Кто из князей разгромил половцев. Киевская русь и половцы

Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

«Куманы»

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.

С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами.

Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон.

Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.

На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь павших в битве воинов, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь, распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха

Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые, правда, при нем активно переписывались, рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории.

В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения.

Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

На страже мертвых и живых

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя "половецких каменных баб", которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов.

Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.
«Половецкие бабы» - далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев, а спустя пару тысяч лет после них – скифы.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:

«И пред идолом гнётся кипчаков спина. Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».

Оба хана были опытными полководцами, дерзкими и смелыми воинами, за их плечами стояли долгие годы набегов, десятки сожженных русских городов и деревень, тысячи угнанных в плен людей. И тому, и другому русские князья за мир платили огромные выкупные деньги. К тому времени, несмотря на смуту среди князей, Мономаху удалось добиться главного: Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. В 1100 г. в городе Витичеве, неподалеку от Киева, князья съехались на новый съезд для того, чтобы окончательно прекратить междоусобицу и договориться о совместном походе против половцев.

Здесь Мономах призывал князей освободиться от этого тяжкого налога, нанести половцам упреждающий удар, пойти походом в степь.

Еще в 1103 г. русские князья совершили совместный поход против половцев. Русские дружины смело понеслись в бой, половцы не выдержали натиска и обратились вспять. Их войско было рассеяно, большинство ханов полегло под русскими мечами. Русские дружины пошли по половецким «вежам», освобождая пленников, захватывая богатую добычу, отгоняя к себе табуны коней, стада.

Это была первая большая победа русских в глубине степи. Но до основных становищ половцев они так и не дошли. На три года затихла степь и прекратились половецкие набеги. Лишь в 1105 г. половцы потревожили русские земли. На следующий год половцы нагрянули снова. А через год объединенное войско Боняка и Шарукана опять появилось на Руси, разоряя киевские и переяславские земли. Объединенное войско русских князей неожиданным встречным ударом опрокинуло их на реке Хорол. Погиб брат Боняка, едва не пленили Шарукана, захватили огромный половецкий обоз. И снова затихли половцы. Но теперь русские князья не стали ждать новых набегов.

В 1111 г. Русь организовала против половцев грандиозный поход, который достиг сердца половецких земель. С ближними же дружественными половцами закреплялись мирные отношения. В эти годы Мономах и Олег женили своих сыновей Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольговича на дочерях союзных половецких ханов.

Этот поход начался необычно. Когда войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. И в дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляли русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных рыцарей.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. Шли дружины и простые воины со всех русских земель. Вместе с Мономахом ехали его четыре сына - Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.

Половцы отступали в глубь своих владений. Вскоре русское войско подошло к городу Шаруканю - это были сотни глинобитных домов, кибиток, опоясанных невысоким земляным валом. Ни хана Шарукана, ни его войска в городе не было. Приступ не состоялся: депутация горожан вынесла русским князьям на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это означало сдачу города на милость победителей и желание дать выкуп. Жители другого города, Сугрова, куда русское войско подошло на следующий день, отказались сдаться, и тогда город был взят. Пленных в этом бою не брали: Мономах хотел надолго выбить орду хана Сугрова из общеполовецких воинских сил.

На следующий день русская рать вышла к Дону и, наконец, встретилась с большим половецким войском. Перед битвой князья обнялись, попрощались друг с другом и сказали: «Здесь смерть нам, станем твердо».

В жестоком бою половцы, не готовые сражаться с хорошо организованным и многочисленным войском, не выдержали натиска и отступили.

Натиск противника был отбит, но до победы было еще далеко. Все новые и новые силы половцев подходили со всех сторон. Назревала решающая битва, но именно ее-то и искали русские князья. Замысел похода заключался в том, чтобы намеренно зайдя в самое средоточие половецких кочевий уязвить противника в сердце, примерно разорить его защищенные одними степными просторами столицы, собрать на себя «всю половецкую землю», заставить ожесточенно и бескомпромиссно сражаться вечно ускользающих степняков и в гигантской битве на уничтожение перемолоть их людские ресурсы, тем самым убедив неприятеля в своем абсолютном превосходстве!

Торопиться выступать было просто неразумно, следовало дождаться, когда врагов соберется как можно больше. Поэтому, воздав Богу хвалу за одержанную победу, русские наутро праздновали на месте битвы Благовещение, совпавшее в том году с Воскресением Лазаря («Лазарева суббота»). Проведя за богослужениями субботу, утром в Вербное воскресенье христолюбивое воинство двинулось далее. Когда же наступил понедельник страстной недели, их отряды зачернели по всему степному горизонту подобно лесу смыкаясь со всех сторон.

Неизвестно, в каком порядке русское войско совершало марш в таких условиях – «в предвидении встречного боя», - как бы мы сказали сейчас. Возникает соблазн представить его как глубокое, двух - трехэшелонное построение. Однако описание начавшегося сражения позволяет предположить, что развертыванию в обычный боевой порядок предшествовало движение в предбоевом порядке трех параллельных колонн, когда «крылья» шли вправо и влево от шляха, по которому двигалось «чело». Массы половцев перед началом боя должны были неминуемо отодвинуть боковые походные заставы к крайним колоннам, где они превратились в заслоны из стрелковых цепей, ехавших в колонну по одному, но о таких подробностях источники, естественно, не сообщают.

Основные силы сторон сошлись через три дня, 27 марта, на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступили точно великий лес», так их было много, и они со всех сторон обступили русское войско. Но Мономах не стал, как обычно, стоять на месте, а повел войско навстречу врагу. Те стали обходить русские полки, но князья не дали им завершить окружение и атаковали в прежнем порядке, причем правый фланг под командованием Мономаха вступил в бой первым. В это время с запада встала грозовая туча и Мономах развернул строй к неприятелю так, чтобы начинающийся ливень был «с тылу полкам», а половцам в лицо. Ободрив воинов, Владимир повел их в бой.

Воины сошлись в рукопашной битве, «и столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов».

Половецкая конница в этой толчее потеряла свой маневр, а русские в рукопашном бою начали одолевать. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Русские так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били в лицо половцев.

Половцы сражались мужественно и потеснили чело (центр) русского войска, где дрались киевляне.

Очень долго опрокинуть противника не удавалось, поскольку к половцам все время подходили подкрепления, и «русские стали ослабевать». Появились признаки упадка духа - «был страх велик». Стараясь воодушевить бойцов, князья постоянно разъезжали по рядам. Ободряя своих людей словом и делом, они, что было в обычае того времени, во главе своих телохранителей, вклинивались в неприятельские ряды и «секуще половцы», но утомление было очень велико. Чтобы переломить ситуацию требовалось поистине титаническое сверхусилие и эту роль вновь взял на себя Переяславский князь.

Источники пишут: «Владимир, увидев Святополковы войска уже мятусчеся, бояся, зане паче ослабеют, взяв сынов своих и неколико от своих войск, въехал в середину половцев перед полками Святополчими, возопя: «Кто Бог Велий, яко Бог наш?! Поруча прежде свои полки Ярополку, сам жестоко начал противных избивать, что видя протчие Святополковы и его полку все бросились за ним…».

Появление стяга Мономаха в центре битвы предотвратило панику. Одновременного натиска всех русских сил половцы не выдержали и побежали. Из этих описаний вырисовывается следующая картина. Когда русское войско, развернувшееся для битвы, достигло места, где половцы собирались дать ему бой, те атаковали с необычайной для них решимостью, без предварительной перестрелки. В дело сразу же были введены тяжелые копейщики. Обе стороны были настроены решительно, и в результате фронтального столкновения огромных плотных лавин (что, по словам старых кавалеристов, случай редкий во все века), закованных в броню всадников, треск сотен одновременно ломающихся копий был подобен удару громового разряда.

Наконец половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду. Их преследовали и рубили, пленных и здесь не брали.

Чрезвычайно ожесточенная сеча длительное время шла без ощутимого перевеса той или иной стороны. Ряды сражающихся сходились и расходились для новых и новых «суимов», но напрасно. Тяжелая половецкая конница едва ли значительно уступала русской в качестве вооружения, а слабость своего конского состава, еще не восстановившего силы после зимовки на открытых пастбищах, кочевники компенсировали своим гигантским численным превосходством. Весы колебались, и тогда Владимир Всеволодович, улучив момент, когда половцы, на какое-то время отхлынули от русского строя, повел свои полки в решительную атаку, поддержанную остальными полками.

Это определило успех битвы. Половцы, по своему обыкновению, будучи раз опрокинуты, стремились теперь рассеяться по степи, и русские, перейдя на преследование, взяли много разнообразных трофеев, а также всякого скота и коней. Были захвачены и пленные, которые поведали о виденном ими чуде, повлиявшем на стойкость неприятеля. Они, по их словам, бежали от того, что поверх атакующих русских увидели помогающих им страшных всадников в блистающих доспехах.

О настоящем разгроме такого противника, каким были половцы, можно говорить, если захвачены их вожди, которые, обладая лучшими сменными скакунами, всегда имели максимальные шансы уйти от любого преследования, чтобы снова собрать своих рассеявшихся воинов. Половцы, как и прочие степные народы, всегда отступали, если только не побеждали в первом же столкновении, чтобы увлечь противника преследованием, и расстроив его ряды ударить вновь или ослабить перестрелкой на скаку. Здесь же лобовое столкновение, как и предусматривал замысел русских полководцев, было особо длительным и, вероятно, неоднократным в силу огромной численности степняков, но мы не встречаем имен убитых или плененных половецких «князей». Все они благополучно ретировались с поля боя, а, значит, разгрома половцев не произошло. Хотя они впервые потерпели поражение всех своих сил и, по-видимому, понесли небывалые потери. Это и позволило русскому войску с добычей благополучно уйти, продемонстрировав многочисленному врагу свою непобедимость.

Около 10 тысяч половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь.

Поражение половецких полчищ, несомненно, имело и небывалый психологический аспект. В многолетней войне со Степью наступил перелом, который требовалось еще закреплять.

Задача непомерной, фантастической тяжести и сложности была решена успешно, но лишь отчасти. Половцы понесли крупные потери, но, безусловно, сохранили свои огромные людские ресурсы. Добиться большего русские были не в состоянии чисто физически. Превратить поражение в разгром могло бы длительное преследование, но распылять свои силы по степи, покрытой толпами врагов было бы верхом безрассудства. Скорее всего, захваченные стада, о которых сообщает летопись, просто оказались в тылу опрокинутого русскими половецкого центра.

Битва на Сальнице примечательна как крупнейшее столкновение русских с кочевниками, вероятно даже превосходящее по своим масштабам битву с печенегами под Киевом в 1036 г.

Материал составлен на основе открытых источников

В 1103 году, в правление в Киеве великого князя Святополка Изяславича, на реке Сутени (современный юго-восток Украины) состоялась битва между войсками Древнерусского государства и половцами - кочевым народом тюркского происхождения. Инициатором сражения стал переяславский князь Владимир Мономах, который на съезде великих князей у Долобского озера вблизи Киева заявил: необходимо предупредить половецкие набеги и гибель смердов во время них.

Результатом битвы стала победа русских войск - они «взяли тогда скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добычей и с челядью, и захватили печенегов и торков с вежами». Во время сражения было убито множество половцев, в том числе около 20 половецких ханов. Историкам известно, что один из лидеров половцев, Белдюз, попав в плен, попытался откупиться золотом и серебром.

«Сколько раз вы клялись не воевать, а потом все воевали Русскую землю? Зачем же ты не учил сыновей своих и родичей соблюдать клятву, а все проливал кровь христианскую? Так будь же кровь твоя на голове твоей», - получил в ответ на свое предложение пленник. А вскоре Белдюза рассекли на части.

«Шелудивый хищник» и новая битва

Спустя два года после победы русских войск половецкий хан Боняк, прозванный русскими летописями «шелудивым хищником» за свои частые и кровавые набеги на Русь, напал на город Заруб, в котором поселились ставшие подданными киевского князя торки и печенеги.

«Пришел Боняк к Зарубу, находившемуся на западной стороне Днепра, против трубежского устья, победил торков и берендеев, - писал русский историк Сергей Соловьев. - В следующем, 1106 году Святополк должен был выслать троих воевод своих против половцев, опустошавших окрестности Заречьска; воеводы отняли у них полон. В 1107 году Боняк захватил конские табуны у Переяславля; потом пришел со многими другими ханами и стал около Лубен, на реке Суле.

Святополк, Владимир, Олег с четырьмя другими князьями ударили на них внезапно с криком; половцы испугались, от страха не могли и стяга поставить - и побежали: кто успел схватить лошадь - на лошади, а кто пешком; наши гнали их до реки Хороля и взяли стан неприятельский; Святополк пришел в Печерский монастырь к заутрене на Успеньев день и радостно здоровался с братиею после победы».

«Этот поход начался необычно»

26 февраля 1111 года русское войско, возглавляемое Святополком Изяславовичем, Давыдом Святославичем и Владимиром Мономахом, отправилось к половецкому городу Шарукань (от имени половецкого хана Шарукана).

Точное место нахождения города не установлено, но, по предположению историков, наиболее вероятна локализация на харьковской стороне Северского Донца.

«Этот поход начался необычно, - пишут историки Александр Боханов и Михаил Горинов. - Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока».

Дождь, гроза и брод

27 марта 1111 года неприятели встретились на реке Салнице, притоке Дона. По словам летописцев, половцы «выступиша яко борове (лес) велицин и тмами тьмы».

Они со всех сторон обступили русское войско, а русские князья обнялись и сказали друг другу: «Убо смерть намъ зде, да станемъ крепко».

Враги сошлись в рукопашном бою, в котором вскоре начало побеждать русское войско - несмотря на численное преимущество половцев. Вскоре началась гроза, полил сильный дождь и подул ветер - тогда князья перестроили свои ряды так, чтобы ветер и дождь били в лицо половцам. А спустя некоторое время половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду, бросая оружие и умоляя о пощаде.

В битве половцы потеряли около 10 тыс. человек убитыми и ранеными.

Согласно летописи, победители спрашивали пленных: «Как это вас была такая сила и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?» Те отвечали: «Как нам с вами биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам». «Это ангелы, от бога посланные помогать христианам; ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху возбудить братьев своих на иноплеменников, - интерпретирует слова летописцев Сергей Соловьев. - Так, с божиею помощию, пришли русские князья домой, к своим людям со славой великою, и разнеслась слава их по всем странам дальним, дошла до венгров, чехов, ляхов, греков, дошла даже до Рима».

История Руси полна разных событий. Каждое из них оставляет свой след в памяти всего народа. Некоторые ключевые и поворотные события доходят до наших дней и остаются почитаемыми и достойными в нашем обществе. Беречь своё культурное наследие, помнить о великих победах и полководцах - это очень важная обязанность каждого человека. Князья Руси не всегда были на высоте в плане своего управления Русью, но они старались быть одной семьёй, которая совместно принимает все решения. В самые критические и сложные моменты всегда появлялся человек, который «брал быка за рога» и поворачивал ход истории в обратную сторону. Одним из таких великих людей является Владимир Мономах, который до сих пор считается важной фигурой в истории Руси. Он добился множества сложнейших военно-политических целей, при этом он редко прибегал к жестоким методам. Его методы заключались в тактике, терпении и мудрости, которая позволяла ему мирить взрослых людей, что ненавидели друг друга годами. Кроме того, нельзя обходить внимание и талант князя вести бой, ведь тактика Мономаха нередко спасала русское войско от гибели. Разгром половцев князь Владимир продумал до мельчайших деталей и поэтому «растоптал» эту угрозу для Руси.

Половцы: знакомство

Половцы, или половчане, как их ещё называют историки, - это народ тюркского происхождения, который вёл кочевой образ жизни. В разных источниках им дают разные названия: в византийских документах - куманы, в арабо-персидских - кыпчаки. Начало XI века выдалось для народа очень продуктивным: он вытеснил торков и печенегов из Заволжья и сам осел в этих краях. Однако на этом завоеватели решили не останавливаться и перешли реку Днепр, после чего удачно спустились к берегам Дуная. Таким образом они стали владельцами Великой Степи, которая простиралась от Дуная до Иртыша. Русские источники имеют это место как поле Половецкое.

Во время создания Золотой Орды половцам удалось ассимилировать множество монголов и успешно навязать им свой язык. Стоит отметить, что позже этот язык (кыпчакский) был положен в основу многих языков (татарского, ногайского, кумыкского и башкирского).

Происхождение термина

Слово «половцы» от древнерусского означает «жёлтый». Многие представители народа имели светлые волосы, однако большинство было представителями с примесью монголоидной. Однако некоторые учёные говорят о том, что происхождение названия народа происходит от места их остановки - поля. Версий существует много, но ни одна не является достоверной.

Родовой строй

Разгром половцев был частично обусловлен их военно-демократическим строем. Весь народ был поделен на несколько родов. Каждый род имел своё имя - имя предводителя. Несколько родов объединялись в племена, которые создавали себе селенья и города-зимовья. У каждого племенного союза была своя земля, на которой возделывалась пища. Также были организации поменьше, курени - объединение нескольких семейств. Занимательно, что в куренях могли жить не только половцы, но и другие народы, с которыми происходило естественное смешение.

Политическая система

Курени объединялись в орды, во главе которых стоял хан. Ханы обладали высшей властью на местах. Кроме них, также существовали такие категории, как челядь и колодники. Также следует отметить такое деление женщин, которое предопределяло их в служанки. Они назывались чагами. Колодники - это военнопленные, которые, по существу, были домашними рабами. Они выполняли тяжёлую работу, не имели никаких прав и были самым низшим звеном на социальной лестнице. Также были кошевые - главы больших семейств. Семейство состояло из кошей. Каждый кош -это отдельная семья и её прислуга.

Богатство, добытое в боях, делилось между руководителями военных походов и знатью. Обычный воин получил лишь крохи со стола господ. В случае неудачного похода можно было разориться и попасть в полную зависимость от какого-нибудь знатного половца.

Военное дело

Военное дело половцев было на высоте, и это признают даже современные учёные. Однако история сохранила до наших дней не слишком много свидетельств о половецких воинах. Занимательно, что посвящать свою жизнь военному делу должен был любой мужчина или юноша, который был в состоянии просто носить оружие. При этом вовсе не учитывалось его состояние здоровье, телосложение, а тем более личное желание. Но поскольку такое устройство существовало всегда, никто на него не жаловался. Стоит отметить, что военное дело половцев не было хорошо организовано с самого начала. Вернее будет сказать, что она развивалось поэтапно. Историки Византии писали о том, что этот народ сражался при помощи лука, кривой сабли и дротиков.

Каждый воин носил специальную одежду, которая отображала его принадлежность к войску. Она изготавливалась из и была достаточно плотной и удобной. Занимательно, что каждый воин-половец имел в своём распоряжении около 10 лошадей.

Главная сила войска половцев заключалась в лёгкой кавалерии. Кроме перечисленных выше орудий, воины также сражались при помощи саблей и арканов. Уже несколько позже у них появилась тяжёлая артиллерия. Такие воины носили специальные шлемы, панцири и кольчуги. При этом они часто изготавливались весьма устрашающего вида, чтобы дополнительно запугать врага.

Также следует упомянуть о применении половцами тяжелых самострелов и Этому они, вероятнее всего, научились в те времена, когда жили возле Алтая. Именно эти возможности делали народ практически непобедимым, ибо немногие военачальники того времени могли похвастаться такими знаниями. Использование греческого огня много раз помогало половцам побеждать даже очень укрепленные и охраняемые города.

Стоит отдать должное тому, что войско обладало достаточной маневренностью. Но все успехи в этом деле сходили на нет из-за низкой скорости передвижения войска. Как и все кочевники, половцы одержали много побед благодаря резким и неожиданным нападениям на врага, длительным засадам и обманным маневрам. Они часто избирали объектом нападения небольшие селения, которые не смогли бы оказать нужного сопротивления, а тем более победить половцев. Однако войско часто терпело поражение из-за того, что не хватало профессиональных бойцов. Обучению младших уделялось не слишком большое внимания. Обучиться каким-либо навыкам можно было только во время облавы, когда основным занятием была отработка техники примитивного боя.

Русско-половецкие войны

Русско-половецкими войнами называют длительную серию серьёзных конфликтов, которая разыгрывалась приблизительно полтора века. Одна из причин состояла в столкновении территориальных интересов обоих сторон, ведь половцы были кочевым народом, который желал покорять новые земли. Вторая причина состояла в том, что Русь переживала тяжёлые времена раздробленности, поэтому некоторые правители признавали половцев союзниками, вызывая гнев и негодование других русских князей.

Положение было довольно печальным до того момента, пока не вмешался Владимир Мономах, который поставил своей первоначальной целью объединение всех земель Руси.

Предыстория боя на Сальнице

В 1103 году русскими князьями был проведен первый поход на кочевой народ в степи. Кстати, разгром половцев состоялся после Долобского съезда. В 1107 году русскими войсками были успешно разгромлены Боняки и Шаруканы. Успех вселил дух бунтарства и победы в души русских вояк, поэтому уже в 1109 году киевский воевода Дмитр Иворович разнёс в клочья крупные селенья половцев вблизи Донца.

Тактика Мономаха

Стоит отметить, что разгром половцев (дата - 27 марта 1111 год) стала одной из первых в современном списке Памятных дат военной истории РФ. Победа Владимира Мономаха и других князей была продуманной политической победой, которая имела дальновидные последствия. Русские одержали верх при том, что перевес в количественном выражении был почти полуторный.

Сегодня многим интересно, потрясающий разгром половцев при каком князе стал достижим? Огромная и неоценимая заслуга вклада Владимира Мономаха, который умело применил свой полководческий дар. Он предпринял несколько важных шагов. Во-первых, он реализовал старый добрый принцип, который гласит о том, что уничтожать врага надо на его территории и малой кровью. Во-вторых, он удачно применил транспортные возможности того времени, что позволило своевременно доставлять воинов-пехотинцев к месту сражения, при этом сохраняя их силы и дух. Третья причина продуманной тактики Мономаха заключалась в том, что прибегнул даже к погодным условиям, чтобы одержать желанную победу - он вынудил кочевников сражаться в такую погоду, которая не позволяла им полностью использовать все преимущества своей конницы.

Однако это не единственная заслуга князя. Владимир Мономах разгром половцев продумал до мельчайших подробностей, но чтобы реализовать план, необходимо было добиться практически невозможного! Для начала окунёмся в настроения того времени: Русь была раздроблена, князья держались за свои территории зубами, каждый норовил поступать по-своему, и каждый считал, что только он прав. Однако Мономаху удалось собрать, помирить и объединить своенравных, непокорных или даже глупых князей. Представить, сколько мудрости, терпения и мужества понадобилось князю, весьма сложно… Он прибегал к хитростям, уловкам и прямым уговорам, которые могли хоть как-то повлиять на князей. Результат был постепенно достигнут, и межусобицы прекратились. Именно на Долобском съезде были достигнуты основные договоренности и соглашения между разными князьями.

Разгром половцев Мономахом произошёл также благодаря тому, что он убедил других князей задействовать даже смердов, дабы укрепить войско. Раньше никто об этом даже не задумывался, ведь воевать положено было только дружинникам.

Разгром на Сальнице

Поход начался во второе воскресение Великого Поста. 26 февраля 111 года русское войско под командованием целой коалиции князей (Святополка, Давида и Владимира) направилось в сторону Шарукани. Занимательно, что поход русского войска сопровождался пением песен, сопровождением священниками и крестами. Из этого многие исследователи истории Руси делают вывод, что поход был крестовым. Считается, что это было продуманным ходом Мономаха для поднятия боевого духа, но главное - для того, чтобы внушить войску, что оно может убивать и должно победить, ибо сам Бог велит им это. Фактически Владимир Мономах превратил это великое сражение русских против половцев в праведную битву за православную веру.

До места боя войско дошло только через 23 дня. Поход был трудным, но благодаря боевому духу, песням и достаточному количеству провизии войско было довольно, а значит, в полной боеготовности. На 23 день воины вышли к берегам

Стоит отметить, что Шарукань сдалась без боя и довольно быстро - уже на 5 день жестокой осады. Жители города предложили захватчикам вино и рыбу - вроде бы незначительный факт, но он указывает на то, что люди вели здесь Также русские сожгли Сугров. Два поселения, которые были разгромлены, носили имена ханов. Это именно те два города, с которыми боролось войско в 1107 году, но тогда хан Шарукан сбежал с места боя, а Сугров стал военнопленным.

Уже 24 марта произошло первое начальное сражение, в которое половцы вложили все свои силы. Оно происходило близ Донца. Разгром половцев Владимиром Мономахом произошёл позже, когда состоялся бой на реке Сальница. Интересно, что луна была полная. Это было второе и самое основное сражение двух сторон, в котором русские одержали вверх.

Крупнейший разгром русскими ратями половцев, дата которого уже известно всколыхнул весь половецкий народ, ведь последние имели большое численное преимущество в бою. Они были уверены, что одержат победу, однако, не смогли противостоять продуманному и прямому удару русского войска. Для народа и воинов разгром половцев Владимиром Мономахом был очень радостным и весёлым событием, ведь была получена хорошая добыча, пленено много будущих рабов, а самое главное - была одержана победа!

Последствия

Последствия этого великого события были яркими. Разгром половцев (год 1111) стал поворотным моментом в истории русско-половецких войн. После битвы половцы решились лишь один раз подступиться к границам Русского княжества. Занимательно, что сделали это они после того, как в мир иной отошёл Святополк (через два года после битвы). Однако половцы наладили контакт с новым князем Владимиром. В 1116 году русское войско совершило ещё одни поход против половцев и захватило три города. Окончательный разгром половцев сломил их боевой дух, и вскоре они перешли на службу к грузинскому царю Давиду Строителю. Кыпчаки не ответили на последний поход русских, чем подтвердили свой окончательный упадок.

Через несколько лет Мономах отправил Ярополка в поисках половцев за Дон, но там никого не оказалось.

Источники

Многие русские летописи повествуют о данном событии, которое стало ключевым и значительным для всего народа. Разгром половцев Владимиром укрепил его власть, а также веру народа в свою силу и своего князя. Несмотря на то что частично битва при Сальнице описывается во многих источниках, самый подробный «портрет» боя можно встретить только в

Чрезвычайно важным событием стал разгром половцев. Руси такой поворот событий пришелся весьма кстати. И все это стало возможным благодаря усилиям Владимира Мономаха. Сколько сил и ума он вложил в то, чтобы избавить Русь от этой напасти! Как тщательно он продумал ход всей операции! Он знал, что русские всегда выступали в роли жертвы, ведь половцы нападали первыми, а населению Руси оставалось только защищаться. Мономах понял, что следует напасть первым, ведь это создаст эффект неожиданности, а также переведёт воинов из состояния защитников в состояние нападающих, которое более агрессивно и сильно в общей массе. Понимая то, что кочевники начинают свои походы весной, так как практически не имеют пеших воинов, он назначил разгром половцев на конец зимы, чтобы лишить их главной силы. Кроме того, такой ход имел и другие достоинства. Они заключались в том, что погода лишала половцев их маневренности, которая была просто невозможной в условиях зимних заметов. Считается, что битва при Сальнице и разгром половцев в 1111 году - это первая крупная и продуманная победа Древней Руси, которая стала возможной благодаря полководческому таланту Владимира Мономаха.

«Великая война» на степной границе продолжалась. В 1096 году хан Боняк разорил окрестности Киева и сжег в Берестове княжеский двор, а ханы Куря и Тугоркан подступили к Переяславлю. Боняка удалось отогнать, а затем объединенное войско Святополка Киевского и Владими­ра Мономаха обрушилось на Тугоркана.

«Великая война» на степной границе продолжалась. В 1096 году хан Боняк разорил окрестности Киева и сжег в Берестове княжеский двор, а ханы Куря и Тугоркан подступили к Переяславлю. Боняка удалось отогнать, а затем объединенное войско Святополка Киевского и Владими­ра Мономаха обрушилось на Тугоркана. Половцы, стоявшие у Переяславля на берегу Трубежа, не ожидали нападения и были разгромлены. Сам Тугоркан и его сын погибли в сече.

Но сохраняли свои силы опасные враги - ханы Боняк и Шарукан. Война еще не была закончена. Пройдет совсем немного времени, и орда Боняка снова появится под Киевом...

В этой тревожной обстановке и собрался княжеский съезд в Любече. Громко и авторитетно звучал на нем голос Владимира Мономаха - второго по значению князя не Руси (Переяславль в иерархии русских городов следовал за стольным Киевом), прославившегося как умелый и удачливый полководец, ни разу не потерпевший поражения. Именно ему принадлежала роль фактического организатора обороны степной границы (первые удары половцев неизменно обрушивались на пограничное Переяславское княжество). Владимир Мономах убеждал князей «Пошто губим Русскую землю, сами на себя делая котору (раздор, распрю), а половцы землю нашу несут розно и радуются, когда между нами встает рать. Будем едины сердцем и соблюдем Русскую землю!»

Не сразу и не легко согласились князья на провозглашенный принцип «каждый держит отчину» свою, потому что этот принцип отметал старые претензии на чужие владения, честолюбивые надежды на захваты новых земель и княжеских столов, потому что каждый, кто осмелится теперь поднять меч на своих сородичей, встретит общий отпор князей: «Если теперь кто на кого покусится, против того будут все и крест честной!» Половецкая рать была слишком опасной, она угрожала всем, и князья принесли клятвы верности: «Сотворить мир и благость земле Русской и брань иметь с погаными».

Клятвы были даны, но усобицы утихли не сразу. Еще два года то там, то здесь вспыхивали пожары братоубийственных войн, пока, наконец, в 1100 году княжеский съезд в городе Витичеве не положил им конец. Появилась реальная возможность для общерусской борьбы с половцами.

Первые же известия об объединении русских князей произвели отрезвляющее впечатление на половецких ханов. В 1101 году, по словам летописца, «прислали половцы послов своих и просили мира», и русские князья «сотворили мир с половцами». Половцы клялись, что будут во веки веков хранить мир, не нарушать русских рубежей, перестанут вымогать дары. Но уже осенью 1102 года хан Боняк, нарушив клятвы, напал на переяславские земли и ушел с добычей прежде, чем подоспели русские дружины. Нет, на клятвы половецких ханов надеяться было нельзя, обеспечить безопасность южной границы можно только военными средствами.

По инициативе князя Владимира Мономаха на Долобском озере снова собрались русские князья. Речь шла о большом походе в половецкие степи. Владимир Мономах предлагал начать поход весной 1103 года, когда половцы не ждали нападения, когда кони их обессилели после голодной зимовки. Были у него и противники, которые говорили: «Не годится, князь, весною идти в поход, погубим смердов, и коней, и пашню их». В летописях сохранилась гневная отповедь князя Владимира Мономаха: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут. А по­чему не помыслите о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчанин застрелит его из лука? А лошадь его возьмет, а в село его приехав, возьмет жену его и все его именье? Так лошади вам жаль, а самого смерда разве не жаль?»

Владимиру Мономаху удалось убедить князей. Было решено, что в марте рати соберутся в Переяславле для совместного похода в половецкую степь. Впервые на рубеже собиралось общерусское войско (только князь Олег Святославич Новгород-Северский, давний недруг Ярославичей, отказался прислать дружину), впервые Владимир Мономах мог вести войну по своему плану, так как являлся фактическим предводителем войска (его старший брат Святополк Киевский не отличался военными способностями и лишь формально возглавлял войско). Князю предстояло реализовать свои давние планы войны с неуловимой половецкой конницей, войны, подобной которой не вел еще никто из русских князей. Разве что князь-витязь Святослав, но для него рейд в печенежские степи был не более чем эпизодом среди грандиозных походов...

Владимир Мономах давно понял, что в войне с извечными врагами Руси - кочевниками нельзя придерживаться оборонительной тактики, нельзя отсиживаться за валами и засеками, за стенами крепостей, обрекая войско на пассивность и давая тем самым половцам возможность определять направление ударов, создавать там, где им выгодно, огромный перевес сил. И дружинная конница, лучшее в мире войско, тоже вынуждена была следовать по путям, проложенным для нее половцами: конные дружины выходили лишь в погоню за половецкой ордой, стремясь уже после набега отбить добычу и пленников. Необходимо было не преследовать отступающего, насытившегося кровью и добычей врага, а предупреждать его, громить вдали от русских земель, лишать возможности нападения, организовывать походы значительными силами далеко в глубь степей, мощные удары по центрам кочевий, по половецким городкам, которые те вынуждены будут защищать, потому что в городках их семьи и награбленная добыча. И не придется разыскивать летучие отряды половцев в степной необъятности, они сами соберутся вместе, чтобы преградить дорогу к своим вежам. Вот тогда-то и можно решить исход всей войны в больших сражениях, в «прямом бою», которого степняки не любят, но к которому их вынудит военное искусство противника. Навязать половецким ханам свою волю, заставить их сражаться там и так, как это выгодно русским вои­нам,- вот в чем видел Владимир Мономах залог успеха. Но пока это были только мысли о войне, их надо было превратить в дела, и это собирался совершить князь в предстоящем походе.

И еще одну неожиданность приготовил Владимир Мономах своим врагам. Раньше в полевых сражениях с половцами участвовали главным образом конные дружины, к схваткам с ними половцы привыкли, умели расстраивать ряды, убивая стрелами лошадей, нападая клином тяжеловооруженных всадников. Половецким атакам князь; решил противопоставить глубокий строй пеших воинов, прикрытых большими щитами, вооруженных длинными копьями. Ощетинившийся копьями сомкнутый строй пешцев остановит яростные атаки половецких наездников, а конница довершит разгром. Именно так поступил когда-то князь Святослав, готовясь к истребительным атакам стальных византийских катафрактов, и добился желаемого. Военный опыт предков - достояние потомков!

Войско выступило в поход, когда Днепр очистился ото льда. По полноводной весенней реке поплыли на юг в ладьях пешцы, а по берегам вровень с ними шли конные дружины. Далеко впереди бежали сторожевые разъезды, что бы вовремя предупредить об опасности. Тем не менее Владимир Мономах приказал всем воинам надеть доспехи и не выпускать из рук мечей и копий: половцы коварны, внезапные нападения из засады их излюбленная военная хитрость.

Где-то возле острова Хортица, близ порогов, пешцы вышли из судов на берег, соединились с конными дружинами. Начался поход через степи к реке Молочной, что впадала в Азовское море. Там были центры половецких кочевий, туда уходили половцы с наступлением осени, чтобы перезимовать в теплых краях, а поздней весной, когда степь покроется травой, возвратиться к русским рубежам.

Первая стычка была выиграна русским сторожевым полком, который двигался осторожно, по оврагам и логам, за холмами и курганами. Передовой отряд хана Алтунопы был окружен русскими пешцами и почти весь перебит, а немногие уцелевшие в сече, прорвавшиеся через кольцо пешцев половцы были настигнуты свежей русской конницей и зарублены. Погиб и сам Алтунопа. Некому было даже предупредить об опасном продвижении русского войска.

Успех воодушевил русских князей, и они охотно согласились с предложением Владимира Мономаха ускорить движение, постараться навязать генеральное сражение главным половецким силам, а если половцы не примут боя - разорять их вежи до самого Дона, пока ханы не выйдут навстречу, чтобы спасать свое богатство и сородичей.

Половцы решили принять бой. На рассвете 4 апреля две рати сблизились. Летописец так описал начало сражения: «И двинулись полки половецкие, как лес, конца им не было видно; и Русь пошла им навстречу». Русские полки успели принять боевой порядок, тщательно продуманный Владимиром Мономахом. В центре встала крепкая пешая рать: в едином сомкнутом строю стояли киевляне и черниговцы, смоляне и ростовцы, переяславцы и полочане. На крыльях - конные княжеские дружины.

Половецкая атака разделялась как бы на несколько последовательных ударов, каждый из которых мог сломить дух войска и сокрушить его. Мог бы, но не сумел...

Вот на русский строй накатились волны половецких конных лучников, как косой секущий дождь полились бесчисленные стрелы. Но пешцы, прикрывшись большими щитами, окованными железом, выстояли. Лучников сменили тяжеловооруженные воины в панцирях, с разящими кривыми саблями. Своей массой они хотели проломить русский строй. Но пешцы приняли их на копья, разили коней и всадников, опрокидывали на землю храбрецов, первыми бросавшихся на русский строй. А когда половцы в нескольких местах прорвали первую линию копьеносцев, их приняли в топоры и кинжалы задние ряды.

Падали в степную траву половецкие всадники, а русский строй не пятился, продолжал стоять, и половецкие запасные отряды сгрудились перед толпой сражавшихся, не зная, что делать,- сеча могла поглотить их, растворить в себе, каждый новый отряд только увеличил бы толчею. Ханы недоумевали: куда направить следующие удары?

И тогда по сигналу Мономаха в битву вступили конные дружины, ударив с флангов. Половцы дрогнули и побежали, их преследовали русские дружинники на свежих, не утомленных битвой конях. Спастись удалось не многим. В сече и во время преследования было убито двадцать половецких ханов: Уруссоба, Кчия, Арсланопа, Китанопа, Куман, Асупа, Куртх, Ченегрепа, Сурьбан и прочие, менее известные. Это была победа!

После короткого отдыха русское войско двинулось дальше, на беззащитные половецкие станы. Была захвачена огромная добыча: шатры и имущество, стада, табуны коней. Но главным было освобождение множества русских пленников, которых половцы еще не успели отправить на невольничьи рынки Крыма, в Судак и Херсонес.

Торжественно встретил победителей Переяславль, вотчина князя Владимира Мономаха. Велика была радость князей, но Владимир Мономах предостерегал от преждевременного успокоения. Еще сохранили свои конные тысячи самые опасные враги Руси - ханы Шарукан и Боняк, неизвестно даже, где они кочуют. Предстоят еще нелегкие походы, чтобы границы Руси стали по-настоящему безопасными. Половцы получили жестокий урок - не более.

Урок действительно был жестоким. Донецкие половцы, разгромленные Владимиром Мономахом, притихли. Не было с их стороны вторжений ни в следующем году, ни через год. Но хан Боняк продолжал набеги, хотя и без прежнего размаха, осторожно. Поздней осенью 1105 года он внезапно появился у Зарубинского брода, неподалеку от Переяславля, пограбил приднепровские села и деревни и быстро отступил. Князья даже не успели собрать погоню. В следующем 1106 году половцы нападали на Русь уже трижды, но набеги были малоудачными и не принесли степнякам добычи. Сначала они подступили к городку Заречску, но были отогнаны киевскими дружинами. По словам летописца, русские воины гнали половцев «до Дуная» и «полон отняли». Потом Боняк «повоевал» возле Переяславля и поспешно отошел. Наконец, по словам летописца, «пришел Боняк и Шарукан Старый и иные князья многие и встали около Лубна». Русское войско двинулось им на­встречу, но половцы, не принимая боя, «побежали, хватаючи коней».

Эти набеги не представляли серьезной опасности для Руси, легко отражались княжескими дружинами, но недооценивать половецкой активности было нельзя. Половцы начали оправляться от недавнего разгрома, и нужно было готовить новый большой поход в степи. Или, если Боняк и Шарукан опередят, достойно встретить их на рубежах русской земли.

В августе 1107 года большое половецкое войско осадило Лубен, Шарукан привел с собой уцелевших донских половцев, хан Боняк - приднепровских, к ним присоединились ханы других половецких орд. Но в переяславской крепости еще с лета стояли дружины многих русских князей, собравшихся по призыву Владимира Мономаха. Они кинулись на помощь осажденному городу, с ходу форсировали реку Сулу и внезапно ударили по половцам. Те, даже не выставив боевые стяги, бросились врассыпную: некоторые не успели взять коней и бежали в степь пешими, бросив полон и награбленную добычу. Мономах приказал коннице неотступно преследовать их, чтобы некому было снова нападать на Русь. Боняк и Шарукан с трудом спаслись. Преследование продолжалось до реки Хорол, через которую, пожертвовав прикрывавшими его бегство воинами, успел переправиться Шарукан. Добычей победителей стало множество коней, которые славно послужат русским воинам в будущих походах в степи.

Политическое значение этой победы было большим. В январе 1108 года ханы многочисленной орды Аепы, кочевавшие неподалеку от рубежей Киевской Руси, предложили заключить договор о мире и любви. Договор был принят русскими князьями. В результате единство ханов распалось, создались условия для окончательного разгрома Шарукана и его союзников. Но подготовка нового общерусского похода в степи требовала значительного времени, а Шарукану нельзя было давать передышки. И зимой 1109 года Владимир Мономах послал на Донец своего воеводу Дмитра Иворовича с переяславской конной дружиной и пешцами на санях. Ему было велено точно выяснить, где стоят зимой половецкие станы, готовы ли они к летним походам на Русь, много ли осталось у Шарукана воинов и коней. Русская рать должна была опустошить половецкие вежи, чтобы Шарукан знал: и зимой не будет ему покоя, пока он враждует с Русью.

Воевода Дмитр выполнил поручение князя. Пешцы в санях и дружинники верхами быстро прошли через степи и в начале января уже были на Донце. Там их встретило половецкое войско. Воевода выставил против половецкой конницы испытанный сомкнутый строй пешцев, о который разбилась атака лучников, а разгром вновь довершили фланговые атаки конных дружинников. Половцы бежали, бросив свои шатры, имущество. Тысячи кибиток и множество пленных и скота стали добычей русских воинов. Не менее ценны были сведения, принесенные воеводой из половецких степей. Оказалось, Шарукан стоит на Дону и собирает силы для нового похода на Русь, обменивается гонцами с ханом Боняком, который на Днепре тоже готовится к войне.

Весной 1110 года объединенные дружины князей Святополка, Владимира Мономаха и Давида выдвинулись к степному рубежу, встали у города Воиня. Туда же шли из степи половцы, но, неожиданно для себя встретив готовое к битве русское войско, повернули назад и затерялись в степях. Половецкое вторжение не состоялось.

Новый поход в степи готовился долго и обстоятельно. Снова на Долобском озере встретились русские князья, чтобы обсудить план похода. Мнение воевод разделилось: одни предлагали подождать следующей весны, чтобы двинуться на Донец в ладьях и на конях, другие - повторить зимний санный поход воеводы Дмитра, чтобы половцы не могли откочевать на юг и откормить на весенних пастбищах своих коней, ослабевших за время зимней бескормицы. Последних поддержал Владимир Мономах и его слово оказалось решающим. Начало похода наметили на самый конец зимы, когда морозы спадут, но еще сохранится легкий санный путь.

В конце февраля в Переяславле сошлись рати из Киева, Смоленска, Чернигова, Новгорода-Северского и других городов. Прибыли великий киевский князь Святополк с сыном Ярославом, сыновья Владимира Мономаха - Вячеслав, Ярополк, Юрий и Андрей, Давид Святославич Черниговский с сыновьями Святославом, Всеволодом, Ростиславом, сыновья князя Олега - Всеволод, Игорь, Святослав. Давно не собиралось для совместной войны столько русских князей. Снова к конным княжеским дружинам присоединились многочисленные рати пешцев, так хорошо проявившие себя в прошлых походах на половцев.

26 февраля 1111 года войско выступило в поход. На реке Альте князья остановились, поджидая припоздавшие дружины. 3 марта войско вышло на реку Суду, пройдя за пять дней около ста сорока верст. Учитывая, что вместе с конными дружинами двигались пешцы и большие санные обозы с оружием и припасами, такие темпы похода следует признать весьма значительными - тридцать верст за дневной переход!

Идти было тяжело. Началась оттепель, снег быстро таял, лошади с трудом тащили нагруженные сани. И тем не менее скорость похода почти не снизилась. Только хорошо обученное и выносливое войско было способно на такие переходы.

На реке Хороле Владимир Мономах приказал оставить санный обоз, перегрузить оружие и припасы во вьюки. Дальше шли налегке. Начиналось Дикое Поле - половецкая степь, где не было русских поселений. Тридцативосьмиверстный переход от Хорола до реки Псел войско преодолело за один дневной переход. Впереди ждала река Ворскла, на которой русские воеводы знали удобные броды - это было очень важно, так как полноводные весенние реки представляли серьезную преграду. Далеко впереди главных сил ехали конные сторожи, чтобы предупредить неожиданное нападение половцев. 7 марта русское войско вышло на берег Ворсклы. 14 марта рати достигли Донца, повторив зимний поход воеводы Дмитра. Дальше лежала «земля незнаемая» - так далеко русские дружины еще не заходили. Впереди мелькали конные разъезды половцев - орда хана Шарукана была где-то близко. Русские воины надели доспехи, приняли боевой порядок: «чело», полки правой и левой руки, сторожевой полк. Так и пошли дальше, в боевом порядке, готовые в любую минуту встретить половецкое нападение. Позади остался Донец, показался Шарукань - степной город, состоявший из сотен кибиток, шатров, невысоких глинобитных домов. Половецкая столица впервые увидела вражеские знамена под своими стенами. К обороне Шарукань явно не готовился. Вал вокруг города был низким, легкопреодолимым - видимо, половцы считали себя в полной безопасности, надеясь, что их надежно оберегают просторы Дикого Поля... Жители прислали послов с дарами и просьбами не разорять город, но взять откуп, какой русские князья назначат.

Владимир Мономах приказал половцам сдать все оружие, отпустить пленников, вернуть награбленное в прошлых набегах имущество. Русские дружины вошли в Шарукань. Это произошло 19 марта 1111 года.

Только одну ночь простояло русское войско в Шарукане, а утром пошло дальше, к Дону, к следующему половецкому городку - Сугрову. Его жители решили защищаться, выйдя с оружием на земляной вал. Русские полки со всех сторон окружили Сугров и засыпали его стрелами с горящей просмоленной паклей. В городе начались пожары. Обезумевшие половцы метались по пылающим улицам, пытаясь справиться с огнем. Тогда начался приступ. Тяжелыми бревнами-таранами русские воины пробили городские ворота и вошли в город. Сугров пал. Разбойничье гнездо, из которого в прошлые годы вылетали лихие ватаги половецких всадников для очередного набега, прекратило свое существование.

До реки Дона оставалось всего половина дневного перехода... Между тем сторожевые разъезды обнаружили большое скопление половцев на речке Сольнице (река Тор), притоке Дона. Близилось решительное сражение, итогом ко­торого могла быть только победа или смерть: русское войско так далеко зашло в Дикое Поле, что спастись от быстрой половецкой конницы в случае отступления было невозможно.

Наступил день 24 марта 1111 года. Густые толпы половцев показались на горизонте, выкинув вперед щупальца легкоконных разъездов. Русское войско приняло боевой порядок: в «челе» - великий князь Святополк со своими киевлянами; на правом крыле - Владимир Мономах и его сыновья с переяславцами, ростовцами, суздальцами, белозерцами, смолянами; на левом крыле - черниговские князья. Испытанный русский боевой строй с несокрушимой фалангой пехоты в центре и быстрыми конными дружинами на флангах...

Так сражался Владимир Мономах в 1076 году с рыцарской конницей в Чехии - пешцы-копьеносцы в центре и конница на флангах - и победил. Так он строил войско в прошлом большом походе против половцев и тоже одержал верх. Так спустя много лет расставит свои полки еще один славный витязь «Ярославова рода» - Александр Невский, когда приведет своих воинов на лед Чудского озера, чтобы отбросить немецких псов-рыцарей...

Только к концу дня половцы собрались для атаки и огромными толпами бросились на русский строй. Опытный Шарукан отказался от обычной половецкой тактики - удара конным клином в «чело» - и наступал по всему фронту, чтобы конные дружины князей не могли помочь пешцам фланговыми ударами. Жестокая сеча началась сразу и в «челе», и на крыльях. Русские воины с трудом сдерживали половецкий натиск.

Наверное, хан ошибся, именно так построив сражение. Его воины, многие из которых не имели доспехов, не были привычны к «прямому бою», к тесной рукопашной схватке и несли огромные потери. Русские выстояли и начали медленно продвигаться вперед. Быстро смеркалось. Половцы, поняв, что сокрушить русское войско неистовым натиском не удается, повернули коней и ускакали в степь. Это был успех русских князей, но это не была еще победа: множество половецких всадников спаслись и могли продолжать войну. Так и расценил ситуацию Владимир Мономах, посылая вслед за половцами сторожевой полк. Шарукан будет где-то собирать свое степное воинство, нужно узнать - где...

Только один день стояли русские полки на поле битвы. Сторожевые разъезды сообщили, что половцы снова собираются в толпы близ устья Сольницы. Русские полки выступили в поход и шли всю ночь. Впереди уже мигали костры огромного половецкого стана.

Наступило утро 27 марта 1111 года. Оба войска вновь стояли друг против друга. На этот раз Шарукан не стал искать удачи в страшном «прямом бою», в котором русские оказались непобедимыми, а попытался со всех сторон окружить полки князей, чтобы издали расстреливать ратников из луков, пользуясь быстротой половецких коней и огромным численным превосходством. Но Владимир Мо­номах не позволил взять свое войско в кольцо и сам решительно двинулся вперед. Это было неожиданностью для половецких военачальников: обычно русские ждали, когда на них нападут, и только отразив удар, переходили к контратакам. Половцы вынуждены были снова принять «прямой бой». Предводитель русского войска навязал врагу свою волю. Вновь половецкая конница навалилась на центр русского строя, и опять пешцы-копьеносцы выстояли, дав возможность конным дружинам ударить по флангам. Переяславская дружина под стягом Владимира Мономаха сражалась на решающих участках боя, наводя страх на врагов. Конные дружины других князей врывались в половецкие ряды, разрывали на части половецкий строй. Напрасно метались ханы и тысячники, пытаясь наладить управление боем. Половцы сбивались в нестройные толпы, беспорядочно передвигались по полю, избиваемые неуязвимыми в своих доспехах русскими дружинниками. И надломился дух половецкого войска, покатилось оно вспять, к Донскому броду. Устрашенные этим зрелищем, остановились свежие половецкие тысячи на другом берегу Дона. Конные дружины неотступно преследовали отступавших половцев, безжалостно вырубая их длинными мечами. Десять тысяч воинов хана Шарукана нашли погибель на донском берегу, множество попало в плен. Разгром был полным. Не до набегов на Русь теперь хану...

Вести о победе русских князей на Дону громом прокатились по половецким степям. Устрашился хан Боняк, увел своих днепровских половцев подальше от русских рубежей, и на Руси не было даже известно, где он и что делает. Остатки донских половцев откочевали к Каспийскому морю, а некоторые еще дальше - за «Железные ворота» (Дербент). Великая тишина наступила на степной границе Руси, и это было главным результатом похода. Русь получила долгожданную передышку.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.