Временное и вечное в нашей жизни сочинение. Временное и вечное в нашей жизни сочинение Актуальное и вечное в романах тургенева

Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева

Ю.В.Лебедев.

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на фоне голубого далекого неба. Тургенева беспокоит контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. "Я не выношу неба,- говорит он,- но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю".

В чем тайна поэтического мироощущения Тургенева? Не в странной ли влюбленности в эту земную жизнь с ее дерзкой, мимолетной красотой? Он "прикован к земле". Всему, что можно "увидеть в небесах", он "предпочитает созерцание торопливых движений утки, которая влажною лапой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные, блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено".

Острота художественной зоркости Тургенева исключительна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. "Наше время,- говорит он,- требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя". И он не запаздывает. Все шесть его романов не только попадают в "настоящий момент" общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно чуток к тому, что стоит "накануне", что еще только носится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает "новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество".

Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX столетия. В "Записках охотника", в "Дворянском гнезде" уже предчувствуется эпос Толстого, "мысль народная", духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В "Отцах и детях" предвосхищается мысль Достоевского, характеры будущих его героев.

Тургенев, как никто из его современников, чувствителен к течению времени. Он чутко прислушивается к непрестанному ропоту его колес, задумчиво всматриваясь в широкое небо над головой. Тургенева считают летописцем этого напряженного, драматического периода русской истории, когда, по словам В. И. Ленина, "в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века".

Но Тургенев если и летописец, то странного свойства. Он не идет по пятам исторических событий. Он не держит дистанции. Напротив! Он все время забегает вперед. Острое художественное чутье позволяет ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его в неожиданной конкретности, в живой полноте.

Этот дар Тургенев нес всю жизнь как тяжкий крест. Ведь он вызывал своей дальнозоркостью постоянное раздражение у современников, не желавших жить, зная наперед свою судьбу. И в Тургенева часто летели каменья. Но таков уж удел любого художника, наделенного даром "предвидений и предчувствий". Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой.

Духовный облик людей культурного слоя общества в эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена во времени и пространстве. Если в характерах Онегина и Печорина "отразился век", то в Рудине, Лаврецком или Базарове - духовные устремления минуты. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре в океане времени. История отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу. Все тургеневские романы включены в жесткие ритмы годового круга. Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под "свист осеннего ветра" или в "безоблачной тишине январских морозов". Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты полного расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова...

Временное и вечное в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели урока:

1. Общеобразовательная: Систематизировать знания учащихся,

совершенствовать навыки анализа литературного произведения.

2 Развивающая: развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности, развивать навыки самостоятельного мышления, самоанализа, самоорганизации.

3 Воспитывающая: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у десятиклассников нравственные качества личности, активную жизненную позицию.

Оборудование : эпиграф , иллюстрации с изображением персонажей романа , презентация, проектор.

Тип урока: урок открытых мыслей.

Основные методы обучения.

Методы стимуляции и мотивации учения : методы эмоциональной стимуляции.

Методы организации и осуществления учебных действий :

словесный – беседа, чтение наизусть, инсценировка отрывков романа; наглядный – репродукции картин; аудиовизуальный - использование музыкальных произведений, видеоролик;

проблемный – коммуникативно – ситуативные упражнения, творческая работа.

Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля.

Приемы: диалог, беседа, дискуссия, создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам.

У жизни нет черновиков

Жизнь пишем набело с рожденья.

Л. Сорокин

Ход урока

I . Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся.

1. Вступительное слово учителя:

Известно, что у каждой книги, как и у людей, своя судьба. По-разному входят они в сознание читателей - современников и вновь пробуждают к себе интерес и внимание у читателей последующих поколений.

Идет уже второе столетие "жизни" романа Тургенева «Отцы и дети». Именно "жизни", потому что его читают, герое продолжаются споры. В чем причина этого? В вечных проблемах, которые волнуют не одно поколение. Вот сегодня мы поговорим об этом.

II Мотивационное начало. Выход на тему урока.

1 Беседа:

1)Роман не богат событиями. А в чем же его особенность?

(Духовный облик людей середины 19 века менялся очень быстро. Тургенев ищет ответ на вопрос - продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает главный герой Евгений Базаров, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России).

2) О чем писал свой роман Тургенев?

А) О дружбе (Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров)

Что привлекало Аркадия в Базарове?

Что такое дружба в вашем понимании?

Как относится к дружбе Базаров?

Б) О вечной проблеме отцов и детей. (Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий Иванович Базаров)

Как Николай Петрович пытается понять сына?

Как относятся родители Базарова к сыну?

Как относится Базаров к родителям?

В романе понятия «старшее поколение» и «младшее поколение» имели определённый политический смысл: «дети» - это сторонники новых, передовых идей.

В) О сложности человеческих взаимоотношений.

(Базаров и Павел Петрович Кирсанов)

Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова?

А) аристократизм;

Б) искусство;

В) наука;

Г) общественный строй;

Д) русский народ;

Е) пути переустройства мира;

Ж) природа.

Г) О роли прогресса в жизни человека . (Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенцией и разночинцами-нигилистами).

Д) О семейных отношениях (Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя)

Е)) О гармонии природы и человека. (Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь, человека как часть природы).

Ж) О любви .(Любовь - вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая).

Страницы романа пронизаны духом любви.

Любовь... Что это такое? (Чувство, вдохновляющая сила, домашний очаг, радость и разочарованье , самые серьезные уроки жизни).

На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви:

1) Любовь родительская и сыновья (Николай Петрович и Аркадий,

Базаров и родители)

2) Любовь братьев Кирсановых к Фенечке (Николай Петрович любит простодушно, эта любовь чиста, Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что его привлекло в Феодосье. В бреду Павел Петрович восклицает: « ах, как я люблю это пустое существо!»

3) Любовная история Павла Петровича к княгине Р.

4) Отношения Аркадия и Кати.

5) Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.

З) О смысле жизни.

III Актуализация опорных знаний. Работа над содержанием романа.

Первая часть романа

1. Марьино. Усадьба Кирсановых.

Первое знакомство с героями, изложение ими своих взглядов.

(Слайды № 3 - 10)

2. Инсценировка « Он нигилист»

3. Беседа:

Что мы знаем о Базарове? (нигилист, умный человек, не признает любви, не признает поэзию, ценит только науку.)

Назовите научные и философские взгляды Базарова:

(Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе...

Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой)

Назовите политические взгляды Базарова:

(«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем»

«Нравственные болезни происходят от дурного воспитания. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр»).

Назовите Эстетические взгляды Базарова:

(«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».

«И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

«Рафаэль гроша медного не стоит…»)

Существуют ли в этом мире какие- либо несомненные ценности для Базарова? (Для Базарова такая ценность лишь сила человеческого духа).

Что такое нигилизм?

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

(Большой энциклопедический словарь)

Вторая часть - проверка героев и их идей жизнью.

1. Бал у губернатора, Кукшина и Ситников, в имении Одинцовой, испытание любовью (Слайд № 11 – 21)

2 Беседа:

Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.)

3. Инсценировка «Объяснение в любви»

4 Дискуссия:

Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)

Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)

Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)

Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.

Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви. Какая она у него?(Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...)

Что лежало в основе отношений Одинцовой к Базарову?

Любопытство → заинтересованность → увлечение.

Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова?

(«Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете»).

Вывод: Любовь изменила героя, он на себе почувствовал сложность жизни, её независимость от воли и желания человека; цель жизни остаётся для человека вечной загадкой.

Третья часть романа « Подведение итогов»

1. Имение Базарова. Марьино. Дуэль. (Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон. Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян

Почему Павел Петрович не объяснил Базарову истинную причину вызова на дуэль?

Что же тогда послужило внешним предлогом для дуэли?

2. Изменение мировоззрения героя, смерть. (Слайды № 22 – 25)

Беседа:

Зачем перед смертью Базарову нужна последняя встреча с Одинцовой? Ведь раньше он не признавал высоких чувств? (Любит по- настоящему, не хотел умереть не простившись)

3. Работа с учебником «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»

Чтение по ролям.

4 Видеоролик « Жар и пепел»

5 Работа над текстом эпилога.

Финальные строчки романа звучат как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь.

6 Чтение отрывка наизусть (Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна….)

7 И.С.Тургенев о Базарове (слайды № 26 – 27)

IV Итог урока

Что на сегодняшнем уроке вы для себя уяснили?

Нельзя все отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, если отрицаешь, то предлагай что – то взамен.

Чувство долга перед родителями

Переосмысление основных жизненных ценностей

V Домашнее задание. Сочинение (по выбору учащихся)

1. Жанр. Статья

«Я нужен России... Нет, видно, не нужен"... Нужны ли Базаровы России?

2. Жанр. Сочинение -эссе

В чём я вижу современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

3. Жанр сочинения. Дневник

Дневник Евгения Базарова.

4. Жанр сочинения. Письмо.

Письмо Евгению Базарову

VI Заключительное слово учителя

Закрыта книга…Белые страницы,

Сомкнувшись накрепко, не шелестят,

Но мысли, как встревоженные птицы,

Куда-то вдаль без устали летят.

Свое волнение в душе не скрою,

Вновь образы из памяти зову,

И светлый мир тургеневских героев

Встает передо мною наяву.

Героев радости и огорченья,

Боль отреченья и любви слова.

Здесь в каждой строчке есть свое значенье,

Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,

Мир переменчив каждый день и час,

Но вечные вопросы долга, чести,

Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,

Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.

И в светлый мир тургеневского слова

Погружена опять моя душа…

От души желаю вам, ребята, новых встреч с книгами великого русского писателя И.С. Тургенева.

Временное и вечное в современной поэзии “Одна из заслуг литературы, – говорил И.Бродский, – в том и состоит, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной иначе под почетным именем “жертвы истории”. В нашей частной жизни, так же, как и в общественной, ситуация выбора существует постоянно. Мысли, чувства складываются в прихотливом рисунке культуры, и в этом разноликом орнаменте бытия мы читаем самих себя. Ритм жизни сегодня, как никогда ранее, согласуется с основным формальным показателем поэтического слова – ритмом речевой формулы для выражения множественности смыслов (как индивидуальных, так и присвоенных многими). Русскому поэтическому языку удалось сохранить те звонкие линии, которые были разработаны еще в XVIII веке. Державинская “река времен” оставляет на берегах (“чрез звуки лиры и трубы”) то, что мы называем традицией, но постоянно обновляющиеся воды приносят и новые организмы – порождение нового времени. Поэзия вообще, а русская в частности, всегда оказывалась впереди истории. Только так удается избежать клиширования, совершить индивидуальный эстетический (а иногда и этический) выбор. Из уже далекого серебряного века с читателем ведут свой частный разговор поэты, которых нет среди живых. Тепло дыхания ушедших оставило свой отпечаток на “стеклах вечности”. Живущие сегодня поэты часто остаются в их тени, не входят своими стихами в школьные хрестоматии, не издаются массовыми тиражами, не лежат книгами своих стихотворений в книжных магазинах.Поэзией интересуются только лишь любители поэзии. Но кризис общества не всегда влечет за собой кризис культуры. Век вновь расшатался, но тихий разговор поэта с читателем продолжается. Мы одержимы пеньем. И вновь, в который раз, Ты с ангельским терпеньем Выслушиваешь нас. О, слушатель незримый, За то, что ты незрим, От всей души ранимой Тебя благодарим. Чего душа алкала - Не ведает сама. От нашего вокала Легко сойти с ума. Но ты не устрашился. И, не открыв лица, Нас выслушать решился До самого конца. (Лариса Миллер) Сегодня пишут в рифму и без, соблюдая классические ритмические рисунки и нет, длинно и коротко, умно и “заумно”, придерживаясь правил грамматики и без знаков препинания и оглядок на нормы. Пишут разнообразно, ни одно периодическое издание не выполняет миссию “законодателя вкуса”. Тем больше требуется от читателя – стихи надо уметь читать. Например, такие: продевая сквозь мир где отсутствует связь и уток непомерную эту суровую эту основу расползается ткань бытия как истлевший платок как дорожка гнилая но снова и снова и снова опускаются весла чтоб воду устало толочь и тянуть эту нить что одна этот путь искупала и опять эта флейта пронзительно воет всю ночь потерялась в пространстве галера и время пропало (Владимир Строчков) Как можно понять отказ от знаков? Непрерывность, взаимозаменяемость в порядке слов, дискретность, разобщенность внутри языка – “отсутствует связь и уток”. Тысячи тонн словесной руды перерабатываются, прежде чем извлекается драгоценный грамм радия – соответствие мысли, чувства, впечатления, мгновения и слова. Стихи Светланы Кековой, Сергея Гандлевского,

Натальи Горбаневской, Игоря Меламеда, Бахыта Кенжеева, Ольги Седаковой, Олеси Николаевой, Владимира Строчкова. Ларисы Миллер, Надежды Павловой, Семена Липкина, Евгения Рейна, Тимура Кибирова, Д.А.Пригова, Л.Рубинштейна… Модные и спрятанные в глубине страниц “Звезды”, “Нового мира”, “Ариона”, других “носителей” современной словесности. “Хотелось бы всех поименно назвать…” Кто поёт в терновнике, кто в овсе, кто во ржи, кто кропает эссе в поле у межи, но все, все, как один, виновники… (Владимир Строчков) Помогает поэзия задать вопрос? Не ответ найти – поиски Ответа вечны… Вопросы важнее. В чем основа для современного человека? В отсутствии основы? В Боге? В многоликом и лабиринтоподобном языке культуры? Каждый “виновник” предлагает свое прочтение времени и вечности. Завершая земные труды, я хочу напоследок шепнуть: “Где оставлены были следы, там и был твой единственный путь”. Я уже понимаю с трудом, что за жилка дрожит на виске, и зачем твой единственный дом возведён на сыпучем песке? … С голубой незабудкой в руке Ангел твой над землёй пролетит, и воскреснет вода в роднике - и в сиянье себя превратит... (Светлана Кекова) По­новому выкладывается рисунок в калейдоскопе из осколков блоковского “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека”. Прерывность и непрерывность бытия проступает в стихах концептуалистов и поэтов­“метафизиков”. То тяготы и тревоги. То надежды и утешения. То небо над Аустерлицем. А тут еще и решение какое­нибудь подоспеет... То клейкие листочки. То сопоставь каждое с последующим и предыдущим. То становится совершенно ясно, что бесконечно это продолжаться не может. А тут еще и конца не видно... (Лев Рубинштейн) Сегодня нет андеграунда, не нагнетается гражданский пафос поэзии, публичные выступления поэтов сменились биеннале. В ОГИ приходит Кенжеев и читает свои стихи… Не все выходят в прокуренные кафе с книжными полками и книгопродавцами с зачитанными глазами. Современная поэзия стесняется пафоса вообще, отказывается от открытой эмоциональности. Нередко визуальный опыт прочтения становится главным – стихи Рубинштейна пишутся на каталожных библиотечных карточках. Позже это становится частью жанра его стиха. У концептуалистов главным героем становится сам язык, сам текст, философия жизни считывается с набора жестов, выпадов, специально выстраиваемых и затем заполняемых пустот. Я с домашней борюсь энтропией Как источник энергьи божественной Незаметные силы слепые Побеждаю в борьбе неторжественной В день посуду помою я трижды Пол помою­протру повсеместно Мира смысл и структуру я зиждю На пустом вот казалось бы месте. (Д.А.Пригов)

В интервью Инге Кузнецовой (опубликованном в “Вопросах Литературы”, 2003, № 6) Лариса Миллер так сформулировала личный опыт поэта: “Чем выше энтропия, тем сильней у меня потребность в гармонии. Я настолько боюсь хаоса, я настолько его чувствую в мире, вокруг… Стихотворение - это как лодочка, на которой я должна удержаться. Гармония стиха, даже при трагическом его содержании, сама является спасательным кругом”. Кремнистый путь, манивший Лермонтова, притягивает и наших современников. Каждый по­своему преодолевает уже не каменья, а каменное равнодушие со стороны потенциальных собеседников­ читателей. Для Светланы Кековой это постижение христианского отношения к миру: “Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите”. Человек живет, и человек пишет – говорит Кекова. Через страх, молчание, без цели быть услышанным многими. Преодолевший тягостное молчание, Олег Чухонцев напряженность такой исповеди доверяет стиху: Век­заложник, каинова печать на устах и на раменах. Можно все взорвать и опять начать, можно все, но убивец страх... Я хочу, я пытаюсь сказаться, но вырывается из горла хрип, как из чайника, выкипевшего давно до нутра, и металл горит. Должен ли современный поэт сквозь внешние эксперименты “чувства добрые лирой пробуждать”? “Конечно же, должен! А вот как это сделать, какие именно чувства считать добрыми, и возможно ли это вообще – это и есть самые насущные вопросы литературы. Ну, а “восславить свободу в наш жестокий век” – это, без вопросов, прямая обязанность каждого стихотворца”, – отвечает Тимур Кибиров. Эксперименты с формой обусловили общее поле полистилистики. Стили сбиваются на одном участке текста, голоса перебивают друг друга, утверждают друг друга. В современной поэзии каждый найдет то, что ищет. Только нужно достаточно долго искать. Метафизическое ощущение жизни, протекающей здесь и сейчас, но обретающей смысл на почве неких, зачастую непроговариваемых, ценностей. Слово поэзии проговаривается с усилием, и приглушенным оно звучит еще более загадочно, приглашает поучаствовать в “тишизнах” мысли. Определяя частность и всеобщность бытия. Вопросы и задания Помните, у Ахматовой стихи растут – как одуванчик, лопухи, лебеда, у Цветаевой они тоже растут – как звезды и как розы. А расти можно на подходящей почве. На разной земле растет виноград (“распускается цветок винограда”) и цветет эдельвейс. Чьи стихи обрели свою почву в вас? Что оказалось близким, что заинтересовало, с чем вы готовы поспорить. Напишите сочинение о поэте, которого вы для себя открыли. Работая в группах, подготовьтесь к семинарскому занятию “Формы и “содержания” современной поэзии”:      1 группа – поэты­лианозовцы, 2 группа – поэты объединения “Московское время”, 3 группа – поэты­“метафизики”, 4 группа – поэтические индивидуальности, 5 группа – поэзия русского рока. Примечания Статья больше напоминает эссе, чем конспект урока. Здесь трудно устанавливать методические раскладушки. Разговор о поэзии возможен тогда, когда есть готовность у всех, кто в его зону вступает. Степень этой готовности определяется исходя из конкретной ситуации. Само содержание статьи заключает в себе ряд проблемных вопросов, начиная с заголовка. Можно остановиться на любом участке и рассуждать о времени, о поэзии, о себе. Стихи читаются учителем, но могут подключаться и старшеклассники, каждому на уроке выдается небольшой сборник стихотворений современных поэтов (составленный учителем), сопровождаемый списком литературы по теме. Материалы могут использоваться при подготовке лекции, в зависимости от личных установок определяются и жанровые особенности урока (лекция с элементами беседы, коллоквиум и т.п.)

Список литературы 1. Перельмутер В. Реквием по запретной любви(III)// “Арион” 2000, № 1. 2. Шайтанов И. В “конце века” - в начале тысячелетия // “Арион” 2003, № 4. 3. Штыпель А. Размышления практикующего стихотворца // “Арион” 1997, № 4. 4. Миллер Л. В творческой мастерской. Лодочка формы // “Вопросы литературы” 2003, № 6. 5. Кекова С. В творческой мастерской. “А стихи – тонкая материя…”// “Вопросы литературы” 2002, № 2. 6. Кекова С. Халкидонские лилии// “Знамя” 1998, № 7. 7. Кекова С. Созвездие спящих детей. Стихи// “Знамя” 2003, № 7. 8. Кибиров Т. “Кто куда – а я в Россию…”. М., “Время”, 2001. 9. Миллер Л. Стихи о стихах. М., “Глас”, 1996. 10. Гандлевский С. Два стихотворения. Стихи// “Знамя” 1999, № 5. 11. Гандлевский С. Два стихотворения. Стихи // “Знамя” 2004, № 1. 12. Кенжеев Б. Стихотворения последних лет. М., 1992. 13. Кенжеев Б. Цикада в горсти. Стихи// “Новый мир” 2003, № 6. 14. Пригов Д.А. Конверсия. Стихи// “Знамя” 2001, № 5. 15. Рубинштейн Л. Случаи из языка. СПб, изд­во Ивана Лимбаха, 1998. 16. Николаева О. Здесь. Стихи и поэмы. М., “Советский писатель”, 1990. 17. Седакова О. Стихи. М., "Гнозис" – "Carte blanche", 1994 (послесловие С.Аверинцева). 18. Горбаневская Н. Восьмистишия военные. Стихи// “Звезда” 2003, № 3. 19. Строчков В. Руины. Стихи// “Арион” 2000, № 2. 20. Меламед И. Гроздь воздаяния. Стихи// “Новый мир” 2002, № 2. 21. Чухонцев О. Меликой и вокабулами. Стихи// “Знамя” 2003, № 4. 22. Рейн Е. Темнота зеркал. М., “Советский писатель”, 1990. Приложение Темы и мотивы лирики современного поэта Говорить о любви и о Боге и вопросы себе задавать. Светлана Кекова Говоря о современном поэте, нельзя смешивать временное его пребывание в мире с со­временностью его стиха. В стихах – вечное, истина, которая не может быть детерминирована конкретностью хронологии. Тонкая поэтическая мистерия подвластна немногим; лишь тот, кто чувствует незримые связи между вещами, кто эту соотнесенность явлений зримого мира понимает от истока, может найти драгоценные словесные формулы для выражения вечного. Поэт – посредник между вечностью и человечеством. Бывает такой эффект узнавания: когда читаешь стихи и можешь даже не понимать, о чем они, но ты чувствуешь: это твое. Совпадение мироощущений? Стихотворения Светланы Кековой публикуются почти во всех литературных журналах, о ней пишут статьи Григорий Кружков и Бахыт Кенжеев, ее “творческая мастерская” привлекает и журналистов, и профессионалов­филологов. Зеркала поэтических строк… В них отразились небо и земля, летающие рыбы и плывущие в глубине океана птицы, пространство и время, паруса дней и воздушные пределы души. Сама же поэтесса находит символ для своей метафизической поэзии – лестница Иакова. Куда же ведет лестница ее стихов? Любовь и Бог – то неопровержимое, что выше человеческих сил, то, что существует независимо от наших желаний в нас самих. Любовь и Бог держат на себе весь мир, мир поэтической мысли… И еще сказал Он речной воде, и песку морскому, и стае птиц, что любви сиянье живет везде, отражаясь в тех, кто не прячет лиц. Есть такая строчка псалма: “Всякое дыхание да хвалит Господа”. По Кековой, в этом истинная задача поэзии. В наше время религиозная культура и привлекает, и отталкивает людей. Найти точку опоры для “самостоянья” стремится каждый, но, испытывая судьбу, всегда возвращаемся к первичным основам бытия. Стихи – выражение души, а душа и совесть человека знают больше, чем способен постичь ум. Двадцать пять лет Светлана Кекова преподает литературу, она человек высокой филологической культуры, и совершенно органично образы ее

поэзии сплетают единство мира в слове Бог. Он везде, как первопричина, как итог поэтических раздумий о мире и человеке в мире: в запахе клевера, в щебетании птиц, в величии деревьев… Я скажу негромко, минуя красоты слога: “В небе вьется птица – пернатый помощник Бога”. Поэт, чтобы сказать, должен услышать, почувствовать и понять то, что скрыто от обывательского глаза, уха, разума: … и вижу – в одежду из ситца оделись лесные цветы. Искусство питается страстями, несет в мир соблазн познания. В ритме строки пульсирует любовь и понимание собственного дара. Главное в поэте – именно осознание этого дара и принятие всего груза ответственности за возможность “рассказывать” людям душу. Дар позволяет проникнуть в неведомые глубины мироздания, подчинить перу ловкое слово, найти нужный ритм, достичь гармонии мысли и чувства. Созрели коробочки мака, зарос лопухами овраг, а слово выходит из мрака и снова уходит во мрак. Его не поймаешь, не скроешь, не спрячешь навеки – увы – среди разноцветных сокровищ растущей на воле травы. Его драгоценного смысла не может коснуться пророк. Висят над водой коромысла как повод читать между строк… А между строк, за каждым словом стиха – “прозрачная, как вода в горсти”, душа. Душа, обитающая в мире, где “небо – всему основа”, строительство дома начинается с красного угла, “чтобы было где.. поставить икону Спаса”. И под каждым мигом – его ладонь, и в глубинах вечности смерти нет, в сердцевине мира горит огонь, а любая тьма укрывает свет. Что это за мир? Иллюзия он или индивидуальная реальность, скрытая от посторонних глаз? Мир этот – невесомое пространство, созданное из “бликов” “тоской ума, игрой воображенья”, здесь различим “закон сердечного движенья”, здесь пролегают дороги души. Душа же Светланы Кековой идет по следам слов: … а душа летит в этот слепящий мрак. Поэтесса живет в мире, где время течет по церковному календарю, свободу ограничивает лишь небо, где “деревьев стоят иконы”: У любви на краю я в пространстве и времени этом на коленях стою перед словом, цветком и предметом… В поэтических текстах Кековой ощущается особая чуткость к растительному миру. Травы, цветы для нее – это совершенный образ молитвы. В них безыскусная красота, абсолютное отсутствие агрессии. Стихии земли, воды, воздуха влекут поэтическое сознание С.Кековой: очень хочется иметь крылья, плавники, листья и бутоны… – Зачем Ты, о Боже, меня покарал, лишив меня крыл голубиных? – – Не нужно себя разрешать от оков, как воду реки – от воды родников: попробуй достать из­под спуда простую надежду на чудо. Разговоры с Богом рождают в стихе Кековой бесконечное количество вопросов, которые она задает не только себе, но и читателю. Стараясь ответить на них сама, она не лишает и нас права голоса, оставляя между строк пространство, в котором каждый “выводит свою ступень”. Лестница Иакова… Но как, скажи, нам научиться на перекрестке двух дорог так полюбить цветок и птицу, как человека любит Бог? Слова – носители мироощущения, вспыхивающие в сознании монограммы бытия: …Я губами ловлю невесомые капли, вылетает душа из обители тесной… Она никогда не возвращается к своим уже написанным стихам. Отношения с прошлым всегда сложны: жизнь оказывается разбитой на отрезки, части. С. Кекова настойчиво ищет скрепу, связующую идею собственной

жизни и поэзии. Ее стихи – звезды, а “если звезды зажигают, значит это кому­нибудь нужно”, особенно, если эти звезды выстроились дорожкой в Млечный путь, на который Кекова приглашает ступить и увидеть мир сверху… А ночью, когда над водою взойдет Волопас и звездное стадо погонит куда­то на север, вы вдруг ощутите, как пахнут ромашка и клевер – и радости вашей никто не отнимет у вас. Высота христианского отношения к миру выражена для поэтессы в словах апостола Павла: “Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите”. До этой высоты далеко. Трагедия – один из критериев осознания истинности бытия. Как человек проходит свой путь, как совершает шаги по ступеням – вот это и составляет его творчество. И будет ветка стекло царапать и солнце сиять, как медь, и будут слезы неслышно капать, а сердце – страдать и петь…

июня 18 2012

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на фоне голубого далекого неба. Тургенева беспокоит контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая , и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. “Я не выношу неба,- говорит он,- но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю”. В чем тайна поэтического мироощущения Тургенева? Не в странной ли влюбленности в эту земную жизнь с ее дерзкой, мимолетной красотой? Он “прикован к земле”. Всему, что можно “увидеть в небесах”, он “предпочитает созерцание торопливых движений утки, которая влажною лапой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные, блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено”.

Острота художественной зоркости Тургенева исключите(*77)тельна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. “Наше время,- говорит он,- требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя”. И он не запаздывает. Все шесть его романов не только попадают в “настоящий момент” общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно чуток к тому, что стоит “накануне”, что еще только носится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает “новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество”. Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX столетия. В “Записках охотника”, в “Дворянском гнезде” уже предчувствуется эпос Толстого, “мысль народная”, духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В “Отцах и детях” предвосхищается мысль Достоевского, характеры будущих его героев. Тургенев, как никто из его современников, чувствителен к течению времени. Он чутко прислушивается к непрестанному ропоту его колес, задумчиво всматриваясь в широкое небо над головой. Тургенева считают летописцем этого напряженного, драматического периода русской истории, когда, по словам В. И. Ленина, “в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века”.

Но Тургенев если и летописец, то странного свойства. Он не идет по пятам исторических событий. Он не держит дистанции. Напротив! Он все время забегает вперед. Острое художественное чутье позволяет ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его в неожиданной конкретности, в живой полноте. Этот дар Тургенев нес всю жизнь как тяжкий крест. Ведь он вызывал своей дальнозоркостью постоянное раздражение у современников, не желавших жить, зная наперед свою судьбу. И в Тургенева часто летели каменья. Но таков уж удел любого художника, наделенного даром “предвидений и предчувствий”. Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой. Духовный облик людей культурного слоя общества в (*78) эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского крайне ограничена во времени и пространстве. Если в характерах Онегина и Печорина “отразился век”, то в Рудине, Лаврецком или Базарове - духовные устремления минуты. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре в океане времени. отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу. Все тургеневские романы включены в жесткие ритмы годового круга. Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под “свист осеннего ветра” или в “безоблачной тишине январских морозов”. Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты полного расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова…

И однако трагические ноты в Тургенева - не следствие усталости или разочарования в смысле истории. Скорее, наоборот: они порождены страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до дерзкого желания, чтобы человеческая индивидуальность не исчезала, чтобы явления, достигнув полноты, не угасала, но превратилась в вечно пребывающую на земле красоту. В его романах злободневные события, герои своего времени поставлены перед лицом вечности. Базаров в “Отцах и детях” говорит: “Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие, что за пустяки!” Нигилист скептичен. Но заметим, как на пределе отрицания смысла жизни пробивается и в Базарове тайное смущение, даже растерянность перед парадоксальной силой человеческого духа. И это смущение опровергает его вульгарный материализм. Ведь если Базаров сознает биологическое несовершенство человека, если он возмущается этим несовершенством, значит, и ему дана одухотворенная точка (*79) отсчета, возвышающая его дух над “равнодушной природой”. А значит, и он неосознанно носит в себе частицу совершенного, сверхприродного существа. И что такое “Отцы и дети”, как не доказательство той истины, что и бунтующие против высшего миропорядка по-своему, от противного, доказывают существование его.

“Накануне” - это роман о порыве России к новым общественным отношениям, о сознательно-героических натурах, толкающих вперед дело освобождения. И в то же время это роман о вечном поиске и вечном вызове, который бросает дерзкая человеческая слепым и равнодушным законам несовершенной, недовоплощенной природы. Внезапно заболевает Инсаров, не успев осуществить великое дело освобождения Болгарии. Любящая его русская девушка Елена никак не может смириться с тем, что это конец, что болезнь друга неизлечима. “О Боже! - думала Елена,- зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах,- все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О Боже! неужели нельзя верить чуду?” В отличие от Достоевского и Толстого, Тургенев не дает прямого ответа на этот вечный, тревожный вопрос. Он лишь приоткрывает тайну, склонив колени перед обнимающей мир красотою: “О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами!” Тургенев не сформулирует крылатую мысль Достоевского: “красота спасет мир”. Но разве все его романы не утверждают веру в преобразующую мир силу красоты, в творчески-созидательную силу искусства? Разве они не опровергают горькое неверие в смысл красоты? И разве они не рождают надежду на ее неуклонное освобождение от власти слепого материального процесса, великую надежду человечества на превращение смертного в бессмертное, временного в вечное?

“Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти… (*80) Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды? Какой Бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?.. Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви!… В это мгновенье ты бессмертна… В это мгновенье ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда”. Именно к ней, к обещающей спасение миру красоте, простирает Тургенев свои руки. С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический спутницы русского героя, “тургеневской девушки” - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны… избирает цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности. “ на земле - существо переходное, находящееся в процессе общегенетического роста”,- утверждает Достоевский. Тургенев молчит. Но напряженным вниманием к необыкновенным взлетам человеческой души он подтверждает истину этой мысли.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева - часть 1 . Литературные сочинения!

Цели урока:

  • Систематизировать знания учащихся.
  • Совершенствовать навыки анализа литературного произведения.
  • Развитие навыков самостоятельного мышления, самоанализа, самоорганизации.
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Оборудование урока:

  • Портрет И. С. Тургенева.
  • Иллюстрации к роману "Отцы и дети"
  • Учебник Лысый И. Ю. "Русская литература 19 века. Практикум", Мнемозина, Москва, 2001 или распечатка заданий из этого учебника.

Эпиграф урока:
Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день? 1860

Вопросы урока:

  1. В чем особенность романов Тургенева?
  2. Особенность сюжетно-композиционной структуры романа.
  3. Роль пейзажа в романе Тургенева.
  4. "Тайный" психологизм романа.
  5. Средства выражения авторской позиции.
  6. Смысл названия романа.
  7. Базаров: "гамлетизирующий Дон Кихот или рационалист "до кончиков пальцев"?
  8. От каких опасностей для личности и общества предостерегает в романе писатель?

(Вопросы с 1-го по 5-ый даются заранее в качестве домашнего задания)

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Известно, что у каждой книги, как и у людей, своя судьба. По-разному входят они в сознание читателей - современников и вновь пробуждают к себе интерес и внимание у читателей последующих поколений. У романа Тургенева "Отцы и дети", пожалуй, одна из самых необычных судеб. При своем появлении он вызвал такую бурю, какой не вызывала ни одна книга ни до, ни после. Показателен тот факт, что студенческие собрания по поводу романа "Отцы и дети" подчас даже заканчивались принятием резолюций, в которых писатель обвинялся в том, что в искаженном свете представил молодое поколение в образе Базарова.

Идет уже второе столетие "жизни" романа Тургенева. Именно "жизни", потому что его читают, герое продолжаются споры. В чем причина этого? Ведь многое из того, что волновало героев романа и его первых читателей, давно уже ушло в прошлое. К тому же роман не богат событиями, не обладает увлекательным сюжетом. Обо всем об этом мы поговорим с вами сегодня.

1. В чем особенность романов Тургенева?

Роман- жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Особенность романа в его разветвленности сюжета, отражающего сложность отношений в обществе.

Духовный облик людей середины 19 века менялся очень быстро. Все в романах Тургенева происходит "в настоящий момент". "Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах: слишком запаздывать нельзя" (И. С. Тургенев) Писатель чуток к тому, что происходит "накануне", что еще только носится в воздухе. "(Тургенев) : быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество." (Н. А. Добролюбов "Когда же придет настоящий день" 1860)

И. С. Тургенев написал ряд социально- психологических романов, где изображается типический "герой времени", посредством которого характеризуется современное состояние общества. (Такой тип романа исследователи (А. Б. Криницын, С. И. Кормилов) называют "романам лица").

Роман строится как суд над социальной значимостью героя, как ответна вопрос - продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает персонаж, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России.

Вспомним, что Рудин, герой одноименного романа, интеллектуал-идеалист 40-х годов 19 века, воспитанный на философии Гегеля, в "Дворянском гнезде" на первый план выходит фигура славянофила Лаврецкого, Инсаров, герой романа "Накануне", революционер. В романе "Отцы и дети" героем становится человек, противопоставивший себя дворянам.

Облик "героев времени" менялся очень быстро, поэтому романы Тургенева драматичны и невелики по своему объему. Их отличает стремительная завязка, яркая кульминация, резкий спад, неожиданный с трагическим финалом. Писатель показывает своих героев в минуты наивысшего расцвета сил, но эти минуты оказываются трагическими.

Все романы включены в жесткий ритм годового круга: завязка весной, кульминация - лето, развязка- "свист осеннего ветра или январский мороз"

2. Особенность сюжетно- композиционной структуры романа.

В сюжетно- композиционном плане роман четко делится на три части, которые прямо соотносимы с пространственным передвижением героев. Сперва в Марьине, усадьбе Кирсановых, происходит первое знакомство будущих антагонистов и изложение ими своих взглядов. Это любимое сюжетное построение романов Тургенева: неожиданный приезд в некую локальную, но типичную и давно сложившуюся среду нового человека- выразителя последних веяний времени, что позволяет, с одной стороны, оценить устоявшуюся среду с позиций современности, а с другой-досконально изучить новую фигуру, сразу приковывающую к себе всеобщее внимание.

Затем начинается вторая часть- проверка героев и их идей жизнью. Аркадий и Базаров отправляются в город, где показываются уже на фоне целого губернского общества, там же знакомятся с Одинцовой и вскоре отравляются к ней в Никольское, где происходит испытание любовью. Оттуда они приезжают в деревню Базарова, где читатели имеют возможность сопоставить Евгения с его родителями и оценить его дальнейшие перспективы жизни после университета.

С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная композиционная часть- "подведение итогов". Друзья возвращаются в Марьино, где Базаров отделяется от Аркадия и в дальнейшем показывается на страницах романа один. Сначала он дуэлью проводит черту в своих отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и к родителям, где и "сводит счеты" с жизнью вообще.

3. Своеобразие психологического анализа в романе.

"У Тургенева мы видим только результаты, к которым пришел Базаров, мы видим внешнюю сторону явления, то есть слышим, что говорит Базаров, и узнаем, как он поступает в жизни, как обращается с разными людьми. Психологического анализа, свободного перечня мыслей Базарова мы не находим; мы можем только догадываться, что он думал и как формулировал перед самим собою свои убеждения", - писал Д. И. Писарев в статье "Базаров", 1862 г

"Центральное теоретическое положение "психологи" Тургенева: писатель "должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только само явление",- считает А. И. Батюто в книге "Тургенев- романист",1972 г.

"Диалог в чистом виде - главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия. Каждый говорит по- своему вплоть до манеры произношения отдельных слов, потому что мыслит по- своему, наперекор собеседнику. И в то же время это индивидуальное мышление социально типично: так мыслят и другие люди:

Автора привлекает не правота того или другого собеседника, а убежденность спорящих, их умение в воззрениях своих и в жизни занимать крайние позиции и идти до конца, умение выразить свое мировоззрение в живом русском слове", - утверждает А. В. Чичерин в книге "Ритм образа",1973 г.

Задание. Исходя из данных высказываний, проанализируйте одну из диалогических сцен романа, выявите роль в сюжете и психологическое содержание эпизода романа.

Внешне герой не зависим от автора. Реально авторская оценка проявляется в сюжете, в отборе ситуаций. Проверяя героя на значимость, Тургенев исходит из своей системы ценностей. Базаров презирает дворян, но приезжает в дворянское имение, общается с хозяевами- дворянами, делает визиты, влюбляется в аристократку, дерется на дуэли. Автор выявляет достоинства и недостатки героя с точки зрения дворян, ведь мы знаем, что писатель родился и воспитывался в дворянской семье.

5. Роль пейзажа в романе.

"Прекрасное разлито повсюду, его влияние распространяется даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой как в человеческой индивидуальности, здесь оно более всего говорит разуму",- писал И. С. Тургенев Полене Виардо 28 августа 1850 года.

В романе Тургенева "Отцы и дети" немного развернутых пейзажей, исключение составляет 11 глава, но функция пейзажа в ней скорее полемическая.

Гармония прекрасного, гармония жизни, гармония природы - это прежде всего та жизненная сила, которую пытается победить Базаров. Из этого вытекает один из главных конфликтов романа - противостояние обоготворенной личности безликому всеобщему целому. Именно под воздействием природы главного героя начинают мучить вечные вопросы жизни, на которые он не может найти ответа.

Объясните поведение Базарова в сцене под стогом сена (глава 21). Сформулируйте "вечные" вопросы, на которые герой не может найти ответы. (1.Какова роль человека в мироздании? 2. В чем заключается великий смысл жизни? 3. Каково значение человеческого прогресса?........)

(В сцене под стогом сена Тургенев - художник и Тургенев- философ ставит своего гордого и свободного человека перед лицом неподвластной ему, равнодушной и всегда торжествующей природы, которая лишь одна может быть ему достойным соперником. Человек трагически оказывается лишь мыслящим "атомом", чувствующей "математической точкой". Базарова унижает бессмыслица единичного и случайного человеческого существования в беспредельном времени и беспредельном пространстве.

Существуют ли в этом мире какие- либо несомненные ценности? Для Базарова такая ценность лишь сила человеческого духа. Базаров, несомненно, героическая личность, испытываемая в самых предельных ситуациях, как силой вещей, так и его собственной силой. К. И. Тюнькин "Базаров глазами Достоевского", 1971 год.)

Собственное ничтожество перед вечностью способны принять не все люди. Возможно, признание собственной исключительности здесь не случайно.

Слабость Базарова в попытке втиснуть себя и окружающее в тесные рамки биологических закономерностей. Базаров не может до конца принять жизнь во всей ее сложности и многообразии

О чем писал свой роман Тургенев?

А.О сложности человеческих взаимоотношений.

Б.О роли прогресса в жизни человека.

В.О смысле жизни.

Г.О любви.

Д.О вечных законах.

Е.О гармонии природы и человека.

Следующая часть урока проводится в форме работы в группах. Задания (с №1-№4) учащиеся получают одновременно по одному на группу. На подготовку ответа дается не белее 10 минут, затем класс слушает сообщения, участвует в осуждении проблемы.

6. Образ Базарова.

Задание №1.

Перечитайте главы 20-21. Какую роль играют сцены в родительском доме для понимания образа Базарова? (Задание выполняется в группах)

Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?

(Распечатка. Лысый И. Ю. "Русская литература 19 века. Практикум", Мнемозина, Москва, 2001, стр.230-231)

Задание №2.

Сопоставьте любовную историю Базарова с любовной историей в повести Тургенева "Ася". В чем пересмотрел Тургенев в романе "Отцы и дети" коллизию "русского человека на rendez vous"? Почему? (Задание выполняется в группах)

(ДАТЬ РАСПЕЧАТКУ СТАТЬИ)

Задание № 3.

"Прочитайте приведенные ниже суждения критиков и дайте аргументированнный ответ на вопрос. Смерть Базарова: случайность или собственное роковое решение, или сама идея этой жизни . (Задание выполняется в группах)

Вопрос №7 плана урока входит в систему групповой работы.

Задание № 4.

Прочитайте приведенные ниже суждения критиков и дайте аргументированнный ответ на вопрос. Какая оценка Базарова, по вашему мнению, более справедлива: "гамлетизирующий Дон Кихот" или рационалист до кончиков пальцев? (Задание выполняется в группах)

(Распечатка. Лысый И. Ю. "Русская литература 19 века. Практикум", Мнемозина, Москва, 2001, стр. 236-237)

8. О каких опасностях для личности и общества предостерегает в романе писатель?

Не возомни себя богом.

Не судите и не судимы будете.

Не пытайтесь переделать весь мир в одиночку.

Не разрывай естественное течение жизни.

Не нарушай гармонию жизни. Жизнь прекрасна.

Люби ближнего.

Люби Бога.

Подведение итогов строится на повторном обращении к эпиграфу урока, отрывку из письма Тургенева Полине Виардо от 28 августа 1850 года и стихов12-15, 31-32 главы 8 Евангелие от Иоанна.

Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.

Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день? 1860

"Прекрасное - единственная бессмертная вещь, и пока продолжает еще существовать хоть малейший остаток его материального явления, Бессмертие сохраняется,

Прекрасное разлито повсюду, его влияние распространяется даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой как в человеческой индивидуальности, здесь оно более всего говорит разуму",- писал И. С. Тургенев Полене Виардо 28 августа 1850 года.

"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Вы судите по плоти; а Я не сужу никого. Если пребудете в слове Моем, то познаете истину, а истина сделает вас свободными" (Стихи 12-15, 31-32, глава 8 Евангелие от Иоанна)

Выберите название своей письменной работы:

"Да, мочи нет: мильон терзаний..."

"Я понял....."

Напишите несколько тезисов в подарок пишущему сочинение на тему

"Временное и вечное в романе И. С.Тургенева "Отцы и дети".

10. Рефлексия.

Допишите 1- 2 предложения, осмыслите свое состояние на семинаре:

"Что было важно....."

"Когда было трудно..."

"Что понравилось..."

Использованная литература:

  1. И. С. Тургенев "Отцы и дети"
  2. Русская литература 19-20 века в 2-х томах под редакцией Б. С.Бугрова и М. М. Голубкова 4-е издание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
  3. Русская литература 19 века. 10 класс.. Учебник - практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. И. Лысого - М.: Мнемозина, 2001
  4. Евангелие от Иоанна.
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.