Кто построил михайловский замок. Михайловский замок - инженерный замок - николаевская военно-инженерная академия

В центре Петербурга возвышается удивительная жёлтая громадина - Михайловский замок, возведённый в своё время для императора Павла I

Михайловский замок назван так не случайно - в нём находится храм Архангела Михаила, а название "замок" за ним закрепилось только лишь из-за причуды Павла I, называвшего все свои дворцы "замками"


Император хотел сделать Михайловский замок своей главной резиденцией, поэтому в разработке проекта здания был задействован популярный в то время архитектор Баженов. 26 февраля 1797 года произошла торжественная закладка первого камня в фундамент дворца, а 8 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, хотя и не был к тому моменту полностью готов - работы по его внутреннему убранству были окончены лишь в марте 1801 года


К Круглому Тронному залу дворца примыкал Георгиевский зал, служивший в своё время кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена, но первоначальный вид его был, к сожалению, утерян вследствие неоднократных перестроек в XIX-XX веках


Изначально Михайловский замок был окружён водой и представлял собой искусственный остров, соединённый с "сушей" тремя подъёмными мостами, но позже Воскресенский и Церковный каналы были засыпаны


Михайловский замок не похож ни на одно другое строение Петербурга - и неудивительно, ведь император, догадывавшийся о существовании заговора против него, строил не просто замок, а крепость, которая должна была хотя бы частично обезопасить его. Вот почему дворец представляет собой окружёненый рвом квадрат со скруглёнными углами и восьмигранным внутренним двором


Но, как мы знаем из истории, ни стены замка, ни его рвы не спасли Павла I от его страшной участи. Вскоре после переезда в свою неприступную резиденцию, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, Павел был убит в собственной спальне… На фото - памятник Павлу I во дворе замка


После смерти императора его семья вернулась в Зимний дворец, а в Михайловском замке в 1823 году разместилось Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название - Инженерный замок. С 1829 по 1835 год внутренние помещения перестраивались для нужд училища, поэтому изначальная планировка крепости была утеряна


Сегодня в Михайловском замке находится филиал Государственного Русского музея, а сам замок полностью отреставрирован - части помещений даже удалось вернуть их первоначальный облик


В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I, отлитый полвека назад, в 1745-1747 годах, по модели Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. На памятнике высечена надпись "Прадеду правнук"


В 2003 году во внутреннем дворе замка был установлен ещё один памятник Павлу I работы скульптора Горевого


Панорама Михайловского замка

Михайловский замок со стороны реки Мойки.

«Таинственные явления, приписываемые духам и привидениям, замечали здесь почти с самого основания замка. Неожиданная внезапность кончины императора Павла, … ещё более увеличила мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома…» Так писал о Михайловском (Инженерном) замке Николай Семенович Лесков — «самый русский из русских писателей» по мнению литературоведов.

Действительно, видения и легенды сопровождают величественное здание на берегу Фонтанки с момента закладки первого камня до наших дней. Необычная история и красота овеянного мистикой сооружения, напоминающего европейские средневековые крепости, делают его необыкновенно привлекательным для любознательных туристов и жителей Санкт-Петербурга. И это не удивительно, ведь Михайловский замок – воплощенная в камне мечта о рыцарских идеалах, императорская резиденция, покинутая венценосной семьей, уникальный памятник архитектуры, завершающий русскую историю XVIII века.

Историческая справка

Сын Екатерины Великой Павел Петрович с детства грезил рыцарской эстетикой, в молодости увлекался масонством, а после вступления на Российский престол принял сан Великого магистра ордена Мальтийских рыцарей.

В молодые годы заграничное путешествие привело великого князя в замок Шатийи (усадьба принца Конде во Франции), поразивший воображение будущего монарха и его супруги. В Европе он знакомится со своим будущим придворным архитектором художником-декоратором Винченцо Бренной и приглашает его в Россию для отделки помещений в .

В 1784 году европейские впечатления находят выражение в первых набросках плана особенного замка, выполненного императором собственноручно. 12 лет разрабатывался проект, к которому он привлекает Анри Франсуа Виолье, а затем, впавшего в немилость архитектора — сменяет Василий Баженов. Предполагалось замок построить в , но судьбе было угодно иное…

В ноябре 1796 года скончалась Екатерина II. Едва успев взойти на Российский трон, Павел I издает указ о немедленном и срочном строительстве новой парадной императорской резиденции на месте обветшавшего творения Растрелли – деревянного Летнего Елизаветинского дворца. Место выбрано не случайно – в этом доме он появился на свет.

В указе будущему замку уже дано название – Михайловский в честь архангела Михаила, покровителя дома Романовых. Павел приказывает строить светское сооружение, но называет его подобно храму.

Словно предчувствуя недолгий срок своего правления (всего 4 года, 4 месяца и 4 дня), Павел торопится воплотить свою многолетнюю мечту. Баженов не в состоянии творить в таком темпе, и любимый итальянский архитектор Бренна с готовностью предоставляет свои услуги: перерабатывает окончательный вариант проекта (всего их было 13) и приступает к строительству.

Работы ведутся круглосуточно, территорию, где одновременно работают 6 тысяч человек, в ночные часы освещает огонь факелов, необходимые материалы доставляют с других строящихся объектов (в том числе ), в распоряжении архитектора — квалифицированные помощники, среди которых будущая знаменитость Карл Росси. Строительство, на которое была затрачена огромная по тем временам сумма – 6 000 000 рублей, датируется рекордными сроками — с 1797 по 1800 годы.

Как только в основных парадных и жилых покоях закончилось оформление интерьеров, 1 февраля 1801 года в стены замка, которые и просохнуть толком не успели, торжественно въехала семья императора с многочисленной свитой. Через 40 дней, 11 марта того же года, Павел был предательски убит в собственной спальне участниками дворцового переворота, организованного высшими сановниками государства. Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара. «Обиженное» реформами Павла дворянство ликовало, солдаты плакали в то утро 12 марта и говорили: «Он был нам отец». На трон взошел Александр I.

Двор немедленно покидает еще не обжитую резиденцию и возвращается в Зимний дворец. Интерьеры Михайловского замка буквально разбирают по частям. По Высочайшему указанию вывозятся не только художественные ценности: картины, скульптуры, гобелены, мраморные камины, — отсюда берут необходимый для строительства Нового Эрмитажа мрамор и другие материалы, серебряные церковные врата отправляют на переплавку…

В 1819 году здание отдают Главному инженерному училищу, от которого происходит его второе название. После Октябрьской революции здесь открыли Ленинградское военно-инженерное училище. Инженерный замок вписали в историю страны знаменитые выпускники его учебных заведений: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, ученые П.Н. Яблочков и И.М. Сеченов, герой Крымской войны генерал Э.И. Тотлебен и советский генерал Д.М. Карбышев, погибший в гитлеровском концлагере, и многие другие.

Михайловский замок является определенной вехой в истории Российской империи. Здесь, со смертью Павла I от рук заговорщиков, завершилась эпоха дворцовых переворотов, но не закончилась печальная участь российских императоров. Из окон замка виден , возведенный на месте смертельного ранения его внука Александра II. Между замком и храмом находится . Об этом строки Анны Ахматовой:

«Меж гробницами внука и деда

Заблудился взъерошенный сад.

Из тюремного вынырнув бреда,

Фонари погребально горят».

Интересно, что именно Александру II принадлежала идея превратить спальню убитого предка в церковь, которую он ежегодно посещал 11 марта, чтобы помолиться.

Особенности архитектуры

Михайловский замок, выполненный в стиле романтического классицизма, единственный в России «Замок на воде», действительно в XVIII веке стоял на рукотворном острове. Северо-восточную часть территории омывали воды Фонтанки и Мойки, а с юга и запада были прорыты Церковный и Вознесенский каналы, через которые были переброшены три подъемных моста, охраняемых часовыми и пушками.

В структуре Михайловского замка отразились религиозно-философские воззрения Павла I, объявившего себя главой Церкви, его стремление к полной централизации власти и притязания на роль главы христианского мира. Строение наполнено смешением сакральных наименований и изречений, масонских знаков, рыцарских символов и аллегорий.

План замка представляет собой квадрат с вписанным в него восьмиугольником внутреннего двора.

Михайловский замок с высоты птичьего полета.

Одни исследователи считают, что это масонские символы, другие связывают с формой ларца, в котором якобы спрятаны реликвии мальтийских рыцарей.

На флагштоке башенки восточного фасада, выходящего на набережную Фонтанки, развевался императорский штандарт, сообщая о том, что Павел находится в замке.

Северный фасад обращен к и разработан как парковый.

Михайловский замок, Летний сад и Марсово поле.

Самый нарядный — западный фасад, где под шпилем находится домовая церковь Святого Михаила. Внутри купол украшает изображение всевидящего ока – символ масонов.

Еще один масонский символ – статуи, олицетворяющие день и ночь, располагались в нишах главного, монументального и торжественного, южного фасада, на фризе которого нанесена слегка видоизмененная строка из библии.

Южный фасад Михайловского замка.

Перед главным въездом в замок был установлен памятник Петру I, а на постаменте высечена надпись «Прадеду – правнук».

Михайловский замок и памятник Петру I.

Внутренние помещения замка имеют сложную конфигурацию: круглые или овальные, многоугольные или снабженные нишами.

Интерьеры Михайловского замка.

Залы неоднократно реконструировали под нужды училища, каналы засыпали, мосты убрали. Первоначальные интерьеры, созданные по проекту В. Бренны с привлечением замечательных художников и скульпторов, практически не сохранились.

Исключение составляет парадная лестница, где использован контрастный переход от нижнего, словно зажатого стенами, затемненного пространства к широкому верхнему ярусу, залитому светом из огромных окон.

Парадная лестница Михайловского замка.

Воплощение идеи восхождения от тьмы к свету, от несправедливого правления к добродетельному монарху поддерживается скульптурой «Умирающая Клеопатра».

От первоначального убранства сохранился также бронзовый барельеф с изображением государственного герба Российской империи, на котором вместе с двуглавым орлом — мальтийский крест.

Легенды Михайловского замка

Явление архангела Михаила

Видения начались еще до закладки замка. По преданию, караульному солдату, несшему службу у Летнего дворца, явился посланник Архангела Михаила, указавший место для постройки Дома и Храма. Возможно, распространению легенды способствовал сам Павел, желая таким образом оправдать необходимость срочного строительства новой императорской резиденции.

Надпись над входом из 47 букв

Еще один миф связан с предсказанием городской юродивой Ксении Петербуржской о том, что проживет император столько лет, сколько букв написано над входом в его дом. Надпись на Михайловском замке «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» согласно орфографии того времени содержала 47 букв. И точно, император был убит на 47 году жизни.

Цвет стен замка

Необычный розово-оранжевый цвет замка связывают с Прекрасной Дамой, которая, как и положено рыцарю, у Павла была. Фрейлина Анна Гагарина обронила перчатку, цвет которой по приказу императора послужил образцом для окраски стен.

Призрак императора и ларец Мальтийских рыцарей

Среди многочисленных легенд о привидениях Михайловского замка главная повествует о призраке императора Павла I, который бродит по коридорам и замечен в окнах замка. Легенду придумали кадеты Инженерного училища, ей посвящен рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

Когда рыцари Мальтийского ордена поступили под защиту Павла I, они привезли в Петербург свои реликвии, в том числе некий магический ларец, который мог хранить только Великий магистр. Одна из легенд гласит, что эта реликвия спрятана в подземельях замка, а душа императора-магистра появляется в замке, проверяя сохранность секретов Ордена…

Неприступная крепость

Миф о том, что Павел хотел создать неприступную крепость, и поэтому замок окружают рвы, бастионы, пушки, подъемные мосты – не выдерживает критики. По замыслу хозяина замок совмещал функции парадной резиденции, жилого дома и музея. На третий день после новоселья было дано разрешение: беспрепятственно осматривать Михайловский замок всем желающим, чем и воспользовались современники, оценив его как образец «роскоши и вкуса».

Много времени прошло с тех пор, и после долгого ограничения на вход вновь открылись двери этого чуда архитектуры, правда, теперь уже на платной основе.

Экспозиция и достопримечательности

В 1994 году Михайловский замок полностью вошел в сеть филиалов , за исключением помещений, в которых с 1957 года разместилась библиотека военно-морского флота. Были проведены крупномасштабные реставрационные работы, многим залам возвращен первоначальный облик, восстановлена надпись на фасаде и скульптура во внешнем оформлении здания. Кроме того, преобразования коснулись территории, окружающей замок. Восстановлены фрагменты Трехпролетного моста и часть Воскресенского канала перед главным фасадом.

Открытие музея было приурочено к 300-летней годовщине основания Петербурга – 27 мая 2003 года. Тогда же во внутреннем дворе замка был установлен памятник Павлу I, созданный В.Э. Горевым и В.И. Наливайко.

Сюда перевели собрание картин иностранных художников, писавших в России в XVIII-XIX веках, организовали постоянно действующий открытый фонд скульптуры прошлого, позапрошлого и нынешнего столетия и тематическую экспозицию из произведений русских художников первой половины XIX века «Петербургское общество эпохи Романовых».

К наиболее ценным коллекциям постоянных экспозиций относятся:

  • Лица России. Портретная галерея Русского музея;
  • Восстановленные дворцовые интерьеры конца XVIII века;
  • Макет Михайловского замка.

Сегодня в стенах Михайловского замка оживленно. В Георгиевском зале проходят концерты классической музыки, встречи и даже балы. Сотрудники музея ведут лекционные программы, сопровождающие временные выставки.

С историей замка и шедеврами искусства можно познакомиться в ходе экскурсии, которая проведет по парадной лестнице, картинной галерее, тронному залу с посещением церкви и спальни Павла I, которые недоступны посетителям при самостоятельном осмотре. Любителям приключений предлагают ночную экскурсию — может быть кому-то повезет увидеть императора на прогулке со свечей в руке или играющим на флажолете (старинная флейта).

Недавно в западном павильоне Михайловского замка открылся суперсовременный центр мультимедиа под названием «Электронный Русский музей», где перед глазами зрителей оживают полотна знаменитых художников. Сотни музейных экспонатов представлены на цифровых носителях в современной интерпретации.

Где находится и как добраться

Филиал Русского музея Инженерный (Михайловский) замок находится по адресу: улица Садовая, 2.

Ближайшая станция метро – «Гостиный двор», от которой небольшая пешеходная прогулка по Садовой улице приведет к Михайловскому замку.

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома ". Император не желал жить в Зимнем дворце . Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила ". Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский.

Проектирование нового здания Павел I поручил архитектору Василию Ивановичу Баженову , наставнику императора в архитектуре. Предварительный план будущего строения нарисовал сам Павел.

Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 года в присутствии Павла I. Баженов не мог присутствовать на ней из-за болезни. Для церемонии был изготовлен специальный кусок итальянского мрамора с надписью "В лето 1797-е месяца февраля в 26 день положено основание сему зданию Михайловского замка... " [Цит. по: 1, с. 144] Для участников закладки приготовили кирпичи из полированной яшмы. По эскизу Винченцо Бренны изготовили серебряный молоток, лопатки и позолочёные блюдца с золотыми и серебрянными монетами. Закладную известь императору подавал архитектор Егор Соколов, императрице - Винченцо Бренна, великим князьям и княжнам - чиновник интендантской службы Григорий Баженов (однофамилец архитектора).

4 марта 1797 года объявлено новое решение: "Строение Михайловского дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне " [Цит. по: 1, с. 145]. Винченцо Бренна, в отличие от Баженова, согласился строить дворец "в великом поспешании". Он был не архитектором, а только лишь декоратором. Поэтому при управлении строительством в точности следовал проекту Баженова. Весной 1795 года Бренна сломал руку, поэтому чертежи сам делать не мог.

В помощниках Бренны числились Фёдор Свиньин и Карл Росси . С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: "Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства... "

Император вносил в проект собственные предложения и требовал их исполнения. Так внутренний двор здания стал восьмиугольным. Это, вероятно, должно было напоминать всем, что Павел I является гроссмейстером Мальтийского ордена, имеющего как раз восьмиугольную форму. В восточной части замка императором было приказано соорудить широкую парадную лестницу, которая вела лишь в небольшую караульную комнату.

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.

"Особой экспедиции для строения" было приказано завершить вчерне строительные работы к 1797 году. Из-за этого приходилось работать круглосуточно. В тёмное время суток строители, чьё количество было доведено до 6 000 человек, пользовались факелами.

Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств ; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.

На фризе юго-восточного фасада расположена надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. Тимпан фронтона того же фасада содержит барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", созданный скульптором П. Стаджи.

Ради скорейшего украшения интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы предметы, предназначенные для Михайловского замка. Два плафона Большого Тронного зала были сделаны из единого полотна "Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны", написанного художником Д. Валериани для Большого зала в Екатерининском дворце. Его перенесли в Михайловский замок в 1800 году, разрезали на две части ("Аллегория Победы" и "Аллегория Мира") и вставили в новые подрамники.

В отделке помещений Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления.

C 1798 года облицовывались окружающие Михайловский замок каналы. 30 апреля подряд на облицовку был отдан петрозаводским купцам Ефиму и Филиппу Бекреневым (отцу и сыну). Вокруг дворца берега выкладывались "диким камнем", а вокруг парадных мест - тосненскою цокольною плитой. 2 августа 1799 года Ефим Бекренев обязался выложить камнем канал между замком и Летним садом. Работы предполагалось завершить к октябрю следующего года.

Тогда же перед главным фасадом Михайловского замка создавалась площадь Коннетабля (плац-парад главнокомандующего армией). Площадь предназначалась для так любимых Павлом I военных учений и парадов. Она тоже окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I . За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.

Торжественное освящение нового замка состоялось 8 ноября 1800 года. 1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.

Стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Резиденция Павла I оказалась самой дорогой постройкой XVIII века .

Первый этаж предназначался наследнику престола Александру Павловичу с супругой, юго-западная часть - великому князю Николаю Павловичу, юго-восточная часть со стороны Фонтанки - обер-шталмейстеру И. И. Кутайсову, северо-западная часть - Павлу I. Со стороны плац-парадного двора находились помещения обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.

Из парадного двора Михайловского замка можно было попасть на четыре лестницы: Парадную, ведущие в церковь, в кардегардную и в жилые покои. В анфиладу дворцовых покоев второго этажа вела Парадная лестница с колоннами из полированного серого сибирского мрамора. Пройдя по ней можно было попасть в проходной аванзал, украшенный историческими картинами живописцев В. К. Шебуева и Г. И. Угрюмова. Далее следовала тронная зала, стены которой были обтянуты зелёным бархатом. За тронным залом находилась галерея Лаокоон, где висели исторические гобелены и стояли мраморные статуи. За галереей гости попадали в гостиную, затем в огромную мраморную залу, где дежурили кавалеры Мальтийского ордена. На втором этаже располагались также покои императрицы. Здесь находилась Рафаэлевская галерея, одну из стен которой покрывали ковры с вытканными копиями лучших картин Рафаэля Санти. Жилые покои императора находились по левую руку от церкви. С другой стороны церкви находились комнаты великого князя Константина Павловича. Они простирались до Воскресенского (Белого) зала, открывающего анфиладу парадных апартаментов.

Помещения третьего этажа занимали великие княжны.

Павел I так спешил с переездом, что не дождался даже просушки стен. Здание оставалось сырым и холодным. Историк Август Коцебу, описавший по поручению императора все помещения Михайловского замка, рассказывал:

"Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней. В комнатах императора и императрицы сырость до некоторой степени была устранена тем, что стены были отделаны деревом; но все остальные терпели жестоко" [Цит. по: 1, с. 155, 156].

Переезд в Михайловский замок позволил Павлу I приблизить к себе свою фаворитку Анну Петровну Лопухину. Она оставила дом своего мужа и поселилась в новом дворце под кабинетом императора. Он сообщался с её комнатами особой лестницей.

Всего через 40 дней после новоселья (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит в своей Парадной спальне.

После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Некоторых стал пугать его призрак, рождались легенды о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.


Работы по обустройству Михайловского замка были приостановлены. Из его помещений постепенно вывозились ценности в старые особняки и дворцы.

Михайловский замок императорским указом был передан Главному инженерному училищу в 1819 году. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название "Инженерный". В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. Для нужд учебного заведения требовалась перепланировка помещений, что начало осуществляться в 1822 году. Руководство училища при этом обращало внимание только на потребности заведения. В больших залах Инженерного замка ставились перегородки, устраивались дополнительные проходы. Золочёная лепка забеливалась, местами уничтожалась или покрывалась толстым слоем штукатурки.

При оформлении музейных залов Нового Эрмитажа в 1840-х годах активно использовался мрамор из интерьеров Инженерного замка. В 1871 году по проекту К. А. Ухтомского в бывшей Парадной спальне была обустроена Малая церковь Инженерного училища. Большая Замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения. В 1891-1895 годах в галерею Лаокоона встроили лестницу.

Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф. М. Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Э. И. Тотлебен, физиолог И. М. Сеченов, физик П. Н. Яблочков, композитор и учёный Ц. А. Кюи, писатель Д. В. Григорович.

С 1917 года Михайловский (Инженерный) замок стал занят различными советскими учреждениями, рядом с которыми продолжало работать инженерное училище.

Во время Великой Отечественной войны в восточную часть Михайловского (Инженерного) замка попала тяжёлая авиабомба. Тогда была полностью разрушена Парадная столовая, значительно пострадала крыша.

Интересные открытия были сделаны реставраторами при восстановительных работах в 1953 году. Именно тогда выяснилось истинное происхождение двух плафонов Большого Тронного зала. Для Михайловского замка с них были сняты копии, а оригиналы были использованы для восстановления Екатерининского дворца.

В 1988 году Музею истории города было предложено рассмотреть возможность использования помещений, которые освобождались после переезда из Михайловского замка института "Ленгипроэнерго". Получить здесь новые площади Музей истории города не успел. В 1991 году Русский музей выкупил треть помещений замка, а спустя четыре года выкупил его полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.


Сегодня у меня настроение показать и рассказать немного о печальном памятнике архитектуры Михайловском (Инженерный) замке. О месте появления на свет и ухода в мир иной Павла I. «Романтический наш император» (по Пушкину) бредил Средневековьем. Известен его проект заменить войны турни­рами владетельных особ враждующих держав. Православ­ный человек, исправный семьянин, он сделался гроссмей­стером католического Мальтийского ордена, предполагаю­щего безбрачие.
На карте



К югу от Летнего сада высится одно из самых загадочных сооружений Петербурга - Михайловский замок. Замок таинственен и необычен. Вот уже двести лет, с момента основания, его окружают таинственные легенды и предания. На месте Михайловского замка еще Екатерина I начала строительство скромного Летнего дворца, которое закончилось уже в царствование Анны Иоановны. Та полюбила его и охотно проводила здесь летние месяцы. Следующая императрица, Елизавета Петровна, едва вступив на престол приказала разрушить здание и начать строительство нового Летнего дворца. Не случайно, именно этот дворец выбрала императрица Екатерина II для приёма официальных поздравлений по случаю восшествия на престол. Здесь в 1754г. родился император Павел I. Здесь он провел свои молодые годы. Отсюда начался его мучительно долгий, сорокалетний путь к престолу. Став наконец императором и остерегаясь жить в Зимнем дворце Павел, согласно преданию, однажды сказал: "Хочу умереть там, где родился". Первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». В 1797 году деревянный Летний дворец по его приказу разбирают. И на его месте начинается грандиозное строительство замка, названного Михайловским в честь архангела Михаила, в день поминовения которого замок был заложен.
Согласно легенде, однажды стоявшему в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии архангел Михаил. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел святой, на что Павел будто бы ответил: "Воля его будет исполнена". В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нем церкви во имя архистратига.
Удивление вызывает и то что таинственная жизнь его владельца - самого мистического русского императора Павла I, трагически закончившаяся в стенах замка тоже по легенде была предсказана.
На фризе замка расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». И один юродивый сказал что количество лет жизний императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.
Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I. За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.
Замок, со всех сторон окруженный водой, с внешним миром соединялся при помощи цепного моста, поднимавшегося на ночь.
Вооруженная охрана круглосуточно дежурила у входа в мрачный колодец восьмиугольного двора. Изолированная от города резиденция императора внушала одновременно и почтительный трепет, и панический страх.


В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745-1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым. На нём укреплены бронзовые барельефы
«Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского. По замыслу Павла I территория замка должна была органично сливаться с Летним садом, объединяя, таким образом, деяния "прадеда и правнука".
Павел торопился со строительством замка. 1 февраля 1801г. нетерпеливый и категоричный, вместе со своим семейством, он въехал в еще не проветренную и непросушенную резиденцию. Сорок дней, оставшихся до его злодейского убийства, насквозь пронизаны мистическим предчувствием несчастья. К первому обеду в Михайловском замке Марией Федоровной был специально заказан сервиз с видами замка. По преданию, Павел, увидев его, едва не прослезился и начал целовать предметы с изображением своего любимого детища. Трудно было понять, приветствие это или прощание.

Перед самой своей гибелью, в ночь с 10 на 11 марта, после ужина Павел встал из-за стола и подошел к зеркалу. "Посмотрите, какое забавное зеркало. Я вижу себя с шеей на сторону", - засмеялся Павел. И ушел, если верить легенде, сказав при этом не то самому себе, не то близким: "Чему быть того не миновать". В эту же ночь Павел был задушен. Павел был весьма образованным человеком и не лишен был практического ума. Некоторые его побудительные мотивы отличались добрыми намерениями: он вел энергичную борьбу с злоупотреблениями службой, взяточничеством и бюрократизмом, принимал меры для сбережения лесов, способствовал снижению цен на хлеб и соль. Еще одной яркой чертой императора была его фанатичная набожность. Однако очень часто он давал волю своему бешенному и сумасбродному характеру. Н.М. Карамзин в "Записках о древней и новой России" писал, что император Павел "господствовал всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти". Это не могло не породить ненависти к нему. Известно 30 попыток покушения на его жизнь. Наконец созрел заговор, возглавляемый высокопоставленными государственными и военными деятелями. Страх за свою судьбу, неприязнь и личная ненависть к Павлу, толкнули их на цареубийство. Смерть Павла, как утверждают современники, превратилась в Петербурге во всенародный праздник.

После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец. Отделочные работы в замке были прекращены, а сам он заброшен. В 1819 году Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название. В 1820 засыпаны окружавшие замок каналы, в 1840-х годах часть мраморной отделки интерьеров использована на строительство Нового Эрмитажа. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. В 1829-1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища архитектором А. Я. Андреевом.

В конце октября Михайловский был штабом юнкерского мятежа 1917, при подавлении которого занят солдатами Павловского полка. В 1920-1930-х годах в Инженерном размещались Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА, в 1925-1932 - Военно-техническая академия. В период блокады подвергался артобстрелам и бомбардировкам. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в восточное крыло уничтожена бывшая парадная столовая.
Здесь в 1833–1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский.
В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. Отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост. Надпись на фасаде, ранее закрытая листовым железом, востановлена.

Также во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I.
Скульптор Горевой В.Э., архитектор Наливайко В.И. 2003г.

Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитек¬турных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.

Согласно принципам классицизма, постройка должна представлять собой симметричную, строго уравновешенную композицию. Такое впечатление сохраняется, если рассматривать какой-либо фасад Михайловского замка в отдельности. Но так как ни один фасад не является повторением другого, то объемно-пространственное решение замка представляет собой асимметричную композицию. Она позволяет находить при ее обзоре со всех сторон большое разнообразие перспективных видовых точек. Симметрию в плановом и пространственном решении в значительной степени сохраняет только восьмиугольный двор - центр всей архитектурной композиции. Сюда ведет один-единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада. Изнутри проезд напоминает многоколонный зал или вестибюль с четырьмя рядами колонн, по шесть колонн в каждом ряду. Колонны поддерживают перекрытие бельэтажа, на котором покоится главный Воскресенский зал, носящий то же название, что и въездные ворота.

Несмотря на различные решения фасадов, замок воспринимается целостным объемом, благодаря постепенному переходу от одного фасада к другому, что достигается системой раскреповок и скругленных углов.

Композиция главного фасада была построена на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен рельефно выступает значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Каждой колонне когда-то отвечала располагав¬шаяся над карнизом круглая скульптура, изображавшая в аллегорической форме одну из областей России.

Центральный портик с такими же, но сдвоенными колоннами облицован разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, украшен двумя обелисками с военной арматурой и вензелем Павла I. Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира. Завершил композицию фасада треугольный фронтон с барельефом и ступенчатый аттик, увенчанный скульптурной группой работы воспитанника Академии художеств академика М. П. Александрова-Уважного. Из скульптурных произведений сохранился только барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный скульпторами братьями Стаджи-Пьетро, Джакино и Лоренцо.

Не менее интересен фасад со стороны Летнего сада и реки Мойки. Не случайно архитектор решил его как садовый, связав фасад с Летним садом, потерявшим к тому времени регулярный вид и превратившимся в пейзажный.

Широкие пологие марши огромной лестницы осуществили плавный переход из окруженного зеленью пространства к галерее-лоджии, напоминающей раскрытый в сторону сада обширный вестибюль, как бы приглашающий в помещения замка. Использованные здесь живописные барочные приемы - чередование западающих, и выступающих частей, обилие декоративной скульптуры - позволили Бренне еще теснее связать Михайловский замок с создававшимся природным окружением.

Более строгий классический строй архитектурных элементов главного фасада был рассчитан на открытое пространство плац-парадной площади, а использование декоративной скульптуры в решении этого фасада способствовало лучшей композиционной связи замка с конной статуей перед ним. Одновременно конная статуя помогала организации площади, непосредственно примыкающей замку, и обеспечивала более тесную глубинно-пространственную взаимосвязь всех составляющих частей ансамбля.

Боковые фасады - со стороны реки Фонтанки и церковный - более скромны и сходны между собой. Тот и другой в центральной части отмечены выступом, соответствующим в одном случае Овальному залу, а в другом - помещению церкви.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.