Эпиграфом к своему сочинению я взяла слова М. Горького, который говорил, что смелый, храбрый человек безумен

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

факультет журналистики

кафедра редакционно-издательского дела и информатики

C .Я. Долинина

Е.В. Аверина

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ

ПОСТУПАЮЩИХ НА ФАКУЛЬТЕТ

ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ

(вступительное сочинение)

Москва 2010

Уважаемые абитуриенты!

Вам предстоит написать вступительное сочинение по литературе. Прежде чем сказать о том, в чем особенность этой экзаменационной работы, позвольте дать

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Абитуриенту полезно твердо усвоить несколько общих правил и принципов, подсказанных долголетним опытом вступительных экзаменов.

1. Чем внимательнее вы прочитаете тексты художественных произведений, тем лучше. Не полагайтесь на прочитанное «когда-то», постарайтесь перечитать программные произведения еще раз. Обратите внимание на то, что университетская программа по литературе частично отличается от той, что определена требованиями ЕГЭ. Поэтому необходимо сопоставить эти программы и готовиться по университетской (http://www.journ.msu.ru/?chp=pages&id=61&folder_id=72).

2. Чем больше вы будете знать наизусть поэтических произведений, тем лучше. Не обязательно выучивать длинные стихотворения наизусть целиком, это могут быть отдельные строфы, строчки.

3. По возможности не ограничивайте свой круг чтения только программной литературой. Хорошо, когда абитуриент цитирует или упоминает (к месту, конечно!) «внепрограммные» пушкинскую «Полтаву», гоголевский «Нос», толстовскую «Анну Каренину».

4. Читайте осмысленно. Помните, что в произведении важен не только сюжет, но и все остальное: пейзажи, портреты, художественные детали, манера речи персонажей и т.п. Старайтесь отмечать для себя эти художественные особенности, кстати, так легче запомнить нужный материал.

5. Особый вопрос – о лирических произведениях. Их надо читать совсем не так, как роман, повесть или пьесу. Для лирического произведения важно в первую очередь уловить его основное «настроение», эмоциональный тон, пафос , а также понять, какой смысл (иногда очень скрытый) содержится в нем. Полезно также определить, каким стихотворным размером написано произведение, каковы особенности художественной речи , какие приемы использует автор. Чтобы понять лирическое произведение, его приходится иногда прочитать не один раз. Читать не только глазами, но и душой – этот принцип особенно важен для лирических произведений. Читая лирику, постоянно устраивайте себе «мини-экзамен»: прочитайте стихотворение, закройте книгу и спросите себя: «Что я могу написать об этом произведении на экзамене?»

А теперь все термины, выделенные здесь курсивом, найдите в Словаре литературоведческих терминов (можете воспользоваться любым изданием) и выясните их точный смысл. Тогда вы действительно сможете читать литературу с толком и пользой.

6. Чем больше вы напишете во время подготовки письменных работ, тем лучше. Вам необходимо «набить руку», чтобы ясно и свободно излагать свои мысли на бумаге, описывать героев, приводить примеры и т.п. Не обязательно это должны быть сочинения, хотя и их надо писать регулярно (минимум раз в месяц, лучше чаще), могут быть и другие виды тренировочных работ, например изложение или рецензия. Изложение – письменный пересказ небольшого текста (например, рассказа А. П. Чехова «Студент» или авторского отступления о двух типах писателей в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя). Рецензия – ваше мнение о прочитанном произведении, его достоинствах и недостатках, его проблемах и идеях.

7. Во время подготовки не старайтесь облегчить себе жизнь. Выбирайте самые трудные темы и вопросы, приучайте себя преодолевать неожиданные сложности. Тяжело в учении – легко в бою.

8. Не бойтесь ошибиться, но все замеченные ошибки и недочеты исправляйте сознательно и вдумчиво. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но на ошибках учатся не тогда, когда их совершают, а тогда, когда их исправляют.

9. Интернет, сборники «золотых» сочинений и прочие подобные источники не могут научить вас писать сочинение. И помните: чтобы не упасть с велосипеда – надо крутить педали; чтобы научиться писать сочинение – надо писать.

Требования к сочинению

Написание сочинения можно сравнить с решением математической задачи по заранее известному алгоритму. Поэтому необходимо знать, каким условиям должно отвечать это решение, чтобы привести к верному ответу.

Первое и главное требование к сочинению – в нем должна быть правильно и полно раскрыта тема . Типичной ошибкой абитуриентов является «сочинение не на тему». Это значит, как правило, что абитуриент пишет вообще все, что он знает о данном произведении, не вдумываясь в конкретную формулировку. Например, в теме «Особенности композиции пьесы М. Горького “На дне”» раскрывается спор о правде, который ведут персонажи. Или другой пример: как бы ни формулировалась тема по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (например, «Способы психологического изображения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»), абитуриенты, как правило, пишут о теории Раскольникова.

Распространенной ошибкой является пересказ сюжета произведения вне зависимости от того, как сформулирована тема. Нередко и неполное раскрытие темы: так, в теме «Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя “Шинель”» чаще всего пишут только о Петербурге «маленьких людей», таких как Башмачкин, забывая о том, что в произведении показан и Петербург «значительных лиц». Итак, первое, что вы должны сделать, выбрав тему, - это понять, что именно от вас требуется в данном случае. Для этого найдите в формулировке темы ключевые слова. И ми часто оказываются теоретико-литературные понятия; вот зачем вам необходимо усвоить точное значение литературоведческих терминов, часто оно не совпадает с тем смыслом, который вкладывается в эти же слова в повседневной жизни (например, значение понятий «проблема» или «пафос»). В дальнейшем целенаправленно раскрывайте связанные с ними проблемы. Так, в теме «Изображение “деловых людей” в комедиях А. С. Грибоедова “Горе от ума” и А. Н. Островского “Лес”» нельзя выпустить из виду понятие «изображение». Оно введено не для красоты слога, а предполагает анализ тех художественных средств, которые используют авторы для выражения сатирического отношения к Молчалину и Буланову. Другой пример – тема «Трагический образ нигилиста в романах И. С. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”». Здесь ключевыми являются слова «трагическое» и «нигилист». Сосредоточьтесь на том, как в сознании и Базарова, и Раскольникова (ведь образы только этих отрицателей можно назвать трагическими) складывается неразрешимый конфликт.

Второе основное требование к сочинению – в нем необходимо показать хорошее знание текста произведения и умение его анализировать. Все ваши размышления и выводы должны подкрепляться анализом конкретных эпизодов произведения, художественных деталей, отдельных высказываний персонажей и т.п. Одна из распространенных ошибок здесь – опять же пересказ сюжета вне связи с теми положениями, которые вам надо доказать. Текст надо не пересказывать (особенно недопустимо это в отношении лирических произведений), а комментировать и анализировать, то есть предлагать его толкование. Особое внимание нужно уделить художественному своеобразию произведения и тому, как автор воплощает в образах свои темы, проблемы, идеи, авторскую позицию и т.п.

Сочинение должно быть внутренне логичным и композиционно законченным. Не пишите длинных, абстрактных и банальных вступлений типа «Пушкин – великий русский писатель», «Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году». Сразу приступайте к делу. Кстати, если в формулировке темы использованы теоретические понятия, то можно начать сочинение прямо с того, что понимается в литературоведении под тем или иным термином. Например, это уместно сделать в сочинениях с такими названиями: «Авторские отступления и их роль в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”» или «Внутренние монологи героев и их роль в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”». В заключении подведите краткий итог сочинения, сформулируйте его основную идею. Перед тем как написать последнюю фразу, еще раз вспомните формулировку темы и то, с чего вы начали сочинение.

Тема – своего рода теорема; сочинение – ее доказательство.

Сочинение должно показать не только ваше знание текста и умение раскрывать ту или иную проблему, но в какой-то мере отразить и вашу индивидуальность, ваше понимание литературы. Помните, что на экзамене проверяется, кроме всего прочего, и способность самостоятельно мыслить. Поэтому не ограничивайте себя шаблонными идеями, стандартными цитатами, однозначными оценками и т.п. Вы имеете право на свое суждение по любому вопросу, старайтесь только, чтобы оно было доказательным, то есть подкрепленным логикой рассуждений и анализом текста. Но, с другой стороны, не старайтесь во что бы то ни стало быть оригинальным.

Сочинение должно быть написано хорошим русским литературным языком. Старайтесь избегать «стертых», шаблонных слов и оборотов: «типичный представитель», «призывает к борьбе», «вера в светлое будущее», «гневно обличает» и т.п. Не пишите казенно, ваш язык должен быть выразительным.

Но и не гонитесь за «красивыми» словами и оборотами, исключите современную разговорную лексику (типа «Обломов по жизни лентяй», «Беликов напрягает весь город»). Ваши мысли должны быть выражены точно, ясно, грамотным литературным языком.

Эпиграф к сочинению ставить не обязательно. Во всяком случае, лучше уж вовсе обойтись без эпиграфа, чем брать для него какую-то слишком явно напрашивающуюся фразу (например, «человек – это звучит гордо» к теме «Горьковский идеал человека») или нечто такое, что имеет очень отдаленное отношение к теме.

Объем сочинения произволен. Но помните, что вы должны, с одной стороны, раскрыть тему достаточно полно и доказательно, а с другой – уложиться во время. Практика показывает, что объем, близкий к оптимальному, - около четырех страниц А-4.

Moscow State University

The best known university of Russia is the Moscow State University. It was founded in 1755 on the initiative of the prominent Russian scientist Mikhailo Lomonosov. The university has got a high reputation of the world"s scientific centres. Among its students were famous Russian scientists, historians, philosophers and others.
There are about twenty faculties at the University. The University Library is one of the leading libraries in the country and in the world. It contains millions of books and manuscripts. There is a number of graduate schools at Moscow State University. Every year thousands of students from different countries enter the famous Russian university. They study physics, mathematics, economy, law and many other sciences.
The laboratories and observatories of the Moscow State University have got the world"s fame. There are also several Research Centres.
The main building of the University is situated on Sparrow Hills. In 1920 the Sparrow Hills were given Lenin"s name. After World War II the building site was offered to the Moscow University. It had only one building on Mohovaya Street at that time and could not house all its faculties. The new building was designed by Lev Rudnev, an outstanding Soviet architecture.

Московский государственный университет

Самый известный университет в России - это Московский государственный университет. Он был основан в 1755 г. по инициативе великого русского ученого Михайло Ломоносова. Университет заслужил высокую репутацию мирового научного центра. Среди его студентов были знаменитые русские ученые, историки, философы и т. д.
Университет насчитывает около 20 факультетов. Университетская библиотека - одна из крупнейших в стране и в мире. В ней находятся миллионы книг и манускриптов. При Московском государственном университете существует несколько аспирантур.
Каждый год тысячи студентов из разных стран поступают в знаменитый российский университет. Они изучают физику, математику, экономику, правоведение и многие другие науки.
Лаборатории и обсерватории Московского государственного университета снискали мировую известность. Также на его базе работает несколько научно-исследовательских центров.
Основное здание университета расположено на Воробьевых горах. В 1920 г. Воробьевы горы получили имя Ленина.
После Второй Мировой войны место для строительства было предложено Московскому университету, в его распоряжении было всего одно здание на Моховой, которое не вмещало все факультеты. Новое здание было спроектировано Львом Рудневым, выдающимся советским архитектором.

Questions:

1. What Russian university is the best known one?
2. When was it founded?
3. On whose initiative was it founded?
4. Who were its students?
5. How many faculties has it got?
6. What does its library contain?
7. Are there any graduate schools at the Moscow State University?
8. Who enters Russian universities?
9. What do they study?
10. Where is the main building of the Moscow State University situated?
11. When was the building site on Sparrow Hills offered to the Moscow University?
12. How many buildings had the University got at that time?
13. Where was the University situated?
14. Why was it necessary to build a new building?
15. By whom was the new building designed?


Vocabulary:

on the initiative of по инициативе кого-л.
graduate school аспирантура
to offer предлагать
to house вмещать, содержать в себе

Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2017/18 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Задания МГУ >>

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2010г.

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2008г.

Гуманитарные факультеты

1. Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Средства создания сатирических образов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Естественные факультеты

1. Мотивы «сна» и «мечты» в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Сцены дуэли в романах И.С. Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н. Толстого («Война и мир»).
3. Художественное своеобразие поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2007г.

Факультеты: филологический, иностранных языков и регионоведения

1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Факультеты: исторический, философский, юридический, институт стран Азии и Африки, государственного управления, социологический, мировой политики, искусств, высшая школа перевода, высшая школа государственного аудита

1. Средства раскрытия характеров в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Трагическое и героическое в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Факультеты: географический, экономический, психологии, высшая школа бизнеса, московская школа экономики, глобальных процессов

1. Представители молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Изображение быта и нравов городских низов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Национальное и общечеловеческое в поэзии С.А. Есенина.

Факультеты: физический, почвоведения

1. Историческая достоверность и вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Образы крестьян в лирике Н.А. Некрасова.
3. Социально-политическая проблематика прозы А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»).

Факультеты: механико-математический, химический, физико-химический, биологический, геологический, наук о материалах, биоинженерии и биоинформатики

1. Изображение представителей поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Образ Агафьи Пшеницыной и его значение в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Социально-нравственная проблематика рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Факультеты: вычислительной математики и кибернетики, фундаментальной медицины

1. Социально-нравственные ориентиры московского общества в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Проблематика и художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Душечка».
3. Юмористическая образность в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2008 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2006г.

Факультеты: филологический, иностранных языков и регионоведения, журналистики

1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л.Пастернака.

Факультеты: исторический, философский, юридический, институт стран Азии и Африки, социологический, искусств, государственного управления, мировой политики, переводоведения

1. Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Типы купцов в пьесах А.Н.Островского и А.П.Чехова («Гроза» и «Вишневый сад»).
3. Своеобразие сатиры в поэзии В.В.Маяковского.

Факультеты: биологический, биоинженерии и биоинформатики, высшая школа бизнеса

1. Москва и москвичи в образном мире романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема меняющегося времени в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Фантастическое и реальное в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Экономический факультет

1. Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль иронии в сценическом действии комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Мотивы одиночества и тоски в поэзии С.А.Есенина.

Факультет психологии

1. Конфликт личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник».
2. Образы Марьи Болконской, Наташи Ростовой и их значение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Комическое в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Московская школа экономики

1. Образ Москвы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Герои партизанской войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Художественное воплощение народного характера в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

Географический факультет

1. Образ русской провинции в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Жизненный путь Николая Ростова и эволюция его характера («Война и мир» Л.Н.Толстого).
3. Тема России в поэзии А.А.Блока.

Факультеты: наук о материалах, глобальных процессов

1. Мотив страха в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образ крестьянской семьи в творчестве Н.А.Некрасова.
3. Изображение провинциального города в рассказах А.П.Чехова.

Факультеты: механико-математический, физический, почвоведения

1. История жизни Чичикова и ее осмысление автором-повествователем («Мертвые души» Н.В.Гоголя).
2. Художественная роль контрастов и антитез в драматургии А.Н.Островского («Гроза», «Лес»).
3. Природа как источник поэтической образности в творчестве С.А.Есенина.

Факультеты: химический, физико-химический

1. События прошлого в рассуждениях героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Картины природы в творчестве Н.А.Некрасова.
3. Образы иноземцев в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультеты: геологический, фундаментальной медицины

1. Юмор в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Портрет как средство характеристики героев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.

Факультет вычислительной математики и кибернетики

1. Тема петербургской жизни в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Типы крестьян в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Мотивы прошлого времени в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2007 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2005г.

1. Сатирические портреты героев в поэме H .В.Гоголя «Мертвые души».
2. Женские образы в пьесах А.Н.Островского «Гроза», «Лес».
3. Тема Родины в поэзии С.А.Есенина.

1. Женские образы в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Взаимоотношения барина и мужика в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Тема Великой Отечественной войны в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Физический факультет

1. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина как роман, в котором «отразился век».
2. Молодое поколение в драме А.Н.Островского «Гроза».
3. Сторонники и противники профессора Преображенского в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Химический факультет, факультет наук о материалах

1. Нравственная основа духовного совершенства Татьяны Лариной («Евгений Онегин» А.С.Пушкина).
2. Народ и власть в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3. Герои ранней романтической прозы М.Горького («Старуха Изергиль»).

Биологический факультет

1. Философская проблематика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль Кулигина и Феклуши в системе образов драмы А.Н.Островского «Гроза».
3. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.

Факультет почвоведения

1. Тема женской верности в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Революционная эпоха и судьба интеллигенции в драме «Дни Турбиных» М.А.Булгакова.

Геологический факультет

1. Тема любви в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Люди искусства в комедии А.Н.Островского «Лес» и драме М.Горького «На дне».
3. Русская деревня в изображении А.И.Солженицына (рассказ «Матрёнин двор»).

Географический факультет

1. Образы людей из народа в поэме H .В.Гоголя «Мертвые души».
2. Настоящее и будущее России в поэзии Н.А.Некрасова.
3. Тема любви в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет фундаментальной медицины

1. Максим Максимыч как герой-повествователь в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,
2. Судьба женщины-крестьянки в поэзии Н.А.Некрасова.
3. Драма русского офицерства в сценическом воплощении М.А.Булгакова («Дни Турбиных»).

Факультет биоинженерии и биоинформатики

1. Тема государственной службы в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума».
2. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Эволюция портретных описаний Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Исторический факультет

1. «Купечество да гражданство» в комедии H .В.Гоголя « Ревизор».
2. Мотивы лирики Н.А.Некрасова.
3. Трагические конфликты эпохи в романе М.А.Шолохова Тихий Дон».

Филологический факультет

1. Ирония и ее роль в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С.Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н.Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В.Маяковского.

Философский факультет

1. Тематика и роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Гротеск в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3. Фантастические ситуации и их образный смысл в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Экономический факультет

1. Столица и провинция в изображении А.С.Пушкина (роман «Евгений Онегин»).
2. Любовные сюжеты в пьесах А.Н.Островского («Гроза», «Лес»).
3. Комическое в рассказах В.М.Шукшина «Чудик», «Миль пардон, мадам».

Юридический факультет

1. Описание снов и их роль в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
2. Образ Дуни и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Картины быта 1920-х годов в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Факультет журналистики

1. Образы животных и их функции в баснях И.А.Крылова и сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина,
2. Группировка персонажей в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Мотивы скорби и страдания в поэзии А.А.Ахматовой.

Факультет психологии

1. Система персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»·
2. Милосердие и жестокость в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Женские образы в поэзии А.А.Блока.

Институт стран Азии и Африки

1. Тема дворянского воспитания в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
2. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова («Смерть чиновника». «Хамелеон», «Человек в футляре»).
3. Образ времени в драме В.В.Маяковского «Баня».

Социологический факультет

1. Особенности пейзажных зарисовок в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня... про купца Калашникова» и «Мцыри».
2. Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.
3. Образы людей искусства в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и « Баня».

Факультет иностранных языков и регионоведения

1. Образы-символы и их художественная роль в поэзии М. Ю. Лермонтова.
2. Второстепенные персонажи в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Батальные сцены в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Факультет искусств

1. Добро и зло в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Русский национальный характер в изображении Л.Н.Толстого (роман «Война и мир»).
3. Образы Елены и Лариосика в системе персонажей драмы М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет государственного управления

1. Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Русский народный характер в поэме А.Т Твардовского «Василий Тёркин».

Высшая школа бизнеса

1. Жизненная философия противников Чацкого в комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Изображение угнетателей народа в поэме H .А Некрасова «К ому на Руси жить хорошо».
3. Судьба женщины-крестьянки в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Факультет мировой политики

1. Жанр элегии в лирике А.С.Пушкина и M Ю.Лермонтова.
2. Сатирическое изображение помещичьего быта в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Тема любви в повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка».

Московская школа экономики

1. Сатирическое изображение чиновничества в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Сны Раскольникова и их сюжетно-композиционные функции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Жанр послания в лирике С.А.Есенина.

Факультет глобальных процессов

1. Образ крепостного слуги в русской прозе первой половины XIX века («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Обломов» И.А.Гончарова).
2. Изображение нравов города Калинова в драме «Гроза» А.Н.Островского.
3. Гуманистические мотивы лирики С.А.Есенина.

Высшая школа перевода

1. Трагическое и героическое в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Образы партизан в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2006 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2004г.

Вступительный экзамен для победителей III и IV этапов Всероссийской олимпиады

Гуманитарные факультеты:

1 Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С.Пушкина. 2 Женские образы в комедии А.Н.Островского «Лес». 3 Социально нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

Механико-математический факультет, Физический факультет, Факультет наук о материалах, Филологический факультет:

1 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
2 Образы Хлестакова и Осипа, в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
3 Символика и ее роль в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Биологический факультет, Географический факультет, Экономический факультет:

1 Исторические детали и их роль в «Песне … про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
2 Идеалы Обломова и авторская позиция в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Образы офицеров в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Механико-математический факультет

1 Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.
2 Изображение внутреннего мира человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3 Женские образы в драме М.Горького «На дне».

Факультет вычислительной математики и кибернетики

1 Московское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2 Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Природа как источник поэтической образности в произведениях А.А.Блока.

Физический факультет:

1 «Евгений Онегин» А.С.Пушкина как реалистический роман.
2 Сатира и юмор в комедии А.Н.Островского «Лес».
3 Пейзаж и его роль в рассказе М Горького «Старуха Изергиль».

Химический факультет, Факультет наук о материалах:

1 Отражение событий русской истории в стихотворениях и поэмах А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова.
2 Воссоздание купеческого быта в драме А.Н.Островского «Гроза».
3 Семья Бровкиных в системе персонажей резана А.Н.Толстого «Петр Первый».

1 Изображение природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
2 Любовный сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3 Спор о лжи и правде в драме М.Горького «На дне».

Факультет почвоведения:

1 София Фамусова и ее место в образной системе комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2 Проблематика и художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина.
3 Тема любви в поэзии В.В.Маяковского.

Геологический факультет:

1. Особенности художественного отображения исторических событий в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема театра и судьба актеров в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Эпическое и лирическое в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Географический факультет:

1. Сатирическое изображение чиновников в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя и сказках М Е Салтыкова Щедрина.
2. Темы греха возмездия и покаяния в драме А.Н.Островского «Гроза».
3.«Во весь голос» В.В.Маяковского как поэтический рассказ «о времени и о себе».

Медицинский факультет:

1. Образ Маши Мироновой и его значение в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема духовного рабства в поэме Н.А.Некрасова Жому на Руси жить хорошо».
3. Типы мещан в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Исторический факультет:

1. Образы слуг в комедиях «Ревизор» Н.В.Гоголя и «Лес» А Н Островского.
2. Крестьянские семьи в поэтическом изображении Н А Некрасова.
3. Мотив превращения и его роль в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Филологический факультет:

1. Романтическая образность «Песни про … купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А.Гончарова («Обломов») и А.Н.Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Философский факультет:

1. Эволюция идей в гражданской лирике А.С.Пушкина.
2. Лирический подтекст в комедии А.П.Чехова « Вишневый сад».
3. Этическая проблематика рассказов В.М.Шукшина «Срезал» и «Чудик».

Экономический факультет:

1. Парадоксы личности Печорина («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова).
2. Типы крестьян-правдоискателей в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо».
3. Цели и средства сатирического обличения в пьесе В.В.Маяковского «Баня».

Юридический факультет:

1. Мотив воспоминаний в лирике А.С.Пушкина.
2. Образы детей в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание».
3. Комическое и трагическое в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет журналистики:

1. Образы друзей и мотив дружбы в поэзии А.С.Пушкина
2. Внутренний монолог как средство раскрытия характера в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3. Платон Каратаев (роман Л.Н.Толстого «Война и мир») и Лука (драма М Горького «На дне») сопоставительный анализ

Факультет психологии:

1. Героическое в поэмах М.Ю Лермонтова («Песня про … купца Калашникова». «Мцыри»).
2. Роль второстепенных персонажей в драме А.Н.Островского «Гроза».
3. Изображение московского быта 1930 х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1. Художественные детали и их функции в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Типы помещиков в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Драматургическое мастерство М Горького в пьесе «На дне».

Социологический факультет:

1. Романтический идеал и действительность в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Образы крепостных слуг в романах А.С.Пушкина («Капитанская дочка») и И.А.Гончарова («Обломов»).
3. Тема гордого человека в произведениях М Горького.

1. Изображение Бородинской битвы в произведениях М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.
2. Нравственная проблематика комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Женские образы в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультет искусств:

1. Значение образов Загорецкого и Репетилова в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Художественная роль портретов и пейзажей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. «Половодье чувств» в поэзии С.А.Есенина.

1. Изображение быта и нравов «водяного общества» в романе М.Ю..Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Комическое в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Образ автора и его роль в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Высшая школа бизнеса:

1. Парные персонажи в произведениях Н.В.Гоголя («Ревизор» «Мертвые души»).
2. Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Человек на войне в изображении А.Т.Твардовского (поэма «Василий Теркин»).

Факультет мировой политики:

1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.
2. Изображение людей из народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Своеобразие конфликта в комедии В.В.Маяковского «Клоп».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2005 г.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2003г.

Механико-математический факультет:

1. Любовь и дружба в произведениях А.С.Пушкина.
2. Образ Сони Мармеладовой и его художественная роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Мастерство А.М.Горького - драматурга («На дне»).

Факультет вычислительной математики и кибернетики:

1. Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3. Тема любви в лирике В.В.Маяковского.

Физический факультет:

1. «Повесть о капитане Копейкине» и ее сюжетно-композиционные функции в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Духовная драма Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
3. Лирический герои поэзии В.В.Маяковского.

Химический факультет, факультет наук о материалах:

1. Тема «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Душевная драма Катерины (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»).
3. Мотивы лирики А.А.Блока.

Биологический факультет, факультет биоинженерии и биоинформатики:

1. Размышления о смысле жизни любви и дружбе в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Сатирические образы в произведениях А.П.Чехова.
3. Фронтовое товарищество в изображении А.Т.Твардовского (Василий Теркин).

Факультет почвоведения:

1. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю. Лермонтова.
2. Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»*).
3. Раздумье о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне»

Геологический факультет:

1. Бородинское сражение в изображении М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.
2. Народное миропонимание и авторская позиция в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Образ Пилата, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Географический факультет:

1. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
2. Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Прекрасная Дама в лирике А.А.Блока.

Медицинский факультет:

Исторический факультет:

1. Мир «детей природы» и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль любовной интриги в пьесах А.Н.Островского («Гроза» «Лес»).
3. Тема жизни и смерти и ее художественное выражение в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан Франциске».

Филологический факультет:

1. Русская деревня в изображении А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н.Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А.Булгакова.

Философский факультет:

1. Тема чести и верности в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.
2. Тема родины в поэзии Н.А.Некрасова и А.А.Блока (сопоставительный анализ).
3. Образы будущего в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Экономический факультет:

1. Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова (Н В Гоголь «Мертвые души»).
2. Изображение русского дворянства в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3. Судьба России б поэзии А.А.Блока.

Юридический факультет:

1 «Век минувший» в произведениях А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина.
2 Проблема гармоничной личности и ее решение в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Художественное воплощение жизни поэта в лирическом герое (лирика А.А.Блока).

Факультет журналистики:


2 Образы русской природы в пьесах А.Н.Островского «Лес» и А.П.Чехова «Вишневый сад».
3 Национальный характер в прозе В.А.Распутина и В.М.Шукшина.

Факультет психологии:

1. Образы природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
2. Мастерство психологического анализа в романе Л.Н.Толстого Воина и мир».
3. Тема любви в поэзии А.А.Блока.

Институт стран Азии и Африки:

1 Мотив странствий в русской литературе первой половины ХIХ века.
2 Авторская позиция и форма ее выражения в романе Ф.М.Достоевского Преступлена и наказание».
3 Система персонажей в пьесе М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Социологический факультет:

1 Мотив судьбы в произведениях В.А.Жуковского А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2 «Двойники» в системе образов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3 «На дне» М Горького как философская драма.

Факультет иностранных языков:

1 Принципы воспитания молодого дворянина в романе И.А.Гончарова «Обломов».
2 Тема поэта и общества в лирике М.Ю.Лермонтова.
3 Человек и история в романе Л.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультет искусств:

1 Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2 Трагизм образа Базарова (по роману И С Тургенева «Отцы и дети»).
3 Тема русского характера в рассказе М А Шолохова «Судьба человека».
4 Герой времени в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
5 Женские образы в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание».
6 Образ Родины в лирике А.А.Блока и С А.Есенина.

Факультет государственного управления:

1 «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова (сопоставительный анализ)
2 Смысл названия пьесы А.Н.Островского «Гроза» и ее идейное содержание
3 Образ Города в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Высшая школа бизнеса:

1 Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова
2 «Дворянское гнездо» в изображении А.П.Чехова («Вишневый сад»)
3 Тема счастья в поэзии А А Блока.

Факультет мировой политики:

1 Печорин и Раскольников проблема раздвоения личности.
2 Роль художественной детали в произведениях А.П.Чехова.
3 Лирическое и эпическое в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина».

Абитуриентская доля, особенно когда речь идет о поступлении в такой престижный ВУЗ, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, очень нелегка. Какие бы темные слухи ни ходили вокруг приемных экзаменов в университет, как бы родители вчерашнего школьника ни суетились, разыскивая нужного человека, чтобы с его помощью попасть в "нужный" список, самого абитуриента все это не касается — ему предстоит выдержать три-четыре сложных экзамена (в зависимости от выбранного факультета), подготовка к которым, как правило, начинается за год, а то и за два. И несмотря на долгие часы, проведенные за книгами и в компании с высокооплачиваемыми репетиторами, абитуриента, когда он переступает порог аудитории и остается один на один с экзаменаторами, охватывает вполне понятный страх.

Самый, пожалуй, сложный экзамен, который сдается практически на всех факультетах МГУ, это сочинение. На гуманитарных специальностях он — главный, первый по очереди и наиболее ответственный. Оценки за остальные экзамены абитуриенту будут выставлять с оглядкой на оценку за письменную работу по русскому языку и литературе. На технических и естественнонаучных факультетах сочинение пишут во вторую и третью очередь, но и там этот экзамен представляет из себя существенное препятствие для поступающего, просто потому, что будущий физик весь предыдущий год готовился к экзамену по физике, отодвигая чтение и анализ произведений Пушкина и Толстого на второй план. Поэтому нередки случаи, когда при поступлении на технический факультет с высоким конкурсом абитуриенты, успешно сдавшие профильные экзамены, "резались" именно на сочинении.

Следует иметь в виду, что абсолютных критериев оценки качества вступительных сочинений нет. Есть ежегодно складывающаяся ситуация: приемная комиссия каждого факультета по мере сил пытается регулировать соотношение свободных мест и поданных заявлений. Поэтому в случае высокого конкурса проверяющим дается указание проявлять строгость по-максимуму; если конкурс небольшой, некоторые виды ошибок и неточностей разрешается игнорировать. Поэтому "четверка" за сочинение, написанное на, допустим, филологическом факультете МГУ, и та же "четверка" на факультете почвоведения — совсем не одно и то же. Конкурс на филфаке (как и на журфаке, юридическом, историческом, психологическом, философском факультетах) традиционно высок, и чем больше "троек" и "двоек" экзаменаторы выставят на первом экзамене, тем легче потом будет приемной комиссии укомплектовать будущий первый курс нужным количеством студентов, не обижая остальных и не давая им повода для апелляций и судебных исков (как правило, оспорить устный экзамен проще, чем письменный).

Сочинения проводят и оценивают члены экзаменационных комиссий. В них обычно входят преподаватели МГУ с факультетов литературно-языкового профиля — филологического и факультета журналистики, иногда присоединяются сотрудники факультета иностранных языков. Иногда в помощь к ним поступают школьные учителя. Стандартная комиссия состоит из пятнадцати-двадцати человек, часть из которых — филологи, часть — журналисты, часть — школьные преподаватели. Каждая такая комиссия в течение всего хода приемных экзаменов обслуживает от двух до четырех факультетов МГУ (всего их около тридцати).

При этом все построено так, чтобы сами экзаменаторы (и вообще посторонние люди) как можно дольше ничего не знали ни о темах, ни о том, на каком факультете они будут принимать экзамен и кто у них будет старшим. Также в целях секретности после экзамена работы шифруются: абитуриенты подписывают только титульный лист, а собственно работа (чистовик и черновик) после экзамена отделяется от титульного листа, обозначается специальным шифром и передается на проверку. По этой причине поступающим не разрешают подписывать вложенные листы и вообще оставлять на них какие-то специальные метки. К тому же каждый отдельный экзаменатор на проверке имеет дело не более чем с сорока-пятьюдесятью сочинениями, таким образом риск того, что заинтересованный человек пристрастно проверит нужную ему работу, сведен к минимуму. Кроме того, каждую работу в обязательном порядке проверяют два человека, а "двойки" и "пятерки" перепроверяют еще по несколько раз.

Сам экзамен проходит в больших, так называемых поточных, аудиториях различных корпусов МГУ. Если абитуриентов не более ста — ста тридцати человек, они помещаются в одну аудиторию, если больше — разбиваются на группы по сто, сто пятьдесят, двести человек. Все группы пишут работы в один день, в одно и то же время. На экзамен разрешается приносить с собой только ручки и трафареты (для письма на нелинованной бумаге), а также воду и шоколад. При входе в аудиторию абитуриентов допрашивают на предмет наличия мобильных телефонов (списывать по телефону — новшество, появившееся недавно), рассаживают (как правило, через ряд и через место), снабжают бумагой (все листы стандартной формы, со штампом соответствующего факультета).

Перед самым началом экзамена старший экзаменатор обращается к присутствующим со стандартным объявлением. Он спрашивает абитуриентов о самочувствии (до объявления тем больные могут уйти и потом писать с другим факультетом), напоминает, что в аудитории во время экзамена запрещается разговаривать, самовольно покидать свое место, пользоваться шпаргалками, писать ручками красного и зеленого цветов, ручками разных цветов, пользоваться карандашами и резинками, сообщает, что выход из аудитории в туалет разрешен не раньше, чем через два часа после начала экзамена и только в сопровождении дежурных и так далее. Под конец он объясняет правила оформления работы.

Затем наступает самое интересное — на свет появляются темы. Они составляются в ректорате МГУ и экзаменаторам передаются в последнюю минуту, в запечатанном конверте. Темы оглашаются вслух (с этого момента начинается отсчет начала экзамена) и крупно пишутся на доске. Как правило, одна из них касается русской литературы первой половины XIX века, вторая — второй половины и третья — литературы ХХ века. Через четыре часа абитуриенты должны сдать готовые работы.

Срок очень небольшой, учитывая, что поступающему предстоит придти в себя, собраться с мыслями, выбрать тему, написать сочинение на черновике, перечитать и перепроверить его и переписать на чистовик. При этом далеко не все готовились именно к тем темам, которые были объявлены, не все понимают постановку тем, не все уверены в своих знаниях настолько, чтобы немедленно приступить к работе. Поэтому первые полчаса у основной массы абитуриентов уходят на то, чтобы справиться с волнением и сосредоточиться. Потом аудитория успокаивается, абитуриенты погружаются в работу.

Большая часть поступающих честно сражается с темой один на один; меньшая часть полагается на разговоры с соседями и на шпаргалки. И то и другое экзаменаторы, присутствующие в аудитории (обычно три — пять человек), пресекают. Особенно болтливых отсаживают, чтобы они не мешали другим, шпаргалки ловят и провинившихся безжалостно выставляют с экзамена (это автоматически означает "двойку" и непоступление в университет).

Техника пользования шпаргалками за последние годы не претерпела значительных изменений — разве что появились карманного формата издания типа "Золотых школьных сочинений", которые удобно проносить с собой на экзамен. Но, во-первых, в этих изданиях публикуют полную чушь (которую, даже если перепишешь, легко могут оценить на "тройку" или "двойку"), а во-вторых, даже заучивание "золотых" сочинений на память не гарантирует, что тема, предложенная на экзамене, совпадет с опубликованной хотя бы на тридцать процентов.

Кроме того, экзаменаторы, которые во время экзамена ходят по рядам, — профессиональные преподаватели МГУ, принимающие по две сессии в год и легко замечающие списывающих. У такого человека, как правило, специфический вид — или чересчур напряженный, или чересчур активный. Любителей шпаргалок подводят нервы — риск очень высок, а вчерашние школьники не настолько хорошо владеют собой, чтобы в течение четырех часов убедительно играть роль человека, выдумывающего сочинение из головы. Как правило, экзаменаторы сразу чувствуют напряжение в том или ином углу аудитории и засекают подозрительных. Остальное — дело техники, у каждого преподавателя имеется свой набор охотничьих приемов. Впрочем, нет правил без исключений, и кому-то списывать все же удается — но чаще всего там, где у экзаменаторов нет установки на строгое "прореживание" абитуриентов.

После того как все работы сданы и зашифрованы в приемной комиссии, начинается проверка. В зависимости от количества сочинений она длится два-три дня. Экзаменаторам предстоит оценить грамотность автора каждой работы и то, насколько он разбирается в литературном материале и умеет внятно излагать свои мысли. "Пятерки" ставят крайне редко — для этого работа должна быть идеальной. Такое сочинение может написать только человек безусловно грамотный, с хорошо поставленным стилем, твердо знающий русскую литературу и неплохо владеющий литературоведческими понятиями. Пять-шесть "пятерок" на поток, даже многочисленный, — редкость. Ни одной "пятерки" — норма.

Самый сложный случай — относительно грамотная работа, с хорошей "дробью", но написанная не по теме. "Дробь" — это соотношение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок (кроме них учитываются также ошибки фактические и логические). Работа с "дробью" 0/1/0 или 0/0/1 еще может претендовать на "пятерку", а, скажем, 3/3/2 или 4/1/1 — это уже верная "тройка". Для того чтобы получить "двойку", достаточно сделать пять орфографических, или шесть пунктуационных, или шесть грубых стилистических ошибок. Однотипные ошибки отмечаются и "обнуляются", то есть в дробь засчитывается только первая из них.

К каждой работе проверяющий пишет рецензию — когда краткую ("Тема не раскрыта, автор работы в недостаточной степени владеет литературным материалом, в работе много ошибок"), когда развернутую, если надо доказать, что, несмотря на общую грамотность, абитуриент писал не по теме. Тут в ход идет литературоведческая терминология, учитывается количество словесных и смысловых повторов, общих и совершенно не нужных рассуждений (вроде "Александр Сергеевич Пушкин — гениальный русский поэт и писатель первой половины девятнадцатого века. Мы до сих пор с удовольствием читаем его произведения. Они учат нас быть честными, умными и достойными."), умение абитуриента мыслить и излагать свои мысли, его знания материала и так далее. Развернутых рецензий требуют и работы, получившие "четверку" или "пятерку" — тут, напротив, надо доказать, что данное сочинение по праву претендует на высокую отметку.

Наконец, все работы проверены и все оценки выставлены. Начинается следующий этап письменного экзамена — показ. Каждый абитуриент имеет право в установленное время придти и посмотреть, какие ошибки экзаменаторы нашли в его сочинении. Добрая половина из поступающих на показе хватается за голову — они, безусловно, знали правила и не наделали бы столь глупых и очевидных ошибок, если бы у них было больше времени, если бы не экзаменационный стресс, если бы не нервы... Что поделаешь, экзамен есть экзамен.

Те, кто недоволен рецензией или "дробью", имеют право подать апелляцию, изложив свои претензии в письменном виде. После показа собирается апелляционная комиссия, которая рассматривает каждое заявление. Сразу следует сказать, что апелляции удовлетворяются редко. Среди абитуриентов немало людей, которых родители настраивают на борьбу до конца — получил "двойку", все равно иди на апелляцию, бейся, доказывай, что ты прав, авось, поможет. Как правило, не помогает. К тому же на апелляции, после еще одной пристальной проверки, в работе могут найти новые ошибки и не повысить, а понизить оценку.

Лишь после этого экзамен считается законченным — абитуриенты готовятся к очередному испытанию, экзаменаторы — к приему очередного потока экзаменуемых. Или все радуются, что очередная лихорадка, связанная с летним поступлением в МГУ, осталась позади. Каков бы ни был результат.

Поэтом быть ты не обязан, но гражданином должен быть Ну и, конечно, "перлы" — без них не обходится ни один письменный экзамен по русскому языку и литературе. Порой та или иная работа производит такое впечатление, будто автор лишь вчера впервые взялся за перо, настолько неуклюже он владеет письменной речью. Но пусть читатель вспомнит свои собственные выпускные или вступительные сочинения, пусть учтет, что абитуриенты в течение четырех часов борются не столько с русским языком, сколько со своим волнением и общим экзаменационным стрессом, и пусть он не будет строг к авторам нижеследующих высказываний...

В этом году на вступительных экзаменах ряда факультетов МГУ были предложены темы по творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова. В целях человеколюбия мы приводим отрывки из сочинений абитуриентов без учета их специфической орфографии и пунктуации.

В лицее из кучерявого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Кстати, эта фраза — из "Золотых сочинений", встретилась несколько раз на разных потоках.

Допустим, в лицейский период жизнь Пушкину казалась веселой и беспроблемной, а уже после лицея он понял, что это не так.

Но параллельно с эволюцией в гражданской лирике у Пушкина обнаруживаются агрессивные взгляды в плане политического строя.

"Воздвиг я памятник нерукотворный, к нему не зарастет народная трава..."

Не стало великого гения... А его стихотворения актуальны и по сей день. Они пробудили во мне патриота, взирающего на страну как кузницу талантливых людей. Я постараюсь построить свою жизнь в срезе великих идей и замыслов.

Пушкин верит в светлое будущее России и понимает, что его юность прошла и пора как-то проявить себя.

Увидев реальную картину деревенской жизни, Пушкин невольно начинает переход от романтизма к реализму.

Пушкин-реалист, набравшись опыта, понимает, что жизнь совсем не прекрасна, как он раньше думал.

Литература закостенела, она умирала, выставив всему миру напоказ свой вывалившийся и почерневший язык.

Пушкин был первым, кто преступил границы жанров, он разрушил стены тюрьмы, его убили тюремщики, но, черт побери, если волной крови, хлынувшей из его разорванной груди, не смыло целую армию этой, трупного вида, шагающей плоти, именовавших себя литераторами.

Стихи Пушкина рождались больными и недоношенными.

И все так же в наше время встречаются Софьи, которые из-за правил в обществе не идут к своим Чацким, а наоборот — отвергают их. А после этого идут к своим Молчалиным и надеются на вечную любовь и преданность друг другу.

Если бы царь знал, что эта женщина замужем, он бы не позволил Кирибеевичу ее трогать.

Эпиграфом к своему сочинению я взяла слова М. Горького, который говорил, что смелый, храбрый человек безумен.

Жизненным предназначением М.Е. Салтыкова-Щедрина было донесение до народных масс всего того, что происходит вокруг: несправедливости, лицемерия, подлости и непонимания людьми друг друга.

После выстрела пистолетом в потолок посыпались деньги, и множество рук потянулось за летящими бумажками. Писатель снова использует сатиру, когда рисует картину большого скопления голов, рук и тел, извивающегося по направлению к деньгам.

Поразительно, до каких высот доходит воображение Михаила Булгакова.

Булгаков — писатель, вошедший в умы многих читателей, он в своем романе "Мастер и Маргарита" с особой точностью отразил изображение московского быта. Ярким примером этого изображения является московская "интеллигенция", где каждый из людей принадлежит к разным кругам общения, но вместе составляющие нашу "проблему". Из этого вытекает, что все они занимаются тем делом, которое для них не имеет ни малейшего значения.

А тот факт, что Иван Бездомный купался в Москве-реке, говорит о еще хорошей экологии города.

Итак, жизнь и быт москвича тридцатых годов разнообразен. Живет он, скорее, в коммунальной квартире, в большом мегаполисе. Он может культурно отдохнуть, поесть в ресторане, имеет множество других возможностей. Но его жизнь и его быт во многом зависят от других людей. А это, к сожалению, создает для него множество новых проблем.

Здравствуйте! Сколько дополнительных баллов будет начисляться при поступлении в МГУ на юридический факультет в 2017 году за золотой значок ГТО, а также за золотую медаль и "президентское" сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ? Что касается последнего, то хотелось бы тоже понимать, каковы критерии оценки сочинения? Если абитуриент является и обладателем золотого значка ГТО, и золотой медали за окончание школы, то дополнительные баллы суммируются или начисляются за что-то одно? И последнее - какой алгоритм действий при поступлении на программу двойных дипломов? И на каких факультетах она действует? Заранее благодарю за ответ.

10.05.2017 | - деканат юридического факультета

При приеме в МГУ в 2017 г. на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения:

Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца - 2 балла;

Наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием - 5 баллов;

Оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования - не более 3 баллов.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

06.06.2016 | Минера

Прямая ссылка

Добрый день. Подскажите пожалуйста, какие документы предоставляются для подтверждения сдачи сочинения в 2016 году. Спасибо за ответ.

23.06.2016 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Вам необходимо указать в личном заявлении факт написания итогового сочинения. Подтверждение написания итогового сочинения осуществляется автоматически в Федеральной информационной системе обеспечения проведения единого государственного экзамена и приёма граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего образования.

21.01.2016 | Виктор Бушуев

Прямая ссылка

Здравствуйте. Я обучаюсь в одной из школ Санкт-Петербурга. В декабре все одиннадцатиклассники писали обязательное итоговое сочинение по литературе, за которое в Университете начисляется до 3-ех дополнительных баллов. Есть ли необходимость получать копию данного сочинения в школе, чтобы предоставить его в Приемную комиссию при подаче документов, или есть специальный ресурс, благодаря которому Университет получит доступ к моему сочинению?

05.02.2016 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

Доступ к итоговым сочинениям абитуриентов будет осуществляться автоматически. От абитуриента требуется только указать в личном заявлении на факт наличия такого сочинения.

11.12.2015 | Настя

Прямая ссылка

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, учитывается ли итоговое сочинение (2 декабря), при поступлении на биологический факультет МГУ?

18.12.2015 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

В соответствии с пунктом 19 Правил приема в МГУ в 2016 году в число индивидуальных достижений, за которые начисляются баллы при приеме в МГУ на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, входит оценка, выставленная по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (не более 3 баллов).

06.04.2015 | Алиса

Прямая ссылка

Здравствуйте, на пресс-конференции ректора прозвучала фраза: "Во время сдачи вступительных экзаменов для абитуриентов предусматривается возможность получить дополнительные баллы. Десять балов мы начислим, если поступающий предоставит свое проверенное и оцененное школьное сочинение. За аттестат с отличием - шесть баллов, нормы ГТО - четыре балла" Насколько актуальна эта информация для абитуриентов поступающих в этом году. В правилах поступления в МГУ это не прописано. Чему(кому) верить?

06.04.2015 | Проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса Петр Владимирович Вржещ

В соответствии с п. 19 Правил в приема в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в 2015 году предусмотрено начисление баллов за индивидуальные достижения: При приеме в МГУ на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения: . наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта - 4 балла; . наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием - 6 баллов; . оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения) порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации - не более 10 баллов. Правила приема в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в 2015 году размещены на официальном сайте МГУ по адресу: http://cpk.msu.ru/files/2015/rules.pdf

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.