Контрольные тесты по обществознанию. Кто был создателем учения о ноосфере? Политический режим представляет собой

К недостаткам системно-функционального подхода относится то, что без внимания остаются индивидуальные факторы в политике, личные конфликты, которыми полна политическая жизнь. Индивид рассматривается только как исполнитель функций, играющий определенную роль в рамках данной системы. Кроме того, сторонников данного подхода критикуют за чрезмерный схематизм и формализм в изучении сложных политических явлений.
Наряду с рассмотренными выше методами в политологии используются многие другие: логические (анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент, моделирование и т. п.), сравнительные, исторические, методы эмпирических исследований.
Все это многообразие подходов и методов в политической науке со всеми их достоинствами и недостатками свидетельствует о том, что познание сути политических явлений и процессов не может быть одномерным и однолинейным. Необходимо учитывать и использовать все богатство накопленной методологии, чтобы знания могли давать практическую и целенаправленную отдачу.
Многообразие подходов усиливается особенностями политической науки различных стран. Вместе с тем, особенно за последние десятилетия, в результате усиления коммуникативных связей, компьютеризации происходит взаимовлияние и взаимообогащение ведущих направлений и методологий политической науки.
Если в первой половине XX в. в развитии политологии превалировала идея совершенствования методов и способов исследований, то во второй половине развитие пошло по пути конкретизации предметов исследований. Общим продолжает оставаться усиление прагматической направленности политологии и повышение роли ее прикладных отраслей.

Вопрос 5. Основные подходы понимания политики

Понятие «политика» не так просто, как кажется. Определение ее впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством. Такое понимание политики верно и сегодня, но только в самом общем плане.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего это исторически устоявшееся представление о политике как управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.
Распространен взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, этническими группами, государственными образованиями. В зависимости от представлений об их интересах в этом варианте политику рассматривают то как борьбу или сотрудничество между ними, то как сложное взаимодействие.
Широко культивируется понимание политики как борьбы различных общественных групп и лиц за власть. Крупный теоретик политологии, американский ученый Г. Лассуэл (1902–1978) утверждал, что политика связана с формированием власти. Основоположник политического психоанализа Лассуэл ввел понятие «властная личность». Ее внутренней пружиной является стремление преодолеть чувство собственной неполноценности путем приобретения власти. Выделение категории власти в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государство, политическую систему, но и выходит за их пределы. Особенно очевидно это во внутренней политике, где четко выявляются неформальные, скрытые механизмы реализации общественных целей.
Имеет место в современной науке и стремление свести политику к выражению экономических или идеологических интересов. Такой подход идет от марксизма, от высказывания Ленина: «…Политика есть самое концентрированное выражение экономики» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 216).
Существует определение политики как характеристики образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.
Разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее понятия, четкой формулировки. Не претендуя на исчерпывающее толкование, скажем, что политика – это сфера деятельности между социальными группами, целью которых является завоевание, удержание и использование государственной власти для удовлетворения своих интересов и потребностей. Такое определение указывает на государство как на центральный элемент политики, а само государство рассматривается в качестве основной категории науки о политике. Такой подход берет свое начало у Аристотеля, который неразрывно связывал политику с государством. Но он соответствует и современным представлениям, ибо объединяет такие ключевые элементы, как деятельность – государство – власть.

Вопрос 6. Структура политики

Современная политика имеет сложную структуру. Ее важнейшими элементами являются следующие.
Объекты политики – непрерывно меняющийся комплекс общественных проблем такого уровня, решение которых требует политического вмешательства, реформ и структурных преобразований.
Субъекты политики – непосредственные участники политической деятельности: люди, их организации, партии, движения, преследующие политические цели, решающие политические задачи.
Политическая власть – способность тех или иных политических сил оказывать решающее воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.
Политические процессы – взаимодействие различных политических сил, субъектов политики в решении политических проблем, воздействие их на объекты политики.
Политические идеи и концепции – теоретическое осмысление политического развития общества, отражение интересов и настроений различных социальных групп, разработка решений политических проблем.
Перечисление только основных компонентов политики показывает, что как явление она огромна. Политика охватывает практически все сферы современной жизни. Неслучайно широко употребляются понятия: экономическая политика, техническая политика, военная политика, социальная политика, культурная политика, образовательная политика и т. п. Политика разнообразна также по своей форме. Это и управление, осуществление власти, и борьба за власть, за влияние в обществе, и деятельность по поводу политических проблем, и искусство политических отношений, и теоретическая работа по выдвижению идей и программ их реализации.
Широта и разнообразие политического спектра диктуют необходимость многих наук, разрабатывающих отдельные стороны политики как социального явления. И такое многообразие наук давно в реальности существует. Собственные типы в изучении разных аспектов политики (методологический, конкретно-прикладной, социологический, исторический, нормативно-правовой и т. д.) имеют многие науки. Это история и география, право и социология, философия и экономическая теория, психология и кибернетика, праксиология и логика и т. д. Каждая из них имеет своим предметом исследование той или иной формы политики, начиная от методологического аспекта и кончая конкретно-прикладными вопросами.
История изучает реальные общественно-политические процессы, различные точки зрения на эти процессы и тем самым позволяет выяснять и объяснять причины текущих политических процессов. Политическая и экономическая география детально занимается условиями (пространственная и экономическая обусловленность политических процессов, роль окружающей среды, естественные основы формирования политической деятельности и пр.), важными для анализа политического процесса. Философия создает общую картину мира, выясняет место человека и его деятельности в этом мире, в то же время дает общие понятия о принципах и условиях познания, разработки теоретических концепций вообще, политических в частности. Право очерчивает общие рамки деятельности всех государственных структур, а также других организаций, граждан и их объединений, т. е. рамки формирования явлений, центральных для политики. Социология исследует структуру и функционирование как общества в целом, так и отдельных групп, его составляющих, а также общественно-политические отношения в этом обществе. Праксиология изучает условия и течения всех видов человеческой деятельности, в том числе политической.
Каждая из подобных наук имеет свой предмет и свой угол зрения в изучении политики. И только политология исследует политику в целом. Большинство отечественных и зарубежных ученых рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях. С другими науками общественно-политического цикла она взаимодействует, используя их научные наработки в интересах более полного познания политики.

Вопрос 7. Политическая мысль Древнего Востока

Политология имеет богатую длительную предысторию в виде эволюции политических идей. В ее фундамент легли идеи и концепции, которые лучшие мыслители прошлого разрабатывали на протяжении всей истории человечества. Политико-правовая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Осмысление общественных проблем и морально-политических ценностей началось в глубокой древности. Разнообразные идеи, связанные с властью и правами, государством и личностью, демократией и деспотизмом, обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Китая, Арабского Востока, мусульманского мира, европейской цивилизации. Они проходили проверку исторической практикой, шлифовались в четкие формулы политических документов. Шел постоянный поиск оптимальных моделей общественного устройства, взаимоотношений личности, общества и государства, причем долгое время он осуществлялся в рамках философских и религиозных учений.
В III–II тысячелетиях до н. э. мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного происхождения политических порядков. Правда, взаимоотношения земных и небесных властителей трактовались по-разному.
Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых обстоятельствах сами оставались вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. Например, бог находился в особых договорных отношениях с еврейским народом и считался главным их правителем, законодателем и судьей. У древних китайцев было несколько иное представление: для них император был единственным проводником воли небесных сил. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности.
Подчеркивание божественного характера власти долгое время являлось сквозной темой и мифологического, и религиозного мировоззрения. Они освещали существовавшее общественное устройство непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов или единого бога. Например, в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н. э. царь Хаммурапи изображал свое законодательство как осуществление воли богов. Поэтому деление на рабов и свободных, экономическое, правовое неравенство самих свободных нужно было воспринимать как справедливое, данное по воле богов.
В Древнем Иране примерно в VIII в. до н. э. зародилась религиозная доктрина зороастризма (Зороастр, Заратуштра). Эта доктрина оказала большое влияние на идейно-религиозные концепции как Востока, так и Запада (в том числе на становление христианства). Суть зороастризма – борьба в мире двух начал: добра и зла. Добро олицетворяет светлый бог – Ормузд, зло – темный бог – Ариман. Свет и темнота ведут борьбу друг с другом, и смысл бытия каждого человека заключается в активной борьбе против тьмы и зла. Заратуштра был убежден в конечной победе добра, хотя зло и может временно торжествовать. Государство согласно Заратуштре должно быть земным воплощением светлого бога Ормузда. Монарх выступает как его служитель и должен бороться против зла в государстве, прививая добро.
В Древней Индии зачатки идеологии брахманизма были изложены уже в «Ведах» во II тысячелетии до н. э.), в которых обосновывается деление общества на 4 варны, т. е. сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудра. Сословия эти и их различное положение предопределены дхармой, т. е. мировым законом и долгом. Законы Ману (II тысячелетии до н. э.) обосновывали руководящую роль брахманов и их исключительное право толковать дхарму. Кроме изощренных земных наказаний за нарушение дхармы представителями других сословий, законы Ману внедряли страх перед переселением души в более низкое существо.
Против брахманистской идеологии и системы варн было направлено в VI в. до н. э. учение Сиддхартха, прозванного Буддой (Просветленный). Дхарма у буддистов выступает как управляющая миром закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Главное в – отличие от брахманизма буддизм провозгласил установку на индивидуальный путь спасения.
Определенные рационалистические трактовки государства и права наблюдаются в «Артхашастре» (IV–III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), советник и министр царя Чандрагупты I. Кроме морально-нравственных норм, акцент делался на практической пользе (артхе) и обусловленных ею политических мероприятиях и административно-властных установлениях.
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (VI–V вв. до н. э.) признавал Божественное происхождение власти императора, но отказался от Божественного происхождения государства. Согласно его учению оно возникло из объединения семей. То есть государство – это большая патриархальная семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Благо народа – один из центральных пунктов политической части его доктрины. Мудрый администратор должен хорошо знать, что любят люди и что они ненавидят; он всегда должен стремиться к добру, и тогда люди пойдут за ним. Следование этим принципам означает «дао» (правильный путь). Сам Конфуций не добился особых успехов в попытках реализовать свои идеи на практике. Однако его доктрина стала той отправной точкой, той стандартной «измерительной шкалой» политической культуры, с которой сверяли свои теории мыслители и реформаторы последующих поколений.
В рамках даосизма, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н. э.), правильный путь (дао) рассматривался не как путь в соответствии с требованиями богов, а как естественная природная необходимость. То есть по Лао-цзы, законы природы выше законов богов и несут в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Тем самым он одним из первых подверг критике общественно-политическое устройство Китая. Его призывы к воздержанию, возврату к общинной жизни в ее патриархальности не получили широкой общественной поддержки.
Основатель моизма Мо-цзы (V в. до н. э.) обосновывал идею естественного равенства людей. Для этого он по-новому трактовал понятие «воля неба», рассматривая его как всеобщность, т. е. равное отношение ко всем людям. Отсюда его резкая критика существующих порядков. Мо-цзы стал одним из первых основателей договорной концепции происхождения государства. Он утверждал, что отсутствие управления и единого понимания справедливости определяло состояние вражды и хаоса в обществе. Для их устранения люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и назвали его сыном неба.
Легисты Древнего Китая в лице одного из видных представителей этой школы Шан-Яна (IV в. до н. э.) критиковали взгляды Конфуция за идеализм в отношении морально-нравственных норм для правителя, которыми он должен руководствоваться. Шан-Ян считал, что управлять можно не с помощью добродетелей, а с помощью жестких законов, которым люди должны подчиняться под страхом наказания и насилия. Для этого легисты обосновывали принцип коллективной ответственности на основе круговой поруки (пятидворки и десятидворки) и внедряли идеи тотального доносительства. Эти идеи сыграли значительную роль в дальнейшем развитии системы государственного управления Древнего Китая и соседних стран, а впоследствии через монгольское завоевание – и в России.
Таким образом, первые попытки осмысления общественнополитического устройства в рамках религиозно-мифологического мировоззрения заключались в рассмотрении земных порядков как неразрывной части космических порядков, имевших Божественное происхождение. Тем самым утверждалось превосходство порядка над хаосом.

Вопрос 8. Политическая мысль Древней Греции и Рима

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной культуре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлинное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.
Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подражания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образования, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безоговорочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.
Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.
Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.
Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.
Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия и аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она – не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.
В политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. «Мы лепим государство, – писал Платон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» (см. Платон. «Государство»). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.
Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанализировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что «человек по природе своей есть существо политическое» и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге «Политика» Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.
В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.
Сравнивая формы государственного устройства, Аристотель делит их по двум основаниям: количество правящих и цель, т. е. моральная значимость правления. В результате получились три «правильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправильные» (тирания, олигархия и демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединять три элемента: добродетель, богатство, свободу – и тем самым сочетать интересы богатых и бедных.
Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыслитель Марк Цицерон (106 -43 гг. до н. э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. Платон и Аристотель считали неотделимыми естественное право и государство. Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.
Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Вопрос 9. Политическая мысль Средневековья

Содержание политических учений предопределяет периодизацию их истории, поскольку проблема выделения этапов развития политической мысли носит по преимуществу общетеоретический характер. В этом смысле наиболее целесообразным оказывается построение периодизации, совпадающее с цивилизационным делением всей истории человечества: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. Соответственно этому строится содержание данной главы при одном отступлении от схемы. Им является знакомство с религиозными представлениями о политике.
Как уже было отмечено, самые первые в истории человечества попытки осознать общественно-политические проблемы дошли до нас в религиозных мифах и легендах. О решении ряда общественных проблем рассказывает миф о Ное, которому более пяти тысяч лет. Многие вопросы власти, собственности, человеческих взаимоотношений отражены в мифах Древней Греции и Рима. Системный подход к рассмотрению многих вопросов государственности, права, общественного поведения содержится в документах мировых религий: буддизме, христианстве, исламе. Религии освящали существовавшее общественное устройство непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов или единого бога.

Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В чем противоречивость общественного прогресса? Какие критерии прогресса существуют? Каков универсальный критерий общественного прогресса? В чем причины многообразия путей и форм общественного развития?






Противоречивость прогресса: Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отразились подъемы и спады Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества Ускоренный прогресс часто оплачивался высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились массы людей








Критерии прогресса: 1) А.Тюрго, М.Кондорсе и просветители: развитие разума, просвещения 2) А.Сен-Симон: состояние общественной нравственности, принцип братства 3) Ф.Шеллинг: правовой критерий, постепенное приближение к правовому устройству 4) Г.Гегель: степень сознания свободы 5) К.Маркс: развитие производства и производственных отношений


Современные критерии общественного прогресса: Рост продолжительности жизни Рост благосостояния населения Степень гармоничности между интересами личности и государства Степень гармоничности между интересами различных групп и слоёв общества Уменьшение степени напряжённости между различными группами общества




Питирим Сорокин (): «…все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья».












3. Французские просветители к критериям прогресса относили: а) развитие разума и нравственности; б) усложнение юридических институтов; в) развитие производительных сил; г) покорение природы. 4. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние.


5. Верно ли суждение? А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед. Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны. 6. Верны ли следующие суждения? А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам, а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.


7. Критерием развития общества не является: а) уровень развития науки: б) степень удовлетворения личностью своих потребностей; в) религиозные предпочтения общества; г) состояние экономики. 8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса: а) Ф. Шеллинг; б) Г. Гегель; в) А. Сен-Симон; г) Ш. Фурье.


9. Реформа - это преобразование: а) изменяющее политическое устройство общества; б) ликвидирующее старые социальные структуры; в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни; г) приводящее к регрессу общества. 10. Необходимым условием самореализации человека выступает: а) свобода; б) техника; в) мораль; г) культура.


11. Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это: а) реформа; б) инновация; в) революция; г) прогресс. 12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса: а) древнегреческий поэт Гесиод; б) французский философ А. Тюрго; в) немецкий философ Г Гегель; г) основатель марксизма К. Маркс.



Критерий прогресса не выводится из самой исторических наблюдений, а представляет собой ту меру, с которым историк подходит к анализу исторической действительности. Поэтому критерий прогресса априорен и принадлежит не собственно истории, а философии истории. В различных концепциях философии истории выдвигаются разные критерии прогресса. У просветителей главным критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. Они видели конечную цель прогресса как некое полное торжество разума и воплощение разумных начал в жизни людей и общественном устройстве. У Гегеля историческим основанием прогресса и его критерием выступала свобода, точнее – осознание человеком свободы. В материалистическом понимании истории критерием общественного прогресса выступает уровень развития производительных сил общества.

Под общественным прогрессом понимают развитие к лучшему общества в целом. Именно в этом качестве прежде всего прогресс предстает как идея истории. Однако понятие прогресса используют также в науке, технике, нравственности, религии, праве и т. д., употребляя понятие прогресса применительно к отдельным сферам жизни общества. При этом проявляется проблема, заключающаяся в том, что прогресс в одних областях жизни может исторически совмещаться с застоем или регрессом в других областях . При этом прогрессивное или регрессивное изменение общества определяется по той сфере жизни, которая принимается за приоритетную в конкретной философской концепции.

Просветителям и их преемникам неоспоримым свидетельством прогресса всегда служило развитие науки и техники. Наиболее явно и быстро изменения происходят в политической жизни - периодический расцвет и упадок великих империй, преобразование внутреннего строя различных государств, порабощение одних народов другими, - постольку первые концепции общественного развития в древности стремятся дать объяснения именно политическим изменениям, которым придается характер цикличности. Так, уже Платон и Аристотель создали первые циклические теории развития общества. По мере развития общества циклический характер общественных изменений распространялся и на другие сферы его жизни. Всемирная история воспринималась как история расцвета, величия и гибели великих империй. Ш. Л. Монтескье "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734); Джованни Баттиста Вико (1668-1744) "Основания новой науки [об общей природе наций]" изложил теорию исторического круговорота , состоящего из трех эпох с соответствующими циклами - божественной, героической и человеческой, сменяющих друг друга в процессе всеобщего кризиса.

Умы эпохи Просвещения (Тюрго и Кондорсе, Пристли и Гиббон, Гердер и др.) пришли к убеждению, что новая эпоха в общественном развитии Европы далеко превзошла античность и является дальнейшей ступенью общественного развития. Появились первые теории общественного прогресса во всемирной истории, подорвавшие представления о ее цикличности и утвердившие идею поступательного развития человечества . Было изложено в книге Ж. А. Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума".

Теории локальных цивилизаций . В XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Одним из первых, разработавших концепцию всемирной истории как совокупности самостоятельных и специфичных цивилизаций, которые он называл культурно-историческими типами человечества, был русский естествоиспытатель и историк Н. Я. Данилевский (1822-1885). В книге "Россия и Европа" он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени типы организации социальных образований: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский (европейский). К которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами.

Теория общественно-экономических формаций . Из теорий социального развития середины XIX - конца XX века наиболее обстоятельно была разработана марксистская концепция общественного прогресса как последовательной смены формаций. Над разработкой и согласованием ее отдельных фрагментов трудились несколько поколений марксистов, стремившихся, с одной стороны, устранить ее внутренние противоречия, а с другой - дополнить ее. Маркс и Энгельс стремились обосновать свою концепцию общественно-экономических формаций многочисленными ссылками на исторические источники, хронологические таблицы и фактический материал, она тем не менее в основном покоилась на отвлеченных, умозрительных представлениях своих предшественников и современников(Сен-Симона, Гегеля, Л. Г. Моргана и др.). Концепция формаций представляет собой не эмпирическое обобщение человеческой истории, а творческое критическое обобщение различных теорий и взглядов на всемирную историю, своего рода логику истории.

Комплект 1

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1. Закончите определение: «Общество - это...»:

а . определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности

б . определенный этап исторического развития че­ловечества

в . человечество в целом

г. правильны все определения

2. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества?

а. общество - часть природы

б. природа - часть общества

в. общество и природа во взаимосвязи единый реальный мир

г. общество, создав культуру, потеряло связь с природой

3. Назовите неправильные утверждения:

а.

б .нет человека - нет общества

в.

г.

д

4. Кто был создателем учения о ноосфере?

а. И. Вернадский

б. Ч. Дарвин

в . Л. Н. Гумилев

г. О. Конт

5. Выберите верное определение. В переводе с греческого языка слово «экономика» – это :

а. организация хозяйства по территориальному признаку;

б. искусство ведения домашнего хозяйства;

в. рациональное распределение материальных благ.

г. хозяйственная деятельность.

6. Какое из утверждений верно?

а. общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь пред­ставление об обществе в целом

б. общество и природа неразрывно связаны и под­чиняются общим законам

в. общество обособилось от природы и не подчиня­ется действию природных

7. Приведите в соответствие название сферы обще­ственной жизни и ее институтов :

а. духовная сфера жизни общества

б. социальная сфера жизни общества

в экономическая сфера жизни общества

г. политическая сфера жизни общества

1) власть, государство, избирательное право

2) производство материальных благ, финансы, торговля

3) классы, нации, первичные коллективы

4) театр, религия, наука, нравственные нормы, об­разование

8. Деятельность государственных организаций, поли­тических партий относится к:

а. духовной сфере общественной жизни

б. социальной сфере общественной жизни

в. политической сфере общественной жизни

г . экономическая сфера общественной жизни

9. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»;

а.

б

в.

г .движение назад

10. Какие признаки характеризуют явление элитар­ной культуры?

а.

б.

в.

г

11. Какие проблемы современности получили название глобальных?

а. проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения

б. проблемы экономического взаимодействия ме­жду различными странами

в. проблемы ликвидации последствий чернобыль­ского взрыва

г. экологическая проблема

12.Массовая культура - это:

а. вид культурной продукции, которая каждо­дневно производится в больших объемах

б. культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторий по различным кана­лам, включая средства массовой информации и коммуникации

в. ориентирована на отдельных личностей

г. правильны определения а,б

13.В чем проявляется процесс гуманитаризации обра­зования?

а. в увеличении гуманитарных знаний и дисцип­лин в обучении

б.

в.

14. Какие положения характеризуют особенности со­временной науки?

а. наука является приоритетным направлением в деятельности развитых стран в условиях совре­менной НТР

б . сокращаются со стороны государства вложения в науку

в . развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сфе­ру материального производства

г. отказ от идеологизации обучения

15. Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

16. Первоначальное значение слова «культура» - это:

а.

б. способы обработки земли

в

г. создание человеком благ

14. Книгу «Закат Европы» написал:

а. Н. Я. Данилевский

б .О. Шпенглер

в. П. Сорокин

г . М. Вебер

17. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности тради­ционных обществ:

а. экономическая сфера

б .социальная сфера

в. политическая сфера

г. духовная сфера

1) мышление образное, созерцательное

2) сословно-кастовая, иерархическая структура общества

3) господство государственной формы собственно­сти

4) государство вмешивается во все сферы деятель­ности общества

18. Выберите верное определение. В структуру политической системы входят:

а.

б.

в.

19. Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а . философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

20 . Выберите правильный ответ. Ныне действующая Конституция РФ принята в:

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в.

г .соответствие законам логики

Комплект 1.

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. Духовная культура не включает:

а. науку;

б. искусство;

в. технику.

г. изобретения

2. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а

б .социальная сфера 2) господство частной собственности

в

структура

г

3. Выберите правильные ответы. Какие положения характеризуют особенности современной науки?

а.

б. сокращаются со стороны государства вложения в науку;

в .развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сферу материального производства.

4. Как называется комплекс общечеловеческих про­блем, от решения которых зависит выживание че­ловечества, судьбы цивилизации?

а.

б . научно-техническая революция

в.

г. охрана здоровья

5. К числу глобальных проблем современности отно­сятся:

а. предотвращение угрозы экологического кризи­са

б. предотвращение отрицательных последствий НТР

в. обеспечение человечества необходимыми ресур­сами

г. все перечисленные выше

6. Кинофильмы этого российского режиссера критика относит к явлению элитарной культуры:

а. Н. Михалков

б. Э. Рязанов

в. А. Тарковский

7. Основными функциями культуры являются:

а . регулирующая функция (регулирование поведе­ния человека, образцы поведения и ценности)

б. образовательно-воспитательная функция (уро­вень культуры личности определяется приобще­нием к культурному наследию)

в . интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества)

г . все перечисленные выше

8. Какие положения являются неверными?

а. все элементы материальной и духовной культу­ры неразрывно связаны между собой

б . культура представляет меру человеческого в че­ловеке

в. каждое поколение отбирает культурные тради­ции и ценности, накапливает и сохраняет их

г. каждое поколение создает, свей образцы культу­ры, не опираясь на опыт предшествующих поколе­ний

9 .Кооперацией называется:

а.

б.

в. сотрудничество ради решения общей задачи

г.

10. Процесс, посредством, которого индивид усваивает в обществе символы, ценности, нормы называются:

а. адаптацией

Б б .социализация

В) с в .самосовершенствование

Г) г .интеграцией

11.Установите соответствие между типами общества и характеризующими их ключевыми социальными ценностями:

а . традиционное общество 1) деньги и капитал

Б б. промышленное общество 2) власть и традиция

В) ин в

12. К основным проявлениям экологического кризиса относятся:

а. постепенное истощение природных ресурсов

б. загрязнение атмосферы, почв и Мирового океана.

в. рост заболеваний

г. исчезновение многих видов растений

13.Выберете правильное утверждение:

а. общество - это обособившаяся от природы часть мира

б. общество неразрывно связано с природой

в. нет природы, нет и общества.

14.К числу социальных институтов относятся:

а. политические институты

б .духовные институты

в. семейно-брачные институты

г. экономические институты

д. религиозные институты

15.Что относится к материальной культуре:

а. знания

б .здания

в .язык

г . символы

д. предметы быта

е. оборудование

16. Какой ученый впервые использовал термин «индивид»:

а. Цицерон

б. Платон

в. Сократ

г .Аристотель

1 комплект

1 вариант

7а-4,б-3,в-2,г-1

17а-3,б-2,в-4,г-1

2 вариант

2-1-б,2-в,3-г,4-а

11-а-2,б-1,в-3

Комплект 2

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1.Выберите правильный ответ. Как называются науки, изучающие общественную жизнь?

а . гуманитарные науки;

б .естественные науки;

в. общественные науки

г технические науки.

2. Выберите правильный ответ. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:

а .древнегреческий поэт Гесиод (VIII -VII вв. до н.э.);

б .французский философ А.Тюрго(XVIII в.);

в .немецкий ученый К.Маркс (XIX в).

г. французский учёный О. Конт

3. Выберите правильный ответ. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:

а . циклический круговорот;

б. движение вперед;

в . движение по спирали.

г . движение назад

4. Падение покупательной способности денег называется:

а .инфляцией

б. дефляцией

в. эмиссией

г. дефолтом

5 Идею суверенитета народа или принцип народовластия отстаивал в своем творчестве:

а. Макиавелли

б Гоббс

в. Локк

г. Руссо.

6. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

а. общее гражданство;

б. национальность;

в.

г. ответственность

7. Основной вопрос, который решает экономика:

а .что производить?

б. как производить?

в. для кого производить?

г. все перечисленное выше

8. Выберите правильный ответ. Собственниками акционерного общества являются:

а. держатели акций;

б. работники фирмы;

в .директор фирмы.

г. предприниматели

9. Выберите верное определение. Социальные общности - это...

а . отношения между людьми в обществе;

б. совокупность социальных классов;

в. реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками.

г. совокупность групп.

10. Выберите правильные ответы. Об уровне национального самосознания, в частности, свидетельствуют:

а . умение не только говорить, но и писать на национальном языке;

б. знание истории своего народа;

в. чувство национального достоинства.

г. принадлежность к нации

11. Выберите верное определение. Менталитет – это:

а . совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом;

б. неодинаковое социальное положение людей;

в. признание обществом или его большей частью власти, прав, и полномочий какого- либо лица, органа, организации.

г. чувство гордости

12. Выберите правильный ответ. Как называется положение, которое человек занимает в первичной социальной группе в зависимости от его человеческих качеств:

а. личный статус;

б. социальный статус;

в. социальный престиж.

г. социальная мобильность

13. Выберите правильный ответ. Люмпенизированные слои - это:

а . кустари;

б. деклассированные слои;

в. квалифицированные рабочие.

г . высшие слои

14. Выберите правильный ответ. Конституция РФ содержит … статей.

15. Выберите правильный ответ. Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее:

а . легальность;

б. легитимность;

в. этатизм.

г. суверенитет

16. Выберите верное определение. Правовое положение личности – это...

а. ее политический статус;

б . ее политическая роль;

в . ее личный статус.

г. ее партийная принадлежность

17. Исторически возникший вид устойчивого социального объединения людей, представленный племенем, народностью, нацией - это:

а. этнос

б. община

в. класс

г. общность

18. Выберите правильный ответ. Социальной основой становления правового государства является:

а. становление гражданского общества;

б. принятие конституции;

в. проведение референдума по вопросу о правах человека.

г. развитие различных форм собственности

19. Выберите правильный ответ. Самой ранней мировой религией является :

а .христианство;

б .ислам;

в .буддизм.

г. синтоизм

20. Выберите правильный ответ. Что такое правовое государство?

а.

б.

в.

г. государство, в котором действует институт президентской власти

21. Выберите верное определение. В структуру политической системы входят:

а. политические отношения и политические организации;

б. политические отношения, политические организации и политические нормы;

в. политические отношения, политические организации, политические нормы, политические идеи, взгляды и политическая культура

22. Приведите в соответствие названия партий и общественно – политических движений с именами их лидеров:

а .В.В.Жириновский 1) Коммунистическая партия Российской

б. Г.А.Зюганов Федерации (КПРФ)

в .Г.А. Явлинский 2) Либерально – Демократическая партия

3) «Яблоко»

23. Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а .философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

24. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного составляет содержание религиозной психологии?

а . теология (богословие);

б . религиозные чувства;

в . религиозные настроения.

г. сознание

25.Наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества – это:

а. история

б. социология

в. политология

г. философия

Комплект 2.

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. К какому понятию относится определение «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»?

а . культура;

б. общество;

в. цивилизация;

г. наука

2. Выберите правильный ответ. Кто был создателем учения о ноосфере?

а . Л.Н. Гумилев;

б. В.И. Вернадский;

в. Ч. Дарвин.

г. К. Маркс

3. Выберите правильный ответ. Общественный прогресс – это …:

а . уровень развития общества;

б. состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;

в .направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых форм общественной жизни к более сложным и высоким.

4. Выберите правильный ответ. Представление о мире и месте в нем человека называют:

а . мировоззрением;

б . идеологией;

в философией.

г. наука

5.Государство воздействует на экономику через:

а. государственные заказы

б .сбор налогов

в .регулирование денежного обращения

г. все перечисленное выше

6. Выберите правильный ответ. Основная цель рыночной экономики состоит:

а. в удовлетворении потребностей людей

б. в защите окружающей среды

в. в укреплении государства

г. в регулировании спроса

7. Выберите правильный ответ. Какие проблемы современности получили название глобальных?

а . проблемы ликвидации последствий чернобыльского взрыва;

б. проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения;

в . проблемы экономического взаимодействия между различными странами.

г. проблемы охраны здоровья

8. Выберите верное определение.

а .

б.

в.

г. доход страны

9. Выберите правильные ответы. Мировыми религиями являются:

а. индуизм;

б. буддизм;

в. христианство.

г. ислам

10. Выберите правильный ответ. В чем заключается процесс гуманитаризации образования?

а. в увеличении гуманитарных знаний и дисциплин в обучении

б. в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении

в. в отказе от идеологизации обучения

г . в глубоком изучении истории

11. Выберите правильный ответ. Средством приобщения человека к образу жизни и культуре общества является:

а. наука;

б. образование;

в. мировоззрение.

г. философия

12. Выберите правильный ответ. Президент Российской Федерации избирается:

а. на шесть лет

б. на пять лет

в. на семь лет

г. на четыре года

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

14. Выберите правильный ответ. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей:

а . политика;

б. диктатура;

в . власть.

г. режим

15. Выберите верное определение. К элементам общества не относится :

а. университет

б . плодородная земля

в. нация

г. социальные слои населения

16. Выберите правильный ответ. Участие личности в политике может проявиться в роли:

а. семьянина;

б. покупателя;

в. участника пикетирования.

г. воспитателя

17. Выберите правильный ответ.

Законодательная власть в РФ осуществляется:

а. Федеральным Собранием;

б. Правительством РФ;

в. Президентом РФ.

г . Верховным судом РФ

18. Выберите правильный ответ. Духовная культура не включает :

а. науку;

б. искусство;

в. технику.

г. образование

19. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а .экономическая сфера 1) мышление образное, созерцательное

б. социальная сфера 2)господство частной собственности

в. политическая сфера 3)сословно- кастовая, иерархическая

структура

г .духовная сфера 4)правовое государство

20. Выберите правильный ответ. День прав человека отмечается во всем мире:

21. Приведите в соответствие понятие и его определение:

а. социальное государство 1) государство на территории

которого проживают различные

этносы (нации, народности)

б. многонациональное

государство 2) государство, политический

режим которого опирается на

строгое соблюдение правовых норм

в .правовое государство 3) государство, проводящее активную

социальную политику

22. Выберите правильные ответы. Какие положения характеризуют особенности современной науки?

а. Наука является приоритетным направлением в деятельности развитых стран в условиях современной НТР;

б .сокращаются со стороны государства вложения в науку;

в. развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сферу материального производства.

Ответы

2 комплект

1 вариант

6-в,г

10-б,в

11а

12а

13б

14а

15б

16а

17а

18а

19в

20б

21в

22-а-2,б-1,в-3

23б

24-б,в

25б

9-б,в,г

10а

11б

2вариант

12б

13в

14в

15б

16в

17а

18в

19-1-б,2-в,3-г,4-а

20в

21-а-3,б-1,в-2

22-а,в

Комплект 3

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1.Что побуждает людей к деятельности?

а. потребность

б. мотив

в. цель

г. результат

2. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности индуст­риального общества:

а . экономическая сфера

б .политическая сфера

в. социальная сфера

г .духовная сфера

1) закрепление принципа равенства граждан перед законом, формирование правового государства и гражданского общества

2) разрушение сословных границ, открытость и подвижность социальных структур

3) рационализация духовной жизни, признание автономии личности от государства важнейшей ценностью

4) бурное развитие промышленности, господство частной собственности и рыночных отношений.

3. Сущность человека образует единство двух его сторон:

а. классовой

б. биологической

в. социальной

г. экономической

4.Основой человеческого существования является:

а. потребление

б. деятельность

в. любовь

г. дружба

5.Познание- это :

а. форма досуга

б. отражение действительности в сознании человека

в. постижение силами природы самих себя

г .способ существования человека

6.Деятельность складывается из:

а. действий

б. намерений

в. поступков

г. целей

7. Критериями истины являются:

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в. соответствие господствующему в обществе учение

г .соответствие законам логики

8. Возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация – это:

а. «плохой» прогресс

б. непоследовательный прогресс

в. регресс

г. прогресс

9 .Первоначально термин «культура» использовался в значении:

а. почитание

б .высшее качество

в . возделывание

г. деятельность

10. Назовите неправильные утверждения:

а. свобода человека состоит в его способности жить вне общества

б .нет человека - нет общества

в. каждое новое поколение включается в уже сло­жившиеся общественные отношения

г. жизнь общества не подвержена изменениям

д . знания, трудовые умения, нормы морали явля­ются продуктами общественного развития

11. Какие признаки характеризуют явление элитар­ной культуры?

а. каждая элита создает свои культурные ценно­сти и идеалы

б. возвышение искусства над политикой, наукой, моралью

в. распространение духовных ценностей среди большого числа людей, зрелищность и демокра­тичность

г . произведения, создаваемые в рамках этой куль­туры, рассчитаны на узкий круг тонко разбираю­щихся в искусстве людей

12. Основами экономического учения А.Смита являются:

а. свобода конкуренции

б . необходиморсть экономической и политической свободы

в. активное вмешательство государства в экономику

г .развитие монополий

13.Политический режим представляет собой:

б. атмосферу секретности и тайны, которой окружена работа правительства

в. методы и способы осуществления государственной власти.

г. распорядок работы государственных учреждений

14.Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

15. Как называется комплекс общечеловеческих про­блем, от решения которых зависит выживание че­ловечества, судьбы цивилизации?

а. предотвращение угрозы новой мировой войны

б. научно-техническая революция

в. глобальные проблемы современности

г . охрана здоровья

16 . Установите соответствие между типами общества и характеризующими их ключевыми социальными ценностями:

а. традиционное общество 1) деньги и капитал

Б б . промышленное общество 2) власть и традиция

В в . информационное общество 3) информация и знания

17.Процесс, посредством, которого индивид усваивает в обществе символы, ценности, нормы называются:

а. адаптацией

Б б.социализация

В) с в.самосовершенствовани

г.интеграцией

18.Совесть можно определить как:

а. ценности и идеалы общества

в. способность личности различать добро и зло

г. осознание личностью своих прав и свобод

19.Этнос – это:

а. любая социальная группа

б .национальное меньшинство

в. совокупность людей проживающих на определённой территории, обладающих общими чертами культуры и психики, сознанием единства

г. община людей

20. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени:

а . в Древнем Египте

б . в Древней Индии

в . в Древнем Китае

г . в Древнем Риме

Комплект 3

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а .экономическая сфера 1) мышление образное, созерцательное

б. социальная сфера 2) господство частной собственности

в .политическая сфера 3) сословно- кастовая, иерархическая

структура

г .духовная сфера 4) правовое государство

2 Идею суверенитета народа или принцип народовластия отстаивал в своем творчестве:

а. Макиавелли

б Гоббс

в. Локк

г. Руссо.

3. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

а. общее гражданство;

б. национальность;

в. общие права и обязанности по отношению друг к другу.

г. национальный язык

4. Выберите правильный ответ. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний и умений - это:

а. воспитание

б. обучение

в. образование

г. культура

5. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного составляет содержание религиозной психологии?

а . теология (богословие);

б . религиозные чувства;

в . религиозные настроения.

г. сознание

6.Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а .философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

7. Приведите в соответствие названия партий и общественно – политических движений с именами их лидеров:

а. В.В.Жириновский 1) Коммунистическая партия Российской

б. Г.А.Зюганов Федерации (КПРФ)

в. Г.А. Явлинский 2) Либерально – Демократическая партия

3) «Яблоко»

8.Выберите правильный ответ. Что такое правовое государство?

а. государство, в котором существует и реально действует конституция;

б. государство, главным принципом которого является верховенство права (закона);

в. государство с республиканской формой правления.

9. Выберите верное определение. Правовое положение личности – это...

а. ее политический статус;

б . ее политическая роль;

в . ее личный статус.

г. ее партийная принадлежность

10. Кто был создателем учения о ноосфере?

а . Л.Н. Гумилев;

б. В.И. Вернадский;

в. Ч. Дарвин.

г. К. Маркс

11. Выберите правильный ответ. Что является главным признаком рыночной экономики?

а . высокое качество продукции;

б . свобода предпринимательства и торговли;

в. отсутствие дефицита товаров.

г . массовое производство

12. Выберите верное определение.

Государственный бюджет - это…

а . сумма материальных благ, произведенных за определенный срок;

б. обобщающий показатель экономического развития страны;

в. основной финансовый план страны.

г. доход страны

13. Выберите правильный ответ. Ныне действующая Конституция РФ принята в:

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

14.К основным факторам происхождения человека относятся

а . естественный отбор и борьба за существование

б. труд

в . религия

г. мышление

е. обычай хоронить умерших

15. Социальная структура общества – это…

а. строение общества в целом;

б .совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп;

в. социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи

г. верно все выше перечисленное.

16. Кооперацией называется:

а. индивидуальная или групповая борьба

б. совокупность однонаправленных и повторяющихся действий

в .сотрудничество ради решения общей задачи

г. процесс временного проживания, в результате которого формируется общая культура группы

17.Центральное понятие теории социальной стратификации – понятие «страта» - означает:

а. расслоение общества;

б. большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре;

в. процесс дифференциации общества.

г. перемещения людей

18. Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

19. Первоначальное значение слова «культура» - это:

а. создание искусственных материалов

б. способы обработки земли

в . правила поведения в обществе

г. создание человеком благ

20.Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»;

а. уровень (ступень) развития общества, его культура

б . состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития

в. направление общественного развития, при кото­ром происходит поступательное движение общест­ва от простых и низших форм общественной жиз­ни к более сложным и высоким

г .движение назад

21.Критериями истины являются:

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в. соответствие господствующему в обществе учение

г .соответствие законам логики

Ответы

3 комплект

1 вариант

2-а-4,б-1,в-2,г-3

3-б,в

10-г,а

11-а,б,г

12-а,б

13в

14в

15в

16-а-2,б-1,в-3

17б

18б

19в

20б

2 вариант

1-а-2,б-3,в-4,г-1

3-а,в

5-б,в

7-а-2,б-1,в-3

10б

11б

12в

13в

14-а,б,г

15б

16в

17б

18в

19б

20в

Против брахманистской идеологии и системы варн было направлено в VI в. до н. э. учение Сиддхартха, прозванного Буддой (Просветленный). Дхарма у буддистов выступает как управляющая миром закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Главное в – отличие от брахманизма буддизм провозгласил установку на индивидуальный путь спасения.

Определенные рационалистические трактовки государства и права наблюдаются в "Артхашастре" (IV–III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), советник и министр царя Чандрагупты I. Кроме морально-нравственных норм, акцент делался на практической пользе (артхе) и обусловленных ею политических мероприятиях и административно-властных установлениях.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (VI–V вв. до н. э.) признавал Божественное происхождение власти императора, но отказался от Божественного происхождения государства. Согласно его учению оно возникло из объединения семей. То есть государство – это большая патриархальная семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Благо народа – один из центральных пунктов политической части его доктрины. Мудрый администратор должен хорошо знать, что любят люди и что они ненавидят; он всегда должен стремиться к добру, и тогда люди пойдут за ним. Следование этим принципам означает "дао" (правильный путь). Сам Конфуций не добился особых успехов в попытках реализовать свои идеи на практике. Однако его доктрина стала той отправной точкой, той стандартной "измерительной шкалой" политической культуры, с которой сверяли свои теории мыслители и реформаторы последующих поколений.

В рамках даосизма, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н. э.), правильный путь (дао) рассматривался не как путь в соответствии с требованиями богов, а как естественная природная необходимость. То есть по Лао-цзы, законы природы выше законов богов и несут в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Тем самым он одним из первых подверг критике общественно-политическое устройство Китая. Его призывы к воздержанию, возврату к общинной жизни в ее патриархальности не получили широкой общественной поддержки.

Основатель моизма Мо-цзы (V в. до н. э.) обосновывал идею естественного равенства людей. Для этого он по-новому трактовал понятие "воля неба", рассматривая его как всеобщность, т. е. равное отношение ко всем людям. Отсюда его резкая критика существующих порядков. Мо-цзы стал одним из первых основателей договорной концепции происхождения государства. Он утверждал, что отсутствие управления и единого понимания справедливости определяло состояние вражды и хаоса в обществе. Для их устранения люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и назвали его сыном неба.

Легисты Древнего Китая в лице одного из видных представителей этой школы Шан-Яна (IV в. до н. э.) критиковали взгляды Конфуция за идеализм в отношении морально-нравственных норм для правителя, которыми он должен руководствоваться. Шан-Ян считал, что управлять можно не с помощью добродетелей, а с помощью жестких законов, которым люди должны подчиняться под страхом наказания и насилия. Для этого легисты обосновывали принцип коллективной ответственности на основе круговой поруки (пятидворки и десятидворки) и внедряли идеи тотального доносительства. Эти идеи сыграли значительную роль в дальнейшем развитии системы государственного управления Древнего Китая и соседних стран, а впоследствии через монгольское завоевание – и в России.

Таким образом, первые попытки осмысления общественнополитического устройства в рамках религиозно-мифологического мировоззрения заключались в рассмотрении земных порядков как неразрывной части космических порядков, имевших Божественное происхождение. Тем самым утверждалось превосходство порядка над хаосом.

Вопрос 8. Политическая мысль Древней Греции и Рима

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной культуре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлинное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подражания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образования, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безоговорочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге "Государство". Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия и аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она – не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

В политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. "Мы лепим государство, – писал Платон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом" (см. Платон. "Государство"). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанализировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что "человек по природе своей есть существо политическое" и несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству". Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге "Политика" Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что "необходимо, чтобы целое предшествовало части". Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.