Презентация на тему: Культура до монгольской Руси. Презентация по курсу истории России на тему: «Культура Руси в IХ — начале ХIII в

X- первая треть ХIII вв.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Древнерусская культура развивалась в
постоянном
взаимодействии
с
культурами окружающих народов.
Культура является религиозной.
Культура опиралась на многовековую
историю развития культуры восточных
славян. Именно в эпоху славянской
древности были заложены начала
русской духовности, языка, культуры в
целом.

ЛИТЕРАТУРА
АРХИТЕКТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Древнерусская литература

пергамен
киноварь
миниатюра
финифть

Оклады рукописных книг

Остромирово Евангелие XI в.

Изборник Святослава XI в.

Мстиславово Евангелие XII в.

Жанр - это исторически сложившийся
тип
литературного
произведения,
отвлечённый образец, на основе
которого создаются тексты конкретных
литературных произведений.

летопись

Древнейшая русская летопись - "Повесть
временных лет". Ее автором считают
монаха Киево-Печерского монастыря
Нестора и датируют 1113 г.

Повесть временных лет дошла до нас в
рукописных копиях не старше XIV в.
Наиболее известные из них –
Лаврентьевская, Ипатьевская
Радзивилловская летописи.

Лаврентьевский список 14 в.

Лаврентьевский список приглашение Рюрика и его братьев

Ипатьевский список 14 в.

Радзивилловский список 15 в. Месть княгини Ольги

Житие (агиография)

жизнеописание знаменитых духовных
и светских лиц, канонизированных
христианской церковью

Слово (поучение, речи)

произведение, относящееся к жанру
красноречия.
торжественное красноречие
"Слово о законе и благодати«
нравоучительное красноречие –
"Поучение Владимира Мономаха"

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (приблизительно 1049 год.)

Владимир Мономах «Поучение детям» (примерно 1096 год.)

"Слово о полку Игореве"

"Слово о полку Игореве"
В основе сюжета - поход 1185 года
русских князей на половцев,
предпринятый новгород-северским
князем Игорем Святославичем.
«Слово» было написано в конце XII
века, вскоре после описываемого
события (часто датируется тем же 1185
годом, реже 1-2 годами позже).

"хождения"

"хождения"
разновидность литературы путешествий
Их главное назначение - рассказать о
христианских
святынях,
в
них
содержатся также сведения о природе,
климате, обычаях других стран.
"Хожение
Палестину.
игумена
Даниила"
в

"Слово Даниила Заточника" вторая половина XII в.

"Слово Даниила Заточника"
вторая половина XII в.
Узник Лаче-озера, Даниил Заточник
обращается к князю, старается вновь
заслужить княжескую милость и
доказать князю свою полезность в
качестве мудрого советника.

" Молением Даниила Заточника " 30-х гг. XIII в.

" Молением Даниила Заточника "
30-х гг. XIII в.
Оно адресована Ярославу Всеволодичу,
в то время князю Переяславля
Залесского. Автор этой редакции дворянин, представитель новой
категории в рядах господствующего
класса. Характерной чертой "Моления"
является негативное отношение к
высшей знати - боярам.

Архитектура

архитектура
X-XII вв.
архитектура первой
трети XII- первой трети
XIII

Архитектура X-XI

многоглавие
крестово-купольный храм
неф
алтарные апсиды
барабаны куполов

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦИ) в Киеве (X в.)

Церковь
рухнула
во время взятия
Киева монголами
в 1240-м году,
когда в ней
укрылись жители
города.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР в ЧЕРНИГОВЕ 1036 г.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (1037-1056)

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние)

макет
В XI в. Софийский собор был
тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было
глубоко символично.
Тринадцать куполов
символизировали Иисуса
Христа и двенадцать
апостолов.

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич). Мрамора Русь ещё не знала

Церковь была построена из плинфы
(широкий и плоский обожжённый кирпич).
Мрамора Русь ещё не знала

Храм св. Софии. Апсиды.

Храм св. Софии. Хоры.

Храм св. Софии.
Интерьер.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ (1045-1050)

Новгород был одним из древнейших
центров русской письменности, а
библиотека Софийского собора – одной
из
самых
крупных
книжных
сокровищниц на Руси. Здесь хранились
редкие рукописные и старопечатные
книги. Среди них – Остромирово
Евангелие.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ (1073-1078)

Киев. СвятоУспенский собор
Киево-Печерской
лавры

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI в.).

Золотые ворота в Киеве (XI в.).
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI
в.).

Архитектура XII в.

Владимиро-суздальское зодчество
Новгородское зодчество

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

ВЛАДИМИРОСУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
А. религиозные сооружения
Б. светские сооружения

Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесском (1152-1157)

Успенский собор на р. Клязьме во Владимире (1158-1160)

Успенский собор на р. Клязьме,

Архитектурное оформление

церковь Покрова на Нерли 1165 г.

Церковь Покрова на Нерли.
Реконструкция.1165.

Дмитриевский собор во Владимире 1197 г

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в ЮрьевеПольском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в ЮрьевеПольском

Дворец Андрея Боголюбского

Золотые врата во Владимире

Новгородская и псковская архитектура

Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не по княжескому заказу, а на
средства бояр и купцов или прихожан одной
улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и
декоративной отделки позволяли в короткие
сроки строить экономичные сооружения,
соответствовавшие материальным
возможностям и эстетическим представлениям
заказчиков.

Новгород. Юрьев монастырь.XII век.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде

Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове

Сбор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове.
Около 1156 г.

церковь Спаса на Нередице

Церковь Параскевы Пятницы 1207

НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ
-мощь, монументальность
-Невысокие, крепкие
-Пяти- или одноглавые
-Вместо закомар скатное перекрытие
-Украшения: ниши, арки, кресты, розетки
-Арки и треугольники на барабанах
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ
- Храмы стали выше и стройнее
- Стены более тонкие и лёгкие
- вместо скромных украшений
богатая каменная резьба на стенах
- Аркатурный пояс
- Вытянутые барабаны

Пятницкая церковь в Чернигове

Трехнефное
башнеобразное,
устремленное ввысь
однокупольное здание.
Толстые стены
выложены кирпичом
особой техникой
«в ящик» (снаружи и
изнутри ряды кирпичей,
а промежутки между
ними заполнены
раствором).

церковь Петра и Павла в Смоленске

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО

Христос-Пантократор
Архангелы
Апостолы
Евангелисты
40 мучеников
Деисус
Богоматерь-Оранта
Благовещение
Евхаристия
Отцы церкви
Система расположения росписей.

Мозаика

В Софийском соборе в Киеве
сохранилась мозаика с изображением
огромной фигуры богоматери Оранты.

Схема размещения мозаик:

Мозаика Софийского собора в Киеве 11 в.

Мозаики Софийского собора в Киеве 11 в.

перспектива, символика жестов и
цвета.
главное внимание уделялось
изображению лица и рук

ИКОНЫ
Двусторонняя икона середины XII века.:
Спас Нерукотворный и Поклонение кресту

Устюжское
Благовещение -
Спас Нерукотворный

Новгородская школа иконописания

Святой Георгий
храмовый образ Юрьева
монастыря в Новгороде
1030 год - основание Юрьева
монастыря
На
основе
рентгенографии
иконы
делается вывод о близости её
первоначальной живописи с
фреской
«Великомученик
Георгий» из Софии Киевской.
30-40 годы XII века -
освящение Георгиевского
собора Юрьева монастыря
свитой верёвочки.
ПОНЯТИЯ
ЭМАЛЬ –
стекловидная масса,
которая в зависимости
от добавления окислов металлов
при обжиге приобретает тот или иной
ЗЕРНЬ –
ювелирная техника,
узоры из маленьких
металлических шариков.
СХЕМА

Cлайд 1

Слюсарь Светлана Александровна учитель истории МКОУ «Косолаповская СОШ» Целинного района

Cлайд 2

Cлайд 3

Изучить особенности культуры Древней Руси. Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством.

Cлайд 4

Проект – это научно-исследовательская работа по какой-либо теме. Творческий проект – это объединение обучающихся для исследования какой-то темы на основе нескольких источников

Cлайд 5

Под влиянием каких факторов формировалась самобытная культура Руси? Каковы были особенности культуры Древнерусского государства? Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? О каких событиях повествуют былины? Кто является их героями? Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

Cлайд 6

В одной из хроник под 1132 годом, когда после смерти великого киевского князя Мстислава все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, записано – «И раздрася вся Русская земля». Наступил период, именуемый феодальная раздроблённость.

Cлайд 7

Состояние раздроблённости Руси, когда каждое княжество-государство в своей повседневной жизни могло рассчитывать, прежде всего, на собственные возможности и силы, оказывало решающее воздействие на культуру и искусство каждого из регионов. Что же происходит в это время? Растут и укрепляются города - экономические и административные центры сельскохозяйственных округов, усиливается социальное расслоение,

Cлайд 8

Растёт ряд местных очагов культуры, возникают художественные школы - новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало всё ещё общими чертами, той единой, но уходящей Киевской Руси. Иначе говоря, единство художественной культуры сохранялось. Ведь у него было общее прошлое... После распада Киевского государства и до монголо-татарского нашествия литература продолжала следовать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках - писались летописи, жития, поучения.

Cлайд 9

Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Появились на Руси и свои врачи - «лечцы», находившиеся в ведении духовных властей. Развивалось шитье, плетение, вышивание. Культура Руси времен татаромонгольского нашествия

Проблемный вопрос:
Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой?
Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали
воспевать богатырей, удалых князей и их бесстрашные дружины, но все чаще и все
сильнее в них стала звучать тема тревоги за будущее Руси, раздираемой
княжескими усобицами.
Чем же были обусловлены распри между тщеславными и гордыми князьями, так
покорно склонившими головы перед монголами?
Ответив на этот вопрос, мы лучше поймем особенности русской культуры в
рассматриваемый период.

Причины разрозненности русских княжеств:
1)Проблема власти на Руси долгое время разрешалась
на основе патриархальных традиций. Ярослав Мудрый
в конце X - начале XI века установил закон
наследования: после смерти великого киевского князя
его престол наследует не старший сын, а следующий за
самим князем брат. Если братьев не остается, наследует
старший сын старшего брата, затем старший сын
следующего брата и т.д., власть переходила от одного
князя к другому по старшинству, при этом учитывались
не только прямые, но и двоюродные и более дальние
родственники.
Такой порядок наследования власти получил название
“лествичного права”. Сыновья князя, даже будучи в
детском возрасте, получали от него какую-либо область
под свою власть. Князья платили дань великому князю.
Такое “общее” владение Русью - с постоянными
сменами и переездами князей - препятствовало и
окончательному формированию частной собственности.
“Лествичное право” порядок
престолонаследия
к
старшему в роде.

2) Киевский князь распределял владения, судил, разбирал споры, но главные
вопросы решал не единолично, а на общем совете князей.
По поводу этого порядка, которого не знали ни Восток, ни Запад, историк Г. В.
Вернадский заметил, что “...политическая жизнь русской федерации киевского
периода строилась на свободе. Три элемента власти - монархический,
аристократический и демократический - уравновешивали друг друга, и народ
имел голос в правительстве по всей стране”.

3) с умножением числа претендентов на власть и обособлением княжеств
постепенно дробилась Русь.
Политическая связь княжеств и земств (земель, группировавшихся вокруг
значительных городов) с Киевом ослабевает, удельные князья перестают платить
киевскому князю дань, не подчиняются его суду и не участвуют в общих решениях.
Выделившиеся вокруг торговых городов области, такие, как Киевская,
Черниговская и более поздние - Волынская, Владимиро-Суздальская и прочие,
становятся самостоятельными, но и в них отношения между князьями и народом
чреваты очередной смутой.
Таким образом, разрозненность Руси достигла своего предела. Как только в
великокняжеской семье разрушились понятия о старшинстве, каждый князь стал
стремиться к усилению собственной власти и обогащению за счет других
княжеств. Эгоистические устремления князей увеличивали изнутри слабость
русских земель, а остальное довершила решительность, жестокость и
целеустремленность монголов.

Основные тенденции развития
культуры
Три века (XIII-XV) прошли под знаком борьбы
против Золотой Орды. За это время культура
Руси пережила два периода:
1) с 1240 г. и до середины 14 в., который
характеризуется заметным упадком во всех
областях культуры. Это связано с монголотатарским нашествием и одновременной
экспансией немецких, шведских, литовских,
польских и венгерских феодалов.
2) второй период - подъем национального
самосознания и возрождением русской
культуры. В результате иноземного вторжения
центр общественно-политической и культурной
жизни сместился на северо-восток, где
постепенно устанавливалась гегемония Москвы,
вокруг которой объединялись русские земли и
начала
возникать
великорусская
национальность.

Битва на реке Калке
31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в
приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное
военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в
походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович
Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.
Княжеские распри сказались и во
время сражения на Калке. Киевский
князь
Мстислав
Романович,
укрепившись со своим войском на
холме, не принял участия в битве.
Полки русских воинов и половцев,
перейдя Калку, нанесли удар по
передовым отрядам монголо-татар,
которые
отступили.
Русские
и
половецкие
полки
увлеклись
преследованием.
Подошедшие
же
основные
монгольские
силы
взяли
преследовавших русских и половецких
воинов в клещи и уничтожили.

Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады
Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в
случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты
монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились.
Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей
на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы
устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых
сидели и пировали победители.

Подготовка похода на Русь
Возвращаясь в степи, монголы
предприняли
неудачную
попытку
захватить
Волжскую
Болгарию.
Разведка боем показала, что вести
захватнические войны с Русью и ее
соседями
можно
лишь
путем
организации
общемонгольского
похода.
Во главе этого похода стал внук
Чингисхана - Батый (1227-1255),
получивший от своего деда в
наследство все территории на западе,
"куда ступит нога монгольского коня".
Его главным военным советником стал
Субедеи, хорошо знавший театр
будущих военных действий.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об
общемонгольском походе на Запад.
В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые
народы Степи.
Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке
Воронеж, нацелившись на русские земли.
На Руси знали о нависшей грозной опасности, но
княжеские распри помешали объединить сипы для отпора
сильному и коварному врагу.
Отсутствовало единое командование.
Укрепления городов возводились для обороны от соседних
русских княжеств, а не от степных кочевников.
Княжеские конные дружины по вооружению и боевым
качествам не уступали монгольским. Но основную массу
русского войска составляло ополчение - городские и
сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и
боевых навыках.
Отсюда - оборонительная тактика, рассчитанная на
истощение сил противника.

Оборона Рязани
В 1237 г. Рязань первой из русских
земель подверглась удару захватчиков.
Владимирский и черниговский князья
отказали Рязани в помощи.
Батый у стен Рязани (1237г.)
Монголы осадили Рязань и направили
послов,
которые
потребовали
покорности и одну десятую часть "во
всем". Последовал мужественный ответ
рязанцев: "Если нас всех не будет, то все
ваше будет".
На шестой день осады город был взят,
княжеская семья и оставшиеся в живых
жители перебиты.
На старом месте Рязань больше не
возродилась (современная Рязань - это
новый город, находящийся в 60 км от
старой Рязани, раньше он назывался
Переяславль Рязанский).

Оборона Рязани

Завоевание Северо-Восточной Руси
В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую
землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на
границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло
владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной
Руси.
Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы,
руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была
сожжена, а ее жители перебиты.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир.
Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На
четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с
Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск
закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.
После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли
разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до
подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать
военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить
(правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

Битва на реке Сить
Битва на реке Сить 4 марта 1238
года между войсками Великого
князя Владимировского Юрия
Всеволодовича и полчищами
монголо-татар
под
предводительством Бурундая.
В результате поражения русских
войск сопротивление князей
Северо-Восточной Руси было
сломлено.
Монгольские орды двинулись на
северо-запад Руси. Всюду они
встречали упорное сопротивление
русских. Две недели, например,
оборонялся далекий пригород
Новгорода - Торжок.
Северо-Западная
Русь
была
спасена от разгрома, хотя и
платила дань.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском
водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи,
чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер
"облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики "прочесывали" русские
города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены.
Наибольшее сопротивление монголам оказал в период "облавы" Козельск,
державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".
Осада Козельска 1238
г.

Взятие Киева
Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью Черниговское княжество.
Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев.
После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили
Киев.
В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

Поход Батыя на Европу
После
разгрома
Руси
монгольские орды двинулись на
Европу. Были разорены Польша,
Венгрия,
Чехия,
балканские
страны. Монголы вышли к
границам Германской империи,
дошли до Адриатического моря.
Однако в конце 1242 г. их
постиг ряд неудач в Чехии и
Венгрии.
Из далекого Каракорума пришло
известие о смерти великого хана
Угедея - сына Чингисхана.
Это был удобный предлог, чтобы
прекратить трудный поход. Батый
повернул свои войска обратно на
восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от
монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов
нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях
на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили
наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой,
развернувшейся в тылу их войск.
А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое
предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и
остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение
было спасено растерзанной Россией".

Русские земли под властью Золотой Орды
Внук Чингизхана - Батый - основал государство Золотая Орда.
Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым,
Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли
Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии).
Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в
переводе на русский язык обозначает дворец).
Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных
под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Столица Золотой Орды "Сарай-Бату"
Столицей был город Сарай (в переводе – дворец), располагался он недалеко от
нынешнего города Астрахань.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались
военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного
населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос
ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые
десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.
Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале
XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды
приходится на правление хана Узбека (1312-1342).
В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам.
Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период
раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой
Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское
(середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.
Степняки-монголы не собирались жить среди русских лесов. Поэтому
они предпочитали управлять через местную знать, полностью
зависящую от них.

Русские земли не вошли в состав, но они попали в вассальную зависимость
от Орды. В 1242 г в северо-восточные княжества были отправлены послы, с
требованием явиться к Батыю.
Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в
своих землях. Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к.
теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство. Поездки
русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их
смертью.
Ярлы
к

Знаком ханской власти была также пайцза
(на Руси ее именовали басмой) -
верительная грамота хана.
Пайцзы выдавались ордынским чиновникам,
получившим особые полномочия от хана. В
зависимости от полномочий обладателя
пайцзы делались из золота, серебра, меди или
дерева и различались рисунком (лев, дракон и
т.д.). Русские князья зависели от воли хана так
же, как ордынские вельможи. По воле хана
они могли быть и возведены на престол, и
казнены.
Пайцза XIII века.
На ней надпись: «Силою вечного Неба
имя Мункэ-хана да будет свято».

Русские князья перенимали монгольские порядки, в соответствии с которыми воля
хана была законом, а беспрекословное повиновение ему – безусловной
обязанностью подданных. Сами будучи рабами ханов, они не могли терпеть былых
прав за своими подданными. К тому же князей теперь окружали выходцы из
низших слоев населения, привыкшие к повиновению.
Так подчинение Орде резко усилило деспотизм княжеской власти.

Разоренные монголами русские земли были вынуждены
признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не
прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с
захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от
создания на Руси своих административных органов
власти.
Русь сохранила свою государственность. Этому
способствовало и наличие на Руси собственной
администрации и церковной организации. Кроме того,
земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в
отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия,
Причерноморья.
Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков
- руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью
русских князей.
Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай
(зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в
непокорную землю.
Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14
подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее
избавиться от вассальной зависимости от Орды,
стали на путь открытого вооруженного
сопротивления. Однако сил свергнуть власть
захватчиков было еще недостаточно.
Так, например, в 1252 г. были разбиты полки
владимирских и галицко-волынских князей.
Это хорошо понимал Александр Невский, с
1252 по 1263 г. великий князь Владимирский.
Он взял курс на восстановление и подъем
экономики русских земель.
Политику Александра Невского поддержала и
русская церковь, которая видела большую
опасность в католической экспансии, а не в
веротерпимых правителях Золотой Орды.
Сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки
русских князей.

Последствия монгольского завоевания и
золотоордынского ига для Руси
Разные точки зрения
1) Монгольское нашествие не оказало на Русь
никакого воздействия, что ее культура, которая
сложилась до времени нашествия, сохранила свой
национальный облик, европейский по своей
направленности.
Во многом был прав Пушкин, заметивший, что
“татары не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни
Аристотеля”. Монгольское нашествие не принесло с
собой ни просвещения, ни культурных ценностей,
значащих больше, чем те, которые были разрушены.
Этой же точки зрения придерживались историки
Сергей
Соловьев
(1820-1879)
Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий
Ключевский

2) Противоположные взгляды высказывали писатель и автор “Истории государства
Российского” Н. М. Карамзин (1766-1825) и историк Н.И.Костомаров
(1817-1885).
Карамзину принадлежит фраза: “Москва обязана своим величием ханам”,- в
чем тоже есть своя доля истины. Сторонники этой точки зрения отмечали влияние
монголов на юридические и политические стороны российской действительности.
Н. М. Карамзин
Н.И.Костомаров

Монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси.
Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением
Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим
собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще
больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и
автономным правителем.
За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем,
чем его предшественники.
Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов
образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом
власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный,
деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться
в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама
порождает право, находится вне и над правом.
Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).
Титул «царь» был принят с 1547 по 1721 год.
Грамота константинопольского
патриарха об утверждении за
Иваном IV царского титула

Русский народ, уже почти два века живший в условиях непрерывных войн, устал
от шаткости и непредсказуемости своего существования и возжелал надежного
защитника. В картине мира в качестве спасителя возник - имевший к тому
времени уже глубокие христианско-православные и ордынские корни - образ
авторитарного правителя.
Н.С.Трубецкой считает, что Московское государство возникло благодаря
татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких
разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу
государственности. Монголы, по его мнению, дали покоренным русским землям
основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это
привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

Г. В. Вернадский считает, что именно монголы привели к исчезновению
демократических элементов в жизни городов: усилилась власть князя в городской
области, затем Москва смогла расширить свое влияние за счет других, соседних
городов и земель.
Когда же Москва поглотила все удельные княжества, они оказались во власти
московского князя. Бояре, владевшие крупными земельными наделами, потеряли
право переходить к другому князю в случае недовольства своим правителем.
Монголы, обладавшие большим опытом единоличного правления и жестокого
безоговорочного подчинения верховному хану, наглядно продемонстрировали силу
этого устройства. Со своей стороны население чувствовало, что добиться
освобождения можно только объединившись вокруг сильного правителя.
Г. В. Вернадский отмечает, что под влиянием монгольских порядков в
московском княжестве были введены смертная казнь и телесные наказания, а
впоследствии и воинская повинность.

Возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы
назвать «национальной депрессией».
Невозможность открытой борьбы с более сильным противником, тяготы и ужас
подневольного состояния хорошо оправдывалось православной церковью - страдая
на земле, обеспечиваешь в посмертии себе рай.
Предельно жестокие ко всем, кто сопротивлялся им, монголы требовали только
одного - полного, беспрекословного и раболепного поклонения. Однако Великая
монгольская держава вовсе не было религиозной системой, а лишь культурнополитической. Поэтому она и навязывала покоренным народам только законы
гражданско-политические («Чингисова яса»), а не религиозные.

Для Орды была характерна широкая веротерпимость, более того -
покровительство всем религиям. Требуя покорности и дани, полагая вполне
естественным жить за счет побежденных народов, монголы не собирались
покушаться ни на их веру, ни на их культуру. Они не только разрешали всем
иноверцам свободное отправление религиозных обрядов, но и относились с
определенным уважением ко всем религиям вообще.
Вот почему православная церковь в России сохранила полную свободу
деятельности и получила полную поддержку от ханской власти, что и было
подтверждено особыми ярлыками (жалованными грамотами) ханов.

В благоприятном положении оказались и монастыри - они были ограждены от поборов и
разорений. Их число начало возрастать, но особенно бурный рост начался с середины XIV
века, когда на Руси возникло сильное стремление к монастырской жизни. Отшельники бежали
в дикие места, к ним присоединялись другие и так возникала обитель. Осваивались и
заселялись все новые и новые земли вплоть до Северного моря.

Последствия монголо-татарского ига
1. Монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны
традиционные связи с Византией и Западной Европой.
2. Русь во многом отстала от стран Западной Европы: здесь еще не сложился
внутренний рынок, не было цехового объединения ремесленников, как на Западе.
Феодальная раздробленность не способствовала созданию союзов феодалов, тем
более образованию собственных политических институтов, таких, как парламент,
который мог влиять на политику государства.
3. Было уничтожено и угнано в плен большое количество населения
4. Разрушены города.
5. Пострадало от нашествия русское зодчество. Из-за отсутствия средств и
мастеров-строителей на полвека полностью прекратилось каменное строительство.
И даже возобновленное в конце XIII века, оно утратило многие прежние приемы
строительной техники. Так, например, в XIV-XV веках московские мастера вновь
вернулись к кладке стен из тесаного камня, хотя уже в первой половине XIII века
владимиро-суздальские зодчие умели строить из камня и кирпича, плотного
известняка и известкового туфа. Полностью исчезло самобытное искусство
белокаменной резьбы, украшавшей строения ХП-ХШ веков.

6. В ходе многочисленных набегов погибло огромное множество памятников
письменности.
7. Пришло в упадок летописание. По словам Д. С. Лихачева, оно «сужается,
бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических
идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские
летописи в XI и XII веках».
8. Образованность и грамотность сохранял только тонкий слой православного
духовенства, пощаженного «удивительной сметливостью татар» (А. Пушкин). Оно
одно «в течение двух мрачных столетий питало бледные искры византийской
образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную
летопись». «Монголы, - писал Пушкин, - не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».
9. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда
освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные
благодатные почвы получили название "Дикое поле".
10. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание
мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое
развитие.
11. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

Культура Руси домонгольского периода

Фуртай А.Л.


б) архитектура;

в) ремесло.

  • Костюмы.

Религия восточных славян

Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог

  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.

(славянский бог огня и Луны)


Перун (бог грозы)

Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славят в дни победы и ему приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.

Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома.

В Весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна.

Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога.

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой.

Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьет», «разящий».

Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Перун (бог грозы)


Сварог (бог семейного очага)

Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и, потому его связывают с огнем.

Сварог - хозяин и хранитель священного огня и его творец. Сварог очень способствовал развитию знаний. Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину.

Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост .

Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом».

(бог семейного очага)


Стрибог (бог ветра)

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.

Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».

Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.

Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

Стрибог (бог ветра)


Культура

К моменту принятия христианства на Руси уже существовала своя самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Образование Древнерусского государства было связано с процессом складывания единой древнерусской народности и единого русского литературного языка .

Русская культура домонгольского периода в целом стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала.


Литература

В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному в устном народном творчестве русского народа, как и у народов Западной Европы, создается былинный эпос . Его сюжеты наиболее прочно сохранились в народной памяти и были записаны учеными много веков спустя. К IX - X вв. относится появление сюжетов былин "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - период правления Владимира Святославича . Сам "Владимир Красное Солнышко" стал обобщенным образом правителя Руси, а его княжение - "эпическим временем" русских былин. Главные герои былин - Илья Муромец и Добрыня Никитич (его прообразом был дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, наставник и советник князя)

Илья Муромец


ЛИТЕРАТУРА

житие славян

летописи

берестяные грамоты

граффити (надписи на стенах)


Кирилл и Мефодий – создатели славянского алфавита

Не позднее конца IX - начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица . Созданные во второй половине IX в. Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально имевшие распространение в западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь.

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ, братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка.

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

Кирилл и Мефодий


Берестяные грамоты

Появление на Руси литературы на славянском языке, с одной стороны, и оживление и усложнение общественной жизни в условиях развития феодальных отношений и становления государственной структуры - с другой, способствовали широкому распространению грамотности . Ярким свидетельством этому являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Авторами берестяных писем были люди из самых разных слоев древнерусского общества.

Наиболее ранние грамоты датируются XI веком. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах, но основная масса находок - из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности берестяных грамот.

Берестяная грамота

Летописание

Важнейшим жанром светской древнерусской литературы являлось летописание . Предметом спора исследователей остается время его возникновения (от конца X до второй половины XI вв.). Вероятнее всего, первому летописному своду предшествовали какие-то летописные записи. А первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в., который вошел в состав Новгородской первой летописи.

В начале XII века в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы "Повесть временных лет" (около 1113 г.). Автором ее первоначальной редакции принято считать монаха Нестора . Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы ("Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть"), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как часть истории всемирной. (В то время всемирной считалась история библейская и римско-византийская). При написании "Повести" использованы многочисленные отечественные и переводные исторические и литературные произведения - Начальный свод, "Хроника" Григория Амартола и Симеона Логофета, библейские сказания, устные легенды и др.

монах Нестор


Русский эпос XI-XIII вв.

Во второй половине XII века помимо Киева и Новгорода летописание развивается в центрах большинства образовавшихся феодальных княжеств: Чернигове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Переяславле и др., при этом сохраняя свой общерусский характер. Русский эпос XI - начала XII вв. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половецкими набегами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они названы татарами), слился с образом Владимира Святославича. Были не только героические былины, но и такие, в которых описана мирная жизнь.

К середине XII - началу XIII вв. относится появление новгородских былин о Садко. Их ещё называют новеллы. Известны две былины о Садко – гусляре. В летописях есть упоминание о богатом купце Сотко Сытиниче, который славился своей щедростью. В Новгороде есть церковь Бориса и Глеба, которая, по преданию, построена на деньги богатого купца. Сотко и стал прототипом Садко – гусляра.


"Слово о полку Игореве"

В конце XII в. было создано самое поэтичное из произведений древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве" , ставшее вершиной литературного творчества на Руси этого периода. Основа его сюжета - описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича , совершенного в 1185 г. Главной идеей "Слова" стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не является сторонником государственного объединения: его призыв направлен к согласию в действиях, против междоусобиц и княжеских распрей. Неизвестный автор "Слова" принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств и обладал глубоким знанием русской действительности.

Изображение эпизода

из "Слово о полку Игореве"


Архитектура

В X - XII вв. развивается строительство из камня, в основном храмовое, и церковная живопись . До наших дней сохранились (правда, не в своем первозданном виде) выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде , Спасский собор в Чернигове.

Собор св. Софии в Киеве

собор св. Софии в Новгороде


На рубеже XI и XII вв. начинается подъем монументального искусства Владимиро-Суздальской земли, а в период княжения Андрея Богалюбского и Всеволода Большое Гнездо оно переживает пышный расцвет. Возводится множество храмов, княжеских дворов и замков. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры второй половины XII века относятся Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Церковь Покрова на Нерли.

Дмитриевский собор во Владимире


Новый архитектурный стиль, отличающийся простотой сооружений и скромностью внутреннего убранства храмов, формируется в Новгороде в течение XII в. (Церковь Спаса на Нередице , 1198 г.). В архитектуре конца XII - начала XIII вв. преобладает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Памятники древнерусской живописи почти не сохранились, но из письменных источников известно о богатых росписях храмов и теремов, а по отдельным уцелевшим фрагментам можно судить о высоком мастерстве художников.

Церковь Спаса на Нередице


Виды ремесел

гончарное

стекольное

деревообработка

изготовление

одежды, обуви,

обработка кожи,

меха, прядение

льна, шерсти


Виды ремесел

Ювелирное дело


Сельское ремесло домонгольского периода характеризуется наличием разных форм ремесленного производства: вотчинного (феодально-владельческого), слободского типа (или типа русского "рядка" XV-XVI вв.), кустарного и домашнего. Для первых двух типична специализация производства и ориентация его на рынок. Происходит стандартизация ряда типов изделий, которые по технологии и качеству мало уступали продукции городского ремесла; формируются узкоспециализированные мастерские (оружейников, замочников и др.), возможно, с использованием организационных элементов ученичества, в рамках слободского и, возможно, вотчинного ремесла.

В Х в. основным материалом для строительства стационарного дома были сосна и камыш. Археологически зафиксирован тип наземного дома без подпола с открытыми очагами, обложенными известняковыми камнями. Жилища состояли из двух половин, одна из которых была жилой (Измерское селище). Вероятно, существовали и дома с подполом, в нем находились цилиндрические ямы - кладовки. Можно предполагать наличие полуземлянок, пол которых был заглублен в землю, а стенки обложены деревянными досками.

Около дома располагались хозяйственные постройки. Это были цилиндрические ямы с прокаленным дном и стенками, иногда с песчаной подсыпкой на дне. Сверху они, скорее всего, имели деревянное перекрытие или крышку. Служили они для хранения зерновых продуктов. Имелись и специальные погреба для хранения скоропортящихся продуктов. Они были с деревянным перекрытием и нередко со специальными ступеньками для удобства у дна. Расположение построек и характер булгарской усадьбы пока еще остается неясным. Скорее всего, хозяйственные постройки не составляли с жилыми единой системы, хотя ямы-хранилища были упорядоченно сконцентрированы у края усадьбы в один ряд в шахматном порядке.


Реконструкция наземных жилищ славян X-XIII вв.

Реконструкция

славянского жилища по В.В. Седову

Славянское жилище X-XIII вв.


Интерьер

В юрте мебели практически не было. Сидели на коврах, войлоке или шкурах, разостланных на полу. Для еды могли использоваться маленькие деревянные столики. В стационарном жилище интерьер дома был достаточно прост. Лавки, полочки на стенах, вероятно, сундуки и небольшие ларцы составляли домашнюю обстановку. Могли использоваться и небольшие столики для еды на одну персону.

Более состоятельные сельчане могли позволить себе использовать в хозяйстве металлическую посуду, в частности, котлы, подвешивавшиеся на металлических цепях к потолочной балке или на специальных распорках у очага.

Стены занавешивались тканью. Из ткани были сделаны и занавеси, отделявшие "мужскую" часть от "женской". У состоятельных и знатных господ ткань была шелковой - китайской или византийской. Определенные отличия, скорее всего, были в размерах и оформлении жилой юрты и той, что предназначалась для приемов.


Материал, из которого изготавливалась одежда в VIII - XIII вв., был следующим: шерстяные и шелковые ткани, а также материя из растительных волокон. Не исключено, что в какой-то мере использовалась и кожа. Хотя археологически следы ее в этом плане не зафиксированы. Это, кстати, отличает средневековый костюм от более ранних кочевнических костюмов, в изготовлении которых применялась в основном кожа и тонкий войлок. Одежда шилась из домотканой материи - грубого сукна или полотняной ткани; часть ее изготавливалась из более толстого льняного волокна. Вероятно, использовалась и более тонкая шерстяная ткань. Состоятельные люди могли себе позволить шить одежду из шелка. Широко использовалась меховая одежда. Скорее всего, наиболее распространенным был мех лисицы, белки, зайца, бобра. Для изготовления обуви применялась кожа. Выделывались кожи домашних животных - коров, лошадей, коз, овец. Использовалась кожа диких животных - лося и оленя. Для большинства небогатых людей наиболее доступной была обувь из лыка.


Женские костюмы

Верхней одеждой была запона - накладная одежда типа нарамника из полотна, не сшитая по бокам. Запона также была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу. Нагрудник - более короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее также носили поверх рубахи.

В женском костюме феодальной знати, кроме рубашки, были византийские формы одежды: туники, далматики, драпирующиеся плащи. Верхней женской одеждой были свиты с более широкими, чем в мужских, рукавами, из которых виднелись украшенные зарукавья сорочки. Головные уборы играли в женском костюме большую роль. Девушки носили распущенные длинные волосы или косу, заплетенную плоско, низко на затылке.

женские костюмы

женский костюм

феодальной знати


Мужские костюмы

Начиная с XI в. шапки были неотъемлемой частью русского мужского костюма и у знати, и у бедноты. Крестьяне носили круглые колпаки из войлока, грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди состоятельные - из тонкого сукна или бархата, знать - бархатные или парчовые с украшениями из серебра, золота, драгоценных камней и с меховым околышем. Парадной княжеской одеждой были и туники из дорогих византийских паволок с длинными рукавами и боковыми разрезами внизу. Верхней одеждой является новгородская шуба - распашное прямое изделие из яркой шелковой или бархатной ткани с отложным воротником и длинными вшивными рукавами. Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен были рубахи и порты. Крестьянскую рубаху шили из холста, пестряди с подкладкой на груди и спине, которую пришивали красными нитками. Русские воины поверх одежды надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, а на голову - шолом с бармицей.

парадная мужская

княжеская одежда

одежда русских воинов


Русская культура домонгольского периода по всем своим компонентам стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и активно с ней взаимодействовала.

Памятники, сохранившиеся до настоящего времени, позволяют сделать вывод о высоком уровне развития культуры Руси и поставить ее в один ряд с наиболее развитыми государствами того времени. Свидетельством тому является высокий уровень грамотности среди русского населения, широкое распространение переводной литературы и создание оригинальных памятников русской литературы; развитие всех видов искусства.

Синтетический характер русской культуры X начала XIII вв.; базировавшейся на языческой культуре восточных славян и христианской традиции Византии, создал условия для дальнейшего развития самобытной национальной культуры


  • Древнерусская архитектура / Раппопорт П.А. – С.-Петербург, 2004.
  • Искусство Древней Руси / Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. – М.: Издательство Эксмо, 2003.
  • Культура Древней Руси: домонгольский период / Колпакова Г.С., 2007.
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.