Александр III. Биография

Воспитание и образование Александра Александровича

Великий князь Александр Александрович был в императорской семье вторым сыном; а наследовать престол должен был его старший брат Николай. Он и пользовался особым вниманием со стороны матери, отца и деда. Николай был мальчиком умным, добрым и отзывчивым, хотя исключительное положение среди братьев и сестер сделало его заносчивым.

Александр же был совсем другим по характеру и по способностям. Уже в детстве он был серьезным, основательным, скупым на внешнее проявление чувств. Этикет всегда тяготил его, и он обычно говорил то, что думал, а делал то, что считал нужным, а не то, что предписывали великосветские правила. И этим он неизменно привлекал сердца. Александр Александрович обладал обыкновенными способностями к наукам и не достиг в них выдающихся успехов. Так как никто не предполагал, что он унаследует престол, он не получил достойного наследника образования. Учебой Александра руководил известный экономист, профессор Московского университета А И. Чивилев. Академик Я. К Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М. И. Драгомиров – тактику и военную историю, С. М. Соловьев – русскую историю. Политические и юридические науки, а также русское законодательство будущий император изучал у К П. Победоносцева.

Уже став наследником престола, цесаревич учился вести государственные дела: участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров. В 1868 г., когда Россию постиг сильный голод, он встал во главе комиссии, образованной для оказания помощи пострадавшим. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Александр получил и военный опыт: он командовал Рущукским отрядом, сдерживавшем турок с востока, облегчая действия русской армии, которая осаждала Плевну.

Будущий российский император рос в семье многочисленной и многодетной. Только сыновей у Александра II было шестеро: Николай, Александр, Владимир и Алексей родились с перерывом в полтора-два года. Затем, уже после значительной паузы, Сергей и Павел.

Старший из братьев, Николай, названный в честь деда, родился в сентябре 1843 года и был вторым ребенком в семье наследника престола (первым была девочка, Александра). Так что в этой семье не было острой проблемы престолонаследия, как у Александра I или Николая II. Хотя официально великий князь Николай Александрович стал наследником не сразу, а лишь после смерти деда в феврале 1855 года, однако принцип преемственности власти по старшинству сулил царствование ему, и внимание родителей сосредоточилось, прежде всего, на нем. В раннем детстве воспитание детей было сходным: все они были на попечении нянюшек-англичанок и целой армии кадровых военных, их опекавших. На этом настаивал дед-император, да и отец придерживался такой же точки зрения. Двух старших братьев Николая и Александра одновременно начали учить и грамоте, и военному делу. Наставница, В. Н. Скрипицына, давала им первые уроки чтения и письма, арифметики и священной истории, а военные воспитатели, руководимые генерал-майором Н. В. Зиновьевым и полковником Г. Ф. Гогелем обучали их фронту, маршировке, ружейным приемам, смене караула.

Только самое начальное обучение оба старших брата проходили вместе: скоро стала сказываться разница в возрасте, да и задачи перед ними стояли разные. Обучению наследников престола в XIX веке уже придавалось большое значение.

ИЗ ПИСЬМА АЛЕКСАНДРА III К СВОЕЙ ЖЕНЕ. «Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама. Никто из гувернеров не имел на меня никакого влияния, никого из них я не любил (кроме Б. А. Перовского, да и то позже); ничего они не могли передать мне, я их не слушал и на них не обращал решительно никакого внимания, они для меня были просто пешками. Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!»

В 1852 году, наставником августейших детей наследника цесаревича Александра Николаевича был приглашен…Я. К. Грот. <…>

Я. К. Грот должен был четыре дня в неделю заниматься во дворце с семи часов утра до двух, с небольшими промежутками. Служба эта особенно трудна была от мая до ноября, когда Грот должен был ездить в Царское Село, Петергоф или Гатчину еще накануне, чтобы быть во дворце в семь часов утра. Стоявшие тогда во главе воспитания генералы Н. В. Зиновьев и Г. Ф. Гогель, пишет Грот, пользовались им также, чтобы заменять других уезжавших на лето в отпуск преподавателей, и ему приходилось брать на себя их уроки, например, по французскому, английскому языкам и вообще повторять по всем предметам.

Так продолжалось три года, когда в конце 1856 года был призван для заведования учением великих князей посланник в Константинополе В. П. Титов, который прежде был советником при после Бутеневе. Владимир Павлович Титов, по словам «Записок» Н. В. Исакова, был с большими сведениями человек, много учившийся, любознательный до крайности и всем интересовавшийся. <…> Титов сделал Грота своим помощником и вызвал из Дрездена г. Гримма, совсем не знавшего русского языка, который ранее был наставником великого князя Константина Николаевича. Титов пробыл при дворе около двух лет (с осени 1856 года до весны 1858 года), после Гримм занял его место.

В 1859 году, 8 сентября, в день совершеннолетия великого князя Николая Александровича, окончилось участие Грота в воспитании их высочеств. Государь император оставил Гроту всю сумму получаемого им жалованья (3 000 рублей) в пенсию. Впоследствии, когда императору Александру III было доложено о смерти Я. К. Грота, то он на докладе написал следующие знаменательные слова: «Меня эта смерть весьма огорчила. Я знал Якова Карловича более 35 лет и привык любить и уважать эту достойную личность». <…>

Место воспитателя при великом князе Александре Александровиче занял профессор Константин Петрович Победоносцев <…>, который, равно как и другие преподаватели, находил у великого князя Александра Александровича тихий нрав, простоту, прямодушие и добросовестность в занятиях. Русский язык ему преподавал Э. Ф. Эвальд, превосходный оратор и чтец, а старший его брат Ф. Ф. Эвальд – физику. Известный историк С. М. Соловьев читал русскую историю, и у него многому научился царственный ученик, особенно уважавший этого наставника <…>.

Не менее ценил великий князь Александр Александрович наставника своего старшего умершего брата академика Ф. И. Буслаева, оригиналы лекций которого по русской литературе хранил в своем кабинете, а копии с них отдал в Румянцевский музей в Москву И. Божерянов

СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович (05.05.1820-04.10.1879 гг.) – русский историк, член Петербургской академии наук (1872 г.).

С. М. Соловьев родился в семье священника. В 1842 г. окончил Московский университет. В годы учебы он испытал влияние взглядов Т. Н. Грановского, изучал философию Г. Гегеля.

В 1842–1844 гг. С. М. Соловьев жил за границей и был домашним учителем детей графа А. П. Строганова. Он слушал лекции в университетах Парижа, Берлина, Гейдельберга. В 1845 г. С. М. Соловьев начал читать курс лекций по русской истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям», а в 1847 г. – докторскую диссертацию «История отношении между русскими князьями Рюрикова дома». С 1847 г. он стал профессором Московского университета.

В 1863 г. Соловьев написал «Историю падения Польши», в 1877 г. – книгу «Император Александр I. Политика, дипломатия». Он оставил несколько работ по вопросам теории исторической науки («Наблюдения над исторической жизнью народов», «Прогресс и религия» и др.), а также по историографии («Писатели русской истории 18 в.», «Н. М. Карамзин и его „История государства Российского”», «Шлецер и антиисторическое направление» и др.). Его лекции «Публичные чтения о Петре Великом» (1872 г.) стали событием в общественной жизни.

В 1864–1870 гг. С. М. Соловьев занимал должность декана историко-филологического факультета, а в 1871–1877 гг. – ректора Московского университета. В последние годы жизни был председателем Московского общества истории и древностей российских и директором Оружейной палаты.

С. М. Соловьев занимал умеренные либеральные позиции, отрицательно относился к крепостному праву. При императоре Александре II Соловьев преподавал историю наследнику, Николаю Александровичу, а в 1866 г. будущему императору Александру III. По его поручению историк составил «Записку о современном состоянии России», которая осталась незаконченной. С. М. Соловьев выступал в защиту университетской автономии, определенной уставом 1863 г., и вынужден был уйти в отставку в 1877 г., когда не смог этого добиться.

В 1851–1879 гг. вышли 28 томов «Истории России с древнейших времен» – главного труда С. М. Соловьева. Эта работа была создана как альтернатива «Истории государства Российского» И. М. Карамзина, который считал личность основным двигателем истории. В центре труда Соловьева стояла идея исторического развития. С. М. Соловьев считал человеческое общество целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». В своей «Истории России» ученый указывал на общность черт в развитии России и Западной Европы, но отмечал и своеобразный путь развития России, заключавшийся в ее промежуточном положении между Европой и Азией. С. М. Соловьев сводил историческое развитие к изменению государственных форм и отводил истории общественно-экономической жизни второстепенную роль по сравнению с политической историей.

В событиях нач. 17 в. историк видел насильственный перерыв в естественном ходе русской истории. Он первым показал объективную закономерность реформ Петра I.

«История России» С. М. Соловьева пользовалась огромной популярностью и многократно переиздавалась. До сих пор эта работа остается непревзойденной по своей фундаментальности и богатейшему фактическому материалу. Н. П.

ДРАГОМИРОВ Михаил Иванович (08.11.1830-15.10.1905 гг.) – русский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии (1891 г.), генерал-адъютант (1878 г.). М. И. Драгомиров был сыном помещика Черниговской губернии. Службу он начал прапорщиком в Семеновском полку. В 1854 г. поручик Драгомиров поступает в Военную академию (позднее преобразованную в Николаевскую академию Генерального штаба), которую закончил в 1856 г. с золотой медалью. Его имя было записано на мраморную доску. В дальнейшем служил в Генштабе, был автором теоретических и публицистических работ, посвященных организации военного дела и истории вооруженных сил.

Во время австро-итало-французской войны 1859 г. Драгомиров состоял при штабе сардинской армии. Уже тогда он обратил внимание на роль морального фактора в воспитании военнослужащих и говорил, что солдат надо воспитывать, а не муштровать. Это всегда сказывается на исходе сражения. Свои военные наблюдения он обобщил в «Очерках австро-итало-французской войны 1859 г.».

С 1860 г. М. И. Драгомиров – профессор тактики Николаевской академии Генерального штаба. Он преподавал тактику и военную историю великим князьям Николаю Александровичу, Александру Александровичу (Александру III), Владимиру Александровичу. Во время австро-прусской войны 1866 г. был русским военным наблюдателем при прусской армии, его корреспонденции с полей сражений этой войны регулярно публиковались в газете «Русский инвалид» – официальном органе Военного министерства.

В 1869–1873 гг. генерал Драгомиров был начальником штаба Киевского военного округа, а затем был назначен начальником 14-й пехотной дивизии и в 1877 г. во главе своей дивизии выступил на войну с Турцией.

Во время боевых действий на Балканах 14-я дивизия первой форсировала Дунай у Зимницы, затем участвовала в обороне Шипкинского перевала. В одном из боев Драгомиров был ранен пулей в ногу. Он перевязал рану носовым платком и сражался, пока не потерял сознания от кровотечения. После выздоровления некоторое время состоял при главнокомандующем русской Дунайской армией великом князе Николае Николаевиче (Старшем).

После окончания войны в 1878 г. он был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба. По его «Основам тактики» (1879 г.) в течение 20 лет учились офицеры Академии Генштаба. Драгомиров обладал непререкаемым авторитетом в русской армии и вслед за Суворовым считал, что главное в бою – штыковая атака, а не оружие («Пуля – дура, штык – молодец», – говорил Суворов). В то же время М. И. Драгомиров недооценивал роль военной техники. В 1889 г. Михаил Иванович стал командующим войсками Киевского военного округа, а с 1898 г. также киевским, подольским и волынским генерал-губернатором.

После поражения под Мукденом в ходе русско-японской войны престарелого военачальника вызвали в Петербург и предложили уйти в отставку, но он отказался. Вскоре он умер. В. В.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ф. Г. ТЕРНЕРА. «После смерти бывшего наследником цесаревича Николая Александровича, наследником сделался великий князь Александр Александрович, и ему пришлось подготовляться к трудному званию будущего государя. Ему предстояло пройти курс нескольких наук, <…> мне было предоставлено по четыре урока в неделю. Наши занятия продолжались в течение всей зимы 1865-66 г.; последние уроки происходили еще незадолго до отъезда его высочества за границу, в Данию, весною в Царском Селе.

Я мог заметить во время моих занятий с его высочеством, что уже и в эти молодые годы в нем проявлялись те черты характера, которые впоследствии выступили у него еще с большею ясностью. Чрезвычайно скромный и даже недоверчивый к себе, государь наследник проявлял, несмотря на то, замечательную твердость в отстаивании раз сложившихся у него убеждений и мнений. Он всегда спокойно выслушивал все объяснения, не вдаваясь в подробное возражение против тех данных, с которыми он не соглашался, но под конец просто и довольно категорически высказывал свое мнение. Так, напр., по вопросу о таможенной охране, когда я объяснял ему вредные последствия чрезмерного таможенного покровительства, его высочество, внимательно выслушав все мои объяснения, под конец высказал мне откровенно, что по его мнению русская промышленность все же нуждается в значительной охране. Это, впрочем, был единственный пункт, в котором он высказал мне свое определенное мнение, не вполне согласное с тем взглядом, который я развивал на данный предмет».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Воспитание Александра I Император Александр I поставил на очередь и смело приступил к разрешению всех этих задач. В приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения,

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 157. Личность и воспитание императора Александра II Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Конфуцианское воспитание и образование Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно

автора Вяземский Юрий Павлович

Во времена Александра Третьего Александровича Вопрос 5.50В 1891 году решили строить великую Транссибирскую железнодорожную магистраль. Учредили особый Комитет Сибирской железной дороги.Кто стал ее председателем и кто предложил кандидатуру?Вопрос 5.51Государь император

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Во времена Александра Третьего Александровича Ответ 5.50Председателем назначили наследника престола, цесаревича Николая Романова. Его кандидатуру императору Александру Третьему предложил Сергей Юльевич Витте, который короткое время был министром путей сообщения, а

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В РИМЕ Ведь беспочвенны жалобы, будто лишь немногим дана способность к познанию, большинство же, мол, из-за неразвитости ума напрасно теряет время и труды. Напротив: немало найдешь ты и легких на соображение, и скорых на учение. Ибо это от природы

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ Вопросы образования и воспитания в XVIII в. перестали считаться прерогативой светских и церковных властей и сделались предметом обсуждения всего образованного общества. Эволюция сферы интимной жизни, новое понимание природы ребенка, забота об

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Сватовство и обручение цесаревича Александра Александровича Тем временем цесаревич Александр Александрович решил жениться и остановил свой выбор на Дагмаре, которая вот уже более года безраздельно владела его сердцем. Однако из-за того, что Александр был скромен и

Из книги Как жили византийцы автора Литаврин Геннадий Григорьевич

Глава 7 ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ О воспитании детей в Византии историкам известно не слишком много, так как византийская литература - это литература без детей. Занимаясь жизнеописанием своего отца, Анна Комнин исключает из «Алексиады» все детство своего героя, ибо

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Воспитание и образование М.С. Воронцова В период становления личности М.С. Воронцова в России существовали определенные традиции в подготовке молодых людей к государственной службе. Общие моменты в процессе воспитания и образования мы встречаем в биографиях целого ряда

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Философия Николая Александровича и бытие Александра Пантелеймоновича Дверь из большой комнаты в кабинет, как обычно, оставалась приотворенной, тот, кто предпочитал спорам уединенность, мог слышать, о чем говорилось, не опасаясь в то же время быть втянутым в словесную

Из книги Виндзоры автора Шад Марта

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ Виндзоры принадлежат к тем семьям, о которых во всем мире больше всего сообщается информации и чья жизнь непрерывно находится под пристальным вниманием. Так, например, принцесса Диана при жизни считалась женщиной, которую больше всех в мире

Родился 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1845 года в Санкт-Петербурге. Он был вторым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

Получил традиционное для великих князей военно-инженерное образование.

В 1865 году, после смерти старшего брата — великого князя Николая, стал цесаревичем, после чего получил более фундаментальные знания . Среди наставников Александра были Сергей Соловьев (история), Яков Грот (история литературы), Михаил Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения Константин Победоносцев.

В реформах отца, видел, прежде всего, негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.

29 апреля 1881 года Александр III издал манифест "О незыблемости самодержавия" и развернул ряд реформ, которые были направлены на частичное сворачивание либеральных начинаний отца-реформатора.

Внутренняя политика царя характеризовалась усилением контроля центральной власти над всеми сферами жизни государства.

Для усиления роли полиции, местной и центральной администрации было принято "Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия" (1881). Принятые в 1882 году "Временные правила о печати" четко очерчивали круг тем, о которых можно было писать, и вводили жесткую цензуру. Кроме этого, был проведен ряд "контрреформ", благодаря которым удалось подавить революционное движение, прежде всего деятельность партии "Народная воля".

Александр III предпринял меры по охране сословных прав дворян-помещиков: учредил Дворянский поземельный банк, принял выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы, усилил административную опеку над крестьянством, содействовал укреплению общинности крестьян, формированию идеала большой патриархальной семьи.

При этом в первой половине 1880-х годов им был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе: введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати.

Серьезное внимание император уделял повышению общественной роли православной церкви: он увеличил число церковно-приходских школ, ужесточил репрессии против старообрядцев и сектантов.

В царствование Александра III было завершено возведение храма Христа Спасителя в Москве (1883), восстановлены закрытые в предшествующее царствование приходы, построено много новых монастырей и храмов.

Александр III внес существенный вклад в переустройство системы государственных и общественных отношений. В 1884 году он издал Университетский устав, который урезал автономию университетов. В 1887 году издал "циркуляр о кухаркиных детях", ограничивший поступление в гимназии детей из низших сословий.

Укрепил общественную роль поместного дворянства: с 1889 года крестьянское самоуправление было подчинено земским начальникам — соединявших в своих руках судебную и административную власть чиновникам из местных помещиков.

Провел реформы в сфере городского управления: земское и городовое положения (1890, 1892) ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев общества.

Ограничил сферу действия суда присяжных, восстановил закрытое судопроизводство для политических процессов.

Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Страна перевооружила армию и флот, стала крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственной продукции. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-1892 годы удвоилась, сеть железных дорог выросла на 47%).

Внешняя политика России при Александре III отличалась прагматизмом. Главным содержанием был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией, который был заключен в 1891-1893 годах. Обострение отношений с Германией было сглажено "Перестраховочным договором" (1887).

Александр III вошел в историю как царь-Миротворец — в годы его правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно-политическом конфликте того времени. Единственное значимое сражение — взятие Кушки — состоялось в 1885 году, после чего было завершено присоединение к России Средней Азии.

Александр III был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем. Учредил Исторический музей в Москве.

Он упростил придворный этикет и церемониал, в частности, отменил коленопреклонение перед царем, сократил штат министерства двора и ввел строгий надзор за расходованием денег.

Император был набожен, отличался бережливостью, скромностью, досуг проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей. Собрал обширную коллекцию картин, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур, которая после его смерти была передана в основанный императором Николаем II в память об отце Русский музей.

С личностью Александра III связывается представление о настоящем богатыре с железным здоровьем . 17 октября 1888 года он пострадал в железнодорожной катастрофе недалеко от станции Борки в 50 км от Харькова. Однако, спасая жизни близких, император около получаса держал рухнувшую крышу вагона, пока не подоспела помощь. Как предполагают, в результате этого чрезмерного напряжения у него начала прогрессировать почечная болезнь.

1 ноября (20 октября по старому стилю) 1894 года император умер в Ливадии (Крым) от последствий нефрита. Тело было доставлено в Петербург и похоронено в Петропавловском соборе.

Супругой Александра III была датская принцесса Луиза София Фредерика Дагмара (в православии — Мария Федоровна) (1847-1928), на которой он женился в 1866 году. У императора и его супруги было пятеро детей: Николай (впоследствии — российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил и Ольга.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

10 марта 1845 г., в одной русско-немецкой семье родился мальчик. Ему предстояло стать моделью художника Васнецова , автором экстремистского изречения «Россия для русских», а также заслужить прозвище Миротворец.

Пока же будущий император Александр III довольствовался ласковым домашним прозвищем бульдожка.

Эту угловатую грацию он сохранил и в зрелые годы: «Не был красив, по манерам был скорее застенчив и конфузлив, производил впечатление какой-то медвежатости». Для коронованной особы такое поведение в общем-то неприлично. Так ведь и императорская корона предназначалась не ему, а его старшему брату Николаю . Маленького Сашу в царственной семье не выделяли никак: «Можно сказать, он был несколько в загоне. Ни на его образование, ни на его воспитание особого внимания не обращали», - вспоминал министр финансов Витте .

Портрет великого князя Александра Александровича в свитском сюртуке (С. К. Зарянко, 1867)

«Всегда был ленив»

Поклонники царизма любят цитировать остроумное изречение: «Монархия хороша тем, что при наследовании престола у власти случайно может оказаться достойный человек». На первый взгляд к Александру это не относится. Его воспитатели и преподаватели, узнав, что их подопечный после смерти брата стал наследником престола, буквально хватались за голову. «Несмотря на усидчивость, учился плохо и всегда был чрезвычайно ленив», - слова воспитателя Григория Гогеля. «Отличался усердием к строевым занятиям, однако обнаружил полное отсутствие каких-либо военных талантов», - преподаватель стратегии генерал Михаил Драгомиров. И наконец, резюме от заведующего общим образованием Александ-ра профессора Чивилёва : «Я в ужасе и не могу примириться с мыслью, что он будет управлять Россией».

И в самом деле наследник, а затем и император не производил впечатления умного, образованного и воспитанного человека. Писал с чудовищными ошибками: известны такие его перлы в официальных резолюциях, как «брошуры при дерз-кия», «а вось» и прекрасное - «идеот». Впрочем, этого звания удостаивались немногие. Чаще император употреблял иные слова. «Скотина или помешанный» - о художнике Верещагине . «Сброд сволочей» - о французском правительстве. Дядюшка Вильгельм , император Германии, у него был просто «скотина», зато канцлер Отто фон Бисмарк - уже «обер-скот».

Картина безрадост-ная. Особенно если учесть, при каких обстоятельствах Александр пришёл к власти. Только что в результате теракта был убит его отец, Александр II Освободитель. В правящих кругах паника. Сам новый самодер-жец почти в отчаянии: «Странное чувство овладело нами. Что же нам делать?»

В таких размышлениях Александр провёл два с лишним года. По факту он управлял империей, но юридически это дело не спешил оформлять - коронация откладывалась. Настроения в народе примерно соответст-вовали реплике стрельца из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Говорят, царь ненастоящий!» Полицейские агенты цитируют речи, которые ходили среди низов: «Какой же он государь, ежели ещё не коронован? Был бы настоящим царём, короновался бы!»

Сила и мощь

Самое интересное, что сбылось всё по слову их. С того момента, как Александр наконец короновался, малодушный туповатый наследник куда-то исчез. И появился тот самый царь, о котором вздыхают отечественные монархисты.

То, что будет с Россией в ближайшее время, Александр показал сразу. В процессе помазания на царство. Сейчас это может показаться смешным, но в то время знающие люди уделяли огромное внимание коронационному меню - содержание «столовой карты» точно соответствовало политической док-трине нового монарха. Выбор Александра был ошеломляющим: «Суп перловый. Борщок. Похлёбка. Заливное из ершей. Стручковый горох».

Всё это - русский стол. Причём простонародный, мужицкий, грубый. Горохом в стручках лакомились тогда самые отъявленные нищеброды. Угощать таким на коронации властителя крупнейшей империи мира - значит, отвесить увесистую оплеуху своей аристократии и смертельно оскорбить иностранцев.

Новый император действительно провозгласил лозунг «Россия для русских», здорово облегчил жизнь простого народа и принялся накачивать мускулы. Он отменил подушную подать, ввёл налог на наследст-во, а флот, самая наукоёмкая сфера вооружённых сил, стал третьим в мире после английского и французского.

Такого не прощают. И, коль скоро выяснилось, что неважные образование и воспитание монарха почти никак не повлияли на растущую мощь России, решено было подобраться с другого бока. Ещё не будучи наследником престола, он любил приложиться к бутылке. Иной раз до того лихо, что впадал в настоящий запой. От запоев его избавил доктор Боткин. Но склонность осталась. И хотя император небезуспешно с нею боролся, слухи и сплетни о его алкоголизме упали на подготовленную почву.

Особенно кстати это пришлось для революционеров, которым необходимо было создать образ «тупицы и пьяницы» на троне, чтобы показать всю глубину падения монархии и необходимость свержения, а то и убийства царя. Отсюда и легенды о том, что царь якобы тайно напивался, а потом валялся на полу, дрыгал ногами и пытался повалить всех проходящих мимо. Это неправда. Свидетельством тому - воспоминания его личного врача Николая Вельяминова : «Пил ли он водку за закуской? Кажется, нет, а если и пил, то никак не больше одной маленькой чарочки. За столом он если пил, то свой любимый напиток - русский квас пополам с шампанским, и то очень умеренно. Из вредных привычек - скорее курение, крепкие гаванские сигары и до полусотни папирос в день».

Самая лучшая характеристика и ему лично, и результатам его царствования - картина Васнецова «Богатыри». Известно, что Илью Муромца художник писал, держа в памяти облик Александра III. Искусствоведы описывают образ Ильи так: «Спокойная сила и мощь».


© Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Река Вятка» (1878)


© Commons.wikimedia.org / В.Васнецов. Иллюстрация к пословице «Лучше вовсе не жениться, чем с женою век браниться»


© Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Ковер-самолет» (1880)


© Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «С квартиры на квартиру» (1876)


© Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Нищие певцы» (1873)


© Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880)


Александр III Александрович (26 февраля (10 марта) 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург - 20 октября (1 ноября) 1894, Ливадийский дворец, Крым) - император всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 (13) марта 1881 года. Сын императора Александра II и внук Николая I; отец последнего российского монарха Николая II.

Александр III - значимая фигура в истории России. За время его правления, в Европе не лилась русская кровь. Александр III обеспечил долгие годы спокойствия для России. За миролюбивую политику он вошел в русскую историю, как «царь - миротворец».

Придерживался консервативно-охранительных взглядов и проводил политику контрреформ, а также русификации национальных окраин.

Был вторым ребенком в семье Александра II и Марии Александровны Романовых. Согласно правилам престолонаследия, Александра не готовили к роли правителя Российской Империи. Престол должен был занять старший брат - Николай. Александр, ничуть не завидовал брату, не испытывал ни малейшей ревности, наблюдая за тем, как Николая готовят к престолу. Николай был прилежным учеником, а Александра на занятиях одолевала скука.

Учителями Александра III были такие заслуженные люди, как историки Соловьев, Гротт, замечательный военный тактик Драгомиров, и Константин Победоносцев. Именно последний имел большое влияние на Александра III, во многом определив приоритеты внутренней и внешний политики русского императора. Именно Победоносцев воспитал в Александре III истинного русского патриота и славянофила. Маленького Сашу больше привлекала не учеба, а физические нагрузки. Будущий император любил верховую езду и гимнастику. Еще до своего совершеннолетия, Александр Александрович проявлял недюжию силу, с легкостью поднимал тяжести и без труда гнул подковы. Светские развлечения он не любил, предпочитал тратить свободное время на совершенствование умений в верховой езде, и развитию физической силы. Братья шутили, мол, - «Сашка - это Геркулес нашей семьи». Александр любил Гатчинский дворец, и обожал проводить там время, коротая деньки прогулками по парку, думая о дне насущном.

В 1855 году Николая провозгласили цесаревичем. Саша радовался за своего брата, и еще больше тому, что ему самому не придется быть императором. Однако судьба, все же готовила Александру Александровичу русский престол. Здоровье Николая пошатнулось. Цесаревич страдал ревматизмом, полученным от ушиба позвоночника, позже он подхватил еще и туберкулез. В 1865 году Николая не стало. Александр Александрович Романов был провозглашен новым наследником престола. Стоит отметить, что у Николая была невеста - датская принцесса Дагмар. Говорят, что умирающий Николай взял одной рукой руки Дагмар и Александра, как бы призывая двух близких людей не разлучаться, после его смерти.

В 1866 году Александр III отправляется в путешествие по Европе. Путь его лежит в Копенгаген, где он сватается к невесте брата. Дагмар и Александр стали близки, когда вместе ухаживали за больным Николаем. Помолвка их состоялась 17 июня в Копенгагене. 13 октября Дагмар приняла православие и стала именоваться Марией Федоровной Романовой, так же в этот день молодые обручились.

Александр III и Мария Федоровна Романовы жили счастливой семейной жизнью. Их семья - настоящий эталон для подражания. Александр Александрович был настоящим, примерным семьянином. Русский Император очень сильно любил свою жену. После венчания, они поселились в Аничковом дворце. Чета была счастлива, и воспитывала троих сыновей и двух дочерей. Первенцем императорской четы стал сын Николай. Александр очень любил всех своих детей, но особой отцовской любовью пользовался второй сын - Мишка.

Высокая нравственность императора давала ему право спрашивать её и с придворных. При Александре III, в опалу русского самодержавца попадали за супружескую измену. Александр Александрович был скромен в быту, не любил праздность. Витте - министр финансов Российской Империи, стал свидетелем того, как камердинер императора штопал ему протертые вещи.

Государь любил картины. У Императора была даже своя коллекция, которая к 1894 году состояла из 130 работ различных художников. По его инициативе в Санкт - Петербурге открылся русский музей. С большим почтением относился к творчеству Федора Михайловича Достоевского. Нравился Александру Романову и художник Алексей Боголюбов, с которым у императора сложились хорошие отношения. Император оказывал всяческую поддержку молодым и талантливым деятелям культуры, под его патронажем открывались музеи, театры и университеты. Александр придерживался истинно христианских постулатов, и всячески охранял православную веру, без устали отстаивая её интересы.

На русский престол Александр III вступил после убийства революционерами - террористами Александра II. Произошло это 2 марта 1881 года. Впервые к присяге императору, приводились крестьяне, наравне с остальными слоями населения. Во внутренней политике Александр III встал на путь контрреформ. Нового русского императора отличали консервативные взгляды.

За время его правления Российская Империя достигла больших успехов. Россия была сильной, развивающейся страной, с которой все Европейские державы искали дружбы. В Европе, постоянно происходили какие-то политические движения. И вот однажды, к Александру, удившему рыбу, пришел министр, рассказывая о делах в Европе. Он попросил императора как-нибудь отреагировать. На что Александр ответил - «Европа может подождать, пока русский царь ловит рыбы». Александр Александрович действительно мог позволить себе такие высказывания, ибо Россия находилась на подъеме, а её армия была самой могущественной в мире. Тем не менее, международная ситуация обязывала Россию найти надежного союзника. В 1891 году начали оформляться дружеские отношения между Россией и Францией, которые закончились подписанием союзного соглашения.

По словам историка П. А. Зайончковского, «Александр III был довольно скромен в личной жизни. Он не любил лжи, был хорошим семьянином, был трудолюбив» , работая над государственными делами нередко до 1-2 часов ночи. «Александр III обладал определенной системой взглядов... Оберегать чистоту „веры отцов“, незыблемость принципа самодержавия и развивать русскую народность... - таковы основные задачи, которые ставил перед собой новый монарх… в некоторых вопросах внешней политики он обнаружил и наверное здравый смысл» .

Как писал С. Ю. Витте, «у Императора Александра III было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений. Как семьянин - это был образцовый семьянин; как начальник и хозяин - это был образцовый начальник и образцовый хозяин... был хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга. Я не только в Царской семье, но и у сановников, никогда не встречал того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал Император... Он умел внушить за границею уверенность, с одной стороны, в том, что Он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что Он не затеет никакой авантюры... У Императора Александра III никогда слово не расходилось с делом. То, что он говорил - было им прочувствовано, и он никогда уже не отступал от сказанного им… Император Александр III был человек чрезвычайно мужественный» .

Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Гатчинский замок превратился буквально в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра - картины, предметы искусства, ковры и тому подобное - уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в учрежденный российским императором Николаем II в память о своём родителе Русский музей.

Александр увлекался охотой и рыбалкой. Часто летом царская семья уезжала в финские шхеры. Любимым местом охоты императора была Беловежская пуща. Иногда императорская семья вместо отдыха в шхерах уезжала в Польшу в Ловическое княжество, и там с азартом предавалась охотничьим забавам, особенно охоте на оленей, а завершала отпуск чаще всего поездкой в Данию, в замок Бернсторф - родовой замок Дагмары, где часто собирались со всей Европы её коронованные сородичи.

При всей своей внешней строгости в отношении своих близких неизменно оставался преданным семьянином и любящим отцом. Не только ни разу в жизни не тронул и пальцем детей, но и резким словом не обидел.

17 октября 1888 года состоялось покушение на Александра III и всю царскую семью. Террористы пустили под откос поезд, в котором находился император. Были разбиты семь вагонов, множество жертв. Царь и его семья остались живы по воле судьбы. В момент взрыва они находились в вагоне ресторане. При взрыве, у вагона с царской семьей обрушилась крыша, и Александр буквально держал её на себе до тех пор, пока не подоспела помощь. Через некоторое время он стал жаловаться на боли в пояснице. При обследовании выяснилось, что у царя проблемы с почками. Зимой 1894 года Александр сильно простудился, вскоре на охоте императору стало совсем плохо, поставили диагноз - острый нефрит. Врачи отправили императора в Крым, где 20 ноября 1894 года Александр III и скончался.

Александр III оставил большой след в истории России. После его кончины в одной из французских газет были написаны следующие строки: - «Он оставляет Россию, более великой, чем её получил».

Супруга: Дагмара Датская (Мария Фёдоровна) (14 ноября 1847 - 13 октября 1928), дочь датского короля Кристиана IX.

Дети:
1.Николай Александрович (впоследствии Император Николай II) (6 мая 1868 - 17 июля 1918, Екатеринбург);
2.Александр Александрович (26 мая 1869 - 20 апреля 1870, Санкт-Петербург);
3.Георгий Александрович (27 апреля 1871 - 28 июня 1899 года, Абастумани);
4.Ксения Александровна (25 марта 1875 - 20 апреля 1960, Лондон);
5.Михаил Александрович (22 ноября 1878 - 13 июня 1918, Пермь);
6.Ольга Александровна (1 июня 1882 - 24 ноября 1960, Торонто).


Иван КРАМСКОЙ. Портрет Александра III

Александр III Александрович (1845-1894), российский император с 1881. Второй сын Александра II. В первой половине 80-х годов в условиях роста капиталистических отношений осуществил отмену подушной подати, понизил выкупные платежи. Со 2-ой половины 80-х гг. провел "контрреформы". Подавлял революционно-демократическое и рабочее движение, усилил роль полиции и административный произвол. В царствование Александра III в основном завершено присоединение к России Средней Азии (1885), заключен русско-французский союз (1891-1893).

Николай СВЕРЧКОВ. Александр III

Николай ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ. Портрет императора Александра III.

Николай ШИЛЬДЕР.Портрет Александра III

Заболоцкий П.П. Александр III

А.Соколов_Александр III и его супруга Мария-София-Фредерика-Дагмара,

в православии Мария Федоровна (1847-1928)

Первоначально была невестой цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра II, умершего в 1865 году. После его смерти возникла привязанность между Дагмарой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем.11 июня 1866 года цесаревич Александр решился сделать предложение, о чём в тот же день написал отцу.А 28 октября(9 ноября) 1866 года совершилось браковенчание.Мария, жизнелюбивая и жизнерадостная по характеру, была тепло принята придворным и столичным обществом. Брак её с Александром, несмотря на то, что их отношения завязались при таких скорбных обстоятельствах, оказался удачным; в продолжение почти тридцатилетней совместной жизни супруги сохранили друг к другу искреннюю привязанность.

Коронация.

Владимир МАКОВСКИЙ. Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Иван КРАМСКОЙ. Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Maria Fyodorovna_Heinrich von Angeli

Константин МАКОВСКИЙ. Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. Картина И. Репина.

Нагорная проповедь1889.Александр III с семьей. Иван Макаров.

«Благословение Господне на вас» Семья Александра III перед Христом. Макаров И.К.

У Александра III и Марии Федоровны было 6 детей:

Николай Александрович (1868-1918) будущий император России.

Александр Александрович (1869-1870)

Георгий Александрович (1871-1899)

Ксения Александровна (1875-1960)

Михаил Александрович (1878-1918)

Ольга Александровна (1882-1960)

Последняя семейная фотография.Ливадия,Крым 1893 г.

Слева направо: цесаревич Николай, великий князь Георгий, императрица Мария Фёдоровна, великая княжна Ольга, великий князь Михаил, великая княжна Ксения и император Александр III.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.