Дидактические средства - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович. Классификация и использование наглядных пособий Что такое наглядное пособие определение

Учебно-наглядные пособия и технические средства учебного процесса следует классифицировать по тем видам учебных действий, в которых они участвуют при учебной деятельности.

Ориентировочным действиям помогают учебно-наглядные информационные пособия и технические средства информации. Они ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных явлений, динамичных процессов, оптимизируют ориентировку в предстоящих исполнительских и контрольных действиях. Обучающие учебно-наглядные пособия и обучающие технические средства помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося. Кроме того, они дают возможность уменьшить штат инструкторов и учебных мастеров, снизить затраты на оборудование.

Контрольные учебно-наглядные пособия и контрольные технические средства ускоряют проверку результатов контроля, позволяют при этом частично или полностью заменить высококвалифицированного преподавателя лаборантом или даже одним из учащихся. Они помогают обеспечить регулярность и объективность проверки работы учащихся.

К классу информационных учебно-наглядных пособий относят следующие виды:

Плакаты - широко распространенное средство наглядного показа обучающимся сложных изображений. Они вполне удовлетворяют требованиям преподавателя в условиях занятий с небольшой группой при изложении информации по процессам, не имеющим динамических изменений.

Плакаты можно изготовить и в стенах школы (комбината) силами лаборантов или в предметном кружке учащихся. Наиболее трудоемкую операцию - перенесение изображения на большой лист чертежной бумаги, на полотно из холста или на обратную сторону клеенки с эскиза, рисунка в журнале, чертежа можно делать с помощью эпидиаскопа. При изготовлении плакатов следует придерживаться следующих простых правил:

  • - высота букв в миллиметрах должна быть не менее утроенного расстояния до последнего ряда столов, выраженного в метрах;
  • - на цветном плакате наиболее ярко воспринимается черный цвет на желтом фоне. В порядке убывания яркости идут зеленый и синий на белом, белый на синем и зеленом, черный на белом, желтый на черном, белый на красном, белый на черном, красный на желтом, зеленый на красном, красный на зеленом.

Для долговечного использования плакатов, напечатанных на обычной бумаге, их следует наклеить на плотный. картон, а для удобства использования разместить их в строгом тематическом порядке в специальных плакатницах, стеллажах, прямоугольных или цилиндрических поворотных шкафах.

Макеты статичные и динамичные используют в тех же целях, что и плакаты. (Прилож. №2)

Статичные макеты обеспечивают более легкое восприятие благодаря объемному изображению, особенно для тех учащихся, которые не имеют навыка пространственного воображения плоскостных видов.

Динамичные (действующие) макеты позволяют в условиях учебной аудитории успешно изучать работу сложных механизмов.

Обычные учебники наряду с сообщениями преподавателя - основной источник информации. К органическим недостаткам учебников относят отсутствие инструктажа и ориентирования по исполнительским и контрольным действиям.

Раздаточные информационные дидактические материалы (таблицы, схемы, чертежи) дают возможность экономить время занятий на изображение их преподавателем на доске и учащимися в конспектах. Способствуют работе в дидактической системе «Современная».

К классу обучающих учебно-наглядных пособий относят следующие виды:

Программированный учебник, который в отличие от обычного содержит не только информацию, но также и руководство к исполнительным и контрольным действиям. Это позволяет с успехом применять его в дидактической системе «Программированное обучение» и при самостоятельной работе учащихся.

Слепые раздаточные дидактические материалы, которые дают возможность уменьшить затраты времени на выполнение упражнений как в аудитории, так и при самостоятельной работе учащегося. Это, например, неполные схемы, в которые обучаемый должен внести дополнительные изображения и обозначения, что и составляет основу заданного упражнения. Это может быть и чертеж, в который надо внести недостающие детали или указать их названия, назначение.

Методические указания - инструкции по выполнению практических работ, составленные так, чтобы избавить преподавателя от тривиальных операций, обеспечить их самостоятельное выполнение учащимися и высвободить время на руководство наиболее сложными действиями.

К обучающим пособиям следует отнести и опорные конспекты (сигналы), успешно применяемые В.Ф. Шаталовым и его многочисленными последователями. Они представляют собою произвольно применяемые символы, изображающие основную информацию. Многократно оперируя с опорными сигналами в аудитории и дома, учащийся твердо запоминает и глубоко понимает учебную информацию.

К контрольным учебно-наглядным пособиям относят вопросники, которые представляют собою перечень вопросов и заданий, используемый при подготовке к зачетам и экзаменам, и тесты.

В заключении 1-ой главы можно сказать, что выбор конкретных моделей технических средств учебных процессах и разновидностей учебных наглядных пособий определяется видом учебной деятельности, для которой они предназначаются, целями обучения по качеству усвоения (определяется уровнем усвоения), по универсальности умений и навыков (характеризуется типом ориентировочной основы действия). Выбор решающим образом зависит, конечно, и от условий, в которых предполагают проводить обучение, т. Е. от принятой дидактической системы, и от того, какие именно технические средства учебного процесса и учебные наглядные пособия могут быть в распоряжении преподавателя.

Имея в своем распоряжении набор учебных наглядных пособий и технических средств информации, нужно начинать выбор с самого простого - с классной доски. Если выполнить на ней нужное изображение слишком сложно, если у учащихся или у преподавателя может возникнуть простой, откажемся от доски, посмотрим, нельзя ли обойтись плакатом или диапозитивом. И только в том случае, когда статичная проекция нас не устраивает, следует обратиться к кино или телевидению. Выбор должен идти по принципу от простого к сложному, и останавливаться нужно на том средстве, которое необходимо и по своим дидактическим возможностям достаточно для реализации поставленных преподавателем целей. Показанный путь выбора помогает решить в определенной степени и проблему дефицита технических средств.

Вывод ясен: автоматизированный класс надо использовать для программированного обучения; для выборочного тестового контроля годятся простейшие способы.

На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности .

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали .

Виды наглядных пособий, используемых в обучении: предметы окружающей обстановки, демонстрационные изобразительные пособия, таблицы: познавательные, инструктивные, тренировочные, справочные; счетные приборы; измерительные приборы; иллюстрации; дидактический материал.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой -- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.) .

С точки зрения использования наглядные пособия делят на обще классные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока - 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? -- Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне -- и я забуду. Покажи мне -- и я запомню. Дай мне сделать самому -- и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.

Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников .

Признаки хорошего наглядного пособия:

Доступность сюжета;

Достоверность содержания;

Достаточный формат для фронтальной работы;

Красочность и яркость изображения;

Соответствие содержанию изучаемого материала;

Аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

Дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;

Время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).

Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями .

Словесное изложение материала допускает второстепенную информацию, а средства наглядности помогают выделить главное. Именно поэтому наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала .

Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:

развитие у учащихся наглядно-образного мышления;

формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;

фиксация внимания при усвоении учебного материала;

развитие познавательного интереса;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

конкретизация изучаемых теоретических вопросов;

наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д .

Печатные наглядные пособия -- обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. Занятия по информатике и информационным технологиям проходят в кабинете информатики -- учебно-воспитательном подразделении средней общеобразовательной школы, оснащенном комплектом учебной вычислительной техники, соответствующими учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями. Это психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда . Печатные наглядные пособия (плакаты) по информатике и информационным технологиям включены в Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений.

Большинство графических материалов помещается в прило­жении к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего ил­люстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым вы пришли, представляются государственной аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток с одновремен­ным показом их на экране. Перечень их должен быть тщательно продуман и согласовываться с текстом вашего выступления на защите. Количество этих иллюстративных материалов должно составлять от 8 до 15.

Что же касается всех приложений, которые помещаются в дипломе, то их целесообразнее разместить непосредственно по ходу изложения, чаще всего в исследовательской части работы.

Одни и те же материалы могут быть представлены в различ­ных вариантах, поэтому не зацикливайтесь только на одном виде таблицы, графика или диаграммы. В зависимости оттого, что именно вы хотите показать наглядно, применяйте разнообразные типы организации материалов.

Для того чтобы вам было легче сориентироваться, остано­вимся на кратком перечне наиболее распространенных видов графических материалов.

1. Различные виды таблиц (аналитические, структурные, комбинированные).

2. Графические схемы, чертежи.

3. Диаграммы и гистограммы (рис. 1).

Наглядно позволяют представить изменение данных на про­тяжении отрезка времени и очень удобны для наглядного срав­нения разных величин. Временные характеристики в гистограм­мах располагают по горизонтали, а значения - по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.


24 5. Наглядные материалы, их виды и использование

4. Диаграммы с областями (рис. 2).

Они также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.


5. Наглядные материалы, их виды и использование 25

6. Линейчатая диаграмма (рис. 4).

Позволяет сравнивать отдельные значения. На них обраща­ется больше внимания, чем на временные изменения.



5. График (рис. 3).

Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений


7. Линейчатая диаграмма с накоплениями (рис. 5).

Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.

8. Круговая диаграмма (рис. 6).

Она показывает отношение размеров элементов, образую­щих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы це­лесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важ­ный элемент.

Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем выде­лить этот элемент в отдельную диаграмму рядом с основной.


26 5. Наглядные материалы, их виды и использование


9. Кольцевая диаграмма (рис. 7).

Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает соотноше­ние частей и целого, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).

10. Точечная диаграмма (рис. 8).

Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.

Таким образом, в дипломной работе целесообразно исполь­зовать разные виды наглядно-графических материалов в зависи­мости от их достоинств и недостатков и взаимосвязи с задачами вашей работы.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

6.1. Общие требования

Пояснительная записка должна быть тщательно вычитана. Её общий объем определяет ведущая кафедра в зависимости от требований, предусмотренных учебным планом к дипломной ра­боте. Приложения в общий объем не входят. Пояснительная за­писка должна быть переплетена в твердую обложку.

Пояснительная записка должна быть аккуратно отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). При печати устанавливается полуторный межстрочный интер­вал. Большее расстояние не рекомендуется.

Текст записки следует размещать, соблюдая следующие раз­меры полей: левое поле - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.

Шрифт должен быть четким, черного цвета средней жирно­сти. Плотность текста должна быть везде одинаковой. При оформлении пояснительной записки на компьютере рекоменду­ется выбирать тип шрифта Times New Roman. Оптимальная вы­сота шрифта 2,5 мм (12-14 п.).

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается за­крашивать белой краской с нанесением на том же месте исправ­ленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к основному тексту пояс­нительной записки. Число исправлений на одном листе (страни­цы) не должно превышать 10 % от общего объема информации на листе.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, назва­ния изделий и другие собственные имена в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на язык ра-




28 6. Требования к оформлению

боты (русский язык) с добавлением при первом упоминании оригинального названия.

В пояснительной записке можно использовать сокращения русских слов и словосочетаний в соответствии с действующим государственным стандартом.

Текст основной части пояснительной записки делят на раз­делы, подразделы, пункты.

Заголовки разделов размещают симметрично тексту пропис­ными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строч­ными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заго­ловках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных частей работы и ос­новным текстом должно составлять 3-4 интервала.

Слова «аннотация», «содержание», «перечень условных обо­значений символов, единиц и терминов», «введение», «заключе­ние», «библиография» печатают на отдельной строке прописны­ми буквами как заголовки соответствующих структурных частей пояснительной записки.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть в пол­тора раза больше межстрочного интервала (подчеркивать заго­ловки не допускается).

Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.

6.2. Нумерация страниц

Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля листа без отто­чий и дефисов. Титульный лист и задание (см. приложение 2, 3) - включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не проставляют.

Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь по­рядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т. д. Номер пункта, подпункта включает номер раздела, подраздела, разделённые точкой, например 1.1.1, 1.1.2.1, 1.3.2.4 и т. д. Если раздел или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать пункт (под­пункт) не следует.


6. Требования к оформлению 29

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото­графии) следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в рабо­те, должны соответствовать требованиям государственных стан­дартов ЕСКД.

Иллюстрации, таблицы, чертежи, схемы, графики, которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нуме­рацию станиц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы фор­мата более А4 помещают в конце пояснительной записки после заключения в порядке их упоминания в тексте.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией поме­щают поясняющую информацию (схема расположения инфор­мации при оформлении иллюстрации дана на рис. 9, а пример - в приложении 4).

Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы или в пределах одного раздела, например «Рису­нок 3.1» обозначает первый рисунок третьего раздела. Если в ра­боте только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «рисунок» под ней не пишут.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно перено-


30 6. Требования к оформлению

сить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации по­мещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают: «Рисунок... , лист...» .

6.4. Таблицы

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, условное изображение которой представлено на рис. 10.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением таблиц, при­веденных в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таб­лица» с указанием номера таблицы (образец оформления табли­цы приведен в приложении 5).

Если в работе только одна таблица, то нумеровать ее не сле­дует и слово «Таблица» не пишут.

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) сло­во «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой

Таблица (номер)
Г 1
(название таблицы) (ссылка)
Головка А ^ Строки Подзаголовки Заголовки фаф фаф
Боковик (графа для заголовка) V /
Графы колонки

6. Требования к оформлению 31

частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолже­ние». Если приведено несколько таблиц, то после слова «Про­должение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.4»,

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной стра­ницы. В этом случае в каждой таблице повторяют заголовки ее строк (боковик).

6.5. Формулы и уравнения

Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нуме­рацией в пределах всей работы или раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула. Например, запись (3.1) обозначает первую формулу третьего раздела.

Если в работе приведена только одна формула или уравне­ние, их не нумеруют.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же по­следовательности, в какой они даны в формуле. Значение каж­дого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец оформления формул и уравнений приведены в приложении 6).

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдель­ную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), ум­ножения (х), деления (:) или других математических знаков.

Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рисунок 1.2». При повторной ссылке на ту же иллюстрацию добавляют сокращение слова «смотри», т. е. запись будет выглядеть так «см. рисунок 1.2».


32 6. Требования к оформлению

Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна форму­ла или уравнение, одно приложение, то при ссылках следует пи­сать: «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в приложении».

На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, при­ложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 2.4», «на рисунке 3.5», «в приложении 4». В по­вторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно, следующим образом «см. табл. 1.3».

Ссылки в тексте на источники допускается приводить в под­строчном примечании. На одной странице подстрочное приме­чание не должно превышать 50 мм от нижнего поля. Пример оформления подстрочных ссылок приведен в приложении 7.

6.7. Перечисления и примечания

Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеро­вать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с аб­зацного отступа.

В пределах одного пункта или подпункта не рекомендуется приводить более одной группы перечислений.

Примечания следует помещать при необходимости поясне­ния содержания текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.

Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний сле­дует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:

Примечание.

Примечания:

1...........................

2...........................

3...........................

Примечание выделяется применением меньшего размера шрифта (основной текст - 14 п., для примечаний - 12 п.).


6. Требования к оформлению 33

Для более компактного оформления в содержание можно включать только наименование разделов и подразделов. Пример оформления содержания приведен в приложении 8.

6.9. Перечень условных обозначений

Если в работе принята специфическая терминология, а так­же малораспространенные сокращения, новые символы, обозна­чения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде от­дельного списка.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором в алфа­витном порядке слева приводят принятое сокращение, а спра­ва - его детальную расшифровку. Пример оформления перечня приведен в приложении 9.

Если специальные термины, сокращения, символы, обозна­чения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРА­ЩЕНИЙ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

6.10. Оформление списка основных источников
и литературы

Всю совокупность источников, использованных при выпол­нении дипломной работы, оформляют в виде двух взаимосвязан­ных частей, которые имеют следующую структуру:

Библиография:

Литература;

Справочная литература;

Периодические издания;

Публикации на иностранных языках.


34 6. Требования к оформлению

Нормативные правовые акты;

Публикации документов;

Нормативно-методические документы;

Каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п.
Материалами, входящими в состав неопубликованных источ­
ников, являются:

Архивные документы;

Положения об учреждениях;

Различного рода инструкции, имеющиеся и действующие
только в конкретных подразделениях организаций и пред­
приятий, и прочее.

К литературе относятся:

Монографии;

Учебники, учебные пособия;

Статьи в различных сборниках.

Примерами справочной литературы могут служить энцикло­педии, словари, путеводители, различные справочники и т. д.

Периодические издания - журналы, газеты, продолжающие­ся сборники и тому подобные источники.

Публикации на иностранных языках вбирают все источники, напечатанные на языке, отличающимся от языка пояснительной записки.

Названные источники оформляют по группам в зависимости от их характеристики. Первоначальную разбивку проводят по признаку опубликования: опубликованные, неопубликованные источники.

Нормативно-методические документы включают стандарты, методические рекомендации, каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п. Это учитывается при определении очередности построения списка источников.

Внутри каждой выделенной группы источники располагают по хронологии, в пределах установленной подгруппы документы перечисляют в алфавитном порядке по названиям, а норматив-


6. Требования к оформлению 35

но-технические и методические документы - по изданиям госу­дарственным, ведомственным и т. д.

Сначала приводят диссертации, которые располагают в ал­фавитном порядке по фамилиям авторов работ, затем список не­опубликованных отчетов в алфавитном порядке по названиям, а при совпадении названий - в хронологическом порядке изда­ния. Следующую группу (архивные документы), располагают в таком порядке: по названию архива, далее по номерам архивно­го фонда, описи, делам.

Завершающую группу, включающую положения об учрежде­ниях, различного рода инструкции и прочее, размещают по на­званиям в алфавитном порядке. Правила библиографического описания данных источников такие же, как для документов.

При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:

Литература;

Справочная литература;

Периодические издания;

Иноязычные публикации.

Внутри каждой части источники следует располагать в алфа­витном порядке по фамилиям авторов или по названиям. На­звания принимают во внимание, если фамилии авторов не при­ведены.

Пример оформления списка источников приведен в прило­жении 10.

Всю литературу в списке представляют в соответствии с тре­бованиями к оформлению библиографического описания доку­мента ГОСТ Р 7.1.-2003.

Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания:


36 6. Требования к оформлению

Вторым элементом описания является название работы. Оно берется с титульного листа и записывается строчными буквами, начиная с первой прописной.

Третьим элементом описания являются сведения о месте из­дания, наименования издательства и года издания.

Примеры оформления библиографического описания приве­дены в приложении 11.

При оформлении статей из различных источников - указы­вают названия журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер журнала и страницы.

Порядок оформления статьи практически такой же как и по­рядок оформления издания, описанный в предыдущем пункте. Только вначале описания приводятся сведения о самой статье, затем о содержащем ее источнике, например, журнале в котором она опубликована, выходные данные данного журнала (место издания, наименование издательства, год издания).

Примеры оформления библиографического описания статей из периодических изданий приведены в приложении 11.

При оформлении подстрочных ссылок источники следует располагать в порядке их появления в тексте пояснительной за­писки.


6. Требования к оформлению 37

В ссылках на государственные стандарты указывают: номер стандарта, его название, дата времени его введения, место изда­ния и год издания. В повторных ссылках на стандарты приво­дится обозначение документа, его номер и год принятия, напри­мер: ГОСТ Р 6.30-2003.

6.11. Приложения

Приложения, являющиеся продолжением пояснительной за­писки, размещают на последующих ее страницах в порядке ссы­лок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа (стра­ницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного строчными буквами (первая буква - прописная). Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в записке более одного приложения, их нумеруют последо­вательно арабскими цифрами без знака «№» (приложение 1, приложение 2 и т. д.).

При расположении одного приложения на нескольких листах (страницах), начиная со второго листа его размещения, в правом верхнем углу страницы указывают «Продолжение приложения», а на последнем листе приложения делают запись: «Окончание приложения». Запись делают строчными буквами, начиная про­писной. Если приложений несколько, то указывают номер.

Приложение-дополнение, представляющее собой графиче­ский или раздаточный материал к докладу, оформляют по требо­ваниям представления иллюстративного материала в поясни­тельной записке.

Раздаточный материал брошюруют под самостоятельным ти­тульным листом так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. На каждом листе раздаточного материала необходимо помещать порядковый но­мер, идентичный номеру плаката или слайда, используемых при докладе.

Пример оформления титульного листа к раздаточному мате­риалу приведен в приложении 12.

Электронную копию пояснительной записки и материала приложения-дополнения сохраняют на внешнем носителе (дис­кета или CD). Она подшивается в соответствующей упаковке в конце пояснительной записки.


38 6. Требования к оформлению

Аннотация

Аннотация представляет собой краткую характеристику ди­пломной работы и должна содержать:

Общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников;

Перечень ключевых слов;

Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде пе­речня перечисленных выше параметров с указанием их количест­ва. Записывают их с красной строки строчными буквами за ис­ключением первой прописной. Например: «Объем работы 92 с, 11 рисунков, 8 таблиц, 35 источников информации, 3 прило­жения».

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 5 до 15 ключевых слов в имени­тельном падеже, напечатанных в строку через запятые пропис­ными буквами с новой строки после общих сведений о работе.

Текст аннотации должен отражать:

Цель работы;

Методы, средства анализа и полученные результаты;

Эффективность или область применения результатов рабо­ты.

Оптимальный объем текста аннотации 1200-1500 знаков (не более одной страницы). Пример оформления аннотации приве­ден в приложении 13.

Аннотация помещается после задания на дипломную работу, не нумеруется и в общий подсчет объема работы не входит.


ЗАЩИТА ДИПЛОМА

Итак, ваш дипломная работа написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедры и вы получили рецензию.

День вашей защиты назначен.

Цель защиты дипломной работы - выявление степени рас­крытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изу­чения проблем, обоснованности выводов и предложений.

На защите вы должны показать не только знание темы, Но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Вам необходимо как следует подготовиться к самой процеду­ре защиты. Прежде всего, запомните, что написание диплома и его защита - это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов - все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший дипломный проект может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непо­следовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уров­ню написания работа представлена четким, логически выстроен­ным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное - автор всячески подчерки­вает основную ценность и значимость проделанной им работы.

В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наво­дящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите диплома этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из со­держания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной


40 7. Защита диплома

работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, каче­ственных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.

Поэтому главная ваша задача - подготовить устное выступ­ление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами. Конечно, многие из членов государ­ственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст ди­пломного проекта, возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и деталь­но, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кста­ти, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как прави­ло, не в состоянии ответить на большинство задаваемых члена­ми комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы черес­чур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безуслов­но, покажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хо­рошее знание содержания дипломной работы на защите являет­ся обязательным.

За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте диплом, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также при­мерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать де­сять вопросов по содержанию своего диплома, а, подумав не­много, еще столько же - вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами сторон­него наблюдателя - важный этап при подготовке к защите.

Разумеется, текст выступления надо составить заранее и по­казать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы изла­гали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сде­лает ее понятной и убедительной. Дипломник, который не мо­жет оторваться от написанного и хотя бы в течение 7-10 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие со­мнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это бу­дет гораздо хуже.


7. Защита диплома 41

В ходе доклада необходимо использовать заранее подготов­ленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т. д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), пока­жите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно ожив­ляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии: «Обратите внимание...»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...»; «Этот материал представлен для того, чтобы...» и т. д.

Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными ма­териалами.

Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей дипломной работы. Общие правила построения речи на защите следующие:

1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу...». Если Вы выступае­те первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.

2. Назовите тему диплома. Объясните актуальность темы, по­кажите связь работы с решением практических задач управле­ния. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей ра­боты. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естествен­но, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.

3. Расскажите, в чем состояла цель дипломной работы и ка­кие задачи вы для этого решали. По сути, задачи - это различ­ные направления, т. е. аспекты вашей дипломной работы. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.

4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.

5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связан­ную с работой отделов..., при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ фи­нансовой документации... и т. д.».


42 7. Защита диплома

6. Основные выводы дипломной работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимо­связи источников и т. д.).

7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объ­ясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.

После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.

В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов имеет­ся около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произ­носят с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания: августовский, агентские операции, валовой, безотзывной аккредитив, бордеро, вопрос снялся, деньгами, депозит, договор (мн. договоры), заём (а не займ, но в родительном падеже - займа), затраты при­ведённые, операционная асимметрия, ипотека, камбио, карточка с образцами подписей, каско, квартал, револьверный кредит, маркетинг, мизерный, начать, недоимка, нормирование, нуво­риш, обеспечение, онкольный кредит, одновременно, оптом, оп­товый, отзыв акций, отраслей, технические паспорта (паспор­тов), пеня, переводной вексель, повременная оплата труда, при­нять, склады (складов), средства, трансферт, уставной фонд, факсимиле, феномен, ходатайство, договорная цена, цена опто­вая, эксперт и т. д. 1

При выступлении с докладом следует стремиться к вырази­тельности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая оконча­ния слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложе­ния всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.

После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе вы-

1 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. М.: Рус. яз., 1991.


7. Защита диплома 43

полнено лично вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличает­ся предложенное вами решение от существующих?».

После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.

Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомне­нию при ответах может быть воспринято членами комиссии как неуверенность дипломника в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту дипломной работы.

Наглядность способствует воспитанию у ребенка чувства ре­альности. Наглядные пособия употребляются чаще всего тогда, когда объект изучения недоступен непосредственному воспри­ятию учащихся или территориально, или по степени своей струк­турной сложности, или по каким-либо иным причинам. Содейст­вуя осуществлению наглядности, учебные пособия обеспечивают богатство восприятий. Но надо иметь в виду, что наглядное учеб­ное пособие значительно беднее натурального объекта.

Конкретизируя учебный материал, учебное пособие не дает той полноты жизненных отношений, которую мы обнаруживаем и вскрываем перед учащимися, например, на экскурсии.

Наглядное пособие ведет к опосредованному познанию. Оно побуждает не только воспринимать действительность, но и осмыс­лять ее, т. е. отражать наиболее полно, адекватно действительно­сти. В этом сущность учебной роли наглядного пособия.

Используя наглядное учебное пособие, мы, прежде всего, даем учащимся возможность воспринять его как целое, а затем путем анализа вскрываем его главные части и их отношения и затем вновь приходим к синтезированному восприятию целого. Таким образом, здесь ребенок от синтеза в мыслях переходит к синтезу в вещах. А дальше усвоенное в школе он переносит в повседневную практику и таким образом проверяет выведенные положения, еще прочнеe закрепляя их в памяти.

Наглядное учебное пособие дает возможность конкретизировать учебный материал. В одних случаях изучаемый объект сам по себе прост, доступен непосредственному восприятию - мы его приносим в класс, показываем учащимся, например ветки, цветы; или совершаем экскурсию, например, на скотный двор, в парк, в В других случаях он недоступен непосредственному восприятию, и тогда приходится пользоваться картиной, чучелом или макетом. Иногда изучаемый объект хоть и доступен, но он является структурно очень сложным для восприятия ребенка и как таковой не может быть предъявлен для непосредственного изучения на уроке, например паровоз. В таких случаях берется не натураль­ный объект во всей его сложности, а упрощенная модель этого объекта, благодаря которой учащиеся получают возможность уяс­нить нужное. После полезно при случае показать и сам натураль­ный объект. Пособие часто дает возможность сложные отношения заменить отношениями простыми. Мы показываем классу диаграмму. Здесь отношения больших чисел, отношения трудно представляемые заменяются отношениями малых чисел, отношениями более простыми и наглядными. Значит, и модель, и диаграмма уп­рощают материал, делают его доступным для ребенка, дают воз­можность учащимся осмыслить его, понять.

Учебное пособие можно рассматривать и как мнемонический прием, который дает возможность лучше сохранить материал в памяти учащихся. Причем здесь ученик запоминает не только са­мое пособие, но и то, что было с пособием связано, хотя бы только по времени.

Наглядное учебное пособие пробуждает интерес и тем освежа­ет внимание учащихся и, кроме того, сообщает этому вниманию определенную направленность.

Пособие дает возможность особенно просто и наглядно под­нести итог проделанной работы. Например, даются учащемуся от­дельные детали табуретки, представляющие собой различные ста­дии ее изготовления, и предлагается расположить их в последова­тельности технических процессов изготовления этой вещи. Или на уроке естествознания - отобрать из альбома рисунки животных того или иного вида, класса.

Можно наметить ряд требований, которым должны удовлетво­рять наглядные учебные пособия. Пособие должно быть демонстративно, т. e. в нем должны ярко бросаться в глаза те его стороны, которые подлежат изучению.

Например, счетная лестница представляет собой 10 палочек различной длины: здесь длина палок - это то, что останавливает на себе внимание ребенка. Из этих палок получается лестница только в том случае, если они подбираются по их последовательно уменьшающейся длине.

Если имеется 10 цилиндров, одинаковой длины и окраски, но разнящихся диаметром основания (от 1 до 10), то внимание учени­ков невольно останавливается на этой разнице - это толстый, а это тонкий; этот еще тоньше и т. д.

Пособие должно давать детям что-то новое, даже в том случае, если оно представляет собой достаточно известный детям объект. Например, на картинке изображена белка, объект, знакомый уча­щимся 7-го класса вспомогательной школы. Но возможно, что ученики не знают, как белка сушит себе грибы. Вот на картинке пособий и видны грибы, насаженные на ветки дерева.

Каждое пособие должно быть посильно для той возрастной группы, для которой оно предназначается. Например, надо нау­чить детей разлагать числа первого десятка на 2-3 слагаемых. Для этого можно сделать табличку, где нарисовано определенное чис­ло пуговок. Табличка вывешивается на доске. А у учащихся есть линеечки и коробки с пуговицами. Линеечки настолько узкие, что они на 2-3 мм меньше диаметра пуговичек. Требуется взять из ко­робки то число пуговиц, которое нарисовано на табличке (отличение числа от структуры), и разложить их на 2 или 3 линеечки.

Пособие должно действовать на ученика многообразием своих качеств: и цветом, и величиной, и тщательностью отделки. Оно должно производить эстетическое впечатление. Это требование важно соблюдать в пособиях-самоделках.

Особо большое значение имеют те пособия, которые могут быть употреблены в разных разделах курса.

Например, ту же счетную лестницу можно употреблять для того, чтобы проверить, как учащиеся сравнивают длину:

Дай самую длинную (метр);

Дай самую большую из оставшихся (9 дециметров);

Дай самую большую из оставшихся (8 дециметров) и т. д.

Ее же можно взять и при прохождении состава чисел первого десятка, когда вы складываете палку в 3 дм и 2 дм и заменяете их палкой в 5 дм; при прохождении счета в пределе двух десятков опять возможно применение счетной лестницы; берете палку в 10 дм. Читаете: один на десять или одиннадцать. Положите 2 дм и получите два на десять - двенадцать и т. д.

Если мы имеем ряд пособий по какому-либо вопросу курса, то их следует так расположить в классе, чтобы уже самое расположе­ние наталкивало учеников на определенные выводы и обобщения. Например, есть три плаката:

«В предложении перед а ставится запятая»;

«В предложении перед но ставится запятая»;

«В предложении перед что ставится запятая».

При удачном расположении плакатов (один под другим) уча­щимися легко делается единая формулировка: «В предложении перед а, но, что ставится запятая».

Приобретаются наглядно-учебные пособия в специальных магазинах наглядных учебных пособий. Очень много пособий можно выбрать в детских игрушечных магазинах. Пособия могут быть изготовлены на уроках труда в различных школьных мастерских. И, наконец, пособия могут быть изготовлены самим учителем или учеником под руководством учителя в процессе внеклассных за­мятий.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо... ничего путного не сделают».

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом педагога. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова педагог руководит наблюдением, которое ведут обучающиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах обучающиеся получают из наблюдаемых объектов.

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:

При помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

При помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. В этом случае, на учебном занятие, посвященном той же теме (серная кислота), педагог сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства .

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности обучающихся. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание педагогом форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у обучающихся правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и специальных предметов показ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о них обучающимся .

Преподаватель предъявляет средства наглядности на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет инженеру-преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности обучающихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

Вопросы методики применения наглядных пособий

1. При подготовке к занятию:

1.1. определение дидактических задач, решаемых с помощью наглядных пособий;

1.2. детальное знание наглядного пособия, намеченного к применению на занятии;

1.3. определение места наглядного пособия на занятии;

1.4. определение способов применения наглядных пособий на занятии.

2. В ходе проведения занятия:

2.1. подготовка обучающихся к восприятию демонстрации пособия. Создание проблемной ситуации;

2.2. руководство восприятием пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.);

2.3. анализ совместно с обучающимися, учебного материала, получаемого с помощью наглядного пособия;

2.4. руководство самостоятельной работой обучающихся по осмыслению материалов, получаемых с помощью наглядных пособий;

2.5. рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и учебного труда обучающихся с учетом содержания и специфики наглядных пособий .

Дидактические задачи, решаемые с помощью применения наглядных пособий

· сообщение обучающимся более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения;

· повышение доступности обучения;

· повышение темпа изложения учебного материала;

· повышение интереса, удовлетворение их запросов и любознательности;

· снижение утомляемости обучающихся на занятиях;

· переключение сэкономленного времени на творческую деятельность;

· увеличение доли времени на самостоятельную работу обучающихся;

· облегчение труда преподавателя и обучающихся.

Учебные ситуации, требующие применения наглядных пособий:

· Изучаемые объекты в натуре очень велики или столь же малы;

· Необходимость наглядного выражения взаимосвязи элементов, показывающая принцип действия устройства;

· Демонстрация взаимного расположения деталей механизма или машины в наиболее характерных моментах движения.

Методические требования к демонстрации наглядных пособий

· Наглядное пособие нужно демонстрировать тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала;

· Нельзя перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий;

· В процессе восприятия демонстрируемого наглядного пособия следует вовлекать возможно большее количество органов чувств - зрение, слух, осязание и т.д.;

· Рационально сочетать слово и демонстрацию. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия;

· Побуждать, обучающихся, при изучении наглядных пособий проявлять инициативу, мыслительную деятельность и самостоятельность;

· Умело использовать “эффект новизны” - не показывать наглядное пособие, обучающимся, до момента его демонстрации;

· Действующие и динамические наглядные пособия обязательно показывать в динамике, в действии;

· Обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия (место расположения, освещенность, четкость изображения) .

Методика использования наглядности преподавателя дисциплины «Технология парикмахерских работ» приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу) . Прямое изучение действительности, то есть изучение, основанное на наблюдении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на учебном занятии темы. Чтобы обучающийся смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить.

Использование наглядных средств для преподавания технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются преподаватели и обучающиеся для более эффективной реализации задач образования. На каждом занятие необходимо наличие образца (схожих образцов), схем, эскизов, инструкционных карт.

Неполная информация необходимая, для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у обучающихся. Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно "прозрачно", оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственного и образного мышления .

При преподавании технологии особенно значимо использование наглядных средств обучения. Педагог застрахован от многих методологических ошибок, если перед учащимися стоит зрительно воспринимаемый объект. Тогда объяснение, используемые при этом термины не входят в противоречие со сложным образом, как это часто случается, если словесно пытаются передать объект, недоступный наблюдению

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что:

1. Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

2. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным "может быть образ реально существующего предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, фантастического объекта.

3. Наглядность или не наглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, от его интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощущать данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

3. Следует иметь в виду, что функции учебных пособий и средств наглядности в обучении могут быть совершенно разными. В одних случаях наглядные пособия могут использоваться для создания у учащихся конкретных, наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которых они не наблюдали. В других случаях наглядные пособия используются для того, чтобы обучающиеся смогли проделать с ними какие-то определенные действия. Пособия могут использоваться и как материализованные опоры для усвоения сложных абстрактных понятий. И т. д.

Каждый раз, используя те или иные наглядные пособия и средства наглядности, педагог отдает себе отчет в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнить в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить занятия наглядностью.

4. При использовании наглядных пособий и средств наглядности учителю надо учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся, особенности содержания учебного материала, а также свои личные качества: ведь один педагог, лучше владеет речью, другой -- более изобретательной и т.д.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.