Кто установил конного монумента петру 1. Изображение Петра I в скульптуре

Образной основой бюстов послужила «гипсовая голова» Петра, выполненная в 1721 году. Только после неё Растрелли смог подняться до создания гениального скульптурного портрета, находящегося в Эрмитаже, и его варианта – в копенгагенском музее Розенборг.

В начале июля 1723 года Растрелли, через архитектора Микетти, получил устное распоряжение Петра выполнить царский «поясной портрет». За два месяца он исполнил модели бюстов в глине. Затем с этих глиняных моделей были сняты алебастровые формы, состоявшие из нескольких частей.

Алебастровые формы заполнялись воском, т.е. получались восковые модели бюста. Они тщательно расчищались до полного сходства с глиняным оригиналом. Одновременно делали специальный алебастровый кожух, в который помещали восковой бюст, покрытый слоем особого состава. Через специальные отверстия в кожухе вливали расплавленную бронзу, занимавшую место вытапливаемого воска. Это был так называемый способ воскового литья, разработанный итальянцами в эпоху Возрождения.

К июню 1724 года Растрелли закончил отливку обоих бюстов и потребовал присылку к нему чеканщиков. Первый был отлит «новым римским манером» (барочный), а второй – «старым» (цезарианский).

Барочный («новоманерный») бюст

Растрелли изобразил фигуру Петра до пояса. Император облачён в боевые доспехи, покрытые рельефными изображениями аллегорических и батальных сцен, издали воспринимаемых как сложный декоративный узор. На груди Петра – лента ордена Андрея Первозванного. Горностаевая мантия с цветочным орнаментом, как бы сброшенная с плеч порывом ветра, извиваясь одним краем за спиной, ниспадает пышными складками по левой руке. На шее повязан кружевной шарф, из-за которого выступает стоячий воротник. Голова Петра приподнята и энергично повёрнута вправо. Лицо обрамлено париком, напоминающим львиную гриву. Оно излучает энергию, приковывает внимание своей внутренней красотой и значительностью. Глаза, немигающие, грозные, кажутся выступающимися из орбит, тонкие губы под небольшими жёсткими усиками твёрдо сжаты. В складе всего лица, в ясной благородной линии большого лба чувствуется безмерная отвага, сила мысли, величие «всеобъемлющей души».

Бюст в многом близок «гипсовой голове», но все черты художественно усилены углублены. Правдивая передача натуры поднята здесь на высоту психологического анализа. Пётр показан в период высшего торжества своего дела, «в пору мужества, во всей силе творческой деятельности».

Бюст Петра I («новоманерный»)

Декоративные элементы несут очень большую смысловую нагрузку: каждая деталь бюста полна значения, дополняющего основное содержание портрета. На правом нагрудном щитке кирасы Растрелли поместил аллегорический барельеф: Пётр в императорской короне и мантии высекает из глыбы камня фигуру молодой женщины в доспехах, со скипетром и державой в руках. Такой же символической группой скульптор завершил в 1721 году модель Триумфального столпа. Её идею он объяснил в одной из своих челобитных: статуя представляет Россию, которую «ваше величество вычищает», т.е. высекает из камня.

На левом щитке кирасы скульптор показал эпизод Полтавского боя, а на панцире – батальную сцену. В трёх барельефах сжато выражены основные моменты деятельности Петра: разгром армий Карла XII и создание мощной России. Но этим не исчерпывается аллегоризм бюста. Андреевский крест на щите рядом с Петром-ваятелем и орден Андрея Первозванного напоминают о морских «достославных викториях». И, наконец, обрамляющая бюст горностаевая мантия служила символом императорской власти Петра.

Фрагмент бюста («Пётр, высекающий статую России»)

Композиция рассчитана на трёхсторонний осмотр. При осмотре в фас хорошо ощущается огромный рост Петра, он подавляет могуществом. Слева прекрасно читается чёткая волевая линия профиля, сосредоточенность мысли. При осмотре справа на этом энергичном лице заметны следы усталости и тревоги. Очень эффектно проработан силуэт бюста, в котором сочетаются компактность с барочной разорванностью контура.

Вид слева и справа

Созданием скульптурного портрета Петра Растрелли решил задачу большой сложности: ему удалось сочетать глубокую правду характера и определённую парадность общего облика, психологизм и аллегоричность. Исполненный им бюст воспринимается и как портрет определённого человека с его индивидуальными особенностями, и как типический образ деятеля эпохи крутых преобразований, резких социальных сдвигов и войн.

Цезарианский («староманерный») бюст

Хранящийся в Копенгагене золочёный свинцовый бюст, исполненный «по старому манеру цесарем римским», – одно из дошедших до нас авторских повторений «персоны» Петра Растрелли.

Такие бюсты, отлитые из свинца или алебастра, преподносились знатным иностранцам. Сам Растрелли, как об этом сообщает Берхгольц, поднёс в феврале 1724 года экземпляр из алебастра и воска, покрытый особым бронзовым составом, герцогу Голштинскому. Бюст, хранящийся в Дании, был поднесён датскому королю Фридриху IV самим Петром I.

Погрудный бюст на круглой подставке изображает Петра в виде римского императора. Как это было принято в античных бюстах, царь показан с обнажённой шеей и грудью, в панцире, из-за которого виднеется оборка туники. Панцирь украшен рельефной головой медузы Горгоны; тонкая лепка её искажённого злобой лица, с открытым ртом, извивающимися на голове змеями, – жемчужина растреллиевского мастерства.

Вскоре после смерти императора Петра Первого при Кунсткамере был организован «Кабинет Петра Великого», куда были собраны его личные вещи, документы, инструменты. В дальнейшем «Кабинет» пополнялся материалами, дающими представление о различных сторонах жизни русского общества в петровский период, о большом подъеме экономики и культуры страны, о развитии науки, техники и искусства. В частности, в «Кабинет» попадали вещи, изготовленные самим Петром I или при его участии, изображения царя и его сподвижников.

Впоследствии большая часть этой коллекции была передана в Эрмитаж, в отдел русской культуры конца XVII – начала XVIII века, где была организована постоянная экспозиция, посвященная деятельности Петра I и его достижениям. Частью этой экспозиции стали два скульптурных портрета императора, во многом повлиявшие на то, как представляли Петра в своём творчестве последующие поколения художников и скульторов.

«Восковая персона»

Среди живописных и скульптурных портретов Петра Первого важное место занимает так называемая «Восковая персона». Создателем ее был Карло Бартоломео Растрелли (16771744) - талантливый скульптор, приглашенный в Россию Петром на три года и проработавший здесь двадцать восемь лет вплоть до своей смерти. Еще при жизни Петра Великого Растрелли снял с лица императора восковую маску и, пользуясь ею, выполнил в 1719 году восковой слепок головы Петра I.

1725 год
Так фигура выглядит в экспозиции, и, по всей видимости, это лишь копия.


1725 год
А так «Восковая персона» выглядит в старых справочниках.

Позднее Растрелли не раз изображал царя, а после его смерти, стремясь увековечить образ Петра, создал «Восковую персону». Из воска были выполнены лицо, кисти рук, ступни ног, сама же фигура была изготовлена из дерева (при этом руки и ноги можно сгибать на шарнирах). Волосы на восковой голове были настоящие, с головы самого Петра! Одежда подлинная, так же как и орден Андрей Первозванного с широкой голубой лентой на груди.

Бюст Петра I работы Карло Растрелли

Один из лучших образцов русского скульптурного портрета, созданный К. Б. Растрелли в 1723 году, - бронзовый бюст Петра I. По модели, выполненной из глины, а затем из воска, Растрелли отлил два бюста: из бронзу и чугуна. Бронзовый бюст был закончен лишь в 1729 году, когда помощник Растрелли, гравер Семанж, завершил чеканную его отделку. Особенно тонко прочеканены узоры кружев, а также многочисленные детали парадного костюма. На двух нагрудных щитках панциря рельефные изображения прославляют Петра как создателя могучей России и выдающегося полководца. На одном Петр представлен скульптором с долотом и молотом в руках, на другом – всадником, участвующим в Полтавской битве.


1723 год. Бронза

Даже не рассматривая эти изображения, зритель представляет облик Петра I, Проницательный, взгляд, гневное выражение лица, непреклонность, ум, сила, воля, темперамент - все, что сочеталось в характере Петра 1, великолепно передано в этом портрете. Развивающаяся за плечами горностаевая мантия, резкие изгибы и острые углы силуэта скульптуры, блики света на нервном, подвижном лице еще более выявляют энергию и порыв, присущие Петру. Бронзовое изваяние бюста в настоящее время находится в Эрмитажа, а чугунный вариант достался Русскому музею, так что оба крупнейших музея обрели по шедевру Растрелли.

Триумфальный столп

С именем Карло Бартоломео Растрелли связан также интересный замысел памятника Петру Первому, который не был осуществлён, но о котором можно судить по созданной модели. «Триумфальный столп» выставлен в Круглом зале или Ротонде Эрмитажа. Зал этот был построен в 1830 году архитектором Монферраном, а после пожара 1837 года восстановлен с некоторыми изменениями A. П. Брюлловым. В 1880 году под залом взорвалась бомба, но император Александр II избежал покушения, погибло одиннадцать человек из числа персонала дворца и охраны.

Помимо модели столпа здесь же находится большая люстра, изготовленная в 1723 году из слоновой кости. Помимо мастеров царской «Токарни», в ее создании принимал участие сам Петр I, собственноручно выточивший для люстры ряд деталей.


Триумфальный столп быз задуман К.Б.Растрелли как монументальный памятник императору. В разработке проекта участвовали также Н. Пино и А. К. Нартову. В связи с разными обстоятлеьствами проект не был претворен в жизнь. Однако сохранившиеся эскизы и подлинные детали, созданные для модели «Триумфального столпа» (в частности, бронзовые цилиндры с рельефными изображениями, исполненные А.К. Нартовым), позволили реконструировать этот интересный памятник в честь побед, одержанных Россией при Петре I в Северной войне.

Рельефные картины на постаменте изображают взятие Нотебурга и Нарвы, основание Петербурга, сражение при Калише. На восьми бронзовых цилиндрах, составляющих колонну и выполненных в мастерской А. К. Нартова, показаны битва при Лесной и под Полтавой, взятие городов Риги и Ревеля (ныне Таллин), Прутский поход, взятие Фридрих штадта, Гангутский бой и взятие Дербента.

Памятник Петру Первому перед Михайловским замком — самый интересный памятник в Петербурге: здесь и редкий герб Российской империи, и счастливая пяточка, и конь с человеческой ногой!

Когда меня спрашивают «Какое ваше любимое место в Петербурге?», я всегда, не задумываясь, отвечаю: Кленовая аллея. Маленькая улочка между загадочным (ему посвящен отдельный пост) и улицей Белинского (хотя не все знают, что она так называется. Да и вообще, на улицу она не похожа; скорее, она выглядит, как маленький сквер. И засажена она, кстати говоря, вовсе не клёнами сейчас, а каштанами). Со времён Павла I эта улица превратилась из парадного плаца, на котором император-невротик муштровал свои войска, в тихий зелёный уголок. Место павловских офицеров заняли бабушки с колясками, а по вечерам — безобидные местные алкаши.

Я люблю гулять по этим местам. И хотел написать пост, посвящённый прогулке вдоль Кленовой аллеи и вокруг Михайловского замка. Но в какой-то момент я понял, что про один только памятник Петру 1, установленный при Павле в центре плаца, можно написать отдельный выпуск. Столько интересных деталей и маленьких городских загадок и легенд связано с этой скульптурой! Поэтому сегодня маршрут у нас будет не длинный, но чрезвычайно насыщенный: мы будем гулять вокруг памятника Петру Великому, основателю Петербурга и великолепной

Памятник этот был создан Карло Бартоломео Растрелли – отцом знаменитого Франческо Растрелли, архитектора, строившего Зимний дворец. Однако установить памятник удалось только через почти сто лет после смерти Петра, при Павле Первом, одновременно со строительством Михайловского замка.

Не только у детей, но даже у взрослых, при взгляде на этот памятник, сразу возникает несколько вопросов.

Голые ноги и безумные глаза

Почему Пётр так странно одет? Он в стальной кирасе, на голове у него лавровый венок, а на ногах — римские сандалии. Не холодно ли русскому императору в такой обуви?

Ничего удивительного в этом нет. Дело всё в том, что в то время часто европейских монархов изображали в образе римских цезарей. Короли, императоры того времени как бы играли в императоров древности. Поэтому скульпторы и придавали им такой немного курьёзный, на наш нынешний взгляд, вид. Примеров таких скульптур «в образе» много. Например, сравните Петра Первого с Фредериком V в Копенгагене. У него точно такие же римские сандалии.

А что за странную палку Пётр держит в руке? Это — маршальский жезл. Именно с такими жезлами изображены, например, все фельдмаршалы в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца. Такой жезл был символом верховной военной власти фельдмаршала. Кстати говоря, по-французски такой жезл называется bâton. В переводе это слово означает всего лишь «палка, палочка». Догадываетесь, какое русское слово происходит от этого же термина?

А почему же у лошади Петра такие безумные выпученные глаза? Ей больно или страшно?

Сложно сказать наверняка, но скорее всего, дело в том, что памятник этот создавался в эпоху барокко. Итальянское слово barocco в переводе означает «странный, причудливый, необычный». Художники и скульпторы, работавшие в это время, считали, что чем эмоциональней произведение искусства, тем лучше. Поэтому в картинах той эпохи всегда много беспорядочного и беспокойного движения. А все эмоции героев преувеличены. Если нужно было изобразить гнев, то живописцы той эпохи писали оскаленный рот с рядом острых зубов. Если нужно было изобразить недовольное лицо, то художник рисовал густые надвинутые брови и изборождённый складками и морщинами лоб. Особенно же любили писать яростных животных. Видимо, именно поэтому боевому коню сделали такие безумные, выпученные, как бы в порыве боевого гнева, глаза. Если вы думаете, что лошадь Петра выглядит странно, вам обязательно следует присмотреться к дельфинам, которые украшают фонтаны Петергофа. Эти чрезвычайно мирные и интеллигентные жители морей в Петергофе становятся злобными, зубастыми и не менее безумными, чем петровский конь.

Откуда лев в облаках?

А теперь давайте перейдём к хитроумным загадкам. На постаменте памятника находится российский герб. Ничего удивительного в этом нет, но кое-что необычное есть в самом гербе. Присмотритесь к нему внимательно. Что изображено на российском гербе? Двуглавый орёл, а на груди у него — Георгий Победоносец, поражающий змия. Однако в данном случае из Георгия Победоносца выглядывают какие-то странные лучики – их восемь. Эти лучики – не что иное, как Мальтийский крест.

Вы помните, Павел I приютил в России рыцарей католического Мальтийского ордена, которых выгнал с острова Мальта Наполеон. Мало того, Павел принял на себя звание гроссмейстера, то есть главы Ордена. Именно такой крест при Павле Первом был включён в Орден России, как его составная часть. Далеко не всем это нравилось, ведь Мальтийский орден был католическим. Поэтому после смерти Павла его сын Александр не стал принимать на себя звание гроссмейстера, а крест мальтийцев был из российского герба сразу же исключён. Поэтому только на гербах, изготавливавшихся в царствование Павла, можно увидеть эти необычные лучики.

Приметы и загадки

А теперь давайте посмотрим на барельефы на постаменте памятника. Они изображают две главные битвы Северной войны со Швецией, в которой Пётр принимал личное участие. С одной стороны — битва при Гангуте, с другой стороны – при Полтаве. Битва при Гангуте, произошедшая в 1714-м году, стала первой победой Русского флота над флотом шведов. Пётр совершил хитрый манёвр, перетащив свои галеры (то есть небольшие гребные суда) через перешеек, соединявший полуостров Гангут с сушей. Таким образом, флот шведов попал в окружение, и большие парусные многопушечные шведские корабли были разбиты отрядом небольших русских галер. Пётр I лично возглавлял абордаж одного из шведских кораблей. Несколько судов противника были захвачены, в их числе и головной корабль под названием «Elefant», то есть «Слон». По поводу этой победы в Петербурге была построена Триумфальная арка, на вершине которой был изображён орёл, держащий в когтях слона. Надпись на воротах гласила: «Русский орёл мух не ловит». Царское чувство юмора)))

Присмотритесь к барельефу: на переднем плане зображены два человека в лодке. Один из них помогает выбраться из воды человеку, у которого до блеска натёрта пяточка (а в последнее время — ещё и попа).

Почему ему трут пятку? Никто не может дать точного ответа на этот вопрос. Единственное, что могу сказать – это старинная городская легенда. Я помню, что когда я был совсем маленьким, эта пятка была уже натёрта до блеска. Моя бабушка мне рассказывала, что нужно её тереть на удачу перед экзаменами. Кстати говоря, я проделал это четыре раза: трижды, когда поступал в аспирантуру, и в четвёртый – когда сдавал на права в ГАИ. Все четыре раза всё проходило очень хорошо. Так что чудодейственные свойства этой пятки проверены и доказаны мной лично.

Может быть, именно эту пяточку стали тереть, потому что в данном случае человека вытягивают из воды. А ведь на экзамене добрый профессор тоже может «вытянуть» тонущего студента. Но самое забавное, что студенты, доверяющие своё академическое будущее этой чудодейственной пятке, не всегда знают о том, что на самом деле здесь вовсе не спасают матросика. Здесь берут в плен шведского контр-адмирала. Человек с натёртой пяткой – это Эренштрём, командир шведского флота, который был ранен и попытался спастись вплавь, однако был захвачен русскими войсками. Пётр, кстати говоря, обошёлся с ним по-джентльменски, и вскоре Эренштрём был отпущен на родину. При этом Пётр богато его наградил за храбрость и мужество. Так что судьба этого адмирала сложилась очень хорошо.

А теперь давайте взглянем на облака, нависшие над морской баталией. На одном из облаков изображён лев, глядящий сверху вниз на русские корабли. К чему такой лев? Что он обозначает?

Перед тем как ответить на этот вопрос, давайте обойдём памятник и посмотрим на барельеф, находящийся на противоположной стороне. Здесь — битва при Полтаве (кстати говоря, копыта петровскому коню начали тереть совсем недавно, видимо, развивая тему счастливой пяточки. В моё время только пятка пользовалась благосклонностью студентов. А копыта – выдумка современных туристов, жадных до разного рода чудодейственных примет). Над Полтавской битвой мы обнаружим на облаке рака.

Я думаю, вы и сами сможете догадаться, что обозначают лев и рак. Ну, как, додумались? Конечно же, это знаки зодиака! Лев – это июль (а ведь Гангутская битва произошла именно 27 июля). Рак, в свою очередь, — июнь. 28 июня – дата битвы при Полтаве.

Раз уж я вас привёл на эту сторону памятника, давайте, сразу напомню о старой городской легенде, связанной со скульптурой. Отойдите от памятника немножко подальше. Поднимитесь на бордюр. Встаньте на углу цветочной клумбы, находящейся прямо напротив скульптуры. Если посмотреть на памятник с этой точки, то кажется, как будто бы одна нога петровского коня (я имею в виду не того коня, который на барельефе, а большого) не конская, а человеческая. Заметили?

Речь идёт о прямой ноге, которая благодаря своей тонкости и изяществу, действительно, скорее, по контурам напоминает ногу юной девушки. А маленький пучок волос за копытом коня больше похож отсюда на каблук. Таким образом, конская нога становится похожей на дамскую ногу в сапоге. По поводу этой самой человеческой ноги есть огромное количество легенд и недостоверных спекуляций. На самом деле, там вполне обычная конская нога. И это хорошо видно, если отойти от памятника ещё шагов на десять. Однако под определённым углом, и вправду, конь Петра «отращивает» человеческую ногу. Так что моя бабушка называла этот памятник «Конь в сапоге» — по аналогии с котом в сапогах.

А еще с эим памятником связана старинная городская легенда. В легенде также фигурируют Павел Первый и Петр Первый, но в виде призрака. Смотрим видео:

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

Развитие светской живописи датируется 18 веком. Наряду с ней получил распространение такой вид искусства, как скульптура. Скульптура была чем-то новым, ранее неизвестным. Считалось, что это демоническое проявление - православная церковь продвигала данное утверждение в массы.

Скульптура, как вид искусства, отличается тем, что является трехмерным изображением. Распространение получил не только портретный жанр, как бюст Петра 1 Растрелли, но и бытовой, мифологический и анималистический (изображение животных). А также аллегорический (воплощение идей и понятий посредством образов), исторический и другие жанры живописи. В этой статье представлен такой жанр скульптуры, как портрет, на примере работы Карло - бюст Петра 1.

Немного о скульпторе

Растрелли - это итальянский скульптор 18 века. Изначально он жил при дворе Людовика XIV, а в 1716 году был приглашен Петром I в Петербург, где занимался декоративными работами и отливал пушки.

Первым творением скульптора был бюст который сейчас находится в Эрмитаже. Также Растрелли создавал скульптуры по басням знаменитого древнегреческого поэта Эзопа.

До наших дней дошли и другие скульптуры Растрелли, такие как: Анны Иоанновны и бронзовый бюст Петра I.

Бронзовый бюст Петра 1 (Растрелли)

Эта скульптура считается оригинальной, так как фигура изображена до пояса, в то время как бюстом является погрудное изображение человека. Растрелли не случайно выполнил скульптуру именно так - тем самым он хотел возвысить фигуру Петра 1 - так, чтобы он воспринимался торжественно и величественно.

Если внимательно осмотреть одеяние императора, то можно заметить, что он изображен в латах. Все в лучших традициях того времени (полководцы, цари и государственные деятели изображались в латах). На пластине изображена сцена высечения из камня женской фигуры в доспехах. Также изображены скипетр и держава, которые символизируют обновленную Россию. На второй пластине изображена сцена сражения - Полтавская битва, в которой была продемонстрирована вся мощь русской армии.

На груди императора можно увидеть ленту Андрея Первозванного. Орден святого Андрея Первозванного до 1917 года считался высшей наградой Российской империи. Она была утверждена в 1698 году самим Петром 1.

На плечах у императора изображена горностаевая мантия с цветочным орнаментом. Она сделана крупными складками, будто бы ниспадает с плеча, что демонстрирует парадность и наличие движения.

Внимательно осмотрев бюст Петра 1 (Растрелли), можно заметить, с какой точностью скульптор изобразил фактуру предметов. Заметна легкость кружевного шарфа, блеск лат императора, бархатистость мантии на плечах.

Бюст Петра 1 (Растрелли), фото которого прилагается к статье, предназначен для трехмерного осмотра. Если осматривать его в фас, то виден выдающийся нос, а слева Петр предстает волевой личностью. Если посмотреть на скульптуру справа, то заметны следы усталости и тревожности.

Основой для скульптуры считается голова Петра Первого из гипса, которая была выполнена в 1721 году. Существует еще один вариант бюста Петра 1 (Растрелли). В 1724 году была закончена отливка бюстов, и бронзовый бюст был выполнен в новой римской манере. Второй же был отлит в цезарианской манере. Разрешение на исполнение бюстов Петра Первого Растрелли получил с помощью итальянского архитектора Николы Микетти.

Второй бюст

Эта скульптура является погрудным изображением императора Петра Великого в облачении римского императора. По традиции Петр Первый изображен с обнаженной шеей и в доспехах, из которых торчит туника. На доспехах изображена Горгоны, ее лицо искажено гримасой злобы, а на голове у нее извиваются змеи. Ее рот открыт в крике гнева и устрашения. Изображенная медуза Горгона считается жемчужиной мастерства русского архитектора итальянского происхождения.

Бюст, выполненный из свинца и покрытый позолотой, хранится сейчас в Копенгагене. Такие бюсты преподносились иностранцам знатного происхождения. Один из бюстов Растрелли подарил герцогу Голштинскому. Еще один бюст был подарен самим Петром Первым Фридриху IV - сейчас он также находится в Дании.

Несохранившиеся работы великого мастера

Растрелли был не только скульптором, но и архитектором. Ему принадлежит первый проект знаменитого Константиновского дворца в Стельне. Под руководством Бартоломео Карло Растрелли начались работы по рытью каналов и высадке деревьев, но проект был отдан архитектору французского происхождения Жану-Батисту Лебрену.

Также до наших дней не дошел бронзовый бюст российского офицера Сергея Леонтьевича Бухвостова, который в 1683 году первым записался в Преображенский полк Петра 1. Этот бюст был выполнен по приказу самого императора.

В дополнение к этому, в 1952 году был восстановлен фонтан-шутиха "Дубок", который находится вблизи Монпрезировой аллеи. Данный фонтан состоит из пяти тюльпанов и дерева из металла. Из них брызжут струи воды.

Заключение

Бартоломео Карло Растрелли в бюсте Петра 1 решил очень сложную задачу - он показал императора не только с точки зрения парадности, но и как человека с непоколебимой силой воли и несгибаемым характером.

Данный бюст можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, скульптор изобразил великого императора как типичного деятеля эпохи преобразований, различных социальных изменений. С другой - перед нами человек со сложным характером, с собственными тревогами и переживаниями. Растрелли изобразил не только политического деятеля, но и личность.

ВВЕДЕНИЕ


Наверное, нет такого человека в Росси, который не слышал бы о знаменитом памятнике Петру Первому работы Э.- М. Фальконе, и знакомство с Петербургом для многих начинается именно с этого монумента. Для петербуржцев он и вовсе стал символом города. Люди подолгу стоят у монумента и не перестают удивляться его предельной простоте и строгости, его необычайной выразительности и динамичности. Ему посвящено множество стихов, книг, он многократно повторен в картинах, гравюрах. Даже его имя - «Медный всадник» - пришло из русской поэзии.

Однако, «Медный всадник» - это не первый памятник, посвященный Петру. Перед Инженерным замком стоит памятник Петру Первому, установленный в 1800 году. Памятник этот работы скульптора К.-Б. Растрелли, отлит в 1745-1747 годах по модели, исполненной при жизни царя.

Памятник Петру перед Инженерным замком является первой конной статуей в России, в то время как «Медный всадник» был первым установленным в России памятником. Одной из целей моей работы было установить, почему же памятнику Растрелли понадобилось почти 100 лет, чтобы преодолеть долгий путь от идеи создания до установки в городе.

Перед написанием работы передо мной стояло несколько задач, которые я попыталась решить, это:

Знакомство с историей двух величайших памятников Петру.

Описание архитектурного убранства монументов.

Про памятники Петру Первому написано множество книг, статей. Я работала с большим количеством материала. В основном, мной были использованы книги М. И Пыляев «Старый Петербург», А. Л. Каганович «Медный всадник: история создания монумента», А. П. Крюковских «Скульптура Санкт-Петербурга» и многие другие.


1. ПАМЯТНИК ПЕТРУ I РАБОТЫ К.-Б. РАСТРЕЛЛИ


1 История создания


На широкой аллее, перед парадным входом в Инженерный замок находится конный памятник Петру I.

Судьба этого монумента не менее сложна и запутана, чем у дворца, перед которым он был установлен в 1800 году по приказу Павла I.

Итальянец по происхождению, скульптор Растрелли прибыл в Россию в 1716 году из Парижа, где он некоторое время работал. В Петербурге он быстро стал знаменитым, и в конце того же года уже получил царский заказ на создание конной статуи. Петр I заказал её Растрелли в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне.

Над конным монументом Петра Растрелли работал около 5 лет, с 1719 по 1724. Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, Растрелли снял с лица Петра I гипсовую маску и пользовался ею в процессе работы над статуей для конного монумента.

В начале 1719 года Петр посетил мастерскую скульптора: свинцовая модель памятника получила его одобрение, но вот большой глиняный конь, видимо чем-то не понравился царю.

Весной следующего года Растрелли получил указание изменить первоначальный проект памятника и создать новую, более пышную и торжественную модель. Северная война уже была близка к своему завершению, и слава полководца Петра всё более возрастала. 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мир. Заключение мира и провозглашение Петра императором, а России империей сопровождалось большими торжествами.

В этой обстановке Растрелли, работая над моделью, вносил в неё всё новые и новые изменения. В 1724 году модель памятника высотой 76 сантиметров была закончена и отлита.

Император одобрил модель, но повеления о продолжении работ и отливке памятника не последовало. В январе 1725 года Петра не стало, и до монумента уже никому не было дела, а потом о нем просто забыли. Растрелли даже не получил вознаграждения за свою работу.

Прошло немало лет. В 1741 году на престол вступила дочь Петра Великого Елизавета. Чтя память отца и желая показать себя его достойной преемницей, она повелела воздвигнуть памятник Петру.

И тогда из амбара Литейного двора извлекли забытую растреллиевскую модель, утвержденную самим Петром Первым. Но за это время изменились художественные вкусы, и модель признали устаревшей.

С 1743 года работа закипела. В течение года была установлена восковая модель, предназначавшаяся для отливки памятника в бронзе. Казалось, давняя мечта Б. К. Растрелли сбывается, но все же ему так и не довелось увидеть в металле свое лучшее творение. Художник умер 18 ноября 1744 года.

Сын скульптора Франческо Бартоломео Растрелли после смерти отца попросил разрешение завершить начатое дело - отливку конного памятника Петру Первому, на что получил согласие императрицы.

Наконец, в 1747 году конная статуя царя была отлита в бронзе и памятник поместили в амбаре Литейного двора, где ему суждено было простоять долгие годы.

При Екатерине Второй Растрелли был отстранен от должности придворного архитектора и в 1764 году покинул Петербург.

Новая императрица, осмотрев растреллиевский памятник, одобренный Елизаветой, посчитала, что «сделан он не таким искусством, каково бы должно представить столь великого монарха и служить ко украшению столичного города Санкт-Петербурга». К тому же в это время Э. М. Фальконе по её заказу создавал своего знаменитого «Медного всадника».

Только в 1799 году, в самый разгар работ по сооружению Михайловского замка, неожиданно вспомнили о конной статуе Петра Первого. Её решено было поставить перед южным фасадом здания на площади Коннетабля. По распоряжению Павла I началось срочное сооружение пьедестала памятника, проект которого подготовил архитектор Ф. И. Волков. Надзор за работами осуществлял архитектор В. Бренна.

Менее чем через год пьедестал был в основном готов.

В ноябре 1800 года памятник был освящен и торжественно открыт. На его постаменте виднелась скромная посвятительная надпись: «Прадеду правнук. 1800». Открытие памятника стало составной частью церемонии торжественного въезда Павла I в Михайловский замок - новую императорскую резиденцию.

Этот памятник является первой конной статуей в России.


1.2 Величественный триумфатор


Гордо от замка ступает

Медный породистый конь.

Грозно монарх восседает,

Блещет во взоре огонь…


Петр I торжественно восседает на коне. Кажется, будто император только что выехал из ворот замка своего правнука и остановился, созерцая прекрасный город.

Если судить по одежде, то не сразу догадаешься, кто же этот всадник - римский император или русский царь. Только лицо не вызывает никаких сомнений - это царь Петр: высокий круглый лоб, широкий разлет бровей, немного выпуклые глаза, небольшой сжатый рот и волевой подбородок. Великий ум, необыкновенная энергия и сила воли отражены в чертах несколько полноватого и округлого, но мужественного лица, обрамленного пышными волосами.

Император, увенчанный лавровым венком, в правой руке держит маршальский жезл, а в левой - поводья, в спокойной и горделивой, полной достоинстве позе восседает на могучем коне.

На богатырской груди всадника панцирь; на широкие плечи накинута роскошная горностаевая мантия с рельефными изображениями на ней двуглавых орлов; на боку, у пояса, тяжелый меч с рукояткой в виде львиной головы, подколенники из львиных полумасок - они символизируют власть; на ногах открытые римские сандалии с перекрещенными ремнями.

Под стать всаднику и мощный конь с круто изогнутой шеей и длинным, пышным, волнистым хвостом; медленно и торжественно, как на параде, он вышагивает, словно гордясь царственным седоком. Убранство коня не менее богато: под седлом - красивое ковровое покрывало с большими кистями по нижнему краю, на сбруе множество подвесок, а шлея и уздечка украшены драгоценными камнями.

Высокий, четырехгранный пьедестал облицован олонецким мрамором розового, белого, зеленого оттенков; цоколь сложен из серого сердобольского гранита.

На боковых сторонах постамента барельефы - скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра I: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте»; они были исполнены под руководством М. И. Козловского и молодыми скульпторами - В. И. Демутои-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Моисеевым. На барельефе «Полтавская баталия» справ - русское воинство, Петр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом предводитель конницы Меншиков. Над ним парящие фигуры гениев Победы, которые трубят славу и венчают лаврами головы победителей. Над головой русских в облаках изображен рак - знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, когда произошло это знаменательное сражение. В битве под Полтавой 27 июня1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско. Карла XII, раненного в ногу, унесли с поля боя, это эпизод передан в левой части барельефа.

Не менее значительно содержание второго барельефа «Гангутский бой». В левой его части на флагманском корабле - Петр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа - плененный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. На этом же барельефе в облаках изображение льва - знака Зодиака, соответствующего месяцу июлю, когда произошел Гангутский бой.

Оба барельефа отличаются четкостью композиции, умелой расстановкой фигур и уверенной проработкой деталей. Мастерски выполненные, они были отлиты из бронзы русским литейщиком В. П. Екимовым.

Памятник Петру I, созданный Растрелли, открывает собой первую страницу богатейшей истории русской монументальной скульптуры.


2. ПАМЯТНИК ПЕТРУ I РАБОТЫ Э. ФАЛЬКОНЕ


2.1 История создания


Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!


Выдающимся произведением монументальной скульптуры является памятник Петру I на Сенатской площади.

Едва взойдя на российский престол, Екатерина II решила поставить в столице памятник Петру I, к которому она испытывала глубочайшее уважение. Монумент должен был представить первого российского императора как выдающегося государственного деятеля. Конная статуя, отлитая из бронзы по модели Растрелли, ей не понравилась. Императрица не сразу решила, кому поручить эту работу.

Ещё до того, как был выбран скульптор, появились подробные предложения - описания будущего памятника. Предлагали у подножия пышного постамента поместить четыре Добродетели: Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Аллегорические добродетели должны были попирать ногами Пороки: Невежество и Суеверие, Леность и Скупость, Неправду и Обман, Зависть и Несогласие.

По обычаям того времени, чем более значительной была личность героя, тем более тщательно отобранных аллегорических изваяний должно было толпиться у подножия статуи. Даже такой тонкий и глубокий истолкователь искусства, корреспондент Екатерины II, друг и советник Фальконе Дени Дидро предлагал включить в монумент Петра I аллегорическое изображение «Любви народа» и «Варварства, побежденного Петром».

Наконец выбор был сделан. По совету Дидро, русский посол во Франции князь Голицын предложил Этьену-Морису Фальконе взяться за сооружение памятника. В августе 1766 года был подписан контракт, согласно которому скульптор обязался через полгода представить проект монумента.

Фальконе начал с того, что отклонил все предложения и советы. Он отказался от традиционного образа монарха-победителя, восседающего на коне в облике римского цезаря, и от аллегорического изображения добродетелей, пороков, событий, триумфов. Вот как писал он Дидро о своем замысле: «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов…Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям.

Мой царь не держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей. Итак, это отеческая рука, это скачка по крутой скале - вот сюжет данный мне Петром Великим…»

В октябре 1766 года Фальконе приехал в Петербург и начал разработку эскизов монумента. Через два с половиной года он уже в основном закончил лепку восковой модели памятника в натуральную величину.

В создание памятника внесла существенный вклад молодая ваятельница Мари Анн Колло, талантливая ученица Фальконе. Она великолепно вылепила модель головы Петра, сумев точно передать портретные черты императора, показать властность и сложность его натуры. Уже вернувшись в Париж, и отсылая в Нант своей ученице полученную за памятник серебряную медаль, Фальконе пишет: «Вы сделали великолепную, колоссальную голову Петра Первого…»

Великий французский философ и писатель Дени Дидро, приехавший в Петербург по приглашению Екатерины II, видел готовую, ждавшую отливки модель конной статуи Петра I. Он высоко ее оценил. «Труд этот,- писал Дидро 5 декабря 1773 года в письме из Петербурга, - как истинно прекрасное произведение, отличается тем, что с первого же взгляда кажется прекрасным; когда же смотришь его во второй, в третий, четвертый раз, оно представляется еще более прекрасным. Покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься».

В соответствии с замыслом Фальконе петербургский ваятель Ф. Г. Гордеев вылепил модель змеи, извивавшейся под копытами коня. Ее тело должно было служить дополнительной, третьей точкой опоры для корпуса коня, поднявшегося на дыбы с оседлавшим его всадником.

Около трех лет ушло на подготовку к отливке статуи в металле. Отливка началась в 1774 году, и сразу же возникли огромные трудности: размеры скульптуры были громадны, конфигурация сложной; толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше стенок в ее задней части. Таким образом, передняя часть становилась легче, а задняя, на которую приходилась основная нагрузка, - массивнее. Без этого огромная статуя, имевшая всего три точки опоры, не приобрела бы необходимую устойчивость.

Чтобы избежать образования швов между отдельными частями статуи, Фальконе решил отлить ее за один прием. Но сделать это не удалось. 24 августа 1775 года во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар, и лишь самоотверженность и находчивость литейного мастера Е. Хайлова позволила погасить пламя; но вся верхняя часть отливки - от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить.

Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но зато вторая отливка прошла без происшествий. Огромных усилий потребовала отделка фигуры Петра, гравировка деталей одежды. Как и прежде скульптору помогал Хайлов со своими подмастерьями. Полностью работы завершились только в 1778 году. В память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Но дожидаться открытия памятника он не стал. В августе 1778 года он покинул Россию, не имея сил терпеть несправедливые упреки и мелочное вмешательство в свою работу И. И. Бецкого. Руководство работами по сооружению памятника перешло к Ю. М. Фельтену. Вместе с ним установкой статуи занимался и Ф. Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года. За несколько дней перед торжественным освящением монумента вместо деревянного забора памятник был обнесен полотняной оградой, на которой были изображены горы и скалы. Вокруг монумента выстроились полки - 15 тысяч человек. На Сенатской площади и на крышах домов - тысячи людей. На шлюпке от Зимнего дворца прибыла императрица. Она появилась на балконе Сената в парадном облачении - в короне и в порфире. По ее знаку полотнища с дикими горами упали, и перед войсками и народом предстал всадник, вскачь берущий крутую скалу. С двух сторон постамента сияла надпись, сделанная на русском и латинском языках: «Петру Первому Екатерина Вторая. Лета 1782». Под гром оркестров и пальбу пушек перед монументом церемониальным маршем прошли гвардейские полки.

Поэт того времени, В. Рубан, по этому случаю сочинил следующее восьмистишее:


Колосс Родосский, днесь смири свой гордый вид!

И нильски здания высоких пирамид

Вы смертных бренными соделаны руками.

Нерукотворная здесь Росская гора,

Вняв гласу Божию из уст Екатерины,

Прешла во град Петров чрез невския пучины

И пала под стопы Великого Петра!


2.2 Камень-гром


Стремясь предельно усилить выразительность образа Петра, Фальконе задумал поставить статую на гранитную глыбу, отказавшись от идеи традиционного парадного постамента. Предполагалось, что она «должна быть пяти сажен и одного аршина в вышину», гранитных монолит такого размера не встречалось до этого в строительной практике. Это требование скульптора встретило массу возражений. В одном из писем он едко пишет: «Я встретил одного художника, который сказал мне громко, на весь Пале-Рояль, что я не должен был выбрать для своего памятника в качестве пьедестала эту эмблематическую скалу, что в Петербурге нет скал. Очевидно, он полагал, что там возвышаются прямоугольные и профилированные пьедесталы». Противником Фальконе был и могущественный И.И. Бецкой. Полагая, что подобной каменной горы «сыскать безнадежно» и доставить в Петербург «по великой тяжести» невозможно, он предлагал готовить пьедестал из нескольких больших камней. Но Фальконе настоял на своем.

Академия художеств командировала художественных каменных дел мастера Андрея Пилюгина на побережье Балтики для отыскания подходящей гранитной глыбы. Поиски шли широким фронтом по морю от Петербурга до Нарвы и в Выборгской губернии, в Сердобольском погосте, в заливах Ладожского озера, по островам. Выбор остановился на самом крупном камне, гранитном монолите, обнаруженном на Лахте, в двенадцати верстах от Петербурга, крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители называли его «Гром-камнем», потому что в нем имелась широкая трещина, будто бы образовавшаяся от удара молнии. Камень был грандиозен. Он весил 1600 тонн, в длину имел 13,2 метра, в ширину - 6,6 метра, в высоту - 8 метров. От места установки камень отделяли 9 километров сухопутного и почти 13 километров водного пути.

В обычной практике под огромные грузы укладывали бревна и по ним волокли груз, но этот камень был настолько тяжел, что он просто перетирал бревна, как зерно в жерновах. Попробовали сделать валы металлическими, но и эта затея оказалась безрезультатной. Валы не двигались параллельно, сбивались, при этом обрывались канаты, срывались лебедки. Русские умельцы решили эту проблему. Бревна (цилиндры) заменили на медные шары. Перевозку осуществляли с помощью шаров, перекатывавшихся по обитым медью желобам. В два параллельных желоба пускались через определенные промежутки шары, которые, в свою очередь, покрывались вторыми, верхними желобами, - на них находился сам камень. По мере передвижения освобождающиеся желоба приставлялись спереди, и таким образом камень непрерывно продолжал двигаться при помощи канатов, воротов и 400рабочих.

Доставка монолита в Петербург заняла целых полтора года - время, за которое в XVIII веке можно было совершить кругосветное путешествие. А камень еще нужно было обработать - обтесать. Причем, согласно эскизу Фальконе, изменить очертания камня нужно было весьма кардинально. На это требовалось немалое время, запланированные сроки явно не выдерживали. Но и тут нашлось решение. Обработка камня не прекращалась во время его перевозки. На камне все время находилось несколько каменотесов, которые наловчились работать в таких необычных условиях - при непрерывном движении обрабатываемой поверхности.

Казалось, еще одна трудность была разрешена, но «нерукотворная гора» стала вновь камнем преткновения между Бецким и Фальконе. Скульптор хотел освободить «скалу, подобную волне, из громадного камня», на который взлетел всадник, а Бецкому хотелось сохранить его в неприкосновенности как некое чудо природы, извлечение которого из земли и доставка на такое большое расстояние было «дерзновению подобно». Поэтому обработка Гром-камня, «умаление» его до нужных размеров стало восприниматься как чуть ли не посягательство иностранца на предмет национальной гордости.

Для перевозки камня морем было построено специальное судно. Оно было рассчитано так, чтобы выдержать нагрузку от камня, особенности водного пути. Но еще предстояло погрузить такой огромный камень на это судно. Расчеты показали, что если начать погрузку на судно, находящееся у пристани на плаву, оно перевернется. Было предложено парадоксальное решение. Чтобы не дать затонуть судну с камнем, нужно затопить его заранее, так и поступили. Камень был погружен при помощи все тех же желобов. Затем откачали воду, и судно всплыло.

Итак, осенью 1770 года к пристани у Исаакиевского моста причалили два судна, между которыми был укреплен огромный плот с Гром-камнем. Установленный на Сенатской площади, он вызвал удивление и восторг. На него приходили смотреть как на чудо, не меньшее, чем сам памятник. В ознаменование завершения трудов по его перевозке была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно»


2.3 «Медный Всадник»


С подъятой гордо головою,

Надменно выпрямив свой стан,

Куда-то кажет вдаль рукою

С коня могучий великан;

А конь, притянутый уздою,

Поднялся вверх с передних ног,

Даже среди дивных памятников Петербурга «Медный всадник» занимает особое место. Он - гений Петербурга.

В этом памятнике все просто и осмысленно, нет ничего лишнего.

Всадник, взлетевший на крутизну скалы и остановивший коня на полном скаку. Конь поднялся на дыбы - еще весь в движении. Но посадка всадника, его поза, жест, поворот головы исполнены величественности, уверенности и силы. Конь, поднявшийся на дыбы, может находиться в такой позе лишь одно мгновение. Конь и всадник как бы застыли в этом движении, символизируя вечную жизнь всадника. Сочетание мгновения с вечностью, движения и покоя, свободы и воли вовсе не кажется нарочитым, потому что конь поднят человеком на дыбы на самом крою пропасти. В этом заключается секрет того огромного впечатления, которое производит он на зрителя. Это впечатление усиливается по мере того, как вы приближаетесь к монументу и встречаете взгляд Петра.

Перед нами - прекрасное мужественное лицо с широко открытыми глазами, озаренное глубокой мыслью и непоколебимой волей. Перед нами монарх-просветитель, человек мысли, разума, носитель высоких дум. Облик Петра, конечно, идеализирован, но без идеализации, символической значительности монументальная скульптура, наверное, вообще невозможна.

Всадник облачен в широкую, легкую, не стесняющую свободу движений одежду. Фальконе справедливо полагал, что одежда всадника не должна бросаться в глаза, отвлекать зрителя от главного. «Костюм Петра, - говорил скульптор, - одежда всех народов, всех людей, всех времен, - одним словом, костюм героический». Она напоминает длинную, просторную рубаху волжского бурлака, с вышивкой по подолу и на рукавах. Сверху накинута короткая мантия, на ногах - мягкие легкие меховые сапожки, какие носили на севере Руси. Вместо седла на коня наброшена медвежья шкура, напоминающая о допетровской «медвежьей Руси». К поясу всадника прикреплен меч, покоящийся в простых, ничем не украшенных ножнах. Лавровый венок победителя и короткий меч у пояса как бы свидетельствуют о том, что царь-созидатель не раз одерживал победы и на полях сражений.

Скала символизирует те трудности, которые приходилось преодолевать России, борьбу с теми препятствиями, которые лежали на пути петровских преобразований. Утверждающий жест правой руки подчеркивает волю и убежденность Петра - государственного деятеля - в правоте и конечном успехе его начинаний. «Это отеческая рука, - писал Фальконе, - это скачка по крутой скале, - вот сюжет, данный мне Петром Великим».

Памятнику Петру посвящено бесчисленное множество стихов и восторженных описаний, он многократно повторен в картинах, гравюрах. Его знают в России даже те, кому не посчастливилось хоть раз побывать в Петербурге. За двести лет памятник Петру на Сенатской площади стал не только частью исторически сложившегося архитектурного облика города, но и его художественным символом.

памятник петр растрелли фальконе петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Памятники Петру Первому работы К.-Б. Растрелли и Э. Фальконе являются самыми знаменитыми и величественными памятниками Императору Петру Первому.

Рассмотрев в своей работе историю создания этих монументов, я пришла к выводу, не смотря на неразрывную между собой связь, их постигла разная судьба.

История монумента Растрелли не менее сложна и запутана, чем у дворца, перед которым он был установлен по приказу Павла I в 1800 году. Став еще одной вехой в споре императора с его царственной матерью - Екатериной II, ответом на знаменитую статую Фальконе, получившую с легкой руки Александра Пушкина имя "Медный всадник". В 1716 году Петр I заказал его Растрелли в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне. Восемь лет скульптор работал над проектом памятника, наконец, он создал модель, которая была одобрена Петром I, но смерть царя, последовавшая через год, помешала закончить работу.

Шли годы менялись правители, наконец, на престол взошла Елизавета Петровна, провозгласившая лозунгом своего царствования возрождение дела своего отца - первого русского императора. Царица благосклонно отнеслась к идее создания монумента, но смерть государыни помешала осуществлению этого плана. Готовый монумент оказался забытым на складе.

В 1763 году уже в правление Екатерины II воскресает намерение создания памятника царю - реформатору. Осмотрев работу Растрелли, императрица отвергла ее и пригласила для создания монумента французского скульптора Фальконе. Чья статуя и была установлена в 1782 году на Сенатской площади.

Лишь в 1800 году завершаются злоключения монумента Растрелли. Он обрел свое место в пространстве Петербурга у стен резиденции Павла I, который приказал сделать на постаменте надпись "Прадеду правнук" в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру первому Екатерина вторая".

Подробное внимание я уделила постаменту «Медного всадника», так как, сейчас невозможно себе представить другого пьедестала этого памятника, а ведь найти и доставить Гром-камень, было чрезвычайно сложно.

Памятник Петру Первому Растрелли исполнен в стиле барокко. Он одет в пышные римские одежды, правая рука сжимает жезл полководца, голова увенчана лавровым венком. На боковых сторонах постамента барельефы - скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра Первого: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте».

Убранство «Медного всадника» очень сильно отличается от монумента Растрелли. Фальконе отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур Добродетели и Славы. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя. Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца - победителя. Памятник лаконичен и в то же время выразителен.

Одним из символов города Санкт-Петербурга, одной из самых ярких его достопримечательностей стал памятник Петру I - «Медный всадник».

Статуя Растрелли не обрела славы и популярности монумента Фальконе. Не стала символом основанного Петром I города, нет в городском фольклоре и литературе легенд связанных с ним. Однако этот памятник интересен не только как единственный дошедший до нашего времени прижизненный монумент царю - реформатору, но и просто как выдающееся произведение искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Архипов Н. И. Б. К. Растрелли / Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. - Л. : Искусство, 1964. - 107 с.: ил.

2.Боженкова М. И. Кумир на бронзовом коне: Образ Петра Великого в монументальной скульптуре С.-П. / М. И. Боженкова. - СПб. : ТО «Пальмира», 1997. - 160 с. : ил.

3.Гончаренко Ю. Памятник Петру I // URL: (3. 04. 10)

Зарецкая З. В. Фальконе / З. В. Зарецкая. -Л. : Совет художников, 1965. - 40 с. : ил.

Иванов Г. И. Гром: Историческая повесть / Г. И. Иванов. - СПб. : Стройиздат, 1994. - 112 с.

Игнатова Е. А. Записки о Петербурге / Е. А. Игнатова. - СПб. : РИЦ «Культ-информ-пресс», 1997. - 815 с. : ил.

Ильина Т. В. История русской пластики // URL: (2. 04. 10)

Истомин В. П. // URL: http://www.opeterburge.ru/sight_701_731.html (3. 04.10)

Каганович А. Л. Медный всадник: История создания монумента / А. Л. Каганович. - Л. : Искусство, 1975. - 190 с. : ил.

Калюжная А. Д. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры / А. Д. Калюжная. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2002. - 224 с. : ил.

Карпова Е. В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII - начала XX века / Е. В. Карпова. - СПб. : Искусство, 2009. - 640 с. - ил.

Кирцидели Ю. И. Мой город - Санкт-Петербург / Ю. И. Кирцидели. - СПб. : Специальная литература, 1996. - 304 с. : ил.

Крюковских А. П. Скульптура Санкт-Петербурга / А. П. Крюковских. - СПб. : Лениздат, 2004. - 380 с. : ил.

Лисаевич И. Г. Скульптура Ленинграда / И. Г. Лисаевич. - Л. : Искусство, 1963. - 206 с. : ил.

Новицкая Е. Л. Разбор задачи «Медный всадник» // URL: (27. 03. 10)

Петров В. Н. Конная статуя Петру I работы Растрелли / В. Н. Петров. - Л. : Аврора, 1972. - 190 с.

Пукинский Б. К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде / Б. К. Пукинский. - Л. : Лениздат, 1974. - 486 с. : ил.

Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы / М. И. Пыляев. - СПб. : Паритет, 2002. - 480 с. : ил.

Романова Е. Шедевры скульптуры Санкт-Петербурга / Е. Романова. - М. Литера, 2007. - 96 с.

Самин Д. К. 100 великих памятников / Д. К. Самин. - М. : Вече, 2009. - 432 с.


Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.