Первое русское кругосветное путешествие было организовано. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского

Идеи осуществления кругосветных плаваний в России витали довольно давно. Тем не менее первый проект кругосветного путешествия был разработан и подготовлен только к концу 18 века. Возглавить команду из четырех кораблей должен был капитан Г.И. Муловский, однако из-за войны со Швецией Россия отменила эту экспедицию. К тому же ее потенциальный руководитель погиб в сражении.

Примечательно, что на линкоре «Мстислав», командиром которого был Муловский, служил мичманом молодой Иван Крузенштерн. Именно он, ставший проводником претворения в жизнь идеи российского кругосветного плавания, возглавит потом первую русскую кругосветку. Одновременно с Иваном Федоровичем Крузенштерном на другом линкоре, также участвовавшим в морских сражениях, ходил Юрий Федорович Лисянский, его однокашник. Оба плавали в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Повоевав на стороне англичан против французов и вернувшись на родину, оба получили звания капитан-лейтенантов.

Крузенштерн представил свой проект кругосветного плавания Павлу I. Главной целью проекта была организация пушной торговли между Россией и Китаем. Однако эта идея не вызвала того отклика, на который рассчитывал капитан.

В 1799 г. была основана Российско-американская компания, целью которой было освоение Русской Америки и Курил и налаживание регулярного сообщения с заокеанскими колониями.

Актуальность кругосветного плавания была обусловлена острой необходимостью в поддержании русских колоний на Северо-Американском континенте. Снабжение продовольствием и товарами колонистов, обеспечение поселенцев оружием (проблема частых набегов коренного населения (индейцев), а также потенциальные угрозы от других держав) - эти насущные вопросы стояли перед Российским государством. Важно было наладить регулярное сообщение с русскими колонистами для их нормальной жизнедеятельности. К этому времени стало понятно, что проход полярными морями отложен на неопределенную перспективу. Путь же по суше, через всю Сибирь и Дальний Восток по бездорожью, а дальше через Тихий океан - это очень дорогое и долгое «удовольствие».

С начала царствования сына Павла I Александра, Российско-Американская компания стала находиться под патронажем монаршего дома. (Примечательно, что первым директором Русско-Американской компании был устюжанин Михаил Матвеевич Булдаков, активно поддерживающий финансово и организационно идею кругосветки).

В свою очередь император Александр I поддержал Крузенштерна в его стремлении к изучению возможностей сообщения между Россией и Северной Америкой, назначив его начальником первой российской кругосветной экспедиции.

Капитаны Крузентштерн и Лисянский, получив под свое командование два шлюпа: «Надежда» и «Нева», тщательно подошли к подготовке экспедиции, закупив большое количество лекарств и противоцинготных препаратов, укомплектовав экипажи лучшими российскими военными моряками. Интересно, что заведовал всеми грузами на корабле «Нева» еще один устюжанин (вот она - преемственность поколений русских землепроходцев) Николай Иванович Коробицын. Хорошо оснащена была экспедиция и различными современными измерительными приборами, поскольку в ее задачи входили в том числе и научные цели (в составе экспедиции были астрономы, естествоиспытатели, художник).

В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах - «Надежда» и «Нева». На борту «Надежды» находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись.

«Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

В это же время «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин - не остров и соединен с материком перешейком.

В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя в основном досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия. Его трехтомник «Путешествие вокруг света...» и «Атлас к путешествию» вышел в свет на три года раньше, чем работы Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества. Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Во время своих странствий Лисянский собрал обширную природную и этнографическую коллекцию, которая стала впоследствии достоянием Русского Географического общества (одним из инициаторов которого был Крузенштерн).

Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым проложил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана.

Первая русская кругосветка Крузенштерна-Лисянского оказалась практически эталоном с точки зрения своей организации, обеспечения и проведения. Одновременно экспедиция доказала возможность сообщения с Русской Америкой.

Энтузиазм после возвращения в Кронштадт «Надежды» и «Невы» был столь велик, что в первой половине 19 века организуются и совершаются более 20 кругосветных плаваний, что больше, чем у Франции и Англии вместе взятых.

Иван Федорович Крузенштерн стал вдохновителем и организатором последующих экспедиций, руководителями которых были, в том числе, и члены команды его шлюпа «Надежды».

На «Надежде» совершил путешествие мичман Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, который позже в кругосветном плавании в высоких южных широтах откроет Антарктиду в 1821 году.

На этом же шлюпе ходил в качестве волонтера Отто Евстафьевич Коцебу, под началом которого было проведено 2 кругосветных плавания.

В 1815-18 Коцебу руководил кругосветной научно-исследовательской экспедицией на бриге «Рюрик». У мыса Горн в шторм (январь 1816) волна смыла его за борт, он спасся, ухватившись за канат. После безуспешных поисков фантастической «Земли Дейвиса» к западу от побережья Чили, у 27° ю.ш. в апреле-мае 1816 он открыл обитаемый остров Тикеи, атоллы Такапото, Арутуа и Тикехау (все в архипелаге Туамоту), а в цепи Ратак Маршалловых островов - атоллы Утирик и Така. В конце июля - середине августа Коцебу описал берег Аляски на протяжении почти 600 км, обнаружил бухту Шишмарева, остров Сарычева и обширный залив Коцебу, а в нем - бухты Доброй Надежды (теперь Гудхоп) и Эшшольц с полуостровом Хорис и островом Шамиссо (все названия даны в честь участников плавания). Тем самым он завершил выявление полуострова Сьюард, начатое Михаилом Гвоздёвым в 1732 году. К северо-востоку от залива он отметил высокие горы (отроги хребта Брукс).

Совместно с натуралистами «Рюрика» впервые в Америке Коцебу открыл ископаемый лед с бивнем мамонта и дал первое этнографическое описание североамериканских эскимосов. В январе-марте 1817 он снова исследовал Маршалловы острова, открыл семь обитаемых атоллов в цепи Ратак: Меджит, Вотье, Эрикуб, Малоэлап, Аур, Аилук и Бикар. Он также нанес на карту ряд атоллов, координаты которых его предшественники определили неверно и «закрыл» несколько несуществующих островов.

В 1823-26, командуя шлюпом «Предприятие», Коцебу совершил третье кругосветное плавание. В марте 1824 открыл обитаемый атолл Фангахина (в архипелаге Туамоту) и остров Моту-Оне (в архипелаге Общества), а в октябре 1825 - атоллы Ронгелап и Бикини (в цепи Ралик, Маршалловы острова). Совместно с натуралистами в обоих плаваниях Коцебу выполнил многочисленные определения удельного веса, солености, температуры и прозрачности морской воды в умеренном и жарком поясах. Они первыми установили четыре особенности приповерхностных (до глубины 200 м) океанических вод: их соленость имеет зональный характер; воды умеренного пояса менее солены, чем жаркого; температура вод зависит от широты места; сезонные колебания температуры проявляются до определенного предела, ниже которого они отсутствуют. Впервые в истории исследования Мирового океана Коцебу и его спутники выполнили наблюдения над относительной прозрачностью воды и ее плотностью.

Еще одним знаменитым мореплавателем был Василий Михайлович Головнин, который, совершив кругосветное путешествие на шлюпе «Диана», в 1817 г. возглавил экспедицию на шлюпе «Камачтка». Многие члены экипажа корабля в будущем составили цвет русского флота: мичман Федор Петрович Литке (впоследствии – капитан кругосветного плавания), волонтер Федор Матюшин (впоследствии адмирал и сенатор), младший вахтенный офицер Фердинанд Врангель (адмирал и исследователь Арктики) и другие. За два года «Камчатка» пройдя Атлантический океан с севера на юг, обогнув мыс Горн, побывала в Русской Америке, посетила все значимые группы островов в Тихом океане, затем пройдя Индийский океан и мыс Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулась в Кронштадт.

Федор Литке через два года был назначен руководителем полярной экспедиции на корабле «Новая Земля». В течение четырех лет Литке исследовал Арктику, обобщив богатые экспедиционные материалы, опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-1824 года». Труд был переведен на многие языки и получил научное признание, картами экспедиции моряки пользовались в течение столетия.

В 1826 г., когда Федору Литке не было и 29 лет, он возглавил кругосветную экспедицию на новом корабле «Сенявин». Сопровождал «Сенявин» шлюп под командованием Михаила Станюковича «Моллер». Корабли оказались разными по своим ходовым характеристикам («Моллер» значительно быстроходнее «Сенявина») и практически на всем протяжении корабли совершали плавание по одиночке, встречаясь только на стоянках в портах. Экспедиция, длившаяся три года, оказалась одной из самых успешных и богатых на научные открытия путешествий не только российских, но и иностранных. Было исследовано азиатское побережье Берингова пролива, открыты острова, собраны материалы по этнографии, океанографии, составлены многочисленные карты. Во время путешествия Литке занимался научными изыскания в области физики, эксперименты с маятником позволили ученому определить величину полярного сжатия Земли и сделать ряд других важных открытий. После окончания экспедиции Литке опубликовал «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.», получив признание как ученый, и был избран членом-корреспондентом Академии наук.

Литке стал одним из основателей Русского Географического общества, долгие годы был его вице-председателем. В 1873 обществом была учреждена Большая золотая медаль им. Ф. П. Литке, присуждаемая за выдающиеся географические открытия.

На картах земного шара увековечены имена отважных путешественников, героев русских кругосветных экспедиций:

Именем Лисянского названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Именя Крузенштерна носят: ряд проливов, островов, мысов в Тихом океане, гора на Курилах.

В честь Литке названы: мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле; острова: в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Байдарацкой губе, архипелаге Норденшельда; пролив между Камчаткой и островом Карагинским.

В кругосветных плаваниях в 19 столетии проявили свои лучшие качества участники экспедиций: российские мореплаватели, военные и ученые, многие из которых стали цветом российского флота, а также отечественной науки. Они навсегда вписали свои имена в славную летопись «российской цивилизации».

Путешествие вокруг Света ученых Российской Империи, Лисянского и Крузенштерна, имело величайшее значение для страны и ее торговых путей. Оно пролегало через воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов и дало возможность изучить пути сообщения между странами Мира.

Крузенштерн Иван Федорович рожден 8 ноября 1770 г. в семье немецкого судьи Иоганна Ф. Крузенштерна. В возрасте 12 лет Крузенштерн пошел в школу при церкви, где учился в течение 2 лет, затем поступил служить в Морской корпус кадетов. Там он находился до 88 года, пока не началась война со Швецией.

После начала военный действий Иван Федорович был распределен на судно «Мстислав», где и прошел ряд сражений. После этого, в 1790 г. удостоен звания лейтенанта за участие в победных боях и отличную службу. В 93 году он вместе с Юрием Лисянским направлен в Англию.

После 6-тилетней службы в Великобритании благодаря полученному там опыту он предложил императору совершить плаванье вокруг света, на что получил одобрение.

После экспедиции И.Ф. Крузенштерн занялся просветительской и государственной работой. Стал директором корпуса кадетов, в котором обучался сам. После отставки получил звание генерала и стал знатным членом университета в Москве и императорской академии наук. Также удостоен получения множества других званий. Умер Крузенштерн в 1846 году.

Лисянский Юрий Федорович – знаменитый мореходец и путешественник, капитан 1-го ранга и ученый. Родился он 2 августа 1773 г. в г. Нежин в семье служителя церкви Федора Лисянского.

В период учебы в Мореходном кадетском корпусе начал дружить с Крузенштерном И.Ф. После учебы в 13-летнем возрасте распределен на судно «Подражислав». Где принимал участие во многих боях, и получил чин лейтенанта за многочисленные отличия перед Родиной. В 73 году был направлен на службу в Великобританию. Там он получил контузию через 4 года и в 97 году вернулся в Россию.

27 марта того же года повышен до капитан-лейтенанта и назначен капитаном корабля «Автроил». Затем участвовал в путешествии вокруг света, а с 1807 по 1808 был командующим фрегатов «Зачатие Святой Анны» и «Эмгейтен». Прошел большое количество сражений и в 1809 году ушел в отставку.

Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие закончили, но последний начал его описывать только после ухода с военной службы, а опубликованы личные записки в форме журнала были в 1812 году, а в 1814 году они изданы в столице Великобритании. Скончался Ю.Ф. Лисянский 22 февраля 1837 г.

Подготовка к кругосветному путешествию

В 1799 г. правителю Павлу I был представлен план плаванья вокруг Света Крузенштерном И.Ф. Его цель заключалась в том, чтобы организовать торговлю пушниной между Российской империей и Китаем. Одобрение не было получено.

После убийства правителя в 1801 году идею такого путешествия поддержала Российской-Североамериканская компания, созданная в 1799, чтобы освоить территорию Курил и Аляски. А в 1802 году было выдано разрешение, начальником стал Крузенштерн.

Во время плавания планировалось наладить сообщение между Аляской и Европейской частью России. Также довезти багаж на Аляску, а затем пушнину – в Китай с целью продажи. Половину расходов путешествия оплачивала компания.

Корабли решили приобрести. В Великобритании купили 2 надежных флагмана: «Надежда» и «Нева». Капитаном первого стал Крузенштерн, а второй отплыл под предводительством Лисянского.

Подготовка к экспедиции проводилась тщательно. В ее рамках приобрели много лекарств, в основном, средств против цинги. Основу команды составляли российские военные моряки. Судна укомплектовали современными научными приборами. В плавание корабли отправились под русским флагом ВМФ – Андреевским стягом.

История и карта маршрута

Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие могли и не совершить, поскольку идея обогнуть Земной шар появилась еще в середине 18 в. у адмирала военного флота Головина Н.Ф. экспедиция даже была спланирована в 1787 году под командование Муловского Г.И.

Однако это оно так и не состоялось из-за смерти капитана на войне со Швецией в эландском бою на корабле «Мстислав». Где и служил мичманом юный Крузенштерн.

За пару дней до отправки в плавание маршрут экспедиции был изменен. Поступил приказ доставить в посольство Японии Резанова Н.П. с подарками и сопровождающими. Они разместились на судне «Надежда». Впоследствии выяснится, что его наделили полномочиями начальника плавания. Данное назначение стало сюрпризом для его участников.

Европа и Атлантический океан

Путь начался в 1803 г. из бухты Кронштадта. После остановки в Копенгагене оба судна направились к берегам Англии. Дальше дорога лежала на юг, к Канарам.

Сюда экспедиция пришла в октябре, а через пару недель судна впервые за всю историю существования флота России преодолели экватор.

Тихий океан

В течение путешествия на «Надежде» была непростая обстановки из-за разногласий Резанова и Крузенштерна. Первого не устраивал стиль руководства. В начале зимы корабли достигли берегов Бразилии, обогнув мыс Горн и оказавшись в Тихом океане, экспедиция попала в шторм и судна разошлись.

У командиров для такого случая была договоренность о местах встречи, первое – на о. Пасхи, второе – о. Нуку-Хива (на архипелаге Маркизские острова). Корабль Крузенштерна отнесло от первого мета на запад, и он направил его сразу ко второму пункту встречи. «Нева» пришла к о. Пасхи, где простояла несколько дней, а затем направилась к Нуку-Хива. Здесь судна встретились.

В это время на «Надежде» конфликт усиливался, и камергер настаивал на смене маршрут, тогда весь офицерский состав отказался ему подчиняться и полностью следовал приказам Крузенштерна. Исправить ситуацию не удалось исправить даже когда Резанов предъявил приказ императора.

От Маркизских островов корабли поплыли на северо-запад и к концу мая были на Гавайях., где и произошло разделение маршрутов: Лисянский направился на север к о. Кадьяк, а Иван Федорович – на северо-запад к берегам Камчатки.

Для выполнения приказа и доставки посла в Японию. В Петропавловске Резанов попытался наказать Крузенштерна с помощью коменданта Кошелева П.И., но последний сумел устранить конфликт и примирить его участников.

В ноябре «Надежда» уже прибыла к берегам Нагасаки, простояв там много месяцев, команда вернулась в Петропавловск Путь лежал через Корейский пролив в Японском море и пролив Лаперуза – в Охотском. 23 сентября судно отплыло от берегов и последовало в Южно-Китайское море, а 8 ноября у берегов Макао.

«Нева» в июле 1804 года пришла на о. Кадьяк и провела там больше года, направившись затем на Макао. По пути корабль проходил мимо Гавайев, где они сели на мель неподалеку от неизвестного острова, который впоследствии получил имя Лисянского.

Сойдя с мели, судно в ноябре обошло с южной стороны Формозу и вошло в Южно-Китайское море. Здесь их уже ждал Крузенштерн с командой. Более подробный маршрут можно посмотреть на рис. 1.

Рис.1. Маршрут кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского.

Граф Федор Толстой

Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие провели в компании графа Федора Толстого , отправившегося вместе с командой Ивана Федоровича в плаванье на «Надежде». Доподлинно неизвестно как ему удалось оказаться там.

По словам родственницы, Марьи Каменской, он вошел в состав экспедиции под видом двоюродного брата, своего тезки, Федора Петровича Толстого, который отказался от путешествия из-за морской болезни. Возможно граф сделал это, чтобы избежать наказания в Преображенском полку.

В пути Толстой не был обременен должностными обязанностями и вел свободную жизнь, порой, совершая непредсказуемые действия . Часто он становился зачинщиком ссор как с рядовыми членами экипажа, так и с капитаном. Также допускал злые шутки в сторону тех, кто ему не нравился.

Например, он напоил священника, сопровождавшего корабль под командованием Лисянского, и приклеил его бороду к палубе и запечатал ее печатью. Для освобождения пришлось обрезать бороду.

Или однажды, когда не было Крузенштерна, граф пробрался в его каюту вместе с орангутаном, который был на борту, нашел там записи путешественника и научил обезьяну, как залить бумагу чернилами. После оставил питомца одного, и тот уничтожил все бумаги.

Такое поведение становилось причиной неоднократного заключения Толстого. В конечном итоге Крузенштерн высадил его во время стоянки на Камчатке. Дальнейший путь известен только со слов графа. Он добрался до Ситки и пробыл там несколько месяцев. Затем он побывал на Дальнем Востоке, Поволжье, в Сибири и на Урале. Его дорога завершилась В Петербурге в августе 1805 г.

Камчатка

14 июля 1804 года «Надежда» вошла в Авачинскую бухту. Тогда в Петропавловске жили не более 200 душ населения. Сюда же прибыл генерал Кошелев, губернатор Нижнекамчатска, который в то время являлся столицей полуострова. Он оказал содействие члена команды в восстановлении повреждений судна и помог подготовиться к посещению Японии.

Здесь также сошли на берег художник и врач. А Толстой был принудительно высажен из-за скандального поведения. Через 47 дней, 30 августа, корабль продолжил свое путешествие и отплыл в направлении Японии.

Сюда же «Надежда» вернула после японского «плена». Хотя Крузенштерн получил на это строгий запрет, он направился вдоль берега на Западе и даже нанес маршрут на карту. Здесь сказался его жесткий закаленный боями характер. Он чувствовал себя уверенно в море. Несколько раз судно приставало к берегу, здесь удалось установить контакт с жителями местного острова Хоккайдо – айнанами.

Весной 1805 г. Корабль прибыл в сахалинский залив Анива, где было командование администрации Японии. Исследованию этих мест помешал Резанов, который настоял на скорейшем отплытии на Камчатку, где бы он мог доложить о результатах посольского визита.

5 июня этого года команда вернулась в Петропавловск, где посол сошел на берег и отправил доклад императору, а сам направился на Аляску на судне с купцом. Ровно через месяц Крузенштерн возобновил путь и направился на Сахалин. У него не получилось обойти его полностью. В конце августа корабль вновь пристал к Авачинской бухте, где и происходила подготовка к дороге в Макао.

Япония

Япония достаточно изолированная страна, куда был запрещен доступ иностранцев и любые корабли в их портах воспринимались как враждебные. Это позволило сохранить японцам самобытность своей культуры, уберечь страну от колонизации и торговой экспансии.

Торговля велась только с купцами Ост-Индской компании в порту Нагасаки. По этой причине не было точных карт, и Крузенштерн шел наугад, снимая по пути берега Японии.

8 октября 1804 года корабль прибыл к берегам Нагасаки. На борту было несколько японцев, которые оказались там из-за крушения их кораблей. Они же и выступали в качестве переводчиков. Тут же на судно прибыл представитель Японии для получения информации, кто и зачем приплыл. После этой встречи Крузенштерну разрешили войти в гавань с помощью японского лоцмана.

Простоять здесь команде пришлось почти полгода. Император Японии не принял подарков и Резанова и не согласился вступать в переговоры. Все это время японцы снабжали русский продовольствием. Также они снарядили их в дорогу всем необходимым, но запретили обратный путь через западные берега Японии. 5 апреля 1805 г. «Надежда» отправилась назад после провала дипломатической миссии.

Путешествие «Невы»

Крузенштерн и Лисянский почти в самом начале своего кругосветного путешествия разошлись в море из-за шторма. «Нева» под командованием Юрия Федоровича 10 июля 1804 года пришвартовался к берегам первого постоянного места проживания русских на территории Америки, острова Кадьяк.

Судно зашло в гавань с южной стороны, под названием Святой Павел. Это место являлось управленческим центром. Здесь команда узнала, что на Архангельскую крепость, расположившуюся в заливе Ситка, совершено нападение местными индейцами. Крепость была полностью сожжена, а население перебито.

Здесь Лисянский получил послание от русского правителя А.А. Баранова, прибывшего отбивать крепость, с просьбой о помощи. Спустя месяц, 15 августа, после ремонта повреждений и разгрузки судно отправилось к берегам Ситки.

На дорогу ушло 5 дней, и 20 августа «Нева» уже была на месте. Совместными усилиями Баранов и Лисянский разработали план операции, где матросы и вооружение корабли играли основную роль в восстановлении отношений с индейцами. Позже неподалеку от крепости, было заложено поселение – Новоархангельск. А 10 ноября корабль отправился назад в Кадьяк.

Также спустя 5 дней «Нева» вошла в гавань Святого Павла, где и осталась зимовать. Через полгода судно, забив трюмы едой, водой и мехами, устремилось в направлении Ситки, чтобы загрузить меха, которые собрал Баранов.

В 20 числах июня 1805 г., когда корабль прибыл, в новом поселении уже царил мир с аборигенами, и были отстроены дома. Загрузив, приготовленную пушнину, Лисянский 2 сентября отплыл в сторону Макао.

Китай

20 ноября 1805 года Крузенштерн уже пришел в Макао, где и дожидался «Неву» до 3 декабря. Это колония португальцев на берегах Китая. Здесь им пришлось пробыть более 2 месяцев. Обстановка была не самая дружественная, пришлось подстраиваться под местные устои.

Но командиры проявили свои способности и одержали победу в борьбе с купцами и выменяли меха на ходовой европейский товар: чай, фарфор и прочее.

Возвращение

31 января 18006 года «Нева» и «Надежда» начали путь домой. Он проходил в Зондском проливе, который 21 февраля привел в Индийский океан. В апреле корабли опять разошлись неподалеку от мыса Доброй надежды, но у капитанов была договоренность в случае чего встретиться у берегов о. Святой Елены.


Так пролегал маршрут первого кругосветного путешествия под руководством Крузенштерна и его помощника Лисянского

«Надежда» под предводительством Крузенштерна И.Ф. прибыла к острову 3 мая 1806 года. Здесь командир узнал о войне с французами и решил, не дожидаясь Лисянского, плыть на север через северное побережье Англии, чтобы избежать встречи с французским флотом в Ла-Манше.

В это время Лисянский Ю.Ф. решил дойти от китайских берегов до европейских без остановки в портах. На корабле уже не было лишнего груза, а трюмы наполнены провизией. «Нева» прошла мимо берегов о. Святой Елены и ее команда не знала о военных действиях Франции, поэтому они смело направились в пролив Ла-Манш, а потом пристали у берегов Великобритании.

Простояв там 2 недели, 13 июля, Лисянский взял курс на Россию, а 5 августа был уже на месте. Крузенштерн прибыл только 19 августа.

Признание и значение путешествия

Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие совершали, чтобы выполнить определенные задачи, и оно абсолютно оправдало себя с экономической точки зрения. Благодаря экспедиции купцами была получена большая прибыль. А ее участники получили признание, славу и навсегда списали в историю свои имена.

Все участники путешествия получили награды от императора Александра I:

  • весь офицерский состав был повышен на 1 чин;
  • командование награждено орденом Святого Владимира 3 тыс. руб.;
  • лейтенанты получили по 1 тыс. руб.;
  • гардемарины по 800 руб. бессрочного содержания;
  • нижние звания получили возможность по своему желанию уйти в отставку и 55-70 руб. пенсиона;
  • все участники награждены медалью, выпущенной специально для них.

Экспедиция продолжалась 3 года, с 1803 по 1806, на 2 кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Крузенштерна И.Ф. и Лисянского Ю.Ф. По ее итогам были выпущены их труды, описывающие путь. Путешествие имело большую важность как для российской истории, так и ее науки.

Интересные факты о Крузенштерне, Лисянском и их совместном путешествии

Крузенштерн и Лисянский были величайшими и интересными личностями, а из жизнь интересна и наполнена интересными фактами и случаями:

Крузенштерн Иван Федорович Лисянский Юрий Федорович
Был очень спортивным, например, известно, что он упражнялся даже во время путешествия вокруг Света, поднимая 2 гири весом 2 пуда. именем Лисянского Ю.Ф. названы многие географические объекты: пролив, залив, полуостров, река и мыс на берегу Северной Америки и другие.
Любил животных, а его пес, спаниель, всегда был рядом во время плаваний. во время экспедиции собрал уникальную коллекцию, состоящую из элементов одежды, посуды, горных пород, кораллов и много другого. Впоследствии это перешло в собственность сообщества географов.
Был щедр: в войну с Наполеоном в 1812 г. он пожертвовал третью часть своего имущества, 1 тыс. руб.
Иван - не настоящее имя, до обучения в кадетском корпусе имя Адам было изменено на русское – Иван, чтобы не резало слух. А отчество позаимствовано у товарища, Лисянского Ю.Ф.
Иван Федорович и Юрий Федорович были удостоены чести лично встретиться с президентом Дж. Вашингтоном во время посещения Филадельфии.

Путешествие вокруг света Лисянского и Крузенштерна стало знаковым в истории России и мира в целом.

Оно навсегда вписало имена ученых и путешественников в мировую историю, а стране принесло экономическую выгоду и новые знания.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: Крузенштерн и Лисянский. Кругосветное путешествие

По следам великих путешественников: Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский:

Первое в мировой истории кругосветное путешествие, как известно, было совершено Магелланом еще в XVI веке. Россия же долгое время находилась в стороне от Великих географических открытий, и лишь в XVIII-XIX веках принялась наверстывать упущенное.

Особого внимания достойно первое российское кругосветное плавание, совершенное Крузенштерном и Лисянским в 1803-1806 годах.

Задачи, стоявшие перед этой экспедицией, выглядели глобально. Необходимо было изучить острова Тихого океана, нанести на карту русские владения на Дальнем Востоке, в том числе Сахалин, Курилы и другие острова, установить дипломатические отношения с почти неизвестной тогда Японией (а также нанести на карту ее берега), а также закупить товары на Аляске и выгодно их продать в Китае.

Главный инициатор экспедиции — Иван Крузенштерн — еще в 1799 году подал императору Павлу проект путешествия. Но Павел лишь воскликнул: "Что за чушь!" Однако спустя два года на престол вступает его сын Александр, который дает добро на финансирование экспедиции из казны. Было снаряжено два корабля — "Надежда" и "Нева", Крузенштерн лично подобрал участников экспедиции, и в августе 1803 года корабли двинулись в путь.

Выйдя из Кронштадта, экспедиция прошла через Ла-Манш, посетила Канарские острова, Бразилию, обогнула мыс Горн и вышла в Тихий океан. В северной части Тихого океана был сделан целый ряд открытий островов, мысов, заливов и проливов, которые сразу наносились на карту. Открытым объектам Крузенштерн давал имена своих офицеров. Так, один из Гавайских островов и в наше время носит имя Ю. Лисянского, на Сахалине есть мысы Ратманова, Левенштерна и Головачева, а один из заливов был назван по имени корабля — Надежда.

Прибыв в Японию, Крузенштерн попытался установить с этой страной дипломатические отношения. Но японцы отказались принять русского посла, ссылаясь на то, что законы их страны запрещают отношения с иностранными державами. Выйдя из Нагасаки, русские моряки прошли вдоль западного побережья Японии и впервые нанесли его на карту, так как в Европе очертания японских берегов были все еще неизвестны. Вслед за этим, продав закупленные на Аляске меха в Макао, оба корабля пересекли Индийский океан, обогнули Южную Африку и в августе 1806 года благополучно прибыли в Кронштадт.

Значение этой экспедиции трудно переоценить. Практически все цели, поставленные вначале, были достигнуты (за исключением дипломатического договора с Японией). Крузенштерном и Лисянским были открыты десятки

новых островов, мысов, заливов и проливов, собраны обширные данные о климате, приливах и отливах, и даже о температуре океанской воды в разных широтах. Вся эта информация легла в основу новой науки — океанологии.

Введение

XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников -- землепроходцев и путешественников XVII--XVIII вв., они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила давнюю мечту: ее корабли вышли в Мировой океан.

Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить и определить вклад в развитие географии - труды, экспедиции, исследования русских кругосветных плаваний.

Первое русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

В 1803 г. по указанию Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся 3 года. Ее возглавил Иван Федорович Крузенштерн -- крупнейший мореплаватель и ученый-географ XIX в.

Небольшие корабли были приобретены в Великобритании. Перед отплытием император Александр I лично осмотрел в Кронштадте приобретённые у англичан шлюпы. Государь разрешил на обоих судах поднять военные флаги и расходы на содержание одного принял на свой счет, а за другой платили Русско-американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции -- граф Н.П. Румянцев.

Первая половина плавания (от Кронштадта до Петропавловска) была ознаменована эксцентричным поведением Толстого-Американца (которого пришлось высадить на Камчатке) и конфликтами И.Ф. Крузенштерна с Н. П. Резановым, который был направлен императором Александром I в качестве первого русского посланника в Японию для налаживания торговли между странами.

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. Она заходила в Копенгаген и 28 сентября прибыла в Фалмут, где пришлось ещё раз проконопатить всю подводную часть обоих судов. Только 5 октября экспедиция пошла дальше к югу, зашла на остров Тенерифе; 14 ноября, на 24° 20" западной долготы, она пересекла экватор. Русский флаг впервые развевался в южном полушарии, что и было отпраздновано с большой торжественностью.

Дойдя до 20° южной широты, Крузенштерн тщетно искал остров Вознесения, о положении которого были очень сбивчивые указания. Починка корабля «Нева» заставила экспедицию с 9 декабря до 23 января 1804 г. пробыть у бразильских берегов. Отсюда плавание обоих кораблей было сначала весьма успешно: 20 февраля они обогнули мыс Горн; но вскоре их встретили крепкие ветры с градом, снегом и туманами. Корабли разлучились и 24 апреля Крузенштерн один достиг Маркизских островов. Тут он определил положение островов Фетуга и Уагуга, затем зашёл в порт Анна-Мария на острове Нукагива. 28 апреля туда же прибыл и корабль «Нева».

На острове Нукагива Крузенштерн открыл и описал превосходную гавань, которую назвал портом Чичагова. 4 мая экспедиция покинула Вашингтоновы острова и 13 мая, на 146° западной долготы, вновь перешла экватор по направлению на север; 26 мая показались Гавайские (Сандвичевы) острова, где корабли разделились: «Надежда» взяла курс на Камчатку и далее в Японию, а «Нева» направилась исследовать Аляску, где приняла участие в Архангельской баталии (битве при Ситке).

Взяв у правителя Камчатской области П.И. Кошелева почётный караул (2 офицера, барабанщик, 5 солдат) для посла, «Надежда» взяла курс на юг, прибыв в японский порт Дэдзима у города Нагасаки 26 сентября 1804 года. В гавань японцы запретили входить, и Крузенштерн бросил якорь в заливе. Посольство продлилось полгода, после чего все вернулись назад в Петропавловск. Крузенштерна наградили орденом Св. Анны II степени, а Резанова как выполнившего возложенную на него дипломатическую миссию от дальнейшего участия в первой кругосветной экспедиции освободили.

«Нева» и «Надежда» вернулись в Петербург разными маршрутами. В 1805 году их пути пересеклись в порту Макао на юге Китая. «Нева» после захода на Гавайи оказала содействие Русско-американской компании во главе с А.А. Барановым в отвоевании у туземцев Михайловской крепости. После описи окрестных островов и других исследований «Нева» повезла товары в Кантон, но 3 октября села на мель посреди океана. Лисянский велел сбросить в воду ростры и карронады, но вслед за тем шквал посадил корабль на риф. Чтобы продолжить плавание, команде пришлось сбросить в море даже такие необходимые предметы, как якоря. Впоследствии товар был подобран. По дороге в Китай был открыт коралловый остров Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт раньше «Надежды» (22 июля).

Оставив берега Японии, «Надежда» пошла на север почти совсем не известным европейцам Японским морем. По дороге Крузенштерн определил положение ряда островов. Он прошёл Лаперузовым проливом между Иессо и Сахалином, описал залив Анива, находящийся на южной стороне Сахалина, восточный берег и бухту Терпения, которую оставил 13 мая. Огромное количество льда, встреченное им на другой день на 48° широты препятствовало ему продолжать плавание на север и он спустился к Курильским островам. Здесь, 18 мая, открыл 4 каменные острова, названные им «Каменные ловушки»; около них он встретил такое сильное течение, что, при свежем ветре и ходе восьми узлов, корабль «Надежда» не только не подавался вперед, но его относило на подводный риф.

С трудом, избегнув здесь беды, Крузенштерн 20 мая прошёл проливом между островами Оннекотана и Харамукотаном, а 24 мая вновь прибыл в Петропавловский порт. 23 июня он пошёл к Сахалину. Чтобы окончить описание его берегов, 29 прошёл Курильские острова, проливом между Раукоке и Матауа, который назван им Надеждой. 3 июля прибыл к мысу Терпения. Исследуя берега Сахалина, он обошёл северную оконечность острова, спустился между ним и берегом материка до широты 53° 30" и в этом месте 1 августа нашёл пресную воду, по которой заключил, что недалеко устье реки Амур, но из-за быстро уменьшающейся глубины идти вперед не решился.

Шлюп «Надежда».

На другой день встал на якорь в заливе, названном им заливом Надежды; 4 августа пошёл обратно в Камчатку, где исправление корабля и пополнение запасов задержали его до 23 сентября. При выходе из Авачинской губы из-за тумана и снега, корабль едва не сел на мель. На пути к Китаю он тщетно искал острова, показанные на старых испанских картах, выдержал несколько штормов и 15 ноября пришёл в Макао. 21 ноября, когда «Надежда» была уже совсем готова идти в море, пришёл корабль «Нева» с богатым грузом пушных товаров и остановился в Вампоа, куда перешёл и корабль «Надежда». В начале января 1806 г. экспедиция окончила свои торговые дела, но была задержана китайским портовым начальством без всякой особенной причины, и только 28 января русские суда оставили китайские берега.

Выходя из Зондского пролива, корабль «Надежда» опять только благодаря поднявшемуся ветру справился с течением, в которое попал и которое несло его на рифы. 3 апреля «Надежда» разлучилась с «Невой»; через 4 дня Крузенштерн обогнул мыс Доброй Надежды и 22 апреля прибыл на остров Св. Елены, пройдя путь от Макао в 79 дней, через 4 суток Крузенштерн ушёл и 9 мая вновь пересек экватор на 22° западной долготы.

Ещё на острове Св. Елены было получено известие о войне России с Францией, а потому Крузенштерн решил идти кругом Шотландии; 5 июля он прошёл между островами Фэр-Айл и Мейнленд Шетландского архипелага и, пройдя под парусами 86 дней, прибыл 21 июля в Копенгаген, а 5 (17) августа 1806 года в Кронштадт, совершив все путешествие в 3 года 12 дней. Во время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного смертного случая, да и больных было очень мало, тогда как на других судах тогда множество людей умирало и во внутреннем плавании.

Император Александр I наградил Крузенштерна и его подчиненных. Все офицеры получили следующие чины, командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб., лейтенанты по 1000, а мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона. Нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей. По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия.

Описание этой экспедиции напечатано за счет императорского кабинета под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, СПб., 1809 г.

Это сочинение было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки. Переиздано в 2007 году.

Путешествие Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота, обогатив географию и естественные науки многими сведениями о странах, мало известных. Это плавание -- важная веха в истории России, в развитии её флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.

С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий; во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой. Из офицеров, бывших с Крузенштерном, многие с честью служили впоследствии в русском флоте, а кадет Отто Коцебу -- был сам потом командиром корабля, ходившего в кругосветное путешествие.

В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о других районах, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Они оказались настолько весомы, что И.Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 г. адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества. Он воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Маршрут экспедиции.

Кронштадт (Россия) -- Копенгаген (Дания) -- Фалмут (Великобритания) -- Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) -- Флорианополис (Бразилия, Португалия) -- Остров Пасхи -- Нукухива (Маркизские острова, Франция) -- Гонолулу (Гавайские острова) -- Петропавловск-Камчатский (Россия) -- Нагасаки (Япония) -- Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) -- Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) -- Ситка (Аляска, Россия) -- Кадьяк (Аляска, Россия) -- Гуанчжоу (Китай) -- Макао (Португалия) -- остров Святой Елены (Великобритания) -- о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) -- Портсмут (Великобритания) -- Кронштадт (Россия).

Первое русское кругосветное путешествие под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского началось

Их традиции вскоре будут продолжены О. Е. Коцебу, который был одним из учеников И. Ф. Крузенштерна и участвовал в первом плавании в качестве юнги-добровольца. О. Е. Коцебу при содействии своего учителя возглавит в 1815 г. второе русское кругосветное путешествие на бриге «Рюрик», которое будет продолжаться до 1818 г. В 1823–1826 г. О. Е. Коцебу выступит руководителем очередного кругосветного плавания на шлюпе «Предприятие». В ходе плаваний им будет открыто множество островов в Тихом океане, а также пролив к юго-востоку от Берингова пролива (впоследствии будет назван в честь мореплавателя).

Другой участник первого кругосветного плавания – Ф. Ф. Беллинсгаузен – возглавит новое путешествия в 1819 г. Совместно с М. П. Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный» будет совершена кругосветная антарктическая экспедиция в 1819–1821 гг. 28 (16) июля 1819 г. будет открыт новый материк – Антарктида и преодолено многолетнее заблуждение, что его нет или достичь его невозможно. Также будет открыто несколько десятков островов. Это одно из самых сложных и значимых кругосветных путешествий.

В 1826–1829 гг. проходило кругосветное плавание под командованием М. Н. Станюковича и Ф. П. Литке на шлюпах «Моллер» и «Сенявин» соответственно. М. Н. Станюкович должен был описать побережье западной Америки (к востоку от Берингова пролива) и восточный сектор центральной части Тихого океана. Ф. П. Литке было поручено изучить западный сектор центральной части Тихого океана и побережье Азии (от Берингова пролива до Сахалина). Значимость открытий последнего была намного выше, хотя формально Ф. П. Литке подчинялся М. Н. Станюковичу. Помимо географического значения эта экспедиция внесла большой вклад в изучение биологии, зоологии, этнографии.

В коллекции, приуроченной к 215-летию первого русского кругосветного плавания, представлены исследования, архивные документы из АВП РФ и РГИА, видеохроника и изобразительные материалы. Собрание включает общие исследования по географии о кругосветных плаваниях, сочинения участников как первой экспедиций: И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, Н. П. Резанова, Ф. И. Шемелина, так и других: О. Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузена, Ф. П. Литке. Особое внимание уделено архивным документам: инструкциям и грамотам участникам экспедиций, материалам по истории публикации исследований участников. Отдельный раздел составляют сведения о служебной и научной деятельности участников экспедиций после путешествия. Также в коллекцию включены изображения памятников И. Ф. Крузенштерну и М.П. Лазареву.

Для подготовки коллекции были использованы научные работы современных исследователей и участников экспедиции, архивные и изобразительные материалы из центральных и региональных российских библиотек (Президентская библиотека, Российская государственная библиотека, Государственная публичная историческая библиотека, Центральная военно-морская библиотека, Московская областная государственная научная библиотека), архивов (Архив внешней политики Российской Федерации, Российский государственный исторический архив), высших учебных заведений (Уральский федеральный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), научных центров и музеев (Русское географическое общество, Детский музей открытки), а также из частных собраний.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.