Как начать работать репетитором? Личный опыт. Важные советы начинающим репетиторам для успешной работы Методика работы репетитора по русскому языку

Для человека, решившего развивать свой бизнес, но не имеющего достаточных средств для старта, одним из хороших вариантов является репетиторство. Этот вид деятельности не требует никаких вложений, кроме собственных знаний и умений. К тому же это интересное занятие, позволяющее почувствовать свою полезность и важность. Как начать заниматься репетиторством? Что для этого нужно знать и уметь? Как найти первых учеников? Попробуем разобраться в этих вопросах.

С чего начать репетиторство: определение сферы услуг

Репетитор – это человек, владеющий необходимыми знаниями и методиками, которые позволяют ему заниматься с учениками индивидуально. Речь идет как о повышении уровня знаний в рамках школьной или вузовской программы, так и об освоении новой области, например, иностранного языка.

Если вы решили заняться этой деятельностью, прежде всего следует разобраться с рядом вопросов.

1. Определить, в какой области вы хотели бы предложить свои услуги репетитора. Исходить нужно из собственных знаний и уровня подготовки, но учитывать, что наиболее востребованы преподаватели иностранного языка, математики и русского. Другие школьные предметы менее популярны, но возможность заниматься ими тоже есть. Особенно если речь идет о подготовке к сдаче ЕГЭ или работе со студентами.

2. Выбрать возраст учеников, с которыми вам предпочтительнее заниматься. Это могут быть школьники младших классов, подростки или выпускники. Востребованы также занятия с дошколятами, чтобы подготовить их к школе. А если вы планируете заняться обучением иностранному языку, то среди ваших учеников вполне могут оказаться и взрослые люди.

3. Подготовить методическую базу: учебники, учебные и наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы, программы и методики. Для успешного начала карьеры репетитора нужно иметь хорошие методические разработки. На первых порах можно воспользоваться готовыми программами и методиками, которые легко найти на различных специализированных сайтах.

Репетиторством часто занимаются вузовские и школьные преподаватели, чтобы получить дополнительный заработок. Почему для одних эта работа становится эпизодическим занятием, а другие постоянно востребованы и не ищут учеников. Секреты отличного репетитора.

Преподаватели в университете и учителя в школе, особенно молодые, часто находят себя в репетиторстве. Стать репетитором – это не только иметь дополнительный заработок, это еще и свободный график работы, возможность самому выбирать программу и учеников.

Частными преподавателями становятся лишь немногие, для большинства из них это совмещение с основной работой. В чем же секрет успешного репетитора?

Профессиональные навыки

Чтобы стать отличным репетитором, недостаточно иметь диплом выпускника вуза. Вы должны идеально знать свой предмет, уметь объяснить не только теорию, но и показать, как реализовать ее на практике, причем лучше, если примеры будут из реальной жизни. Также признаками профессионализма являются:

Знание методики преподавания предмета в определенной последовательности и умение объяснить, почему изучение идет именно в этой последовательности. Использование качественных учебников. Репетитор должен иметь свой набор учебных пособий, которые он считает лучшими – грамотно написанными, структурированными и наглядно демонстрирующими теоретические выкладки. Вы должны не только выбрать учебник для преподавания, но и суметь объяснить ученику, почему ваш выбор пал именно на этот учебник.

Предоставление дополнительных материалов. Согласитесь, учебник можно почитать и самому, незачем нанимать для этого репетитора, поэтому хороший преподаватель всегда обеспечивает учеников дополнительными материалами, использует высокие технологии в обучении и делает образовательный процесс более интерактивным.

Применение справедливой системы оценки знаний, готовность обосновать ту или иную оценку. Работа репетитора тоже оценивается, но уже уровнем знаний его ученика. Узнать эффективность своей программы можно, сравнив исходный уровень обучающегося с текущим или спросив о прогрессе у родителей, коллег и самого ученика.

Постоянный профессиональный рост репетитора. Каждому из нас есть чему поучиться, поэтому успешный репетитор регулярно посещает курсы повышения квалификации, тренинги и семинары по своему предмету и методике преподавания. Также нелишним будет мониторинг происходящих в мире событий, касающихся вашей области знаний.

Личные качества

Не каждый выпускник педагогического вуза способен стать хорошим репетитором. Для этого нужно обладать набором качеств, позволяющим строить образовательный процесс наиболее эффективно. Самое главное качество – это умение найти общий язык с учеником, установить с ним эмоциональный контакт. Без понимания реакции на обучающий материал вы не сможете внести корректировки в программу в случае необходимости. Контакт с учеником позволяет повысить его заинтересованность в изучаемом предмете, а значит и эффективность обучения.

Пунктуальность и последовательность также важны для репетитора. Начало и конец занятий всегда должны быть в одно время, проверка выполненной работы – точно в срок, а материалы к уроку всегда готовы заранее. Хорошо, если репетитор мыслит системно, это позволит ему формировать структуру занятий и в процессе обучения не перескакивать с одного на другое, а идти от простого к сложному, всегда помня о конечной цели.

Как стать репетитором

Если у вас появилось желание стать наставником, обучить кого-либо тому, что знаете сами, то вы готовы стать репетитором. Чтобы добиться успеха, нужно выполнить ряд действий:

  1. Выберите для себя специализацию. Матанализ и решение дифференциальных уравнений – принципиально разные направления, хотя одно является частью другого.
  2. К каждому относитесь индивидуально. Не забывайте, что перед вами не поток учеников, а одна конкретная личность, подстраиваться под которую – теперь ваша работа.
  3. Всегда проводите оценку знаний в начале курса. Так вы сможете узнать, готов ли ученик к вашей программе, или ее нужно слегка расширить за счет основ, которые ученику неизвестны. Делайте процесс обучения интерактивным – поощряйте ученика задавать вопросы и высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с вашим или общепринятым.
  4. По окончании курса попросите ученика оценить программу и вашу эффективность как преподавателя. Это позволит вам совершенствовать свои навыки, а заодно вы получите рекомендации для работы со следующими клиентами.

Спрос на услуги репетиторов велик, и чтобы стать не одним из многих, а лучшим в своем деле, отнеситесь к нему ответственно. Повышайте уровень знаний учащихся, студентов и взрослых людей, совершенствуйте себя и свою образовательную программу, тогда благодаря вам современное общество станет чуточку лучше.

Если Вы решили стать репетитором, то должны сразу понять самое главное: чтобы достичь успеха на этом пути, нужно не только обладать хорошими знаниями, но и уметь объяснять учебный материал. Только в этом случае можно рассчитывать, что Ваш труд будет востребован и хорошо оплачен.

Квалифицированный репетитор, желающий продавать свои знания, должен:

  • хорошо ориентироваться в различных системах обучения;
  • знать научно-обоснованные критерии, по которым производится оценка знаний учеников;
  • уметь налаживать отношения с каждым обучаемым, стремясь к тому, чтобы достигалась максимальная эффективность обучения.

Таким образом, учитывая определенную сложность данного вида педагогической деятельности, не каждому, обладающему достаточно большими знаниями по каким-либо школьным предметам, может оказаться под силу репетиторство, как профессия (работа, хотя и хороша оплачиваемая, но и требующая затрат сил в соответствии с ценой).

Отвечая на вопрос о том, какими психологическими качествами должен обладать успешный репетитор, можно с уверенностью сказать:

  1. ответственностью;
  2. пунктуальностью;
  3. грамотной четкой речью;
  4. терпением.

Необходимо четко определить область, в которой Вы собираетесь осуществлять свою репетиторскую деятельность.

Например, если Вы собираетесь заняться преподаванием математических дисциплин, то нужно рассмотреть варианты, не только связанные с проведением занятий по алгебре и геометрии, но, может быть, и по математическому анализу или другим предметам высшей математики , изучаемым уже в ВУЗах. Ведь чем шире будет область, в которой Вы сможете осуществлять репетиторскую деятельность, тем больше Вы будете пользоваться спросом и авторитетом как математик.

А если Вы хотите быть репетитором по географии , то учтите, что если Ваши ученики - это студенты ВУЗов, то может оказаться, что в одних учебных заведениях им преподают «физическую географию», а в других - «социальную география», и дисциплины мало похожи.

Очень важно определить для себя, какой возраст учеников является для Вас наиболее подходящим. Например, собираетесь ли Вы заниматься подготовкой школьников старших классов или только начальных классов, или и старшеклассников и студентов первых курсов?

После выбора предмета и группы обучаемых, необходимо еще раз проанализировать, обладаете ли Вы необходимым объемом знаний и умением работать именно с данной возрастной категорией учащихся?

Ведь обучение детей начальных классов требует часто не столько глубокого знания предмета, сколько умения понимать ребенка и находить к нему подход.

Любой преподаватель (и репетитор, в том числе), работая с детьми, должен уметь заинтересовать их, разобраться в проблемах (очень часто психологических), мешающих эффективности обучения.

Вы должны решить, сможете ли Вы быть не только педагогом, носителем определенных знаний, но и воспитателем? А такая работа является более сложной, и поэтому ее нельзя рекомендовать начинающим репетиторам.

Определите специфику предоставляемых Вами услуг. Вы можете заниматься:

  • помощью по освоению школьной программы;
  • быстрым устранением отставания по предмету;
  • подготовкой к контрольной работе;
  • подготовкой к сдаче экзаменов ЕГЭ/ГИА;
  • подготовкой к поступлению в ВУЗ;
  • помощью при выполнении домашних заданий;
  • целенаправленным улучшением успеваемости;
  • помощью студентам при подготовке к зачетам и экзаменам;
  • занятиями по изучению дополнительного (внешкольного) материала, например, при подготовке ученика к олимпиадам;
  • развитием интереса у ученика к изучению какой-нибудь школьной дисциплины.

Этот список можно и продолжить, но ограничимся перечисленными основными направлениями репетиторской работы.


Рассмотрим более подробно специфику первых пяти пунктов приведенного перечня:

Пункт «А».

Что касается помощи при изучении школьной программы, то она будет эффективной, если занятия будут проводиться от одного до трех раз в неделю (не реже) и в течение месяца или более длительный промежуток времени. Репетитором осуществляется «сопровождение» ученика в процессе обучения в школе: он разъясняет ему непонятное и контролирует его успеваемость.

Такой вид репетиторской деятельности возможен в том случае, если у преподавателя достаточно времени, и он уверен, что оно у него будет не только сегодня, но и в последующие месяцы.

Репетиторы-студенты же должны учитывать, что у них самих существует сессия, которая может потребовать времени и полного сосредоточения, а значит, проведение регулярных встреч с учениками может стать проблематичным.

Пункт «Б».

Помощь по быстрому устранению отставания в изучении предметов. Обычно потребность в оказании такого вида услуги возникает в том случае, если ребенок некоторое время болел и пропустил уроки, на которых рассматривались конкретные вопросы, связанные с данной учебной дисциплиной.

Но нередка и ситуация, когда отставание нарастало плавно, и изучение предмета было, как говорят, «запущено». Этот случай требует проведения занятий от трех до семи раз в течение недели. Такой интенсивный режим работы позволяет, конечно, преподавателю больше заработать за небольшой отрезок времени, но в то же время потребует от него большей отдачи и большего напряжения, да и время в этом случае репетитору нужно будет очень тщательно планировать. Кроме того, необходимо быть уверенным в своей способности быстро объяснять и уметь выдерживать большие психические нагрузки.

Пункт «В».

Если задачей репетитора является осуществление подготовки к контрольной работе, то число занятий - ограниченное (как правило, от одного до пяти). Занятия проводятся часто, но в течение небольшого промежутка времени. При этом оплата нередко производится после того, как становятся известны результаты контрольной работы. Поэтому репетитору нужно обязательно узнать, по каким критериям будет осуществляться оценка работ.

Пункт «Г».

Помощь при подготовке к сдаче экзаменов ЕГЭ/ГИА. Репетитору в этом случае необходимо изучить варианты экзаменационных вопросов, критерии оценки и типичные ошибки школьников при сдаче данных экзаменов.

Пункт «Д».

Заниматься подготовкой к поступлению в ВУЗ могут наиболее успешно те, кто уже прошел обучение в высшем учебном заведении именно по той специальности, которая интересует клиента, для остальных же такая работы является менее подходящей. Прежде чем браться за работу, репетитору необходимо ознакомится со списками билетов, которые были предложены в данном ВУЗе абитуриентам в течение последних нескольких лет.

© www.сайт. При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.


Советы репетиторам бывают разные. Описать все проблемные случаи, с которыми сталкиваются репетиторы, невозможно, но можно выделить основные. Чем мы сейчас и займёмся.

Пять проблем (+ бонус) репетитора на первом занятии:

Первая проблема у репетитора.

Клиент откладывает или переносит первое занятие. Причина, на взгляд репетитора, является неуважительной. Родители могли увезти ребёнка в театр, кино, пойти за покупками, заболела бабушка. Это можно делать бесконечно, поэтому верным решением будет предупредить родителей, что вы составляете расписание на этот год, и свободных часов может не оказаться. Можно предложить созвониться на следующий день и оговорить дни, время занятий. Если занятие будет снова отложено, значит, с этим клиентом нужно прощаться.

Как поступаю я : если я не могу долго дозвониться до клиента, если клиент переносит первую встречу, я сразу отказываюсь от ученика. В моей практике 95% таких клиентов начинают отменять занятия, а прерывать учебный процесс не входит в мои планы, поэтому ищу сразу пунктуальных клиентов.

Вторая проблема у репетитора.

Вы едете на первое занятие, выходим из метро не из того выхода, который нам нужен, 20-30 минут ждём маршрутку, попадаем в пробку, теряем ещё полчаса, потом запутываемся в поисках дома. Опоздали на час или больше? Что делать?

Как делаю я : прошу сына найти на Google maps нужный дом и распечатать маршрут. Договариваюсь с родителями, что первый раз они меня встречают в метро или на выходе из него, проводят меня до своей квартиры (это может сделать либо ученик, либо родители). В следующий раз я уже знаю дорогу. Также записываю несколько контактных телефонов. Эти простые правила позволяют мне не опаздывать:)

Третья проблема у репетитора.

Вас пригласили проводить занятия за городом, в коттеджном посёлке. Вы стоите у метро, ждёте, когда приедет за вами машина от клиента. Проходит 10 минут - никого нет. Телефон клиента не отвечает. Ждёте 20 минут - никого нет, телефон молчит.

Как поступаю в этом случае я : Звоню менеджеру компании, в которой мне подобрали этого клиента. Звоню следующему клиенту и прошу перенести занятие (еду домой, гулять, кушать). Если вы работаете в крупной репетиторской компании - она будет защищать ваши интересы. Пускай разгневанный клиент звонит, говорит, что опоздал всего на 40 минут, нас это не волнует. Деньги они платят хорошие, но моё время и уверенность стоит дороже.

Четвёртая проблема, с которой сталкивается репетитор.

Вы приехали проводить первое занятие - дверь закрыта. Звоним клиенту - "Ой, а мы забыли! Уехали в зоопарк. Но можем подъехать через 2 часа, подождёте?" Ваши действия?

Как поступаю я : беру деньги за несостоявшееся занятие в полном объёме. Я к занятию готовилась, меня ждут следующие клиенты, мне терять работу нельзя. Если клиент предложит 50% от стоимости занятия, то соглашусь, предупредив, что пропуск занятия без предупреждения может окончательно испортить наши отношения.

Пятая проблема у репетитора.

Вы провели первое занятие, обнаружили нулевые знания у ученика, беседуем с родителями и слышим от них следующее:
"Что у нас за сын, дурак бестолковый растёт. Мы закончили по два университета и кулинарный техникум с отличием, а он... В кого он такой? Ему только дворником идти".

Почему родители унижают своих детей? Почему в моём присутствии обзывают их "недоделками" (сами делали ведь), "идиотами" и т.д. Переубедить таких родителей сразу не получится, но крайне необходимо!

Что делаю я : обязательно хвалю их ребёнка, нахожу что-нибудь (не выдумываю) положительное. Могу сказать: "Он сидел очень спокойно и внимательно слушал. Это редкость в моей практике. Ваш мальчик умный, но знания слабые, просто необходимо начать заниматься серьёзно. Результаты уже через пару недель не заставят себя ждать. Вашему мальчику важно чувствовать вашу поддержку, что вы на его стороне. Поэтому прошу вас помочь ему почувствовать в себе силы и уверенность в себе". И т.д.

Бонусная проблема:)

Вы провели занятие, должны получить оплату, но клиент забывает их отдать. Он прощается с вами, подаёт пальто, открывает дверь... Стоп! Задача репетитора - тактично напомнить об оплате труда.

Что говорю я : Скажите, пожалуйста, как вам удобнее будет оплачивать занятия - за каждое или за месяц вперёд? Мне удобнее, если за каждое.

P.s. Терпеть не могу денежный вопрос, но приходится сталкиваться. Если бы люди работали не за деньги, я была бы самым счастливым человеком:)

Многие начинающие репетиторы задаются вопросами: как правильно организовать занятия, что подготовить к учебному занятию, как грамотно построить работу с учеником.

Ко мне за консультацией обратилась Юлия, начинающий репетитор:

В прошлом я учитель химии и биологии, позже получила доп. образование и мне посчастливилось поработать практическим психологом. Уже много лет я далека от любимых мной сфер деятельности. Так вышло, что мне предстоит стать репетитором по химии, более того, после новогодних праздников ко мне придёт ученик (10 класс). У него в планах сдача ЕГЭ и поступление в мед.университет. Я бросилась составлять каталог ресурсов (успешно воспользовалась Вашим).

Итак, если вы еще никогда не вели репетиторских занятий либо других обучающих мероприятий (тренинги, семинары, групповые встречи), то вам необходимо выполнить и подготовить следующие пункты:

Предметная подготовка

Чтобы стать более-менее приличным репетитором, нужно обладать многими знаниями и навыками как в области преподавания, так и в околопредметной и общечеловеческой.

Для начала подтяните все свои предметные компетенции: просто прочтите любой учебник по подготовке по предмету. Воспользуйтесь этим списком . Даже если вы неплохо учились в школе и даже закончили вуз с красным дипломом (а тем более работаете преподавателем вуза), это еще не означает, что вы хороший репетитор. Повторить и структурировать свои знания нужно однозначно.

Помню, как в первый год репетиторства я скупила всю возможную литературу по подготовки к выпускным экзаменам и взахлеб читала все темы, открывая для себя каждый раз что-то новенькое по биологии и химии, составляла интеллект-карты, конспекты, выписывала факты в тетрадь, хотя на полке пылился красный диплом биофака. Это говорит не о моей некомпетентности после обучения, а только о несоответствии школьной и вузовской программы, разрозненности и неструктурности знаний.Галина Енютина

Найдите такие учебники и пособия по своему предмету, сделайте подборку по сложности изложения материала,

Ничего в этом сложного нет, просто «подтяните» сначала себя по предмету.

Предметный тест

Благодаря предметному тесту можно определить начальный уровень знаний ученика по предмету. Результат теста важен

а) для составления программы занятий (насколько подробно надо),

б) для понимания, насколько ученик схватывает и запоминает

Возьмите задания ЕГЭ/ОГЭ прошлых годов или любой сборник для подготовки к экзаменам, выбросьте сложное, оставьте тесты для быстрой проверки.

У меня на этот случай подготовлены 5 разных видов тестирования* по каждому предмету (в том числе в электронном виде на моем блоге — вот пример).

*Как подготовить пробное тестирование (и почему их 5), если хотите, расскажу отдельным материалом.

Психологический тест

Возьмите тест на учебную мотивацию и развитость полушарий, темпераментальный опросник (хотя это и так можно определить), тест на память и внимание.

Главное, чтобы вы смогли интерпретировать результаты тестирования и применить их в своей практике, иначе все это теряет смысл.

Только не берите опросники по 101 вопросу, его заполнение займет минут 50, а результатом прохождения будет 1-2 слова. Ищите удобные и наглядные методики, например, рисуночные тесты IQ, они не только дадут результат, но и развлекут ребенка во время их выполнения.

Программа занятий

Я не работаю с пробелами никогда, я всегда прохожу все от А до Я, только задерживаясь в каждой теме в зависимости от уровня. Например, если ученик в ботанике вообще 0, а анатомию помнит, мы штудируем растения, а по человеку проходимся поверхностно. Это и есть один из методов реализации индивидуального подхода у меня.

Составить программу можно:

а) основываясь на школьной программе для каждого класса, если работаете с младшими или средними школьниками;

б) беря в расчет особую программу по некоторым технологиям обучения, например, Эльконина-Давыдова или Зайцева;

в) данные кодификатора ЕГЭ/ОГЭ, если работаете со старшими школьниками или абитуриентами;

г) разработать свою программу обучения (Внимание! Авторские программы — это большой труд, многолетний опыт и кропотливая работа. Если вы переставили местами 2 темы и еще 2 объединили, а 2 выбросили, это еще не авторская программа!)

Учебные материалы и КИМы

Не важно, ведете ли вы урок онлайн или очно, вам пригодятся методические материалы, которые вам помогут вести урок.

Вот что вам пригодится для занятий (особенно на первое время):

  • Подготовьте тематический план занятий
  • На каждый урок напишите план-конспект хотя бы в виде простого списка что за чем идет и какие вопросы задать ученику
  • Конспекты уроков для ученика
  • Печатные наглядные материалы (схемы, таблицы, рисунки, ИК, карты, портреты, маршрутные листы, карточки)
  • Скачайте хотя бы по 1 презентации по каждой теме согласно плану занятий
  • Найдите видео-ролики на YouTube для некоторых уроков
  • Задания и тесты по каждой теме

Тесты можно проходить онлайн или взять тематические тесты , не сборники вариантов к ЕГЭ, ими имеет смысл пользоваться только в самом конце курса.

Задания ЕГЭ

Если вы собираетесь готовить ученика к ЕГЭ/ОГЭ, сперва ознакомьтесь с кодификатором и демо-заданиями к этим экзаменам, узнайте даты проведения и программу подготовки. Ничем кардинально задания ЕГЭ не отличаются от обычных школьных, просто есть своя специфика.

Обратная связь

Иногда достаточно посмотреть на ученика, и вам станет понятно, как он усвоил материал, а иногда (чаще всего) нужно актуализировать его новые знания и навыки, повторить, закрепить и обратить внимание.

Успехов вам в нелегком труде репетитора!

Хотите задать свой вопрос? — Напишите мне на почту galina@сайт или заполните форму по ссылке Связаться . Я с радостью делюсь своими наработками и консультирую начинающих репетиторов.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.