Тайм менеджмент многодетной мамы которая работает дома. Тайм-менеджмент многодетной мамы

Сегодня у нас гостях Сниткова Наталья . Как вы уже догадались из заголовка Наташа – не просто мама, она многодетная мама .

Мне всегда было интересно, как ведут хозяйство и главное управляются с детками мамочки, у которых не один, два, а больше детей?! Поэтому передаю слово Наталье.

Наташ, расскажи немного о себе и своих детях

Приветствую всех читателей блога « «! Это моё первое в жизни интервью. Спасибо Ирине за оказанную честь!

О себе? Я мама и… мама, и ещё 4 раза мама. Да-да у меня их шестеро : 3 сына и 3 дочери. Поэтому не остаётся времени быть кем-то ещё. Фактически я осуществила свой замысел, который корнями уходит в детство. Когда мне было 9 лет, у меня появился братик, а ещё через 3 года – второй. Именно в тот период я поняла: ничто не делает жизнь женщины такой насыщенной и значимой, как рождение детей. И уже тогда я приняла решение: у меня их будет много.

Мой первенец Юра родился на свет, когда я училась на 6-м курсе мединститута, и хотя я планировала не прерывать обучение, прибегнуть к помощи бабушек, я взяла-таки академический отпуск. Из академа я вернулась через 4 года, будучи мамой 3-х замечательных крошек, доучилась положенный год. Когда мне вручали долгожданный диплом, я снова была беременна.

Сейчас Юре 13 лет, Лене – 12, Лизе – 10, Наташе – 8, Вите – 4 года, а младшему Филиппу – 2. Каждый из них — отдельная история, со своим характером, увлечениями, со своим недостатками и достоинствами.

Я отдаю себе отчёт, что отношусь к тому вымирающему виду, который считает многодетство не атавизмом, исчезающим в процессе эволюции, а явлением добрым, полезным, необходимым в современном обществе.

Как ты справляешься с шестью детками? Да, старшие, наверное, помогают, но ведь нужно и в школу собрать, и уроки проверить и многое другое. У тебя есть свои секреты всеуспевания?

На мой взгляд, справляться с 2-3-мя намного труднее. На сегодняшний день я чувствую, что стала на какие-то накатанные рельсы и еду практически без усилий. Многие элементы моей мамской деятельности отработаны до автоматизма. Плюс, как верно подмечено, вклад старших детей в заботы по дому с каждым днём всё весомее.

Конечно, я не могу сказать, что всё успеваю. С годами у меня выработался иммунитет к неуспеванию. Не парюсь и не казню себя, если что-то так и осталось несделанным. У меня в блоге есть пост как раз об этом.

Я постоянно нахожусь в поиске баланса между полезным и необходимым . Что важнее: почитать ребёнку книгу или выбить ковёр? Что нужнее: полепить с малышами или вымыть окна? Есть вещи, которые вроде бы не несут сиюминутной пользы, но приносят плод по прошествии лет: к примеру, дети регулярно видят меня с книгой – сами тянутся читать; девочки видят, что я рукодельничаю – просят показать, как вязать крючком, вышивают. Поэтому я стараюсь умерено, но впускать в свой быт такие «малополезные» дела, отрывающие порой от насущных забот.

Школа – отдельная тема. Уроки порой выматывают сильнее, чем пара орущих младенцев. Постепенно приучаю учеников к самостоятельности. Почти приучила. Собрать портфель, заполнить дневник, приготовить одежду к школе — всё сами со 2-й четверти первого класса. Моя же миссия: трудные задачки по математике, непереводимые тексты по английскому и сочинения. В этих случаях помогаю, и нередко часами сижу, пытаясь растолковать дитю то, что сама едва поняла.

А основной мой секрет — моя вера. Я верю, что Господь, подаривший мне столько малышей, обязательно даст мне достаточно сил, знаний и средств, чтобы дать им всё необходимое на каждый день, включая заботу и ласку. Я отчётливо вижу, что день, начавшийся с молитвы, проходит намного плодотворнее дня, начавшегося с суеты.

Планируешь ли ты свое время? Получается ли следовать плану?


Честно сказать, я далека от чёткого планирования. В моей жизни столько форс-мажора, что никогда не знаешь, чем начнёшь день и чем его закончишь. Хотя, помимо повседневных дел (готовка, стирка, уборка, занятия с детьми) держу в голове пару задач, которые надо выполнить, если представится свободная минутка. Так, сегодня, перебрала ящик с игрушками, избавилась от всех «обломков и останков», часть надоевших игрушек унесла на чердак. Уже хорошо! А вот вчера – неудача. Младший раскапризничался – пришлось уделить ему времени ровно столько, сколько планировала потратить на уборку в ванной. И ничего. Пережили.

Стараюсь планировать своё пребывание в интернете. Время у компьютера у меня очень ограничено: с момента, как уснули дети, до момента, когда усну сама. Как правило, это 2-3 часа. К моменту выхода в Сеть я стараюсь иметь чёткое представление: куда мне нужно зайти, что написать, кому ответить и т д.

Каждой маме с детками иногда хочется побыть одной и потратить время только на себя — например, понежится в ванной или отправится с подругами в кино или на шопинг. Как у тебя обстоят дела на этом фронте? Хватает ли тебе времени на себя?

Тут надо сказать: Честь и хвала моему мужу! Иногда он даёт мне возможность побыть одной: забирает детей на прогулку или отпускает меня к подруге. Но я замечаю, что чем дальше, тем меньше я в этом нуждаюсь. Даже недолгое выпадение детей из моего поля зрения вселяет в меня тревогу и не даёт расслабиться. Понимаю, что это «синдром наседки», от которого надо избавляться, а то потом тяжело будет отпускать от себя их повзрослевших.

Совсем недавно я открыла для себя, что мои старшие неплохо справляются с младшими в моё отсутствие: это здорово развязало мне руки. Но самое блаженное то, что мы с мужем стали периодически выходить вместе. Редко, но так чудесно. Мы видим в этом воздаяние за суматошные годы, которые у нас позади.

А недавно, мой муж пошёл гулять с детьми и встретил старинного знакомого. Тот, обозрев весь выводок, спросил у Саши: «Это что, все твои?» Услышав ответ, присвистнул и сказал: « Да ты живёшь в раю!» И теперь, когда тяжело, суетно и беспросветно, я как мантру повторяю себе: Я живу в раю, я живу в раю, я живу в раю. Реально, помогает!

Наташа, большое спасибо тебе за искренние и позитивные ответы. Твой рассказ заряжает оптимизмом. И наверное тем мамам, которые хотят родить второго, третьего, а может быть четвертого ребенка, но сомневаются он поможет принять правильное решение.

Где-то там, на заднем плане, затерялся спорт, работа, любимое хобби, в телефоне еще сохранились номера друзей… Но в сутках только 24 часа. Что остается женщине? Есть ли шанс успевать быть и идеальной мамой, и прекрасной женой, и просто счастливой женщиной?

Многорукий многоног

Казалось бы, чем больше детей, тем больше забот. Все детки разные, каждый хочет внимания, у каждого свои интересы, стремления, капризы. Одного в школу, на футбол, музыку, английский; другого - в сад, на танцы, актерское; третьего - к логопеду, на рисование и йогу; четвертый вообще грудничок…

А ведь есть еще муж, который тоже хотел бы видеть свою жену. И когда-то была работа, которой хотелось бы заняться. Где-то там, на заднем плане, затерялся спорт, любимое хобби, в телефоне еще сохранились номера друзей… Но в сутках только 24 часа. Что остается женщине? Есть ли шанс успевать быть и идеальной мамой, и прекрасной женой, и просто счастливой женщиной?

Точное попадание дает преимущество

На что у нас уходит львиная доля времени и сил? На сомнения, терзания, прокрастинации, поиск вдохновения, нелюбимую работу, попытки наладить тягостные отношения, попытки перевоспитать несносных детей, на борьбу с собственными страхами или депрессией, вредными привычками или навязчивыми мыслями, на обиды и недовольство собственной жизнью и так далее...

Мы тратим полжизни на решение проблем, которых просто не было бы, если бы мы владели необходимыми знаниями по психологии человека. Только представьте, что все это время у вас освободилось! Так можно успеть еще одну жизнь прожить, как минимум.

Если вы знаете точно собственные желания. Нет, не те, которые про шоколад или новое платье, а те самые подсознательные корни всех стремлений, формирующих приоритеты, ценности и взгляд на жизнь в целом. Тогда вы, например, безошибочно выбираете себе сферу деятельности, в которой вы не только как рыба в воде, а которая доставляет вам удовлетворение, наполняет вас.

Если вы понимаете, как строятся отношения между мужчиной и женщиной, вы создаете эти отношения на года. Вы выбираете себе партнера (да-да, именно вы выбираете, а не его величество случай) соответственно вашим принципам и взглядам на семейную жизнь. И человек этот для вас не загадка - вы точно знаете уже при первых встречах, чего от него можно ждать, а чего нет.

Если вы точно наблюдаете психологические особенности ваших детей, вы с легкостью определяете их интересы, их возможности, их склонности и развиваете их именно в том направлении, в каком они талантливы и движутся с наибольшей скоростью. А если нет? Мы способны нанести детям, сами того не желая, большие психотравмы.

Ваша продуктивность сегодня зависит напрямую от вашей информированности в области психологии человека. Эффективность любых знаний оценивается исключительно по результату устойчивому во времени. Только тренинг «Системно-векторная психология Юрия Бурлана» такой результат имеет. Точнее, .

Системная многомама видит ребенка насквозь

Знания системно-векторной психологии для мамы - это залог эффективного развития всех детей и ее собственного уравновешенного состояния. Именно это она может дать им всем одновременно, независимо от их количества. И это как раз то, что решает сразу множество проблем, связанных с воспитанием, и дает всем ее детям.

Речь не о бронированных дверях или охране дома. Речь идет о том самом подсознательном ощущении счастливого детства: когда рядом Мама. Человек, от которого исходит атмосфера спокойной уверенности, душевного равновесия, тепла и доброты. Чувство, что ты дома там, где мама, потому что тебе ничего не угрожает, потому что рядом с ней не бывает и не может быть насилия - ни физического, ни морального.

Такое ощущение дети могут получить только от матери и в том случае, когда она сама находится в уравновешенном психологическом состоянии.

Само присутствие данного чувства у детей - это уже половина дела успешного воспитания и развития каждого ребенка. Ведь именно на этой базе и развиваются его природные таланты.

А дальше еще проще. Различая вектора ребенка, то есть особенности его психики, мама без труда понимает, кто перед ней - послушный, обстоятельный и терпеливый малыш, которому стоит доверить уборку в детской, или ловкий и находчивый непоседа, для которого спортивный уголок - самое необходимое в доме.

Именно благодаря пониманию особенностей психики малыша - эмоциональный ребенок с бурной фантазией (обладатель ) отправляется в студию актерского мастерства, на танцы или вокал. Молчаливый, тихий и сосредоточенный ребенок (со ) идет на музыку, плавание или в астрономический кружок. А разговорчивый и контактный шутник (с ) отправляется в школу ораторского искусства или кулинарную студию в зависимости от его желания.


Потому что все это в точности соответствует их врожденным свойствам психики, то есть векторам. И потому что все это МОЖЕТ быть развито в каждом из них. Именно поэтому нет разочарований в детях - ведь нет ложных ожиданий. Более того, когда им комфортно, когда они ощущают чувство защищенности, они охотно развиваются - вам не надо будет их заставлять, не будет возникать проблем с поведением - истерик, воровства, обид и упрямства. Системно понимая психику детей, вы предотвращаете появление любых поведенческих отклонений.

Со временем, благодаря системному мышлению, в голове у мамы выстраивается некая операционная система, которая автоматически и безошибочно распределяет обязанности среди детей.

Сходить в магазин за продуктами с маминой карточкой и списком покупок - лучше всех справится самый ответственный и честный: ребенок с .

Составить расписание на неделю, включая все кружки и план развлечений на выходные, сможет самый рациональный и находчивый: ребенок с .

Такая система грамотного делегирования полномочий позволяет каждому внести собственный вклад в укрепление семьи и почувствовать собственную значимость для общего дела. Подобный навык создает правильное направление в развитии каждого ребенка. Сегодня он это делает для семьи или класса, завтра он сможет лучше состояться в социуме.

Успевая главное - успеваешь все

Главное для личности - полноценная реализация. Иначе накапливается неудовлетворенность, внутреннее состояние ухудшается: от этого страдают все - и дети, и супруг, и сама женщина.

Однако с полным домом детей нереально выйти на работу с жестким графиком и офисным режимом. Хорошо, определяем приоритеты, подбираем варианты, которые позволяют максимально реализовать заданные вам свойства. Здесь на первый план и выходит глубокое системное понимание собственных психологических свойств, требующих постоянной и полной реализации.

Частичная занятость, удаленная работа, фриланс, рукоделие, домашний детский сад, частные уроки, предпринимательство и тому подобное. Современный мир дает массу возможностей в этом плане.

Многие молодые мамы успешно совмещают работу с материнством, практикуя консультации по грудному вскармливанию, детскому сну, питанию, массажу, раннему развитию и так далее.

Нередко именно в декрете женщины открывают у себя творческие способности - начинают писать книгу, рисовать картины, шить, вязать, увлекаются кулинарией, фотографией, дизайном.

Полноценная реализация врожденных психологических свойств приводит в сбалансированное состояние биохимию головного мозга, что ощущается как удовлетворение, внутреннее равновесие, осмысленность жизни, наполненность.

Реализованная женщина всегда в хорошем расположении духа. Ее сложно вывести из себя, ей не в тягость домашние хлопоты, она остается желанной для любимого мужчины, обеспечивает своим детям стойкое ощущение защищенности и безопасности. Такая женщина живет с энтузиазмом, с вдохновением, радостью, щедро излучая позитив, доброту, тепло и нежность.

Многодетная мама ощущает полноту своей реализации особенно остро, ведь тут же происходит многократное отражение ее внутреннего состояния - все проявляется в детях.

Когда мама страдает от собственной неудовлетворенности, не видит результатов своего труда, то дети недополучают чувства защищенности, а значит, начинают капризничать, плохо спать, не слушаются, ссорятся между собой, отворачиваются от родителей, съезжают в учебе, теряют интерес к увлечениям.

К этому прибавляются домашние заботы, над выполнением которых раньше даже не задумывалась. Они превращаются в тяжелую повинность, бессмысленную рутинную каторгу, так как раздражает всё и бесят все.

Портятся отношения с мужем, что еще больше выбивает почву из-под ног. Проблемы накатываются как снежный ком, и выхода из тупика не наблюдается. А ведь все может быть иначе! Если начать с главного.

Давайте сделаем наш день

Все, что можно совместить, совмещать стоит!


Готовку с уроками - вполне, уборку с играми - очень даже, пробежку с прогулкой в парке - замечательно, развоз по садам-школам с последующим забегом в магазин - отлично. Подождать ребенка с музыки лучше всего с рукоделием в руках (ноутбуком на коленях), а встретиться с мужем просто прекрасно в кофейне у садика за полчасика до того времени, когда нужно забирать детей.

Системное понимание приоритетов помогает уделить время действительно важному, отодвинув на второй план то, что можно отложить.

Выслушать рассказ ребенка про утренник в детском саду важнее, чем ответить по телефону, так как постоянные прерывания и одергивания малыша с анальным вектором оборачиваются упрямством, обидами и проблемами с кишечником.

Передвинуть поход к педиатру за справкой потому, что именно сегодня разминку на физкультуре проводит ваш ребенок и он ждал этого целую неделю. Ведь для кожного ребенка так важно получать навыки организатора и чувствовать себя победителем.

Погулять во дворе дети могут и сами, если вам с мужем хочется пообедать вдвоем, ведь эмоциональная связь с любимым - залог взаимопонимания в паре.

Раз в неделю можно-таки заказать пиццу - но почитать детям любимую книгу. Паровые котлетки не могут заменить воспитание чувств и привить любовь к чтению.

И да, старшие вполне могут позаботиться о младших, когда маме нужно закончить работу, так как потом мама сможет с ними поиграть, а не прокручивать мысль о незавершенном проекте.

И тут же стоит вспомнить о благодарности и разумных системных поощрениях. Ребенку с анальным вектором - похвала и признание его умений (перед папой в том числе), кожному малышу - дополнительное время или развивающие развлечения (лабиринт, зоопарк, аттракционы) и так далее.

То же самое со взысканиями - все согласно векторальной природе. Кожнику за обман - ограничение в пространстве или времени (лишение прогулки, развлечений, гаджетов), анальному малышу - выразить мамино огорчение и пожурить на семейном совете его поведение. Системные поощрения и взыскания - это как раз то точечное попадание, которое ДЕЙСТВУЕТ, а значит - будут сделаны выводы - значит, это повлияет на поведение - значит, есть шанс, что проступки не повторятся, а подвиги как раз наоборот.

Многодетные родители, которые, как кажется, не в состоянии успеть все, могут успевать намного больше, чем кто бы то ни было другой. Они просто вынуждены быть психологически подкованными. Они вынуждены понимать себя и своего партнера. Они должны быть отличниками в . Ведь только так получится сразу и без ошибок написать чистовик счастливой жизни своей большой семьи.

Главное - жить своими желаниями, реализоваться, понимать окружающих, осознанно строить отношения, грамотно воспитывать детей. Тогда все в радость. Тогда нет палок в колесах и неразрешимых проблем. Нет начальника-самодура, мужа-козла и трудных детей. И нет психологического мусора в голове, на который уходит время, силы, жизнь…

В многодетной семье любая ошибка отдается многократным эхом, поэтому у них нет возможности экспериментировать. Здесь нужна прикладная, действенная и по-настоящему эффективная методика, которая работает сразу, такая, какую дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Бесплатные онлайн-лекции уже скоро. и успевайте все!

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Мамы часто задают себе вопросы: как все успевать, как правильно распределять время. А еще - как сделать так, чтобы было время и на мужа, и на детей, и на бизнес.

Сразу скажу, красивые глянцевые картинки, на которых за компьютером сидит мама с малышом вся при макияже, укладке и в деловом костюме, а малыш при этом восторженно и спокойно смотрит в монитор, - не более, чем фантазия автора. Реальность другая. Не всегда нужен макияж. И не всегда малыш будет радоваться, что мама занята не им. Но ведь нам не картинка нужна, а чувство, что мы все успели и смогли.

Тайм-менеджмент для мам: особенности

Основные правила классического тайм-менеджмента - это навык расставлять приоритеты, выделять главное и второстепенное, определять жесткие и гибкие задачи. Но как это применить маме, которая хочет и бизнесом собственным руководить, и семье время уделить? Как расставить приоритеты? Какие задачи будут жесткими, а какие гибкими? К каким задачам отнести поход с мужем в кино, пост в личный блог и рабочую командировку на неделю?

Часто мамы стараются делать все одновременно и мечутся между приоритетами. Тащат за собой чувство вины за то, что недостаточно эффективны в бизнесе, мало времени проводят с детьми и забросили мужа. Во многих из нас со школы сидит ощущение, что мы должны все сделать хорошо и отлично - «хорошая ученица, отличница». Все это относилось и ко мне.

Я - мама 4-х мальчишек, а еще предприниматель и руководитель розничного магазина. И все переживания, метания и сомнения мне очень знакомы. Но однажды сработал инстинкт самосохранения.

Я поняла, что хочу получать удовольствие от жизни, а не метаться от обязанности к обязанности не поднимая головы. И стала наблюдать за тем, что и как я делаю, анализировать и думать о том, как можно решать задачи по-другому.

В итоге я сделала свою жизнь проще. Нет, не легкой. Сидеть мне не приходится. Но вопрос о времени теперь не «больной», а рабочий. И самое главное - я понимаю, что не только много всего успеваю, а еще и кайфую от процессов: работы, времени, проведенного с детьми и мужем, и у меня всегда есть время на себя. Всего этого удалось добиться, просто внедрив в жизнь нашей семьи режим дня и расписание всех активностей.

Режим дня

Я заметила, если не создавать помехи намеренно, организм интуитивно выйдет на свой ежедневный, подходящий ему режим. Уже внутри себя мы носим систему, а не хаос.

Пример - самые первые кормления новорожденного всегда начинаются с того, что вы кормите малыша по первому требованию, как только он попросит. Но через совсем небольшой промежуток времени ребенок выходит на свой ритм кормлений и сна, и у него устанавливается собственный режим дня. Это заложено в нем от природы.

Даже если у малыша есть свой режим, то у взрослых тем более. Но за ежедневными делами и попытками все успеть мы себя загоняем. Гораздо проще и эффективнее - составить себе расписание, в котором чередуются активности и отдых, тогда каждый день будет ритмичным и продуктивным.

Как организовать распорядок дня

У меня дома вся ближайшая неделя расписана на плакате, который висит на холодильнике. К дизайну расписания приложили руку мои парни, поэтому оно выглядит очень нарядным, но внутри кроется большая система.


Плакат, на котором отображено все семейное расписание

1. Первым делом заношу на лист самые важные дела. У нас это расписание детей на неделю: тренировки, кружки, занятия в школе и детском саду, время старта и окончания которых фиксировано и не зависит от нас. По сути это и есть наш планировщик на неделю, офлайн-версия Google-календаря. И при планировании с мужем личных и рабочих дел мы отталкиваемся именно от этой таблицы.

2. Составляю расписание дополнительных занятий и тренировок. Этот момент я контролирую лично - слежу, чтобы оно было удобным, и у ребят оставалось время на игры и отдых. На деле такой планировщик очень полезен, особенно когда в семье несколько детей. Например, уже готовую таблицу я пересылала нашему репетитору по английскому языку, чтобы мы расставили занятия так, как удобно и нам, трем ее ученикам, и ей самой.

3. Добавляю важные детали. В верхней строчке расписания вы видите разноцветные футболки - это дресс-код в саду у самого младшего, каждый день разный. Чтобы ничего не забыть, я просто графически обозначаю футболку нужного цвета. Этой же системой пользуется мой муж, когда отвечает за гардероб парней в мое отсутствие.


Футболки - дресс-код в саду у самого младшего, каждый день разный

4. Переношу расписание в Google-календарь .

Все. Теперь это мое поле для планирования. Я четко вижу время, когда мне нужно быть дома, кто и во сколько приходит из школы, кого нужно встретить, покормить и помочь с уроками. А есть большие блоки времени, которые я могу использовать так, как мне нужно: на работу, себя, домашне-бытовые дела. В эти блоки я размещаю свои встречи, занятия спортом, походы к парикмахеру, косметологу и другие не еженедельные события.

Плюсы планировщика

  • Понятно, что делать.
  • У всей семьи есть четкий план на неделю, занятое и свободное время известно заранее. Голова свободна.
  • По любым вопросам можно свериться с Google-календарем или «холодильником». Не нужно никому ничего напоминать.
  • Забудьте о контроле, потому что все и так написано крупно и понятно. Главное - все знают, где находится информация о том, когда приходит репетитор или заканчивается тренировка по карате. Удобно согласовывать совместные дела. Мы с мужем просто открываем календарь и сразу договариваемся.

Интервью с многодетной мамой Натальей Снитковой, автором блогов: «Графомамка» и «ИМХОмама».

Я мама и… мама, и ещё 4 раза мама. Да-да у меня их шестеро: 3 сына и 3 дочери. Поэтому не остаётся времени быть кем-то ещё. Фактически я осуществила свой замысел, который корнями уходит в детство. Когда мне было 9 лет, у меня появился братик, а ещё через 3 года - второй. Именно в тот период я поняла: ничто не делает жизнь женщины такой насыщенной и значимой, как рождение детей. И уже тогда я приняла решение: у меня их будет много.

Мой первенец Юра родился на свет, когда я училась на 6-м курсе мединститута, и хотя я планировала не прерывать обучение, прибегнуть к помощи бабушек, я взяла-таки академический отпуск. Из академа я вернулась через 4 года, будучи мамой 3-х замечательных крошек, доучилась положенный год. Когда мне вручали долгожданный диплом, я снова была беременна.

Сейчас Юре 13 лет, Лене - 12, Лизе - 10, Наташе - 8, Вите - 4 года, а младшему Филиппу - 2. Каждый из них — отдельная история, со своим характером, увлечениями, со своим недостатками и достоинствами.

Я отдаю себе отчёт, что отношусь к тому вымирающему виду, который считает многодетство не атавизмом, исчезающим в процессе эволюции, а явлением добрым, полезным, необходимым в современном обществе.

На мой взгляд, справляться с 2-3-мя намного труднее. На сегодняшний день я чувствую, что стала на какие-то накатанные рельсы и еду практически без усилий. Многие элементы моей мамской деятельности отработаны до автоматизма. Плюс, как верно подмечено, вклад старших детей в заботы по дому с каждым днём всё весомее.

Конечно, я не могу сказать, что всё успеваю. С годами у меня выработался иммунитет к неуспеванию. Не парюсь и не казню себя, если что-то так и осталось несделанным. У меня в блоге есть пост как раз об этом.

Я постоянно нахожусь в поиске баланса между полезным и необходимым. Что важнее: почитать ребёнку книгу или выбить ковёр? Что нужнее: полепить с малышами или вымыть окна? Есть вещи, которые вроде бы не несут сиюминутной пользы, но приносят плод по прошествии лет: к примеру, дети регулярно видят меня с книгой - сами тянутся читать; девочки видят, что я рукодельничаю - просят показать, как вязать крючком, вышивают. Поэтому я стараюсь умерено, но впускать в свой быт такие «малополезные» дела, отрывающие порой от насущных забот.

Школа - отдельная тема. Уроки порой выматывают сильнее, чем пара орущих младенцев. Постепенно приучаю учеников к самостоятельности. Почти приучила. Собрать портфель, заполнить дневник, приготовить одежду к школе — всё сами со 2-й четверти первого класса. Моя же миссия: трудные задачки по математике, непереводимые тексты по английскому и сочинения. В этих случаях помогаю, и нередко часами сижу, пытаясь растолковать дитю то, что сама едва поняла.

А основной мой секрет — моя вера. Я верю, что Господь, подаривший мне столько малышей, обязательно даст мне достаточно сил, знаний и средств, чтобы дать им всё необходимое на каждый день, включая заботу и ласку. Я отчётливо вижу, что день, начавшийся с молитвы, проходит намного плодотворнее дня, начавшегося с суеты.

Честно сказать, я далека от чёткого планирования. В моей жизни столько форс-мажора, что никогда не знаешь, чем начнёшь день и чем его закончишь. Хотя, помимо повседневных дел (готовка, стирка, уборка, занятия с детьми) держу в голове пару задач, которые надо выполнить, если представится свободная минутка. Так, сегодня, перебрала ящик с игрушками, избавилась от всех «обломков и останков», часть надоевших игрушек унесла на чердак. Уже хорошо! А вот вчера - неудача. Младший раскапризничался - пришлось уделить ему времени ровно столько, сколько планировала потратить на уборку в ванной. И ничего. Пережили.

Стараюсь планировать своё пребывание в интернете. Время у компьютера у меня очень ограничено: с момента, как уснули дети, до момента, когда усну сама. Как правило, это 2-3 часа. К моменту выхода в Сеть я стараюсь иметь чёткое представление: куда мне нужно зайти, что написать, кому ответить и т д.

Честь и хвала моему мужу! Иногда он даёт мне возможность побыть одной: забирает детей на прогулку или отпускает меня к подруге. Но я замечаю, что чем дальше, тем меньше я в этом нуждаюсь. Даже недолгое выпадение детей из моего поля зрения вселяет в меня тревогу и не даёт расслабиться. Понимаю, что это «синдром наседки», от которого надо избавляться, а то потом тяжело будет отпускать от себя их повзрослевших.

Совсем недавно я открыла для себя, что мои старшие неплохо справляются с младшими в моё отсутствие: это здорово развязало мне руки. Но самое блаженное то, что мы с мужем стали периодически выходить вместе. Редко, но так чудесно. Мы видим в этом воздаяние за суматошные годы, которые у нас позади.

А недавно, мой муж пошёл гулять с детьми и встретил старинного знакомого. Тот, обозрев весь выводок, спросил у Саши: «Это что, все твои?» Услышав ответ, присвистнул и сказал: « Да ты живёшь в раю!» И теперь, когда тяжело, суетно и беспросветно, я как мантру повторяю себе: Я живу в раю, я живу в раю, я живу в раю. Реально, помогает!

Один из самых популярных вопросов, которые я, многодетная мама, регулярно слышу: «А как ты все успеваешь, как со всем справляешься?» Так и хочется ответить: «Не знаю, само все делается», но начинаешь объяснять, что сложно с одним, а когда их пятеро – намного проще. И тут же мне припоминают героиню фильма «Москва слезам не верит» Екатерину Тихомирову. Как она там сказала? «Трудно с тремя, а когда научишься организовывать троих, число не имеет значения». Вы можете не верить, но в семейной жизни практически так же. Лично мне было с одним ребенком намного сложней, чем когда их стало двое, потом трое и так до пятерых. Сейчас у меня даже есть свое собственное время, которое я трачу на себя, и при этом ни муж, ни дети не обделены вниманием.

И так, в чем же секрет, задумалась я, когда в_тысяча_не_помню_какой раз мне задали вопрос: «А как…?» Молча. Беру и справляюсь. В наше время технологического прогресса, когда при желании вода из крана течет даже в деревне, а бытовые приборы, не говоря уже об одноразовых пеленках и подгузниках, облегчают домашние дела и уход за детьми.

А секрет прост. Самое сложное – это организовать детей и научить их сразу убирать свои вещи на место. Пришли из школы, с прогулки – чистую одежду в шкаф, грязную в корзину для белья. Обувь еще на крылечке отряхнуть, на пороге вытереть и сразу же на полочку. Куртку на крючок, рукавицы в карман, шапку и шарф в рукав или на полочку, мокрые на сушилку. Стоит приложить усилия и терпение, повторяя порой, как попугай, стописят раз (но ни в коем случае не делать за ребенка с того момента, когда он уже вполне способен сделать все эти действия сам) и показывая своим примером, как, куда и зачем. И, в конечном итоге, ребенок уже на автомате, приходя домой все кладет по местам. А значит, не придется каждый вечер разгребать прихожую и каждое утро искать шапку или варежку, опаздывая и нервничая.

Поели и убрали за собой со стола. Даже двухлетний ребенок в состоянии поставить свою тарелку в раковину и задвинуть табуретку под стол. Поели, убрали тарелки в раковину, вилки-ложки в специальную корзинку, табуретки под стол. Старшие дети вполне могут и со стола крошки стереть и под столом подмести. Родителя (да-да, именно родителям, а не только маме) остается лишь составить посуду в посудомойку… Но к этому мы еще вернемся.

Игрушки – это, наверное, самое сложное. Дети очень любят играть, но совершенно не любят убирать за собой. Терпение и только терпение творит чудеса. Плюс немного изобретательности: мотивация для старших и элемент игры для младших. И график дежурства, который показывает, в какой день кто несет ответственность за порядок, пылесосит, протирает пол и подоконник. В комнате старших сыновей я убираюсь только во время генеральной уборки квартиры, именно благодаря всем вышесказанным методам. У младших чаще, но пройтись с пылесосом и тряпкой после того, как детки собрали игрушки – не такая уж и большая затрата времени.

В общем-то, в этом весь секрет. А остальное – дело техники в буквальном смысле этого слова.

Мои главные помощники: стиральная машинка-автомат и посудомоечная машина. Одна загружена бельем, другая посудой и сразу два процесса выполняются самостоятельно без моего вмешательства. Мне останется только поставить посуду в шкаф, а белье сложить в таз и на улице развесить – приятное с полезным, выполняем гимнастику на свежем воздухе (наклоны и потягивание). А пока все моется-стирается – пройтись с пылесосом по четырем комнатам, кухне и прихожей – 15 минут максимум и столько же со шваброй. На приготовление пищи тоже много времени тратить не приходится, т.к. сейчас много всевозможной бытовой техники, превращающей приготовление пищи в своеобразное хобби. Я пользуюсь комбинированной плитой, микроволновкой, пароваркой, кухонным комбайном и… полетом фантазии. Дети едят с удовольствием. Оценила еще такую вещь, как мультиварка. Очень хорошо спасала во время беременности: закинул, включил и готово. Но так как в нашей семье все любят готовить, то мультиварка – вещь не обязательная.

А теперь можно задать вопрос: «А как же дети?» А дети принимают активное участие во всех домашних делах. Выше было уже сказано про старших ребят, которым сейчас 12 и 10 лет, а есть еще и младшие: 6 лет, 3 года и 5 месяцев, и когда старшие в школе, надо так организовать всех, чтобы детям не было скучно, а я не была похожа на белку в колесе.

Процесс уборки совместно с детьми у меня еще и развивающий процесс. И вообще, у нас специфические отношения, общение практически на равных, не зависимо от возраста ребенка. Детям интересно все: загружаем белье в машинку, а заодно повторим цвета, посчитаем, сколько носочков положили, а сколько штанишек и чего больше. А самостоятельное нажатие на кнопку «пуск» - это почетная обязанность и соблюдается в порядке строгой очередности. Составить посуду в посудомойку или извлечь ее – это тоже своеобразная игра: цвет, размер, форма, количество. А уж сложить вымытые вилки-ложки в ящик «как мама» - это такая радость для трехлетки! Пока жужжит пылесос и моется пол, дети смотрят мультик. Все довольны, все при деле, всем интересно. Правда, самый младший пока выступает в роли наблюдателя в слинге или на коврике с игрушками. Пока младенец спит, готовим кушать, и в это время можно рассказать детям сказку, вместе спеть песенку, ответить на вопросы.

А вот с обязательной прогулкой мне повезло. Жизнь в частном доме, где есть огороженная территория и безопасное место для детских игрищ, позволяет спокойно наблюдать за детьми из окна. Под окном стоит коляска со спящим младенцем, тут же рядом играют детки постарше, ожидая братьев из школы, а мама в это время может заняться или работой, или… погладить. Я люблю гладить, слушая любимую музыку, или смотря фильм, но с учетом большого количества детей, стараюсь заниматься этим во время их прогулки, в целях безопасности.

И вот полдня прошло, а младшие дети и поиграли, и погуляли, и позанимались, и дома чисто. А там и старшие приходят. И есть время на каждого, чтоб один-на-один обсудить его дела, ответить на вопросы, разобраться в проблемах, помочь с уроками. И до вечера остается времени вагон и маленькая тележка, которое тратится на развивающие занятия с младшими и еще на свои хобби остается, потому что когда детей много, они могут сами себя развлекать, а не ходить по пятам за мамой, изнывая от скуки. После ужина посуду моет машина, а родители вместе с детьми смотрят фильм, читают книгу или играют в настольную игру или же с папой что-то строят, решают, играют… А мама может ванну принять или книжку почитать. В десять вечера все уже спят, а мы, родители, не валимся с ног, как ломовые лошадки, и можем пару часов вполне принадлежать друг другу.

Открою еще один секрет. Не надо хвататься сразу за все дела. Накануне составляется список дел на завтра и согласно списку они выполняются. С детскими занятиями так же. Список занятий на неделю, и тогда не забудешь, чем занимаемся сегодня, а чем завтра. Меню стоит продумать на неделю и записать, это помогает сделать еженедельные закупки так, чтоб внезапно не срываться в магазин, обнаружив, что чего-то не хватает. Не обходимые продукты, как-то хлеб и молоко, покупают дети, забежав в магазин сразу после школы. А более существенные – муж, возвращаясь с работы. И дети, и муж вполне справятся с покупками. Не надо все взваливать на себя.

И еще, дорогие мамы, никогда не забывайте, что вы еще и женщины. Каждый день тратьте на себя хотя бы по 15-20 минут. Ванна с пеной, душ с бальзамом, аромомасла, крема и так далее, не забывайте о маленьких радостях для тела. А с младенцем спокойно поиграет папа. Потому что папы, они такие, они могут делать все тоже, что и мамы, кроме одного: кормления грудью. А во всем остальном, они такие же, как мы, главное в них верить и не тянуть все на себя. И тогда не будет изнуряющей усталости, и все будет делаться как бы само собой, и на вопрос: «А как ты все успеваешь?» первой мыслью будет: «Не знаю, само как-то…»

Фото - фотобанк Лори

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.