Все о егэ по русскому языку. Русский язык

Уже не первый год довольно активно обсуждается перспектива разделения ЕГЭ по русскому языку на две части: письменную и устную. За последние годы формат испытаний единого государственного экзамена изменяли уже не раз, стремясь оптимизировать КИМы и сделать проверку знаний максимально объективной.

Что же ожидает 11-тиклассников 2017-2018 учебного года и к чему необходимо готовиться всем, кто планирует поступать в ВУЗы?

В 2017-2018 году особых изменений в КИМах письменной части ЕГЭ не ожидается. Актуальными останутся все инновации, внесенные в структуру билетов в 2017 году, а именно:

  • отсутствие тестовых заданий с одним вариантом ответа;
  • разделение работы на два блока: задания с кратким ответом и сочинение на заданную тему;
  • минимальный проходной балл – 36.

В связи с вводом говорения измениться может количество заданий письменной части и структура начисления первичных баллов.

Зачем нужна устная часть?

Этот вопрос задают себе не только будущие выпускники. Любые изменения в структуре ЕГЭ имеют серьезные обоснования. Так, проведенные исследования показали, что большой процент выпускников из регионов недостаточно хорошо владеют родным языком. Причинами такого снижения считают:

  1. недостаточный уровень преподавания (не все учителя предметники требуют от детей давать развернутый ответ на поставленные вопросы, проводить анализ информации и давать собственные оценки тем или иным событиям);
  2. переход к письменным формам контроля знаний (многие лицеи и колледжи сводят к минимуму устные опросы);
  3. снижение количества читающих детей (соответственно, отсутствие у выпускников определенной базы литературной речи).

При этом, умение грамотно выражать свои мысли и владение навыками ораторского искусства сегодня являются обязательными во многих профессиональных сферах и человек, планирующий получить высшее образование просто обязан знать свой язык на высоком уровне.

Устная часть на ЕГЭ по русскому языку в 2018 году

Несмотря на множество разговоров о введении устной части, в 2017 году ЕГЭ по русскому языку прошло в формате письменного экзамена. Министр Минобрнауки не сторонник спонтанных реформ, а потому внедрение инноваций, призванных повысить уровень владения родным языком, будет поэтапным.

  1. Введение декабрьского итогового изложения.
  2. Изменения структуры заданий и полный отказ от тестов с выбором одного варианта ответа.
  3. Разделение экзамена на устную и письменную часть.

Первые два этапа уже пройдены, а третий прошел успешную апробацию в Московской области, Татарстане и Чеченской республике.

Будет ли 2017-2018 год знаменательным и будет ли таки введена обязательная устная часть в структуре ЕГЭ по русскому языку, официально скажет Федеральный Институт Педагогических Измерений. Информация должна появится во второй половине августа или первых числах сентября на официальном сайте ФИПИ.

Расписание ЕГЭ 2018 по русскому языку

Досрочный период

Основной экзамен

Резервный день

Основной период

Основной экзамен

Резервный день (русский язык)

Резервный день (все предметы)

Резервный день (все предметы)

Пересдача

1-я пересдача (русский язык)

2-я пересдача (русский язык)

Резервный день (все предметы)

Формат проведения устного экзамена

После утверждения запланированных изменений, ЕГЭ по русскому языку разделят на два дня:

  1. Письменная часть, в которую войдет блок заданий с краткими и развернутыми ответами, а также сочинение.
  2. Устная часть, формат проведения которой во многом будет схож с испытаниями по иностранным языкам.

Многих выпускников волнует не столько сама необходимость сдачи устного блока, сколько техническая сторона вопроса. Ученики, принявшие участие в пробных ЕГЭ, проводимых в рамках программы апробации методики, отметили, что наиболее неудобным является формат общения с компьютером, поскольку в кабинете одновременно разговаривают несколько человек, что многих сбивает с мысли и не дает сосредоточиться. Приняв мнение экзаменуемых к сведению, организаторы обещают, что устную часть ЕГЭ будут сдавать в отдельных кабинках. Будет ли выполнено обещание, покажет время.

Для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется:

Обсуждались такие варианты КИМов

Вариант №1 устной части ЕГЭ по русскому языку

За 15 минут ученику будет предложено:

Устная часть предусматривает развернутый ответ на все поставленные задания.

Вариант №2 устной части ЕГЭ по русскому языку

На каждого участника также отводится 15 минут, за которые экзаменуемому предстоит:

Время (мин)

Выразительно прочитать предложенный текст научно-публицистического стиля
Пересказать текст, используя дополнительную информацию
Составить и озвучить монологическое высказывание (на заданную тематику).
Принять участие в диалоге (условно)
Баллы за соблюдение норм литературного языка

Все ответы также должны быть развернутыми.

Подготовка к устной части ЕГЭ

Любой учитель скажет, что лучшая подготовка к ЕГЭ – это хорошо учить русский язык, но поскольку 2018 год уже совсем рядом, попробуем разобраться как быстро наверстать упущенное.

Опытные педагоги советуют:

  1. Вспомнить теорию. Для этого можно использовать любые рекомендованные для школ учебники, или специальные издания для подготовки к ЕГЭ.
  2. Подкрепить каждый блок практикой. Задания из учебников – отлично, не плохо также найти сайты с практикой в интернете и, конечно, обработать все доступные билеты 2017 года, а также пробные варианты 2018.
  3. В этом году мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор.
  4. Читайте вслух тексты разных стилей и тренируйте не только скорость чтения, но и выразительность.
  5. Практикуйтесь в пересказывании текстов.

Конечно. Подготовиться без посторонней помощи к устной части достаточно сложно, ведь не имея определенного уровня знаний по ораторскому искусству, многие просто не замечают своих ошибок. Если вариант с репетитором никак не возможен – готовьтесь в паре. Так вы сможете потренировать диалог и указать друг-другу на ошибки, которые очевидны только со стороны.

Предлагаем послушать, что говорили об этом в 2016-2017 учебном году специалисты о введении говорения, как обязательного блока ЕГЭ по русскому языку:

Официальный сайт Федерального института педагогических измерений — ФИПИ — опубликовал предварительные версии КИМ ЕГЭ 2018 года. В целом контрольно-измерительные материалы для единых госэкзаменов остаются теми же, что в 2017 году, но определенные изменения, тем не менее, присутствуют, иногда — значительные. Узнаем, какие изменения ожидают ЕГЭ по русскому языку в 2018 году, что нового в одном из обязательных для сдачи всеми выпускниками экзаменов.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2018 года

Задание под номером 20 будет иметь базовый уровень сложности, и смысл задания — в проверке того, насколько хорошо одиннадцатиклассники знают лексические нормы, которые присущи современному литературному языку.

Пример такого задания содержится в демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку 2018 года:

Как следует из приложенных к демо-версии правильных ответов, лишним является слово “главную”. Суть не может быть главной или второстепенной, поэтому выражение “главная суть” — один из классических примеров тавтологии, или языковой избыточности, когда два стоящих рядом слова необоснованно с точки зрения языка повторяют одно и то же, имея при этом одинаковый смысл. Тавтология и прочие языковые ошибки, которые совершаются по причине безграмотности, и окажется тем, что будет предлагаться выпускникам на экзамене для обнаружения. Тем самым и будет выявляться, насколько хорошо выпускники российских школ чувствуют и понимают русский язык.

В принципе, новое задание, при должной подготовке педагогами выпускников, для большинства не окажется чрезмерно сложным.

Второе небольшое изменение в ЕГЭ по русскому языку, которое следует из первого — это повышение в связи с появлением нового задания максимального первичного балла за всю работу с 57 до 58.

Поскольку русский язык входит в число предметов, которые обязательны для сдачи, то указанные изменения касаются сто процентов выпускников-одиннадцатиклассников в 2018 году.

Пока что указанные изменения считаются предварительными, но маловероятно, что они же не окажутся окончательными. Поэтому выпускники и педагоги могут ориентироваться на опубликованную ФИПИ информацию как на то, что их ждет летом 2018 года.

Практически все планируемые изменения в ЕГЭ 2018 года носят непринципиальный характер. Разработчики ЕГЭ в этом году проявили консервативность и кардинальных перемен ожидать не стоит.

При сравнении изменений в ЕГЭ по разным предметам в 2018 году можно выделить:

  • внесение нового задания;
  • усовершенствование инструкций по выполнению заданий;
  • корректировку формулировок заданий;
  • уточнение и переработку критериев оценивания.

Какие изменения вводятся в ЕГЭ по русскому языку в 2018 году?

После кардинального сокращения заданий в 2015 году это первое изменение, которое мы наблюдаем. Принципиально структуру, задания, содержание и форму экзамена это новшество не меняет. Вводится задание под номером 20 – это значит, что количество заданий становится не 25, а 26. При этом общая сумма первичных баллов увеличивается с 57 до 58.

Если мы обратим внимание на «Демонстрационный вариант» ЕГЭ 2018, то обнаружим там задание по лексическим нормам. Такое задание уже было в ЕГЭ по русскому языку даже тогда, когда ЕГЭ только-только задумывали и вводили экспериментально в 2000 г., так что в нем нет ничего нового.

Новое задание

Изменения ЕГЭ по литературе в 2018 году.

Весь прошлый год с подачи нового министра образования Ольги Васильевой шла дискуссия о ЕГЭ по литературе. Выдвигались предложения сделать этот экзамен исключительно творческим. Однако специалисты столкнулись с многими проблемами – как точно оценить творчество. Это очень сложно. Публиковалась даже новая модель ЕГЭ по литературе, опубликовано 2 статьи в журнале ФИПИ об изменениях в ЕГЭ, однако решили в этом году новую модель не вводить. Но, что радует, изменили критерия оценивания письменных работ. Теперь оценивать будут гораздо лучше, исключены субъективные и спорные формулировки – «обоснование выбора произведения для сравнения», «глубина раскрытия темы» и пр. При этом после совершенствования системы критериев первичный балл увеличился с 42 до 57.

«Разбалловка» 2017

«Разбалловка» 2018

Если сравнивать «Разбалловки», то можно отметить, что в 2017 году соотношение баллов базовых заданий к заданиям повышенной сложности и высокой сложности было практически равноценным 29 х 38 х 33.

А вот в 2018 году наблюдается резкий перекос в сторону заданий повышенной сложности – 21 х 53 х 26. Это значит, что более половины баллов будут обеспечивать 4 задания. Снизилось значение базовых заданий и снизилось значение основного большого сочинения.

Каждый выпускник общеобразовательной школы знает, что для получения аттестата и сертификата по итогам сдачи единого государственного экзамена, необходимо систематически и планомерно готовиться. ЕГЭ по русскому языку в 2018 году является одним из ключевых предметов на экзамене. О глубоком и всестороннем изучении этого предмета в школе говорят все: от школьного учителя до Президента РФ, отметившего в своей речи на заседании Общества русской словесности важность эталонного русского слова, которое должно объединить людей в нацию. А грамотная речь, по словам главы государства, должна стать неотъемлемой частью культуры нашей страны, правилом хорошего тона. А.И. Куприн называл русский язык историей нашего народа, считал его изучение и сбережение не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.

Что ожидать в 2018 году?

Со следующего года в России может серьёзно модернизироваться структура сдачи экзамена по русскому языку – одному из двух обязательных предметов, влияющих на получение аттестата о среднем образовании. На съезде Общества русской словесности представители Академии образования заявили, что на едином госэкзамене планируется ввести устную часть, так называемый блок «Говорение».

Цель введения устной части

Современные дети, родившиеся и выросшие в век информационных технологий, всё больше внимания уделяют социальным сетям, форумам, блогам, то есть тем видам деятельности, где говорение, устная речь отсутствует. Язык подобного общения краток, скуп на выражение словесных эмоций, которые заменяются всем известными «смайлами». Вспомним прописную истину: как человек мыслит, так он и выражается. Таким образом, скупость речи есть следствие скудости умственного запаса.

А вот общественная жизнь, напротив, ставит перед вступающим в неё молодым человеком такие задачи, которые невозможно выполнить, если не обладать именно развитыми коммуникативными умениями:

  • выступать с докладом, публичной речью перед аудиторией;
  • участвовать в дискуссии по определенной теме;
  • доказывать свою точку зрения с привлечениями весомых аргументов;
  • уметь вежливо отказать, попросить, посоветовать и т. д.

Почему модернизируется ЕГЭ по русскому языку?

Умение грамотно построить свою устную речь пригодится не только участникам экзамена по русскому языку или другим предметам, но и подготовит будущих юристов или экономистов – представителей всех профессий – к успешной работе в группе, коллективе, когда необходимо тесное сотрудничество с коллегами или общение с клиентами, подчиненными или начальниками.

Поэтому вовсе не случайно ожидаются изменения в структуре и содержании ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. Именно высокие коммуникативные навыки позволяют человеку испытать не только личный успех, но и сделать лучше общество в целом.

Апробация устной части на ОГЭ

В некоторых регионах в девятых классах экзамен по русскому языку уже видоизменился – прошел апробацию блок «Говорение». Участникам экзамена были предложены две формы проведения устной части:

  1. Девятиклассникам предлагается сесть за компьютер, используя необходимые технические средства для выполнения заданий, которые требуют устного ответа.
  2. Выпускник 9 класса беседует с членами экзаменационной комиссии, отвечая на их вопросы и выполняя необходимые речевые действия. При этом обязательно присутствует независимый эксперт, оценивающий речь экзаменуемого.

Результаты проведения пилотного экзамена по русскому языку предложены для широкого профессионального и общественного обсуждения.

Что будет оцениваться в блоке «Говорение»?

Метод оценки знаний учащихся в изучении русского языка играет большую роль. И только тестовой части и письменной работы здесь недостаточно. Ученикам 9-х и 11 классов в 2018 году необходимо быть готовыми к включению в государственный экзамен и устной части – говорения, где у учащихся буде проверять сформированность таких коммуникативных качеств:

  1. Насколько развиты навыки выразительного чтения предложенного текста.
  2. Понимание и анализ проблем прочитанного текста.
  3. Умение самостоятельного создания устных текстов в зависимости от целей высказывания.
  4. Знание и соблюдение норм русского языка.
  5. Умение вести как монологическую, так и диалогическую речь.

Что останется неизменным в 2018 году?

Несмотря на внедрение устной части экзамена по русскому языку, представители Рособрнадзора заявляют о неизменности уже существующей формы ЕГЭ по предмету.

В данный момент экзаменационный тест состоит из двух частей:

1. 24 задания в первой части проверяют следующие умения и навыки:

  • умение извлекать главную информацию текста;
  • орфоэпические навыки;
  • умение видеть и классифицировать грамматические ошибки;
  • знание орфографических правил;
  • умение расставлять знаки препинания;
  • лексические умения;
  • знание типов речи;
  • умение определять виды выразительных средств, используемых в отрывке из рецензии.

2. Творческая часть – сочинение – выявит умение одиннадцатиклассников анализировать проблемы предложенного текста, аргументировать свой тезис, привлекать литературный и жизненный материал, обращая внимание на логику построения текста, последовательность в изложении материала, а также на все виды грамотности (орфография, пунктуация, грамматика, речь).

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по русскому языку (по стобалльной системе оценивания):

Подготовку к экзамену необходимо начинать заранее. Неоценимую помощь в этом окажет сайт ФИПИ, где находится открытый банк заданий по всем темам, которые изучались в школе:

Также можно воспользоваться демоверсиями прошлых лет, образцами контрольно-измерительных материалов с досрочного экзамена, выложенными на том же сайте, и вариантами тестовых заданий, которые предлагают образовательные сайты.

О дате проведения экзамена по русскому языку в 2018 году будет известно не позднее января. Удачи на экзамене!

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал проект изменений ЕГЭ 2018 – коснётся это семи школьных предметов. Единый госэкзамен меняется из года в год, и есть два основных направления изменений: усложнение заданий и прояснение критериев.

Русский язык: добавилось 1 новое задание перед текстом: задание № 20 на знание лексических норм, которое проверяет умение находить в предложении речевую ошибку и исправлять её. Задание оценивается в 1 балл, базовый уровень сложности. В демонстрационном варианте представлен пример с плеоназмом/лексической избыточностью, суть задания – найти и выписать лишнее слово. Таким образом, теперь в ЕГЭ по русскому языку будет 26 заданий. Претерпели точечные содержательные изменения некоторые классические задания. В задании № 23 (бывшее 22) уточнена формулировка со значением слова: указывается его стилистическая принадлежность («выпишите книжное слово»). В задании № 24 (бывшее 23) теперь могут проверить знание разрядов числительных. В задании № 25 (бывшее 24 – рецензия) расширен список терминов: проверяется знание классификации односоставных предложений (скорее всего, в заданиях №№ 23-25 появятся и другие аналогичные термины). Уточнена формулировка сочинения (задание № 26). Требование по критерию 3 стало более конкретным: «Сформулируйте позицию автора (рассказчика)».

Физика: в ЕГЭ по физике этого года снова 32 задания. Новым заданием базового уровня сложности является последнее задание первой части (24 позиция), приуроченное к возвращению астрономию в курс школьной программы. Задание имеет характеристику типа «выбор 2 суждений из 5». В соответствии с этим заданием в кодификаторе добавился подраздел «Элементы астрофизики» раздела «Квантовая физика и элементы астрофизики», включающий следующие пункты:

  • Солнечная система: планеты земной группы и планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы.
  • Звёзды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.
  • Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Наша галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
  • Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
Отдельного внимания заслуживают несколько заданий первой части, имеющие видоизмененный формат. Появился прототип 13-го задания на электростатику с выбором направления действия ускорения (силы), действующей на заряд. То есть теперь частица или проводник с током в магнитном поле не являются единственными заданиями с выбором направления и записью слова (слов) в ответ. Ещё одно изменение получила 23-я позиция экзамена. Добавился прототип задания, в котором нужно не выбрать два элемента, отличающиеся лишь переменной в условии задачи, а полностью собрать установку для проведения опыта. Теперь на 30 позиции экзамена можно ожидать задачу на насыщенные пары и влажность. Отличием этой задачи является характеристика под названием «Производительность увлажнения». На 14-й позиции экзамена теперь могут встретиться задания, проверяющие знания тем «Закон сохранения электрического заряда» и «Конденсатор». В задание 18-й позиции экзамена (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) добавлены основы Специальной теории относительности. Изменены критерии оценки первой и второй части, а также максимальное количество первичных баллов и их распределение.

Обществознание: в задании № 3 представлен перечень характеристик, а не терминов, как раньше. Вероятно теперь, могут встретиться и термины, и характеристики.
Уточнена формулировка задания № 13. В задании № 26 добавлено уточнение о развёрнутости приводимых примеров. Для задания № 28 были выделены три критерия оценки: раскрытие темы, количество пунктов плана, корректность формулировок пунктов и подпунктом плана. Максимальный балл за данное задание увеличился до 4. Ранее спорный вопрос про абстрактные пункты плана теперь чётко описан в первом критерии; если по критерию 1 выставляется 0 баллов, всё задание оценивается в 0 баллов. Расширена формулировка задания № 29, теперь она более полно отражает требования экзамена. Изменён перечень критериев оценки задания № 29. Теперь это: раскрытие смысла высказывания, теоретическое содержание мини-сочинения, корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов и качество приводимых фактов и примеров. Максимальный балл за задание увеличился до 6. Таким образом, максимальный первичный балл увеличился до 64.

Химия: изменился формат бывшего задания № 30, ранее в нём была дана цепочка превращений, которую нужно было дополнить, теперь необходимо самостоятельно составить уравнение из предложенных веществ, появилось новое задание. Задания № 30 и № 31 теперь оцениваются в 2 балла, ранее задание № 30 оценивалось в 3 балла. Последнее
задание экзамена теперь оценивается в 3 балла вместо 4. Максимальный балл за экзамен не изменился, он составляет 60 баллов.

Английский язык: уточнились формулировки критериев, они стали ещё более прозрачными и однозначными. Если раньше были вопросы по поводу того, что считать нарушением, больше таких вопросов не будет. Сравнение: 2017 (Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные ответы на все вопросы, заданы три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости) 2018 (Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные и точные ответы на все вопросы, заданы правильно три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости (допускается 1 неполный или неточный аспект)) Уточнена формулировка задания 4 в блоке «Говорение».

Литература: изменились мини-сочинения и баллы соответственно. Раньше за задания №№ 8, 9, 15, 16 получали по 4 балла, теперь за №№ 8 и 15 – по 5, за №№ 9 и 16 – по 10. Это было сделано для того, чтобы развести эти задания по сложности, потому что №№ 9 и 16 сложнее, чем №№ 8 и 15. Изменились критерии этих сочинений: раньше было по 2 критерия для №№ 8 и 15 и один для №№ 9 и 16, теперь их по 3 (добавили/отделили фактологию), теперь везде учитываются речевые ошибки, раньше в №№ 9 и 16 они не учитывались. К 17-му сочинению добавили ещё одну тему, их теперь 4. Увеличен максимальный балл, теперь он составляет 15, а не 14, критерии увеличились с 5 до 7. Новая тема из новейшей литературы, чего раньше не было. Увеличился максимальный балл за экзамен с 43 до 57.

Аналитика была подготовлена учебным центром MAXIMUM.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.