Как получить невыплаченные деньги за семейное обучение. Обучение детей-инвалидов: компенсации, льготы и формы обучения

Ольга антольевна

04.10.2014 в 09:46

Россия, г. Владивосток | Вопросов: 1

Оплата домашнего обучения родителям

Номер вопроса №5034360

Прочитан 1397 раз

Единая Бесплатная Консультация Юристов

Защита прав потребителей, банкротство, алименты, ЖКХ, наследство

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

3 ответa на вопрос от юристов сайт

    Закон РФ " Об образовании" не предусматривает оплату родителям к сожалению.Учат учителя. на дому

    У вас мало информации. Варианты возможны.Обращайтесь. уточняйте.

    Ольга Анатольевна, добрый день!

    В Приморском крае действует программа по возмещению расходов родителей детей, обучающихся на дому, только для родителей детей-инвалидов.

    Так, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.03.2011 г. №58-па утвержден порядок, в том числе и по возмещению расходов:

    В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

    в IX классах - до 11 часов;

    8. Расходы на образование детей-инвалидов на дому производятся за счет средств краевого бюджета, выделяемых краевым государственным образовательным учреждениям на основании бюджетной сметы, муниципальным образовательным учреждениям - в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, негосударственным образовательным учреждениям - в форме субсидий.

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

    копию паспорта;

    ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕНА ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ.

    ДЛЯ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНО, И ПРЕДУСМОТРЕНО ПОСЕЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОМ.

    ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ОБУЧЕНИЕ ЗА СВОЙ СЧЕТ ИМ ПОЛОЖЕНА КОМПЕНСАЦИЯ ДО 10000 РУБ. В ГОД

    В ИНЫХ СЛУЧАЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации .

    Постановление Администрации Приморского края от 02.03.2011 г. №58-па

    ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

    В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

    1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают воспитание и обучение этих детей на дому.

    2. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

    Заключение лечебно-профилактического учреждения оформляется в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы (далее - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.

    4. Зачисление детей-инвалидов в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

    5. Образовательное учреждение:

    предоставляет детям-инвалидам, обучающимся на дому, на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

    обеспечивает детей-инвалидов, обучающихся на дому, специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию детей-инвалидов, обучающихся на дому;

    в соответствии с лицензией выдает детям-инвалидам, обучающимся на дому, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.

    6. Для индивидуальной организации обучения детей-инвалидов на дому устанавливается следующее количество часов учебного плана в неделю:

    в I - IV классах - до 8 часов;

    в V - VIII классах - до 10 часов;

    в IX классах - до 11 часов;

    в X - XI классах - до 12 часов.

    7. Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, до получения ими основного общего образования имеют право выбирать формы обучения в соответствии с действующим законодательством.

    8. Расходы на образование детей-инвалидов на дому производятся за счет средств краевого бюджета, выделяемых краевым государственным образовательным учреждениям на основании бюджетной сметы, муниципальным образовательным учреждениям - в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, негосударственным образовательным учреждениям - в форме субсидий.

    Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается Администрацией Приморского края.

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов , коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

    9. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет включительно, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, выплачивается компенсация произведенных на эти цели затрат (далее - компенсация) в размере фактически произведенных затрат, но не более 10000 рублей в год.

    Выплата компенсации производится один раз в год по документам, подтверждающим фактические затраты за предшествующий календарный год.

    Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, воспитывающегося и обучающегося на дому по общеобразовательным программам самостоятельно.

    10. Выплата компенсации производится департаментом образования и науки Приморского края (далее - департамент) в соответствии со сводной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту на эти цели.

    11. При обращении за компенсацией родители (законные представители) детей-инвалидов представляют в территориальные отделы опеки и попечительства департамента (далее - территориальные отделы) по месту жительства в течение всего календарного года, следующего за отчетным, следующие документы:

    заявление о выплате компенсации (с указанием документа об установлении опеки или попечительства над ребенком-инвалидом в случае, если ребенок-инвалид является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей и реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации);

    копию паспорта;

    копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида;

    копию пенсионного удостоверения об инвалидности;

    документы, подтверждающие фактические затраты родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно (оплата образовательных услуг, приобретение учебной литературы).

    Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель.

    12. Родитель (законный представитель) обязан сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления компенсации, в течение 10 дней с момента их возникновения.

    13. Территориальные отделы в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, осуществляют проверку представленных документов, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, составляют реестр выплат по форме, утвержденной департаментом, и направляет его в департамент.

    Департамент ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, готовит и направляет сводные реестры получателей компенсации в государственное казенное учреждение Приморское казначейство.

    14. Государственное казенное учреждение Приморское казначейство во исполнение договора о передаче отдельных функций главного распорядителя средств краевого бюджета государственному казенному учреждению Приморскому казначейству, заключенному с департаментом, в течение пяти дней после предоставления департаментом реестра готовит и представляет в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю заявки на кассовый расход на перечисление денежных выплат с лицевого счета департамента, открытого в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю, на счета, указанные в заявлении.

    Выплата компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, производится в течение двух месяцев со дня регистрации документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.

    15. Контроль за результативностью, адресностью и целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент.

    Положение

    о семейном образовании

    4. Финансовое обеспечение семейного образования

    4.1. Финансирование семейного обучения осуществляет учредитель.

    Родителям (и иным законным представителям), осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребёнка в форме семейного образования по всем предметам с начала учебного года, на основании заключенного с общеобразовательной организацией договора возмещаются затраты в рамках регионального норматива бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования на соответствующем уровне. Выплаты производятся в порядке, установленном законодательством.

    В иных случаях затраты на семейное образование решаются в частном порядке без ущемления интересов родителей(законных представителей)

    4.2. Дополнительные расходы, произведённые семьёй сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (и иными законными представителями) самостоятельно.

    4.3. Родители (и иные законные представители), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.

Родители школьников, которые учатся в домашних условиях, начали подавать иски к столичным школам, чтобы получить выделенные образовательным учреждениям средства на обучение детей. О том, что по двум искам районными судами уже были приняты положительные решения и еще 15 родителей сейчас готовят документы для обращения в суд, «Известиям» рассказали представители общественного движения «Семейное образование». С вступлением в силу 1 сентября прошлого года нового федерального закона «Об образовании» столичные власти перестали выплачивать денежные компенсации родителям детей-экстернатников, ссылаясь на то, что такие ученики не входят в школьный контингент, а родители тратят полученные ими денежные средства не на образование, а на собственные нужды.

Руководитель общественного движения «Семейное образование» Маргарита Макаревич, у которой из восьми детей пять находятся на семейном обучении, ждет решения суда по своему делу и советует всем родителям подавать похожие иски.

В прошлом учебном году мы получали компенсацию как за образование, так и за питание, поскольку у нас были заключены подробные договоры со школами. Там были указаны права и обязанности сторон, прописан порядок взаимоотношений со школой - по каким учебникам проводить обучение, когда приходить на консультации, а также прописывалась сумма компенсации, - говорит она. - В этом же учебном году департамент образования дал распоряжение школам не подписывать такие договоры, чтобы ничего не платить. Теперь их либо нет, либо они носят чисто формальный характер, где прописана обязанность школы принять экзамен.

Маргарита Макаревич рассказала, что по двум исковым заявлениям уже есть положительные решения районных судов.

Решением Савеловского районного суда иск родителей о выплате денежных компенсаций за питание был удовлетворен. Родители получили около 80 тыс. рублей за питание двух детей, находящихся на семейном обучении, - сказала Макаревич. - Еще по одному иску мы ждем решение также районного суда в ближайшее время, однако, так как боимся давления на суд со стороны департамента, не готовы раскрывать подробности искового заявления.

Как рассказала член общественного движения «Семейное образование», мать троих детей Светлана Днепровская, в группу родителей детей-экстернатников, которые готовят документы для обращения в суд, уже входят 15 человек.

У меня трое детей, которые находятся на семейном образовании. Исходя из того, что на каждого ребенка государством выделяется от 60 тыс. до 120 тыс. рублей, размер денежной компенсации составит около 300 тыс. рублей. Причем в эту сумму включены средства, выделенные из городского бюджета не только на обучение ребенка, но и на питание, - пояснила Днепровская. - Сейчас уже 15 родителей примкнули к нашей группе для подачи иска о возмещении компенсации. К тому же у нас есть прецедент: на счету родителей уже два выигрыша в районном суде по делу о компенсации.

По словам Днепровской, до прошлого учебного года все родители получали денежные компенсации. Однако с принятием нового федерального закона «Об образовании» (вступил в силу 1 сентября 2013 года), который не обязывает регионы выплачивать компенсации, школы и департамент образования попытались уйти от выплат.

Невыплату денежных компенсаций пытались объяснить разными версиями. Сначала говорили, что так как ученики на семейном образования, то они находятся вне контингента школы, соответственно, никаких выплат не положено. Ведь школе выделяются средства только на тех детей, которые входят в школьный контингент. Затем появилась версия о том, что родители таких учеников тратят деньги на алкоголь, а не на образование, однако то же самое можно сказать и про другие социальные выплаты. Несмотря на все протесты родителей и возражения юристов по поводу того, что федеральный закон не определяет привязку денежных выплат к вхождению в контингент, школы продолжали утверждать, что выплаты не положены, - рассказывает Днепровская.

При этом, согласно пункту 3.1. статье 6 столичного закона об образовании, город должен выплачивать денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка «родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье».

Отказ властей выплачивать денежные компенсации родителям, несмотря на действующее законодательство, - беспредел, - говорит Днепровская. - Причем важно отметить, что за свои права борются люди, которые находятся далеко не в лучшей жизненной ситуации. Среди родителей есть матери-одиночки, которые до этого благодаря компенсации могли воспитывать детей, не устраиваясь на работу на полный день, а ограничиваясь подработками.

В столичном департаменте образования не смогли предоставить оперативный комментарий.

Сейчас около 3 тыс. детей школьного возраста в Москве получают образование на дому. Из городского бюджета на каждого ученика выделяется от 60 тыс. до 120 тыс. рублей в зависимости от особенностей школы и количества детей в классе.

При этом, как ранее писали «Известия», осенью 2013 года департамент образования разработал методические рекомендации, согласно которым учеников, находящихся на семейном обучении, исключают из школьного контингента . Таким образом, за «непостоянными учениками» оставалось право только сдавать экзамены. Родителям, чьи дети получали образование по семейной форме, было рекомендовано написать заявление об исключении своего ребенка из контингента образовательной организации, в которой он ранее обучался или числился.

Стоит отметить, что федеральное законодательство относит выплату компенсаций родителям за семейное образование к компетенции региональных органов, которые должны принять соответствующее положение, но многие регионы так до сих пор этого и не сделали.

По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, систему выплаты компенсации необходимо тщательно проработать, чтобы недобросовестные родители не использовали «легкие деньги» в своих целях.

Может возникнуть такая ситуация, когда пьющие родители начнут массово забирать детей из школы и требовать пособие на обучение. В итоге дети останутся без образования, а деньги пойдут на выпивку, - говорит Комков. - Совсем другое дело, если это добросовестная семья и компенсация будет использована на нужды ребенка.

Эксперт отметил, что положительные судебные решения в пользу родителей не будут повсеместной практикой, поскольку для этого необходимо предоставить серьезные доказательства.

Форма семейного образования вызывает дискуссии во всем мире. Если в европейских странах она развита, то, например, в Китае категорически запрещена: родителей за попытку перевести ребенка на домашнее обучение могут привлечь к уголовной ответственности, - говорит Комков. - В России практически ликвидирован институт экстерната, поэтому непонятно, какой документ в результате получит ребенок, обучающийся в семье.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе отметил, что родители имеют права требовать компенсации со школ, поскольку деньги были перечислены департаментом образования в школы на каждого ребенка, вне зависимости от формы обучения.

В этой ситуации возможно два варианта. Если департамент образования выделил школе деньги на ребенка, получающего семейное образование, то родители должны предъявлять иск к школе, поскольку эти средства не были освоены соответствующим образом - услуга не была оказана. Но если школа предоставит документы, что ей не поступали деньги, тогда уже придется иметь дело непосредственно с департаментом, - отметил эксперт.

Компенсация родителям за семейное образование

Ребёнок может учиться вне стен школы, однако только за семейное обучение родители имеют право получить компенсацию. Что это за компенсация и откуда она берётся?
Школа получает деньги на каждого ученика для того, чтобы обеспечить его знаниями. Если этот ученик переходит на домашнее обучение - школа всё-равно тратит на него деньги, так как организует обучение ученика на дому. При экстернате тоже ребёнок прикреплён к конкретной школе и школа диктует родителям условия обучения и график сдачи зачётов и экзаменов. Ситуация же с семейным образованием в корне отличается. Тут родители сами организуют обучение своего ребёнка. Они составляют план учёбы и сдачи зачётов и экзаменов, а потому именно они и должны получать за это деньги в размере примерно 8 тысяч рублей на ребёнка. Кроме этого, в тех регионах, где предусмотрено бесплатное школьное питание, деньги за бесплатное питание также могут быть перечислены на карточку родителей.

Отношение школ к семейному образованию

К сожалению, большинство школ категорически не хочет терять деньги, вернее, передавать их родителям. Поэтому вместо семейного образования ребёнка чаще оформляют на домашнее или экстернат. Но тут надо помнить о своих правах. Существует «Закон об образовании» и приложение к нему «О получении образования в семье», где чёрным по белому написано, что любой родитель может воспользоваться правом дать ребёнку семейное образование, которое должно быть профинансировано учредителем учебного заведения. Школы же соглашаются «отпустить» ребёнка на семейное образование лишь тогда, когда родители пишут отказ от денег, что незаконно.

Новый закон «Об образовании»

Новый закон «Об образовании», принятый в 2013 году оставил для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за семейное образование ребёнка.

Что делать родителям?

Конечно же, нужно пытаться получить компенсацию, так как за год в разных регионах она составляет от 80 до 150 тысяч рублей, с помощью которых родители могут организовать обучение ребёнка более эффективно, наняв дополнительных педагогов или отдав ребёнка в тематические кружки (а хорошие всегда стоят дорого).
Получение компенсации нужно оговаривать сразу с директором школы при написании заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если вам отказывают - идёте в Департамент образования. Обычно этого хватает. Если же нет - можно написать письмо в Российскую газету, чтобы привлечь внимание к теме. Так поступила Ирина Глазкова из Омска. После её письма омичи, переведшие детей на семейное образование, будут получать:
на ребёнка начальных классов - 7816 рублей ежемесячно;
на ребёнка средних классов - 9770 рублей в месяц;
на старшеклассника - 11724 рубля в месяц.

Можно довести дело до судебного разбирательства, обычно оно заканчивается победой родителей. Если же молча соглашаться с нарушением законов, страдать будет, в первую очередь, ваш ребёнок.

24 Сен 1 2355

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Сегодня в России на дому занимаются примерно сто тысяч детей. Подобную форму обучения родители выбирают по разным причинам. Право на то у них есть и гарантируется законом. Но при этом возникает немало проблем.

Среди тех, кто переходит на семейное обучение, есть "особенные" дети. Школа не всегда готова работать с ними. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Так, министерство образования Омской области внесло в Законодательное собрание региона поправки в закон, отменяющий выплаты компенсаций за семейное образование. Родители, обучающие своих детей на дому, не будут получать ни копейки. Чиновники утверждают, что домашние уроки не регламентируются нормативной базой, и всеми способами пытаются отговорить желающих обучать ребятишек вне школьных стен.

Первые компенсации за уроки на дому жители Прииртышья начали получать в 2013 году благодаря омичке Ирине Глазковой, которая обратилась за помощью в "Российскую газету". После публикации материала проблемами "семейников" из Прииртышья заинтересовалась прокуратура. Сотрудников мэрии обязали разработать муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок получения образования в семье и определиться с размером выплат. Ведь по закону любой труд должен быть оплачен. В том числе и родительский. Норматив ежегодных финансовых затрат на одного учащегося средних классов в регионе составляет 117 тысяч 242 рубля. "Семейникам", после того как ребенок успешно сдаст экзамены, начали выплачивать от 7816 рублей до 11 724 рублей в месяц.

Эти деньги стали для нас хорошим подспорьем, - говорит Ирина Глазкова. - Ведь "домашние классы" мы оборудуем за свой собственный счет. А покупать необходимо многое. Начиная от специализированной литературы, карт и энциклопедий и заканчивая весьма дорогостоящим оборудованием для лабораторных опытов по физике и химии.

Сын Ирины в этом году заканчивает дома 11-й класс. В школу Дима перестал ходить после шестого класса. Учителей мальчику заменила мама, которая сама дипломированный педагог, а классный коллектив - товарищи по "музыкалке" и кружку судомоделирования. "Домашний" ребенок играет на фортепиано, занимается спортом, активно участвует в олимпиадах и конструирует корабли. Успешно сдает аттестацию и готовится к поступлению в вуз.

Мы сделали выбор в пользу семейного образования не потому, что ребенок часто простужался или конфликтовал с педагогами, - рассказывает мама. - Просто Дима - ребенок творческий, увлекается музыкой, у него немного другое мышление, а это нередко вызывало насмешки у одноклассников. К тому же я начала посещать уроки и убедилась, что на многих занятиях время действительно тратится впустую. Потенциал моего сына пропадает. Родители нанимают детям репетиторов, записывают их на курсы и дополнительные занятия. В результате у ребятишек не остается ни времени, ни сил на любимое увлечение и даже на то, чтобы просто погулять.

Примеру Глазковой последовали несколько сотен омичей. За три года количество "семейников" в Омске выросло с 7 до 407!

Учеба вне школы для многих семей стала выходом из той или иной ситуации, - считает многодетная мама Марина Карабаева. - Дети разные, не все могут успешно усваивать знания в коллективе. Кто-то часто болеет, кто-то не ладит со сверстниками, кто-то просто не может адаптироваться.

Однако, как оказалось, семейное обучение отягощает областную казну. Сетуя на скудный бюджет, чиновники приняли решение вернуть деньги и детей обратно в школы.

У семейной формы обучения есть не только плюсы, но и очевидные трудности, которые возникают у детей. Одна из них - социализация и развитие коммуникативных навыков, что возможно только в коллективе, - считает представитель Министерства образования Омской области Илья Крылич. - Но главная проблема в том, что родитель, зачастую не владеющий педагогическими технологиями и методиками преподавания различных предметов, основами педагогической науки, не может гарантировать освоение ребенком программ в соответствии с государственными образовательными стандартами.

"Домашний класс" родители оборудуют за свой счет. А покупать необходимо многое

У "семейников" - противоположная точка зрения. Они утверждают, что рост сторонников семейного образования - это лакмусовая бумажка, отражающая реальное состояние дел в омских школах.

Чиновникам следует изучить проблему и заняться качеством образования и воспитания, а не уничтожать альтернативу, которую предлагает закон, - говорят омичи. - Мы понимаем, что областной бюджет испытывает проблемы. Но почему в первую очередь решили экономить на детях?

Компетентно

В официальном письме Минобрнауки "Об организации получения образования в семейной форме", которое направлено во все регионы, говорится: "бесплатное и общедоступное обучение согласно Конституции гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях - государственных или муниципальных". Родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. При этом "учредителем могут быть определены нормативные затраты на оказание услуги... в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение аттестаций, приобретение учебников, учебных пособий и учебно-методические материалы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией программы...". Если ученики захотят на какие-то уроки приходить в обычную школу - пожалуйста. Расходы на предоставление этой услуги возьмет на себя бюджет. Ученики, которые находятся на семейном обучении, имеют право участвовать во всех творческих конкурсах, олимпиадах в прикрепленной школе. При этом школа, где такой ученик сдает ЕГЭ или ГИА, никакой ответственности за качество его образования не несет. Но если ученик получил двойку, тест придется пересдать. Если по каким-то причинам не сумел заново пройти аттестацию, должен перейти на учебу в обычную школу.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.