Методика получения правовой статистической информации. Предмет, метод и задачи правовой статистики
Введение
В последнее время достаточно остро стоит вопрос о социально-экономических и политических противоречиях в России. Именно поэтому увеличилось количество преступлений.
В наше время в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. В течение нескольких лет наблюдается количественный рост преступности и ухудшение ее качественных показателей.
Преступность, представляет собой совокупность преступлений, связанную с социальной средой, имеет свои количественные и качественные характеристики, отличные от характера отдельного преступления. В характеристиках преступности проявляются ее определенные закономерности. Современный подход к преступности как к социальной системе вызывает необходимость рассматривать ее как социально обусловленное явление, характеризующееся системой определенных свойств и параметров, которые могут быть количественно выражены в виде постоянных и переменных величин.
Преступность -- одно из страшных явлений в жизни общества. Она оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности населения, накладывает отпечаток на образ жизни человека, напрямую связана с его жизнью, здоровьем, материальным благополучием.
В настоящее время, преступность, как и мировые войны, и глобальные катастрофы представляет огромную угрозу для существования человечества.
Преступность также представляет собой форму движения, т.е. процесс, поскольку масштабные социальные системы не могут находиться в состоянии статистики. Очевидно, поэтому преступность необходимо рассматривать как сложную динамическую социальную систему.
Возможно описание преступности как системы статистического характера набором параметров. Изучение ее процесса связано с необходимостью использования математических методов. Поскольку преступность проявляется в виде статистической совокупности составляющих ее элементов, речь должна идти, прежде всего, о статистических методах. Преступность - статистическая система, подчиняющаяся вероятностным закономерностям.
Объектом данной дипломной работы является уровень преступности в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать уровень преступности с помощью основных статистических методов.
Основные понятия и задачи правовой статистики
Предмет и метод правовой статистики
Основным и обязательным источником информации о преступности как массовой статистической совокупности является уголовная (правовая статистика). Она представляет собой не только статистические данные, но и специальные методы исследования.
Правовая статистика - основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними. Она количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер борьбы с этими нарушениями.
Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, которые практически ею занимаются, обуславливают выделение трех самостоятельных разделов правовой статистики:
1. Уголовно-правовая статистика. Объектом изучения данной статистики является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями преступности и мер государственного социального контроля над ней.
2. Административно-правовая статистика. Объект изучения - количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями административных правонарушений и мер государственного социального контроля над ними.
3. Гражданско-правовая статистика. Объектом изучения является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом и вынесенных ими решений.
Роль правовой статистики заключается в том, чтобы установить, как работают следственные, судебные и исправительно-трудовые учреждения.
Зная, количество зарегистрированных преступлений, располагая сведениями о нарушении семейного, трудового, жилищного права, можно более эффективно осуществлять решение задач в укреплении правопорядка.
Отсюда следует, что предметом правовой статистики будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов. Во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов). Демидов В.Н., Казанцев С.Я., - Правовая статистика - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
Цель правовой статистики - учет нарушений, которые рассматривают органы МВД, прокуратуры, суда.
Для принятия эффективных мер укрепления правопорядка определения нужно в первую очередь иметь достоверные данные о состоянии преступности, а в частности иметь представления о ее структуре и динамике, причинах и условиях совершения правонарушений. Изучение преступности начинается с обобщения и анализа данных учета зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, в масштабе города, района, отдельного производственного или иного объекта.
Правовая статистика исследует, как охраняется личность, защищаются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и безопасность.
Правонарушения, которые исследует правовая статистика - это категория конкретно-временная. Ее социальная характеристика проявляется в четырех моментах: во-первых, это их историческое происхождение; во-вторых, это деяния конкретных людей, их сознательные поступки: в-третьих, тот ущерб, который они наносят обществу.
К методам, с помощью которых правовая статистика изучает свой предмет, относятся: Савюк Л.К. - Правовая статистика. - М.: Юристъ, 2011 г.
1) массовое статистическое наблюдение;
2) сводка и группировка данных, которые были получены при наблюдении, по качественно-определенным признакам;
3) статистический количественный анализ показателей;
4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.
1. Метод массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений можно установить объективные закономерности в преступности.
2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам -- следующий метод правовой статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, должны быть сгруппированы по нужным признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Сводка и группировка данных позволит увидеть структуру изучаемых явлений, сходства и различия.
3. Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых явлений
4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования:
При наблюдении
При группировке
При количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим.
На всех стадиях используются специальные методы, каждый из которых в дальнейшем имеет самостоятельное значение для изучения и прогнозирования преступности.
Правовая статистика - общественная, социально - экономическая наука.
Предмет правовой статистики массовые правовые и социальные явления.
Теоретическая основа статистики - закон больших чисел. Этапы исследования:
Наблюдение;
Сводка и обработка;
Статистика многоотраслевая наука.
Задачи правовой статистики на современном этапе развития экономики. Методические указания
Статистика возникла из практических потребностей общественной жизни. Слово "статистика" происходит от латинского слова status (статус)
Состояние или положение. От этого слова образовалось итальянское слово "stalo" (стато), под которым понималось государство пли управляемая область, а также знания о состоянии дел в них.
Первые попытки установить на основании статистических данных некоторые закономерности общественной жизни были сделаны в XVTT в. в Англии Джоном Граунтом и Вильямом Петти. В. Петти (1626-1697 гг.) в своих работах обосновал применение численного метода к изучению общественных явлений. Свои исследования он назвал "политической арифметикой". Это и было первоначальной формой статистики.
В настоящее время статистика рассматривается как самостоятельная наука, изучающая количественную сторону массовых социально- экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Статистика изучает количественную сторону явлений с помощью статистических показателей. Статистические показатели характеризуют уровни, размеры, объемы массовых явлений в определенных условиях. Можно, например, говорить о количестве убийств, хищений, хулиганств, всякого рода преступлениях; о темпах роста данных показателей, то есть об изменении их во времени - в течение года, квартала, месяца.
Особенность статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к совокупности. Так, статистику, например, не интересует преступление, совершенное конкретным преступником, а интересует количество преступлений по группе людей, по причинам, по социальной принадлежности, по полу, возрасту и т.п., а также число правонарушений по регионам, стране в целом.
Изучение массовых явлений основывается на некотором общем принципе - законе больших чисел. Сущность закона больших чисел заключается в том, что общая закономерность массовых явлений проявляется под действием различных причин лишь в большой совокупности случаев, при взаимопогашении отклонений от закономерности, складывающихся под влиянием случайных причин, которые имеют место в отдельных единичных явлениях, составляющих множество. Проявление действия закона больших чисел можно видеть во многих областях явлений общественной жизни, изучаемых статистикой. Среднее число правонарушений на одного жителя, средний возраст правонарушителей и т.п. - все это статистические характеристики, которые выражают общие для данного массового явления закономерности. Таким образом, закон больших чисел способствует раскрытию закономерностей массовых явлений как объективной необходимости их развития.
Статистика как многоотраслевая наука состоит из общей теории статистики, математической статистики, экономической статистики (статистики народного хозяйства) и отраслевых статистик.
Общая теория статистики, как методологическая наука, разрабатывает систему статистических показателей для измерения и анализа, изучаемых социально-экономических явлений и располагает сетью статистических методов для проведения исследования.
Общая теория статистики объединяет каждую отраслевую статистику с помощью методов исследования. К таким методам относят, в частности, метод статистических группировок, табличный и графический методы, методы исчисления средних и относительных величин, показателей вариации, показателей динамики, индексный и корреляционный методы исследования.
Любая законченная статистическая работа вообще и в органах юстиции в частности слагается из трех основных этапов:
1) статистического наблюдения;
2) сводки и группировки собранного материала;
3) анализа статистических показателей.
Эти три этапа статистической работы неразрывно связаны друг с другом и требуют составления предварительного плана всего статистического исследования, охватывающего его важнейшие разделы.
Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования - представляет собой массовую цифровую регистрацию определенных индивидуальных явлений по тем или иным интересующим нас признакам. Задачей первого этапа является сбор полной, объективно достоверной информации. Предположим, нам необходимо выяснить объем совершенных за определенный период преступлений и его изменения, установить их причины и наметить конкретные мероприятия по их предупреждению. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо, очевидно, иметь в своем распоряжении конкретный статистический материал, охватывающий своими показателями количественную сторону такого явления, как преступность. Для получения этого материала нам и придется, прежде всего, провести статистическое наблюдение, т.е. регистрацию за определенный период времени каждого случая преступления, дошедшего до соответствующего государственного органа (милиции, прокуратуры, следствия или суда), характеризуя это преступление заранее установленными признаками (например, статьей уголовного кодекса), местом и временем совершения преступления, условиями, способствующими его совершению, мерой уголовного наказания и пр.
Такая работа будет проведена путем выборки из соответствующих учетно-регистрационных карточек всех нужных показателей. Конечно, такие карточки, являющиеся как бы сырым материалом, необходимо еще обработать и обобщить, соединив их в массы или совокупности, где, как известно, проявляются закономерности, где могут быть выявлены и измерены соответствующие взаимозависимости.
Задачами второго этапа статистического исследования являются группировка данных статистического наблюдения на качественно - однородные совокупности и подведение итогов (сводка) как отдельных групп, так и всей массы наблюдаемых фактов.
Разгруппируем все зарегистрированные преступления на более однородные совокупности по существенным признакам (предположим по главам и статьям Уголовного кодекса) и подсчитаем эти частные совокупности и их общий итог. Практически группировка и сводка осуществляются в виде составления отчетности, представляющей собой подсчет и разбивку на определенные категории соответствующих первичных документов, т.е. карточек, на уголовное и гражданское дело, на подсудимого и т.д. Полученные после такого подсчета абсолютные показатели уже дадут некоторое представление об общем объеме преступности или гражданских споров и об их структуре. Но этого еще недостаточно.
Третий этап всякого законченного статистического исследования дает ответ на вопрос об изменении преступности за определенный период времени. Для этого необходимо, очевидно, сопоставить данные о числе совершенных преступлений по годам, установить, количество каких видов преступлений увеличилось, каких уменьшилось, в каких городах, краях, областях и республиках преступность наиболее распространена, какова связь между преступностью и другими явлениями, предположим с алкоголизмом, и т.п. Все это требует соответствующей обработки сводных статистических показателей, например, приведение удельного веса отдельных видов преступлений к их общему итогу; определения степени изменения преступности по отношению к предыдущему периоду; вычисления коэффициентов преступности, т.е. отношения числа преступлений на 100 тыс. населения по городам, краям, областям и республикам для сопоставления преступности в территориальном аспекте; установления процента лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, и т.п. Скажем, показатели, характеризующие, что 96% хулиганств, 85% убийств и 67% изнасилований совершаются в состоянии опьянения, конкретно показывают прямую связь между преступностью и алкоголизмом, являющимся основным условием, способствующим совершению преступлений. Подобная обработка и анализ статистических данных позволяют увидеть взаимосвязи и закономерности в изучаемых общественных процессах, что является важнейшей задачей третьего этапа.
Статистические данные о развитии народного хозяйства и отдельных отраслей являются необходимым материалом для государственного управления народным хозяйством.
Условия новой экономической реформы требуют совершенствования статистической работы, особенно в части отражения эффективности укрепления общественного строя, широкого внедрения машинной техники и т.д.
Как было сказано, статистика, охватывающая своими показателями все стороны экономической, политической, культурной и правовой жизни, расчленяется на целый ряд отраслей.
Одной из таких отраслей является правовая статистика, которая отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, государственная и частная собственность, как защищаются гарантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан, учреждений, предприятий, общественных организаций. Основной целью правовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и общественными организациями, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.
Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных органов весьма серьезна, так как именно она наряду с другими источниками дает возможность установить, как работают судебные, следственные и исправительно-трудовые учреждения, как осуществляется ими правосудие. Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространенности преступлений на различных участках народного хозяйства, о размерах ущерба от этих преступлений, учитывая результаты борьбы с уголовными и другими нарушениями, органы юстиции (в широком смысле) получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности.
Какие же явления изучает правовая статистика, т.е. что следует считать ее предметом? Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов, осуществляющих уголовно-правовую и гражданско- правовую охрану общественного и государственного строя, государственной и частной собственности, личности, прав и интересов граждан, предприятий и организаций. Следовательно, правовая статистика учитывает работу прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитража, нотариата и др. Отсюда ее предметом и будет количественная сторона тех явлений, которые входят в сферу деятельности указанных органов. Это - количественная сторона преступности и мероприятий по борьбе с ней, преступников и наказаний, а также гражданско-правовых споров, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитраже.
Следовательно, правовая статистика имеет своей целью учесть все нарушения законности, рассматриваемые соответствующими государственными органами, и мероприятия по предупреждению этих нарушений. В соответствии с этим правовая статистика, применяя свои специфические методы, должна количественно отразить те мероприятия, которые осуществляют государственные органы для защиты от всяких посягательств на общественный и государственный строй, на систему хозяйства и государственную и частную собственность, на политические, трудовые, жилищные и другие личные имущественные права и интересы граждан РФ, на права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий, общественных организаций.
Изучая правовую статистику, мы должны исходить, во-первых, из различного характера правовых нарушений, которые она призвана учитывать, а во-вторых, из различного характера учреждений, которые практически занимаются правовой статистикой. Основываясь на этом делении, правовая статистика подразделяется на две самостоятельные отрасли:
1) уголовно-правовую статистику, имеющую своим непосредственным объектом количественную сторону преступности и мероприятий по ее предупреждению;
2) гражданско-правовую статистику, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданско-правовых отношений, рассматриваемых судом, арбитражем и нотариатом.
Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного и гражданского процессов.
Каждая отрасль правовой статистики - уголовно-правовая и гражданско-правовая - подразделяется на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного и гражданского процессов.
По этому признаку уголовно-правовая статистика, отражающая своими показателями процесс борьбы с преступностью, подразделяется на следующие составные разделы:
а) статистика предварительного расследования, учитывающая деятельность государственных органов, которые расследуют преступления и устанавливают лиц, виновных в их совершении;
б) статистика уголовного судопроизводства, отражающая работу судов первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций по разбирательству уголовных дел;
в) статистика исполнения приговоров, отражающая работу исправительно-трудовых учреждений.
Самостоятельным подвидом уголовной статистики является статистика прокурорского надзора. Все это играет серьезную роль в улучшении работы этих органов, а также в деле изучения и предупреждения преступности.
Следует сказать несколько слов об актуальном и перспективном направлении в изучении и предупреждении преступности - виктимологии, что в буквальном переводе означает "учение о жертве" (от лат. лпсИта - жертва). Виктимология призвана исследовать в самых различных аспектах жертву преступления или, точнее, людей, потерпевших от преступных посягательств. Подобные исследования требуют организации особого раздела уголовной статистики. Как видно из рассмотрения многих уголовных дел, из обобщения судебной практики, поведение человека бывает порой не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, распущенным, провокационным, легкомысленным, а, следовательно, опасным для самого себя. Конечная цель виктимологии - выработка определенных мер, позволяющих избегать ситуаций, в которых поводом к совершению преступлений может быть личность или поведение самой жертвы. Здесь не обойтись без статистики. Основная задача статистики виктимности - дать количественную характеристику личности потерпевших и их поведения по следующим примерным направлениям:
1) совершенное преступление, личность обвиняемого и причиненный им вред;
2) демографические, социально-психологические, правовые и другие признаки, характеризующие личность потерпевшего;
3) роль потерпевшего в конфликтной ситуации (его взаимодействие с обвиняемым, его состояние и поведение в момент совершения преступления, вопрос о "вине" потерпевшего - моральной, уголовно- правовой и пр.).
Следовательно, уголовно-правовая статистика должна включать не только показатели, характеризующие преступность, меры борьбы с ней и личность преступника, но также виктимность и ее профилактику. Здесь будет количественно отражена личность потерпевшего, его поведение, а также меры, направленные на предупреждение виктимной обстановки, т.е. такой, когда поводом к совершению преступлений может быть личность или поведение самой жертвы.
Второй отраслью правовой статистики является гражданско-правовая статистика. Ее основная цель - учет гражданско-правовых отношений, находящихся на разрешении суда и арбитража.
К области гражданско-правовой статистики относится учет таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонарушением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в порядке административном, нотариальном или в порядке бесспорного судебного производства (например, удостоверение нотариусом завещаний, выдача свидетельства о праве наследования, удостоверение судом стажа работы и пр.).
Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:
1) статистика гражданского судопроизводства, освещающая работу судов по рассмотрению гражданских дел;
2) статистика исполнения судебных решений, освещающая деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.
Руководство правовой статистикой осуществляется МВД, ФСБ, Министерством юстиции, Прокуратурой РФ, в составе которых имеются специальные отделы статистики. Эти отделы разрабатывают показатели статистической отчетности с учетом основных задач и соответствующих изменений в законодательстве, издают инструкции по статистической отчетности.
Таким образом, организация статистического аппарата в судах, прокуратуре и органах МВД обеспечивает сбор, обработку и анализ статистического материала, необходимого для всесторонней характеристики их деятельности, для выявления и устранения имеющихся недостатков, а, следовательно, для более эффективного выполнения тех задач, которые стоят перед этими органами в настоящее время.
Руководящие органы пользуются наряду с материалами обследований, ревизий и изучением отдельных категорий уголовных и гражданских дел также материалами правовой статистики при обобщении судебной и прокурорской практики. Статистика дает, например, возможность определить основные направления в развитии судебной репрессии и выяснить, насколько типичны недостатки в применении мер уголовного наказания.
Однако ограничиваться только статистическими данными было бы совершенно неправильно. Как бы ни были важны показатели правовой статистики, они должны всегда подкрепляться углубленным изучением. Для окончательных выводов необходим всесторонний качественный анализ исследуемых объектов и процессов, всестороннее знание практики. Только при этом непременном условии показатели правовой статистики выявят качественное своеобразие исследуемых явлений.
Исключительно велика роль уголовной статистики в изучении и предупреждении преступности. Уголовная статистика дает исчерпывающую, научно обоснованную информацию о состоянии преступности, о ее структуре и динамике, о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, о личности преступника, о плюсах и минусах в деятельности милиции, прокуратуры, суда и исправительно-трудовых учреждений. Все это необходимо для повышения эффективности деятельности, направленной на борьбу с преступностью.
Одна из форм использования правовой статистики относится к сфере законодательства. Иллюстрируя своими показателями практику применения тех или иных законов, характеризуя движение отдельных видов нарушений, статистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецелесообразность действия в данный период конкретного закона, его эффективность. Отсюда может возникнуть необходимость установления иного порядка регулирования некоторых гражданско-правовых отношений (например, семейных), новых форм борьбы с преступностью.
Последняя форма использования правовой статистики относится к области теоретического исследования. Правовая статистика имеет весьма широкое применение в научно-исследовательской работе по изучению преступности и других вопросов криминологии, уголовного и гражданского права и процесса. Представляя необходимый материал, характеризующий объем и динамику уголовно-правовых и гражданско-правовых явлений, правовая статистика подкрепляет и иллюстрирует соответствующие положения и выводы этих наук. Она обогащает указанные науки знанием конкретных фактов и явлений, она показывает, где, как и при каких условиях совершаются уголовные и гражданские правонарушения, какова их взаимосвязь с другими социальными явлениями. Правовая статистика, таким образом, - это один из важнейших источников, снабжающих юридическую науку фактическим материалом для теоретического обобщения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
/. ("формулируйте определение предмета, изучаемого правовой статисты кои?
2. Что является теоретического основой статистики?
3. Какие этапы содержит статистическое исследование?
4. Что такое статистические показатели?
5. Каковы составные части правового статистики?
6. Каковы основные задачи правовой статистики в современном обществе?
Правовая статистика изучает количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях раскрытия их особенностей и качественных закономерностей.
Признаки предмета:
статистика изучает количественную сторону правовых явлений, т.е. те данные, которые исчисляются цифрами, коэффициентами (абсолютные и относительные показатели);
массовость изучаемых явлений и процессов, она означает, что статистика не изучает единичные факты, только те явления, которые исчисляются десятками, сотнями, тысячами, миллионами;
правовая статистика изучает правовые и другие юридически значимые явления и процессы, это значит, что наряду с правовыми явлениями мы изучаем фоновые явления (наркомания, проституция, бродяжничество, попрошайничество);
цель правовой статистики – раскрыть качественное своеобразие изучаемых явлений;
полученные количественные показатели могут характеризовать тенденции изменения во времени того или иного явления (направление изменения во времени);
количественные показатели, взятые за многие годы, характеризуют устойчивые закономерности;
правовая статистика изучает количественную сторону явлений в конкретных условиях места и времени.
Методы правовой статистики
Метод – это совокупность приёмов и способов для изучения предмета правового регулирования.
Методами правовой статистики являются:
статистическое наблюдение – это массовая регистрация интересующих исследователей фактов;
статистическая группировка – это разъединение разнотипной массы явлений на качественно однородные совокупности;
статистическая сводка – отчёт, подытоживание результатов наблюдения;
выведение обобщающих показателей – расчёт (подсчёт) относительных и средних величин (коэффициенты);
статистический анализ – это научно-обоснованное истолкование результатов статистического наблюдения, установление (выявление) статистических закономерностей и особенностей.
Тема3.Статистическоенаблюдение.
Понятие и этапы статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения.
Выборочное наблюдение.
Понятие и этапы статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение – это массовая регистрация интересующих исследователей фактов в соответствии с программой статистического наблюдения.
3 этапа статистического наблюдения:
подготовительный – считается наиболее сложным этапом.
На этом этапе определяются цели статистического исследования, они определяются в связи с общими целями и задачами исследования. Цель, как правило, всегда познавательная. Составляется план наблюдения, в котором определяются объём, объект, единица наблюдения, а также устанавливаются время, место наблюдения и решается ряд других организационных вопросов.
В качестве объекта наблюдения является совокупность явлений, которая подвергается исследованию (напр., все РОВД г. Томска).
Единица наблюдения – это первичный элемент, который является носителем интересующей информации (один отдел РОВД г. Томска).
Место наблюдения – это место, где проводится регистрация интересующих фактов (регион, район, город, область).
Период наблюдения – это время начала и окончания сбора информации.
Момент наблюдения – это определённая критическая дата или момент, на который устанавливается состояние изучаемого явления.
Третий элемент статистического наблюдения – это составление программы статистического наблюдения.
Под программой статистического наблюдения понимается перечень или система признаков и вопросов, по которым изучается явление.
Требование к программе:
программа составляется на основе предварительного определения исходных теоретических позиций исследователя в отношении изучаемого явления;
необходимо выбирать наиболее существенные признаки, характеризующие изучаемое явление: если явление относится к числу достаточно изученных, то эти признаки содержатся в стандартных формулярах и программах, если нет – то программа носит приблизительный характер;
программа должна быть так разработана, чтобы обеспечивала получение максимально полной и достоверной информации – это значит, что не должно быть вопросов, по которым нельзя получить чёткий ответ;
необходима тщательная последовательность поставленных вопросов и возможность их логической взаимопроверяемости;
программа должна обеспечивать сравнимость полученных результатов – это значит, что наши исследования должны быть по некоторым признакам сопоставимыми с параллельными исследованиями;
программа составляется в несколько этапов:
подготовка варианта программы;
апробирование его на небольшом массиве;
учёт выявленных недостатков;
разработка второго варианта программы;
сбор информации.
Программа представляет собой единый документ, т.е. статистический формуляр.
Статистический формуляр – это бланк, форма учёта ил отчётности. В зависимости от носителя информации эти формуляры могут быть индивидуальные или списочные. В индивидуальном формуляре содержится информация об одной единице, а в списочном – о нескольких.
непосредственный сбор информации – заполнение статистических документов;
контроль полученной информации .
Выделяют 2 способа контроля полученной информации:
- 1. Метод массового статистического наблюдения заключается в изучении большого количества правонарушений, что позволяет выявить объективные закономерности в сфере преступлений, в правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку.
- 2. Сводка и группировка данных наблюдения - следующий метод (этап) юридической статистики. Его сущность заключается в сведении и группировке данных, полученных путем статистического наблюдения, по тем или иным признакам, для того чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т.д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
- 3. Статистический количественный анализ позволяет выявить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.
- - изучение криминологической характеристики преступности, а совместно с социологией - уголовного права - и изучение некриминализированной преступной деятельности;
- - изучение причин и условий преступлений;
- - изучение криминологической характеристики личности правонарушителей;
- - прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения;
- - планирование и организацию борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями;
- - проверку эффективности борьбы с преступными проявлениями.
- - определение целей и задач статистического наблюдения;
- - выбор объекта исследования;
- - установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;
- - составление программы наблюдения.
- а) разработка системы показателей, характеризующих преступность или другое социально-правовое явление в целом и ее отдельные группы;
- б) статистическая группировка полученных данных;
- в) подсчет групповых и общих итогов;
- г) оформление результатов в статистических таблицах и графиках.
математический (счётный);
Под юридической статистикой понимается наука, основанная на принципах общей теории математической статистики и изучающая количественную сторону массовых юридических явлений и процессов с целью раскрытия их качественного содержания, а также тенденций и закономерностей развития в конкретных условиях места и времени.
Математической основой любой отрасли статистики, в том числе и юридической является закон больших чисел, который гласит о том, что статистические закономерности формируются и отчетливо проявляются лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности.
При большом числе наблюдений экспериментальные результаты исследований становятся близкими к теоретическим.
Таким образом, изучая в массовом количестве различные юридические явления, такие как: уголовные преступления, ДТП, подача всевозможных исков и т.д., юридическая статистика дает возможность прогнозировать рост преступлений в будущем, а также закономерности их развития, вследствие чего повышается роль профилактических мероприятий в предупреждении различного рода правонарушений.
Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования. Он предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов на базе теоретических положений гражданского, уголовного права, криминологии и др. с последующим углублением теории этих наук и совершенствованием юридической практики.
Используя вышеперечисленные методы правовая статистика обеспечивает:
Статистическое наблюдение включает в себя:
Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей правоохранительных и другие юридических учреждений или государства в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа заключенных составляет базу данных, на основе которой организуется борьба с преступностью и оценивается безопасность общества. Другие, более детальные или частные сведения о преступности или судимости, собираются в связи с возникающими задачами.
Выбор объекта наблюдения зависит от поставленных целей и включает в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Например, если цель наблюдения - выработка более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы: уровень совершаемых коррупционных действий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголовную ответственность за свои действия, уровень криминализации реальных коррупционных действий и т.д.
Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Например, отделения милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды и т.д.
Единицей совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. Например, к таким элементам относятся преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик и т.д.
Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. Например, в статистической отчетности органов уголовной юстиции в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный.
Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения.
По форме статистическая сводка может быть децентрализованной, что бывает тогда, когда она в окончательном варианте сделана на местах, например в низовых органах внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции или в суде; смешанной (сводка осуществляется в районе, городе, затем в субъекте Федерации, а потом в центре); централизованной (только в центре).
Составными элементами сводки и группировки являются:
Разработка системы показателей, характеризующих то или иное явление, считается первым, а сама группировка данных - вторым элементом рассматриваемой стадии сводки и группировки статистических показателей. Эти элементы тесно связаны между собой, так как в основе любой сводки количественных материалов всегда лежит группировка показателей, собранных в процессе наблюдения. Группировка статистических данных, определяемая задачами и целями исследования, предполагает расчленение показателей о преступлениях, административных правонарушениях, уголовном и гражданском судопроизводстве на качественно однородные группы по существенным признакам.
Группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушителей, числу лиц в организованной преступной группе, количеству судимостей, срокам лишения свободы и др.) необходимо выделить общее количество групп и определить разницу между максимальным и минимальным значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т.д. Они должны отражать существенные стороны явлений и процессов, раскрывать переход количества в качество.
Статистические группировки, отражающие качественные (атрибутивные) признаки (степень общественной опасности и тяжести преступлений, вид деяний, содержание мотивации преступного поведения, социальное положение правонарушителей, условия нравственного формирования личности в семье, характер гражданского иска, вид гражданско-правового деликта и т.д.) широко распространены в социально-правовых изучениях.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.
В настоящее время термин "статистика" употребляется в различных значениях. Под статистикой понимаются итоговые показатели, которые в количественном выражении характеризуют различные стороны общественной жизни производство, распределение, перераспределение созданного продукта, отношения собственности, культуру, воспроизводство населения, благосостояние населения, инфляционные процессы и т.д. К статистике относится также практическая деятельность по сбору и обобщению соответствующих данных. С научно теоретической точки зрения в современном понимании статистикой является наука, которая разрабатывает приемы и методы сбора и обработки информации о каких-либо массовых явлениях или процессах, происходящих в общественной жизни.
Правовая статистика – система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные – это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов – сложный многоступенчатый процесс. В данном процессе выделяются следующие этапы:
· Статистическое наблюдение;
· Сводка и группировка собранного материала;
· Обработка и анализ сводных статистических данных.
В данном реферате рассматривается первоначальный этап статистического исследования - статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями. Сформированный в процессе наблюдения данные – исходный статистический материал для решения последующих задач статистического исследования. От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которые характеризуют изучаемые явления. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, соответствующими подразделений правоохранительных органов (например, в МВД России – ГИЦ – ЗИЦ – ИЦ- учетно-регистрационные подразделения территориальных органов внутренних дел), научно-исследовательскими институтами и т.д.
1. Определение и этапы статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение – это планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.
Статистическое наблюдение должно отвечать следующим основным требованиям:
· наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической, правовой жизни общества;
· непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, учитывая постоянное изменение, движение, развитие явлений и процессов общественной жизни;
· обеспечение соответствия (адекватности) статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки (контроля) их качества;
· создание наилучших условий для получения объективных материалов, что обеспечивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов;
2. Разработка программы статистического наблюдения включает определение существенных статистических признаков, для характеристики объекта, исходя из цели исследования;
3. Разработка инструментария включает выбор форм документов первичного учета содержащих программу и результаты статистического наблюдения.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов статистического наблюдения.
2. Подготовительный этап статистического наблюдения
Согласно вышеизложенного, подготовительный этап представляет собой разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.
Программно-методологические вопросы.
К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.
Цель статистического наблюдения – это получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Исходя из общего определения цели статистического наблюдения, можно вывести понятие главной цели статистического наблюдения для правоохранительных органов.
Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто, так как неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или недополученные данные для анализа.
Главная цель статистического наблюдения для правоохранительных органов – это регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания – суть статистического наблюдения преступности, основной содержание уголовно-правовой статистики.
После установления цели наблюдения необходимо четко определить, что именно подлежит исследованию, то есть определить объект наблюдения.
Объект статистического наблюдения – это совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Для четкого определения наблюдаемой совокупности необходимо указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Например, при учете лиц, совершивших преступления, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или другие правонарушения.
На основе вышеизложенного определим объекты статистического наблюдения по трем основным отраслям правовой статистики.
Объект уголовно-правовой статистики .
Основная цель уголовно-правовой статистики – это предоставление исчерпывающей информации о количественной стороне преступности и определение характера действия соответствующих государственных мер социального контроля над ней. Таким образом, можно четко определить три объекта наблюдения уголовно-правовой статистики:
1. преступление как предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст.2, 14 УК);
2. преступник как вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК);
3. наказание как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст.43, 44 УК).
Необходимо заметить, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, вынесение приговора и т.д.). Количественно-качественные характеристики данных объектов уголовно-правовой статистики позволяют определить приоритетные направления контроля над ними и их место, соответствующее значению в криминологической характеристике структуры современной преступности.
Объект гражданско-правовой статистики .
Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям – их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Из всего вышеизложенного можно определить следующие объекты гражданско-правовой статистики:
1. спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело);
2. стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик);
3. судебное решение.
Одним из постоянных объектов статистического наблюдения данной отрасли правовой статистики являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности суммы, полученные от удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.
Объект административно-правовой статистики .
Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:
1. административные правонарушения (проступки) – противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);
2. лица, совершившие административные правонарушения , достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);
3. меры административной ответственности – административные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.9 КоАП).
Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить использую такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.
Единица наблюдения – это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения – это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.
Отчетная единица – это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.
Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. По теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях и субъектах (т.е. лиц их совершивших). Отсюда, зарегистрированная преступность – это данные о выявленных и официально взятых на учет фактах преступлений и лицах, их совершивших.
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Применительно к правовой статистике местами проведения наблюдения будут являться все правоохранительные органы РФ, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.
Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.
Организационные вопросы подготовительного этапа статистического наблюдения.
Организационные вопросы подготовительного этапа статистического наблюдения – это выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форма статистической отчетности, установление сроков предоставления материалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения. Правильное и своевременное решение данных вопросов обуславливает успех любого статистического наблюдения.
Рассмотрим основные понятия и сущность данных вопросов.
Формы статистического наблюдения . Различают следующие организационные формы статистического наблюдения:
· статистическая отчетность;
· специально организованное наблюдение;
· регистры и мониторинг.
Статистическая отчетность.
Главным источником статистической информации является отчетность.
Отчетность – этоофициальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период. Отчетность основана на первичном учете и является результатом его обобщения. Первичный учет – это регистрация различных фактов, событий, производимая по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.
Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность. Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и предоставляется в органы государственной статистики.
Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд.
По способам предоставления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой.
Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом.
В правовой статистике наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России. Например, в целях совершенствования показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и необходимостью анализа практики его применения, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ с 1 июля 2006 г был введен и утвержден табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцы форм и статистическую карточку на подсудимого.
Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. . В этих целях используются формы статистической отчетности
Постановление Госкомстата РФ от 11 июня 1997 г. N 39 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении";
Постановление Госкомстата РФ от 26 марта 1997 г. N 20 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о следственной работе";
Постановление Федеральной службы государственной статистики от 31 марта 2006 г. N 12 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдении за деятельностью следственных органов и органов дознания";
Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 июня 2006 г. N 24 "Об утверждении статистического инструментария для организации Генеральной прокуратурой Российской Федерации статистического наблюдения за работой прокурора" и другие.
Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами лишь при соблюдении следующих общих требований к отчетности:
· отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными;
· данные отчетности должны быть сопоставимы, то есть, единообразны по своим качественным признакам и отрезкам времени.
Следующая форма статистического наблюдения – специально организованное статистическое наблюдение . Данная форма наблюдения применяется при необходимости получения показателей, не охваченные официальной статистической отчетностью. Наиболее простым примером данного наблюдения является перепись. Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.
В правовой статистике данная форма наблюдения используется редко. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников правоохранительных органов в правовой пропаганде, работу по повышению их квалификации. В этих целях соответствующими подразделениями органами внутренних проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования).
Регистровая форма наблюдения – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий. В правовой статистике данная форма наблюдения не применяется.
В настоящее время получило распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности, то есть мониторинг . Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень и т.д. Так, в целях принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ была образована Федеральная служба по финансовому мониторингу. Одной из функций данной службы является осуществление сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Виды статистического наблюдения .
Статистическое наблюдение по времени регистрации фактов подразделяется на:
- текущее наблюдение – наблюдение, которое проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по мере их возникновения и с целью изучения динамики какого-либо явления;
- периодическое наблюдение – наблюдение, которое проводится через определенные промежутки или периоды времени. Например, перепись населения.
- единовременное наблюдение – наблюдение, которое производится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.
По полноте охвата единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение бывает следующих видов:
- сплошное наблюдение – это полный учет всех единиц совокупности. Основные недостатки данного вида наблюдения: не обеспечение полного охвата всех без исключения единиц совокупности и большие расходы на его проведение;
- несплошное наблюдение - это наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. В свою очередь, несплошное наблюдение можно подразделить на способы основного массива, выборочный и монографический. Несплошное наблюдение по способу основного массива основывается на регистрации и изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности. Например, при изучении криминальной ситуации в области для статистического наблюдения отбираются районы, занимающие преобладающее значение по основным показателям (территории, совершенным преступлениям и т.п.). Монографический способ несплошного наблюдения применяется для глубоко изучения единичных, но типичных в криминологическом отношении объектов. Оно проводится в основном с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Выборочный способ несплошного наблюдения заключается в исследовании доступной наблюдению либо специально отобранной части (выборки) совокупности, в основном из-за того, что не всегда можно изучить всю совокупность в целом.
Способы статистического наблюдения.
Непосредственное получение статистической информации проводятся разнообразными способами.
Непосредственное наблюдение – это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. К таким фактам можно отнести взвешивание, замер, подсчет и т.п. В процессе применения данного наблюдения появляется возможность существенно расширить программу наблюдения за счет новых ранее не предполагавшихся с точки зрения обстоятельств. Объектами такого наблюдения могут быть:
Результаты действия (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;
Высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы;
Поведение правонарушителей в условиях конкретной ситуации;
По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдением-участием.
Полное наблюдение – это наблюдение, где исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со стороны.
Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов изнутри путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Исследователь как бы смешивается с группой, становится одним из ее членов. Основным недостатком данного наблюдения является то, что для внедрения в какую-либо группу перед исследователем может встать нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или, например, противоправных действиях, что недопустимо.
При наблюдении – участии наблюдатель позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях, то есть непосредственно являющиеся активными членами изучаемой группы, событий повседневной жизни. Например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской работы.
В зависимости от источника статистической информации различают два способа наблюдения:
Документальный способ основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, в основном носящие учетный характер. На документах базируется отчетность.
Способ опроса, где источником информации являются сами опрашиваемые лица. Данный способ основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом.
В зависимости от того, с какой точность надо провести наблюдение, возможность практического применения того или иного способа, материальных возможностей можно выделить следующие способы опроса:
- Очный опрос – это способ сбора информации, основанный на непосредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Например, данный способ опроса можно применить к лицам ближайшего окружения преступника. На достоверность информации полученной в ходе данного сбора информации влияет ряд обстоятельств: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем вопросе.
- Интервью - это способ сбора информации, основанный на посредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Различают свободное и направленное (программируемое) интервью.
- Анкетный опрос - одни из эффективных и широко применяемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц, уровнях понимания ими проблем правосознания и т.п. Основными преимуществами данного опроса по отношению к очному опросу является, то что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительскую группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений и т.п.
С точки зрения цели получения данных могут использоваться следующие способы собирания данных.
Экспедиционный (устный) способ основан на проведении опроса в виде заполнения формуляров (анкет, переписные листы и т.п.) специально подготовленными регистраторами, которые одновременно контролируют правильность получаемых ответов.
Корреспондентский способ заключается в предоставлении исследователю информации добровольными корреспондентами на специально разработанном бланке.
Явочный способ предусматривает предоставление данных в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при регистрации браков, разводов, налоговых деклараций и т.п.
Не менее важное место в организации проведения статистического наблюдения занимает подготовка кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов, соблюдения сроков и ответственности за качество работы.
Размножение документации самого наблюдения, рекомендации по заполнению статистических отчетов, их рассылка на места также относятся к организационным вопросам.
3. Разработка программы статистического наблюдения как второй этап статистического наблюдения.
Особо важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения .
Программа наблюдения – научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В данную программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного субъекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Соответственно, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков.
Например, научная основа программы наблюдения уголовно-правовой статистики – это теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и законодательно предусмотренных мер государственных органов по социально-правовому контролю над ней. Законодательным основанием программ наблюдения являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство и иные нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.
Исходя из вышеизложенного, можно составить основные программы наблюдения двух из основных отраслей правовой статистики.
Программа наблюдения уголовно-правовой статистики:
1. состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;
2. систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности;
3. деятельность органов прокуратуры;
4. деятельность органов МВД России;
5. деятельность судебных органов;
6. деятельность учреждений ФСИН;
7. деятельность других правоохранительных органов.
Программа наблюдения гражданско-правовой статистики:
1. состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате, структуру и динамику этих отношений, причины способствующие нарушению гражданского законодательства, состав сторон (истцов и ответчиков);
2. деятельность судов, арбитража и нотариата
Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей.
4. Разработка инструментария – третий этап статистического наблюдения.
Следующий этап статистического наблюдения – это разработка инструментария , то есть выбор формы документов первичного учета информации, содержащих программу и результаты статистического наблюдения.
Инструментарий статистического наблюдения составляют формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению.
Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может быть представлен в разных формах: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и др. различают две системы формуляров:
· Индивидуальная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков.
· Списочная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации сведений о нескольких единицах наблюдения.
К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д.
Применительно к правовой статистике, по показателям, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, отражается характеристика признаков объектов наблюдения данной статистики. Однако существуют и определенные статистические инструментарии для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, утвержденный Росстатом.
В настоящее время получают распространение технические носители информации, то есть совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители.
Заключение
Статистика преступности свидетельствует, что на протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества. Для снижения роста преступности необходимо привлекать все резервы эффективного социально-правового контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении содержит правовая статистика.
Согласно Указа Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений.
Для проведения данных мероприятий необходимо овладеть знаниями общих основ статистики и общими навыками проведения статистического исследования. Формирование информационной базы статистического исследования в правовой статистике сложный, многоступенчатый процесс. Одним из первоначальных этапов статистического исследования является статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями.
В настоящее время ГИАЦ МВД России и ИЦ являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние правонарушений и результаты борьбы с ними. Анализ статистических баз данных позволяет информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным аппаратам в министерствах и ведомствах, использовать его в работе по совершенствованию законодательства.
Таким образом, без использования данных и знания теории правовой статистики немыслимо совершенствование правоохранительных органов любого государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 588 с.
2. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика; 2006 ; МГИУ
3. Правовая статистика; Казанцев С.Я. , Лебедева С.Я.; 2007 ; Юнити;
4. Общая теория статистики / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.; Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Байтной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
5. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»
6. Комментарий к федеральному закону от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»
7. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»
8. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»
9. Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»
Ст.51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»
Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»
Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»