 июля советские войска ввиду численного превосходства противника отошли к реке, сократив размер своего восточного плацдарма на её берегу, однако ударная группировка японцев под командованием генерал-лейтенанта Масаоми Ясуоки не выполнила поставленной перед нею задачи.

Группировка же японских войск на горе Баян-Цаган оказалась в полуокружении. К вечеру 4 июля японские войска удерживали только вершину Баян-Цагана - узкую полоску местности в пять километров длиной и два километра шириной. 5 июля японские войска начали отступление в сторону реки. Для того, чтобы заставить своих солдат драться до последнего, по приказу японского командования был взорван единственный понтонный мост через Халхин-Гол, имевшийся в их распоряжении. В конце концов, японские войска у горы Баян-Цаган начали повальное отступление с занимаемых позиций к утру 5 июля. По оценке некоторых российских историков на склонах горы Баян-Цаган погибло более 10 тысяч японских солдат и офицеров, хотя по оценкам самих японцев их общие потери за весь период боевых действий составили 8632 чел. убитыми. Однако, следует отметить, что в некоторых источниках указываются общие потери с обеих сторон в 120 тыс. человек, что существенно противоречит официальным, как советским (7632 человек убитыми), так и японским данным (8632 чел. убитыми). Японской стороной были потеряны почти все танки и бо́льшая часть артиллерии . Эти события стали известны как «Баян-Цаганское побоище».

Результатом этих боёв явилось то, что в дальнейшем, как позже Жуков отмечал в своих мемуарах , японские войска «больше не рискнули переправляться на западный берег реки Халхин-Гол». Все дальнейшие события происходили на восточном берегу реки.

Однако японские войска продолжали оставаться на территории Монголии, и военное руководство Японии планировало новые наступательные операции. Таким образом, очаг конфликта в районе Халхин-Гола сохранялся. Обстановка диктовала необходимость восстановить государственную границу Монголии и кардинально разрешить этот пограничный конфликт. Поэтому Жуков стал планировать наступательную операцию с целью полного разгрома всей японской группировки, находившейся на территории Монголии.

57-й особый корпус был развёрнут в 1-ю армейскую (фронтовую) группу под командованием командарма Штерна Григория Михайловича. В соответствии с постановлением Главного военного совета РККА для руководства войсками был учреждён Военный совет армейской группы в составе: командующий командарм 2-го ранга Штерн Г. М. , начальник штаба комкор Богданов М. А. , командующий авиацией комкор Смушкевич Я. В. , комкор Жуков Г. К. , дивизионный комиссар Никишев М. С.

К месту конфликта срочно стали перебрасываться новые войска, в том числе 82-я стрелковая дивизия . Из Московского военного округа была переброшена 37-я танковая бригада, имевшая на вооружении танки БТ-7 и БТ-5 , на территории Забайкальского военного округа была проведена частичная мобилизация и сформирована 114-я и 93-я стрелковые дивизии.

Генерал Огису и его штаб также планировали наступление, которое было назначено на 24 августа . При этом с учётом печального для японцев опыта боёв на горе Баян-Цаган в этот раз охватывающий удар планировался на правом фланге советской группировки. Форсирование реки не планировалось.

Во время подготовки Жуковым наступательной операции советских и монгольских войск был тщательно разработан и неукоснительно соблюдался план оперативно-тактического обмана противника. Все передвижения войск в прифронтовой полосе производились только в тёмное время суток, категорически запрещалось вводить войска в исходные для наступления районы, рекогносцировки на местности командным составом проводились только на грузовых автомашинах и в форме рядовых красноармейцев . Для введения противника в заблуждение в ранний период подготовки к наступлению советская сторона по ночам с помощью звуковых установок имитировала шум движения танков и бронемашин, самолётов и инженерных работ. Вскоре японцам надоело реагировать на источники шумов, поэтому во время реальной перегруппировки советских войск их противодействие было минимальным. Также всё время подготовки к наступлению советской стороной велась активная радиоэлектронная борьба с противником. Зная, что японцы ведут активную радиоразведку и прослушивают телефонные переговоры, в целях дезинформации противника была разработана программа ложных радио- и телефонных сообщений. Переговоры велись только о строительстве оборонительных сооружений и подготовке к осенне-зимней кампании. Радиообмен в этих случаях строился на легко дешифруемом коде .

Несмотря на общее превосходство в силах японской стороны, к началу наступления Штерну удалось достичь почти трехкратного превосходства в танках и в 1,7 раза в самолётах. Для проведения наступательной операции были созданы двухнедельные запасы боеприпасов, продовольствия и горюче-смазочных материалов. Для перевозки грузов на расстояние в 1300-1400 километров было задействовано более 4 тысяч грузовиков и 375 автоцистерн. Следует отметить, что один автомобильный рейс с грузом и обратно длился пять дней .

В ходе наступательной операции Жуков, используя маневренные механизированные и танковые части, планировал неожиданными сильными фланговыми ударами окружить и уничтожить противника в районе между государственной границей МНР и рекой Халхин-Гол. На Халхин-Голе впервые в мировой военной практике танковые и механизированные части использовались для решения оперативных задач в качестве основной ударной силы фланговых группировок, совершавших манёвр на окружение .

Наступающие войска были разделены на три группы - Южную, Северную и Центральную. Главный удар наносился Южной группой под командованием полковника М. И. Потапова, вспомогательный удар - Северной группой, командующий полковник И. П. Алексеенко. Центральная группа под командованием комбрига Д. Е. Петрова должна была сковать силы противника в центре, на линии фронта, тем самым лишить их возможности манёвра. В резерве, сосредоточенном в центре, находились 212-я авиадесантная, 9-я мотоброневая бригады и танковый батальон. Также в операции участвовали монгольские войска - 6-я и 8-я кавалерийские дивизии под общим командованием маршала X. Чойбалсана .

Наступление советско-монгольских войск началось 20 августа, тем самым упреждая наступление японских войск, назначенное на 24 августа .

Монгольская народно-революционная армия на Халхин-Голе, 1939 год.

Наступление советско-монгольских войск, начавшееся 20 августа , оказалось полной неожиданностью для японского командования.

В 6 часов 15 минут началась мощная артиллерийская подготовка и авиационный налёт на позиции противника. В 9 часов началось наступление сухопутных войск. В первый день наступления атакующие войска действовали в полном соответствии с планами, за исключением заминки, случившейся при переправе танков 6-й танковой бригады, так как при переправе через Халхин-Гол не выдержал тяжести танков наведённый саперами понтонный мост.

Наиболее упорное сопротивление противник оказывал на центральном участке фронта, где у японцев имелись хорошо оборудованные инженерные укрепления. Здесь наступавшим удалось за день продвинуться всего на 500-1000 метров.

Уже 21-го и 22-го августа японские войска, придя в себя, повели упорные оборонительные бои, поэтому Жукову пришлось ввести в сражение резервную 9-ю мотоброневую бригаду.

Форсирование советскими танками р. Халхин-Гол

Хорошо действовала в это время и советская авиация. Только за 24 и 25 августа бомбардировщики СБ совершили 218 боевых групповых вылетов и сбросили на противника около 96 тонн бомб. Истребителями за эти два дня в воздушных боях было сбито около 70 японских самолётов .

В целом же следует отметить, что командование 6-й японской армии в первый день наступления не смогло определить направление главного удара наступающих войск и не предприняло попытки оказать поддержки своим войскам, оборонявшимся на флангах. Бронетанковые и механизированные войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск к исходу 26 августа соединились и завершили полное окружение 6-й японской армии. После этого началось её дробление отсекающими ударами и уничтожение по частям.

Пленные японские солдаты

В целом японские солдаты, в основном пехотинцы, как отмечал позднее Жуков в своих мемуарах, дрались крайне ожесточенно и исключительно упорно, до последнего человека. Часто японские блиндажи и дзоты захватывались только тогда, когда там уже не было ни одного живого японского солдата. В результате упорного сопротивления японцев 23 августа на Центральном участке фронта Жукову пришлось даже ввести в бой свой последний резерв: 212-ю авиадесантную бригаду и две роты пограничников. При этом он шёл на немалый риск, так как ближайший резерв командующего - монгольская бронетанковая бригада - находилась в Тамцак-Булаке в 120 километрах от фронта .

Неоднократные попытки японского командования провести контратаки и деблокировать окружённую в районе Халхин-Гола группировку закончились неудачей. 24 августа полки 14-й пехотной бригады Квантунской армии, подошедшие из Хайлара к монгольской границе, вступили в бой с 80-м стрелковым полком, прикрывавшим границу, однако ни в этот день, ни на следующий пробиться не смогли и отошли на территорию Маньчжоу-Го. После боёв 24-26 августа командование Квантунской армии до самого конца операции на Халхин-Голе не пыталось больше деблокировать свои окружённые войска, смирившись с неизбежностью их гибели.

Красная Армия в качестве трофеев захватила 100 автомашин , 30 тяжёлых и 145 полевых орудий, 42 тыс. снарядов , 115 станковых и 225 ручных пулемётов, 12 тысяч винтовок и около 2 млн патронов, много другого военного имущества .

Последние бои ещё продолжались 29 и 30 августа на участке севернее реки Хайластын-Гол. К утру 31 августа территория Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских войск. Однако это ещё не было полным окончанием боевых действий.

Через своего посла в Москве Сигэнори Того японское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой о прекращении военных действий на монгольско-маньчжурской границе. 15 сентября 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол, которое вступило в силу на следующий день.

Итоги

Победа СССР и МНР на Халхин-Голе стала одной из причин ненападения Японии на СССР во время Великой Отечественной войны . Сразу после начала войны Генеральный штаб Японии, учитывая в том числе и опыт Халхин-Гола, принял решение вступить в войну против СССР только если Москва падёт до конца августа. В ответ на требование Гитлера в телеграмме от 30 июня немедленно выполнить свои союзнические обязательства и ударить по СССР с востока, на заседании Совета министров 2 июля было принято окончательное решение ждать пока Германия не будет побеждать наверняка .

В Японии поражение и одновременное подписание советско-германского договора о ненападении привело к правительственному кризису и отставке кабинета Хиранумы Киитиро. Новое японское правительство 4 сентября заявило, что ни в какой форме не намерено вмешиваться в конфликт в Европе, а 15 сентября подписало соглашение о перемирии, приведшему 13 апреля 1941 года к заключению советско-японского пакта о нейтралитете . В традиционном противостоянии японских армии и флота победила «морская партия», отстаивавшая идею осторожной экспансии в Юго-Восточной Азии и на острова Тихого океана . Военное руководство Германии, изучив опыт японских войн в Китае и на Халхин-Голе, весьма низко оценило военные возможности Японии и не рекомендовало Гитлеру связывать себя с нею союзом.

Боевые действия на территории МНР совпали с переговорами японского министра иностранных дел Хатиро Ариты (англ.) русск. с английским послом в Токио Робертом Крейги . В июле 1939 года между Англией и Японией было заключено соглашение , по которому Великобритания признала японские захваты в Китае (тем самым, оказав дипломатическую поддержку агрессии против МНР и её союзника - СССР). В это же время правительство США продлило на шесть месяцев денонсированный 26 января торговый договор с Японией, а затем полностью восстановило его . В рамках соглашения Япония закупила грузовики для Квантунской армии , станки для авиазаводов на 3 млн долларов, стратегические материалы (до 16.10.1940 - стальной и железный лом, до 26.07.1941 - бензин и нефтепродукты ) и др. Новое эмбарго было наложено только 26 июля 1941 года . Однако официальная позиция правительства США не означала полного прекращения торговли. Товары и даже стратегическое сырьё продолжали поступать в Японию вплоть до начала войны с США .

Влияние Халхин-Голской кампании на японо-китайскую войну слабо изучено.

«Золотая звезда»

Командующий авиацией 1-й армейской группы Я. В. Смушкевич и командарм Г. М. Штерн за бои на Халхин-Голе были награждены медалями «Золотая Звезда ». После окончания конфликта Смушкевич был назначен начальником ВВС РККА, Штерн командовал 8-й армией во время Советско-финской войны . В июне 1941 года оба военачальника были арестованы и через несколько месяцев расстреляны. Реабилитированы в 1954 году .

Начальник штаба 1-й армейской группы комбриг М. А. Богданов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года был награждён Орденом Красного Знамени . По окончании боевых действий в сентябре 1939 года приказом НКО СССР он был назначен заместителем командующего 1-й армейской группы (Улан-Батор). В том же месяце Постановлением Правительства СССР назначен председателем советско-монгольской делегации в Смешанной комиссии по разрешению спорных вопросов о государственной границе между МНР и Манчжурией в районе конфликта. В конце переговоров в результате провокации с японской стороны Богданов совершил «грубейшую ошибку, нанесшую ущерб престижу СССР», за что был предан суду. 1 марта 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР он был осужден по ст. 193-17 пункт «а» на 4 года ИТЛ . Постановлением Верховного Совета СССР от 23 августа 1941 года был амнистирован со снятием судимости и направлен в распоряжение НКО СССР. Великую Отечественную войну закончил в должности командира дивизии и звании генерал-майора .

Пропаганда в СССР

События на Халхин-Голе стали важным элементом пропаганды в СССР . Были написаны романы, стихи и песни, публиковались статьи в газетах. Суть пропаганды сводилась к идее непобедимости Красной Армии в будущей войне. Участники трагических событий лета 1941 года много раз отмечали вред излишнего оптимизма в канун большой войны .

В литературе

  • Симонов К. М. - роман «Товарищи по оружию».
  • Симонов К. М. - поэма «Далеко на востоке».
  • Симонов К. М. - стихотворение «Танк».

В кинематографе

  • «Халхин-Гол » () - документальный фильм, ЦСДФ .
  • «Слушайте, на той стороне » () - советско-монгольский художественный фильм, посвящен боям на Халхин-Голе.
  • «Офицеры » ( , реж. В. Роговой) - в одном из эпизодов фильма герои Г. Юматова и В. Ланового встречаются в обстановке военного конфликта на Халхин-Голе.
  • «Я, Шаповалов Т. П.» ( , реж. Карелов Е. Е.) - первая часть дилогии «Высокое звание », эпизод в фильме.
  • «Дорогами отцов» () - телевизионный фильм иркутской тележурналистки Натальи Волиной, посвящён 65-летию окончания боёв на реке Халхин-Гол и советско-монгольской экспедиции по местам боевой славы.
  • «Халхин-Гол. Неизвестная война» () - документальный фильм, посвящён 70-летию победы на реке Халхин-Гол. В фильме использовано большое количество хроники, а также комментарии ветеранов-участников тех событий и историков.

Литература

  • Бакаев Д. А. В огне Хасана и Халхин-Гола. Саратов, Приволжское кн. изд-во, 1984. - 151 стр.
  • Ворожейкин А. В. Сильнее смерти . - М .: Детская литература, 1978.
  • Воротников М. Ф. Г. К. Жуков на Халхин-Голе. Омск: книжное издательство, 1989-224 стр. (тираж 10 000 экз.)
  • Горбунов Е. А. 20 августа 1939. М., «Молодая гвардия», 1986.
  • Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. (Глава 7. Необъявленная война на Халхин-Голе) . - М .: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе . - М .: Техники - Молодежи, 2002.
  • Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооружённом конфликте на реке Халхин-Гол. - М .: Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2008. - 144 с. - (Серия: Воздушные войны XX века). - 2000 экз. - ISBN 978-5-903389-11-7
  • Кошкин А. А. «Кантокуэн» - «Барбаросса» по-японски. Почему Япония не напала на СССР.
  • Кошкин А. А. Крах стратегии «Спелой хурмы»: военная политика Японии в отношении СССР 1931-1945 гг. - М.: Мысль, 1989. - 272 с.
  • Кузнецов И. И. Герои Халхин-Гола. 3-е изд., доп. Улан-Батор, Госиздат, 1984-144 стр.
  • Симонов К. М. Далеко на востоке. Халхин-гольские записки . - М .: Художественная литература, 1985.
  • На Халхин-Голе. Воспоминания ленинградцев-участников боёв с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол в 1939 г. Сост. Н. М. Румянцев. - Л.: Лениздат, 1989.
  • Новиков М.В. Победа на Халхин-Голе . - М .: Политиздат, 1971. - 110 с. - 150 000 экз.
  • Панасовский В. Е. Уроки Хасана и Халхин-Гола. М., «Знание», 1989.
  • Федюнинский И.И. На Востоке . - М .: Воениздат, 1985.
  • Шишов А. В. Россия и Япония. История военных конфликтов . - М .: Вече, 2001.

См. также

  • Перечень объединений, соединений, частей и подразделений, входивших в состав Действующей армии в районе р. Халхин-Гол в 1939 г.

Примечания

  1. Коллектив авторов . Россия и СССР в войнах ХХ века: Потери Вооружённых Сил / Г. Ф. Кривошеев. - М .: ОЛМА-ПРЕСС , 2001. - С. 177. - 608 с. - (Архив). - 5 000 экз. - ISBN 5-224-01515-4
  2. История Второй мировой войны. 1939-1945 (в 12-и томах). том 2, М., Воениздат, 1974. стр.217
  3. (англ.) . Combat Studies Institute, fort Leavenworth, Kansas, 1981. Проверено 20 июня 2010.
  4. Коллектив авторов. Россия и СССР в войнах ХХ века: Статистическое исследование. М., 2001. С. 179
  5. Коломиец М. Бои у реки Халхин-Гол, май-сентябрь 1939 года. М., 2002. С. 65.

— река на территории Монголии и Китая, в нижнем течении которой в мае-сентябре 1939 года советские и монгольские войска отразили агрессию японских захватчиков, вторгшихся на территорию тогда еще Монгольской Народной Республики (МНР).

Предлогом для вторжения стал так называемый "нерешенный территориальный спор " между Монголией и Маньчжурией. Целью нападения Японии была попытка установить военный контроль над регионом, граничащим с Забайкальем, что представляло бы непосредственную угрозу Транссибирской железнодорожной магистрали — главной транспортной артерии, соединяющей европейскую и дальневосточную часть СССР.

В соответствии с заключенным в 1936 году между СССР и МНР Соглашением о взаимопомощи, в отражении японской агрессии вместе с монгольскими принимали участие советские войска.

Потери советских войск : безвозвратные — около 8 тысяч человек, санитарные — около 16 тысяч человек, 207 самолетов.

За мужество и героизм в боях на Халхин-Голе более 17 тысяч человек были отмечены правительственными наградами, 70 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчики Сергей Грицевец, Григорий Кравченко, Яков Смушкевич стали первыми в стране дважды Героями Советского Союза. Орденами СССР были награждены 24 соединения и части.

В память о событиях на Халхин-Голе в августе 1940 года появился нагрудный знак "Халхин-Гол. Август 1939". Его утвердил Великий народный хурал Монголии. К награде представлялись все лица, принимавшие непосредственное участие в конфликте.

В 2004 году Япония получила от Монголии разрешение на сбор и вывоз останков японских солдат, погибших в 1939 году в боях у реки Халхин-Гол.

(Дополнительный

В Монголии на реке Халхин-Гол, начиная с весны, и заканчивая осенью 1939 года, шли бои между и Японией. Весной 1939 года японское правительство направило многочисленные войска к монгольской территории, с целью обеспечения создания новой границы между Монголией и Маньчжоу-го, для того чтобы новая пограничная полоса прошла по реке Халхин-Гол. Советские же войска были направлены на помощь дружественной Монголии и, объединившись с монгольскими воинскими частями, приготовились отбивать агрессора. После вторжения на монгольскую землю японцы сразу же встретили мощный отпор советских войск и к концу мая были вынуждены отступить на территорию Китая.
Следующий удар японских войск был более подготовленный и массированный. К границе была направлена тяжёлая техника, орудия и самолёты, а количество солдат насчитывало уже около 40 тысяч человек. Стратегической задачей японцев было разгромить советские войска на реке Халхин-Гол, которыми командовал и занять важные высоты и плацдармы для будущих наступлений. Советско-монгольская группировка почти втрое уступала японским войскам, но отважно вступили в бой с вражескими силами. Достигнув сначала стратегических результатов, и захватив гору Баин-Цаган на восточном берегу Халхин-Гола, японцы намеревались окружить и уничтожить советские войска, но в ходе упорных боёв в течение трёх дней, были разгромлены и вынуждены были опять отступить.
Но на этом японская армия не успокоилась и августе начала готовить новое ещё более мощное наступление, подтягивая к Халхин-Голу дополнительные резервы. Советские войска тоже активно усиливались, появилось около 500 танков, истребительная бригада, большое количество орудий и число личного состава составляло уже почти 60 тысяч солдат. Г.К. Жуков был назначен командиром корпуса и готовился нанести контрудар по японским формированиям, тщательно маскируясь и распространяя ложную информацию о том, что советские войска будут готовы к наступлению только к зиме. А японские войска планировали предпринять очередную атаку в конце августа.
Но советские войска неожиданно для противника обрушили всю свою мощь 20 августа и, продавив японцев на 12 км, ввели танковые войска, закрепились на важных высотах. Центральная, южная и северная группы советско-монгольских войск, как и планировалось, сковали противника постоянными атаками и к 23 августа взяли в плотное кольцо основные силы японцев. А к концу августа японцы были раздроблены на мелкие подразделения и полностью уничтожены.
Ещё половину сентября японские захватчики пытались взять реванш, несколько раз прорывались через Халхин-Гол и по земле и по воздуху, но умелые действия советских войск постоянно заставляли их отступать, неся большие потери. В конце концов, агрессивное японское правительство было вынуждено заключить с Советским Союзом мирный договор, который был подписан 15 сентября.
Победа в этом конфликте была очень важна для СССР, появились гарантии безопасности на востоке страны и в будущем именно из-за этого сражения японцы не рискнули помогать немцам в войне против Советского Союза.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.