Симонов мозг. Симонов, павел васильевич

Simonov P. V. The Emotional Brain. Physiology, Neuroanatomy, Psychology and Emotion. New York and London: Plenum Press, 1986.

Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987.

Simonov P. V. The Motivated Brain. A Neurophysiological Analysis of Human Behavior. Philadelphia: Gordon and Breach Science Publishers. 1991.

Симонов П. В. Созидающий мозг. М.: Наука, 1993.

Симонов П. В. (ред.) Индивидуальный мозг. М.: Наука, 1993.

Симонов П. В. Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.

Simonov P. V., Yershov P. M. Temperament, Character, Personality: Biobehavioral Concepts in Science, Art and Social Psychology. Philadelphia: Gordon and Breach Science Publishers, 1991.

Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1-я лекция

Балабан П. М. Концепция подкрепления в исследованиях на

Простых нервных системах//Журн. высш. нервн. деят.

Т. 47. № 2. С. 280. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ. 1973. Павлов И. П. Павловские клин, среды. М.-Л.: Изд-во АН СССР.

Т. 1. Ухтомский А. А. Очерк физиологии нервной системы//Собр. соч.

Л.: Изд-во АН СССР. 1954. Т. 4. Шепард Г. Нейробиология. Т.2. М.: Мир. 1987. Balaban P. M., Chase R. Selfstimulation in snails//Neurosci. Res.

Comm. 1989. V. 4. № 3. P. 139. Balaban P. M., Maksimova 0. A. Positive and negative brain zones

In the snail//Europ. J. Neurosci. 1993. V. 5. № 6. P. 768. Godefroid J. Les chemins de la psychologie. Liege-Bruxellss: Pierre

Mardaga. 1988.


James W. What is emotion // Mind. 1884. № 4. P. 188.

Price D., Barrell J. Some general lows of human emotion: Interrelationships between intensites of desire, expectation and emotional feeling // J. of Personality. 1984. V. 52. № 4. P. 390.

Rime B. Les theories des emotions//Cah. psychol. cognitive. 1984. V. 4. № 1. P. 5.

Schmidt R., Thews G. (Eds.). Human Physiology. V. 1. Springer Verlag. 1983.

Я лекция

Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения

Высшей нервной деятельности (поведения) животных.

М.: Наука. 1973. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы.

Л.: Наука, 1969. Milgram S. Obedience to authority. New York. 1974. Orlebeke J. Personality dimensions and arousal. Book review

//Psychophysiology. 1988. V. 25. № 6. P. 718.

Я лекция

Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. 1982-1984.

Каверин С. Б. О психологической классификации потребностей

//Вопр. психологии. 1987. № 5. С. 121. Леви В. Я и Мы. М.: Молодая гвардия. 1973. Лесгафт П. Ф. Собр. педагог, соч. Т. 3. М.: Физкультура и спорт

Набоков В. Федор Достоевский//Лит. газета. 1990. № 36. С. 7. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат. 1987. Толстой Л. Н. Полное собр. соч. в 90 т. Т. 46. М.-Л.: 1958. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс. 1990. Шрейдер Ю. Неправомерная альтернатива//Человек в системе

Наук. М.: Наука. 1989. С. 259.

4-я лекция

Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 1. 1982. С. 137.

Павлов И. П. Полное собр. трудов. Т. 3. Кн. 1. М.-Л. 1951.



Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс. 1985.

Толстой Л. Н. Полное собр. соч. Т. 12. С. 323.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М. 1989. С. 429.


Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика. 1992. С. 9.

Я лекция

Ад омар Ж. Исследование психологии изобретения в области математики. М.: Сов. радио. 1970.

Волькенштейн М. В. Биофизика. М.: Наука. 1981.

Достоевский Ф. М. Собр. соч. T.l. M.: Гослитиздат. 1956.

Мандельштам Н. Я. Моцарт и Сальери//3намя. 1993. № 9. С. 120.

Медавар П. Литература против науки. М.: Мир. 1979.

Павлов И. П. Двадцатилетний опыт... М.: Наука. 1973.

Тимирязев К. А. Сочинения. Т. 6. М.: Сельхозгиз. 1939.

Popper К., Eccles J. The Self and its Brain. New York: Springer. 1977.


Предисловие.................................................................3

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Что такое эмоция? Мозговые механизмы эмоций..........5

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

Нейробиология индивидуальности. Темперамент.........27

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

Потребности человека и высших животных.

Личность и характер.................................................41

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

Осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга.

Сознание и сопереживание..........................................65

ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ

Нейробиология творчества: доминанта и

функциональная асимметрия мозга............................77

Дополнительная литература......................................91


CONTENTS

The First Lecture.

WHAT IS AN EMOTION? BRAIN MECHANISMS OF EMOTIONS.

Emotion as a function of an actual need and probability (possibility) of its satisfaction. Classification of emotions. Brain structures realizing the reinforcing, com-pensatory-substitutional and communicative emotional functions. Asymmetry of the brain mechanisms of positive and negative emotions as the result of peculiarities of informational (cognitive) functions of the left and right hemispheres. The availability of the negative and positive emotions as a result of the tendencies aimed at preservation and development of the living systems.

The Second Lecture.

NEUROBIOEOGY OE THE INDIVIDUALITY. TEMPERAMENT.



The individual specificity of the interaction of the frontal parts of the neocortex, hippocampus, amygdala and hypothalamus as the basis of ancient temperaments, Pavlov"s types and Eysenck"s parameters. Testing of the individual behavioral peculiarities: the choice between the probability and reinforcement value, delay in the motor reaction for the sake of more significant reinforcement, comparative efficiency of the artificial and zoosocial aversive stimuli. Typological peculiarities of the functional brain asymmetry.

Относится к

Теория эмоций П. В. Симонова


Из информационной "теор ии" (на самом деле гипотез ы) П. В. Симонова:
"Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения."
"мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. "
"В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [П, (Ин - Ис), …. ],
где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
"
"положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности."

Другими словами получется: интенсивность эмоции тем больше, чем больше сила потребности и чем больше вероятность ее удовлетворения.

Возьмем простейшую ситуацию. Нападения хищника на некую, достаточно беззащитную особь. Ясно, что реагировать нужно молниеносно, иначе не выживешь, не дашь потомство и запаздывающий тип реакции не передастся в последующие поколения. Можно, конечно, говорить о возникшей потребности сохранить жизнь, но в данном случае, вероятность ее удовлетворения может быть удручающе малой, что уже противоречит формуле Симонова, в примере у которого приводится случай удовлетворения голода, когда и сила потребности велика и вероятность ее удовлетворения в ходе поглощения еды так же велика.
Есть и конкретная работа , приводящая противоположную формулу: "Между силой эмоции, определяемой по частоте сердечного ритма, и величиной потребности, субъективно ощущаемой человеком, имеется прямая корреляционная зависимость, а между интенсивностью эмоционального напряжения и вероятностью удовлетворения потребности установлена отрицательная корреляционная связь.". (что так же спорно в виду отсутствия определенной такой зависимости вообще, что будет показано ниже).
В рассмотренной выше ситуации, в случае малоутешительного прогноза, на первый план выходит эмоция пассивного оцепенения - как единственно возможная защитная реакция, а в случае оптимист ического прогноза - реакция яростного сопротивления.
По Симонову в первом случае аргумент Ин (информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности) большой, а аргумент Ис (информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент) - гораздо меньше, получается, что эмоция должна получиться тем более положительной, чем меньше располагаемых возможностей у особи:) Кто-то и ловит кайф от состояния оцепенения?
В приме так же очевидна и физиологическое назначение эмоций, как быстрого переключателя типа реагирования, без которого невозможно выживание, а вовсе не просто "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности ". В плане же жизненного опыта особи, задачу быстрого нахождения нужного типа реакции (выюора подходящей эмоции) играют детект орны новизны ситуации. Если новизна максимальна, т.е. опыта ни фига нет (а значит вообще говорить о составляющих формулы Ин и Ис не приходится), то выбор будет преимущественно пассивного поведения или одной из заготовок устрашающего поведения, но никак не "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".

Еще 20 лет назад я предложил другую формулу: сила эмоции тем больше, чем больше произведение новизны воспринимаемого на его значим ость для данной особи. Нетрудно видеть, что эта формула - более общая и более адекватн а для описания механизмов формирования ответной реакции, чем формула Симонова. Мало того, она непосредственно отражает основополагающий принцип переключения внимания и образования долговременных связей и непосредственно вытекает из модулирующего влияния детект оров нового на отклик системы значим ости. Формула же Симонова вообще не учитывает влияние детект оров нового, как бы не замечая совершенно неотъемлемого, хорошо изученного механизма восприятия.

В работе читаем:
" П.В.Симонов полагает, что “потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности” . В своих работах П.В.Симонов ставит себе задачу “сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивн ого поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге” . Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. "
" Согласно теор ии П.В.Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознанния этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого. Эмо
"Интересно, что в этом вопросе наблюдается коренное расхождение между позициями рассматриваемых теор етиков и воззрениями физиологов павловской школы, которые чаще всего трактуют высшие эмоции как результат усложнения простых биологических эмоций."
Однако, это интуитивное представление Павловцев вполне оправдано и трудно оспоримо. Ведь довольно легко проследить существование двух самых общих эмоций: состояния Хорошо и Плохо, которые могут и не иметь четкого отнесения к одной из традиционно различаемой эмоции. Это не просто субъективные состояния, а вполне конкретно локализованные центры мозга, ответственные за эти состояния.
" В отличие от павловской школы, для которой характерно рассмотрение человеческой психи ки как упорядоченного внешними событиями потока рефлексов, в рамках направления, базирующегося на идеях П.К.Анохина, сознание рассматривается скорее как совокупность мотиваций. Так, П.В.Симонов полагает, что “личность человека определяется прежде всего совокупностью и иерархией его потребностей (мотивов). "

Но потребности постоянно меняются на протяженности развития и жизни человека, и даже в течение одного дня могут быть противоположными и личность ну никак не может быть просто совокупностью мотиваций.
" Удалось вызывать различные степени агрессивности и страха при помощи модуляции силы раздражителя или области применения раздражения. В экспериментах при отсутствии реальной угрозы вызывались реакции легкой тревожности, сильного беспокойства, панического страха или агрессивности. В тех же исследованиях животное приводили в состояние полного спокойствия, когда никакие внешние угрозы не вызывали оборонительного поведения. Таким образом, при помощи воздействий на эмоционально-мотивационные структуры высшего млекопитающего удалось добиться искусственного управления его настроением и поведением."
Таким образом, есть структуры, возбуждение которых, наподобие центров Хорошо и Плохо, вызывают появление более сложны эмоциональных состояний, которые УПРАВЛЯЮТ ТИПОМ поведения особи, что и является главным физиологическим назначением эмоций.

Интересна и познавательна статья из журнала Вестник биологической психи атрии № 5, 2004
"П.В. Симонов также подчеркивал информационную природу эмоций. В определении Кабанака информационная сторона эмоций
полностью игнорируется. Важно отметить, что эмоция - это психи ческий механизм, выполняющий определенные функции. В процессе функционирования этого механизма возникают различные психи ческие состояния, которые тоже называются эмоциями. Можно сказать, что эмоция это психи ческое состояние, возникающее в результате когнитивной обработки информации, которая может быть получена извне, извлечена из памяти, или даже выдумана, нафантазирована. Эмоция регулирует количество энерги и, выделенное организмом на решение задачи, связанной с полученной информацией.
Количество энерги и (активность) определяется уровнем физиологического возбуждения. Эмоция определяет также, в самых общих чертах, последовательность действий (поведенческую программу), которая вызывается полученной информацией. Например, страх заставляет убегать или затаиться, гнев - нападать, интерес - исследовать, надежда - выжидать и т.д"

Вот еще аргументы в пользу того, что эмоции - контекст определенного стиля поведения, а не просто "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".
" Согласно определению М.Кабанака , боль будет отрицательной эмоцией. В доказывается, что боль это ощущение (результат действия рецептор ов). Эмоциональный фон боли – страдание. Эмоция, которую может вызвать боль, это, например, страх (при нормальном, так сказать, положениивещей). Однако есть люди (мазохисты), у которых боль вызывает приятные ощущения и даже наслаждение. Это означает, что боль не имеет однозначного гедонического тона. Есть эмоции, которые тоже не имеют однозначного гедонического тона, но они появляются в результате восприятия некоторой информации. Боль же есть простая реакция рецептор ов на определенные воздействия и непосредственно не связана с восприятием и переработкой информации.
Любая эмоция может возникать не только в результате восприятия внешней информации, но и как реакция на воспоминания или собственные фантазии, которые можно представлять как определенный источник информации. "

По Симонову трудно объяснить мазохизм. Формула опять же здесь сильно проскальзывает.
По Симонову "удивление будет эмоцией только когда оно приятное или неприятное. Но удивление может быть и нейтральным. Перестает ли оно от этого быть эмоцией? И чем оно становится? В отечественной психологии широко используется понятие интеллектуальных эмоций.
Они не имеют специфического знака и могут быть положительными, отрицательными или безразличными. Удивление как реакция на неожиданную информацию является интеллектуальной эмоцией при любом гедоническом тоне. "
Далее идет описание специфики интеллектуальных эмоций.
Действительно, требования определенного знака для эмоций - просчет Симонова, вытекающий из того, что он не учитывает детект оры нового (основу ориентировочного рефлекса и состояния удивления). А интеллектуальные эмоции, описанные в статье - еще более усложненное явление из иерархии эмоций, подтверждающее, что эмоции - контекст ы поведения, а не "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".
"В работе Шевалье и Бельзунг описано явление вариативности эмоций в одной и той же ситуации. У одного и того же человека в одной и той же ситуации могут возникать разные эмоции."
При одном и том же уровне потребности или же вообще с состоянии удовлетворенности и индифферентности, у человека могут возникать самые различные эмоции, вне зависимости от прогнозов и возможностей. Человек вообще одним лишь усилием воображения может переключать свои эмоциональные состояния, что говорит именно о переключаемой функции эмоциональных состояний, а не информационно прогностической.

Предлагаю так же прочитать справедливые замечания в
"П. В. Симонов выдвинул «информационную» теор ию эмоций. Он предполагает, что эмоции восполняют недостаток информации.
Именно они позволяют человеку действовать правильно даже в условиях острого дефицита информации. Но что значит - восполнить? Недостаток пищи я могу восполнить только чем-то съедобным. Недостаток знания можно возместить только знанием - пусть и «особого рода».
"
и т.д.

В "...согласно теор ии функциональных систем П. К. Анохина, принятие решений представляет собой выбор из альтернатив и реализуется на основе обратных связей; развивает эту теор ию «квантовая» модель психи ческой деятельности К. В. Судакова; а П. В. Симонов предлагал дискретный механизм объяснения творческого мышлени я на основе рекомбинации памятных следов (энграмм) и т. д. "
"Противоположную позицию занимал наш выдающийся психолог Андрей Брушлинский, директор Института психологии РАН, зверски убитый в подъезде собственного дома в конце января 2002 года. Он рассматривал психи ку не как процесс переработки информации, а как непрерывное, недизъюнктивное взаимодействие человека с объективным миром. "
"...именно самостоятельное, произвольное формирование первоначально отсутствующих критериев принципиально отличает человеческое мышлени е от дискретных процессов в компьютере. "

В
" Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название - информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическая теор ия эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теор ия Линдсея-Хебба. Согласно этой теор ии эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы."

В используются некоторые идеи Симонова для создания более общей картины. При этом очень верно рассматривается физиологическое назначение эмоций.
"Согласно этой теор ии (Симонова) если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей.
Однако, даже не вдаваясь пока в подробный анализ, очевидно, что при удовлетворении любой от самой примитивной до самой сложной потребности можно испытать радость, а при неудовлетворении любой потребности можно испытать горе. В то же время, одна потребность, например, пищевая, может вызывать страх, если есть большая вероятность ее неудовлетворения (т.е. возможность голода), может вызывать надежду на ее удовлетворение, может вызывать благодарность за ее удовлетворение и т.д. Т.е. одна потребность может вызывать разные эмоции и одна эмоция может вызываться разными потребностями."
"Эмоции выполняют много различных функций в психи ческой деятельности человека. Опишем сейчас только одну, играющую важную роль для целей классификации. Эту функцию можно назвать упрощающей в процессе принятия решения о дальнейшем поведении человека в каждой конкретной ситуации. В реальных жизненных ситуациях действует множество факторов имеющих для человека значение. Если начать взвешивать все факторы логически, то это потребует много времени, в то время, как промедление в некоторых случаях может оказаться роковым. Эмоция же возникнув, заставляет человека действовать не рассуждая. В критических ситуациях это может спасти жизнь, в ситуациях же обыденных эмоции часто оказываются вредны именно потому, что мешают взвесить все обстоятельства и принять оптимальное решение."

В
"К сожалению, многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом «теор ия», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпывающей теор ии. Умение не видеть сразу много проблем иногда является условием продвижения в одной из них, поэтому отдельные работы могут быть интересными, проницательными, тонкими, могут знакомить нас с очень важными особенностями эмоциональной жизни, но в то же время оставлять нерешенными и даже необозначенными многие не менее интересные и важные вопросы."

Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981, с. 4, 8, 13-14, 19-23,27-39 178

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга. (...)

Информационная теория эмоций... не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоций, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных. (...)

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, - писал Павлов, - в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т. е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.?» (Павлов, 1951, с. 335). Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций. (...)

На основании... опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, причем «образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой» (Павлов, 1973, с. 429). (...)

Па́вел Васи́льевич Си́монов (урожд. Станке́вич , 20 апреля , Ленинград - 6 июня , Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог . Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Мозг и движение - Вячеслав Дубынин

    ✪ Мозг и любопытство - Вячеслав Дубынин

    ✪ Устройство и работа мозга

    Субтитры

    Говоря о биологических потребностях, Павел Васильевич Симонов особо выделил потребности саморазвития, потребности, направленные в будущее. Симонов отнес к ним программы любопытства, подражания и программы, связанные с движениями, игрой и свободой. Движения - ключевой момент. Большая часть нейронов головного мозга человека задействована в управлении движениями, в запоминании двигательных программ, структуры моторной коры, мозжечка, базальных ганглиев. Во многих случаях для того, чтобы движения действительно эффективно реализовались, их нужно повторять и проходить процедуру двигательного обучения. А для этого необходимо положительное подкрепление, положительные эмоции. В данном случае работает медиатор, который называется дофамин, его основным источником являются нейроны компактной части черной субстанции. Их аксоны идут в базальные ганглии и там обеспечивают основу для формирования двигательных навыков. Кроме того, обучение идет на уровне мозжечковых структур. Самые разные типы движений - рефлекторные, локомоторные, произвольные, - которые мы генерируем корой больших полушарий, прописываются в мозжечке базальных ганглиев после многократных повторов. Все это происходит на фоне выделения дофамина, на фоне положительных эмоций, поэтому повторять движения приятно. Особенно эффективно эта функция реализована у маленького мозга, у новорожденного, у ребенка, который растет и должен сформировать эти двигательные навыки. Например, вы смотрите на мальчика Петю Иванова трех лет и видите, что он залез на табуретку, спрыгнул с табуретки, залез на табуретку, спрыгнул с нее и так 50 раз. Так мальчик тренируется. Сам он это не осознает, но мозг об этом знает, его нейросети знают, исправно платят дофамином за то, чтобы он осваивал двигательные навыки. Взрослый мозг все это умеет, поэтому данный блок у взрослых часто слабеет, мы уже не так охотно двигаемся. Предложение маленького ребенка: «Мама, папа, давай попрыгаем, поиграем» у взрослого мозга часто вызывает глубокое недоумение: «А зачем? Я и так это все уже умею делать». Все мы разные. Если у вас активно установлена черная субстанция, вы по жизни можете быть двигательно очень легким на подъем и будете испытывать положительные эмоции. Такие люди охотно гуляют, охотно занимаются спортом, танцуют, хотя это кажется совершенно бессмысленным занятием. Для танцев на дискотеке есть несколько мотивов, а танцы перед зеркалом - это чистый дофамин и работа нейронных контуров черной субстанции, мозжечка, базальных ганглиев. Биологический смысл двигательного обучения очевиден: для удовлетворения самых разных потребностей нужно хорошо двигаться. Козленок бегает, и ему это нравится, а потом ему пригодится убегать от волка. Котеночек бегает за бумажкой, и ему это нравится, а потом ему догонять мышку. Козленок и котенок об этом не знают, но знают их глобальные программы, направленные в будущее, подталкивают их оттачивать эти двигательные навыки. Молекулы, похожие на дофамин, способны активировать движение и вызывать положительные эмоции, связанные с движениями. Такие молекулы являются наркотикоподобными препаратами, как амфетамин, кокаин. Они хорошо известны и оказывают на мозг достаточно серьезное травмирующее действие. Движения вставлены в самые разные поведенческие программы. Организм не просто двигается, а часто как бы прозванивает биологические программы, которые в будущем будут использоваться, для того чтобы убегать от опасности, добывать пищу. Отдельная очень важная категория таких программ - это программы, связанные с общением в социуме, стае, коллективе. Мы видим, как котята или щенята борются друг с другом, дерутся понарошку, играют, но на самом деле это очень серьезный компонент поведения. Во-первых, при этом тестируются нейросети, которые отвечают за движения. Во-вторых, маленький мозг учится оценивать силы противника: насколько он мощный, кто победит. В будущем при реальных столкновениях всю эту информацию можно использовать и не ввязываться в совершенно безнадежные предприятия. Игра животных сама по себе имеет очень большое значение, подкрепляется дофамином. В человеческом поведении это тоже занимает очень большое место. Недаром голландский философ Йохан Хёйзинга написал книгу «Человек играющий», где поставил игру во главу угла и написал, что в человеческой культуре игра, похоже, самое главное. Она лежит в основе культовых явлений, в основе искусства, в основе науки, то есть подобного рода действия занимают огромное место в нашем поведении. Хёйзинга даже охарактеризовал основные черты игры. Например, игра идет понарошку, в свободное время, в определенном месте, но все равно вызывает положительные эмоции. И таких проявлений игрового поведения в нашей жизни очень много. Примером является спорт, когда две команды гоняют мяч, при этом радуются тысячи болельщиков, но они понимают, что это понарошку. И если ваша команда проиграла, вы, конечно, огорчаетесь, но не очень сильно, зато если победила с разгромным счетом, то положительные эмоции зашкаливают. Если удается сочетать между собой свободу и игру, то получается очень здорово и эффективно. Например, люди идут на флешмоб. Мы никогда этого не делали, это новизна, это движение. Кроме того, это проявление свободы: делаю что хочу. Свобода - это важнейший компонент игры. Движения, которые мы совершаем, как правило, имеют цель. И если по ходу движения возникают препятствия, то они воспринимаются мозгом как серьезная проблема. Здесь включается дополнительный блок программ, которые можно назвать рефлексами свободы. Если что-то ограничивает свободу ваших передвижений, это встречает сопротивление со стороны нейросетей и добавляет энергии в процесс, для того чтобы решить проблему, преодолеть препятствие или его обойти. Еще Иван Петрович Павлов отдельно писал о программах свободы, анализируя реакции своих собак, экспериментальных животных. В мае 1917 года он прочел небольшой доклад «Рефлекс свободы», в котором подчеркнул, что преодоление ограничений - это такая же важная программа, как еда и безопасность. На таком глобальном уровне биологическая целесообразность программ свободы очевидна. Если в природе жучок упал в ямку, а олень зацепился рогами за кусты, то нужно срочно выбираться, потому что вы умрете от голода и жажды или придет хищник и вас сожрет. Жучок об этом не знает, и олень, скорее всего, тоже не знает. Но знает их глобальная биологическая программа, которая заглядывает в будущее. Это группа программ, связанных с саморазвитием, программы свободы, это часть программ саморазвития. И это заглядывание в будущее, экстраполяция в данном случае достаточно очевидна. Дальше организм направляет кучу усилий, для того чтобы преодолеть ограничения. Жучок, посаженный в коробочку, всю ночь ее грызет, а волнистый попугайчик в клетке пытается ее раскурочить и расщепить прутья, чтобы вырваться на волю, а граф Монте-Кристо скребет стенки замка Ив. Само ограничение в свободе передвижений, то есть замкнутое пространство, привязи, путы - это источник отрицательных эмоций. Павлов описывает, как многие собаки, которые шли в его эксперименты, исходно протестуют против этого и приходится сначала их привязывать и кормить, чтобы у них возникла ассоциация, что в этом положении не будет ничего плохого, а, наоборот, еда. Павловские камеры достаточно небольшие по размеру, и, кроме того, на собаку вначале надевается шлейка, чтобы она не ушла куда-то в угол и не легла спать. Тогда, пишет Иван Петрович Павлов, программы, рефлексы свободы слабеют, и можно заниматься уже обучением. И дальше он указывает, что если переборщить с этим подавлением программ свободы, то мы получаем программы рабства, то есть антитезу программ свободы. Это отдельная сторона работы нашего мозга, которая связана больше с иерархическим поведением, с тем, что есть лидер и подчиненный. Большое значение имеет миндалина - структура, которая выстраивает отношения особей внутри стаи. Ограничения свободы - это мощнейший заряд отрицательных эмоций. Недаром в педагогике и каких-то более серьезных ситуациях подобного рода ограничения применяются как отрицательное подкрепление. Если ребенка поставили в угол, это ограничение в свободе передвижений, и на фоне возникших отрицательных эмоций он должен понять, что он сделал что-то не то. А если вы совершили какое-то серьезное противоправное действие и вас уже поместили в места не столь отдаленные, то тут все серьезно. Можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который сам в тюрьме не сидел, но в ссылку-то его отправляли. И это «Сижу за решеткой в темнице сырой…» очень прочувствовано. Или «Придет ли час моей свободы? Пора, пора! - взываю к ней…» Это очень важный компонент нашей жизни, особенно если у вас мозг так установлен. Потому что есть люди более свободолюбивые, есть менее свободолюбивые. Судя по всему, стремление к свободе, к ситуации, когда вы можете выполнять выбранную программу, - это результат работы конкретных нейросетей. Пока все идет нормально, данная функция мозга не включается. Но если возникает препятствие, если возникает рассогласование между ожидаемыми результатами поведения и реальными результатами, тут-то и срабатывают данные нейросети, которые обеспечивают сравнение того, что случилось, с тем, что хотелось. За это во многом отвечает поясная извилина. Возникают негативные эмоции, которые вливают дополнительную энергию, и прежде всего в работу ассоциативной лобной коры, и она более настойчиво может стремиться к достижению цели. Здесь достаточно тонкая грань, потому что еще чуть больше отрицательных эмоций - и возникнет агрессия. Между свободой и агрессией небольшая грань. И если дверь не открывается, то поначалу вы и ее дергаете, а затем начинаете злобно пинать. У свободы есть и темная сторона. Борцы за свободу часто переходят на такую агрессивную сторону, когда деструктивные действия начинают разрушать всю ту пользу, которую могла бы принести свобода. Можно вспомнить самые разные религиозные и политические системы, проанализировать, как в каждой из них учитываются важнейшие биологические программы, свобода, подчинение лидеру, эмпатия, то есть свобода, равенство и братство. И в мозге каждого из нас уникальный коктейль из данных программ, это основа нашего темперамента. И когда мы начинаем жить, над каждой из этих программ, в том числе над программами свободы, формируются, как говорил Иван Петрович Павлов, условные рефлексы, то есть мы учимся более эффективно реализовывать программы, достигать успеха. И если обучение ведет к достижению цели, то положительные эмоции и этот поведенческий блок становится в наших реакциях более выраженным. А неудачи можно, наоборот, подавить. За счет воспитания можно сделать человека более свободолюбивым, более инициативным, более эмпатичным и, наоборот, менее эмпатичным, менее свободолюбивым. Огромная ответственность лежит на педагогах и воспитателях, например, на средствах массовой информации, которые порой вываливают на нас новости, совершенно не думая о тех перепрограммирующих последствиях, которые случаются с нервной системой слушателей и зрителей.

Биография

Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году . Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов, который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию.

В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию , которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951-1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко . С 1961 по 1962 год - старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.

Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь ».

Удостоен звания «Заслуженный профессор Московского университета» (1999).

Научные исследования

Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность , эмоция , воля , сознание . Междисциплинарный характер исследований П. В. Симонова создаёт основу для комплексного изучения человека физиологами, психологами, социологами, представителями других областей знаний. «Наука опирается на принципы презумпции доказанного… - писал академик П. В. Симонов. - Все остальное принадлежит царству веры, а верить можно во что угодно, поскольку свобода совести гарантируется законом» .

Информационная теория Симонова

Симонов попытался в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу :

Э = f [П, (Ис - Ин), …] ,

где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Собственно, вышеприведённая формула является очень общей, и в упрощённом виде может быть представлена так:

Э = П · (Ис - Ин) .

Из этой упрощённой формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин - отрицательный.

(с 1999).

  • Один из почетных основателей фонда «Наука Долголетия».
  • Председатель редколлегии серии изданий РАН «Классики науки ».
  • Член редколлегии иллюстрированного научно-публицистического и информационного журнала «Наука в России».
  • Член исполкома Международной организации изучения мозга (1985-1997).
  • Член Международной академии астронавтики.
  • Член Нью-Йоркской академии наук.
  • Член Американской ассоциации авиационной и космической медицины (1971).
  • Почетный член Павловского научного общества США.
  • Награды

    Мать - Мария Карловна Станкевич.

    Сестра - Станкевич Галина Станиславовна, проживает в Швеции с семьей.

    Жена - Ольга Сергеевна Вяземская, преподаватель иностранного языка.

    Похожие статьи

    © 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.